Глава 7

ПЕРЕХОД ОТ САХАСРАРЫ К АДЖНЕ,

или СЕДЬМОЙ ДОМ

"Узнаю этот ветер, налетающий на траву,

под него ложащуюся, как под татарву.

Узнаю этот лист, в придорожную грязь

падающий, как обагренный князь."

((И. Бродский))

Ключевые слова: идентификация в среде; принятие вызова; оппозиция; противостояние; диссидентство; Главный Враг или Оппонент.

Эта глава открывает вторую часть книги, посвященную дневным домам (с седьмого по двенадцатый), которые представляют диалектические переходы сверху вниз, то есть с данного уровня на нижележащий. При этом объект теряет набранный при восхождении по дневным (то есть первым шести) домам информационно-энергетический потенциал и передает его среде; проблема же заключается в том, чтобы сделать это адекватно, то есть в соответствии с ее потребностями и возможностями объекта.

Таким образом, объект (в нашем тексте это часто человек) в этих ситуациях предстает в жертвенной роли — но это вовсе не значит, что он несчастен (так же как включение дневного дома, то есть ситуация жертвенности среды, вовсе не гарантирует счастья); более того, потребность в самых различных видах делиться с окружающим миром имеющимся потенциалом присуща, по-видимому, всем объектам без исключения, хотя манифестируется ими не всегда и порой достаточно тонко. Адекватно проведенная ситуация дневного дома во многих случаях переживается человеком как блаженная пустота и глубокое чувство, что он реализовался, отдав среде то, что у него было, но ему на самом деле не принадлежало — и его дар был принят. Наоборот, плохая проработка дневного дома приводит человека к ощущению богача, близящегося к смерти, и не имеющего, кому передать свои сокровища. Он тщетно ищет ответа на вопрос: зачем у меня все это? — и не находит, и его богатство отравляет его.

Психологически дневные дома переживаются не то что легче, но как бы яснее ночных, да и с социальной точки зрения они гораздо виднее и значимее. Люди с преобладанием планет в ночной полусфере в этом воплощении набирают потенциал, тратить который будут другие — а сами они, может быть, родятся с сильными дневными домами в следующий раз, когда им хочется больше помогать среде, чем совершенствоваться за ее счет. Однако не будем забывать, что отдать можно лишь то, что имеешь, и сколь бы ни были значительны кармические наработки человека и как бы впечатляюще ни стояли планеты у него над горизонтом (автор не связывает напрямую первое и второе!), все равно, как и полагается микрокосму, на половине своих транзитных потоков человек будет набирать свой потенциал, и соответствующая проработка ему так же необходима, как и в случае радостного (или горестного) спуска по дневным домам.

* * *

Седьмой дом означает идентификацию объекта в среде. Раньше, то есть до включения дома, он был благополучно в ней релаксирован, растворен, включен в ее информационно-энергетический обмен и находился на своем месте — и вдруг что-то случилось: он ощутил себя в чем-то инородным, не таким, каким всегда предполагалось ему быть и существовать.

Итак, первое ощущение, свойственное седьмому дому, это отторжение объекта от среды и даже в известной степени противопоставление его ей. Объект под седьмым домом становится в известном смысле диссидентом, инакомыслящим, ею, так сказать, вскормленным и вдруг потерявшим чувство родства и дерзающим заявить свою независимость и особое мнение.

Так выглядит внешне негативный вариант включения седьмого дома. Внешне позитивная его разновидность выглядит как приглашение на подвиг: среда выделяет объект и предлагает ему решить ее проблему, которая в прежнем (сахасрарном) состоянии была бы для него неразрешимой. В качестве "помощи" среда предлагает по существу то же самое, то есть свое отторжение, но вместе с тем и возможность прояснения синтетический индивидуальности объекта.

Здесь нужно подчеркнуть различие между третьим и седьмым домами. Результатом обоих переходов является аджновское, отдельное бытие универсального объекта, но если в случае третьего дома этот объект создается заново (синтезируется), то в случае седьмого дома ничего не создается: объект лишь отделяется от среды и в противопоставлении ей обнаруживает свое уникальное и автономное бытие. Седьмой дом, таким образом, представляет собой процесс разрыва связей со средой и взятие на себя определенной роли, прямо связанной со способами идентификации. Например, поэт, восклицающий: "Вся современная мне поэзия — говно!" — безусловно выделяет себя из общего литературного процесса и среды, но одновременно как бы утверждает, что качество стихотворной продукции в его стране слишком низко и, главное, берется его радикально улучшить, показав на личном примере, как в действительности нужно писать стихи. Другими словами, указанный тезис вполне возможен (с диалектической точки зрения) в авторском предисловии к сборнику стихов, но совершенно неуместен, скажем, в профессиональном критическом разборе, имеющем цель прокомментировать, но не исправить, существующее в настоящий момент в поэзии положение вещей. Аналогично, великий философ Иммануил Кант в предисловии к одной из своих книг ("Пролегомены") без ложной скромности пишет, что до него метафизика стояла на голове, а он пришел, чтобы поставить ее, наконец, на ноги — типичная заявка по седьмому дому.

Итак, седьмой дом означает ситуацию вызова, который объект бросает среде или она — ему; при этом неважно, кто бросает перчатку, а существенно лишь, чтобы она была поднята и поляризация объект-среда обозначилась. При этом происходит, с одной стороны, идентификация и индивидуализация объекта, с другой — обозначается некоторое совершенство среды, которое она к окончанию седьмого дома благополучно разрешает, осуществляя двойственный переход от аджны к сахасраре, то есть реализуя второй дом. Другими словами, за счет того, что данный объект выделяется из среды, принимает вызов и идентифицируется, какой-то другой объект благополучно адаптируется к среде (порой занимая прежнее место первого или его часть).

На низком уровне проработки (а часто и на среднем и даже на высоком) включение седьмого дома воспринимается и человеком и средой как возникновение отчетливого антагонизма. Человек ощущает, что он больше так (то есть как всегда) жить не может, что среда его буквально выталкивает, что он не такой, как все, и не в состоянии больше влачить унылую лямку привычного существования и пора, наконец, бросить вызов — и бросает его, а среда принимает, хотя часто не совсем так (или совсем не так), как имел в виду человек.

Тонкость ситуации седьмого дома заключается в том, что этот антагонизм в большей мере создан самой средой, то есть не так уж волен человек в своем выборе бунтовать — не бунтовать, и далеко не в той степени зависит от него способ противопоставления себя к среде, как ему может вначале показаться. Другими словами, чаще всего среда (судьба, карма, Божий промысел) выбирает его как субъект бунта и подкладывает ему в подсознание специфику бунтарских идей, но понять это человек обычно в состоянии лишь много позже. Крупной иллюзией является его впечатление, что диссидентство и прямое противостояние может ему что-то дать: в действительности его деятельность окажется жертвенной в интересах среды, и лучше понимать это с самого начала. Среда, включая объекту седьмой дом, как бы ставит его на прорыв — и внешне отделяется от него, но на самом деле, конечно, составляет с ним одно целое, как едины в поляризации плюс и минус. Зато в рамках этой поляризации, разорвав многие связи со средой и лишившись в ней привычного, адекватного себе места, объект обретает синтетическое единство и независимость, находя в этом для себя новые прелести.

Опасности и препятствия. Как и любой другой, седьмой дом включается во вполне определенные моменты, которые очень важно не пропустить — и не спутать его с другими домами. Противоположная опасность заключается в имитации ситуаций седьмого дома, когда он еще не созрел — тогда вызов окажется ложным, преждевременным и неадекватным и либо не будет принят средой, либо принесет и ей, и человеку одни неприятности. Если же человек, наоборот, не замечает включение седьмого дома, он может пропустить наиболее удачный момент для провозглашения своего диссидентства, и его вызов и свершения в результате окажутся куда мельче, чем он мог рассчитывать.

Надо сказать (вот автор и говорит), что очень редко встречаются люди, точно фиксирующие включение седьмого дома. Основная масса делится на его, так сказать, энтузиастов, чей кумир — Пылкий Боец, и, наоборот, нелюбителей, покровительствуемых Годящей Тихоней.

Пылкий Боец (типичный паразит седьмого дома) делает все, чтобы не дать человеку очень серьезно включиться в проблемы среды, и заставляет его вставать к ней в оппозицию по самым поверхностным и несущественным для обоих поводам. Кроме того, он провоцирует в человеке неуважение и агрессию против среды, иногда прямо: "Посмотри, как она примитивна, груба, пошла и вообще не соответствует твоему уровню, а к тому же еще чего-то нагло требует и вымогает, как будто ты ей чем-нибудь обязан!" — а иногда косвенно, указывая на опасности, от нее исходящие (наполовину выдуманные), ее коварство, неискренность и т. п. В результате подобных провокаций человек, чувствуя себя совершенным героем, начинает преждевременно ломиться в открытые двери, которые никто от него и не думал затворять, вступает в сражение с ветряными мельницами, принимая их за огнедышащего дракона и вообще создает гораздо больше шуму, чем реального вреда или пользы для среды и тем более самого себя. А когда седьмой дом в самом деле включается, силы человека уже на исходе, а главное — он уже не сможет встать в ту оппозицию к среде, которую ему на самом деле стоило бы занять.

Наоборот, Годящая Тихоня стоит на позиции: "А куда торопиться?" — имея в виду, что освоенное бытие в среде надежно и испытанно, а засвечиваться и начинать воевать с ней — дело пустое, и лучше его по возможности отложить — авось пронесет. Именно по ее поводу была сложена поговорка: "гром не грянет — мужик не перекрестится", хотя современная Тихоня и в этом грозном случае креститься не посоветует — ведь молния уже позади… Результатом Годящей Тихони будет то, что человек пропустит не только начало, но и добрую половину седьмого дома, не заметит того, что указующий перст среды (и судьбы) давно направлен в его сторону и надо как-то определить свою позицию, хотя, конечно, ох как не хочется записываться ни в бунтари, ни в диссиденты. Когда же это случается, то происходит уже помимо воли и выбора самого человека, причем в довольно грубой форме, и он начинает буквально воевать со средой, ее ненавидеть и обвинять во всех мыслимых и немыслимых грехах — однако поляризация уже произошла, и изменить ее характер очень трудно, если вообще возможно.

Очень важно не путать ситуаций седьмого и первого дома; психологически человек бывает к этому склонен, особенно если между этими домами есть планетарная оппозиция (то есть в карте есть по планете в каждом из этих домов, и эти планеты стоят в аспекте оппозиции). Как же это возможно?

Занимая особую, выделяющую его в среде и даже выталкивающую его из среды позицию, человек остро ощущает свое "я", как оно освобождается из-под власти среды и проявляется при этом как единое целое. И стоит ему забыть (или с самого начала не подозревать), что внутренняя, глубинная цель его деятельности — забота о среде (пусть даже в форме жесткого ей противостояния) и что единство его "я" обусловлено в данном случае исключительно особым поведением среды, как откуда ни возьмись появляется паразит-искуситель, специфический для седьмого дома и занимающийся переключением внимания человека на как бы первый! Этот паразит (Диссидент Самовластный) превращает работу по уточнению диссидентской позиции человека в не омраченное заботами и вниманием к среде самовыражение, когда занятие особой позиции и противопоставление себя среде происходят не исходя из ее интересов и надобностей, а по принципу "как моя левая нога захотела". Вариант этого паразита — Диссидент-Любитель, подменяющий седьмой дом пятым, то есть непринужденной игрой с окружающей средой, которая в данном случае к играм не особенно склонна, и человек через некоторое время сможет в этом наглядно убедиться.

* * *

Теперь рассмотрим проявления седьмого дома в групповых ситуациях.

Седьмой дом в жизни пары возникает в следующих вариантах: один из партнеров занимает особую позицию и противопоставляет себя другому как среде; пара выделяется из внешней реальности и в чем-то противопоставляет себя ей; пара бросает вызов парному эгрегору, воспринимаемому ею как внутренняя среда обитания.

В парных отношениях часто проявляется эффект, вообще характерный для седьмого дома — персонификация среды в том или ином объекте, который воплощает для человека ее противостояние и таким образом становится на низком уровне его Главным Врагом, а после некоторой проработки — Основным Оппонентом. Вполне естественно, что в данных отношениях эту роль часто исполняет партнер, и здесь мне очень важно понять, какая часть моего особого, оппозиционного отношения связана с его личностью, а какая является переносом на него антагонизма между мной и средой или между мной и парным эгрегором.

Проработка ситуаций противоречия между партнерами укрепляет парный эгрегор и через некоторое время он создает потенциально конструктивную оппозицию между парой и внешним миром: например, молодые супруги решают рожать и воспитывать своих детей не так, как это делали их родители и деды. Начинается эгрегориальная война, которая чаще всего кончается отселением молодой пары и ее обособлением, которое со всех сторон обозначает ее новые позиции, и пока аджновский уровень не достигнут, то есть не происходит эгрегориального размежевания по всем позициям (как нравственным, так и материальным), существенным для парного эгрегора, эта война не кончается.

Седьмой дом в жизни семьи, так же как и в жизни пары, может проявляться трояко: один из членов семьи (или целая группа) встает в оппозицию к остальным; семья в целом занимает особую позицию в социальной среде; семья начинает воевать сама с собой, то есть своим эгрегором. Строго говоря, третья ситуация всегда первична и если ее не разрешить в главных чертах на тонком плане, она со временем материализуется в первую или вторую, причем весьма неприятную для участников типа, когда противостояние оказывается преимущественно деструктивным для всех участников.

Таким образом, если отец семейства начинает вызывающе часто отсутствовать дома по вечерам, ссылаясь на неведомые "совещания", или мать, вместо того чтобы готовить семье завтраки, обеды и ужины, обкладывается учебниками астрологии и картами Таро и беспрерывно учит своих подозрительных новых знакомых, как нужно правильно изживать свою карму, нимало не напрягаясь болезнями собственных детей, то можно быть уверенным, что он (она) бросили вызов семейному эгрегору и хотят перестроить с ним свои отношения — может быть, взяв на себя новые обязанности, но предварительно пересмотрев старые; остается лишь понять, чего хочет от них семейный эгрегор: как внутри семьи, так и за ее пределами.

В жизни государства седьмой дом используется для идентификации в жизни общества, то есть в ситуациях, когда не вполне понятно, зачем оно есть и что делает, или, наоборот, когда его не устраивает его роль в обществе.

Часто включение седьмого дома производится идентификацией врага общества — внешнего или внутреннего; важно лишь, чтобы он воспринимался как Главный Враг, на которого можно спроецировать все недовольство народа как среды своим государственным устройством и конкретной властью. Седьмой дом, однако, есть лишь подготовка к будущей войне, а не сама война: его задача — вычленить в среде "врага" и обрисовать со всех сторон его контуры. В странах низкого эволюционного уровня "врага народа" как бы назначают, не спрашивая его мнения на этот счет: это могут быть инородцы (евреи), носители чужой идеологии, этнические группы, исповедующие иные религии и т. п. В более культурных обществах роль носителей седьмого дома берут на себя более или менее добровольно различные диссиденты, оппозиционные блоки и фракции в парламенте, забастовочные комитеты и особенно крутые рок-группы.

Мудрые государственные деятели умеют правильно и вовремя увидеть возникающую в обществе поляризацию и, умело нейтрализуя ее, не то что укрепить свое государство, но сделать его более органичным для народа. Пути, на которых это удобнее и эффективнее делать, определятся положением седьмого дома в Зодиаке, его планетами и их аспектами.

Седьмой дом в деятельности фирмы проявляется в различных поляризациях типа "мы-они", и хорошо, если эти противопоставления не становятся антагонистическими.

Вообще включение седьмого дома часто означает, что у фирмы не все в порядке: нарушено ее нормальное функционирование во внутренней или внешней среде, возник какой-то прорыв и его необходимо как-то заткнуть. Иногда (в зависимости от традиций фирмы) при этом в первую очередь отыскивается виновник, который становится козлом отпущения или врагом фирмы номер один. Более культурный вариант заключается в поиске добровольцев, которые возьмут на себя тяжесть отыскания и заделывания пробоины в трюме.

Иногда седьмой дом проявляется изнутри в виде диссидентских настроений того или иного сотрудника или подразделения, имеющих свое мнение, резко отличающееся от общепринятого. Правильная реакция администрации заключается в том, чтобы дать бунтарям некоторую автономию и попутно переложить на них тяжесть эгрегориальной поляризации, вызвавшей к жизни их особую позицию.

Седьмой дом в книге несет зачастую ее основную энергетическую нагрузку — это поляризация или антагонизм между героем и его оппонентом, так или иначе представляющим оппозиционную реакцию среды. В психологических повестях и романах в качестве оппонента часто выступает незримый демон, внутренний враг или враждебная позиция судьбы, никак не дающая герою добиваться поставленных целей. Этот внутренний враг (или злая судьба) воплощается в образе того или иного текущего Главного Врага (иногда это близкий родственник: брат, отец, жена, ребенок), победив которого, человек быстро получает аналогичного — или убеждается в своем психологическом поражении. В сказках и приключенческих романах под седьмым домом идет выбор злом своей жертвы — ею чаще всего оказывается герой или лицо, им опекаемое, — или, наоборот, личный выбор героя в ситуациях типа "добровольцы, шаг вперед". Адекватное окончание ситуации седьмого дома — обособление героя от окружающей среды и переход его в особое собранное состояние готовности ответить на социальный вызов — конструктивно или деструктивно, в зависимости от положения и аспектов седьмого дома в гороскопе книги (и, в некоторой степени, ее автора).

* * *

Сильный седьмой дом дает человека, которому не приходится скучать в окружающей среде: то ли он ее будоражит, то ли она постоянно обращает на него пристальное и заинтересованное внимание — разобраться трудно и далеко не всегда возможно. Во всяком случае, прожить в замке из слоновой кости ему не удастся и скорее всего не захочется.

На низком уровне проработки он будет часто воевать — вернее, становиться в позицию воина (насколько она окажется последовательной, уже другой вопрос). Ему очень важно не вставать в оппозицию по мелким поводам и раньше времени, то есть пока он не ощутит конструктивность и важность своего особого мнения — в первую очередь для среды, и лишь во вторую — для своего самоопределения.

При слабом первом доме у этого человека будет соблазн недооценки своих сил как оппонента; ему будет постоянно казаться, что его Главный Враг гораздо интереснее и сильнее него, хотя в действительности он как основной противник будет почти всегда сильнее своего партнера. В начале проработки весьма возможны поражения при слишком грубо-прямолинейном понимании своего диссидентства, но это не значит, что его следует сворачивать и полностью мириться со средой: на самом деле она все равно не пойдет на это, и человеку придется так или иначе искать более тонкие и в то же время адекватные потребностям среды способы своего противостояния и идентификации в ней.

Слабый седьмой дом дает человека, который не склонен идти против среды и иметь в ней особое мнение; комфортно ему там или нет, но он предпочитает старое, знакомое зло той неизвестности, которая ждет его, если он в чем-то противопоставит себя среде и тем самым начнет с ней противостояние.

Со своей стороны, среда редко удостаивает его своим пристальным вниманием и чаще всего дает ему возможность в себе растворяться. При слабом втором доме это дает чувство как бы ее отсутствия — живет себе человек и не думает ни о приспособлении к среде, ни о ее проблемах, и она как правило его и не тревожит — вариант яркого индивидуализма, но не воинственного порядка, особенно при сильном первом доме, когда человек как бы говорит окружающим: вот он я, разнообразный и интересный, и кому нравится на меня смотреть — пожалуйста, а остальных я не держу — и действительно не держит.

Проблема человека со слабым седьмым домом — ему порой становится скучновато, так как не хватает сильного партнера, или начинает надоедать равнодушие среды. Это, однако, означает, что он пропускает тихие просьбы окружающего мира принять участие в его трудностях и частично взять их на себя, выработав оригинальный или по крайней мере не общепринятый подход; в какой сфере его лучше искать, покажет транзитный поток, управляемый седьмым домом.

Гармоничный седьмой дом даст человека, который умеет выбирать себе Главного Врага и становиться в оппозицию к среде: так, чтобы с одной стороны не скучно жилось, а с другой — чтобы оппозиция не становилась чересчур напряженной; вообще это мастер компромисса.

Отношения этого человека со средой представляют собой сюжет несколько мультипликационного или опереточного свойства: Главный Враг прекрасно поет и танцует, а стены тюрьмы, куда его (Врага) кознями герой ненадолго попадает, сделаны из папье-маше, и раскрашены театральным художником в самые яркие тона.

Певцом гармоничного седьмого дома был Лев Толстой; даже в описании таких трагических сюжетов как война 1812 года и судьба Анны Карениной он изображал рок, выбирающий свои жертвы в весьма пристойном и приглаженном виде, заботился о том, чтобы всесторонне оправдать его выбор нехорошим поведением самих героев или компенсировал их, так сказать, авансом (музыка небесных сфер, услышанная Петей Ростовым в ночь перед гибелью).

Пораженный седьмой дом дает крайне неуживчивого в среде человека; он постоянно воюет со всеми (включая самого себя), противопоставляет себя обществу и его отдельным представителям где надо и где не надо. Кроме того, среда постоянно использует его по принципу "всякой бочке затычка", причем он в качестве затычки, как правило, оказывается сильно не по размеру, а бочки чаще оказываются с дегтем, чем с медом.

Певцом пораженного седьмого дома был Федор Достоевский, во всяком случае, в своих романах, написанных после каторги. Его герои прочно не вписываются в окружающий мир, до такой степени, что более чем склонны к убийству и, особенно, самоубийству: тень того и другого буквально витает над его романами как воплощение низшей октавы пораженного седьмого дома.

Проработка идет через преодоление примитивного антагонизма со средой и взятие на себя части ее проблем — а в первую очередь ответственности за них. Пока этого не произошло и пока (в данном случае весьма болезненный) процесс отделения человека от среды в независимую диссидентскую фигуру не состоялся, надеяться на мирное или хотя бы конфликтное разрешение антагонизма с ней не приходится, а фигура Главного Врага видится беспощадной, непримиримой и всесильной, хотя в действительности по отношению к окружающим человек чаще всего выступает в этих ролях сам.

Седьмой дом в знаках

Положение седьмого дома в Зодиаке покажет транзитный поток, на котором особенно ярко отражается противопоставление человека окружающей его среде. К числу основных проблем проработки этого потока относится правильное выделение плодов или остатков медитации соответствующего тела как в известном смысле противопоставленных теме этой медитации, или по крайней мере акцентируемых в ней как в среде. Если у человека есть Главный Враг, символизирующий среду в ее противостоянии с человеком, то взаимодействия человека с ним непременно отзовутся на соответствующем транзитном потоке, и по тому, каким это влияние окажется для организма в целом, человек может судить о правильности его взаимоотношений со средой.

Седьмой дом в Овне, или на нисходящем буддхиальном потоке

Духовный свет следует располагать так, чтобы он не слепил глаза окружающим.

Идентификация этого человека в среде непосредственно связана с процессом согласования ценностей в ходе его жизни. Если внешняя среда отторгает его, выставляя если не врагом, то отщепенцем и ставя ему в вину то, что от него (по его мнению) очевидно не зависит, можно быть уверенным в том, что какая-то из его некогда вдохновенно приятных ценностей, пытаясь разместиться среди остальных, создала изрядную путаницу, в результате чего одна из его жизненных программ оказалась не реализуемой, хотя он еще к ней душевно привязан и хотел бы продолжать.

Проблема правильного самоопределения в среде, выработки специфики своей поляризации с ней, у этого человека решается в первую очередь на материале подготовки ценностных противоречий. Ценности всегда отчасти противоречивы, но ему нужно суметь организовать свою экзистенциальную картину мира так, чтобы одна из ценностей, как бы главная противостоящая остальным, олицетворяла собой его диссидентскую позицию во внешней среде, а остальные символизировали бы эту среду.

На низком уровне этот человек воюет со своим Главным Врагом всерьез, то есть на уровне жизненных позиций и главных программ, и старается посрамить его, обесценив его главные жизненные установки и крупные достижения и таланты.

Седьмой дом в Тельце, или на нисходящем каузальном потоке

Ты только представь, что все люди, которым ты мешаешь жить, объединились!

Вызов среды этот человек получает через противоречия и тупики потока событий, и чем жестче и дисгармоничнее этот вызов, тем круче и путанее тот каузальный клубок, который ему сопутствует.

Таким образом, аккуратно отслеживая и организуя поток своих жизненных событий так, чтобы его неразрешимые напряжения и противоречия были наиболее конструктивными (и по возможности разрешимыми на ментальном или одном из более низких тел), человек способствует конструктивному оформлению своей особой позиции в среде и впоследствии противостоит органичным для себя способом. Специфика правильной расстановки каузальных антагонизмов может быть подсказана его складывающейся позицией в среде — и наоборот, если ему удастся уловить аналогию между сложностями развития каузального леса и своими принципиальными расхождениями со средой (практически сделать это часто легче, чем может показаться).

На низком уровне проработки аспекта человек склонен непримиримо сражаться со своим Главным Врагом (символизирующим для него оппозиционную часть среды), всячески ставя ему палки в колеса на уровне конкретных вредных поступков или интриг, заводящих того в событийный тупик.

Седьмой дом в Близнецах, или на нисходящем ментальном потоке

Мир можно обдурить, но не перестроить.

Антагонизм со средой этот человек переживает в первую очередь ментально, и лучше всего ему в заключение сформулировать некий неразрешимый умственный парадокс, который отразит суть его диссидентской позиции и далее благополучно отправится в астральное тело. Неразрешимые парадоксы, тупики и антагонизмы данного тела формируют программу развития нижележащего, поэтому их нужно уважать и очень внимательно следить за их оформлением. В данном случае неразрешимые ментальные напряжения прямо связаны с проблемой оформления диссидентской позиции человека в среде, когда последняя начинает его выталкивать (например, склоняя к подвигу во славу себя). Однако эта связь, постижение которой поможет человеку как на путях его мышления и чувствования, так и при принятии своего диссидентства, может проявляться не прямо, а символически, и этот символизм человеку нужно разгадать (часто он довольно прост, но нужно задаться специальной целью его увидеть).

На низком уровне проработки аспекта человек склонен воевать со своим Главным Врагом, противопоставляя его себе и в основном пытаясь переспорить его логически, а лучше всего — запутать в противоречиях, от которых он впадет в бессильную ярость.

Седьмой дом в Раке, или на нисходящем астральном потоке

Когда мой враг радуется, я огорчаюсь, а Бог, видимо, испытывает смешанные чувства.

Возникновение антагонизма со средой и эффект ее выталкивания этот человек переживает в первую очередь в виде эмоционального стресса, то есть эмоции, не находящей адекватного разрешения на астральном уровне. При этом характер эмоционального противоречия согласуется с характером противопоставления человека и среды, и если он сумеет обнаружить эту связь, то ему откроются пути гармонизации как одного, так и другого процесса.

Например, взрослая дочь, не вышедшая замуж и благополучно живущая в семье своих родителей, не замечая, как они стареют и слабеют, в какой-то момент начинает ощущать нарушение эмоциональной гармонии между собой и матерью. Почему-то многие бытовые ситуации, в которых та задавала уверенный курс, остаются неразрешимыми, и дочь не только не может их решить, но почему-то злится на мать, а та отвечает встречным раздражением, а затем словно впадает в спячку и ничего не видит. Истина в данном случае заключается в том, что семейный эгрегор хочет произвести перераспределение каналов власти, и как только дочь это поймет и возьмет на себя основные функции управления домом, ее злость (как и материнское раздражение и апатия) исчезнут, причем никакой аутотренинг и прочие чисто психотерапевтические средства дочери не помогут: злость в данном случае есть реакция на давление семейного эгрегора, противопоставляемая транслируемому им чувству ответственности за семью.

На низком уровне проработки аспекта человек воюет со своим Главным Врагом эмоционально, стараясь вызвать у него стресс с выраженными эфирными последствиями.

Седьмой дом во Льве, или на нисходящем эфирном потоке

Каждый человек сам выбирает своих оппонентов: один входит в клетку льва, другой бежит от инфаркта, а третий защищает диссертацию.

У этого человека антагонизм со средой вызывает выраженную биоэнергетическую реакцию, заканчивающуюся внешним или внутренним физическим жестом, например, он топает ногой, вздрагивает, зевает или урчит животом. От того, как он занимает свою диссидентскую позицию, зависят возникающие в его эфирном теле напряжения: если позиция адекватна, то эфирные напряжения бодрят тело и разрешаются в адекватные физические жесты, если же позиция занята неправильно, например, человек начинает ожесточенно воевать со средой, то и его биоэнергетические медитации завершаются непримиримыми столкновениями и глухими тупиками, дающими резкие физические перегрузки и нередко приводят к физическим травмам (внешним и внутренним). Можно, конечно, пытаться решить последнюю проблему чисто эфирным регулированием, но все равно человеку придется занимать правильную позицию по отношению к среде, его вытесняющей, и брать на себя соответствующие особые обязательства, а без этого никакие чисто энергетические трюки ему не помогут. Очень интересно и поучительно изучить код, по которому напряжение человека в среде отзывается в плотном теле — он может очень помогать в решении как проблемы идентификации в среде, так и в лечении и профилактике специфических для человека болезней физического тела.

На низком уровне проработки человек старается воздействовать на Главного Врага биоэнергетически, например, наорать на него так, чтобы сбить с ритма дыхания, заставить пошатнуться и, может быть, даже упасть.

Седьмой дом в Деве, или на транзитном физическом потоке

Не надо бороться с усталостью! Гораздо лучше успокоиться в ее объятиях.

Вызов среды и определение своей диссидентской позиции по отношению к ней у этого человека сопровождаются специфическими чисто физическими реакциями, а особенно ярко проявляются в плодах физических медитаций, вырабатываемых в моменты расслабления и переваривания пищи. Если особая позиция человека становится грубо-негативной и чисто оппозиционной, это тут же сказывается на плотном теле: человек чувствует, что плохо восстанавливается при движениях (попросту говоря, устает), сон и еда не приносят ему отдыха и должной энергетической поддержки. Наоборот, если ему удается понять, чего же от него хочет среда, и занять адекватную позицию, он чувствует, что "собирается" в смысле не только метафизическом (то есть обретает независимость и единство), но и физическом, а точнее, эфирном, то есть все движения, включая перистальтику кишок и ток крови по сосудам приносят ему точно необходимую эфирную энергию, или, проще говоря, здоровье.

На низком уровне проработки человек мыслит своего Главного Врага на физическом плане и воюет с ним, обрывая его движения и физиологию, не давая отдохнуть и расслабиться.

Седьмой дом в Весах, или на восходящем эфирном потоке

Не убивай врага спящим: а вдруг ему снятся кошмары? Пусть сначала досмотрит.

Получение вызова среды этот человек воспринимает в первую очередь биоэнергетически: плоды его эфирных медитаций начинают созревать с трудом и входят в некоторое противоречие с порождающей их эфирной средой. Характер этого противостояния соответствует характеру противостояния между человеком и средой, и если последнее становится антагонистическим, то и эфирные плоды, то есть итоговые биоэнергетические вибрации, поступающие в астральное тело, несут в него искажающую, так сказать, необъективную информацию о состоянии биоэнергетики человека в целом; он делается беспокойным, неуравновешенным, вспыльчивым. Наоборот, если человек адекватно принимает вызов среды, то эфирные плоды созревают полноценно и несут в себе мощную конструктивную поддержку эмоционального фона — человек успокаивается, делается добрее и эмоционально устойчивее.

На низком уровне этот человек переживает конфликт со своим Главным Врагом биоэнергетически, и на том же уровне воюет с ним, так сказать, не на здоровье, а на настроение, то есть старается нарушить благополучное созревание плодов его биоэнергетических процессов, отравить эти плоды, а за ними и эмоциональный фон Врага. Обычно используемые при этом методы, применяемые к близким: разбудить во время сладкого сна, не дать спокойно переварить обед, помешать успешному окончанию сексуального акта.

Седьмой дом в Скорпионе, или на восходящем астральном потоке

Этот мир не так легко обидеть.

Этот человек переживает свое противостояние со средой эмоционально, точнее, в процессе выработки итоговых эмоций, завершающих его переживания. Например, долгие и безуспешные попытки вести со средой войну не на жизнь, а на смерть (характерные для низкого уровня проработки аспекта) могут привести к отравлению ментальной почвы негативным умонастроением, являющимся следствием итоговой эмоции ненависти или непримиримости. Наоборот, успешное взятие на себя соответствующей потребностям среды диссидентской позиции ведет к выработке в результате эмоциональных медитаций мощных и конструктивных итоговых эмоций, несущих вверх (в ментальное тело) адекватную информацию о состоянии астрального тела; само оно при этом успокаивается и гармонизируется.

На низком уровне проработки аспекта антагонистическая среда часто персонифицируется человеком в образе Главного Врага, с которым он воюет эмоционально, стараясь отравить его итоговые эмоции, сделать их деструктивными, пессимистичными и т. п.

Седьмой дом в Стрельце, или на восходящем ментальном потоке

Чем отличается дурак от вольнодумца? Первый думает о том, что говорит, второй о том, кому говорит.

Этот человек воспринимает вызов среды в первую очередь умом, стараясь его осмыслить и сделать какие-то практические выводы. Однако процесс мышления и его выводы связаны с проблемой взятия на себя адекватной диссидентской роли не прямо, а символически. Другими словами, отношение к этой проблеме могут иметь не те ментальные медитации, которые непосредственно ей посвящены, а совсем другие, чье содержание не имеет, формально говоря, отношения к факту противопоставления человека среде. Однако характер выводов, завершающих размышления человека, будет находиться в известной зависимости от уровня его решения проблемы своей идентификации в среде и выделения в ней и взятия на себя особых обязательств; если он сделает это грубо (например, начнет со средой непримиримо воевать), это скажется на качестве выводов из любого его размышления: они будут в большой мере отрицать все его мыслительные усилия и не отразят общее ментальное настроение (и, следовательно, в каузальное тело попадет искаженная информация). С другой стороны, правильной идентификации в среде поможет контроль человека за логикой совершения своих выводов — но лишь до некоторой степени: осознанные проблемы выращивания ментальных плодов укажут правильное направление идентификации человека в среде, но не заменят ее.

На низком уровне человек склонен непримиримо спорить со своим Главным Врагом, стараясь подвести его к своим выводам или, по крайней мере, не дать сделать их так, как тот собирается.

Седьмой дом в Козероге, или на восходящем каузальном потоке

Почему мир не делает выводов из того, что с ним происходит? А просто ты его этому еще не научил.

Этот человек получает вызов среды акцентированным в событийном потоке — особенно в тех экзистенциальных выводах, которые из него как бы сами проистекают. При этом уровень решения проблемы правильного принятия своей диссидентской позиции и получения автономии в среде прямо связан с качеством вырастающих каузальных плодов. В частности, если человек встает в жесткую оппозицию к среде, то его жизненные события и поступки складываются в совершенно неудовлетворительные по своим итогам цепочки — так, что эти итоги фактически опровергают все его усилия. Если же человек, наоборот, относится с уважением и пониманием к проблемам среды и находит в ней адекватный способ идентификации и неантагонистического противостояния, то и его событийные итоги встают в некоторую поляризацию с содержанием его усилий, но их не обесценивают, а в некотором смысле даже усиливают и, что особенно важно, буддхиальное тело через поток Водолея получает адекватную информацию и необходимую энергетическую поддержку от каузального.

Со своим Главным Врагом этот человек на низком уровне проработки аспекта сражается на уровне действий, но при этом не столько озабочен тем, чтобы им во всем мешать (как при седьмом доме в Тельце), сколько старается провести интригу, которая повернет события в жизни Врага так, чтобы их итоги были для него деструктивными.

Седьмой дом в Водолее, или на восходящем буддхиальном потоке

Нищета философии в том, что ее выводы общезначимы.

У этого человека тема идентификации в среде и противостояния ей возникает и решается на протяжении длительных временных промежутков — нередко долгих лет и даже десятилетий, и тесно связана с его душевной динамикой, то есть изменениях в ценностной картине мира и тех выводах, к которым он (сознательно или подсознательно) в результате приходит. Если идентификация в среде происходит неудачно и не соответствует потребностям среды и возможностям человека, то образующиеся у него метаценности не соответствуют и нередко отрицают имеющиеся (достигнутые и достигаемые) ценности, что не только сопровождается сильными деструктивными душевными процессами и негативными внешними действиями крупного (то есть буддхиального) значения, но и доставляет в атманическое тело (через канал Рыб) искаженную информацию о причинах его антагонизма со средой, а преодоление последнего смягчит и итоги ценностной динамики.

На низком уровне проработки аспекта человек пытается воевать со своим Главным Врагом на уровне жизненных позиций, причем эта война часто бывает подспудной и многолетней, а главная ее цель — создание Врагу такой ценностной динамики, чтобы его метаценности опровергли ценности, а затем отравили атманическую почву.

Седьмой дом в Рыбах, или на транзитном атманическом потоке

Иногда мы с Богом ссоримся, а потом вдвоем расхлебываем плоды раздора: я — на собственной шкуре, Он — глядя на это.

Тема идентификации в среде и оппозиции к ней имеет для этого человека глобальное и мистическое значение; она словно разлита по всей его жизни, но в то же время трудно указать конкретно, в чем же заключается это противостояние.

Тем не менее оно постепенно должно быть оформлено и разрешено, и по мере того, как это будет происходить, человек почувствует некоторое глобальное духовное просветление: для него отчасти прояснится его миссия и процесс смены идеалов станет более конструктивным, то есть новый идеал будет появляться вскоре после ослабления предыдущего и явится на его (и всей прошедшей и будущей жизни человека) отрицанием, а скорее легким сдвигом и уточнением, вызывающим к жизни новые интересы и ценности, но в то же время не требующим тотального уничтожения прежней экзистенциальной картины мира.

На низком уровне этот человек склонен бороться со своим Главным Врагом глобально, то есть отрицая его жизнь и миссию целиком, но не вдаваясь при этом в детали вроде конкретных ценностей или тем более поступков. Может ли носитель темной миссии обладать талантами и совершать добрые поступки? Конечно, но и то и другое лишний раз доказывает его злонамеренность и лицемерие.

Планеты в седьмом доме

Планеты, стоящие в седьмом доме, покажут, какие энергии и ситуации вызовут противостояние человека среде, вольное или невольное, осознанное или подсознательное. Эти же энергии дадут ему возможность правильно принять вызов среды, отделиться от нее и впоследствии выполнить свою задачу. Искушение седьмого дома — антагонизм, и человеку поначалу всегда кажется, что энергия планеты целиком находится в распоряжении среды или персонифицирующего ее Главного Врага — однако с их точки зрения все обстоит как раз наоборот.

Вообще дневные дома требуют некоторой жертвенности от человека и служения среде — и если в них стоят планеты, то, естественно, на энергии этих планет. Таким образом, планета в седьмом доме для проработки аспекта требует не столько обособления от среды, сколько конструктивного построения поляризации между ним и средой; энергия этой поляризации определяется видом планеты. Ею же определяется комплекс страха человека перед его Главным Врагом, пока аспект не проработан.

Солнце в седьмом доме

Принимая вызов, поклонись брошенной перчатке.

Выталкивание этого человека из среды и начало антагонизма с ней ощущается им всякий раз в ситуации принципиального выбора, независимо от того, касается он среды или же не имеет к ней, казалось бы, никакого отношения. Он может не замечать этого и, более того, очень удивится, если сказать ему, что каждое его решение типа "быть или не быть" воспринимается средой как вызов. С его точки зрения, он почему-то оказывается в центре внимания среды всякий раз, когда в ней созревает необходимость принципиального выбора, и почему-то именно он должен брать на себя эту ответственность, и попутно весь негатив, с нею связанный.

Этому человеку, как правило, кажется, что его Главный Враг сильнее его, во всяком случае, имеет над ним власть принимать принципиальные решения, которые ему часто не нравятся, и человек принимается отчаянно отстаивать свою независимость, не подозревая того, что для среды и Главного Врага он в этот момент смотрится как жестокий и эгоцентричный агрессор.

Проработка аспекта начинается с того, что человек всерьез задает себе вопрос: "Каких принципиальных решений на самом деле хочет от меня среда и в чем я должен от нее отделиться и определиться, чтобы их подготовить?" на низком уровне сама идея того, что среда хоть в какой-то мере зависит от принципиального выбора человека, для него невероятна и поразительна.

Комплекс страха перед Главным Врагом: он имеет полную власть над всеми моими выборами типа "быть или не быть", в том числе над моей жизнью и смертью.

Луна в седьмом доме

Каждая, понимаешь ли, кишка и то занимает особое место в организме; неужели же ты хуже нее?

Этот человек вольно или невольно становится в оппозицию к среде в ситуациях заботы; причем неважно, заботится ли он о ком-то или же, наоборот, становится объектом подобного внимания. Субъективно это может переживаться, например, так: "Для того, чтобы обеспечить своему ребенку надлежащий уход и присмотр, я должна забыть обо всех своих прочих связях с миром" (эта позиция молодой матери не обязательно осознается и формулируется ею); при этом как-то забывается, что "прочие связи" нужны не только человеку, но и миру, и подобное решение не является столь уж очевидно единственным и моральным способом поведения.

При пораженной Луне, особенно на низком уровне проработки, этот человек будет очень страдать, поскольку (в его восприятии) малейшая попытка позаботиться о себе будет встречать категорическое сопротивление среды, а она, в свою очередь, будет постоянно выделять его в качестве опекуна совершенно невозможных объектов, заботиться о которых для него сущее мучение. Вообще для этого аспекта характерен перенос на себя просьб среды о помощи, и проработка начинается с того, что человек, забывая о собственных нуждах, задает себе вопрос: чем я могу помочь своему Главному Врагу?

Комплекс страха перед средой может иметь различные формы, например: она хочет замучить меня своей неадекватной заботой (сильная Луна в седьмом доме), или: Главный Враг имеет власть над условиями моей жизни и не заботится о моих насущных нуждах (слабая Луна).

Меркурий в седьмом доме

Устанавливая законы собственной природы, не пытается ли человек стать тем самым выше нее?

Этому человеку часто кажется, что его жизнью в среде управляют совсем другие законы, чем те, которые регулируют существование остальных людей и существ. Во всяком случае, тема познания закона или проведения его в жизнь в ситуациях его выталкивания среды встает перед ним и требует раскрытия. Это не обязательно значит, что ему придется много судиться; данный аспект может дать исследователя природных законов — а именно, тех, исключением из которых он является или, более точно, которые в результате стечения обстоятельств не дадут ему успешно вписаться в окружающую среду, но, наоборот, вытолкнут из нее и поставят в центр ее внимания.

На низком уровне этот человек будет озабочен этой ситуацией преимущественно с эгоцентрической точки зрения; может быть, он и постигнет закон, поставивший его в оппозицию к среде, но приложить его постарается в личных целях, отчего конфликт со средой не уменьшится (хотя может модифицироваться). Проработка идет по линии рассмотрения антагонизма со средой как потенциально разрешимого ко взаимной пользе путем открытия и применения пока скрытого закона, создавшего ситуацию отторжения.

Комплекс страха перед Главным Врагом: он владеет законом и порядком, посредством которых может меня подчинить и даже уничтожить.

Венера в седьмом доме

От любви до ненависти один шаг плюс поворот на 180о.

Для этого человека весьма актуальным вопросом будет такой: любит ли меня мир? С одной стороны, любви в его жизни окажется скорее всего много (хотя он не всегда будет ее замечать); с другой стороны, всякая выраженная его любовь к кому-либо будет поначалу встречать если не оппозицию, то, по крайней мере, повышенно заинтересованное внимание окружающей среды, как будто он вместо избранного объекта должен любить всю Вселенную.

Пока аспект не проработан, для человека характерны резкие перепады от любви к ненависти и какое-то непоследовательное, странное отношение к объекту любви, который то обожествляется, то сравнивается с кучей грязи и беспощадно эксплуатируется. Проработка начинается с того, что человек осознает, что его оппозиция к миру вызвана потребностью мира в его любви, причем любви вполне определенного рода: он должен обособиться от среды и как отдельно стоящая единая фигура увидеть Бога, растворенного в ней и потому из нее не видимого. Так взрослые смотрят хорошие детские фильмы, испытывая чувства, совершенно непонятные их детям — сверстникам героев.

Комплекс страха перед Главным Врагом: он властен над моей любовью и ненавистью к нему; я боюсь увидеть темный лик любви как со своей, так и с его стороны.

Марс в седьмом доме

Служа Эврисфею, Геракл совершил двенадцать подвигов. Не каждый найдет себе такого работодателя.

Оппозиция этого человека к среде часто связана с его работой; среда, с одной стороны, заставляет его обособиться и работать на себя, а с другой — регулярно отвергает его усилия по созданию форм.

Искушением в данном случае будет попытка ведения инструментальных войн со средой, отгораживания от нее собственноручно выкладываемой кирпичной стеной или бомбардировки специально созданными бомбами, уничтожающими враждебное к себе отношение. Вообще это довольно сложный для проработки аспект, поскольку человек будет склонен профессионально воевать сам с собой (на материале Главного Врага) и любые попытки внешней помощи наткнутся на очень основательный отпор. Проработка часто начинается с того, что человек внезапно как бы входит в положение оппозиционной к нему среды, добровольно себя от нее изолирует и после этого оказывает ей нужную помощь, создавая или расчленяя необходимые ей формы.

На низком уровне человек склонен если не воевать, то торговаться со своим Главным Врагом на такую тему: кто на кого должен работать и как ставить условия приемки работы? Комплекс страха заключается в том, что человек ощущает Врага как более сильного и искусного и потому способного его сразить и уничтожить все его труды.

Юпитер в седьмом доме

Макрокосм, выделяя в Себе множество микрокосмов, не теряет Своего единства, даже если некоторые из них начинают Его отрицать.

Оппозиция этого человека со средой возникает при его попытках синтеза, то есть создания завершенного объекта, готового для функционирования в среде. Почему-то внешняя среда всячески капризничает и восстает против этого синтеза, как будто он имеет к ней гораздо более интимное отношение, чем кажется человеку.

Искушение в данном случае заключается в том, чтобы объявить среде войну, попытаться отгородить от нее объект синтеза (часто это сам человек или часть его внутреннего мира) и произвести синтез, так сказать, не смотря ни на что. Такая позиция ни к чему хорошему не приводит, но процесс войны со средой может человека многому научить (если он вообще склонен к обучению), поскольку среда окажет всестороннее и полное сопротивление, и он сможет увидеть некоторые свои упущения в синтезе.

Проработка, однако, требует взгляда на среду как отчаянно нуждающуюся в каком-то синтезе, и с этой целью выделяющую из себя данного человека как единственного, способного его увидеть и произвести; тогда антагонизм смягчается и становится конструктивной для обоих поляризаций.

На низком уровне проработки аспекта этот человек видит своего Главного Врага как могущественного синтезатора всевозможных козней, неприятностей и других враждебных действий; материал, на котором это происходит, определяется положением Юпитера и седьмого дома в Зодиаке.

Сатурн в седьмом доме

Где еще можно постичь свою индивидуальность, как не в рукопашной схватке с Господом?

Оппозиция этого человека среде обнаруживается всякий раз, когда он, пытаясь приобрести качественно новые умения и индивидуализироваться, оказывается в новом для себя положении, в незнакомой ситуации, которой он не владеет и вынужден приспосабливаться. Все это сначала может показаться очень страшным, поэтому человек чаще всего не склонен тут же объявлять среде ответную войну; если же он это все-таки сделает, вполне может быть, не сносить ему головы.

В действительности оппозиция среды в данном случае не столь агрессивна; она скорее обращает на него пристальное внимание и просит о чем-то, что вполне в его силах, по крайней мере, потенциально — и должен научиться этот потенциал высвобождать.

Искушением здесь будет попытка спрятаться в понятном, но неоправданном испуге, загородившись от агрессии среды крепко зажмуренными веками или начать глупо и отчаянно воевать с Главным Врагом, не распознав в нем скрытого лучшего друга и надежного помощника в трудном путешествии по заколдованному волшебному миру.

Комплекс страха перед Главным Врагом основан на его превосходящем знании неведомой для человека реальности окружающей среды, которое Враг может в любой момент использовать ему во вред.








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке