• 1. Основные обязанности фараона
  • 2. Утренний туалет царя
  • 3. Государственные дела
  • 4. Царское помилование
  • 5. Царские милости
  • 6. Прием иноземных послов
  • 7. Развлечения: спортивные игры
  • 8. Царская охота
  • 9. Частная жизнь царя
  • 10. Гаремные интриги
  • 11. Заветы фараона
  • Глава VIII

    ФАРАОН  

    1. Основные обязанности фараона

    Искусство управления государством – искусство распоряжаться жизнью своего народа – в Египте зиждилось на не совсем обычных принципах. Если властитель (да будет он Жив, Здоров и Силен!) был достойным отпрыском божественной плоти и пользовался покровительством богов, стране были обеспечены мир и процветание. Нил щедро разливал свои воды, поля покрывались богатыми всходами ячменя и пшеницы, стада умножались, со всех сторон света поступали в Египет золото, серебро и медь, ценная древесина, слоновая кость, благовония и драгоценные камни. Но если это главное условие – божественность фараона – не соблюдалось, все шло прахом. Страна приходила в упадок. Никто не имел реальной власти, потому что каждый стремился командовать сам. Брат поднимал руку на брата. И наконец – о, стыд и унижение! – иноземец всходил на трон Египта. Нил более не заливал измученную зноем землю. Народ страдал от голода. Из Сирии и из Куша больше не привозили богатых товаров, в храмах не совершались обильные жертвоприношения. Боги окончательно отвращали свой взгляд от народа, утратившего веру.

    Поэтому самая главная обязанность фараона состояла в том, чтобы постоянно всеми доступными средствами выражать свою признательность божественным владыкам мира. В начале многих надписей, которые мы читаем на стелах, сообщается, что Его Величество, посетив Мемфис или Он, Пер-Рамсес или Фивы, посвятил себя делам, угодным богам: восстанавливал разрушенные святилища, возводил новые, укреплял стены храмов, устанавливал в них статуи, обновлял их убранство и священные лодки, воздвигал обелиски, украшал алтари и жертвенные столы цветами, превосходя в щедрости всех своих царственных предшественников. Вот что говорит в своей молитве-исповеди Рамсес III: «Кланяюсь вам, о боги и богини, владыки неба и земли и океана. Велики шаги ваши в ладье миллионов [лет], рядом с вашим отцом Ра, чье сердце радуется, когда он видит ваше совершенство, дарующее счастье Возлюбленной Земле, Тамери… Он преисполняется радости, юность возвращается к нему, когда глядит он на ваше величие в небесах и силу на земле. Вы даете воздух ноздрям, лишенным дыхания.

    Я – ваш сын, сотворенный руками вашими. Вы поставили меня правителем (да будет он жив, невредим и здоров!) всей земли. Вы сотворили для меня совершенство на земле. Я исполняю свой долг с миром. Сердце мое без устали ищет, как служить вашим святыням во благо. Великими повелениями, записанными в каждом зале письма, я дарую им людей и земли, скот и корабли. Их барки плавают по Нилу. Я сделал процветающими ваши святилища, что пришли упадок. Я учредил для вас божественные приношения, помимо тех, что были для вас. Я работал во славу вашу в Домах Золота с золотом, серебром, лазуритом и бирюзой. Я бодрствовал над вашими сокровищницами. Я наполнил их многочисленными вещами. Я наполнил ваши закрома ячменем и пшеницей. Я построил для вас крепости, святилища, города. Ваши имена высечены там навечно. Я увеличил число ваших работников, добавив к ним множество людей. Я не забирал людей из тех, что в святилищах ваших, для моих войск и колесниц, как делали прежние цари (то есть не забирал людей на военную службу). Я повелел, чтобы так же делали цари, которые придут после меня. Я приносил вам в жертву множество добра. Я построил вам склады для празднеств и наполнил их пищей. Я сделал для вас сосуды изукрашенные, золотые, серебряные и медные. Я построил вам ладьи, плывущие по реке, и их великие Жилища (имеются в виду «раки», в которых хранятся священные ладьи), покрытые золотом».

    После этого вступления Рамсес перечисляет все, что он сделал в главных храмах Египта. Он долго распространяется о дарах, принесенных в честь «Амона, владыки трона Двух Миров», «Атума, владыки Двух Земель Она», «Птаха могучего, что к югу от стены его», и их божественных супруг. Не жалея своей казны и богатств своей земли ради богов, Рамсес III шел по давно проторенному пути. С тех пор как появились фараоны, почти о каждом из них можно было сказать то, что начертано на стеле, воздвигнутой Аменхотепом II в 1447 г. до н. э. в храме Амада в Нубии: «Сей царь благодетелен, ибо он делает угодное всем богам, воздвигая им храмы и высекая изображения их». Рамсес II, едва вступив на трон, задумал показать себя набожным сыном как по отношению к богам, так и к своему земному отцу Менмаатра Сети-Мернептаху (Сети I), который начал в городах богов Анхаре и Уннефера (Абидосе) грандиозные работы, но так и не смог их завершить. Города эти являли собой нечто среднее между строительными площадками и руинами. Межевые камни храмовых владений были непрочно врыты, и любой мог их опрокинуть. И вот Рамсес II повелел своему советнику созвать всех придворных, членов царского дома, военачальников, всех управителей строительных работ и хранителей дома книг и произнес перед ними следующую речь: «Я созвал вас всех, ибо меня посетила идея. Я видел, как строят некрополь и гробницы в Абидосе. Работы, начатые там при жизни их владыки, до сих пор не закончены. До этого дня сын, занявший место отца своего, ничего не делал, чтобы завершить памятник породившему его. И тогда сказал я себе: «Счастье придет к тому, кто поднимает упавшее, и за доброе дело всегда ожидает награда. Поэтому сердце мое велит мне делать то, что будет к чести Мернептаха». И я сделаю так, чтобы повторяли во все времена: «Это его сын продолжил жизнь его имени». Царь еще долго говорил в том же духе и заключил свое обращение так: «Прекрасное дело – воздвигнуть памятник другому памятнику, ибо это сразу два благих дела. Таков есть его сын, таким был тот, кто его породил». Предложение фараона понравилось его советникам. Выслушав их, Рамсес повелел поручить работы зодчим. Он отобрал воинов, каменщиков, резчиков, скульпторов, рисовальщиков и работников всех ремесел, чтобы соорудить святая святых для своего отца и восстановить все обветшалые строения некрополя. Он составил полный перечень переданных некрополю крестьян, полей и стад. Он назначил жрецов, четко определил обязанности каждого, выбрал из их числа верховного жреца. Затем, обращаясь к своему царственному отцу, Рамсес перечислил все, что он сделал для него и его храма: «Все будет сделано во благо тебе, пока я жив, пока жив Рамсес Мериамон, сын Ра, да будет ему дарована жизнь, достойная Ра». И покойный фараон Сети, обратясь к живому фараону, как отец к сыну, заверил его, что предстал с его просьбой перед Ра и что все боги – Ра, Атум, Тот, Уннефер и великая Эннеада – возрадовались тому, что совершил достойный правитель Египта.

    Царь Рамсес был не прав лишь в одном: ему не следовало обвинять всех своих предшественников в пренебрежении к предкам. За полтора века до него фараон Тутмос III Менхеперра нашел храм Птаха в Фивах в жалком состоянии, недостойном такого великого бога. Кирпичные стены пришли в негодность, колонны и деревянные двери развалились. Фараон приказал отстроить храм заново, начиная с фундамента. Стены возвели из прекрасного белого песчаника, храмовую ограду укрепили так, чтобы она могла простоять вечно, новые двери сделали из сосны, а засовы и петли – из азиатской меди. «Никогда ничего подобного не было сотворено до меня, – говорит фараон, разделяя заблуждение, столь милое сердцу любого египтянина. – При мне он стал больше, чем был раньше. Золотом горных земель украсил я его великое жилище, наполнив его вазами из золота, серебра и всевозможных драгоценных камней, одеяниями из белого льна, благовонными мазями, чтобы дать ему радость на празднествах в начале сезона, которые совершаются в его святилище… Я наполнил его храм всякими превосходными вещами, прислал быков, птицу, смолы и вина, подарки и овощи, когда возвратился с гор Речену».

    Но даже после того, как царь осыпал богов щедрыми дарами, восстановил старые святилища и построил новые из самых лучших и редких материалов, работа его не была завершена. Ему предстояло проследить за тем, как будут исполняться его повеления, а по окончании работ провести обряд освящения храма и передать его во власть богов.

    Для этого ему нужно было разбросать вокруг себя зерна бесена, двенадцать раз ударить в дверь храма своим жезлом, освятить наос огнем, а затем обежать вокруг храма, держа в каждой руке по сосуду, или в некоторых случаях в одной руке – весло, а в другой – угольник, каким пользуются зодчие. Иногда рядом с царем гнали священного быка Аписа. Помимо этого, царю приходилось участвовать в некоторых больших религиозных торжествах. Во время великого праздника Опета ему полагалось появляться на священной барке длиной свыше ста локтей, которую вели на буксире от Карнака до Луксора. Не меньшей популярностью пользовалось празднество в честь бога Мина в начале сезона шему, когда царь должен был сам срезать сноп пшеницы бедет. В отличие от других правителей Рамсес III никак не мог передать эту обязанность никому другому, поскольку празднество совпадало с днем его восшествия на престол. Когда эфиоп Пианхи начал завоевание Египта, сначала он отпраздновал Новый год у себя в Напате. Прибыв в Фивы в день великого плавания Амона, он сопровождал ладью бога. Начиная с этого дня в жизни Пианхи постоянно чередовались сражения и церемонии, пока он наконец не одержал окончательную победу. К жителям Мемфиса он обратился с такими словами: «Не запирайся, не сражайся, древнее пристанище Шу. Пусть входит входящий и пусть выходит выходящий, пусть не задерживается идущий. Принесу я жертву Птаху и богам Белой Стены (Мемфиса). Почту я Сокара в таинственном обиталище его. Я буду созерцать его, «находящегося к югу от своей стены» (Птаха). И я смогу уплыть оттуда с миром, не принесу я горя Белой Стене, так что даже ребенок не заплачет там. Взгляните на номы юга: не был там убит ни один человек, кроме нечестивцев, говоривших дурное против бога». Взяв Мемфис, он совершил обряд очищения города солью и благовониями, совершил все церемонии, которые полагалось совершать фараону, вошел в храм и поднес отцу своему Птаху, «находящемуся к югу от своей стены», богатые дары.

    Подобные церемонии повторились вскоре в Оне. После различных предварительных обрядов, которые позволили бы ему достойно войти в святая святых, получив благословение великого жреца и выслушав молитву, охраняющую царя от врагов, Пианхи взошел по ступеням большой террасы, чтобы увидеть Ра в его святилище – Пирамидионе (храм бога солнца Ра в Оне). Он сам отодвинул засовы, распахнул створки дверей и узрел божественного отца своего, ладью Ра и ладью Атума. Затем он вновь затворил двери, наложил на замок ком глины и запечатал святилище царской печатью, после чего жрецы простерлись перед фараоном и пожелали ему долгой жизни и благоденствия.

    Пианхи желал показать египтянам, что он так же набожен и так же чтит древние обычаи, как они. Однако здесь Рамсесиды опережали его во всех отношениях. Не было случая, чтобы, проходя по городу, они не зашли в храм поклониться богам. Фараон прежних времен всюду чувствовал себя как дома, потому что, куда бы он ни отправился, всюду видел он изображения себя, подносящего богам воду, вино, молоко, статуэтки богини или воскуривающего на их алтарях благовонные масла. Больше того, Рамсес I и его сын Сети I, прежде чем взойти на трон, были верховными жрецами Сета и участвовали в отправлении культов барана в Мендесе и богини-змеи Уаджет, которая почиталась в их родном городе и в соседних номах. В начале своего царствования Рамсес II принял сан верховного жреца Амона, хотя очень скоро юный фараон, любитель наслаждений, страстный охотник и смелый воитель, с радостью уступил свои обременительные и скучные жреческие обязанности одному из высших религиозных сановников. Тем не менее он, как и его предшественники и преемники, очень добросовестно относился к исполнению своего долга по отношению к богам. Только такой ценой – безусловно, ценой весьма высокой – мог он обеспечить мир и спокойствие в своей стране. И потому во времена Рамсеса Великого простой люд был в целом доволен своей участью, а правитель мог не опасаться серьезного мятежа; те же, кто имел достаточно сил, чтобы нарушить установленный порядок, предпочитали его поддерживать, ибо никому не было выгодно ссориться с правителем, которому благоволят великие боги.

    2. Утренний туалет царя

    Пробуждение царя ото сна, вероятно, было связано с целым рядом сложных церемоний. Один из высших сановников, Птахмос, рассказывает, что каждый день он вставал вместе с солнцем, чтобы первым поприветствовать своего повелителя. К сожалению, мне не известно ни одно изображение утреннего выхода царя, но в гробнице Птахотепа мы можем видеть, каким образом происходил утренний туалет знатного вельможи: цирюльник, мастера маникюра и педикюра хлопочут над ним, вокруг собрались вся семья и слуги. Надо полагать, фараону уделяли не меньше внимания.

    Царский наряд не просто превосходил роскошью одеяния номархов, высоких вельмож и военачальников – он должен был подчеркивать божественную сущность его величества. Фараон никогда не появлялся с непокрытой головой и даже в семейном кругу носил парик. Волосы он стриг коротко, чтобы носить разные головные уборы, самый простой из которых – круглый парик, завязанный узлом сзади и со спускавшимися по бокам свободными концами. Его венчала диадема, обвитая золотым уреем – священной коброй с раздутым капюшоном, – поднимавшимся над серединой лба царя. Парадными головными уборами были короны юга и севера, а также двойная корона. Первая представляла собой что-то вроде высокого колпака, по форме напоминающего кеглю, вторая походила на удлиненную ступку с прямой стрелкой позади, от основания которой вверх отходила металлическая лента, закругленная на конце. Двойная корона содержала элементы обеих. Кроме того, фараон охотно надевал, особенно во время военных парадов и на войне, изысканный и простой голубой шлем с уреями и двумя лентами на затылке.

    И короны и шлем надевали прямо на голову, без парика. Немее (специальный царский платок) был достаточно велик, чтобы прикрыть круглый парик. Это был просто кусок белой ткани с красными полосками, который закрывал лоб и завязывался на затылке, сзади большим треугольником свисая до середины спины. Иногда царь надевал готовый немее, который крепился на голове золотым обручем, одновременно служившим основанием для надевавшейся поверх платка двойной короны, короны юга или короны севера. Иногда немес венчали два длинных пера или убор под названием атеф – корона Верхнего Египта с двумя перьями, помещенными на рогах барана со сверкающим золотым диском посередине и двумя уреями, увенчанными такими же золотыми дисками, по бокам. Совершенно очевидно, что подобные головные уборы могли использоваться только во время таких церемоний, когда фараон должен был сидеть неподвижно.


    Фараон в короне (Лепсий. Иллюстрированный журнал, III)

    Еще одна непременная принадлежность торжественного убранства – накладная борода, заплетенная в косичку на манер жителей Пунта – Божественной Земли, откуда произошли многие египетские боги. Накладную бороду соединяли с париком две подвязки. Обычно фараон сбривал бороду и усы, но иногда оставлял короткую квадратную бородку.

    Основной частью одеяния фараона, как и у всех египтян, была набедренная повязка, но в отличие от простых смертных царь носил большой гофрированный набедренник, который держался на широком поясе с металлической пряжкой, украшенной иероглифами царского картуша. Сзади к поясу крепился бычий хвост. Иногда к поясу подвязывали еще и передник в форме трапеции. Этот передник был целиком сделан из драгоценного металла или же из нитей бус в металлической рамке. С обеих сторон передник украшали уреи, увенчанные солнечными дисками. Фараон не стеснялся ходить босиком, хотя у него было множество сандалий – кожаных, металлических или плетенных из тростника.

    Чтобы завершить наш беглый набросок монаршего гардероба, надо описать еще драгоценности и украшения фараона. Он носил самые различные ожерелья. Чаще всего они состояли из небольших золотых брелоков, бусин или шариков, нанизанных на нитку, с плоской застежкой сзади, с которой свисало очень красивое украшение из цепочек и цветов. Такие ожерелья появились довольно поздно. Классическое египетское ожерелье состояло из нескольких нитей бус, натянутых между двумя застежками в виде соколиных голов, и завязывалось сзади с помощью двух шнурков. Бусины на нижних рядах имели форму капли, другие – цилиндрическую или овальную. Такие ожерелья весили порой до нескольких фунтов. Однако это, как видно, вовсе не пугало фараона: помимо ожерелья, царь мог повесить на шею двойную цепь, пектораль, имеющую форму фасада храма, надеть на руки, как минимум, три пары браслетов – на предплечья, запястья и щиколотки. Иногда поверх всех этих украшений он набрасывал на себя легкую прозрачную рубаху с короткими рукавами и подвязывал ее поясом из той же легкой ткани.

    3. Государственные дела

    Если верить Диодору, утверждавшему, что он со всем тщанием изучил летописи египетских жрецов, жизнь царя – как общественная, так и частная – была строго регламентирована. Так, едва пробудившись ото сна, он должен был заняться чтением корреспонденции; затем, умывшись и облачившись в царское одеяние, он приносил жертвы, выслушивал молитвы, проповеди и назидательные истории верховного жреца. Дальнейшее его время распределялось между приемами, судебными заседаниями, прогулками и развлечениями. Царь должен был во всем проявлять умеренность и неукоснительно соблюдать закон – так требовала древняя традиция, и царь был вполне доволен своим жребием. Разумеется, не все фараоны вели себя столь безупречно, как это виделось Диодору, однако в целом его представление о распорядке дня египетского царя, по-видимому, вполне соответствует действительности, поскольку известные нам факты нисколько не противоречат его описанию.

    Нет сомнений, что многие цари добросовестно выполняли свои обязанности: внимательно выслушивали официальные донесения, участвовали во всех государственных делах, диктовали писцам ответы и при необходимости консультировались с советом. Многие официальные надписи на стелах начинаются словами: «До ушей его величества было доведено, что…» Чаще всего эта фраза касается вражеских нападений. Например, когда царь Псамметих II посещал Танис, в котором совершил множество богоугодных дел, до него дошла новость, что негр Куар поднял меч против Египта. Царь был властителем мира и войны, но он занимался и чисто практическими вопросами. Мы уже знаем, какие усилия приложил Сети I, чтобы обеспечить водой добытчиков золота, работающих к югу от Эдфу: царь отправился к ним, чтобы из первых рук узнать о нуждах своих верных слуг, измученных тяжелым трудом под палящим солнцем. Когда царь Рамсес IV решил увековечить память своих предков, он начал с изучения книг, хранящихся в Доме Жизни, чтобы узнать пути, ведущие к горе камня бехет; больше того, он сам предпринял путешествие через священную гору.

    Положение Рамсеса II не позволяло ему просто так покинуть берега Нила, однако он не поленился провести серьезную работу в своем дворце Хаткаптах, чтобы изыскать способ добыть воду в ужасной знойной пустыне Икаита. Воссев на золотой трон, надев на голову диадему и взяв в руки скипетр, он велел сидящему подле него хранителю царской печати: «Созови советников моих, которые снаружи [моей приемной залы], скажи, что мое величество хочет слышать их совет об этой земле». Советники предстали перед царем, дрожа, словно преступники, ибо никто не мог без страха взирать на величественный лик фараона. Они поцеловали землю, и царь изложил им суть проблемы. Правила этикета не позволяли им прямо высказать свое мнение, продемонстрировав тем самым свою мудрость, ибо вся слава любого смелого начинания должна была принадлежать только царю. Поэтому они повели себя так же, как придворные, собранные Рамсесом несколько месяцев назад, чтобы выслушать его соображения о завершении строительства абидосского храма: они произнесли восторженную хвалебную речь о правителе, не знающем себе равных. Так и в этот раз, напомнив царю о прежних бесплодных попытках найти воду в Икайте, советники закончили свою речь словами: «Если теперь ты скажешь Хапи, отцу твоему, отцу богов, что ты желаешь, чтобы он поднял воду в горы, он сделает все, как ты желаешь. Ибо отцы твои боги любят тебя больше, чем любого царя, который управлял Египтом со времен Ра». На этом совет закончился, и теперь дело было лишь за специалистами. На всех этапах работы они постоянно сообщали царю о достигнутом, и, наконец, гранитная стела увековечила успех этого дерзкого предприятия.

    Назначение чиновников и высших сановников, очевидно, было царской прерогативой. Выбор верховного жреца Амона был делом крайней важности. Рамсес не забыл споров, которые привели к разрыву между светской властью и жречеством, выступающим от лица самого богатого и самого честолюбивого члена египетского пантеона богов. В начале своего правления Рамсес II лично принял титул верховного жреца. Очень скоро он решил назначить еще кого-то на эту должность, и предпочел он не выходца из жречества Амона, а того, кто не был особенно выдающимся, – верховного жреца Анхура в номе Тините, которого царь заметил, когда посещал здание, взятое под покровительство его отцом в этом священном регионе. Прежде чем сделать окончательный выбор, он предпринял своего рода консультацию, детали которой нам неизвестны, в присутствии самого бога, которому перечислил имена всех членов двора, полководцев, пророков богов и его личных офицеров. Амон не был удовлетворен ни одним из них и выразил свое удовольствие, лишь когда было названо имя Небуннеф. «Будь милостив к нему, – сказал царь в заключение, – ибо он молит тебя». Услышав эти слова, придворные и тридцать советников объединились восславить великодушие его величества, неоднократно поклонившись милостивому богу, и пожелали его душе достигнуть небесных сводов. Когда шквал восхвалений наконец смолк, царь вручил новому верховному жрецу два золотых кольца и жезл из электрума (серебристого золота), что означало для всего Египта, что отныне все владения Амона переданы в управление Небуннефу.

    4. Царское помилование

    Единственный известный нам случай, когда преступник был помилован фараоном, – это «Приключения Синухе». Зато в них более чем подробно описано, как это произошло. Царь не только простил Синухе и позволил ему вернуться в Египет, но и пожелал видеть его во дворце. Старый скиталец прибыл на заставу Пути Хора, где ему предстояло расстаться со своими друзьями-кочевниками, раздал им подарки, присланные ему владыкой Египта, и вверил себя в руки солдат, которым приказали доставить его в резиденцию в Ити-Тауи. Во дворце его уже все ждали. Родственники царя вышли встретить его в караульное помещение, придворные, которые должны были провожать посетителей в колонный зал, показали ему дорогу. И вот он предстал перед своим господином, восседавшем на троне. Сознавая всю тяжесть своего проступка, Синухе простерся перед ним на полу. «Я был подобен охваченному мраком. Душа моя исчезла, тело ослабло, и не было больше сердца в груди, и не отличал я жизнь от смерти».

    Синухе было велено встать. Царь, вначале сурово коривший его, смягчился и велел ему говорить. Синухе не стал злоупотреблять царским великодушием и произнес краткую речь, окончив ее словами: «Вот я пред тобою. Жизнь моя принадлежит тебе. Да поступит твое Величество по усмотрению своему».

    Фараон послал за детьми. Когда они пришли, царь заметил царице, что Синухе сильно изменился. И действительно, он прожил среди азиатов так долго, что стал походить на них. Поняв, кто находится перед ней, царица не сдержала изумленного возгласа, а царские дети в один голос подтвердили: «Воистину, твое величество, это не он».

    После этого они принесли бубны и систры обоих видов и подали их царю со словами: «Возьми в руки свои эти прекрасные вещи, возьми убранство Хатхор! Пусть Владычица золота дарует жизнь твоим ноздрям, пусть Владычица звезд соединится с тобой!» После длительных и витиеватых восхвалений они перешли к просьбам о милосердии, моля царя простить Синухе, чьи злодеяния были вызваны единственно недомыслием. Под владычицей систров и бубнов, как и под Золотой Владычицей звезд, подразумевается богиня веселья, танца и празднеств; ее роль в этой сцене заключалась в том, чтобы должным образом подготовить акт прощения царем заблудшего скитальца. По всей вероятности, без божественного вмешательства в той или иной форме эта история не могла закончиться благополучно. А закончилась она тем, что Синухе покинул дворец не только с царским прощением, но и осыпанный царскими милостями: щедрый повелитель подарил ему дом и право питаться отборными яствами с царского стола.

    5. Царские милости

    Один из придворных так сказал о фараоне: «Он тот, кто преумножает добро, кто умеет давать. Он бог, о да, царь богов. Он знает всех, кто знает его. Он награждает того, кто служит ему. Он защищает того, кто поддержит его. Он Ра, чье зримое присутствие есть солнечный диск и кто живет вечно». Во время освободительных войн и похода на Сирию фараон одаривал золотом отличившихся направо и налево. Этот обычай укоренился, и вскоре гражданские лица тоже стали получать награды за верную службу царю.

    Случалось, что вознаграждение вручали одному человеку, но чаще во дворце собирали сразу многих удостоенных царской милости. Когда они выходили из дома, облачившись в лучшие одежды, и усаживались в колесницу, все слуги и соседи выстраивались у дверей, чтобы приветствовать счастливцев. Перед дворцом колесницу оставляли на специально отведенной площадке. Колесничие переговаривались между собой или со стражниками. Каждый восхвалял своего хозяина и предвкушал ожидавшие его награды. «Для кого сегодня этот праздник, мой друг?» – «Этот праздник для Эйе, божественного отца, и для Тэйе, жены его. Они станут людьми золота». Один из зевак не расслышал и спрашивает снова: «Кого это сегодня чествуют?» В ответ он слышит: «Слушай его! Фараон, да будет он Жив, Здоров и Силен, сегодня чествует Эйе, божественного отца, и Тэйе, супругу его. Фараон, да будет он Жив, Здоров и Силен, разве не одарит он их миллионом даров? Выгляни из окна. Мы увидим, что делается для Эйе, божественного отца».

    Когда все собираются во дворе, царь выходит на балкон для торжественных церемоний, за которым находится колонный зал. С улицы видна целая анфилада царских покоев с креслами и роскошными ларцами. Подарки разложены на столах рядом с царем; когда он раздаст их, будут принесены и разложены на столах новые. В остальных комнатах дворца снуют слуги. Некоторые мирно беседуют, женщины поют и танцуют, играют на арфах. Во дворе слуги с зонтиками и веерами и распорядители церемоний выстраивают награждаемых и поочередно подводят их к балкону. Здесь они приветствуют фараона, но только поднятием рук, не простираясь на земле, и произносят хвалебные слова в честь повелителя. Царь отвечает похвалой каждому из своих слуг, отмечая его верность, способности и преданность. Иногда он повышает кого-либо в должности со следующими словами: «Ты мой великий слуга, ты исполнял все повеления, и я доволен твоей службой. Я поручаю тебе эту должность и говорю: ты будешь есть хлеб фараона, да будет он Жив, Здоров и Силен, твоего владыки в храме Атона». Затем он бросает с балкона золотые чаши и ожерелья. Распорядители подхватывают на лету эти драгоценные подарки и тут же застегивают на шее награжденного иногда по три-четыре ожерелья сразу. Сгибаясь под этой ношей, счастливый, он идет к выходу с царского двора, а за ним несут остальные дары, которые не смогли на него надеть. Следом выносят яства с царского стола. Писцы аккуратно записывают все происходящее. За пределами царского двора награжденного встречает ликующая толпа друзей, слуг или подчиненных. Он поднимается на колесницу и отправляется назад в сопровождении этой толпы, которая все увеличивается по мере его приближения к дому. Жена приветствует его, воздевая руки к небесам при виде стольких сокровищ. Другие женщины бьют в тамбурины, поют и танцуют. Родственники и друзья входят в его дом, чтобы присоединиться к веселью, которое, видимо, будет продолжаться долго.

    Подобное внимание могло оказываться не только мужчинам, но и женщинам. Мы уже встречались с божественным отцом Эйе, когда он получал награды от Эхнатона, но теперь он сам стал фараоном и раздает милости своим слугам. Он наградил уже Неферхотепа, писца и управляющего стадами Амона, и решил теперь особо наградить его супругу Меритру. Действие происходит в царском загородном доме – квадратном каменном здании с маленькими продолговатыми окошками по бокам и дверью, выходящей на балкон, поддерживаемый колоннами с фасада. Это простое сооружение стоит посреди сада, шпалеры виноградника тянутся вдоль аллеи, лозы оплетают небольшие изящные колонны, вроде тех, на которых держится балкон. Около стены стоят вазы, корзинки и блюда. Меритра, очень привлекательная в своем прозрачном одеянии, с благоухающим колпачком на голове, приближается к дому и подхватывает ожерелье, которое фараон бросает ей с балкона. Эта почти интимная сцена проходит практически без свидетелей. Одна женщина хлопает в ладоши, другая целует землю. Повсюду разбросаны цветы. Нанятая по случаю церемонии награждения музыкантша пьет вино, не переставая при этом потряхивать систром. Двое ребятишек сумели пробраться в сад и следят за происходящим во все глаза, но сторож уже заметил их и грозит им палкой. По окончании церемонии Меритра возвращается домой пешком под руку с каким-то мужчиной, чье имя нам неизвестно, – может быть, это ее супруг, а может быть, кто-то из придворных, кому царь поручил проводить ее до дома. Она идет гордой поступью, царские ожерелья украшают ее. За парой следует группа провожающих: среди них мы различаем музыкантшу с систром, к которой присоединились две обнаженные девушки. Слуги несут кто кувшины, кто узлы и корзины с едой – этот примечательный день завершит славное пиршество. Самые дорогие подарки сложены в большой ларец.


    Хоремхеб на носилках (Лепсий. Иллюстрированный журнал, III)

    Иногда подобные церемонии происходили не во дворце, а под открытым небом – либо потому, что награждаемый был слишком важной персоной, чтобы царь считал себя вправе просто так швырнуть ему с балкона пару ожерелий, либо потому, что собиралось слишком много народа. В таких случаях на большом дворе строили легкую беседку с балдахином – подлинное чудо изысканности и роскоши. На рельефах цоколя изображены сирийцы, ливийцы или негры; они стоят на коленях и с мольбой протягивают руки или корчатся в когтях грифона, олицетворяющего царя. На цоколе стоят четыре папирусообразные колонны, покрытые сверху донизу резьбой и инкрустациями; они поддерживают многоэтажный карниз с выпуклой крышей. Фараон поднимается по лестнице, охраняемой сфинксами с соколиными головами, и садится в кресло, поражающее невиданной роскошью. В сцене, которую я собираюсь сейчас описать, царь награждает Хоремхеба, которому в будущем назначено взойти на престол. Сейчас он крупный военачальник, спасший дружественные племена бедуинов от других кочевников. Он разгромил враждебные племена и вернулся в царскую резиденцию с пленниками и освобожденными союзниками; последние пришли смиренно умолять царя, чтобы им разрешили пройти со своими стадами через египетскую территорию, как они делали прежде. Те и другие присутствовали на триумфе Хоремхеба. Военачальник в парадном одеянии поднимает руку, благодаря за оказанные ему почести, в то время как царские челядинцы застегивают на его шее многочисленные ожерелья. Слуги подносят ему на блюдах все новые ожерелья. Воины Хоремхеба вводят длинную вереницу пленников, которых легко отличить по необычным чертам лица, длинным спутанным волосам и густым бородам. Руки их крепко связаны, а лица искажены болью. Только женщины идут свободно. Походка их исполнена достоинства. Одну из женщин в платье с оборками египетский воин ведет за руку. На плече она несет одного из своих детей, другой – младенец – спит в подвесной сумке, болтающейся у нее на шее. Другая женщина, по-видимому, пытается заговорить с идущим впереди воином. Лошади, которых ведет под уздцы один из египетских воинов, представляют для царя куда больший интерес, чем все эти люди, которым суждено вскоре добывать камень в каменоломнях или формовать кирпичи.

    После того как Хоремхеб получил свои дары, он излагает царю дело бедуинов, которые, если бы не его помощь, лишились бы всего своего имущества и скота. Обвешанный ожерельями, держа в руке веер, он обращается к фараону, славит его и объясняет суть дела. Потом он поворачивается к переводчику, и тот сообщает бедуинам, что фараон милостиво разрешает им пройти через его земли. Бедуинов мы можем легко опознать как ливийцев по перьям на голове, короткой челке и длинному пучку волос, почти полностью закрывающему половину лица. Есть среди них и несколько сирийцев в одеждах с длинными рукавами и широкими перевязями. Они выражают свою признательность красноречивыми жестами: одни вздымают руки к небу, другие простирают их к фараону, третьи падают ниц. А иные, обезумев от радости, катаются в пыли.

    Хоремхеб вполне заслужил такую награду, чего никак не скажешь об Аменхотепе, верховном жреце Амона, которого Рамсес IX возвысил до такого положения, что потом до конца жизни был вынужден делить со жрецами власть над Египтом. Церемония награждения происходила в беседке, где царь и верховный жрец стояли друг перед другом, разделенные несколькими столами, сплошь заваленными различными дарами. Несмотря на то что голова царя увенчана высоким голубым шлемом, а жрец выбрит наголо, скульптор, трудившийся над рельефом в храме Карнака, изобразил их одного роста. Жрец получил роскошные подарки: 10 дебенов золота, 20 дебенов серебра, яства и напитки для праздничного пира и вдобавок 20 арур земли. Однако жрецу Амона удалось добиться от царя гораздо большего – он обеспечил себе поистине беспредельную власть. Потому что царь отказался от всяких попыток как-либо контролировать богатейшие владения Амона, которые, таким образом, превратились в своего рода государство внутри государства. Жрецы Амона, с которыми вовсе не считался Эхнатон, которым не давал воли Рамсес II, вновь получили в Египте то влияние, которого им удалось добиться во времена царицы Хатшепсут и ее преемников, Тутмоса III и Тутмоса IV.

    6. Прием иноземных послов


    Дары Крита

    Прием иностранных послов становился поводом для церемонии еще более пышной, чем награждение подданных. Тщеславие фараона особенно тешила возможность собрать на одну аудиенцию нескольких посланников с разных концов света. Это могли быть нубийцы, негры, сирийцы, ливийцы и послы из Пунта или Нахарины. При дворе Рамсесидов мы уже не увидим критян с длинными вьющимися волосами и в пестрых набедренниках, а было время, когда они подносили египетскому правителю ритоны, вытянутые вазы с широким основанием, чаши с ручками и глубокие блюда, украшенные цветами, умоляя принять их «на царскую воду». Посланники с Крита больше не появлялись здесь, зато слава о могучем царе Египта достигла стран, о которых даже не слыхали во времена Тутмосов и Аменхотепов: Мидии, Персии, Бактрии и берегов Инда. Эти церемонии проходили в специально построенном для этой цели павильоне, который находился в центре большой площади. Вокруг него была расставлена царская личная гвардия, вблизи царя толпились слуги с опахалами и писцы. Послы выстраивались с четырех сторон, сложив перед собой драгоценные подарки. Писцы составляли списки поднесенных царю даров, а затем носильщики уносили их в хранилище ближайшего храма. Царь же за это даровал послам «дыхание жизни», а иногда даже осыпал их подарками куда более ценными, чем те, что были поднесены ему. Фараону льстило считать себя неисчерпаемым источником золота для всего мира. Он предпочитал не отказывать в помощи обедневшим царькам, желавшим поправить свое положение с помощью Египта. Они пытались сблизиться с могущественным царем, предлагая ему в жены своих дочерей или любыми другими способами, при этом, однако, никогда не упуская шанса на всякий случай заручиться поддержкой возможных врагов египтян.

    7. Развлечения: спортивные игры

    Царь проводил много времени на войне, поэтому наследников престола с юных лет готовили к военному делу. Отец приучал юного Рамсеса II и его товарищей к длительным физическим упражнениям, прививал ему умение преодолевать усталость. Как утверждает Диодор, мальчикам не разрешали прикоснуться к еде, пока каждый из них не пробежит 180 стадиев (около двух миль). Неудивительно, что они вырастали настоящими атлетами. В описании битвы при Кадеше, как и во многих других сказаниях, воспеваются физическая сила, выносливость, ловкость и отвага фараона. Но если мы хотим узнать, как именно проходило спортивное воспитание царевичей, нам нужно обратиться к стеле доблестного воителя Тутмоса III, или даже лучше к стеле его сына и наследника Аменхотепа II, который, по заключению специалистов, изучавших его мумию, был наделен необычайной силой. Современники говорили о нем: «Так могучи руки его, что ни один не в силах натянуть его лук, ни среди воинов его, ни среди чужеземных вождей, ни среди великих из Речену».

    Так как же проходили тренировки царевича, наследника трона Хора? «В возрасте восемнадцати лет он уже достиг полной силы. Ему были ведомы все искусства Монту. Не было равного ему на поле боя. Он постиг искусство управления колесницей. Во всем его воинстве не имел он себе равных. Не было такого, кто мог бы натянуть его лук, и никто не мог сравниться с ним в беге». Другими словами, он был подлинным атлетом, который одинаково ловко владел веслом, луком и уздой.

    «Он был могуч и не ведал усталости, когда стоял в своем шлеме, сжимая руками руль на корме царского судна, где с ним были люди его числом две сотни. Когда они проплывали половину атура (египетская мера расстояния, равная примерно 5 милям), они слабели, и члены их становились хилыми, словно у ребенка, но его величество продолжал править своим огромным веслом длиной двадцать локтей. Они останавливались у берега, и его величество привязывал царское судно, сделав три атура без остановки. Каждый исполнялся восторга, видя, как царь делает такое».

    Не следует, впрочем, забывать, что работа рулевого значительно облегчилась с тех пор, как рулевое весло стало вставляться в выемку на корме и прикрепляться к короткому шесту с развилкой в середине, или если судно управлялось двумя рулевыми веслами по бокам кормы. В эпоху Древнего царства рулевой держал весло в руках без всякой опоры, и ему приходилось употреблять нечеловеческие усилия, чтобы бороться с течением или менять курс корабля. Едва ли царевич пользовался этой устаревшей системой управления, однако и новая со всеми ее усовершенствованиями требовала от рулевого силы и выносливости.

    Хороший лучник должен знать толк в луках: «Он натянул три сотни тугих луков, чтобы сравнить их и отличить изделие мастера от поделки невежды». Выбрав себе безупречный лук, который никто, кроме него, не мог натянуть, царевич «отправился на стрельбище и увидел, что ему поставили четыре цели из азиатской меди толщиной в ладонь. Двадцать локтей отделяли одну цель от другой.

    Когда его величество явился на колеснице, как могущественный Монту, он схватил свой лук, взял сразу четыре стрелы и помчался, посылая стрелы, подобно Монту. Первая стрела вышла с другой стороны мишени. Тогда он прицелился в другую. Это был подвиг, какого не совершали прежде ни в одной земле и о каком не слышали прежде: стрела пробила медь и упала с другой стороны на землю. Такое содеять мог только царь, могучий и сильный, которому даровал победу Амон».

    На самом деле царевич Аменхотеп всего лишь повторил подвиг своего отца Тутмоса III, который тоже пронзал своими стрелами медную пластину. Тем не менее это было большим достижением. Если бы Аменхотеп, подобно Улиссу, вернулся в свой дом под видом нищего, могучая рука и несравненный лук помогли бы ему покарать тех, кто осмелился бесчинствовать в его доме и посягать на его женщину.


    Царевич Аменхотеп тренируется в стрельбе из лука (Бюллетень музея искусств «Метрополитен», декабрь 1925)

    Настоящий воин любил своих коней, да и вообще всех лошадей, больше всего на свете. Принц Немарат правил только частью Среднего Египта, но у него была своя конюшня в столице его области, городе Шмуне. Осада Шмуна принесла страдания не только людям, но и лошадям. Когда Пианхи вошел в город победителем, он посетил конюшни, где увидел пустые лари и голодных лошадей. Это зрелище вызвало у него жалость, смешанную с гневом на безрассудных египтян, которые довели благородных животных до такого состояния. «Клянусь жизнью, благосклонностью Ра и ноздрями моими, через которые обновляется во мне жизнь! Вид этих голодных коней печалит мое сердце больше прочего зла, содеянного тобой в твоей греховности. Разве не знаешь, что тень бога надо мной и что я безгрешен перед ним? Я родился из божественного чрева, зачатый богом, и семя богов во мне. Клянусь его ка, что не делал ничего без ведома его. Что велит он мне делать, так я и делаю». Рамсес III не доверял даже своим военачальникам и сам следил, чтобы его кони были ухожен-ны и готовы к бою. В полном боевом облачении, с щитом в одной руке и плеткой в другой, в сопровождении своих придворных приходил он в царские конюшни. Раздавались звуки труб, оповещающих о прибытии фараона, возницы бежали к своим местам, каждый хватал вожжи своей пары коней. Царь осматривал их одного за другим.

    Царевич Аменхотеп, когда он еще был слишком мал, чтобы заниматься ремеслом воинственного Монту, уже усердно тренировал свою силу и ловкость. Он очень любил лошадей и стал настоящим мастером объездки. Его отец, грозный Тутмос III, прослышав об успехах сына, преисполнился радости и гордости. Он сказал своим придворным: «Дайте ему лучшую упряжку из моих царских конюшен в номе Белой Стены (т. е. в Мемфисе). Скажите ему: «Делом твоим будет объездить их, обучить и наполнить силами! Таково желание твоего отца». Получив эти наставления, препоручив себя Решефу и Астарте, богам Сирии, родины этих лошадей, царевич принялся за дело. Он воспитал коней, не имевших себе равных в выносливости, и даже после долгих пробегов на их спинах не выступало ни капли пота.

    Длительные поездки на колесницах совершались чаще всего неподалеку от великих пирамид, к западу от Мемфиса. Когда уреи засверкали на челе Аменхотепа (то есть когда он стал царем), он повелел построить там мавзолей, который стал основанием огромной стелы из белого камня; на ней сегодня мы можем прочитать о его подвигах. Его сын Тутмос IV мечтал повторить их. Он любил стрелять из лука по мишени неподалеку от великого Сфинкса, любил охотиться в пустыне. Однажды царь уснул между лапами статуи, и во сне ему явился Сфинкс, повелев очистить засыпающий его песок. Сделав это, царь заслужит право воссесть на трон Геба. Царевич подчинился божественному повелению и, разумеется, счел необходимым записать это чудесное происшествие для потомков. Если бы не благочестие и набожность этих молодых царей, мы никогда не узнали бы, каким образом они готовили себя к восшествию на престол.

    8. Царская охота

    Царевич мог забавляться стрельбой по медным мишеням или гонять антилоп в пустыне близ пирамид, вверив себя покровительству Хорахти, но царь предпочитал более опасные развлечения, поэтому отправлялся за Евфрат или на юг от порогов, чтобы травить свирепых диких зверей, которых не встретишь в пустынях, обрамляющих долину египетского Нила.

    Однажды царь Тутмос III со своими спутниками на охоте преследовал стадо из ста двадцати слонов. Это произошло в месте под названием Мий, в долине Евфрата, где река течет между двумя высокими скалами. «Ни один царь никогда не совершал подобного с начала времен». Самый большой слон бросился на фараона (несомненно, это было подготовлено самим провидением), желая растоптать его. К счастью, рядом находился его старый товарищ по оружию Аменемхеб, который взмахнул мечом и отрубил чудовищу хобот. Фараон щедро наградил его золотом, но обошел молчанием его подвиг в официальном отчете об этом происшествии, высеченном на стеле в Напате. Что выглядит особенно нелицеприятно, если учесть, что в конце отчета фараон утверждает: «Я честно сказал все, как было, не солгав ни одним словом». И мы, наверное, никогда не узнали бы правду, если бы Аменемхеб не поведал об этой памятной охоте в своем, к сожалению, слишком коротком рассказе. Будь на его месте воин рангом пониже, кто рассказал бы нам о его подвигах?

    В известных нам текстах не упоминается, охотились ли Сети I и Рамсес II на слонов на Евфрате или на носорогов между третьим и четвертым порогами. Но в Мединет-Абу сохранился рельеф, на котором Рамсес III охотится на льва, дикого буйвола и антилопу. Царь мчится в колеснице в полном боевом облачении, как будто собрался на войну. Под копытами коней на спине лежит смертельно раненный лев, пытаясь когтями вытащить стрелу, вонзившуюся ему в грудь. Другой лев, пораженный двумя стрелами и дротиком, оскалившись, пытается спрятаться в камышах. Третий выскакивает из зарослей позади колесницы, но царь уже обернулся к нему и занес копье – зверю не уйти от смертоносного удара.

    На другом рельефе царь со свитой охотится среди заросших тростником и высокой травой болот на стадо диких быков. Охотники, вооруженные, как будто для битвы, луками, копьями, мечами и щитами, выстроились в линию. Обезумевшие животные бегут от них, но царь настигает их на своей колеснице. В руках его треугольный лук и копье. Утыканный стрелами, один из быков опрокинулся на спину в заросли и бьет воздух копытами. Второй бык свалился прямо под копыта коней. Третий отчаянным прыжком пытается добраться до воды. Хвост его вытянут, язык от напряжения высунулся изо рта, но у него недостает сил, и он падает на колени.

    Преследование антилоп в пустыне кажется просто детской забавой по сравнению с подобной охотой, когда фараон один гонит опасного зверя в своей колеснице. Он не пытается загнать животных в ловушку, как это делают жители Фив или профессиональные охотники, однако, завидев вдали диких ослов или антилоп, пускается за ними в погоню на своей быстрой колеснице и преследует их, пока не настигнет.

    9. Частная жизнь царя

    По возвращении из длительного путешествия или похода через пустыню царь мог насладиться отдыхом в своем дворце в Пер-Рамсесе, Мемфисе или Фивах. Эхнатон так восхищался своим новым дворцом в Ахетатоне, что почти не покидал его. Нежный отец, любящий муж и почтительный сын, он чувствовал себя счастливым лишь в кругу своей семьи, рядом с царицей и царевнами, сопровождавшими его во время прогулок, посещавшими вместе с ним храм, присутствовавшими на приемах иноземных послов и на церемониях раздачи наград. Они готовили для него всякие лакомства. Царица наполняла его чашу горячим питьем. Когда царица-мать приходила навестить детей, фараон был очень доволен.


    Эхнатон и его семья (Бюллетень музея искусств «Метрополитен», декабрь 1923)

    Завтраки и обеды всегда проходили в семейном кругу. Мы не знаем, все ли фараоны следовали этим привычкам, потому что Эхнатон выступал против многих традиций и обычаев своего времени, но после его смерти они возродились вновь. В начале Восемнадцатой династии царь проводил с семьей куда меньше времени. Например, царь Яхмос отправляется в свои покои для отдыха, где его дожидается  прекраснейшая дочь царя, сестра царя и жена бога, Великая Спутница Царя Яхмоса Нефертари. О чем же они беседуют, спросите вы? Царь делится с ней своими мыслями о том, что полезного он мог бы сделать для обитателей подземного мира, для мертвых, которые нуждаются в столах, уставленных кувшинами с водой и яствами для праздничных пиров на небе и на земле. Царица, имевшая все основания рассчитывать на нечто более романтическое, изумленно восклицает: «К чему такие мысли? Зачем говорить об этом? Что волнует твое сердце?» На это царь отвечает: «Вспомнил я Тетишери, мать моей матери, мать моего отца, Великую Спутницу Царя, царскую мать, правдивую голосом, чьи гробница и памятник ныне лежат в пыли в Фивах и Тини. Так я сказал тебе, ибо я желаю построить пирамиду для нее и дворец в некрополе Таджестер рядом с моим. Следует выкопать водоем, насадить деревья, принести хлеба, дать земли с людьми и стадами, поставить жрецовы ка, распорядителей церемоний, чтобы каждый знал, что делать ему».

    Можно восхищаться набожностью фараона, его красноречием и почтением, которое он оказывает жене, посвящая ее в свои мысли, однако, надо полагать, царица предпочла бы поговорить о чем-нибудь другом. Рамсес II был не столь строг к себе. Многочисленные тексты, в которых упоминается Пер-Рамсес, построенный им на руинах Авариса в Восточной Дельте, расхваливают эту прелестную и веселую царскую резиденцию. Там любили поесть, еще больше – выпить, особенно вино, сладкое как мед. Жители Пер-Рамсеса наряжались в венки из цветов, каждый день шумно восхваляя славного царя. Подлинный рай на земле! В Ахетатоне жизнь тоже проходила в нескончаемых праздниках, однако совсем иного характера – фараон-еретик был поборником семейных добродетелей в современном понимании: верность, постоянство. А Рамсесиды любили разнообразие. При Рамсесе II, насколько нам известно, титул Великой Спутницы Царя носили пять женщин. Это не так много для властителя, который царствовал шестьдесят семь лет, но мы знаем также, что у него было сто шестьдесят два ребенка – ясно, что Рамсес не ограничивал себя только официальными женами. Как ладили между собой члены этого гигантского семейства, мы не знаем за недостатком документов. Зато нам известен пример истинно рыцарской галантности великого царя. Несмотря на мир, заключенный Египтом с его старым недругом хеттским царем Хаттусилисом III, сражения продолжались. Всякий раз, когда египтяне наталкивались на хеттский отряд, между ними завязывался бой. Тогда Хаттусилис решился на смелый шаг: он собрал все свои сокровища и отправил их Рамсесу II вместе со своей любимой дочерью. Караван тронулся в путь в неблагоприятное время года, однако бог Сет, который ни в чем не мог отказать своему далекому потомку Рамсесу, сотворил по его просьбе чудо: вдруг настали летние дни, и так продолжалось до тех пор, пока царевна не добралась из Малой Азии до Египта. Но это еще не все. Рамсес II построил между Египтом и Финикией крепость, которую назвал Рамсес, Великий Победами. Ее охраняли четыре божества: два азиатских – Сутех и Астарта и два египетских – Амон и Уаджет. Он наполнил склады продовольствием, послал туда четыре статуи и, наконец, сам прибыл в крепость, чтобы встретить здесь царевну с ее свитой и проводить в свою главную резиденцию – великий Пер-Рамсес. Народ шумно выражал восторг при виде прекрасной царевны, а египетские и хеттские воины поклялись друг другу в братской верности.

    Преемники Рамсеса II и не пытались сравняться с ним. Даже Рамсес III, старавшийся во всем превзойти своего великого предшественника, ограничился всего-навсего тремя женами и десятком детей. Так или иначе, женское общество он ценил весьма высоко. На росписях мы видим, как он играет в египетские шашки с прекрасными полуобнаженными девушками, которые приносили ему цветы, напитки и сладости.

    Египетские цари также любили отдыхать в обществе своих товарищей по оружию и по охоте и ученых мужей, славящихся своей мудростью. Хеопс однажды созвал своих сыновей и повелел им по очереди развлекать его увлекательными историями. Тот же самый Хеопс, прослышав, что в его стране живет мудрец, умеющий творить чудеса, немедленно отправил за ним одного из своих сыновей. Царь Снофру призвал к своему двору ученого, который знал прошлое и умел предрекать будущее, а Аменхотеп III много веков спустя поверял свои страхи и свое заветное желание узреть богов мудрецу, которого также звали Аменхотепом.

    10. Гаремные интриги

    Хотя никто не сомневался в божественности фараона, законного сына Амона, всюду находились святотатцы, стремившиеся свергнуть его с престола, погубить и навеки пресечь его ветвь, чтобы получить власть. В конце царствования Рамсеса III одна из его жен, Тии, преисполнилась желания увидеть на египетском престоле своего сына, которого Туринский папирус называет именем Пентаур (хотя это явно не настоящее его имя). В подготовленный ею заговор был втянут один из управляющих дворцом, Пабакикамун, чье имя означает «слепой слуга». Он выполнял функции посредника между преданными Тии женщинами гарема и их матерями и сестрами, которые старались вовлечь в заговор как можно больше царских вельмож. Па-бакикамун считал, что нашел ценного союзника в лице одного из пастырей царских стад по имени Пенхуибин, который потребовал достать ему книгу, принадлежавшую царю Усермаатре Мериамону, великому богу (да будет он Жив, Силен и Здоров!). С помощью этой книги Пенхуибин взялся составить письменные заклинания и сделать восковые фигурки, которые должны были оказать на фараона и его сподвижников магическое воздействие: одних лишить силы, других заставить позабыть о своем долге. К заговору присоединилось множество женщин и чиновников. Один из них, командующий лучниками Куша, родной брат той самой наложницы, которая испытывала столь неблагоразумную страсть к письмам, на судебном процсесе получил имя Бинемуат («злоба в Фивах»), а один из военачальников – Меседсу-Pa («Ра ненавидит его»). До того как их преступные замыслы были разоблачены, их, скорее всего, звали «благо в Фивах» и «Ра защищает его». Неизвестно, каким образом заговор был раскрыт, мы знаем только, что главных зачинщиков и их помощников арестовали, а с ними и всех тех, кто знал об их презренных замыслах, но не оповестил об этом фараона. Были назначены судьи: два казначея, носитель опахала, четыре виночерпия и один глашатай – царь предпочитал обычным судьям людей из своего окружения. В предварительной речи на суде, начало которой не сохранилось, он наказывает им не выказывать милосердия к преступникам: «Пусть содеянное ими падет на их головы. Я же освобожден и спасен навеки, ибо я в числе праведных царей, которым суждено сидеть между Амоном-Ра и Осирисом, владыкой вечности».

    Однако выбор судей оказался не совсем удачным: двое из них, а также один из солдат царской охраны, узнав, что некоторым из заговорщиц удалось бежать, показали свое истинное лицо и покинули царский дворец, чтобы присоединиться к ним «в дурных местах». Вскоре их разыскали и для начала отрезали носы и уши. Так царь Хоремхеб обычно карал чиновников и военных, пренебрегавших своими обязанностями.

    Описывая казнь заговорщиков, автор отчета употребляет не совсем понятное выражение «Их привели на место, где они умерли сами». Это может означать, например, что приговоренных оставили в зале суда наедине со своей нечистой совестью, положив перед ними острый кинжал. Интереснее, однако, выглядит гипотеза Гастона Масперо, исследовавшего так называемую «мумию неизвестного царевича», которая была обнаружена в Дейр-эль-Бахри. Это мумия мужчины двадцати пяти – тридцати лет крепкого сложения, не отмеченного признаками каких-либо физических недостатков, который по неизвестным причинам был похоронен без соблюдения традиционных операций, связанных с бальзамированием. Его мозг не был извлечен из черепа, внутренние органы также остались на месте. «Никогда я не видел лица, на котором так отчетливо проступали бы следы мучительной и страшной агонии, – пишет Масперо. – Чудовищно исказившиеся черты его заставляют предположить, что несчастный умер от удушья, будучи похоронен заживо». Эта гипотеза может показаться слишком смелой, однако мы не располагаем никакими свидетельствами, что в Египте преступникам предоставлялась возможность самим свести счеты с жизнью. Тем более сложно поверить, что столь милосердное решение было принято по отношению к злодеям, посягнувшим на жизнь фараона.

    11. Заветы фараона

    Долгое царствование и различные неприятные происшествия вроде описанного в предыдущей главке могли пробудить в фараоне естественное желание поведать о своем богатом опыте грядущим поколениям. Некоторые властители, в том числе Аменмес I, отец Сесостриса I, оставили своим преемникам поучения. К сожалению, до нас не дошли ни воспоминания Сети I, «сошедшего в Аментет» во цвете лет, ни Рамсеса II, никогда не устававшего исполнять роль бога среди людей. Зато мы располагаем почти полным текстом папируса, продиктованного Рамсесом III незадолго до смерти. Фараон явно считал, что успел многого достичь: он сделал все возможное, чтобы увеличить и украсить святилища египетских богов, в первую очередь храм Амона в Опете, Атума – в Оне, Птаха – в Мемфисе, а также храмы их божественных супруг, не забыв при этом воздать должные почести второстепенным божествам. Царь отдал в их распоряжение многих хорошо подготовленных людей, на каждое празднество посылал на их жертвенные столы яства и напитки. И при этом он никогда не забывал о благополучии своего народа. Он обеспечил мир и порядок во всем царстве. Он изрубил или побросал в тюрьмы тысячи ливийцев, которые до этого свободно разгуливали по всем территориям между западной дельтой Нила и Сахарой, как будто эти земли по праву принадлежали им. Морскому народу, пытавшемуся нарушить границы египетского побережья, был нанесен удар, от которого он не скоро сможет оправиться. Он построил и оснастил флот, он рассылал свои суда во все страны за благовониями, бирюзой, золотом, медью, черным деревом, слоновой костью и хвойным деревом Ливана. Египет стал цветущим садом, и мир воцарился в нем.

    «Я дал жизнь всей земле и людям, в ней обитающим: рехет, пит и хенмет (слова, точное значение которых неизвестно; очевидно, они означают разные народности, проживавшие в Египте) – мужчинам и женщинам. Я поднял человека из убожества, в котором он пребывал, дал ему дыхание и защитил его от сильнейшего… Страна была сытой весьма в мое правление. Делал я благие дела как богам, так и людям. И не было у меня ничего из вещей других людей. Провел я царствование на земле в качестве правителя Обеих Земель, причем были вы рабами у ног моих и не попирал я вас. Были вы угодны сердцу моему сообразно с полезными делами вашими, и выполняли вы рьяно мои повеления и мои поручения. И вот упокоился я в некрополе, подобно отцу моему Ра. Я соединился с великой девяткой богов на небесах, на земле и в Дуате».

    Несмотря на свою искреннюю веру в благосклонность богов, царь беспокоился за своего сына, «порождение Ра, зачатого его семенем, сына Амона, вышедшего из его плоти, коронованного властителя Обеих Земель, подобного Татенену». Разумеется, мир лежит у ног фараона и каждый египтянин считает за честь поцеловать землю перед ним. Но последует ли народ завету того, кто ныне приобщается к породившим его богам, чтобы они всюду следовали за его сыном, почитали его, восхваляли его, словно Ра, дарующего свой свет Египту? Словно предвидя, что лучшие дни Египта уже миновали, царь не устает снова и снова взывать к богам, умоляя их быть милостивыми к его сыну. Он обращается к Амону: «Услышь меня, отец мой, господин мой! Я один в Эннеаде богов, которые рядом с тобой. Сделай так, чтобы сын мой предстал царем в обители Атума… Ты сам провозгласил его царем, когда он был еще юношей, сделал его властелином, да будет он жив, силен и здоров, над землями и над людьми… Пошли ему царствование на тысячи лет!.. Дай молодость его членам, детей – на каждый день! Ты щит, который обороняет его повседневно. Подними свой меч и свою булаву над азиатами, дай повергнуть их в страх, как будто он – сам Баал. Пусть он расширит границы по воле своей. Пусть земли и пустыни трепещут перед ним. Дай ему Тамери с рукоплесканиями. Отведи от него беды, катастрофы, несчастья. Пусть радость пребывает в его сердце, пусть кричат, поют и танцуют люди перед его прекрасным лицом. Вложи любовь к нему в сердца богов и богинь, нежность к нему и почитание – в сердца людей…»

    «Что ты предсказал, исполнится твердо и точно. Все, что ты сказал, будет чудесно незыблемым. Дай мне царствование на двести лет, чтобы укрепить его для моего сына, который останется на земле. Продли его дни более, чем царя всякого, помня о том добре, что я сделал для тебя. Он будет послушным тебе властелином, ибо ты возложил на него корону. Он не отвернется от твоих дел, владыка богов. Сделай Нил великим и могучим в твое время, чтобы приносил он царству пищу в изобилии. Сделай так, чтобы цари, не знающие Египта, приходили в его священный дворец с дарами на плечах…»

    Такие же пылкие мольбы обращает царь к Атуму, Птаху и ко всем богам и богиням Великой Эннеады. Последние строки этого документа – горячая просьба к людям и богам за возлюбленного сына. Быть может, кто-то из египетских мудрецов-прорицателей, а их в Египте было великое множество, предупреждал Рамсеса III, что все невзгоды, которые смог предотвратить он благодаря своей прозорливости, храбрости и удачливости, обрушатся на Возлюбленную Землю, едва его не станет? Давным-давно фараону Хеопсу было предсказание, что его династия угаснет через три поколения. Династии Рамсесидов было суждено просуществовать еще более семидесяти лет, и последние годы их преследовали беды и поражения. Однако вслед за ними пришли новые правители, сумевшие вновь поднять Египет с колен.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке