|
||||
|
Созидание Предельное творчество: смысл жизни Сама по себе жизнь не имеет смысла. Жизнь - это возможность создать смысл. Смысл нужно обнаружить: его нужно создать. Ты найдешь смысл, только создав его. Он не лежит вон там, в кустах, чтобы ты мог пойти, немного поискать и найти его. Он не похож на камень, который ты можешь найти. Это стихотворение, которое нужно сложить, песня, которую нужно спеть, танец, который нужно станцевать. Смысл - это танец, не камень. Смысл- это музыка. Ты найдешь его, только если создашь. Помни это. Миллионы людей живут бессмысленными жизнями из-за этой совершенно глупой идеи, что смысл нужно открыть. Как будто он уже есть, и все, что нужно, - это откинуть занавес, и - смотрите: вот он, смысл! Это не так. Поэтому помни: Будда находит смысл, потому что он его создает. Я нашел его, потому что создал. Бог - это не вещь, но творение. И лишь те, кто создает, находят. И хорошо, что этот смысл нигде не лежит, иначе один человек нашел бы его - и тогда зачем было искать его другим? Не видишь ли ты разницы между религиозным смыслом и научным смыслом? Альберт Эйнштейн открыл теорию относительности; должен ли ты теперь открывать ее снова и снова? Делая это, ты будешь глупцом. Какой смысл? Один человек сделал это; он дал тебе карту. Может быть, ему потребовались годы, но ты можешь понять за часы. Ты можешь пойти в университет и выучить. Будда тоже что-то открыл, Заратустра тоже что-то открыл, но это не похоже на открытие Альберта Эйнштейна. Оно не лежит где-то, и ты не можешь просто пойти за Заратустрой, последовать его карте и найти его. Ты никогда его не найдешь. Тебе придется стать Заратустрой. Увидь разницу! Чтобы понять теорию относительности, тебе не нужно становиться Альбертом Эйнштейном, нет. Тебе понадобится всего лишь средний уровень разума, вот и все. Если ты не совсем умственно отсталый, ты ее поймешь. Но чтобы понять смысл Заратустры, тебе придется стать Заратустрой - ничто меньшее не подойдет. Тебе придется создать его заново. Каждая индивидуальность должна родить Бога, смысл, истину; каждый человек должен забеременеть им и пройти через боли родов. Каждый должен выносить его в своем чреве, накормить собственной кровью, и лишь тогда человек его открывает. Если ты не можешь видеть никакого смысла в жизни, наверное, ты пассивно ждал, пока смысл придет... он никогда не придет. Это было идеей прошлых религий - что смысл уже где-то есть. Его нет! Есть свобода его создать, энергия, чтобы его создать. Есть поле, чтобы сеять семена и пожать урожай. Все есть - но смысл должен быть создан. Именно поэтому создать его - такая радость, такое приключение, такой экстаз. Поэтому первое: религия должна быть творческой. До сих пор религия оставалась очень пассивной, почти бессильной. Ты не ожидаешь от религиозного человека, чтобы он был творческим. Ты ожидаешь от него, чтобы он постился, жил в пещере, рано вставал утром, читал мантры... и тому подобные глупости. И ты совершенно удовлетворен! Что он делает? А ты хвалишь его, потому что он продолжает долгие посты. Может быть, он мазохист; может быть, он наслаждается тем, что истязает себя. Он сидит голый, когда вокруг холодно, а ты восхищаешься им. Но какой в этом смысл, какая ценность? Все животные мира ходят голыми в холода - они не святые. Или, когда жарко, он сидит на горячем солнце, а ты восхищаешься им. Ты говоришь: - Смотрите! Вот великий аскет. Но что он делает? Каков его вклад в мир? Какую красоту он прибавляет к миру? Изменил ли он мир хоть на каплю? Сделал ли он его более милым, более благоухающим? Нет, ты это не спрашиваешь. А я тебе говорю, что это нужно спрашивать. Хвали человека, если он создал песню. Хвали человека, если он создал прекрасную статую. Хвали человека, если он так прекрасно играет на флейте. Пусть с этих пор и навсегда это будет религиозными качествами. Хвали человека, если он такой влюбленный, - любовь есть религия. Хвали человека, потому что его посредством мир становится более благодатным. Забудь все эти глупости, все эти посты и сидение в пещерах, истязание себя или лежание на постели из гвоздей. Хвали человека, если он вырастил прекрасные розы; мир из-за них станет красочнее. И тогда ты найдешь смысл. Смысл приходит из творчества. Религию нужно сделать более поэтичной, более эстетичной. И второе: иногда случается так, что ты ищешь смысл, потому что уже пришел к заключению относительно этого смысла. Из этого заключения ты исходишь в поисках. Ты уже решил, каким должен быть смысл, каким обязан быть смысл... и тогда ты его не находишь. Исследование должно быть чистым. Что я имею в виду, когда говорю, что исследование должно быть чистым? Оно должно производиться без всяких заключений. В нем не должно быть никаких предварительных заключений, априори. Какого смысла ты ищешь? Если ты уже решил, что ищешь определенного смысла, ты его не найдешь - потому что само начало исследования загрязнено, твое исследование не чисто. Ты уже решил. Например, если человек приходит в сад и думает, что найдет там бриллиант, и лишь тогда этот сад красив… он не может найти бриллиант, поэтому говорит, что сад не имеет смысла. В нем столько красивых цветов, в нем поет столько птиц, и столько красок, и дует ветер в соснах, и мох на камнях... Но он не может увидеть никакого смысла, потому что у него есть определенная идея: он должен найти бриллиант, Кохинор, - лишь тогда будет смысл. Он упускает смысл из-за этой идеи. Пусть твое исследование будет чистым. Не двигайся с какой-то навязчивой идеей. Иди голым и обнаженным. Иди открытым и пустым. И ты найдешь не только смысл, ты найдешь тысячу и один смысл. Тогда каждая вещь станет осмысленной. Просто цветной камешек, сияющий в лучах солнца... или капля росы, окруженная небольшой радугой... или небольшой цветок, танцующий на ветру... Какого смысла ты ищешь? Не начинай с заключения, иначе ты начнешь неправильно с самого начала. Иди без заключений! Именно это я имею в виду, когда говорю снова и снова: иди без знания, если хочешь найти истину. Знающий человек никогда не находит. Его знание становится препятствием. Голдштейн никогда не был на представлении в драматическом театре. На день рождения дети решили подарить ему в подарок билет. Вечером после представления они пришли его навестить, в нетерпении услышать, что он об этом думает. - Ах, - сказал он. - Это была просто чепуха. Когда она хотела, он не хотел. А когда он хотел, она не хотела. А когда хотели оба, опустился занавес! Если у тебя есть навязчивая идея, ты ее ищешь, ищешь только ее... И из-за этой узости ума все доступное упускается. Смысл нужно создать. Смысл нужно искать без всяких заключений. Если ты можешь отбросить знание, жизнь внезапно станет цветной - она станет психоделической. Но ты постоянно носишь груз своих писаний, книг, теорий, доктрин, философий... ты теряешься во всем этом. И все перемешивается, становится вверх ногами, и ты даже не можешь вспомнить, что есть что. Твой ум - это такая каша. Почисти его! Сделай его пустым. Пустой ум - это лучший ум. И те, кто говорил тебе, что пустой ум - это мастерская дьявола... эти люди - агенты дьявола. Пустой ум ближе к Богу, чем, что бы то ни было. Пустой ум - это не мастерская дьявола. Дьявол не может обойтись без мыслей. С пустотой дьявол не может сделать совершенно ничего. Для него нет никакой возможности войти в пустоту. Столько мыслей в уме, все вперемешку; кажется, ничто не ясно; ты слышал столько вещей из стольких источников, твой ум - это просто чудовище! И ты пытаешься, все помнить, тебе велели все помнить: "Не забудь!" И, естественно, бремя так тяжело, что ты не можешь запомнить. Многое ты забываешь. Многое ты воображаешь и добавляешь от себя. Англичанин, приехав в Америку, пришел на банкет и услышал, как Мастер Церемоний объявляет тост: "Счастливейший момент моей жизни был проведен в объятиях жены другого мужчины - моей матери". - Клянусь Иовом, это потрясающе, - подумал про себя англичанин, - я должен это запомнить и использовать, когда вернусь домой. Через несколько недель он вернулся в Англию и пошел на церковный обед, и его попросили объявить тост. Громогласно он обратился к переполненной комнате: "Счастливейший момент моей жизни был проведен в объятиях жены другого мужчины..." Последовала долгая пауза. Толпа забеспокоилась, возмущенно глядя на оратора. Его друг, сидящий рядом, прошептал ему: - Тебе лучше побыстрее объясниться. - Клянусь Иовом, - брякнул англичанин, - извините меня. Я забыл имя чертовой женщины. Вот что происходит. Ты помнишь - "Это сказал Платон". И ты помнишь - "Это сказал Лао-цзы". И ты помнишь, что сказал Иисус, что сказал Мухаммед... помнишь многие вещи, и все они перемешиваются, но ты не сказал ни одного собственного слова. Пока ты не скажешь своего слова, ты упустишь весь смысл. Отбрось знание и стань более творческим. Помни, знание накоплено - тебе не нужно быть с ним творческим; ты должен быть просто восприимчивым. И именно таким стал человек: человек низведен до роли простого зрителя. Он читает газеты, читает Библию, Коран и Гиту; он ходит в кино, сидит и смотрит кино; он идет на футбольный матч или сидит перед телевизором, слушает радио... И так далее, и тому подобное. Двадцать четыре часа в сутки он находится в своего рода бездействии, остается зрителем. Другие что-то делают, а он просто наблюдает. Ты не найдешь смысла, наблюдая. Ты можешь увидеть тысячу любовников, занимающихся любовью, но не узнаешь, что такое любовь, ты не узнаешь потерю себя в оргазме, наблюдая за кем-то другим. Тебе придется стать участником. Смысл приходит в участии. Участвуй в жизни! Участвуй в ней глубоко, как только возможно более тотально. Рискни всем ради участия! Если ты хочешь узнать, что такое танец, не ходи и не смотри на танцора, - научись танцевать, стань самим танцем. Если хочешь узнать что-нибудь, участвуй. Это истинный и правильный путь, подлинный путь к тому, чтобы что-то узнать. И в твоей жизни будет великий смысл. И не только одномерный - многомерный смысл. Ты будешь осыпан смыслами. Жизнь должна быть многомерной, лишь тогда есть смысл. Никогда не делай жизнь одномерной. Это тоже проблема. Кто-то становится инженером и думает, что все кончено. Он становится отождествленным с профессией инженера. Тогда всю жизнь он просто инженер... были доступны тысячи вещей, но он движется по одной лишь колее. Ему становится скучно, надоедает. Он устал, он изнурен. Продолжает тащиться. Ждет только смерти. Какой может быть смысл? Пусть у тебя в жизни будет больше интересов. Не будь всегда бизнесменом; иногда играй. Не будь только врачом, или инженером, или директором школы, или профессором - будь как можно большим! Играй в карты, играй на скрипке, пой песню, будь фотографом-любителем, поэтом... Найди как можно больше вещей в жизни, и тогда у тебя будет богатство. А смысл - это побочное следствие богатства. Я слышал очень значительную историю о Сократе. Сократа, ожидающего смерти в тюрьме, преследовал сон, который продолжал подстрекать его: "Сократ, играй музыку!" Старик всегда чувствовал, что служил искусству своим философствованием. Но теперь, побуждаемый этим таинственным голосом, он обратился к поэзии, сочинил гимн Аполлону и сыграл его на флейте. Перед лицом смерти философия и музыка ненадолго пошли рука об руку, и Сократ был блажен, как никогда раньше. Он никогда раньше не играл на флейте. Что-то у него внутри настаивало: - Сократ, играй музыку! Прямо перед лицом смерти! Это выглядело так нелепо. И он никогда не играл, не умел играть музыку. Час его существа оставалась задушенной - да, даже такой человек, как Сократ, оставался одномерным. Отвергнутая часть настаивала: - Достаточно логики - немного музыки хорошо, чтобы принести равновесие. Достаточно аргументации - играй на флейте. И голос был так настойчив, что ему пришлось ему подчиниться. Его ученики были озадачены: - Он что, сошел с ума? Сократ, и играет на флейте!? Но для меня это очень значительно. Наверное, эта музыка не была великой музыкой, потому что он никогда не играл. Абсолютно любительская, детская, наверное, но все же что-то было удовлетворено, что-то было объединено. Он больше не был односторонним. Впервые в жизни, может быть, он был спонтанным. Впервые в жизни он сделал что-то такое, чему не мог привести причины. Обычно он был очень рациональным человеком. Только вчера вечером я читал историю о хасидском мистике Баал Шеме. Был праздник, и хасиды собрались, чтобы помолиться и причаститься - получить сатсанг - со своим мастером. Один человек пришел с умственно отсталым ребенком. Он немного беспокоился из-за этого ребенка: как бы мальчик что-нибудь ни выкинул. И он присматривал за ним. Когда молитвы были произнесены, мальчик сказал отцу: - У меня есть свисток - можно мне поиграть на нем? Отец сказал: - Ни в коем случае - где твой свисток? Потому что он боялся, что мальчик не послушается его запрета. Он показал отцу, где свисток, в каком кармане, и отец присматривал за этим карманом. Но когда начались танцы, отец забыл обо всем и стал танцевать. Хасиды были танцорами, радостными людьми - сливки иудаизма, сама эссенция иудаизма была в них, в этих безумных людях. Когда все стали молиться Богу и танцевать, внезапно мальчик не мог больше сдерживаться. Он достал свисток и изо всех сил дунул в него. Все были в шоке! Но Баал Шем подошел к мальчику, обнял его и сказал: - Наши молитвы услышаны. Без этого свистка все было бы тщетно - потому что это была единственная случившаяся здесь спонтанная вещь. Все остальное было ритуалом. Не позволяй своей жизни быть просто мертвым ритуалом. Пусть будут мгновения необъяснимого. Пусть будут некоторые вещи, которые таинственны, для которых ты не можешь привести никаких причин. Пусть будут некоторые действия, из-за которых люди подумают, что ты немного с приветом. Человек, который на сто процентов нормален, мертв. Немного безумия рядом со здравомыслием - это всегда великая радость. Продолжай делать и безумные вещи тоже. И тогда смысл возможен. Об авторе Ошо - современный мистик, жизнь и учения которого повлияли на миллионы людей всех возрастов и всех областей жизни. "Сандэй Таймз" в Лондоне описывает его как одного из "тысячи создателей двадцатого века", а "Сандэй Мид-Дэй" в Индии - как одного из десяти человек - наряду с Махатмой Ганди, Неру и Буддой - которые изменили судьбу Индии. О своей работе Ошо сказал, что помогает создать условия рождения нового вида человеческого существа. Он часто характеризовал это новое человеческое существо как "Зорбу-Будду", - способного наслаждаться и земными удовольствиями Грека Зорбы, и молчаливой безмятежностью Гаутамы Будды. Красной нитью через все аспекты работы Ошо проходит видение, объединяющее безвременную мудрость Востока и высочайший потенциал науки и технологии Запада. Он также известен своим революционным вкладом в науку внутренней трансформации - подходом к медитации, который учитывает увеличивающуюся скорость современной жизни. Его уникальные "Активные Медитации" разработаны таким образом, чтобы сначала высвободить стрессы, накапливающиеся в теле и уме, чтобы легче было пережить не-мысль и состояние расслабления медитации. Книги Ошо не написаны, но транскрибированы с аудио и видеозаписей импровизированных лекций, данных ученикам и друзьям за время его жизни. Osho Commune International, медитационный кампус, созданный Ошо в Индии как оазис, где его учения могут быть воплощены на практике, продолжает привлекать более 15 000 гостей в год более чем из 100 разных стран всего мира. Чтобы получить больше информации об Ошо и его работе, включая тур по медитационному кампусу в г. Пуна, Индия, посетите: Медитационный кампус Osho Commune International Медитационный кампус в Международной Коммуне Ошо находится в Индии, в ста милях к юго-востоку от Бомбея в городе Пуна. Изначально построенная как летнее убежище Махараджей и богатых британских колонистов, сегодняшняя Пуна - это процветающий современный город, ставший домом нескольким университетам и высокотехнологическим индустриальным предприятиям. Кампус Коммуны Ошо простирается на 32 акра трехлинейном пригороде, известном как Корегаон-Парк (Koregaon Park). Хотя сама коммуна не обеспечивает жилищем своих гостей, вокруг нее расположено множество гостиниц и частных домов внаем, которые размещают тысячи посетителей со всего мира в течение всего года. Программы коммуны основаны на видении Ошо качественно нового вида человеческого существа, которое способно как радостно участвовать в повседневной жизни, так и расслабиться в молчании и медитации. Большинство программ происходят в современных, кондиционированных постройках и включают в себя разнообразные индивидуальные занятия, курсы и семинары, охватывающие все от творческих искусств до холистического целительства, личного роста и терапии, эзотерических наук, "дзэнского" подхода к спорту и здоровью, динамике отношений и важных событий в жизни мужчин и женщин. И индивидуальные, и групповые занятия предлагаются круглый год, параллельно с ежедневной программой активных медитаций Ошо, аудио- и видеозаписей его бесед, медитационных техник разнообразных духовных традиций. Открытые кафе и рестораны внутри коммуны предлагают и традиционную индийскую пищу, и разнообразные блюда международной кухни, приготовленные из органически выращенных овощей собственной фермы коммуны. Кампус располагает собственным запасом очищенной, фильтрованной воды. Osho international 304 Park Avenue South Suite 608 New York, N. Y, 10010 tel. (212)475-1822 fax. (212)475-5833 (240)248-1478 |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|