Глава 3. БЛИЗНЕЦЫ

Аналитический канал из каузального тела в ментальное

Тот Боян, исполнен дивных сил

Приступая к вещему напеву,

Серым волком по полю кружил,

Как орел, под облаком парил,

Растекался мыслию по древу.

("Слово о полку Игореве" (в переводе Н. Заболоцкого))

Чем человек отличается от животного? Вероятно, не столько самим разумом, ибо в наличии его у наших братьев меньших уже никто не сомневается, сколько количеством разнообразных фальсификаций и претензий, создаваемых при его активной поддержке. Некритичное отношение к возможностям своего ментального тела как отдельных людей, так и групп и человечества в целом связано, по-видимому, с тем, что рациональный разум сравнительно недавно открыт и лишь начинает осваиваться как инструмент. Эта фаза развития (первый дом, то есть переход от муладхары к свадхистхане, см. 12 главу книги "Возвращенный оккультизм") лучше всего иллюстрируется первыми месяцами жизни младенца, когда любое его новое умение (повернул головку, засучил ножками, загулил, улыбнулся, нахмурился, пополз задом наперед) встречается взрывами радости и энтузиазма окружающих; мысль о критике или сужении спектра проявлений объекта (то есть ребенка) кажется невозможной или даже почти кощунственной.

Однако по прошествии года-двух первая фаза заканчивается, и к ребенку предъявляются уже и кое-какие требования (например, какать не иначе, чем сидя на горшке); автор надеется, что в эпоху Водолея отношение людей и коллективов к личному и групповому разуму уже достигнет этой фазы, и процессы мышления и ментального моделирования приобретут более культурный вид. Для этого в первую очередь необходимо правильно представлять роль рационального мышления и вообще ментальных медитаций в функционировании организма человека (и человечества).

* * *

Беспокойна мысль человеческая; все-то ей на месте не сидится. Однако перед тем, как начать свои бесконечные блуждания, она где-то возникает, и эти первоначальные ее зерна приносит канал Близнецов, манифестируя конец каузальной медитации, требующей в свое заключение некоторого осмысления и обдумывания.

Событие само по себе тоньше, деликатнее мысли; поэтому любое помышление о нем и последующий анализ всегда сопровождается существенным уплотнением, огрублением и схематизацией. Каждый человек иногда замечает, как трудно адекватно пересказать свои впечатления: обязательно что-то существенное или не ляжет в слова, или сильно ими исказится. С другой стороны, наблюдается и своеобразный эффект противоположного рода: часто рассказ о незначительных и в общем-то скучных событиях звучит гораздо живее и интереснее, чем были они сами. Конечно, пересказ есть нечто большее, чем создание ментального образа, так как слова вызывают вибрации на всех планах, но все же обычная коммуникативно-ориентированная речь апеллирует преимущественно к ментальному плану и описанные выше эффекты для близнецовских потоков типичны.

С другой стороны, каждое событие допускает самые разные интерпретации, толкования и описания: канал Близнецов аналитический, и каждое высохшее каузальное дерево (и даже травинка) становятся зернами и источниками энергии для самых разнообразных размышлений: на любой жизненный эпизод можно посмотреть с одной стороны, другой, третьей, и всякий раз получается на удивление по-разному. И важно понимать, что здесь количество ментальных интерпретаций не компенсирует их несовершенства как моделей происходящего в каузальном плане и, более того, этого и не предполагается: каждое тело в организме выполняет свои собственные функции, вовсе не дублирующие функции вышележащего. В частности, роль ментального тела не заключается в постоянном отслеживании и максимально точном моделировании каузального потока, как это кажется многим почитателям человеческого разума.

Ум не должен следить за событиями жизни человека подобно тайной полиции. Даже писатели и поэты, проходя мимо розового куста или встречаясь с любимой женщиной, не рефлексируют тут же свои переживания, включая с этой целью внутреннюю машинистку, быстро печатающую стенограмму текущих событий, почти полностью их при этом заглушая ударами клавиш. Если подобный процесс происходит постоянно, то человек болен неврозом ментальной навязчивости, от которого страдает весь его организм, а в первую очередь — ментальное и каузальное тела. На первый взгляд это противоречит постоянным призывам великого мистика Бхагвана Шри Раджниша: "Делайте все, что угодно, но осознавайте это"; однако тот же самый Раджниш говорил, что когда он приходит домой и оказывается в одиночестве, ни одна мысль не проплывает по его внутреннему небу. Поэтому лучше воспринимать его указания как одну из психотехник (или особый путь к просветлению), но не как норму поведения обычного человека.

Качественно здесь ситуация такая же, как и в случае Тельца и Овна: поток Близнецов включается тогда, когда заходит в тупик каузальная медитация, то есть некоторая цепочка событий не может ни прекратиться, ни продолжить свое развитие и в некотором роде умирает, оставляя на своем месте в каузальном теле высохшее растение (или его ветку). В общем, ничто на земле не проходит бесследно, как справедливо заметил поэт-песенник с философским уклоном, и "следы" событий, когда-то имевших место, попадают в ментальный план иногда в виде добрых семян-мыслеформ, а иногда — в виде злых зародышей, в форме лучей ласкового ментального солнца или жесткого, уничтожающего все живое, рентгеновского излучения — но далеко не всегда и не сразу осознаются.

Автор менее всего претендует на адекватное описание роли ментального тела в организме; совершенно ясно, что в настоящее время об этом имеются лишь самые поверхностные сведения, которые будут углубляться очень постепенно. Цель, которую автор в данном случае ставит перед собой, это скорее постановка вопроса, нежели его исследование. Однако в рассматриваемой парадигме напрашивается следующий вывод: человек совсем не так свободен в своих мыслях, как это принято считать, причем эта несвобода имеет два качественно различных источника.

Первый источник ограничений это сама структура ментального тела, его эволюционный уровень и природа стандартных (в большинстве подсознательных) программ мышления, свойственных данному человеку. Второй же источник ограничений это необходимость выращивать близнецовские всходы, то есть продумывать некоторые события и обстоятельства, которые особенно настоятельно этого требуют. Это вовсе не означает плоского конкретно-ориентированного мышления: иногда каузальные тупики вызывают к жизни очень глубокие ментальные медитации, заставляющие человека вырабатывать качественно новые ментальные символические системы и перестраивать с их помощью всю свою ментальную картину мира. Но все-таки главной обязанностью ментального тела является адекватное реагирование на близнецовские трансляции, и все прочие его функции, в частности, самоочищение, развитие и взаимодействие с внешней ментальной средой, должны производиться если не под флагом, то, по крайней мере, с учетом этой главной обязанности.

В общественном подсознании, однако, ментальное тело чаще всего рассматривается в связи с буддхиальным, а каузальное при этом оказывается где-то сбоку. Так оно удобнее: в уютных парах ум (ментальный) — мудрость (буддхиальная) и соображение (ментальное) — ценность (буддхиальная) человек ощущает себя свободным, в силу аналитичности как ментального, так и буддхиального тел, и вставлять между ними синтетичный каузальный поток совсем даже не хочется. При этом возникает ощущение удивительной легкости, почти невесомости жизни: ментальное тело, вместо того, чтобы с трудом корректировать каузальные тупики, тщательно переводя их на разнообразные символические системы и затем анализируя, сопоставляя, делая выводы и прочую трудную ментальную работу, просто-напросто, игнорируя каузальный поток, подстраивается под буддхиальное, так что два совершенно и принципиально различных понятия: экзистенциальная и ментальная картина мира сливаются как бы в одно, к великому ущербу для организма и судьбы самого человека.

Дело в том, что ценности очень редко нуждаются в ментальной интерпретации и логическом анализе: если такая потребность возникает, то это означает двойной тупик развития: сначала буддхиального, а затем каузального, им порожденного. Например, несовместимость некоторых ценностей оказывается в какой-то момент непреодолимым препятствием для душевного развития человека, и тогда возникает каузальный бунт (скажем, человек уходит из семьи или резко увольняется с работы в никуда), порождающий цепь событий, которая также заходит в тупик: возникает ситуация, неразрешимая на каузальном уровне. Только после этого в ментальное тело попадают зерна будущих размышлений, в которых лишь по косвенным отблескам можно прозревать исходное буддхиальное противоречие.

Типичный пример такого положения это возвращение Ивана-дурака к коньку-горбунку после того, как царь, увидев золотое перо жар-птицы, дает Ивану очевидно невыполнимое задание: поймать ее и привезти во дворец. Налицо каузальный тупик, поскольку естественный выход из ситуации — усекновение собственной головы — героя сказки не устраивает. В результате включается канал Близнецов, и Иван начинает интенсивно думать: не о своих ценностях, надо полагать, а в чистом виде о каузальном плане: как все же доставить птицу или спасаться от царского гнева. В этом же смысле выступает и конек-горбунок, предлагая (ментальный) план поимки экзотического образца фауны, хотя вскользь и отмечает буддхиальную причину, приведшую к столь тяжкому каузальному тупику: это противоречие между ценностями: с одной стороны, скромностью и осторожностью, предписанными Ивану коньком-горбунком (читай: атманическим телом), а с другой — жадностью и тщеславием, заставившими Ивана взять перо с собой и легкомысленно любоваться им, вынимая из тряпицы.

Интересно, как бы отреагировал Иван-дурак, если бы конек ограничился указанием на описанное выше этическое противоречие; во всяком случае ясно, что ум (в отличие от заднего ума) в данном случае должен заниматься именно каузальной проблемой, а точнее, обрабатывать близнецовские проекции каузального тупика на ментальное тело.

Читатель может возразить, что умный человек тем и отличается, что обдумывает варианты событий, еще не происшедших, но имеющих некоторую склонность к тому, чтобы произойти. Это, конечно, справедливо, но нельзя слишком точно привязывать события к линейно текущему времени. Безусловно, у каждого события есть некоторый момент, когда оно, собственно, случается (так сказать, его эпицентр), равно как и место, где оно происходит. Но оно оказывает существенное влияние на соседние (и по времени, и по месту) события, так что можно говорить о некоторой его плотности распределения в пространстве-времени, и в конечном счете оно ощущается всегда и везде: и в прошлом, и в будущем, и на любом расстоянии от места, где оно непосредственно произошло, — в полном соответствии с принципом единства мира. Поэтому человек с проработанными Близнецами и чувствительным ментальным телом часто способен на довольно точный прогноз, а его ошибки будут, скорее всего, связаны с внезапным включением канала Тельца, что всегда влечет изменение курса и зачастую характера событий.

Таким образом, если у человека возникает яркая мысль о будущем (или прошлом) событии, вполне вероятно, что она выросла из семени, доставленного близнецовским каналом, и сигнализирует о будущем (прошлом) каузальном тупике, откуда нужно искать выход.

Последняя фраза может вызывать у читателя недоумение. Если есть еще некоторый (неочевидный) смысл в том, чтобы решать проблемы, которые может быть возникнут, то уж совсем странно решать неактуальные проблемы прошлого, то есть искать выход из тупиков, которые хуже ли, лучше ли, но уже открыты и пройдены. Но если встать на эволюционную точку зрения, согласно которой общий смысл жизни человека — постепенное (в соответствии с программой, заложенной в атманическом теле) утончение и высветление всего организма, происходящее главным образом путем обучения на материале отдельных проблем и тупиков, то становится понятным, что как плохо разрешенная каузальная ситуация прошлого, так и потенциально маячащая впереди, и даже по видимости вовсе чужая, но почему-то прочно оккупировавшая мозг проблема появляется в ментальном теле для того, чтобы активизировать ментальную медитацию, ведущую к ее решению — или тупику.

* * *

Необходимо четко различать сознание, осознание и мышление. В то время как первое слово характеризует особый, наиболее фокусированный тип восприятия, второе есть название некоторых видов ментальных медитаций, в широком смысле даже просто синоним этого словосочетания. Таким образом, если сознавать можно любое тело и его вибрации, от атманических до физических, то мышление всегда есть оперирование и манипулирование с мыслеформами, то есть фрагментами ментального тела и его энергиями. Осознание есть создание мыслеформы, моделирующей в ментальном теле человека объект или явление, которые он только что сознавал. Таким образом, когда человек сознает что-либо, то его точка сборки (центр восприятия) может быть где угодно (то есть в любом теле), но когда он это осознает, она перемещается в ментальное тело и человек созерцает уже соответствующую мыслеформу, с которой может, разумеется, начать оперировать свойственными ментальному телу (и только ему) способами, то есть ее мыслить. Примером мышления может служить процесс, результатом которого является узнавание: человек воспринимает некоторый объект (любого плана), затем осознает его, то есть создает ментальный аналог и фокусирует на нем свое внимание, после чего сравнивает с определенным набором мыслеформ-образцов; если с одной из них обнаруживается тождество или сильное сходство, у человека возникает особый сигнал, точнее, ментальная вибрация, субъективно переживаемая как опознание: "Привет, старик! Сколько лет, сколько зим!"

Включение Близнецов, вообще говоря, не требует от человека никаких мыслительных усилий и осознания чего-либо. Вообще все зодиакальные потоки идут чрезвычайно естественно и в нормальных условиях, то есть при здоровом и не слишком перегруженном организме, привлекают к себе не больше внимания, чем, скажем, ритм сердцебиения и движения крови по сосудам. Было бы неправильно представлять включение Близнецов как непосредственно инициирующее ментальную деятельность или ориентирующее ее в определенном направлении. Даже интенсивный близнецовский поток способен лишь увеличить общую энергетику ментального тела и посеять семена будущих мыслеформ; однако их вырастание до размеров нормальных растений всегда требует некоторого времени, иногда довольно большого, а иные семена могут и вовсе не взойти.

Кроме того, нужно иметь в виду, что человек осознает лишь ничтожную часть своей ментальной деятельности. Ориентировка во внешнем мире, управление движениями физического тела в пространстве и функционирование его внутренних органов происходят почти целиком бессознательно, но при активном участии ментального тела. Даже то мышление, которому человека учат специально и которое он склонен считать "своим", то есть специфически человеческим, осознается им лишь очень фрагментарно, если говорить о "левополушарных" цепочках рассуждений, и почти не осознается, если говорить о "правополушарном" ассоциативном мышлении, синтезе мыслеформ и их узнавании.

Поэтому близнецовские включения переживаются как усиление ментального потенциала и определенный поворот будущего направления мыслей: события произошли, и теперь можно о них подумать или со вкусом обсудить, рассмотреть случившееся с разных сторон, сопоставить с уже имеющимися данными, то есть включить в ментальную картину мира и, быть может, отчасти ее перестроить. Однако содержание будущих ментальных медитаций человеку еще не вполне ясно — он их только предвкушает или, наоборот, ждет с неприязнью и опаской и старается незаметно отвлечься и вытеснить их поглубже в подсознание.

Будучи, как и Овен, аналитическим каналом, то есть имея вид единого выходящего из каузального тела русла, дробящегося при приближении к ментальному на множество рукавов, Близнецы отличаются от Овна большей свободой функционирования и конструирования; другими словами, здесь от сознательной воли человека зависит гораздо больше, но, соответственно, шире и возможности непонимания и нарушения равновесия организма, и потому, направленно организуя канал Близнецов и вообще работая с ним, нужно быть очень аккуратным.

Формирование ценностей из идеала — процесс, в котором человек имеет малую свободу: ценность есть не что иное как преломление, конкретизация идеала применительно к конкретной сфере жизни человека. В некотором высшем (читай — атманическом) смысле он всегда стремится к одному и тому же, но в разных областях это стремление оформляется по-разному, и этой конкретизацией и занимается Овен.

В отличие от Овна, Близнецы трансформируют события в ментальные образы, и здесь нет никакой определенности в отношении ментальных систем или языков, в которых эти образы формируются: как человек хочет или привык, той ментальной системой он и пользуется, а при случае вполне может прибегнуть и к какой-то другой: для этого нужны определенные усилия, но для умственно развитого и культурного человека они вполне доступны, и это становится для него огромной проблемой, особенно на нынешнем этапе развития человечества, когда его ментальное тело болезненно гипертрофировано и пытается исполнять искусственно возложенные на него, но ему совершенно не свойственные функции.

В основе каждого ментального языка лежит символическая система, но она может быть ориентирована на любой план — от атманического до физического, и даже сразу на несколько из них. Но любое моделирование имеет свои пределы точности, поэтому выбор близнецовского рукава, предопределяющий выбор символического языка, на котором будет проинтерпретировано (читай — смоделировано) событие, имеет принципиальное значение. Ошибки и погрешности при моделировании неизбежны, но они не должны закрывать возможности решить каузальное затруднение на ментальном плане, и здесь правильный выбор близнецовского рукава часто имеет решающее значение.

В качестве примера рассмотрим следующую ситуацию.

Столкнувшись с определенными жизненными трудностями (препятствия в профессиональном продвижении) и параллельно возникшими психологическими проблемами (повышенная нервозность в связи с неуверенностью в себе, непонимание своего места в социуме и мире в целом), молодой человек А. решает пойти в обучение к местному гуру, исповедующему своеобразную философию и ведущему группы психологического тренинга. Попав в одну из таких групп, А. некоторое время успешно осваивает как философию, так и искусство межличностного общения, но вдруг все его отношения в группе как-то непонятно разваливаются и возникает конфликтная ситуация, при которой он больше не в состоянии туда приходить.

Как можно осмысливать этот каузальный тупик?

Например, на атманическом уровне, то есть используя ментально-атманическое тело и символическую систему, содержащую символы атманического плана, тогда описание данного случая может выглядеть так:

"Моя карма вошла в противоречие с кармой группы, а может быть, и самого Наставника. Его миссия несовместима с моей, и мой религиозный идеал, формируясь под его влиянием, профанируется и становится кукольным." Однако этот вывод, скорее всего, будет преждевременным, поскольку маловероятно, чтобы за две недели обучения в группе у А. существенно изменилось атманическое тело и трансформировался идеал.

Осмысленная на буддхиальном уровне, ситуация может быть сформулирована, например, в психологических терминах:

"Я подсознательно протестую, отрицая архетипы отношения к миру, навязываемые мне группой. В частности, мое суперэго не приемлет обязательного для группы уровня интимности, непосредственности и личностной невключенности, и ее свобода проявилась в моем изгнании." Однако и это объяснение мало что дает для понимания личной проблемы А., приводящей к его вторичному фиаско.

Рассмотрение каузального плана дает следующую картину:

"Этот тип в синем пиджаке явно ходит в любимчиках у Наставника, все время задает ему глупые вопросы, а тот почему-то отвечает, а вся группа, как ослы, развесив уши, непонятно почему внимательно слушает. На меня вообще никто не обращает внимания! Презирают, конечно, но неуклюже стараются это скрыть, подчеркнуто вежливо здороваясь и прощаясь. Ненатурально! А если бы я действительно понравился этой роскошной блондинке, она постаралась бы замечать меня более отчетливо и не флиртовала беспрерывно с чернявым дылдой… Но вообще-то там интересно, и непонятно, чего я вообразил, что у меня с ними конфликт."

На этом примере видно, что в зависимости от способа осмысления своей ситуации человек придет в первых двух случаях к решению прекратить хождение в группу, а в третьем — его продолжить, а если воспользуется всеми тремя одновременно, то впадет в некоторую растерянность, а может быть, в ментальную фрустрацию, но что именно в данном случае предпочтительнее, пусть судят читатель и сам А.: автор лишь иллюстрирует различие между интерпретациями каузального тупика при рассмотрении его в разных символических системах ментального тела, соответствующих различным рукавам близнецовского канала.

* * *

Близнецы всегда упрощают и уплотняют событие, переводя его в ментальный образ, например, сообщение; поэтому типичная близнецовская профессия это журналист, точнее, репортер: журналист, помимо репортерского сообщения, дает к нему еще и ментальный комментарий, то есть проращивает зерна, принесенные в ментальный план близнецовским потоком. Поднимаясь на план выше, мы увидим писателя как представителя тельцовской профессии; дар рассказчика, то есть искусство передавать словами каузальный поток, позволяет ему проращивать каузальные зерна, посеянные Тельцом: развивать сюжет так, чтобы читателю было интересно (последнее слово как раз и означает активность каузального тела). Типично близнецовским занятием является составление реферата, конспекта, шпаргалки, основное требование к которым — содержательность, то есть способность инициировать и направлять ментальную медитацию.

* * *

Понятно, что распределение рукавов близнецовского канала при его впадении в ментальное тело приблизительно соответствует энергетике и частоте эксплуатации ментальных символических систем (языков), которыми человек пользуется. Чем богаче эти системы, чем они сложнее и гибче, тем более разветвленной становится система рукавов, и тем сильнее у человека возникает иллюзия могущества или даже всемогущества его разума.

Действительно, так называемый ограниченный или глупый человек имеет один-два больших близнецовских рукава и способен проинтерпретировать каузальный тупик единственным способом, хорошо, если двумя, и если они оказываются разными, тут же попадает в ментальный тупик. Наоборот, человек, способный рассмотреть событие с десяти разных сторон и получить его ментальные образы (рефераты, сообщения) в десяти разных символических системах, да еще умеющий как-то сочетать их друг с другом, получает практически неисчерпаемые возможности для разнообразных ментальных спекуляций, по идее приближающих его к решению каузальной проблемы — таковы зачастую парламентские дебаты по сложным вопросам, не находящим удовлетворительного для всех решения. Тогда начинает казаться, что еще немного — и оно будет найдено, ведь столько умных идей и суждений в какой-то момент, провзаимодействовав во всех вариантах, приведут к успешному разрешению любой трудности. Увы, здесь зачастую реализуется кошмар начинающего бильярдиста: шар, на миллиметр превосходящий размер лузы. Как хитроумно ни гоняешь его по столу, он никак не желает в нее ложиться. И здесь мы переходим к теме проработки канала Близнецов, а также его возможностей и обязанностей, возлагаемых на него человеком.

* * *

Если назвать одним словом проблему Близнецов, то это понимание. Проработка канала и, параллельно с этим, развитие ментального тела, дают человеку возможность более глубокого и разностороннего понимания событийных тупиков и остановок, неразрешимых на каузальном уровне и требующих ментального разрешения.

На первом уровне проработки Близнецов человек относится к проблеме ментального моделирования остановок в каузальном потоке фаталистически: чего придет в голову, то и придет, а ничего другого прийти не может, да и неоткуда. Здесь внутренний комментарий идет по жестким общесоциальным программам, опирающимся на довольно примитивные ментальные символические системы с очень слабой структуризацией и комбинаторными возможностями — их чаще заменяет образная система, апеллирующая к реалиям физического плана, особенно растительному и животному царствам, а также сексуальному акту, воспринимаемому на атманическом уровне абстракции. Все это очень напоминает способ понимания одно-двухлетнего ребенка, владеющего очень ограниченным набором слов, означающих, однако, широкие (размытые) понятия; конструкции слов при этом используются не более чем двухсложные и чаще всего назывные. Ментальная деятельность после близнецовской трансляции осуществляется главным образом с целью узнавания, то есть отнесения объекта (человека, ситуации, необходимости), воспринимаемого как ключевое звено в каузальном тупике, к определенному разряду в довольно жесткой и ограниченной классификации. Например, другой человек в ней может, в зависимости от оценки его роли в каузальном потоке, получить одну из следующих характеристик: "молоток", "чувак", "козел" — первая положительная, вторая нейтральная, третья отрицательная. Роль канала Близнецов заключается в данном случае в том, что проблематичная ситуация и ее участники рассматриваются с точки зрения одной или нескольких такого рода классификаций, и в результате в ментальном теле появляется зерно, из которого вырастает узнавание, то есть отнесение ситуации к тому или иному разряду классификации.

Такого человека часто довольно трудно понимать; например, явившись домой в сильном волнении, он может долго восклицать: "Индюк мохноногий!", считая это исчерпывающим описанием случившегося с ним эпизода; для него это и в самом деле максимально подробное полностью самостоятельное описание, и если вы хотите узнать, что же все-таки произошло, вам придется задать ему множество дополнительных вопросов, причем человеку будет непонятно, чего еще вам нужно: ведь он и так все существенное уже давно сказал.

Для этого уровня характерно простое строение близнецовского канала, разветвляющегося ближе к ментальному телу на небольшое количество рукавов, соответствующих используемым человеком символическим системам. При этом канал рассчитан на передачу примитивной, но, возможно, очень энергетичной информации: примитивное мышление оказывается порой настолько мощным, что подавляет и буквально разрушает более тонкое, — обстоятельство, с которым, увы, приходится постоянно сталкиваться всем людям второго и более высоких уровней проработки Близнецов. Так, семейный психотерапевт может ощутить полное отчаяние, когда после его длительных объяснений, толкований и видимо успешных поисков разумных компромиссов клиент вдруг говорит: "Я согласна с вами, доктор, но скажите мне откровенно: все-таки он гад?"

Поэтому человек на первом уровне проработки Близнецов чаще всего доволен своим каналом и мышлением (он часто называет его "здравым смыслом") в целом; а все эти тонкости и учености ему ни к чему, только голову всяким мусором забивать — и ведь действительно в спорах с другими он, по собственному мнению, всегда оказывается прав!

Стимулом к проработке здесь может служить сильный кризис, затрагивающий не только ментальное и каузальное, но и буддхиальное тело. В ходе этого кризиса человек понимает, что есть очень важные для него области жизни и подробности событий, на которые он раньше не обращал никакого внимания, и что даже точно определив явление или объект, он иногда еще не заканчивает на этом ментальный процесс — обстоятельство, которое для людей этого уровня является фантастическим и невозможным открытием. Тогда он начинает использовать простейшие логические связки и совсем короткие рассуждения, но только с "железной", то есть абсолютно непререкаемой логикой, например: "Если ты мне соврал раз, то я больше тебе никогда не поверю, потому что значит ты сроду никому слова правды не говорил и никогда не скажешь."

Этим трансформациям и частичному усложнению ментального тела неизбежно сопутствует дифференциация близнецовского канала и повышение его пропускной способности — человек, обдумывая свои трудности, начинает замечать такие (каузальные) подробности, которые раньше полностью ускользали от его внимания, и в первую очередь это касается неоднозначности толкования происходящих событий.

На втором уровне проработки Близнецов человек учится сознательно управлять процессом ментального моделирования событий, и первым этапом здесь является сознательный выбор символической системы (ментального языка), на котором это моделирование будет происходить; параллельно с этим идет расширение спектра доступных ему ментальных языков и их возможностей. Примитивные языки дескрипторного типа, являющиеся по сути очень ограниченными наборами ключевых слов, расширяются в своем объеме и появляются различные правила словосочетаний — зачатки синтаксиса и грамматики в целом. Для того, чтобы дать описание явления на языке с грамматикой, требуется значительно больший объем информации, и потому пропускная способность соответствующего рукава близнецовского канала резко возрастает, и человек по необходимости становится более внимательным к каузальному потоку, но это не главное. главное заключается в том, что теперь он впервые ощущает свободу в выборе способа интерпретации своих каузальных тупиков, поворотов и остановок, и это чувство его порой опьяняет, а иногда чрезвычайно смущает.

Как это переживается субъективно? Со мной что-то случилось, и оно требует определенного осмысления, но я могу смотреть на случившееся разными глазами и интерпретировать с различных позиций разнообразными способами, пользуясь при этом несколькими доступными мне ментальными языками. Первое впечатление, которое возникает при этом — все проблемы кончились, ибо любую ситуацию можно смоделировать так, что никакого тупика в ней не окажется. Как сказал один знаток социальной психологии: "Что такое общественное мнение? Дайте мне на неделю средства массовой информации, и я поверну его в любом нужном вам направлении." Здесь звучит самоуверенность, типичная для второго уровня проработки Близнецов. Повернуть-то он повернет, но тоже на неделю, а через две недели оно успешно возвратится обратно или склонится в совсем неожиданную сторону: например, общества защиты животных возьмут под особую опеку диалоговые компьютеры или, хуже того, их вирусы.

Другими словами, полученная свобода используется человеком чрезвычайно широко, давая ему иллюзию работы над собой или внешним миром, но ее коэффициент полезного действия чаще всего очень мал, так как ментальные модели получаются громоздкими, неуклюжими и практически неработоспособными, поскольку каузальные затруднения разрешимы только на каузальном же уровне, и все попытки смоделировать и разрешить их чисто на ментальном обречены на неудачу.

Со злоупотреблением Близнецами и ментальным телом связано раздражение, которое математики часто вызывают у физиков, инженеров, биологов и прочих специалистов, чьи содержательные проблемы по периферии формализуются, но главное их существо остается все же выше ментального формализма и потому математические модели объектов и процессов воспринимаются скорее как наукообразные завитки, дань моде на формализм и математизацию, нежели реальная помощь. Аналогичное раздражение вызывают у хороших писателей и художников их критики "аналитического" склада, пытающиеся дать ментальный портрет или реферат художественного произведения, заведомо обрекая его на профанацию.

Реферат, аннотация, реклама, взгляд, оценка, мнение, частная точка зрения — все это плоды ментальной медитации на основе близнецовской трансляции, и на втором уровне проработки канала они могут быть выполнены вполне квалифицированно, но человеку нужно научиться не выдавать их за нечто большее. Ни одному химику не придет в голову, что свои проблемы он может решить, только лишь читая реферативный журнал, и точно так же инженер-практик никогда не сочтет математический расчет финалом своей деятельности, но научиться соответствующему пониманию в своей внутренней жизни и в своем личном каузальном потоке оказывается не так легко, особенно в век господства рационального разума и тотальной веры в него.

Характерная проблема человека на втором уровне близнецовского канала — неэффективные ментальные медитации, идущие бесконечно и с отрицательным энергетическим балансом — "порочные круги" мышления, которое пытается решить тупиковую каузальную ситуацию, превращающуюся в тупиковую ментальную, "как ни крути", то есть какими близнецовскими рукавами и способами осмысления ни пользуйся.

На третьем уровне проработки Близнецов человек освобождается от иллюзий, приобретенных на предыдущем уровне, и его вера в могущество его разума сильно сокращается, хотя возможности последнего заметно увеличиваются.

Здесь человек делает для себя несколько очень важных открытий. Прежде всего, он осознает грубость ментальных энергий по сравнению с каузальными: мысль, которая может смоделировать (отобразить) любое событие, объект, обстоятельство, явление, делает это всегда очень приблизительно и однобоко, а попытки совмещения и синтеза различных ментальных моделей терпят неудачу.

Это можно сравнить с попытками изобразить на плоскости трехмерный куб. Его проекции могут быть, в зависимости от направления проектирования, самыми разными: квадратом, пятиугольником, даже правильным шестиугольником, но ни одна из них, и никакое плоское их сочетание, не дадут адекватного во всех отношениях образа куба.

Второе открытие заключается в том, что каузальному кванту, попадающему в Близнецы, совсем не безразлично, в какой рукав канала он попадет и на каком ментальном языке будет проинтерпретирован: в одном случае он претерпевает меньшее искажение, в другом большее, а в третьем информационная составляющая почти исчезает, а остается лишь энергетическая — тогда у человека повышается общий тонус ментального тела, но о чем ему следует думать, он не понимает. Таким образом, человек осознает, что многие его ментальные неудачи в обработке информации из каузального потока связаны с неправильным выбором языка интерпретации или, что то же самое, близнецовского рукава, по которому транслировалась эта информация. Более того, он понимает, что выбор правильного рукава осуществляется не на ментальном, а на каузальном уровне, и это понимание наносит сокрушительный удар по идее верховенства рационального разума, но зато резко повышает адекватность работы ментального тела. Другими словами, человек, находясь еще на уровне событий (внешних и внутренних), определяет, какими ментальными средствами он будет разрешать те или иные каузальные затруднения, что, конечно же, экономит ему много ментальной работы. На нашем примере с проекциями куба это можно проиллюстрировать так. Представим себе, что где-то на его поверхности имеется дефект (раковина), который нужно заделать. Для этого ее надо изучить, но если человек на втором уровне проработки Близнецов станет беспорядочно проектировать куб по всем направлениям, пока случайно не наткнется на дефектную грань (а до того будет в уверенности, что все в порядке), то, будучи на третьем уровне, он, видя куб целиком, сразу спроектирует его так, чтобы дефект отразился наиболее отчетливо — но даже и тогда будет иметь в виду, что какие-то искажения и упрощения обязательно произошли, и будет осторожен в своих выводах.

В переводе на обычный язык третий уровень проработки означает появление у человека особой интуиции, подсказывающей ему, как и с какой стороны нужно осмысливать жизненные затруднения. При этом чаще всего ему в каждом случае хватает одной-двух интерпретаций, причем его ментальные усилия обычно невелики, поскольку весьма эффективны. Последнее, впрочем, не всегда очевидно и, с точки зрения человека второго уровня, он может выглядеть ограниченным, необъективным и туповатым, во всяком случае ментально ленивым.

Следующее открытие, которое делает человек третьего уровня, заключается в том, что каждая затруднительная каузальная ситуация, активизирующая Близнецы и питающая семенами и энергией ментальное тело, снабжает последнее совершенно определенным информационно-энергетическим потенциалом, обработав который, ментальное тело должно заняться чем-то другим, независимо от того, решена проблема полностью, частично или не решена вовсе. С этого момента открываются пути борьбы с отрицательными ментальными медитациями — этим бичом современной цивилизации, своего рода Божьим наказанием за непомерное раздувание ментального тела и его обожествление, то есть попытку поставить на место атманического.

Субъективно окончание каузальной (точнее, близнецовской) информационно-энергетической поддержки переживается в ментальном теле очень ясно: человек полностью теряет живой интерес к размышлениям на тему своего тупика, независимо от того, пройден он или нет. В результате у него может включится канал Рака и возникнуть эмоция, в случае неудачи отрицательная, но это гораздо естественнее и гармоничнее, чем нескончаемые попытки вновь и вновь возвращаться к логическому тупику, искусственно деформируя ментальное тело и форсируя его энергетику. И человек на третьем уровне проработки Близнецов учится вовремя признавать свои ментальные поражения, в результате чего постепенно излечиваются его застарелые и неискоренимые ранее порочные круги бесплодных рассуждений, уносящие столько времени и сил, что их вполне бы хватило на получение высшего образования, а иногда и ученой степени кандидата технических наук.

На четвертом уровне проработки Близнецов происходит окончательная смена акцентов: человек понимает, что основная функция его ментального тела это аккуратное проращивание семян, попадающих в него из каузального, или, другими словами, интерпретация и решение на ментальном плане проблем, не решаемых на каузальном. Поэтому основные усилия он тратит на сбор каузальной информации, то есть совершенствует свое внимание к потоку событий, стремясь увидеть его с возможно большего числа точек зрения и не замутняя свое восприятие лично-эгоистическим отношением к происходящему. Это означает, что чистятся и расширяются не только мелкие рукава, но и главное русло близнецовского канала, выходящее непосредственно из каузального тела.

Обычно такой человек обладает достаточным уровнем религиозности, или, во всяком случае, ощущает, что события его жизни подчиняются определенным законам, все связаны друг с другом и ничто не происходит "случайно". Поэтому каузальные тупики и затруднения воспринимаются им в первую очередь как пища для размышлений, целью которых является не преодоление тупика самого по себе, а более глубокое понимание своей миссии и системы ценностей. Если и Телец проработан до четвертого уровня, то человек, видя корни текущих событий в буддхиальном теле, рассматривает каузальные сложности как симптомы недостаточного согласования своих ценностей и программ развития, и старается смоделировать не только каузальные объекты (события, ситуации и т. д.), но и буддхиальные, их порождающие и ими во многом управляющие. Другими словами, этот человек за событием видит рассогласование программ достижения ценностей, его порождающее, а за жизненным тупиком — целый клубок противоречий таких программ, и пытается найти ключ для его распутывания — именно ключ, а не метод решения, так как ментально смоделировать и решить серьезную буддхиальную проблему практически невозможно. Этот ментальный ключ (вывод, умозаключение, структурная модель) поднимается потоком Козерога в каузальное тело, где становится почвой для некоторых событий, тонкий смысл которых поднимается затем Водолеем в буддхиальное тело и несколько меняет характер почвы, на которой растут ценности человека, и если ключ найден правильно, то последние становятся более согласованными друг с другом и миссией человека и каузальный тупик открывается. Путь, на первый взгляд, не самый близкий, зато гораздо больше соответствующий природе организма и принципам его баланса.

Особенностью этого человека является малая привязанность к своему ментальному аппарату и его символическим языкам. Те из них, которые используются им редко, постепенно отмирают, и он не склонен об этом жалеть, интересуясь лишь одним — адекватностью своих ментальных реакций на каузальные (и некоторые другие, но он них речь позже) трансляции. Совершенный близнецовский канал человека четвертого уровня берет на себя многие функции ментального тела человека с менее развитым каналом: первый гораздо внимательнее смотрит на поток событий и точнее улавливает существенные для себя подробности, чем второй, и поэтому его ментальная обработка часто идет точнее, быстрее и легче. Так, хорошему писателю и художнику бывает достаточно двух-трех штрихов, чтобы обрисовать предмет, который их собрат средней руки будет мусолить, изводя бездну чернил или краски с гораздо более слабым результатом.

Теперь рассмотрим положение Близнецов в натальной карте.

Сильные Близнецы будут у журналиста, который, побыв в чужой стране три дня, напишет затем толстую книгу своих впечатлений и очерков местных нравов.

У человека с сильными Близнецами скорее всего сильное ментальное тело, привыкшее извлекать из каждого события обильную пищу для размышлений. При этом поток событий может быть и не слишком богатым, или даже вовсе бедным, но каждое каузальное затруднение становится для этого человека источником самых разнообразных и нередко противоречащих друг другу или несовместимых комментариев и выводов, но это странным образом его не смущает.

Скорее всего у него хорошо подвешен язык; по крайней мере, он не затруднится в описании своих бед и горестей — когда захочет это сделать, и тогда они заслонят вам все горизонты, и вы заплачете от чувства жалости и сострадания к новому Иову.

Сильные Близнецы редко задерживаются на первом уровне проработки и, как правило, быстро осваивают второй, но на нем застревают надолго. Их собственные ментальные комментарии к событиям чрезвычайно развлекают их самих, хотя, будучи выражены вслух, могут оказаться малоинтересными для окружающих, которые сочтут их яркой, но пустой болтовней. Здесь, впрочем, очень многое зависит от ментальной картины мира окружающих и их каузальных интересов. В удачном варианте человек с сильными Близнецами может выразить в словах трудности дотоле немых коллективов и групп, за что последние будут ему бесконечно благодарны.

Сильные Близнецы дают человеку, особенно в наше время, ощущение большого ментального комфорта и иллюзию своего всемогущества, по крайней мере, способности решить любую свою проблему методом ее перевода на подходящий символический язык, и от этой иллюзии он избавляется не скоро, надолго забираясь в глухие каузальные тупики и искусно притворяясь перед собой, что он при всем том совершенно свободен. Ведь даже сидя в тюрьме, всегда можно сказать, что решетка-то расположена перед внешним миром, не давая ему, бедному, приблизиться ко мне.

Другой соблазн сильных Близнецов — искажение акцентов при описании каузального потока: это то, что называется передергиванием, с больной головы на здоровую и т. п. Этот человек может незаметно для себя (а иногда и сознательно) совершенно исказить существо ситуации, хотя объективно его описание будет похожим на истину — но основная мысль данной главы как раз и заключается в том, что никакой "истины" нет, и никакой "объективности" от мышления человека не требуется, а требуется адекватность (для организма) его реакции, что совсем не одно и то же.

Третий, не менее опасный соблазн сильных Близнецов — подмена наблюдения за каузальным планом увеличением сложности ментальных языков и моделей. Другими словами, вместо того, чтобы глубоко и тщательно разобраться в (каузальном) существе проблемы, человек начинает активно манипулировать с ее образами на ментальном плане, думая (или притворяясь перед собой и другими), что одно может заменить другое. Типичный пример такой подмены — вероятностные модели неопределенного будущего с приблизительно таким идейным фундаментом: "Если я не знаю, когда произойдет событие, то я могу считать, что оно произойдет в любой день с одинаковой вероятностью." Почему так можно считать, никто объяснить не в состоянии, но что-то делать надо, и за отсутствием реальной информации человек с сильными Близнецами, но слабой научной совестью вполне может воспользоваться умозрительной спекуляцией.

Проработанные сильные Близнецы дают возможность глубокого понимания потока событий, но для этого человеку часто приходится разрабатывать специальный символический язык, ибо универсального ментального языка не существует. Это понимание выражается в некоторой модели, или системе представлений, которые производят на современников впечатление открытия или откровения, хотя ничего особенного по сравнению с окружающими этот человек может и не видеть — если говорить о событиях; откровением является именно их трактовка и ментальные средства, с помощью которых она делается.

Слабые Близнецы могут вызывать у людей с сильным ментальным телом раздражение своей не то что тупостью, но каким-то упрямым нежеланием переводить каузальные трудности на понятные и гибкие ментальные языки. С таким человеком вообще трудно разговаривать, так как он не очень-то верит в способность рационального разума понимать суть явлений и воспринимает мышление как стоящее где-то в стороне от жизненного потока.

Ему мало что говорят газетные сообщения и новости по радио, а если он оказывается в затруднительном положении, то ему почему-то трудно его описать или найти адекватный образ. Сущее мучение для него — писать письма родственникам, а если он из чувства долга садится за них, получается некое подобие протокола. Но еще труднее для него утешать и давать советы друзьям и знакомым, попавшим в затруднительное положение — в подобных случаях ему гораздо легче что-то сделать, чем "высасывать из пальца" (с его точки зрения) бессильные и заведомо бессмысленные тексты.

С другой стороны, малое количество внутренних комментариев к затруднительным положениям не означает непременно их низкого качества: здесь возможен вариант "редко, да метко". Кроме того, слабые Близнецы означают слабую выраженность множества проблем и соблазнов, описанных выше (см. сильные Близнецы); например, этот человек будет иногда скучать, но редко столкнется с положением аврального переполнения ментального тела энергией и мыслями одновременно, когда голова от них буквально лопается, порядка нет и в помине, и что делать, совершенно непонятно, так как отсутствуют критерии предпочтения и способы упорядочения дикого ментального леса, напоминающего тропический и растущего с непостижимой скоростью. Слабые Близнецы предпочтут виктории регии кактус, а толстому роману — афоризм, но для того, чтобы научиться работать на этом уровне, им нужно немало потрудиться.

Гармоничные Близнецы могут дать на редкость самодовольного человека — в лучшем смысле этого слова. Если вы его спросите: "Как дела?", — он скорее всего ответит: "О'кей", — поскольку независимо от характера каузального потока последний без труда осмысливается им как положительный; его девиз: "Вам хочется песен — их есть у меня!" — или, переходя с одесского языка на американский: "Ноу проблем!"

В детстве этот мальчуган, вероятно, коллекционировал открытки, марки иностранных государств или спичечные этикетки, но совсем не так, как Телец или тем более Козерог, то есть накапливая в общем-то безличный каузальный потенциал, а в качестве символов далеких от него реальностей, и окружающие взрослые с удовольствием ему помогали, чувствуя, что расширяют ребенку ментальный кругозор.

Гармоничные Близнецы дают хорошие способности к иностранным языкам, но человек будет их учить лишь по мере необходимости, не перегружаясь и легче всего — в языковой среде или с многочисленными наглядными пособиями и техническими средствами (магнитофоны, кино- и видеозаписи и т. п.). Он, как правило, будет быстро и непринужденно решать свои жизненные проблемы, но его советы могут показаться легковесными, поскольку ему трудно понять, что проблемы других людей могут осознаваться ими очень тяжело и тогда никакие уговоры не помогают. Он, однако, не будет настаивать: вам не подошли его мнения, оценки и советы — что ж, вам виднее, думайте сами, а он упорхнет дальше.

Вообще говоря, гармоничные Близнецы чувствуют, когда им нужно быть повнимательнее и думать чуть интенсивнее, и в течение двух часов подряд они на это способны; но дальше их терпение и выдержка кончаются и начинается откровенная халтура, ментальная подтасовка, перелицовка, умелое выдавание серого за розовое, а черного за желтое и т. д. И если этот доморощенный Макиавелли будет постоянно отводить самому себе (а заодно и окружающим) глаза от насущных проблем, его со временем ждут очень суровые испытания в виде таких тупиковых и болезненных ситуаций, из которых он действительно при всем старании не сможет найти выхода. Его лень, соглашательство (в первую очередь со своим эго) и привычка к праздности и легкому решению всех реальных (читай — каузальных) проблем приводят к ослаблению ментального тела и внимания к каузальному потоку; близнецовский канал заболачивается, зарастает тиной и водорослями, и теперь быстро его не расчистишь. Зато проработка дает прекрасные способности к наукам и искусствам, дипломатические таланты и редкой ясности и гармонии ум, способный смягчить и разрешить самые жестокие и непримиримые конфликты.

Пораженные Близнецы создают человеку массу проблем, как кажется окружающим, на пустом месте. Жизненное препятствие, не стоящее выеденного яйца, в его голове превращается в сложнейшую проблему, которую он склонен решать вычурным способом, чаще всего не имеющим никакого отношения к сути дела, а в результате намертво запутывается и садится в ментальную лужу. Так, по крайней мере, проявляются пораженные Близнецы на первом-втором уровнях проработки. Однако имея в указанном отношении сильный импульс для самосовершенствования, человек делает свои выводы, и прежде всего учится скрывать от окружающих свойственные ему способы восприятия каузальных затруднений и ментальной их обработки. Далее он начинает их совершенствовать или оставляет такими, какие есть, окружая себя для надежности прочной оградой замкнутости, комплексов неполноценности, а при сильном поражении — неврозов или даже паранойи.

Для этого человека характерна высокая чувствительность к каузальным осложнениям, которые в его случае требуют каждый раз особой, нестандартной и всегда непростой ментальной работы. Обычно это дает оригинальный ум, в чем-то мощный, а в чем-то ущербный, и последнее обстоятельство очень мучает человека, пока он не поймет, что его ум идеально подходит для решения его собственных проблем (в том числе и связанных с внешним миром и другими людьми), а больше ничего и не нужно. Однако это понимание приходит не ранее третьего-четвертого уровней проработки канала, а до того человека ждет много неудач и огорчений, в ходе которых он должен изучить особенности своего ума и восприятия мира и скорректировать их необходимым для того, чтобы прожить свою жизнь, образом.

Тогда оказывается, что его восприятие и осмысление каузального потока, сильно отличаясь от среднесоциального, имеют во многих случаях большую разрешающую способность и дает тупикам совсем иное освещение, так что некоторые из них неожиданно для всех открываются.

Однако часто эти люди с негативным, злым и едким умом, видящие мир в резко контрастном черно-белом освещении, с преобладанием серого и желтого тонов. Им приходится трудно, но, преодолевая свой нигилизм, они получают силу и мудрость, недоступные прочим членам человеческого рода. Если же проработка напряженных аспектов идет плохо, человек может впасть в отчаяние и разувериться в силе разума — как своего, так и человечества в целом… Последним, впрочем, в наше время уже никого не удивишь.








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке