|
||||
|
Г Гадание См. также: Чародейство №№ 1210—1216. Геенна См. также: Ад №№ 1—2; Доброделание № 246; Муки вечные №№ 569—570. Гнев См. также: Милосердие № 436; Обида № 678; Смирение № 1047. 178. Во время молитвы дым вышел из уст брата, а вместе с ним и гнев См. также: Молитва Один брат, разгневавшись на другого, встал на молитву, прося, чтобы Бог дал ему долготерпение в отношении к брату и чтобы искушение это прошло без вреда. В то же самое время он увидел дым, исходящий из своих уст. Вместе с тем прошел и его гнев. (Древний патерик. 1874. С. 72. № 65). 179. Чтобы не дать места гневу, авва Исидор бежал, оставив свои корзины Авва Исидор поведал о себе: "Однажды я пошел на торг продать немного сделанных мной корзин. Заметив, что по поводу продажи во мне возникает гнев, я оставил корзины и бежал." (Еп. Игнатий. Отечник. С. 243. № 5). 180. Услышав, что брат говорит гневное, авва Иоанн Колов удалился с жатвы Однажды во время жатвы авва Иоанн, услышав, что один брат говорит гневно и скорбно со своим ближним, оставил жатву и поспешно удалился. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 293. № 36). 181. Видя, что от слов собеседника он приходит в гнев, авва Иоанн Колов оставил свои корзины и бежал Авва Иоанн поведал: "Однажды я шел по скитской дороге со своим рукоделием. Встретившись с хозяином верблюдов и вступив с ним в разговор, я заметил, что словами его могу быть приведен в гнев. Тогда я немедленно бежал, оставив свои корзины." (Еп. Игнатий. Отечник. С. 293. № 37). 182. Явление поссорившемуся монаху диавола в образе юноши См. также: Злопамятство; Ссора Некто Исаак-монах рассказывал следующий случай из своей жизни. "Однажды, — говорил он, — я поссорился с братом и стал гневаться на него. Между тем, сидя как-то за своим рукоделием, я вспомнил о своей ссоре, раскаялся и, движимый страхом ответственности перед Богом, думал: "Что мне делать?" В это время вошел ко мне какой-то юноша и, не сотворив, как следовало, крестного знамения, сказал: "Ты согрешил и тревожишься, доверься мне и будешь спокоен." Я же, поняв, что это диавол, отвечал: "Уйди, ибо ты не от Бога." Он же говорит: "Жаль мне тебя: дело свое ты губишь, а все-таки ты мой." — "Нет, — говорю, — не твой я, диавол, а Божий." Он сказал: "Гнев держащих и зло помнящих Бог передал нам. Ты же три недели гневаешься на своего брата." Я отвечал: "Лжешь." А он: "Ты зло имеешь на него, а держащих злопамятство ожидает геенский огонь, и я к таким людям приставлен, и ты — мой." Услышав это, я тотчас же пошел к брату, поклонился ему и примирился с ним. Что же? Возвратившись домой, я увидел, что диавол, не потерпев моего примирения, из злобы, сжег мое рукоделие и рогожу, которую я обыкновенно подстилал, когда молился." (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 11). 183. Монах-пустынник, побеждавшийся гневом, рассердился на опрокинувшийся кувшин и разбил его; размыслив о случившемся, он понял, что одиночество само по себе не врачует гнева, что везде нужна борьба с самим собой См. также: Борьба с собой; Подвиг; Терпение. Некий брат, живя в общежительном монастыре и часто побеждаясь гневом, сказал сам себе: "Пойду в пустыню, может быть, там, не имея с кем ссориться, успокоюсь от страсти." Он вышел из монастыря и стал жить один в пустыне. Однажды он наполнил водой сосуд и поставил его на землю. Сосуд внезапно опрокинулся. Во второй раз случилось то же самое. В третий раз кувшин также опрокинулся. Монах, рассердясь, схватил кувшин и ударил о землю. Кувшин разбился. Придя в себя, брат начал размышлять о случившемся и понял, что враг поругался над ним. Тогда он сказал: "Вот! Я — один, однако побежден страстью гнева. Возвращусь в монастырь: видно, везде нужна борьба с самим собой и терпение, в особенности же — помощь Божия." Монах возвратился в свою обитель. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 460. № 47). 184. Упорство во вражде привело брата к отречению от Христа См. также: Помощь Божия; Христос. Два брата были во вражде между собой. Во время гонения на христиан их схватили и, подвергнув многим мучениям, посадили в тюрьму. Один из них сказал другому: "Брат! Нам должно примириться и не гневаться одному на другого, потому что завтра мы должны умереть и предстанем Господу." Но тот отказался от примирения. На другой день их вывели из тюрьмы, чтобы отсечь им головы. Брату, желавшему примириться, голова была отрублена прежде, и он в вере отошел ко Господу. Другой же, не хотевший примириться, отрекся от Христа. Мучитель спросил: "Почему ты не отвергся вчера, прежде пытки, чтоб избежать ран, а отвергся только сегодня?" Он отвечал: "Я преступил заповедь Господа моего — не примирился с братом. За это Бог оставил меня и отъял от меня Свою помощь. Лишенный ее, я отрекся от Христа." (Еп. Игнатий. Отечник. С. 456. № 38). 185. По словам преподобного Серафима, повар Саровской обители был перед Богом выше всех, ибо он вел непрестанную внутреннюю борьбу См. также: Благодать; Борьба с собой; Ожесточение Борьба с гневом ставилась великими подвижниками благочестия, в частности преподобным Серафимом Саровским, в большую заслугу борющемуся. Однажды пустынножитель Марк спросил преподобного Серафима: "Кто в нашей обители выше всех предстоит перед лицом Божиим?" Старец, недолго думая, сказал: "Повар из бывших солдат на кухне." И объяснил при этом свои слова так: "Характер у повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За такую борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: "Побеждающему (себя) дам место сесть с Собой и облеку в белые одежды." И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет душу к верной гибели и отчаянию. (Троицкие листки с луга духовного. С. 81). Гнев Божий См. также: Молитва праведника № 505. 186. Старец в видении узрел Сидящего на престоле, Которого никто не мог умолить; на следующий день произошло страшное землетрясение См. также: Видение Авва Анастасий передал нам рассказ о затворнике авве Георгии. "Однажды ночью я встал, чтобы ударить в било (я был канонархом), и слышу, что старец плачет. Подойдя к нему, я спросил: "О чем ты так плачешь, авва?" Старец молчал. "Скажи же мне о причине твоего плача," — продолжал я спрашивать. "Как мне не плакать, — сказал старец, вздохнув из глубины души, — когда Господь наш прогневался на нас. Мне казалось, что я стою перед Кем-то сидящим на высоком престоле. Многие, многие тысячи стоят вокруг престола, умоляя Его о чем-то. Но Он не склоняется на их молитвы. И приблизилась к Нему некая Жена, облеченная в порфиру. Припав к Нему, Она воскликнула: "Умилостивись же, хотя бы ради Меня!" Но Он остался непреклонен. Я плачу и рыдаю в сильном страхе за то, что угрожает нам." Он рассказал мне об этом в четверток утром, а на следующий день, в пятницу, в девятом часу произошло страшное землетрясение, разрушившее города приморской Финикии." (Луг духовный. С. 67). 187. За изгнание святого Дионисия с горы Олимп Бог покарал ту область засухой и необычайными грозами См. также: Вразумление Чтобы избавиться от молвы, преподобный Дионисий Афонский удалился на гору Олимп. Нашлись люди, которые дали знать Сакку-агарянину, владельцу того места, где поселился преподобный, что в пределах его владений какой-то инок строит монастырь. Агарянин взбесился, явился к Лариссу, турецкому аге, в ведении которого находился Олимп с его окрестностями, и, жалуясь на своеволие иноков, потребовал, чтобы их предали суду. И зарождающийся монастырь, как основанный без позволения хозяина горы, уничтожили. Горько было преподобному, когда один из преданных ему людей, священник лито-хорийской деревни, известил его о начавшихся против него кознях. Чтобы не дать волю гневу, он со слезами удалился в так называемое место Загора, что почти по соседству с Олимпом. Но Бог призывал его к Олимпу и своими судьбами устроил его славное и торжественное возвращение. Произошло все так. С того самого времени, как, вследствие неприязненных действий агарянина, преподобный удалился с Олимпа, в окрестностях той горы установилась чрезвычайная засуха, так что жителям грозили голод и пагуба. К еще большей печали, разразилась необычайная гроза, и градом побило фруктовые деревья, виноградники и нивы и даже повредило сами жилища. Гром разражался с необыкновенной силой, молнии сверкали ослепительно, наводя на всех страх и ужас. Напрасно совершали молебны и плакали: гнев Божий не утихал. Тогда все поняли причину бедствий. Сам агарянин, виновник изгнания преподобного Дионисия и его братства, ужаснулся и затрепетал, когда христиане объяснили ему, что Бог карает их за святого отшельника. Наконец, он решился послать нарочных в сопровождении нескольких христиан с просьбой к преподобному, чтобы, не помня обид, он возвратился на Олимп и продолжал там свою уединенную жизнь. Незлобивый старец был тронут смирением своего врага и снова погрузился в невозмутимую тишину олимпийских пустынь. С того времени подвижническая жизнь преподобного Дионисия текла спокойно. (Афонский патерик. Ч. 2. С. 43). Гордость См. также: Блуд № 48; Молитва №№ 468—469; Наказание грешника № 598; Подвиг истинный и ложный № 742; Подвиг ложный № 743; Покаяние № 784; Превозношение № 886; Прелесть №№ 888, 890, 895—896; Слово гордое и смиренное № 1024; Старец № 1099; Учительство № 1172. 188. Гордость привела монаха к осуждению других, затем к самообольщению, в котором он принял демона в образе ангела, и к гибели См. также: Осуждение; Превозношение; Самомнение; Прелесть; Самообольщение Монах Ирон пятьдесят лет провел в пустыне и превзошел всех живущих в ней иноков своим равноангельским житием. Но гордость погубила и такого подвижника. Он вообразил, что соседние с ним иноки держатся не такого устава, какого бы, по его мнению, следовало держаться. И стал относиться к ним с презрением. диавол, заметив зародившееся в старце самомнение, не замедлил приложить старание, чтобы погубить его, и достиг своего. Он явился ему в образе светлого ангела, а самообольщенный монах принял его действительно за такового. диавол предложил старцу броситься в колодец, говоря, что-де за святую жизнь ему от этого вреда не будет. Старец послушался, и… вытащили его из колодца едва живым. На третий день он скончался. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 371). 189. Девственница-подвижница, возгордившись, начала осуждать других, а затем сама впала в блуд См. также: Ангел-страж целомудрия; Блуд; Осуждение; Падение; Подвиг ложный; Человекоугодие; Слава человеческая Знал я в Иерусалиме одну девственницу, которая шесть лет носила власяницу и, заключившись в своей келии, отреклась от всех удовольствий и вела жизнь самую воздержанную. Но потом, оставленная Божией помощью за чрезмерную гордость — родоночальницу всякого зла, она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не по духовному расположению и не по любви к Богу, но напоказ людям, ради суетной славы, которой ищет растленная воля. Демон тщеславия, отвлекая ее от благочестивых помыслов, возбудил в ней желание осуждать других. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости и еще начала соуслаждать ему, святой Ангел — страж целомудрия — отступил от нее. (Лавсаик. С. 110). 190. Авва Серапион смирил высоко думавшую о себе затворницу тем, что предложил делом показать то, что она умерла для мира; затворница не смогла исполнить этого См. также: Подвиг ложный; Человекоугодие Увидев девицу, двадцать пять лет пребывавшую в безмолвии, авва Серапион сказал ей: "Что ты сидишь здесь?" — "Я не сижу, — отвечала она ему, — а иду." — "Куда же ты идешь?" — спросил ее Серапион. "К Богу моему," — отвечала девица. Говорит ей раб Божий: "Жива ты или умерла?" Она говорит ему: "Верую Богу моему, что умерла для мира, ибо кто живет по плоти, тот не пойдет к Богу." Услышав это, блаженный Серапион сказал ей: "Чтобы уверить меня в том, что ты умерла для мира, сделай то, что я делаю." Она отвечала ему: "Приказывай только возможное, и я сделаю." Он отвечал деве, что для мертвого, подобного ей, все возможно, кроме нечестья, и потом сказал ей: "Сойди вниз и пройдись." — "Я не выхожу двадцать пять лет, — отвечала она ему, — как же теперь пойду?" — "Вот, — сказал Серапион, — не говорила ли ты: я умерла для этого мира? Очевидно, потому, что и мир для тебя не существует. А если так, то мертвый ничего не чувствует, и для тебя должно быть все равно — выйти или не выходить." Девица, услышав это, пошла. Когда она вышла и дошла до церкви, блаженный сказал ей: "Если хочешь уверить меня в том, что ты умерла и уже не живешь для людей, чтоб угождать им, сделай то, что я могу сделать, и тогда убедишь меня, что ты действительно умерла для этого мира." — "Что же, — спросила девица, — должна я сделать?" — "Сними с себя платье, как я, — сказал он, — положи на плечи и иди по городу, а я без стыда пойду впереди тебя." — "Но если, — отвечала она, — я сделаю это, то многих соблазню таким бесстыдством, и кто-нибудь скажет, что это сумасшедшая или беснующая." — "Тебе что за дело, если это скажут, — отвечал ей блаженный Серапион. — Ведь ты говоришь, что умерла для людей, а мертвецу нет никакого дела до того, бранит ли его кто или смеется над ним, потому что он нечувствителен ко всему." Тогда говорит ему девица: "Прошу тебя, прикажи мне совершить какой-нибудь другой подвиг, и я сделаю, а пока я не дошла еще, только молюсь о том, чтобы дойти до такой степени." После этого раб Божий, бесстрастный Серапион, сказал ей: "Смотри же, сестра, не возвеличивайся, будто ты святее всех, и не хвались, что ты умерла для этого мира. Теперь ты узнала, что еще жива и угождаешь людям. Я могу быть более мертвым, чем ты, и то, что я умер для мира, могу доказать делом, именно тем, что равнодушно взираю на него, ибо, не стыдясь и не соблазняясь, могу сделать то, что приказывал тебе." Так, научив ее смиренномудрию и сокрушив ее гордость, блаженный оставил девицу и удалился. (Лавсаик. С. 217). 191. Бесстрастие монаха, убежавшего от найденного золота, было несравненно выше трудов его брата, соединенных с высокоумием после постройки монастыря и благотворительности См. также: Бесстрастие; Высокоумие; Нестяжательность Один старец-столпник, спасавшийся близ Едессы, на вопрос святителя Феодора, епископа Едесского, что именно заставило его взойти на столп и столько лет он собирается на нем подвизаться, отвечал: "Вместе со старшим братом я расстался с миром еще в юности. Сначала три года мы провели в монастыре, а затем ушли в пустыню и, найдя там две пещеры, поселились: я — в одной, брат — в другой. Время мы проводили в безмолвии, посте и молитве и сходились только в воскресные дни. Такая жизнь в пустыне для меня продолжалась, однако, недолго. Раз, когда мы оба вышли из своих пещер для сбора злаков и кореньев для еды и были на некотором расстоянии друг от друга, я вдруг заметил, что брат мой внезапно остановился, как-будто чего-то испугавшись, а потом стремглав побежал и скрылся в своей пещере. Недоумевая, что бы это значило, я пошел к месту его внезапной остановки, чтобы посмотреть, что там такое. И что же? Вижу рассыпанным громадное количество золота. Недолго думая, снял я с себя мантию, собрал в нее неожиданно найденное сокровище и с большим трудом принес в свою келию. После этого, не сказав брату ни слова, я ушел в город, купил там большой дом, устроил в нем странноприимницу и больницу и при них основал монастырь, поместив в нем сорок иноков. Поручив все это опытному игумену и вручив ему на нужды тысячу златниц, другую же тысячу раздал я бедным и, снова оставив мир, пошел к своему брату. На пути я начал высокоумствовать и осуждать брата за то, что он не хотел сделать добра из найденного им золота. Когда я подходил к пещере брата, то помыслы высокоумия и самомнения уже совершенно овладели мной. Но в это самое время является мне Ангел Божий с грозным видом и говорит: "Знай, что все, что ты совершил, не стоит прыжка, сделанного твоим братом через золото, и он несравненно выше и достойнее тебя перед Богом. Ты даже недостоин того, чтобы видеть его, и это будет до тех пор, пока покаянием и слезами не очистишься от греха." После этого Ангел стал невидим, а я пошел к пещере брата и, к своему ужасу, действительно, не смог увидеть его. Много тут я пролил слез, столь много, что пришел в совершенное изнеможение. Наконец, Господь сжалился надо мной, и голос свыше указал мне идти на это место, где теперь видишь меня и где я живу уже сорок девять лет. Здесь только в последнее, пятидесятое, лето Ангелом возвещено мне полное прощение и обещание, что я увижусь с братом в Обителях Небесных." (В. Гурьев. Пролог. С. 352). Гостеприимство См. также: Воля своя № 167; Любовь к ближнему №№ 398, 400—402. 192. Подвижник считал, что употребляющий пищу ради любви совершает две добродетели: отсекает свою волю и осуществляет гостеприимство Однажды два брата пришли к некоему старцу, у которого не было обычая употреблять пищу ежедневно. Увидев братьев, он принял их с радостью и сказал про себя: "Пост имеет свою награду." Потом присовокупил: "Употребляющий пищу ради любви совершает две добродетели: отсекает свою волю и исполняет заповедь странноприимства." (Еп. Игнатий. Отечник. С. 507. № 121). Грех См. также: Милосердие Божие № 439; Ненависть ко злу № 635; Падение № 695; Плач №№ 715—716; Подвиг ложный № 743; Покаяние № 769; Убийство № 1163. 193. О необходимости исследовать свои грехи, а не возвышенные истины Пришли однажды к авве Зенону братия и спросили его: "Что значит написанное у Иова:."..Небеса нечисты в очах Его" (Иов 15, 15)." Старец сказал на это: "Братия оставили исследование своих грехов и взялись за исследование небесного. Значение же этих слов таково: чист — один Бог, и потому Писание сказало, что Небо нечисто перед Ним." (Еп. Игнатий. Отечник. С. 128. № 5). 194. Авва Макарий сокрушался и плакал о том, что в детстве съел украденную другими смокву См. также: Покаяние. Авва Пафнутий, ученик аввы Макария, рассказывал, что старец говорил о себе: "Когда я был отроком, вместе с другими детьми пас коров. Сверстники мои пошли воровать смоквы и, когда бежали назад, уронили одну, Я поднял ее и съел. Ныне, когда вспоминаю об этом, сажусь и плачу." (Достопамятные сказания. С. 153. № 36). 195. Юноша, повинный во многих грехах, встав на путь покаяния, затворился в пещере; здесь он, мужественно претерпев все демонские брани, прожил до самой смерти См. также: Благодать; Демонские брани; Мужество; Покаяние; Решимость; Терпение. В некоем городе жил один юноша, который сотворил много зла, и ремеслом его было то, что он обкрадывал мертвецов, Но вот однажды благодать Божия коснулась его сердца, ужаснулся он своих злых дел, вспомнил Божий суд и решился в покаянии и смирении провести остаток жизни. Придя к пещерам, где лежали обворованные им мертвецы, он сначала горько плакал, не смея даже произнести имени Божия, а потом и совсем затворился в одной из пещер. Но тут и началась ужасная для него бесовская брань. Прошла неделя его жития в гробищах, и бесовские полчища явились и возопили: "Где же этот скверный и нечистый, который, пресытившись грехом, теперь хочет показать себя целомудренным и благочестивым? Неужели думаешь быть помилованным, содеяв столько зол? Выходи скорее отсюда и приступай к своим прежним делам. Блудницы и скупщики краденого уже ждут тебя. Что же не идешь, чтобы удовлетворить свои скверные желания? Смотри, если не пойдешь, то мы возьмем свое. И к чему так морить себя? И ты, окаянный, думаешь избежать муки? Не наш ли ты? И потому не всем ли нам повинен? Посмеешь ли что-либо на все это ответить нам?" Так вопили бесы. Но юноша при всей своей горячей вере в беспредельное милосердие Божие к кающимся грешникам укреплялся Божими помощью и силой и бесам ничего не отвечал. Долго-долго бесы продолжали мучить его своими воплями, но видели, что это мало помогает, и для того, чтобы опять взять юношу в свои руки, по попущению Божию начали наносить зло и его телу. Бесы много раз так сильно били его, что оставляли едва живым. И были времена, что юноша не мог даже шевельнуть ни одним своим членом. Между тем родные разыскали его и, найдя в пещере, спросили: "Зачем ты пришел сюда?" Не зная его намерений, они всячески его убеждали возвратиться домой, но юноша не послушался их. Бесы же продолжали его мучить, а родные приходили к нему и снова умоляли уйти из пещеры. Юноша говорил им: "Нет, лучше умру я в этих гробницах, чем возвращусь в мир на смертные грехи." И сколько близкие ни увещевали его, он остался непреклонным, и они вынуждены были одни возвратиться домой. По их удалении бесы снова напали на юношу с таким остервенением, что едва не убили его. Но зато это уже было последнее их нападение. Видя юношу непоколебимым, как скала, терпеливым и мужественным, они, наконец, удалились от него, вопия: "Да, благодатью Божией и своим терпением ты одолел нас!" И после этого юноша уже не видел зла от бесов и без обиды, сказано, жил в гробах до своей смерти. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 9). 196. Размышление о своей жизни привело разбойника Давида к покаянию; он поступил в монастырь, превзошел со временем всех в подвигах и сподобился дара чудотворения См. также: Покаяние; Размышление о прожитой жизни; Разбойник Преподобный Давид прежде был разбойником. Много делал зла, многих убивал. Он был такой, говорит описатель его жития, "яко ин никтоже зол бяше." Однажды, отдыхая на горе со своими товарищами и размышляя о своей жизни, он пришел в ужас от своих дел, раскаялся и решился оставшиеся дни посвятить служению Богу. Бросив своих сообщников, он пришел в монастырь и просил привратника доложить о себе игумену, говоря, что он хочет быть монахом. Игумен не замедлил прийти к нему и, думая, что он по преклонным летам не выдержит монашеского подвига, отказался принять его в монастырь. Давид усерднее начал просить, игумен не принимал. Огорченный отказом, он, наконец, воскликнул: "Да знаешь ли ты, отче, кто я? Я — Давид, атаман разбойников. Если ты не примешь меня, клянусь тебе, что снова примусь за свои дела, приведу сюда своих товарищей, разорю монастырь и никого не оставлю из вас в живых." Услышав это, игумен решился принять его и, постригая, дал ему ангельский образ. Что же затем? Затем, говорится в его житии, "нача Давид подвизатися воздержанием, удерживати себя смирением. И всех преспе, иже в монастыре, седмдесят черноризец, И тыя убо вся и всегда поучаше и всем на успех бываше. Единою же седящу ему в келии, ста пред ним Ангел, глаголя ему: "Давиде, Давиде, простил тя есть Господь, будеши отныне чудеса творя." И потом Давид много чудеса Богом сотвори: слепыя просвети, хромых ходити сотвори и бесныя исцели." Так-то велико, братие, и неизреченно милосердие Божие к кающимся грешникам! (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 22). 197. Женщина, впавшая в тяжкий грех, написала его на хартии, запечатала ее и вручила Патриарху, святителю Иоанну; вскоре Патриарх скончался и, явившись в видении этой женщине, отдал ей хартию, на которой было написано, что ради святителя Иоанна изглажен грех ее Некая женщина, впав в тяжкий грех и не будучи в силах из-за стыда поведать его своему духовному отцу, пришла к святителю Иоанну Милостивому, Патриарху Александрийскому, и, упав к его ногам, воскликнула: "О преблаженный, я такой тяжкий грех соделала, что не имею сил сказать о нем. Но при этом верую, что ты один можешь разрешить меня от него!" Иоанн сказал: "Если с верой пришла сюда, то исповедуй мне свой грех." Женщина отвечала: "Не могу, Владыко." — "Ну так, если стыдишься, — сказал Иоанн, — пойди напиши на хартии свой грех и принеси ко мне." — "И этого не могу сделать," — сказала женщина. "Так запечатай хартию и принеси сюда." Женщина исполнила повеленное, принесла хартию к Иоанну и умоляла его, чтоб он не распечатывал ее. После этого она удалилась из города, в котором жила, а святейший Патриарх на пятый день после того скончался и был погребен. Узнав об этом, женщина возвратилась в город и, думая, что грех ее уже известен, если не многим, то некоторым, в страшной скорби пришла ко гробу Иоанна и стала вопить: "О человек Божий! И тебе-то одному я не осмелилась открыть свой грех, а теперь знают о нем все. Не отступлю от гроба твоего до тех пор, пока ты не известишь меня о том, где мое рукописание. Я верую, что ты не умер, но и сейчас жив." И так вопия, женщина пробыла у гроба Святейшего Патриарха, не вкушая пищи, три дня. В третью ночь является ей Патриарх с двумя епископами, которые ранее были погребены рядом с ним, и говорит: "О женщина, когда же ты перестанешь беспокоить нас и орошать наши могилы слезами? Возьми хартию и, распечатав, посмотри, что в ней." Женщина взяла хартию, и видение кончилось. Распечатав ее, женщина увидела в ней, что рукописание ее греха зачеркнуто, а ниже написано следующее: "Иоанна ради, раба Моего, загладися твой грех." — "И рада бысть жена, — заключает сказание, — возвратися в дом свой, приимши отпущение грехов." (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 168). 198. Во искупление греха — смерти странника, растерзанного собаками, — авва Пимен, согласно своему предсказанию, был съеден зверями Авва Агафоник, настоятель Кастеллийской киновии святого Саввы, рассказывал: "Однажды я пришел в Руву к отшельнику авве Пимену. Найдя его, я поведал ему свои помыслы. Настал вечер, и он пустил меня в пещеру. Тогда стояла зима, и в ту ночь было особенно холодно, так что я озяб страшно. Утром приходит ко мне старец и говорит: "Что с тобой, чадо?" — "Прости, отче! Я очень плохо провел ночь от холода." — "Правда? Но я, чадо, не озяб." Я удивился этому, потому что он был наг. "Сделай милость, скажи мне, почему ты не озяб?" — спросил я. "Пришел лев, лег подле меня и согревал собой. Впрочем, я скажу тебе, брат, что я буду съеден зверями." — "За что?!" — "Когда я еще находился на нашей родине (они оба были из Галатии), пас овец. Однажды пришел странник. Мои собаки бросились на него и на моих глазах растерзали. Я мог бы его спасти, но не сделал этого. Я оставил его без помощи, и мои собаки съели его. Знаю, что и мне предстоит такая же участь." И, действительно, через три года старец, по его слову, был съеден зверями." (Луг духовный. С. 197). 199. Богатый человек, творивший много милостыни, но пребывавший всю жизнь в грехе блуда, по смерти был избавлен от ада, но не сподобился и рая См. также: Грешник (его загробная участь); Милостыня Жил некогда в Царьграде один человек, весьма славный, и богатый, и милостивый к бедным. Но был у него один порок: он всю свою жизнь провел в грехе прелюбодеяния и в старости без покаяния в этом грехе скончался. После его смерти у Патриарха Германа с его епископами о душе умершего произошел спор. Одни говорили, что умерший спасен, ибо написано, что "избавление мужу есть богатство," а другие, напротив, говорили, что умерший погиб, потому что сказано: в чем застану, в том и сужу. После этого Патриарх повелел всем монастырям и затворникам молиться об умершем Богу, чтобы Он открыл его загробную участь. И Господь открыл одному затворнику, где пребывает та душа. Затворник этот призвал Патриарха и при всем народе сказал ему: "В эту ночь во время молитвы я увидел некое место, с правой стороны которого был рай, исполненный неизреченных благ, а с левой — огненное озеро, из которого пламень восходил до облаков. Между раем и страшным пламенем стоял привязанный умерший муж и, взирая на рай, громко стонал и горько рыдал. И подошел к нему светоносный Ангел и сказал: "Что напрасно стонешь? Вот ради твоей милости ты от муки избавлен, а за то, что не оставил своего беззакония до смерти, лишен ты блаженного рая." Слыша это, Патриарх и бывшие с ним, одержимые страхом, сказали: "Правду говорит Апостол: "Бегайте блуда" (1 Кор. 6, 18)." И что теперь скажут говорившие: "Если мы и блуд творим, но зато милостыней своей будем избавлены от наказания"? Вот и умершему нужно было и милостыню творить, и чистоту соблюсти, без которой никто не узрит Бога. Никакой пользы не приносит серебро, подаваемое нечистой рукой и с душой нераскаянной. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 897). 200. Напоминание о забытом грехе юности на смертном одре См. также: Явление святого Архиепископ Вологодский Никон вспоминает из детства такой случай. "Когда мне было девять лет, в нашем селе Чашникове, в 25 верстах от Москвы, умерла просфорница приходской церкви в возрасте 85 лет. Всю свою жизнь она провела в благочестии и чистоте и перед своей кончиной пожелала освятить себя Таинством Елеосвящения. Таинство это совершал над ней священник села Чашникова отец Иоанн в присутствии всего села. Болящая во все время соборования была в полной памяти. Как только прочтено было последнее, седьмое, Евангелие, она стала все более и более слабеть. Свеча выпала из ее рук, и дыхание незаметно прекратилось. Священник благословил усопшую иерейским благословением и, обратясь к родным, предложил им одеть ее в погребальные одежды, а сам стал разоблачаться. В этот момент все присутствующие видят, как усопшая открывает глаза, и слышат, как она тихо, но ясно говорит: "Святителю Христов, отче Николае! Тот грех содеян мной в юности и забыт мной. Но я виновна в нем и каюсь Господу перед тобой. Святитель Божий, прошу тебя, прости и разреши меня от этого греха." И с этими словами она снова тихо предала свой дух Богу." (Троицкие листки с луга духовного. С. 75). Грех невольный 201. Лошак аввы Павла на постоялом дворе раздавил ребенка; авва ушел в пустыню и хотел предать себя на съедение льву, но лев не тронул его; поняв, что Бог простил его, старец возвратился в свою обитель См. также: Покаяние. Однажды авва Павел пошел с лошаками. На постоялом дворе оказался ребенок, которого, по козням диавола, лошак раздавил до смерти. Сильно огорченный этим, авва Павел удалился и пришел в Арон. Сделавшись отшельником, он постоянно оплакивал смерть младенца. "Я был причиной смерти ребенка, и меня будут судить на суде, как убийцу." Поблизости находилось львиное логовище, и авва Павел ежедневно подходил к нему, ударял и раздражал зверя, чтобы тот растерзал его. Но лев не делал ему никакого вреда. Увидев, что ему не удается раздразнить зверя, он решил так: "Вот я лягу на пути льва. Он выйдет, направится к реке для утоления жажды и пожрет меня." Лег. Спустя некоторое время лев действительно показался, но, подобно человеку, со всей осторожностью прошел, не задев старца. Тогда старец вразумился, что Бог простил ему его прегрешение. Возвратясь в свою обитель, он жил в ней, принося всем пользу примером своего подвига до самой своей кончины. (Луг духовный. С. 122). Грех смертный 202. Ангел не записывал в книгу имена людей, причащавшихся, но имеющих нераскаянные смертные грехи См. также: Видение; Покаяние; Причастие; Прозорливость; Старец Пресвитеру Пиаммону дана была благодать откровений. Однажды, принося Бескровную Жертву Господу, он увидел близ престола Ангела Господня. У Ангела в руках была книга, в которую он записывал имена иноков, приступавших к святому престолу. Старец внимательно смотрел, чьи имена пропускал Ангел. После окончания литургии он призвал к себе каждого из пропущенных Ангелом и спросил, нет ли у него на совести какого-нибудь втайне совершенного греха. И при этой исповеди открыл, что каждый из них повинен в смертном грехе. Тогда он убедил их принести раскаяние, и сам вместе с ними, повергаясь перед Господом, день и ночь со слезами молился, как если бы сам был причастен к их грехам. И пребывал в покаянии и слезах до тех пор, пока снова не увидел Ангела, предстоявшего престолу и записывающего имена приступавших ко Святым Тайнам. Записав имена всех, Ангел стал даже по имени называть каждого, приглашая приступить к престолу для примирения с Богом, И, увидев это, старец понял, что принято их раскаяние, и с радостью допустил всех к престолу. (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 112). Грешник См. также: Ангел-Хранитель № 4; Воля своя № 169; Грех № 199; Исповедь публичная № 286; Милосердие № 436; Мудрость № 552; Мытарства № 576; Самопожертвование № 968; Сребролюбие № 1081. 203. Чтение молитвы "Отче наш" вразумило юношу, проводившего рассеянную жизнь См. также: Молитва Господня; Юность. Сын одной матери, молодой человек, вел жизнь рассеянную. Скорбящая мать открыла свою скорбь преподобному Макарию Овручскому и просила его помочь. Преподобный взялся врачевать больного душой сына. Он то призывал его к себе, то бывал в доме матери, уговаривая сына прийти в себя. Рассеянный сын, долго не внимавший ничему, как-то раз спросил: "Зачем принуждают долго молиться?" Преподобный отвечал: "Долгие молитвы совершают иноки по обету, и это к тебе не относится. Но вот что относится к тебе: оставаться без молитвы — то же, что осудить душу на голодную смерть. Читай одну молитву "Отче наш" и в ней найдешь все: и свет богопознания, и уроки жизни, и утешение, и силу для духа. Прочесть эту молитву со вниманием, думаю, нетрудно." Рассеянный сын послушался, И что же вышло? Прочтя раз молитву, он захотел прочесть ее в другой и в третий раз. Затем молитва до того полюбилась ему, что он стал читать ее часто и, читая, учился добру, стал трудиться, жить со вниманием к себе, переменился во всем и был утехой матери до гроба. (Прот. А. Хойнацкий. Волыно-Почаевский патерик. С. 216). 204. Послушавшись авву Аполлония, разбойник предотвратил столкновение между двумя селениями; за это авва вымолил отпущение грехов разбойнику, что и было подтверждено в видении См. также: Видение; Разбойник; Слово праведника Однажды возникла вражда между двумя селениями из-за границы, проходящей меж ними. Узнав об этом, человек Божий Аполлоний поспешил прийти для водворения мира. Но люди, увлекаясь яростью, отнюдь не склонялись к миру, особенно — одна сторона, крепко надеявшаяся на силу какого-то разбойника. Этот человек, по-видимому, и был поджигателем вражды. Поговорив с этим разбойником и заметив его упорство, Аполлоний сказал ему: "Если, друже, ты поможешь мне водворить мир, я умолю Бога, и Он отпустит тебе твои прегрешения." Услышав это, разбойник тотчас с мольбой бросился к ногам человека Божия. Потом, обратившись к толпе, следовавшей за ним, приказал разойтись с миром. Все разошлись по домам, а сам он остался с Аполлонием, умоляя его об исполнении обещания. Аполлоний взял его с собой и, идя дорогой, наставлял: "Тебе необходимо сперва решиться совершенно изменить свою жизнь и затем терпеливо молить Бога о милосердии. Ожидай с верой исполнения обещания, ведь…все возможно верующему (Мк. 9, 23)." Настала ночь, и они вместе легли спать в обители. И вот оба видят во сне: они — на Небе и стоят перед престолом Христа. Крутом стоят Ангелы и святые, вознося молитвы Господу. И сами они начинают молиться. И вот глас Божий прогремел над ними: "Нет общения света со тьмой! Нет части неверному с верным! Но ради молитв твоих, Аполлоний, дано будет ему спасение." Что видели, что слышали они, того не может пересказать язык, не может услышать ухо. Пробудившись от сна, они обо всем поведали братии. И велико было общее изумление, когда тот и другой рассказывали об одинаковом сновидении. Раскаявшийся и ставший уже святым разбойник, совершенно изменив свою жизнь и весь внутренний строй, обратился к чистоте и благочестию, точно волк сделался агнцем. (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 45). Грешница (ее обращение) См. также: Слово Божие № 1023. Гробокопательство См. также: Наказание вора №№ 595—596; Покаяние № 775. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|