• Чувства и тело
  • Речь
  • Внимание
  • КРАТКИЕ ВЫВОДЫ
  • Глава 3 Инструменты

    Мы не можем управлять другими или быть в них уверенными — поскольку другие люди живут своей собственной жизнью и их интересы часто не совпадают с нашими. И это нормально. Мы можем только изучить себя и научиться пользоваться собой и теми ресурсами, которые есть у нас самих. А их более чем достаточно. В организме человека природа предусмотрела все для того, чтобы он мог жить удовлетворяющей его жизнью. Поэтому основными инструментами в работе надуве-ренностью являются следующие:

    • ваши чувства;

    • ваше тело;

    • ваша речь;

    • ваше внимание.

    Чувства и тело

    В современном мире разума чувства сильно обесценены, поскольку есть такая версия, что они препятствуют ясности мысли и действия. Но это не так. Наоборот, чувства не только регулируют энергию, но также являются носителями определенного опыта и нашего знания о себе и мире.

    Чувства помогают понять, что происходит с вами в соприкосновении с окружающим миром, как вы на него реагируете, что вам подходит, а что нет, в чем вы нуждаетесь и что вы на самом деле хотите делать. Например, когда вы прикасаетесь к раскаленному предмету, вы чувствуете боль. Боль сообщает вам, что этот предмет опасен для вашего здоровья и жизни. Если вы несетесь на огромной скорости в горах по дороге без ограждения, вы можете почувствовать страх — страх тоже отвечает за вашу безопасность. Если вы чувствуете обиду или злость в тот момент, когда кто-то говорит вам неприятные слова, — эти чувства сигнализируют, что ваша личная территория подвергается вторжению. Я часто на первой встрече с клиентом слышу: «Избавьте меня от чувства тревоги (страха, унижения, обиды и так далее)». Для меня это звучит как: «Отрежьте мне кусочек ноги». Чувства — наш главный поставщик информации о том, что происходит с нами в соприкосновении с другими объектами окружающей среды, будь это предметы или другие существа.

    Часто люди плохо осознают свои чувства, стараются их не замечать (особенно негативные), поскольку, когда чувства заметны для самого себя, но мы не умеем с ними обращаться, они могут доставлять массу неудобств. Например, многие с детства привыкли слышать родительские окрики: «Перестань плакать! Злиться плохо! Доешь все до конца!» Если вы послушный человек (ребенок), то ваши собственные чувства могут быть неудобны вам, поскольку вызывают негативную реакцию других людей. И тогда проще научиться их подавлять, не замечать и так далее. В этом случае мы решаем задачу комфортного выживания в детстве, но, став взрослыми, сталкиваемся с тем, что не можем себя защитить, потому что не обнаруживаем злости в себе, а только страх, когда на нас нападают; или не можем сказать «нет» чему-то отвратительному, поскольку отвращение давно запрятано в глубины подсознания. Мало того, из-за того, что родители могли обвинять нас в глупости или несообразительности и требовали угадывать их желания и настроения («Разве тебе не понятно?!», «Как ты можешь быть таким тупым, что не понимаешь этого?!», «Ты должен был догадаться!!»), многие уверены в том, что можно догадаться по глазам другого человека, о чем он думает, или почувствовать, что с ним происходит. Но это не так.

    Дурачитъ врагов, надевая маску безэмоциональности, может быть, и эффективно, но какой смысл приниматъ себя за врага и дурачитъ самого себя, лишая себя осознавания того, что происходит?


    Фриц Перлз

    ? Правило 8.


    Чувства помогают понять, что происходит с вами в соприкосновении с окружающим миром, как вы на него реагируете, что вам подходит, а что — нет, в чем вы нуждаетесь и что вы на самом деле хотите делать.

    Для того чтобы научиться понимать подлинную информацию, которую нам поставляют наши чувства и ощущения, я предлагаю ряд упражнений, направленных на о сознавание. Данные упражнения взяты из книг Ф. Перлза, Д. Энрайта и других гештальттерапевтов.

    Основной прием осознавания — это естественный процесс простого наблюдения с вербализацией (то есть называнием) того, что ощущают, воспринимают ваши органы чувств.

    5. Опишите, что происходит с вами и вокруг вас, начиная фразу каждый раз словами «сейчас я осознаю, что слышу…», и перечислите все звуки, которые вы слышите, не добавляя к ним никаких интерпретаций, а только называя сам звук. Например: «Я слышу стук механизма в часах, шуршание проезжающих машин за окном, клацанье клавиш клавиатуры, когда я пишу этот текст, глухой шум шагов за дверью, шум ветра, гудение вентилятора в системном блоке компьютера». В этом тексте есть интерпретации, но их мало и они опираются на реальные факты. Если же вы говорите: «Я слышу нервные шаги за дверью, звук проезжающего автобуса, гудение компьютера», то в этом тексте много интерпретаций, которые не относятся к реальности, поскольку мы точно не знаем, нервные ли шаги за дверью, автобус ли это проехал, и гудит ли это весь компьютер или только какой-то из его механизмов. Выполняйте это упражнение 5 минут. Заведите будильник, чтобы он прозвонил через пять минут, и после этого запишите в свой дневник наблюдений ответы на следующие вопросы:

    Что было самым трудным для вас в этом упражнении?

    Повторялись ли вы в называниях звуков? Если не повторялись, то почему?

    Была ли какая-то закономерность в том, как вы называли звуки? Например, сначала только звуки комнаты, потом — только за окном, потом — за дверью; или сначала самые громкие, потом тихие; или сначала звуки, издаваемые людьми, а потом — предметами?

    Удалось ли вам услышать собственные звуки? Какие?

    То, каким образом вы выбираете звуки, которые вы называете, может свидетельствовать о том, как устроена избирательность вашего восприятия.

    ? Правило 9.


    Наше восприятие замечает все, но сознательно или бессознательно мы сами выбираем, что нам считать существенным, а что — нет, что достойным внимания, а что — нет, мы также сами придаем смысл тому, что воспринимаем .

    6. Опишите, что происходит с вами и вокруг вас, начиная фразу каждый раз словами «сейчас я осознаю, что вижу…», и перечислите все предметы, которые вы видите, все, что регистрируют ваши глаза, не добавляя к ним никаких интерпретаций, а только называя видимое. Например, вы смотрите в пол и видите на полу пятна. Так и скажите: «я вижу на полу пятна серо-коричневого цвета» — это будет чрезвычайно близко к правде по сравнению с фразой «я вижу грязь на полу», поскольку не факт, что эти пятна являются пятнами грязи. Может быть, там затерлась краска того материала, из которого сделан пол, а может быть, на него пролили кипяток и материал обожжен, а не испачкан. Отведите на это упражнение 5 минут. Когда прозвонит будильник, запишите в дневник ответы на следующие вопросы:

    • Что было самым трудным для вас в этом упражнении?

    • Повторялись ли вы в называниях предметов? Если не повторялись, то почему?

    • Была ли какая-то закономерность в том, как вы называли предметы?

    • Описали ли вы себя? Других людей в помещении?

    • Какие чувства вы переживали, когда делали это упражнение?

    7. Опишите, что происходит с вашим телом, начиная фразу каждый раз словами «сейчас я осознаю, что чувствую (ощущаю)…», и перечислите все ощущения вашего тела: температурные ощущения, давление, прикосновение, напряжение, боль. Пройдите вниманием все ваше тело сверху вниз или наоборот. Почувствуйте прикосновение одежды, волос. Попробуйте почувствовать выражение вашего лица. Ощутите, как устроен ваш контакт с мебелью, на которой вы сидите. Избегайте интерпретаций. Отведите на это упражнение 5 минут. Когда прозвонит будильник, запишите ответы на следующие вопросы:

    • Что было самым трудным для вас в этом упражнении?

    • Повторялись ли вы в называниях ощущений? Если не повторялись, то почему?

    • Была ли какая-то закономерность в том, как вы называли ощущения?

    • Ощутили ли вы только внешние ощущения (на границе вашей кожи) или вы почувствовали что-то внутри тела?

    • Какие чувства вы переживали, когда делали это упражнение?

    • Что вы чувствуете сейчас? Как именно вы себя сейчас чувствуете?

    • Заметили ли вы, какую эмоцию выражает ваше лицо? Какую? О чем это вам говорит?


    Некоторые при выполнении этого упражнения могут обнаружить сильную боль или усталость. Это может говорить о том, что обычно вы не замечаете этой боли или усталости, и самое время уделить этому внимание. Другие могут почувствовать недоумение оттого, что вообще плохо понимают, что происходит с их телом. Третьи могут сильно расслабиться и даже заснуть — что ж, прекрасное средство от бессонницы!

    ? Правило 10.


    Тело является главным индикатором того, что происходит с вами в вашем взаимодействии со средой.

    Ваше тело лучше всего подсказывает ваши потребности и ваши состояния. По нему вы сможете ориентироваться в ваших чувствах. А чувства, в свою очередь, подсказывают вам, что вы хотите делать, в чем нуждаетесь. Например, если при выполнении этого упражнения вы почувствовали, что пояс брюк сильно давит на живот, — кажется, нужно ослабить пояс или купить другие брюки. А если вы почувствовали, что вам жарко и душно, — следует открыть форточку или включить кондиционер. Заботясь о теле, вы сможете восстанавливать вашу жизненность и устойчивость в трудных ситуациях.

