|
||||
|
Глава 6. Внутренняя тройственность Первый вопрос: Школа антропософии Штейнера учит человека иметь сильную волю. Что это за воля? Как эта воля соотносится с эго? ВОСТОК и Запад до сих пор работали в противоположных направлениях: Запад — через волю, Восток — через отдачу себя; Запад — через эго а Восток через абсолютное отсутствие эго, Запад — это мужской путь, п) Востока — женский. На Востоке верят в бездействие: Бог придет, когда вы совершенно пассивны, — восприимчивы, когда вы — ничто, просто ждете, просто ждете в молитве, без всяких усилий с вашей стороны. Путь Запада — эт агрессивность: мужской путь. Мужчина будет искать, мужчина будет идт; вперед, мужчина будет побеждать. Даже Бога он будет завоевывать природу он будет побеждать, истину он будет отстаивать. Оба пути ни к чему не привели, потому что оба пути неполноценны; они были обречены на неудачу. Восток совершенно ни к чему не пришел, так же как и Запад, потому что в человеке есть не только мужское или женское. В нем есть и то и другое, и даже нечто еще. Человек — это слияние инь и янь. И поэтому нужна более сильная религия, гораздо более усовершенствованная, в которой и Восток и Запад потеряют свой старый конфликт. Штейнер — это представитель западного ума. Он выступил против теософии и создал новую школу — антропософию. Теософия пришла с Востока: Блаватская, Анни Безант, Лидбитер, Олькотт. Они были на Востоке, искали древние рукописи, учились местной культуре, у старых Мастеров, и пришли к определенным выводам о Востоке: если вы полностью исчезнете, Бог к вам придет. В слове «теософия» — «тео» означает «Бог», а «софия» означает «любовь». Вы просто отдаетесь любви как женщина. Вы ожидаете, вы в состоянии ожидания. Нужно только достичь этого состояния ожидания, и тогда Бог в вас проникнет. Вы становитесь женственными, а он становится мужской силой. Вот в чем смысл аллегории с Кришной и его возлюбленными девушками. Кришна — это Бог, мужская сила; а искатель, преданный — это женственность, девушка, голи. Человек должен стать женственным, чтобы достичь Бога — вот какова была суть восточной мысли, восточной религии и философии. Штейнер выступил против этого. Сначала он был теософом, но постепенно он понял, что он не может этого принять. Тогда он возглавил новое движение, которое было несогласно с теософией, новую школу. Он назвал ее антропософия». «Антропо» означает «человек», а «тео» означает «Бог». Теософия — это любовь от Бога, тогда как антропософия — это любовь от человека. Он поместил в центр человека. Бог перестал быть объектом его размышлений; на его место встал человек. Для теософии в центре находится Бог. Кришна играет на своей флейте, а человек танцует под его музыку — его любимые девушки. Человек находится на периферии, а Бог — в центре. Штейнер же все перевернул. Он поставил в центр человека. Человек стал основой. На Западе человек всегда — главное. На Востоке же человек — это второстепенное. Обе эти точки зрения потерпели неудачу, потому что обе — частичны, Человек — это и мужское, и женское одновременно. Так и должно быть. Вы родились от отца и от матери: разве можно вас тогда назвать только мужчиной или только женщиной? В глубине вашей души продолжают жить ваша мать, ваш отец. И вы должны позволить им сосуществовать в вас гармонично. Я называю религиозными тех людей, которые достигли глубокой гармонии в своей душе, гармонии между матерью и отцом. Ваши мать и отец продолжают ссориться теперь внутри вас, они ругаются друг с другом. Они ругались не только тогда, когда вы были ребенком, они продолжают ругаться друг с другом в каждой вашей клеточке. Поэтому существует две возможности. Первая — человек все еще находится в состоянии внутренней вражды и еще не осознал своих противоречий: такой человек должен выбирать. Если он выбирает мужское, он становится эгоистом, янь; если он выбирает женское, если он выбирает инь, женскую силу, он отдается. Но в обоих случаях ему будет недоставать второй половины, и он не станет целостным. А как вы можете стать святыми, если вы не стали целостными? Та часть, которую обошли, отвергли, все равно возьмет свое. Та часть, которую вы отвергли, станет частью вашего подсознания. Само подсознание — это не что иное, как отвергнутая вами часть вашего существа. Есть и другая возможность для будущего человечества: подсознания уже не будет. Если мы прекратим отвергать, подсознание исчезнет. Человек может стать совершенно сознательным, абсолютно сознательным: вот что значит быть Буддой, пробужденным существом. Это значит, что теперь в человеке не осталось ничего отвергнутого, он принял себя полностью, он принял все свои качества, он стал многомерным. Теперь полярности уже больше не находятся во вражде; они стали взаимодополняющими. Внутри него женщина помогает мужчине, мужчина помогает женщине. Они полюбили друг друга, конфликт прекратился. Они стали одним целым, они вступили в полный союз. Вот что можно назвать духовной любовью, и только такая любовь позволит вам переродиться. Только после такого внутреннего слияния всех противоречий вы сможете родиться заново. Вот весь принцип тройственности. Принцип тройственности — замечательная вещь; в нем много разных смыслов: Бог Отец, Сын, Святой Дух. Конечно, «Святой Дух» — не совсем верное название. Люди, которые так его назвали, должно быть, были мужскими шовинистами. Иначе «Святой Дух» — неподходящее название. Лучше будет «Мать»: Отец, Мать и Сын. Теперь все в порядке, как в жизни. И отец, и мать внутри вас, а сына все еще нет. Ваши отец и мать еще не встретились внутри вас. Они встретились снаружи вас, и это позволило родиться вашему телу. Но когда они встретятся внутри вас, родится ваша душа, родится «сын» — и это будет рождением Христа. Восток пострадал, потому что он выбрал женское. Вот почему любой мог его завоевать: он потерял силу воли, он потерял смысл жизни, у него не осталось энтузиазма, у него не осталось энергии. Он стал фаталистом, он стал очень расслабленным. Вся история Востока была историей сплошных завоеваний, постоянной нищеты, отсутствия науки и технологии. Не такая уж приятная история. Да, было здесь несколько замечательных людей: Будда, Махавира, Кришна, Кабир, Нанак, Дадху — несколько замечательных людей; но это — исключение, это не считается. Самая большая страна, самая населенная, жила очень уродливо, в глубоком несчастье. В таких обстоятельствах, если появится один Будда, один Кабир или Нанак, это не будет иметь большого значения. Цена этому слишком высока. Запад страдал от мужской ориентации: от конфликтов, борьбы, насилия, войн; от невозможности отдохнуть, от невозможности расслабиться; от огромного умственного напряжения; от постоянной гонки, честолюбия, конкуренции, когда все борются друг с другом — в очень напряженной атмосфере. И естественно, что люди стали безумцами, невротиками. И все же среди них было несколько замечательных людей: Христос, святая Тереза, святой Франциск, Экхарт. Но это не принесло большого успеха: их философия не стала жизнью. И Восток, и Запад потерпели неудачу. Вот зачем я здесь: все, что я пытаюсь сделать — это сблизить Восток с Западом. Половинки могут соединиться. Киплинг был неправ, когда сказал: «Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и они никогда не встретятся» Я же говорю, что они могут встретиться, и они должны когда-нибудь встретиться. Теперь все будет зависеть от этого, даже само будущее человечества будет от этого зависеть. Киплинг оказался неправ. Восток и Запад еще никогда не шли друг другу навстречу, это правда. Киплинг был прав относительно прошлого, но неправ относительно будущего — но все было именно так. Иначе человечество не было бы таким, каково оно есть. И Восток, и Запад живут в несчастье: Восток страдает от внешней нищеты, а Запад — от внутренней. Оба пути потерпели крах, великий крах. Человек должен совместить в себе и волю, и самоотдачу. Человек должен растить свою силу воли, свое это в первую очередь. Я считаю так: если жизнь в среднем длится семьдесят лет, тогда первые тридцать пять должны быть посвящены укреплению эго и силы воли. В эти годы нужно читать Ницше, читать Штейнера, понять Фрейда: эго должно укрепляться, становиться очень крепким. Но после тридцати пяти лет человек должен начинать расслабляться, отказаться от эго и отдавать все больше и больше сил божественному. Таким образом, западный подход занимает первую часть жизни, а восточный — вторую. Жизнь должна начаться по-западному и закончиться по-восточному. Сначала человек должен идти в мир, а в мире ему потребуется большая сила воли. Ему придется вступать в борьбу, потому что борьба укрепляет, заставляет становиться разумнее. Но совершенно незачем продолжать борьбу до самого конца. Какой тогда в ней смысл? Боритесь, закаляйте свой разум, учитесь здесь жить, бродите по всему свету, побеждайте, а затем… затем идите вовнутрь. Вы уже знакомы с внешним; теперь попробуйте понять внутреннее. А чтобы понять внутреннее, нужно сначала уметь расслабиться. Нужно оставить все тревоги, неприятности, напряжение. Нужно стать спокойным, силы воли уже не нужно. Воля нужна была, чтобы победить, чтобы завоевать мир; а чтобы завоевать Бога, воля не нужна. Завоевать Бога означает быть сраженным Богом; завоевать Бога означает расслабиться и пасть к Его ногам. Это может показаться очень непонятным, очень нелогичным. Но ведь я — человек нелогичный. Я понимаю так: только сильное эго способно на самоотдачу; слабое эго не способно на самоотречение. Я каждый день вижу слабые эго. Всегда, когда приходит человек со слабым эго, он начинает сомневаться: сдаться или не сдаться, принимать саньясу или не принимать. Почему он так боится? Он боится потому, что знает, что у него очень слабое эго. Если он сдастся, от него ничего не останется. Он не сможет стоять на ногах. Он боится своей внутренней слабости. Снаружи он притворяется, но сам прекрасно знает свою внутреннюю реальность — что его почти нет. Поэтому он начинает себя беречь, ограждать. Когда приходит человек с сильным эго, он говорит: «Хорошо, посмотрим. Попробуем и это». Он знает, что он достаточно силен, чтобы, даже встав на незнакомую тропу, он мог бы себя защитить. И если он пожелает вернуться назад, он может вернуться сам; у него достаточно доверия, он достаточно доверяет себе. У него достаточно силы воли. Помните, что самоотречение — это высшее проявление воли. Самоотречение — не такая уж дешевая и простая вещь. Это вовсе не то, что вы делаете, когда уже не можете стоять на ногах. После того, как вы уже упали, вы говорите: «Хорошо, я сдаюсь» — просто потому, что вы не устояли на ногах. Самоотречение — это не бессилие. Самоотречение — не следствие бессилия, а следствие огромной силы. Вы жили, пользуясь своей волей, но так ничего и не нашли. Вы испробовали все, что могло пригодиться вашему эго, но все кончалось плохо, все приносило только вред. И тогда вы решили: «Теперь пора заняться самым главным — отбросить эго». Чтобы отбросить эго, требуется огромная воля: все не так просто. Это — для самых сильных, последняя ступенька. На это способны только очень смелые люди. Вы, наверное, удивитесь, узнав, что в Индии все великие личности, аватары, из касты воинов. И это не случайно. Кришна, Рама принадлежали к касте воинов, кшатриев. Будда, Махавира, двадцать четыре тиртханкары джайнов — все были кшатриями. Это было не просто совпадение. Почему все эти великие личности, выйдя из среды воинов, начинали говорить о самоотречении? Они говорили: «Сдаться — вот путь». У них было достаточно силы воли, чтобы сдаться. Любой брамин еще не достиг уровня Будды или Махавиры. Почему? У брамина недостаточно силы воли. Он давно уже размышляет о самоотречении. Но он еще не достиг той силы воли, которая позволит ему сдаться. Или возьмем другой пример: бедняк захотел отречься. От чего он может отречься? Что он имеет? Какой смысл будет в его отречении? Но если Рокфеллер пожелал бы отречься, то его отречение уже что-то значило бы. Это было бы нечто весомое, ему есть от чего отречься. Нищий заявляет: «Я отрекаюсь от мира» — люди будут только смеяться над ним. Во-первых, ему еще не от чего отрекаться. Когда король отрекается — это уже что-то: этот человек знает, что такое богатство, этот человек знает, что такое власть, этот человек знает, что такое сила воли — и только хорошо познав это, он поймет, что все это не самое главное в жизни. Это хорошо для начала, это хорошо для молодых, которые еще играют в эти игрушки. Но для тех, кто уже созрел, эти вещи бессмысленны, приходит время отбросить их. Мы даем детям игрушки. Когда они становятся взрослее, они выбрасывают эти игрушки и начинают искать что-то более настоящее. Мы покупаем им железную дорогу, а они говорят: «Это мне уже не нужно». Мы покупаем им самолет, а они говорят: «Можешь его выбросить. Мне нужна настоящая машина, настоящий самолет. Мне теперь нужны настоящие вещи». Это может дать вам только игрушки. Но оно нужно, иначе вы никогда не вырастете и никогда не достигнете зрелости. Однажды вы поймете: «Мне нужно что-то настоящее». Настоящее — это Бог. А чтобы с вами случился Бог, вы должны отдать себя. Штейнер был неправ, его философия неполноценна. Также и Анни Безант: она была неправа, ее философия также была неполноценной. Я же говорю о полноценной философии. Если вам меньше тридцати пяти, живите по законам этого мира, закаляйте волю. Укрепляйте свое это как только можете, добивайтесь знаний, власти, денег, общественного положения. Переживите все это, потому что это — единственный способ познать. Погружайтесь в самый темный ад мира, который только вам доступен, познайте это — потому что только знание освобождает. И тогда вдруг на вас снизойдет свет. Вы вдруг увидите, насколько все это абсурдно. И вы повернетесь назад, домой; вы пойдете к источнику. Первые тридцать пять лет идите в мир, а затем оставшуюся часть времени возвращайтесь назад к себе. Сначала потеряйте себя, чтобы было что найти. Согрешите, прежде чем стать святым. А если вы были святы все время, ваша святость не имеет большой ценности. Я не против греха; я не отрицаю ничего. Я говорю: «Используйте все. Вникайте во все». Бог сотворил весь этот мир и отдал его вам не просто гак, чтобы вы учились. Грех — это урок, он необходим. Если ребенок чист, если его заставляют не грешить, у него не будет стержня. Так дайте ему сначала услышать, а затем самому это отбросить. Не давите на него, не заставляйте его. дайте ему свободу действий, чтобы однажды он увидел все своими собственными глазами, Почувствовал своим собственным сердцем. Тогда он поймет, что Будда был прав, что были правы Кабир и Христос. Но все должно' прийти из вашего собственного понимания, иначе это будет не ваше. Богу не нужно бывшее в употреблении. Будьте оригинальны. Имейте свой взгляд. Вот что я пытаюсь до вас донести: воля и самоотречение должны стать равноправными качествами в вашей жизни — ведь вы содержите в себе и мужчину и женщину, Восток и Запад. А мир един, Земля — это большая деревня. Противоречия утилитарны, их нет в действительности. Сравните Восток и Запад. Сравните самоотречение и волю. Это подъем и спад одной волны. Они неразделимы, они взаимосвязаны, они — два аспекта одного явления. Итак, укрепляйте волю, не бойтесь. Станьте эгоистом, не бойтесь. Позвольте вашему это взять над вами верх, замучить вас, позвольте ему стать злокачественной опухолью в вашей душе, а затем, однажды, распроститесь с ним. И это освобождение будет желанием вашей собственной души, вашим личным опытом. Тогда в этом будет красота. Но я должен юс предупредить: в этом есть и опасность. Опасность — в том, что вместо того, чтобы прийти к синтезу, вы можете просто сменить роль. Восток может стать Западом, а Запад — Востоком. Это наиболее то. Учитывая неразумность людей, это кажется наиболее вероятным. Восток стремится стать Западом, развить технологию, науку, стремится к материализму, даже к коммунизму. По правде говоря, местные жители Пуны просто смеются над вами: «Что вы здесь делаете? Зачем вам все это? Медитации? Какая чушь!» Они хотят поехать на Запад, чтобы научиться считать, чтобы разбираться в электронике, чтобы разбираться в компьютерах, чтобы разбираться в водородных и атомных бомбах, чтобы разбираться в космонавтике, чтобы разбогатеть. Они хотят стать более материалистичными, более активными… а вы приезжаете сюда. Вы, наверное, сошли с ума! А когда они приезжают на Запад, вы никак не можете понять, что они там забыли. Вы уже сыты по горло своим материализмом. Зачем они туда едут? Чтобы научиться технологии? Чтобы испортить естественную атмосферу? Чтобы отравить воздух? Чтобы нарушить экологию? Зачем они едут на Запад? Запад уже пресытился технологией. Прогрессивный ум сейчас старается избавиться от технологии — по крайней мере, новее поколение совершенно против этого. Новое поколение на Западе понимает Будду Лучше, чем Эйнштейна. Новое поколение поймет Махавиру, голого Махавиру лучше, чем всех этих Дарвинов, Эддингтонов и Ререзфордов. Но в восточных университетах, колледжах новое поколение активно изучает Резерфорда, Эйнштейна, Макса Планка, пытаясь освоить науку. Для Востока открывается возможность стать Западом, а для Запада — стае Востоком; и глупая игра будет продолжаться: снова однобокость, слияния так и не произошло. Но слияние должно случиться; это единственна надежда человечества. И это слияние должно произойти с каждым человеком. Не только в книгах в философии; это должно случиться с каждым. Вот что такое тантра. Тантра — это древнейшая наука, направленная н достижение внутренней гармонии, внутреннего слияния, внутреннего оргазма. Ваши внутренние мужчина и женщина должны встретиться и дать жизнь ребенку, Христу. Тогда вы станете троицей: отцом, матерью и ребенком. А когда вы становитесь троицей, вы становитесь сбалансированными, вы возвращаетесь домой. Вы уже познали жизнь, вы достигли. Второй вопрос: Я игрок по жизни Я приношу несчастья почти всем, кто со мной соприкасается. До сих пор я всех только обманывал, и когда люди, страдающие из-за меня, иногда говорили: «Ты — добрая душа», это тоже было частью моей игры — обмануть себя, радуясь их словам. А сегодня но моем первом даршане, Ото, вы посмотрели мне прямо в глаза и сказали, что я очень хороший человек. Но теперь, когда вы — Мастер — сказали мне это, я уже больше не могу обманывать себя и не могу принять от вас этих слов. Что вы натворили? Я в таком тупике, в такой растерянности. Неужели я и вас обманул? Или вы со мной играете? Пожалуйста, не играйте; пожалуйста, помогите мне отбросить мои игры. Вся душа моя болит, потому что, Ошо, как вы могли сами обмануться? Я не обманываюсь; именно поэтому я сказал, что ты — хороший человек. Я хотел сразу поставить все на свои места. Я должен был показать тебе это: источник твоих проблем. Я здесь для того, чтобы поднять твою проблему на поверхность твоего сознания. Я не пострадал, а ты попался. Ты меня не обманул. Я далеко не всем это говорю. Это большая редкость, когда я кому-то говорю: «Ты хороший человек», потому что люди не таковы! Очень редко кому я говорю такое. Но я должен был это сказать, потому что это — твоя старая игра, и это хорошо, что с самого начала мы это выяснили — в эту игру здесь играть не надо. У каждого отдельного человека есть своя слабость. И эта слабость продолжает жить в нем потому, что он ее не видит. Я хотел, чтобы ты это ясно увидел… и это получилось. Это был твой первый даршан со мной — вопрос задал Видья — это был твой первый даршан со мной, я хотел начать работу с самого начала. Я начал тебя хвалить, чтобы поднять проблему, чтобы ты смог ее увидеть. И очень хорошо, что это создало в тебе беспокойство. Очень хорошо, что это навело тебя на вопрос. Хорошо, что ты растерялся. Хорошо, что ты в замешательстве. Это один из моих способов работы с вами: смущать вас. Когда вы в покое, ваше эго в ваших руках; ваша ясность — не что иное, как удовлетворенное эго. Но когда вы в замешательстве, ваше эго теряет опору; и вы уже не можете понять, что есть что. Первое, что я должен сделать, когда вы ко мне пришли — это привести вас в замешательство, либо вывести вас из равновесия, чтобы ваше старое эго потеряло контроль — чтобы вы уже не знали, что делать. Когда вы не знаете, что делать, вы начинаете задавать вопросы. И хорошо, что ты спросил. Ты просишь: Пожалуйста, не играйте со мной — а я и не играю, — пожалуйста, помогите мне отбросить ной игры — именно поэтому я и начал играть в эту игру, назвав тебя очень хорошим человеком, очень хорошим, действительно хорошим человеком. Это было для того, чтобы помочь тебе осознать твою эгоистическую позицию. Это скоро произойдет: ты скоро станешь хорошим человеком. Сейчас ты не такой, это правда. Но понять это — «Я — нехороший человек» — уже неплохое начало. Понять, что «я не знаю» — это первый шаг; понять, что «мне еще нужно расти, мне еще так далеко» — это первый шаг. Если вы продолжаете думать, что вы — «добрая душа, таковой не являясь, вы безнадежны. Это так же, как если бы больной думал, что он здоров и прекрасно себя чувствует, никогда не посещает доктора. Зачем? Он ведь здоров; он думает, что он здоров, в то время как заболевание распространяется. Вы пришли ко мне, и я сразу определил ваше заболевание. Ваше заболевание таково: вы думали, что вы — хороший человек, и сами обманулись. И когда люди вам доверяли, а вы их обманывали, вы, в свою очередь, обманывались их обманом. И, таким образом, это пошло по кругу. Это стало порочным кругом. Вы — далеко не хороший человек, но вы можете притворяться хорошим человеком. Ваше притворство может обмануть остальных. А когда они уже обмануты, то естественно, что, когда вы посмотрите, как вы выглядите в их глазах, вы будете очень счастливы. Именно так и происходит: когда вы очень счастливы, вы хотите стать еще добрее, а когда вы пытаетесь быть еще добрее, то, естественно, у человека укрепляется мнение, что вы действительно великая душа, Махатма. Тогда в его глазах вы увидите свое отражение, более приукрашенное, но все же более симпатичное. И вы снова обмануты. Теперь вы должны продолжать, подолгу что человек рядом с вами, и игра продолжается. Вот так и происходит в жизни каждого человека. Вы встретили женщину или мужчину — вы посмотрели на женщину, она посмотрела на вас. Вы смотрите с восхищением; она смотрит в ваши глаза и видит в них свой восхитительный образ… и ей становится очень приятно. Ей так хотелось, чтобы кто-нибудь уделил ей внимание, и вы уделяете ей внимание. Ей очень приятно; и именно поэтому она смотрит на вас с восхищением. Когда она смотрит на вас с восхищением, то вы, посмотрев в ее глаза, обнаруживаете, что никогда еще не видели вы образ таким прекрасным. Вам необыкновенно хорошо, вы очарованы. Ваше эго на высоте. И вы стараетесь быть более любящим, и игра продолжаете! дальше. Вы влюбились. Девяносто девять процентов ваших любовных взаимоотношений — просто глупость. То, что вы называете любовью, ест не что иное, как глупость. Вы нравитесь друг другу, начинаете помогать друг другу. Но однажды вы будете потрясены, когда захотите быть ближе, еще ближе друг к другу. Вы захотите быть вместе все двадцать четыре часа в сутки. Затем вы уже готовы пожениться, а затем вы отправляетесь в свадебное путешествие, окончательно знакомитесь друг с другом, а затем, а реальность. На реальность невозможно долго закрывать глаза. Вот почему ваши так называемые великие люди, или так называемые великие святые не хотят жить в миру. Они уходят в Гималаи. Если они будут жить в миру, это будет невозможно: рано или поздно реальность возьмет свое. Реальность невозможно победить. Вы можете пофантазировать только несколько дней, несколько мгновений, но вы не сможете жить в фантазиях всю жизнь. Это невозможно. Фантазии когда-нибудь столкнуться с реальностью, и все рухнет. Если вы действительно хотите любить женщину, никогда не женитесь на ней. Если вы действительно хотите уважать мужчину, держитесь от него подальше. Тогда ваша любовь сохранится навсегда. Но если вы хотите разрушить всякую любовь, сразу женитесь: чем быстрее, тем лучше. Затем отправляйтесь в свадебное путешествие, и когда оно подойдет к концу, подойдет к концу и все остальное. Однажды утром вы посмотрите на женщину: она всего лишь обычная женщина. Может быть, вы слышали одну старую историю. Принцесса увидела лягушку, а лягушка и говорит: — Сударыня, меня заколдовали, и уже тысячи лет я лягушка. Если ты возьмешь меня с собой и позволишь те спать с тобой в твоей кровати, то утром я превращусь в прекрасного принца. Вы, должно быть, слышали… подобных историй много. И принцесса взяла лягушку, которая утром превратилась в прекрасного принца. Но в жизни все как раз наоборот: вы приносите прекрасного принца, а наутро он превращается в лягушку! Любой принц в конце концов превращается в лягушку. И тогда вы удивляетесь: что произошло? Что же было неправильно? Все было правильно: лягушка есть лягушка. А принц был только в вашей голове, это было просто воплощением вашей мечты. Вы хотели получить принца, и вы получили его. Вы стремились, вы мечтали, вы спали. Когда вы приходите ко мне, вас ждет много неприятностей, много раз вы будете в полной растерянности. Я должен разоружить ваш ум. Это неприятно, и не очень приятная работа для меня. Это больше напоминает хирургическое вмешательство. Вот почему я требую, чтобы вы сначала стали саньясинами. Я берусь за операцию, и если вы не саньясины, то наиболее вероятно, что бы сбежите посреди операции. И это будет гораздо опаснее — потому что вы будете просто сумасшедшими, работа останется незавершенной, что-то будет устранено, но ничего не поставлено взамен. Вот почему я настаиваю: сначала станьте саньясинами, потому что тогда я могу быть уверен, что во время операции вы, по крайней мере, ляжете и расслабитесь, останетесь на операционном столе; что вы не убежите, вы будете мне доверять. Иначе, стоит мне прооперировать какую-то вашу часть, как вы сбежите. Тогда вы окажетесь в еще более худшем положении, чем были раньше. Работу всегда нужно делать до конца. Вы останетесь благодарны только тогда, когда вы полностью обновлены; когда вы были убиты и родились заново — только тогда. И перед этим будет много боли. Рост связан с болью, с сильным страданием. Рост нелегко дается. Таким образом, в действительности, я уже начал работать над тобой: назвав тебя хорошим человеком, я забросил свою сеть. Ты можешь думать, что я не увидел… я все увидел. Позвольте, я расскажу один анекдот: Специалист по метанию ножей и его прекрасная юная ассистентка стояли возле своего тента на городской ярмарке, в то время как зазывала рекламировал восхитительный акт, который сейчас будет совершен. Госпоже Сайлаз Хоккинс понравился метатель ножа, а господин Сайлаз Хоккинс обнаружил в ассистентке несколько интересных качеств, которых он никогда не видел в ком-либо раньше. Они заплатили за два своих маленьких билетика — одну десятую доллара — и вошли в балаган. Наконец ассистентка встала возле деревянной стены, подобрав свое сверкающее платье. Сайлаз Хоккинс часто задышал. Метатели ножа встал на платформу: часто задышала госпожа Хоккинс. Метатель поднял свою правую руку, прицелился — и стальное лезвие со свистом пронеслось в воздухе. Оно вонзилось в стену на расстоянии одной восьмой сантиметра от бледно-розового уха ассистентки. Сайлаз Хоккинс подпрыгнул с криком. «Черт побери — сказал он, — не попал!» Но я попал. И попал точно туда, куда хотел, создав в тебе полную суматоху. Весь твой подсознательный мусор оказался на виду. Работа началась. Теперь, если ты мне позволишь, я буду шокировать тебя еще больше. Чем больше ты позволишь, тем большее потрясение будет необходимо. Это непросто: родиться заново очень тяжело, но это будет истинное рождение. Даже во время физических родов есть боль, шок, страдание. А здесь — духовное рождение. Одно рождение вы получили от своих родителей, от папы с мамой, другое рождение вы получаете от своего Мастера: вы рождаетесь как духовное существо. Многое придется отбросить, многого придется лишиться. Только самое существенное нужно будет сохранить: все несущественное нужно полностью разрушить. Но существенного вы еще не знаете, вы отождествились с несущественным. Поэтому мне придется отрезать тебя от твоих старых образов, шаг за шагом. Назвав тебя хорошим человеком, я указал тебе на определенный факт: такова была до сих пор твоя игра. Хватит. Я с тобой не играю. Нужно ясно понять с самого начала: ты должен понимать, к чему все это приведет. Я не буду тебя утешать. Я совершенно не намерен давать какие-либо рекомендации. Я здесь для того, чтобы сокрушить тебя полностью — потому что для тебя это — единственный способ родиться заново. Мулла Насреддин вышел из офиса в три тридцать, как обычно, и заметил водителя грузовика, безуспешно пытающегося сдвинуть с места тяжелый ящик с книгами. — Я помогу вам, — предложил Мулла. Они встали с противоположных сторон ящика, подергали несколько раз, но ящик не сдвинулся. — Боюсь, что это бесполезно, — тяжело дыша, сказал Насреддин, — мы» не сможем донести его до грузовика. — До грузовика? — завопил водитель. — Я пытаюсь убрать его с дороги! Так что давайте выясним все с самого начала: вы будете пытаться себя защитить, а я буду пытаться вас сокрушить. Я могу видеть вас насквозь, потому что главные ваши характеристики таковы, что их не спрятать. Когда ученики Гурджиева приходили к нему, он внимательно рассматривал их. Он начинал создавать ситуации, чтобы узнать главные черты их характера. До тех пор, пока не выявлены главные качества, работу начать невозможно. Кто-то жаден, его проблема жадность. И если вы будете говорить с ним о гневе, то это ему ничего не даст. Если вы будете говорить о сексе, это тоже ничего не даст. Как это ни удивительно, но у жадных людей нет проблем с сексом. Вот почему Марвадис усыновляет детей. У жадных людей нет энергии на секс: вся их энергия направлена на жадность. Объектом их любви стали деньги; их совершенно не интересуют женщины. Поэтому, если вы скажете Марвадису соблюдать целомудрие, ему не нужно будет готовиться; это ему не трудно. Но можете даже и не пытаться просить ото отречься от своих денег и драгоценностей: вот его проблема. Политик не интересуется женщинами; все его стремление, его сексуальные побуждения — в его политике. Он хочет повышения — в Дели, в Моек ву, в Вашингтон; на это он расходует всю свою энергию. Вместо секса у него тщеславие. Он хочет проникнуть в столицу, столица становится его женщиной. Его намерения имеют фаллическую природу. Он может обойтись и без женщин, они ему не очень нужны. Он начнет думать о женщинах не раньше, чем попадет в Дели. Так и было в Индии. До ее освобождения все политики были великими Махатмами, мудрецами, слугами народа, целомудренными… движимые желанием служить. Затем, как только они приходили ко власти, все это сразу исчезало. Их желание было удовлетворено. Вся их энергия была направлена на это. Они достигли Доли; а теперь что делать? Энергия осталась, что-то нужно делать с этой энергией. И они начинают вовлекаться в тысячу и одну ненужную вещь. Главные черты характера нужно видеть. У кого-то это — гнев, у кого-то — хитрость, у кого-то — тщеславие, у кого-то — жадность, у кого-то — зависть, у кого-то — скупость: у всех по-разному. Но если вы придете к Мастеру, он сразу это определит: ведь главная черта вашего характера почти господствует в вашей душе. Вы не знаете, что еще есть у вас в душе, но главная черта характера налицо. Шерлок Холмс заявил однажды доктору Ватсону: — О дорогой мой доктор, мне кажется, что вы забыли надеть свои длинные зимние панталоны. — Удивительно, — последовал ответ Ватсона, — как вы это определили? — Элементарно, Ватсон, — воскликнул проницательный Холмс, — вы забыли надеть свои штаны. Настолько, насколько я вижу, вы все без штанов, помните. Меня невозможно обмануть, и меня не обманули. Иногда я могу быть не таким грозным, иногда я могу быть вежливым; я могу и не сказать, что я в вас вижу. Иногда я могу чувствовать, что еще не пришло время. Но всегда, когда вы приходите ко мне — и именно в этом смысл слова «даршан» — всегда, когда вы приходите встретиться со мной, вы для меня совершенно прозрачны. Я могу пока ничего об этом не говорить. Я могу просто ждать подходящего момента. Я даже могу вообще ничего не говорить и начать работать без слов: это зависит от ситуации. Но обман невозможен. Если бы вы могли меня обмануть, то я не был бы способен ни на какую помощь! Я способен помочь вам только потому, что вы меня не обманете. Третий вопрос: Любые организации меня всегда отталкивают, так как я чувствую, что в них есть что-то от дьявола или даже, что это дело рук самого дьявола. Коммуна Раджниша уже превратилось в организацию, и у нее есть все шансы стать очень влиятельной организацией. Не мог бы ты сказать, зачем нужна организация? Да, потому что дьявол тоже нужен. Четвертый вопрос: Почему мы носим малы, в которых ста восемь бусинок? Связано ли это с какой-либо известной ритуалистической религией? Да, это связано с ритуалистической религией. Не привыкайте к ритуалам, но и не отвергайте их. Немного ритуала полезно. Становиться фанатиком нехорошо, но иногда ритуалы очень помогают. Ненавязчивый ритуал вносит в вашу жизнь красоту. Это как соль для пищи, хорошая приправа. Жизнь, лишенная ритуалов, станет бесцветной, выхолощенной. Вы встречаетесь с человеком и говорите: «Привет!» Это же ритуал. Он отвечает: «Как дела?» Вы говорите: «Замечательно». Это же ритуал. У вас далеко не все замечательно. И он это знает, вы это знаете, все это встречаете кого-то на пути и улыбаетесь. Это — тоже ритуал. Просто понаблюдайте, и вы увидите, что в жизни необходимы маленькие ритуалы. Это помогает жизни идти гладко, это — смазка. Если же вся жизнью превратится в ритуал, то это уже будет опасно; вы будете есть только соль. Немного соли в пище — это хорошо; но питаться одной солью — это уже опасно. Вы не выживете. Но и без соли тоже опасно. И запомните это навсегда: я ничего не отвергаю, а также ничего не отстаиваю. Я всегда сохраняю баланс. Оранжевая роба, мала, кулончик: простой, невинный ритуал… но это придает жизни вкус. Это заставляет почувствовать общность. А человеку в жизни нужно немного выдумки. Чистая правда слишком безжалостна. Да, однажды вы сможете жить правдиво, но не сейчас, нет. Вам придется пройти через много стадий. И только с последним прыжком вы сможете расстаться со всеми выдумками. Но даже тогда вы можете с ними не расставаться, потому что они сами по себе тоже прекрасны сами по себе. Они не являются истиной, Но они прекрасны сами по себе… Я не против ритуалов. Я просто говорю, что ритуал — это не религия, что ритуал есть ритуал. И немного ритуала — всегда хорошо: это позволяет сохранить бадане. Рил этого люди начнут кидаться в крайности. Есть люди, у которых вся религия превратилась в ритуал, в ней не осталось ничего живого. А есть Кришнамурти: все его учение направлено на антиритуал. В нем нет поэзии, нет фантазии, нет загадки, нет молитвы, нет медитации, ничего — чистые, голые слова о правде. Я не поддерживаю крайностей. Я бы хотел, чтобы вы иногда представляли себе канатоходца. Вспоминайте его как символ: канатоходец. Как символ жизни. Когда он наклоняется влево, он чувствует, что еще немного, и он упадет; он сразу" восстанавливает баланс, наклонившись вправо; наклоняясь вправо, он снова поправляет себя, наклонившись влево. Он постоянно балансирует то вправо, то влево. И таким образом он сохраняет равновесие. Удивительный закон жизни: чтобы сохранить равновесие, он должен балансировать слева направо, справа налево. Чтобы сохранить равновесие, он должен вести себя очень нелогично, потому что равновесие — это не нечто постоянное, это — само непостоянство. Жизнь не стоит на мосте. Поэтому, если вы захотите сохранить равновесие, здоровье, здравый смысл, вы должны постоянно балансировать в обе стороны: иногда немного ритуалов, иногда вообще никаких ритуалов; иногда заглянуть в книгу, иногда — вообще никаких книг; иногда немного поклонения, иногда — вообще никаких поклонений, иногда немного молитвы, иногда — вообще никаких молитв Живя таким образом, вы научитесь быть канатоходцем. И помните, я повторяю еще раз: равновесие — это не просто неподвижность. Вы не можете стоять просто так. Вы не можете сказать канатоходцу: «Зачем ты наклоняешься из стороны в сторону? Зачем все эти движения? Просто встань и стой!» Тогда он упадет. Если вы остановитесь, вы умрете. Жизнь — это процесс: динамичный, подобный реке. Пойдите и посмотрите не реку. Иногда она течет на север, иногда на восток, иногда на юг, она извивается из стороны в сторону. И однажды она впадает в океан. Все хорошо в меру. Пятый вопрос: Я слышала, что в ашраме есть комната под названием «Кабинет Великого Соблазнителя Стариков». Насколько стары должны быть старики? Вопрос от Асты. Это очень сложно объяснить, но я попытаюсь дать тебе полную информацию. Я подскажу тебе, как найти более информированных в этом людей. Да, здесь в ашраме есть секретная организация под названием СИН в (английском «син» — это грех), что означает: соблазнители в нео-саньясины. Таково название этой организации — «грех». И у этой организации три ответвления: для малышей, для стариков и для взрослых. Для детей — значит до четырнадцати, потому что в этом возрасте происходит половое созревание и ребенок уже больше нё ребенок. В действительности, он уже сам может делать детей. Поэтому я провожу разграничительную черту: четырнадцать — для детей, от рождения и до четырнадцати. А для стариков сроки таковы: четырнадцать лет до смерти. Если средняя продолжительность жизни — семьдесят, то разграничительная черта для стариков — пятьдесят шесть. Все остальные попадают в категорию взрослых. Итак, существуют три отделения, три ветви организации СИН: о детях заботятся Сиддхартха и Пурва; о взрослых — Тиртха и Маниша, а о стариках — Паритош и Париджат. Но это распределение людей на стариков, взрослых и детей существует только здесь. В Америке существуют только два: малыши и старики. А взрослых нет. Вот какая странная вещь происходит в Америке. Люди пытаются остаться малышами так долго, как могут. Они тянут: пятьдесят, а они все еще как младенцы, пятьдесят пять, а они все еще как младенцы, пятьдесят шесть, они продолжают быть младенцами. Уже тридцать первое декабря, им уже пятьдесят шесть, а они все еще как младенцы. И когда они уже больше не могут, когда больше уже нельзя, они просто превращаются в стариков. Они превращаются из младенцев в стариков безо всяких промежуточных стадий. Я слышал об одном торговце, который стал очень удачлив. Он ходил по домам. Все его коллеги удивлялись, потому что они продавали те же самые вещи, но без такого результата. Он зарабатывал почти в десять раз больше, чем они. Они пригласили его на ужин и спросили: «Не мог бы ты поделиться своим секретом?» Он ответил: — Я ничего особенного не делаю, все очень просто. Даже когда какая-нибудь старая развалина открывает мне дверь, я говорю: «Малышка, мама дома?» И это сразу срабатывает! Меня сразу приглашают в дом. Америка сходит с ума. Все природные резервы уже исчерпаны. От детской наивности люди переходят прямо в дряхлость. Вот почему возникла великая проблема непонимания поколений. Потому что между ними нет соединительного звена; мост разрушен. Американцы все сумасшедшие. Один старый итальянец по этому поводу сказал: Но это меня уже не касается. Сначала я должен рассказать вам анекдот: Уэллос Рейнборн, автор книги «В этом что-то было», приехал в Италию,! в Неаполь вместе с группой друзей-победителей, которые сбросили Назиса в конце Второй мировой войны. Гостеприимный местный житель сказал, что он может познакомить его со своей сестрой. Она красивая? — спросил Рейнборн. Ах, Белла! Белла! — воскликнул тот. Молодая? Си! Си! Си! Она девственница? — настаивал Рейнборн. Человек отвернулся от него с гримасой отвращения, бросив: — Эти американцы и канадцы совсем с ума сошли! Естественные ресурсы забыты, естественные вещи забыты. К Америке такое разграничение не подойдет, а здесь… Везде, за исключением Америки, люди делятся на три категории: дети, которых еще не интересует секс; старики, которые из этого выросли, и люди взрослые, которые продолжают балансировать, которые все еще идут по канату. И естественно, что дети могут совратить детей… Сиддхартха, маленький Сиддхартха и Пурва. В настоящее время маленький Сиддхартха путешествует по Америке, пытаясь собратить там детей, потому что это страна, где живет наибольшее количество детей. А за взрослых отвечают Тиртха и Маниша; за стариков — Париджат и Паритош. Так что, Аста, если ты хочешь действительно об этом узнать, получить информацию из первых рук, иди к Паритошу. Он все знает. Сейчас он очень занят, потому что сюда на Рождество приехало много родителей, и он соблазняет их в нео-саньясины. Если вам необходима помощь, нужно просто оставить записку в двери; именно так все и началось. Кто-то оставил записку на двери Паритоша. «Кабинет Великого Соблазнителя Стариков» просто для того чтобы помочь людям легче его найти. Шестой вопрос: Как вы относитесь к деньгам? Было время, когда я жил без денег. Было время, когда я жил с деньгами, и я могу сказать только одно: с деньгами жить всегда лучше, чем без них. Деньги — полезная вещь. Главное — чтобы они не стали вашим хозяином. Я не против денег, ими нужно пользоваться. Это очень хорошее, ценное изобретение. Они очень помогают; но только вы ими пользуйтесь, не давайте им пользоваться вами. Деньги не должны превратиться в вашего хозяина; вы должны ими распоряжаться. Вот и все. И если вы хотите выбирать, то мой совет таков: всегда выбирайте жизнь с деньгами. Всегда лучше быть с деньгами, чем без денег. Я не говорю, что вы будете более счастливы; я только говорю, что у вас будет больше возможностей выбрать наиболее близкое вашему сердцу несчастье. Бедному человеку нечего выбирать: ему придется перенести все, что будет с ним происходить. У богатого человека гораздо большая свобода выбора. Бедный человек должен страдать одним определенным способом. Для несчастья богатого человека границ не существует: он может страдать здесь, он может страдать в Нью-Йорке, он может поехать страдать в Лондон, он может поехать страдать в Пекин. Для его страданий открыт весь мир. Рано или поздно он поедет страдать на Луну или на Марс. У него больше свободы, а свобода — это всегда хорошо. Если вы бедняк, вам придется терпеть одну женщину; если же вы богаты, вам придется терпеть многих женщин. Деньги открывают все двери. Поэтому, если вы меня спросите, что я посоветую: жить с деньгами или без — я скажу, что лучше жить с деньгами. Вы приобретете больше опыта, вы скорее придете к Богу — потому что скорее устанете. Бедному человеку не могут надоесть деньги, помните. Если у него нет денег, как ему может надоесть то, чего нет. Бедный человек всегда думает и мечтает о деньгах. Только богатый человек может насытиться деньгами. В действительности, это и есть определение богатого человека: человек, которому надоели деньги. Такой человек действительно богат. Он знает, он видел все, что могут дать деньги. И теперь он хотел бы получить нечто, чего деньги никогда не дадут. Я не говорю, что деньги могут привести вас к Богу, к миру, к счастью. Но есть глупые люди… Один махатма пришел повидаться со мной несколько лет назад и сказал: — Я отрекся от денег, потому что через деньги невозможно достичь блаженства. Но я спросил его: — Во-первых, кто тебе сказал, что ты можешь достичь блаженства? С помощью денег ты можешь иметь прекрасный дом. Кто сказал тебе, что ты достигнешь блаженства? Кто тебе сказал, что ты станешь счастливым? У тебя будет большая машина… Есть еще глупые люди, которые надеются, что с помощью денег они достигнут блаженства. Когда-нибудь им придется расстаться со своими иллюзиями. Дело было не в деньгах; это все их иллюзии, их желания. Деньги не виноваты. Если вы пойдете и попытаетесь выдавить из песка масло, а масла не получите, это же не вина песка. Это вы были дураком, это ваша глупость. Во-первых, кто сказал вам, что, выжимая песок, вы получите масло?. Деньги не могут дать блаженства, не могут принести вам мир, не приведут вас к Богу, не принесут вам рая. Но чтобы это понять, нужно иметь деньги, тогда вы сможете лучше понять, что деньги могут дать, а чего не могут. Когда человек знает, что могут дать деньги, его устремления направляются выше денег, выше мира. Деньги — это прекрасное изобретение, одно из самых важных изобретений в человеческой истории, второе по значению после языка; на первом мосте — язык, на втором месте — деньги. Вот два главных фундамента цивилизации, общества, культуры. Я не против; я просто говорю о том, что деньги могут дать, а чего не могут. Если кто-то думает, что, откладывая деньги, он однажды станет медитативным, он просто дурак. Медитативность но связана с количеством денег. И помните, отречение от денег тоже не связано с медитативностью. Это две глупые крайности. Сначала они думают, что с помощью денег они придут к Богу, а затем однажды они начинают думать, что они придут к Богу, отрекшись от денег — но в обоих случаях они остаются привязанными к деньгам. Между Богом и деньгами нет ничего общего. Вы можете прийти к Богу с любым количеством денег, вы можете прийти к Богу и бег- денег. Бог и деньги — две разные вещи. Богатый человек может стать медитативным, бедный может стать медитативным. Но мое понимание таково: если бедный человек хочет стать медитативным, ему потребуется огромное понимание, потому что ему придется видеть бессмысленность денег, которых у него нет. Ему потребуется проницательный ум. Кабир, должно быть, был необыкновенно проницателен, я думаю, даже более проницателен, чем Будда или Махавира. Почему я это говорю? Потому что у Будды были деньги, у Махавиры были деньги. И когда они пресытились, то это было просто, это было логическим завершением. Это как дважды два. Если бы Будда не оставил дворец, то это доказывало только одно: что он был глупым. То, что он отрекся, не позволяет назвать его очень умным человеком, это просто показывает ум заурядного человека. Но Кабир, Христос, Мохаммед — они были более проницательными людьми. У них не было денег, у них не было ничего, и все же они поняли, что деньги бессмысленны. У них не было большого королевства, но они отреклись, даже не имея его. Должно быть, они были очень разумными людьми, необычайно наблюдательными. Они могли видеть вещи, которых у них не было. Их проницательность, их ясность была необыкновенной. Если бедный человек хочет стать религиозным, ему потребуется очень ясный ум, а если богатый человек хочет стать религиозным, достаточно будет обычного ума. Итак, если бедный человек становится религиозным, это уже великий мудрец. А если богатый человек не становится религиозным, то он — великий глупец. Последний вопрос: Каждый день, когда я ухожу из зала Чжуан-цзы, я вижу на стене в коридоре три белых робы. Хотя я никогда не видела, чтобы выносили более, чем одну робу, у меня есть подозрение, что вы только один из трех. Это могло бы объяснить тот факт, что одновременно вы появляетесь на своих знаменитых беседах, и в других местах одновременно. Да, ты правильно поняла. Теперь храни этот секрет при себе и никому не говори. Это правда, мне придется поделиться секретом. Ты уже все поняла, поэтому нечего уже прятать. Это правда. Я — троица. Троица, о которой я уже говорил: отец, мать и сын. Да, это правда. Вот почему для меня так просто выходить на сцену: иногда во мне говорит отец, иногда — мать, иногда — сын. Вы можете увидеть во мне слияние трех рек. Это сайгам. Это точка слияния трех рек, троица, тримурти. Во мне три личности. Вот почему для меня так просто говорить о совершенно разных традициях — потому что в мире есть только три традиции. Две основных линии; отец, мать и сын. Вот почему вам так трудно вывести связную философию из моих заявлений. Вам потребуется большая проницательность, чтобы увидеть связь, иначе мои противоречия совершенно очевидны. Когда я говорю как отец, я говорю как отец — жестко. Когда я говорю как мать, я говорю как мать — нетребовательно, с любовью. Когда я отец, я вам приказываю, даю распоряжения. Тогда я похож на Моисея с его десятью заповедями. Когда я мать, я вас уговариваю, я вами не командую. Тогда я больше похож не на Моисея, а на Кришну. Он уговаривал Арджуну, склонял его тысячью и одним способом — как друг, с любовью. И так, шаг за шагом, он вел его. А когда я сын, я говорю как бунтарь, революционер. Тогда я больше похож на Христа, на Будду- Я — все три. Я хотел бы, чтобы и в вас были все три. Быть одним — это не великое богатство. Быть троими сразу — вот настоящее богатство. И самый последний вопрос: Что это за чушь, о том, что у вас нет обаяния? Правда, удивительно, но это — чушь. Как такое может быть? Я, и не имею обаяния? Но теперь уже проще. Теперь вы уже понимаете принцип тройственности. И раньше я вам уже говорил, что есть три типа Мастеров: обаятельные, методичные и естественные. Отец — обаятельный тип, мать — методичный тип, сын — естественный. Слово «естественный» происходит от корня «роды» — при родах. Да, это так, вы правы: это полная чушь. Одна часть меня — обаятельный тип, другая часть — методичный, третья часть — естественный. Так и должно быть. Совершенный Мастер должен быть всеми тремя одновременно. Так что, пожалуйста, если я говорю что-то, начинайте это сортировать. Теперь у вас есть три шкафа: отца, матери и сына. Начинайте раскладывать вещи по местам, и скоро все окажется на своих местах, на своей полочке. И не спрашивайте меня: «Почему однажды ты сказал так?» Потому, что вы спрашиваете не одного и того же человека. И для меня это не так просто, как, например, в этом анекдоте. Позвольте мне рассказать. В еврейском фольклоре, в сборнике Натхана Ашубея есть история о знаменитом проповеднике из Дубно, чей водитель остановился посреди дороги перед лекцией и сказал: — Равви, сделай для меня одну вещь. Хотя бы раз я хотел бы почувствовать на себе все славу и внимание, которыми ты пользуешься, чтобы узнать, что ты чувствуешь. Для этого поменяйся со мной одеждой. Ты будешь водителем, а я буду Равви. Проповедник, простая и добрая душа, засмеялся и сказал: — Хорошо, но помни, что не одежды делают из человека Равви. Если тебя попросят объяснить какое-то трудное высказывание из Закона, не сделай из себя дурака. Они переоделись. Приехав к месту назначения, поддельный Равви был встречен шумной толпой и, очевидно, наслаждался каждой минутой. Как бы там ни было, но наступил решающий момент, когда ему задали крайне хитрый вопрос. Он вежливо прочитал вопрос. — Вы как маленькие школьники! — удивился он, — неужели это действительно то, о чем вы хотели меня спросить? Это даже мой водитель знает! И он позвал проповедника из Дубно: — Водитель, подойди, пожалуйста, на минутку. Поясни, пожалуйста, Закон этим тупицам. Но для меня это не так просто, потому что, когда один здесь, то другого нет. Я не могу сказать: «Подойди и объясни это за меня». Поэтому, пожалуйста, не поднимайте вопроса о моих противоречиях. Все, что я когда-то сказал, я сказал уже давно; с этим уже покончено. Я не оглядываюсь, я иду вперед. И нет никакой необходимости об этом задумываться. То, что я сказал сейчас — это правда. Правда всегда в настоящем, прошлое — мертво. Всякое возвращение к прошлому — мертво. В следующий момент правда снова будет иметь новую форму. Тогда не тащите за собой этот момент. Вот весь смысл моего учения: не тащить за собой прошлое, видеть правду в настоящем моменте. Тогда противоречий не будет. Да их и нет. Противоречия возникают только потому, что вы научились быть слишком логичными, а я — не логик. Вся моя логика совершенно нелогична. Я — иррационалист. Да, во мне все три, но, пожалуйста, никому об этом не говори. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|