|
||||
|
Глава 8 ПЕРЕХОД ОТ АДЖНЫ К ВИШУДХЕ, или ДЕСЯТЫЙ ДОМ
Ключевые слова: вариантный выбор; спецификация; приложение теории к практике; этическое акцентирование; реализация общего принципа. Десятый дом является двойственным к третьему, но не нужно понимать это слишком прямолинейно, то есть как распадение единого объекта на составляющие его функциональные элементы. Смысл десятого дома заключается в определенной эксплуатации синтетического объекта, в ходе которой он теряет свою универсальность, трансформируясь в ту или другую вишудховскую (то есть законченную) форму, необходимую среде. Сама среда (так, как она развернута к объекту) при этом поднимается на аджновский уровень, то есть собирается из элементов и готовится к синтезу; одним из таких элементов, ключевых для будущего синтеза, может стать рассматриваемый объект, трансформируемый десятым домом. Одним из наиболее частых признаков включения десятого дома является необходимость выбора одного из нескольких потенциально возможных вариантов рассмотрения или использования объекта с целью нахождения его более тесного соприкосновения со средой. Десятый дом отличается от второго в первую очередь жертвенностью объекта: здесь идет не адаптация его к среде как такового, с сохранением единства и универсальности (что типично для второго дома), а наоборот, резкое сокращение количества потенциальных возможностей, уровня внутреннего единства и цельности: объект становится в большой степени как бы функциональной частью среды, лишенной автономии, но зато обладающей отныне не отделимой от него функцией. Так, "абстрактный" или "свободный" аджновский кирпич, привезенный на стройку, выбирается строителем из штабеля, определенным образом ориентируется в пространстве, обмазывается раствором и укладывается на специальное место в пределах кладки, выполняя далее только ему одному (из всех кирпичей здания) свойственные задачи по удержанию весовой нагрузки (читатель, вероятно, понимает, что нагрузки на все элементы кладки различны, в частности, индивидуальны для каждого кирпича: один, находящийся на фундаменте, держит все здание, второй поддерживает угол стены на середине ее высоты и т. д.). Для вариантного выбора десятого дома характерно резкое уменьшение числа потенциальных возможностей и степеней свободы объекта — но в то же время ему (добровольно или принудительно) предоставляется возможность жертвенным образом проявить заложенные в нем качества и показать, на что он способен. Жертвенность заключается в том, что в результате осуществления выбора объект навсегда прощается с остальными возможностями своего проявления — они оказываются несущественными и никому не нужными, а главное — далее принципиально нереализуемыми. Субъективно это может переживаться довольно тяжело, как воплощение ничтожной части громадного и широкого потенциала; тогда говорят: "гора родила мышь" или, в украинском варианте, "большая туча, да малый дождь" (украинская поговорка точнее отражает смысл непроработанного десятого дома, так как туча, пролившись большим или малым дождем, исчезает, как бы обращаясь в него, а гора, родив мышь, по идее может далее произвести на свет и что-то более крупное, скажем, слона). Из сказанного ясно, что ситуация десятого дома должна переживаться человеком как ответственная — как по отношению к объекту, так, строго говоря, и к среде — ведь неправильный выбор приведет к тому, что трансформированный объект окажется для нее непригодным, не функциональным и резко понизит уровень синтеза. Эта ответственность далеко не всегда осознается человеком, но подсознательно, безусловно, ощущается и поэтому под сильным десятым домом человек обычно бывает серьезен, трезв и не склонен к юмору. — Имейте в виду, брак — дело серьезное, — предупреждает молодых в загсе официальная дама, ведущая бракосочетание. — Какие могут быть шутки, когда женишься в третий раз! — отвечает жених. Видимый, отчетливый вариантный выбор — не единственно возможная манифестация десятого дома. Более тонкое его проявление, тоже по существу предполагающее выбор, но в не столь явной форме, это акцентуация, то есть внешнее приписывание одним граням или проявлениям объекта большее значение, а другим — меньшее. Это, так сказать, черно-белая или одномерная акцентуация; бывает и многоцветная (многомерная) акцентуация, напоминающая раскраску объекта различными цветами. Яркий пример акцентуации — наделение природы, вообще проявленного мира, моральными и эстетическими категориями, против чего (точнее, против злоупотребления чем) предостерегает восточная философия, например, Лао-цзы. Природа не знает уродства, поскольку ей неведома красота; в мире самом по себе нет зла, пока нет добра — а эти поляризации и раскраски вводятся в нее человеком, и совершенно неясно, имеются ли у него на это достаточные основания — так, или приблизительно так можно понимать посвященные этой теме афоризмы "Дао Дэ Цзина". С точки зрения каббалистической диалектики, эти раскраски (с Божьей помощью) созданы человеком как средство для адекватного разрешения ситуаций десятого дома, часто слишком трудных для того, чтобы делать это "голыми руками", то есть без помощи технических средств. Конечно, эстетическое чувство само по себе гораздо шире, то есть его значение не сводится к роли средства, облегчающего выбор человека, но все же поляризация красивое-уродливое имеет эстетический оттенок (в том, например, смысле, что лучше поступать красиво, чем некрасиво), а этика в большой мере является, так сказать, теоретическим осмыслением проблематики десятого дома. Распространенный вариант ситуации десятого дома — проблема приложения теории к практике. Чем универсальнее теория, тем слабее ее возможности — этот парадокс известен любому ученому; в пределе, как гласит научный фольклор, получается теория, настолько всеобъемлющая, что никакое ее частное применение невозможно (точнее, оно окажется бессодержательным). Поэтому проблема приложений для науки в целом достаточно актуальна (и не только потому, что от них в большой мере зависят субсидии на нее). А что такое приложение науки? Это применение универсального теоретически разработанного приема в конкретных условиях, и проблема заключается в том, какой прием и как именно применить, чтобы дать практике, то есть среде, требуемый или приближающийся к нему результат. При этом от самого универсального метода или приема часто мало что остается, но эта малость может делать всю погоду. И, наконец, последний в списке, но совсем не наименее важный случай ситуации десятого дома это приведение примера. Когда автор той или иной универсальной концепции чувствует, что он несколько увлекается своими фантазиями и отрывается от земной почвы, в частности, теряет понимание своей аудитории, он может попытаться привести содержательный или показательный пример работы своей концепции, и удачный выбор и качество этого примера в большой степени определяет доверие к концепции, а часто и дальнейшую ее судьбу. Трудности и препятствия. Первая трудность, характерная, впрочем, для всех домов без исключения, а не только для десятого, заключается в том, чтобы точно определить момент его включения и по возможности не перепутать его с другими. Существуют две почти не пересекающиеся категории людей: тех, которые предпочитают повременить с вариантным выбором, и тех, которые предпочитают осуществить его как можно раньше; есть, впрочем, и третья, особая категория, состоящая из людей, которые все выборы делают не вовремя, причем опаздывают с ними именно тогда, когда это совершенно недопустимо, и торопятся, когда ситуация безнадежно далека от созревания. Все эти три категории страдают сами и портят жизнь своего окружения по одинаковой причине: им не нравится характерная тяжесть подготовки к совершению выбора и они так или иначе стремятся от нее избавиться, чаще всего косвенно перелагая выбор на плечи ближних и "судьбы", причем это слово в их понимании получает какое-то нехорошее, демагогически-паразитическое звучание. Действительно, совершение выбора это тяжелая и ответственная работа, определяющая дальнейшую жизнь человека и, в известной степени, всего мира, и человек вместе со свободой воли, то есть как раз вариантного выбора, получает от Бога энергию для его осуществления и как бы молчаливую просьбу сделать этот выбор так, чтобы привести в мир меньше зла и больше гармонии. Парадокс заключается в том, что переложить свой личный выбор обратно на Бога не удается; можно лишь вытеснить эту проблему в подсознание и осуществить выбор там — но понятно, что его качество при этом окажется не наивысшим. Всем этим автор хочет сказать, что проблема определения включения десятого дома не столь сложна, как это может показаться, если только человек не стремится всеми правдами и неправдами от него уклониться. Главным индикатором включения десятого дома является характерное беспокойство и берущееся словно ниоткуда жертвенное настроение универсального объекта, который начинает приглядываться к среде, стремясь принять участие в ее проблемах подготовки синтеза путем той или иной реализации заложенных в нем возможностей. Когда этот момент наступает, нужно соотнести спектр возможностей объекта с потребностями среды и осуществить выбор, и здесь возникает классический философский вопрос: из каких соображений при этом следует исходить? Если воспринимать выбор абстрактно, то есть в отрыве от судьбы объекта и среды и притом в его ментальной проекции, то разумного ответа нет и быть не может. Однако проблему выбора всегда следует воспринимать в ее кармическом контексте, и тогда она становится вполне конструктивной. В чем же трудность? В большой мере она заключается в том, что десятый дом требует разбирательства по существу двух вопросов: на что способен объект и что нужно среде, причем вначале желательно исследовать их независимо друг от друга, поскольку иначе как спектр возможностей объекта, так и спектр потребностей среды неизбежно сужаются и самое оригинальное, неожиданное и эффективное решение исчезает из поля зрения. Однако как только рассмотрение по существу заменяется изучением формальных признаков, шансы на удачный выбор резко падают: эволюция никогда не играет в кости, и "случайно" произойти от обезьяны человек ну никак не в состоянии — а вот заблудиться в лесу, неправильно сориентировавшись по звездам, может запросто. Оценив спектры возможностей объекта и надобностей среды, человек (или коллектив) приступает к принятию решения, и перед ним встает вопрос о критерии выбора. Вообще говоря, от может быть любым, то есть не только ментальным, но и, например, буддхиальным, астральным или эфирным ("как моя левая нога захотела" — здесь явно имеется в виду эфирная нога) — главное, чтобы выбор попал в наиболее тонкое кармическое течение, которое унесет далее объект и среду, причинив миру в целом минимум зла и максимум гармонии; конечный же выбор как окончательного решения, так и критерия выбора лежит, разумеется, на самом человеке. Говоря о крайностях десятого дома, нужно упомянуть выраженных "теоретиков" и "практиков", или "эмпириков". "Теоретики" любят аджновские объекты, например, теории, концепции, выставочные образцы; они считают десятый дом профанацией объекта и принципиально против него возражают, иногда придумывая причудливые обходные пути, как бы позволяющие его избежать или объявляя его откровенным злом, которого максимально следует избегать. "Искусство принадлежит самому себе и никому ничем не обязано; оно самосуще как Абсолют" — типичная позиция "теоретика"-искусствоведа. При этом, однако, упускается из виду, что непубликуемые рукописи и невыставляемые холсты висят на их авторе тяжелым грузом, который после публикации или вернисажа превращается в источник нового вдохновения. "Практики", наоборот, недолюбливают аджновские объекты, ожидая от них скорейшего практического приложения и зачастую демонстрируют печальное непонимание сложностей эволюции аджновского уровня, долго и тщательно готовящего свои объекты для адекватного жертвенного опускания на вишудху. Сколько времени должен учиться врач или архитектор перед тем, как начинать лечить людей и строить города? А сколько колхозниц нужно собрать, чтобы они успешно руководили государством, и сколько молока и творога на душу населения это государство произведет? А? * * *Десятый дом в жизни пары возникает в ситуациях выбора, перед которым один из партнеров вольно или невольно ставит другого. Интересно, что природа этого выбора часто связана с ситуацией парного союза, когда другой из всего множества возможных претендентов отбирал себе пару, и остановился почему-то как раз на первом. Например, если мужчина выбирает себе жену по принципу красоты, то можно не сомневаться, что его ситуация десятого дома в лучшем случае будут связаны с выбором одежды и косметики ей в подарок, а в худшем — с размышлениями о том, как эффективнее оградить ее от излишнего (с его точки зрения) мужского внимания. Другой вариант десятого дома — ситуация выбора пары как единого целого, причем этот выбор может касаться как ее внутренней реальности (например, взаимоотношений), так и внешнего мира. В парах, склонных к психологическим играм, нередки ложные ситуации выбора, когда оба партнера прекрасно знают, как развернутся события, но имитируют реальность десятого дома, делая вид, что предоставляют другому или сами принимают неочевидное решение. Довольно часто в парных союзах десятый дом имеет двухступенчатую структуру: фактически решение в ситуации выбора принимает один из партнеров, но молчит, предоставляя второму самому догадаться о своем выборе или косвенно его к нему подводя, и тогда формальную ответственность за выбор несет второй, а первый может при случае сыграть в игру "все плохое из-за тебя". Фактически в любой ситуации десятого дома пары выбор предлагается парным эгрегором, причем его скрытая цель — манифестация и реализация своей программы, и продвинутая пара, совершая выбор, всегда стремится ее понять и по возможности исполнить. Десятый дом в жизни семьи это в первую очередь ситуация важных для нее выборов, касающихся как внутренней, так и внешней реальности. Проблем в жизни большинства семей более, чем достаточно, но возможность их решить или хотя бы сдвинуть с мертвой точки представляется не так часто, и ее жалко упускать. Включение десятого дома как раз и означает предложение семейного эгрегора как бы сменить пластинку и начать делать что-то по-новому; важно, однако, научиться понимать его язык. Наиболее выразительно включение десятого дома происходит на транзитном потоке семейного организма, управляемого этим домом; при этом включаются энергии планет, стоящих в нем и его планеты-управителя. Например, десятый дом в Раке дает семью, где ситуация выбора, возникая, обостряет эмоциональные противоречия, и ключевой момент правильного выбора прямо или косвенно связан со сглаживанием или преодолением безысходного отчаяния, горя или неукротимого раздражения, повисающих над домом и находящих иначе разрешение только в крике, потасовках или последующих недомоганиях членов семьи. Конечно, выбор совершается на том плане, где возникла проблема, но астральный план в данном случае очень важен: он и подсказывает оптимальное решение, и очень быстро реагирует на него, являясь четким индикатором правильного выбора. В жизни государства десятый дом представлен ситуациями, где правительство и прочие государственные структуры с одной стороны и население — с другой определяют свое поведение, а оно допускает варианты, и требуется выбор одного из них. В традиционной астрологии десятый дом символизирует начальника и казенный дом, и действительно, для государственного аппарата десятый дом представляет важную сферу деятельности — но не нужно думать, что народ при этом исключительно пассивен. В действительности этнический эгрегор имеет большую власть над государством (в частности, дает ему главный канал инвольтации) и все чиновники и руководители, совершая вариантный выбор, не свободны: они ощущают колоссальное давление со стороны этнического эгрегора (во всяком случае, когда пытаются идти против его воли). Таким образом, "народ" (то есть этнический эгрегор) постоянно совершает выбор, и притом самый существенный, определяющий его судьбу, а выбор государства в лучшем случае его поддерживает, а в худшем — пытается игнорировать или даже вести оппозиционную линию. Впрочем, и последний вариант (антинародные политические режимы) тоже по-видимому осуществляется если не с согласия, то при, так сказать, попустительстве этнического эгрегора — но об этом пусть судят метаисторики. Десятый дом в жизни фирмы касается основных ситуаций ее выбора, а в первую очередь тех, которые связаны с развертыванием ее основной программы. Отличие фирмы от семьи и государства заключается в том, что ее эгрегор имеет гораздо более конкретную цель (помимо общегуманитарных, например, обучения сотрудников правилам групповой работы), хотя и не всегда сводящуюся к той, которую мыслит дирекция. Типичная ситуация десятого дома на фирме — распределение текущих задач по подразделениям, а для каждого подразделения — освоение и интерпретация полученного (всегда несколько абстрактного) задания применительно к конкретным возможностям данного, скажем, отдела. При этом задание выступает как аджновский объект (то есть начальство не должно его чересчур специфицировать), а отдел — как среда, к которой нужно адаптировать задание. Среда при этом воспринимается как вишудховская, то есть как состоящая из отдельных квалифицированных специалистов, которые объединяются вместе для решения поставленной начальником конкретной задачи (в среде включается третий дом как двойственный десятому). Таким образом, задача начальника как агента десятого дома заключается в трансформации спущенного сверху (аджновского) задания в более конкретную вишудховскую задачу, понятную его коллективу. Этика интерпретации задания очень непроста и неформальна, и во многих моментах определяется не декларируемым, но ясно ощутимым влиянием эгрегора фирмы, голос которого хороший начальник среднего звена обязательно слушает, не отождествляя с мнением и предпочтениями главы фирмы или его влиятельных заместителей. Материал, на котором особенно остро проявляются проблемы выбора фирмы и наиболее ощутимо этическое влияние ее эгрегора, покажет положение десятого дома в Зодиаке и планеты в этом доме. Ситуация десятого дома в книге это прежде всего подготовка к тому или иному выбору героя, причем неважно, на каком плане он осуществляется и готовится. Вот Иван-царевич подъезжает к развилке дороги, а на указателе написано: направо пойдешь — коня потеряешь, налево — собственную голову. По смыслу выбор атманический, так как и голова и конь жизненно необходимы Ивану (конь, может быть, даже больше) для исполнения его миссии — и именно исходя из этого ("Зачем мне голова, если коня не будет", — думает Иван) он осуществляет выбор. Отрицательные же герои сказки (братья) опускают, то есть профанируют выбор до каузального уровня и быстро погибают. Менее откровенный, но тоже выраженный вариант ситуации десятого дома — "обработка" ответственного лица с целью заставить его совершить определенный выбор, например: "А ткачиха с поварихой Десятый дом — очень ответственный момент повествования, когда достаточно общая авторская идея получает конкретное развитие, а все остальные возможности ее воплощения остаются за бортом — но читатель может на досуге поразмыслить о том, что бы случилось, если бы герой тогда сделал бы такой-то шаг; а героиня сказала бы то-то и то-то вместо того, что она предпочла сказать по воле автора книги (или его музы). Сам же писатель часто с удовольствием переходит ту обычно невидимую для читателя черту, когда герои выходят из подчинения его десятому дому и начинают прорабатывать свой собственный. * * *Сильный десятый дом даст человека, которому в своей жизни придется много и трудно работать, но тяжесть и ответственность его работы окажется очевидной не всем. На него постоянно будут обрушиваться проблемы (свои и чужие), требующие разрешения, и право (или обязанность) выбора окружающие с легкостью, а когда и с сожалением, но весьма часто будут передавать ему, захочет он того или нет. В целом это боевой вариант судьбы: такой человек хорошо виден и со всех сторон на него оказывается давление — с конечной целью повлиять на его выбор, который часто оказывается важным не только для него. На низком уровне проработки вероятны злоупотребления своими возможностями выбора (вероятна иллюзия большой власти над миром), и в первую очередь вследствие недооценки сложности и ответственности его ситуаций, требующих принятия решения: слишком много аспектов и интересов они в себе заключают. Для проработки социального аспекта своей кармы этому человеку важно осознать и почувствовать два обстоятельства: во-первых, каждый выбор подготавливается и осуществляется на материале внутреннего мира и его проблем, а во-вторых, в социальных ситуациях оптимальный выбор, даже если он формально зависит от человека, обычно очень четко предрешен социальным эгрегором, перечить которому все равно что критиковать начальство. Слабый десятый дом дает человека, в жизни которого ответственные ситуации вариантного выбора будут редки — что, кстати говоря, вовсе не равнозначно безответственности. Ему не будут импонировать, по крайней мере, в глубине души, высокие посты, где от человека многое зависит и все от него чего- то хотят — и скорее всего судьба такого поста ему и не предложит, и это может его несколько огорчать, но скорее абстрактно, чем в действительности. Человеку со слабым десятым домом во многих отношениях легче жить — например, другие люди не особенно склонны вешать на него свои проблемы выбора; но не менее важно и другое обстоятельство. Десятый дом означает видимую реализацию потенциала (так часто переживается спуск с аджны на вишудху; скажем, талант проявляет себя в том или ином конкретном произведении), что очень ценится в современном социуме, но редко дает глубокое удовлетворение человеку, поскольку потенциал его высшего "я" (и несколько меньший, заключенный в текущей миссии) слишком высок, чтобы даже вышесредняя социальная или иная видимая реализация были хоть сколько-нибудь адекватными возможностям, заключенными в человеке. Сильный десятый дом дает, однако, искушение такой (то есть видимой) реализации миссии, а слабый, как правило, нет, и человек может спать спокойно, реализуясь менее эффектным, но зачастую более эффективным образом. Гармоничный десятый дом дает человека, который естественно располагается на начальственном посту, умея когда надо ладить с подчиненными, а когда надо требовать с них и не особенно огорчаться дисгармоничным последствиям своих непродуманных решений; он скажет: "Не ошибается тот, кто ничего не делает", — подразумевая, что во вторую категорию попадать уж точно не намерен. У этого человека есть редкий талант — он дает себе право на ошибку, и следовательно подсознательно предоставляет его и другим, что, в частности, выражается в известной терпимости к безответственности — как к своей, так и (конечно, в меньшей степени) к чужой. Если у него возникнет ситуация ответственного выбора, он сразу это почувствует и примет ряд мер по подготовке решения к смягчению личной ответственности, причем не всегда эти меры окажутся непогрешимыми с моральной точки зрения — а иногда сама судьба в последний момент переложит выбор или по крайней мере ответственность за него на другие плечи. Опасность здесь заключается в слишком смягченной (для себя) этике и склонности к халтуре при подготовке решения — оно иногда слишком уж откровенно само плывет в руки, и стоило бы поискать другое, получше, но человеку лень, да вроде бы и к чему стараться? Ведь от добра добра не ищут. Пораженный десятый дом дает человека, который, может быть, не так часто видит в жизни добро — но и оно, как правило, его не устраивает, он его отвергает и начинает искать лучшее. Его жизненный девиз: "волка ноги кормят", хотя близкие видят его несколько по-другому: дурная голова ногам покоя не дает. Так или иначе, покоя у него действительно нет. Перед ним постоянно возникают сложные во всех отношениях (в том числе и в этическом) ситуации выбора, с которыми он чаще всего не умеет правильно и эффективно разобраться. Часто это объективно трудно или даже невозможно, и притом ответственность за ошибку высока, но именно такие ситуации постоянно его привлекают или сами сваливаются ему на голову. При всем том у него может быть огромное желание рассудить весь мир, или ту его часть, к которой он имеет ближайшее отношение, и указать конкретные пути выхода из, по общему мнению, нерешаемых проблем. Соблазном здесь будет желание власти без должной подготовки к ее реализации; однако при проработке из этого человека может выйти мудрый правитель или практический духовный учитель для многих людей. Десятый дом в знакахПоложение десятого дома в Зодиаке покажет транзитный поток, на котором в первую очередь отзовутся актуальные проблемы человека, требующие для своего решения того или иного выбора. Качество работы этого потока прямо связано с уровнем проработки человеком десятого дома как такового, то есть не только на его (потока) материале; тем не менее проработка ситуаций выбора в процессе формирования плодов или остатков медитаций соответствующего тонкого тела играет в жизни человека особенно важную роль. Десятый дом в Овне, или на нисходящем буддхиальном потокеПока Бог меня не вразумит, я не поверю в Его всемогущество. Решение проблемы выбора этот человек переживает душевно, даже в тех случаях, когда, по мнению окружающих, она того не стоит. Подсознательно для него выбор всегда означает борьбу между плохо согласованными жизненными ценностями, установками или программами. В принципе, при должной проработке, это аспект крупного начальника (например, управляющего банком), от которого зависят судьбы многих людей и больших программ и который в тонкой, сложной и весьма неопределенной для большинства людей ситуации умеет найти правильное решение, выражающее волю крупного эгрегора и не очень обижающее многочисленные мелкие. Однако для того, чтобы выйти на этот уровень, человеку вначале нужно разобраться в сложных взаимоотношениях своих собственных ценностей и научиться принимать правильные (то есть соответствующие атманическим планам) решения в своих конфликтных ценностных ситуациях, и выработать соответствующую личную этику выбора. А пока этого не произошло, он будет душевно рваться на части в ситуациях самого незначительного выбора, разрывая попутно свое ближайшее окружение (особенно людей, от него зависящих). Десятый дом в Тельце, или на нисходящем каузальном потокеТо, чем озабочен писатель, не должно выражаться в словах. Для этого человека момент выбора в наибольшей степени акцентирован в событийном потоке, когда он под давлением самых разных и чаще всего противоречащих друг другу обстоятельств, стремлений и импульсов выбирает, как ему кажется, минимальное зло: наименее крутой поворот или самый интересный тупик из всех возможных. Другими словами, жизнь достаточно сложна и запутана для того, чтобы идея распутать все каузальные клубки, оставаясь на каузальном же уровне, всегда проваливалась: что бы мы ни делали, чем бы ни занимались, вокруг нас постоянно возникают неразрешимые ситуации, сталкиваются несовместимые течения событий, одни событийные цепочки рвут другие и т. д. Проработка десятого дома в Тельце дает человеку возможность стать своего рода экспертом, мастером управления событиями, умеющим искусно выбрать такое их течение, которое принесет минимум неприятностей (хаоса, дисгармонии) и в то же время сформирует для ментального плана интересные, энергичные и доброкачественные семена. Однако для этого предварительно нужно научиться отслеживать и регулировать поток своих внутренних событий, в частности, улавливать момент включения внутреннего выбора и быть в этой ситуации даже еще более ответственными, чем в момент принятия внешнего решения. А пока человек этому не научится, его будет без руля и ветрил носить по волнам житейского моря и он в изобилии нахлебается его мутной пены. Десятый дом в Близнецах, или на нисходящем ментальном потокеА что мешает тебе противопоставить народной мудрости — личную? Этот человек склонен осуществлять свой выбор на ментальном плане. Это вовсе не означает, что он будет отрицать, скажем, экзистенциальный или астральный выбор — но и тот и другой отзовутся в его ментальном теле, создав противоречие, напряжение или просто сложный клубок мыслей, из которых ему будет необходимо как-то выбраться. Мысли, как и события, противоречивы и плохо управляемы, и нередко вступают в конфликты не только друг с другом, но и с хозяином ментального тела, и найти способ управиться со всем их многочисленным воинством не так просто. Проработка десятого дома в Близнецах означает в первую очередь овладение искусством внутреннего ментального выбора, то есть найти такое течение своих мыслей, которое сведет антагонизм между ними к минимуму и создаст животворные, но переносимые для астрального тела нагрузки. Тогда этот человек сможет квалифицированно решать и проблемы внешнего ментального выбора; важно лишь избегать искушения путать их с выборами на других планах. На низком уровне проработки этот аспект дает поверхностность, формализм и сухость, особенно в ситуациях буддхиального и каузального выбора — человек склонен толковать их ментальные проекции, причем делать это чересчур грубо. С людьми, чей десятый дом находится в Тельце, Раке или Рыбах, ему будет очень трудно найти общий язык. Десятый дом в Раке, или на нисходящем астральном потокеНаучись правильно переживать — и никто тебе не начальник! Этот человек будет переживать ситуацию выбора эмоционально; однако вряд ли он скоро поймет, насколько важно его регулирование собственных эмоциональных конфликтов для принятия правильного решения. Вообще это трудный для проработки аспект. Казалось бы, ясно, что находясь в ситуации ответственного выбора, не время предаваться эмоциям, особенно противоречивым, а этот человек будет очень склонен к такому поведению, что на низком уровне проработки дает непоследовательность, склонность к импульсивным и неподготовленным решениям и чрезмерную их зависимость от чувств человека. Проработка означает, однако, не подавление эмоций, а их сознательное регулирование и осуществление оптимального выбора путей развития астральных медитаций, так, чтобы они оказывались не слишком сокрушительными по своим последствиям — как астральным, так и эфирным. Для человека с десятым домом в Раке это особенно актуально потому, что в любой ситуации выбора на него будет оказано сильное и противоречивое эмоциональное давление, и ему нужно научиться справляться с ним сначала внутри себя, и лишь затем — во внешних проявлениях. Десятый дом во Льве, или на нисходящем эфирном потокеЛень сильнее боли и страха. Это очень удачный аспект для начальника, который в целях лучшего донесения своего решения до подчиненных склонен на них орать и топать ногами. Эфирное воздействие при этом может быть столь сильным, что проштрафившийся работник обильно потеет, у него повышается давление или его кишечник, неожиданно активизируясь, оказывает ему медвежью услугу. Перед ситуацией ответственного выбора этого человека словно лихорадит; он "нервничает", то есть испытывает неприятные биоэнергетические состояния, которые вызывают дрожь, тик, непроизвольные почесывания, зевоту и т. п. Все это мешает сосредоточиться на существе проблемы — но не следует думать, что никак не связано с поиском правильного выбора, даже если он относится к вышележащим телам. Проработка аспекта заключается не в старательном игнорировании "низких" проявлений организма в моменты подготовки к грядущему выбору, а, наоборот, в обучении человека искусству управления своими биоэнергетическими состояниями, в особенности потенциально дисгармоничными и выливающимися в нарушения, сбои и болезни физического тела. На низком уровне проработки характерна большая зависимость решений человека от уровня гармонии его эфирного тела, и если вы от него чего-то хотите, не тревожьте его сна и не обращайтесь с просьбами, когда он голоден. Десятый дом в Деве, или на транзитном физическом потокеНаучившись разгибать спину, ты решишь не только эту проблему, но и половину остальных. Ситуации выбора в жизни этого человека в первую очередь отражаются на его физическом теле и комфорте, хотя он может этого не замечать или не придавать таким мелочам значения; в действительности, однако, это вовсе не мелочи. Когда такой человек затрудняется в поисках правильного решения сложного вопроса, допускающего различные варианты и подходы, он одновременно испытывает трудности бытия на физическом плане: начинаемые им движения как-то неловко обрываются, ему трудно удобно расположиться в пространстве и расслабиться после напряженного усилия. Такие вещи часто проходят мимо его внимания, а также и мимо внимания лечащего врача; остаточное напряжение вначале остается лишь в некоторых волокнах определенных мышц, слегка ограничивая подвижность некоторых суставов и т. д. Со временем это становится очевидной проблемой (например, начинается остеохондроз), но первопричина остается, разумеется, неизвестной. Проработка аспекта означает, в первую очередь, освоение своего физического тела как сознательного слуги, которому можно отдавать разумные распоряжения, в остальном полагаясь на его искусство, но в то же время слушая и исполняя его просьбы, хотя бы самые актуальные. Например, когда (часто в связи с ситуацией выбора) человек чувствует слабость или онемение мышцы, легкое неприятное чувство в суставе и т. п., ему нужно найти движение или позу, которые снимут этот симптом — и насколько легче и спокойнее после этого разрешится проблема выбора! Десятый дом в Весах, или на восходящем эфирном потокеМало выйти на панель; нужно еще по ней пройти. Этот аспект дает интимную связь между двумя процессами, которые человек может друг с другом вовсе не связывать: это, с одной стороны, подготовка к принятию сложного решения, а с другой — выбор наилучших плодов биоэнергетических медитаций человека. Когда человек осваивает управление своими биоэнергетическими состояниями и умело выращивает полноценные и необходимые для эмоциональной поддержки плоды, у него значительно лучше начинают идти и все ситуации вариантного выбора. Это, однако, ему вначале неочевидно; более ясным (особенно во второй половине жизни) становится обратное явление: чем хуже и напряженнее для него проходит ситуация выбора, тем как-то бессмысленнее становится его здоровье: даже хорошее самочувствие, сбалансированное питание и правильный режим ничуть не прибавляют настроения, хотя по идее так быть не должно; иногда кажется, что ответственность, плохо располагаясь на плечах, отравляет самые главные, биологические корни радости жизни. Проработка аспекта начинается, однако, не с увеличения или уменьшения чувства ответственности или пересмотра самих ситуаций выбора, а, как ни странно, с заботы о своем эфирном теле и вырабатываемых им итоговых энергиях — научившись правильно выбирать режим их созревания, человек не только станет добрее и радостнее, но и улучшит все остальные свои выборы. Десятый дом в Скорпионе, или на восходящем астральном потокеКачественный любовник, по нашим временам, просто необходим. Для этого человека ситуации выбора переживаются эмоционально, но наиболее важный момент для него это подведение эмоциональных итогов, и здесь ему нужно научиться не совершать грубых ошибок. Выбор, возникающий перед ним по ходу эмоциональной медитации, должен осуществляться ответственно и по крайней мере частично осознанно, причем соответствующая этика непременно должна учитывать интересы ментальной почвы — таковы требования к проработке аспекта, и удивительным образом даже самые первые шаги по окультуриванию своих итоговых эмоций проносят эффект в плане облегчения всех ситуаций вариантного выбора, возникающих в жизни человека. На низком уровне проработки он склонен осуществлять выбор на основании своих эмоциональных течений; куда впадет астральная река, в том ключе и происходит выбор. Это весьма негативно сказывается на окружающей среде, которая, с одной стороны, весьма страдает от такого подхода, а с другой — в порядке самозащиты учится (и выучивается) довольно ловко манипулировать мнением человека, возбуждая в нем нужные эмоции как раз перед принятием решения; впрочем, в роли начальника или ответственного лица он и сам склонен к подобным приемам. Десятый дом в Стрельце, или на восходящем ментальном потокеПосмертная слава мне важнее, прижизненная — приятнее. Этот человек подсознательно сопрягает проблему выбора с проблемой извлечения практических выводов из своих размышлений, и для него эта связь безусловно актуальная — но для многих людей нет, и ему нужно это постараться понять, а иначе можно лишь усугубить врожденную склонность к влиянию предвзятых идей на свой выбор. Проработка аспекта в данном случае заключается совсем не в том, чтобы как можно лучше и эффективнее обдумывать возникающие проблемы; она касается скорее понимания самого процесса собственного мышления, обучения корректному управлению им и, в особенности, культурным методам выращивания ментальных плодов, то есть окончательных выводов, опираясь на которые можно что-то делать. Умение выбирать пути своего мышления, особенно когда оно приближается к такому важному этапу, как созревание итога, не дается просто никому, а этому человеку — в последнюю очередь, поскольку на него в таких случаях будет оказываться очень сильное сбивающее, рассеивающее, отклоняющее и т. п. ментальное влияние — со стороны личного и группового подсознания, окружающими людьми и обстоятельствами. Однако проработка аспекта дает очень много, и не только в смысле повышения уровня своего мышления, но и для большинства ситуаций на всех планах. Десятый дом в Козероге, или на восходящем каузальном потокеГлавное зеркало человека — глаза окружающих. Выбирает ли человек выводы из происходящих с ним событий, и если да, то в какой степени? Это немного странный вопрос (обычно интересуются, делает ли он это) при десятом доме в Козероге более чем актуален. На первый взгляд, выводы эти, если возникают, то напрашиваются и обсуждению не подлежат — это безусловно так, ибо плоды каузальных медитаций отправляются в канал Водолея, и в близнецовском анализе не нуждаются. Речь идет, однако, не о конечных выводах, а о тонком процессе их подготовки и созревания, и вот в нем (сознаваемый или нет) выбор человека часто играет существенную роль. Проработка козерожьего десятого дома требует, чтобы человек хотя бы немного разобрался в процессе оформления своих жизненных итогов и научился им отчасти управлять, выбирая наиболее продуктивные и буддхиально-адекватные способы созревания каузальных плодов. Без этого вряд ли он будет адекватен во всех своих ситуациях вариантного выбора, причем препятствия, которые встанут перед ним, будут символическим отражением препятствий к правильной выработке жизненных итогов. Вообще этот аспект дает человека, который не любит торопиться в своем выборе и порой не всегда ясно (в том числе и ему самому), чего он ждет — может быть, прояснения тенденций внешнего каузального плана? Тогда он находится на ложном пути. Десятый дом в Водолее, или на восходящем буддхиальном потокеЧто есть философ? Паразит на теле языка, питающийся абстрактными понятиями. Этот человек подсознательно ассоциирует свои проблемы выбора с весьма тонкими душевными процессами, связанными с выработкой метаценностей, итоговых для больших жизненных промежутков. Конечно, эта связь не прямая, но характерные для его ситуаций выбора проблемы, повторяющиеся из раза в раз и от года к году и плохо поддающиеся разрешению, имеют символическое отношение к нерешенным или неправильно осуществленным выборам ценностного уровня, предшествующим окончательному формированию итоговых ценностей данного жизненного периода. Проработка аспекта идет медленно и требует от человека большой тонкости и такта по отношению к собственной судьбе; например, он должен избегать соблазна судить себя в прошлом критериями, относящимися к текущей жизни, и вообще научиться видеть свою (и чужую) ценностную динамику в эволюционной, а не объективной временной перспективе. Этот аспект дает склонность к философскому, обобщенному и в то же время очень сущностному подходу к проблеме любого вариантного выбора: у человека есть подсознательное, чаще всего старательно вытесняемое чувство, что он имеет духовный смысл и повлияет на всю дальнейшую жизнь, как его самого, так и других людей. Это дает чувство (несколько иррациональной) ответственности, которое чаще всего опять-таки вытесняется, но иногда прорывается с неожиданной силой, порой сопровождаясь сверхчувствительностью, ясновидением (иллюзорным или частично истинным) и другими "феноменами". Десятый дом в Рыбах, или на транзитном атманическом потокеЧеловек, который ищет, где лучше, ловит рыбу своей удачи в мутной воде; но рыба ищет, где глубже, поэтому удачливых людей мало, а хорошо устроенных еще меньше. Любой дом с вершиной в Рыбах придает соответствующим ситуациям мистический, глобальный и духовный оттенок; однако человек, не склонный всерьез воспринимать подобные категории, ничего такого может и не заметить, разве что некоторую свою рассеянность и утрату способности ясно отдавать себе отчет в происходящем. В случае десятого дома это не слишком удобно: все-таки выбор, во всяком случае сознаваемый, лучше совершать с ясной головой. С другой стороны, этому человеку в сложных случаях гораздо легче услышать голос покровительствующего ему святого, ангела-хранителя или самого Бога. К сожалению, их прямые советы редко бывают точны, а указания оказываются расплывчаты, и интерпретация их человеком вносит слишком много от его грешного, приземленного начала. Трудности эти, однако, принципиальны и лежат в природе атманического тела. Каждый выбор этого человека есть отзвук очень тонкого духовного выбора, касающегося его жизни в целом, а потому неизбежно абстрактного и прогреваемого с большим трудом; в первом приближении его можно понимать как выбор идеала. Тем не менее именно этот выбор определяет успех и эффективность прочих выборов человека, и по их характерным трудностям можно косвенно судить о духовных проблемах человека. Планеты в десятом домеПланеты, стоящие в десятом доме, покажут виды энергий и ситуаций, с которыми человеку придется иметь дело при подготовке вариантного выбора. Эти энергии будут ему и мешать, и помогать, и проработка аспекта заключается как раз в том, чтобы научиться превращать их зловредное влияние в полезное. Планета в десятом доме (и его планета-управитель) покажет стиль и методы поведения человека в ситуациях, когда он чувствует себя ответственным и принимает сложное решение. Эта же планета обозначит его характерный комплекс неуверенности в себе и своем выборе; она как бы отвечает на вопрос: "Если бы начальником был я, чего бы я боялся?". Солнце в десятом домеПлохой человек отличается от хорошего тем, что первый раскаивается в содеянном, а второй — в несодеянном. Подготовка к сложному решению потребует от этого человека большой решительности; ему придется много раз говорить твердое "да" или "нет" как самому себе, так и внешним оказывающим на него давление силам. На низком уровне проработки аспекта человек может психологически вообще отождествлять вариантный и принципиальный выборы, что нередко обесценивает второй и делает чересчур жестким первый — поведение, характерное для начальника средней руки, никогда не забывающего о своем начальственном положении. Влияние десятого дома на Солнце (то есть второе значение аспекта) проявляется в том, что любой принципиальный выбор человека оказывается подготовкой к некоторому вариантному выбору, что несколько смягчает этот довольно жесткий аспект: любой выбор типа "быть или не быть" служит как бы прелюдией к дальнейшему развитию событий, оказывая на них некоторое влияние, но не предрешая итога. Этот аспект выгоден с точки зрения видимости со стороны мужского начала в человеке: Солнце дает очень отчетливую спецификацию его потенциала — иногда даже слишком отчетливую, доходящую до грубой его профанации; нужно учиться в ситуациях выбора действовать тоньше и, главное, прислушиваться к голосу внутреннего этического учителя. Комплекс неуверенности в своем вариантном выборе: он провалит все дело и с очевидностью покажет мою полную несостоятельность. Луна в десятом домеЖелая просветления, начни с небросания тени. Для этого человека при подготовке вариантного выбора естественно использовать энергию заботы. В проработанном виде этот аспект дает адекватное и ответственное внимание к трудным положениям и сложным решениям, возникающим в жизни человека: он заботится о том, чтобы сделать выбор эффективным или по крайней мере не совсем глупым образом. На низком уровне аспект дает претензию на все это плюс пустые хлопоты и бессмысленную суету под видом заботы о выборе. Очень часто такой человек заботится о чем угодно, только не о последствиях принимаемых им решений, а об объекте и среде имеет самое туманное представление. Сложность проблемы заключается в данном случае в том, что лунная энергия кажется слишком мягкой для формирования предпочтений — и человеку нужно постепенно осознать специфическую для него этику, позволяющую осуществлять выбор без подмены лунных энергий солнечными или марсовскими. Комплекс неуверенности в выборе: я недостаточно к нему подготовился. Меркурий в десятом доме"Меняю веру в науку на религиозную. Возможны варианты". Этот человек будет склонен к научному, систематическому подходу к трудным проблемам. Он попытается найти и применить закон, который упростит проблему выбора и резко сократит число возможных вариантов, отсеяв непригодные. Проработка аспекта выразится в том, насколько добросовестно он будет все это делать: изучать объект, исследовать потребности среды и возможные способы их сочетания. Влияние десятого дома на Меркурий выразится в том, что всякий раз, когда человек будет исследовать какие-то законы или претворять их в жизнь, его действия окажутся прямо либо косвенно связаны с подготовкой к некоторому выбору — это типично для гороскопа ученого-прикладника (конечно, для такой профессии мало одного лишь Меркурия в десятом доме, нужны и другие указания на нее в гороскопе). Для этого человека осмысленный выбор структурен; ему трудно понять людей, совершающих его интуитивно и даже не стремящихся разобраться в природе своего процесса принятия решения. Его комплекс страха перед выбором: я недостаточно разобрался в природе законов, управляющих моей ситуацией выбора. Венера в десятом домеИ все-таки праведник не может ходить на работу! Этот аспект прорабатывается с еще большим трудом, чем Луна в десятом доме; не нужно думать, что он сам по себе прибавляет человеколюбия в ситуациях выбора. По идее Венера в десятом доме означает, что в решении проблем человеку помогает Божественная любовь; это справедливо в том отношении, что пока Божественный свет не освещает ситуацию выбора, она остается для человека темной и неопределенной, а когда освещает, то правильный выбор становится ясным без каких-либо дополнительных усилий. А пока любви нет, ничто другое не поможет ему в попытках сориентироваться в сложном положении и принять решение — но это человеку совершенно неочевидно, особенно когда обстоятельства поджимают и решать что-то нужно. Поэтому аспект чаще всего дает человеку двойственное поведение в ситуациях выбора: там, где ему любви хватает, он моментально принимает правильное решение и просто не замечает, сколь легко оно ему дается, а проблемы, где любви недостает, искренне недолюбливает и старается от них всячески уйти — что не способствует проработке аспекта. Комплекс страха перед выбором: силы, заставляющие меня выбирать, меня не любят, и потому никакой выбор не сулит мне добра. Марс в десятом домеЛучшее — враг хорошего. Но не самый злой. Этот человек для совершения правильного выбора должен поработать над ситуацией и найти способ ее оформления; только тогда первоначальная неопределенность сменяется ясным пониманием того, что нужно делать. Проработка аспекта дает серьезного и ответственного человека, тщательно готовящегося к вариантным выборам: он знает, что здесь халтура обойдется ему очень дорого. Однако это знание редко дается ему даром: чаще всего он постигает его на практике, заработав немало неприятностей и расхлебав не одну кашу, заваренную своим недостаточно подготовленным решением. Эти эффекты связаны с тем, что данный аспект дает большие возможности правильного управления, но в то же время и предполагает высокую цену ошибки, то есть неправильного или даже просто недостаточно четкого выбора. Труд этого человека ясно виден и проявляет в конечном счете его сущность, а это, согласитесь, налагает большую ответственность. Комплекс страха перед выбором: я недостаточно его подготовил; нужно еще поработать. Юпитер в десятом домеПродаваясь властям, бери иностранной валютой. Этот человек не должен (и вообще-то не любит) совершать выбор с бухты-барахты; ему нужно помыслить ситуацию выбора как единое целое, то есть синтезировать ее. Сделать это может оказаться куда сложнее, чем сказать. Часто видимый выбор представляет собой лишь незначительную часть истинного, но силы, скрывающие общую картину, как внешние, так и подсознательные, обычно весьма могущественны, и преодолеть их сложно — а главное, человеку не всегда понятно, зачем это нужно. И тем не менее обычно при решении трудной проблемы у него возникает желание взять ее целиком, рассмотреть всесторонне, и лишь после этого пытаться решать, ибо правильный выход может обнаружиться лишь в ходе такого всестороннего рассмотрения. Уровень проработки аспекта определит, насколько эти устремления человека будут реализованы, а в какой мере останутся лишь громкими декларациями, и в последнем случае шансов на успешный выбор у него очень мало. Комплекс страха перед выбором: я не вижу проблемы в целом, и потому не выбираю ее решение, а тыкаю пальцем наугад. Сатурн в десятом домеЕсли выбирать, то уж конечно заморскую царевну! Для этого человека настоящий выбор мыслим только в полевых условиях, все остальное он воспринимает (хотя бы подсознательно) как не более чем прелюдию к нему. Этот аспект естественен для капитана дальнего плавания, которого, конечно, учили обращаться с компасом и прокладывать путь, но делать это в классе это одно, а набрать реальную команду, встать на мостик настоящего корабля и прокладывать курс среди настоящих рифов и атоллов — совсем другое. Есть огромная разница между людьми, проработавшими этот аспект, и вытеснившими его начисто из своей жизни, оставив на поверхности только панический страх перед любым ответственным выбором в не совсем известной и исследованной ситуации — а практически любой выбор этого человека погружает его в неизвестность и делает потенциально уязвимым. Механизмы вытеснения этого страха бывают самыми изощренными, но проработка начинается с того, что человек перестает ими пользоваться, собирает остатки мужества (которого у него на самом деле очень много) и все-таки на что-то решается — например, закрывает глаза и прыгает головой вниз в пруд. Кому-то это очень нужно, и он давно ждет этого человека именно там, куда ему идти страшнее всего. Комплекс страха перед выбором: совершенно неизвестно, что из этого будет, и в первую очередь со мной лично. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|