    Например, если, придя в кабинет начальника для «серьезного разговора», вы чувствуете стесненность — выберите дистанцию, на которой вам будет комфортнее всего находиться от начальника в этом разговоре. Может быть, вам захочется отодвинуть ваш стул подальше или поставить его под другим углом от начальника — сделайте это. Если вы почувствовали, что у вас подгибаются колени или вы не чувствуете опоры, — сядьте, поставив ваши стопы полностью на пол, удобно обоприте спину о спинку стула. Таким образом вы дадите своему телу максимальную площадь опоры. Если вы чувствуете сильное эмоциональное напряжение или дрожь — сядьте с прямой спиной, но без напряжения, опустите плечи вниз и позвольте вашим легким свободно дышать — так, чтобы их не сдавливала диафрагма или ваша грудь не упиралась в колени. Свободное дыхание выравнивает эмоциональное состояние и делает ваше тело более свободным и подконтрольным, управляемым. Если вы чувствуете, что вас захватывают сильные эмоции гнева, которые в данную минуту могут быть неуместными, — наоборот, уменьшите глубину дыхания. Пользуйтесь поверхностным дыханием только в крайнем случае, поскольку это не полезно для здоровья. И если вы намеренно сдерживаете эмоции, после этого «серьезного» разговора обязательно отойдите в безлюдное место и выпустите гнев любым способом: криком, топаньем ногами, битьем подушки, ругательствами, сжиманием кулаков, маханием руками — как угодно.

    ? Правило 11.


    Переживать чувства полезнее, чем скрывать их, поскольку именно они дают нам возможность ощущать энергию и силу, которые придают убедительность нашим словам.

    Ни один человек не захочет менять что-либо в своей жизни, если он счастлив тем, как живет сейчас. Желание что-то изменить возникает у него только тогда, когда он осознает, что его жизнь уже НЕ ДОЛЖНА оставаться прежней. И здесь мало интеллектуального решения, поскольку ему недостает эмоционального побуждения. Важно достичь той точки, с которой вы можете ясно видеть, что у вас нет другого выбора, как только измениться и изменить свою жизнь. Только тогда вы способны задействовать столько личной силы, сколько вам необходимо для преодоления препятствий.


    Теун Марез

    8. Начните предложение «Сейчас я осознаю…», назовите то, что вы осознаете, и добавьте «…и нахожу это приятным (или неприятным)». Если такая оценка не возникает у вас в голове, попробуйте сказать наугад — и наблюдайте, правильна ли она для вас.

    9. Закончите предложение словами «… и нахожу это плохим (или хорошим)». Попробуйте совместить это упражнение с предыдущим, например: «Сейчас я осознаю, что… нахожу это приятным и плохим».

    10. Начните предложение «Сейчас я осознаю, что вижу (слышу)… и я представляю (фантазирую), что это…». Здесь вы можете интерпретировать как вам вздумается, осознавая, что это — ваши фантазии, что вы придаете смысл. Запишите ваши наблюдения после каждого из этих упражнений.

    Как уже становится ясно из вышенаписанного, наши чувства бывают телесными (физиологическими), относящимися к восприятию, и эмоциональными. Чтобы вам было легче ориентироваться во всем многообразии чувств, я приведу список чувств, которым я пользуюсь, обучая моих клиентов осознавать себя: азарт, алчность, аппетит, беззащитность, безмятежность, безразличие, безысходность, беспокойство, бессилие, бережность, бешенство, благодарность, благосклонность, блаженство, бодрость, боль, брезгливость, важность, веселье, вдохновение, вина, влечение, возбуждение, возмущение, волнение, восторг, восхищение, враждебность, высокомерие, вялость, гадливость, гнев, голод, гордость, горе, горечь, грусть, деловитость, досада, духота, жажда, жалость, зависть, замешательство, защищенность, злорадство, злость, значимость, изумление, интерес, любовь, любопытство, надежда, напряжение, настороженность, насыщение, негодование, недоверие, недоумение, нежность, ненависть, неуверенность, неудобство, неудовольствие, неоцененность, обида, огорчение, одиночество, озадаченность, опасность, оскорбленность, отвращение, отстраненность, отчаяние, печаль, подавленность, подозрительность, потерянность, почтение, предвкушение, предубеждение, презрение, равновесие, равнодушие, радость, раздражение, разочарование, расслабленность, растерянность, ревность, робость, симпатия, скованность, скорбь, скука, смущение, сочувствие, спокойствие, стеснение, страдание, страх, стыд, счастье, тепло, томление, торжество, тоска, трагичность, тревога, убежденность, уважение, уверенность, увлеченность, удивление, удовлетворенность, удовольствие, ужас, умиротворенность, унижение, уныние, усталость, утомленность, холодность, ценность, ярость, ясность. Добавьте в этот список все, что вам кажется относящимся сюда, но здесь не названным. Наши эмоциональные и телесные состояния — разные стороны одного и того же явления.

    Например, когда мы голодны, мы можем чувствовать, как «сосет под ложечкой», вырабатывается слюна и как мы эмоционально раздражены. Любая наша потребность, избыток или недостаток чего-то в организме отражается во всех сферах организма: физиологической, эмоциональной и умственной. Предложу вам еще одно упражнение для лучшего осознавания этого процесса.

    11. Попробуйте воспроизвести определенное телесное действие: напрягите, а потом расслабьте челюсти, сожмите кулаки, начните тяжело дышать. Вы можете заметить, что все это вызывает смутную эмоцию. Если к этому переживанию вы можете добавить какую-нибудь фантазию, представление о каком-либо человеке или вещи в вашем окружении, которые вызывают у вас неприятные воспоминания или переживания, — эмоция разгорится с полной силой и ясностью. И наоборот, в присутствии такого человека или вещи вы замечаете, что не чувствуете эмоции, пока не примете как свои собственные соответствующие телесные действия — в сжимании кулаков, возбужденном дыхании и т. п. вы начинаете чувствовать гнев.

    Часто мы не замечаем того, что происходит с нашим телом, и не придаем этому значения. Однако это очень важная информация о нас самих, в первую очередь для нас самих. Если вы рассказываете приятелю о «прикольной шутке» коллег над вами и при этом каждый раз ударяете стопой в пол или кулаком одной руки в другую — то, похоже, что эта шутка не была уж такой прикольной, а скорее оскорбила вас, и вы злитесь на коллег. Что полезного в этом наблюдении? То, что кажется, ваши отношения с коллегами не удовлетворяют вас, но вы не сообщаете им об этом и не меняете отношений, поскольку не позволяете почувствовать себе гнев, злость и несогласие, как индикатор нарушения вашей личностной территории.

    Если при разговоре с другим человеком вы чувствуете себя незащищенным, ощущаете тревогу или беспокойство, — будет нормальным и полезным, если вы скрестите ноги или руки, поддержите себя за локти, оказав себе самопомощь в трудной ситуации.

    Многие читали книги по языку жестов. Обычно эти книги воспринимаются как руководство по чтению мыслей. Но реально жесты не дают достоверной информации тому, кто их видит, а помогают лишь разобраться в себе тому, кто их делает. Это связано с тем, что, несмотря на наличие общих черт, каждый человек переживает разные состояния при одних и тех же жестах, мимике лица или голосовых интонациях. И это нельзя угадать, а можно только проверить.

    При работе на тренинге в группе каждый участник обычно обнаруживает свои индивидуальные способы не замечать очевидного, или «сортировать» видимое, слышимое и чувствуемое по какому-то признаку.

    Каждый видит только то, что дух его позволяет ему видеть.


    Конкордия Антарова

    12. Следующее упражнение следует делать в течение недели всякий раз, когда вы общаетесь с людьми. Во время беседы обратите внимание на несколько вещей.

    1. Что вы чувствуете эмоционально при разговоре с вашим собеседником? На какие его слова более всего вы эмоционально откликаетесь (не имеет значения, негативный это отклик или позитивный).

    2. Что происходит с вашим телом при этом общении и после него?

    3. Какие вопросы вы задаете себе после этого общения?

    4. Интерпретируете ли вы слова другого человека при разговоре с ним? Например, он говорит: «У меня закончились деньги», а вы про себя думаете: «Он хочет, чтобы я занял ему денег? Оплатил наш совместный обед в ресторане?»

    Запишите ответы на эти вопросы в ваш дневник и отметьте, какие именно слова и как вы проинтерпретировали. Через неделю пролистайте ваш дневник и попробуйте обнаружить, какую долю наблюдений занимают ваши чувства, а какую — интерпретации. Если чувств окажется больше, чем интерпретаций — вы на верном пути. Если вы обнаружите, что большая часть ваших наблюдений — это перечисление интерпретаций, это значит, что вы очень мало следите за собой, довольно тревожны и не чувствуете себя в безопасности при общении с другими людьми, пытаясь угадать, о чем они думают и чего хотят, а не о том, что хотите вы. Если это и правда так, не поленитесь потратить еще одну неделю на наблюдение за вашими чувствами.

    ? Правило 13.


    Часто у нас возникают проблемы в общении с другими потому, что мы ставим неверный акцент в отношениях: вместо того, чтобы понимать, что мы хотим от других и как это получить, мы пытаемся угадывать, что хотят другие от нас и как им это дать. В результате случается парадокс: мы удовлетворяем их потребности, а не свои. Естественно, что мы в этом случае не удовлетворены своим общением с другими.

    Речь

    Известно, что когда человек радуется, он улыбается. Известен и другой эффект: если некоторое время растягивать губы в улыбке, то становится смешно и весело. Зная этот простой закон взаимосвязи, можно работать так же и с другими нашими функциями. Речь отражает наш образ мыслей и образ действий. Если мы меняем ее, то и образ жизни начинает меняться.

    Слова — это символы состояния: бодрости, пощады, оправдания и других…


    Конкордия Антарова

    Ваша речь отражает процессы, которые происходят внутри вас, и передает информацию о вас в окружающий мир, а также позволяет брать из окружающего мира то, что вам необходимо для удовлетворяющей вас жизни.

    В следующем упражнении я расскажу о том, как именно речь отражает наш образ жизни и как она же может его изменить.

    13. Обратите внимание на то, как вы обычно строите ваш разговор с другими, какие речевые обороты вы употребляете. Например, в этой книге я часто использую присоединение, которое выражается в употреблении местоимений «мы», «наше», «нас» и так далее. Цель моего присоединения — продемонстрировать, что все мы устроены одинаково, а также сделать наши с вами позиции, мой читатель, равными; поддержать вас таким образом. Однако часто в жизни бессознательно мы употребляем присоединение и в других случаях: когда боимся высказать свое, отличное от других людей, мнение; когда плохо понимаем, чего именно хотим сами, отдельно от других людей; когда сами ищем поддержки от тех, о ком говорим «мы». Используете ли вы в речи это местоимение с такой целью? Будьте честны с собой, когда будете наблюдать за своей речью, и запишите в ваш дневник наблюдений ответы на следующие вопросы:

    В общении с какими людьми вы употребляете местоимение «мы»?

    Что вы чувствуете, когда употребляете это местоимение?

    Чего вы хотите в этот момент?

    Есть ли что-то общее в ваших отношениях с людьми, про которых вы говорите «мы»?


    Следующее упражнение направлено на то, чтобы отделить свои потребности и чувства от потребностей и чувств других людей. 14. Замечайте, как вы употребляете местоимения «мы», «наше», «нас», и заменяйте их на «я», «мое», «меня», поправляя себя сразу же, как только заметили. Попробуйте услышать себя: что меняется для вас, когда вы изменяете так свою речь? Что вы чувствуете? Запишите ответы на эти вопросы в ваш дневник.

    Местоимение «мы» также довольно часто употребляют люди по отношению к своим близким, от которых они чувствуют зависимость или которых хотят держать в зависимости от себя.

    ? На приеме утерапевта.


    Клиентка: У нас проблемы. Мы никак не можем поступить в институт.


    Терапевт: У вас — это у кого? Клиентка: У моего сына. Терапевт: Сколько ему лет? Клиентка: 17.


    Терапевт: Вы говорите, у него проблемы… Клиентка: Да, это какой-то кошмар! Мало того, что мы никак не можем поступить в институт, у нас страдает здоровье! Мы вчера так круто покакали!!!

    15. Другое популярное местоимение «ты» многие употребляют при описании своих чувств и процессов. Например, ваш знакомый рассказывает, как он ездил на природу: «Там ты чувствуешь себя диким человеком и хочешь слиться с природой». При этом он говорит о себе, и на самом деле его текст звучит так: «Там я почувствовал себя диким человеком и захотел слиться с природой». Вы часто можете услышать в диалогах людей этот речевой парадокс. Употребляете ли вы его сами? Насколько часто? Так же как и в предыдущих упражнениях, обратите внимание на следующее.

    • В общении с какими людьми вы употребляете этот речевой парадокс?

    • Что вы чувствуете, когда употребляете его?

    • Чего вы хотите в этот момент?

    Замечайте, как вы употребляете местоимение «ты» таким способом, и заменяйте его на «я», поправляя себя сразу же, как только заметили. Попробуйте услышать себя: что меняется для вас, когда вы изменяете так свою речь? Что вы чувствуете? Запишите ответы на эти вопросы в ваш дневник.

    Часто этот речевой парадокс человек употребляет в том случае, когда смущается собственных переживаний. Говоря «ты», когда мы имеем в виду себя, мы отчуждаем собственные слова, мысли, чувства, потребности от себя, приписывая их другим. Обычно это значит, что человеку не нравится собственный образ себя, и он хотел бы чувствовать, выглядеть и действовать иначе, чем он есть. Такой человек боится критики и ждет осуждения от других, не доверяет себе и не любит себя, стре— мится соответствовать ожиданиям других людей.

    Из страха выглядеть смешными мы часто ведем смешную жизнь.


    Франсуа де Ларошфуко

    ? Правило 14. Если вы стремитесь соответствовать " ожиданиям других людей, то живете не для себя и не в связи со своими потребностями, а для других. Подходит ли это вам?

