Глава 7. Поэзия энергии и разума

Управление дыханием и медитация

Любые комплексы упражнений тай-цзи цюань приносят наилучшие результаты лишь тогда, когда есть понимание энергетического и ментального аспектов учения; в этом случае содержание поэзии движения наполняется внутренней силой и сознанием.

Задачи комплексов упражнений

Когда говорят о том, что человек занимается тай-цзи цюань, обычно имеют в виду, что он знаком с одним или несколькими комплексами упражнений этого боевого искусства. Однако комплексы упражнений и боевых комбинаций являются лишь составной частью системы. С точки зрения здоровья и повседневных проблем более важным представляется умение хорошо двигаться, имея при этом ясную голову и здоровую энергетику.

Все это не умаляет первостепенной роли, отведенной тренировочным комплексам в системе тай-цзи цюань, поскольку именно они способствуют приобретению навыков по достижению совершенных движений, управлению энергетическим потоком и осознанному восприятию действительности. Помимо этого, отработка тренировочных комбинаций необходима для последующего, спонтанного применения приемов в бою, о чем будет рассказано в последующих главах.

Наравне с описанными в предыдущей главе методами тренировки, комплексы упражнений также способствуют обретению внутренней силы. Это происходит в основном за счет координации дыхания, медитации и движений тела во время выполнения тех или иных комплексов приемов тай-цзи, о которых и пойдет речь. Чтобы ускорить приобретение навыков, на первых этапах обучения можно сконцентрировать все внимание непосредственно на выполнении движений, не придавая, большого значения контролю за дыханием и медитации, так, чтобы выполнение приемов стало плавным и автоматическим. Когда последнее будет достигнуто, следует вернуться к контролю за дыханием и построению мысленных образов.

Описание тренировочных комплексов сопровождается иллюстрациями с соответствующими пояснениями. Изучая технику по рисункам, вы, возможно, вспомните выражение о том, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Следует иметь в виду, что иллюстрации дают самое общее представление о проведении того или иного приема и не могут отражать весь диапазон движений. Подробные указания по основным, фундаментальным движениям были приведены в главе 5. Поэтому, если вы хотите ускорить изучение тренировочных комплексов, возвращайтесь к указанным инструкциям вновь и вновь.

Далее по тексту приводится «Упрощенный комплекс 24 приемов тай-цзи», составленный ведущими мастерами после долгих размышлений и дискуссий. Совет мастеров был созван китайским правительством, которое поставило перед ним две задачи. Во-первых, следовало найти удобное и недорогое средство для решения проблем национального здравоохранения; во-вторых, возобновление турниров по боевым искусствам потребовало унификации множества стилей, в том числе и различных школ тай-цзи цюань.

Первоначально «Упрощенный комплекс 24 приемов тай-цзи» возник на основе стиля ян. Именно поэтому позднее был разработан «Комплекс 48 приемов тай-цзи», и, хотя комплекс 24 приемов в настоящее время не используется при проведении соревновании, он продолжает пользоваться популярностью, благодаря своей относительной простоте и эффективности как для улучшения здоровья, так и при самообороне.

Оговорюсь, что, как бы удачны ни были иллюстрации и пояснения к ним, человеку, абсолютно не знакомому с техникой тай-цзи или кунг-фу, следует обратиться за помощью к опытному инструктору. В противном случае эффективность самостоятельного изучения комплекса будет весьма проблематичной.

Упрощенный комплекс тай-цзи Набор № 1

Выполняйте приемы плавно и грациозно, так, как будто вы читаете стихи. При проведении различных приемов обратите особое внимание на поддержание устойчивости и равновесия, которые в полной мере достижимы лишь в том случае, когда есть представление о фундаментальных принципах, согласно которым движение начинается от пояса, и проводится четкая грань между «видимым» и «сущностным» (см. главу 5). Помните, что тай-цзи — это внутреннее искусство, и чисто механическое выполнение комплекса в лучшем случае превратит вашу тренировку в заурядную физзарядку; для достижения истинного успеха следует иметь понятие о ментальном и энергетическом аспектах тай-цзи: «поэзия движения» должна быть основана на внутренней силе и сознании.

Встаньте в стойку «бесконечного предела» (рис. 7.1, 1а). Успокойтесь и расслабьтесь; пусть улыбка на вашем лице будет продиктована сердцем. Если подобное состояние по каким-либо причинам не достижимо, отложите тренировку. Почувствуйте, как энергия переполняет ваше тело. Сосредоточьте внимание на дан тьян.

Отставьте правую ногу на 30 см вправо и встаньте в стойку «верхом на козле» («стойка тай-цзи»); медленно поднимите прямые руки на уровень груди пальцами вперед (рис. 7.1, 1б). Одновременно вдыхайте через нос, представляя, как в вас проникает поток космической энергии. Построение мысленных образов должно быть непринужденным — любые напряжения во время медитации могут привести к нежелательным побочным явлениям. Если вам сложно мысленно создать необходимый образ, просто подумайте о предмете медитации с любовью. Опустите руки вдоль тела (рис. 7.1, 1в) и на выдохе через рот мысленно представьте, как поток жизненной энергии перетекает в ваши ладони. Этот прием называется «поднятие воды», или «начальный прием тай-цзи». Повторите его два раза.

Следующий переходный прием называется «удержание космоса» и выполняется в левосторонней стойке «обманной ноги», как показано на рис. 7.1, 2а. Плавно вдыхайте и представляйте, как вы держите шар ци. Встаньте в левостороннюю стойку «лук и стрела», затем разведите руки приемом «полет по диагонали», также известным как «дикая лошадь распускает гриву» (рис. 7.1, 2б). Одновременно выдыхайте и представляйте, как жизненная энергия достигает ваших ладоней.

На вдохе поменяйте «стойку обманной ноги» на правостороннюю (рис. 7.1, 2в), а затем перейдите в правостороннюю стойку «лук и стрела», выполняя прием «дикая лошадь распускает гриву» (рис. 7.1, 2 г). Выдыхая, представьте, как жизненная энергия перетекает в ладони. Опять встаньте в переходную левостороннюю стойку «обманной ноги» (рис. 7.1, 2д)у одновременно вдыхая и затем перемещаясь в левостороннюю стойку «лук и стрела» приемом «дикая лошадь распускает гриву» (рис. 7.1, 2е); на выдохе представляйте, как ци перетекает в ладони.

Плавно вдохните и встаньте в левостороннюю стойку «обманной ноги» (рис. 7.1, За); сделайте такой же плавный выдох и раскиньте руки приемом «белый журавль распускает крылья» (рис. 7.1, 3б).

Левой рукой очертите небольшой круг по часовой стрелке прямо перед собой, а правой рукой — большой круг против часовой стрелки, с правой стороны (рис. 7.1, 4а); одновременно сделайте шаг вперед передней (левой) ногой и в левосторонней стойке «лук и стрела» завершите прием ударом правой ладонью, как показано на рис, 7.1, 4б; левая ладонь находится на уровне бедра. Этот прием называется «зеленый дракон выстреливает жемчужину». Начало круговых движений сопровождается вдохом, а завершение приема происходит на выдохе. Мысленно посылайте ци в правую ладонь.

Повторите прием атаки «зеленого дракона» левой рукой (рис. 7.1, 4в и 7.1, 4 г). Снова повторите комбинацию для атаки справа (рис. 7.1, 4д и 7.1, 4е)\ при этом координации дыхания и мысленных образов аналогичны описанным выше.

Верните левую ногу в исходное положение и встаньте в левостороннюю стойку «четыре — шесть» (рис. 7.1, 5а); слегка развернув корпус вправо, обозначьте руками прием «игра на лютне», как показано на рис. 7.1, 56. Сконцентрируйте ци в области дан тьян.


Встаньте в правостороннюю стойку «четыре — шесть», делая большой круг правой рукой против часовой стрелки и завершая движение ударом правой ладонью на уровне плеча (рис. 7.1, 6а, 7.1, 6б и 7.1, 6в). Начинайте выполнение приема на вдохе, а завершайте выдохом. Мысленно посылайте ци на правую ладонь. Этот прием называется «отражающая обезьяна».

Повторите атакующий прием левой рукой из левосторонней стойки «четыре — шесть» (рис. 7.1, 6 г, 7.1, 6д). Повторите прием еще раз, увеличив количество исполнений до четырех (рис. 7.1, 6е-6з). Начинайте прием на вдохе, завершайте на выдохе. Направляйте поток ци в ударную руку.


Рис. 7.1. Упрощенный комплекс тай-цзи. Набор № 1

Упрощенный комплекс тай-цзи Набор № 2

После выполнения приема «отражающая обезьяна» левой рукой, развернитесь направо на 180° и встаньте в правостороннюю стойку «обманной ноги» (рис. 7.2, 7а), затем, приняв правостороннюю стойку «лук и стрела», используйте технику пень, или отражения (рис. 7.2, 7б и 7.2, 7в). На вдохе удерживайте шар ци, а на выдохе представляйте, как рука, выполняющая прием пень, наполняется ци.

От техники пень на вдохе переходите к технике отхода (отката) — лу (рис. 7.2, 7 г), фокусируя внимание на дан тьян. На выдохе используйте технику сдавливания — чи (рис. 7.2, 7д и 7.2.7е), представляя, как ци перетекает в правое предплечье. Вдохните и встаньте в более низкую стойку (рис. 7.2, 7ж)у затем исполните толкающую технику — ан, одновременно выдыхая и представляя, как ци перетекает в ударную точку (рис. 7.2, 7з). Комбинация четырех техник — пень, лу, чи и ан — известна как «ухватить воробья за хвост».

Повторите прием с левой стороны (рис. 7.2, 7и-п). Дыхание и медитация аналогичны вышеупомянутым.


Повернитесь направо и встаньте в «стойку тай-цзи», одновременно делая правой рукой круговое движение по часовой стрелке, а левой рукой очертите большой круг против часовой стрелки перед собой. Круговые движения осуществляются с одновременным поворотом корпуса налево (рис. 7.2, 8а-е). При вдохе двигается левая нога, при выдохе — правая. Представляйте, как жизненная энергия перетекает на руки. Эти приемы называются «облачные руки».

Вдохните и на мгновение приставьте левую ногу к правой, обозначая левостороннюю стойку «обманной ноги», в то время как руки находятся в положении, показанном на рис. 7.2, 9а. Левой ногой сделайте шаг вперед, встаньте в левостороннюю стойку «лук и стрела» и обозначьте удар левой ладонью (рис. 7.2, 9б и 7.2, 9в) приемом, известным как «удар кнутом». Прием проводится на выдохе, а поток ци мысленно посылается в левую руку.


Рис. 7.2. Упрощенный комплекс тай-цзи. Набор № 2

Упрощенный комплекс тай-цзи Набор № 3

«Удар кнутом» сменяет прием под названием «понукание лошади» (рис. 7.3, 10а и 7.3, 10б). Прием начинается на вдохе и завершается выдохом с одновременным выбросом правой руки вперед.

На вдохе встаньте на левую ногу и перекрестите руки на уровне лица. Затем, выдыхая, разведите руки и произведите удар правой пяткой (рис. 7.3, 11а — в). Этот прием называется «толкающий удар от скрещенных рук». Опустите правую ногу прямо по диагонали, выполняя прием «жужжащие в ушах пчелы». При этом ци концентрируется в кулаках (рис. 7.3, 12а и 7.3, 12б) во время энергичного выдоха.

Приставьте правую ногу к левой и развернитесь налево на 180°. На вдохе встаньте на правую ногу, скрестите руки на уровне лица и на выдохе выполните удар левой ногой (рис. 7.3, 11в-д).

Медленно вдыхая, опустите левую ногу перед собой, выполняя технику под названием «низкая стойка кнута», как показано на рис. 7.3, 13а, б). Не меняя положения ног, подайте корпус вперед для выполнения низкой левосторонней стойки «лук и стрела» (рис. 7.3, 13в). Продолжайте перемещать корпус вперед, пока на плавном выдохе не встанете на левую ногу в позицию, известную как «одинокий золотой петушок» (рис. 7.3, 14а, б). Сконцентрируйтесь на поддержании устойчивого равновесия.



На вдохе опустите правую ногу для выполнения приема «нижняя стойка кнута», как показано на рис. 7.3, 13 г, д. Подайте корпус и правую руку вперед (рис. 7.3, 13е), чтобы занять позицию правосторонней стойки «лук и стрела», и на выдохе встаньте на правую ногу в позицию «одинокого золотого петушка» (рис. 7.3, 14в, г). Опустите левую ногу прямо перед собой и выполните прием «нефритовая девушка продевает нитку в челнок» (рис. 7.3, 15а, б). Прием начинается вдохом, завершается выдохом; ци посылается в ударную руку. После этого переместите левую ногу вправо, переходя в стойку, известную как «поступь единорога» (рис. 7.3, 15 г, д); передвигая правую ногу вперед, выполните прием «нефритовая девушка продевает нитку в челнок» (рис. 7.3, 15е). Дыхание и построение образов аналогичны вышеописанным.


Рис. 7.3. Упрощенный комплекс

Упрощенный комплекс тай-цзи Набор № 4

От «нефритовой девушки…» перейдем к приему под названием «иголка на дне морском», показанному на рис. 7.4, 16. Нога двигается на вдохе, а рубящий удар правой ладонью проводится на выдохе. Представьте, как ци перетекает в ударную руку. Вместе с шагом правой ногой вперед исполните «удар локтем» (рис. 7.4, 17). Дыхание произвольное. При выполнении этого и следующего приемов не выдвигайте корпус слишком далеко; в противном случае возможна потеря равновесия.

Поставьте левую ногу сзади правой (рис. 7.4, 18а), правой ногой шагните вперед и, с силой выдыхая воздух, выполните «удар плечом» (рис. 7.4, 18б). Сфокусируйте ци на ударном плече. Ударная техника этого приема известна как као (протягивание). Однако пусть этот термин не вводит вас в заблуждение. Плечо вовсе не следует «вытягивать» в сторону противника. Во время этой атаки ударная сила от задней ноги сообщается плечу в результате движения корпуса вперед.

Примите позу «поступь единорога» (рис. 7.4, 19а), сделайте большой шаг вперед левой ногой, которая становится передней ногой низкой стойки «лук и стрела», и выполните удар левой ладонью, причем правая рука находится за головой (рис. 7.4, 196). Правая нога отставляется назад на вдохе, а левая нога двигается вперед на выдохе. Представьте, как ци перетекает со спины на ударную руку. Этот прием часто называется «веер появляется из-за спины».

Не двигая ногами, а лишь слегка изменив положение ступней, повернитесь направо на 180° и выбросьте правый кулак размашистым ударом сверху, используя костяшки кулака в качестве ударной поверхности (рис. 7.4, 20а, б). Левая рука двигается на вдохе, а размашистый удар правым кулаком осуществляется одновременно с энергичным выдохом. Представьте, как ци по руке перетекает в кулак. Этот прием называется «размашистый кулак».



Вернитесь в позицию «поступь единорога» и поставьте левой рукой вертикальный блок (рис. 7.4, 21а). На вдохе сделайте шаг вперед левой ногой и, энергично выдохнув, ударьте правым кулаком; левая рука остается в вертикальном положении (рис. 7.4, 21б, в). Сконцентрируйте ци в правом кулаке. Этот прием, весьма эффективный в бою, имеет прозаическое название «движение — перехват — удар».

Положите левую ладонь на правое предплечье, верните правый кулак в исходное положение, разожмите его и на вдохе разверните корпус назад, не меняя положения ног (рис. 7.4, 22а, б). Встаньте в исходную левостороннюю стойку «лук и стрела» и одновременно на выдохе выбросьте обе ладони вперед (рис. 7.4, 22в). Этот прием называется «скреплено печатью».

Повернитесь направо и сделайте шаг вправо левой ногой так, чтобы ноги оказались на ширине плеч (рис. 7.4, 23а). Встаньте в стойку «верхом на козле» и скрестите руки на уровне лица (рис. 7.4, 236) приемом, известным как «скрещенные руки». Плавно вдохните, представляя, как вас наполняет космическая энергия. Опустите руки по швам, поставьте правую ногу рядом с левой и примите стойку «бесконечного предела» (рис. 7.4, 24). Плавно выдохните и позвольте ци «утонуть» в дан тьян.

Закройте глаза и некоторое время оставайтесь в стойке «бесконечного предела» (от нескольких секунд до нескольких минут). Если комплекс был выполнен грамотно, с соблюдением требований к дыханию и при участии воображения, вы почувствуете в теле легкую вибрацию, осуществляемую вашей внутренней жизненной энергией. Несмотря на переполняющий вас поток энергии, вы ощутите покой и умиротворенность. Некоторое время наслаждайтесь этим состоянием, а затем постепенно сфокусируйте внимание на дан тьян. Некоторое время оставайтесь неподвижны, затем разогрейте ладони и прикоснитесь ими к векам перед тем, как открыть глаза.



На самом деле, упрощенный комплекс тай-цзи состоит из 36 приемов, но, опуская повторы, их количество можно сократить до 24. Вследствие культурных и лингвистических особенностей названия приемов в переводе с китайского могут показаться неуклюжими и бессмысленными. Тем не менее на языке оригинала они исполнены внутренней поэзии. Ниже приводится перевод названий 24 приемов упрощенного комплекса тай-цзи.

1. Поднятие воды.

2. Полет по диагонали.

3. Белый журавль хлопает крыльями.

4. Зеленый дракон выстреливает жемчужину.

5. Игра на лютне.

6. Отражающая обезьяна.

7. Ухватить воробья за хвост.

8. Облачные руки.

9. Кнут.

10. Понукание лошади.

11. Толкающий удар от скрещенных рук.

12. Жужжащие в ушах пчелы.

13. Нижняя стойка кнута.

14. Одинокий золотой петушок.

15. Нефритовая девушка продевает нитку в челнок.

16. Иголка на дне морском.

17. Удар локтем.

18. Удар плечом

19. Веер появляется из-за спины.

20. Размашистый кулак.

21. Движение — перехват — удар.

22. Скреплено печатью.

23. Скрещенные руки.

24. Стойка бесконечного предела.

КОМПЛЕКС 48 ПРИЕМОВ ТАЙ-ЦЗИ ЦЮАНЬ

Комплекс 48 приемов тай-цзи основан на технике стиля чень и как нельзя лучше подходит для боевого применения. Для удобства он подразделен на шесть наборов приемов, показанных на соответствующих рисунках. Для новичков комплекс представляет чисто познавательный интерес. В случае, если вы в состоянии освоить его самостоятельно (что является жалкой альтернативой тренировке под руководством опытного учителя), обратите внимание на координацию дыхания, медитацию, внутреннюю силу и поток сознания.

Ниже приводятся названия 48 приемов.

Набор № 1

1. Белый журавль хлопает крыльями.

2. Зеленый дракон выстреливает жемчужину.

3. Кнут (левосторонний).

4. Игра на лютне.

5. Откат назад и сдавливание.

6. Движение — перехват — удар (левый).

7. Ухватить воробья за хвост (левый).



Рис. 7.5. Комплекс 48 приемов тай-цзи. Набор № 1.

Набор № 2

8. Продвижение корпуса с наклоном.

9. Удар под локоть.

10. Отражающая обезьяна.

11. Удар ладонью с разворотом.

12. Игра на лютне.

13. Поворот колена с ударом кулака.



Рис. 7.6. Комплекс 48 приемов тай-цзи. Набор № 2.

Набор № 3

14. Белая змея изливает яд.

15. Пинать и приручать тигра.

16. Размашистый кулак (левый).

17. Низкая стойка нитяного кулака.

18. Журавль становится между петушками.

19. Кнут (левый).



Рис. 7.7. Комплекс 48 приемов тай-цзи. Набор № 3.

Набор № 4

20. Облачные руки (правосторонняя).

21. Дикая лошадь распускает гриву.

22. Понукание лошади.

23. Правый толкающий удар ногой.

24. Жужжащие в ушах пчелы.

25. Левый толкающий удар ногой.

26. Кулак, поднимающийся из укрытия.

27. Иголка на дне морском.

28. Веер появляется из-за спины.



Рис. 7.8. Комплекс 48 приемов тай-цзи. Набор № 4.

Набор № 5

29. Левый и правый пробивающие удары ногами.

30. Зеленый дракон выстреливает жемчужину.

31. Продвижение вперед с атакой.

32. Скреплено печатью.

33. Облачные руки (левосторонняя).

34. Размашистый кулак (правый).

35. Продевание нитки в челнок (правый и левый).

36. Отход нитяной ладони.




Рис. 7.9. Комплекс 48 приемов тай-цзи. Набор № 5.

Набор № 6

37. Обманная нога, сжимающая рука.

38. Поднятая ладонь в стойке на одной ноге.

39. Стойка лошади.

40. Поворот корпуса при отходе назад.

41. Низкая стойка поднятой ладони.

42. Скрещенные кулаки.

43. Тигр на одной ноге.

44. Качающийся лотос с разворотом.

45. Стреляющий тигр.

46. Движение — перехват — удар (левый).

47. Ухватить воробья за хвост (правый).

48. Перекрещенные руки.




Рис. 7.10. Комплекс 48 приемов тай-цзи. Набор № 6.


Комплекс развивает внутреннюю силу, способность к умственной концентрации и знакомит с приемами атаки и обороны.








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке