БУДДА-ЛЕВ

Вопрос: Что вы называете алчным умом?

Ответ: Это ум невежественного человека.

Вопрос: Что вы называете неэгоистичным умом?

Ответ: Это ум шраваки, подлинного ученика Будды.

Вопрос: Что вы называете не-сущим умом?

Ответ: Это ум мудрецов, которые ничего не знают об учении Будды, но сами открыли истинность не-сущности.

Вопрос: Что вы называете умом, не имеющим никакого конкретного понимания, а также никаких заблуждений, доставляющих страдания?

Ответ: Это ум бодхисаттв.

Вопрос: Что вы называете умом, которому нечего познавать и нечего реализовать (постигать)?

Ответ от Бодхндхармы не последовал.


Бодхидхарма сказал: «Дхармакайя не имеет формы, поэтому человек видит ее, не видя. Дхармакайя не имеет голоса, поэтому человек слышит ее, не слыша. Праджня не имеет ничего познаваемого, поэтому человек познает ее, не познавая. Если он думает, что види г, то он видит ее неполностью. Если он думает, что знает ее, то он совершенно не знает ее. Когда он познает ее без познавания, он познает ее полностью. Если человек не знает этого, то он не является поистине знающим. Если человек думает, что он обретает, он не обретает ничего. Когда он обретает необретение, он приобретает все. Если человек думает, что он прав, то его правота несовершенна. Когда он трансцендирует правильное и ошибочное, он обладает законченными Добродетелями. Такая мудрость является открывателем врат к ста тысячам врат высшей мудрости».

Бодхидхарма сказал: «Все будды проповедуют пустоту. Почему? Потому что они хотят сокрушить конкретные идеи (представления) у учеников. Если ученик цепляется даже за идею пустоты, он предает всех будд. Один человек цепляется за жизнь, хотя нет ничего, что можно было бы назвать жизнью-другой цепляется за смерть, хотя нет ничего, что можно было бы назвать смертью. В реальности нет ничего рожденного, следовательно, нет ничего преходящего».

«Цепляясь (привязываясь), человек распознает вещь или идею. Реальность не имеет ни внутренности, ни внешности, ни середины. Невежественный человек создает заблуждения и страдает от различения. Правильное и ошибочное не существуют в реальности. Невежественный человек создает их и распознает их, вблизи или вдали, внутри или вовне. Затем он страдает от различения. Это общий образ действия феноменального мира».


* * *

Все вопросы являются детскими. Хотя вы думаете, что они не детские, они являются детскими и глупыми. Они могут показаться очень умными, они могут состоять из больших слов, но они не имеют смысла, значения, потому что эти большие слова являются пустыми, заимствованными. Они не имеют корней в вашем собственном экзистенциальном опыте.

Философия как таковая — очень ребяческое занятие. Религия обладает зрелостью, а философия — нет. Философия — это любопытство, не стоящее выеденного яйца, задавание вопросов в надежде получить ответы. Но даже если ответы будут даны, вы не будете в состоянии принять их, потому что с вашей стороны отсутствует готовность принять их. Ответы вызовут только новые вопросы в детском уме.

Так обстояло дело на протяжении всей истории философии. На протяжении десяти тысяч лет философия поднимала большие вопросы и потратила много усилий на отыскание ответов, но не нашла ни одного ответа. Ни одна попытка не оказалась столь тщетной, как в философии. Каждый ответ, о котором философы думали, что наконец-то нашли его и что он изменит все человеческое мировоззрение, попросту создавал еще больше вопросов. Философия не нашла абсолютно никаких решений. Она и не может их найти: в своей основе она является движением в неправильном направлении.

Ум может только поднимать вопросы, но не способен находить ответы. Вопросы растут в уме, как листья на деревьях. Вы можете обрезать листья, но после обрезания вырастет еще больше листьев, листва станет еще гуще. Вы можете обрезать вопросы — именно этим постоянно и занимается философия, — но тогда возникнет еще больше вопросов, так как источник вопросов, ум, остается нетронутым.

Чтобы найти ответ, необходимо выйти за пределы ума, а выход за пределы ума и означает зрелость. Вы становитесь действительно взрослой личностью, когда выходите за пределы ума. Будды — не что иное, как взрослые, зрелые, выросшие, интегрированные личности, которые вышли за пределы ума, перешли на другой берег, отдаленный берег. На той высоте 'вопросы просто исчезают. Они не то чтобы разрешаются; помните это; вопросы не разрешчются, когда вы выходите за пределы ума, — выходя за пределы ума, вы одновременно выходите за пределы вопросов. Они становятся неуместными, они выглядят глупыми, они теряют всякий смысл: они являются просто чепухой. Не то, что вы находите ответы, но когда вопросы растворяются и вы находитесь в состоянии невопрошающего сознания, это и есть ответ. При отсутствии каких-либо частных ответов это и есть ответ, это и есть решение.

Поэтому мы на Востоке называем это самадхи; «Самадхи» просто означает «решение». Все решено, вопросы растворились. Вы абсолютно безмолвны, у вас нет никакого любопытства, вам нечего спрашивать. Если вам нечего спрашивать, вы знаете; а если у вас есть вопросы, вы не знаете. Тем не менее Будды из сострадания продолжают отвечать на ваши вопросы в надежде на то, что рано или поздно вы увидите крайнюю абсурдность, смехотворность вопросов.

Существование (экзистенция) просто есть. Оно не является делом вопросов и ответов, оно не является загадкой; это таинство, которое необходимо испытать, пережить, полюбить. Вы можете пропеть его, вы можете протанцевать его; но это не вопрос, это — путешествие, приключение, экстатическое приключение, поиск. И когда вы входите в это таинство без всякого любопытства, вам открываются все секреты существования. Если вы входите с любопытствующим умом, то ничто не будет вам доступно, потому что любопытный ум сам по себе воспрепятствует вам видеть. Вы поглощены своим вопросом. Вы поглощены своим знанием. Вы спрашиваете, потому что думаете, что знаете. Некто приходит и спрашивает: «Кто создал мир?» Фактически его вопрос уже содержит идею о том, что мир создал Бог, и он пришел спросить только для того, чтобы получить подтверждение. Если вы подтверждаете это, он очень счастлив; если вы отрицаете это, он начинает сердиться на вас. Он не является подлинным искателем, он искал поддержки для своего верования.

Однажды рано утром, когда Будда вышел на свою утреннюю прогулку, один человек спросил его: «Существует ли Бог?» Будда секунду посмотрел в глаза человека и сказал: «Нет, Бога не существует вообще — никогда не было, никогда не будет. Выкинь всю эту чепуху из головы». Человек был шокирован. А Будду сопровождал Ананда. Он всегда следовал за ним как тень для того, чтобы всегда быть у него под рукой и оказывать ему любые услуги, которые могли бы потребоваться. Он слушал, — он выслушал много ответов Будды, — и этот ответ был как удар молота, так грубо и жестко это выглядело.

Но он видел лицо Будды — оно было преисполнено огромным состраданием.

В середине того же дня пришел другой человек и спросил: «Существует ли Бог?» Будда сказал: «Да, существует — всегда был, всегда будет. Ищи и найдешь». Ананда пришел в сильное замешательство, так как он помнил ответ, который Будда дал утром, но он не имел возможности спросить, потому что вокруг было много народа.

И прежде чем он получил возможность спросить, вечером на заходе солнца пришел третий человек. Будда сидел вне дома под деревом, наблюдая закат солнца и прекрасные облака, и человек спросил: «Существует ли Бог?» Будда просто сделал жест рукой, приглашая человека сесть, а сам закрыл глаза. Человек подчинился ему. Они сидели молча несколько минут, затем человек поднялся. Становилось темно, солнце уже село. Он коснулся ног Будды и сказал: «Благодарю тебя за ответ, я очень благодарен тебе», а потом пошел прочь.

Тут Ананда не выдержал. Когда они остались одни, он сказал: «Я не смогу уснуть сегодня ночью, если ты не ответишь мне. В один день, на один и тот же вопрос — и ты даешь три разных ответа. Первому человеку ты сказал: «Нет, Бога не существует».. Второму ты сказал: «Да, Бог есть». А третьему ты просто с огромной любовью жестом велел сесть и закрыть глаза. Ты ничего не сказал ему, но, должно быть, нечто произошло, потому что человек погрузился в глубокое безмолвие, коснулся твоих ног и поблагодарил тебя за ответ, хотя я находился рядом и видел, что ты не дал ему никакого ответа. В чем дело? Ты привел меня в сильное замешательство».

Будда сказал: «Я отвечал не тебе. Почему же ты пришел в замешательство? Это был их вопрос и мой ответ, ты не принимал в этом участия». Но Ананда сказал: «Я не глухой, я был там и все слышал. И вот теперь твои три ответа привели чет р большое смятение».

Будда сказал: «Первый человек был верующим, он верил в Бога. Он пришел не с целью выяснения вопроса, а с целью получить подтверждение. Он хотел, чтобы я поддержал его верование, чтобы он мог пойти и говорить людям: «Не только я верю в Бога, Будда тоже верит». Он хотел воспользоваться мною в своих собственных целях, поэтому я вынужден был дать отрицательный ответ. И мне нужно было быть очень твердым с ним, так как он был так переполнен своими идеями, что просто не стал бы слушать меня. Он был ученым, хорошо знающим священные писания — я мог слышать шум у него в голове, я мог видеть смятение в его существе. Я должен был быть очень жестким с ним и твердым, как молот, потому что только в этом случае была возможность того, что он мог услышать. Ему нужен был шок, и я шокировал его, потому что я не желаю поддерживать ничьи верования. Все верования ошибочны. Знание— совершенно иная вещь.

«А второй человек был атеистом, он не верил в Бога. Он также был ученым, он также был набит всевозможными идеями, но он был просто противником первого человека. Он также пришел с той же самой целью. Они были противниками, врагами, но цель у них одна и та же. Он хотел, чтобы я поддержал его неверие, его отсутствие веры. Вот почему я должен был сказать ему с таким авторитетом: «Да, Бог существует — только Бог существует, и ничто иное». Таким путем я разбил вдребезги его верования.

«Третий человек был подлинным искателем. Он не хотел получить ответ, он хотел испытать. Он пришел не задавать вопросы — он не имел никаких идей, никаких предубеждений — он пришел открытый, доступный. Он был уязвим для меня, он был человеком, обладавшим большим доверием. Он хотел, чтобы я нечто открыл ему, поэтому я не стал отвечать ему, а просто велел ему сесть рядом со мной. И ты прав, действительно нечто произошло…»

Потому что всегда нечто происходит, когда два человека смогут сесть в глубоком безмолвии. И если вы сможете сидеть в глубоком безмолвии вместе с Буддой, непременно случится нечто потрясающее, ценное. Его безмолвие заразительно. Если вы доступны и открыты, его безмолвие начнет вливаться в ваше существо. Это будет похоже на ванну; вы будете купаться в его сознании. Вы будете чиститься, вы будете очищаться. С вашего зеркала исчезнет пыль. Внезапно вы сможете видеть, ваши глаза станут чистыми.

«…Поэтому хотя я не дал ему никакого ответа, он получил ответ. Он получил оівет всех ответов, который есть безмолвие. Вот почему он был так благодарен, вот почему он склонился и коснулся моих ног, вот почему он поблагодарил меня».

Когда вы приходите к Будде или Бодхидхарме, вы должны бдительно следить за тем, с чем вы приходите. Не приходите с предубеждениями, иначе вы будете задавать детские вопросы.

Маленький мальчик в первый раз пошел в школу и учитель объяснил ему, что если он захочет в туалет, он должен поднять два пальца.

Мальчик удивился и спросил: «Разве это поможет остановить это?»

У него детские представления, и он удивлен.


«Почему ты такой грустный?» — спросил учитель маленького Джонни.

«Я не завтракал», — ответил Джонни.

«Бедняжка, — сказал учитель. — Однако вернемся к уроку по географии, Джонни. Где лежит польская граница?»

«В постели с мамой — поэтому я сегодня и не завтракал».


Не только дети набиты детскими идеями, но и так называемые взрослые не отличаются от них. Да, они в возрасте, но не взрослые. Они выросли годами, но не выросли сознанием. Чем больше вы вырастаете годами, тем больше идей вы накапливаете— в смысле: больше переживаний, больше слов, больше теорий, больше идеологий.

Чем больше вы вырастаете сознанием, тем меньше идей, философий, теологии. Вместо этого в вас возрастает безмолвие. Остерегайтесь осведомленности; это величайшее препятствие между вами и истиной. Осведомленность обманывает вас, она создает у вас впечатление, что вы уже знаете. Именно это происходит с тысячами пандитов, ученых, профессоров, педагогов. Веря, что они знают, они не знают ничего. Они не вступили в храм мудрости — они даже не на пути к этому храму. На самом деле они движутся прямо в противоположном направлении. Знание — это одна вещь, а осведомленность — совсем противоположная. Остерегайтесь осведомленности, чтобы вы когда-нибудь смогли получить знание.

Это не вопрос накопления информации, напротив, это вопрос полного опустошения вашего ума от всего его содержимого. Если ум пуст, если ему нечего сказать, не во что верить, если он не имеет никаких идей ни о чем, тогда ему внезапно открывается реальность. В этой пустоте вы становитесь зеркалом. Быть пустым значит быть зеркалом. И тогда все сущее просто отражается в вас.


Первый вопрос…

Все эти вопросы являются глупыми, но Бодхидхарма очень терпелив. Зная, что они глупые, он отвечает — надеясь не на то, что он дает вам правильный ответ, а на то, что однажды вы поймете, что жизнь — это не предмет вопросов и ответов. Его ответы таковы, что они не отвечают на ваш вопрос, а уничтожают ваш вопрос.

Таков образ действий подлинного Мастера: он не отвечает на ваш вопрос, он просто уничтожает его. Поэтому если вы ожидаете конкретный ответ, то вы окажетесь в проигрыше. Многие возвращались от Будд с пустыми руками, только потому что они ожидали получить готовые конкретные ответы. Будды не дают таких ответов. Напротив, они лишают вас вашего вопроса.

Эти ответы предназначены именно для того, чтобы лишить вас ваших вопросов, чтобы вы могли стать более чистым, более* пустым. Эти вопросы подобны облакам в небе. Как только облака исчезают, перед вами открывается бездонное небо со всей своей красой, славой и величием.


Первый вопрос: «Что вы называете алчным умом?»

С поверхностной точки зрения этот вопрос выглядит абсолютно нормальным, но если вы присмотритесь повнимательнее, то вы увидите, что алчным является сам вопрошающий. Он задает вопросы; Бодхидхарма отвечает на один вопрос, — он даже не успел ответить на него, как тут же вспыхивает другой вопрос. И другой вопрос представляет собой не что иное, как новую формулировку старого вопроса.

Дело не в том, что есть «алчный ум»; ум сам по себе алчен. Алчность и ум — это не две разные вещи; алчность — это природа ума. Ум алчен потому, что он хочет накопить как можно больше. Это могут быть деньги, власть, знание, добрые поступки, добродетели, — что бы ни было, ум алчен. Он хочет накопить как можно больше, он боится стать пустым, потому что в пустоте ум исчезает, испаряется. Только когда вы загромождены ненужной обстановкой…

Как раз вчера я рассматривал фотографию квартиры Зигмунда Фрейда. Она действительно заслуживает внимания. Вся квартира до такой степени забита вещами, что удивляешься, как Зигмунд Фрейд ухитрялся в ней жить. В ней нет никакого пространства. Даже в его кабинете стоит по крайней мере сотня статуй, больших и малых; он похож на музей. Куда ни кинешь взгляд — везде вещи, вещи… В такой комнате нужно ходить очень и очень осторожно, следя за тем, чтобы ничего не уронить; вы постоянно на что-то натыкаетесь. Обстановка этой комнаты свидетельствует о его уме — уме алчном. Отсутствие пространства в комнате указывает на его внутреннее состояние— в его уме тоже нет пустого пространства. Зигмунд Фрейд — очень знающий человек.

Перелистывая эту книгу, я все больше и больше начинал жалеть этого бедного человека. Какую жизнь он должен был вести? Она дол Лін а была быть сплошным кошмаром. Он накапливал все, что попадалось ему на глаза — и нужное, и ненужное. По крайней мере в кабинете должно быть просторно — а его кабинет похож на магазин. Он сидит в своем кресле, а на столе перед ним 50 статуэток, и он в таких условиях читает. Так много вещей отвлекает его! А на стенах картины и календари— все стены увешаны ими. И так много столов и кресел! Он жил так, словно боялся пустоты. Он очень боялся смерти. Говорят, что одно упоминание слова «смерть» шокировало ею. Два или три раза с ним случался обморок, когда кто-то начинал говорить о смерти; это был настоящий обморок, во время которого он падал с кресла на пол. Так бояться смерти? Это просто означает, что он, должно быть, боялся пустоты, потому что смерть и пустота — одно и то же.

Почему вы накапливаете такое множество вещей, почему вы накапливаете такое множество идей? Просто для того, чтобы ощущать себя наполненным. Люди едят очень много для того, чтобы ощущать себя наполненными; они постоянно мечутся от одного сборища к другому. Люди становятся членами церквей, то есть членами сборищ, — членами клубов, членами политических партий… Человек является членом клуба «Ротари» (клуба американских бизнесменов), он является христианином или индуистом, он также принадлежит той или этой политической партии: он постоянно мечется от одного сборища к другому, он постоянно чем-то занят, и поэтому никогда не осознает внутреннюю пустоту.

Внутренняя пустота кажется подобной падению в пропасть, бездонную пропасть. Поэтому люди продолжают заполнять себя всем, чем угодно; это и есть алчность. Алчность не имеет отношения к деньгам как таковым; предметом алчности является все, чем вы наполняете себя. И не существует никакого «алчного ума», ум и есть алчность.


Берковиц встретил на Бермудах красивую брюнетку и попытался уломать ее полететь к нему домой в Нью-Йорк.

«Пойдем ко мне сегодня вечером и я куплю тебе норковую накидку», — предложил Берковиц.

«У меня в клозете уже висят две норковые накидки».

«А как насчет бьюика с открывающимся верхом??»

«А что я буду делать со своим кадиллаком?»

«Ол райт, я дам тебе сногсшибательный алмазный браслет».

Она показала бриллианты на своем запястье: «У меня уже есть один браслет. Но я не отказалась бы от крупной суммы наличными».

«Сожалею, — сказал Берковиц, — но это единственная вещь, которую я не могу достать по оптовой цене».


Все умы обладают еврейской хитростью, помните это; быть евреем — это не означает принадлежать к еврейской расе. В мире существует только два типа людей: евреи и Будды. Любой алчный человек является евреем. Это качество, а не расовый признак.


Молодая женщина вышла замуж за старика. Муж подхватил простуду, которая перешла в воспаление легких. Его немедленно отправили в больницу и поместили в кислородную палатку. Зная, что у него мало шансов остаться в живых, он вызвал жену и сказал ей: «С завещанием все в порядке. Акции, облигации и ценные бумаги в банковском сейфе. Но есть кое-что, о чем никто не знает. В углу чердака находится скрытый сейф, в котором лежит 200 000 долларов наличными. Ключ спрятан в выдвижном ящике моего платяного шкафа. Глория, дорогаяі Зачем ты сжимаешь кислородную трубку?»


Люди готовы убивать, люди готовы быть убитыми из алчности. Что это за люди — Чингиз-хан, Тамерлан, Александр Македонский Наполеон, Адольф Гитлер, Иосиф Сталин, Мао Цзедун? Что представляют собой эти люди? Многократно увеличенную алчность, — алчность, доведенную до степени сумасшествия. Все усилие этих людей сводится к следующему: как заглушить внутреннюю пустоту.

Но вы не можете уничтожить внутреннюю пустоту; она лежит в самой основе вашего существа. Вы можете заполнить ее вещами, но рано или поздно вы столкнетесь с ней. И лучше, если вы столкнетесь с ней пораньше. СМЕРТЬ откроет ее вам, но тогда будет слишком поздно — вы ничего уже не сможете сделать. Смерть непременно откроет ее вам. Все ваши накопления будут бесполезны. Смерть заставит вас с полной ясностью осознать, что ваши руки пусты — и не только ваши руки, но и ваше существо также пусто. Смерть является шоком, так как сна выявляет вашу пустоту и уничтожает иллюзию вашей полноты.

Медитирующий переживает этот опыт до наступления смерти. Это является началом преобразования. Вы начинаете познавать свою пустоту, и чем больше вы познаете ее, тем больше вы удивляетесь: она является пустотой только в том смысле, что в ней нет ничего, с чем вы знакомы из внешнего мира. Да, в этом смысле она является пустой, но по мере углубления в нее вы начинаете ощущать, что она является также полнотой, изобилием. Она опустошена от мира, но наполнена Богом. Первое переживание, связанное с ней, состоит в том, что она пуста, а второе — то, что она наполнена Богом.

Вопрошающий спрашивает Бодхидхарму: «Что вы называете алчным умом?»

Бодхидхарма просто говорит: «Это ум невежественного человека.

Вы алчны потому, что не знаете самого себя. Если вы познаете себя, то вы узнаете красоту пустоты, очищенность пустоты, предельную чистоту пустоты. Если в вас расцветет пустота, вы познаете также ее полноту, ее изобилие. Вы будете наполнены пустотой, и это единственная полнота, которую смерть не может уничтожить. Однако для этого требуется одна вещь: вы должны перестать быть невежественным».

Что он имеет в виду под невежеством? Эти люди, которые задают ему вопросы, они не невежественные люди, они знающие, осведомленные люди. Это показывает их вопрос: «Что такое алчный ум?» Они, должно быть, вычитали его в священных писаниях, они, должно быть, услышали его, они, должно быть, обсуждали его. Что такое неэгоистичность? Что такое несущий ум? Взгляните на их вопросы — это великие метафизические вопросы. Они не невежественные люди в том смысле, что они ничего не знают; они невежественные люди в том смысле, что они знают слишком много, ничего вообще не познав. Они полны знания, но не обладают никаким познанием. В мире много каких невежественных людей.

Христианские мистики разделили людей на две категории, прекрасные категории: первых они называют «знающими невеждами», а вторых «невежественными познавшими». Существует определенный сорт ума, который очень много знает и вместе с тем невежествен. И существует также не-ум, совершенно невежественный, но тем не менее познавший: это и есть ум Будды. Вы можете называть его не-умом или умом, — не имеет значения, как вы его назовете, — но запомните это качество: он не заполнен извне. Нечто возникло изнутри. Он пришел домой.

Знающие люди постоянно играют словами. Они пользуются превосходными словами: Бог, рай, жизнь, красота, истина, блаженство. Все эти слова у них являются пустыми. Они ничего не знают ни о красоте, ни о блаженстве. Все, о чем они думают, что знают, неизбежно оказывается ложным, так как они лишь услышали это от других. Они имеют мнения, а не опыт.

Иногда даже невежественные люди, так называемые невежественные люди, крестьяне, примитивные люди, вкладывают гораздо больше смысла в свои слова, потому что они не знают много слов. Они не очень искусны в речах, их словарь очень ограничен, но слова из их словаря имеют значение, так как эти люди близки к земле. Все, чему они научились, они знают из опыта. Они обладают некоторой мудростью. Вы можете заметить ее у фермеров, садовников, крестьян. А если вы углубитесь в джунгли, вы встретитесь с примитивными людьми, которые, к счастью, никогда не слыхали о Библии, о Гите, о Ведах, о Коране, которые не умеют писать и читать, но в их глазах вы увидите ясность.

Я вращался среди самых изощренных, самых культурных людей — академиков, профессоров, докторов, — и мне приходилось также жить среди примитивных людей, очень примитивных. Мало кто из них видел автомашину или поезд. Им неизвестны кино, радио, телевидение. Они до сих пор живут так, как жили десять тысяч лет тому назад. Но если вы посмотрите о их глаза, вы увидите, что они являются кристально ясными. Они говорят немного, однако все, что они говорят, кажется более веским, чем то, что говорят ваши доктора литературы и философии, потому что все, что говорят примитивные люди, основано на их опыте. Он не так уж велик, но даже малая йота вашего собственного опыта значительно ценнее, чем весь груз заимствованных знаний.


Судья взглянул на фермера, который требовал развода с женой на том основании, что она была гобосексуальной (англ. hobo — бродяга, бездельник).

— Одну минуту, Лютер, — вмешался судья, — это слово обычно применяют к мужчинам и оно произносится гомосексуальный

Лютер упрямо покачал своей головой.

Нет, сэр, ваша честь, я имею в види гобосексшльный. Моя жена бездельница!


Видите, он изобрел новое слово «гобосексуальный», оно имеет больше смысла, оно коренится в его опыте. Вы не найдете его в Британской энциклопедии, однако то, что он говорит, основано не на знаниях, а на его познаниях, на его опыте.

Вопрошающий производит впечатление знающего человека: «Что вы называете алчным умом?»

Бодхидхарма отвечает одной простой фразой- «Это ум невежественного человека».

Кажется, будто даже Бодхидхарма немного устал от всех этих дурацких вопросов.


Второй вопрос: «Что вы называете неэгоистичным умом?» Ну вот, снова та же самая игра. Это — это алчность; алчность— это эго. Вот так знающий человек становится очень хитрым и изощренным в отношении слов. Его вообще не интересует то, что сказал Бодхидхарма. Он снова задает тот же самый вопрос в иной форме: «Что вы называете неэгоистичным умом?»

Таких людей нужно крепко колотить. А Бодхидхарма, должно быть, в тот день был в чрезвычайно благодушном настроении, вел себя не так, как обычно — наверное, утро было восхитительно прекрасным, пели птички и сквозь деревья пробивались солнечные лучи, иначе он ударил бы этого человека. Он не принадлежал к тому типу людей, которые непрерывно отвечают на глупые вопросы. А самый глупый вопрос — тот, который вы продолжаете задавать снова и снова в иной форме. Это просто означает, что вы не услышали ответа.


Две проститутки, приходящие по вызову, зашли в шикарный бар, и бармен, ни о чем не спрашивая, подал им две бутылки пива того сорта, который они обычно пили. Девушки были удивлены и спросили у него, как он узнал, чего они хотели.

— О, просто я ловкий бармен, вот и все, — ответил он.

— Вздор! — ответили девушки. — Ты просто угадал, что мы хотели заказать; ты просто угадал…

— До? Видите того парня, который только что вошел'? Он накажет шотландское виски со льдом. Смотрите, я подойду и спрошу у него.

Разумеется, новый посетитель заказал шотландское виски со льдом, к удивлению девушек.

— Ну, как, убедились в моей ловкости? — спросил бармен, снова проходя мимо девушек. Немного позже, когда наплыв посетителей уменьшился, бармен нагнулся через стойку к девушкам.

— Слушайте, — сказал он конфиденциально, — я всегда хотел узнать одну вещь. Могут проститутки забеременеть?

— Почему бы и нет, — быстро ответила одна из девушек, понимающе улыбаясь другой, — безусловно, могут. Иначе, как ты думаешь, откуда бы взялись все эти ловкие бармены!


Я думаю, что ученые тоже происходят из того же источника. Ловкие ученые, задающие ловкие вопросы. Ответ Бодхидхармы, должно быть, показался вопрошавшему очень бледным, потому что он просто ответил: «Это ум невежественного человека».

Что это за ответ? Он как будто уклонился от вопроса. Вопрошающий снова задает тот же вопрос в иной форме: «Что вы называете неэгоистичным умом?»

Бодхидхарма отвечает: «Это ум шраваки, подлинного ученика Будды».

Это прекрасный ответ — его следует запомнить — потому что это именно то, что вы здесь пытаетесь делать. Бодхидхарма употребляет слово «шравака». Как я называю своих учеников саньясинами, так и ученики Будды называются шраваками. Это прекрасное слово, оно означает того, кто способен слушать, кто может слушать, кто может слушать в безмолвии; это и есть шравака — тот, кто может слушать так внимательно, так целостно, что он слышит слова еще до того, как они произнесены.

Да, это начинает случаться. Это происходит здесь. Я получаю много писем, в которых говорится: «Бхагаван, что вы делаете? Прежде чем вы произносите слово, я уже слышу его». «Прежде чем я задаю вопрос, — пишут мне многие люди, — вы уже ответили на него». Это не что иное, как просто процесс общения.

Пишете вы вопрос или нет, это не играет большой роли — бы непременно получите ответ. Иногда, когда вы записываете его, я могу не ответить на него. Но если вы не записываете его, я обязательно отвечаю из него, так как вы доверяете мне. Вы ожидаете ответ, не прося его — как же я могу забыть о вас? И мало-помалу, по мере того, как вы становитесь все ближе и интимнее ко мне, вы услышите ответ до того, как я что-либо скажу. Это и значит быть шравакой.

Бодхидхарма говорит: «Это ум шраваки…» Неэгоистичность — это натура шраваки, ученика, «…подлинного ученика Будды».

Он должен добавить слово «подлинный», потому что существует много людей, которые претендуют на то, что они ученики, но ими не являются. Это происходит почти ежедневно. На вечерних даршанах каждый день находится несколько людей, которые только претендуют па то, что они ученики, но они учениками не являются. Когда я касаюсь их третьего глаза, то не ощущаю там ничего, никакой вибрации. Если ко мне приходит истинный ученик и я касаюсь его третьего глаза, то происходит энергетическая связь. Я замыкаюсь на него и он замыкается на меня: происходит немедленный обмен энергией. Это действительный обмен жизненной энергией. Но приходят некоторые люди, я касаюсь их третьего глаза… но они просто претендуют, они не ученики.

Когда ученик склоняется и касается моих ног, немедленно происходит энергетический обмен. Мои ноги немедленно ощущают его касание. Это не просто касание его рук, здесь изливается вся его жизнь Но есть другие, которые просто формально касаются. Их касание уродливо, в нем нет их сердца.

На завершающих сессиях происходит то же самое. Имеется много таких, которые проникают до самой своей глубины, йоги и Ракеш вынуждены отводить их. Они так затронуты, так потрясены, становятся такими текучими, что не могут сами идти. Они не могут вернуться на свое место. Их приходится вести.

Но есть некоторое число таких людей, с которыми ничто не происходит. Они приходят пустыми и уходят пустыми. Сантош присутствовал здесь однажды на заключительном занятии и с ним ничего не случилось — потому что ничто и не может случиться, если вы не находитесь в состоянии отдачи. Если вы не находитесь в неэгоистичном состоянии, то ничто невозможно. Я не могу ничего сделать для вас. Я могу направить на вас поток, но вы должны быть открытым, чтобы принять его. Ничего не случилось. И когда йоги пришел помочь ему, он сделал жест, мол — «не надо мне помогать», — и пошел сам. Должно быть, он думает, что совершил нечто великое — ему не потребовалась ничья помощь. Но мне жалко его. День, когда ему потребуется помочь йоги, будет великим днем в его жизни.

Шравака — это тот, кто действительно отдался Мастеру. Не имеет значения, кому именно — Иисусу, Гаутаме, Махавире или мне. Какой бы Будда, пробужденный ни пришел в вашу жизнь, ваша отдача ему должна быть тотальной, полной.

Бодхидхарма говорит: «Это и есть отдающийся, неэгоистический ум. Вас больше нет, вы позволяете Мастеру полностью овладеть вашим существом. Вы отдаете ему все пространство, не удерживаете ничего. Вы просто весь открываетесь. Вы говорите: «Делай со мной, что хочешь. Если хочешь убить меня, убей. Я готов». Вы должны просто склонить свою голову; если меч Мастера опустится на вашу голову, вы будете благодарны, вы не уклонитесь.

Но вопрошающий совершенно не слышит всего этого. Он продолжает задавать вопросы с отсутствующим умом; иначе, такие глубокие истины… как после них вы можете спрашивать еще о чем-то?


Немедленно следует третий вопрос: «Что вы называете несущим умом?»

Снова тот же самый вопрос: неэгоистичность или не-сущий ум — это одно и то же. Но сострадание Мастера никогда не знает границ.

Бодхидхарма говорит: «Это ум мудрецов, которые ничего не знают об учении Будды, но сами открыли истинность не-сущности».

Если вам случится встретить Будду, вы можете вступить с ним в контакт двумя способами: первый — его учение, другой — его существо. Если вы вступаете в контакт с его учением, то вы станете знающим и станете еще больше эгоистичным. Вы станете думать: «я особый, я ученик Будды», «я избранный», «незаурядный». Вы станете более эгоистичным. Если вы вступите б контакт только с учением, то это непременно произойдет.

Но если вы вступите в контакт с самим учителем… Учитель является не-сущностью (не-сущим). Внутри Будды нет никакой личности, он является только присутствием. Вы можете ощущать его, но не можете коснуться его. Вы можете впитать его дух, вы можете пить из его чаши, но все это — невидимые феномены. Если вы слушаете Будд, то поймете, что самая основная их весть состоит в следующем: будь светом самому себе. Не будь зависимым от других, не следуй другим, потому что только ты сам должен открыть глубочайшую сердцевину своего существа. Будды могут только указать путь, но пройти его ты должен сам. Никто не может пройти его за тебя, это невозможно. Это не может сделать кто-то другой вместо тебя.

Бодхидхарма говорит: «Это ум мудрецов, которые ничего не знают об учении Будды, но сами открыли истинность не-сущностн».

Вы можете поверить в идею не-сущности, если вы примете.учение Будды, но это будет всего лишь знание — жалкое, бессмысленное, являющееся бременем, оковами; оно не сможет освободить вас. Но если вы понимаете весть, если вы являетесь шравакой, если вы слышите весть, самую суть ее, ее сердцебиение, если вы пульсируете вместе с существом Будды и видите то, что Будда является лишь катализатором… Он не может ничего сделать для вас, но его присутствие может воспламенить вас, может запустить нечто в вас, и тогда вы будете двигаться сами.

Вы должны будете идти к своей сокровенной сути сами, в полном одиночестве. Вот почему люди дзэна говорят: «Если ты встретишь на пути Будду, немедленно убей его». Потому что вы должны идти в таком одиночестве, что в этом предельном опыте не будет ни Будды, ни даже вашего Мастера.

Да, перед этим, за один шаг до этого, вы должны будете покинуть своего Мастера, вы должны будете попрощаться с ним. Остается только один шаг до конечного прыжка — и ученик, исполненный глубокой благодарности, прощается и совершает прыжок. Но этот прыжок нужно совершить в одиночестве, это «полет единого к единому», как говорит об этом Плотин.

Но вопрошающий абсолютно не интересуется этими ответами. Он слишком поглощен своими словами. Когда Бодхидхарма отвечает, он, должно быть, составляет следующий вопрос.

Четвертый вопрос: «Что вы называете умом, не имеющим ничего конкретного, никакого конкретного понимания, а также никаких заблуждений, доставляющих сірадания?»

Это тот же самый вопрос, задаваемый вновь и вновь — хотя он, несомненно, формулируется по-разному, — но вопрошающий думает, что он задает разные вопросы.

«Что вы называете умом, не имеющим никакого конкретного понимания, а также никаких заблуждений, доставляющих страдания?»

Прежде чем человек становится Буддой, проходит некоторый период, временной интервал, промежуток. Между обычным бессознательным человеке и сознательным Буддой имеется небольшой промежуток, когда вы уже больше не бессознательны, ire зафиксированы в своих старых шаблонах и структурах, когда старый гештальт исчез, а новый еще не появился.

Это просто момент перед восходом солнца: ночь кончилась, последняя звезда исчезла, но солнце еще не взошло. Уже светло, тьмы больше нет, но это рассеянный свет, потому что солнце еще не взошло. Человек, находящийся в таком кратковременном состоянии, называется бодхисаттвой — тем, кто готов в любой момент стать Буддой. В любой момент горизонт озарится и поднимется солнце. Этого ждать недолго, это вот-вот произойдет; последняя звезда уже погасла, от ночи не осталось ни следа.

На Востоке этот особый временной интервал называется сандхья — и вы будете удивлены, узнав, что на Востоке молитва тоже называется сандхья. Сандхья означает «промежуточное время».

Существует два специальных времени для молитвы. Утром, ранним утром, когда ночь окончилась, но солнце еще не взошло, — тот восхитительный момент, когда происходит великая перемена, ночь превращается в день; это и есть время для молитвы. Или вечером, когда солнце садится, когда оно только что скрылось за горизонтом, а первая звезда еще не появилась— это время тоже называется сандхья. Эти два момента считаются очень благоприятными, очень священными по определенной причине: они символизируют процесс вашего внутреннего развития; они являются моментами бодхисаттв.

Прежде чем кто-то станет Буддой, он становится бодхисаттвой. Слово «бодхисаттва» буквально означает «по сути являющийся Буддой». Хотя солнце еще не взошло, но уже по сути наступило утро, оно вот-вот наступит, оно неизбежно сейчас придет. Когда человек является бодхисаттвой, он неизбежно станет Буддой. В течение этого интервала это и произойдет.

Вопрошающий спрашивает: «Что вы называете умом, не имеющим никакого конкретного понимания…»

В течение этого интервала нет никакого конкретного понимания, так как Будда еще не появился.

«…а также никаких заблуждений, доставляющих страдания?» Но все заблуждения, доставляющие страдания, уже исчезли, так как ночь уже позади. Последняя звезда уже погасла. Это прекрасный момент, но вместе с тем очень жуткий. Вы находитесь во взвешенном состоянии, висите между двумя мирами, двумя совершенно различными мирами. Если рядом с вами нет Мастера, то это может так напугать вас, что вы можете скатиться к прежнему шаблону, потому что там по крайней мере было за что уцепиться, держаться. Вы по крайней мере что-то знали. Возможно, это была всего лишь осведомленность, но было нечто, что вы знали. Теперь вы не знаете ничего, ничего конкретного.

Этот промежуток может быть очень жутким. Он и есть жуткий. Никогда еще вы так не нуждались в Мастере, как в этом промежутке, потому что он может поддерживать вас за руку, он может убедить вас еще немножко подождать, он может рассказать вам о самом себе, сказать, что «это случилось со мной и всегда случалось со всеми, кто становится Буддой. Этот процесс необходим. Не беспокойся. Подожди еще несколько минут к солнце будет на горизонте, и ты будешь наполнен светом. Не бойся. Смелее, иди вперед».

Такие прекрасные ответы, такие полные смысла ответы, но вопрошающий упрямо гнет свое. Он даже не медитирует, он даже не оставляет немного времени на то, чтобы вопрос, который он задал, и ответ, который дает Бодхидхарма, могли встретиться. Он не дает никакой возможности ответу Бодхидхармы погрузиться в глубину своего сердца. Бодхидхарма кончает отвечать на один вопрос, а он немедленно задает новый вопрос. Пятый вопрос: «Что вы называете умом, которому нечего познавать и нечего реализовать (постигать)?»

На этот раз, по-видимому, Бодхидхарме надоело: «ответ на этот вопрос от Бодхидхармы не последовал», а может быть это и есть ответ, который он дал, видя, что этот человек не способен понять слова, что он будет продолжать задавать и задавать вопросы до бесконечносіи. Этот человек не собирается останавливаться; он будет продолжать вновь и вновь задавать один и тот же вопрос. Может быть, если слова не в состоянии помочь, тогда некоторую помощь может оказать молчание. И Бодхидхарма остается безмолвным. Может быть, молчание всколыхнет его, может быть, он что-то услышит в молчании. По крайней мере он будет вынужден зафиксировать в своих записях что Бодхидхарма не ответил на вопрос. Может быть, внезапное молчание… До сих пор он отвечал, может быть, внезапное молчание встряхнет его. Однако этого, по-видимому, не произошло.

Бодхидхарма должен был увидеть, что слова не могут помочь ему и молчание тоже не может помочь ему, потому что когда Бодхидхарма остался безмолвным, этот человек, должно быть, все больше и больше уходил в свой ум. Не было никакого внешнего занятия, поэтому он должен был переключиться внутрь себя. Поэтому спустя некоторое время Бодхидхарма говорит по своему почину, не ожидая его вопроса. Может быть, это поможет ему, может быть, это ответит на вопрос, возникший в его уме. Поэтому Бодхидхарма не ожидает, пока у него возникнет вопрос, он начинает отвечать. Какой смысл ожидать его вопрос? Ведь он злоупотребляет словами.

Люди, которые очень изощрены в словах, всегда злоупотребляют ими. Слова могут иметь много значений, много оттенков смысла, вы всегда можете найти свою собственную новую интерпретацию.


В автобус вскочил знаменитый профессор и уселся против одной женщины. Женщина была поражена, заметив, что половой член профессора высунут наружу.

«Гм!»— сказала она резко, указывая с отвращением на болтающийся член. «Гм!»—повторила она громче, так как мужчина не отреагировал.

После третьей попытки она наклонилась вперед и сказала: «Профессор, извините меня, но ваша «штука» торчит наружуї»

«Ох! — воскликнул профессор, приводя себя в порядок, — вы льстите себе. Она просто висела».


Профессора есть профессора — они очень изощрены насчет слов Он совсем не расстроился, а даже нашел повод уесть женщину.

Бодхидхарма не ждет. Сначала он остается безмолвным…

Существует знаменитое дзэнское изречение:


Когда мягкий дождь орошает мою одежду,
Я вижу Будду, не видя.
Когда лепесток цветка тихо опадает,
Я слышу голос Будды, не слыша.

Если вы являетесь шравакой, тогда совершенно не обязательно, чтобы Будда говорил Вы слушаете его слова, если он говорит, а если он молчит, вы слушаете его молчание. Его весть одна и та же — независимо от того, говорит он или нет. Сидя, гуляя, во время еды и сна он постоянно излучает одну и ту же весть.

И когда вы действительно стали шравакой, то вы будете ощущать его также и таким образом: «Когда мягкий дождь орошает Мою одежду, я вижу Будду, не видя». Тогда вы повсюду будете находить его. Дождь мягко падает на вас, и вы ощущаете касание Будды Ветер раздувает вашу одежду, и вы ощущаете его невидимое присутствие. Солнце шлет свои теплые лучи, и вы ощущаете его сострадание. «Когда лепесток цветка тихо опадает, я слышу голос Будды, не слыша». Лепесток опадает с розы или лист медленно падает с дерева на землю, и вы слышите шепот Будды.

Как только вы сжились с Мастером, сделались созвучным с ним, все бытие окрашивается в один и тот же цвет. Вы видите Мастера во всем. Все бытие становится его голосом, его телом. Тогда все напоминает вам о нем. И помните, я утверждаю это категорически: все напоминает вам о нем. Ребенок смеется — и вы вспоминаете Будду. Хоронят человека — и вы вспоминаете Будду. Вы стали так созвучны с Мастером, что во всем происходящем вы будете видеть его печать.

Бодхидхарма остается безмолвным, так же как Будда остался безмолвным с третьим посетителем, пришедшим вечером. За те несколько минут часть пламена Будды передалась спрашиваемому; он поклонился, поблагодарил и ушел.

Однако этот вопрошающий, по-видимому, не относится к тому же типу людей. Он чересчур головастый, чересчур сосредоточен в голове; у него нет сердца. Видя это, Бодхидхарма начинает говорить по своему почину. Какой ему смысл ждать? Все равно тот будет продолжать задавать вопросы. Лучше сказать все, как оно есть. Если он поймет — хорошо, не поймет — тогда с ним кончено. Он говорит:

«Дхармакайя не имеет формы, поэтому человек видит ее, не видя».

Это очень глубокие, глубинные слова, исполненные большого смысла. Реальность не имеет формы. Истина не имеет ни формы, ни тела. Истина непроявлена, невоплощена Дхармакайя — это буддийский термин, означающий истину, реальность, предельное; мы могли бы назвать ее словом «Бог». Однако Будда не употребляет слова «Бог»; он пользуется словом «дхар-макайя».

«Дхармакайя не имеет формы, поэтому человек- видит ее, не видя».

Итак, если вы хотите увидеть Бога, вы должны обучиться искусству видеть, не видя, вы должны обучиться искусству закрывать свои глаза на внешнюю реальность, на проявленную реальность. Вы должны закрыть свои глаза, чтобы смочь войти в непроявленное измерение.

Великий мистик Палату сказал: «Меня могут понять только слепые». Редкое утверждение, очень редкое утверждение, я нигде не находил ничего подобного. Тысячи мистиков жили на Земле, но то, что говорит Палату… Он крестьянин; его речь пряма и бесхитростна. Он говорит: «Пока вы не станете слепым, вы не поймете то, что я говорю». Что он подразумевает под слепотой? Он иуієєт в виду следующее: если вы знаете как видеть, не видя.

«Дхарма не имеет голоса…»

Предельное не имеет ни голоса, ни языка.

«…поэтому человек слышит ее, не слыша».

Вы должны стать таким безмолвным, чтобы ничто не шевелилось в вас, и тогдз вы услышите ее, не слыша. Эти утверждения парадоксальны Но чем ближе вы подходите к истине, тем более парадоксальным является опыт. Будьте готовы столкнуться с парадоксами. И первый парадокс, с которым должен столкнуться ученик, состоит в следующем: победа посредством капитуляции. Это первое столкновение, потому что именно с этого начинается ученичество Вы капитулируете перед Мастером, отдаете себя ему—и редкая красота этого шага состоит и том, что благодаря этой первой капитуляции вы в первый раз одерживаете победу Вы становитесь слугой Мастера, а став его слугой, вы впервые становитесь своим собственным хозяином. Вы никогда не были хозяином. И последующий путь тоже изобилует парадоксами.

«Праджня не имеет ничего познаваемого…»

Праджня означает предельное понимание.

«…не имеет ничего познаваемого, поэтому человек познает ее, не познавая. Если он думает, что видит, то он видит ее не полностью».

Потому что если вы думаете: «Я вижу», то здесь присутствует «я», и это присутствие вносит путаницу и расстройство Вы являетесь помехой, вы являетесь барьером. Каким бы тонким и прозрачным ваше эго ни было, оно все равно является барьером и вы будете видеть не полностью, несовершенно. Эго должно уйти совсем, только тогда ваше видение освободится. Тогда не будет барьера, препятствия, помехи.

«Если он думает, что знает ее, то он совершенно не знает ее».

Итак, если человек думает, что знает ее — «ее» означает истину, дхармакайю, Бога, непроявленную реальность, — если кто-то думает, что знает ее, то он совершенно не знает ее.

До Будды в Упанишадах было сказано: «Человек, думающий, что он знает, не знает; а тот, кто думает, что не знает, знает это». После Будды Сократ в Греции сказал то же самое: «Я знаю только то, что я ничего не знаю».

Это путь приближения к реальности: вы продолжаете таять, исчезать — до тех пор, пока не остается никого, кто мог бы притязать на знание, на реализацию.

«Когда он познает ее без познавания, он познает ее полностью».

Зеркало не говорит: «Я отражаю вас». Зеркало просто отражает вас, вот и все. Зеркало ни на что не притязает, и абсолютно чистое сознание точно так же, ни на что не притязает. Все притязания исходят от эго.

«Если человек не знает этого, то он не является поистине знающим. Если человек думает, что он обретает, он не обретает ничего. Когда он обретает необретение, он приобретает все». Вот почему я говорю о победе посредством капитуляции, сдачи. Потеряйте все, если вы хотите обладать всем. Это истинное отречение, а также истинное празднование. Это предельный парадокс — парадокс отречения и празднования. Умрите полностью, если вы хотите воскреснуть.

«Если человек думает, что он прав, то его правота несовершенна».

Потому что чувство «я прав» просто означает, что вы все еще пытаетесь быть кем-то особенным, кто прав, и пытаетесь доказать, что остальные заблуждаются. В таком случае вся эта игра в превосходство, в «я святее тебя» продолжается.

Действительно добродетельный человек не осознает свои добродетели. Его добродетели естественны. Как вы дышите, как ваша кровь бежит по жилам и бьется ваше сердце — вот так он добродетелен. Действительно добродетельный человек ничего не знает о добродетели, ничего не знает о правильном и неправильном.

«Когда он трансцендирует правильное и ошибочное, он обладает законченными добродетелями. Такая мудрость является открывателем врат к ста тысячам врат высшей мудрости».

Бодхидхарма отвечал на вопросы этого человека одной простой фразой, но затем, видя, что он не способен увидеть, не способен понять, он испробовал молчание. Видя, что оно тоже дало осечку, он теперь пытается ответить на все, о чем тот может спросить. Зачем заставлять человека спрашивать снова и снова? Он говорит: «Все Будды проповедуют пустоту. Почему? Потому что они хотят сокрушить конкретные идеи (представления) у учеников. Если ученик цепляется даже за идею пустоты, он предает всех будд Один человек цепляется за жизнь, хотя нет ничего, что можно было бы назвать жизнью; другой цепляется за смерть, хотя нет ничего, что можно было бьі назвать смертью. В реальности нет ничего рожденного, следовательно, нет ничего преходящего».

«Цепляясь (привязываясь), человек распознает вещь или идею. Реальность не имеет ни внутренности, ни внешности, ни середины. Невежественный человек создает заблуждения и страдает от различения. Правильное и ошибочное не существует в реальности. Невежественный человек создает их, распознает их, вблизи или вдали, внутри или вовне. Затем он страдает от различения. Это общий образ действия феноменального мира».

Здесь содержатся все наши идеи, наши искусственные верования: жизнь, смерть, любовь, ненависть, добро, зло, правильное, ошибочное, моральное, аморальное, добродетель, грех. Все это наши идеи. Мы пытаемся налагать наши идеи на реальность, на других, на свое собственное «я».

Действительно пробужденный человек не имеет идей. Для него нет ничего «хорошего», ничего «плохого». Веши таковы, каковы они есть. Он просто живет в таковости существования, в татхате. Он не следует каким-либо правилам морали, потому что для него нет ничего «аморального» и ничего «морального». Он живет от момента к моменту, спонтанно, не заботясь ни о правильном, ни об ошибочном, ни о том, что выбирать или не выбирать. Он живет в невыбирающем осознании и действует, исходя из невыбирающего осознания. Тогда все, что происходит, является благом.

Попытайтесь понять это обстоятельство: вы всегда выбираете, что вам делать, — что правильно, что неправильно Будда никогда не выбирает, он просто живет. Однако все, что бы вы ни выбрали, считая это правильным, не может быть правильным, потому что это результат вашего выбора. Выбирает всегда ум, а ум загрязняет, отравляет все, оскверняет все. Выбирает эго, а тень эго делает все неправильным. Даже если вы поступаете правильно, ваш поступок обернется неправильным. Если эго касается нектара, он обращается в яд. Будда не выбирает, он просто живет без всякого выбора. Он живет в целостном осознании и позволяет этому целостному осознанию «действовать» и откликаться на реальность. Тогда, если вы в состоянии такого осознания прикоснетесь к яду, он станет нектаром.

Все, что делает Будда, является правильным — это не вопрос выбора.

«Цепляясь, человек распознает вещь или идею. Реальность не имеет ни внутренности, ни внешности, ни середины. Невежественный человек создает заблуждения и страдает от различения. Правильное и ошибочное не существуют в реальности. Невежественный человек создает их, распознает их, вблизи или вдали, внутри или вовне. Затем он страдает от различения. Это общий образ действия феноменального мира».

Вы страдаете от своих собственных идей. Вы думаете: «Это жизнь» затем вы немедленно создаете идею смерти: «Противоположностью жизни является смерть». Однако не существует ни жизни, ни смерти. Все вечно. Вы не были никогда рождены и никогда не умрете. То, что вы считаете рождением, есть просто эпизод в вечной жизни, и то же относится к смерти. При рождении ничто не рождается, лишь нечто непроявяенное становится проявленным, нечто скрытое становится явным. При смерти проявленное снова переходит в непроявленное, чтобы отдохнуть и омолодиться, и оно снова придет, когда наступит его срок. Оно лежит как семя и ждет, а потом появится снова Ничто не рождается и ничто не умирает. Но если вы различаете рождение и смерть, вы будете сокрушены своими собственными идеями. Тогда вы будете цепляться за жизнь, а вы не сможете это сделать, потому что жизнь непрерывно течет. Тогда цепляние станет источником вашего несчастья, и вы будете бояться смерти, — но ее вы тоже не сможете избежать, потому что покой, отдых является большой необходимостью.

После 70, 80, 90 лет непрерывной работы тело нуждается в отдыхе, мозговые клетки чуждаются в отдыхе, душа нуждается в отдыхе. Но вы сначала цепляетесь за жизнь и становитесь несчастным оттого, что не можете удержать ее, — она выскальзывает из ваших рук, — а затем вы начинаете бояться смерти и хотите отогнать ее прочь, отталкиваете ее всеми возможными способами. Вы не можете отогнать ее, вы не можете задержать ее; она является частью природы. Она подобна волне, появляющейся в океане и опадающей обратно: ничто не приходит и ничто не уходит; это все тот же океан. И какая разница, вздымается волна или опадает? Вода остается той же самой. Не цепляйтесь за идеи.

Это длинное заявление Бодхидхармы является очень странным. После молчания Мастер испробовал все возможные способы. Сначала он давал короткие ответы, должно быть, надеялся, что этот человек является разумной личностью…

Будды считают всех разумными; таково их восприятие. Они не способны видеть никого, как неразумного, потому что они видят ваши предельные возможности. Они думают, исходя из них, они верят в вашу скрытую буддоподобность.

Он начал отвечать человеку, но это средство оказалось неудачным. Затем Бодхидхарма испытал противоположное средство: он замолчал; это тоже ничего не дало. Человек не может понять слова, не может понять молчание. Тогда Бодхидхарма дает длинный ответ — ответ, которого человек не просил, но! этот ответ содержит суть, которая способна дать ответ на все его вопросы, если он слушает. Он упустил короткие ответы Бодхидхарма, должно быть, надеялся, что теперь может помочь! этот длинный ответ.

Мне кажется, что его ответ, должно быть, был еще длиннее, потому что эти заметки сделаны тем же самым человеком, который задавал вопросы. Поэтому он, по-видимому, сократил его. Однако следует заметить: он, по-видимому, был хорошая стенографом, он ничего не добавил от себя. Возможно, он кое-что выпустил, — у него нет на этот счет полной уверенности, но несомненно то, что все приводимые им слова являются подлинными словами Бодхидхармы. Я могу за это ручаться. Опираясь на свой авторитет, я могу заявить вам: эти слова могли принадлежать только Будде. Поэтому каким бы глупым тот человек ни был, за одно его можно похвалить: он хороший стенограф, он имеет хорошую память. И он, должно быть, делал попутные заметки, это явно видно. Когда Бодхидхарма говорил, он, должно быть, записывал. Есть глупые люди, которые делают подобные вещи.

Когда вы сталкиваетесь с Бодхидхармой, с человеком, подобным Бодхидхарме, слушайте его всем своим существом. Не отвлекайтесь на записи. Если вы не можете понять, находясь в его присутствии, то не сможете понять и с помощью своих записей. Я не думаю, что эти заметки произвели какое-либо впечатление на человека, который их делал. Но он оказал большую услугу вам, человечеству

В течение 14 веков эги заметки пролежали в земле. В самом начале века их откопали. Но если бы они пропали в земле, то ничего не было бы потеряно. И без них учение Бодхидхармы растеклось и расцвело в жизни многих людей. Цепь Бодхидхармы еще продолжает существовать благодаря прямой передаче от Мастера к ученику. Пламя, которое он зажег, еще горит. Есть еще люди, которые извлекают пользу из вести Бодхидхармы. Но тем не менее эти слова могут оказаться полезными для вас — не как слова, а как исходный пункт медитации.

Говоря о Бодхидхарме, я, пожалуй, говорю о самом себе. Я не вижу никакой разницы, абсолютно никакой. Весть одна и та же. Бодхидхарма очень близок моему сердцу. Этот уникальный человек, уникальный не только среди людей, но и среди будд, очень близок моему сердцу именно из-за своей уникальности. Он редкий цветок—дикий, но очень редкий.

Медитируйте над этими словами. Каждое слово исполнено глубокого смысла. Каждое слово является семенем. Каждое отдельно взятое слово, если ему позволить пасть в сердце, может полностью преобразить вас.









Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке