• История лепнины
  • История гипса
  • Инструменты для монтажа лепнины
  • Материалы
  • Основной ассортимент лепного декора
  • Монтаж гипсовой лепнины на потолке
  • Монтаж полиуретановой и полистирольной лепнины
  • Методы декорирования лепнины
  • Спецэффекты, получаемые при использовании особой технологии нанесения красок
  • Ремонт лепнины
  • Монтаж лепнины на потолках

    Лепнина – традиционное украшение потолков в старинных домах. Современные квартиры обходятся без этих украшений. Однако потолки с лепниной до сих пор пользуются заслуженной популярностью. Применение лепнины не только украшает комнату, но и скрывает дефекты потолка.

    Философы утверждают, что история развивается по спирали. То же самое можно сказать и о лепных украшениях. Глядя на красоту дворцов Версаля, Петергофа, Лувра, представить их без лепнины просто невозможно.

    Современные архитекторы используют лепнину не только для того, чтобы подчеркнуть своеобразие интерьера, но также и для скрытия некоторых дефектов пространства.

    В настоящее время лепнина продается в виде отдельных модулей и элементов, из которых дизайнер собирает композицию в стиле единого интерьера. Формы для лепнины изготавливают следующим образом: с орнамента в каком-либо особняке снимают слепок, с которого отливают нужное количество деталей.

    Обычно для получения качественного лепного декора используют материалы, способные переходить из жидкого состояния в твердое без образования трещин и усадки: глину, гипс, цемент.

    В наши дни к ним добавились стекловолокно, металл, стеклокомпозит и пр. Несмотря на то что сейчас процесс изготовления лепных изделий совершенно не похож на то, как их делали древние мастера, визуально они выглядят одинаково.

    История лепнины

    Искусство украшения интерьеров лепными декорами известно со времен Античности. В Древнем Риме и Греции потолки украшали лепными рельефами с изображением богов и героев мифов. Впоследствии античные декоры стали образцом для создания рельефов.

    Cначала лепные украшения моделировали из пластической массы, нанесенной на штукатурку. Затем появились первые гипсовые формы, в результате чего стало возможно делать лепной декор гораздо быстрее. Однако стоимость работ оставалась по-прежнему высокой, и лепнину могли позволить себе только богатые люди.

    В период Возрождения лепные декоры изготавливались из гипса с добавлением мраморной или гранитной крошки.

    Вообще, по орнаменту лепнины легко определить не только стиль, но также время создания интерьера.

    В России искусство лепнины достигло своего расцвета в начале XVIII в. благодаря итальянскому архитектору Б. Растрелли, спроектировавшему дворцы Петербурга, Царского Села и Петергофа. В этих дворцах представлена белая лепнина на позолоченной поверхности потолков в виде гирлянд, раковин, львиных голов и т. п.

    Это была эпоха барокко с причудливыми формами и ломаными линиями. Лепнина в виде различных белоснежных ангелочков и гирлянд из роз выглядела очень нарядно на фоне светло-зеленых или нежно-розовых потолков.

    В эпоху классицизма лепной декор исполняли плоским рельефом, потолочные панно обводили лепными или резными рамками.

    Наиболее частые мотивы лепнины эпохи классицизма:

    – медальоны;

    – факел Гименея;

    – головы сатиров;

    – амуры;

    – сфинксы;

    – гирлянды.

    В Москве стали открываться специализированные мастерские, где можно было приобрести готовые барельефы и элементы лепных карнизов, а затем смонтировать их по своему вкусу.

    В 40-х гг. ХIХ в. произошло смешение разных стилей, когда одну комнату оформляли в античном стиле, другую – в готическом, третью – в барокко.

    На рубеже XIX–XX вв. устоявшийся взгляд на лепной декор снова изменился. Новое направление в мире искусства – модернизм – стало диктовать свои правила и в оформлении интерьера.

    Основные темы декора – это плавные линии морской волны, растительные и животные орнаменты.

    В так называемом сталинском стиле отчетливо ощущаются заимствования из классической архитектуры от Античности до ампира. Причудливые узоры, оснащенные советской символикой, до сих пор украшают некоторые московские дома.

    История гипса

    Гипс – один из древнейших строительных материалов. Строители и ваятели давно используют гипс при производстве ремонтно-строительных работ, для внутренней отделки и украшения помещений.

    Основные достоинства гипса:

    – белый цвет;

    – способность твердеть после смешивания с водой;

    – возможность придания твердеющему составу любой формы;

    – высокая экологичность;

    – пожаростойкость.

    Гипс добывают в виде породы осадочного происхождения нескольких разновидностей. На вид гипс бывает следующим:

    – плотным;

    – мелкозернистым;

    – крупнозернистым;

    – из нитевидных кристаллов;

    – пластинчатым;

    – кристаллообразным.

    Основной цвет породы (белый, желтоватый, светло-серый) главным образом зависит от наличия или отсутствия в породе различных примесей.

    Гипсовое вяжущее вещество, используемое в строительстве, производится из двуводного сульфата кальция.

    Для этого материал подвергают температурной обработке, во время которой происходит испарение воды, после чего его перемалывают до консистенции муки. Сам гипс – материал недорогой, однако процесс приготовления раствора и монтаж готовой продукции занимают достаточно много времени, из-за чего стоимость работ возрастает. Именно поэтому монтаж гипсовой лепнины чаще всего используют для евроремонта, или, как его называют в последнее время, VIP-ремонта.

    Инструменты для монтажа лепнины

    Для монтажа лепнины на потолках потребуются следующие инструменты:

    – формы из ПВХ;

    – формы из легированной стали с тефлоновым покрытием;

    – емкость для разведения раствора;

    – наждачная бумага;

    – шпатель шириной на 5 см больше ширины формы.

    Еще лет десять назад для лепнины использовали только формы из ПВХ. Профессионалы в наши дни применяют в основном формы из легированной стали с тефлоновым покрытием, поскольку они гарантируют идеальную четкость рисунка и геометрические размеры.

    Материалы

    Обычно для лепнины применяют следующие материалы:

    – мягкий камень;

    – медицинский гипс;

    – алебастр.

    В наши дни лепные элементы декора все реже изготавливают из классических материалов. Профессионалы предпочитают использовать современные материалы:

    – полистирол;

    – вспененный полиуретан;

    – стекловолокно;

    – стеклокомпозит.

    Вспененный полиуретан был изобретен в России в 30-х гг. ХХ в., в Европе он получил широкое распространение в 1960-х гг.

    Лепнина на российском рынке строительных материалов представлена продукцией таких зарубежных фирм, как „Ocar Decor“ (Бельгия), „Bovelacci“ (Италия). Лидером по производству полиуретановой лепнины стала фирма „NMC“ (Бельгия). Изделия данной компании изготавливаются из высококачественного полиуретана, обладающего высокой прочностью.

    Полиуретан производят путем соединения химических компонентов, вступающих в реакцию с выделением газа. При этом происходит вспенивание материала, из-за чего полиуретан называют вспененным.

    Вспененный полистирол (в народе чаще всего называемый пенопластом) – самый экономичный вариант лепнины. Например, двухметровый лепной декор на рынке строительных материалов стоит не более 1 у. е. Профили из вспененного полистирола очень легкие и гибкие, а процесс установки не занимает много времени. К недостаткам этого материала относятся:

    – отсутствие четкости рисунка;

    – недостаточная прочность – изделие из полистирола можно легко повредить, если задеть им, например, спинку стула.

    Дизайнеры и архитекторы сходятся во мнении, что самым достойным преемником гипса для изготовления лепнины является полиуретан. Он точно имитирует гипс благодаря плотной структуре и специальному слою грунтовки, наносимому в заводских условиях.

    Основные достоинства полиуретана:

    – легкость (в отличие от гипса);

    – прочность;

    – отсутствие трещин;

    – влагостойкость;

    – экономичность в обработке.

    Поверхность полиуретановой лепнины бывает следующей:

    – ламинированной;

    – грунтованной.

    Ламинированную лепнину применяют только внутри помещений.

    Окрашивать ее рекомендуется в основном химически неактивными красками.

    Грунтованная лепнина считается более дорогой в ценовом отношении. Вместе с тем она и более долговечная; кроме того, грунтованную лепнину можно окрашивать любыми красками.

    Полистирольные изделия – такие, как декоративные плинтусы, молдинги и пр., – изготавливают методом экструдирования (вытягивания) изделий из расплавленной массы.

    Некоторые виды лепных изделий, помимо эстетической, играют также и функциональную роль. Например, лепные карнизы довольно часто используют для установки скрытого освещения, декоративные детали и профили – для закрытия различных конструктивных элементов.

    Даже профессионал не сможет визуально отличить готовую лепнину из современных материалов от лепнины из классических материалов.

    Декоративные элементы из современных материалов отличают следующие достоинства:

    – легкость;

    – прочность;

    – твердость;

    – со временем не желтеют в отличие от гипсовой лепнины;

    – не деформируются;

    – отсутствие трещин;

    – простота монтажа;

    – возможность окрашивания.

    Для наклеивания лепнины используют следующие материалы в зависимости от типа поверхностей:

    – клей ПВА;

    – дюбеля;

    – жидкие гвозди.

    Жидкие гвозди – специальный строительный клей на основе каучука и полимеров для скрепления строительных материалов.

    В продажу поступает в картриджах емкостью 310 мл. Капля данного клея способна удержать на потолке плиту весом около 50 кг.

    Жидкие гвозди примерно в 10 раз крепче клея ПВА.

    Основные достоинства жидких гвоздей:

    – не портят покрытие;

    – не ржавеют.

    Этим клеем материал приклеивают к любым поверхностям, в том числе шероховатым и пористым.

    Помимо лепных украшений, жидкими гвоздями приклеивают стеновые, потолочные и теплоизоляционные панели, ДСП, ДВП, дерево, гипсокартон, кирпич, керамику, полистирольные плитки и многое другое.

    Перед покупкой этикетку внимательно изучают, поскольку какие-то виды жидких гвоздей могут быть предназначены только для сухих помещений, другие – для влажных, третьи содержат опасные добавки и не могут использоваться в детских комнатах, четвертые устойчивы к воздействию грибков, пятые быстро схватываются.

    В детской комнате и спальне, например, применяют водно-дисперсионные жидкие гвозди.

    Время схватывания у разных модификаций жидких гвоздей варьируется от 10 до 30 минут, а полная полимеризация происходит через сутки. Этот фактор учитывают при приклеивании потолочных розеток.

    Основной ассортимент лепного декора

    Ассортимент лепного декора составляют следующие изделия:

    – колонны, полуколонны и пилястры (плоские полуколонны). Следует знать, что условно колонну делят на три части: нижнюю (базу), среднюю (ствол), верхнюю (капитель). Традиционно диаметр колонны варьируется от 14 до 35 см;

    – карнизы и молдинги. С их помощью придают завершенность интерьеру, а также визуально увеличивают высоту потолков. Карнизы украшают линию соединения стен с потолками. С этой же целью применяют и молдинги (рис. 50); лепные потолочные профили. Используются для организации скрытого освещения;

    Рис. 50. Молдинги.


    – потолочные розетки (рис. 51). Чаще всего их применяют для обрамления ламп, люстр и других осветительных приборов;

    Рис. 51. Потолочные розетки.


    – настенный декор – всевозможные гирлянды, медальоны, перевитые лентами. Обычно эти детали крепят над карнизами;

    – лепные детали для обрамления дверных проемов, ниш и дверей;

    – накладные панели для плоскости дверей и стен.

    Потолочные розетки используют вместе с люстрами, для чего в центре розетки выполняют отверстие для проводов и элементов крепления.

    Монтаж гипсовой лепнины на потолке

    Сухой медицинский гипс или алебастр тщательно разминают, удаляют комочки и разводят холодной водой в емкости, рассчитанной примерно на 0,5–1 л раствора. По густоте раствор должен напоминать ряженку.

    Алебастровый или гипсовый раствор тщательно перемешивают, заполняют им приготовленные формы и утрамбовывают шпателем, чтобы внизу не было пустот. После этого раствор оставляют на 10–15 минут для застывания.

    Раствор обязательно должен застыть при комнатной температуре. Ни в коем случае не применяют для этой цели нагревательные приборы: быстрое застывание может привести к появлению трещин на лепнине.

    После того как раствор застыл, лепнину вынимают из формы и зачищают наждачной бумагой.

    Наклеивают с помощью клея ПВА. По окончании работ стыки между лепниной закрывают любой шпатлевкой на основе ПВА, дают просохнуть и снова зачищают.

    Убедившись в отсутствии дефектов, лепнину окрашивают.

    Монтаж полиуретановой и полистирольной лепнины

    Перед тем как приступить к монтажу лепнины, полиуретановые элементы выдерживают в течение нескольких дней в том помещении, где они будут приклеиваться. В отличие от сложной технологии монтажа гипсовой лепнины продукцию из пенополистирола и полиуретана просто приклеивают.

    Фирмы – изготовители лепной продукции предлагают специальные клеи для соединения изделий между собой, заполнения щелей и приклеивания декора к потолку и стенам.

    Окраску лепнины производят после полного высыхания клея. Следует помнить, что полистирольные изделия окрашивают только красками на водной основе, в то время как полеуретан – любыми.

    Методы декорирования лепнины

    Окрашивание – самый простой и распространенный вид отделки гипса. Окрашивание бывает традиционным и современным.

    В первом случае лепнину тонируют в соответствии с цветовой гаммой интерьера.

    Современные технологии позволяют использовать усовершенствованные способы покраски.

    Также применяют следующие методы декорирования гипса:

    – обработка воском или патиной, сохраняющими натуральный вид гипса и изменяющими в то же время его фактуру. Кроме того, обработка воском считается дополнительной защитой гипса от механических повреждений и старения;

    – декоративная отделка: с помощью красителей и загустителей краски тканью или губкой можно создавать различные фактуры, например искусственный мрамор, гранит.

    Эффект гранитной поверхности получается при применении так называемых мозаичных красок (иногда именуемых гранитными или многоцветными). В состав этих красок входят разноцветные пузырьки, которые при нанесении на покрытие лопаются и создают многоцветный эффект.

    В зависимости от размера пузырьков такие краски имитируют гранит, велюр и др.

    Мозаичные краски наносят специальным пистолетом-распылителем.

    При использовании люминесцентных красок получается эффект свечения в темноте. При естественном или искусственном освещении покрытие, окрашенное такими красками, выглядит как обычно, а с наступлением темноты оно начинает светиться. В основном такие краски наносят на потолки с помощью трафаретов в виде различных рисунков, например венков или звезд.

    Краски с перламутровым эффектом имеют полупрозрачную структуру. Поверхность, окрашенная данной краской, действительно напоминают перламутр. Такие краски, в зависимости от освещения и угла зрения, способны переливаться и менять цвет. Благодаря этому свойству перламутровую краску часто называют хамелеоном.

    Данную краску наносят различными инструментами:

    – пластиковым шпателем;

    – кистью;

    – губкой;

    – валиком;

    – пистолетом-распылителем.

    Перламутровые краски смотрятся особенно эффектно, если ими отделаны детали интерьера, например карнизы.

    Наиболее популярные красочные составы для лепнины представлены в табл. 3.

    Таблица 3. Красочные составы для лепнины

    Спецэффекты, получаемые при использовании особой технологии нанесения красок

    Эффект старины получают при окрашивании гипсовой или полиуретановой лепнины. Для создания этого эффекта используют краски на основе извести типа „Артеко“. Благодаря этому на лепнине появляются различные потертости, переходы цвета и наплывы. Данную краску наносят круговыми движениями кистью с длинным ворсом. Как правило, эффект потертости появляется там, где сильнее надавливают кистью. При окрашивании рельефных поверхностей краска затекает в глубокие участки и после высыхания выглядит темнее, чем на выпуклых. Для усиления потертости выпуклые места немного протирают губкой или тряпкой, снимая часть краски. После того как краска высохнет, поверхность покрывают воском.

    Эффект акварели достигается при использовании красок двух цветов. Для этого на базовый слой высохшей краски наносят краску другого цвета, после чего сразу же легкими стирающими движениями размывают краску так, чтобы местамии проступал базовый слой. Для этого используют следующие инструменты:

    – кисть;

    – специальный валик с кусочками замши;

    – ткань;

    – скомканный полиэтилен;

    – губка.

    В зависимости от использования того или иного инструмента меняется и фактура поверхности.

    Искусственная кожа. Для получения этого эффекта на поверхность наносят основной слой краски.

    После того как он окончательно высохнет, наносят второй слой и сразу же накладывают полиэтиленовую пленку, не расправляя ее. Спустя некоторое время пленку снимают, а на поверхности отпечатывается рисунок, напоминающий искусственную кожу.

    Этого же эффекта можно добиться, проведя по невысохшему базовому покрытию;

    – валиком, обмотанным целлофаном;

    – скомканным куском замши (метод тампонирования).

    Имитацию дерева получают с помощью специального валика, напоминающего бритвенный станок. Проводя им по невысохшей краске, получают рисунок, имитирующий структуру древесины.

    Для имитации мрамора на высохшее покрытие наносят небольшие пятна краски более темного цвета, после чего соединяют их гусиным пером. В результате получают покрытие с имитацией мраморного рисунка с характерными прожилками.

    Ремонт лепнины

    В старых домах с лепниной на потолке до покраски поверхностей следует обновить лепной орнамент при помощи льняной олифы и цинковых белил или масляной краски. Наносят краску на лепнину специальной кистью.

    Элементы декора со смазанным рельефом, с большим количеством ранее нанесенных слоев различных по составу красок требуют реставрации. Для этого нужно:

    – расчистить поверхности от старых слоев краски;

    – восстановить утраченные части рельефа;

    – укрепить структуру лепнины.

    Лепные изделия, в которых гипс с течением времени стал рыхлым, обычно заменяют новыми, изготовленными на основе современных материалов.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке