• 1. Каменотесы
  • 2. Рудокопы
  • 3. В мастерских
  • 4. Скульпторы
  • 5. Ювелиры, гранильщики, золотых дел мастера
  • 6. Работа с деревом
  • 7. Обработка кожи
  • 8. Художники и ремесленники
  • 9. Каменщики и другие
  • 10. Хозяева и работники
  • 11. Торговля и деньги
  • Глава VI

    ИСКУССТВА И РЕМЕСЛА

    Конечно же в Египте жили не одни только земледельцы, писцы и жрецы. Если бы это было так, не существовало бы ни пирамид, ни храмов, ни гробниц со скульптурами. Едва ли царевна Хнумит смогла бы возложить на свои прекрасные волосы знаменитую диадему – подлинное чудо ювелирного мастерства. Кто смог бы вырубить из скалы гранитный брус длиной почти сто футов? Кто переправил бы его из Асуана в Фивы? Кто выточил бы из него обелиск, вырезал на нем безупречные иероглифы, водрузил его на основание – и все это за семь месяцев. А ведь египтянам приходилось совершать подобные подвиги практически при каждом новом правителе Нового царства. И все равно писцы смотрели на ремесленников с презрением, как на низшую расу. Пришло время нам кратко познакомиться с их работой и образом жизни. 

    1. Каменотесы

    В двух пустынях по обе стороны Нильской долины египтянам принадлежали огромные запасы камня, который поставлялся зодчим и скульпторам для воплощения их самых грандиозных замыслов, а также ювелирам, создававшим из него чудеса изящества. Месторождения известняка занимали обширную зону между Мемфисом и Иунитом (Гермонтис, современный Армант) к югу от Фив. Самый прочный и белый известняк добывался в каменоломнях Ройа (совр. Тура) неподалеку от горячих источников Хелуана, а также в фиванских горах. Красный кварцит (мери), цветом напоминавший древесину кедра, привозили с Красной горы, владения богини Хатхор, на северо-востоке от Она. При Двенадцатой династии разработка каменоломни шла полным ходом; мы помним, что, смешавшись с толпой работников этой каменоломни, возвращавшихся после работы в свое селение, беглец Синухе сумел покинуть Египет. Особенно интенсивно работа велась при Рамсесе II. Однажды в присутствии самого великого правителя, прибывшего в пустыню Она на границе с владениями Ра, каменотесы нашли гигантский блок, равного которому не видели с начала времен. Недолго думая египтяне решили, что это его величество сотворил его своими лучами. Царь приказал лучшим каменотесам обработать его, и уже через год из блока была сделана колоссальная статуя, названная «Бог Рамсес». Главный управляющий работами получил в награду золото и серебро, остальные работники тоже удостоились разнообразных царских милостей. Царь присутствовал при всех работах, и мастера трудились с двойным усердием. Неподалеку от первой была открыта вторая каменоломня, в которой высекали камень для колоссов храма Птаха в Мемфисе и храмов Птаха и Амона Рамсеса.


    Скульпторы, работающие над колоссом (Дейвис. Гробница Рехмиры)

    Песчаник, хотя и не такой красивый, как из Красной горы, но все же вполне достойного качества, в изобилии добывали в трех южных номах. Район Асуан славился своим гранитом. Гранит трех сортов – розовый, серый и черный – добывали недалеко от города, а также на островах Абу (Элефантина), Сатит и Сенмут. Обелиски, саркофаги, гигантские изваяния Осириса говорят об активных разработках в древних каменоломнях, повсюду можно увидеть следы их деятельности. Этот район гранитных месторождений простирается довольно далеко на юг. А если отправиться из Идахета на запад, через три дня пути уже можно добраться до диоритовых карьеров, заброшенных со времен Среднего царства. Но местность это была настолько дикая и пустынная, добыча камня требовала таких жертв и усилий, что даже правители династии Рамсесидов, которые никогда не имели в своем распоряжении достаточно военнопленных, не решились возобновить здесь работы. Тем более что с гораздо меньшими затратами они могли добывать великолепный камень в Среднем Египте: в Хатнубе, в нескольких часах ходьбы от покинутой столицы Эхнатона, и южнее, в долине Рахену (так называли Вади-Хаммамат при Двенадцатой династии), в трех днях хода от Коптоса. Это алебастр, черный песчаниковый сланец бехен, хорошо поддающийся полировке, а также зеленая и обычная брекчия или конгломерат. Почти во всех древних каменоломнях сохранились ниши с надписями, но обычно они представляют собой списки имен и титулов, и лишь в текстах карьеров из долины Рахену приводятся любопытные подробности.

    Разработки в каменоломнях велись нерегулярно. Если фараону необходим был камень бехен, он снаряжал экспедицию; каждая экспедиция считалась великим достижением, поскольку для нее нужно было привлечь тысячи работников. Всех, однако, превзошел Рамсес IV, который мобилизовал для своей огромной по тем временам экспедиции 9368 человек. Он готовился к ней очень тщательно: обращался к книгам Дома Жизни, послал специальный отряд на разведку. Возглавляли экспедицию тринадцать высших сановников, среди них верховный жрец Амона со своими помощниками и 20 военных писцов. Все они были опытными специалистами, способными решать самые различные проблемы: от чисто технических, таких, как поднять обелиск, поставить колосс высотой пятьдесят пять футов или воздвигнуть помост из необожженного кирпича, до чисто административных, как, например, во время подготовки похода в Сирию. Кроме того, в походе участвовали девяносто с лишним объездчиков лошадей, конюхов и конюших, пятьдесят человек стражи разного ранга и пятьдесят чиновников различных категорий. С удивлением мы видим тут же двести старшин рыбацких артелей; не очень понятно, зачем они понадобились в этой экспедиции, поскольку происходила она в шему, сезон, не подходящий для рыбной ловли. Основную часть экспедиции составляли пять тысяч воинов, две тысячи работников из храмов и восемьсот наемников (аперу). Кроме того, в поход отправились и девятьсот правительственных чиновников, замыкавших шествие. Множество повозок, влекомых быками, сопровождали эту чиновничью армию. Однако настоящих специалистов было среди них сравнительно немного: начальник художников, три начальника каменоломен, сто тридцать каменотесов, два рисовальщика и четыре резчика по камню. Большинство людей использовалось для перетаскивания тяжелых блоков на полозьях и доставки продовольствия. Одна из самых серьезных проблем состояла в том, чтобы прокормить всю эту многотысячную армию среди голой пустыни. Каждому полагалось немного воды, немного пива и немного хлеба, а специалистов и начальников следовало кормить получше, согласно их рангу, и, наконец, необходимо было достойно отблагодарить богов – хозяев россыпей белена, прежде всего Мина, Хора и Исиду; без их благоволения вся экспедиция была обречена на провал. Как выражались египтяне своим образным языком, им предстояло превратить пустыню в цветущий сад, а пыльную дорогу – в полноводный канал. Зато с какой гордостью могли они потом начертать на стеле отчет, где говорилось, что за все время операции не пал ни один осел, никто из людей не страдал от жажды и даже не потерял ни на мгновение присутствия духа. И действительно, на что им было жаловаться, этим странникам в пустыне, если их поили пивом и кормили хлебом, как в праздничные дни в Египте.

    Метод работ в каменоломнях был предельно примитивен. Египтяне не искали жилу в скалах и не вырубали из них блоки нужных размеров. Они находили поблизости уже отбитые блоки, подходившие им для изготовления саркофага, крышки к саркофагу или статуи. Те, кто приходили первыми, брали каменные глыбы поближе к дороге, остальным приходилось карабкаться по склонам и скатывать крупные камни оттуда. При этом многие глыбы разбивались, и вниз летели одни осколки. Смотрителю каменоломни по имени Мери пришла в голову поистине гениальная мысль: построить на склоне специальную наклонную дорогу, чтобы блоки могли соскальзывать по ней. Успех превзошел все ожидания: изобретательному инженеру удалось доставить целых десять статуй длиной около семи футов – поистине беспрецедентное достижение. Чтобы додуматься до этого, понадобилась всего лишь какая-то тысяча лет.

    Египтяне видели во всем происходящем божественное вмешательство, а тут, посреди пустыни, даже самое обыденное событие казалось им чудом. Как-то раз, когда каменотесы бродили вокруг горы бехена в поисках подходящей глыбы для крышки саркофага фараона Небтаира Ментухотепа, перед ними появилась газель – без всяких сомнений, руководимая неким божеством – и вывела их на правильную дорогу. «Тяжелая детенышем газель» посмотрела на людей, но не убегала от них, «пока не дошла до места на великой горе, где лежала крышка саркофага, и на ней она и отелилась. Воины фараона, видевшие это, перерезали ей горло. Они остановились здесь, принесли газель в жертву богам и спустились в долину с миром. Величием могущественного бога, владыки пустынь, ниспослан был этот дар сыну его, Небтаиру, да живет он вечно, дабы ублагостить его, чтобы он жил на своем троне вечно и праздновал без числа годовщин своих».

    Найденный камень спустили, не повредив, на дорогу, уложили на полозья, однако глава экспедиции не мог дать сигнал к отправлению, пока божествам гор бехена, из которых первым был Мин, владыка Коптоса и Ипу, не воздвигли подобающий памятник, тем более что после чуда с газелью случилось другое, не менее удивительное происшествие. Посреди долины нашли квадратную цистерну около десяти локтей в длину. Она была до краев наполнена водой. Египтяне приняли специальные меры, чтобы антилопы не замутили священную воду и кочевники ее не нашли.

    «Ибо воины предыдущих царей проходили мимо и уходили, но ни один глаз ее не замечал, ни одно человеческое лицо не отразилось в ней. Она сама открылась только для его величества… Когда те, кто в Томери, народ рехет (так называли себя жители Египта; точное значение слова неизвестно), которые в Египте, на севере и на юге, услышат об этом, они склонятся лбом до земли. Они признают совершенство его величества вечно и во веки веков».

    По воле его величества «эта стела была воздвигнута в честь Мина, его отца, владыки пустынь на этой священной горе, первородной, первой поставленной на земле восходящего солнца, божественный дворец, давший жизнь Хору, божественное гнездо, где бог радуется, чистое место его веселья в пустынях божественной земли. Чтобы ка его был удовлетворен, а бог восхитился в сердце своем, правя с великого трона, который выше других тронов, чтобы воздвигли памятники совершенному богу, властителю радости, страшному во гневе, великому любовью, наследнику Хора в его Обеих землях, воспитанному Исидой, божественной матерью Мина, великой волшебницей в царстве Хора Обоих берегов. Поставлена эта стела царем Юга и Севера Небтаира, живущим вечно, подобно Ра».

    Он говорит: «Мое величество повелел Аменемхету, наследному царевичу и визирю, начальнику работ, радующему сердце царя, выступить с войском в 10 000 человек из южных номов, начиная с Уабута (ном Оксиринхус), чтобы доставить ему достойный блок, драгоценный камень, самый чистый, который есть на этой горе, укрепленный богом Мином, для его саркофага, напоминающего о вечности больше, чем все памятники в храмах Верхнего Египта; предпринят этот поход царя, владыки Обеих земель, чтобы доставить ему из пустынь отца его Мина то, что вожделеет сердце его».

    Через двадцать два дня экспедиция тронулась в обратный путь, волоча на полозьях превосходный блок около двадцати футов длиной, шести футов шириной и трех футов толщиной. Перед этим были принесены в жертву быки и антилопы и воскурены благовонные смолы во славу благосклонного бога.

    Египтяне не любили излишне нагружать себя работой и всегда по возможности добывали камень именно этим методом. Похоже, они склонны были полагать, что блок песчаника, который выше любого обелиска, найденного в каменоломнях Красной горы, также был даром богини Хатхор. Однако, если другого выхода не были, они выдалбливали в скале галерею, чтобы добыть камень. Высекая гробницы в фиванских горах, египтяне достигали сразу двух целей: они создавали «вечные пристанища» для своих мертвых и добывали каменные блоки для живых. Многие каменотесы и резчики были либо военнопленными, либо осужденными преступниками, хотя нам точно известно, что свободные египтяне тоже занимались этим делом. Так или иначе, во времена последних Рамсесидов, когда страну раздирали надвое кровавые междоусобные войны, они разбили свои цепи и, присоединившись к врагам Амона, рассеялись по всей стране, грабя, убивая и совершая ужасные святотатства. Едва ли это указывает на то, что прежде они были довольны своей участью.

    2. Рудокопы

    В пустыне между Нилом и Красным морем египтяне имели множество богатых золотых рудников. Особо стоит отметить три места. В древних текстах, в том числе в папирусе Харриса, не раз упоминается золото Коптоса; речь здесь идет о золоте, которое находили в горах бехена. Природные условия соединились таким благоприятным образом, что золотые рудники и каменоломни, в которых добывался камень, столь необходимый скульпторам (и не только им – бехен активно использовался в качестве точильного камня), оказались расположены недалеко от источника воды, в точке соединения нескольких дорог через пустыню, равноудаленной от Нила и от моря. Этот район регулярно посещали смотрители золотых рудников Коптоса, начальники охотничьих отрядов, посланные на ловлю страусов, зайцев и газелей, и солдаты из Коптоса, отвечавшие за безопасность экспедиций, пересекавших пустыню с грузом драгоценных металлов.

    Другие, более древние рудоносные районы были одарены природой менее щедро, чем «горы бехена». Однажды царь Сети I, подробно изучавший пустыню, пожелал осмотреть рудники, откуда ему доставляли золото. Он отправился из Эдфу, обследовал каналы, пересекавшие этот район, и прервал свой путь, чтобы поразмыслить над следующей проблемой: «Как изнурительна дорога без воды! Как можно идти по ней, если горло пересохло? Кто утолит жажду путника? Низина далеко, пустыня обширна. Жаждущий человек на холмах стенает. Как помочь ему? Я найду средство, чтобы люди жили, и они будут благодарить бога моим именем во все грядущие годы. Будущие поколения станут славить меня за мои дела, ибо я провидец, обращающий лик свой к путнику».

    Высказав эти соображения, царь направился в пустыню в поисках места для колодца. Бог направлял его шаги, и вскоре каменотесы приказали копать колодец в горах, чтобы он мог утолить жажду измученного путника и освежить его, опаленного летним зноем. Попытка эта вполне удалась, поэтому на царской стеле мы сегодня можем прочитать следующий текст: «О, бог внял моим мольбам! Он ниспослал мне воду в горах. Дорога, которая была опасной с начала времен, в мое царствование стала благоприятной».

    Но это было только начало. Царь намеревался основать настоящий город с громким именем «Менмаатра, дающий воду, как два неиссякающих источника Элефантина» (речь идет о пещерах, которые Геродот называет Крофи и Мофи, легендарные источники Нила). Поскольку город немыслим без храма, управителю царских работ было поручено воздвигнуть храм. Каменотесы некрополя принялись за дело, и вскоре у подножия горы появился маленький, изящный храм, который красотой своих статуй и надписей не уступал другим памятникам той эпохи. В нем поклонялись одновременно многим богам: Амону, Ра, Осирису, Хору и «девяти богам, в храме сем обитающим», в число которых входил сам царь. Сети прибыл на открытие храма и обратился к своим предкам-богам с такой молитвой: «Слава вам, всемогущие боги, сотворившие небо и землю по своему разумению, взирающие на меня с благоволением и продлившие имя мое на все времена. Ибо я глубоко предан вам, я забочусь о том, что вы любите. Счастлив тот, кто внемлет словам бога, ибо замыслам его суждено исполниться. Да будет все совершено по воле вашей, потому что вы всемогущи. Я отдал жизнь мою и мои силы вам, изыскивая в вас благо себе. Сделайте так, чтобы памятники мои навечно остались для меня и мое имя продолжало жить в них!» Благодарные рудокопы не уставали восхвалять фараона, который указал, где копать колодец, приказал соорудить водоем и построить храм, угодный богам. Они без устали повторяли: «Амон, ниспошли ему вечность, умножь годы его жизни! О боги, пребывающие в источнике, передайте ему ваше долголетие, ибо он открыл нам дорогу, которая была для нас закрыта. Мы идем по ней, и нам хорошо. Когда достигаем источника, он возвращает нам жизнь. Дорога, что была непроходима для нас, стала хорошей дорогой. Благодаря нашему царю путь золота стал прям, как взгляд сокола».

    Рудники отдали во владение храму. Все золото, добытое в них, следовало передавать храму и лишь оттуда перевозить в царскую сокровищницу. Для охраны храма и его служителей был выделен отряд лучников. Другие золотоискатели, бродившие по пустыне, лучники или стражники не имели права менять порядки, установленные царем. Никто не имел права уводить для какой бы то ни было работы людей, добывавших золото для храма, а тем более прикасаться к золоту, считавшемуся «плотью богов». Будущие властители обязаны считаться с волей Сети I, и тогда делам их будут благоволить боги Амон, Хорахти и Птах Татенен. «Они будут управлять землями милостиво. Они будут властвовать над пустыней и Землей Лука. Их ка будут вечными. Они накормят всех, кто есть на земле… Но горе всем им, будь то цари или чернь, кто останется глух к моим словам! Осирис покарает их, Исида будет преследовать жен их, а Хор – детей их с помощью всех вождей Та-Джесер [некрополя], которые и приведут в исполнение праведный суд».

    Положение царских рудокопов в Нубии было куда тяжелее. Вот перед вами цитата: «В стране Икаита [восточнее второго нильского порога] много золота, но из-за отсутствия воды путь к нему очень труден. Из всех, кто шел туда мыть золото, лишь половина дошла до места, остальные же погибли от жажды, как и их ослы, которых они гнали перед собой. У них не хватало воды для питья, и не было у них сил ни идти вперед, ни вернуться, когда вся вода в их кожаных бутылях вышла. Поэтому из-за отсутствия воды добыть там больше золота было невозможно». Правители прошлых лет, говорит в своем донесении царский сын, наместник Куша, пробовали вырыть колодцы глубиной до 200 футов, но бросили свои попытки прежде, чем удалось найти воду. Однако инженеры Рамсеса II, уверенные, что Хапи, отец всех богов, не поскупится дать немного воды своему возлюбленному сыну, возобновили эти работы и на сей раз добились успеха. Вода из Дуата (потустороннего мира) послушалась воли царя и поднялась в колодец. Рудокопов больше не ждала неминуемая смерть в дороге, однако работа их оставалась такой же тяжелой. По словам Диодора, которого мы вынуждены цитировать за неимением более древних текстов, рудокопы нагревали скалу, чтобы сделать ее поверхность более хрупкой, а затем крушили ее металлическими клиньями вдоль рудоносной жилы. Обломки руды выносили из галерей, размалывали и промывали, пока в лотках не оставалась только сверкающая золотая пыль. Из этой пыли химическим путем получали очень чистое, по оценке того же Диодора, золото. Однако на практике египетское золото обычно смешано с серебром, медью и другими металлами.

    На Синае египтяне добывали драгоценную бирюзу, мефкат, которая очень высоко ценилась ювелирами, и малахит, сешмет. Начатая еще при царе Санахте (2750 г. до н. э.) разработка рудников при Рамсесидах велась более активно, чем когда-либо. Недостатка воды здесь не наблюдалось, а кочевники, прежде неоднократно нападавшие на рудокопов и караваны с сокровищами, либо отказались от разбоя, либо были покорены могучими правителями. Однако никто не был застрахован от капризов природы. Вот что рассказал живший при Двенадцатой династии Хорурра. Ему поручили провести изыскания в руднике, но он прибыл на место только на третий месяц сезона перет, считавшийся неблагоприятным для работ. На следующий день по прибытии он посовещался с самыми опытными рудокопами, и они в один голос сказали: «Запасы бирюзы в горе безграничны, но в сезон шему надо быть внимательным к ее цвету. И раньше говорили нам то же: в руднике этом прекрасные камни, но в дурной сезон шему цвет их уходит (блекнет)». Хорурра добавляет: «Пока длится шему, пустыня обжигает своим жаром. Горы тогда становятся подобны раскаленному докрасна металлу, а камни теряют свой цвет». В действительности Хорурра принялся за дело в конце зимы. Настоящая жара еще не настала, но до палящих дней было уже недалеко, и зной должен был начаться как раз в разгар работы. Однако желание послужить фараону, а также непоколебимая вера в благоволение небесной госпожи Хатхор – владычицы бирюзы и покровительницы рудокопов – заставили его упорствовать.

    Все его люди прибыли на место без потерь. Первая же добыча еще более ободрила его. Благодаря упорной работе ему удалось завершить возложенное на него дело в первый же месяц сезона шему до наступления жары, которая могла бы испортить цвет бирюзы. И ликующий Хорурра завершает свое повествование: «Я собрал эти драгоценные камни. Я преуспел больше любого, кто приходил сюда до меня, и собрал больше бирюзы, чем было приказано. Можно ли желать лучшего? Цвет [бирюзы] был безупречен, и глаза мои возрадовались [при взгляде на нее]. Камень был даже прекраснее, чем в обычный сезон… Теперь доверьтесь же богине Хатхор! Сделайте так, и это обернется благом для вас. Вы добьетесь еще большего, чем я. Я желаю вам удачи!»

    Таким образом, благодаря прекрасной работе инженеров, выносливости работников и предприимчивости торговцев (о которых нам еще предстоит поговорить в одной из следующих глав) хранилища и сокровищницы Египта наполнялись ценными материалами, использовавшимися в разных областях производства: камнем, металлами и деревом. Теперь давайте посмотрим, как ремесленники работали с ними в своих мастерских.

    3. В мастерских

    В гробницах Нового царства мы находим много росписей, на которых показана работа в ремесленных мастерских. Эти изображения, а также подписи к ним наводят на мысль, что все ремесленники – резчики по камню и по дереву, точильщики каменных ваз, золотых дел мастера, ювелиры и гранильщики драгоценных камней, изготовители металлических сосудов, оружейники, столяры и мастера по изготовлению колесниц – работали одновременно в одном помещении. Однако это впечатление может быть обманчивым: возможно, это всего лишь традиционный в Древнем Египте композиционный прием. На изображениях за происходящим в мастерской следит строгий надсмотрщик, который выглядит настоящим гигантом по сравнению с корпящими над работой ремесленниками. Вокруг него мы видим иероглифическую надпись, определяющую спектр его обязанностей. Некий Дуаунехех, смотритель владений Амона, описывается как «приходящий, чтобы проверить, осмотреть мастерскую, открыть два дома золота и серебра, устроить все работы и делать все, что положено смотрителю…» Не исключено, что все лавки, объединенные той или иной специальностью, располагались на одной улице, как мы можем видеть сегодня в Каире или Дамаске, и что надсмотрщик обходил их одну за другой. Примечательно, что деревянные, а возможно, даже и каменные статуи украшались инкрустациями, а мебель, оружие и отдельные детали колесниц – деревянной резьбой или узорами из золота и драгоценных камней; каменная ваза вставлялась в золотую оправу и инкрустировалась бирюзой и лазуритом. Значит, или один работник должен был владеть всеми этими весьма разнообразными специальностями, или же нам остается предположить, что несколько специалистов работали бок о бок, передавая друг другу изделие, пока работа над ним не будет доведена до конца.

    4. Скульпторы

    Мы знаем, что резчики по камню предпочитали работать в одиночку. На той росписи, где мы уже видели Дуа-унехеха, они как раз заканчивают работу над монолитной рамой для дверного проема в виде двух косяков, притолоки и карниза, над ажурной плитой для фасада какого-то здания и над колонной, вырубленной из цельного каменного блока с пальмовидной капителью вроде колонн в Танисе и Ахнасе. Один орудует теслом, другой – долотом, третий – полировальной доской; одни работают стоя, другие сидят на табуретах, третьи взобрались на гранитные блоки. Их работа еще не закончена, но рисовальщики с тростниковой палочкой в одной руке и палитрой в другой уже обозначают контуры иероглифов, которые позже будут вырезаны на камне и раскрашены голубой или зеленой краской. В мастерской Рехмиры, которая также принадлежала к владениям Амона, скульпторы работают одновременно над гигантской статуей царя, сидящего на квадратном стуле с низкой спинкой, колоссом, опирающимся на колонну, сфинксом и жертвенным столом. Работники стоят на лапах и на спине сфинкса, на столе и на передвижных деревянных подмостках, благодаря которым они могут заниматься обработкой лиц и волос колоссальных фигур. Некоторые действуют киянками и долотом, другие заняты полировкой гранита. Рисовальщик палочкой наносит иероглифы на поверхность колонны, а художник окунает кисть в миску, чтобы раскрасить их. Как им удается совмещать столь разные работы? Ведь если скульптор, обтачивающий отдельные детали лица, и резчик, работающий над иероглифами на колонне, могут и не мешать друг другу, то уж полировку-то следовало бы отложить, пока скульптор и резчик не закончат. А художник вообще должен приступать к работе в последнюю очередь. Остается лишь предположить, что автор этой сценки решил собрать в одной мастерской ремесленников, которые на самом деле работали по очереди.

    Однако то же самое мы видим и в других мастерских, где изготавливали иные предметы. Египтянам, несомненно, нравилось начинать работу сразу со всех концов одновременно. Рано или поздно, когда полировальная доска непременно сталкивалась с резцом или долотом, поднимался крик. Тот, кто считал себя правым, поносил соседа, отвечавшего ему шутками. Статую заканчивали в рекордный срок и отправляли в храм или во дворец, где она представала перед восхищенной толпой как свидетельство благоволения царя к народу или же богов к царю.

    Перевозка статуи в храм превращалась в настоящий праздник. Если статуя была огромной, а дорога – трудной, это событие становилось триумфом египетской техники и организованности. Однажды потребовалось доставить алебастровую статую высотой около двадцати футов из мастерской, расположенной в предместье города, по дороге к алебастровым каменоломням, в здание, названное в честь его основателя «Любовь Джутихотепа вечна в его номе». Только благодаря исключительной благосклонности царя это здание могло получить имя частного лица, и для него могла быть изваяна статуя, которую теперь и собирались перевозить с особой пышностью. Сначала ее установили на прочные сани, состоявшие из двух толстых полозьев, приподнятых с одной стороны и соединенных мощными поперечинами. Алебастр – мягкий камень, поэтому везде, где веревки могли его повредить, под них из предосторожности подложили подушки. К этим саням, на которые водрузили груз в пять-шесть тонн, привязали четыре очень длинных каната. Их должны были тянуть четыре отряда: жители западной и восточной части нома, воины и служители храма.

    Двое людей, не боясь увеличить вес саней, залезли на статую. Один стоял на коленях и с помощью специальной лампы окуривал алебастровый лик благовонным дымом терпентина, второй разбрызгивал из кувшина воду, как это делают в храмах перед статуями богов. Рядом с санями шли водоносы, которые должны были поливать землю, чтобы полозья лучше по ней скользили. Несколько человек держали огромное бревно, которое, возможно, использовалось в качестве рычага, хотя точно сказать этого нельзя.

    Прозвучал сигнал к отправлению. Всеми маневрами руководят управляющий работами по изготовлению статуи и его помощники. Они передают приказания людям, наделенным даром красноречия, или, точнее, даром овладеть вниманием всей этой армии и вдохнуть в них энтузиазм речью, которая заканчивалась неудержимым возгласом «Хайя!». Статуя трогается с места и начинает медленно ползти по дороге, которую предварительно очистили от больших камней. Солдаты, расставленные вдоль дороги, сдерживают толпы желающих полюбоваться редким зрелищем. На канале, параллельном дороге, статую сопровождают лодки. Матросы и пассажиры присоединяют свои голоса к реву толпы на берегу. На набережной уже установлены накрытые столы для тех, кто устал тащить тяжеленную статую, и для тех, кто устал надрывать глотку. Центральная фигура в этой сцене – сам Джутихотеп на носилках, которые несут слуги, а за ним следуют его сыновья, солдаты и слуги с циновками и опахалами из перьев. Он считал, что более прекрасного зрелища в его номе еще не видели: «Родственники царя, которые правили здесь прежде, управляющие, заботившиеся о вечности в стенах этого города, где я поставил алтари над рекой, не могли даже помыслить о том, что я сделал для себя. Вот я завершил мой труд для вечности, закончив сооружение моей гробницы, да пребудет она вечно».

    Это событие, однако, вовсе не было столь исключительным и необычным, как полагал правитель нома. Подобные торжества происходили всякий раз, когда царь разрешал частному лицу перевезти свою статую в храм, или при перевозке в храм статуй царя. Египтяне обожали устраивать подобные массовые сборища, на которых можно было вволю накричаться, хорошенько напиться и вечером возвратиться домой счастливыми и довольными. Некто Кенамон удостоился даже большей милости от царя – ему разрешили перевезти в храм сразу три свои статуи. Огромная толпа приветствовала процсесию криками и возбужденными жестами. Жрецы окуривали все вокруг терпентинным маслом. Мужчины несли в руках стебли папируса, жрицы Хатхор, владычицы Фив, били в бубны и встряхивали систры, танцовщицы и акробаты развлекали толпу.

    5. Ювелиры, гранильщики, золотых дел мастера

    Уже при Первой династии фараонов египтянам удалось достигнуть высочайшего мастерства в изготовлении каменных ваз. В эпоху Рамсесидов это искусство продолжало процветать. Алебастр, сланец и брекчия превращались в изящнейшие кувшины и кружки, амфоры, миски, чашки и тазики, порой украшенные фигурами людей или животных. Орудия мастеров были предельно просты; один из наиболее часто используемых инструментов – сверло с деревянной рукояткой, сверху обтянутой кожей. Ремесленник зажимал кусок камня между колен и, приставив к нему сверло, вращал рукоятку ладонями. Иногда бывали и неудачи. Слишком сильно раскрутив сверло, мастер мог пробить стенку сосуда, но это не очень расстраивало его: аккуратно вырезав поврежденное место, он ставил каменную заплату. В гробнице Тутанхамона было обнаружено несколько изделий из алебастра, которые свидетельствуют скорее о мастерстве их создателей, чем об их вкусе: многие не раздумывая отдадут предпочтение прекрасной амфоре из гробницы Пуиемры, украшенной лишь краткой иероглифической надписью.


    Изготовление металлических ваз (Дейвис. Гробница двух скульпторов в Фивах)

    Многие ремесленники делали металлические изделия. По общему признанию сокровищница Бубаста с ее золотыми и серебряными вазами, жертвенными чашами, серьгами и браслетами, а также драгоценные украшения из гробницы Сиптаха из Серапеума, хранящиеся ныне в Лувре и датирующиеся эпохой Рамсесидов, ни по богатству, ни по разнообразию не могли сравниться с потрясающей коллекцией Тутанхамона или Псусеннеса. Однако заглянем в Большой папирус Харриса, где перечислены щедрые дары Рамсеса III богам. Каждый раз речь идет о золоте, серебре, меди, лазурите и настоящей бирюзе. Двери фиванских святилищ сделаны из золота или меди, сверкавшей как золото. Некоторые статуи богов облачены в золотые наряды, жертвенные столы и чаши сделаны из серебра. Царские декреты о привилегиях Амона вырезались на огромных золотых, серебряных и медных пластинах. Роскошь великого дома Амона (главная святыня храма) и его священная ладья не поддавались описанию. В храме Атума в Оне стояли уникальные золотые весы: на их пьедестале сидел большой, отлитый из золота павиан, который должен был следить за правильностью взвешивания. Множество фигур божества Нила были изготовлены не менее чем из двадцати одного материала: 13 568 статуэток из настоящего лазурита и бирюзы, примерно вдвое меньше из золота и других материалов. Во всех храмах были свои сокровищницы. Добавим к этому драгоценности фараонов и частных лиц, и тогда нам удастся составить хотя бы приблизительное представление о том, на каком уровне находилось искусство мастеров, работавших с металлом.


    Плавка бронзы (Дейвис. Гробница Рехмиры)

    Первым делом в мастерских тщательно взвешивали золото и серебро и только потом передавали их мастеру. Весы существовали лишь для этой цели, во всяком случае, в земной жизни, а в загробном мире их использовал бог Тот для взвешивания сердец в присутствии Осириса и богов Аментета (подземного мира). Зерно измеряли египетскими мерами (бушелями). Слитки азиатской меди принимали на счет и не взвешивали. Весы состояли из колонны (она заканчивалась головой Маат, богини истины), прикрепленного к ней горизонтально металлического прута и коромысла со стрелкой посередине; на концы коромысла подвешивали на трех шнурах две одинаковые чаши. Чтобы произвести взвешивание, коромысло с чашами ставили на прут так, чтобы оно сохраняло равновесие. Гири делали в форме лежащего быка, взвешиваемый металл поступал в мастерские в виде колец. Весовщик клал на противовес гири, придерживал руками колебавшиеся чаши и добивался вертикального положения стрелки. Писец, вынув из футляра палочку для письма и палитру, записывал результаты в присутствии начальника храмовых мастерских, который затем забирал взвешенное золото и раздавал его ремесленникам. Золотых дел мастерам для работы требовались золотая проволока, чтобы делать цепочки, пластинки и узкие ленты для оправы камней, большие полосы металла для изготовления ваз и кубков, золотые трубки для браслетов, а также крупные слитки. Поэтому, чтобы получить все эти разнообразные заготовки, металл плавили в тиглях над очагом.

    Для плавки золота и серебра египтяне пользовались открытым огнем. С полдюжины ремесленников вставали вокруг очага и усиленно раздували пламя через длинные трубки глиняной насадки с очень маленьким отверстием на конце. Надо отметить, что при этом они перебрасывались шутками, хотя работа была весьма изнурительной. Этот метод, унаследованный с древнейших времен, претерпел серьезные изменения в эпоху Нового царства: трубки стали крепить к лежащим на полу мехам с отверстием на противоположном конце. Отверстие-клапан открывали и закрывали с помощью привязанных к мехам веревок. Работник становился на них ногами, взяв по веревке в каждую руку, и поочередно переступал с одного меха на другой, дергая при этом то за одну, то за другую веревку и открывая или закрывая таким образом отверстие. Струя воздуха устремлялась из трубки в очаг. Когда металл расплавлялся, двое горновых, которые не боялись ни жары, ни дыма, подхватывали тигель металлическими щипцами, отбивали изогнутую горловину и выливали металл в формы, расставленные на столе. Полученные слитки передавали кузнецам, наковальню им заменял большой камень, а молот – камень поменьше. С помощью таких нехитрых инструментов они выковывали проволоку и бруски, ленты  и пластины. Ковка укрепляла металл, даже если он был достаточно чистым. Затем его снова нагревали, чтобы вернуть пластичность. Мастер брал пластину щипцами, подносил к огню и раздувал его с помощью трубок. Чтобы улучшить качество проволоки, ее многократно протягивали через волочильные доски с отверстиями все более и более мелкого размера. С помощью таких примитивных методов египтяне получали заготовки всех необходимых форм, оставалось лишь обрезать и собрать изделие. Если мастер собирался сделать золотую или серебряную чашу, то садился на табурет перед врытым в землю верстаком и, умело орудуя инструментами, придавал пластине нужную форму.


    Ювелир, работающий над ожерельем (Дейвис. Гробница двух скульпторов в Фивах)

    После окончания основной работы начиналась отделка – здесь египтяне проявляли недюжинную фантазию: чаша могла быть украшена цветочным или геометрическим узором, обрамляющим религиозную или светскую сцену. Или же они неожиданно проявляли крайнюю сдержанность, вырезав краткую иероглифическую надпись на утонченно простой вазе. После того как изделие было должным образом украшено и отполировано, его выставляли для обозрения на полку, которая к концу дня оказывалась заставлена самыми разнообразными предметами.

    6. Работа с деревом

    Египетские столяры пользовались такими породами дерева, как акация, рожковое дерево, можжевельник и другие местные виды, которые пока не удается установить и которые, так же как и черное дерево, произрастали в южных землях. Использовали они и древесину, поставлявшуюся из Сирии: сосну (аш) и ель (мер), своим цветом напоминавшую кварцит, добываемый на Красной горе. Плотники обрубали сучки топорами на длинных топорищах, а затем распиливали стволы на толстые доски и брусья ручными пилами. Тесло, состоявшее из широкого металлического лезвия, под прямым углом прикрепленного к концу деревянной рукоятки иногда в ладонь, иногда в целый локоть длиной (от 6 до 18 дюймов), использовалось в качестве современного рубанка или струга. Круглые дыры проделывали сверлом, которое вращали с помощью своеобразного смычка, а длинные прорези – долотом и киянкой. Столярного верстака тогда еще не существовало, поэтому, чтобы распилить в длину деревянный брус, его привязывали к вкопанному в землю столбу. Чтобы брус не соскальзывал и не трескался во время распилки, его покрепче связывали со столбом, а между ними закрепляли палку с привязанным к ней тяжелым грузом. Если брус был не слишком большим, ремесленник прижимал его к земле одной рукой, а пилил другой. То же самое он делал, работая теслом, только в этом случае он для верности прижимал брус еще и ногой. Соединяя деревянные детали, египтяне пользовались клинышками, заклепками и клеем, а не металлическими гвоздями, которые, как правило, применяли, когда прикрепляли металлические пластины к дереву. Скобель использовали для устранения мелких неровностей после того, как все детали были собраны. Теперь оставалось лишь хорошенько отполировать изделие, и готовый ларь или кресло можно было передавать художнику для росписи.


    Использование смычкового сверла (Дейвис. Гробница Рехмиры)


    Распилка бревна (Дейвис. Гробница Рехмиры)

    Два огромных наоса, изготовленные по приказу Ипуи для храма божественного царя Аменхотепа I, показывают, с каким размахом египтяне украшали свои храмы и как они работали. Оба сооружения высотой почти двадцать футов. Первый наос установлен на помосте, и к нему ведут пять ступеней. Папирусообразные колонны поддерживают карниз с царскими уреями. Крыша обычной сводчатой формы. На фасаде Хор и Сет сплетают около царя символические растения севера и юга. Другой наос трехъярусный, каждый из которых поддерживают миниатюрные колонны. Нижний – пустой, чтобы там можно было поставить ложе с подголовником, скамеечку, столик и зеркало. Фасады остальных этажей закрыты ажурными панелями с резьбой. На них среди прочего можно отметить символ богини Хатхор, царские картуши, символы Исиды и Осириса, увенчанных коронами соколов, Бэса, играющего на тамбурине, и Таурис, сжимающей в руках свой амулет. Мастерам, изготовившим эти два наоса, пришлось, по-видимому, проявить недюжинную ловкость. Те, кто вырезал иероглифы на двух больших колоннах, стояли на земле, а вот двоим другим, которые занимались украшением карниза, пришлось взбираться вместе со своими инструментами по колоннам. Вот один из них поставил ногу на выступ под сводом, другой взобрался на свод, и оба, держась одной рукой за урея на карнизе, другой орудуют киянками. На этом втором наосе неожиданный приход надсмотрщика застал ремесленников врасплох: один сидит внизу и, похоже, не торопится браться за работу, другой же быстро взбирается по колоннам, стараясь спрятаться от грозного представителя власти. В дальнем углу один из художников в шутку разрисовывает красками лицо соседа, что тот явно находит весьма забавным. Надзиратель проходит мимо них, ничего не сказав, потому что заметил столяра, который сладко спит, растянувшись перед неоконченной работой. Он в ярости кричит на него. Один из мастеров, балансировавших на верхнем этаже, от неожиданности теряет равновесие. А на самом верху двое других поспешно хватаются за инструменты. Один сверлит дырку, другой полирует дерево, а третий, внизу, пытается растолкать спящего. В Древнем Египте отдавали предпочтение работе в «бригадах», но, чтобы она была эффективной, требовались многочисленные надсмотрщики с зорким глазом, которые не стеснялись, если нужно, пустить в ход палку… а также надсмотрщики над надсмотрщиками.

    В эпоху Нового царства появилось новое ремесло – изготовление колесниц. Их в основном делали из дерева, колеса никогда не обивали металлом, но на корпусе порой укрепляли металлические пластины. Колесница состояла из множества деталей: в одном стихотворении перечисляется полсотни их названий, и это еще далеко не полный список. Самой трудной частью работы считалось изготовление идеально круглых колес с четырьмя или пятью спицами. Обод делали из многочисленных сегментов, выпиленных из досок подходящей толщины и скрепленных между собой.


    Лавка столяра (Дейвис. Две гробницы Рамсесидов в Фивах)

    Кроме того, столяры занимались изготовлением луков, стрел и дротиков, всевозможных царских скипетров и жреческих посохов, всяческих знаков власти для знатных особ, военачальников и чиновников, а кроме того, мастерили музыкальные инструменты. Посохи могли быть идеально прямыми или изящно изогнутыми. В мастерской Менхеперра-сенеба мы видим, как один из ремесленников испытывает лук, а его товарищ пробует стрелу на вес и проверяет, достаточно ли она прямая. Чтобы загнуть ветку, ее нагревали, затем обдирали кору и закрепляли рогатиной, а нужный изгиб придавали с помощью рычага. Посохи, скипетры и музыкальные инструменты часто украшались, так же как и мебель, инкрустациями или накладными металлическими пластинами. Иногда к грифу инструмента или кончику посоха приделывали резную голову человека или животного. Сегодня в Лувре хранится деревянная женская голова, когда-то украшавшая арфу. Изящно изогнутые посохи Тутанхамона были сделаны из черного дерева или слоновой кости и оканчивались резными головами негра или азиата.

    7. Обработка кожи

    Ремесло кожевников расцвело еще в Раннем царстве. Некий Ута, один из мастеров той эпохи, занимался изготовлением сандалий, сумок и листов пергамента для чиновников, которые со свитком в руке руководили религиозными или светскими церемониями. Эти предметы производили во все времена, а чуть позже к ним добавились разнообразные шлемы, доспехи, колчаны и обтянутые кожей щиты, укрепленные металлическими заклепками, окантовкой или пластинами. Когда египтяне овладели искусством тиснения кожи, то начали украшать колчаны и щиты орнаментами, частично перенятыми у сирийцев, однако в изяществе и тонкости исполнения они оставили сирийских мастеров далеко позади. Однако в Египте кожу никогда не дубили, предпочитая жировую обработку, как при изготовлении замши. Сначала кожу растягивали на доске, а потом погружали в чан с растительным маслом. Через некоторое время ее вытаскивали, а когда она начинала подсыхать, отбивали деревянными молотками, чтобы масло проникло во все поры. После этого кожа приобретала все необходимые качества: гибкость, водонепроницаемость и долговечность.


    Кожевники (Дейвис. Гробница Рехмиры)

    8. Художники и ремесленники

    Во всех мастерских законченные изделия расставляли на столах и на полках, чтобы управляющий работами мог как следует осмотреть их и решить, есть ли среди них достойные занять почетное место в царских или храмовых сокровищницах. Кроме этого, устраивались общие выставки, на которых представляли самые разные предметы египетского производства. В гробнице Кенамона воспроизведен своего рода иллюстрированный каталог подарков, врученных царю по случаю наступления нового года, а в Карнакском храме выставлен на обозрение другой восхитительно выгравированный каталог даров фараона богу Амону. В изобилии представлены статуи фараона, выставленные в наосах на ладье древнейшего устройства, статуи мужчин и женщин, стоящих, сидящих или коленопреклоненных, статуи сфинксов с человеческими головами, с головами соколов, увенчанными коронами или без них; животных: газелей, сернобыков и козерогов. С каменными вазами, напоминающими о древних временах, соседствуют округлые амфоры на тонких ножках, резные чаши и кубки, внутри которых изображен садик с лотосами, папирусами, маргаритками и гранатами, цветущими вокруг крошечной лягушки, сидящей на возвышении. Некоторые соусницы имеют форму птиц. Иногда их ручки вырезаны в виде утиной головы, обращенной внутрь: то ли содержимое столь аппетитно, то ли в соусницу в качестве украшения помещали искусственного утенка. Еще удивительнее выглядели огромные чаши, сделанные в форме сирийской крепости вместе со всеми защитниками, или дома, на стены которого бросаются пантеры, пытаясь добраться до прекрасной птицы, сидящей на крыше. Мебель состояла главным образом из сундуков, кресел и табуретов. Ювелиры представили многорядные ожерелья с застежками в виде цветущих растений. Изготовители колесниц и оружейники прислали колесницы с упряжью и попонами для лошадей, хлысты, луки, мечи, кинжалы, щиты, кольчуги, чехлы для луков, колчаны, секиры, ножи и шлемы. Из бытовых предметов упомянем только зеркала, солнечные зонтики из страусовых перьев с ручками черного дерева, украшенными золотом, и, наконец, палки с набалдашником в виде головы птицы с длинным клювом и непомерно длинной шеей, назначение которых определить невозможно. По-видимому, они вообще не имели практического применения. В моду все больше входят чисто декоративные предметы мебели, украшенные резными изображениями пальм с карабкающимися по ним стаями обезьян; единственное их предназначение – радовать глаз. Это были поистине великолепные выставки! Работники царских мастерских и мастерских Амона не посрамили своих хозяев на земле и на небесах.


    Скульптор за работой (Дейвис. Скальная гробница в Эль-Амарне)

    Возникает вопрос: как вознаграждали этих прекрасных мастеров, многие из которых были настоящими художниками? Когда Пуиемра, второй пророк Амона и главный управляющий всеми работами храма Амона, осматривал изделия своих мастерских, его подчиненные, начальник мастеров и начальник художников, обращались к нему с такими словами: «Сердце каждого радуется твоему богатству!» Однако Пуиемра даже не отвечает. Он смотрит на эти чудеса изобретательности и мастерства так же равнодушно, как на корзины с приношениями, на образчики тканей, минералы и провизию, доставленные сборщиками налогов. Не видно, чтобы он похвалил самых искусных своих мастеров. Рехмира, посетив одну из мастерских при храме Амона, сообщает, что дал всем работникам задания и потребовал, чтобы они посвящали больше времени работе. Он не забывает лишний раз перечислить для нас все свои титулы, однако не упоминает даже о том, кто из ремесленников лучше справлялся со своим делом. Надсмотрщик обращается к мастерам, как к простым рабочим: «Пошевеливайтесь, ребята, займитесь делом! Сделайте так, чтобы управитель похвалил вас, закончите эти памятники для его господина во владении отца его Амона, имя которого продлится благодаря им, установленным на все грядущие годы». Мастерская работала во славу Амона, царя, визиря или верховного жреца, но продукция ее была анонимной, и история не узнала имен своих лучших мастеров. Великий скульптор воспринимался только как дар богов.

    Однако на восьмом году царствования Рамсес II повелел поставить в храме города Он стелу по случаю своего посещения каменоломен Красной горы, где был найден гигантский каменный блок. На ней высечена надпись, что он даровал свои милости всем, кто участвовал в изготовлении сфинксов и статуй – стоящих, сидящих и коленопреклоненных, которыми он заполнил святилища Египта: «Слушайте, что я вам говорю! Вот добро, которым вы обладаете. Что я повелел, было исполнено. Это я, Рамсес, создал поколения и дал им жизнь. Пища и напитки перед вами, всего вдоволь, что может возжелать ваше сердце… Я переменил вашу участь, чтобы говорили: вы работаете для меня с любовью ко мне и ваши приветствия меня укрепляют. Я сделал, чтобы вам давали пищи вдоволь за вашу работу в надежде, что вы будете жить и доведете работу свою до конца… В амбарах полно зерна, и я не оставлю вас ни на один день без хлеба. Каждому выплачено положенное за месяц.

    Я наполнил для вас хранилища разным добром: хлебом, мясом, лепешками, чтобы кормить вас; различными благовониями для умащения ваших голов каждый десятый день; одеждой, чтобы вы были одеты весь год: сандалиями, чтобы у вас была хорошая обувь на каждый день; чтобы никто из вас не провел и ночи, страшась нищеты. Я поставил людей разных достоинств, чтобы кормили вас даже в голодные годы, я повелел людям болот приносить вам рыбу и дичь, а другим – людям садов – вести счет того, что вам причитается. Я построил гончарную мастерскую, чтобы делать для вас сосуды, где будет охлаждаться ваша вода в шему. Ладьи с ячменем, пшеницей, крахмалом, солью и бобами плывут для вас с юга на север безостановочно. Все это я сделал, говоря: «Сколько вы живете, вы не перестанете работать для меня!»

    Все это в высшей степени похвально. Царь желает увековечить свое имя на памятниках, неподвластных времени, а потому хочет, чтобы его художники были сыты, хорошо одеты и с радостью трудились на щедрого правителя. Людовик XIV раздавал художникам награды и назначал пенсии. Рамсес сделал практически все, что было в его власти: специально выделил огромное поместье с многочисленными работниками, доходы которого обеспечивали художников мастерских, подобных мастерским в Оне. И все же мы испытывали бы к самому великому из фараонов еще большую признательность, если бы он выделил из числа своих прекрасных мастеров хотя бы одного выдающегося художника и вознаградил его. Но, увы, на всех многочисленных сценах награждения слуг царя мы видим лишь высших чиновников, придворных и верховных жрецов. Поэтому, видимо, прав писец, заметивший: «Не видел я ваятеля в качестве посла и бронзовых дел мастера, возглавлявшего миссию. Но видел я медника за работой его у отверстия печи его, причем пальцы его как у крокодила, а сам он более смраден, чем рыбья икра».

    И все же мы можем отыскать несколько свидетельств, что наиболее выдающиеся художники пользовались известным почетом. На стеле времен Среднего царства сохранилась надпись, в которой мастер рассказывает о себе следующее:

    «Я знал тайну божественных слов, ведение обрядов богослужения. Я устраивал всякие магические обряды так, что ничто не ускользало от меня. Ничто из них не было скрыто от меня. Я – владетель великих тайн. Я видел Ра в образах его».

    Действительно, художник обязан был знать литургию, мифологию, все атрибуты царской власти и всех богов – немалое достижение! Финикийцы, которые охотно копировали египетские образцы, совершали при этом в деталях такие ошибки, от которых египтяне пришли бы в ужас. Далее наш художник превозносит свои способности в следующих словах: «Но я был и художником, опытным в искусстве своем, превосходящим всех знанием своим. Я умел передать движение фигуры мужчины, походку женщины, положение поднявшего гарпун, взгляд глаз, смущенный вид пробуждающегося ото сна, положение руки вздымающего копье и согнутую походку бегущего. Я умел делать инкрустации, которые не горели от огня и не смывались водой.

    Никто не превосходил в знаниях меня и сына моего старшего от плоти моей. Когда бог прикажет, он сядет за работу и сделает как приказано. Я видел творение рук его в каждом ценном камне – от серебра и золота до слоновой кости и черного дерева…»

    Что ж, нам остается лишь надеяться, что все эти достоинства признавали и другие, а не только сам художник. В гробнице одного из многочисленных Аменемхетов в Фивах есть изображение, не имеющее аналогов в известном нам наборе сцен египетских мастеров. Аменемхет предлагает четырем мужчинам, сидящим напротив него на циновках, богатое угощение: хлеб, мясо, птицу, овощи, фрукты, напитки, а также расставленные перед ними благовония. Один из этих четырех гостей – художник Яхмос, другой – скульптор, чье имя до нас не дошло. Этот пир был высшей наградой художникам, которые украшали хозяйскую гробницу. По-видимому, изысканные яства должны были доставить художникам такое же наслаждение, какое получил Аменемхет, созерцая богатства, изображенные в гробнице. Уже в эпоху пирамид управитель царского дома по имени Мени похвалялся тем, что хорошо вознаградил всех, кто участвовал в сооружении его гробницы: «Всякий, кто сделал это, никогда об этом не пожалеет. Художники ли, каменотес, я вознаградил всех!» Первый пророк Нехбет, по имени Сетау, в царствование Рамсеса IX поручил украшение своей гробницы выдающемуся художнику Мерире. Он с удовольствием отмечает его достоинства и оригинальность: «Он сделал надписи собственной рукой, когда пришел украшать гробницу Сетау… Писец божественных книг, Мерира не [просто] переписчик. Его вдохновляет сердце его. Никто не показывает ему образцов, он все делает сам, писец с умелыми пальцами, сведущий во всех вещах».


    Художник Хеви (Лепсий. Иллюстрированный журнал)

    Таким образом, можно утверждать, что фараоны, царские родственники, жрецы – другими словами, все заказчики не оставались неблагодарными по отношению к прославлявшим их художникам. Художник, живший в царствование Рамсеса III и Рамсеса IV, запечатлел себя во время работы, когда рисовал статуи фараона Аменхотепа I и его матери. Отбросив традиционную сдержанность, в которой выполнял другие фигуры, он запечатлел себя в свободной, естественной позе: он сидит на цоколе, скрестив босые ноги так, что левая ступня лежит на правом колене, длинные волосы ниспадают на плечи, в одной руке у него кисть, а в другой – палитра. Этот рисунок привлек внимание современников – до нас дошла его копия, сделанная каким-то учеником на обломке известняка. Она конечно же уступает оригиналу, однако для нас эта копия поистине бесценна, потому что благодаря ей мы узнали не только имя художника, но и его титулы: «высший правитель» и «писец». Мы знали и раньше, что художники, творившие при Эхнатоне, такие, как Джутимес и Хеви, были людьми богатыми и уважаемыми, но благодаря этому обломку известняка мы узнали, что в конце эпохи Рамсесидов египетский художник мог по своему положению быть ровней правителям номов.

    9. Каменщики и другие

    Теперь настало время обратиться к более тяжелому или низменному делу, которым обычно приходилось заниматься чужеземцам, свободным или военнопленным, и которое едва ли могло принести им титул «высокого правителя».

    Египетский каменщик занимался прежде всего изготовлением и кладкой необожженных кирпичей. Каждый город окружала стена около пятидесяти футов толщиной и шестидесяти – высотой. Только ворота в ней каменные, а вся стена из кирпича-сырца. Административные здания и частные дома тоже сложены в основном из кирпича: камня в них, как и в главной городской стене, было совсем немного. Когда Рамсес II задумал построить свой любимый город, который египтяне обычно называли Пер-Рамсес, и государственные хранилища в Питоме, он собрал сынов Израилевых, назначил над ними надсмотрщиков и заставил их формовать кирпичи. Работа была монотонной, но не такой уж трудной. Нильский ил перемешивали с песком и рубленой соломой. Чтобы смесь получалась однородной, ее смачивали, долго топтали и время от времени переворачивали лопатой. Работник наполнял этой сырой смесью форму доверху, снимал излишек деревянной лопаткой, быстро переворачивал форму и осторожно снимал, чтобы не повредить содержимое. Кирпич оставляли сохнуть восемь дней, после чего он годился в дело. Формовщики работали преимущественно на берегу водоема, чтобы водоносам было удобнее доставлять им воду. Другие работники срезали на сжатых полях стерню и делали из нее рубленую солому. Когда фараон потребовал, чтобы сыны Израилевы собирали солому, не снизив установленной нормы производства кирпича, это сильно ухудшило их и без того нелегкую участь, однако протесты приводили только к тому, что на их спины обрушивались палки надсмотрщиков. Переносили кирпичи на двух плоских поддонах, подвешенных к коромыслу.


    Формовка кирпича (Дейвис. Гробница Рехмиры)

    Одно и то же слово икду использовалось для обозначения двух совершенно разных профессий: строителя и горшечника. Первого называли икду инбу, т. е «строитель стен», а второго – икду неджесет, «строитель малых изделий». Те и другие пользовались одинаковым материалом – нильским илом, но настоящее объяснение схожести названий двух различных профессий нам дает египетский язык. Корень кед означает «круглый». Примитивные глинобитные хижины имели круглую форму, как горшки (по сути, они представляли собой именно большой горшок). Горшечник месил смесь ногами, клал кусок глины на гончарный круг – деревянный диск, который вращался на вертикальном стержне. Глина под его ловкими руками принимала форму пузатого горшка или миски, чаши или кубка. Таким же способом он изготовлял большие кувшины с заостренным дном, использовавшиеся для хранения вина и пива, и кувшины со скругленным дном, похожие на круглые мешки. Окончательную форму изделию горшечник придавал руками.

    После этого горшки относили в печь – нечто вроде круглой трубы высотой два человеческих роста и диаметром около двух-трех футов, если верить изображениям (однако здесь следует еще раз напомнить, что египетские художники очень условно передавали размеры существ и предметов). В эпоху Нового царства египтян уже не удовлетворяли одноцветные горшки, даже если они имели очень изящную форму. Теперь горшечник наносил на чаши и кувшины различные рисунки, заимствованные у резчиков по камню или по дереву, затем, повинуясь собственной фантазии, украшал их по краям геометрическим или растительным орнаментом. Мы видим на них извивающуюся виноградную лозу, разнообразные цветы и деревья, птиц, поедающих рыбу, тяжко нагруженных быков. Таким образом, даже люди скромного достатка, которые не могли позволить себе покупать дорогую металлическую посуду, пользовались глиняными изделиями, не лишенными своеобразной красоты.

    Египетский цирюльник работал на улице, переходя из квартала в квартал. Он устраивался на перекрестке, где была тень, и вскоре его окружали клиенты. Ожидание могло оказаться долгим, тогда песня или интересный рассказ помогал желающим побриться скоротать время. Именно этим и занимаются два человека, сидящие спина к спине на одном табурете: один уселся вполне удобно, второй же примостился на самом краешке и может свалиться от малейшего толчка. Не обращая на них внимания, остальные клиенты предпочитают подремать сидя, уткнувшись подбородком в колени и прикрыв голову скрещенными руками.

    Один за другим клиенты усаживаются на трехногий табурет и, сложив руки на коленях, отдаются во власть цирюльника, который бреет им голову и лицо. Перед ним стоит чашка на высокой ножке с мыльной водой. Бритва представляла собой лезвие примерно в восемь дюймов длиной с изогнутым концом. Хранилась она в специальном чехольчике. Цирюльники, посещавшие богатые семьи и иногда выполнявшие также функции врачей, пользовались целым набором шильцев, щипчиков, ножниц и бритв в кожаных мешочках, которые они носили в изящных ларцах черного дерева. Они посещали клиентов на дому и имели довольно высокое положение в обществе. В пантеоне богов нашлось место и для бога-брадобрея. И тем не менее брадобрей, обслуживавший бедняков на улице, вызывал у людей скорее сочувствие, чем зависть.

    10. Хозяева и работники

    В качестве образчика добродетелей просвещенного хозяина мы можем взять Рамараи, верховного жреца Амона.

    «О жрецы, писцы дома Амона, достойные служители божественных жертвоприношений, пекари, пивовары, кондитеры, все, входящие в эту мастерскую в доме Амона, повторяйте имя мое каждодневно, поминая меня добром, славьте меня за мои благие дела, потому что я был человеком добродетельным.

    Я нашел здание это в полном разорении; стены его обвалились, деревянные балки сгнили, дверные рамы, которые были из дерева, развалились, и краски исчезли с барельефов. Я восстановил его полностью, сделал его еще больше, чем оно было прежде. Я сделал дверные рамы из камня-песчаника, вставил в них двери из превосходной ели. Я устроил все, чтобы могли здесь работать пекари и пивовары. Я сделал все это к радости служителей моего бога Амона-Ра».

    Другой верховный жрец Амона, Бакенхонсу, по-видимому, тоже заслуживал всяческих похвал: «Я был добрым отцом для тех, кто ниже меня, учил тех, кто молод, протягивал руку тем, кто в беде, поддерживал тех, кто в нужде, и делал много блага своему храму, будучи главным управителем работ в Фивах от имени Рамсеса II». Остается только надеяться, что подчиненные не стали бы опровергать эти слова. Обычай тех времен не позволял принуждать слуг и работников к неоправданно тяжелой работе. Тем не менее рабочий люд не раз протестовал, и часто не без причины. Иногда протесты принимали форму настоящего мятежа. Работники получали еду и одежду иногда раз в месяц, а иногда раз в два или даже в четыре месяца. Наименее бережливые – что вовсе не означает расточительные – ухитрялись исчерпать свои запасы задолго до новой выдачи. «Нас мучает голод, а до следующего месяца еще восемнадцать дней!» Работники собирались на площади перед административным зданием: «Мы не вернемся, передайте это своим хозяевам, собравшимся там». Один из работников подводит итог: «Мы пришли, чтобы выслушать их и чтобы они сказали нам слова правды». Голодная толпа направляется к складам. Пока они не пытаются взломать двери. Один из них громко жалуется: «Нас пригнал сюда голод, пригнала жажда, у нас нет больше одежды, нет масла, нет рыбы, нет овощей. Пошлите к фараону, нашему хозяину, пошлите к нашему владыке царю, пусть даст нам необходимое для жизни!» Эту жалобу он повторяет перед городским чиновником, но некоторые уже теряют присутствие духа и готовы сказать, что на самом деле все не так уж плохо. Однако другие рабочие отказываются разойтись, пока им немедленно не раздадут продукты. Чиновники решают уступить и призывают писца-счетовода со словами: «Проверь зерно, которое ты получил, и раздай его людям из некрополя!» «И тогда призвали Памонтунебиата и стали выдавать нам наши порции зерна каждый день».

    Таким образом мятеж был предотвращен. Участь работников была не так уж тяжела, когда хозяева заботились о них, как Бакенхонсу или Рамараи, вовремя строившие для них жилища и удобные, чистые, хорошо проветриваемые мастерские; им регулярно раздавали припасы и одежду, а самых беспокойных успокаивали дополнительными выдачами. У них было много свободных и праздничных дней, и у нас есть все основания полагать, что наиболее серьезные и умелые работники со временем могли стать надсмотрщиками или мастерами, поднакопить добра и окончить свои дни мелкими собственниками или хозяевами. В смутные времена, когда между сторонниками Амона и Сета разгорелась война, работникам пришлось хуже всех, поэтому они толпами примыкали к бунтовщикам.

    11. Торговля и деньги

    Во владениях, принадлежавших государству или великим богам, велся строгий учет всех поступающих за день продуктов и изделий, а также расходов на содержание работников. Это были, если можно так выразиться, «закрытые корпорации». Амбары и склады ломились от разнообразных товаров и продуктов, но все эти богатства предназначались лишь для маленькой группы населения. Когда все нужды этой небольшой привилегированной прослойки были удовлетворены, тогда, и только тогда, излишки могли быть пущены в торговый оборот. Большие поместья либо обменивались своими товарами напрямую, либо продавали свою продукцию торговцам, которые сбывали их на свой страх и риск.

    Помимо больших государственных и храмовых владений, в Египте было множество частных поместий – крупных, средних и совсем мелких. Скотоводам, земледельцам, производившим зерно, овощи и фрукты, нужны были одежда, мебель, украшения или предметы роскоши, но получить все это они могли, только продав животных или излишки своего урожая. Кроме того, существовали свободные ремесленники, работавшие в собственных мастерских; они зарабатывали на жизнь, сбывая свои изделия. И наконец, существовала еще категория торговцев, которые ничего не производили, но скупали и перепродавали все, что имелось в стране. Все эти люди – покупатели, продавцы и торговцы – встречались на рынках.

    В одной истории крестьянин нагрузил своих ослов всякими превосходными продуктами из Соляного оазиса. Если бы его не ограбили по дороге, он бы добрался со своим маленьким караваном до доброго города Нени-сут, разложил на рыночной площади свою соду, вяленые тушки водоплавающих птиц, сушеную рыбу и обменял бы все это на лепешки, ткань и одежду. Ему просто очень не повезло: в обычное время, когда стражники следили за порядком, люди добирались до рынка без всяких происшествий. В гробнице Хаемхета художник изобразил отчаянно жестикулирующих торговцев с узлами и корзинами: один сидит, другие стоят. У этих торговцев не совсем обычная внешность: у них огромные головы и длинные спутанные волосы. Покупатели, которые подходят к ним со своими мешками на плечах, тоже жестикулируют и ругаются, и язык их, наверное, не менее богат и солон, чем у торговцев. Прибытие иноземного судна либо с Верхнего Нила, либо из Сирии всегда собирало не только любопытных, привлеченных странными нарядами чужеземцев и их пестрым товаром, но и египетских торговцев, которые устанавливали на берегу свои лавчонки и продавали финикийцам провизию в обмен на такие товары, как разукрашенный рог или резная голова, насаженная на слоновый бивень.


    На рынке (Дейвис. Две гробницы Рамсесидов)

    Обмен товарами облегчался благодаря тому, что в Египте стоимость продуктов или изделий издавна оценивались с помощью шетита (печать» или «печатное кольцо», 1/12 дебена). В документе времен Четвертой династии стоимость дома оценена в шетитах, а на папирусе Восемнадцатой династии в шетитах определена стоимость рабыни, вернее, ее услуг за определенное время. И тем не менее шетит не имел материального выражения. Официальным властям никогда не приходило в голову наделать из металла монеток определенного веса и отчеканить на них соответствующие изображения, однако египтяне хорошо знали, какое количество золота, серебра или меди соответствовало одному шетиту. Другими словами, товар не обменивался на деньги. Но тот, кто хотел продать дом и договаривался о его стоимости в шетитах, получал зерна или скота на такое же количество этих условных единиц. Делалось это довольно просто: если продавец и покупатель обменивались животными или изделиями разной стоимости, разницу исчисляли в шетитах, а затем подыскивали подходящий товар, соответствующий по стоимости этой разнице, который одна сторона могла предложить, а другая соглашалась принять. Порой, разумеется, возникали разногласия. По-видимому, в эпоху Рамсесов шетит окончательно вышел из употребления. Он ни разу не упоминается в Большом папирусе Харриса, где вместо него речь постоянно идет о дебенах (примерно 2,5 унции) и кедетах (1/4 унции) золота, серебра, меди и драгоценных камней без каких-либо указаний на их стоимость. Это были чисто весовые единицы. В том же документе и в календаре Мединет-Абу перечисляются меры зерна, корзины фруктов, мешки и корзины из пальмовых ветвей разной величины для других продуктов. Животных и деревья считали поштучно. Египтяне приводят число быков, диких быков, сернобыков, антилоп и газелей по отдельности, потом указывают общую сумму – численность поголовья скота, точно так же они поступают с птицей, нигде не уточняя реальную цену. Если бы это понадобилось сделать, ее выразили бы в весе золота, серебра или меди. Цена быка колебалась от тридцати до ста тридцати дебенов меди. Мешок пшеницы (бедет) стоил один дебен меди. Однако на практике покупатель почти никогда не мог расплатиться с продавцом дебеном меди, а тем более золота или серебра. Расчеты драгоценными металлами начали производить лишь при последних Рамсесидах, когда массовое ограбление храмов и гробниц вернуло в оборот довольно большое количество этих металлов, которые до этого веками хранились под землей или в храмах. Один из таких грабителей отдает за землю дебен серебра и пять кедетов золота; другой покупает за два дебена серебра двух быков. За рабыню по имени Дега уплатили два дебена серебра и шестьдесят дебенов меди. Пять горшков меда можно было купить за пять кедетов серебра, а быка – за пять кедетов золота.

    До этой эпохи смут и беспорядков покупатели расплачивались продуктами, которые соглашался принять продавец, их оценивали на вес золота, серебра или меди. Писец Пенанукет, продав быка, оцененного в сто тридцать дебенов меди, получает льняное платье, стоящее шестьдесят дебенов, десять мешков и три с половиной меры зерна ценой двадцать дебенов, каменья для ожерелья на тридцать дебенов и, наконец, еще два платья ценой десять дебенов. Одна фиванка купила у торговца рабыню за сорок один дебен серебра, однако заплатила не серебром: перед городскими судьями она перечисляет различные предметы, предложенные взамен. Два куска материи она уже вручила продавцу, а вот изделия из меди и бронзы будут ему переданы другими лицами.

    Государство волей-неволей было вынуждено пользоваться этим методом при расчетах. Ун-Амуон, который отправился договариваться о покупке леса ко двору царя Библа Зекербаалу, получил семь деревьев и, оставив в залог свое судно, спешно приобрел в Танисе несколько золотых кувшинов и тазиков, пять серебряных кувшинов, десять штук царского льна, пятьсот свертков папируса, пятьсот бычьих шкур, пятьсот мешков чечевицы и тридцать корзин сушеной рыбы, а со следующей оказией получил еще четыре штуки царского льна, мешок чечевицы и пять корзин сушеной рыбы. История, к несчастью, умалчивает, сколько стоил весь этот товар, если оценить его в золоте и серебре. Так или иначе, царь Библа повелел своим лесорубам повалить деревья, перетащить их на побережье и в конце концов передал их посланнику Амона, которому, правда, чтобы добиться этого, пришлось превзойти самого себя в дипломатическом искусстве. Дело в том, что сириец и египтянин перевели стоимость своих товаров на вес золота и серебра, и оба сочли, что оказались в накладе. Отсутствие настоящих денег весьма затрудняло торговлю. Этим, видимо, и объясняются красноречивые жесты торговцев, изображенных в гробнице Хаемхета, и нескончаемый спор, который пришлось вести египетскому посланнику и библскому правителю, прежде чем они смогли договориться.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке