|
||||
|
Глава 6 Охотники за стариной Частные коллекции, как правило, даже чаще, чем музеи, оказываются под прицелом налетчиков. Такая «любовь» к искусству связана прежде всего с тем, что для совершения подобных преступлений не всегда требуется тщательная и длительная подготовка, как, например, при ограблении музеев. Преступникам гораздо легче обезвредить непокорного владельца коллекции, да и замести следы тоже не составит большого труда. Да минует тебя чаша сия, коллекционерОграбления коллекций раритетных произведений искусства давно стали темой современной кинематографии и детективного жанра литературного творчества, причем большинство фильмов, посвященных данной тематике, — зарубежные. В последние годы состоятельные граждане России ощутили на себе все «прелести» сюжета западных детективов. В 2000 году были задержаны подозреваемые в ограблении крупной частной коллекции. Грабители проявили неслыханную жестокость. Для того чтобы забрать картины и драгоценности, они бритвой изрезали восьмидесятилетнюю женщину. Петербургская милиция довольно быстро вышла на след похитителей этой крупнейшей частной коллекции. На данный момент найдены 9 из 11 украденных картин русских художников XIX века, общей стоимостью 150 тысяч долларов. После экспертизы и оценки искусствоведов найденные картины благополучно вернулись к владелице. В июне 2002 года были похищены 9 работ выдающихся русских художников XIX века: Клевера, Платонова, Чумакова, Творожникова, а также предметы ювелирного искусства и старинные драгоценности стоимостью примерно 230 тысяч долларов США. На глазах у 80-летней женщины из Московского района, наследницы богатой коллекции супруга, четверо преступников варварски вырезали картины из рам, опустошили сейф и скрылись. Двух из них сотрудникам уголовного розыска ГУВД Петербурга удалось задержать по горячим следам. Вскоре была обнаружена и квартира в Колпино, где преступники хранили похищенные картины. К сожалению, среди них не было самых ценных полотен коллекции: «Неравного брака» Журавлева и «Соперниц» Клодта. В квартире нашли еще и фотографию 28-летнего Сергея Захарова, ранее судимого по статье за изнасилование. По мнению оперативников, он примыкал к банде грабителей. Предметом интереса грабителей становятся не только картины и драгоценности. Так, в Балашихе Подмосковного района произошло ограбление квартиры врача областного онкологического диспансера. По словам пострадавшего, неизвестные лица через открытый балкон проникли в его квартиру и похитили два турецких ятагана, два японских меча (катана), меч производства Таиланда, французское гладкоствольное охотничье оружие калибра 16 мм выпуска 1826 года и охотничье гладкоствольное ружье ТОЗ. Общая сумма ущерба потерпевшего составила более 500 тысяч рублей. Кража частной коллекции старинного холодного оружия была совершена и в Петербурге. По словам пострадавшей, студентки Инженерно-экономического института Э. Стук, преступник, подобрав ключ к замку входной двери, проник в ее квартиру и похитил в общей сложности 20 предметов раритетного оружия: два персидских топора (конец XVIII — начало XIX века), офицерский меч из Японии (1900–1934 годы), палаш XVIII столетия, турецкий меч XIX века, две персидские сабли, кортик из Юго-Восточной Азии, индийский гальвар XVII–XIX веков, две офицерские шпаги из Швеции XVII–XIX веков, восемь шпаг из стран Европы и Индии XVIII–XX веков и пр. Эти предметы оружейного искусства до сих пор не найдены, видимо, грабитель действовал по заказу и успел быстро сбыть ценности с рук. Интересный, можно сказать, даже уникальный случай, демонстрирующий изобретательность воровского искусства, произошел в Москве: для того чтобы украсть коллекцию антиквариата, грабителю пришлось взломать соседнюю квартиру и разобрать стену. Случилось это 20 августа 2002 года. Неизвестный преступник похитил частную коллекцию антиквариата на сумму 850 тысяч долларов. В это время хозяйка квартиры, Лиана Кравченко, была за городом. Сначала вор проник в соседнюю квартиру одинокой пенсионерки Галины Михайловны, пока та ходила в булочную за хлебом. Взломав замок, «который и так держался на одном честном слове», он очутился в квартире Галины Михайловны, где за час смог разобрать стену. Соседи с нижнего этажа отчетливо слышали стук молотка, но не придали этому обстоятельству никакого значения. Они решили, что хозяйка приехала с загородной дачи и затеяла ремонт. Прихватив антиквариат, который смог унести на себе, преступник вышел через дверь ограбленной квартиры, предварительно отключив сигнализацию. По словам соседей, это была не первая кража у Лианы Кравченко. В 1983 году неизвестные преступники тоже проникли в ее квартиру, полагая, что дома никого нет. Однако в это время в квартире был муж Лианы, которого воры жестоко избили. Мужчина получил тяжелейшие травмы и вскоре скончался. Все антикварные вещи достались Лиане Кравченко от умершего мужа, который увлекался коллекционированием предметов старины. Украденная у Кравченко коллекция включала фарфоровые фигурки японских самураев, пасхальное яйцо, две фарфоровые вазы, фигурки балерин, серебряный кофейный набор, бронзовые подставки для часов и 11 картин, среди которых были произведения русского художника XIX века Юлия Клевера. В сентябре 2002 года в Санкт-Петербурге было совершено дерзкое ограбление частной коллекции антиквариата, в которую были включены предметы XVII–XIX веков. Владелицей ценной коллекции была 63-летняя пенсионерка Марианна Мищенко, которая души не чаяла в коллекции, доставшейся ей по наследству от бабушки. По словам безутешной владелицы, днем неизвестный преступник, воспользовавшись ее отсутствием, похитил из квартиры несколько предметов антиквариата XVII–XIX веков. Самыми ценными предметами, по мнению экспертов, можно считать большую картину неизвестного художника, бронзовую статуэтку и портрет Наполеона, выполненный в виде панно из слоновой кости. По факту ограбления было возбуждено уголовное дело, однако вещи не были найдены. В западных странах большую ценность представляют старинные русские иконы. За них можно получить довольно крупную сумму денег, поэтому кражи этих предметов русского искусства довольно распространены. Так, например, ночью 4 августа 2002 года была совершена дерзкая кража такого рода: из квартиры председателя творческого Союза иконописцев России Валентина Яковлева грабители, забравшиеся в жилище по пожарной лестнице, унесли 40 раритетов. Жулики проникли в квартиру Валентина Яковлева в то время, когда он был на даче. Они воспользовались тем, что под защитой сигнализации была лишь входная дверь. По пожарной лестнице они добрались до одного из окон квартиры председателя Союза иконописцев и проникли внутрь. Здесь похитители сняли со стен 40 икон, которыми набили найденные в квартире сумки. Судя по всему, действовали не профессионалы, так как вместе с раритетами XVI–XVIII веков они прихватили и новые иконы. Тем не менее суммарная стоимость похищенного составила 9 миллионов 300 тысяч рублей. К тому же похитители прибрали к рукам находившиеся в квартире 10 тысяч долларов. После того как награбленное было уложено, похитители отомкнули замок и в считаные секунды выскочили во двор, где их, скорее всего, поджидала машина. Дежурный экипаж вневедомственной охраны прибыл на место через четыре минуты после того, как поступил сигнал о проникновении в жилище. Однако все уже было бесполезно: воров и след простыл… Утрата любимых икон стала для Яковлева настоящим ударом. Вскоре после обнаружения кражи он слег с сердечным приступом. В антикварных кругах Валентин Яковлев известен как хороший знаток и мастер иконописи. В свое время он занимался реставрацией икон, а в последнее время опекал иконописцев различных школ — московской, ярославской, владимирской, муромской. Союз иконописцев тесно сотрудничает с Международным художественным фондом и занимается, в частности, организацией выставок наиболее интересных работ, а также помогает художникам продавать свои иконы. По мнению правоохранительных органов, похищение не было совершено по наводке, а относится к так называемым ночным кражам, когда грабители проникают в жилище наудачу, предварительно «прозвонив» квартиру. Тем не менее истории об ограблениях не всегда заканчиваются столь печально. Крупную кражу старинных картин и икон из частной коллекции раскрыли оперативники Московского уголовного розыска в 2002 году. В органы правопорядка обратился житель столицы О. Кириченко, который сообщил, что неизвестные похитили из его квартиры 10 икон XVIII века и 7 картин русских художников XVIII–XIX веков. Оперативники среагировали довольно быстро и спустя всего четыре дня в гостинице «Саяны» на Ярославском шоссе подозреваемый в совершении преступления был задержан. Им оказался уроженец Калужской области 18-летний Сергей М., который уже успел реализовать часть награбленного, остальные спасенные из рук варвара раритеты были изъяты и вернулись к своему настоящему владельцу. Сыщики Управления уголовного розыска города Москвы раскрыли кражу антиквариата из частной коллекции, совершенную 30 сентября 2002 года. Злоумышленники вынесли из квартиры члена Союза художников России коллекцию Фаберже и несколько икон, представляющих огромную культурную и историческую ценность. По подозрению в совершении этого преступления оперативники задержали двоих неработающих граждан России, у которых и были обнаружены похищенные раритеты. Коллекция Фаберже и иконы вернулись к своему законному владельцу. Многие предметы русского искусства довольно часто переправляются западным заказчикам. Часть из них возвращается на родину. Так, например, МВД России и правоохранительные органы Италии подписали договор о возвращении нашей стране более 700 похищенных старинных икон. Главное управление уголовного розыска настроено оптимистически. По словам сотрудников, благодаря взаимодействию с Департаментом по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ только в 2001 году в Россию было возвращено 180 икон из Германии, 100 — из США, 50 — из Италии. Сбыт культурных и исторических ценностей осуществляется и в обратном направлении. По данным Главного управления уголовного розыска МВД Украины, за последние десять лет на Украине было совершено более двух тысяч преступлений, связанных с кражами предметов старины. Пик пришелся на 1993–1994 годы, а с 1995 года активность охотников за раритетами пошла на спад. Большинство украденных ценностей, как правило, оседает в частных коллекциях и на черных рынках Москвы и Санкт-Петербурга. Около 70 % преступлений представляют собой кражи из частных коллекций, владельцы которых сами нередко грешат скупкой и перепродажей краденых вещей. Каждый год, по материалам украинской таможни, стражи закона возбуждают около 200 уголовных дел по фактам контрабандного вывоза культурных ценностей. К примеру, в аэропорту Борисполь задержали иностранца, в багаже которого были обнаружены часы «Лонжин», оцененные по каталогу фирмы «Сотби» в 150 тысяч английских фунтов стерлингов. В мире существует всего три подобных изделия. Сотрудники уголовного розыска активно работают в данном направлении. Они уже раскрыли ряд преступлений, связанных с хищениями предметов искусства. В частности, в ноябре 2001 года в Санкт-Петербурге была раскрыта кража икон из храма Святых апостолов Петра и Павла. Оперативники задержали участников организованной преступной группы, у которых изъяли 12 похищенных икон и живописных полотен. Эта группа изобличена в совершении семи краж из церквей и частных коллекций. В Смоленске в январе 2002 года милиционеры задержали мужчину, причастного к краже из Смоленской областной универсальной библиотеки 38 книг XVI–XX веков. По оценке экспертов, их общая стоимость составляет 60 миллионов рублей. А в Приморском крае в 2001 году был задержан участник преступной группы, пытавшийся продать картину художника К. Маковского «Портрет барона П. И. Рокосовского». Она была похищена еще в середине 1990-х годов из Грозненского музея изобразительных искусств им. Петра Захарова. В настоящее время картина, представляющая большую культурную ценность, возвращена государству. И еще один яркий пример. Сотрудники Чопской таможни разоблачили водителя грузовика одной киевской фирмы, перевозившего в Италию кожаные и галантерейные изделия, которые экспонировались на киевской выставке. В двойной стенке кузова они обнаружили 11 старинных икон, 56 картин и других предметов искусства. А у штурмана Бориспольского авиационного предприятия изъяли уникальную коллекцию, в которую входило более ста орденов и медалей. Задержанный пытался нелегально вывезти редкую коллекцию в США. Современные контрабандисты в ручном багаже умудряются спрятать настоящие сокровища. Так, один из жителей Киева, путешествующий рейсовым автобусом «Львов — Перемышль», среди дорожных вещей вез 14 икон, 46 наручных часов фирм «Буре», «Доха», «Бремс», «Борес», «Ромер», а также уникальную коллекцию монет, старинные фотоаппараты и другие предметы искусства, которые могли бы украсить экспозицию любого музея. Интересной находкой оказалась коллекция, состоящая из наград разных эпох, старинной хрустальной вазы, серебряной посуды с клеймом «Поставщик двора Ее Величества». Сотрудники РУБОП города Киева сообщили о том, что владельца этих предметов и вещей так и не удалось найти, поскольку ни в одном музейном каталоге Украины они не значились. В зарубежных странах и в России существует совсем иной подход к этому делу. В английской спецслужбе, Скотленд-Ярде, например, составлена уникальная электронная база данных «Артфул» с детальным описанием более десяти тысяч полотен великих художников, украденных преступниками из музеев и галерей разных стран мира. Не отстают от англичан и российские правоохранительные органы, которые используют электронный каталог произведений искусства и религиозных ценностей «Хранитель». Он предусматривает нанесение на предметы специальной маркировки, свидетельствующей об их оригинальности. Однако, благодаря тесному взаимодействию украинского и британского Интерпола, стало возможным возвращение двух картин, похищенных в 1997 году из художественного музея Полтавы: «Ночной бой турок с крестоносцами в 1204 году» и «Натюрморт с раками» голландской художницы Клары Петерс. Стоимость возвращенных Украине художественных полотен, разысканных полицией Манчестера в ходе блестящей операции, составила более одного миллиона фунтов стерлингов. Слава приходит не сразуВ середине 1990-х годов ФСБ и МВД располагали достаточно богатой информацией о различных московских группировках. Однако в какой-то момент в столице появилось несколько могущественных фигур, державшихся в тени этих известных сообществ. Одним из них был Сергей Буторин по кличке Ося. Первым заданием для будущего «серого кардинала» московской мафии стало ограбление известного коллекционера Виктора Магидса. На дело Ося отправился, как и полагается, ночью, прихватив с собой родного брата Александра и двоих товарищей. С коллекционером грабители обошлись, по бандитским меркам, довольно мягко — просто связали перепуганного любителя старины и вынесли собрание редких картин и уникальных миниатюр. А вот Владимир Степанов, не дождавшийся сотоварищей у дома коллекционера, получил пулю в лоб. По странному стечению обстоятельств, в Бельгии покончил жизнь самоубийством и заказчик коллекции — Ян Фельдман. «Бесхозные» картины стоимостью 9 миллионов долларов стали первым капиталом Оси, который через восемь лет будет исчисляться сотнями миллионов долларов. Сергей Буторин продавал краденые ценности, а Сильвестр их скупал в крупных масштабах. Так они и познакомились — Сергей Тимофеев по кличке Сильвестр и начинающий бандит Буторин. Тут бы и обратить внимание опытному Сильвестру на редкую жестокость Оси — на первом же деле погибли двое своих, но он взял его в ореховскую бригаду. Сергей Тимофеев одним из первых бандитов стал вкладывать деньги в легальный бизнес. Сначала он курировал Южный округ столицы и, как ни смешно это звучит сегодня, нечетную сторону Ленинского проспекта. Но уже через год Сильвестр участвовал в приватизации металлургических предприятий на Урале, контролировал половину крупных коммерческих банков Москвы, открывал магазины, рестораны, спортивные залы. Деятельность Сильвестра по заслугам оценивают в преступном мире: в Нью-Йорке король российского криминала Япончик (ныне схваченный Интерполом) дает ему право управлять всей Москвой. Но откуда было знать американскому воротиле, что это право уже присвоил малоизвестный Сергей Буторин, который числился просто «сильвестровской шпаной». А он и не лез на рожон. Гораздо удобнее было прибирать к рукам власть в ореховской группировке исподтишка, сводя в жестокой схватке своих конкурентов. Если бы в 1996 году кого-нибудь из авторитетных воротил теневого бизнеса спросили, кто такой Ося, он наверняка бы ответил, что это мелкая рыбешка, греющаяся в тени Сильвестра. Сегодня имя Сергея Буторина, известного под этой кличкой, уже обросло легендами. Предполагалось, что он бывший спецназовец, сотрудник одной из спецслужб. Однако на самом деле Буторин — бывший прапорщик стройбата из подмосковного Одинцово. В конце 1980-х годов он уволился из армии и, поскольку он обнаружил там неплохие способности к боксу, устроился вместе с братом Александром по кличке Зомб вышибалой в кафе «Аленький цветочек» в Коптево. Буторин, проявивший себя в разгульных кабацких драках, быстро наладил связи с бандитами. Через некоторое время Ося уже возглавил банду боевиков Сильвестра и познакомился с курганскими бандитами Андреем Колиговым, Олегом Нелюбиным, Василием Игнатовым и Александром Солоником, перебравшимися в столицу. Правда, в ту пору все они были всего лишь окружением Сильвестра. В то же время рядом с Осей появился Андрей Пылев, известный по кличке Карлик, — протеже Григория Гусятинского, убитого в 1994 году в Киеве. Костяк банды сформировался не сразу. В 1996 году брат Пылева Олег был членом медведковской группировки, сам Андрей Пылев и Ося состояли в ореховской. Они работали вместе, но на так называемых бандитских стрелках Ося представлял в некоторых случаях ореховских, в других — солнцевских бандитов. Братья Пылевы стояли за медведковскую группировку. В начале 1990-х годов ореховская группировка контролировала зарождавшийся тогда в Москве авто— и игорный бизнес, а также ряд предприятий и коммерческих точек. Тогда группировкой руководил Сергей Тимофеев по кличке Сильвестр. Процветание теневого бизнеса Сильвестра и стало причиной трений внутри банды. Возглавлял оппозицию, по мнению правоохранительных органов, Сергей Буторин. Позднее под машиной Сергея Тимофеева сработало взрывное устройство, и он погиб. Затем друг за другом стали исчезать верные ему люди — одни пропадали без вести, другие погибали от пуль. Гибель самого Сильвестра повлекла за собой передел власти в ореховской группировке. Один за другим были убиты ее лидеры, известные под кличками Культик, Дракон, Витоха и другие. Значительно позже выяснилось, что именно Ося отдавал приказы об их ликвидации. При этом он исправно ходил на похороны соратников, клялся отомстить и отдавал распоряжения о материальной помощи семьям погибших. Кстати, к этому времени сам Буторин официально числился мертвым, и на Николо-Архангельском кладбище появилось надгробие с указанием, что он покинул сей мир в 1995 году. Сергей Буторин, по оперативной информации, сформировал свою группировку в основном из бывших бойцов спецназа ГРУ, МВД и ВДВ. Так, одним из самых известных участников группы, согласно данным правоохранительных органов, стал Александр Пустовалов по кличке Саша-солдат, прошедший спецподготовку во время службы в элитном подразделении Российского морского флота. Вначале все боевые действия между бандитами велись в Орехове, но потом война началась по всей Москве. Летом 1995 года один из конкурентов Буторина, лидер ассирийской бригады Александр Биджамо (Алик-ассириец), был убит возле здания мэрии. По данным следствия, его расстреляли в сквере, за памятником Юрию Долгорукому. Большой шум поднялся в прессе после убийства знаменитого российского киллера Александра Солоника, совершенное в Греции в 1997 году. Сергей Буторин, постепенно прибравший к рукам значительную часть оставшегося после Сильвестра бизнеса, получил сведения о том, что на его «территорию» посягает Солоник, который когда-то работал вместе с Сильвестром. Через своих людей Буторин узнал, что сбежавший из Матросской Тишины Солоник скрывается на одном из греческих курортов. Туда отправилось несколько киллеров во главе с Александром Пустоваловым, и уже в октябре с Солоником было покончено. Убили и Светлану Котову, известную московскую фотомодель, которая была единственной свидетельницей расправы. За 8 лет имя Сергея Буторина успело обрасти слухами и легендами. Одна из них гласит, что хитроумный Ося посадил за решетку курганскую банду — своих коллег и соратников: Нелюбина, Зелянина, Колигова, Игнатова и еще 17 бандитов. К тому же, специально организовав утечку информации через подкупленных милиционеров, Буторин заставил следствие думать, что практически все преступления совершал Александр Солоник — боевик курганских. В правоохранительных органах отказываются обсуждать сию щекотливую тему. Но факт остается фактом — шумиха вокруг курганских отвлекает внимание милиции от Оси и его банды киллеров. В 2001 году в Санкт-Петербурге был задержан Александр Левин, входивший в банду Сергея Буторина. Он разыскивался Интерполом в связи с нелегальным вывозом в Голландию пропавшего из библиотеки РАН «Большого нового морского атласа» — раритетного издания XVIII века, которое принадлежало еще Петру Первому. Бывший техник-электрик, отсидевший в свое время за валютные махинации, Левин после освобождения занялся реставрацией икон. Оказалось, что он не только их реставрировал, но и переправлял за рубеж. За контрабанду атласа его приговорили к 4 годам лишения свободы с конфискацией имущества. Когда сыщики получили ордер на конфискацию имущества, оказалось, что у Левина было 10 квартир в центре города. В одной из них в платяном шкафу был сделан тайник, в котором и хранились в большом количестве старинные иконы. Судьба коллекции, украденной у Виктора Магидса, неизвестна до сих пор. Но она сыграла роковую роль в жизни каждого грабителя. Вскоре после ограбления Яна Фельдмана нашли повешенным в одном из бельгийских отелей. История довольно странная, причем известно, что, когда гроб с его телом прибыл на родину, знавшие Яна люди утверждали, что его размер был слишком мал для крупного Фельдмана. Но гроб вскрывать не стали, и кто в нем похоронен, неизвестно. Водитель преступников Владимир Степанов позже стал сотрудничать с органами по делу об ограблении и был убит по заказу Сергея Буторина. Александра Буторина сыщики задержали, и он получил большой срок. Еще один член банды, Евгений Токарев, попал на принудительное лечение в психиатрическую больницу, но сбежал оттуда и до сих пор находится в розыске. Сам Сергей Буторин (Ося) был выдан России властями Испании и находится сейчас в местах не столь отдаленных. Для того чтобы избежать судьбы Виктора Магидса, некоторые коллекционеры еще при жизни передают свои собрания на хранение государственным музеям. Знатокам антиквариата известны имена братьев Ржевских, Якова и Иосифа, которые собирали свою коллекцию в течение всей жизни, отказавшись ради нее от карьеры и семейного благополучия. Специалисты оценили коллекцию в пять миллионов долларов. Недавно Иосиф Ржевский, брат покойного любителя старины, опасаясь хранить свои ценности в питерской квартире, передал их Русскому музею. В то время на далеких берегах…На рубежом кража произведений искусства считается наиболее выгодным бизнесом после торговли наркотиками и нелегальным оружием. Точные цифры дохода, приносимого этим видом деятельности, никому не известны. Однако, по приблизительным подсчетам экспертов, ежегодно картин, скульптур, икон и антикварных изделий в мире похищается примерно на 2 миллиарда долларов. Так, например, 7 августа 2001 года в Мадриде произошло сенсационное ограбление. Из крупнейшей частной коллекции страны были украдены картины, общая стоимость которых исчисляется десятками миллионов долларов. Связав охранника, бандиты вынесли 19 картин великих мастеров кисти, включая два холста Гойи — «Качели» и «Падение с осла». Каждая из них оценивается в 10 миллионов долларов. Общая стоимость украденного составила десятки миллионов. Владелица коллекции, Эстер Копловиц, маркиза де Каса Пеньяльвер и де Карденас де Монте Эрмосо является одной из богатейших женщин мира, чье состояние превышает миллиарды долларов. Также ей принадлежит контрольный пакет крупнейшей строительной компании Испании. Остается лишь удивляться, почему ее шикарную квартиру в центре Мадрида, где одних только картин — на десятки миллионов долларов, охранял всего один-единственный сторож. Полиция с самого начала не скрывала печальных перспектив расследования громкого ограбления. Во-первых, очевидно, что действовали профессионалы, а во-вторых, на такие кражи решаются, как правило, по наводке богатого коллекционера, предпочитающего не афишировать свою домашнюю картинную галерею. К расследованию был подключен Интерпол, поскольку, как считало следствие, грабители, скорее всего, вывезли похищенные картины в Соединенные Штаты или в Японию. Уже в августе 10 из 19 похищенных шедевров живописи были обнаружены испанской полицией при содействии коллег из ФБР. Об этом сообщил генеральный директор Национальной полиции Испании Хуан Котино. Расследование совершенной преступниками-испанцами кражи полотен мировых мастеров из особняка магната строительного бизнеса Эстер Копловиц считается самой крупной за последние десятилетия операцией на международном уровне, связанной с предметами искусства, учитывая как художественную, так и коммерческую ценность картин. Среди найденных полицией шедевров — полотно Франсиско Гойи «Качели», Питера Брейгеля-старшего «Искушение святого Антония», «Пейзаж в Эраньи» Камиля Писсарро, «Купание в Валенсии» Хоакина Сорольи. Остальные девять, в числе которых «Падение с осла» Гойи и «Гитара на стуле» Хуана Гриса, пока не были найдены. Все картины являются национальным достоянием Испании, хотя они находились в частной коллекции, в которую и вернутся. Участие агентов ФБР в операции потребовалось в связи с тем, что испанская полиция, внедрившая среди преступников своего агента, знала, кто именно совершил преступление, но не могла схватить виновных с поличным. По просьбе МВД Испании ФБР предоставило испанским коллегам двух опытных в таких делах агентов. Первого, получившего прозвище Магнат, представили преступникам как американского миллионера, желающего приобрести украденные картины. Второй агент ФБР, по прозвищу Профессор, являвшийся судебным специалистом в области искусства, выступал в роли эксперта-искусствоведа. Преступники договорились с агентами, которые представились богатыми американскими любителями раритетной живописи, показать им для пробы «Искушение святого Антония» Брейгеля. После того как агент Профессор установил подлинность картины, похитители были схвачены с поличным. Преступники даже не отпирались и сразу показали, что прятали украденные полотна на дне автофургона, стоявшего на улице. Полотна не пострадали и находятся в хорошем состоянии. Что же касается остальных девяти полотен, то преступники заявили, что им ничего не известно об их судьбе. Полиция полагает, что они уже успели сбыть картины какому-нибудь настоящему магнату из США. Однако остается надежда, что благодаря содействию Интерпола картины вернутся к законной владелице. Громким скандалом закончился арест израильской полицией троих человек, подозреваемых в совершении краж ценных предметов иудейской атрибутики из синагог и частных коллекций. При обыске у задержанных были обнаружены ценности, включая и старинные тома ТАНАХа, на общую сумму два миллиона долларов. Среди обнаруженных предметов — вещи, правом владения которыми обладает семья Монтифьори. В ходе расследования всплыли и другие дела, касающиеся ограблений частных коллекций, заказчиками которых были известные люди Израиля. В американском городе Сан-Антонио, в штате Техас, из частной коллекции американского врача Ричарда Гарсиа пропали картины на общую сумму свыше 700 тысяч долларов. В коллекцию входили полотна Пабло Пикассо, Анри Матисса и мексиканской художницы Фриды Кало, которая непродолжительное время была подругой Льва Троцкого. Только работа ее кисти была оценена в полицейских протоколах почти в 500 тысяч долларов. В общей сложности исчезли 15 картин. По словам хозяина коллекции, грабители выбрали самые ценные из них, оставив остальные на своих местах. Очевидно, что они действовали по заказу профессионала. Как считает сам хозяин, действовали похитители по наводке кого-то из гостей, кому доктор показывал свою галерею. Ричард Гарсиа — известный в США коллекционер и меценат. В его доме часто бывали известные артисты и поп-звезды. Не исключено, что кто-то из них и положил глаз на собрание шедевров. Гарсиа отметил, что не застраховал полотна из-за чрезмерно высокой стоимости страховки, однако досадное ограбление не станет препятствием его дальнейшей деятельности коллекционера. Неменьший резонанс в прессе вызвала пропажа в июле 2002 года из галереи «Злата гуса» в Праге картины Марка Шагала «Лестница Иакова». О краже заявил владелец полотна, директор частной телекомпании «Нова» Владимир Железны. Согласно оценкам экспертов, «Лестница Иакова» стоит около 700 тысяч долларов. В ходе следствия стало известно о том, что к краже, скорее всего, причастны охранники владельца картины. Здание галереи расположено в историческом центре Праги и оснащено самой современной охранной сигнализацией. Свободный доступ к коллекции также невозможен, поскольку попасть на выставку можно лишь по предварительной записи. Между тем владелец картины тоже оказался в поле зрения полиции. В прошлом году он обвинялся в неуплате таможенных платежей, размер которых составил семь миллионов чешских крон, при ввозе в страну произведений живописи, в том числе и украденной картины Шагала. Благополучная, казалось бы, Швеция тоже часто становится ареной совершения громких ограблений. Например, в феврале 2002 года вор-одиночка похитил пять ценнейших полотен с антикварной ярмарки в Эльвше, старинном городке недалеко от Стокгольма. Самым ценным из украденного считается полотно фламандского мастера Яна Брейгеля-старшего «Вид на Алост». Оно оценивается в 25 миллионов шведских крон, что составляет около двух с половиной миллионов долларов. Украдены также картины знаменитых скандинавских художников: «Кораблекрушение в грозу» Маркуса Ларссона, «Прошлогодний снег» Акселя Галлена-Каллела, «Заяц на фоне зимы» Бруно Лильефорса и акварель Андерса Цорна «Траур». Все пять картин находились в одном крошечном зале прямо у входа. Впрочем, в этом детективном сюжете, как и во многих других, есть масса загадок. Например, судя по всему, картина Брейгеля хранилась (или должна была храниться) в прозрачном сейфе. По словам охранников, примерно в половине второго ночи они видели убегающего грабителя, бросились за ним, но не смогли догнать его. Следы грабителя вроде бы вели на станцию, к электричкам, однако полицейские собаки взяли след, который привел за автостоянку, но спустя несколько часов собаки окончательно сбились со следа. Странным было и то, что, кроме картин Брейгеля, грабитель схватил не самые ценные, а самые малогабаритные полотна. Например, рядом с полотном Брейгеля висела очень дорогая картина Сигрид Гьертен, но грабитель ее не взял. Вернер Омелл, эксперт по антиквариату и владелец коллекции, уверен, что вор действовал по заказу из России. Он полагает, что в России очень много богатых покупателей, которых не очень волнуют такие щепетильные проблемы, как история появления того или иного шедевра на рынке. В целом картины Брейгеля-старшего являются большой редкостью в частных коллекциях. А уж на шведских аукционах Брейгель выставляется всего один раз в 25 лет. Как стало известно, Омелл купил Брейгеля для своего лондонского филиала и намеревался выставить картину на экспозиции старинной живописи в Маастрихте через три недели. Владелец застраховал свои лоты на 75 миллионов крон, но каким-то образом именно украденные полотна оказались не подведены к аварийной сигнализации, и, стало быть, сумма издержек автоматически аннулируется. Это уже не первая кража полотен великих мастеров в Швеции. Кстати, «Автопортрет Рембрандта», похищенный в 2001 году при дерзком вооруженном налете на Шведскую национальную галерею, так и не нашелся. По мнению Кьелля Эстрелла, специалиста по безопасности музеев, найти шедевры можно будет лишь в том случае, если сами грабители потребуют выкуп с владельцев или страховой компании. затем, смекнув, что нарвался на сумасшедшую, кинулся наутек. Санитарка из психиатрической больницы, не смея верить в счастливое спасение, еще долго смотрела вслед бандиту. Придя немного в себя, она наконец отправилась домой, где и рассказала изумленным родственникам о случившемся. Вскоре история облетела весь город, пока не превратилась в настоящий анекдот. Если бы все грабители реагировали на «ура!» так же болезненно, то, вероятно, количество такого рода преступлений существенно снизилось бы в самое ближайшее время. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|