|
||||
|
Часть третья Я бесполезен,(Рабиндранат Тагор) Политик Я радикально настроенный, революционный политик. Не мог бы Ты сказать мне что-нибудь по этому поводу? Ты зашел уже слишком далеко, ты не станешь слушать меня. Достаточно уже просто быть политиком, но ты решил стать радикально настроенным, революционным политиком: раковая опухоль только удвоилась, даже утроилась! Просто политики уже недостаточно? Неужели нужно обязательно быть радикалом, революционером? Но мы всегда находим красивые слова, чтобы спрятать за ними гнусную действительность. Политик не может быть революционным, ибо единственно возможная революция — это духовная революция. Не бывает также и политиков-радикалов, ибо само слово радикальный[5] означает отношение к корням. Политик лишь подрезает листья, не имея никакого отношения к корням. И только просветленность приводит человека к корням, только медитация открывает человеку первопричины всех проблем. Политика существовала всегда, политики существовали всегда, но к чему это привело? Мир остается таким же кругооборотом проблем. Более того, бедность с каждым днем увеличивается. Все эти революционные и радикальные политики только доказали свою вредность; конечно же, у них были хорошие намерения, но намерения здесь не берутся в расчет. Здесь имеет значение только осознанность. У политика нет осознанности, наоборот, он пытается избежать своих собственных внутренних проблем, он пытается забыть о них. А самый простой путь убежать от себя — погрузиться в решение мировых экономических, политических, исторических проблем, посвятить себя служению бедным, трансформации общества, реформаторству. Все это необходимо для того, чтобы скрыться от своих собственных проблем; все это опасные хитроумные стратегии, ибо человек думает, что занимается великим делом, а на самом деле он просто трусит. Прежде всего, нужно не бояться встретиться лицом к лицу со своими собственными проблемами. Прежде всего, нужно трансформировать свою сущность. Только трансформированный человек в состоянии осуществить трансформацию в других. Ты спрашиваешь: «Не могли бы вы сказать мне что-нибудь по этому поводу? » Запомни следующее. Первое: существуют три разрушительные силы. Человека могут погубить три силы: во-первых, секс, во-вторых, азартные игры и, в-третьих, политика. Секс дает ощущение наивысшего удовольствия, азартные игры приносят максимум возбуждения, а политика обеспечивает наибольшую безопасность. Второе: основной закон всех революций заключается в следующем: когда свершается революция, все меняется; не становится лучше, а просто меняется. Политики веками вели все человечество — но куда, к какой цели? Разве не пора уже осознать всю бессмысленность этой игры? Мы по крайней мере осознаем, мы полностью осознаем влияние политики, насчитывающей пять тысяч лет. До этого ситуация, должно быть, была такой же. Но изменилось ли что-нибудь после пяти тысяч лет политических игр? Человек по-прежнему погружен в ту же темноту, в ту же бедность, в тот же ад. Да, политики продолжают кормить его надеждой, надеждой на лучшее завтра, которое так и не приходит. Завтра никогда не придет. Политика — это опиум для народа, Карл Маркс говорил, что религия — это опиум для народа. Это правда, это правда на девяносто девять и девять десятых процента; лишь на одну десятую это неправда. Какие-то там Будда, Иисус, Лао-цзы, Заратустра — только эти несколько человек и относятся к этой одной десятой доли, а вообще Карл Маркс прав на девяносто девять и девять десятых процента в том, что религия — опиум для народа. Она держала людей в таком одурманенном состоянии, почти во сне, что они смогли вынести невыносимое существование, что они смогли вынести все виды рабства, голод, во имя счастливого завтрашнего дня. Религии также обещали счастливое будущее и в другой жизни, после смерти. Ко мне приходят люди и спрашивают: «Что будет после смерти?» Я им не отвечаю, а задаю встречный вопрос «Не думайте о том, что будет после смерти, и ответьте мне на один вопрос: что происходит до смерти?»… ибо то, что происходит до смерти, будет продолжаться и после нее. Это континуум: твое сознание останется таким же, не имеет большого значения — до или после. Тело будет другим, форма изменится, но содержание останется прежним. Что бы ни произошло, это происходит с содержанием, а не с формой. Вначале религия давала опиум для народа: «завтра», «после смерти». Миллионы людей остались в одурманенном состоянии после хлороформа, религиозного хлороформа. Сейчас политика занимается тем же. Даже коммунизм не дал массам ничего, кроме опиума, ведь коммунизм — это новый вид религии. Стратегия осталась прежней: «Завтра грянет революция, и все будет хорошо». Нужно пожертвовать сегодняшним днем ради светлого будущего, которое никогда не наступит. Восемьдесят лет прошло после революции в России, а светлое будущее так же далеко, как и прежде. Пятьдесят лет прошло после революции в Индии, революции Ганди, а светлого будущего по-прежнему не видно, оно стало даже еще дальше. Те, кто принес себя в жертву, сделали это напрасно — лучше бы они остались в живых. Те же, кто был убит, в действительности совершили самоубийство, надеясь, что они оказывают большую услугу человечеству. Не создавайте еще больше сумасшествия в мире, он уже и так переполнении. Мой коллега работал когда-то в сумасшедшем доме. Делая обходы, он задавал всем больным один и тот же вопрос «Почему вы здесь?» Ответ, как правило, обнаруживал степень реальной ориентации больного. Но однажды утром психиатр получил на свой вопрос ответ, который ошеломил его. «Я здесь, — ответил пациент, — по той же причине, что и вы, доктор. Я так и не смог реализоваться в том мире». Пациенты и врачи, народ и политики — все находятся в одной лодке. Они все напоминают Аятоллу Хомейни! На свободе полно маньяков. Если ты откажешься от своей радикальной революционной политики, то станет хотя бы на одного Хомейни меньше, а это — большое благословение. Священник Молодой черт примчался к своему боссу. Дрожа от нетерпения, он сказал старику: — Нужно что-то срочно предпринять — на Земле один человек познал истину! Что случится с нами, если людям будет известна истина? Старый черт засмеялся и сказал: — Сядь, расслабься и не переживай. Мы обо всем позаботились. Наши люди уже там. — Но я только что прибыл оттуда: я не видел там ни одного черта. — Наши люди — это священники ! Они уже окружили того, кто нашел истину. Они станут сейчас посредниками между ним и массами. Они будут воздвигать храмы, писать священные книги; они будут все неверно истолковывать и намеренно искажать. Они будут просить людей, чтобы те поклонялись и молились. И во всем этом хаосе истина просто утонет! Это мой старый метод, и он еще никогда меня не подводил. Священники, представляющие религию, не являются ее друзьями. Они — ее самые злейшие враги, ибо религии не нужны посредники; между тобой и Богом есть непосредственный контакт. Тебе лишь нужно научиться одному: понимать язык Бога. Тебе известны человеческие языки, но это не языки Бога. Бог пользуется только одним языком: языком тишины. Если ты сможешь стать безмолвным, то ты сумеешь познать истину, смысл жизни, величие всего Сущего. Никто не сможет объяснить тебе этого. Каждый должен найти истину сам, никто не выполнит эту работу от твоего имени. Как раз этим и занимались священники веками. Китайской стеной они стоят между тобой и Богом. Всего несколько дней назад Ватикан, Папа, обратился ко всем католикам мира со следующим обращением: «Мне постоянно докладывают, что многие католики обращаются к Богу напрямую. Они не идут исповедываться, не идут к священнику. Я заявляю, что исповедь Богу напрямую — это грех. Можно исповедоваться только священнику; нельзя обращаться прямо к Богу». Он не объяснил причину, ибо ее попросту нет. Он заявил о своей поддержке профессии священника, ведь он сам является главным священником. Если люди начнут подходить к познанию реальности без чужих подсказок, без чужого указания на то, что есть добро и что есть зло, без чужого путеводителя, которому нужно следовать, то миллионам людей откроется истина, ибо наше сердцебиение — это сердцебиение Вселенной; наша жизнь — это часть вселенской жизни. Мы не пришельцы, мы не прибыли откуда-то издалека; мы существуем внутри Вселенной. Мы — ее часть, ее важная часть. Нам нужно погрузиться в тишину, чтобы услышать то, чего не выразить словами: музыку Вселенной, безграничную радость Вселенной, вечное празднование Вселенной. Как только она начнет проникать в наши сердца, произойдет трансформация. Только таким единственным путем человек становится религиозным: а не благодаря походам в церковь, созданную человеком, или чтениям писаний, составленных человеком. Однако священники утверждают, что их святые писания были написаны самим Богом. Идиотской представляется сама идея! Просмотрите внимательно эти писания: в них вы нигде не найдете подписи Бога. Там вы найдете то, что совершенно не доказывает авторство Бога. Индуисты верят в Веды и убеждены, что они написаны самим Богом; ведь это самые древние книги на земле, но никто из индуистов не удосуживается заглянуть в них. Если бы их написал Бог, то они бы представляли чрезвычайную ценность. Однако девяносто девять процентов Вед — это полная чепуха; это такой вздор, что сразу видно, что Бог к ним никакого отношения не имеет. Например, молитва священника… зачем же Богу писать ее? Молитва заключается в том, что его коровы не дают достаточно молока: «Пожалей меня, увеличь надои моих коров». И не только это: «Пусть упадут надои у соседа!» И Бог будет это писать? «Помоги моим друзьями и убей моих врагов…», и даже такая глупость: «Скоро наступит сезон дождей. Сделай так, чтобы вода лилась только на мое поле и не попала на поле соседа, ибо он мой враг. Пусть дождь поливает только мое поле». Зачем Богу писать это? Каждое писание дает неопровержимое доказательство, что это дело рук человеческих; что это писали люди неумные и даже примитивные. Эти так называемые святые писания нельзя даже причислить к хорошей литературе, ибо они наивные, грубые, скверные. Но дело в том, что они написаны на мертвых языках… Некоторые из них, например Веды , даже написаны на языках, которыми простые люди даже никогда не пользовались. На таком языке простые люди никогда не говорили; это был язык ученых браминов, священников. Им очень не хотелось, чтобы писания были переведены на доступный простолюдинам язык, потому что они знали: как только появится перевод, книга потеряет свою святость. Люди поймут, что этот вздор более чем порочен, не говоря уже о святости! В святых писаниях всех ваших религий можно найти столько непристойностей, столько порнографии… Но они написаны на санскрите, которого не знали простые люди; на арабском, которым не пользуются в народе; на древнееврейском, на котором не общались простолюдины; на пали, на пракритах, на латыни… Все эти языки мертвы. Все религии стараются не допустить, чтобы святые писания появились в переводе на современные языки, чтобы они стали доступны пониманию людей, хотя, несмотря на все их старания, эти святые писания были переведены. Сначала они выступали против их опубликования, потом они выступали против их переводов. Единственная причина тому: они осознавали, что напечатанные материалы будут продаваться во всем мире, их сможет купить любой. Если же появятся переводы на современные языки, то сколько еще удастся прятать истину? И как доказать, что они написаны Богом? Эти книги написаны человеком, эти храмы и церкви построены человеком, но тысячи лет обусловленности передали им налет священности, святости. В них нет ничего святого; в них нет ничего священного. Священники обманывали людей больше, чем кто-либо еще. Быть священнослужителем — худшая профессия в мире, даже хуже проституции. Проститутка хотя бы дает что-то взамен, священник же только бахвалится, ему нечего давать. И это еще не все: все священники мгновенно ополчаются против того, кто познал истину. Конечно, у них есть причина для этого, ибо если истина станет доступна людям, то во всем мире миллионы священников потеряют работу. А работа их абсолютно непродуктивна. Они паразиты, они сосут кровь человека. С самого рождения и до самой смерти священник находит любые пути, чтобы эксплуатировать человека. До тех пор, пока религию не освободят от рук священников, в мире будет оставаться только псевдорелигия; мир никогда не станет по-настоящему религиозным. А религиозный мир не может быть до такой степени несчастным: религиозный мир должен напоминать постоянный праздник. Религиозный человек — это не что иное, как чистый экстаз. Песни переполняют его сердце. В любой момент вся его сущность готова пуститься в танец. Но священник сбил его с поиска истины: он утверждает, что нет необходимости в поиске, ее уже нашли, нужно только верить. Священник сделал людей несчастными, ибо он осуждает все удовольствия жизни. Он осуждает все удовольствия этого мира, чтобы воспеть удовольствия мира иного. Но другая жизнь — это фикция. Он же хочет, чтобы человечество пожертвовало реальностью ради лживой идеи, — и люди жертвуют ею. Ученый Когда-то Ты сказал, что наука идет от ума, а религия — от сердца. Я понимаю, что эти понятия, будучи противоположными, взаимозависимы. Одно не может существовать без другого, подобно тому, как человек не может жить либо без сердца, либо без мозга. Не может ли, в таком случае, мировое научное сообщество стать причиной возникновения сообщества религиозного, как неизбежного явления? Не объединяются ли мировая наука и мировая религия в вашем видении нового человека? Человек — это не только ум и сердце. Есть нечто более важное, чем ум и сердце, вместе взятые, — это его душа. Поэтому необходимо принимать во внимание три компонента: ум, сердце и душу. Я сказал, что религия идет от сердца, потому что религия является мостиком между умом и душой. Ум не может проникнуть в душу иначе, как через сердце. Наука ограничивается лишь умом, смыслом, логикой. Сердце ограничивается чувствами, эмоциями, восприимчивостью. Душа же выходит за пределы и ума, и сердца. Это полное безмолвие — без мыслей, без чувств. Только того, кто познал свою душу, можно назвать истинно религиозным человеком. Сердце — это всего лишь остановка, перевалочный пункт. Но прошу понять мое затруднение. Ты все воспринимаешь умом. Я не могу говорить о душе, ибо ум не в состоянии контактировать с душой. Ум не признает душу, вот почему ученые продолжают отрицать ее существование. Поэтому мне придется говорить лишь о сердце, которое занимает срединную позицию. Ум в состоянии хоть немного понять сердце, ведь даже величайший ученый влюбляется. Его ум не может дать объяснение происходящему: что значит влюбиться? Он не может доказать логически то, что с ним происходит; он не может определить, почему чувство приходит к конкретному мужчине или женщине, какие при этом происходят химические реакции; как это можно объяснить с точки зрения физики. Создается впечатление, что любовь появляется из ниоткуда. Однако отрицать чувство он тоже не может: оно есть, оно переворачивает всю его жизнь. Поэтому я и говорю, что религия исходит от сердца. Но это только промежуточное определение. Как только я смогу убедить тебя перейти от мысли к чувству, тогда я смогу сказать, что религия исходит от души. Религия — это не мысли и не чувства, это не логика и не эмоции. Это просто чистое безмолвие: с одной стороны, оно полностью пусто, ведь в нем нет ни мыслей, ни чувств; с другой — оно переполняется блаженством и благословением. Медитация — это путь от ума к сердцу, а от сердца к душе. Я бы хотел, чтобы все ученые прислушались к сердцу. Это бы изменило сам характер науки. Она перестала бы служить смерти, она перестала бы создавать все больше смертоносного оружия. Она стала бы служить жизни. Она посвятила бы себя созданию прекрасных, еще более душистых роз, более устойчивых растений, улучшенных пород животных, птиц, более совершенного человека. Но главной целью остается переход от чувства к душе. Если ученый направит свой ум на решение объективных проблем человечества, свое сердце — на развитие межличностных отношений и свою душу — на духовное развитие, то он будет совершенным человеком. Я представляю себе нового человека как человека совершенного: совершенного в том смысле, что все его три составляющие функционируют не в противоречии друг с другом, а наоборот, дополняя друг друга. Совершенный человек создаст совершенный мир. Совершенный человек создаст мир ученых, мир поэтов, мир медитирующих. Я убежден, что все эти три центра должны присутствовать в каждом человеке, ибо каждый отдельный человек отражает в себе весь мир. И эти центры присущи не обществу, а человеку; следовательно, мое внимание привлекает, прежде всего, отдельный человек. Если мы сможем изменить человека, то рано или поздно то же самое произойдет и с миром. Мир будет вынужден измениться, ведь он будет свидетельствовать красоту нового человека. Новый человек — не только безупречный математик; он сочиняет музыку и наслаждается ею. Он танцует, играет на гитаре, что является прекрасным расслаблением для ума, ведь ум больше не задействуется. Но живет новый человек не только сердцем; иногда он погружается еще глубже, в свою суть, и просто становится самим собой. Центр сущности человека — его душа — и является самым центром его жизни. Притронуться к ней, быть в ней — значит возродиться. Все энергии ума и сердца многократно приумножатся, ибо новый человек будет черпать новую энергию ежедневно, ежесекундно. Сегодня даже великий ученый Альберт Эйнштейн использует лишь пятнадцать процентов своего умственного потенциала. А что говорить о простых смертных? Для них это число не превышает пяти-семи процентов. Если же все три центра будут функционировать как единое целое, то человеку удастся полностью реализовать свой потенциал, на все сто процентов. Мы действительно сможем построить рай здесь, на земле. Это в наших руках. Необходимо лишь небольшое усилие, нужна лишь небольшая смелость, и больше ничего. Наука должна войти в наш мир; все технологии, все стороны быта человека должны основываться на научных достижениях. Поэзия должна войти в наш мир; иначе человек превратится в робота. Голова — это компьютер. Человек не может жить без поэзии, музыки, танца, песни; ведь с любой задачей, какую бы ни решал его ум, намного легче справится компьютер, к тому же более эффективно и безошибочно. Папы всегда заявляли о своей непогрешимости. Но это не соответствует действительности. А если они хотят быть непогрешимыми, то их ум можно заменить компьютером — вот тогда они не будут больше ошибаться. Сердце представляет собой абсолютно другое измерение: это ощущение и выражение красоты, любви. Но и это еще не все. Удовлетворение не наступит до тех пор, пока человек не доберется до самого своего центра, до самой своей сути. А неудовлетворенный человек опасен, ибо он сделает все возможное и невозможное для того, чтобы избавиться от этого неудовлетворения. Тот, кто познал себя и свою суть, — самый богатый человек на земле. Именно здесь и находится царство Божие. Это твое царство, и ты в нем Бог. Глубоко внутри, погрузившись в центр своей души, ты становишься императором. Бизнесмен Я бизнесмен, и мне интересно, смогу ли я тоже медитировать? В жизни всем нужно чем-то заниматься. Кто-то плотник, кто-то король, кто-то бизнесмен, а кто-то воин. Таким путем люди зарабатывают себе на жизнь, на хлеб с маслом, на жилье. Но способ добывания средств для существования не в состоянии изменить внутренний мир человека. Не важно, бизнесмен ты или воин: один зарабатывает на жизнь так, другой — иначе. Медитация — это жизнь, а не способ выживания. Не важно, чем ты занимаешься , важно, кто ты есть на самом деле. Да, действительно, работа не должна проникнуть в твою сущность. Если ты насквозь пронизан бизнесом, то это усложняет процесс медитации. Невозможно стать искателем истины … ибо в таком случае ум становится слишком расчетливым. Расчетливый человек труслив: он слишком много думает и не способен совершить прыжок. Медитация — это прыжок из головы в сердце, и тут же из сердца — в самую сущность. Ты погружаешься все глубже и глубже: туда, где нужно позабыть о расчетах, где логика становится неуместной. Не пригодится там и хитрость. По существу, хитрость — это не ум; а его суррогат. Неумные люди учатся всяким хитростям. Умным же это не нужно; они чисты, им незачем хитрить. Они действуют исходя из незнания. Нет ничего плохого в том, что ты бизнесмен. Иисус научился медитации и стал искателем истины, и в конце концов христом, буддой. Он был сыном плотника и помогал отцу таскать и пилить дрова. Если сын плотника смог стать буддой, то почему ты не сможешь? Кабир был ткачом. Он занимался своим делом всю жизнь, и даже после просветления продолжал ткать. Ему это нравилось! Много раз ученики просили его, умоляли со слезами на глазах: «Тебе больше не нужно работать, мы позаботимся о тебе! У тебя так много учеников, зачем тебе трудиться в твоем возрасте?» Кабир отвечал: «Знаете ли вы, для кого я тку, для кого накручиваю нити? Для Господа Бога! Для меня каждый стал богом. Таким образом я молюсь». Если Кабир стал буддой, оставаясь ткачом, то почему ты не сможешь? Но бизнес не должен проникнуть в сущность. Он должен оставаться снаружи, быть лишь средством зарабатывания на жизнь. По окончании рабочего дня, закрыв магазин, полностью забудь о работе. Приходя домой, не приноси с собой проблемы. Забывай о работе в кругу семьи, рядом с женой и детьми. Скверно оставаться бизнесменом среди домашних; это значит, что работа оказывает влияние на твою сущность. Работа — это периферия. Она не должна затмевать сущность; тебе нужно уметь отложить все дела в сторону и погрузиться в свой внутренний мир. В этом и заключается суть медитации… Итак, оставайся бизнесменом, но забывай о работе на некоторое время. Я не говорю, что тебе нужно отказаться от своей обыденной жизни. Я подсказываю тебе пути и средства, алхимию превращения ординарного в необычное. Будь бизнесменом на работе, но не дома. Иногда на пару часов забудь даже о доме, семье, жене, детях. На пару часов останься наедине с собой. Глубже и глубже погружайся в свою сущность. Веселись, люби себя, и постепенно ты начнешь осознавать, что безграничная радость наполняет тебя, причем ее причина не связана с внешним миром. Это твоя неповторимость, твоя уникальность. Это медитация. «Сиди молча, ничего не делай; весна придет и трава сама вырастет». Сиди молча, ничего не делай, и жди весну. Она придет, весна всегда приходит, и трава вырастает сама. Ты почувствуешь, что огромная радость появляется в тебе без всякой на то причины. Поделись ею, отдай ее людям! Твоя щедрость будет искренней. Она станет не просто средством достижения какой-нибудь цели; у нее появится внутренняя ценность. Моя санньяса — не что иное, как обыденная жизнь, она никого не делает одержимым; она трансцендентальна, принадлежит этому миру, и одновременно выходит за его пределы. Вот что такое санньяса. Раньше санньясин с готовностью покидал жену, детей, работу и уходил в Гималаи. Такой подход не оправдал себя. Многие ушли в Гималаи, но они захватили с собой свои мелкие умишки. Гималаи им ничем не помогли; наоборот, эти люди уничтожили красоту гор, вот и все. А как Гималаи могут помочь? Можно уйти от всего мира, но от своего ума не уйдешь. Ум последует за тобой; он — внутри тебя. Где бы ты ни был, обусловленный ум не допустит изменений в твоей жизни. Можно спрятаться от мира, но от себя не убежишь. Пока ум остается прежним, пока он полон стереотипов, мир не изменится. Вопрос не в том, чтобы отречься от мира, а в том, чтобы изменить ум, не подчиняться ему. Вот что такое медитация. Американец Члены эзотерической секты баулов боготворят в жизни все, и тело в том числе. Мы, американцы, заботимся о своем теле с помощью натуральных продуктов, аэробики, массажа и т. д. Несмотря на кажущуюся схожесть подходов, я думаю, что между ними есть принципиальная разница. Разница велика, и она выражается не только в количественном, но и в качественном отношении. Современному миру, современному уму известен лишь пустой храм. Он совсем позабыл о том, кто находится в этом храме. Таким образом, мы продолжаем поклоняться храму, позабыв о Боге. Ничего не зная о центре жизни, мы двигаемся к периферии, явно преувеличивая ее значение. Американец заботится о теле просто как о теле, а баул превозносит тело как храм Божий. Тело само по себе ничего не значит. Оно наполняется светом благодаря тому, что находится вне его. Величие тела не в нем самом — это лишь хозяин; величие же принадлежит гостю. Если совсем забыть о госте, то останется только бессмысленный культ тела. Если помнить о госте, то любовь к телу, поклонение ему становится частью благословения. Культ тела по-американски не имеет смысла. Люди питаются здоровой пищей, делают массаж и тысячами способов пытаются наполнить жизнь каким-нибудь смыслом. Но посмотри им в глаза, и ты увидишь там огромную пустоту. Видно, что они не поняли чего-то главного. Нет душистого запаха, цветок не распустился. Глубоко внутри они похожи на пустыню, они растеряны и не знают, что делать. Американцы многое делают для пользы тела, но все это выстрел мимо цели. Я слышал такой анекдот: Розенфельд вошел в дом с усмешкой на лице. — Ты не поверишь, какую удачную сделку я заключил, — сказал он жене. — Я купил четыре полиэфирных колеса с широкими протекторами, рассчитанных на огромный пробег, у них стальной корд и диски, выкрашенные в белый цвет. И я не буду их продавать! — Ты сошел с ума! — удивилась миссис Розенфельд. — Зачем тебе колеса? У тебя же машины нет. — Ну и что? Ты же покупаешь лифчики? Если центра нет, то можно продолжать заниматься декорацией периферии. Таким образом человек может ввести в заблуждение других, но сам он не получит удовлетворения. Он может даже обмануться и сам, ведь неоднократно повторенная ложь становится похожей на правду. Однако она не в состоянии сделать человека счастливым, не в состоянии принести человеку удовлетворение. Американец пытается насладиться жизнью изо всех сил, но, похоже, радости это ему не приносит. Баул совсем не стремится к наслаждениям. Он не прилагает усилий, он просто радуется жизни. Да ему и нечем наслаждаться, ведь он — нищий на дороге; но есть у него какая-то глубинная сила, его окружает какой-то таинственный ореол. Его песни — это не просто песни; в них есть что-то космическое. Когда он танцует, то движется не только его тело, движется нечто глубинное. Баул не стремится к удовольствию. Запомни: как только человек начинает прилагать усилия для того, чтобы получить удовольствие от жизни, он потеряет все. Как бы он ни старался стать счастливым, он им не станет. Сама попытка достигнуть счастья абсурдна, ведь счастье здесь , его нельзя достичь. Так устроен мир, просто необходимо принять, осознать это. Счастье здесь, оно повсюду; оно внутри, оно снаружи, оно везде. Это единственная реальность. Посмотри, присмотрись к окружающему миру, к деревьям, птицам, скалам, рекам, звездам, луне, солнцу, людям, животным. Присмотрись: все Сущее соткано из счастья, радости, из блаженства. Это не зависит от желания людей. Помехой на пути к счастью могут быть лишь сами усилия стать счастливым. Расслабься, и счастье наполнит тебя; расслабься, и счастье забурлит в тебе, расслабься, и оно начнет переполнять тебя. Баул расслаблен; а американец напряжен. Напряжение появляется тогда, когда ты силишься достичь чего-нибудь; расслабление же возникает, если принимать все таким, как оно есть на самом деле. Поэтому я говорю о большой разнице в подходах, и разница эта качественная. Вопрос не в количестве — не важно, баулы счастливее американцев или американцы несчастливее баулов. Нет, просто у американцев нет такого счастья, которое есть у баулов ; зато у баулов нет того, что есть у американцев: страданий, напряженности, неврозов. Они существуют в совершенно разных измерениях. Баулы пребывают в состоянии здесь и сейчас ; американцы же пребывают в состоянии когда-то и где-то , но не здесь и сейчас. Американец пускается в жесткую погоню за счастьем, надеясь получить что-нибудь от жизни, выжать что-нибудь из нее. Но у него ничего не получается, ведь это тупик. Нельзя ничего выжимать из жизни, наоборот, нужно принять ее. Нельзя покорить жизнь. Нужно иметь смелость, чтобы признать свое поражение в поединке с жизнью. Поражение здесь равносильно победе, а усилия победить окажутся не чем иным, как полным провалом. Нельзя покорить жизнь, ибо часть не может покорить целое. Это похоже на каплю, пытающуюся покорить океан. Да, капля может упасть в океан и стать его частью, но она не сможет покорить его. Наоборот, чтобы победить, нужно слиться с океаном. Растворись в жизни. Я так скажу: американец пытается найти счастье, поэтому он слишком озабочен телом. Это стало почти манией. Эта озабоченность перешла уже все границы, превратилась в одержимость: он постоянно размышляет о теле, пытается что-то делать. Он пытается достичь счастья, совершенствуя тело. Но это невозможно. А баул счастлив. Он обнаружил, что счастье находится внутри. Он заглянул вглубь тела не благодаря массажу, не благодаря массажным роликам или сауне. Он заглянул туда с помощью любви и медитации и обнаружил там сокровище. Поэтому он поклоняется телу и бережет его… ведь тело — носитель Божественного. Благодаря внутреннему преображению, благодаря осознанию, баул счастлив иметь свое тело, он заботится о нем, любит его. Но это совсем другая любовь. Далее: американский ум чувствителен к конкуренции. Возможно, он не так уж и любит свое тело, он просто соревнуется с другими. Он вынужден делать то же, что и другие. Американский ум — самый мелкий, самый амбициозный ум во всей истории человечества. Это самый приземленный ум. Вот почему бизнесмен стал высшей реальностью в Америке. Все остальное отошло на второй план; бизнесмен, человек, контролирующий финансы, стал высшей реальностью. Деньги — это самая конкурентная область человеческой деятельности. Не обязательно быть богатым духовно, главное — быть богатым материально. Можно ничего не знать о музыке, ничего не знать о поэзии. Можно ничего не знать о древней литературе, истории, религии, философии — нет, знать об этом не обязательно. Уважают того, у кого есть крупный счет в банке. Поэтому я утверждаю, что американский ум — самый мелкий ум в мире. Этот ум все превратил в коммерцию; он постоянно борется с кем-то. Даже если американец покупает Ван Гога или Пикассо, то делает это не из-за любви к художнику, а потому, что соседи купили его. Как можно допустить, что у них в гостиной висит картина Пикассо, а у него нет? Нужно обязательно приобрести. Можно вообще не разбираться в искусстве; можно даже не знать, какой стороной повесить картину… у Пикассо совсем непросто определить, висит ли картина вверх ногами или задом наперед! Можно не знать, действительно ли это Пикассо. Можно даже не замечать ее, но поскольку Пикассо есть у всех и все говорят о нем, то нужно показать и свою культуру. А ведь это просто демонстрация капитала. Все, что стоит денег, считается значительным. Деньги и соседи кажутся единственными критериями при решении всех вопросов: их автомашины, дома, картины, интерьер. Люди имеют сауны в своих домах не потому, что они так уж заботятся о своих телах, это совсем не обязательно; а потому, что сауна — обязательная составляющая дома, она есть у всех. Без сауны человек выглядит несолидно. Если все покупают дома на холмах, то и ему нужно купить дом там же. Возможно, ему не нравятся холмы, возможно, ему там будет просто скучно. Можно взять с собой телевизор или радиоприемник и слушать ту же передачу, что и у себя дома, или смотреть ту же ТВ программу. Какая разница, где сидеть: на холме или у себя в комнате? Но ведь у других так. Нужен гараж на четыре автомобиля — ведь у других есть. Возможно, четыре машины ему совершенно не нужны … Американский ум постоянно соревнуется с другими. Баул же ни с кем не соревнуется. Он выходит из игры. Он говорит: «Меня больше не интересует, чем занимаются другие, меня интересуют только мои дела. Меня больше не интересует, что есть у других, меня интересует лишь то, что есть у меня». Если осознать тот факт, что жизнь вполне может быть блаженной без неимоверного количества вещей, то стоит ли беспокоиться? Старого Люка и его жену в долине считали самыми скупыми людьми. Люк умер, а через несколько месяцев уже его жена лежала при смерти. Она позвала соседку и сказала слабым голосом: — Рут, похорони меня в моем черном шелковом платье. Но перед этим вырежь кусок сзади и сшей из него новое платье. Это хорошая ткань, и мне не хочется, чтобы она пропадала зря. — Я не могу этого сделать! — воскликнула Рут. — Когда вы с Люком будете подниматься по золотым ступеням, что скажут ангелы, когда увидят тебя голой сзади? — Они будут смотреть не на меня. Я похоронила Люка без штанов. Переживания всегда связаны с мнением других — Люк будет без штанов, поэтому все будут смотреть на него. Американец переживает, что подумают другие, а для баула это абсолютно безразлично. Баул очень эгоистичен; ему нет дела до тебя, ему все равно, что у тебя есть или что ты совершил. Ему совсем не интересна твоя биография. Он живет так, как будто в мире, кроме него, никого больше нет. Конечно, его окружает огромное пространство: ведь он живет на этой планете так, как будто в мире, кроме него, никого больше нет. Он передвигается по этой планете, совершенно не беспокоясь о чужом мнении. Он живет свою жизнь, он делает то, что хочет, он проявляет свою сущность. Естественно, он счастлив, как ребенок. Его счастье неброское, невинное, оно естественно, оно никем не навязано. Его счастье простое, не напускное, настоящее, как у ребенка. Видел ли ты, как, без всякой на то причины, бегает, кричит и танцует ребенок? У него ничего нет. Спроси его: «Почему ты так счастлив?», — и он не сможет ответить. Он подумает, что ты сошел с ума. Разве нужна причина, чтобы быть счастливым? Ребенок будет шокирован тем, что это «почему» вообще появилось. Он пожмет плечами, убежит по своим делам и снова будет танцевать и петь. У него ничего нет. Он еще не премьер-министр, не президент, не Рокфеллер. Все его богатство — это несколько ракушек или камешков, которые он подобрал на морском берегу. Вот и все. Жизнь баула не прекращается с наступлением смерти; жизнь американца обрывается смертью. Смерть тела означает конец всему, поэтому американец так боится смерти. Этот страх подгоняет его находить любые пути продлить жизнь; иногда дело доходит до абсурда. Сегодня немало американцев прозябают в клиниках и приютах для слабоумных. Они не живут, они уже давно умерли. Их существование поддерживается врачами, лекарствами, современным оборудованием. Им удается протянуть еще немного. Страх смерти огромен: смерть означает конец всему. Американец думает только о теле и больше ни о чем. Тот, кто думает лишь о теле, очень беден. Он всегда будет бояться смерти — а тот, кто боится смерти, будет бояться и жизни. Жизнь и смерть настолько близки друг к другу, что страх смерти вызывает страх жизни. Жизнь ведет к смерти, и если бояться смерти, то как же полюбить жизнь? Тебя сковывает страх. Именно жизнь ведет к смерти, и эта мысль мешает жить полноценно. Если смерть все заберет, если таково твое мнение и понимание, то жизнь превращается в беготню и погоню. Приближающаяся смерть делает человека нетерпеливым. Вот в чем причина американской мании к скорости: делай все быстро, ведь скоро придет смерть; перед смертью постарайся побольше успеть. Перед смертью постарайся наполнить свою жизнь как можно большим количеством ощущений, ибо со смертью закончится все. Это порождает большую бессмыслицу и, конечно, страдания, переживания. Если со смертью тела все прекращается, то все становится поверхностным, ничто не может принести удовлетворения. Если смерть означает полный конец всему, то у жизни нет никакого смысла, никакого значения. Тогда жизнь — это сказка, рассказанная идиотом; она полна злобы и шума, она бессмысленна. С одной стороны, американец мечется с места на место в погоне за ощущениями, предпринимая все возможное, чтобы не упустить свой шанс. Он гоняет по всему миру, от одного города к другому, от одной страны к другой, от одной гостиницы к другой. Он ищет, он меняет гуру за гуру, церковь за церковью — ведь смерть все время приближается. С одной стороны — постоянная, дикая гонка, а с другой стороны — глубокое осознание бесполезности жизни. Выходит, что совсем не важно, кем быть в жизни: богачом или бедняком, интеллигентным или бескультурным, шикарным любовником или неудачником. Приходит смерть и всех уравнивает: мудрых и дураков, святых и грешников, просвещенных и глупых; все уходят в землю и исчезают. В чем же смысл всего? Иисус, Будда, Иуда — какая разница? Иисус умер на кресте, Иуда покончил с собой на другой день — и оба ушли в землю. С другой стороны, есть страх, что можно что-то недополучить по сравнению с другими. Есть также глубокое понимание того, что, даже получив все, ничего нельзя удержать. Даже достигнув просветления, ты останешься ни с чем, ибо смерть придет и погубит все. Баул считает по-другому: никуда не нужно мчаться. Можно даже сидеть под деревом, как это случилось с Буддой… Бог сам спустился к нему. Будда никуда не торопился, он просто присел под деревом. Все придет само собой — нужно лишь создать благоприятные условия. Все придет — нужно лишь принять это. Жизнь тебе обязательно улыбнется. Люди сами создают себе немало препятствий, а погоня — самое большое из них. Ты постоянно спешишь куда-нибудь, а когда жизнь приходит и стучит в твою дверь, тебя никогда нет дома, ты вечно отсутствуешь. Жизнь, казалось, настигла тебя, но ты уже переехал. Ты был в Катманду. Когда жизнь добралась до Катманду, ты переехал в Гоа. Только жизнь добралась до Гоа, а ты уже в Пуне. К тому времени, когда жизнь доберется до Пуны, ты будешь уже в Филадельфии. Таким образом, ты гоняешься за жизнью, а она за тобой; и встреча никогда не происходит. Будь… просто будь, жди, будь терпеливым. Появился некий новый тип ума — американский. В истории человечества такого раньше не было. Это самый предпринимательский ум. Американское общество — первое общество в истории человечества, управляемое бизнесменом. В этом причина его успеха. Еще ни одно общество не подчинялось бизнесу. В Индии общество всегда ориентировалось на ученого, брамина, профессора, специалиста. В Англии были аристократы, как и в остальной Европе. В Японии доминировали воины, самураи. Нигде и никогда еще бизнес не стоял во главе общества. Американская культура и общество основываются на предпринимательских подходах. Говорят, что, когда немцу приходилось говорить, что он бизнесмен, ему становилось неловко. Бизнесмен ? Немец прекрасно себя чувствовал, представляясь профессором. Хоть и небогатым, но профессором большого университета. Можно быть очень и очень богатым, но что такое бизнесмен ? Бизнесмен? Это ничего не значит. Сегодня в Америке ничего не значит быть профессором. Просто профессор? — Бедняжка! Профессор — это неудачник, он не смог достичь большего. Профессором в Америке становится тот, кто не смог преуспеть в чем-либо другом. Но «бизнесмен» — это престижно. Бизнесменом является тот, кто реализовал себя. Американское общество обязано своим успехом бизнесмену. Это чрезвычайно эффективное общество, потому что там, где появляется бизнесмен, приходит успех. Профессор обречен на неудачу. Когда к власти приходят интеллектуалы, общество обречено: все начинают спорить, ссориться и никогда не предпримут никаких действенных шагов. Они будут только сокрушаться о том, чего нет. Они будут говорить о великом, а жизнь состоит из мелочей. Бизнесмен же заботится о мелочах, о мельчайших деталях; он очень приземлен. Однако успех американца является помехой в развитии его внутреннего мира. Там нужен совершенно другой подход — не прагматичный, а более поэтичный, более романтичный. Измениться можно: нужно стать очень гибким. Я не говорю, что такой ум нужно уничтожить. Ум хорош, если трудишься в мире; нужно использовать его в случае необходимости, в условиях рынка. Для рыночных отношений мои идеи станут неприемлемыми; там правят другие законы. Итак, нужно быть очень гибким. Используй ум для бизнеса, но, войдя во внутренний храм, оставь его снаружи. Здесь нужен другой ум, который у нас тоже есть. Ты им не пользовался, вот и все. Когда первый человек ступил на Луну, с ним произошла очень важная метаморфоза: он вдруг забыл, что он — американец. Внезапно весь мир стал единым, все границы исчезли, ибо земной шар не поделен на страны. Американский континент, африканский континент, азиатский континент, эта страна, та страна — все исчезло. Нет, он совсем ничего не предпринял для того, чтобы примирить враждующие лагеря, ибо не было ни Советской России, ни Америки: вся Земля стала одним целым. «Моя любимая Земля!» — вот были первые слова американца. Это трансцендентация. На мгновение он забыл обо всех условностях: «Моя любимая Земля!» В тот момент ему принадлежала вся планета. Как раз это и происходит в состоянии тишины: весь мир принадлежит тебе, и все противоположности исчезают друг в друге, поддерживают друг друга, танцуют друг с другом. Появляется оркестр. Ум обусловливается снаружи; им можно управлять снаружи. Нужно дорасти до состояния не-ума, только в этом случае можно стать независимым от внешнего влияния. Только человек не-ума становится свободным и независимым. Он не немец, не американец, не индус, не англичанин — он просто независим. Американец, немец, индус… Это названия ваших тюрем; они не являются вашим вольным небом. В этом небе не полетаешь. Это тюрьма, в которой вы живете. Свободный человек принадлежит себе и больше никому. Свободный человек — это просто энергия без имени, формы, расы, нации. Прошло время рас и наций, наступает пора индивидуума. В новом мире не будет немцев, индусов, индуистов и христиан. Там будут жить чистые индивидуалисты, абсолютно свободные, которые живут так, как хотят. Они не вмешиваются в чужие жизни и не допускают вмешательства в свои. Кто-то спросил раввина: — Почему Иисус не захотел родиться в Америке двадцатого века? Раввин пожал плечами: — В Америке? Это было бы невозможно. Прежде всего, где бы вы нашли девственницу? А во-вторых, где бы вы нашли трех мудрецов? Американец сегодня самый живой человек на земле. Он самый живой по той простой причине, что «американец» — это не раса, это смесь всех рас. Это место встречи, место встречи всех стран. Америка стала самой богатой страной лишь потому, что скрещивание наделяет каждого ребенка наилучшими чертами. Другие нации размножаются в своих тесных границах, как рыба в маленьком пруду; это подобно размножению в своей собственной семье. Чем малочисленнее раса, тем ниже уровень ее интеллекта. Вот почему браки между братьями и сестрами запрещены: их ребенок будет недоразвит, он станет посредственностью. Он не будет даже человеком, скорее бананом или томатом! Он не будет разумным. Благодаря смешанным бракам интеллект повышается. В этом смысле Америка самая везучая страна, ибо ее история насчитывает только триста лет, но весь мир уже встретился здесь. Это будущее мира, таким будет весь мир. Все другие страны должны поучиться у Америки, смешанные браки должны стать нормой. Женись на том, кто живет как можно дальше от тебя. Но люди делают как раз наоборот. Они женятся на соседях, собратьях по религии, на людях той же расы и цвета кожи. Это губит человечество. Можете спросить у селекционеров, как им удалось улучшить породы различных животных. Поинтересуйтесь у тех, кто выращивает фрукты и овощи. Именно благодаря скрещиванию они добиваются поразительных результатов. Но мы проявляем скептицизм и суеверие, когда речь заходит о человеке. Американцы отбросили предрассудки. Мера была вынужденной, ибо в новую страну стекались представители разных наций и рас. Здесь собрались люди со всей планеты: испанцы и португальцы, итальянцы и французы, голландцы, поляки, англичане. Появился абсолютно новый человек более разумный, более смелый и здоровый, с большей продолжительностью жизни и невероятной тягой к приключениям. Именно смешение народов привело к появлению самой богатой страны в мире. Как-то индус, англичанин и американец прогуливались по кладбищу. — Рядом с кем вы хотели бы лежать после смерти? — шутливо спросил американец спутников. — С Махатмой Ганди, — ответил индус. — С Уинстоном Черчиллем, — сказал англичанин. — Ну а я бы хотел лежать рядом с Рокуэл Уэлш[6], — признался американец. — Погоди, — возразил индус, — но ведь она еще жива! — Знаю, — ответил американец. — Но я тоже еще не умер! Даже маленькие дети в Америке проявляют больший интеллект, чем в любой другой стране. Некий Джимми решил, что пора серьезно поговорить о жизни со своим ветреным сыном. — Боб, — сказал он, — ты скоро повзрослеешь, и тебе уже пора задуматься о будущем. Если я вдруг умру, где ты будешь? — Я останусь здесь, — ответил подросток — Весь вопрос в том, где будешь ты. Должен напомнить, что слово «фальшивый»[7] пришло из Америки. Это производное от слова «телефон». Замечал ли ты когда-нибудь, как во время телефонного разговора меняется голос? Изменяется тональность, и никто не может понять, кто на том конце провода: человек или привидение. Я слышал одну историю… Один великий психоаналитик проводил сеанс терапии с очень богатым пациентом. Плата за услуги была недоступной для простых смертных, но для миллиардера она ничего не значила. И вот уже целый год приходил он к психоаналитику, лежал на кушетке, рассказывая всякую чепуху… Подобная бессмыслица, естественно, откладывается в сознании у каждого , кто беседует с больным. Но непросвещенные люди держат эту ересь в голове, а специалист умеет от нее освободиться. Психоаналитик умирал от скуки, но не мог отделаться от пациента, так как тот платил ему огромные деньги. В конце концов он нашел чисто американский подход к решению проблемы. — У меня большая клиентура, — сказал он, — а сеанс с вами может длиться часами. Ведь у вас есть время и деньги. Вот мое скромное предложение. Я поставлю магнитофон, который будет записывать ваши откровения. В это время я займусь другими пациентами, а ночью прослушаю пленку. — Отлично! — согласился богач. На следующий день, входя в свой офис, психоаналитик увидел выходящего пациента. — Так быстро? Разве вы уже закончили сеанс? — Нет, но я принес свой магнитофон. Мой магнитофон будет общаться с вашим. Зачем мне терять пять часов? Если магнитофоны могут справиться с этим, то зачем мне приходить каждый день? Вот как постепенно человек превращается в механизм. Он говорит, он живет, но он очень похож на робота. Дэйл Карнеги — один из самых знаменитых философов Америки, однако нигде, кроме этой страны, его таковым не признают. Книга «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей » уступает по тиражу только Библии. Эта книга — сплошное дерьмо! Он рекомендует каждому мужу говорить своей жене три или четыре раза в день: «Дорогая, я так люблю тебя, что не могу без тебя жить. Не могу даже представить свою жизнь без тебя». И не важно, испытывает ли он такие чувства на самом деле или это только игра. Чувствуешь фальшь? Если любишь, слова не нужны, их все равно не хватит. Повторяя рутинно одно и то же три-четыре раза в день, ты становишься, по существу, граммофонной пластинкой; а игла застряла на фразе «Дорогая, я люблю тебя». «Дорогая» вроде бы отвечает взаимностью, а глубоко в душе оба подчас ненавидят друг друга : Эта женщина погубила мою свободу. Этот человек заточил меня в тюрьму… Во всей американской истории только один человек заслуживает моего уважения — это Уолт Уитмен. Другие американцы ничего не стоят. Но Уолт Уитмен принадлежит мировой истории. Уолт Уитмен, пожалуй, единственный в истории Америки, кто так близок к мистицизму. Ведь американский ум поверхностен. Он вынужден быть таковым, ибо ему только триста лет. Это детский ум, которому все интересно: он задает вопросы о том и о сем, но, прежде чем ты ответишь, он уже спросит о чем-то другом. Ему не очень интересен ответ; он просто любопытен, он хочет знать сразу все. Он идет от одной религии к другой, от одного мастера к другому. За ответами он последует в самый отдаленный уголок планеты, но все это остается похожим на погоню за модой. Психологи обратили внимание на то, что в Америке ничто не держится более трех лет. Столько обычно живет та или иная мода. Зубную пасту, мыло, шампунь, кондиционер для волос, гуру — все это можно найти на одном и том же рынке. Подсчитано, что в Америке каждый меняет работу, жену и город проживания раз в три года. Три года кажутся большим сроком: что-то хочется изменить… Уолт Уитмен — редкое исключение из правил. Ему нужно было родиться где-нибудь на Востоке — он так сильно интересовался им. Уолт Уитмен — один из тех, кого совсем не поняли в Америке, хотя он единственный, кем она может гордиться. Чем менее цивилизован человек, чем он примитивнее, тем выше его жизнеспособность. Становясь цивилизованным и более пластичным, становишься более искусственным, рафинированным, теряешь свои корни. Человек боится грубого мира, начинает отдаляться от него и думать, что мир недостоин его. Система Тантры подсказывает: для того, чтобы найти настоящего человека, надо дойти до его корней. Итак, Тантра говорит: нецивилизованные, необразованные, некультурные люди более жизнестойки, они более жизнеспособны. Современные психологи говорят о том же. Афроамериканец энергичнее белого, и белого это пугает. Он очень боится негра. А причина страха в том, что белый американец стал очень изнеженным, а чернокожий все еще полон жизни, он все еще приземлен. Конфликт между белыми и черными американцами совсем не сводится к конфликту между цветом кожи: это соперничество между жизнестойкостью и изнеженностью. Белый американец, прежде всего, боится уступить негру свою женщину; он осознает, что может потерять ее. Негр более жизнеспособен, более сексуален, более энергичен; его энергия по-прежнему дикая. А потерять свою женщину — самый большой страх для цивилизованного человека. Он понимает, что не сможет удержать своих женщин, если у них будет свобода выбирать более жизнеспособных мужчин. Тантра говорит: в мире тех, кто го-прежнему примитивен, есть возможность для роста. Ты рос в неправильном направлении; они же еще не выросли, они все еще могут выбрать нужное направление, у них выше потенциал. Им нечего переделывать, они могут действовать напрямую. Есть ли высший смысл во всем этом или жизнь случайна? Можно ли сказать, что жизнь движется к какой-то высшей цели? Очень непросто, особенно для западного ума, понять, что у жизни нет смысла. Запад всегда руководствовался понятиями цели, а Восток — понятиями бесцельности. Восток говорит, что жизнь — это не бизнес, а игра, но игра без какой-нибудь цели; она не имеет цели. Хотя можно сказать, что игра является целью сама по себе, достаточно просто играть. Жизнь не стремится к какой-нибудь цели, жизнь — цель сама по себе. Она не двигается к чему-то наивысшему; здесь и сейчас, в этот самый момент жизнь является конечной целью. Ненасытный ум никогда не будет блаженным, он всегда будет напряженным. При достижении чего-то ненасытный ум будет разочарован, ибо ему нужно ставить перед собой новые цели. Это и происходит в Америке. Многие цели прошлого века были достигнуты, поэтому Америка находится в великой депрессии. Все цели отцов нации, создавших Америку и американскую Конституцию, уже почти достигнуты. Впервые в истории человечества в Америке создано общество изобилия. Там почти нет бедных. Бедняк в Америке будет богачом в Индии. Цели почти достигнуты, что делать дальше? Появилось общество изобилия: еда есть, кров есть, у каждого машина, радиоприемник, холодильник, телевизор — что же дальше? Чувствуется глубокая фрустрация, необходимость поиска новых целей, и кажется, что новых целей нет. Вместо одной машины можно иметь две, появилась цель — гараж на две машины; можно захотеть владеть двумя домами, но и этого можно достичь в течение десяти лет. Какова бы ни была цель, ее можно достичь. Тогда страждущий ум впадает в депрессию. Что дальше? Ему опять нужна цель, и нужно придумать ее. Весь американский бизнес сегодня зависит от постановки новых задач. Людям нужна цель — этим и занимается реклама, весь рекламный бизнес. Создай цель, соблазни людей: «Вот цель сегодняшнего дня! Если ты не достигаешь этого, твоя жизнь пройдет даром!» Все начинают суетиться, потому что у них ненасытный ум. Но куда он приведет? Это вызывает все больший невроз. Только несуетливый ум может расслабиться. Но такой ум возможен только при условии осознания, что у Сущего нет цели. Если у Вселенной нет цели, то нет необходимости к чему-нибудь стремиться. Тогда ты сможешь играть, сможешь петь и танцевать, наслаждаться жизнью и любить; и не будет необходимости выдумывать цель. Здесь и сейчас, в это самое мгновение наступает высший момент истины. Если ты здесь, ты познаешь ее. Но тебя здесь нет; твой ум где-то в будущем, обдумывает какую-то новую проблему. У жизни нет цели, и в этом ее прелесть. Наличие какой-нибудь цели сделало бы ее ужасной, просто бесполезной. Жизнь — это не бизнес, а игра. В Индии мы называем ее лила. Это слово означает космическую игру, как будто сам Бог играет. Энергия перетекает не для какой-то цели, а в свое удовольствие; разве малыш играет ради какой-то цели? Погоня за бабочками, собирание цветных камней на пляже, танец под солнцем, беготня между деревьями, собирание цветов — для чего все это? Спроси ребенка. Он посмотрит на тебя как на идиота: в цели нет необходимости. Ваши умы испорчены. Университеты, колледжи, образование, общество испортили вас. Глубоко внутри вас убедили в том, что без цели все становится бесполезным, поэтому у всего должна быть цель. У играющего ребенка нет цели. Если бы ребенок смог объяснить, почему он играет, то, максимум, он сказал бы: «Потому что мне хорошо. Когда я бегаю, я чувствую прилив энергии. Мне очень нравится собирать цветы». Но цели нет. Действие само по себе прекрасно, экстатично. Нет необходимости в цели, достаточно просто жить. Зачем еще искать что-то? Неужели недостаточно просто жить? Это настоящее событие! Просто представь себя камнем. Ты мог бы им быть, многие по-прежнему являются камнями. Представь себя деревом. Ты бы мог быть деревом, птицей, животным, насекомым. А потом представь себя человеком — человеком сознающим, бдительным, на вершине возможностей. Но ты с этим не согласен. Тебе нужна цель, иначе твоя жизнь покажется тебе бессмысленной. Ваши умы были испорчены экономистами, математиками, теологами. Они испортили ваши умы, потому что все они говорят о цели. Они говорят: «Делай то, благодаря чему ты сможешь чего-нибудь достичь; не занимайся тем, что ведет в никуда». А я скажу вам, что чем больше наслаждаешься бесполезными вещами, тем счастливее, тем блаженнее будешь. Когда нет никакой цели, то остается только прославлять свое бытие. Ты чувствуешь благодарность за то, что ты есть, за то, что ты дышишь. Блажен тот, кто может дышать, кто находится в сознании, жив, энергичен. Разве этого недостаточно? Неужели нужно к чему-то стремиться, чтобы чувствовать себя хорошо, чтобы чувствовать свою значимость, чтобы осознавать, что жизнь стоит того, чтобы жить? Разве можно добиться большего, чем сама жизнь? Что еще можно добавить к твоей жизни? Что мог бы ты добавить к ней? Нет, добавить больше нечего, и подобные усилия губительны. Однако во всем мире, та протяжении многих веков, детей учили быть целеустремленными. «Не трать время зря! Не трать жизнь зря!» Что они имеют в виду? А вот что: «Преврати свою жизнь в банковский счет. Когда ты умрешь, ты должен быть богатым. В этом вся цель». Здесь на Востоке говорят: «Живи богато». А на Западе говорят: «Умри богатым». Это совершенно разные понятия. Тот, кто хочет жить «богато», должен жить здесь и сейчас, не тратя ни единой минуты. Тот же, кто хочет достичь чего-нибудь, тот умрет богатым, но жизнь его будет бедной. Посмотри на богатых: их жизнь очень бедна, ибо они тратят ее на погоню за материальными ценностями; они меняют свою жизнь на деньги, большие дома, большие машины. Их главная цель — поменять жизнь на что-то еще. После их смерти можно будет пересчитать все их добро. Медитирующему нужен нежадный ум, но такой ум возможен лишь при согласии с тем, что никакой цели в жизни нет. Постарайся понять закон космической игры и стань ее частью. Не будь серьезным, ибо игра не может быть серьезной. Даже если она требует от тебя серьезности, то будь игриво серьезным. Тогда сам этот момент и станет богатством. Именно в это самое мгновение обретаешь вечность. Вечность находится не в будущем — она в настоящем, она здесь и сейчас. Поэтому не спрашивай о цели, ее нет. Как это прекрасно, что ее нет. Если бы цель была, то твой Бог стал бы управляющим директором, крупным бизнесменом, промышленником и тому подобное. Зачем попусту тратить время на деловые раздумья? Почему бы не жить играючи, несерьезно, экстатично? Экстаза невозможно достичь, прилагая усилия; экстаз — это образ жизни. Необходимо получать удовольствие от простых вещей, нужно ежесекундно ощущать экстаз. Жизнь предоставляет миллионы причин для радости. Но этого можно не заметить, если преследовать какую-то цель. Если цели нет, то для ощущения блаженства появится множество причин. Цветок, одинокий цветок в саду… Тебе хочется танцевать, если ты не преследуешь цель. Первая вечерняя звезда… Тебе хочется петь, если ты не преследуешь цель. Прелестное лицо… Ты увидишь божественное в нем, если не преследуешь цель. Повсюду тебя окружает божественное; блаженство ниспадает на тебя. Однако только тот сможет увидеть это, кто играет и не преследует никаких целей. Впервые путешествуя по западному побережью США, англичанин завел разговор с американцем. — Послушай, у вас действительно прекрасная страна: красивые женщины, большие города… Но, если позволишь, старина, я скажу откровенно: у вас нет аристократии. — Нет чего ? — Аристократии. — А что это? — спросил сбитый с толку американец. — Как тебе сказать, — ответил англичанин, — люди, которые ничего в жизни не делали; чьи родители ничего в жизни не делали; чьи прародители ничего в жизни не делали — они всегда вели праздный образ жизни. — А-а! — радостно воскликнул американец с просветлевшим лицом. — У нас они тоже есть, но мы называем их бродягами! Известно, что по мере увеличения образованности населения увеличивается количество умалишенных. Сегодня Америка занимает первое место по количеству таких больных. Это вопрос гордости! Ведь это доказательство того, что Америка — самая образованная, самая цивилизованная страна. Американские психиатры утверждают, что если настоящая система организации общества продлится еще сто лет, то в стране будет нелегко найти хоть одного нормального человека. Уже сегодня у трех из каждых четырех человек не все в порядке с психикой. Только в одной Америке три миллиона человек ежедневно консультируются у психиатра! Постепенно количество врачей в стране уменьшается, а количество психиатров увеличивается. Врачи также утверждают, что восемьдесят процентов всех заболеваний человека составляют не болезни тела, а психические расстройства. Эта цифра растет по мере роста образованности нации. Раньше медики утверждали, что умственные патологии составляли сорок процентов всех заболеваний, потом цифра выросла до пятидесяти процентов, а сегодня она достигает восьмидесяти процентов от общего числа всех недугов. Уверен, что через двадцать-двадцать пять лет они будут вынуждены признать, что девяносто девять процентов болезней связаны с психическими расстройствами. Им придется это констатировать, ибо основная нагрузка сегодня ложится на мозг человека. А мозг не выдерживает подобных нагрузок. Человек, которого легко вывести из себя по любому поводу, достаточно его лишь задеть, не представляет опасности, ибо он никогда не аккумулирует столько гнева, чтобы действительно стать опасным. Другое дело тот, кто подавляет свой гнев и сидит как на вулкане — вулкан может взорваться в любой момент. Такой человек либо совершит самоубийство, либо убьет кого-нибудь — третьего не дано. Порнография процветает в мире потому, что существуют запрещающие религии. Порнография существует благодаря священникам, а не «Плейбою». Наоборот, «Плейбой» — это побочный продукт религии. Порнография процветает, потому что секс постоянно подвергается репрессиям, и он ищет выход. Если секс подавлять, то он начнет искать извращенные пути. Он может найти выход в политике; ведь политика — это подавленная сексуальность, ничего более. Поэтому во всех армиях мира секс подавляется. Американские солдаты постоянно попадают в трудные ситуации просто потому, что впервые в истории в армии США был снят запрет на сексуальные контакты. Американские солдаты не могут победить, им уготовано поражение. Что бы они ни делали, куда бы они ни направлялись, они везде будут терпеть поражение, а причина в том, что американский солдат — новый феномен в мире — не озабочен сексуально. Он не смог победить русских, он не смог победить даже вьетнамцев. Несчастные вьетнамцы победили самую великую мировую державу из всех когда-либо существовавших на земле только потому, что подавляемый секс делает человека очень опасным, просто одержимым. Он рвет и мечет, его внутренняя агрессия ищет выход. Неозабоченный сексом человек не стремится убивать. Наоборот, армейские исследования показывают, что по меньшей мере тридцать процентов солдат не воспользовались оружием во время войны. Тридцать процентов — это немало. Тридцать процентов солдат просто идут на передовую, а потом возвращаются в расположение части, так никого и не убив. Как же они могут победить в войне? Они не агрессивны, у них нет желания убивать. Страсть к убийству возникает тогда, когда секс слишком сильно подавляется. Существуют удивительные наблюдения, доказывающие, что процветающая, богатая, сексуально свободная страна может погибнуть от агрессии отсталого, бедного, репрессивного общества. Такой была судьба греческой цивилизации, такой была судьба римской цивилизации, такой станет судьба американской цивилизации. Я нахожу очень странным тот факт, что чем более развита страна, тем легче ее разорить дикарям, а все потому, что они сексуально подавлены. Они более отсталые, более глупы и продолжают слушать своих религиозных вождей. Это случилось на последних Олимпийских играх. В американском секторе тренер Джон Мэк настраивал своего подопечного Майка «Буйвола» Флэмма. «Знаешь, — сказал он, — тебе предстоит схватка с борцом из Грузии, одним из величайших борцов в мире. Но ты все равно сильнее его. Он терроризирует всех одним универсальным приемом — захватом. Стоит сопернику попасть в его объятия, и он обречен. Грузин использовал захваты в двадцати семи поединках, и в каждом соперник признавал себя побежденным в течение уже десяти секунд. Послушай, Буйвол. Ты должен быть предельно осторожным. Ни в коем случае не допускай, чтобы он применил свой коронный прием. Иначе ты пропал». Буйвол внимательно слушал инструкции Мэка, мысленно готовясь к поединку. И вот схватка началась. Первые три минуты не принесли очков ни американцу, ни грузину. Зрители бурно реагировали на происходящее. И вдруг все затихли: Буйвол Флэмм оказался в объятиях соперника. Мэк понял, что матч проигран, и в мрачном настроении покинул зал. Уже оказавшись в коридоре, он все еще слышал приглушенные стоны Флэмма. И вдруг ему показалось, что рухнули стены: такого грохота и рева он не слышал за всю свою долгую спортивную жизнь. Трибуны буквально неистовствовали. Мэк понял, что Буйвол победил, но никак не мог в это поверить. Могло ли произойти невероятное? Минуту спустя в комнату вбежал взволнованный Флэмм. Тренер обнял его и воскликнул: «Черт побери, Буйвол! Не могу поверить, что ты смог вырваться из этих железных лап!» «Он зажал меня в такие тиски, — выдавил из себя Флэмм, — что, ей богу, в жизни я не испытывал подобной боли. Я боялся, что он переломает мне кости. Уже начинал терять сознание. И вдруг, как во сне, увидел перед собой… яйца. В отчаянии я изловчился и укусил их. Ты не поверишь Мэк, на что способен мужик, когда он кусает свои собственные яйца!» Будда Человек наделен огромным потенциалом; ему открыты врата мира будды. Каждый рождается, чтобы быть буддой — хозяином, а не рабом. Но лишь немногие сумели реализовать этот потенциал. Миллионам не удается этого сделать, ибо они абсолютно уверены, что уже достигли своего максимума. Жизнь — это всего лишь возможность для роста, для самореализации, для процветания. Сама по себе жизнь пуста; и только творчество способно наполнить ее содержанием. Ты чувствуешь в сердце песню, которую нужно спеть, танец, который нужно станцевать. Но танец этот невидимый, а песня… даже ты ее еще не слышал. Она спрятана в самой глубине твоей души и ее нужно извлечь на поверхность, озвучить. Вот что я подразумеваю под самоактуализацией. Редко кто сублимирует свою жизнь в рост, в долгое путешествие актуализации, становясь тем, кем его задумала природа. На Востоке мы назвали такого человека Буддой; на Западе его нарекли Христом. Слово христос означает то же самое, что и будда , то есть того, кто вернулся домой. Все мы — скитальцы в поисках дома, но этот поиск мы ведем очень неосознанно, бредем в темноте, не понимая, что мы там ищем, кто мы, куда идем. Подобно облаку, мы плывем туда, куда дует ветер, полностью отдаваясь воле случая. Мы считаем, что так и нужно, ведь миллионы людей вокруг нас делают то же самое, а миллионы не могут ошибаться. Вот в чем заключается твоя логика, и эта логика фундаментально ошибочна: миллионы могут ошибаться. Человек не ошибается очень редко; очень редко он осознает истину. Миллионы живут во лжи и лицемерии. Их жизнь очень поверхностна; они живут на периферии, не догадываясь о существовании центра. А в центре есть все, ведь центр — это царство Божие. Для того чтобы войти в мир будды, нужно, прежде всего, осознать свой неограниченный потенциал, понять, что до сегодняшнего дня ты жил бессознательно, просто растрачивая свою жизнь. Пора становиться осознающим; только так можно достичь просветления. Это совсем не просто. Проще оставаться неосознающим, ведь для этого не требуется умственных усилий. Это под силу любому идиоту; и все идиоты так и живут. Легко все сваливать на случай — тогда ты не несешь никакой ответственности за происходящее. Тогда виноватым может стать кто угодно: мать, отец, родители, судьба, Господь, общество, экономический уклад, государство, церковь… Намного легче постоянно увиливать от ответственности. Быть осознающим — значит переложить всю ответственность на свои плечи. Ответственность — это начало мира будды. Говоря об ответственности, я не имею в виду обычное значение этого слова: обязанность. Я говорю о его настоящем, истинном значении — способности отвечать. Вот что я имею в виду. А это возможно лишь тогда, когда ты осознаешь происходящее. Спящий не может адекватно реагировать. Птицы поют, но ты их не слышишь; цветы распустились, но ты не видишь их красоты, не видишь их жизнерадостного танца, не чувствуешь их аромата. Быть ответственным — значит быть осознающим. Быть ответственным — значит быть заботливым. Необходимо максимально осознавать свои действия. Даже в мелочах, в привычных ситуациях — во время прогулки на улице, во время еды или принятия душа — нельзя допускать машинальности. Действуй с полным осознанием происходящего. Постепенно твои действия начнут озаряться светом; они начнут накапливаться внутри тебя, пока не произойдет… взрыв. Семя лопнуло, потенциал раскрылся. Ты уже больше не семя, ты — цветок лотоса, золотой лотос, лотос с тысячью лепестков. Это время великого благословения; Будда называл его нирваной. Появился просветленный человек. Больше нечего достигать, некуда двигаться. Можно отдохнуть, расслабиться — путешествие окончено. В этот момент рождается безграничная радость, всепоглощающий экстаз. Но нужно начинать с самого начала. Запад дал миру Аристотеля, Ницше, Хайдеггера, Камю, Бердяева, Марселя и Сартра. В состоянии ли он сам породить будд или для этого необходимо единение с восточным сознанием? Сознание будды не принадлежит ни Западу, ни Востоку. Оно не имеет отношения к географии или истории, оно не имеет отношения к уму как таковому. Ум может быть восточным, западным, индийским, китайским, японским, немецким, но глубинное чистое сознание просто напоминает чистое небо — его невозможно идентифицировать с чем-то, ибо оно необусловлено, не засорено предрассудками. Что такое Восток и что такое Запад? Это все предрассудки, разного рода предрассудки. Кто такой индус и кто такой еврей? Это различные виды обусловленности. Это названия болезней. Здоровье не принадлежит ни Западу, ни Востоку. Не успеет ребенок родиться, как он фазу попадает в кабалу обусловленности. Это происходит очень тонко, очень незаметно. Прямо или косвенно, мы начинаем облекать ребенка в какую-то форму. Он будет говорить на определенном языке, а каждый язык имеет свои мыслительные структуры, каждый язык имеет свои уникальные черты. Поэтому иногда невозможно сделать перевод с одного языка на другой, в другом языке можно даже не найти соответствующего слова; возможно, в другом языке реальность передается совсем по-иному. Жизнь многогранна; но люди смотрят на нее однобоко, а ведь ее можно видеть во всем многообразии. Ребенок начинает впитывать атмосферу семьи, школы, церкви; на него влияет авторитет священника, родителей. Все это проходит незаметно. Постепенно небо сознания закрывается, остается лишь небольшой проем, окошко. Это окошко может быть индийским, английским, американским. Оно может быть индуистским, джайнским, буддистским. Оно может быть Восточным или Западным. Реализовать буддовость — значит восстановить сознание детства. Эта нетронутая чистота, это истинное лицо, лишенное каких-либо масок, эта наивность и есть мир будды. Поэтому он не может быть Восточным или Западным; он трансцендентальный. … Каждый ребенок вырастает в семье. Это обязательное условие, без этого невозможно — должна быть какая-нибудь семья. Даже если это будет коммуна, киббуц, то все равно там будут свои ограничения. Невозможно вырастить ребенка, не ухаживая за ним, не заботясь о нем. Без этого нельзя, иначе он погибнет. За ребенком нужно ухаживать, но он должен чем-то отплатить. Это совсем непросто, это сложно. Ребенку нужно постоянно приспосабливаться под стандарты семьи, ибо семья «права», отец «прав», мать «права». Они — сильные люди, а ребенок беззащитен. Он не может не зависеть от них, он обязан уважать их, следовать за ними. Дело не в том, правильно это или нет; ребенок должен стать тенью, имитатором. Вот в чем суть индуизма, христианства, вот в чем суть западного или восточного ума. Все происходит очень незаметно; ребенок может об этом даже не догадываться, ведь на это уходят годы. Вода камень точит: капля за каплей, капля за каплей — камень разрушается и исчезает. Ребенок вынужден всячески приспосабливаться. Из-за этого он становится лживым, фальшивым, ненадежным; он предает свою истинную сущность. Сегодня психологи утверждают, что если ребенок глуп, то в этом его вины нет, ибо ни один ребенок не рождается глупцом. Возможно, в этом виновато все окружение, семья, к которой ему приходилось приспосабливаться. Если отец слишком умен, то ребенку для сохранения баланса приходится вести себя глупо. Если же ребенок ведет себя разумно, то глубоко внутри отец чувствует дискомфорт. Он терпеть не может умных детей, он не выносит никого, кто умнее его самого. Он заставит ребенка чувствовать свою неполноценность, независимо от того, что тот говорит. И ребенок учится притворяться дураком, ведь дуракам все сходит с рук; так намного легче. Отец может сделать вид, что он сердится, но глубоко внутри он будет доволен. Ему нравится быть среди дураков, ведь среди них он будет самым умным. Этот трюк веками применяли и женщины: никогда не стремись быть умнее мужа, ему это не понравится. Дело не в том, что они неразумны, в этом они не уступают мужчинам. Однако им пришлось приспосабливаться. Задумывался ли ты о том, что рядом с умной женой муж чувствует себя не в своей тарелке? Ни один мужчина не захочет жениться на более умной, более знаменитой женщине, чем он сам. Есть еще и менее значительные причины: никто не захочет жениться на женщине выше себя ростом. Возможно, именно поэтому женщины решили, что и на биологическом уровне им также не стоит сильно расти — в этом кроется и психологическая причина — иначе они не смогут выйти замуж. Слишком умная женщина тоже не найдет мужа. Женщина вынуждена притворяться, что она наивна, как ребенок. Тогда муж будет с удовольствием осознавать, что он — опора в семье. Ребенок попадает в устоявшуюся атмосферу семьи. Там все уже есть; ему нужно вписаться в нее, подогнать себя под ее стандарты. Ему нельзя оставаться самим собой, ибо в этом случае у него всегда будут проблемы, он будет испытывать чувство вины. Ему нужно приспособиться — во что бы то ни стало. Выживание стоит на первом месте, а все остальное — второстепенно. Итак, чтобы выжить, каждому ребенку необходимо приспосабливаться к семье, к родителям, к географии, к истории, к причудам окружающих, ко всем предрассудкам, суевериям и глупым традициям. К тому времени, когда ты начнешь что-то понимать либо станешь хоть немного независимым, ты обнаружишь, что ты уже настолько сильно обусловлен и эта обусловленность так глубоко проникла в кровь и плоть, что избавиться от нее уже невозможно. Что есть буддовость? Буддовость — это освобождение от условностей… Будда — это тот, кто живет как одно целое, одно органичное целое. Сознание будды — это трансцендентальное сознание. Оно никак не связано ни с Востоком, ни с Западом. Каковы характерные черты просветленного человека? Просветленный человек — тот, у которого в жизни уже нет вопросов, все уже решено. Просветленный человек — тот, кто постоянно находится в состоянии спокойствия, мира и удовлетворения, независимо от того, что происходит снаружи: успех или неудача, боль или удовольствие, рождение или смерть. Просветленный человек достиг того, что под силу любому, нужно лишь попробовать. Двадцать четыре часа в сутки он полон света, радости, экстаза. Он почти похож на пьяного; он опьянен Божественным. Его жизнь — это песня, его жизнь — это танец, его жизнь — это радость. Его присутствие — это благословение. Чтобы познать его, нужно быть рядом с ним. За ним нельзя наблюдать издалека, к нему нужно подойти поближе, войти в его личное пространство, присоединиться к его каравану, взять его за руку. Нужно напитываться им, нужно позволить ему проникнуть в самое сердце. Не пытайтесь узнать его по внешним признакам; мы говорим о внутреннем мире… Хотя можно дать небольшую подсказку. Рядом с просветленным чувствуется какая-то магнетическая сила, неудержимое влечение, харизматический вихрь. Ты побоишься подойти поближе. Опасно подходить к просветленному, ибо потом будет невозможно оторваться от него. Близкий контакт связан с риском. И рискнуть здесь смогут лишь игроки, но не бизнесмены. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|