• Азбука наблюдения
  • Трансформируй страх
  • Трансформируй гнев
  • Трансформируй печаль и депрессию
  • Как трансформировать ревность
  • Активные медитации Ошо
  • Медитации и упражнения по трансформации

    Примечание редактора: предполагается, что с каждой медитативной техникой или упражнением ты экспериментируешь в течение трех дней и смотришь, подходит ли оно тебе. Если ты не замечаешь изменений или техника не подходит тебе по типу, попробуй следующую. Вначале у нас нет ясности, и даже хотя упражнение или медитация могут нам нравиться, может оказаться, что они не приносят никакой пользы. И наоборот— мы можем всячески оправдывать свое нежелание экспериментировать с техникой или упражнением, которые могут принести нам наибольшую пользу!

    С методами, представленными в этой главе, можно всячески экспериментировать — попробуй с ними поиграть и найди те, которые тебе подходят.

    В основном тексте этой книги есть непрямые ссылки на активные медитации Ошо — техники, которые Ошо специально разработал для современных женщин и мужчин, живущих в быстро меняющемся, полном стресса мире. Эти медитации предназначены помочь человеку осознать эмоциональные и физические блоки и напряжения, препятствующие получению переживаний медитации, и избавиться от них. Перечень четырех основных техник, информация о каждой технике и указания, где узнать о них больше, — в конце этого раздела. Вот что говорит Ошо о знании, положенном в основу разработанных им медитативных техник:

    — Все разработанные мною техники в основном начинаются с катарсиса. Все скрытое нужно вытащить на поверхность. Вместо того чтобы продолжать подавлять эмоции, выбери в качестве пути их выражение. Не суди себя. Принимай себя таким, какой ты есть, ибо любое осуждение порождает разделение…

    — Это может показаться парадоксальным, но те, кто подавляют свой невроз, становятся все более и более нервными, тогда как те, кто сознательно выражают его открыто, от него избавляются. Если ты не будешь сознательно сходить с ума, ты никогда не будешь умственно здоровым. Р. Д. Лэнг, один из наиболее чувствительных людей на Западе, прав. Он говорит: «Разреши себе сойти с ума».

    — Если ты сумасшедший, с этим нужно что-то делать. Я предлагаю осознавать это. Что говорят на этот счет древние традиции? Они говорят: «Подавляйте это, не давайте этому волю, или вы сойдете с ума». Я предлагаю дать этому волю; это единственный путь к благоразумию. Ты должен от этого освободиться. Или это будет отравлять тебе жизнь. Избавься от этого, выведи это из организма. Нравственность— это выражение эмоций. Подходить к этому нужно очень систематично и методично. Это способ сознательно сойти с ума.

    — Ты должен сделать следующее: осознавай все, что ты делаешь, и ничего не подавляй. Это наука, и ей нужно учиться. Вместо того чтобы подавлять эмоции, выражай их.

    Азбука наблюдения

    Обычно осознанию мешают три проблемы. Это необычайно важно для каждого искателя понимания. Мы все осознаем постфактум. Вы были злы — ты ударил свою жену, а ты бросила подушку в своего мужа. Потом, когда ты успокаиваешься, ты осознаешь. Но теперь уже ничего не вернешь. Сделанного не воротишь — слишком поздно.

    Ты должен помнить три главных момента. Первое — осознавай действие непосредственно в момент его совершения. Это первая сложность для человека, который хочет научиться осознавать. Гнев как дым. Научиться осознавать его, когда он в разгаре, — первая проблема — но это возможно. Приложив немного усилий, можно этому научиться. Вначале ты заметишь, что осознаешь момент, когда гнев уже ушел и ты успокоился; скажем, ты начнешь — осознавать по прошествии пятнадцати минут. Если ты будешь упражняться, ты сможешь осознавать через пять минут. Упражняйся больше, и ты будешь осознавать практически сразу — спустя одну минуту. Упражняйся больше, и ты будешь осознавать, как гнев исчезает. Упражняйся еще больше, и ты будешь осознавать гнев в самом его разгаре. Это первый шаг к осознанию действия в момент его совершения.

    Сделать второй шаг сложнее, так как ты входишь в воду еще глубже. Второй шаг, или вторая сложность, — осознавать действие до его совершения — когда ты еще не совершил действие, но у тебя уже появилась мысль. Мысль в твоем уме появилась, но еще не была реализована. Она существует как семя, как потенциал; она может превратиться в действие в любой момент.

    Для этого нужен немного более тонкий уровень осознания. Ты совершаешь грубое действие — избиваешь человека. Ты можешь в этот момент осознавать, но мысль об этом — намного тоньше.

    В твоем уме проносятся незамеченными тысячи мыслей. Большинство этих бесконечных мыслей, однако, никогда не становится действием. В этом разница между грехом и преступлением. Преступление — это когда мысль становится действием. Ни один суд не может наказать тебя за крамольную мысль. Ты можешь думать о том, чтобы кого-то убить, но закон не может тебя за это наказать. Тебе может нравиться эта идея, ты можешь об этом мечтать, но пока ты не совершил действие, пока ты не претворил мысль в действительность — закон над тобой не властен. Только действие может считаться преступлением. Но религия пошла дальше. Она считает грехом мысль. Претворил ты ее в действие или нет — не важно, — ты совершил убийство в глубине души, ты себя запятнал.

    Вторая сложность — заметить момент появления мысли. Это возможно, только если ты преодолел первую проблему, ибо мысль по сравнению с действием — более тонкий уровень. Но это достаточно грубый уровень, чтобы его заметить; просто нужно немного практики. Спокойно сядь и наблюдай свои мысли. Просто замечай все оттенки мысли — как она возникает, как она принимает форму, как она какое-то время пребывает, как она исчезает. Она становится гостьей, и затем, когда приходит время, она тебя покидает. Множество мыслей приходит и уходит; ты хозяин, к тебе приходит и от тебя уходит множество мыслей. Просто наблюдай это.

    Не упражняйся с самого начала со сложными мыслями, начни с мыслей простых. Это облегчит тебе работу. Сядь в саду, закрой глаза и замечай каждую мысль — мысли у тебя есть всегда. Ты слышишь, как рядом лает собака, и сразу же начинаешь думать. Ты вспоминаешь собаку, которая была у тебя в детстве, как сильно ты ее любил, как она умерла и ты страдал. Потом приходит мысль о смерти, ты забываешь о собаке и вспоминаешь смерть твоей матери… потом ты вспоминаешь твоего отца… и так далее, и так далее.

    И все из-за глупой собаки, которая даже не знает, что ты сидишь у себя в саду, и лает просто потому, что не знает, чем себя занять. Она не знает о тебе, она не лает для тебя специально, но все равно твои мысли цепляются одна за другую.

    Наблюдай это, постепенно упражняйся с более сильными эмоциями. Ты злишься, ты ревнуешь, тебя обуревает жадность, — просто заметь, как у тебя появляется эта мысль. Это второй шаг.

    Третий шаг — заметить сам процесс, прежде чем он стал мыслью, в итоге выливающейся в действие. Это самое сложное; сейчас тебе трудно это даже представить.

    Мысли всегда предшествует чувство.

    Это три этапа: чувство-мысль-действие. Ты можешь даже не осознавать, что каждая мысль порождается определенным чувством.

    Если нет чувства, нет и мысли. Чувство находит воплощение в мысли, мысль находит воплощение в действии.

    Теперь ты должен сделать практически невозможное — заметить это чувство. С тобой никогда не бывало такого раньше? Не зная почему, ты чувствуешь себя немного взволнованным; мысли, которая могла бы послужить причиной твоего волнения, нет, но ты взволнован. Это некое скрытое чувство.

    Иногда ты чувствуешь грусть. Для этого нет никакой причины, нет никакой мысли, которая бы вызвала у тебя грусть; и тем не менее ты грустишь. Это означает, что это чувство пытается выйти на поверхность, из его семени пробиваются ростки.

    Если ты можешь осознавать мысль, рано или поздно ты научишься осознавать тонкие оттенки чувства. Это были три проблемы. Если тебе это удастся — ты раскроешь свою сущность.

    Действие отстоит от сущности дальше, чем мысль или чувство. Чувства скрывают твою сущность. Эта сущность универсальна. Эта сущность — цель всех, кто занимается медитацией. Эти три препятствия нужно преодолеть. Эти три препятствия — как три концентрических круга вокруг центра сущности.

    Найди время и место и оставайся в покое. В этом заключается смысл медитации. Находи каждый день по крайней мере час, чтобы спокойно сидеть и ничего не делать, просто наблюдая себя. Вначале, когда ты присмотришься к себе, тебе станет очень грустно — ты увидишь только тьму и черные дыры. Ты почувствуешь лишь страдание, ты не ощутишь никакого восторга. Но если ты будешь упорно продолжать упражняться, однажды страдание исчезнет, и окажется, что за ним скрывается восторг.

    * * *

    Ты легко это поймешь, если начнешь с малого. Если ты отправляешься утром на прогулку, наслаждайся прогулкой — птицами, солнечными лучами, облаками, ветром. Но не забывай, что ты — зеркало; ты отражаешь облака, деревья, птиц, людей. Выходя на утреннюю прогулку, помни: ты не прохожий, ты наблюдатель. Постепенно ты войдешь во вкус. Это тончайшее явление, которое не терпит спешки. Здесь нужно терпение.

    Ешь, пробуй пищу, но помни: ты наблюдатель. Вначале будет немного сложно. Вначале, если ты начинаешь наблюдать, ты прекращаешь есть, а если начинаешь есть — прекращаешь наблюдать.

    Наше сознание — как оно есть сейчас — однонаправленно. Но это можно изменить: ты можешь есть и наблюдать одновременно. Ты можешь быть в себе и наблюдать сумятицу вокруг; ты можешь стать центром циклона.

    Трансформируй страх

    Страх обладает своей собственной красотой, изысканностью, чувствительностью. Это очень тонкое чувство. Хотя слово несет в себе негативный смысл, чувство, которое оно обозначает, очень позитивное. Бояться может только живое существо; неживой материи чувство страха неведомо. Страх — свидетельство жизни, изысканности, утонченности. Да здравствует страх!

    Бойся, пусть страх сотрясает основы твоего существа — наслаждайся этим глубоким переживанием возбуждения.

    Не нужно относиться к нему как-то особенно… не следует даже называть его страхом. Ибо в тот момент, когда ты это делаешь, ты формируешь свое отношение. Ты его осуждаешь; ты говоришь, что страх — это неправильно. Ты настороже, ты от него бежишь, ты отделяешь себя от него на очень тонком уровне. Поэтому не называй его страхом. Ты должен прекратить вешать ярлыки, это один из главных моментов. Просто наблюдай чувство как оно есть. Дай ему волю, наблюдай его со стороны.

    Беспристрастное наблюдение со стороны — очень медитативное состояние. Будь упорен, не давай уму тобой манипулировать. Не позволяй уму использовать язык, слова, ярлыки, категории, так как это бесконечный процесс. Одно, как снежный ком, влечет за собой другое. Просто наблюдай это — но не нужно называть это страхом.

    Пусть будет страх

    Бойся, дрожи — это замечательно. Забейся в угол, заберись под одеяло и бойся. Веди себя, как испуганный дикий зверь. Что делает маленький ребенок, когда он боится? Он плачет. Или дикий человек? Только у диких людей, когда они охвачены страхом, волосы стоят дыбом. Цивилизованные люди это переживание уже забыли; сейчас это просто превратилось в метафору. Мы думаем, что это просто слова. Но это не так. Это действительно происходит.

    Если ты позволяешь страху тобой овладеть, твои волосы встают дыбом. Тогда ты впервые узнаешь, какое замечательное явление страх. Ты узнаешь, что в этой суматохе, в этом циклоне есть точка покоя, где тебя никто не может потревожить. А если тебя не может потревожить страх, тебя не может потревожить смерть. Тьма и страх повсюду вокруг, только небольшой центр полностью за их пределами. Ты не стараешься быть за пределами страха — ты позволяешь страху полностью тобой завладеть и вдруг ощущаешь контраст — ты осознаешь точку покоя. Страх — это врата, ведущие к твоей человеческой сущности.

    Сделай то, чего ты боишься

    Всякий раз, когда у тебя возникает страх, помни: не нужно от него убегать, это не способ от него избавиться. Погрузись в него. Если ты боишься темноты, отправляйся темной ночью на прогулку. Это единственный способ преодолеть свой страх. Это единственный способ превзойти страх. Отправляйся поздно ночью на прогулку; для тебя нет ничего более важного. Посиди один, подожди, остальное сделает ночь.

    Если чувствуешь страх — бойся. Не пытаясь избавиться от страха, скажи ночи: «Делай все, что хочешь. Я здесь». Ты увидишь — ты успокоишься через несколько минут. Тьма перестанет быть тьмой и превратится в свет. Это необыкновенно приятное ощущение. Ты можешь к нему прикоснуться — к его музыке, бескрайности, густой тишине. Ты будешь им Наслаждаться, ты скажешь: «Как же я был глуп, что боялся этого замечательного переживания!»

    Никогда не беги от страха. Иначе это создаст блок, и ты не сможешь развить в этом направлении свою сущность. Страх — лучший советчик. Он указывает тебе, куда тебе нужно двигаться. Страх — это вызов. Он зовет тебя — «Иди!». В своей жизни ты будешь испытывать страх часто. Каждый раз принимай вызов, погружайся в страх. Никогда не беги от него, не будь трусом. Тогда ты однажды обнаружишь удивительные сокровища, которые скрывает страх. Так ты можешь развиваться многосторонне.

    Помни: все живое вызывает страх. Неживое страх не вызывает, ибо в нем нет вызова.

    Расслабься, наблюдай

    Если ты испуган — просто расслабься. Признай тот факт, что ты испытываешь страх, но ничего не делай. Просто не замечай его.

    Наблюдай свое тело. В нем не должно быть никакого напряжения. Если в теле нет напряжения, страх исчезает автоматически. Страх создает в теле состояние напряжения, которое он мог бы использовать в качестве опоры. Если тело расслабленно, страх должен исчезнуть. Если человек расслаблен, он не может бояться. Ты не можешь испугать расслабленного человека. Даже если чувство страха и возникает, оно приходит и уходит как волна; оно не пускает корни.

    Страх приходит и уходит, как волна, не затрагивая тебя. Это прекрасно. Если же он пускает корни и начинает расти, это похоже на рост раковой опухоли. Он разрушает тебя изнутри.

    Поэтому, если ты чувствуешь испуг, следи, чтобы тело не было напряжено. Ляг на пол и расслабься, расслабление — это противоядие от страха. Страх придет и уйдет. Просто наблюдай.

    Наблюдай безучастно. Принимай все происходящее как должное. Жаркий день? Что ты можешь с этим сделать, твое тело потеет, но ты должен терпеть. Скоро придет вечер и подует прохладный ветер. Расслабься и просто наблюдай это. Если однажды тебе это удастся — а это скоро произойдет, — ты увидишь, что, если ты расслаблен, страху не за что зацепиться.

    Засыпай, умирая

    Ночью, прежде чем заснуть, лежа в постели в течение пяти или десяти минут, попробуй представить, что ты умираешь… делай это каждую ночь. Ты сможешь делать это в течение недели, тебе понравится. Ты будешь удивлен, сколько высвободится напряжения. Позволь телу умереть или, умирая, заснуть. И утром ты почувствуешь себя бодрым и полным энергии. Энергия гармонизируется.

    Трансформируй гнев

    Помни: когда мы направляем нашу энергию в гнев, она становится живой. Это не энергия в чистом виде; она зависит от нас. Если мы наблюдаем, мы это не поддерживаем. Через несколько секунд или минут энергия исчезает. Не найдя за что зацепиться, не найдя тебя, увидев, что ты далеко, наблюдатель на холме, она растворяется, исчезает. И это прекрасно. Это очень хороший опыт.

    Когда видишь, как исчезает гнев, у тебя возникает огромное спокойствие — затишье после бури. Ты будешь удивлен тому, что каждый раз, когда возникает гнев и ты можешь его наблюдать, ты погружаешься в спокойствие, которого ты раньше никогда не знал. Ты погрузишься в такую глубокую медитацию… Когда гнев исчезнет, ты почувствуешь себя таким молодым, таким бодрым, таким невинным, каким ты никогда себя раньше не знал. Ты будешь даже благодарен гневу; ты не будешь на него зол, ведь это дало тебе новое замечательное пространство для жизни, совершенно новый опыт. Ты использовал его, ты превратил его в средство достижения своей цели.

    Это пример творческого использования отрицательных эмоций.

    Просто злись

    Когда ты злишься, нет нужды злиться на кого-то; просто злись. Пусть это станет медитацией. Закройся в комнате один; пусть весь твой гнев поднимется наружу. Если хочешь кого-то избить, побей подушку…

    Делай все, что хочешь; подушка не будет возражать. Если ты хочешь ее убить, возьми нож и убей ее. Это поможет. Мы даже не представляем, какой полезной может оказаться подушка. Избей ее, выбрось ее. Если злость у тебя вызывает кто-то конкретно, напиши на подушке его имя или приклей к ней его фотографию.

    Преврати гнев в медитацию и потом посмотри, что произойдет. Ты почувствуешь, как гнев исходит из всего твоего тела. Если не подавлять его, он заполнит собой каждую клеточку твоего тела. Гнев заполнит каждую пору твоего тела. Все твое тело сойдет с ума.

    Не мешай этому.

    Ты будешь чувствовать себя глупо и нелепо — гнев нелеп; ты ничего с этим не сделаешь. Поэтому оставь все как есть и наслаждайся гневом как явлением энергии. Ибо гнев — это явление энергии. Если ты не причиняешь никому вреда, в нем нет ничего плохого. Если ты будешь в этом упражняться, мысли о том, чтобы причинить кому-нибудь вред, скоро исчезнут. Можешь практиковать это каждый день — скажем, по двадцать минут каждое утро.

    Наблюдай себя в течение всего дня. Так как ты избавился от энергии, нашедшей выход в виде гнева, ты станешь спокойнее; ставшая ядом энергия выведена из организма. Занимайся этим по крайней мере две недели — и спустя неделю ты будешь удивлен: ты перестанешь испытывать гнев, какая бы ситуация ни возникла.

    Сбрось бремя с плеч

    Закройся в комнате, подумай об опыте гнева, когда ты сошел с ума. Вспомни его, переживи его заново. Это просто. Оживи его в памяти, переживи его заново. Не просто вспомни, оживи его в памяти. Вспомни, как тебя оскорбили, какой была твоя реакция. Проиграй эту ситуацию заново.

    Твой ум как магнитофон, и этот случай тоже был в нем записан. Ты можешь пережить то же самое чувство. Твои глаза нальются кровью, тебя начнет лихорадить, ты снова все это переживешь — ты должен не просто вспомнить, ты должен снова это почувствовать. Это даст уму нужный сигнал, ты вернешься к этому случаю и переживешь его заново. Но ты не должен выходить из себя.

    Начни с прошлого — это легко, потому что это игра, этой ситуации больше нет. Если ты можешь это сделать, ты сможешь это сделать в реальной ситуации, когда возникнет гнев. Такое воскрешение отдельных событий из прошлого очень полезно.

    Неисцеленные раны есть у каждого. Заново переживая эти обиды, ты избавляешься от бремени. Если ты можешь вернуться в прошлое и завершить то, что не было завершено, ты избавишься от бремени прошлого, твой ум освежится — он избавится от сора.

    Все, что не было завершено, нависает над твоим умом, как туча. Это оказывает влияние на тебя и на то, что ты делаешь. Эту тучу нужно рассеять. Вернись в прошлое и воскреси нереализованные желания, переживи заново обиды, которые тебя еще задевают. Так ты сможешь от них избавиться. Ты станешь более целостным. Научись сохранять невозмутимость в сложных ситуациях.

    Буддийский метод «заметить трижды»

    В буддизме есть особый метод, который буддисты называют «заметить трижды». Если возникает проблема — например, если кто-то вдруг чувствует гнев, ревность или жадность, — они отмечают ее три раза. Если возникает гнев, ученик должен сказать про себя три раза: «Гнев… Гнев… Гнев». Просто чтобы сосредоточить на этом свое внимание и не утратить осознание. После этого он снова возвращается к своим занятиям. Он ничего не делает с гневом, кроме того, что просто трижды его отмечает.

    Поистине удивительно! Как только ты осознаешь, замечаешь беспокойство, оно исчезает. Оно не может тобой завладеть, ибо это может произойти, только если ты утратил осознание. Этот метод делает тебя настолько осознанным, что отделяет тебя от гнева. Он там, а ты здесь. Будда советовал поступать так со всем.

    Учись бегать как маленький ребенок

    Начни утром бегать. Начав с полмили, потом мили; в конце пробегай по три мили. Во время бега задействуй все тело. Не нужно бегать, как будто на тебя надета смирительная рубашка. Бегай как ребенок, используя все тело — руки и ноги. Дыхание — глубокое, животом. Затем сядь под дерево, отдышись, пусть тебя обдует прохладный ветерок; ощути покой. Это необычайно полезно.

    Мышцы расслаблены. Если тебе нравится плавать, можно плавать. Это полезно. Но в это также нужно вкладывать всего себя. Любое занятие, в которое ты можешь быть вовлечен полностью, будет полезным. Это не вопрос гнева или какой-либо другой эмоции. Главное — быть вовлеченным полностью; тогда ты сможешь испытывать как гнев, так и любовь. Тот, кто знает, что значит вкладывать всего себя, может применить это ко всему; чего это касается — совершенно не важно.

    Работать с гневом напрямую сложно, поскольку он скрыт глубоко в подсознании. Поэтому ты должен действовать непрямо. Бег поможет избавиться от гнева и страха. Когда ты долго бежишь и глубоко дышишь, ум перестает функционировать, в права вступает тело. Посиди несколько минут в тени дерева, насладись прохладным ветерком. В уме никаких мыслей. Ты — тело, внутри которого стучит сердце; организм, который находится в гармонии с природой; ты словно животное.

    В течение трех недель ты ощутишь глубинные изменения. Как только исчезнет, расслабится гнев, ты почувствуешь себя свободным.

    Помни, что ты — источник

    Тебя кто-то обидел — в тебе вмиг вскипает гнев. Гнев направлен на того человека, который тебя оскорбил. Ты выплескиваешь свой гнев на другого человека. Он ничего тебе не сделал. Если он тебя обидел — что он сделал? Он тебя задел, он помог твоему гневу подняться наружу — но это твой гнев.

    Источник гнева — не другой человек, а ты сам. Другой человек только задевает тебя. Но если у тебя внутри нет гнева, он не может выйти наружу. Если ты заденешь Будду, он лишь проявит сострадание. Он не отреагирует гневом, ведь он его просто не знает. Если ты бросишь ведро в пустой колодец, ты ничего не получишь. Если ты бросишь ведро в полный колодец, ты вытащишь ведро, полное воды. Но это вода из колодца. С помощью ведра ты ее всего лишь достаешь. Поэтому тот, кто обижает тебя, просто бросает в тебя ведро, и затем ведро возвращается, полное гнева, ненависти, кипящего внутри у тебя огня. Не забывай: ты просто источник.

    Помни: ты — источник всего, что ты проецируешь на других людей. Независимо от соображений за и против, загляни внутрь себя, обратись к источнику ненависти. Сохраняй сосредоточенность, не переноси внимание на объект. Другой человек дает тебе шанс осознать свой собственный гнев — скажи ему сразу же спасибо и забудь о нем. Закрой глаза, загляни внутрь себя, обратись к источнику, откуда происходят любовь и гнев. Уйди в себя. Ты обнаружишь источник, откуда происходит гнев.

    И любовь, и ненависть — все происходит из твоего источника. В момент, когда ты ощущаешь чувство гнева, любви или ненависти, обратиться к источнику легко. Так как это сильные эмоции, легко обнаружить их источник. Ты можешь обратиться к нему, используя их силу. Когда ты достигаешь точки покоя, перед тобой открывается иное измерение, иной мир. Используй для этого любовь, используй для этого ненависть, используй для этого гнев.

    Линь Ци, один из величайших дзэн-мастеров, говорил: «В молодости я любил плавать на лодке. У меня была маленькая лодка, я плавал по озеру один. Это могло длиться несколько часов.

    Однажды была прекрасная ночь, я медитировал в лодке, закрыв глаза. Но лодка, которую несло вниз по течению, ударила мою лодку. Мои глаза были закрыты, я подумал: «Кто-то в этой лодке ударил мою лодку». Я сильно разозлился. Я открыл глаза и уже было собрался сказать что-то в гневе этому человеку, как вдруг осознал, что лодка пуста! Я не мог выплеснуть свой гнев. На кого я мог его излить? Лодка была пуста, ее несло течением и прибило к моей лодке. Что я мог сделать? Я не мог злиться на пустую лодку».

    Линь Ци продолжал: «Я опять закрыл глаза. Я все еще был зол — не зная, что делать, я закрыл глаза и вернулся мыслями назад. Эта пустая лодка помогла мне понять. Той безмолвной ночью я осознал суть, она стала моим учителем. Теперь, если кто-то оскорбляет меня, я смеюсь и говорю: «Эта лодка тоже пустая». И я закрываю глаза и ухожу в себя».

    Трансформируй печаль и депрессию

    Примечание редактора: как упоминает Ошо в своих более ранних книгах, по большей части наши печаль и депрессия связаны с подавленным гневом. Экспериментируя с методами предыдущего раздела, мы работаем с ними естественным образом. В этом разделе вашему вниманию предлагается еще несколько методов.

    Учись обнаруживать внутреннюю улыбку

    Попробуй следующее, когда ты счастлив: когда ты сидишь и ничем не занят, расслабь свою нижнюю челюсть и слегка приоткрой рот. Дыши ртом, но неглубоко. Твое тело как будто становится пустым. Когда ты почувствуешь, что твое дыхание стало очень поверхностным, рот раскрылся, челюсть расслабилась, ты также почувствуешь, как расслабилось твое тело.

    В этот момент начни чувствовать улыбку— не на лице, но на всей твоей внутренней сущности. Это не улыбка, которая появляется на губах, это экзистенциальная внутренняя улыбка.

    Попробуй это сегодня вечером, чтобы узнать, что это такое, потому что это невозможно объяснить. Не нужно растягивать губы в улыбке; ты словно улыбаешься из живота. Это улыбка, это не смех. Она легкая, тонкая, нежная — как будто у тебя в животе расцвел маленький бутон розы и его аромат наполнил все тело.

    Узнав однажды, что это такое, ты можешь быть счастливым двадцать четыре часа в сутки. Если тебе не хватает счастья, закрой глаза, вспомни об этой улыбке, и к тебе вернется это ощущение. Можешь сколько угодно вспоминать о ней и в дневное время. Она всегда с тобой.

    Делай выбор

    Один суфийский мистик счастливо прожил всю свою жизнь — никто никогда не видел, чтобы он был невеселым, — он всегда смеялся, ароматом праздника была наполнена вся его жизнь. Когда он умирал — на своем смертном одре он все так же весело смеялся, — ученик спросил: «Ты нас удивляешь. Ты по-прежнему смеешься — как тебе это удается?»

    Старик сказал: «Все очень просто. Я пришел к своему учителю, когда был совсем еще молод. Мне было только семнадцать лет, а я уже был несчастен. А мой семидесятилетний учитель сидел под деревом и смеялся без всякой причины. Ничего не происходило, рядом не было никого, кто бы мог его рассмешить. Он смеялся, держась за живот. Я спросил его: «Что с тобой? Ты сошел с ума?»

    И он ответил: «Когда-то я был так же печален, как и ты. Но потом я понял: это мой выбор, это моя жизнь». С того самого дня каждое утро, когда я просыпаюсь, первое, что я делаю… прежде чем открыть глаза, я говорю себе: «Абдулла — это было его имя, — чего ты хочешь? Страдания? Счастья? Что ты выбираешь для себя сегодня?» И я всегда выбираю счастье».

    Смех/Насыщение энергией земли/Танец

    Спокойно сядь, представь, что смеются свои внутренности, хохочет, смеется все твое тело. Начни раскачиваться в порыве смеха; пусть смех распространится из живота на все тело — смеются руки, смеются ноги. Забудься в нем. Смейся так двадцать минут. Если ты смеешься громко, не страшно. Иногда ты смеешься громко — иногда тихо. Ты должен смеяться двадцать минут. Затем ляг на землю или на пол; ляг на живот, вытянись на полу. Если погода теплая, лучше делать это на земле в саду. Еще лучше, если ты можешь раздеться догола. Ляг всем телом на землю, почувствуй, что земля — твоя мать. Растворись полностью в этом ощущении.

    Двадцать минут смеха, затем двадцать минут глубокого общения с землей. Дыши с землей одним дыханием, стань с землей единым целым. Мы пришли из земли и однажды в нее уйдем. Двадцать минут насыщайся энергией земли — ибо земля даст тебе столько энергии, что твой танец приобретет другое качество, — потом двадцать минут танцуй. Это может быть любой танец. Включи музыку и танцуй.

    Если это сложно, если погода холодная или у тебя нет частного пространства на свежем воздухе, можешь делать то же самое в своей комнате. Но лучше делать это на свежем воздухе. Если погода холодная, накройся шерстяным одеялом. Ищи различные средства и способы, но продолжай. Через шесть-восемь месяцев таких занятий ты заметишь значительные перемены.

    Чем хуже, тем лучше

    Стань на сорок минут плохим — настолько, насколько это только возможно. Запрись, разбросай по комнате подушки. Отключи-телефон, скажи всем, чтобы тебя не беспокоили в течение часа. Повесь на дверь записку, чтобы в течение часа тебя не тревожили. Создай мрачную атмосферу. Поставь депрессивную музыку, почувствуй себя умирающим. Сядь и почувствуй себя плохим. Повторяй «нет» как мантру.

    Представь сцены из прошлого — когда ты ощущал депрессию, не хотел жить и думал о самоубийстве, — приукрась их. Воссоздай заново эту ситуацию. Твой ум будет тебе мешать. Он будет говорить: «Что ты делаешь? Ночь так прекрасна, на небе полная луна!» Не слушай ум. Скажи уму, чтобы он возвращался позже, ибо сейчас ты полностью посвятил себя всему плохому. Плачь, рыдай, кричи, вопи, ругайся, делай все, что ты хочешь. Но помни одно — ты не должен быть счастливым. Не оставляй счастью ни малейшего шанса. Если поймаешь себя на обратном, немедленно дай себе пинка! Вернись назад, начни бить подушки, сражаться с ними. Будь отвратительным! Ты обнаружишь, что быть плохим в течение сорока минут очень сложно.

    Это один из основных законов ума — если ты стараешься сделать что-то плохое осознанно, у тебя ничего не получается. Но ты все равно это делаешь — и если ты делаешь это осознанно, ты ощущаешь разделение. Ты это делаешь, но ты наблюдатель; ты не уходишь в это действие с головой. Возникает дистанция, и это прекрасно.

    Через сорок минут резко из этого вынырни. Отбрось подушки в сторону, зажги свет, поставь красивую музыку и двадцать минут просто танцуй. Скажи: «Да! Да! Да!» — пусть это станет твоей мантрой. После этого прими хороший душ. Это поможет тебе избавиться от всего отрицательного и позволит принять позитивное отношение ко всему.

    Действуй от противного

    Если ты часто гневаешься, сделай что-то противоположное, чтобы избавиться от пагубной привычки. Если ты избавляешься от пагубной привычки, высвобождается энергия. Если ты не используешь эту энергию, привычка снова возвращается; иначе куда может исчезнуть эта энергия? Поэтому всегда совершай что-то с точностью до наоборот.

    Если тебе грустно, попробуй себя развеселить. Это сложно, потому что привычный путь — путь наименьшего сопротивления. Следовать ему легче. А чтобы себя развеселить, нужно приложить усилие. Ты должен осознанно дать бой мертвым привычкам твоего ума. То есть тебе нужно будет его перепрограммировать. Создать новую привычку быть веселым и счастливым.

    Если ты не создашь новую привычку быть счастливым, вернется старая привычка. Ибо энергии нужен выход, ты не можешь ее этого лишить. Ты просто умрешь, ты задохнешься. Если энергия не становится любовью, она прокисает, горкнет и превращается в печаль и гнев. Печаль, как и гнев или несчастье, — не проблема. Проблема в том, чтобы снова не вернуться в прежнюю колею.

    Поэтому живи немного более осознанно. И если ты обнаруживаешь, что возвращаешься к старым привычкам, тут же сделай что-то в точности противоположное. Не жди ни единой секунды! Это просто — нужно только уметь это делать. Просто нужно что-то сделать.

    Что угодно. Можешь пуститься в танец или отправиться на длительную прогулку. И ничего, что вначале твой танец будет немного грустным. Это нормально — тебе грустно, как ты можешь сразу развеселиться? Начни танцевать в печальном настроении, грусть уйдет — ты привнес в свою грусть нечто новое. Раньше, когда ты был несчастен или тебе было грустно, ты никогда не танцевал. Ты загнал свой ум в тупик. Поскольку он оперирует только известным, он не знает, что думать. Появляется что-то новое, и ум уже неэффективен.

    Мы все специалисты в том, что касается печали, гнева, несчастья. Ты боишься потерять этот действенный опыт.

    Чувствуешь грусть — танцуй. Или встань под душ и наблюдай, как из твоего тела уходит грусть. Почувствуй, как вода смывает грусть, точно так же как она смывает грязь и пот. И посмотри, что произойдет.

    Как трансформировать ревность

    Если ты страдаешь от ревности, наблюдай, как она появляется — как она завладевает тобой, окружает тебя, омрачает твой ум, пытается тобой манипулировать. Как она подталкивает тебя к пути, которым ты никогда не хотел следовать, как она создает у тебя огромное чувство разочарования, как она разрушает твою энергию, как она погружает тебя в состояние депрессии. Просто наблюдай, как это происходит.

    Просто наблюдай все как оно есть — без осуждения, без приятия, без оценок «за» или «против». Ты — независимый свидетель. У тебя должен быть очень научный подход к наблюдению.

    Один из наиболее важных вкладов науки — неоценочное наблюдение. Ученый экспериментирует без выводов или оценок. Если у него уже есть в уме какая-то идея, он не ученый; эта идея повлияет на результат эксперимента.

    Ты — ученый в своем внутреннем мире, твой ум — твоя лаборатория. Помни — наблюдай без осуждения. Не говори: «Ревность — это плохо». Как знать? Ты это слышал, но это то, что говорили другие люди. Это не твой опыт. У тебя должен быть экзистенциальный, эмпирический подход. Если ты не доказал этого экспериментально, ты не должен говорить «да» или «нет». Нужно полностью отказаться от суждений. И тогда наблюдай ревность как чудо.

    Чтобы точно определить, что это такое, ты не принимаешь решение заранее. Что такое эта ревность? Что такое эта энергия, которая называется ревностью? Наблюдай ее, как если бы ты наблюдал цветок розы, — просто наблюдай ее. Если у тебя нет идеи, ты не обусловлен. Ясность обретается только теми, у кого нет идеи. Наблюдай ее, и она станет для тебя прозрачной, ты поймешь, что все это глупость. Если ты осознаешь, что ревность — это глупость, она исчезнет сама по себе. Тебе не нужно ничего делать.

    Как наблюдать секс

    Занимайся сексом, в этом нет ничего плохого, но будь свидетелем. Наблюдай каждое движение тела; наблюдай игру энергии, как она уходит вниз; наблюдай оргазм, наблюдай то, что происходит, — как два тела движутся в одном ритме. Наблюдай, как бьется сердце, — оно стучит все сильней, наступает момент, когда оно стучит как сумасшедшее. Наблюдай теплоту тела; кровь циркулирует сильней. Наблюдай дыхание; оно становится бешеным и хаотичным. Понаблюдай, в какой момент ты начинаешь вести себя бессознательно. Понаблюдай, с какого момента ты не можешь вернуться назад. Тело действует настолько машинально, что ты теряешь контроль. За мгновение до эякуляции ты полностью теряешь контроль, и тело берет свое.

    Наблюдай, как бессознательный процесс сменяет процесс сознательный. Момент, когда ты контролировал процесс и от которого ты мог вернуться назад, сменяет момент, после которого ты не можешь вернуться назад — тело взяло свое, ты потерял контроль. Наблюдай все, и ты заметишь миллион нюансов. Нет ничего сложнее секса — в нем полностью задействованы тело и ум. Не задействован лишь наблюдатель.

    Свидетель всегда остается по другую сторону. Но такова его природа. Если ты обнаруживаешь это, ты стоишь на вершине холма, и тогда все происходящее в долине тебя не беспокоит. Ты просто наблюдаешь; о чем тебе заботиться? Все как будто происходит не с тобой.

    От желания к любви

    Если у тебя возникает сексуальное желание, у тебя есть три пути. Первый — его удовлетворить — это обычный порядок вещей, все это делают. Второй путь — подавить его, вытеснить его из сферы сознательного во мрак подсознательного, бросить его в подвал твоей жизни. Это то, что делают ваши так называемые выдающиеся люди — махатмы, монахи. Оба пути направлены против природы, внутренней науки трансформации.

    Третий путь — попробовать ступить на него решается редкое меньшинство — закрыть глаза, когда возникает сексуальное желание. Это очень важный момент: появление желания — проявление энергии. Это как восход солнца. Закрой глаза; это хороший момент для созерцания. Опусти внимание в сексуальный центр, где ты ощущаешь вибрацию, удовольствие, возбуждение. Ты — безмолвный свидетель, ты наблюдаешь, но не осуждаешь. Как только ты начинаешь осуждать, ты отвлекаешься. Точно так же, как только ты сосредоточиваешься на переживании удовольствия, ты соскальзываешь в бессознательное. Будь бдителен и внимателен, ты просто твердо удерживаешь свое осознание. Ты наблюдаешь свой сексуальный центр — какая в этом центре сосредоточена энергия?

    Не навешивай ярлыки, слова все только портят. Даже если ты называешь это «секс», ты тут же начинаешь это осуждать. Само это слово носит осуждающий оттенок. Или, если ты принадлежишь к другому поколению, это слово стало для тебя священным. Так или иначе, оно всегда связано с эмоцией. А любое слово, с которым связана эмоция, становится препятствием на пути осознания.

    Поэтому не давай ему определений, просто наблюдай, как вокруг сексуального центра сосредоточивается энергия. Возникает возбуждение — наблюдай его. Наблюдая его, ты ощутишь совершенно новое качество энергии, ты увидишь, как она поднимается вверх; она прокладывает в тебе путь. Когда она начнет подниматься вверх, ты ощутишь, как на тебя нисходит спокойствие, как тебя окружает благословение и благодать. И больше нет боли.

    Это действует очень мягко, как бальзам. Чем сильней осознание, тем выше поднимется энергия. Если она может подняться к сердцу, что не очень сложно — это сложно, но не очень сложно, — если ты сохраняешь бдительность, ты увидишь, что она поднялась к сердцу, ты впервые узнаешь, что такое любовь.

    Почувствуй свою боль

    Если кто-то тебя обижает, будь благодарен ему за то, что он дал тебе возможность почувствовать глубокую обиду. Он открыл в тебе эту рану. Она может быть причинена множеством обид, которые ты испытал. Другой человек может не быть причиной страдания, но процесс уже запущен. Закрой дверь в комнату, спокойно сядь, не испытывая по отношению к этому человеку гнева, однако полностью осознавая возникающее в тебе чувство — чувство обиды, что тебя отвергли, что тебя оскорбили. Ты будешь удивлен тем, что у тебя в памяти возникнет не только этот человек: перед твоим мысленным взором предстанут все мужчины и женщины, которые когда-либо тебя оскорбляли.

    Ты не только начнешь их вспоминать, ты начнешь от них освобождаться, ты вернешься в прошлое. Почувствуй обиду, почувствуй боль, не избегай их. Вот почему во многих видах терапии пациенту предлагают не принимать никаких лекарств во время терапии. Причина простая — лекарства — способ убежать от страдания.

    Не пытайся избавиться от страдания и боли. Вначале переживи их во всей их полноте. Это сложно — ты можешь начать плакать, как ребенок, ты можешь начать кататься по земле, у тебя могут начаться судороги. Ты вдруг можешь осознать, что из сердца боль распространилась по всему телу — что у тебя все болит, что все твое тело — сплошная боль.

    Если ты можешь это пережить — а это очень важно, — начни это принимать. Не отказывайся от этого. Это очень драгоценная энергия, не отказывайся от нее. Поглощай ее, пей ее, принимай ее, зови ее, будь ей благодарен. Скажи себе: «В этот раз я не буду ее избегать, в этот раз я не буду ее отбрасывать, в этот раз я не буду ее отвергать. Я выпью ее, я приму ее как гостью. В этот раз я ее приму».

    Это может занять несколько дней, но когда это произойдет, ты наткнешься на дверь, которая уведет тебя очень далеко. Ты встал на новый путь, ведущий к обретению нового вида сущности, — ибо как только ты перестаешь отвергать боль и принимаешь ее, ее энергия и качество меняются. Это уже не боль. Ты удивлен, ты не можешь поверить. Это просто невероятно — ты не можешь поверить, что страдание можно трансформировать в восторг, что боль может стать удовольствием.

    Перестань быть обусловленным прошлым

    Печаль — та же самая энергия, которая может стать счастьем. Если ты не видишь, как расцветает твое счастье, ты грустишь. Ты грустишь, если видишь, что кто-то другой счастлив; ты думаешь: «Почему это происходит не со мной?» Это может случиться и с тобой! Здесь нет проблемы. Для этого ты должен перестать быть обусловленным твоим прошлым. Чтобы это произошло, нужно приложить немного усилий, чтобы раскрыть себя.

    Начни свою медитацию поздно вечером. Представь, что ты не человек. Можешь выбрать любое животное. Нравится кошка — пусть будет кошка. Нравится собака — пусть будет собака… или тигр; это может быть любое животное, которое тебе нравится, мужского или женского рода.

    Выбери животное и стань им. Передвигайся по комнате исключительно на четвереньках, стань этим животным. Пятнадцать минут наслаждайся этой фантазией. Если ты собака — лай и делай все, что обычно делает собака. Пусть это доставит тебе удовольствие! И ничего не контролируй, ведь собака не может контролировать. Собака абсолютно свободна, она делает все, что ей взбредет в голову. Не привноси в это человеческий момент контроля, ты собака и все тут. Пятнадцать минут броди по комнате, лай, прыгай.

    Продолжай так семь дней. Это поможет — ты нуждаешься в животной энергии. Ты слишком цивилизован, и это тебе мешает. Это тебя парализует. Это хорошо в небольших дозах, но опасно в больших. Человек должен уметь быть животным. Если ты научишься быть диким хотя бы немного, твои проблемы начнут исчезать.

    Так что несколько дней просто делай одно и то же: когда ты чувствуешь себя несчастным, медленно в это углубляйся; делай медленные движения — скажем, движения Тайцзи.

    Если тебе грустно, прикрой глаза, пусть веко движется очень медленно. Медленно углубляйся в это, наблюдай все, что происходит вокруг. Ты настолько замедлен, что можешь видеть каждое волокно ткани.

    Несколько дней выполняй медленные движения, вообще делай все медленно. Например, прогуливайся медленней обычного с того момента, как ты замедлил свой темп. Так же медленно ешь… пережевывай пищу тщательней. Если обычно у тебя уходит на еду двадцать минут, доведи это время до сорока минут; замедли этот процесс вполовину. Если ты открываешь глаза быстро, делай это медленней. Также вдвое медленней обычного принимай душ; и так — со всем.

    Тогда твой организм тоже автоматически замедляется. Это один и тот же механизм — злишься ты, разговариваешь или гуляешь. Это не разные механизмы; это один и тот же органичный механизм. Замедляя свой темп во всем, ты будешь удивлен: в том числе замедлятся твои страдание и печаль.

    Будда использовал этот подход для своих учеников и самого себя. Он предлагал медленно ходить, разговаривать, совершать каждое движение настолько медленно, как будто у тебя нет энергии. Происходит удивительное: замедляются твои мысли, желания, старые привычки. Продолжай так три недели.

    Активные медитации Ошо

    Ниже — перечень наиболее широко используемых Активных медитаций Ошо с кратким описанием. Каждая медитативная техника сопровождается специальной музыкой, написанной под руководством Ошо, чтобы систематизировать и поддержать каждую стадию процесса.

    Динамическая медитация Ошо — медитация, состоящая из пяти стадий. Начинается она с глубокого, хаотического дыхания животом. Сопровождается катарсисом, энергетическим высвобождением, а также ощущениями покоя, сосредоточенности, праздника. Одна из наиболее физически сложных, а также эмоционально очистительных Активных медитаций Ошо. Ею лучше заниматься первым делом, как только ты проснешься.

    Кундалини-медитация Ошо. «Сестринская» медитация по отношению к Динамической медитации. Эту технику обычно выполняют в конце дня или ранним вечером. Позволяет встряхнуться, легко и естественно — в танце — избавиться от стресса и напряжения. Завершается периодом безмолвного наблюдения.

    Медитация Ошо Натараджа. Абсолютно расслабленно танцуй сорок пять минут в тишине и покое.

    Медитация Ошо Надабрахма. Основанная на древнем тибетском методе, эта техника начинается с гудения. Мягко открывает все энергетические центры в теле, сопровождается грациозными, медленными движениями рук, завершается периодом молчания. Способствует сосредоточенности, исцелению, расслаблению.

    Более подробную информацию, а также описание техник, включая демонстрацию видео разных стадий, смотри на www.osho.com/meditation.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке