• 1. Чиновничий аппарат
  • 2. Набор и обучение чиновников
  • 3. Судьи дурные и праведные
  • 4. Охрана порядка
  • 5. Суд
  • 6. Прием иноземных данников
  • Глава X

    ПИСЦЫ И СУДЬИ  

    1. Чиновничий аппарат

    С древнейших времен в Египте действовала административная система. Уже во времена Первой династии чиновники, заведующие царским хозяйством, с помощью специальных цилиндрических печатей оттискивали на пробках кувшинов свои имена и титулы. Любой, чье имя дошло до нас благодаря статуе, стеле или гробнице, имел, по крайней мере, один титул. А у некоторых звания и титулы исчислялись десятками. В период Раннего царства титулов и должностей развелось так много, что перечень их заполнил бы целый том. Что же касается интересующей нас эпохи, мы располагаем справочником египетской иерархии времен Рамсесидов. Открывают его боги и богини. За ними следуют второстепенные божества, правящий царь, его супруга, божественная мать царя и царские дети, за ними судьи и советники, и в том числе визирь, и все те, кому посчастливилось жить рядом с Солнцем (царем): царские родственники, полководцы, писцы царской библиотеки, глашатаи, носильщики опахал и вееров, царские писцы, работники Белого дома (казначейства), писец верховного суда и сборщики налогов. В другом списке перечислены царские представители в иноземных странах, а также египетских провинциях и городах; царские посланники в разных землях; хранители печати Дома моря и управляющий устьями каналов. Не хватит пальцев перечислить специальные чиновничьи должности. Каждый из высших чиновников имел в своем распоряжении большой штат работников. Правители номов жили в собственных резиденциях, как фараон в столице, и содержали множество служителей по примеру царского двора. Такой бог, как Амон, обладал несметными богатствами, которые находились в ведении жреческой администрации со строгой иерархией. У первого пророка служили управляющий домом, хранитель покоев, писцы, начальник моряков и многочисленные слуги. Второй пророк тоже имел штат чиновников, приставленных к его персоне. Даже четвертый пророк чувствовал бы себя несчастнейшим из смертных, если бы его не сопровождала небольшая свита. Что уж говорить о целой армии управляющих, судей и писцов, ответственных за выполнение решений, принятых высшими жрецами. Из них самыми главными были хранители и писцы казначейства, главный хранитель печати казначейства и хранитель печати дома Амона. Бог Мин, владыка Коптоса и Ипу, который, разумеется, почитался не так широко, как Амон, однако был далеко не последним из божеств египетского пантеона, имел в своем услужении, помимо жрецов, еще и множество чиновников: писцов, управителей работ, ответственных за стада, ответственных за ткацкие мастерские, ответственных за перевозку товаров, а кроме того, кладовщиков и счетоводов. Чиновничий аппарат во все времена имел тенденцию к увеличению. За тридцать один год своего царствования Рамсес III обогатил египетских богов, а расширение их хозяйства неизбежно влекло за собой появление новых чиновничьих должностей. Стране постоянно требовалось все больше и больше писцов для вычисления и сбора налогов, надзора за рабами, инспекции каналов и дорог, пристаней и амбаров.

    2. Набор и обучение чиновников

    Девятнадцатая династия была основана неким Парамсесом, который за свою длинную жизнь удостоился множества важных титулов, как религиозных, так и жреческих, а кроме того, военных званий. Когда царь Хоремхеб призвал его в Фивы для надзора за строительством храма в Опете, Парамсес передал большую часть титулов и должностей своему сыну Сети, который к этому времени был уже зрелым мужем.

    Мелкие чиновники старались во всем подражать важным государственным персонам. Некий Неферперит, один из членов личной свиты фараона во время экспедиции к горам Речену, отправил в Египет четырех финикийских коров, двух египетских коров и быка, предназначавшихся Дому миллионов лет. Ему удалось устроить своего брата хранителем этого небольшого стада, а сына – носильщиком кувшинов с молоком в Доме миллионов лет. Эти должности не только оставались за ними на всю жизнь, но и переходили дальше от отца к сыну. Подобная практика ни у кого не вызывала нареканий: любой отец старался обеспечить своему сыну надежное место. В одной из гробниц мы можем прочитать заклинание, предназначенное как раз для этой цели: «Если желаешь, чтобы твое место перешло детям твоим, скажи слова эти…» А тот, кто недостойно ведет себя в чужой гробнице, подвергается серьезной опасности: «Не станет его, и сын не займет место его». По закону не только плохо зарекомендовавший себя чиновник лишался своей должности и подвергался суровым наказаниям, но и дети его лишались всех привилегий и низводились до простых рабочих или рабов. Однако из всего этого вовсе не следует, что после смерти отца ответственная должность, требующая знаний и способностей, непременно сразу переходила к сыну. Дети чиновников поступали на службу, едва окончив школу, и поднимались по служебной лестнице в соответствии со своим усердием и талантом, хотя порой немалое значение имело и могущество их покровителей.

    Школы обычно появлялись при храмах. Бакенхонсу, будущий верховный жрец Амона, двенадцать лет посещал «школу письма» в храме Владычицы Неба. В ограде Рамсесеума, Танисе, Дейр-эль-Медины и в других святилищах найдены остраконы и папирусы со школьными упражнениями. Обучение начиналось рано. Бакенхонсу исполнилось всего пять лет, когда его отправили в школу, но, возможно, его отец, прославленный жрец, считал сына очень способным. Во всяком случае, когда маленькие мальчики переставали бегать голышом и повязывали свой первый поясок, приходила пора отправляться в школу.


    Писцы со своими инструментами (Мастаба Мереруки)

    Мы уже знаем, что будущего военачальника разлучали с семьей в юном возрасте, а учащиеся обычных школ жили дома. Маленький школьник брал из дома корзинку с хлебом и кувшинчиком пива, которые мать давала ему каждое утро. По дороге в школу и на обратном пути он мог вволю браниться и драться со своими школьными друзьями. Одна недавно опубликованная египетская сказка рассказывает нам о способном ученике, превосходившем умом своих старших друзей. Однажды они узнали, как можно лучше всего досадить ему, и стали приставать: «Чей ты сын? Разве нет у тебя отца?» Он ничего не ответил, поэтому его колотили и насмехались: «В самом деле нет у тебя отца!»

    Ребенок прежде всего учился читать и писать. Папирус был слишком дорог, чтобы его давать школьникам, поэтому им раздавали полированные пластинки известняка, разграфленные в линейку или в клетку. В Фивах довольствовались грубо обтесанными осколками камня. Они служили «тетрадями» для упражнений. Школьники учились выводить на них отдельные иероглифы или скорописные знаки, делать маленькие рисунки, а позднее – переписывать все более и более длинные отрывки текстов. На некоторых есть даже даты. Если бы у нас было достаточно таких «тетрадок», мы бы узнали, сколько времени требовалось египетскому школьнику, чтобы прочесть и заучить наизусть такие классические тексты, как «Гимн Нилу» или «Поучение Аменемхета». Перепортив достаточно этого дешевого материала, школьник – теперь почти «студент» – получал драгоценный чистый папирус, на который переписывал уже не отрывки, а целое произведение. Сидя на корточках, он разворачивал свиток ровно на ширину стандартного листа, ставил рядом чернила красные и черные. Выбирал из пенала подходящие кисточки и принимался переписывать либо сказку, либо сборник стихов или притч или же копировал разные иероглифы. Заглавия и начальные строки писали красными чернилами, остальной текст – черными. Но каждый писец был в то же время рисовальщиком и художником. Для расцвечивания своего рисунка он пользовался разными красками – зелеными, синими, желтыми и белыми.

    Образование заключалось в заучивании классических и священных текстов и обучении не только грамматике, но и письму и основам рисунка. Египетские чиновники выполняли самые разнообразные обязанности и с удивительной легкостью переходили с одной должности на другую. Уна был сначала стражником и судьей, затем занимался поиском камней в далекой стране, строил корабли, очищал каналы, а когда разразилась война, стал начальником войска. «Студенты» должны были знать законы и уложения, историю и географию и разбираться в основах техники. Не знаю, проводились ли у них экзамены и получали ли они дипломы, но, похоже, нечто подобное было, если вспомнить, какие вопросы задавал писец Хори своему коллеге, желая уличить его в невежестве: каков рацион войска на марше? Сколько нужно кирпичей для постройки платформы заданных размеров? Сколько нужно людей для перевозки обелиска? Как поставить на пьедестал колоссальную статую? Как организовать военную экспедицию? И под конец целый ряд вопросов по географии Сирии. Чтобы ответить на столь разнообразные вопросы, необходимо обладать весьма обширными познаниями в разных областях.

    Разумеется, не все будущие писцы проявляли в учебе одинаковое рвение. Иногда учителя отчаивались, глядя на ленивых учеников. «Пиши рукой своей, – без конца повторяет писец Аменмос, – советуйся со знающими больше, чем ты… Будь настойчив в работе ежедневно, и ты овладеешь своим делом… Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши юноши – это спина его, и он внемлет, когда бьют его. Слушай внимательно слова мои, это тебе пригодится. Обучают обезьян танцам, объезжают лошадей. Будь настойчив в получении советов! Не ленись! Пиши! Не поддавайся пресыщению письмом, внимай словам!» Этот педагог думает или делает вид, что думает, будто единственные враги учения – это лень и упрямство. Но раз уж укрощают и дрсесируют животных, он рассчитывает, взывая к честолюбию и здравому смыслу, а главное, с помощью наказаний наставить заблудшего «студента» на путь истинный, который ведет к самым высоким должностям. Увы, у молодых египтян были куда более пагубные склонности. Другой наставник, настроенный на тот же лад, что Аменмос, но гораздо лучше осведомленный, говорит так: «Я слышал, что вы не упражняетесь в письме, а шляетесь из таверны в таверну, и несет от вас пивом… Вы подобны святилищу без бога его или дому без хлеба. Видели вас, когда вы шли, задевая стены, и люди шарахаются от вас. О, если бы знали вы, сколько зла от вина, и могли бы отказаться от кувшинов с вином. Но вы отказались от вашего достоинства». Это еще не самое худшее. Поскольку египтянину ничего не стоило завести наложницу, купить или даже нанять рабыню, публичных домов было немного, однако они все же существовали. В них «студенты» пили сверх меры, здесь приводили к ним танцовщиц, певиц и музыкантш, которые, даже если принадлежали к культу Амона, зарабатывали, продавая свое тело. Здесь можно было услышать иноземную музыку, здесь пели песни и декламировали стихи под звуки тамбурина и арфы. Здесь предавались всем мыслимым наслаждениям, чтобы потом, под утро оказаться на улице, шатаясь бродить по городу и наконец уснуть в сточной канаве или ввязаться в драку с первым встречным.

    3. Судьи дурные и праведные

    Представители закона даже самого низкого ранга внушали работникам и феллахам благоговейный страх. Как правило, их появление предвещало либо хорошую порку, либо конфискацию их скудного имущества. Разумеется, моралисты советовали правителям и представителям власти всегда проявлять умеренность и милосердие. «Не мошенничай при сборе налогов, но и не будь слишком строг. Если найдешь в списке большую задолженность бедняка, раздели ее на три части. Уступи две, чтобы осталась только одна часть». Некоторые чиновники напоминают в надписях на стелах, или статуях в храмах, или в своих гробницах, что руководствовались не менее гуманными принципами. Визирь Птахмос говорит: «Я делал то, что хвалят люди и что угодно богам. Я давал хлеб голодному. Я кормил того, кто ничего не имел» Другой визирь, Рехмира, заботливо управлял царскими владениями. Он наполнил храмы статуями и построил себе великолепную гробницу, но он также защищал слабого от сильного, покровительствовал вдове, у которой не было родни, а только дети. Подчиненным Бакенхонсу, верховного жреца Амона, тоже не приходилось жаловаться на своего господина, если верить его словам: «Я был отцом тем, кто ниже меня, учил их детей, я подавал руку несчастным, кормил тех, кто впадал в нужду. Я не угрожал слугам, а был для них отцом… Я обеспечивал похороны тому, кто не имел наследника, давал гроб тому, кто не имел ничего. Я защищал сироту, который взывал ко мне, я отстаивал интересы вдовы. Я не прогонял сына с должности отца. Я не отнимал малых детей у матери. Я открывал свои уши перед всеми, кто говорил правду. Я удалил всех, отягощенных пороками». А вот история бывшего царского писца и хранителя амбаров Хаемхата. До самой смерти репутация его оставалась незапятнанной. «Не было никогда обвинений против меня… когда явился я в великий зал суда, боги там нашли, что все мои деяния не склоняют стрелки весов. И сам Тот оправдал меня перед всеми богами и богинями».

    Все эти рассказы звучат весьма ободряюще. Однако один властитель, хорошо знавший людей, предостерегает своего сына от судей: «Знай, немилостивы они в тот час, когда они выполняют свои обязанности». Старый вояка Хоремхеб, занимавший трон между потомками Эхнатона и Рамсесом I, не питал никаких иллюзий на этот счет. Он знал, что в тревожные годы, последовавшие за религиозной революцией, писцы, сборщики налогов и все представители власти, вплоть до самых ничтожных, беспощадно притесняли простых людей, обкрадывая одновременно народ и фараона. Судьи без стеснения брали взятки, за деньги оправдывали преступника и осуждали невиновного, слишком бедного, чтобы им заплатить. Хоремхеб придумал, как покончить с несправедливостью и покарать тех, кто злостно нарушал свой долг. Он издал суровый указ – любой судья, уличенный в злоупотреблениях своим служебным положением, подвергался позорной казни: ему отрезали нос и ссылали в своего рода каторжный лагерь в Силе, на Суэцком полуострове.

    Сети I в своем декрете довольно сурово обращается к визирям и хранителям золота, к вождям южных и северных племен, к колесничим и начальникам конюшен, к носителям зонта, ко всем стражникам царского дома и ко всем посланникам. Речь идет о защите от алчных чиновников Дома миллионов лет, который он основал в Абидосе и щедро одарил его имуществом, людьми и стадами. У фараона есть все основания думать, что эти чиновники насильно уводят его пастухов, рыбаков, земледельцев и ремесленников, что они ловят рыбу в его прудах и охотятся в его угодьях, что они конфискуют суда, особенно те, что возвращаются из Нубии с грузом товаров из южных стран. Каждый чиновник, который завладеет имуществом храма, будет наказан по крайней мере сотней палочных ударов, вернет все захваченное и заплатит штраф в стократном размере в возмещение причиненных убытков. В отдельных случаях наказание будет равняться двумстам палочным ударам и нанесению пяти ран. Особо провинившихся отдавали на земледельческие работы служителям храма, предварительно отрезав им нос и уши. Ярость, с которой царь действовал против своих чиновников, чтобы защитить привилегированное жреческое сословие, может вызвать лишь глубокое изумление. Однако надо признать, что чиновники действительно далеко не всегда проявляли безграничное уважение к привилегиям, которыми пользовались жрецы. Остается лишь поинтересоваться, ожидали ли их столь же суровые наказания за обиды, учиненные ремесленникам или крестьянам. Судя по дошедшим до нас фрагментам истории поселянина из Соляного оазиса, царь искренне желал вершить справедливый суд по отношению ко всем своим слугам.

    4. Охрана порядка

    При последнем правителе династии Рамсесидов в Фивах, да и во всем Египте, происходили поистине невероятные события. Кражи, злоупотребления властью и прочие преступления случались во все времена и даже при славнейших из царей; но никогда прежде не было такого, чтобы организованные банды разграбляли храмы и гробницы, сокровищницы, главной защитой которых служила прежде искренняя вера египтян в великих богов. Начиная с эпохи Раннего царства египтяне высекали на видном месте большими иероглифами предупреждение тому, кто будет вести себя недостойно в гробнице, кто ограбит или повредит статую, росписи, надписи или любой предмет погребального культа. За это ему обещали жестокие кары: «Того, кто содеет подобное против того-то, да сожрет его крокодил в воде, да укусит его змея на земле! Никогда ему не будет погребальных церемоний. Сам бог осудит его». Позднее один номарх Сиута, который весьма опасался, что его гробницу могут осквернить, тем более что он сам захватил более древнюю гробницу, приказал в ней высечь более подробное предупреждение: «Любой человек, будь он писец, мудрец, горожанин или из простых людей, если он возвысит голос в этой гробнице, если он повредит надписи или разобьет статуи, испытает на себе гнев Тота, самого строгого из богов, испытает на себе ножи палачей фараона, пребывающего в великих дворцах. Боги отвергнут его подношения». И напротив, номарх благословляет почтительного посетителя, которому суждено дожить до старости в своем городе, стать имаху (то есть «привилегированным»); в период Нового царства, поскольку многие привилегии начинали действовать лишь после сошествия в мир иной, это слово стало употребляться как синоним слова «покойный».

    Египтяне Нового царства не утратили доверия к этим предупредительным надписям. Когда Сети I нашел воду в пустыне поблизости от золотых рудников, он построил там святилище Амона-Ра и других божеств не только в благодарность за их милости, но и для того, чтобы они защищали тех, кто моет золото и кто доставляет его в царскую казну. Если будущие правители исполнят его волю, Амон, Хорахти и Татенен ниспошлют им сладостное царствование на земле и победу над всеми чужеземными странами и над Землей Лука. Но если какой-нибудь царь нарушит его планы, он ответит в Оне перед судом. Правителя, который прикажет мастеру послать рудокопов на другие работы, ожидает кара: «Пламя сожжет его плоть! Сияющая растерзает его члены. И всякий человек, который останется глух к его повелениям, увидит: Осирис встанет за его спиной, Исида – за спиной его жены, Хор – позади его детей вместе с владыками Та-Джесер, исполняющими свой долг». Верховный жрец Амона, Херихор, поставил свою статую в храме, чтобы она была поблизости от бога и народ приветствовал ее на торжественных процсесиях. Он наложил проклятие на всякого, кто осмелится сдвинуть ее с места даже по прошествии многих лет. Он познает гнев Амона, Мут и Хонсу. «Его имя больше не будет существовать на земле Египта. Он умрет от голода и жажды». Аменхотеп III издал указ, касающийся дворца ка (погребального храма) его фаворита Аменхотепа, сына Хапу: святилище будет находиться под покровительством Амона-Ра, царя богов, пока оно стоит на земле. На любого, кто повредит его, обрушится ярость Амона: «Он предаст их огню царя в день его гнева. Его урей извергнет пламя им в лицо, сожжет их плоть, растерзает их тела. Они станут подобны Апофису (змею преисподней, убитому богом Ра) утром дня нового года. Они не смогут проглотить жертвоприношения покойным. Им никто не нальет воду реки. Их сыновья не займут их место. Их жен изнасилуют у них на глазах… Они погибнут от ножа в день побоища. Тела их истощатся и ослабнут, потому что они будут голодать и у них не будет пищи».

    Так было прежде, но все аспекты управления страной тесно связаны между собой. Страх перед богами, ужас перед загробными карами оберегали храмы и гробницы, пока честная и бдительная стража охраняла некрополь к западу от Фив. Но вот пришел день, когда стража забыла о своем долге. С этого дня все угрожающие надписи утратили свое могущество.

    Первые ограбления некрополя произошли, как нам известно, на четырнадцатом году правления Рамсеса IX (1100 г. до н. э.), однако в действительности они были далеко не первыми. Гробницы грабили годами, но отвечавший за некрополь правитель хера (некрополя), которому подчинялись стража, меджаи (патрули) и многочисленные сторожа, ничего не предпринимал, чтобы положить конец этим преступлениям. Только Пасер, правитель города, которого такие дела в общем-то не касались, раскрыл этот скандал в донесении визирю и комиссии из высших чиновников. Донесение было тревожным. Правитель хера Паур-Ра под давлением прямых улик был вынужден провести расследование. Проверили ряд гробниц в северной части некрополя, начиная с гробницы Аменхотепа I, добрую память о котором хранили все жители левого берега. Пасер в своем донесении утверждал, что гробница осквернена. Но он ошибся. Гробница оказалась в полной сохранности, как и гробница вблизи храма того же Аменхотепа, пользовавшегося большой популярностью, потому что там стояла статуя фараона Интефа с его собакой Бахика. Грабители пытались обокрасть две соседние гробницы, но им не удалось ограбить дочиста гробницу фараона Сехемрашедтауи, сына солнца Себекемсафа. Камера, где покоился фараон со своей супругой, царицей Небхас, оказалась совершенно пустой. Пять других царских гробниц уцелели, однако из четырех гробниц певцов храма Амона-Ра, царя богов, две были вскрыты. Что касается соседнего некрополя, где покоились певцы, их предки и простые горожане, то он представлял собой плачевное зрелище. Здесь все гробницы были ограблены. Преступники вытащили мумии из деревянных и каменных гробов и бросили на землю, сняв золотые и серебряные украшения и прихватив всю погребальную утварь. Кое-кого из грабителей удалось задержать. Протокол их допроса был послан следственной комиссии.

    Судейским чиновникам нечем было гордиться, им следовало думать, как поскорее переловить грабителей и наказать тех, кто по своей нерадивости или по сговору с ворами допустил все эти ужасные преступления. Вместо этого они обрушили свой гнев на правителя города Пасе-ра, который пробудил их от сладостного бездействия, а теперь собирался послать доклад фараону, что грозило им всем арестом. Чтобы избавиться от этого возмутителя спокойствия, ему подсунули фальшивого свидетеля, медника Пахара, который рассказал, как он со своей шайкой грабил великие жилища предков. Паур-Ра, прекрасно зная, чего стоят эти россказни, провел по ним следствие и доказал свою полную невиновность в данном деле. Затем собралась комиссия во главе с визирем. Она вызвала медника Пахара с его мнимыми сообщниками, обвинителя и всех, кого он хотел притянуть к ответу. Визирь изложил суть дела и выводы следствия: «Мы проверили эти великие гробницы, о которых правитель города сказал, что их обокрали медники из крепости Усермаатра Мериамона, и обнаружили, что они целы. Это доказывает, что все слова его ложны». Работников допросили и устроили им очную ставку с Пасером. Выяснилось, что они не знали ни одного вечного жилища в некрополе фараона, о которых говорил правитель города. Пасера уличили во лжи. Работники, принадлежавшие верховному жрецу Амона-Ра, одному из главных подозреваемых по этому делу, были освобождены.

    Стражи порядка вообще были бы рады закрыть глаза на преступления грабителей, но им в руки попались воры, которые обчистили гробницу фараона Себекемсафа. Благодаря дошедшим до нас отрывкам их допроса мы можем представить, как они действовали. Каменотес по имени Аменпанефер из владений Аменхотепа, верховного жреца Амона-Ра, царя богов, сговорился с семью другими ремесленниками, такими же каменотесами, как он, или пленниками и одним перевозчиком, весьма необходимым для их дела, потому что без него невозможно было многократно переправляться через Нил с награбленной добычей, не возбуждая подозрений любопытных горожан. Они работали вместе уже четыре года и наконец решились ограбить пирамиду Себекемсафа. «Она не была похожа на пирамиду и гробницы знатных, которые мы обычно грабили». С помощью медных инструментов они прорубили в пирамиде узкий лаз. На это ушло много дней, но они смогли все-таки добраться до подземных покоев. Они зажгли светильники, убрали последние препятствия и очутились в помещении, где стояли саркофаги фараона и его супруги. Однако грабители проникли сюда вовсе не для того, чтобы заниматься кропотливыми археологическими исследованиями. Не медля ни минуты, они сбросили крышки саркофагов и увидели в них деревянные позолоченные гробы. Грабители их вскрыли. Благородная мумия фараона покоилась в гробу, рядом с нею лежал меч, должно быть украшенный пальметтами и охотничьими сценами, как меч царицы Ахетеп. Золотая маска закрывала лицо. На шее висели ожерелья и амулеты. Вся мумия была покрыта золотом. Грабители забрали все золото, серебро, медь и драгоценности, а гробы они сожгли. Золото весило сто шестьдесят дебенов (около 30 фунтов). Они разделили его на восемь равных частей и переправились через Нил. Возможно, кто-то из них не умел держать язык за зубами, а может быть, они возбудили подозрение у городской стражи. Аменпанефера схватили и повели к Пасеру. Однако грабитель дал писцу квартала гавани двадцать дебенов золота, и тот отпустил его без лишних разговоров. Аменпанефер отыскал своих сообщников, и они по-честному снова разделили добычу. На сей раз каждому досталось только по семнадцать с половиной дебенов. Надо было возместить такую потерю, и шайка опять принялась за свои дела, которые шли вполне успешно, пока их, наконец, не схватили. Но грабитель заявил: «Многие жители страны воровали, как и мы, и не менее виновны, чем мы!» Какое-то время их содержали под стражей, затем решили передать верховному жрецу Амона, но к моменту перевода из городской тюрьмы в храмовое узилище их осталось всего трое, да еще один вор из другой шайки, насчитывавшей семнадцать человек. Все остальные сбежали. Судьи рассудили, что теперь их должен искать верховный жрец.

    Три месяца спустя каменотеса Аменпанефера, чья мать уже была выслана в Нубию, все-таки поймали, и он предстал перед судом. После того как его попотчевали как следует палками, преступник дал новые показания. Вместе с пятью сообщниками он ограбил гробницу третьего пророка Амона. Они вынесли наружу позолоченный деревянный саркофаг, бросив мумию в углу усыпальницы. Переправившись на остров Амонемипет, они взяли все золото, поделили его, а гроб сожгли. Аменпанефер продолжал свои гнусные дела, его ловили, отпускали, и вот он опять предстал перед судьями.

    Гробницы фараонов и частных лиц вначале привлекали только работников каменоломен, каменотесов и ремесленников некрополя. Но вскоре к их шайкам присоединились мелкие чиновники западных храмов и самого некрополя, а также низшие жрецы. Бандиты шайки, в которой были жрец Пенунхеб и его четверо священнослужителей – Мери старший, его сын Паисем, Семди и Панхар, ухитрились снять ожерелье со статуи Нефертума, посвященной великому богу. Эта драгоценность, после того как ее переплавили, потянула на четыре дебена и шесть китов золота. Мери сам поделил добычу между сообщниками, видимо как старший по возрасту. Другая шайка, в которой были жрецы, писцы и погонщики волов, ограбила «Золотой дом» фараона Усермаатра Сетенпенра. Мы не знаем, где он точно находился. Его внешняя дверь из гранита с острова Абу запиралась медными засовами, створки были покрыты золотом. Наверное, эту гробницу плохо охраняли. Жрец Каукер и четверо его собратьев наведывались сюда не раз и уносили золото, которое обменивали в городе на зерно. Однажды один из соучастников, пастух, затеял с ними ссору: «Почему не дадите мне больше?» Они вернулись к своей неистощимой сокровищнице и принесли еще пять китов золота (1,75 унции). Купив на них быка, они отдали его пастуху. Но писец царских документов Сетимес, услышав перебранку между жрецами и пастухом, сказал им: «Я пойду и доложу верховному жрецу Амона!» Жрецы поняли с полуслова. За две вылазки в гробницу они вынесли четыре с половиной кита золота и этим купили его молчание. Жрец Тутуи, один из служителей «Золотого дома», решил расширить район своих операций. Вместе со жрецом Несиамоном он добрался до небесных врат, взял оттуда все золото, а остальное предал огню. Точно так же погибло огромное количество драгоценной утвари. Однажды грабители утащили носилки верховного жреца Амона, Рамсеснахта, который был совсем недавно погребен. А вскоре другая шайка похищает такие же носилки великого бога Усермаатра Сетенпенра и сорок «домов» фараона Менмаатра (Сети I), хранившиеся в сокровищнице дворца Усермаатра.

    Донесения и допросы по поводу этих грабежей составили довольно толстый том. Однако они касаются только второстепенных дел, потому что в этих записях упомянута лишь одна ограбленная гробница фараона. А на самом деле почти все гробницы в Долине царей и Долине цариц были вскрыты и ограблены в начале царствования Двадцать первой династии, то есть менее чем за тридцать лет. Чтобы спасти мумии фараонов, визири и великие жрецы Амона решили извлечь их из саркофагов и захоронить без всяких украшений и золотых масок, в одних только пеленах и в простых гробах в каком-нибудь тайном месте. Грабители, промышлявшие в этом районе, не добрались только до гробницы Тутанхамона и гробницы царицы Ахетеп. Мне кажется, гробницы Аменхотепов, Тутмосов, Сети и Рамсесов были ограблены работниками некрополя, хотя стражники могли бы легко покончить с этими бандитами. Но при последних Рамсесах Египет раздирали междоусобные войны между приверженцами Амона и приверженцами Сета, особенно многочисленными и активными в Конгосе, Оксиринхе, Тель-Модаме и Пер-Рамсесе. Наверное, во время этой жестокой гражданской войны сторонники Амона и Сета поочередно или все вместе грабили великие гробницы под предлогом, что противнику не должны достаться захороненные в них сокровища. Пример был подан сверху, и маленькие люди с маленькими средствами последовали ему, тем более что в эти смутные времена жизнь неимоверно вздорожала. Продуктов не хватало, и меняли их только на золото или серебро. За быка просили одну и три четверти унции золота. Сообщники некоего Бухафа признаются, что за свою часть добычи приобрели кто поля, кто зерно и ткани, кто рабов. Покупка раба не могла остаться незамеченной, потому что подобные сделки регистрировались в официальных конторах. Поэтому судья, узнав, что люди малого достатка купили раба, интересуется, откуда такие средства. Судебный писец спрашивает фиванку по имени Аринефер: «Что ты скажешь о серебре, которое принес Панехси, твой муж?» – «Я никогда его не видела». Визирь повторяет вопрос: «Как приобрела ты вместе с ним этих слуг?» – «Я никогда не видела серебра, которым он заплатил за них. Он приобрел их, когда он был далеко». Судьи задают последний вопрос: «Откуда серебро, которое Панехси уплатил Себекемсафу?» – «Я выручила его за зерно в год гиен, когда все голодали».

    Суд не нашел нужным уточнять, что подразумевала обвиняемая под «годом гиен». Это было общепринятое выражение, однако нас оно немного смущает. Некоторые египтологи думают, что речь идет о тех годах, когда гиены забредали в Фивы, точно так же как волки иногда появлялись в предместьях наших больших городов в голодное время. Но другие полагают, что это всего лишь образное выражение. Возможно, «год гиен» – год, когда враги Амона захватили Фивы и разграбили все храмы и некрополи. Все были в панике. Один из грабителей кричит отцу одной женщины, который входил в шайку Бухафа: «Старый дурак, ни к чему не годный, если бы ты покончил с собой и бросился в Нил, кто бы тебя искал?» Воистину Рамсес III имел все основания снова и снова взывать к богам с мольбой даровать его сыну благополучное царствование. Он предчувствовал, что на Египет надвигается катастрофа. Буря разразилась через семьдесят пять лет после его смерти. И лишь через четверть века бед и невзгод, каких эти земли не знали со времен нашествия гиксосов, через четверть века, когда ремесленники, писцы и жрецы бсестыдно вторгались в жилища богов и умерших, Египет восстал из разрухи, являя собой лишь слабую тень своего былого величия.

    5. Суд

    За восстановлением порядка последовали жесткие меры. Точно установлено, что уже при Рамсесе IX для восстановления ущерба, нанесенного грабежами, была собрана следственная комиссия во главе с визирем, первым лицом в Египте после фараона. Судя по работе комиссии, визирь был больше заинтересован в том, чтобы замолчать реальные убытки, чем открыть всю истину. Многих грабителей схватили и заточили в тюрьму, однако они без труда покупали себе свободу за награбленное золото и вновь брались за старое. Но после того как в последние годы царствования Рамсеса IX ограбления гробниц возобновились, была создана новая следственная комиссия, в которую, помимо визиря, входили царские кравчие, хранители казны, два носителя опахала, писцы и глашатаи. На этот раз они действовали решительно. Довольно часто истцы обращались к статуе божественного царя, чтобы вернуть украденное или получить соответствующее вознаграждение. Однако дело слишком серьезное, поэтому священную статую оставляют в покое, а судьи, чтобы узнать истину, прибегают к испытанным средствам.

    В начале судебного заседания, на котором допрашивали главных обвиняемых по делу об ограблении великих гробниц, визирь говорит пастуху Бухафу: «Ты был со своими людьми. Бог поймал тебя и привел сюда. Он отдал тебя во власть фараона. Назови мне всех людей, которые были с тобой в этих великих жилищах!» Обвиняемый не заставляет себя долго просить и называет шестерых сообщников. Но суду этого мало. Бухафа бьют палками. Он клянется сказать всю правду. Его допрашивают снова: «Скажи, как добрался ты до священных жилищ?» Бухаф говорит, что гробница, куда он проник, уже была вскрыта, и его снова бьют палками, пока он не клянется, что скажет всю правду. У него вырывают признание: он называет еще тринадцать имен и заявляет: «Клянусь Амоном, клянусь царем, если обнаружат человека, который был вместе со мной и я утаил его, я приму наказание вместо него!» И вот начинается долгий допрос сообщников, которые тоже называют во время следствия новые имена. Обвиняемые клянутся говорить только правду под страхом высылки в Нубию, или быть изувеченными, или «поставленными на дерево». Это выражение мы уже встречали неоднократно. Многие из тех, кто что-то замышлял против Рамсеса III, были «поставлены на дерево». Египтологи думают, что это означает посадить на кол, но лично я не разделяю этого мнения. На ассирийских рельефах мы видели посаженных на кол, но на египетских – ни разу. Зато иногда на них изображены привязанные к столбу преступники, избиваемые палками. Поэтому я думаю, что преступника, которого «ставили на дерево», привязывали к столбу и, наверное, забивали палками насмерть.

    Иногда на вопросы судьи обвиняемый отвечал: «Горе мне, горе моей плоти!» Судья хладнокровно повторял вопрос и, если ответ, как обычно, его не удовлетворял, снова переходил к палкам. Били тремя способами, потому что в египетском языке для этого наказания было три термина: беджен, неджен и менини. Некоторые получали наказания всех трех сортов, но мы точно не знаем, чем они отличались. Били по спине, по ладоням и стопам. Это действенное средство хорошо развязывало языки, однако не всегда. Часто судейский писец отмечает, что даже после второго и третьего битья обвиняемый ни в чем не признался. По-видимому, и после этого обвиняемого не отпускали. Иногда вставший в тупик судья, не получив от несчастного ни признаний, ни сведений, требовал, чтобы тот назвал свидетеля, который мог бы подтвердить правдивость его показаний. Освобождали обвиняемых редко. Перед судом предстал трубач по имени Амонхау. Визирь его спрашивает: «Как тебе и возжигателю благовоний Шедсухонсу удалось проникнуть в великое жилище и вынести оттуда серебро, после того как там побывали воры?» Тот отвечал: «Горе мне! Горе моей плоти! Это все Перипатау, трубач, с которым я поссорился и сказал ему: «Ты будешь предан смерти за кражи, совершенные тобой в некрополе…» Его продолжали допрашивать, подвергнув битью палками по ладоням и стопам. Он сказал: «Я не видел никого, кроме того, кого уже назвал». Его подвергали битью неджен два раза и битью менини. Он сказал: «Я ничего не видел. О том, что видел, я уже сказал». Допрос возобновился на десятый день четвертого месяца сезона шему. Амонхау признали невиновным в этих кражах и отпустили на свободу. Бедняга, несомненно, заслужил это.

    Благодаря многочисленным сохранившимся свидетельствам мы можем получить довольно полное представление о том, как проводились допросы в интересующую нас эпоху. Но, увы, до нас не дошли судебные решения, поэтому мы не знаем, что ожидало виновных: смерть под пытками или жалкое существование в рудниках и каменоломнях.

    6. Прием иноземных данников

    Как мы видели, государственные служащие отвечали главным образом за охрану царских владений, борьбу с преступниками, судопроизводство и сбор налогов. В голодные годы они кормили народ. Это были их обычные обязанности, но некоторым выпадала большая удача принять участие в делах почетных и славных. Самой приятной обязанностью, пожалуй, считалась встреча иноземных послов, прибывших молить, чтобы их народ приняли «на царскую воду», или известить царя о том, что в далекой земле занемогла царевна, которую излечит лишь искусный египетский врач или могущественный египетский бог.

    Посланцы из Речену, Нахарины и далеких азиатских стран могли по желанию прибыть по суше или морем. В первом случае их встречали пограничные отряды на заставе Пути Хора. Во втором – они приплывали на кораблях, очень похожих на египетские. И это неудивительно, потому что египтяне в корабельном деле были учениками библских корабелов. Прибыв в порт, сирийские капитаны возжигали благовония и жестами выражали свою радость по случаю счастливого завершения долгого плавания. Они быстро выгружали свои товары, а египтяне тем временем разбивали на набережной большие палатки с питьем и едой. Вскоре появлялся египетский чиновник и вел гостей к визирю. Шествие было веселым и пестрым. Поглазеть на него собирались, наверное, толпы. Художники, которым предстояло изобразить иноземных гостей в гробнице визиря, изучали их с пристальным вниманием. Одни гости были в набедренных повязках, вышитых разноцветными шерстяными нитками, с кисточками, другие – в длинных одеяниях с рукавами, с застежками спереди в виде шнурка или крючков, третьи – в широких шерстяных накидках. У некоторых висел на шее медальон. Женщины – в платьях с оборками. Слуги вели лошадей, медведей, слонов ростом чуть больше теленка. Несли на плечах кувшины с терпентином, смолой, медом и растительным маслом и корзины, полные золота или лазурита. Но больше всего египтяне ценили иноземные изделия – оружие и колесницы, украшения и металлические сосуды. Сирийцы достигли в изготовлении этих предметов поразительного мастерства. Они уже не довольствовались, как в начале Восемнадцатой династии, сосудами с ручками в виде растений, чашами со скромным рисунком или с искусственными цветами внутри, а производили теперь огромные вазы на ножках, сплошь украшенные гравировкой или инкрустацией, где растения, фигуры людей и животных переплетались вокруг ножки, на боках и на крышке. Здесь были и вазы с тремя горлышками. Крышки имели форму головы бога Бэса или грифона. Чаши напоминали теперь многоэтажные дворцы или подножия для сфинкса с женской головой. А иногда, наоборот, чашу поддерживали двое мужчин, стоящих спина к спине. Отметим еще жезлы из настоящих или искусственных слоновьих бивней с богатой резьбой и насаженными на них набалдашниками в виде головы бога Бэса или женской головки. Подобные вещи не имели никакого практического применения. Это были чисто парадные украшения. Возможно, поэтому они так нравились египтянам, которые в своих мастерских делали с них упрощенные копии. Насколько велик был интерес к этим иноземным безделушкам, можно судить по той тщательности, с которой они воспроизведены в ряде гробниц, например в гробнице Амисеба.

    Посланцы южных стран не уступали по своей живописности азиатам. Увешанные ожерельями, с хвостами пантер, привязанными сзади, с обритой головой, на которой оставались три пучка волос, они шли, приплясывая, под звуки тамбурина. Их жены в одной лишь юбке или в платье с воланами несли в корзинах на спине до четырех детей сразу. Мужчины приносили кожаные щиты, слоновую кость, страусовые перья и яйца, шкуры пантер, кувшины и мешки. Они вели за собой на веревке обезьян, гепардов и длинношеих жирафов. Однако ни одно из этих шествий не может сравниться с торжественным кортежем царского сына Куша Хеви, представшим перед Тутанхамоном. Большинство нубийцев надели египетское платье, однако сохранили кое-что из своих национальных украшений. Их длинные волосы образуют на голове нечто вроде шапочки с диадемой и страусовым пером. В ушах у них тяжелые серьги, на шеях ожерелья; на запястьях сверкают массивные браслеты. У некоторых на плечах шкура пантеры, а поверх них пояс, перевязь и передник с изображенными на них солнечными дисками с лучами. Вожди с достоинством выступают в прозрачных гофрированных одеждах, на груди у них египетские ожерелья, на ногах – сандалии. У детей, как и у детей египтян, на правую щеку падает косичка. К рукам привязаны хвосты пантер. У носильщиков даров в ушах простые кольца, но у знати серьги представляют собой золотые диски с подвесками.

    В шествии участвуют воины, которые преклоняют колени и просят даровать им «дыхание жизни». Носильщики протягивают на подносах мешочки с золотом и золотые кольца, другие несут шкуры пантер и жирафов, бычьи шкуры с головами. Группа вождей идет впереди колесницы своего царя, очень похожей на азиатскую или египетскую; на ней даже установлен великолепный зонт из страусовых перьев. Но влекут ее не кони, а два безрогих быка. За колесницей следуют несколько пленников со связанными руками и петлей на шее. Шествие замыкают негритянки со своими младенцами в заплечных корзинах и в окружении детей с выбритыми по их обычаю макушками. Они обнажены по пояс. Как и у мужчин, у них в ушах серьги, на запястьях – массивные браслеты, к рукам привязаны хвосты пантер.

    Народы юга не были столь изобретательны, как финикийцы, но и у них имелись весьма искусные ремесленники. Возможно, египетские правители Нубии, которых называли «царскими сыновьями» или «наместниками» Куша, всячески способствовали развитию местного искусства. Об этом можно судить по тому, с каким удовольствием Хеви смотрит на выставленные перед ним товары, прежде чем преподнести их своему суверену. Нубийцы изготовляли не только предметы, похожие на египетские: кресла, кровати, подголовники и колесницы, но и свое оружие, отличавшееся от оружия египтян. Их кожаные щиты в металлической окантовке, укрепленные металлическими гвоздями, нередко украшали часто повторяющиеся сценки. На одних мы видим сфинкса с головой барана, попирающего своих врагов, на других – фараона, пронзающего копьем нубийца. Но египтяне еще больше ценили золотые миниатюрные изображения негритянских деревушек, стоящих на дне корзины или же на маленьком столике. Хижина в форме очень высокой пирамиды прячется в тени финиковых пальм и пальм дум. Обезьяны и дети взбираются на пальмы за плодами. По деревне разгуливают жирафы со своими хозяевами. Вокруг изображения – коленопреклоненные негры. Ножки столика сделаны в виде фигурок негров, привязанных к столбам, с нанесенными на них царскими картушами. Шкуры пантер и золотые цепи свисают со стола. Это шедевр нубийского мастера, вдохновленного египетскими образцами.

    Посланник, который привозил с юга подобные сокровища, не говоря уж о слитках золота, черном дереве и слоновой кости, да при этом еще и мог похвалиться, что в его стране царят мир и спокойствие, вполне заслуживал царской награды.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке