|
||||
|
14. Вечная религия и три истины: самбандха, абхидхея, прайоджана (энергии Господа) Вернувшись домой, Враджанатх стал размышлять над тем, что услышал от старого бабаджи. Сердце его переполняла радость, а в голове кружились такие мысли: «Ах, как прекрасны слова Господа Гауранги! Когда я слушаю их, мое сердце наполняется счастьем. Когда я слышу слова, поведанные Им, из уст святого бабаджи, моя любовь к Нему становится все сильнее и сильнее. Все постулаты его учения представляются мне весьма логичными. Пожалуй, Его учение и впрямь основано на утверждениях священных писаний. Никак не могу понять, почему достойные брахманы подвергают его критике. Видимо, просто потому, что все они – закоренелые имперсоналисты». На следующий день Враджанатх снова отправился к Рагхунатхе дасу Бабаджи. Увидев святого бабаджи, стоящего на пороге своей хижины, Враджанатх принес ему поклоны. Святой бабаджи обнял его и усадил рядом с собой. Сияя счастьем, Враджанатх сказал: «О учитель, я хочу услышать третий стих „Даша-мулы“. Пожалуйста, прочти его мне». Святой бабаджи, обрадованный тем, что Враджанатх испытывает столь возвышенные духовные чувства, начал декламировать: Да славится Верховная Личность Бога, которого нимало не затрагивают материальные преобразования. Он един со Своей духовной энергией. Он вечно пребывает в Своем неповторимом духовном великолепии. Из Его тела рождается духовная энергия, исполняющая все Его желания. Кроме того, Господь порождает энергию, поддерживающую индивидуальные души, а также энергию, отвечающую за безжизненную материю. Враджанатх сказал: «Брахманы-ортодоксы утверждают, что Всевышний, являющий Себя в качестве имперсонального Брахмана, не имеет власти над энергиями. Он имеет власть над различными энергиями только тогда, когда являет Себя в форме Верховного Повелителя. А что говорят об этом Веды?» Бабаджи ответил: «Энергии Господа находятся под Его властью всегда, независимо от того, в каком аспекте Он Себя проявляет. В Ведах („Шветашватара-упанишада“ 6.8) утверждается: Тело Господа отличается от тела обычного живого существа. Между Его телом и Его душой нет никакого различия. Он абсолютен. Все Его чувства трансцендентны и любое из них может исполнять функции другого. Поэтому никто не равен с Ним и не превосходит Его. Его энергии многогранны. Иччха-шакти, энергия Господа, исполняющая все Его желания, описывается следующими словами («Шветашватара-упанишада» 1.3): Погрузившись в медитацию, мудрецы узрели таинственную энергию и трансцендентные качества Верховной Личности Бога, изначальной причины, которая господствует над всеми вторичными причинами, начиная временем и кончая индивидуальными живыми существами. Джива-шакти, энергия Господа, которой и являются индивидуальные духовные души, описывается следующими словами («Шветашватара-упанишада» 4.5): Нерожденный мужчина наслаждается связью с нерожденной красно-бело-черной женщиной, которая порождает множество подобных ей детей. Другой нерожденный мужчина сначала наслаждается ею, но в конце концов покидает ее.* Майя-шакти, энергия Господа, олицетворяющая материальный мир, описывается так («Шветашватара-упанишада» 4.9): Веды представляют собой бесконечное множество различных гимнов, молитв, описаний жертвоприношений, обрядов, обетов, подвижничества, а также исторических повествований и предсказаний будущего. Просто изучая Веды, обусловленной душе, введенной в заблуждение майей, очень трудно постичь Верховного Господа, повелителя иллюзорной энергии и творца бесчисленных материальных вселенных. Слова парасья шактих («Шветашватара-упанишада» 6.8) указывают на то, что из многочисленных энергий Господа только одна является основной. Нигде в Ведах не говорится о том, что какой-либо аспект Всевышнего лишен власти над энергиями. Обладая всеми сущими в творении качествами, Господь является Верховной Личностью Бога. Не обладая качествами во всей полноте, Он являет Себя как безличный Брахман. Главная божественная энергия способствует проявлению Господа в форме безличного Брахмана. Иными словами, имперсональный Брахман обладает энергией. Эта энергия описана в Ведах, которые называют ее разными именами: пара-шакти, сварупа-шакти, чит-шакти. Имперсоналисты воображают, что безличный Брахман лишен власти над энергиями. Однако безличный Брахман находится за пределами мыслительных способностей имперсоналистов. Веды утверждают, что Всевышний проявляет Себя в двух аспектах – один из них обладает качествами, а другой не имеет качеств. Тот факт, что безличный аспект Господа обладает энергиями, подтверждается следующими словами Вед («Шветашватара-упанишада». 4.1): Не имея качеств, Всевышний, тем не менее, сотворил материальный мир, прибегнув к помощи Своих энергий. Тот факт, что личный аспект Господа тоже обладает энергиями, подтверждается следующими словами Вед («Шветашватара-упанишада». 3.1): Используя Свои многочисленные энергии, Верховная Личность творит материальный мир. Досконально изучив священные писания, ты можешь убедиться в том, что Всевышний никогда не теряет власти над Своими энергиями. Они всегда служат Верховному Господу. Следующая мантра Вед («Шветашватара-упанишада». 6.16) описывает Всевышнего Господа, повелителя трех вечных энергий: Верховный Господь, творец бесконечного космического проявления, знает каждый закоулок Своего творения. Он является причиной этого творения, но Его появление не имеет причины. Он обладает всей полнотой сознания. Он – Сверхдуша, владыка непознаваемых качеств, и под Его властью находится все космическое проявление. Рабство, характерное для обусловленного состояния материального бытия, а также освобождение от этого рабства тоже находятся в ведении Господа. В этом стихе описаны три основные энергии Господа. Слово прадхана указывает на майю-шакти Господа, слово кшетраджна – на энергию индивидуальных духовных душ, а слово кшетраджна-пати – на духовную энергию Господа. Суждение о том, что безличный аспект Всевышнего не обладает энергиями, а личный – обладает, порождено богатым воображением имперсоналистов. Господь вечно является повелителем Своих энергий. Когда Господь является во всем Своем великолепии, когда Его изначальное верховное положение не вызывает сомнений, когда Он проявляется как Верховная Личность, Его всегда сопровождают Его энергии». Выслушав объяснения святого старца, Враджанатх спросил: «Если Господа всегда сопровождают Его энергии, и если все деяния совершаются Его энергиями, в чем же проявляется Его личная независимость, и каким образом исполняются все Его желания?» Бабаджи ответил: «В писаниях сказано: Энергия и Повелитель энергии – едины. Энергии совершают те действия, которые отвечают воле Повелителя. Майя-шакти обязана творить материальную вселенную. Джива-шакти обязана поддерживать множество индивидуальных душ. Обязанность чит-шакти – творить духовный мир. Поручив эти обязанности Своим энергиям – чит-шакти, джива-шакти и майя-шакти – Господь остается в стороне, не претерпевая никаких изменений и не ощущая воздействий с их стороны». Враджанатх вновь спросил: «Но если эти действия совершаются по Его желанию, как же может Он оставаться в стороне никак не затронутый и ничем не заинтересованный? Если Он желает, чтобы свершились определенные действия, следовательно, результаты этих действий несомненно окажут влияние и на Него». Святой Бабаджи ответил: «Если писания утверждают, что Господь остается в стороне от какой-либо деятельности, то под этим подразумевается, что Господь никогда не претерпевает никаких материальных изменений. Материальная энергия является зеркальным отражением Его внутренней, духовной энергии. Свершения материальной энергии, майи, вполне реальны, но они временны. Изменения, производимые майей, не сохраняются надолго. А те изменения, которые происходят в желаниях или играх Господа, проявляются благодаря Его духовной энергии, чит-шакти. Эти изменения – проявление Его духовной любви, поэтому они свободны от каких-либо изъянов или скверны. Они относятся к духовной сфере. Хотя майя-шакти создает материальный мир по велению Господа, Верховный Господь сохраняет Свою исключительно духовную природу. В творении Его духовной энергии, чит-шакти, нет ничего материального. Когда о колоссальном разнообразии проявлений духовной энергии Господа берутся рассуждать обычные люди, разум которых не может представить себе ничего иного, кроме материи, они неизбежно приходят к выводу, что все эти описания могут относиться только к материальным предметам. Эти люди подобны больным желтухой, которым весь мир видится в желтом свете. Но священные писания имеют в виду следующее: материальная энергия является всего лишь отражением духовной энергии. Вывод напрашивается сам собой: огромное разнообразие проявлений материального мира является отражением бесконечного разнообразия мира духовного. На первый взгляд, материальный и духовный мир похожи друг на друга. Однако истина в том, что эти миры представляют собой диаметральные противоположности. Отражение человеческого тела в зеркале выглядит точно так же, как само тело. Однако левая рука в зеркальном отражении кажется правой, а правая – левой. Материалистам кажется, что разнообразие духовного и материального миров – это одно и то же, но духовно развитый человек может заметить прямую противоположность этих явлений. В действительности, материальное разнообразие является искаженным отражением духовного разнообразия. Верховный Господь свободен от каких-либо материальных изменений и каждое Его желание незамедлительно исполняется. Он управляет материальной энергией, майей, и поручает ей различные задания». Враджанатх спросил: «О мудрец, скажи мне, является ли Шри Радхика проявлением какой-либо энергии Господа?» Бабаджи ответил: «Господь Кришна является Изначальным Повелителем всех энергий. Шримати Радхика является идеальным, изначальным проявлением Его энергии. Шримати Радхика – изначальная форма внутренней, духовной энергии Господа. Как мускус не рознится с ароматом, как пламя не отличается от своей способности сжигать, так и Радха-Кришна, вместе вкушающие блаженство трансцендентных игр, вечно едины и вместе с тем отличны друг от друга. Внутренняя энергия Господа, Шри Радха, проявляет три энергии: чит-шакти (дух), джива-шакти (индивидуальные души) и майя-шакти (материю). Эти энергии считаются различными аспектами крия-шакти (энергии действия). Чит-шакти, кроме всего прочего, известна как антаранга-шакти, а джива-шакти – как татастха-шакти. Майя-шакти известна как бахиранга-шакти. Хотя внутренняя энергия Господа неделима, выполняя различные действия, она принимает различные формы. Все совершенные качества внутренней энергии в полной мере присутствуют в чит-шакти. Мизерная доля этих совершенств присутствует в джива-шакти, а их искаженное отражение присутствует в майя-шакти. Внутренняя энергия проявляется в трех аспектах: хладини, сандхини и самвит. Они описываются в «Даша-муле» следующими словами: Да будет вечно прославляем Господь Шри Кришна, который наслаждается нектарными играми во Врадже, который резвится в океане нектара духовных эмоций, который наслаждается чувством безграничной экстатической любви, проявленной благодаря хладини-шакти, который вкушает нектар доверительной любви, проявленной посредством самвит-шакти, и который вечно пребывает в сверкающей трансцендентной обители, которую создает сандхини-шакти. Итак, внутренняя энергия Господа имеет три аспекта: хладини, сандхини и самвит. Хладини-шакти, которая является Шри Радхой, дочерью Вришабхану, доставляет Господу Кришне огромное трансцендентное блаженство. Ее проявление в виде высочайшей экстатической любви (маха-бхавы) наиболее дорого Господу Кришне и доставляет Ему неописуемое удовольствие. Хладини-шакти принимает и другие формы. Она воплощается в облике восьми главных гопи (ашта-сакхи), дорогих гопи (прия-сакхи), веселых гопи (нарма-сакхи), гопи, которые дороже жизни (прана-сакхи), и самых дорогих гопи (парама-прештха-сакхи). Гопи выполняют разного рода действия в преданном служении. Эти гопи являются вечно освобожденными душами, обитающими в духовном мире Враджи. Самвит-шакти контролирует различные взаимоотношения, существующие между жителями Враджи. Сандхини-шакти творит землю, воду, деревни, леса, холмы (в том числе холм Говардхан), все те места, где обитают Шри Кришна, Шри Радха, Их друзья и подруги – гопы и гопи, Их слуги, Их любимые коровы и все остальные жители Враджи. Чувство экстатической любви, возбуждаемое хладини-шакти, постоянно наполняет Господа Кришну неизмеримым блаженством. Самвит-шакти отвечает за любовные игры – танец раса, озорные проделки пастушков и так далее. Чтобы явить эти игры, Господь Кришна обращается к Своей самвит-шакти. Господь, вечно погруженный в нектар трансцендентных эмоций, наслаждается играми на благословенной земле Враджи, земле, которую творит сандхини-шакти. Среди всех духовных обителей земля Враджи наиболее почитаема». Враджанатх заметил: «Ты говорил, что внутренняя энергия является в форме энергий хладини, самвит и сандхини. Но ведь джива-шакти также является крохотной частицей внутренней энергии, а майя-шакти – искаженным отражением внутренней энергии. Пожалуйста, расскажи мне, как энергии хладини, самвит и сандхини связаны с энергиями джива-шакти и майя-шакти». Достойный Бабаджи ответил: «Джива-шакти, которая является атомарной частицей внутренней энергии, обладает незначительной частью этих трех энергий. Хладини-шакти проявляется в ней как вечное блаженство безличного Брахмана, самвит-шакти – как знание индивидуальной души об имперсональном Брахмане, а сандхини-шакти – как мельчайшие духовные формы духовных душ. Так следует понимать интересующий тебя вопрос о проявлении этих энергий в индивидуальных духовных душах. В сфере, подвластной майя-шакти, хладини-шакти являет себя как материальное счастье, самвит-шакти – как материальное знание, а сандхини-шакти – как четырнадцать материальных миров, а также как материальные тела обусловленных душ». Враджанатх спросил: «Ты так легко объясняешь все действия энергий Господа, а между тем, великие мудрецы называют эти энергии „непостижимыми“… Бабаджи пояснил: «В том случае, если разные их качества и аспекты рассматривать отдельно, один за другим, их легко понять. Но если рассматривать все аспекты сразу, они окажутся за пределами человеческого понимания. В материальном мире противоположные качества не могут сосуществовать, поскольку они взаимоисключаемы. Но непостижимая природа энергий Господа Кришны как раз в том, что в духовном мире взаимоисключающие качества счастливо уживаются вместе и дают превосходный результат. Господь Кришна сочетает в Себе такие противоречивые аспекты, как наличие формы и отсутствие ее, способность пронизывать Собой все и пребывание в одном определенном месте, активность и бездеятельность, положение почитаемого всеми Верховного Господа и одновременно – мальчика-пастушка (гопы), всеведение и ограниченное знание, присущее обычному человеку, обладание всеми известными в мире качествами и полное отсутствие качеств, непостижимость и одновременно – бесконечная привлекательность, ограниченность и безграничность, отдаленность и близость. Эти и многие другие взаимоисключающие качества мирно соседствуют в трансцендентной форме Господа Кришны, в трансцендентной обители Шри Кришны и в трансцендентных играх Шри Кришны. Человеческому уму никогда не понять, как эти взаимоисключающие качества содействуют играм Господа Кришны и как благодаря им эти игры становятся более привлекательными. Поэтому считается, что энергии Господа непостижимы». Враджанатх спросил: «О мудрец, поддерживают ли Веды это мнение?» Бабаджи ответил: «Да, оно признается Ведами. В „Шветашватара-упанишаде“ (3.19) сказано: Ученые трансценденталисты считают, что Бог является величайшей, Изначальной Личностью. У Него нет рук, сотворенных материей, но Он может взять что угодно. У Него нет ног, сотворенных материей, но Он путешествует быстрее всех. У Него нет глаз, созданных из материальных элементов, но Он видит все. У Него нет ушей, сотворенных материей, но Он слышит все. Он знает все, но познать Его не может никто. В «Иша-упанишаде» (5 и 8 мантры) сказано: Верховный Господь и ходит и не ходит. Он очень далеко, но одновременно очень близко. Он пребывает во всем, но одновременно находится вне всего. Человек должен познать величайшего из всех, нерожденного, всеведущего, безукоризненного, не имеющего вен, чистого и свободного от скверны, самодостаточного философа, который с незапамятных времен исполняет желания каждого. Выслушав эти слова, Враджанатх спросил: «А упоминается ли в Ведах о том, что Верховный Господь нисходит в материальный мир по Своей воле?» Бабаджи ответил: «Да, и неоднократно. В „Кена-упанишаде“ рассказывается такая история. Однажды Ума попросила Шиву рассказать ей о Верховном Господе. Господь Шива поведал ей следующее. Как-то раз случилось так, что Индра и полубоги стали слишком гордиться своими победами над демонами. Пока полубоги твердили друг другу о своих выдающихся качествах, Верховный Господь принял тело якши, явился среди них и спросил, чем они, собственно, так гордятся. Затем Он протянул им травинку и предложил удивленным полубогам сжечь ее своей силой. Этот эпизод иллюстрирует мантра из „Кена-упанишады“ (3.6): Показав им травинку, Верховный Господь сказал: «Испепелите ее». Собрав всю свою силу, Агни набросился на травинку, но так и не смог ее сжечь. Крайне изумленный, Агни вернулся к полубогам и сказал: «Я не знаю, кто этот якша. Верховный Господь обладает телом непостижимой красоты. Он приходит в материальный мир по Своей воле, ради того, чтобы наслаждаться духовными играми с индивидуальными душами». Враджанатх сказал: «Ты утверждаешь, что Верховный Господь – океан нектара трансцендентных эмоций. Сказано ли об этом в Ведах?» Бабаджи ответил: «О юный мудрец, в „Тайттирия-упанишаде“ (2.1) ясно сказано: Верховная Личность Бога – источник бесчисленных трансцендентных эмоций. Тот, кто постигает величие Бога, источника всех известных наслаждений, обретает подлинное духовное блаженство. Кто мог бы дышать, если бы Господь не наделил его даром дыхания? Кто был бы счастливым, если бы Господь не даровал ему счастья? Он, и только Он дарует всему сущему трансцендентное блаженство». Враджанатх поинтересовался: «Если Господь обладает столь привлекательной формой, исполненной нектарного блаженства, почему обитателям материального мира не дано видеть Его?» Бабаджи пояснил: «Индивидуальные души, пребывающие в плену материального мира, делятся на две категории. Одни, познав полную меру страданий, поворачиваются лицом к Кришне, другие же, напротив, отворачиваются от Него. Душа, отвернувшаяся от Кришны, не увидит Его красоты. Вместо этого она услаждает свое зрение созерцанием чувственных объектов, и все ее мысли направлены на материальные объекты чувств. Душа, которая обращается к Кришне, отворачивается от материального мира майи. Она способна видеть сияющую красотой форму Господа Кришны. В „Катха-упанишаде“ (2.1.1) сказано: Человек, стремящийся к материальным наслаждениям, не способен увидеть Верховного Господа, пребывающего в его сердце. Лишь мудрец, отвративший свой взор от мира материи, может узреть Господа в своем сердце». Враджанатх сказал: «Веды утверждают, что Верховная Личность Бога – расо ваи сах (источник духовного нектара). Открой мне, как Веды описывают духовную форму Господа, исполненную нектара?» Святой Бабаджи ответил: «В „Гопала-тапани-упанишаде“ (1.10) сказано: Верховная Личность Бога – мальчик-пастушок неописуемой красоты. Его глаза прекрасны, словно цветки лотоса, цвет Его кожи подобен цвету темной грозовой тучи, а Его одеяния подобны молнии, сверкающей на фоне этой тучи. У Него две изящные руки, Он обладает богатством трансцендентных познаний и носит гирлянду из благоухающих лесных цветов». Враджанатх проговорил: «Из этого описания следует, что форма Господа Кришны – вечная духовная форма Господа, пребывающего в духовном мире. Его тело исполнено духовного нектара, и Он покровительствует всем, кто заслуживает Его покровительства. Его невозможно познать, занимаясь имперсональными измышлениями и прочей бесполезной деятельностью. Люди, следующие по пути аштанга-йоги, ищут Сверхдушу, которая является полной частью Господа. Безличный Брахман – сияние Его трансцендентного тела. Он обладает всеми мыслимыми трансцендентными качествами. Он – высший объект поклонения в этом мире. Увидеть Господа нелегко. Он непостижим. К каким же средствам должен прибегнуть человек, желающий познать Его? Ни брахманам, ни чандалам не дано постичь Его духовную природу. Каким же методом следует пользоваться, чтобы постичь Его величие?» Бабаджи сказал: «В „Катха-упанишаде“ (2.2.13) сказано следующее:
Враджанатх сказал: «Те, кто узрел Верховного Господа в своем сердце, достигают умиротворения. Но как достичь подобного состояния? Я никак не могу этого понять, хотя очень хотел бы». Бабаджи объяснил: «Друг мой, в „Катха-упанишаде“ (1.2.23) сказано:
В «Шримад-Бхагаватам» (10.14.28) сказано:
О баба, наш Господь очень милостив. Господь наших сердец – Шри Кришна. Его невозможно постичь, систематически изучая священные писания. Его невозможно постичь материальным разумом. Но даже последнему глупцу, который искренне скажет: «Кришна – мой Господь», Господь Кришна милостиво откроет Свою вечную духовную форму, исполненную знания и блаженства. Подумай об этом на досуге, о юный мудрец». Враджанатх вновь спросил: «А упоминается ли в Ведах о духовной обители Господа Кришны?» Мудрый бабаджи ответил: «Духовная обитель Господа подробно описывается в священных писаниях. В одних текстах она упоминается как пара-вйома (духовное небо), в других – как самвйома (великое небо), в третьих – как брахма-гопала-пури (город Господа Гопала), или же как гокула (обитель коров сурабхи). Об этой вечной обители говорят следующие слова «Шветашватара-упанишады» (4.8):
В «Мундака-упанишаде» (2.2.1) сказано: Верховная Личность Бога вечно пребывает в лучезарном духовном мире. В «Пуруша-бодхини-шрути» сказано:
В «Гопала-тапани-упанишаде» сказано:
Враджанатх сказал: «Брахманы-тантрики утверждают, что энергия Господа Шивы является ади-шакти (изначальной энергией). Почему они так считают?» Бабаджи ответил: «Энергия Господа Шивы является энергией майя-шакти. Майя порождает три материальные гуны: благость, страсть и невежество. Брахманы находятся под покровительством гуны благости. Они поклоняются богине Майе, источнику материальной благости. Те, кто находится в гуне страсти, почитают Майю как мать гуны страсти. Люди, пребывающие в гуне невежества, поклоняются Майе как богине Видье, повелительнице вечного мрака. В действительности же Майя представляет собой одну из энергий Верховной Личности Бога. Майя – зависимая энергия. Майя заключает обусловленные души в тюрьму материального мира, но она же и освобождает их. Тех, кто отвращается от Господа Кришны, она жестоко наказывает. Людей, которые относятся к Господу доброжелательно, она помещает в гуну благости и открывает им знание о Господе. Обитатели темниц, подвластных Майе, не способны понять, что Майя является отражением изначальной энергии Верховного Господа. Именно они зачастую и утверждают, что Майя является ади-шакти (изначальной энергией). Однако околдованный Майей человек тоже может постичь истину, если он совершил много благочестивых поступков. Но закоренелый грешник никогда к такому заключению не придет». Враджанатх спросил: «Среди слуг Господа Кришны – некая богиня по имени Дурга-деви. Кто эта Дурга?» Праведный Бабаджи ответил: «Это Йогамайя. Она является семенем, из которого вырастают разные формы чит-шакти (духовной энергии). Она пребывает в духовном мире и считается единой с внутренней энергией Господа. Именно благодаря ее силе духовная энергия Господа воплощается в форме материальной энергии, майи. Дурга, почитаемая в материальном мире, является служанкой Йогамайи. Дурга, живущая в духовном мире, помогает Господу Кришне в Его духовных играх. Обитая в духовном мире в форме Йогамайи, она убеждает гопи, что они выданы замуж за других и что Кришна является их любовником (паракия-бхава). Таким образом она придает играм Господа Кришны неповторимый нектарный вкус. Она отвечает за игры Господа Кришны, известные как раса-лила. Об этом говорят следующие слова „Шримад-Бхагаватам“ (10.29.10): Прибегая к содействию Своей энергии, Йогамайи, Господь Кришна наслаждался танцем раса. Смысл этих утверждений таков: среди множества духовных игр, организуемых внутренней энергией Господа, некоторые кажутся невежественными, хотя в действительности это вовсе не так. Если эти действия могут обострить эмоции, присущие нектарным играм Господа Кришны, Йогамайя способствует их проявлению». Враджанатх проговорил: «Я хотел бы узнать еще кое-что о духовной обители (дхаме) Господа. Пожалуйста, будь так добр, объясни мне, почему вайшнавы употребляют слово шридхама применительно к Навадвипе?» Бабаджи ответил: «Шри Навадвипа во всем подобна Шри Вриндавана-дхаме. Майяпур – высшая духовная обитель. В Навадвипе Шри Майяпур занимает такое же положение, как Шри Гокула – во Врадже. Майяпур – самая почитаемая местность Навадвипы. В „Шримад-Бхагаватам“ (7.9.38) сказано: О Господь, в век Кали Ты не открываешь Себя первому встречному. В этот век Твои качества скрыты от обывателей. Обитель Верховного Господа, Шри Навадвипа, сокрыта в Кали-югу точно так же, как и Его величие. Но, как бы то ни было, в век Кали ни одно священное место не может сравниться со Шри Навадвипой. Тот, кто постиг духовную природу Шри Навадвипы, воистину обрел право жить в духовном мире Враджи. Невежды считают и Враджу, и Навадвипу всего лишь заурядными деревушками, пыльными, грязными и лишенными какого-либо комфорта. Лишь немногие счастливцы, чьи духовные глаза открыты, способны видеть эти священные места в их истинном свете». Враджанатх попросил: «О праведный, расскажи мне о Шри Навадвипа-дхаме». Святой Бабаджи сказал: «Голока, Вриндаван, Шветадвипа – самые сокровенные места духовного мира. На Голоке совершаются игры Господа, известные как свакия, во Вриндаване – игры паракия, а на Шветадвипе – иные игры. Гокула, Вриндаван и Шветадвипа обладают одинаковой природой. Поэтому Шри Навадвипа ничем не отличается от Шветадвипы или Вриндавана. Обитатели Шри Навадвипы считаются очень удачливыми – ведь они являются вечными спутниками Господа Гауранги. Они заслужили возможность родиться в Навадвипе, совершив в прошлых воплощениях множество благочестивых поступков. Те трансцендентные эмоции (расы), которые не были явлены во Вриндаване, открылись в Шри Навадвипе. Человек, наделенный необходимыми качествами, воистину способен вкусить сладость этих эмоций». Враджанатх спросил: «Скажи, а велика ли Навадвипа?» Бабаджи ответил: «Периметр Шри Навадвипы – шестнадцать крос (тридцать две мили). Священная обитель, Шри Навадвипа, похожа на цветок лотоса с восемью лепестками. Восемь двип Навадвипы составляют восемь лепестков, а серединный остров является сердцевиной лотоса. Восемь цветущих островов составляют лепестки этого лотоса – Симантадвипа, Годрумадвипа, Мадхьядвипа, Коладвипа, Ритудвипа, Джахнудвипа, Модадрумадвипа и Рудрадвипа. Сердцевина лотоса – Антардвипа. В центре Антардвипы расположен Шри Майяпур. Человек, практикующий садхану-бхакти в Навадвипа-дхаме (особенно в Шри Майяпуре), быстро достигает высот премы (чистой любви к Богу). В самом центре Шри Навадвипы лежит самое святое место – дом Шри Джаганнатхи Мишры. Самые возвышенные преданные способны узреть, как Господь Гаурангадева наслаждается Своими вечными играми в этом священном месте». Пораженный услышанным, Враджанатх спросил: «А игры Господа Гаурангадевы также устраивает внутренняя энергия Господа?» Бабаджи ответил: «Игры Господа Кришны устраивает внутренняя энергия, она же устраивает и игры Господа Гауранги. Между Господом Кришной и Господом Гаурангой нет никакого различия. Шри Сварупа Дамодара Госвами разъясняет в своих записях („Шри Чайтанья-чаритамрита“, Ади 1.5): Любовные отношения Шри Радхи и Кришны – трансцендентные проявления внутренней, исполненной наслаждения энергии Господа. Хотя Радха и Кришна едины в Своей сущности, Они навеки разделили Себя. Теперь же эти две трансцендентные сущности соединились в форме Шри Кришны Чайтаньи. Я преклоняюсь перед златокожим Господом, который явился в этот мир, наделенный чувствами и цветом тела Шримати Радхарани, оставаясь при этом Самим Кришной. И Господь Кришна, и Господь Чайтанья существуют вечно. Никто не может сказать, кто из Них явился первым, а кто – вторым. Не следует считать, что Господь Чайтанья явился первым, а Шри Шри Радха-Кришна – после Него. Нельзя сказать и того, что первыми явились Шри Шри Радха-Кришна, а вторым – Господь Чайтанья. Истина такова, что и Господь Чайтанья, и Шри Шри Радха и Кришна существуют вечно. Деяния Всевышнего вечны. Если кто-либо считает, что игры Господа Чайтаньи и Шри Шри Радха-Кришны различны по своему значению, то он не осознает истину». Враджанатх сказал: «Шри Гауранга является изначальной формой Верховной Личности Бога. Скажи, как следует Ему поклоняться?» Бабаджи объяснил: «Господу Кришне поклоняются, воспевая Его имена и мантры, посвященные Ему. Господу Гауре следует поклоняться, воспевая имена и мантры, посвященные Ему. Точно так же можно поклоняться Господу Гауре посредством воспевания мантр Кришны, а Господу Кришне – посредством воспевания мантр Гауры. Тот, кто считает, что Господь Кришна чем-либо отличается от Господа Гауры, является невежественным глупцом, достойным обитателем материального мира». Враджанатх вновь спросил: «Если Господь Чайтанья является тайной (чханна) инкарнацией, описанной в Седьмой песни „Шримад-Бхагаватам“, откуда берутся мантры, предписанные для поклонения Ему?» Бабаджи ответил: «Те же тантры, которые открыто рекомендуют мантры для поклонения явленным инкарнациям Господа, дают мантры и для поклонения скрытой инкарнации Господа. Это доступно для понимания разумных и честных людей». Враджанатх поинтересовался: «О святой, можно ли, поклоняясь Господу Гауранге, поклоняться и божественной чете, Шри Шри Радхе и Кришне?» Бабаджи ответил: «Есть два способа поклоняться Шри Радхе и Шри Кришне, поклоняясь Господу Гауранге: арчана-марга (поклонение Божеству) и бхаджана-марга (практика преданного служения). Следуя арчана-марге, следует поклоняться Гаура-Вишнуприе, а следуя по пути бхаджана-марги – Гаура-Гададхаре». Враджанатх спросил: «Скажи, какую из энергий Господа Гауранги олицетворяет Шримати Вишнуприя?» Бабаджи ответил: «Преданные считают, что она является Бху-шакти Господа. Но в действительности она – самвит-шакти, наделенная сущностью хладини-шакти. Это означает, что она – богиня преданности, Бхакти-деви, которая приходит в материальный мир вместе с Господом Гаурангой и помогает Ему провозглашать славу святого имени. Шримати Вишнуприя собой олицетворяет девять видов преданного служения точно так же, как эти девять видов преданного служения олицетворены девятью островами Шри Навадвипы». Враджанатх спросил: «Можно ли сказать, что Шри Вишнуприя является внутренней энергией Господа?» Святой Бабаджи ответил: «Друг мой, можно ли в этом сомневаться? Разве внутренняя энергия (сварупа-шакти) не одно и то же, что самвит-шакти, наделенная сущностью хладини-шакти?» Выслушав наставления мудрого вайшнава, Враджанатх сказал: «О учитель, скоро я научусь правильно поклоняться Господу Гауранге, но сейчас мой ум не оставляет еще одно сомнение. Чит-шакти, джива-шакти и майя-шакти проявляются из внутренней энергии (сварупа-шакти) Господа, и эта же внутренняя энергия проявляет хладини-шакти, самвит-шакти и сандхини-шакти. Все, что происходит в духовном и материальном мирах, совершается, по всей видимости, энергиями Господа. Энергии Господа творят духовный мир, рождают духовные тела, создают духовные взаимоотношения и устраивают духовные игры. А делает ли что-либо Сам Господь, повелитель всех этих энергий?» Бабаджи улыбнулся: «Это сложный вопрос. Не пытаешься ли ты пронзить старика стрелами логических казусов, о юный мудрец? Так вот, уважаемый казуист, ответ на твой сложный вопрос очень прост. Хотя надо признать, что трудно найти человека, способного правильно его понять. Энергии Господа Кришны создают Его имена, формы, качества и игры. Однако независимость Кришны и Его желания не имеют ничего общего с Его энергиями. Они являются частью Его божественной природы. Их способен создать только Сам Господь, Верховная Личность Бога. Господь Кришна может делать все, что Ему заблагорассудится. Он покровительствует Своим энергиям. Кришна – наслаждающийся. Его энергии созданы для того, чтобы доставлять Ему наслаждение. Кришна не зависит ни от чего, а Его энергии полностью зависят от Его воли. Верховная Личность Бога всегда находится в окружении Своих энергий. Но этот факт не уменьшает ни Его независимости, ни Его совершенства. Он постоянно окружен Своими энергиями, будучи их единственным господином. Когда люди приходят к пониманию Всевышнего, им приходится вначале склониться перед энергиями Господа. Потом им трудно понять, что Верховный Господь является господином всех этих энергий и что Он не подвластен их влиянию. Однако преданный, который достиг любви к Господу (премы), может заметить, что Верховный Господь мудро повелевает всеми энергиями и вместе с тем находится за пределами их влияния. Преданное служение (бхакти) тоже является одной из энергий Господа и поэтому несет в себе женскую природу. Энергия преданного служения может помочь живому существу постичь мужскую природу Шри Кришны». Враджанатх заметил: «Если уж за пределами влияния энергий и находится некое существо, то этим существом должен быть описанный в Упанишадах безличный Брахман». Святой Бабаджи ответил: «Описанный в Упанишадах безличный Брахман не имеет желаний. Пурушей, о котором упоминают Упанишады, является Господь Кришна, Верховный мужчина. Он имеет множество желаний. Эти два аспекта Всевышнего имеют коренные отличия. Имперсональный Брахман не имеет качеств, тогда как Кришна, совершенно независимый от Своих энергий, имеет бесчисленное множество качеств. Они являются частью Его природы – природы Верховного мужчины, Верховного наслаждающегося и Верховного независимого существа. Кришна и Его энергии едины. Энергия, которая позволяет живым существам лицезреть Кришну, также является Самим Господом. Почему бы и нет? Самая возвышенная энергия Господа – Шри Радха. Она с любовью служит Кришне, и Кришна также с удовольствием служит Ей. Они поклоняются друг другу, и в этом проявляется суть различий между Ними». Враджанатх сказал: «Если доказательством мужской природы Кришны является то обстоятельство, что Он имеет желания и может испытывать наслаждение, то как получается, что Радха, имея женскую природу, тоже имеет определенные желания?» Святой Бабаджи пояснил: «Желания Шримати Радхи всегда подчинены желаниям Кришны. Она никогда не желает ничего, что не имело бы связи с Кришной. Радха – это пурна-шакти (вся энергия) или ади-шакти (изначальная энергия). Кришна – Верховный мужчина. Он является господином и повелителем Своей энергии». Выслушав объяснения святого вайшнава, Враджанатх попросил разрешения отправиться домой. Принеся поклоны достойному бабаджи, счастливый Враджанатх вернулся домой, в Билва-пушкарини. Заметив, что с ним творится что-то странное, бабушка Враджанатха сказала, что ему пора жениться. Но Враджанатх не обратил никакого внимания на ее слова. Днем и ночью он размышлял о том, чему учил его святой бабаджи. Он подумал: «Слова святого бабаджи доставляют моему сердцу огромную радость. Пора снова навестить его», – с этими мыслями он снова отправился во двор Шривасы. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|