Беседа 3

19 июня 1977 года

ОЩУЩЕНИЕ ВОЗВРАЩЕНИЯ ДОМОЙ

Милый Ошо, случилось землетрясение: моя древняя короста разламывается, и наверх пробиваются чудесные струи блаженства. С каждым разом твои слова все точнее описывают мой внут-ренний мир, твои слова не просто прекрасные образы чего-то дру-гого. Твой палец указывал на луну, но теперь я вижу свою луну, и твой палец указывает на сам мой центр. Мне стыдно писать эти строки. Мне нужно мужество для того, чтобы открыть свои сомнения. Странно, но для того чтобы признаться в своей радости, мне нужно еще больше мужества.

Девагит, в своем вопросе ты отразил одно из самых основных переживаний. Разумеется, необходимо больше мужества для того, чтобы продемонстрировать свою радость и блаженство, чем для того, чтобы описать свою тревогу и сомнения. Конечно, трудность в каждом случае своя.

Для того чтобы продемонстрировать свои сомнения, тревогу, несчастье, страдание, необходимо мужество, потому что вы открываетесь в своей полной наготе и показываете свои раны, свое уродство, свое душевное нездоровье, то есть вещи, которые каждый человек хочет скрыть от мира. Это совершается вопреки вашему эго и личности.

Но для того чтобы продемонстрировать свою радость, вам нужно больше мужества по другой причине. Здесь есть две причины: первая в том, что трудно и почти невозможно подобрать слова для того, чтобы описать свое блаженство, безмолвие, открытость, потому что ощущение всего этого находится за пределами возможностей ума, поэтому такое переживание, естественно, выходит за границы языка, слов, объяснений. Во-вторых, опасно говорить: "я радостен", "я полон блаженства", "я открываю свой центр, потому что это создает повсюду зависть и ревность.

Все люди поверят в ваше несчастье, но никто не поверит в вашу радость. Все люди поверят (даже если вы лжете), в вашу тревогу, страдание, потому что всем известно, что такое страдание и несчастье, это переживает каждый человек. Никто не поверит в вашу радость, ведь это идет против эго людей, а эго не может принять тот факт, что вы почти открыли себя, что вы приближаетесь к своему центру. Такие слова противоречат самому эго людей, и им неприятно, что они до сих пор далеки от цели, а вы подобрались так близко к ней. В это просто невозможно поверить, и люди полагают, что вы, должно быть, лжете, что вы обманываете их.

Если вы будете все время настаивать на том, что вы достигли центра, и если ваша жизнь начнет демонстрировать факты, люди создадут всевозможные объяснения для того, чтобы развеять ваши доказательства. Они могут назвать вас лицемером и притворщиком, они не признают в вас наличие радости, они скажут, что вы улыбаетесь просто для того, чтобы дурачить людей. Если же вы будете упрямствовать, если вы будете беспрестанно танцевать и петь, идя своей дорогой, и не обращать внимания на слова людей, тогда они объявят вас сумасшедшим.

Очень трудно признать, что кто-то приближается к дому, эта мысль глубоко ранит многих людей, и они всегда в большинстве, а вы одиноки. Им легче объявить вас сумасшедшим, потому что их единственный способ спасти свою шкуру — быть такими же радостными, как и вы, а это не простое дело. Им придется отправиться в долгое странствие. Но вас легко осудить, найти причины… и если все терпит неудачу, значит, вы безумны — это и есть их последнее прибежище.

Но они не удовлетворятся даже объявлением вас сумасшедшими, потому что в душе они чувствуют к вам ревность и зависть, и они хотят заявить о том, что они приблизились к центру, приблизились к истине, приблизились к блаженству. Но они пребывают во тьме, в абсолютном несчастье, в сомнениях. Они не видят конец своей ночи, а вы говорите о прекрасном рассвете… о том, что вы увидели первый луч, восход солнца, что вы услышали пение птиц, что вы уловили благоухание цветов, которые распускаются ранним утром для того, чтобы приветствовать солнце, чтобы начать новый день.

Если же вы не послушаете людей и не признаете себя сумасшедшими… Толпы распинали таких людей, как Мансур, Иисус, Сократ, Сармад. Толпы начинают жаждать крови, а эти люди были совершенно безвредными, они не сделали ничего дурного, они не причинили никому вреда. На самом деле, они были величайшим благословением для человечества, ведь они указывали на ваш потенциал, на ваши возможности, на ваше будущее, они указывали на ваш рассвет, и ночь не будет длиться вечно. Они были самой вашей надеждой выйти из тьмы и смертной жизни, в которой вы не нашли ничего, кроме несчастья.

Но вместо благодарности вы уничтожили их. Вы убили их вместо того, чтобы радоваться с ними. Для того чтобы радоваться вместе с ними, необходим громадный интеллект, но на то, чтобы распять их, сгодится и любое тупое, отсталое большинство масс. Поэтому я говорю о том, что ты заметил важный момент: труднее открыть себя и объявить миру о том, что ты чувствуешь блаженство, что ты радостен.

Но в этом месте не нужно бояться. В этом месте люди примут признание в тревоге, здесь люди порадуются откровению о блаженстве. В этом и есть все значение религиозной общины. Ты наберешься мужества. Люди увидят в твоих глазах свое будущее, они увидят в твоих танцах, как исчезает их хромота. Они поймут, что, если ты можешь достичь центра, Девагит, значит и они тоже не далеки от него — может быть, они смотрят не в том направлении, может быть, они идут не в том направлении.

Я слышал об одном человеке, который спросил на каком-то перекрестке недалеко от Дели:

— Далеко ли Дели?

Старик, сидевший под деревом, ответил ему:

— Прежде чем я смогу сказать тебе об этом, я хотел бы, чтобы ты пошел в том направлении, в котором уже идешь. Как я смогу узнать, далеко ли Дели, если я не знаю, в каком направлении ты идешь?

"Какой странный старик, — подумал прохожий. А он несколько раз задал свой вопрос другим людям, и все они просто давали ему ответ. — Этот старик сказал, что ему нужно увидеть направление моего движения".

Этот человек сделал несколько шагов, а потом спросил:

— Так далеко ли этот город?

И старик ответил:

— В этом случае Дели очень далеко, потому что ты идешь в противоположном направлении. Тебе придется обойти всю землю, и тогда ты вернешься в Дели, а сейчас этот город находится на расстоянии восьми миль за твоей спиной.

Когда вы видите цветущего человека, это знак того, что пришла весна. Все цветы не распускаются одновременно — сначала один цветок открывает свои лепестки, потом еще несколько цветков, потом еще больше, потом миллионы. Весна приходит шаг за шагом, медленно. Когда вы видите один распустившийся цветок, это знак того, что близок и ваш черед.

В этой общине не возникают трудности, ты можешь проявлять любое свое состояние. Все эти люди — попутчики, они попытаются помочь тебе выйти из тьмы. Они помогут тебе, если ты достигнешь света в своем праздновании, они будут помогать тебе всеми способами, в каждой возможной ситуации.

Обитатели психиатрической клиники слушали современные джазовые пластинки. В конце концов один пациент больше не смог сдерживать себя — он вскочил на ноги и начал биться головой о стену в такт музыке.

Остальные пациенты стали аплодировать и кричать:

— Давай парень, ты здоров!

Наш ашрам принадлежит людям, которые пьяны божественным состоянием, которые сходят с ума в поисках божественности. Они насладятся твоим пониманием, ведь это и их понимание. Это и есть братство, наличие глубокой связи, и это не организация. Именно любовь изливается из каждого сердца, сливаясь с другими сердцами.

Здесь никто не бывает чужим, здесь все знают тебя. Может быть, кто-то не знает твое имя, не знает, из какой ты страны, не знает твою религию, не знает твою национальность. Ему не нужно знать все это, но он все равно знает тебя, он знает, что ты движешься по тому же пути, в том же поиске. Вы устремлены к одной звезде, вы часть одного путешествия, одного странствия. Если достигнет центра даже один из вас, это будет доказательством того, что и вы тоже способны достичь центра. Может быть, вам понадобится больше времени, и к вам придет весна.

Итак, никогда не беспокойся, никогда не тревожься, потому что никто не станет отрицать здесь твои переживания. Все будут радоваться, праздновать и гордиться тобой.

Именно так должно обстоять дело во всем человечестве, но, к сожалению… что тут поделаешь? Люди должны были радоваться в присутствии Сократа, им следовало любить в присутствии Иисуса, им нужно было присоединить свои голоса к восклицаниям Мансура: "Anal'haq!" — я Бог. Он говорил и за вас тоже, за всех в прошлом, настоящем и будущем. Он говорил не только за себя.

Люди пока что не стали настолько душевно здоровыми, чтобы понять безумие тех, кто ищет истину, блаженство, божественность, высший смысл жизни. Но здесь все мои люди достаточно безумны для того, чтобы праздновать вместе с тобой, и твое цветение — это и их цветение тоже.

Девагит, не только тебе я говорю эти слова, но и всем: всегда проявляйте себя. Если вы не будете проявлять себя в несчастье, то это нормально, поскольку все знают о том, что вы несчастливы, и это не откровение. Признаетесь вы в своем несчастье или нет, его все равно принимают за само собой разумеющееся. Какими же еще вы можете быть? Но когда вы достигаете точки радости, блаженства и благословения, вам нельзя молчать, потому что тогда вы становитесь доказательством того, что эти люди в пустыне бродят не зря, что и их жажду можно утолить, раз утолена ваша жажда. Если вы пришли домой, значит, они тоже могут прийти домой.

Итак, вы можете скрывать свои сомнения, свое несчастье, свое страдание — это нормально. Все равно кто-то другой будет спрашивать об этих трудностях. Но когда вы приходите к своему блаженству, что бывает очень редко, непростительно делать из него тайну, потому что оно станет для всех людей доказательством существования цели, которую они ищут.


Милый Ошо, каков критерий истины?

Сахабсадев Хасан, истина — это не переживание ума, поэтому никакая логика не сможет доказать ее или опровергнуть. Ни один аргумент не сможет убедить тебя в ее существовании или же разубедить тебя. Истина — это переживание за пределами ума, поэтому в этом случае невозможен ни один объективный критерий. По этой причине наука никогда не говорит об истине, ведь она может говорить только о том, существование чего можно объективно доказать.

Истина — это субъективное переживание, как и любовь. Можете ли вы доказать существование любви, когда влюблены? Можете ли вы доказать, что действительно влюбились? Есть ли способ доказать это? Существуют ли аргументы, логика, свидетельства, которые поддержат вас? Вы можете только сказать: "Я знаю наверняка о том, что мое сердце бьется иначе", но это внутреннее ощущение. Вы можете сказать: "Я чувствую блаженство", но это субъективное мнение. Вы не можете принести часть своего блаженства и показать эту часть людям как критерий.

Любовь, истина, блаженство, Бог — все это не имеет никакого критерия, все это внутренние переживания. Критерий — это всегда часть внешнего мира. Не навязывайте внешние критерии внутреннему миру, эту ошибку совершают атеисты.

Почему атеист отрицает существование Бога, существование души, существование истины, существование жизни за пределами этой жизни? По той простой причине, что на это нет ни критерия, ни доказательства, ни фактов. Ни один атеист ни разу не проиграл теисту в аргументации, и все равно атеист ошибается. Он ошибается потому, что требует объективный критерий для субъективного переживания.

Это все равно, как если бы все стали спрашивать вас, когда вы слушаете классическую музыку: "Какой у этой музыки вкус?", или "Какой у этой музыки цвет?", или "Какое чувство возникло у тебя, когда ты коснулся этой музыки?"

Вы ответите: "С вами все в порядке?" Музыка — это не ощущение глаз, не ощущение носа, у музыки нет запаха. Это не ощущение языка, у музыки нет вкуса. Это не что-то ощутимое, чего можно коснуться. Это ощущение ушей, а глаза не могут доказать ощущения ушей.

Невозможно и противоположное. Уши не могут доказать ощущения глаз — например, свет или цвет. И если вы хотите получить доказательства, доступные пониманию ушей, тогда света просто не будет, вам придется отрицать его существование. Тогда не будет цвета, не будет радуги. Вам придется отрицать все, что принадлежит миру глаз, а почти восемьдесят процентов ваших ощущений поступают от глаз. Вам придется отрицать восемьдесят процентов своей жизни, если вы будете настаивать на каком-то критерии, который принадлежит не глазам, а ушам, носу, рту, рукам…

С истиной такая же ситуация. Истина — это пространство, появляющееся внутри вас, когда в вас нет ни мыслей, ни чувств, ни эмоций, когда возникает абсолютная тишина и свет, который вечен, который не имеет источника питания… потому что всякое горючее неизбежно рано или поздно истощится.

В сокровенной сути вашего существа есть свет, который неистощим, который всегда был и всегда будет, который существует за пределами времени и пространства… в глубокой тишине. Это не тишина кладбища. Это не отрицательная тишина, не та тишина, которая означает отсутствие звука, а та тишина, которая означает положительное, жизнеутверждающее присутствие покоя, прохлады, беззвучной музыки… это вечный свет и вечная жизнь.

Когда вы находите все это в сокровенном центре своего существа… все переживание блаженства и радости, ощущение того, что вы пришли домой, что вы, наконец, нашли себя — все это содержится в слове «истина». Вы можете ощутить истину, но вы не в силах найти ей объяснение. Вы можете найти путь, ведущий к истине, вы можете найти метод достижения истины, но никто не в силах заранее растолковать вам, что это такое.

Гаутама Будда постоянно говорил: "Будды только показывают путь, никто не может пройти ваш путь за вас. Именно вам придется идти, и именно вам придется находить… а все те, кто обрел истину, молчат о ней". Это все равно, как если дать немому человеку дорогие сладости… Не то чтобы ему не был известен вкус, он знает вкус. Он наслаждается сладостями, но, если вы захотите спросить его о том, какой у них вкус, он, разумеется, не сможет ничего ответить вам, ведь он немой.

Все те, кто познал истину, молчат об истине. Они могут рассказать вам, как достичь ее, они могут показать вам путь. Они могут подвести вас к окну, к двери, но вам нужно найти истину в себе, следуя по пути в одиночестве… это и есть высшее переживание.

Извне можно сказать только одно:

У истинного человека нет страха смерти.

Истинный человек никогда не бывает несчастным.

Истинный человек истины никогда не бывает трусом.

Истинный человек истины постоянно находится в состоянии празднования, истинный человек — это вечный танец.

Такие проявления можно увидеть извне, но это только далекое эхо, а не истина. Это далекое эхо в индивидуальности человека, который нашел истину. Это отражение звезд в озере. Но не прыгайте в озеро для того, чтобы найти звезды! Вы ничего не найдете в озере. Звезды далеко, а это всего лишь их отражения.

В личности, в присутствии, в жестах, в глазах человека истины вы обретете нечто, если вы не плотно закрытые и не абсолютно предубежденные, если вы еще не приняли решение за или против чего-либо.

Если вы будете открытыми и уязвимыми, тогда вы узнаете о том, что существует что-то харизматическое, магнетическое, приглашающее вас войти… что-то приглашает вас приблизиться, что-то неожиданно создает для вас новое измерение поиска, что-то заставляет безмолвные колокольчики вдруг звенеть в вашем сердце, и вы никогда не знали обо всем этом.

Истинный человек коснулся вашего сердца. Само его присутствие созидательно, само его присутствие преображает, само его присутствие и есть единственный критерий, но это не логика, а любовь.

Я снова повторяю, что вам следует помнить о том, что истина — это не вопрос логики, а поиск любящего сердца.


Милый Ошо, какое различие между самоуважением и гордостью?

Индрадхану, нет никакого различия между самоуважением и гордостью. Существует различие между эго и самоуважением, иначе говоря — гордостью. Самоуважение и гордость просто естественны вашей индивидуальности. Это ваше достоинство. Это показатели того, что вы принимаете самих себя.

Эго — это сравнивание.

Самоуважение и гордость ничего не сравнивают, и в этом их главное отличие от эго.

В эго вы всегда сравниваете: я выше других, я лучше других, я святее других — я святой, а ты грешник. Какой бы ни была причина, вы сравниваете себя с другим человеком, возвышая себя и принижая его. Так устроено эго.

Но гордость ничего не сравнивает. Она не говорит о другом. Такой человек просто заявляет: "Я уважаю себя, я люблю себя, я горд тем, что я есть, что я нахожусь в этом прекрасном существовании". Гордость не рассуждает о ком-то другом. Вы начинаете отвратительную игру в ту минуту, когда начинаете сравнивать.

Мое уважение самого себя не препятствует вашему уважению самих себя. На самом деле, я очень хочу, чтобы вы уважали самих себя, потому что, если вы не сделаете это, тогда кто же станет уважать вас? Если вы не гордитесь тем, что вы человек, самое развитое сознание в существовании, тогда кто будет гордиться вами?

И ваша гордость — это не что иное, как благодарность за все, что существование дало вам, а его дар громаден. Мы не стоим этого дара, мы не заслужили его. Мы не заработали этот дар, и нам нельзя требовать его. Просто оттого, что существование изобилует богатством, оно дало нам все. Мы не стоим того, что у нас есть, потому что считаем это само собой разумеющимся.

Я вспомнил одну суфийскую историю. Один человек собирался покончить с жизнью самоубийством, потому что он был беден, и у него не было образования и работы, а просить милостыню он терпеть не мог. Он решил, что, чем нищенствовать, будет лучше, если он убьет себя. Он направился к реке, чтобы прыгнуть с высокой скалы и утонуть, но по чистой случайности на самой высокой скале, с которой он намеревался прыгнуть, он нашел суфийского мистика.

— Зачем ты пришел сюда? — спросил его мистик. — Люди приходят на эту скалу только для того, чтобы совершить самоубийство. А я выбрал это место для медитации, потому что люди редко приходят сюда для того, чтобы покончить с жизнью, поэтому, в целом, это тихое место.

И самоубийца объяснил:

— Странное дело, я не вымолвил ни единого слова, а ты сказал правильно, ведь я действительно пришел сюда для того, чтобы покончить с жизнью самоубийством.

— Ты можешь убить себя, — ответил суфий, — но у меня есть для тебя предложение. Тебе же не нужны больше твои красивые глаза. Дело в том, что королю понадобились два красивых глаза, а они у тебя есть. И король знает о том, что я всегда сижу на месте совершения самоубийств. Именно так называется это место. Люди приходят сюда, когда хотят покончить с жизнью самоубийством… Что им делать со своей парой глаз? Они выражают желание подарить их королю. Поэтому, как бы ты ни хотел поступить со своими глазами, просто скажи мне об этом, и я приму твое предложение.

Самоубийца подумал минуту — сколько же ему запросить? И он ничего не придумал. Какая бы мысль ни пришла ему в голову… пятьсот тысяч рупий? Он подумал: "Может быть, попросить пять миллионов рупий? Десять миллионов? Двадцать миллионов?" Но ни одна цена не показалась ему правильной. Наконец, он сказал:

— Десять миллионов рупий.

— Предложение принято, — заключил мистик. — Пойдем со мной. Сначала мы вырвем у тебя глаза, а потом я приведу тебя сюда, ты прыгнешь и убьешь себя.

По пути во дворец суфий сказал:

— Но у меня есть еще несколько покупателей. Сколько бы ты взял за свою голову без глаз?

— Ты странный человек, — заметил самоубийца. — Кто же захочет купить мою голову без глаз?

— У меня есть на нее покупатель, — уверил его суфий. — Это волшебник, и ему срочно понадобился череп, а глаза ему не нужны. Все равно он обдерет с головы всю кожу и оставит только череп, он полностью вычистит твой череп.

— Боже мой! — воскликнул самоубийца. — Но как же я вернусь на ту скалу?

— Я все устрою, — успокоил его суфий.

— Я никогда не думал об этом, — признался самоубийца. — Какая же цена будет подходящей для моей головы? Как ты думаешь?

— Будет принято любое предложение, — сказал мистик.

И самоубийца продал свой череп за десять миллионов рупий. Они пошли дальше, и суфий спросил самоубийцу:

— Не хочешь ли ты продать остальное тело? Дело в том, что ты уже мертв, ведь ты лишился глаз, у тебя оторвали голову, что же осталось? Тебе нет смысла держаться за тело. У меня есть покупатель. Это ученый, он препарирует тела. Этому ученому всегда нужны тела, свежие тела. И он будет очень рад твоему телу, потому что он никак не может получить свежее тело, которое только что умерло. Глаза вынут, голову отсекут, но тело будет еще теплым. Это все равно что сорвать цветок с дерева, когда он еще жив, и ему понадобится два или три дня для того, чтобы увянуть.

— Но тогда не будет никакого самоубийства! — воскликнул самоубийца.

— И не нужно никакое самоубийство, — ответил мистик, — ты же все распродал.

— Но кто получит все эти деньги? — поинтересовался самоубийца.

— Разумеется, все деньги получу я, ведь ты умрешь, — объяснил мистик. — Кто же еще сможет получить их? Считай эти деньги моими комиссионными. Если ты хочешь забрать их с собой, ты можешь сделать это, но ты исчезнешь, и, стало быть, тебе деньги не понадобятся.

Когда они подошли к дворцу, самоубийца начал снова все обдумывать. "Что же мне делать? Я никогда не думал, что мои глаза, моя голова и мое тело так дорого стоят. Этот человек готов заплатить мне за все это тридцать миллионов рупий".

— Я не хочу заключать эту сделку, — заявил он.

— А как же самоубийство? — спросил суфий.

— Я больше не хочу убить себя! — крикнул человек. — Впервые в жизни я понял, что я богат. До сих пор я всегда считал себя нищим. Я собирался покончить с жизнью самоубийством, потому что полагал, что у меня ничего нет, а теперь я осознаю, сколько у меня богатств.

— Решать тебе, — сказал мистик. — Мне придется вернуться и подождать другого самоубийцу, но подумай еще раз, ведь ты больше не получишь таких покупателей.

— Оставь меня в покое! — крикнул человек. — Ты опасный тип. Раньше я считал тебя религиозным святым, который все время медитирует на скале. Но теперь ты кажешься мне самым опасным человеком, ведь ты продавал меня кусок за куском, а, в конце концов, все деньги достались тебе! Я не знаю, сколько людей ты продал, но я понимаю, почему ты безвылазно сидишь на той скале: там ты обделываешь свои делишки. Я расскажу о тебе всем горожанам. Я предупрежу их о том, чтобы они не ходили на ту скалу и остерегались тебя, потому что ты опасен, очень опасен.

И тогда мистик объявил:

— Я пытался помочь тебе. Ты собирался уничтожить такие ценности, утонув в реке. Я пытался разбудить тебя. Существование подарило тебе такие ценности, а ты вместо того, чтобы быть благодарным, ведешь себя так неподобающе. Нет никаких покупателей, я все выдумал. Что станет делать король с твоими глазами, мертвыми глазами? А волшебник может накопать на кладбище столько черепов, сколько ему понадобится. Каждый день люди умирают в больницах, и их свежие тела доступны ученому. Итак, нет никаких покупателей. Я рассказал тебе все это. для того, чтобы ты осознал, что природа дала тебе много ценного, но ты не чувствуешь благодарность, ты не исполнен молитвенного настроения. Неужели ты совсем не благодарен и не признателен существованию? Неужели самоубийство и есть твоя благодарность?

Самоуважение — это уважение без сравнения. Гордость — это достоинство и ощущение того, что вы угодны существованию, что существование создало вас, что существование нуждается в вас. Вы желанны в существовании, и вы не нежеланный ребенок, не сирота. Миг за мигом существование питает вас, дает вам жизнь, свет и все, что вам необходимо.

Индрадхану, гордость не равна эго, и самоуважение не равно эго. Эго сравнивает, и из-за этих сравнений оно мерзко и болезненно. Сама мысль о том, что один человек выше другого человека, бесчеловечна, какова бы ни была причина этой мысли.

Но гордость за самого себя никого не принижает. На самом деле, гордость одного человека показывает другому человеку пример того, как и ему следует гордиться самим собой, как и ему следует уважать самого себя.

Я против эго, но не против гордости, не против самоуважения. Это самые важные человеческие качества.


Милый Ошо, не мог бы ты объяснить мне, что во мне есть такого, что делает меня стоящим сострадания от тебя, от Латифы, от существования и от моих друзей и товарищей? И не забудь, пожалуйста, стукнуть меня, если решишь, что я несу вздор.

Дхьян Ом, что касается меня, то я могу быть только сострадательным и никаким иным. Я просто беспомощен. Это никак не связано со мной, я могу вести себя только так.

В тот день, когда я познал себя, я потерял много, но кое-что приобрел. Среди того, что я приобрел, самое важное — это сострадание. Поэтому не важно, кто получает это сострадание, дерево или Дхьян Ом. Я могу смотреть только с состраданием. У моих глаз больше ничего нет, и у моего сердца больше ничего нет.

Что касается существования… ты часть существования, ты продолжение существования. Существование тоже не делает никакого различия между деревом и Дхьян Омом. Оно дает дереву то, что ему нужно, и оно дает Дхьян Ому то, что ему нужно. Существование сострадательно ко всему на свете, потому что все это принадлежит ему. Существование течет во всем без разграничения.

Единственная проблема в Латифе. И я удивляюсь тому, с какой стати она сострадательна к тебе. Может быть, несколько анекдотов помогут тебе понять сострадание Латифы.

В Ирландии одна престарелая дама, как обычно, в воскресенье пришла в церковь на мессу. Новый молодой священник читал проповедь о браке. После мессы эта престарелая дама заметила подруге:

— Я молюсь Богу о том, чтобы я знала о браке так же мало, как этот молодой человек.


Миссис Кохен смотрела в кино фильм «Супермен». Неожиданно к ней подошел какой-то мужчина и задал ей вопрос:

— Простите, мадам, но не возражаете ли вы против того, чтобы я сел на это пустое кресло рядом с вами?

— Вовсе нет, — ответила миссис Кохен. — Я покупала билеты на эти места, но все мои подруги уехали на похороны моего мужа.


— Я не знаю, зачем ты женился на мне! — крикнула миссис Кохен.

— Потому что ты отрицала закон земного тяготения, — объяснил муж.

— О чем это ты? — удивилась миссис Кохен.

— Понимаешь ли, — ответил муж, — тебя было легче поднять, чем бросить!

Просто удивительно, почему Латифа подняла тебя. Только ее сострадание нужно считать таинственным. Она прекрасно знает о том, что ты самый обыкновенный. Ты считаешь себя чудаком, но Латифа, как и все остальные саньясины, знают, что ты самый обыкновенный! Ты зря суетишься, прикидываясь чудаком. Ты приукрашаешь себя, создаешь о себе звучное мнение. Простой человек — это не для тебя, и ты, пользуясь своим островным происхождением, приписываешь себе экзотические качества. Безусловно, Латифа сострадательна!

Что же касается меня и существования, то мы беспомощны. Будь благодарен Латифе, ведь она переживает адские муки, но все равно продолжает проявлять сострадание. Она сильно страдает. Всякий раз, когда я вижу ее, я тотчас же узнаю, здесь ли ее чудак или в другом месте.

Пять недель на нее было приятно смотреть, ведь она все время улыбалась и радовалась, ее окружала какая-то аура. Но в ту минуту, когда она получила твое сообщение о том, что ты возвращаешься… довольно было и одного послания. Ты приехал только через неделю после своего сообщения, но все эти семь дней… всякий раз, когда я смотрел на нее, я думал: "Странное дело, Ом родом с каких-то островов, а Латифа, по всей видимости, родом из самого ада!"

Я сказал ей об этом, и с тех пор она улыбалась мне, стоило мне посмотреть на нее. Но улыбка через силу — это одно, а улыбка, появляющаяся естественно, — это совсем другое явление.

Дхьян Ом, продолжай быть тем, кто ты есть. По крайней мере, это поможет Латифе стать просветленной. Это ее аскетизм, ее дисциплина, ее жертвенность, и всю выгоду ваших отношений получит она. Именно тебя будут славить, когда она станет просветленной, потому что это будет неслыханной редкостью. Женщины делали мужчин просветленными, это происходило еще в древности. Но мужчины не сделали ни одну женщину просветленной. Дхьян Ом, ты будешь первооткрывателем. И твое имя навечно останется в истории!

Хорошо, Маниша? Да, Ошо.









Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке