ГЛАВА 4. НАЙДИТЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО УЖАСНУЮ ЖЕНЩИНУ


Вопрос:

Почему я всегда боюсь старости? Покажите мне путь, идя по которому, я могу избавиться от этого страха.


Жизнь, если жить правильно, если жить по-настоящему, никогда не боится смерти. Если вы прожили жизнь, вы будете приветствовать смерть. Она придет к вам как отдохновение, как глубокий сон. Если вы обрели вершину, климакс в жизни, смерть станет прекрасным отдыхом, благословением, но если вы не жили, тогда, естественно, смерть создает страх. Если вы не жили, смерть, определенно, вытянет время из ваших рук, отнимет все будущие возможности жизни. В прошлом вы не жили, и у вас не будет будущего. Возникает страх. Страх возникает не из-за смерти, но из-за того, что вы не прожили жизнь по-настоящему.

А из-за страха смерти старость также пугает, потому что это первый шаг к смерти. Иначе старость также воспринималась бы прекрасно. Это расцвет вашего бытия, зрелости, роста. Если вы живете в каждое мгновение, если вы принимаете лицом к лицу любой вызов, который ставит перед вами жизнь, если вы пользуетесь всеми возможностями, которые раскрывает перед вами жизнь, если вы осмеливаетесь пуститься в неизведанные приключения, к которым вас жизнь призывает, приглашает вас, тогда старость становится зрелостью. А иначе старость становится болезнью.

К несчастью, многие люди просто старятся. Они становятся старше, но не становятся более зрелыми, и тогда старость становится бременем. Ваше тело стареет, но ваше сознание остается неразвитым. Ваше тело стареет, но ваша внутренняя жизнь не становится зрелой, внутренний свет упущен вами, а смерть приближается с каждым днем. Естественно, вы будете дрожать. Вы будете бояться, в вас возникнет большое страдание.

Те, кто живут правильно, принимают старость в глубоком приятии, потому что старость просто говорит, что теперь вы должны расцвести, вы должны дать плод. Теперь вы можете поделиться всем, что обрели.

Обычно старость уродлива, потому что это просто болезнь. Ваш организм незрелый, он просто стал более больным, слабым, бессильным, а иначе старость становится наиболее прекрасным временем жизни. Вся глупость детства ушла, вся лихорадка и страсть юности также ушли, вырастает безмятежность, тишина, медитация, самадхи.

Старость необычайно прекрасна. Так и должно быть, потому что вся жизнь движется к ней. Она должна быть вершиной. Как вершина может быть началом? Как вершина может быть серединой. Но если вы думаете, что ваше детство — это ваша вершина, как многие люди думают, тогда, естественно, вся ваша жизнь будет страданием, потому что вы достигли вашей вершины. Теперь все будет увядать, все будет идти вниз. Если вы думаете, что ваш возраст — это вершина, как люди думают, тогда, естественно, в тридцать пять лет, вы начинаете печалиться, впадаете в депрессию. И с каждым днем вы теряете, теряете и теряете, и ничего не приобретаете. Энергия теряется, вы ослабеваете, болезни входят в ваше бытие, смерть начинает стучаться в ваши двери. Дом исчезает, появляется больница. Как же вы можете быть счастливы? Нет. Но на Востоке мы никогда не думали, что детство и юность — это вершина. Вершина ждет вас в самом конце.

Если жизнь течет правильно, постепенно вы достигаете все более высоких и высоких вершин. Смерть — это высшая вершина, которой достигает жизнь, крещендо.

Но почему мы упускаем жизнь? Почему мы старимся и не взрослеем, не становимся более зрелыми? Потому что где-то что-то пошло не так, как надо. Где-то вы попали в ловушку. Где-то вы согласились, чтобы вас направили по неправильному пути. И это соглашение должно быть сломлено, этот мост должен быть сожжен. Вот что я называю саньясой: это понимание того, что до сих пор вы жили неправильно, вы допускали компромиссы, вы не жили по-настоящему.

Когда вы были маленькими детьми, вы шли на компромиссы. Вы продавали ваше бытие — и что вы получили взамен? Ничего. То, что вы получили — это просто ничто, это просто мусор. Ради малых вещей вы потеряли вашу душу. Вы согласились быть кем-то другим, нежели собой. Вот где вы упустили ваш путь. Мать хотела, чтобы вы стали кем-то. Отец хотел, чтобы вы стали кем-то. Общество хотело, чтобы вы стали кем-то. И вы согласились. И постепенно вы согласились не быть собой. И с тех пор вы притворялись кем-то другим.

Вы не можете стать зрелыми, потому что этот кто-то другой не может стать зрелым. Это ложная маска. Если я ношу маску, маска не может стать зрелой. Она мертва. Мое лицо может быть зрелым, но не маска. Но продолжает стариться только ваша маска. За этой маской прячетесь вы, но вы не растете. Вы можете расти только в том случае, если вы принимаете себя, и тогда вы будете собой и никем больше.

Роза соглашается стать слоном, слон соглашается стать розой. Орел обеспокоен. Он даже консультируется с психиатром из-за того, что он хочет стать собакой, а собака попадает в больницу, потому что она хочет летать как орел. Вот что происходит с человечеством. Но самое большое несчастье — это согласиться быть кем-то другим. Так вы никогда не можете созреть.

Вы никогда не можете стать зрелыми, если притворяетесь кем-то другим. Вы можете стать зрелыми, только если будете собой. Вы должны чего-то. Вы должны отбросить эту озабоченность, которая касается того, что вам говорят люди, и каково их мнение. Вы здесь для того, чтобы быть собой. Вы здесь не для того, чтобы исполнить чьи-то ожидания, но каждый пытается идти именно по этому пути. Отец может быть мертвым, и вы пытаетесь исполнить обещание, которое ему дали, а он пытался исполнить обещание, которое дал своему отцу, и так далее, и так далее. И эта глупость идет к самому началу.

Попытайтесь понять и наберитесь мужества. Возьмите жизнь в свои собственные руки. Внезапно вы увидите взрыв энергии. В то мгновение, когда вы решите: «Я хочу быть самим собой и никем другим, какой бы ценой это мне ни досталось. Я собираюсь быть собой», в это мгновение вы увидите великие изменения. Вы почувствуете себя жизненными, вы почувствуете, как энергия струится в вас, пульсирует.

До тех пор пока это не произойдет, вы будете бояться старости, потому что как вы можете избежать этого? Как вы можете избежать того факта, что вы растратили свое время и не жили надлежащей жизнью? Ведь старость к вам приближается, и наступит мгновение, в которое вы не сможете дальше жить. Как вы сможете избежать этого факта, который заключается в том, что смерть вас ожидает, и каждый день вы приближаетесь все ближе и ближе к смерти? Но до сих пор вы так еще и не жили настоящей жизнью. Вы вынуждены чувствовать глубокое страдание.

Поэтому если вы спрашиваете меня, что делать, я предлагаю вам вот что, и это основное: пусть вас никогда не волнует вторичное, потому что вы можете менять это вторичное, но ничто, на самом деле, не изменится; но менять нужно основу.

Например, что можно считать вторичным? Почему я всегда боюсь старости? Покажите мне путь, как можно избавиться от этого ощущения страха. Сам вопрос исходит из страха. Вы хотите избавиться от него — не понять, а избавиться, и тогда, естественно, вы станете жертвой какой-то идеологии, которая может вам помочь избавиться от этого страха. Но я не могу помочь вам избавиться от вашего страха. На самом деле, в этом и заключена трудность. Мне бы хотелось, чтобы вы поняли и изменили свою жизнь. Вопрос не в том, чтобы вы избавились от вашей трудности, вопрос в том, чтобы вы избавились от своей маски, от своей лживой личности, от того, кем вы пытались быть и что вам не соответствует. Вы не искренни. Вы не искренни по отношению к себе, вы предали свое бытие.

Поэтому если вы спрашиваете... Есть такие священники и философы, демагоги... если вы пойдете и спросите у них, они ответят вам, как избавиться. Они скажут вам: «Душа никогда не стареет, не беспокойтесь. Просто помните о том, что вы душа, вы не тело. Старится тело». Они утешат вас. Может быть, на какое-то мгновение вы почувствуете себя хорошо, но это вам не поможет, это не изменит вас. Снова завтра под воздействием священников вы окажетесь в той же самой лодке.

И красота заключается в том, что вы никогда не смотрите на священников. Они сами боятся. Вы никогда не смотрите на философов. Они сами боятся.


Я слышал. Новый викарий переработал, и проверка показала, что его легкие немного повреждены. Врач посоветовал ему, чтобы он устроил себе длительный отдых. Он сказал, что это совершенно необходимо. Викарий начал протестовать и сказал, что он не сможет оставить свою работу. «Хорошо, — сказал врач, — ты можешь выбрать между Швейцарией и небесами».

Викарий походил по своей комнате какое-то время и потом сказал: «Вы выиграли. Да будет Швейцария».


Когда вопрос касается жизни и смерти, даже священники, философы, люди, к которым вы идете спрашивать совета, встречаются с теми же трудностями. Они тоже не жили настоящей жизнью, и больше вероятности в том, что они не прожили ее даже так, как вы, иначе они не смогли бы стать священниками. Для того чтобы стать священниками, они полностью отказались от жизни. Для того чтобы быть монахами, саддху, Махатмами, они полностью отказались от своего бытия, и они полностью приняли то, что им навязывало общество. Они полностью согласились с этим. Они перестали соглашаться с собой, со своей собственной жизненной энергией, и полностью согласились с ложными, глупыми вещами. Они согласились с положением в обществе, с общепринятым.

А вы идете и спрашиваете у них. А они сами трепещут. Глубоко внутри они сами боятся. Они и их ученики — все сидят в одной и той же лодке.


Я слышал. Папа в Ватикане очень сильно заболел, и было сообщено, что кардинал с балкона святого Петра должен сделать особенное заявление.

Когда пришел этот день, знаменитая площадь перед балконом была полностью заполнена верующими. Старый кардинал начал свою речь, в его голосе была дрожь: «Его святейшество может быть спасено только пересадкой сердца. Я обращаюсь ко всем вам как к прекрасным католикам, которые собрались здесь в этот день, чтобы нашелся какой-нибудь доброволец». Он взял перо и продолжал: «Я брошу это перо на вас, и на кого оно упадет — этот человек избран святым Провидением, спасти жизнь святого отца».

И с этими словами он бросил перо. И в это мгновение застывшей тишины можно было услышать лишь, как двадцать тысяч преданных католиков дуют на перо, чтобы отогнать его от себя.


Каждый боится. Если святой отец хочет выжить, почему эти бедные католики должны стать донорами?

Я не собираюсь давать вам какие-либо утешения. Я не собираюсь говорить вам: «Душа вечная, не беспокойтесь, вы никогда не умрете. Только тело умирает». Я знаю, что это правда, но вы должны заработать эту правду тяжелым трудом. Вы не можете научиться этому через чужие утверждения и заявления. Это не заявления, это опыт. И я также знаю, что это так, но это не имеет никакого смысла для вас. Вы еще не познали жизнь. Как же вы можете познать вечность? Вы еще даже не научились, как следует, жить во времени - как же вы можете научиться жить в вечности?

Вы осознаете бессмертие лишь тогда, когда можете принять смерть. Через дверь смерти бессмертие раскрывается вам. Смерть — это путь, идя по которому, бессмертие раскрывает себя вам, но если вы будете бояться, если вы закроете глаза, вы станете бессознательными.

Нет. Я не собираюсь давать вам метод, теорию, чтобы избавиться. Это просто симптом. Хорошо, что так происходит, потому что это постоянно вам напоминает о том, что вы живете лживой жизнью. Вот почему в вас присутствует страх. Вы должны воспользоваться этим намеком и не пытаться изменить симптомы. Скорее, вы должны попытаться изменить основную причину.

С самого начала каждый ребенок попадает в заблуждение. Его неправильно направляют, дают ему неправильные наставления. Это происходит бессознательно, потому что ваши родители также попали в ту же самую ловушку. Их, в свою очередь, также неправильно учили. Например, если ребенок слишком энергичный, семья чувствует беспокойство, потому что слишком энергичный ребенок — это настоящая революция в доме. Ничто не может быть безопасным, ничто не может оставаться в покое. Энергичный ребенок разрушит все. Его нужно остановить. Его энергия должна быть заблокирована. Его жизнь должна быть уменьшена. Его нужно осуждать, наказывать, и награждать тогда, когда он ведет себя как надо. И чего вы ожидаете от него? Вы хотите, чтобы он был, практически стариком, чтобы он не приносил никакого вреда, чтобы он не трогал ничего из того, что вы считаете таким Ценным. И просто для того, чтобы спасти часы, вы разрушаете ребенка. Или для того, чтобы спасти глиняную посуду, вы уничтожаете ребенка; или для того, чтобы спасти мебель. Иначе она будет просто перевернута вверх дном. Вы уничтожаете заново появившееся бытие, дар Божий; вы продолжаете извращать бытие ребенка для того, чтобы спасти мебель от разрушения.

И постепенно ребенок вынужден следовать за вами, потому что он беспомощный. Он зависит от вас, его выживание зависит от вас. Просто для того, чтобы выжить, он вынужден стать мертвым; просто для того, чтобы выжить, он делает это, потому что вы даете ему молоко и заботу. Куда он пойдет, если вы будете так сильно настроены против него? И поэтому он постепенно продает свое бытие вам. Все, что вы говорите, постепенно он принимает. Ваши наказания и ваши награды - это тот путь, посредством которого вы пускаете его по ошибочной дороге.

Постепенно он начинает доверять вам все больше и больше, нежели своему внутреннему голосу, потому что он знает, что его внутренний голос всегда заведет его в несчастье. Когда он следовал своему внутреннему голосу, его всегда наказывали. Поэтому он начинает связывать свой внутренний голос с наказанием. И когда он перестает слушать свой внутренний голос и просто следует за вами слепо, он получает награду. Когда он становится самим собой, его наказывают, а когда он перестает быть самим собой, он получает награду. Это ясная логика.

И поэтому постепенно вы лишаете его собственной жизни, постепенно он забывает о том, что такое внутренний голос. А если вы долго не слушаете внутренний голос, вы его вообще перестаете слышать. Вы не можете его слышать.

Закройте глаза на мгновение. Вы услышите голос отца, матери, предков, учителей, друзей, но вы никогда не услышите собственный голос. Многие люди приходят ко мне и говорят: «Вы говорите о внутреннем голосе, но мы никогда не можем услышать его. У нас в голове целая толпа». Когда Иисус говорит: «Возненавидьте отца вашего и мать вашу», на самом деле, он не имеет в виду, чтобы вы возненавидели настоящих отца и мать. Он имеет в виду то, чтобы вы возненавидели отца и мать, которые стали совестью внутри вас. Вы должны возненавидеть, потому что это наиболее отвратительная сделка, которую вы совершили. Это контракт на самоубийство. Если вы будете ненавидеть, вы разрушите эти голоса, и тогда ваш собственный внутренний голос может получить свободу, и тогда вы сможете почувствовать, кто вы и кем вы хотите быть.

Вначале, естественно, вы будете чувствовать себя совершенно потерянными. Вот что происходит в медитации. Многие люди приходят ко мне и говорят: «Мы пришли для того, чтобы найти путь. Но медитация сделала противоположное. Мы чувствуем, что полностью его потеряли». Это хороший признак. Это показывает на то, что капкан, в котором вас держат другие, раскрывается. Вот почему вы чувствуете себя потерянными. Это происходит из-за чужих голосов, которые давали вам советы. И вы начали верить в них. Вы верили в них так долго, что они стали вашими наставниками. И теперь, когда вы медитируете, эти голоса разрушаются. Вы высвобождаетесь из этой ловушки. И снова вы становитесь ребенком, и вы не знаете, куда вам идти, потому что все наставники исчезли. Голоса отца больше нет, голоса матери тоже больше нет, голоса учителя тоже больше нет, школы нет. Внезапно вы остаетесь в одиночестве. И вы начинаете чувствовать испуг: «Где мои наставники? Где те люди, которые всегда вели меня по правильному пути?»

На самом деле, никто не может вести вас по правильному пути, потому что все дороги ошибочны. Ни один лидер не может быть истинным лидером, потому что само по себе лидерство ошибочно. Если вы позволите кому-то быть лидером над вами, вы будете приносить вред себе. Потому что он начнет что-то делать, начнет заставлять вас, начнет загонять вас в определенную структуру. Но вы должны жить жизнью, которая не структурирована, жизнью, свободной от всякой структуры и всяких характеристик, свободной от всех рамок, ссылок, чужого влияния, свободной в настоящее мгновение от прошлого.

Поэтому все наставники ведут вас не туда, куда нужно, и когда они исчезают — а вы верили в них так долго, - внезапно вы чувствуете себя пустыми. Вы чувствуете, что вас окружает пустота, и все пути исчезли. Куда идти, вы не знаете.

И этот период — это революционный период в жизни вашего бытия. Вы должны пройти через него с мужеством. Если вы можете остаться в нем и не бояться, вскоре вы начнете слышать голос, который вы подавляли так долго. Вскоре вы научитесь этому языку, потому что вы забыли сам язык. Вы знаете только язык, которому вас научили, и этот язык, внутренний язык — невербальный, это язык чувств. Все общества выступают против чувств, потому что чувства живые, они опасны, а мысль мертва, она не опасна, поэтому каждое общество заставляет вас погружаться в голову. Общество забирает у вас тело и помещает вас в голову.

Вы живете только в голове. Если вам отрезать голову, и вы внезапно увидите свое тело без головы, вы не сможете узнать его. Вы узнаете только свое лицо. Все ваше тело потеряло свой блеск, свою мягкость, свою текучесть, свое сверкание. Оно стало почти что мертвым для вас, как деревянная нога. Вы пользуетесь им, и оно продолжает действовать, но в нем нет жизни. Вся ваша жизнь сосредоточена в голове. Вы зависли в ней, и вы боитесь смерти как раз из-за того, что тело - это единственное место, в котором вы можете жить; это единственное пространство, в котором вы можете жить. Но жизнь должна распространяться по всему вашему телу. Ваша жизнь должна растекаться ручьем по всему телу. Она должна стать рекой, потоком. Маленький ребенок начинает играть с гениталиями. Немедленно его родители чувствуют беспокойство и говорят: «Прекрати». Но это беспокойство происходит от их собственного подавления, потому что их, в свою очередь, также останавливали. Внезапно они чувствуют беспокойство, в них возникает беспокойство, потому что их учили определенным вещам. Их учили тому, что это плохо. Им никогда не разрешали прикасаться к собственным гениталиям, и теперь как они могут разрешить это ребенку? Они заставляют ребенка, они наказывают ребенка, они приказывают ему не прикасаться к своим гениталиям.

Что может сделать ребенок? Он не может понять того, почему гениталии плохие. Это такая же часть его тела, как и руки, как нос, как пальцы. Он может прикасаться ко всем частям своего тела, но не к гениталиям. Если его повторно наказывают, естественно, он начинает препятствовать потоку энергии, который поступает в гениталии. Энергия не должна струиться в этом месте, потому что если она будет струиться в гениталиях, ему захочется играть с ними. Это приносит наслаждение, в этом нет ничего плохого. Ребенок не может понять, что плохого в том, чтобы играть с ними. На самом деле, как раз эта часть тела доставляет ему наибольшее удовольствие.

Но родители боятся. Ребенок может увидеть их лица, их глаза. Внезапно они были нормальными людьми; в то мгновение, когда он прикасается к гениталиям, они внезапно становятся ненормальными, они почти что сходят с ума. В них происходит настолько кардинальные изменения, что ребенок сам начинает бояться. «Должно быть, я делаю что-то неправильное». Но это что-то неправильное находится в уме его родителей, а не в теле самого ребенка. Но что может сделать ребенок?

И для того, чтобы избежать этой ситуации, этого смущения, ребенок начинает подавлять наиболее прекрасное явление, которое существует в человеке, и это подавление идет настолько глубоко, что женщина перестает чувствовать оргазм. В Индии до сих пор женщины не знают, что такое оргазм, они никогда не слышали об этом. Они знают лишь то, что сексуальное наслаждение чувствует только мужчина, но не женщина, но это нелепо, потому что Бог — это не мужской шовинист. Он не поддерживает мужчин и не против женщин. Он дал всем в равной степени, но девочек подавляют еще больше, чем мальчиков, потому что наше общество ориентировано на мужчин. Общество говорит: «Мальчики — это мальчики, даже если им запрещать делать что-то, они все равно сделают по-своему; но девочки должны быть средоточием культуры, морали, чистоты, девственности». Им не разрешают прикасаться к гениталиям вообще. Так как же они позже могут достигнуть оргазма, если энергия не поступает в это место?

И из-за того, что энергия не поступает в это место, возникают тысячи трудностей. Женщины становятся истеричками, а мужчины становятся слишком одержимыми сексом. А женщины становятся, практически, печальными и депрессивными, потому что они не могут наслаждаться сексуальным опытом. Они настроены против него. А мужчины слишком сильно интересуются сексом, потому что им не хватает этого опыта. Они чувствуют, что они упускают что-то важное. Поэтому им хочется иметь больше сексуального опыта, поэтому они хотят общаться с большим количеством женщин. В этом их трудность. Вы будете продолжать упускать с одной женщиной, вы будете точно так же упускать со многими. Эта трудность находится внутри вас. Ваша энергия не течет через гениталии.

И таким образом вся энергия постепенно вынужденно движется к голове, потому что голова приветствуется. У нас даже есть такое выражение — «башковитый». Голова главенствует. Или, например, «голова-парень». Все зациклены на голове. Руки используются только для труда; голова — это высшее бытие. Голова — вот это истинное, а руки используют только для труда, они бесполезны. В Индии головой считают браминов, а бедных шудр не считают даже руками, их считают ногами, стопами. В индуистских писаниях говорится, что бог создал браминов из головы, а шудр он создал из ног, а кшатриев, воинов, он создал из рук, и поэтому у них есть сила; а бизнесменов, вайшьев, он создал из живота. Но брамины — это голова.

Весь мир стал браминами. В этом трудность. Каждый живет головой, забыв обо всем теле. Встаньте перед зеркалом на какое-то время и посмотрите, что происходит со всем вашим телом. Ваше лицо выглядит очень жизненным. Оно красное из-за жизни, которая пульсирует в нем; но ваша грудь — она увяла, ваш живот — он стал механизмом, который продолжает действовать механистически. Вот ваше тело.

Если люди станут обнаженными, и будут наблюдать за своим телом, они легко могут увидеть, чем они занимались всю жизнь. Если они рабочие, их руки будут живыми, у них будет мускулатура. Если они люди головы, если они профессора, вице-канцлеры, политики и подобный мусор, вы увидите, что их головы очень шустрые, они красные. Если они полицейские или постовые, очень сильными будут их ноги. Но вы никогда не сможете найти полноценного тела, потому что никто не живет полностью в органическом единстве.

Вы должны жить как тотальное органическое единство. Вы должны приветствовать все тело, потому что благодаря ногам вы соприкасаетесь с землей, вы опираетесь на землю. Если вы потеряете ноги, их силу, если они станут мертвыми придатками, вы больше не будете укоренены в земле. Вы будете подобны дереву, чьи корни высохли, или сгнили, или ослабли, и тогда дерево не может жить долго, оно не может быть здоровым, целостным, полным. Ваши ноги должны быть укоренены в земле, это ваши корни.

Иногда вы можете провести небольшой эксперимент. Встаньте обнаженными где-то — на пляже, на берегу реки, будьте обнаженными перед солнцем - и начните прыгать, скакать, и почувствуйте, как энергия течет через ваши ноги, как она проходит через ваши ноги в землю. Прыгайте и чувствуйте, как энергия проходит через ваши ноги в землю. И потом, после того, как вы несколько минут попрыгали, встаньте тихо, прилипните к земле и просто почувствуйте связь ваших ног с землей. Внезапно вы почувствуете себя очень-очень укорененными, вы почувствуете, что вы упираете о землю, вы почувствуете ее твердость. Вы почувствуете, как земля связана с вами, вы почувствуете, как ваши ноги связаны с ней. Между вами возникнет беседа, между землей и вами.

И вот это основание было утеряно. Люди стали не укорененными. Они больше не опираются о землю, и тогда они не могут жить, потому что жизнь принадлежит всему организму в целом, а не только одной голове.

В нескольких научных лабораториях на Западе был проведен ряд экспериментов. Им удалось сохранить живую голову. Одной обезьяне отрезали голову, и ее прикрепили к механическому устройству, которое действовало как тело. Голова продолжала думать, мечтать, она продолжала действовать так, как будто бы ее и не отрезали.

Вот что происходит. Не только в нескольких лабораториях на Западе, но так случалось и с человеком. Ваше тело превратилось просто в какой-то механизм, и только голова осталась живой. Вот почему в нас так много мечтаний, так много мышления, так много движений происходит в голове. Люди приходят и говорят мне: «Как это остановить?» Но трудность не в том, как это остановить, трудность в том, как распространить это по всему телу. Естественно, голова слишком переполнена, потому что вся энергия сосредоточена в ней. Она не предназначена для того, чтобы вмещать в себя столько энергии, поэтому вы сходите с ума. Вы начинаете куковать.

Безумство — это болезнь, которую создала наша культура. Это болезнь, вызванная культурой. На земле существовало несколько культур. Они были примитивные, и в них вообще не было сумасшедших. Сумасшествия как такового, вообще не существовало в них, и вы можете это наблюдать: даже сейчас есть общества, которые экономически неразвиты, у них нет развитого университетского образования, и поэтому люди все еще не находятся так сильно в голове, они также присутствуют в других местах. Может быть, частично, но, тем не менее, энергия у них струится и по ногам, и по животу. Эти озера энергии, может быть, не соединены между собой, но, тем не менее, энергия рассеивается по телу, она распространяется по всему телу, и хорошо распространяется. И в таких обществах безумство — очень редкое явление. И чем больше общество становится ориентированным на голову, тем больше в нем возникает безумства.

Это подобно неоновой лампе. Если вы пропустите по ней электрический разряд, она начнет светиться. Голова нуждается в очень небольшом количестве энергии для того, чтобы хорошо работать. Если вы будете посылать в голову слишком много энергии, она будет продолжать работать без конца, потому что как рассеивать энергию? И она будет продолжать думать, думать и думать, мечтать, мечтать, день и ночь в течение одного года и многих лет. Так будет продолжаться семьдесят лет. Только представьте себе: лишь из этого состоит ваша жизнь.

И тогда, естественно, вы боитесь старости. Время проходит. Естественно, вы боитесь смерти, потому что смерть приближается, она может подойти к вам в любое мгновение, а вы просто находитесь в голове, вы не движетесь ни в какие другие места. Вся ваша территория жизни остается неприкосновенной.

Живите больше в теле. Примите его в глубокой любви, полюбите ваше собственное тело. Это божественный дар, храм, в котором Бог решил остановиться. И тогда не будет страха старости. Вы начнете созревать. Ваш опыт приведет к тому, что вы будете созревать, и тогда старость не будет подобна болезни, она будет прекрасным явлением. Вся жизнь — это подготовка к этому. Как она может быть болезнью? Всю жизнь вы движетесь к этому мгновению, это крещендо, последняя песня и танец, которые вы должны сплясать.

И никогда не ждите никакого чуда. Вы вынуждены делать что-то. Ум говорит что-то. Он говорит, что что-то случится, и все будет в порядке, но так никогда не будет. Чудеса не происходят.


Позвольте мне рассказать вам одну историю. Аве разбил обе ноги в аварии. Его кости были полностью раздроблены, и Аве обратился в страховую компанию, чтобы они возместили ему урон, сообщив им, что ему придется всю жизнь оставаться в инвалидной коляске. Страховая компания наняла хирургов, чтобы они посмотрели его, и хирурги сообщили, что его кости были излечены полностью. Кохен Аве может совершенно нормально ходить, и что он просто притворяется. Тем не менее, когда дело было рассмотрено в суде, судья пожалел этого парня, который сидел в инвалидном кресле, и присудил страховой компании выплатить ему убытки в десять тысяч фунтов. И Аве чуть позже подъехал к офису для того, чтобы получить свой чек.

«Мистер Кохен, — сказал управляющий, — не думайте, что вы выиграли дело, и на этом все закончено. Мы знаем, что вы притворяетесь. И позвольте мне сказать вам, что мы собираемся установить за вами наблюдение. Мы будем следить за вами и днем и ночью. Мы будем вас фотографировать. Если мы представим свидетельство о том, что вы можете ходить, вам придется не только возместить нам наши убытки, но также придется заплатить за причинение морального ущерба».

«Вместе, — ответил Кохен, — я навсегда прикован к этому креслу».

«Очень хорошо. Вот вам чек на десять тысяч фунтов. Что вы будете делать с ним?»

«Понимаете, мистер, я и моя жена всегда хотели путешествовать, и поэтому мы собираемся отправиться в путешествие с севера Норвегии, проедем через всю Скандинавию. — И он сложил при этом пальцы, чтобы произвести эффект. — Потом мы проедем Швейцарию, Италию, Грецию. Меня совершенно не волнует, что ваши агенты будут следовать за мной, ведь я прикован к своему креслу. И потом мы, естественно, поедем в Израиль, в Персию, в Индию, а потом в Японию. — И он снова сделал жест рукой для того, чтобы произвести фурор. — А потом на Филиппины. Я все еще буду в кресле, и поэтому меня не волнует, если ваши шпионы будут следовать за мной со своими фотоаппаратами. А оттуда мы пересечем всю Австралию и потом поедем в Южную Америку, и вплоть до Мексики и Америки я все еще буду прикован к своему креслу, поэтому, в чем смысл того, чтобы за мной следовали ваши шпионы со своими фотоаппаратами? А потом мы попадем в Канаду. А оттуда мы пересечем Францию, в которой мы посетим местечко, известное как Лувр, и там вы увидите чудо».


Но в настоящей жизни чудеса не происходят. Таких Лувров нет. Если вы извращены, то вы вынуждены делать что-то, потому что именно вы извратили себя, когда приняли что-то, что совершенно нелепо.

Но я знаю: вы должны были принять это. Для того, чтобы выжить, вы решили оставаться мертвыми. Для того чтобы выжить, вы продали свое бытие. Но теперь вам больше не нужно продолжать потворствовать всем этим глупостям, вы можете выбраться из этого.


Вопрос:

Большую часть времени я чувствую в себе сексуальность, но мои глаза продолжают искать другое. И вместе с тем я слишком зациклен в уме, и, насколько я понимаю себя, это мои три основные трудности. Я остаюсь в облаках этих трудностей и потому не могу слушать вас так, как должен. Пожалуйста, дайте мне свои наставления.


Это не трудности, это вы сделали из них трудности. Когда вы смотрите на какую-то простую вещь как на трудность, она становится трудностью, но это не так на самом деле. Все зависит от вашего отношения, от вашего взгляда.

Большую часть времени я чувствую сексуальность, и мои глаза продолжают искать другого. В чем же трудность? Где здесь трудность? Точно так же голодный человек ищет еду, он продолжает смотреть на рестораны. Что в этом плохого? Разве вы можете сказать, что он столкнулся с трудностями и что он должен избавиться от этого? Он просто умрет, если начнет избавляться от таких трудностей. Он вынужден найти еду. Любовь — это еда, это очень тонкая еда.

Большую часть времени я чувствую в себе сексуальность, и мои глаза продолжают искать другого.

Это естественно. Вы ищете еду, когда вы голодны. Но люди научили вас тому, что секс — это трудность, но это не так. Это чистая энергия, она божественна. Она не имеет никакого отношения к трудностям. Вы можете создать из этого трудность, если не будете принимать эту энергию, если вы не будете течь вместе с ней. И я знаю, что если вы будете течь вместе с ней, однажды вы превзойдете. Вы подниметесь выше, вы будете ехать на этой энергии, и вы достигнете высшего. Это прекрасная энергия, которая может вынести вас к высшему. Но если вы сделаете из нее трудность, вы будете оставаться одержимыми ей навечно, и чем больше вы будете бороться с ней, тем более сексуальными вы будете становиться, и тем больше сексуальной энергии будет к вам возвращаться. Она вынуждена возвращаться, потому что благодаря этой энергии вы выживаете.

Вы состоите из сексуальной энергии. Если бы ваша мать и ваш отец воспринимали это как трудность, то вас бы не было здесь. Вы появились из этой трудности, вы существуете благодаря этой трудности, из-за того, что ваши отец и мать не смогли разрешить эту трудность. Вот почему вы здесь.

Таково мое наблюдение. Человек, который думает о сексе как о трудности, никогда не может относиться с почтением к родителям. Как он может относиться с почтением? Только посмотрите. Это простая арифметика. Как вы можете относиться с уважением к своему отцу? Он делал что-то отвратительное с вашей матерью. На самом деле, вам бы хотелось убить этого парня немедленно. И как вы можете уважать вашу мать? Она тоже сексуальна, как и любая обыкновенная женщина. Так создано природой. Как же вы тогда будете прикасаться к стопам своей матери? Это невозможно. До тех пор пока вы не будете воспринимать секс как дар, божественный дар, вы не сможете уважать отца и мать.

Гурджиев часто говорил своим ученикам. Он написал это на стене своего дома: «До тех пор пока вы не сможете относиться с уважением к матери и отцу, не входите сюда». Это выглядит обычно, и человек, такой, как Гурджиев — неужели он не мог написать что-то более уникальное? «Если вы не уважаете отца и мать, не входите сюда»? Но он говорил о многом в очень простом виде. Только тот человек, который полностью принимает свою сексуальную энергию, может уважать отца и мать. Иначе он может просто притворяться, и он не может уважать.

Если вы думаете, что секс — это трудность, что это болезнь, что это есть нечто, от чего нужно избавиться, сможете ли вы любить ваших детей? Как вы сможете любить ваших детей? Они появляются из этой трудности, из этой болезни, и тогда вы будете ненавидеть их. Вы можете притворяться, что вы любите их, но вы знаете, что они — это олицетворение ваших трудностей. Они всегда будут вам напоминать о том, что вы полны сексуальности. Они всегда будут олицетворением доказательства того, что вы — это животное, что вы не можете превзойти секс. Они будут доказательством, постоянным доказательством вашей деградации.

Нет, мне бы хотелось сказать вам, что секс — это не трудность, это чистая энергия. Если вы будете ее избегать, то, естественно, вы будете постоянно смотреть, и она превратится в вашу одержимость. Она полностью завладеет вами и станет извращенной, и тогда, что бы вы ни видели, вы будете видеть только секс в этом и ничего больше. Вы можете настолько стать одержимыми этим, что можете просто сойти с ума.

Фрейд сказал, что из ста человек, которые становятся безумными, по крайней мере, девяносто становятся безумными из-за секса, из-за подавленного секса. Секс нужно понять, и нужно использовать его творчески. Это жизненная сила, огонь, жизнь. Вы сотканы из него, каждый соткан из него.

Для того чтобы избежать этого, христиане пытались доказать, что Иисус родился от девы Марии. Они пытались избежать того, что Иисус родился в результате обыкновенного секса. Они прекрасно знают, что они не смогли доказать это.

Я читал одну историю. Одна молодая прекрасная женщина пришла к врачу. Врач проверил ее и сказал: «Мисс, вы беременны». Женщина сказала: «Нет, никогда, так не может быть, это невозможно. Я никогда не спала с мужчиной — как же я могу быть беременной?» Но врач ей сказал: «Но это совершенно очевидно». Женщина начала отрицать это, она сказала: «Это невозможно, этого не может быть, я никогда не была ни с одним мужчиной». И тогда врач сказал: «Подождите. Позвольте мне сложить чемодан. Я иду с вами». Женщина спросила: «Что? Для чего?» Он сказал: «На этот раз я этого не упущу. Я слышал, что три мудреца с Востока пришли для того, чтобы встретиться с девой Марией, но на этот раз я не упущу, я иду. Я хочу увидеть этих трех мудрецов».

Для того чтобы избежать этого сомнительного вопроса, христиане придумали это. Разве мог Иисус появиться в результате обычного секса? Но это просто показывает на глупость последователей Иисуса.

В Индии мы никогда не поступали так. Мы принимаем Будду, Махавиру, Раму, Кришну, и мы считаем, что все они появились в результате обычного секса. Мы никогда не думали, что секс — это животное свойство. Даже Будда родился благодаря сексу. Мы знаем, что лотос очень сильно отличается от грязи, из которой он вырастает, но он вырастет именно из грязи, и поэтому к грязи нужно относиться с уважением, иначе лотос бы не появился, они бы все исчезли. Да, вода грязная, но вы должны жить благодаря этой грязной воде. Вы должны пройти через это. Вы должны пройти через нее. Вы должны расцвести точно так же, как лотос расцветает, вырастая из воды. Он возвышается над ней. Никто не может вообразить того, чтобы лотос вырос из грязной лужи, но он преображается, это мутация.

На это направлено все усилие Патанджали. Он говорит вам о том, что, начиная с сексуального центра, и, кончая Сахасрарой, вас пронизывает одна и та же энергия. Она движется и преобразовывается. В каждом центре вы обретаете новое видение, новые потенции, у вас вырастают новые крылья, происходит новое цветение, вырастает все больше и больше лепестков. В сексуальном центре есть лотос, четырех лепестковый лотос, но это лотос. Может быть, у него всего лишь четыре лепестка, но, тем не менее, это лотос. А в Сахасраре он превращается в тысячелепестковый лотос. Но, тем не менее, это лотос. Он тысячелепестковый, но это лотос. Он подобен встрече миллионов солнц и лун. Это великое единение, синтез энергии, но это та же самая энергия. Одна и та же энергия развивается, течет и расцветает.

Поэтому первое, что мне бы хотелось сказать вам — пожалуйста, не воспринимайте секс как трудность. Это не так. Иначе он станет трудностью.

Если вы попытаетесь избежать его в вашей жизни из-за каких-то глупых учений, которым вас научили, которые вас обусловили, это станет трудностью. Это будет вас преследовать. Секс станет практически привидением, которое постоянно следует за вами, разговаривает с вами. Он станет внутренней беседой, и вы будете искать повсюду, и в вас будет глубокое неудовлетворение. Вы станете почти что нищими. Вы будете просить, просить, просить, и вы будете чувствовать вину, чувствовать себя плохо. Вы будете чувствовать себя почти что преступниками просто из-за вашего отношения. Кажется, на вас слишком большое влияние оказали религиозные люди, церковь, храмы, священники.


Позвольте мне рассказать вам одну историю. Один старый врач, чей сын только что закончил медицинскую школу, решил дать сыну несколько уроков относительно их профессии. Однажды сын сопровождал отца во время его обхода. Первому пациенту, которого они встретили, отец посоветовал уменьшить дозу курения. «Но как ты смог прийти к такому выводу?» — спросил сын. «А ты просто посмотри в комнате - разве ты не заметил такое большое количество окурков?» Таков был ответ. Второму пациенту он посоветовал перестать есть так много шоколада. И снова молодой врач был удивлен. «Как ты пришел к такому выводу?» — спросил он. «А ты просто посмотри, — сказал отец. — Если бы ты внимательно посмотрел, то ты бы заметил, как много шоколадных коробок в мусорной корзине».

«А, кажется, теперь я понял, в чем смысл, — сказал сын. — Позволь мне сделать диагноз в следующий раз».

Третьим пациентом была одна женщина, которой сын врача посоветовал поменьше ходить в церковь, молиться и поменьше встречаться со священниками. Удивленный отец спросил у своего сына, что привело его к такому заключению, ведь в их беседе церковь не была даже упомянута, нигде не было никакого упоминания о церкви.

«Но понимаешь, папа, я рассуждал так, — ответил сын, — ты, наверное, заметил, что я уронил термометр, и когда я наклонился, чтобы поднять его, я заметил одного священника под кроватью».

Я тоже это заметил. Под вашей кроватью есть проповедник, и над вашей кроватью тоже есть проповедник, и повсюду вокруг вас стоят храмы и церкви. Вы должны сократить это количество, вы должны стать немного более свободными.


Большую часть времени я чувствую сексуальность, и мои глаза постоянно ищут другого. А также я слишком зациклен в уме.


Тогда вы вынуждены быть зацикленными, потому что если вы будете бороться с сексом, куда еще вы можете пойти? Тогда весь секс превратится в ум, он будет крутиться в голове, вы будете думать о нем, фантазировать, мечтать, и эти мечты не могут удовлетворить вас, потому что если вы будете просто мечтать о еде, это не удовлетворит ваш голод. Вы можете продолжать фантазировать и мечтать о еде, вас могут приглашать в королевские дворцы и угощать пирами, но это вам не поможет. Когда вы выберетесь из вашей мечты, вы снова почувствуете голод, еще больший. После мечтаний вы почувствуете себя еще более неудовлетворенными, потому что вы будете избегать истины. Вы будете избегать жизни, вы будете избегать тех фактов, которые вы должны принять. Вы должны ими пользоваться и творчески преображать.

Я знаю, что однажды ваша энергия может двинуться в Сахасрару, но пусть это будет зрелая энергия. Однажды секс просто исчезнет из вашей жизни, и тогда вы не будете больше думать о нем. Он перестанет быть просто фантазией, он просто исчезнет. Когда вы достигните высшего оргазма той же энергии, низший оргазм исчезнет из вашей жизни, но до этого мгновения, если вы попытаетесь отказаться от него, он просто превратится в головную боль.

Хорошо, если секс находится в гениталиях, потому что это надлежащее место, в котором он должен быть. Если он попадает в голову, вы превращаетесь в хаос. Гурджиев часто говорил своим ученикам, что каждая чакра должна действовать там, где она должна действовать, и тогда человек остается здоровым. Когда чакры перепутываются и теряется их естественная жизнедеятельность, энергия начинает двигаться не так, как нужно. Если вы сделаете окна в головах людей, вы увидите через эти окна гениталии, потому что секс передвинулся в голову. И, естественно, если вы представляете собой сплошную массу, это неудивительно, так и должно быть.

Направьте вашу энергию в естественный центр. Каждая энергия должна находиться в собственном месте, и тогда все будет действовать как нужно, и тогда вы даже сможете услышать, как жужжит ваш организм. Он подобен прекрасно работающему мотору в машине. Вы едете, и вы можете услышать этот звук, который окружает вас.

Но когда все идет неправильно, естественно, вы будете в хаосе, вы будете перевернуты вверх дном. Все будет не там, где нужно, все будет находиться не в естественном центре, а будет обнаруживаться повсюду. Все будет прятаться, избегать, переполнять. Вы превратитесь в мешанину хаоса. Вот что такое безумие.

Однажды случилось так. Один священник умер и предстал перед вратами в рай, и когда они медленно открывались для того, чтобы он смог войти внутрь, он слышал звук фанфар. Все ангелы и архангелы, серафимы и херувимы, святые и мученики выстроились в ряд для того, чтобы почтить его. «Конечно, мне это льстит, - сказал священник, обращаясь к святому Петру. — Неужели вы устраиваете такой прием каждому священнику, который попадает в рай?» «О нет, — сказал святой Петр, — просто ты первый, кто попал сюда».

И я подозреваю то же самое. Священники не могут войти в рай, потому что священники не могут быть целостными. Как они могут быть целостными? Это невозможно.

И теперь вы спрашиваете меня: Я остаюсь скрытым в облаках этих трудностей, и поэтому я не могу слушать вас так, как должен. Пожалуйста, дайте мне свои наставления. Вас так еще и не пресытили наставления! Но именно они — ваши трудности. Вас они еще не пресытили. Вас не пресытили эти «ты должен», и в этом ваше несчастье, в этом ваше страдание. Отбросьте все эти «я должен», отбросьте все эти наставления. Это единственное наставление, которое я могу дать вам. Вы должны быть тотально едиными, и вы должны слушать ваш собственный внутренний голос. Вы должны доверять жизни и никому другому. Жизнь прекрасна, она обладает внутренней ценностью, и если вы будете слушать других, кто выступает против жизни, вы будете отклоняться.

Поэтому я называю того человека истинным мастером, который помогает вам вернуть вам свой собственный внутренний голос. Он не дает вам голос мастера, он просто помогает вам вернуть собственный внутренний голос, который вами утерян. Он не дает вам наставлений. На самом деле, он постепенно отнимет у вас все наставления, которые вам давали другие люди, чтобы вы могли стать собственным проводником и могли взять свою жизнь в свои собственные руки, чтобы вы начали сами отвечать за свою жизнь.

А если вы снова и снова спрашиваете у кого-то другого: «Что я должен делать?», то это безответственность.

Вот почему вы постоянно чувствуете беспокойство вместе со мной. Вы хотите, чтобы я кормил вас из ложечки, чтобы вы ничего не делали при этом. Все должен сделать за вас я, я должен вам все пережевать и должен накормить вас с ложечки. Но я не собираюсь этого делать, потому что этим занимаются другие, и они разрушают вас.

Я люблю вас. Я не могу этого себе позволить. Я необыкновенно вас люблю. Для меня это невозможно. Я хочу, чтобы вы сами почувствовали ответственность, чтобы вы отвечали за свою жизнь. Когда же это произойдет? Вы не дети, вы не беспомощны.

Вот как я собираюсь помочь вам. Я хочу, чтобы вы стали самими собой. Я хочу помочь вам двигаться в направлении вашего предназначения.


Вопрос:

Вы говорили о единении Солнца и Луны внутри. Вы говорили о запредельном, и кажется, что внешний супруг или супруга создают больше сложностей и беспокойств, нежели это допустимо. Не можете ли вы рассказать о том, помогает или, наоборот, отвлекает внешнее супружество от внутреннего пути и от духовного развития?


Вопрос здесь не в сложности, вопрос здесь в богатстве опыта. Это будет усложнять. Когда вы в уединении, вы сложные. Когда вы находите подружку или друга, мужчину или женщину, естественно, две сложности суммируются. Это будет не простое добавление, не простая сумма, это будет умножение, и, определенно, все становится еще более сложным.

Но благодаря этой сложности вы можете найти путь. Это вызов. Каждая женщина, с которой вы соприкасаетесь, или каждый мужчина, с которым вы соприкасаетесь — это великий вызов. Вы можете избежать этого вызова — и монахи постоянно поступали именно так. Они бежали из мира, они избегали этого вызова. Конечно, они при этом чувствуют себя более спокойными, тихими, жизнь не такая сложная, но они становятся более бедными, и когда я говорю «бедными», я имею в виду то, что они будут очень неопытными и незрелыми, потому что откуда им взять эту зрелость, откуда их жизнь может обогатиться опытом? А другого пути нет. Опыт нельзя купить, нельзя заимствовать. Его нельзя найти спрятанным в Гималаях, и нельзя отправиться в Гималаи и выкопать его оттуда — его там нет. Он находится в жизни, он находится вместе с людьми, во взаимоотношениях с людьми.

Поэтому я знаю, что жизнь сложна, но если вы думаете, что лучше быть в уединении просто из-за ее сложности, ваше уединение не будет духовным. Это будет уединение труса, а не отважного человека.


Позвольте мне рассказать вам одну историю. Один человек, который был туг на ухо, отправился на встречу со своим врачом, который тщательно проверил его и сказал ему, что он находится в очень хорошей форме для человека семидесяти лет. «Вы курите?» — спросил его врач. «Что вы сказали?» — спросил старик. «Я сказал: курите ли вы?» — закричал врач. «О да», — сказал старик. «Много?» — спросил врач. «Кто?» — спросил старик. «Курите ли вы много?» — спросил доктор. «Сигареты, сигары, иногда трубку. Да, я все время курю», — сказал он. «Вы пьете?» — спросил врач. «После девяти», — ответил старик. «Нет-нет, — сказал врач, — вы пьете?» «О да, я могу выпить все что угодно», — сказал он. «Я думаю, вы поздно ложитесь, ведете светский образ жизни, вам нравятся женщины?» — врача все это начало немного раздражать. «Конечно! Я могу продолжать так очень долго». «Хорошо, — сказал врач. — Боюсь, вам придется все это сократить». «Что?» — закричал старик в большом удивлении. «Вам придется все это сократить», — закричал врач. «Лишь для того, чтобы лучше слышать? — спросил старик. «Нет». «Спасибо».


Просто для того, чтобы избежать сложностей? Нет, никогда. Таков путь труса. Никогда не бегите ни от каких трудностей. Они помогают, они очень помогают. Они помогают вам расти.

И если вы найдете женщину, не пытайтесь искать трусиху. Конечно, все будет менее запутанно, но лучше найдите настоящую женщину, которая доставит вам всевозможные беспокойства. Это будет прекрасной проверкой вашей выдержки.

Один юноша спросил у Сократа: «Должен ли я жениться, сэр?» И, естественно, он спросил об этом у Сократа просто потому, что он не собирался жениться. Кроме того, он чувствовал, что он спрашивает как раз у того человека, у которого нужно спросить, потому что Сократ сам очень много страдал из-за женщин. Его жена была по-настоящему ужасна, она была просто крокодилом. Она даже била Сократа, она выливала горячий чай на его лицо, она обожгла его. Половина его лица была покрыта ожогом всю его жизнь. Он был очень красивым мужчиной, таким красивым мужчиной, и он столкнулся с такой ужасной женщиной, и поэтому этот юноша спросил у него, и Сократ ему ответил: «Да, если ты послушаешь моего совета, я тебе хочу посоветовать, чтобы ты женился. Есть две возможности: если твоя жена будет такая, как у меня, ты станешь великим философом, таким же, как я; а если у тебя будет прекрасная жена, естественно, ты будешь наслаждаться жизнью с ней. И та, и другая возможность прекрасна.

Сократ сказал ему: «Ты станешь таким же великим философом, как я». Если вас постоянно дразнят, это прекрасно помогает медитации, и постепенно вы начинаете чувствовать себя не привязанными. Вы вынуждены себя так чувствовать. Вы начинаете чувствовать: «Это иллюзия, майя».

Поэтому не избегайте сложностей в жизни, потому что жизнь означает сложности. Научитесь проходить через них, потому что это единственный путь роста.

Один бродяга постучался в дверь, которую открыла огромная, мускулистая, суровая на вид женщина. «Убирайся отсюда, ты, несчастный бодяга! — закричала она. - Если ты не уберешься отсюда, я позову своего мужа». «Я думаю, ты не сделаешь этого, — спокойно ответил бродяга. — Его нет дома». «Но откуда ты знаешь?» — спросила женщина. «Потому что, — сказал бродяга, — когда мужчина женится на такой женщине, как вы, он бывает дома только во время обеда.

Этот вопрос задает Алок. Алок, найди по-настоящему ужасную женщину.


Вопрос:

Теперь я чувствую, что до тех пор, пока человек не будет готов, ничего не будет возможным. Я искал ключ многие годы, я также спрашивал вас неоднократно, но вы молчали. Но однажды внезапно вы передали мне ключ, Ошо, и теперь этот ключ со мной, но я не могу открыть дверь. Во мне есть блоки. У меня есть ключ, но передо мной висят замки, и я не могу открыть. Что же происходит? Вы рядом, и вы видите мою беспомощность. Однажды я думал, что у меня нет ключа, из-за этого чувствовал беспокойство, но теперь у меня этот ключ есть — я чувствую еще большее беспокойство. Пожалуйста, помогите, Ошо, я знаю, что вы всегда помогаете. Эти препятствия во мне. Пожалуйста, скажите мне, как избавиться от них любым способом?


Первое. Ключ, который я передал тебе — это ложный ключ, потому что настоящий ключ не может быть передан. Ты должен заслужить его, ты должен достигнуть его. Из-за того, что ты так много преследовал меня, я сказал: «Хорошо. Получи это». И теперь перестань биться головой о стенку. Выброси этот ключ. В тебе все в порядке, но этот ключ ложный.

Все ключи ложные, потому что все замки принадлежат вам. Как же вы можете найти ключ от вашего замка у кого-то другого? Вы — это замок, вы должны создать этот ключ внутри, точно так же, как создали этот замок.

И когда однажды вы создадите ключ, замок исчезнет. Не следует думать, что ключ должен открыть его. Когда вы познаете, трудность исчезает. Не следует думать, что вы должны использовать ваши знания для того, чтобы разрешить какую-то трудность. Когда ваше знание присутствует, трудности больше нет. Ключ никогда не встречается с замком. Замок существует, потому что нет ключа, но когда ключ есть, замок просто исчезает, его больше нет.

Я не могу передать вам ключ. Все заимствованное создает еще больше беспокойств, потому что вы и так уже сложные, и теперь эта заимствованная вещь будет еще все больше усложнять.


Я слышал. Один представитель фирмы переработал, и он отправился к врачу, и тот сказал ему, что он слишком много работает и что он должен дольше заниматься упражнениями.

«Сделай себе обруч и катай его, когда идешь в офис и возвращаешься обратно, вместо того чтобы ездить на машине, и ты станешь совсем другим человеком». Так ему посоветовал врач.

И тогда он купил обруч и сделал то, что ему советовал врач. Каждый день он катал этот обруч на работу и обратно домой, а в рабочие часы этот обруч хранился в гараже. Однажды вечером, когда он должен был возвращаться домой, он пришел в гараж и попросил обруч, но рабочий в гараже сказал, что дал этот обруч кому-то другому по ошибке. «Но не беспокойтесь, сэр, — сказал он, — завтра мы вам его вернем в целости и сохранности». Работник воскликнул: «Завтра? Что ты имеешь в виду, говоря завтра? Но как же я сегодня доберусь до дому?»


Если нет понимания, тогда все методы, вместо того чтобы помочь вам, становятся препятствиями.

Если нет понимания, то вы начнете смотреть моими глазами, ваши глаза перестанут видеть благодаря этому. Они будут видеть моими глазами, и все, еще более усложнится.

Другая история. Одна женщина спросила у своей подружки: «Я слышала, что у твоего мужа брови полностью обгорели во время пожара». «Да, — спокойно ответила та, — но врач так великолепно поработал с ним. Он, практически, нарастил ему новые брови. Он переместил ему собачью шерсть с ноги». «Это просто фантастика! - закричала подружка. — И как он теперь?» «Не слишком-то плохо, — сказала она, — но, тем не менее, знаешь, у него есть все еще одна трудность. Каждый раз, когда он проходит мимо дерева, он выглядит немного удивленным».









Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке