|
||||
|
Глава 6 Предметы домашнего обихода и личные вещи Описанные выше дома и гробницы принадлежали людям, которые могли позволить себе приобретать предметы роскоши. Вполне естественно, что состоятельные люди оставляли потомкам более монументальные свидетельства своей жизни и смерти, чем бедняки, – это особенно справедливо в отношении этрусков, у которых отмечалось сильное межклассовое расслоение. Мы больше знаем о жизни богатых этрусков, поскольку именно в их гробницах была найдена большая часть предметов, о которых пойдет речь в этой главе. На протяжении столетий эти предметы свидетельствовали о хорошем вкусе этрусской знати, которая не только собирала экзотические изделия, но и выказывала большое уважение к работам греческих ремесленников, изделия которых, в свою очередь, служили стимулом для этрусских мастеров. Керамика Мы уже упоминали несколько типов греческой керамики, которая была предметом торговли и служила источником вдохновения для этрусских мастеров прикладного искусства, нередко копировавших формы греческих изделий. Изучение керамики является одной из фундаментальных дисциплин археологии: в отличие от других материалов гончарные изделия хотя и хрупки, но нетленны, поэтому их чаще всего находят при археологических раскопках. Более того, стремительное изменение художественных стилей, формы и техники работы превращают керамику в важное мерило хронологии, в то же время она служит источником эстетического познания. Для разных целей этруски использовали различные типы сосудов, поэтому лучше всего будет начать со знакомства с ними и рассказа об их использовании (рис. 22). Маленькие арибаллы и алабастроны с их узкими горлышками использовались для хранения парфюмерии и туалетных масел. Скифосы, килики, канфаросы и ритоны, а также некоторые другие сосуды служили чашами для питья. Ойнохоя, самая обычная форма кувшина, часто использовалась для подачи вина и делалась в разных формах с круглыми или треугольными носиками. Гидрия – сосуд для воды с высокой ручкой и двумя ручками для переноски на корпусе кувшина. Амфора – это общий термин, обозначающий сосуды для хранения и перевозки чего-либо, кроме того, амфоры служили графинами для вина. Кратер использовался для смешивания воды и вина во время трапезы и, хотя он изготавливался в разных формах, всегда имел широкую горловину. В пифосе хранили жидкости, зерно и прочую пищу. Наконец, фиала служила для совершения возлияний. Формы всех этих сосудов менялись на протяжении столетий, равно как и техника их изготовления и художественные стили. На страницах этой книги в основном будет рассматриваться керамика высокого стиля, но следует помнить, что в ходу были и сосуды более грубой работы и что гончарные изделия использовались для множества различных целей: как мотовила, грузы, ящики, блюда, чаши для омовения, подставки, ступы, жаровни, скамеечки для ног, а также как крышки для колодцев. Рис. 22. Формы сосудов и их названия, масштаб и хронология не соблюдены. Виллановианцы делали свои гончарные изделия из материала, часто называемого импасто, – этот не совсем корректный термин использовался для описания италийских сосудов из глины с примесью, часто обжигаемой до коричневого или черного цвета. В течение VIII века до н. э., однако, виллановианцы начали копировать импортируемую греческую геометрическую керамику, имитируя светлую основу и используя для украшения сосудов красную или коричневую краску, а орнаменты заимствуя у греков. Затем появились и новые формы, среди которых были копии греческих кубков, ойнохои и кратеры; все формы сосудов ассоциировались с сосудами для винопития. В некоторых гончарных изделиях чувствуется эвбейское влияние, – вероятно, около 700 года до н. э. в Этрурии работали греческие гончары, прибывшие из поселений на Искье или из Кум. В это время начала импортироваться коринфская керамика, постепенно местные гончарные изделия испытали на себе влияние ориентализирующих мотивов протокоринфского стиля. Примером смешения местных форм с чужеземными может служить причудливый сосуд из Нарче, что на территории фалисков (близ современной Калькаты) (рис. 23). В основе формы – виллановианская урна, а роспись представляет собой «финикийскую» пальметту, случайно нарисованную перевернутой, а также изображение животных. Животные, а также птицы, мифические чудовища и человеческие фигуры появляются и на сосудах импасто. Утонченный тип этого местного сосуда продолжали изготавливать и в VII веке до н. э., копируя традиционные виллановианские формы или греческие (рис. 24,а, два сосуда справа). Рис. 23. Раскрашенная урна из Нарче. Музей Пенсильванского университета, Филадельфия. Примерно в середине VII века до н. э. в Этрурии появились настоящие изделия буккеро. Это название было дано характерному глянцевому черному изделию – основной специализации этрусков. Ранняя керамика буккеро была тонкостенной и часто украшалась насечками – линиями и точками в традиции описанного выше импасто, но с включением ориентализирующих мотивов и иногда с нацарапанным алфавитом (рис. 24,б, три сосуда слева). Формы этого типа гончарных изделий весьма различны. В этот период ремесленники Этрурии искали источники вдохновения в самых различных предметах. Гончары не были исключением, они следовали не только традициям местной и импортируемой керамики, но и копировали изделия из кости и металла. Также использовалось декорирование сосудов с помощью штампа, позволявшего получать повторяющийся орнамент. Излюбленным мотивом была процессия животных или людей, этот стиль также встречается в грубой керамике пифосов и жаровнях того периода (рис. 25,а). Во второй половине VI века до н. э. стал пользоваться популярностью тип керамики буккеро. Этот стиль имел много общего с современными изделиями из бронзы, но нередко был перегружен украшениями и исчез уже к V веку до н. э. (рис. 25,б). Рис. 24. а – амфора импасто в виллановианской традиции и скифос; б – тонкостенные чаши буккеро и ойнохоя. Рис. 25. а – кувшин буккеро с лепным и штампованным декорированием; б – тяжелая ойнохоя. Мы уже упоминали, что гончары Этрурии заимствовали внешний облик у импортируемой коринфской керамики. Они копировали и сам материал. Ранние копии более похожи на оригинал, с течением времени мастера перестали добиваться полного сходства, изделия стали менее проработанными. Формы, как правило, имитировали коринфские модели с фигурами животных и мифологическими сценами, окрашенными в черный цвет с вкраплениями белого и пурпурного на темном и светлом фоне. В более поздних изделиях для прорисовки деталей использовались насечки. До VI века керамика ввозилась в основном из Коринфа, но к середине столетия эта монополия была нарушена импортом из Аттики. Впоследствии афинские стили оказали значительное, хотя и не исключительное влияние на этрусскую чернофигурную керамику. Так называемая Понтийская группа, возможно изготавливаемая в Вульчи, представляет собой прекрасные чернофигурные сосуды с яркими вкраплениями красного и других цветов, излюбленной формой была аттическая амфора, не забывали и про керамику буккеро. Вопрос происхождения этой школы является спорным, однако даже если ремесленники были не этрусками, а греками, керамика изготавливалась в Этрурии и по вкусу этрусков, хотя нельзя отрицать, что аттическое влияние было довольно значительным, чуть слабее было влияние Коринфа и Ионии. С другой стороны, ученые сходятся во мнении, что ремесленник, расписывавший гидрии, большая часть которых была найдена в Черветери, был ионийским греком, возможно бежавшим с родины в Этрурию. Эти гидрии представляют собой сосуды великолепных пропорций, окрашенные в черный цвет с вкраплениями белого и красного. Нижний бордюр расписан орнаментом плюща, иногда перемежающегося с лотосом и пальметтой, а основную часть сосуда занимают мифологические сцены. Происхождение халкидских гончарных изделий окончательно не установлено. Эта прекрасная чернофигурная керамика была найдена только в Западном Средиземноморье, в основном в халкидских колониях и в Этрурии. Поскольку надписи на сосудах были халкидскими, в качестве места изготовления были предложены Реджио и Кумы, может быть также, что это работа халкидских мастеров, живших в Этрурии. Тем временем в Этрурию по-прежнему ввозилась аттическая керамика. Некоторые афинские мастерские даже изготовляли сосуды специально для этрусского рынка, например амфоры гончара Никостенеса, которые делались и расписывались в Афинах, но форма явно копировала этрусскую керамику буккеро. На сосудах в основном изображались грациозные животные или атлетические человеческие фигуры. Роспись выполнена с исключительным мастерством. В качестве примера можно привести чернофигурную амфору, роспись которой передает всю живость гонки колесниц, спортивных состязаний, акробатики, танцев, борьбы. Подобно другим культурным проявлениям V века до н. э., этрусская роспись сосудов отставала от греческой, чернофигурная керамика продолжала производиться в Этрурии, когда греки уже оставили ее ради краснофигурной техники. В этой форме росписи сначала обводились контуры фигур, добавлялись некоторые внутренние детали, а затем заполнялся фон, так что на готовом изделии красные (оранжевые) фигуры выделялись на черном фоне. Техника позволяла использовать новый диапазон рисунка, и с первой половины V века до н. э. появляется ряд этрусских копий греческих краснофигурных сосудов, которые, как современные стенные росписи, показывают умение хорошо разбираться в новом стиле рисования, но который всегда выполнен красной краской поверх черной основы. Рис. 26. Посеребренный чашевидный кратер и кратер с волютами из района близ озера Больсена (Вольсинии). Настоящая краснофигурная керамика появилась в Этрурии во второй половине V века до н. э., когда сосуды представляли собой точные копии аттических оригиналов, а уже в IV столетии до н. э. несколько этрусских городов производили краснофигурную керамику, на этот раз отражающую влияние южноиталийских школ. Самым ранним центром гончарного дела был, вероятно, Вульчи, а приблизительно в 400 году до н. э. производство керамики началось в Чивита-Кастеллана; работа здешних мастеров отличалась особенным изяществом. В этот период вазопись демонстрирует новый уровень мастерства. Среди излюбленных изображений – мифологические эпизоды, сцены прощания с умершими, часто с участием демонов. На скифосе, расписанном в Чивита-Кастеллана ближе к концу IV века до н. э., изображена сцена, в которой мужчина прощается со своей умершей супругой, рядом стоит демон, готовый увести ее в загробный мир; ручки этого сосуда обрамлены прекрасными пальметтами. Менее изысканные краснофигурные сосуды производились в северной Этрурии, возможно, в Кьюзи и определенно в Вольтерре. Эти гончарные изделия представляли собой сосуды в форме человеческих голов или в виде птиц. На юге, в Чивита-Кастеллана, а затем в Черветери изготавливались серии блюд, главным украшением которых было изображение женской головки. Этот тип изделий продолжал производиться и в III столетии до н. э. и был одним из последних краснофигурных изделий Этрурии. Расписанная керамика продолжала производиться в III и даже во II веках до н. э.; иногда для росписи сосудов использовалось несколько цветов, но стиль постепенно склонялся к так называемой черной керамике. Такая керамика, покрытая однородной черной краской, часто имитировала сосуды из металла; этот тип был хорошо известен в Кампании. В регионе вокруг озера Больсена нередко обнаруживаются посеребренные сосуды, часто довольно изысканной формы и декорированные горельефами (рис. 26). Эти изделия датируются эллинистическим периодом и являются одними из последних типов местной керамики в Этрурии. Наконец, стоит упомянуть гончарные изделия, ставшие поистине знаменитыми. В I веке до н. э. гончары из Ареццо начали производить знаменитую арретинскую керамику, ставшую излюбленным предметом сервировки на римском столе в последующие столетия. Изделия из бронзы Этрусские предметы домашнего обихода из бронзы были хорошо известны в античном мире, греки даже признавали, что этруски превзошли их в этом ремесле. Критий, один из тридцати афинских тиранов, живший в конце V века до н. э., утверждал, что не только этрусские золотые чаши являются лучшими, но «также и бронзовые изделия разного рода, предназначенные для украшения дома и повседневного обихода», а Ферекрат, греческий поэт V века до н. э., писал: «а подставка для светильника была этрусской… ибо этруски были искусными ремесленниками». В работе с бронзой этруски действительно достигли высокого уровня мастерства. Они ценили красоту материала, создавая самый широкий спектр бронзовых изделий. Возможно даже, что некоторые из предметов домашнего обихода коллекционировались подобно этрусским статуэткам, за которыми римляне охотились так же рьяно, как и наши современники. Бронзовые сосуды, в особенности те, что использовались для вина, часто копировали греческие формы и походили на свои глиняные прототипы. На стенах гробницы Львицы в Тарквинии можно увидеть изображения этих сосудов, например огромного кратера, там же было обнаружено множество собственно сосудов – амфор, кратеров, гидрий и ойнохой, украшенных литыми бронзовыми фигурками, наподобие обнаженного юноши, фигурка которого служит ойнохое ручкой (рис. 27,a). Из бронзы же делали черпаки и сита, их также можно увидеть на фресках, их держат мальчики, прислуживающие пирующим (рис. 27,a,a). Черпаки делались самого разного размера и предназначались для отмеривания воды и вина. Некоторые изделия украшены барельефами, а концы изогнутых ручек часто имеют форму птичьих голов или животных. Сита встречаются как простые, так и представляющие собой небольшие произведения искусства с прекрасными литыми ручками. Рис. 27. а – бронзовая ойнохоя, возможно из Вульчи; б – бронзовый черпак; в – бронзовое сито. Выше уже упоминались некоторые предметы обихода из бронзы. Для освещения дома этруски использовали сальные свечи и масляные светильники. Высокий канделябр, иногда достигавший полутора метра, стоял на трех ножках и часто украшался человеческими фигурками. Свечи держались на горизонтальных стержнях. Меньшие по размеру канделябры ставились на столы и украшались у основания фигурой человека или животного. Интересный, хотя и несколько эксцентричный пример фантазии этрусских мастеров – маленький канделябр, поднимающийся из плеч обнаженного мальчика-слуги, держащего ойнохою (рис. 28,a). Фитиль в масляных светильниках пропускался через носик; вместе с этими светильниками были найдены щипчики для регулирования фитилей. Светильники были самыми разными – от самых простых с одним фитилем до более сложных, примером чего может служить великолепный бронзовый светильник из Кортоны с шестнадцатью носиками, который подвешивался к потолку. Рис. 28. а – бронзовый настольный канделябр. Археологический музей Болоньи; б – бронзовая жаровня для воскурения благовоний. Археологический музей Тарквинии. Сохранилось также большое количество жаровен для благовоний (рис. 28, б). Одну из разновидностей этих жаровен с панелями между ножек можно увидеть на голове девушки, изображенной в гробнице Жонглеров, или на столе в настенной росписи из гробницы Голини. Жаровни для древесного угля, используемые для обогрева дома, делались из бронзы и терракоты. Некоторые жаровни – прямоугольные и установлены на колесики, другие – круглые, с ручками для переноски. К жаровне прилагались кочерга, ручка которой часто имела форму человеческой головы, и щипцы. Встречаются также совки с прекрасными литыми ручками, которые могли использоваться для собирания горячего угля. Вертелы для жарки мяса были железными и бронзовыми, как те, что были найдены в гробнице Монтелеоне вместе с железными подставками для дров и маленькой решеткой, которая, вероятно, использовалась для приготовления пищи над углями (рис. 29). Среди прочей бронзовой утвари есть крюки для мяса, переносные подсвечники, тазы и кувшины, треножники для котлов, чаши для возлияний с прекрасными литыми ручками, подставки для подвешивания светильников или сосудов, а также подставки для игры коттабос. Рис. 29. Железные вертелы, подставки для дров и решетка из Монтелеоне. Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Особую категорию составляли бронзовые изделия, представлявшие собой предметы женского туалета. Одними из самых известных изделий этрусских мастеров были ручные зеркальца. Некоторые из них снабжены откидными ящичками, украшены горельефами; диски крепились к литым ручкам или рукояткам, оправленным в резную слоновую кость. Одну поверхность диска тщательно полировали, а обратную сторону украшали барельефами или гравировкой. Многочисленные надписи на этрусских зеркалах оказались ценным источником информации как для специалистов по эпиграфике, так и для лингвистов. Сюжеты изображений чрезвычайно разнообразны: от эпизодов из греческой мифологии и этрусских преданий до серьезных и не очень событий из повседневной жизни, заслуживающих особого внимания. Мы видим женщин, купающихся в большой ванне, установленной на возвышении, иногда рядом изображался сосуд для воды, гидрия, или сосуд с маслом и прочие предметы туалета. Женщины укладывают волосы или надевают драгоценности, доставаемые из шкатулок. Зеркало IV века до н. э. показывает Туран (этрусское имя Венеры) за туалетом. Туран облачена в богатые одежды по моде того времени и, конечно, драгоценности, она сидит на роскошной подушке, водруженной на высокое кресло с точеными ножками. Богиня смотрится в зеркало, которое держит один крылатый помощник, а другой стоит рядом с ней с алабастроном (сосудом для благовоний) в одной руке и парфюмерным стержнем в другой. Эти длинные изящные стержни погружали в узкие сосуды с ароматическими веществами, которые не всегда были жидкими (рис. 30,а). Столь же изящными выглядят некоторые стригилы – этими лопаточками счищали с тела грязь и масло после спортивных состязаний. Ручка бронзовой лопаточки отлита в виде фигурки девушки со стригилом в руках (рис. 30,б). Рис. 30. а – бронзовый парфюмерный стержень. Художественная галерея Уолтерса, Балтимор; б – бронзовый стригил. Британский музей. Цисты, или шкатулки с литыми ручками и ножками, представляют собой настоящие произведения искусства. Как и зеркала, большая часть шкатулок делалась в Палестрине. Некоторые из них прямоугольные по форме, другие – овальные с откидывающимися крышками, но большая часть цилиндрические. Они предназначались для хранения личных вещей, таких, например, как женские туалетные принадлежности. На это указывает ручка на крышке шкатулки, выполненная в виде фигурок мужчины и женщины; женщина держит алабастрон, а мужчина сосуд для масла и стригил. Рис. 31. а – стеклянный пузырек для парфюмерии, деревянные шкатулки; б – бронзовая фляга для масла. В шкатулках были обнаружены различные предметы туалета. В одной, хранящейся теперь в Бостонском музее изящных искусств, находились сосуды для благовоний из многоцветного стекла, резные деревянные ларчики с отделениями для косметики, лопатка-спатула, гребень и губки (рис. 31,а). Также в гробницах были найдены костяные шпильки для волос, бронзовые пилки для ногтей и сосуды самых причудливых форм для масла (рис. 31,б), а также небольшие золотые и серебряные ларчики. Несомненно, эти восхитительные изделия представляли большую ценность для своих хозяев и иногда передавались детям. На одной из цист, сделанной в Риме, но в соответствии с этрусскими традициями, есть надпись на древнем латинском, которая гласит: «Диндия Маколния подарила меня своей дочери». Другие предметы обихода Самые великолепные предметы в этрусском доме делались из бронзы, к счастью, многие из них дошли до наших дней. Прочие предметы домашней утвари утрачены, поскольку были сделаны из дерева, кожи, лозы, ткани и других подверженных тлению материалов; об их существовании мы узнаем из различного рода изображений. Выше уже упоминалось кресло с высокой округлой спинкой, прототипом которого стало плетеное кресло. Это местное изделие было в обиходе этрусков на протяжении нескольких столетий. Изделия из Кьюзи – стулья со спинками и столы с четырьмя ножками – свидетельствуют о том, что в VII веке до н. э. использовалась и деревянная мебель; судя по всему, в этот период принято было сидеть за столом во время приема пищи. Влияние Восточного Средиземноморья прослеживается в конструкции низкой кровати и высокого трона, покрытых бронзовыми пластинками с гравировкой. Эти предметы мебели были обнаружены в гробнице Реголини-Галасси, датируемой VII веком до н. э. Однако уже к VI веку начали преобладать греческие формы, и впоследствии этрусская мебель копировала почти исключительно эллинские образцы. Часто этруски использовали предметы обстановки по-своему. У греческих женщин не принято было присутствовать на пиршествах, но в Этрурии это было обычным делом, супруги часто трапезничали, возлежа на одном ложе. В качестве такого ложа использовалось греческое ложе-клине, на котором можно было и спать. Это ложе с изголовьем, ножки часто прямоугольные, украшенные насечками и завитками. Ложа часто покрывались толстыми тюфяками, которые были больше и толще греческих, а также подушками, иногда сложенными вдвое. Перед пиршественными ложами ставились низкие столики греческого типа с тремя ножками и нижней полкой, на которую складывались блюда. В течение VI века до н. э. появляется много разновидностей складных стульчиков: одни с резными ножками в виде фигурок животных, другие украшены костяными пластинками. В гробницах были обнаружены бронзовые стержни и четыре гнезда для ножек. Судя по всему, этруски нечасто пользовались стульями с высокими спинками, хотя такие стулья иногда встречаются на изображениях, например трон, образовывающий часть погребальной урны, найденный близ Кьюзи. В IV веке до н. э. появляются скамеечки для ног и стулья с изящными изогнутыми ножками. Этруски также заимствовали у греков высокие столы с тремя ножками, вырезанными в виде фигурок животных. Эта мебель на рисунках из гробницы Голини уставлена кратерами и ойнохоями. В течение эллинистического периода мебель украшается все более витиевато, становится более вычурной. Предметы обихода из бронзы, кресла, столы и стулья покрываются украшениями. Женщины, присутствовавшие на пиршествах, теперь сидят в креслах или возле ложа супруга. Ложа богато украшены и задрапированы полотном с вышивкой, подушки украшают разноцветные кисточки и бахрома. По современным стандартам и греческие, и этрусские дома были обставлены довольно скудно. Как правило, этруски не имели полок и шкафов, а пользовались ларцами, хранили свои вещи в корзинах или вешали их на крюки или гвозди, вбитые в стены. Настенная роспись в гробнице Рельефов в Черветери, датируемая III веком до н. э., превосходно иллюстрирует эту деталь этрусского интерьера. Гробница высечена в скале, и стены камеры покрыты нишами, вырубленными наподобие лож, на которых лежали умершие, а предметы, словно свисающие с гвоздей в стенах, символизируют принадлежащие покойным вещи. Рис. 32. Интерьер гробницы Рельефов, Черветери. В этой гробнице обрели покой члены семьи Матунас. У дальней стены гробницы (рис. 32) находилось почетное место, возле которого было написано женское имя. Эта ниша была высечена в виде изукрашенного ложа, перед которым стояли низкая скамеечка для ног и пара туфель. Слева находился деревянный ларец с крышкой и замочной скважиной, а стопка аккуратно сложенной ткани на крышке ларца указывала на то, что он предназначался для хранения одежды. На пилястре сверху изображен кувшин и черная чаша. На пилястре справа мы видим яркие разноцветные венки, которыми украшали себя пирующие. На фризе над нишей изображена военная экипировка мужской половины семьи. Здесь мы видим мечи, щиты, шлемы и наголенники, а пара больших бронзовых круглых труб обрамляет дверной проем. На центральных колоннах – целая выставка предметов домашнего обихода, некоторые нам совершенно незнакомы, поскольку до нашего времени не сохранились. На колонне слева изображены деревянный жезл, свисающий с ремня, большой нож, топор, кувшин, моток веревки и, возможно, праща. Справа на той же колонне изображены кожаный мешок с ремнем, изукрашенная чаша для питья, длинный посох с изогнутым концом и предмет, который до сих пор не был точно идентифицирован; есть предположение, что это может быть колыбель или подставка на колесиках. Напротив, на передней панели правой колонны, мы видим черпак, щипцы и чашу, над ними большой поднос, свисающий с крючка. Этот предмет почти наверняка является доской для настольной игры, поскольку на его поверхности видны параллельные линии, а маленький мешочек, должно быть, предназначался для хранения костей или фишек. На примыкающей панели справа мы видим пращу, а рядом с ней предмет, который некоторые считают корзиной, а другие принимают за круглую головку сыра. Справа аккуратно свисают вертелы, рядом деревянная подставка с двумя ножами, а внизу – чаша на треножнике, свободное пространство заполняют животные и птицы. Предметы роскоши и ювелирные изделия Несомненно, этрусская знать любила пышность и великолепие и испытывала удовольствие от демонстрации своих богатств. На протяжении столетий процветания Этрурии аристократы носили ювелирные изделия и приобретали предметы роскоши, изготовленные из стекла, фаянса, янтаря, слоновой кости, драгоценных камней, серебра и золота как импортных, так и сделанных в Этрурии. Виллановианцы в VIII веке до н. э. носили цветные стеклянные бусы, украшения из драгоценных металлов и фаянсовые подвески, привозимые из Восточного Средиземноморья, в то время как местные ремесленники делали в основном традиционные ювелирные украшения. Самые важные местные изделия, неизменные фибулы (пряжки), выпускались в большом ассортименте. Обычно они изготавливались из бронзы, хотя существуют образцы из золота, серебра и железа, считавшиеся редкой ценностью; эти фибулы украшались слоновой костью, янтарем и иногда стеклянными стразами. Исключительное благосостояние Этрурии в течение ориентализирующего периода в VII веке до н. э. вызвало не только приток в регион экзотических товаров, но и чрезвычайно быстрое развитие этрусского ювелирного дела; наладилось и производство предметов роскоши. Гробница Боккориса, датируемая приблизительно 675 годом до н. э., получила свое название благодаря найденному в ней цветному фаянсовому сосуду, украшенному египетскими мотивами, включающими картуш фараона. Серебряные и посеребренные чаши импортировались из Финикии, а выгравированные и отчеканенные на них изображения копировались мастерами Этрурии. В страну ввозилась слоновая кость, обрабатывали которую, судя по всему, ремесленники с Восточного Средиземноморья, работавшие в Этрурии. Среди изделий из кости встречаются шкатулки и кубки, украшенные барельефами или объемными фигурами. Наряду с великолепными изделиями из бронзы импортировались и экзотические товары, о чем свидетельствуют, например, резная раковина тридакна из Красного моря и разукрашенные страусовые яйца, иногда обнаруживаемые вместе с кувшинами из гипса и скарабеями. Ювелирные изделия того периода в основном производились в Этрурии, золотых дел мастера виртуозно имитировали ориентализирующие мотивы. Они использовали гравировку, филигрань и зернение – метод украшения, при котором крошечные сферические крупинки золота припаиваются на поверхность изделия, создавая необходимый рисунок. Ювелирные изделия, которые носили этруски, поражали своей почти варварской пышностью. Примером может служить убранство женщины по имени Лартия, похороненной в одной из камер гробницы Реголини-Галасси. Имя этой женщины было начертано на самых ценных из принадлежавших ей вещей. Усопшая лежала в гробнице с большой золотой пекторалью на груди, украшенной фигурами животных, с золотыми серьгами в ушах, а застежка ее плаща была похожа на те, что можно увидеть на терракотовых фигурах из Черветери. Одна из ее золотых фибул была не менее 31 сантиметра в длину. На одной половине застежки первоначально крепились 52 золотые птицы, украшенные зернением, а на другой половине были вычеканены львы. Среди прочих ювелирных украшений, обнаруженных в этой гробнице, было более двадцати фибул с длинными пластинами, двойное ожерелье из переплетенной золотой проволоки с подвесками, оправленный в золото янтарь, кольца, браслеты и небольшие тонкие золотые пластинки, которые нашивались на одежду. Кроме того, среди украшений, датируемых VII веком до н. э., были булавки, пряжки и ленты для волос. Во время архаического периода ювелирные украшения стали менее вычурными в основном благодаря влиянию греческих стилей того времени. Сохранились, однако, группы италийских фибул с длинной пластиной, украшенной фигуркой животного. Вошли в моду серьги, выполненные в виде крошечных мешочков, а также дискообразные серьги, форма которых была позаимствована у греческого мира. Теперь в ювелирных изделиях часто использовались полудрагоценные камни или цветное стекло. Этруски носили золотые кольца, украшенные либо рельефами, либо гравировкой. В этот же период в Этрурии появились прекрасные геммы, некоторые из них, возможно, являлись работой приезжих греческих ремесленников и использовались скорее не как печати, а как украшения. Среди выдающихся предметов роскоши, созданных в VI веке до н. э., можно назвать несколько предметов, искусно вырезанных из янтаря и слоновой кости, одни из них являются чисто декоративными, другие утилитарны, как, например, отделанные декоративными полосами шкатулки или резные гребни. До нас дошли крошечные бутылочки для парфюмерии, сделанные из цветного стекла и снабженные золотыми подставками, необходимыми, чтобы удерживать сосуды в вертикальном положении. В Этрурии и раньше делались золотые и серебряные чаши и кувшины, копирующие греческие и восточносредиземноморские образцы, но самая великолепная из этрусских золотых чаш, дошедших до нас, украшена зернением и датируется VI веком до н. э. Это, должно быть, одна из тех этрусских золотых чаш, которыми так восхищался Критий. Полые подвески часто играли у этрусков роль амулетов, они носили их либо на ожерельях, либо подвязывали к плечу или спускали на лоб. Подвески эти носили не только взрослые, но также и дети, их надевали даже на животных. Обычай носить золотой медальон (bulla aurea) был позаимствован у Рима, особенно это касалось полководцев, праздновавших победу, и мальчиков из хороших семей, носивших это украшение до достижения совершеннолетия. Сохранилось много булл из Этрурии, некоторые из них – золотые, с великолепной чеканкой, подобно образцам раннего классического периода. В целом этрусские женщины эллинистического периода предпочитали греческие типы ювелирных украшений, это хорошо видно на примере статуи женщины, украшающей саркофаг, датируемый II веком до н. э. На голове у нее тиара, в ушах маленькие серьги с цветными подвесками, на плечах дискообразные застежки, руки украшают браслеты и кольца. Зеркала и стригилы, которыми пользовались этрусские женщины позднего классического и эллинистического периодов для совершения туалета, иногда делались из серебра. Одежда и прически Одежда, которую носили этруски, как правило, шилась из тканого полотна – шерсти или льна, ниспадала свободными складками, как было принято в античном Средиземноморье. Тленный материал, к сожалению, утрачен для нас, но о стиле одежды этрусков упоминается в работах некоторых античных авторов; кроме того, в нашем распоряжении есть этрусские фрески и памятники. В VII веке до н. э. женщины облачались в подпоясанные туники, достигавшие лодыжек, некоторые носили прямоугольные накидки, застегивающиеся на плечах. Волосы заплетались в длинные косы, ниспадавшие на спину. Мужчины были гладко выбриты, носили волосы средней длины и часто изображались в длинных туниках, иногда украшенных рисунком. Памятников VI века до н. э. больше, они показывают, что мода стала ближе к эллинской. Мужчины иногда, следуя греческой традиции, носили лишь набедренные повязки или накидки, обернутые вокруг бедер, – этот обычай сохранялся и в более поздний период, но полностью обнаженными изображались лишь атлеты и мальчики-слуги. Взрослые мужчины носили длинные туники до лодыжек, а мальчики – короткие плотно облегающие тело туники с короткими рукавами, которые могли быть белыми или цветными и иногда украшались каймой. Поверх туник они набрасывали очень короткую накидку, ставшую, по всей видимости, прототипом трабеи, которую носили в Риме жрецы и всадники во время торжеств и церемоний. К VI веку до н. э. накидки этрусков удлинились, теперь они доходили до коленей; похожие одеяния можно увидеть на плакальщиках, изображенных на стене гробницы Авгуров. Этот тип накидки называют тебенна. В этот период мужчины отпускают волосы, завивают их в локоны, носят бороды. Как женщины, так и мужчины носили яркие разноцветные шарфы или шали, покрывавшие руки и плечи или завязанные на талии. Обычный наряд женщин – длинные туники с короткими рукавами, иногда с каймой, а также накидки, некоторые с прорезями для рук. Волосы свободно падали на плечи длинными локонами. Иногда на лбу носили повязку, из-под которой выглядывал аккуратный ряд завитков. Во второй половине VI века женщины заимствовали головной убор, так называемый тутулус, но, как правило, этруски не покрывали голову. Из Ионии в Этрурию пришли сандалии из черной или цветной кожи с загнутыми носками, их носили и мужчины и женщины. Некоторые виды сандалий привязывались к ноге ремешками, другие шнуровались спереди, такие сандалии можно увидеть на фигуре женщины с саркофага из Черветери. Этрусские сандалии были хорошо известны в античном мире; до нас дошли такие сандалии из дерева с бронзовыми подошвами (рис. 33). Рис. 33. Сандалии с бронзовыми подошвами. В ранний классический период мужчины начали коротко стричь волосы, бороды стали редкостью. Тебенна, окрашенная в яркие цвета, стала длиннее, она уже закрывала колени. Яркие накидки носили даже рабы. Женские прически стали короче, теперь они едва прикрывали уши и часто укладывались на шею завитками. На некоторых изображениях мы видим женщин с очень светлыми, вероятно искусственно осветленными волосами. Женщины носили накидки как у мужчин и легкие длинные туники в эллинистическом стиле – часто без рукавов и подпоясанные над талией. Волосы укладывались в элегантные высокие прически, удерживаемые лентами (рис. 31,a). Мужчины по-прежнему носили короткие волосы, бороды практически совсем исчезли. Тебенна стала еще длиннее, почти до лодыжек, и более широкой. На фреске III века до н. э. из гробницы Щитов в Тарквинии музыканты одеты в длинные белые накидки, а одеяния членов семьи Велка украшены черной или красной каймой. В гробнице Франсуа борющиеся воины также одеты в туники с каймой, а Вел Сатис облачен пурпурную тунику. К этому времени этруски стали все больше перенимать римский образ жизни; статуя Оратора уже одета в тогу и в высокую кожаную обувь, крепившуюся четырьмя ремешками; такая обувь являлась предметом одежды римского сенатора. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|