|
||||
|
... Примечание. «Звезда утренняя и светлая» – это послание ......
Древние мифы говорят, что за свою гордыню Люцифер был низвергнут в ад, и когда он падал с неба, то огромный драгоценный камень, сияющий изумрудно-зеленым светом, выпал из его лба. Камень был так хорош, что послужил материалом, из которого был сделал священный сосуд – святой Грааль. Возможно, что изумрудные скрижали Гермеса каким-то образом связаны со священным трактатом Тота – Гермеса Трисмегиста под названием «Изумрудная скрижаль», где он излагает суть вечных законов бытия и всего сущего. Тот Гермес Трисмегист считается одним из древнейших основоположников алхимии, целью которой в Средние века было обретение мудрости с помощью философского камня. Высказывалось даже мнение, что философский камень представляет собой редкий изумруд. Изумруд – самый ценный из всех драгоценных камней, это осколок камня со лба Люцифера, а потому его блеск так соблазнителен, что вводит людей в искушение, которое можно назвать сатанинским. Падая, камень Люцифера ударился оземь и разбился на множество мелких кусочков. Возможно, те места в Южной Африке, на Урале и Южной Америки, где находятся месторождения изумрудов, помогут какому-нибудь исследователю определить траекторию падения с небес низвергнутого Люцефера. Но на этом список имен дьявола не кончается; есть у него и другие имена, например Вельзевул и Азазел. Вот что говорится об Азазеле в Книгах Еноха: «И Азазел научил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панцири, и научил их видеть, что было позади них, и научил их искусствам: запястьям, и предметам украшения, и употреблению белил и румян, и украшению бровей, и украшению драгоценнейших и превосходнейших камней, и всяких цветных материй и металлов земли…Так посмотри же, что сделал Азазел, как он научил на земле всякому нечестию и открыл небесные тайны мира…» (2-я Книга Еноха, 14, 24). «И Енох пошел и сказал Азазелу: ты не будешь иметь мира; тяжкий суд учинен над тобою, чтобы взять тебя, связать тебя, и облегчение, ходатайство и милосердие не будут долею для тебя за то насилие, которому ты научил, и за все дела хулы, насилия и греха, которые ты показал сынам человеческим… » (3-я Книга Еноха, 6). Но сказанное об Азазеле только подтверждает то, что он и Сатана есть одно и то же. Посмотрите, что еще пишется в книгах Священного Писания о деяниях Сатаны: «И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него ; но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот он в руке твоей, только душу его сбереги. И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его… » (Книга Иова, 2: 3 – 7). «Когда нечестивый проклинает сатану , то проклинает свою душу » (Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова, 22:30). «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку Его, чтобы противодействовать ему…» (Книга пророка Захарии, 3:1). « Вошел же сатана в Иуду , прозванного Искариотом, одного из числа двенадцати…» (От Луки святое благовествование, 22:3). «И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света , а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их…» (Второе послание к коринфянам апостола Павла, 12:14, 15). Все эти цитаты снова подтверждают, что дьявол (или Сатана) являются силой, которая противостоит всему Божественному и является темной стороной, которая проявляет себя в поступках и душах людей. Из них видно, что Божественное и сатанинское – это противоборствующие силы, и их противостояние лишь отражает тот факт, что человеку не чуждо ничто земное и ему свойственно ошибаться, заблуждаться, поддаваться страстям, предаваться удовольствиям. Согласно же книгам Священного Писания, все человеческое со всеми страстями и земными потребностями – это и есть сатанинское, а как иначе истолковать следующее: «Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое… » (От Матфея святое благовествование, 16:23). Возможно, прочитав эту цитату, кто-то подумает, что христианство отрицает все человеческое, но на самом деле это не так. Христианство на самом деле проповедует любовь ко всему сущему, такую, которая озаряет своим светом существование человека, от которого она исходит, сияние любви, как и существование тех людей, которые его окружают. Меня поразила сцена, описанная Дж. Голсуорси в «Саге о Форсайтах», когда мать Сомса Форсайта обращается к сыну (Сомсу), чтобы утешить его после того, как жена бросила его. Она нашла сына в состоянии полного отчаяния, когда он потерял аппетит и два дня не вставал с постели. Она сказала тогда ему: «У тебя сейчас такой же взгляд, как тогда в детстве, когда ты возился с тем шестинедельным котенком». И Сомс ответил: «Но я любил его!» «Я знаю, – ответила мать, – надо было тогда тебя как следует выпороть, чтобы ты знал, что нельзя так любить, всем сердцем». В этой сцене Голсуорси на самом деле раскрывает пагубную сторону любви, которая из добра превращается во зло и может разрушить человека как личность и в какой-то момент даже погубить его рассудок. Однако христианство учит, что на все, что происходит в нашей жизни, есть «воля Божия», и это означает, что мы должны научиться выдерживать удары судьбы, каковы бы они ни были. Мы еще неоднократно вернемся не страницах этой книги в тому, что является «сатанинским», а то, что было сказано о Сатане до сих пор – это только небольшая вступительная часть. И не надо думать, что автор судит предвзято о Божественном или сатанинском. Нет, просто дело в том, что познание истины на самом деле требует понимать, что есть что. И суть, мне кажется, заключается вовсе не в том, что человеку свойственны заблуждения, а в том, чтобы он мог осмыслить содеянное и дать этому правильную оценку, отделить зерна от плевел. Возможно, кто-то думает, что душа человека вообще эфемерное понятие, что есть просто человек из плоти и крови, физическое тело, которое каким-то образом способно мыслить. Такие люди считают, что все рассуждения о душе, о Божественном или сатанинском – это вообще пустая трата времени. Но разве они не страдают, когда хоронят своих близких, или не переживают, когда жена подает на развод? Зачем переживать, если нет таких понятий, как душа или любовь, любовные страдания? Или они в своем прагматизме никогда не переживали, что опаздывают на работу, что самолет задерживается, не боятся смерти, не боятся, что перед смертью кого-то не успеют повидать в последний раз? Наверняка найдутся люди, которые посчитают, что уж кому-кому, а им-то точно дьявол не страшен и свою душу они вовсе не собираются ему продавать, чтобы не повторить судьбу доктора Фауста. Господа, не торопитесь с выводами. Вы даже и понятия не имеете, насколько дьявольское (или сатанинское) глубоко укоренилось в каждом из нас, в ком-то больше, а в ком-то меньше. И здесь я вовсе не имею в виду, что вам нужно подвергать себя обряду очищения или изгнания бесов. Нет! Соприкосновение с магией дает не только представление о том, что может дать магия каждому человеку, а также возможность и средства лучше понять самого себя и научиться отличать в себе сатанинское от Божественного. В заключении не помешает дополнить портрет дьявола (Сатаны) описанием его внешности. На картине Врубеля «Демон» мы, например, видим красивого молодого человека с глазами, в которых пылает поистине нечеловеческая страсть. И у этого молодого человека видны крылья из белых перьев, как у ангела. Этот образ очень романтичен, и в нем нет ничего пугающего. Но образ, созданный Врубелем, был написан под влиянием поэмы М. Лермонтова «Демон» (которая была долгое время запрещена для публикации), и там мы видим, какой страстью наполнены слова любви, вырывающиеся из уст демона как языки пламени:
Сами обещания демона звучат как сказка, и когда читаешь эти строки, становится понятно, почему демоническая любовная страсть несравнима с «любовью земной». Немногим суждено (а правильнее сказать, выпадает счастье) испытать такую страсть на себе. Тем невероятнее кажутся обещания Демона. Но он не только любит не по-человечески, он и плачет нечеловеческими слезами:
Действительно, люди как бы ни страдали, но их слезы не точат камень! И здесь мы снова видим чрезмерность возможностей, которыми обладает лермонтовский демон. Но Лермонтов также описывает и невинные забавы демона, когда он в темноте ложным огоньком заманивает путника в пропасть и наслаждается этим зрелищем. У лермонтовского демона было хоть что-то святое – небо, с которого он был изгнан за гордыню, а много ли святого у нас? Человеческая жизнь стоит так ничтожно мало! Конечно, кому-то, возможно, покажутся скучными такие рассуждения, а тем более анализ литературного произведения из школьной программы. Однако что делать, лучше Лермонтова демона (Люцифера) еще никто не описал, а ведь нам интересно знать, что в нем особенного. Тем более что во всех средневековых и раннехристианских традициях его изображали и описывали как существо с рогами на голове. Но люди его не боялись, потому что в нем они видели лишь языческого «рогатого» бога, которому поклонялись их предки в те времена, когда люди промышляли охотой и представляли себе оленя лесным богом, и такой образ дьявола не путал их. Христианские священники также учили людей тому, что у дьявола копыта на ногах, а люди помнили о боге Пане, мифы о котором представляли его шутником-затейником, символом мужской фертильности (способности к деторождению), и они опять-таки не видели в таком дьяволе ничего плохого. Христианские священники пытались убедить паству, что дьявол развращает их, что занятия любовью противны Богу, а дьявол подталкивает их к разврату. Но людям нравилось заниматься любовью во все времена, и они не видели в этом ничего плохого. Вот таким на самом деле было отношение людей к христианским представлениям о дьяволе (Люцифере), воплощении зла практически на протяжении всего времени существования христианства. «А что же было тогда в дохристианский период? Как же тогда рисовали дьявола? И вообще чего боялись люди? Ведь чем-то их пугали!» – спросите вы. О да! Действительно, на протяжении всей истории человеческого рода образ дьявола эволюционировал, т. е. развивался, и все его более поздние формы являются отголосками более древних форм. Дьявола в древности описывали как существо со многими головами примерно как сказочного дракона со многими головами, число которых обычно соответствовало количеству человеческих страстей или пороков. Если тексты Священного Писания говорят только о девяти человеческих пороках, то в древности их количество было просто неимоверным. В Священном Писании говорится, что Бог через Моисея завещал людям строго следовать его Заповедям (которые также касались пороков, присущих всем людям) : «Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего…» (Исход, 20:12 – 17). Позднее заповеди Ветхого Завета были конкретизированы, и я уверена, что немногие из вас знают их: 1. Я Господь – Бог твой. Пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня. 2. Не делай себе идолов и никаких изображений ни того, что наверху, ни того, что внизу, на земле, ни того, что в водах, под землей, не поклоняйся им и не служи. 3. Не произноси имени Бога, Господа твоего, напрасно. 4. Помни день субботний. Чтобы освящать его, шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота – для Господа, Бога твоего. 5. Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай себе жены ближнего твоего, не желай себе дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни всякого скота его, ни всего того, что принадлежит ближнему твоему. А вот как, например, истолковываются эти заповеди в Евангелии от ессеев, когда люди спрашивают у Иисуса Христа, как им жить, «чтобы никогда более не видели мы болезни?» (Евангелие от ессеев, 465): «Иисус ответил: пусть будет согласно вере вашей… Почитай твоего Отца Небесного и твою Мать Земную и исполняй их наказы, чтобы дни твои на земле были долгими». И следующей была дана Заповедь: «Не убий», ибо жизнь дается каждому от Бога, а то, что дано Богом, человек не может отнять… от одной Матери происходит все живое на земле. И потому тот, кто убивает, убивает брата своего. И от него Мать Земная отвернется и отнимет свою грудь, дающую жизнь. И ангелы ее будут сторониться его, Сатана же найдет обитель свою в теле его… Кто убивает – убивает самого себя. За служение вашему Отцу Небесному ваши долги за семь лет прощаются за семь дней. Но Сатана не прощает вам ничего, и ему вы должны будете заплатить за все. Око за око, зуб за зуб, рука за руку, стопа за стопу, огонь за огонь, рана за рану, жизнь за жизнь, смерть за смерть… Исполняйте волю Бога, чтобы ангелы Его могли служить вам на пути жизни. И вторая Заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя» (Евангелие от ессеев, 466 – 495). В культуре наших предков, которая была немыслима без магии и шаманизма, каждая болезнь, эмоция, хорошая или плохая, событие и порок имели свое лицо и свое имя. Поскольку в те времена основная роль в лечении недугов (в том числе и недугов эмоционального плана) принадлежала жрецам (шаманам), которые изгоняли недуг или порок с помощью заклинаний, то во время магического ритуала объект изгнания назывался своим именем. Эти традиции сохранились до наших дней. В любом таком ритуале могут использоваться и символы, изображающие объект изгнания, который в конце ритуала сжигался, а пепел развеивался по ветру или закапывался на перекрестке дорог. Поразительно, но магия разных народов очень похожа. Магические ритуалы (будь они очень древние или более поздние) сохранились до наших дней почти неизменными. Кстати, любые пороки или недуги также называли «демонами». Таким образом, когда мы читаем в сказках, что богатырь отрубает голову дракону о семи, десяти или сорока головах, мы должны понимать это так, что главный герой борется со злом, которое имеет множество лиц и названий (т. е. пороков и недугов). Однако были и более изощренные способы передачи сквозь поколения примерно той же идеи о многоликости зла, и мы еще будем говорить о них далее, потому что без понимания того, что представляет собой зло и как и почему с ним надо бороться, совершенно невозможно понять, что представляет собой магия. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|