    Трудность, с которой вы столкнетесь при выполнении этого упражнения, можно описать как обострение смущения. Вы можете начать чувствовать себя более незащищенными в тот момент, когда вместо привычных «ты» и «мы» начнете говорить «я». Однако наградой за то, что вы будете выносливо переживать свое смущение, будет больший интерес к вам со стороны других людей, большее внимание и уважение.

    Следующий речевой оборот, который вы можете обнаружить в своих мыслительных процессах или при общении с другими людьми, это возвратные местоимения в контексте собственных чувств. Например, вы можете говорить: «Я сам себя ненавижу», «Я недоволен собой» и так далее. Говоря так, вы как будто делите себя на две противоборствующие стороны: «сам» и «себя». На мистера Джекила и доктора Хайда. Фильм «Бойцовский клуб» тоже про это.

    В этом случае вы сами организуете внутри себя конфликт и тогда тратите много сил на его разрешение.

    Обычно такая борьба ни к чему не приводит, кроме постоянного обострения этого конфликта. Вы можете обнаружить, как вы долго и муторно выясняете внутри себя, идти вам куда-то или не идти, делать что-то или нет. И в этом внутреннем диалоге обычно одна часть обвиняет или укоряет другую. В гештальттерапии это явление называют полярностями, или «собака снизу и собака сверху». Причем выяснено, что «собака снизу» (то есть та часть, которая попадает под критику) обычно побеждает благодаря саботажу! Знаете почему? Потому что именно эта часть и является истинно вашей. А «Критикан» на самом деле является не чем иным, как усвоенным внутрь родительским образом, продолжающим «пилить» уже изнутри, а не снаружи.

    Обратите внимание: как часто вы сами себя «пилите» после важного разговора с кем-то? И к чему приводят эти разборки с самим собой? Обычно — только к плохому настроению или, еще хуже, к психосоматике: головной боли, гастриту, простудам, сердечным проблемам и так далее.

    ? — Тут самое главное понять надо, — сказал он, — а как объяснить, не знаю… Ну, вот помнишь, мы про внутреннего прокурора говорили?


    — Помню. Это который за беспредел повязать может. Как Раскольникова, который бабку завалил. Думал, что его внутренний адвокат отмажет, а не вышло.


    Виктор Пелевин. Чапаев и Пустота

    Ярчайшей иллюстрацией внутреннего конфликта, пожалуй, послужит Голум из фильма «Властелин Колец»: помните, какон вел диалог сам с собой с разных сторон от дерева? В какой-то момент ему удалось прогнать свою «злобную» часть. Но поскольку внутрен— ний конфликт не решается изгнанием одной из частей себя, то позже эта часть не только вернулась, но и захватила Голума полностью. Так обычно происходит и с вами, не так ли?

    Человек часто делится на зоны оккупации разных сил.


    Станислав Ежи Лец

    Чтобы избавиться от этого внутреннего конфликта, проделайте следующее упражнение.

    16. Как только вы заметите этот речевой оборот у себя, например, «Я недоволен собой в связи с тем, что сделал то-то и то-то», попробуйте вспомнить: кто был недоволен вами, когда вы так поступали? Возможно, этим человеком окажется кто-то из ваших близких, родственников, родителей. Попробуйте почувствовать, какие чувства у вас возникают к этому человеку в связи с тем, что он был вами недоволен? Что бы вам сейчас хотелось ответить ему? Что бы хотелось попросить у него? Запишите ваши наблюдения и чувства в ваш дневник. Такой внутренний конфликт на самом деле является трансформацией давнего внешнего конфликта между вами и другими людьми, который так и не разрешился. Если вы будете отслеживать в себе внутреннюю борьбу, и каждый раз обнаруживать, с кем она на самом деле ведется, и завершать ее спомощью тех фраз, которые будут выражать ваши чувства к этому человеку, через некоторое время вы заметите, что ваше самобичевание закончилось, и вам стало легче дышать.

    Вчера одна моя клиентка спросила: «Ну, неужели на это уходит столько сил? Кажется ведь, что немного…» Ответила ей и отвечу вам: сколько сил мы тратим на внутреннюю борьбу, мы замечаем только тогда, когда мы ее прекращаем. Поверьте, в этом внутреннем конфликте кипит огромная энергия, которую можно направить на освоение новых целей и рубежей во внешнем мире, вместо того чтобы разбираться во внутреннем.

    Завершение этой нерешенной когда-то борьбы возможно с помощью упражнения, которое называется «Диалог с пустым стулом». 17. Поставьте перед собой пустой стул и представьте на нем того человека, который был вами не" доволен за какие-то ваши действия. Представьте, как он выглядит, как сидит, в какой он одежде, как он на вас смотрит, с каким выражением лица. Что вы чувствуете по отношению к нему? Обратитесь к нему и сообщите о ваших чувствах, о том, что именно вы переживали тогда, когда он сообщал вам о своем недовольстве. (Список чувств смотрите выше.) Скажите " также о том, чего вы на самом деле хотели и ожидали от него, но не получили. Скажите о том, как повлияло поведение и отношение этого человека к вам на вашу жизнь. Вы можете осознать разные чувства: и боль, и страх, и гнев, и другие. Попробуйте обнаружить и высказать все чувства, которые вы можете переживать в связи с тем давним конфликтом. Как я уже написала выше, важно не описывать другого человека, его поведение и поступки, а называть свои чувства и проживать их в этот момент полностью, а не формально говорить о них. Только тогда они завершатся, и вместе с ними завершится ваш давний конфликт, переросший в самокритику.

    Если ты научишься делать другим то, что делаешь себе, ты перестанешь подавлять себя и мешать себе в том, что собираешься сделать.


    Фриц Перлз

    При выполнении этого упражнения вы можете столкнуться со следующими трудностями:

    • Вам может показаться глупым этот эксперимент. Ну ведь глупо же разговаривать с пустым стулом! И правда, глупо, но зато как работает!!!

    • Вы можете почувствовать ступор, как будто вам нечего сказать. Попробуйте осознать, что за чувства блокируют вас в этот момент. Это может оказаться страх или стыд. Тогда начните именно с этого, сказав: «Мне страшно об этом тебе говорить» или «Мне стыдно об этом тебе говорить». Этот прием полезен и тогда, когда вы разговариваете с человеком в реальности. Если вы чувствуете, что какое-то чувство вас останавливает, озвучьте свое препятствие.

    ? Правило 15. Само озвучивание переживаний помогает встать над ними, помогает взять их под контроль. Когда вы называете свое чувство, оно перестает владеть вами целиком — именно в этом главный эффект осознавания чувств и их вербализации (проговаривания).

    Следующая речевая привычка, на которую необходимо обратить внимание, выглядит следующим образом. Вы можете обнаружить, что, говоря о своих внутренних процессах, присваиваете им собственную волю. Например, вы говорите: «Эта мысль пришла ко мне в голову» вместо «Я подумал»; «Моя болезнь заставляет меня…» вместо «Когда я болен, я…»; «Мой характер вынуждает меня…» вместо «Я принципиально поступаю так…». Если вы осознаете себя как жертву ваших внутренних процессов, тогда управление собственным поведением становится для вас невозможным. Чтобы измениться и начать управлять собой, необходимо для начала изменить свои речевые привычки.

    18. Замечайте такие речевые обороты и изменяйте их как в приведенных примерах, как только обнаружите их. Записывайте ваши наблюдения в дневник. Что меняется для вас, когда вы так перестраиваете свою речь? Какие новые чувства у вас возникают?

    Внимание

    Ваше внимание помогает вам замечать реальность «здесь и сейчас», отсекая лишнее, беря в практику нужное, отслеживая себя и других.

    Часто мы не замечаем, где находятся наши мысли и переживания.

    19. Попробуйте в течение дня записывать, о чем вы думаете и переживаете. Скорее всего, вы обнаружите, что большую часть времени вы пережевываете прошедшие события или беспокоитесь и тревожитесь о тех, которые еще не произошли. Скорее всего, это означает, что в настоящем моменте вашей жизни вы по какой-либо причине не заинтересованы. Если это так — очень жаль, поскольку только из внимания к настоящему складывается ваша жизнь, ваше будущее.

    ? Правило 16.


    Мы прямо сейчас строим то, чего хотим в будущем.

    Сегодня я делала сессию с клиенткой по отреагиро-ванию ее чувств к родителям. Свои чувства она высказывала довольно сухим, деловым тоном, как сказала она сама, «от ума, а не от сердца». Я спросила ее: «А что мешает тебе говорить от сердца?» Она ответила: «Ну, все это так длинно, а результат работы мне нужен прямо сейчас, я не хочу копаться в прошлом, это все слишком долго». И дальше мы обнаружили, что она всегда торопится и делает действия не до конца, некачественно, поверхностно, торопясь к результату, и в связи с этим вынуждена много раз возвращаться и переделывать…

    Кто видит слишком далеко, не спокоен сердцем. Не печалься же ни о чем заранее и не радуйся тому, чего еще нет.


    Древнеегипетская мудрость

    Во многих практиках Востока, в толтекской традиции и в современной психотерапии существует выражение «Здесь и сейчас». Здесь и сейчас — это значит не там и не тогда. То есть это значит присутствовать всем своим существом — органами чувств, телом, мыслями — в настоящем моменте.

    Актуальное, с точки зрения времени, всегда в настоящем. То, что случилось в прошлом, было актуально тогда. То, что случится в будущем, будет актуально, когда оно случится. Вы не можете в данный момент испытывать какое-либо событие, то есть пережить его непосредственно, если оно происходит вдали от ваших рецепторов.


    Фриц Перлз

    20. Обратите внимание прямо сейчас, когда вы читаете эти строчки: где находится ваше тело? Что оно чувствует? Где находятся ваши мысли? В прошлом? В настоящем? В будущем? Чувствуете ли вы, как ваша рука держит книгу? Что вы делаете другой рукой? И так далее.

    Часто вы можете заметить, что, читая книгу, вы, например, параллельно думаете о каком-то событии в прошлом или о том, что вам предстоит через 10 минут или через два дня, и по этому поводу что-то чувствуете. И тогда ваши чувства и мысли находятся не здесь, а там. К чему это приводит? К тому, что здесь и сейчас вы неэффективны и невнимательны, не проживаете полностью то, что происходит сейчас, и не получаете от настоящего момента максимум пользы и удовлетворения.

    Однажды одна из моих клиенток, выходя из кабинета в коридор, заметила большой кувшин с сухими ветками.

    — О, это ты где приобрела? Что-то я раньше этого кувшина не видела…

    — Вообще-то он тут стоит с незапамятных времен…

    — А эта картина… И эта?…

    — И эти тоже…

    — Как же так, я к тебе уже третий год хожу и раньше не видела…

    — Раньше ты была не здесь и не сейчас. Добавлю, что жизнь этой девушки сильно изменилась. Вернувшись в «здесь и сейчас», она смогла купить квартиру, изменить свой статус на работе и наконец начать новые отношения в своей личной жизни. Мы продолжаем работать— то ли еще будет!

    ? Лежат в постели юноша и девушка. Она смотрит в потолок и думает: «Женится или не женится?» Лежат в постели любовники любовница. Она смотрит в потолок и думает: «Любит или нет?» Лежат в постели муж и жена. Она смотрит в потолок и думает: «Побелит или не побелит?»

    И все они, вполне вероятно, не присутствуют в «здесь и сейчас». Вы можете вспомнить массу самых разных случаев, когда вы не могли присутствовать здесь и сейчас в точно такой же ситуации и, например, не могли расслабиться и получить удовольствия от секса! Часто мы не присутствуем в настоящем постольку, поскольку в голове бродят мысли о незавершенных чувствах и ситуациях, мы снова и снова пытаемся решить задним числом то, что уже случилось и изменить нельзя. Или пытаемся найти самое идеальное решение той задачи, которая предстоит. Использование шанса и сожаление об упущенной возможности — критерии внимательности и смелости. Так или иначе, важно понимать, что прошлое нельзя изменить, из него можно только сделать выводы. Полезно помнить, что мы не могли поступить иначе, чем поступили, поскольку в тот момент времени мы были тем, кем были, а не кем-то другим. Если вы поступили как-то в какой-то момент времени, это значит, что вы не могли поступить иначе; в тот момент вы были тем человеком, который мог поступить только так. Теперь, благодаря этому опыту, вы можете поступать иначе. Но раньше не могли.

    Любое обращение к прошлому или будущему времени — еще один показатель возможного отклонения от полного переживания. О том же говорит и все то, что указывает на сравнение опыта говорящего с чьим-либо чужим опытом.


    Джон Энрайт

    Сколько бы мы ни думали о будущем, мы не можем предсказать наилучшего способа действовать, наилучшего выбора, наилучшего решения. Поскольку будущее неизвестно никому. Можно только действовать и на основе этого действия делать выводы: что делать дальше. Вся жизнь состоит из решений, встреч с результатами решений и новой ориентации: что делать дальше. Каждое решение имеет свои плюсы и минусы и, конечно, несколько вариантов развития событий.

    ? Правило 17.


    Жизнь — это просто квест в реалити-шоу.

    Наиболее уверенно можно чувствовать себя в жизни, если быть в настоящем. Потому что это единственное в нашей жизни, что доступно изменениям. Изменения в вашей речи помогут вам стать собой, принять себя и свои чувства и с помощью коммуникаций изменить ваши отношения с другими и реализовать цели. Знание своих чувств и умение ими пользоваться (о чем я продолжу в следующих главах) изменит ваше самовосприятие и общение.

    КРАТКИЕ ВЫВОДЫ

    Мы не можем управлять миром. Мы не можем управлять другими людьми. Потому что мы — не боги. Все, что нужно для счастливой жизни, у нас уже есть. Главный ваш инструмент — это вы сами, и это то, чем вы можете реально управлять. Главный поставщик информации о себе и мире — это чувства и тело.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке