|
||||
|
Глава IX ВОЙСКО И ВОЕННОЕ ДЕЛО 1. Плюсы и минусы военного дела Писцы считали, что военное дело стоит куда ниже их ремесла, однако их ученики, ослепленные блеском военной славы, нередко меняли тростниковую палочку и дощечку для письма на меч и лук, а уж тем более на колесницу с горячими скакунами. Чтобы наставить этих юнцов на путь истинный, писцы старались всячески продемонстрировать им все тяготы солдатской жизни, и среди множества стилистических упражнений эпохи Рамсесидов большое место занимают различные вариации на эту тему. Если верить им, чтобы стать пехотным командиром, необходимо с колыбели готовиться к военной карьере. Когда он достигал трех футов роста, его отправляли в казармы для обучения, в ходе которого на его голове и теле оставались шрамы на всю жизнь. Если он ленился, его выбивали как ковер (в тексте – «как лист пергамента»). Но все это было лишь подготовкой; после того как начальники признавали наконец его годным для военного дела, жизнь его превращалась в настоящий кошмар: «Приди, послушай о походах в Сирию и как переходит он через горы. Он несет хлеб свой и воду свою на плечах, как осел несет свой груз; его хребет разбит. Он пьет воду протухшую и гонит от себя крепкий сон. Когда достигает он врага, он подобен птице, пойманной в силок, и сил не осталось в его членах. Когда ему удается вернуться в Египет, он походит на палку, изъеденную червем. Он болен, бсесилие охватывает его, и его приходится везти на осле. Одежду его украли грабители, и слуга его сбежал». Все эти беды не грозят военачальнику, который разъезжает на колеснице. Поначалу, когда ему выдали пару прекрасных коней из царских конюшен и пятерых слуг, чтобы ходить за ними, он преисполнен радости. Он торопится попасть в свой родной город, чтобы покрасоваться там перед людьми. Он задирает каждого, кто имеет дерзость не выразить при виде его восхищения. Но он должен содержать двух из выделенных ему слуг, а теперь еще он собирается купить новую колесницу. Дышло стоит три дебена серебра, а корпус – пять. Это все, что досталось ему от небогатых родителей. Но вот он ввязывается в новую ссору с завистниками и оказывается ранен, а его упряжь стоит в придорожной канаве, и в этот самый момент высшее начальство проводит общий смотр. Его арестовывают и назначают сто палок. Несчастного бросают на землю и приводят приговор в исполнение. Все это, разумеется, большое преувеличение, оно лишь доказывает, что ученые мужи недолюбливали солдат, которые наверняка отвечали им взаимностью. Воины, вернувшиеся из походов в Сирию, Нубию или Ливию, могли окончить свои дни в относительном достатке, как Яхмос, сын Абена, или обеспечить себе синекуру при дворе, как Яхмос из Нехеба. Едва ли у них были основания пенять на даром потраченное на воинской службе время. «Имя отважного мужа, – говорит сын Абена, – не будет забыто на земле во веки веков». К тому же это было вполне прибыльным делом, поскольку после каждой победы воины делили между собой добычу. Героям, о храбрости которых докладывали царскому гонцу, доставались не только наделы земли в их родных городах, но также рабы и рабыни. Например, Яхмос за свою доблесть получил девятнадцать рабов и рабынь и золото в виде ожерелий и чаш, подобных чаше Джути, на которой была выгравирована следующая иероглифическая надпись: «Даровано милостью царя Менхеперра благородному правителю, божественному отцу, любимцу богов, кто наполнял царское сердце радостью во всех чужеземных странах, как и на островах Великой Зелени, кто наполнил его склады лазуритом, золотом и серебром, управителю чужеземных стран, военачальнику, любимцу доброго бога. Твое будущее в руках владыки Обеих Земель, царский писец Джути». Другого воина звали Диду, ему пришлось сменить немало должностей: он был начальником пустынь к западу от Фив, посланником во всех иноземных странах, знаменщиком царской личной охраны, капитаном судна «Мери-Амон» и, наконец, главой городской охраны. Он тоже неоднократно удостаивался похвал и награждался золотом. На его нагрудном ожерелье красовались золотые пчелы и лев с поднятой передней лапой. Один знаменосец, живший в то же время, что и Диду, и по имени Небкемет (владыка Египта), получил в награду за службу браслет из серебристого золота (электрума). Однако счастливее всех оказался знаменосец Небамон, который состарился на службе фараону; смелый и верный воин, он за всю свою долгую жизнь ни разу не подвергался наказанию. Царь решил вознаградить его заслуги двухэтажным домом с внутренним двориком, осененным пальмами. А кроме того, ему были дарованы земли со стадами, слугами и рабами, которые не могли быть реквизированы царскими чиновниками. Ему присвоили почетное звание имаху («почтенный») – это звание предусматривало похороны за счет царя. И наконец, не желая, чтобы он совсем отошел от дел, фараон назначил Небамона начальником корпуса охраны, патрулировавшей пустыню к западу от Фив. Все эти титулы и подарки были оглашены и вручены ему на военном параде. Когда Небамон был знаменосцем, он, как и упомянутый выше Диду, служил на военном корабле «Мери-Амон», поэтому на знамени его отряда был изображен корабль с кабиной посередине, рулевым веслом и такелажем. Вся команда собралась на судне, чтобы присутствовать при награждении бывшего капитана. Военачальники сидели на стульях с перекрещенными ножками, матросы стояли, выстроившись в четыре ряда. Небамон передал одному из военачальников знамя, которое носил, когда сопровождал повелителя Обеих Земель в чужеземных странах, и почтительно поклонился ему. Затем один из носильщиков царского опахала вручает ему другое знамя с изображением газели со страусовым пером на спине – символом корпуса, патрулировавшего пустыню к западу от Фив. Кроме того, он передает ему небольшой – чуть длиннее ладони – цилиндрик в форме пальмы, который, возможно, служил футляром для папируса с копией указа о назначении Небамона на новую должность. После этого меджаи (патруль) прошел парадным маршем перед своим новым начальником. Два военачальника преклонились перед ним, опираясь на локти. Мимо него пронесли знамена, одни квадратные, другие полукруглые, на которых, скорее всего, были записаны названия, численность и эмблемы отрядов, составляющих корпус меджаи. Наконец прозвучала труба, и началось торжественное шествие: впереди шел знаменосец, за ним – лучники, а позади воины с копьями и щитами. Проходя перед Небамоном, лучники приветствовали его поднятым в правой руке луком, затем снова вешали луки на шею и маршировали дальше, сжав руки в кулаки. Подобным людям едва ли приходилось жаловаться на обращение повелителей, однако о судьбе других военачальников и рядовых воинов мы знаем гораздо меньше, поскольку они не могли позволить себе пышных гробниц с росписями, изображающими их военные подвиги. И тем не менее дошедшие до нас изображения рассказывают кое-что о жизни простых египетских воинов. Высшее воинское начальство, царские писцы и вербовщики – Чануни, Хоремхеб, Аменемхеб и прочие – весьма заботились о войсковом довольствии. Как правило, ежедневный рацион включал в себя хлеб, мясо, вино, лепешки, овощи и множество других питательных продуктов. Мы видим воинов, шествующих в строгом порядке за своим командиром, каждый несет на плечах мешок с провизией. Вот они входят в ворота и видят на дворе кувшины и корзины с сухарями, пирогами и кусками мяса. Позади корзин сидят на земле пожилые люди в белых одеждах, очевидно пекари и повара. Писцы отмечают в списках людей и полученную ими провизию. В обязанности Небамона, после того как он встал во главе отрядов меджаев, входило, помимо всего прочего, воспитание и обучение новобранцев. Мы видим, как он занимается этим делом, удобно усевшись на табурете; рядом с ним два помощника, которые держат наготове еще один табурет, сандалии и палки. Перед ним писцы запечатывают кувшины с вином, клеймят быков, отмеряют продовольствие и все записывают. Надо полагать, что эта провизия предназначалась не только Небамону, но и его воинам. Рамсесиды, как и их предшественники, старались, чтобы воины были сыты и хорошо снаряжены. Они делали все возможное, чтобы воины не жаловались на судьбу. Именно поэтому Рамсес II с такой горечью упрекал своих воинов, которые бросили его среди врагов, предоставив на милость Амона: «Как ничтожны вы сердцем, мои колесничие! Нет у меня отныне доверия к вам. Разве есть хоть один среди вас, кому я не сотворил бы добра в стране моей? Не одарял ли я вас как владыка, когда вы были бедны? Не назначал ли я вас по благосклонности своей начальниками? Не отдавал ли я сыну имущество отца его, положив конец всякому злу в сей стране? Я дал вам рабов и вернул вам других, отобранных у вас. Всякому, обращавшемуся с просьбой ко мне, я говорил каждодневно: «Исполню я это». Никогда еще не делал владыка для войска своего того, что я, ваш царь, по прошениям вашим. Я позволил вам обитать в городах ваших, когда вы не выполняли обязанности воинов, и моим колесничим открыл я доступ в города их, говоря: «Я тоже найду их в тот день, в час сражения». Рамсес II, возможно, горько раскаивался, что так избаловал своих воинов. Но Рамсес III последовал его примеру. Через несколько лет после восшествия на престол, когда враги Египта не осмеливались уже нападать в открытую, он разрешил воинам жить со своими семьями в выбранном ими месте в абсолютном безделье. «Дал я пребывать в праздности войску и колесничим в мое время, причем шердены и кехеки (ливийские наемники) пребывали в своих городах в праздности. Не испытывали они страха, ибо не было мятежей в Сирии и схваток в Куше. Их луки и оружие мирно покоились на складах, тогда как они насыщались и пили с радостью. Их жены были с ними и дети при них. Не оглядывались они назад из беспокойства. Сердца их довольны, ибо был я с ними, защищая и охраняя их». В целом к египетскому войску времен Рамсесидов вполне можно применить слова Геродота, описывавшего армию Псамметиха. Существовали, говорит он, два рода войск: каласирии и гермотибии, что соответствует египетским меша (пешие воины) и тентхетер (колесничие). Военное дело было наследственной профессией, сын занимал в войске место отца. В семьях воинов обычно не занимались другими ремеслами. Личная гвардия царя получала дополнительный рацион зерна, вина и мяса. 2. Служба внутри Египта Когда фиванские цари начали освободительную войну против гиксосов, их войско состояло только из египтян, однако вскоре была введена практика использовать в качестве солдат пленных. Полк, которым командовал Чану-ни, служивший писцом у Тутмоса IV, состоял из роты бравых воинов, на вид ничуть не похожих на египтян. Египтяне обычно высокие и стройные, с широкими плечами и плоским животом. А воины Чануни – с толстыми мускулистыми руками и ногами и длинными, свисающими ниже плеч волосами. Их огромные животы подпоясаны широкими кушаками, к которым сзади привешены хвосты пантер, свисающие до самых щиколоток. Это явно выходцы с юга, хотя и не негры. Они идут стройными рядами, каждый держит в правой руке дубинку. Эхнатон вообще предпочитал чужеземцев, и в личной охране, сопровождавшей его по пути из дворца в храм, мы всегда видим больше сирийцев, ливийцев и нубийцев, чем египтян.
Во времена Хоремхеба в египетском войске появляются хетты, а во времена Сети I – «морской народ». Гвардия Рамсеса II целиком состояла из шерденов: высоких, худощавых, хорошо сложенных бойцов. Египетские художники отличались большой наблюдательностью и очень точно передавали отличия между египтянами с их правильными чертами лица и неграми с плоскими лицами, костлявыми ливийцами и горбоносыми семитами. На стене храма в Абидосе мы видим отряд наемников, которые, судя по их виду, были набраны фараоном из числа европейцев. В результате успешных походов против ливийцев и «морского народа» Рамсес III захватил множество военнопленных. Первым делом на них, словно на скот, было поставлено клеймо с царским именем, и вскоре, пройдя необходимый курс дополнительного обучения, они стали воинами египетской армии. Воинское обучение сводилось к строевому маршу и рукопашному бою. Любимыми развлечениями фараона были борьба и состязания между самыми ловкими воинами, которых приглашали даже ко двору. Замечательные изображения военных турниров сохранились в Мединет-Абу. Родственники царя и правители номов прогуливаются с веерами в руках. Закрепленные в волосах подвески спускались на лицо. Их сопровождают несколько иноземных царьков, как позднее беглец Хадад, враг Давида. Нетрудно отличить бородатых сирийцев – у них широкие кушаки и длинные волосы, стянутые лентой. У негра в ушах большие серьги, а волосы украшены страусовым пером. Хетты и ливийцы выступают в парадных одеяниях. Все хором приветствуют фараона: «Ты подобен Монту, владыка, да будешь ты жив, здоров и силен, наш милостивый господин. Амон отдал в руки твои этих злодеев, иноземцев, осмелившихся пойти против тебя». Но вот соперники выходят на арену. Первая пара – мужчины, вооруженные палками, в воинских набедренниках с большим треугольным передником, обращенным острым концом вниз. Левое предплечье у каждого защищено нарукавником, правая рука – в кожаной перчатке, на подбородке и обеих щеках толстая повязка, которая крепится к налобной ленте. Один из соперников кланяется наследному царевичу, военачальнику армии, который ободряет его словами: «Да будет все по сердцу твоему, по сердцу твоему, о мой боец!» Другой соперник воздевает руки к небесам. И вот схватка начинается. Соперники наносят удары друг другу палками наотмашь, защищая лицо левой рукой. Один из них подзадоривает противника: «Берегись! Я покажу тебе руку истинного бойца!» Вслед за ними на арену выходят борцы. Египтянин, обхватив руками своего противника-ливийца, отрывает его от земли, тот пытается укусить его за руку. Египтянин кричит: «Осторожнее, ты, кусачий сириец [так]! Фараон, да будет он жив, здоров и силен, со мной, против тебя!» Эти слова могут означать, что фараон вот-вот вмешается в поединок и накажет борца, столько грубо нарушающего правила честного единоборства, или же что недостойное поведение не сможет помешать египетскому герою доказать повелителю свою силу. А вот сошлись в борьбе два египтянина. Тот, что слева, схватил противника за ногу и, используя казарменную лексику, обещает повергнуть его на землю перед фараоном. В последней сцене мы видим египтянина, возможно победителя предыдущей схватки, который борется с негром. Судья ободряет своего соотечественника, хотя это и не по правилам: «Помни, твой милостивый владыка фараон, да будет он жив, здоров и силен, смотрит на тебя!» Египтянин обхватывает негра руками, поднимает и, прежде чем опрокинуть на землю, говорит: «Ты повержен, грязный негр! Вот я сейчас растопчу тебя в крошево перед фараоном!» Это решающий момент схватки. Дальше мы видим негра, стоящего на четвереньках. По-видимому, он признал себя побежденным, потому что египтянин стоит с поднятыми руками. «Амон вечно цветущий, победитель чужеземцев! Великий полк Усермаатры-предводителя завоевал все земли!» Таким образом египетская гордость удовлетворена. Можно лишь предполагать, как отреагировал бы двор, если бы победа досталась чужеземцу. Однако автор барельефа, изображающего сцены из жизни египетского воина, ничего не рассказал нам ни о том, что ждало побежденного, ни о том, какую награду получал победитель. Зато он показал нам, с каким выражением наблюдают за боем иноземные царьки, сидящие во втором ряду. Судя по их холодным, непроницаемым лицам, это зрелище не доставляет им никакого удовольствия. 3. Войско на войне Во времена Девятнадцатой и Двадцатой династий египетскому воинству неоднократно выпадала возможность проявить свою доблесть. Если верить официальным отчетам и изображениям на барельефах, особенно тем из них, которые повествуют о победах Сети I в Палестине и кампаниях Рамсеса III против ливийцев и «морского народа», военные походы предстают перед нами в виде драмы в четырех действиях: в первом воинам раздают оружие и войска выступают; во втором разгорается великая битва в чистом поле; в третьем египтяне осаждают и берут город; и, наконец, в четвертом с триумфом возвращаются в Египет. При Рамсесидах в большинстве случаев все происходило примерно так, и все же победа, как и сегодня, иногда доставалась и противнику. Египтяне не любили вспоминать о своих поражениях, но мы знаем, что бывали сражения, когда врагам удавалось наголову разбить египетское войско. Например, в конце Девятнадцатой династии хеттский царь Суббилулиумма не только разгромил египтян, но и гнал их через всю Сирию, желая отомстить за смерть своего сына, подло убитого в Египте, куда он отправился по призыву фараоновой вдовы. Однако в целом эпоха Рамсесидов была для египтян более чем удачной. Последуем же за ними в их победоносном марше. 4. Сборы и раздача оружия Прежде чем приступить к военным действиям, фараон обычно созывал своих советников; нередко это делалось даже в том случае, если царь уже принял окончательное решение. Именно так поступил Камос, один из освободителей Египта, когда, вдохновленный Амоном, он решился напасть на гиксосов, оккупировавших всю Дельту и Верхний Египет вплоть до четырнадцатого нома; те намеревались распространить свою власть и культ своего бога Сутеха на весь Египет. Советники Камоса опасались слишком поспешных действий и предпочитали выждать, чтобы не ухудшать и без того непростое, но хотя бы привычное положение дел. Однако царь имел свои соображения на этот счет, поэтому было принято решение выступать. Мы не знаем, как обстояло дело: послал ли фараон к гиксосам гонца с вестью о своем решении или же захватчики узнали о нем, лишь когда увидели приближающиеся с юга египетские войска. В древности восточные правители часто вели переписку. Они посылали друг другу намеки, угрозы, требования или жалобы, извещали друг друга о рождениях, похоронах или интригах сторонников одного или другого царя. В двадцать первый год правления Рамсеса II (1280 г. до н. э.) был положен конец вражде между египтянами и хеттами; обе стороны подписали договор, составленный по всем правилам – с преамбулой, многочисленными статьями и заключением – и скрепленный государственными печатями. Долгое время этот договор считался самым древним в мире. Сегодня мы знаем и несколько более древних, однако до нас не дошел ни один документ, возвещающий об объявлении войны. Я, однако, склонен полагать, что такие документы должны были существовать, поскольку, как мы увидим далее, гиксосы и египтяне активно обменивались посланиями. Когда фараон понял, что война неизбежна, он начал готовить свою пехоту и колесницы и прежде всего шерденов, которых его величество пленил, укротил, вооружил и обучил египетской тактике боя. Шерденами командовал сам фараон. Основу войска составляли египтяне, сирийцы, ливийцы и другие средиземноморцы, распределенные по разным отрядам. В текстах времен Сети I мы находим упоминание об отряде Амона, известном также под названием «Доблестные луки», отряде Ра «Множество рук», отряде Сета «Могучие луки». Четвертый отряд, отряд Птаха, впервые упоминается в документе, относящемся к царствованию Рамсеса II. Раздача оружия и снаряжения считалась торжественным событием, при котором присутствовал сам царь. Рамсес III, заняв место на помосте с балюстрадой и положив руки на подушку, принимал приветствия воинов и выслушивал доклады своих военачальников. Затем он обращался к ним: «Принесите оружие, выставите его, дабы укротить храбростью отца моего Амона мятежные страны, не знающие Египта!» Ради этой церемонии он надевал полное боевое облачение, включая пышный набедренник и сандалии. Вокруг него стояли наследник престола, царский писец и высшие полководцы. Оружие сваливалось в кучи: шлемы, полностью закрывающие голову и заднюю часть шеи, с прорезью для глаз и двумя лентами с кисточками на концах; чуть в стороне дротики, треугольные луки, колчаны и кольчуги с короткими рукавами, защищавшие все тело, мечи с изогнутым, как у серпа, клинком и длинной рукоятью, который египтяне называли хе-пеш – «рука». Воины в простых набедренных повязках с треугольным передником подходили по очереди и, получив оружие, удалялись, а писцы записывали их имена и выданное им оружие.
К концу XIII в. до н. э. египтяне переняли оружие у своих старых врагов сирийцев, иначе они не смогли бы победить их. Шлемы, которые Рамсес III раздавал своим воинам, к тому же изображенные в красках в его гробнице, почти ничем не отличаются от шлемов сирийских воинов, хорошо нам знакомых по сценам сражения на колесницах времени Тутмоса IV, по процсесиям иноземных послов с дарами и, наконец, по оригиналам подлинных сирийских шлемов. Форма их та же самая. Египтяне только заменили конский хвост сзади лентами с кисточками. Бог Сет, которого в то время называли Сутехом, самый азиатский из всех египетских богов, носил подобный шлем с солнечным диском между двумя острыми рогами, оплетенными лентами, которые почти у самой земли завязывались треугольным бантом. Сутех был богом войны, и, можно полагать, шлемы воинов были подобием божьего шлема, только упрощенного. Однако не следует забывать, что Сутех носил азиатские одения и походил на Баала, как родной брат. Азиатские воины издавна пользовались треугольным луком, египтяне же предпочитали луки самой разной формы. Сначала они стреляли из луков с двойным изгибом, позднее, в эпоху Древнего царства, это был просто изогнутый лук, но и старая модель еще не вышла из употребления. Именно с помощью такого древнего лука Тутмос III и Аменхотеп II пронзали стрелами медные мишени. Во времена Рамсесидов все египетское войско было вооружено треугольными луками, которые, видимо, были проще для массового производства. Что же касается изогнутых серповидный мечей, то мы хорошо знаем, что это традиционное азиатское оружие. Каждый царь Библа в эпоху Среднего царства повелевал положить такой роскошный хепеш в свою гробницу. Мы знаем изображения, на которых сирийские воины подносили такие же мечи великому жрецу Амона, Менхеперра-сенебу. Изогнутые мечи с длинными рукоятками подбирали в Сирии воины Тутмоса III, быстро понявшие, насколько это страшное оружие. Царь начал пользоваться подобным мечом, и вскоре все стали следовать его примеру. Защитная накидка в виде кожаной безрукавки, покрытой маленькими металлическими пластинками, тоже сирийского происхождения. Большинство сирийцев, изображенных на колеснице Тутмоса III, почти все в таких кольчугах. Лишь у немногих вместо кольчуги два широких ремня, перекрещенные на груди. И хотя кольчуга не могла защитить «гнусных воинов Речену» от стрел фараона, египтяне все же не отказывали ей в некоторых достоинствах. Колесница, игравшая такую большую роль в войнах той эпохи, тоже была заимствована египтянами у сирийцев. Мы не знаем, когда именно в Сирии стали использовать лошадей и когда там изобрели колесницу. В документах Среднего царства, как египетских, так и сирийских, нет и намека на коней и колесницы (однако документы из Мари на Евфрате показывают, что лошади были известны и ценились правителями сирийских государств уже в XI в. до н. э.). Камос в своем рассказе тоже не упоминает о них, но уже с начала Восемнадцатой династии кони и колесницы используются в бою обоими противниками. Однако преимущество явно за сирийцами, потому что египетские названия колесницы и ее частей, лошадей и их упряжи – все из семитского словаря. Самые популярные украшения на колесницах – пальметты, противоборствующие звери, спиральные завитки – тоже азиатского происхождения. Колесницы фараона и царевичей, украшенные золотой чеканкой, были непозволительной роскошью даже для самых знатных воинов Речену. Египтяне украшали упряжь золотыми дисками и металлическими пряжками. Однако мы не должны быть настолько ослеплены всем этим изяществом и богатством, чтобы не заметить, что они были плоховато оснащены для своей основной функции – добиться от лошади максимальной скорости, сохранив над ней полный контроль. Сбруя состояла из намордника с двумя поводьями, соединявшимися узлом, налобника, удил и наглазников. Голову лошади защищал чепец со страусовыми перьями или искусственными цветами. К удилам привязывали настоящие или декоративные вожжи. Вместо современного хомута египтяне пользовались упряжью из трех соединенных между собой частей: широкий ремень охватывал шею лошади, второй, поуже, довольно свободно висел под ее животом, и третий туго охватывал грудь. Таким образом, почти все тело коня оставалось свободным. Привязанные тут и там ленты развевались по ветру. На ремнях сверкали золотые диски, наглазники украшало изображение Сутеха, покровителя лошадей. Экипаж колесницы состоял из двух человек: возницы и воина. Первый держал в руке хлыст, часто богато украшенный, а воин был вооружен луком со стрелами в колчане и дюжиной дротиков, которые хранились в футляре, прикрепленном к корпусу колесницы. Площадка колесницы находилась примерно в тридцати дюймах над землей и опиралась прямо на оси без всяких рсесор. Эти повозки легко опрокидывались на каменистых дорогах Сирии, правда, колесничий в таких случаях успевал соскочить, потому что колесница была открытой сзади. А в тех случаях, когда она разбивалась, сирийские воины спешили выпрячь лошадей и вскакивали им на спину. Думаю, египтяне поступали так же, когда того требовали обстоятельства, хотя художники ни разу не изобразили опрокинутую египетскую колесницу – такое им и в голову прийти не могло! Когда шердены поступили на службу фараону, они не перестали пользоваться своим прежним снаряжением. Они продолжали носить набедренные повязки, круглые щиты, мечи с треугольным лезвием и шлемы, немного похожие на круглую миску, которые украшали солнечный диск и гребень в форме полумесяца. То же самое можно сказать о филистимлянах, которых легко узнать среди египтян по пышным головным уборам из перьев. Сирийские доспехи практически не отличались от египетских; некоторые сирийцы носили пекторали и набедренники с кисточками. Негры остались верны своим лукам с двойным изгибом. Многие из них пользовались метательными палками. 5. Выступление в поход Представим себе египетское войско, собравшееся на равнинах Дельты и готовое двинуться в поход. Сначала египтянам предстоит пройти по мосту Силе над озером, кишащим крокодилами, которое так прекрасно изображено на рельефе времен Сети I на храмовой стене в Карнаке. В Мединет-Абу мы видим выступление в поход войска Рамсеса III. Во главе колонны рядами по семь человек идет отряд пехотинцев. За ними шагают трубачи, вернее, музыканты с длинными прямыми горнами из меди или серебра длиной около восемнадцати дюймов, из которых можно извлечь лишь несколько не очень воодушевляющих звуков. Барабаны к этому времени уже были изобретены, но мне никогда не приходилось видеть барабанщиков в сценах, изображающих царские походы, – только в сценах сбора новобранцев или празднеств. Похоже, воины вообще не использовали барабаны во время военных действий. Далее следуют военачальники из личной охраны фараона, а за ними – колесница со штандартом священного барана, увенчанного солнечным диском, который обеспечивал войску покровительство великого бога Фив. За этой колесницей шла другая группа полководцев. И наконец, за двумя пешими носильщиками опахала следовала колесница Рамсеса, управляемая им самим. Рядом с конями шел лев без поводка. Следом двигается основная часть армии: пехотинцы всех родов войск, колесницы, эшелоны снабжения со своими ослами, навьюченными мешками и кувшинами, или повозками, запряженными шестью быками. Пустыня велика, а Палестина – земля бедная. Египтяне давно убедились на горьком опыте, что войско может рассчитывать только на то, что возьмет с собой. Наконец, колонна пеших воинов и колесниц, бесконечно растянувшаяся по дороге, достигает первого источника под названием Хупана, вблизи от водоема и крепости под названием «Львиное укрепление». В зависимости от маршрута войско шло, передвигаясь от одного источника к другому, либо в Беэр-Шеву и Хеврон, либо в Газу на морском берегу. Оно проходило по побережьям, песчаным дюнам и пальмовым рощам вплоть до Мегиддо, где местность становится гористой, а дороги – каменистыми. Сады Тира и Сидона позволяли усталым воинам хорошенько передохнуть. На равнинах вокруг Берита (совр. Бейрут) тоже можно было найти свежие фрукты. Дальше открывался вид на снежные вершины гор со склонами, поросшими соснами и елями. Еще один переход, и войско достигает быстрого ледяного потока, где Рамсес II установил свои стелы с надписями. Пройдя через деревушки рыбаков, лесорубов и пахарей, войско подходит к берегу реки, очень напоминавшей предыдущую. Воды ее каждый год были красны от крови бога (река Адониса – Нахр-Ибрагим, – с которой связана легенда об Адонисе и Астарте). Необходимо было пройти через горные перевалы, но если идти вдоль морского побережья, то после короткого перехода вы попадали в священный город Капни (Библ), где жили ловкие и корыстолюбивые торговцы, всегда находившие случай выгодно продать египтянам лес или сдать внаем корабли. Поистине стоило задержаться в этом месте и испросить покровительство здешней богини, которая, как сестра, походила на Хатхор из Мемфиса и на Иунит. Покрытые снегом кряжи, если смотреть на них с побережья, казались примерно одного размера с пирамидами, видимыми из Мемфиса. Измученное войско чувствовало, наконец, дуновение прохладного ветра. Плато оканчивалось крутым спуском вниз, преодолев который воины оказывались на зеленой равнине с прекрасно возделанными полями, многочисленными селениями и оросительными каналами. Теперь все знали, что до Кадеша совсем близко. 6. Сражение При желании противник мог укрыться в одной из своих крепостей, избрав оборонительную тактику боя. Если же он считал себя в силах сразиться с врагом в чистом поле, он должен сам назначить день и место боя, при этом учитывая интересы противной стороны. Когда Пианхи двинул свое войско на север против Египта, он не забыл об этой традиции, вернее даже, об этом законе. Вот фрагмент из его знаменитого «Военного приказа»: «Не нападайте на врага ночью, но сражайтесь тогда, когда видно. Объявите ему сражение издали. Если он скажет «торопитесь» войску и колесницам другого города, то сядьте ожидать прихода его войска. Сражайтесь, только когда он скажет об этом. Если его союзники будут в другом городе, то пусть дождется их. Надежные отряды ливийцев, которые он призвал к себе на помощь, следует первыми вызывать на бой. Скажите: «Ты, кто бы ни был ты, командующий войском, запрягай лучших лошадей из своей конюшни, начинай сражение. Ты знаешь, что Амон – бог, пославший нас!» Это правило честного боя, установленное фараоном Пианхи, соблюдалось далеко не всегда. Его применяли в соответствии с законами войны, как их понимали в античности и в Средние века. Монтень рассказывает, как хитрость, примененная легатом Луцием Марцием, вызвала гнев старцев сенаторов: «Хранившие в памяти нравы своих отцов, они осудили действия Марция как противоречащие древним установлениям, которые заключались, по их словам, в том, чтобы побеждать доблестью, а не хитростью, не засадами и не ночными схватками, не притворным бегством и неожиданным ударом по неприятелю, а также не начиная войну прежде ее объявления, но, напротив, зачастую заранее оповещая о часе и месте предстоящей битвы». Обычаи древних римлян мало отличались от обычаев египтян. Благодаря Монтеню мы сегодня понимаем, что имел в виду Пианхи, когда говорил о «правилах игры». Противники должны выстроиться друг против друга без всяких уловок, не скрывая своих сил и намерений, чтобы у обоих были равные шансы, как у шахматистов – равное количество фигур перед началом партии. Победа достанется лучшему, как рассудит бог! О том, что египтяне приняли правила честного боя задолго до эфиопа Пианхи, свидетельствует эпитет, которым иногда награждали воинственного бога Сета: «Объявляющий сражение», а также рассказ о битве при Мегиддо, когда армия Тутмоса III сразилась с войсками азиатской коалиции. Египетское войско на 16-й день первого месяца сезона шему дошло до города Ихема. Его величество фараон созвал на совет своих храбрых воинов и объявил, что враг из Кадеша, обосновавшийся в Мегиддо, собрал вокруг себя властителей всех стран, которые прежде были покорны Египту (буквально «на царской воде»), начиная с Нахарины, и сказал им: «Я буду ждать врага здесь, в Мегиддо, и дам ему бой». Советники заподозрили ловушку. Дорога от Ихема к Мегиддо резко сужается. Придется следовать по ней колонной по одному, человек за человеком, лошадь за лошадью. Авангард вступит в бой, когда арьергард будет еще в Алуне. Лучше пойти кружным путем, чтобы все войско могло приблизиться к Мегиддо с севера. Однако фараон отклонил этот разумный план. Он воскликнул: «Клянусь, как любит меня Ра, как жалует мой отец Амон, как молодо [дышит] мой нос жизнью и счастьем, мое величество пойдет по пути тому на Алуну! Пускай, кто желает из вас, идет по этим путям, о которых вы говорите, и пускай тот, кто желает из вас, идет в числе сопровождающих мое величество. Да не скажут они, эти враги, омерзительные для Ра: «Его величество пошел по другой дороге, испугавшись нас!» – так скажут они». Эта речь сразу убеждает несогласных, и они примыкают к фараону: «Смотри, мы будем в числе сопровождающих твое величество во всяком месте, где будет ходить твое величество, ибо раб должен следовать за своим владыкой».
В свете наставлений Пианхи военный совет египтян обсуждал вполне очевидную ситуацию. Враг из Кадеша отправил фараону послание, назначив день и место сражения. Советники подозревают подвох, однако Рамсес считает недостойным себя и богов, которые его любят и защищают, отклонить это предложение, вполне соответствующее древним обычаям. Дальнейшие события показали, что он был прав. Войско во главе с фараоном вошло в узкую долину и заполнило ее целиком. Военачальники еще раз обратились к нему, умоляя не продвигаться дальше, пока арьергард не минует опасную теснину. Но эта предосторожность оказалась излишней. Противник, расположившийся между Таанаком и Мегиддо, даже не подумал атаковать египетское войско на марше, а позволил ему развернуться и занять к середине дня боевые позиции к югу от Мегиддо, где оно приготовилось к сражению. Правила игры были соблюдены. Однако советники по-прежнему выполняли свой долг, напоминая фараону об осторожности. Перед ним стояло войско под водительством царя Митанни, но в нем было множество воинов-аму, этих извечных и коварных врагов Египта, о которых один старый фараон Одиннадцатой династии говорил в своем поучении, составленном для сына, Мерикара: «Аму… не сидит он на одном месте, ноги его всегда в движении. Он сражается со времен Хора, но не побеждает и сам не бывает побежден. Подобно человеку, задумавшему плохое, не объявляет он дня битвы». Аму прекрасно знали свои леса и горы и тщательно избегали сражений на открытой местности, где у них не было никакого преимущества. Они нападали на египтян внезапно и тут же рассеивались. Скрытность, быстрота и неожиданность – их лучшее оружие. Но даже в тех случаях, когда египтяне встречались с достойным противником, внезапность могла сыграть решающую роль. И она чуть не привела к разгрому египетской армии под Кадешем, когда Рамсес II двинулся навстречу армии хеттов. Но вернемся к нашему рассказу. «Подлый враг» из Хатти создал против Египта коалицию из всех северных стран, вплоть до народов с далеких берегов моря. К обычным противникам фараона, собранным с территории от Сирии до Евфрата, присоединились народы Малой Азии: дарданы, люди из Илиона (Троя), Кешкеша, Каркиша, Луки, а также европейцы, например из Месен. Царь Хатти растратил все свои богатства, чтобы привлечь их всех на свою сторону, войско его заняло все горы и долины, как стаи саранчи. Главные силы скрытно сосредоточились северо-восточнее Кадеша. Но египтяне думали, что они задержались в районе Алеппо, потому что разведчики нигде не могли их обнаружить и доверчиво вступили в долину Оронта. Рамсес во главе своего эскорта пересек реку вброд, за ним последовал корпус Амона. Корпус Ра перешел реку вброд у города Шабтуна. Корпус Птаха дожидался, пока освободится брод, в своем лагере в городе Аронаме. Последний корпус, корпус Сета, тщетно пытался догнать войско, но отставал от него на несколько дней марша. Когда фараон был в Шабтуне, к нему явились два воина-шасу, два кочевника из тех, что наводили ужас на караваны на путях между Сирией и Египтом и на земледельцев Суэцкого полуострова. Они сказали, что хотят перейти на службу к фараону. «Где же ваши братья? – спросил Рамсес. – И какие сведения вы принесли моему величеству?» – «Они там, где подлый царь Хатти, – ответили кочевники. – Ибо поверженный правитель Хатти сейчас в земле Алеппо, к северу от Тунипа. Он слишком боится фараона, да будет он жив, здоров и силен, и не идет на юг, с тех пор как узнал, что фараон поднимается на север». Они бсестыдно лгали. По приказу «низко падшего царя» Хатти эти шпионы пришли разведать позиции египтян и усыпить их бдительность ложными сообщениями.
И вот фараон решает встать лагерем севернее Кадеша, на западном берегу Оронта. На ровном поле начертили огромный прямоугольник и обнесли его оградой из щитов или чем-то похожим на них. В центре воздвигли большой шатер для фараона и три шатра поменьше, а на всем остальном пространстве поставили множество маленьких палаток. Лев фараона, привязанный за лапу, растянулся на земле и дремлет. Лошадей распрягли и кормят. С ослов сняли поклажу, и они катаются в пыли, брыкаются или скачут галопом. Воины собирают оружие, а в это время в лагерь прибывают все новые повозки, запряженные быками. Высшие командиры располагаются в деревянных шатрах с центральной колонной, подпирающей кровлю, и с дверью как в настоящем доме. Внутри на полках расставлены большие кувшины и лохани. Из багажа извлекают столы, табуреты, циновки. Дежурные сметают веничками пыль, разбрызгивают воду. Другие подгоняют навьюченных ослов или несут узлы на коромыслах. Рядом с шатрами стоит лошадь, засунув морду в ясли. Конюх старается успокоить двух других горячих лошадей, а колесничий расположился в своей колеснице и спит сладким сном. Один воин пьет. Никто не думает об опасности. Но вот египетский патруль захватил двух разведчиков «низко падшего царя». Их приводят к фараону, который сидит на помосте, на своем золотом троне. Палка – безотказный инструмент для развязывания языков. Пленники во всем признаются: «Мы принадлежим царю Хатти, он послал нас узнать, где остановился его величество». – «Но где он, поверженный правитель Хатти? Я слышал, он в земле Алеппо, к северу от Тунипа!» – «Смотри, поверженный царь Хатти идет с многими народами, которые к нему примкнули… Они многочисленнее песчинок на морском берегу. Сейчас они изготовились и ждут боя около старого Кадеша». – «Они затаились около старого Кадеша, а мои иноземные союзники ничего не знают, и военачальники страны фараона тоже! А теперь нам говорят, что они идут!» Советники признают, что была совершена непростительная ошибка: «Плохо, плохо, иноземные командиры и военачальники фараона, да будет он Жив, Невредим и Здоров, допустили большую ошибку, они не сказали, где находится подлый поверженный царь Хатти, в своем ежедневном докладе фараону, да будет он Жив, Здоров и Силен». Тут же отправили визиря, чтобы он поторопил отряды, задержавшиеся к югу от Шабтуна, и привел их к лагерю фараона, но, пока Рамсес II держал совет, подлый царь Хатти уже приближался со своими воинами и колесницами и со всеми своими союзниками. Южнее Кадета он перешел реку вброд, который никто не охранял. Захваченные врасплох египетские воины и колесницы обратились в бегство. Враг уже захватил пленных из эскорта его величества. В час этой страшной опасности фараон поднялся, как отец его Монту. Он схватил свое боевое оружие. Он облачился в доспехи. Он был как Баал в его грозный час. Возничий царя Менна задрожал, когда увидел, сколько вражеских колесниц окружает его господина. Члены его сковал великий страх. «Владыка прекрасный мой, могучий правитель, великий спаситель Египта в день битвы, мы с тобой одни среди врагов. Смотри, покинули нас войска и колесничие, а ты продолжаешь сражаться, спасая их. Ради чего? Давай расчистим путь себе и спасемся сами, о Усермаатра!» Его величество успокаивает своего товарища по оружию. Фараон ничего не боится. Воины покинули его, вместо того чтобы занять боевые позиции. С ним не осталось ни приближенного, ни колесничего, ни проводника, ни военачальника. Но ведь не напрасно Рамсес поставил столько памятников и столько обелисков отцу своему Амону, наполнил пленными его храмы, отправлял ему корабли с экзотическими товарами. Призыв фараона долетел до Фив. Теперь у него союзник, который один стоит миллионов. Рамсес мечет стрелы направо, обороняется щитом слева. Две тысячи пятьсот вражеских колесниц опрокинуты. Руки не повинуются его врагам. Они не могут больше стрелять, не могут поднять меч. Фараон загоняет их в воду, как крокодилов. Те, кто полз по земле, уже не встают. «Подлый царь Хатти», смотревший на все это в окружении своих воинов и колесниц с тремя воинами на каждой, теперь в страхе поворачивается к фараону спиной. Все его воины и колесницы, все его союзники, царь Луки, царь Ирчу, царь Месен, царь Илиона, царь дарданов, царь Кешкеша, царь Каркиша и царь Алеппо и даже его собственные братья бегут, потрясенные подвигами фараона, и кричат: «Спасайтесь, кто может!», а его величество мчался за ними, как Тифон. Он обрушивался на них пять раз, как Баал в час своего могущества. Он сжег всю равнину Кадеша, чтобы больше никто не узнал это место, истоптанное его врагами. Теперь воины возвращаются, поскольку сражение уже выиграно благодаря силе и храбрости фараона, а может быть, и по какой-то другой причине, о которой автор этой эпической поэмы не счел нужным упомянуть. Фараон осыпает их насмешками и упреками: «Ни один из вас не устоял и не протянул мне руки, когда я сражался. Клянусь ка отца моего Амона, если бы был я в Египте подобен отцу моих отцов, который не видел сирийцев, и не воевали они против него… не вернулся бы в Египет из вас ни один, чтобы рассказать о своей службе позорной!.. Преступление, совершенное войском моим и колесничими моими, столь велико, что не выразить словом… страны чужие, видевшие победу мою, прославят имя мое в дальних землях неведомых». Воины покорно воздают почести своему отважному повелителю. Знатные сановники и колесничие восхваляют могущество его рук: «Вот он, отважный воитель, стойкий сердцем! Ты спасаешь войско свое и колесничих своих! Ты сын Амона, повергающий врагов десницей его! Ты превращаешь страну хеттов в развалины мощной дланью своею! Ты ратоборец великий, и нет тебе равного! Ты царь, сражающийся за войско свое в день битвы! Ты храбр сердцем, первый в сражении! Не тревожит тебя обилие стран, выступивших против тебя! Великим победителем предстаешь ты пред войском своим и всей страной! Говорим тебе это без лести – ты защитник Египта, покоритель стран чужеземных! Ты сломал хребет страны хеттов навеки!» Но фараон отвечает только новыми упреками: «Что с вами, военачальники мои, войска мои и мои колесничие, не умеющие сражаться! Разве не возвеличивается человек в городе своем, когда возвращается он, проявив доблесть перед владыкой своим, славой осиянно имя такого воина отныне и впредь. Почитают человека искони за могучую длань его! Разве я не творил вам добра, что покинули вы меня одного среди врагов!» Упреки эти не так уж страшны: войско просто лишится очередных награждений. А вот другой властитель, Пианхи, действительно разгневался на свое войско, хотя оно неплохо сражалось. Его воины заставили Тефнахта бежать на север с жалкими остатками его отрядов. Однако Пианхи хотел одним ударом захватить или уничтожить всех врагов. Когда войско узнало о разочаровании своего военачальника, оно с ходу захватило три укрепленных пункта, хотя противник защищал их с небывалым ожесточением. Фараон узнал об этом, но все еще не был удовлетворен. Он предстал перед войском на колеснице, запряженной двумя конями. Колесница стояла на палубе его корабля. Разъяренный, как пантера, фараон обрушился на воинов: «Разве медлительность, с которой вы выполнили мое поручение, – это стойкость в битве? Разве завершился год, распространив страх в Нижнем Египте и нанесен их врагам мощный и болезненный удар?» Тем временем подлый царь Хатти, этот изменник, присылает посланца, чтобы тот восславил фараона, как самого Ра, и сказал: «Ты Сутех, сам Баал, страх пред тобой – клеймо твое на стране хеттов». Посланец доставил письмо с просьбой о перемирии: «Говорит слуга твой, дабы ведали: ты – сын Ра, зачатый от семени его. Дал он тебе одолеть все страны, собравшиеся вместе. Страна Египет и страна хеттов – рабы твои, они под стопами твоими. Дал их тебе Ра, отец твой прекрасный. Не сокрушай нас. Ведаю, мощь твоя велика. Сила твоя тяготеет над страной хеттов. Разве хорошо, что ты убиваешь слуг своих? Твой лик свиреп, нет у тебя милосердия. Вчера ты убил сотни тысяч… пришел ты сегодня и не оставил наследников нам. Не будь жесток в деяниях своих, царь! Мир благотворнее битвы. Дай нам дыхание жизни». Тогда его величество поспешил созвать военачальников колесничих и знать и сообщил им о просьбе поверженного царя Хатти. Не колеблясь ни минуты, они ответили в один голос: «Очень, очень хорошо заключить мир, царь, владыка наш!» Это был крик сердца, но они тут же поправляются: «И нет зла в примирении, которое ты совершишь, ибо кто [осмелится] тебе перечить, когда ты разгневаешься?» Фараон весьма обрадовался этим словам. Египетское войско спокойно ушло на юг, даже не попытавшись захватить Кадеш, чьи зубчатые башни были хорошо видны за рукавом Оронта. На самом же деле фараон просто чудом избежал полного разгрома. Он ничего не знал о позиции хеттов и без всякой разведки, без флангового охранения вслепую ввел свое войско во вражескую страну. Его спасла только стойкость царской гвардии, состоявшей в основном из шерденов, ибо можно заметить, что все упреки обращены к одним египтянам. Возможно также, что хетты, ворвавшись в богатый лагерь фараона, уже ни о чем не думали, кроме грабежа. Они стали жертвами собственной алчности, и их успех превратился в разгром. Так что их царь был весьма доволен, когда огромное египетское войско ушло восвояси. Другие военные действия египтян заканчивались более определенными результатами, например великая битва с ливийцами, выигранная Рамсесом III. Как и его предок, фараон отличался мужеством. Кони его колесницы мчатся галопом. Он привязал вожжи к поясу, чтобы стрелять из лука. На голове у него воинский шлем, на руках и запястьях – браслеты, на груди – два ожерелья. На перевязи висит открытый колчан. Чехол, прикрепленный сбоку колесницы, наполнен дротиками. Военачальник позади фараона не участвует в бою: он держит в руках золотую чашу и кувшин, которые мы уже видели при выступлении войска из Египта. Другие колесницы с двумя воинами на каждой мчатся за колесницей фараона. Наемники-филистимляне проявляют чудеса храбрости в бою с ливийцами. Когда ливийский вождь Мешешер, сын Капуро, видит, что кони его убиты, а колесничий, пронзенный копьем, упал с колесницы, он поворачивается к фараону, поднимает руку с вытянутым вверх указательным пальцем и признает себя побежденным. Его воины сдаются десятками. Они держат копья остриями вверх, как свечи, и протягивают левые руки, повернув ладони к земле. «Морские народы» появились во времена Рамсеса III. Их бесчисленные орды пришли в Египет по морю и по суше. Повозки со сплошными колесами, закрепленными чеками в оси, с впряженными буйволами везли женщин и детей. Длинные корабли с носом в виде головы льва или птицы и с приподнятой кормой были до отказа нагружены воинами. На суше и на море происходили ожесточенные сражения. Вот фараон сошел с колесницы, чтобы было удобнее стрелять из лука. За ним следует вся его свита: командиры, которые несут лук, колчан и дротики, слуги с предметами туалета, опахалами и мешками, откуда при первой же передышке они вынут сменную одежду и все необходимое, чтобы привести себя в порядок. Одержав победу, царь всходит на помост, чтобы окинуть взглядом поле битвы. Слуги закрывали его от солнца большими зонтами. Рядом колыхались царские знамена. Вельможи и полководцы осыпают царя поздравлениями и восхваляют его доблесть и силу. Писцы уже приступили к подсчету добычи. Как и во времена Яхмоса, каждый воин, убив врага, отрубал ему руку или, если врагом был ливиец, отрезал половой член. Все эти трофеи приносились царским писцам, а затем сваливались в кучу вместе с оружием около царского помоста, где целая армия писцов терпеливо все сортировала и пересчитывала. Пленных проводили перед фараоном со связанными руками. Военачальников держали про запас для более торжественных церемоний. Простых же воинов выводили по одному и передавали палачу, который ставил им клеймо раскаленным железом. Вокруг стояли вооруженные до зубов солдаты, готовые подавить любую попытку мятежа, однако побежденные покорно принимали свою участь. Денанеане и филистимляне, отмеченные клеймом, вступали в ряды царской армии, в которой оставалось все меньше и меньше египтян. Бывшим пленникам даже платили за службу фараону. 7. Осада Иногда египтяне вели осадную войну, потому что неприятель не осмеливался сойтись с египетским войском в чистом поле или же потому, что после битвы у него еще оставалось довольно воинов для обороны. Крепости обычно строили на возвышениях, иногда даже на вершинах крутых гор, и обносили рвом с водой и палисадом. В соседнем лесу могли укрыться беглецы или те, кто не успел добраться до крепостных стен прежде, чем ворота закрыли. В лес также сгоняли стада быков, предпочитая, чтобы они достались медведям, чем египтянам. Как правило, крепость окружали возделанные поля, склоны были покрыты виноградниками и фиговыми деревьями, вдоль дорог цвели кустарники. Область, непосредственно окружающая крепость, обычно возделывал ась, склоны были покрыты виноградом и фиговыми деревьями, а вдоль дорог цвели кустарники. Прежде чем возвращаться домой, египетские воины никогда не забывали вырубать все ценные деревья, как требовал обычай. Сирийские крепости состояли из высоких зубчатых башен с нависающей платформой и стен по всему периметру возвышенности с воротами и окнами. Нередко город защищали два или даже три ряда стен. Иногда над нижней башней стояла вторая, над ней – третья. Над самой верхней башней развевалось знамя. На храмовых рельефах, изображающих сцены осады, мы видим, как египтяне осыпают стены стрелами и гонят перед собой беглецов. Одни из тех, кто уже находится внутри, нагибаются и втягивают на руках запоздавших, другие мечут стрелы, дротики и камни, третьи стоят наготове с мечом в руке. Жрец возжигает смолистые курения на жаровне с ручкой, похожей на египетские курильницы ах, прося защиты у богов города, и воздевает руки, как Моисей в битве с амалекитянами. Иногда он перегибается через зубцы, ободряя защитников нижнего этажа. Но все средства обороны оказываются недейственными. Подступы к крепости усеяны трупами. Защитники убиты на своих боевых постах. Египтяне приближаются к подножию стены, высаживают ворота, приставляют лестницы к стенам, и вот уже первая линия взята. Когда осада доходила до этого момента, осажденным, если они дорожили жизнью, оставалось только прекратить сопротивление и постараться с помощью даров смягчить жестоких победителей. Вождь страны Амор протягивает свою курильницу Рамсесу III и левой рукой униженно приветствует его: «Дай нам дыхание жизни, чтобы могли от сына к сыну вдыхать от твоего могущества!» Побежденные военачальники появляются один за другим. Одни ползут на брюхе, другие несут вазы с искусственными цветами, амфоры с рельефными изображениями животных, драгоценности. Эти предметы очень ценились фараоном и великими жрецами, которые в конце концов заполучали их в свои храмы. Войско больше интересовали другие трофеи: зерно, вино, скот, оружие. Воинов ежедневно поили и кормили до отвала, как в дни великих праздников. Сирийские города славились своими лошадьми. Цвет их воинства сражался на колесницах. Тутмос III только в одном Мегиддо захватил 892 обшитые золотом колесницы «подлых» врагов. Правда, в данном случае царь Кадеша организовал против Египта целую коалицию. К нему стекались союзники даже с берегов Евфрата. Этих чужеземных царьков Тутмос III отправил по домам, посадив их на ослов лицом к хвосту, – победа привела царя в хорошее расположение. Горы Ливана покрывали леса. С незапамятных времен египтяне отправлялись в Библ за древесиной для своих священных кораблей, для высоких столбов с лентами, которые устанавливались перед пилонами храмов и использовались для самых разных целей, как религиозных, так и светских. Самым прекрасным деревом считалась пихта (аш), которую можно было заострить, как ячменный колос. Египтяне также ценили красную древесину кедра (мер), рожковое дерево (сеснеджем) и некое дерево, которое они называли ван, возможно можжевельник. Став хозяевами в Сирии, египтяне принялись расширять заготовку леса. По приказу Тутмоса III воины отправлялись в горы и валили деревья, а сирийцы на быках перетаскивали стволы к воде. Построенные здесь суда перевозили ливанских правителей с драгоценными дарами Божественной Земли в Египет. К Девятнадцатой династии Ливан перестал быть колонией, которую можно было эксплуатировать как хочешь. Во-первых, в спор за нее вступили хетты, а во-вторых, местные жители набрались сил и научились самостоятельно давать отпор захватчикам. Тем не менее и лес, и другие товары ежегодно доставлялись в Египет в больших количествах. Царь Сети I пользовался достаточной властью, чтобы принудить правителей страны валить пихты и переправлять в Египет, когда сочтет нужным. 8. Походы в Нубию Война против южных народов, похоже, никогда не воспринималась египтянами всерьез, поскольку, чтобы разгромить противника, египтянам нужно было лишь окружить их лагерь, что не составляло труда. Нубийские мужчины выходили против них, одетые в шкуры пантер. Женщины с детьми в специальных заплечных сумках пытались прятаться в пальмовых рощах. Неравная борьба очень скоро оканчивалась победой египтян, которые получали богатую добычу, так как южане были искусными и трудолюбивыми мастерами. Они делали из золота, слоновой кости и черного дерева различные изделия, в которых непривычная египтянам грубость сочеталась со своеобразным изяществом. Кроме того, в их хижинах всегда хранились большие запасы страусовых перьев, слоновьих бивней, шкур пантер, рогов и благовоний. 9. Триумфальное возвращение Фараон показал свою силу всем народам мира, и каждый уголок, куда достигает солнце, стал свидетелем его успеха. Он установил границы там, где ему это было угодно, как повелел Амон-Ра и все его отцы-боги. Теперь оставалось лишь возвратиться в Возлюбленную Землю Тамери, чтобы принять восторг и обожание своего народа и благословение жрецов, которым, наверное, уже не терпится записать в своих свитках все имена и цифры, а затем посвятить лучшие трофеи богам, наградить храбрейших героев и наказать презренных предателей, чтобы это послужило примером для всех народов земли. Войско выстраивается для возвращения примерно в том же порядке, что и при выступлении в поход. Перед колесницей фараона идут знатные пленники, руки у них в колодках, иногда сделанных в виде пантеры, на шее – веревка. У большинства пленников руки связаны за спиной или над головой. Празднества начинаются сразу, как только войско вступает на землю Египта. Жрецы-пророки встречают его букетами цветов на мосту Силе. Некоторых высокопоставленных пленников, по обычаю, предают смерти при большом скоплении народа. Аменхотеп II, подобно Геркулесу, палицей убивает восьмерых на корабле, затем приказывает повесить шестерых в Фивах перед стеной храма и еще двоих – в Напате, «дабы все узрели победы фараона отныне и навсегда, во всех землях и на всех горах страны негров». Перед смертью пленные выражают жестом свою покорность: ливийцы поднимают указательный палец, остальные поворачивают ладонь к палачам. После победы Рамсеса III старый ливийский царь Капуро написал царю, умоляя помиловать его сына, который попал в плен к египтянам, и предлагая принять все муки вместо него. Но все оказалось тщетно. Ливийская угроза была столь велика, что сердце фараона не пожелало открыться для милосердия. Рамсес III в своем политическом завещании говорит: «Они осели в Египте. Захватили они города западного побережья от Мемфиса до Кербена. Достигли они Великой реки [Нила] по обеим ее сторонам, и грабили они города Ксоисского нома в течение очень многих лет, пока они были в Египте. И вот я поразил их, истребив разом… Заставил я их уйти до границы Египта. Привел я тех, кого оставил я живыми, собрав их в качестве добычи многочисленной, связав их, словно птиц, впереди моих лошадей. Их жены и дети – числом в десятки тысяч, их скот – в сотни тысяч. Поселил я их вождей в крепостях, названных моим именем. Приставил я к ним начальников отрядов и глав племенных, причем они превращены в рабов и заклеймены моим именем». Когда осужденные на смерть были казнены, в храмах начались другие церемонии, где не только решалась судьба остальных пленных и происходило освящение трофейных даров.
Перед ликами богов раскладывают сокровища из проклятой страны хеттов: чаши и амфоры, ритоны и кубки из золота и серебра, усыпанные драгоценными камнями, подобные тем, которые осажденные сирийцы предлагали победителям, сдавая свои города, или же тем, что приносили в мирное время посланцы Речену, Амора или Нахарины в качестве военной контрибуции или умоляя принять их «на воду фараона». Затем прибывает сам фараон, ведя пленников со связанными руками и веревкой на шее: негров, ливийцев, сирийцев, аму, аморитов и хеттов. Пленные признают поражение. Фараон подобен свирепому огню, который ничем не смирить. Он карает за малейшее неповиновение и заставляет умолкнуть уста, с которых сорвалось нечестивое слово. Он может лишить дыхания ноздри своего врага. Фараон, в свою очередь, признает, что победа над врагами – дар его милостивого отца Амона, и потому, отдавая часть пленников и сокровищ храмам, он лишь возвращает дарованное ему богами. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|