|
||||
|
103. НАУКА И КУЛЬТУРА В 1965–1985 гг Кризисные явления в экономике негативно отразились и на научном, творческом потенциале страны. Несмотря на рост количественных показателей (число научных работников за период с 1970 по 1985 г. увеличилось с 928 тыс. до 1,5 млн человек), образование не соответствовало требованиям научно-технического прогресса. СССР стал терять свои позиции в прикладных науках, отставать от передовых стран в развитии новейших информационных технологий. Практически из всех отраслей народного хозяйства страны только две соответствовали мировым стандартам – военная и космическая, но и там были заметны потери наших позиций. Идеологический диктат, всеобщий контроль над жизнью общества не давал возможность свободно работать людям творческих профессий. С ужесточением цензуры и гонением на интеллигенцию значительно возросло число эмигрантов. Частью добровольно, частью насильственно покинули страну сотни тысяч образованных людей, «мозги» общества. Среди них – будущие лауреаты Нобелевской премии А. Солженицын и И. Бродский, писатели С. Довлатов, В. Войнович, режиссеры Ю. Любимов, А. Тарковский и т. д. Широко развернулась борьба государства с окрепнувшим диссидентским движением – правозащитники (А. Сахаров, П. Григоренко, И. Габай и др.) ссылались в лагеря, помещались в психбольницы, «выдавливались» из страны. В искусстве господствовал метод «социалистического реализма», не позволявший критично относиться к окружающей действительности. Несмотря на это, период «застоя» отмечен как значительными научными открытиями, так и большими творческими успехами мастеров культуры. В числе выдающихся деятелей той эпохи – ученые Ж. Алферов, Б. Патон, педагоги В. Шаталов, Ш. Амонашвили, писатели В. Аксенов, В. Астафьев, Ф. Искандер, музыканты Д. Тухманов, М. Ростропович. Период расцвета переживал советский кинематограф, большой популярностью пользовались картины братьев Н. и А. Михалковых, Л. Гайдая, А. Германа и других режиссеров. Широкое распространение получила так называемая «авторская» песня, всенародно известными стали барды В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Визбор и др. В обществе, особенно в среде интеллигенции, были сильны критические настроения, которые уже невозможно было запретить. Духовная оппозиция властям выразилась как в открытых митингах протеста диссидентов, так и в создании целого пласта подпольной литературы – «самиздата». Все очевидней становилась невозможность существования консервативной партийно-бюрократической системы, назревала необходимость серьезных перемен. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|