• Убийство
  • Уединение
  • Укоризны
  • Украшения женские
  • Умиление
  • Унижение
  • Уныние
  • Услуга
  • Усопшие
  • Утешение
  • Ученик
  • Ученье
  • Ученость мира
  • Учительство
  • Учительство благодатное
  • Учительство жизнью
  • У

    Убийство

    См. также: Падение № 696.

    1163. Разбойник, сделавшийся монахом, через десять лет добровольно отдал себя в руки правосудия, потому что убитый им мальчик непрестанно напоминал ему о себе

    См. также: Грех; Наказание; Совесть

    Авва Савватий говорил нам: "Когда я жил в Лавре аввы Фирмина, пришел разбойник к авве Зосиме Киликиянину и стал просить старца: "Окажи мне милость, ради Бога! Я совершил много убийств. Сделай меня иноком, чтобы я мог отстать от злых дел." Старец, наставив его, сделал иноком и облек в ангельский чин. Спустя немного времени старец сказал: "Поверь мне, чадо, тебе нельзя оставаться здесь. Если начальник узнает, то схватит тебя. Послушайся меня, и я отведу тебя в другую киновию, подальше отсюда." И отвел его в киновию аввы Дорофея, что близ Газы и Маиума. Девять лет прожил он там, изучил Псалтирь и весь монашеский устав. Но вот он снова идет в монастырь аввы Фирмина к принявшему его старцу и говорит ему: "Честной отец, сделай милость, верни мне мирские одежды и возьми обратно иноческие." — "Зачем так, чадо?" — спросил опечаленный старец. "Вот уже девять лет, как тебе хорошо известно, я провел в монастыре, постился, сколько было силы, воздерживался и жил в послушании, в безмолвии и страхе Божием. И я хорошо знаю, что благость Божия простила мне много злодеяний. Но я ежедневно вижу мальчика, говорящего мне: "Зачем ты убил меня?" Я вижу его и во сне, и в церкви, и в трапезе, слышу его голос, и нет у меня ни одного часа покоя. Вот почему, отче, я хочу уйти, чтобы умереть за мальчика. Совсем напрасно я убил его." Взяв свою одежду, он ушел из Лавры и прибыл в Диосполис, где был схвачен и на другой день обезглавлен." (Луг духовный. С. 195).

    1164. Во искупление убийства авва Даниил взял к себе в келию прокаженного и самоотверженно служил ему

    Когда авва Даниил жил в скиту, варвары напали на скит и пленили авву. Он пробыл в плену два года. Некий христолюбец выкупил его. По прошествии краткого времени варвары опять напали на скит и снова взяли в плен авву. Пробыв у них шесть месяцев, он бежал. В третий раз пришли варвары и, взяв авву в плен, немилостиво мучили и истязали его. Однажды, улучив удобное время, он взял камень и ударил им варвара, господина своего. Тот умер от удара, а авва Даниил бежал и избавился от плена. После этого он стал тужить об убийстве, которое совершил, С этими чувствами он пошел в Александрию, исповедал архиепископу Тимофею случившееся с ним. Архиепископ не одобрил его поступка, сказав: "Лучше бы тебе положиться на Бога. Избавивший тебя дважды неужели не мог избавить и в третий раз? Впрочем, ты не совершил убийства, потому что убил не человека, а зверя." Не удовлетворившись этим ответом, авва Даниил сел на корабль, приехал в Рим и там исповедался папе. Папа дал тот же ответ, что и александрийский архиепископ. Даниил возвратился в Александрию и сказал сам себе: "Даниил, совершивший убийство, и сам да будет убит." Он пошел в претор и, предав себя гражданской власти, сказал: "Я поссорился и, будучи увлечен гневом, ударил моего противника камнем, отчего тот умер, поэтому прошу предать меня суду. Пусть умру за убийство, сделанное мной, чтобы временное наказание избавило меня от наказаний в вечности." Авва был посажен в тюрьму, по истечении тридцати дней доложено было о нем правителю. Правитель, призвав его из тюрьмы, расспрашивал об убийстве. Он рассказал обо всем со всеми подробностями. Правитель, удивившись рассуждению аввы Даниила, отпустил его, говоря: "Иди, авва, и моли Бога о мне. Жалею, что ты убил одного, а не шесть." Тогда старец сказал сам себе: "Уповаю на человеколюбие Бога моего, что простится мне совершенное мной убийство. С этих пор даю обещание Христу моему служить во все дни жизни моей прокаженному за соделанное мной убийство." Он решил сам для себя: "Если умрет этот прокаженный, то пойду в Египет и возьму другого." Никто из скитских не знал, что у старца в келии прокаженный, потому что он находился во внутреннем отделении келии и никто, кроме старца, не мог видеть его. Но однажды в шестой час старец позвал к себе ученика разделить трапезу по обычаю и по усмотрению Божию случилось так, что старец забыл затворить дверь во внутреннее отделение келии в то время, как прислуживал прокаженному. У того сгнило все тело от множества лютых ран. Ученик вошел в открытую дверь и увидел, как старец прислуживает прокаженному, как приносит ему пищу, как влагает ее в уста, потому что у прокаженного не было рук. Он не мог жевать, потому что у него сгнил рот, и то, что прокаженный не мог съесть, старец ел сам. Ученик, видя чудный подвиг старца, удивился и прославил Бога, даровавшего такое терпение старцу. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 89. № 3).

    Уединение

    См. также: Келия № 305.

    1165. Пустынник на примере воды, устоявшейся в лохани, показал примирителю ссорящихся и служителю больным необходимость уединения для познания своих грехов

    См. также: Безмолвие келейное; Самопознание

    Три благочестивых мужа, стремящихся к спасению, приняли монашество. Один избрал себе в делание — примирять ссорящихся, другой — посещать больных, третий ушел для безмолвия в пустыню. Первый, заботясь о том, чтобы прекратить распри между людьми, не мог примирить всех ссорящихся. Побежденный унынием, он пришел к тому, который избрал своей добродетелью служение больным, но и того нашел также малодушествующим, признавшим, что исполнение принятой им добродетели превышает его силы. Договорившись, они пошли повидаться с третьим товарищем, удалившимся в пустыню. Придя, они поведали ему о своем смущении и просили сказать, что доставило ему пустынножительство. Помолчав немного, он налил воды в лохань и сказал: "Поглядитесь в воду." Она была возмущена. По прошествии некоторого времени он опять сказал им: "Теперь поглядитесь в воду, она уже устоялась." Взглянув в воду, они увидели в ней свои лица, как в зеркале. Тогда он сказал им: "Подобное этому совершается с человеком, когда он находится среди людей. Он не может видеть своих грехов по причине непрестанного возмущающего его отвлечения. Когда он удалится в уединение, особенно в уединение пустыни, тогда он усматривает свои согрешения." (Ел. Игнатий. Отечник. С. 472. № 68).

    Укоризны

    См. также: Кротость № 364; Молчание при поношении № 518.

    Украшения женские

    1166. Наставление аввы Петра христианке, любившей украшения

    См. также: Женщина; Наряды; Щегольство

    Одна молодая христианка, придя к авве Петру, имела на себе серьги и ожерелье и прочее — все из золота, и различные одежды, сотканные из шелковых нитей. Она была в цветущем возрасте и красовалась юностью, а совершенства в добродетели еще не стяжала. Приметив это, благочестивый муж исцелил ее страсть к щегольству следующим убеждением. "Скажи мне, дочь моя, если бы живописец, весьма опытный в своем искусстве, написал картину по всем правилам искусства и показал бы ее людям, другой кто-нибудь, не изучивший хорошо того искусства, а рисующий, как вздумается, пришел бы и, охулив ту художественную живопись, придал бы бровям и ресницам более яркое очертание, лицо сделал бы белее, на щеках прибавил бы краски, как ты думаешь, не справедливо ли вознегодовал бы тот живописец на оскорбление его искусства и на сделанные несведущей рукой ненужные прибавки? Так верь же, что и Творец всяческих и нашего естества Создатель и Художник оскорбляется тем, что вы как бы обвиняете Его неизреченную мудрость в несовершенстве: вы не покрывали бы себя красной или белой или черной краской, если бы не думали, что вам недостает этого. А думая, что телу недостает необходимого, вы как бы обвиняете Творца в неком бессилии, тогда как всякому известно, что Он имеет силу, равную желанию. Ибо, говорит Давид, Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах (Пс. 134, 6), даровав всем все полезное, не дав только того, что вредно. Не искажайте же образа, предначертанного Богом, не усиливайтесь прибавлять то, что не дал Премудрый, и не выдумывайте поддельной красоты, которая и целомудренных растлевает." Возвратившись домой, женщина сбросила с себя все украшения и с той поры начала жить по правилам, какие внушил старец, не одеваясь в разноцветные одежды и не украшаясь золотом. (Блаж. Феодорит. История боголюбцев. С. 109).

    Умиление

    См. также: Болезни № 112; Плач № 723; Старец № 1092.

    Унижение

    См. также: Монах № 522.

    Уныние

    См. также: Зависть духовная № 279; Мужество № 563; Постоянство № 849; Терпение № 1131; Труд № 1156

    Услуга

    См. также: Нестяжательность № 664.

    1167. авва Пимен, узнав, что купец приобрел у братии свечи, не имея в них нужды, повелел найти купца и вернуть свечи, в противном же случае он готов был уйти от братии

    Рассказывали, что однажды Пимен с братией делал свечи. Работа остановилась, потому что им не на что было купить нитей. Их доброжелатель рассказал об этом одному честному купцу. Авва Пимен не хотел принимать ни от кого ничего, боясь беспокойства. Но купец, желая доставить работу старцу, сделал вид, будто ему нужны свечи, привел верблюда и взял их. После того один брат, услышав про купца, пришел к авве Пимену и, думая похвалить купца, сказал старцу: "Знаю точно, авва, что купец взял у нас свечи без всякой нужды, желая только доставить нам работу." Авва Пимен, услышав, что купец взял свечи, не имея в них нужды, сказал брату: "Пойди найми верблюда и привези свечи, а если не привезешь их, то Пимен не будет больше жить с вами. Не хочу обижать никого, не хочу, чтобы человек без нужды брал нашу работу и терпел от этого убыток." Брат пошел и после многих хлопот привез свечи, в противном случае старец ушел бы от них. Авва, увидев свечи, обрадовался, как-будто нашел великое сокровище. (Домтопамятные сказания. С. 191 № 10).

    Усопшие

    См. также: Милостыня за усопших № 461.

    Утешение

    1168. Старец Иоанн имел особый дар утешения; несколькими словами он мог исполнить весельем скорбящего

    Жил в тех местах святой муж по имени Иоанн, полный благодати Божией. Он обладал таким чудным даром утешения, что, какой бы скорбью, каким бы горем ни была подавлена душа, от немногих сказанных им слов она вместо тоски исполнялась бодростью и весельем. (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 113).

    1169. Инок Троице-Сергиевой Лавры отец Исаакий (+1903 г.) был утешен видением во время литургии чудесного света и Плащаницы

    См. также: Богослужение; Видение; Литургия; Храм.

    "Изнемогая под тяжестью душевной брани, я, — повествует монах Троице-Сергиевой Лавры Исаакий, — не находил себе покоя. Однажды я, недостойный, осмелился в молитве просить у Господа для успокоения грешной своей души небесное знамение, какое Ему будет угодно ниспослать. Наступил Третий Спас, 16 августа. Я, недостойный, пришел к поздней литургии в Успенский собор Лавры и встал на свое обычное место. Вдруг сердце мое наполнилось каким-то неописуемым чувством приятности, мира и покоя. Началось чтение часов. В это время вижу: главный купол собора начал наполняться какой-то светоносной росой и благоуханием. В начале литургии свет усилился. При чтении же Апостола он в куполе заблистал еще ярче, а при чтении Святого Евангелия весь собор наполнился солнцевидным светом. При пении Херувимской песни и отвержении Царских врат в них появилась чудная святая Плащаница, на которой Плоть Христа Спасителя была, как живая, и столь прекрасна, что смотрел бы на нее и никогда бы не насмотрелся. Душа моя тогда преисполнилась небесной радостью. В эти мгновения я забыл о себе, не давая отчета, где я. Плащаница была видна в Царских вратах до последнего появления Святых Даров. Со словами предстоятеля "Всегда, ныне и присно и во веки веков" Плащаница вошла в алтарь. На этом мое видение кончилось. От созерцания света Христова я забыл обо всем земном и несколько дней был в великой радости." (Троицкие листки с луга духовного. С. 27).

    Ученик

    См. также: Ученье № 1170.

    Ученье

    1170. Святитель Петр, митрополит Московский, в юности плохо учился, но был благочестив; однажды во сне ему явился муж в архиерейских облачениях, коснулся его языка, и после этого он стал преуспевать в учении

    См. также: Помощь Божия; Ученик

    Святитель Петр, митрополит Московский, в детстве обучался грамоте, подобно Преподобному Сергию, с семи лет. Учился сначала тоже плохо и причинял немалую печаль родителям. Но поскольку он был скромен и благочестив, то за это Господь вскоре даровал ему и способность к учению. Однажды во сне он увидел некоего мужа, облеченного в архиерейские одежды, который сказал ему: "Чадо, открой уста твои." Петр исполнил повеление. Тогда святитель коснулся его языка, благословил и затем отошел от него, С тех пор все, что учитель преподавал, он весьма быстро усваивал и в короткое время превзошел в учении всех своих сверстников. Так Господь награждает за благочестие! (Прот. В. Гурьев Пролог. С. 301).

    Ученость мира

    1171. Ученость мира ничего не дает для духовной жизни, подвиг же научает возвышенному деланию

    См. также: Делание духовное (умное, внутреннее)

    Однажды авва Евагрий сказал авве Арсению: "Отчего мы при всей нашей учености и нашем развитии не имеем ничего, а эти грубые египтяне имеют такое возвышенное духовное делание?" Авва Арсений отвечал: "Из учений мира мы ничего не черпаем для духовного жительства, а они подвигами стяжали свое духовное жительство." (Еп. Игнатий. Отечник. С. 48. № 7).

    Учительство

    1172. Преподобный Феодор Освященный, имея глубокие познания в Священном Писании, в двадцать лет, по приказанию святого Пахомия, начал учить в храме; сам Пахомий со вниманием слушал его

    См. также: Гордость; Слово Божие

    Преподобный Феодор, именуемый Освященный, ученик преподобного Пахомия, имел глубокие познания в Священном Писании. Когда ему было всего двадцать лет, преподобный Пахомий приказал ему сказать поучение братии, Феодор без всякого ослушания и прекословия повел беседу и сказал много на пользу иноков. Но некоторые из старших не захотели слушать Феодора и сказали: "Что это? Уже всякий новоначальный учит нас!" И, оставив собрание, один за другим ушли в свои келии. Когда Феодор кончил говорить, Пахомий послал за ушедшими и спросил, почему они ушли с беседы. Старцы ответили: "Потому, что ты отрока поставил учить нас, много лет проживших в монастыре." Услышав это, Пахомий глубоко вздохнул и сказал: "Неужели вы не поняли, что вас уловил в свою сеть диавол? Ведь вы всю добродетель вашу гордостью погубили. Не Феодора оставив, вы ушли, но бежали от слышания слова Божия и благодати Святого Духа лишились. Я не моложе вас, но и я с многим вниманием слушал его и великую пользу от него получил." Этим вразумлением Пахомий смирил старцев, гордость отогнал от них, негодование их на Феодора уничтожил. С тех пор они стали усердными слушателями его учения. (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 690).

    1173. Чудесное призывание святого Григория Паламы к учительству

    В третий год пребывания в безмолвии однажды во время молитвы Григорий Палама почувствовал, что он погрузился в сон, и ему представилось, будто в его руках — сосуд молока, до такой степени полный, что оно переливается через край. Вслед за тем показалось, что молоко приняло вид виноградного ароматного вина, которое, переливаясь через край, смочило его руки и одежду и потом, струясь всюду, испускало дивный аромат. Чувствуя сладость аромата, Григорий радовался. Между тем явился ему светлый юноша и говорит: "Почему бы тебе не передать и другим этого чудесного пития, утрачиваемого тобой без всякого внимания? Или не знаешь, что это неиссякающий дар Божией благодати?" — "Но если в настоящее время нет нуждающихся в таком питии, — спросил Григорий, — кому передать?" — "Хотя в настоящее время, действительно, нет жаждущих, — пояснил юноша, — ты все-таки обязан исполнять свой долг и не пренебрегать даром Божиим, в котором Владыка потребует от тебя отчета." При этих словах видение кончилось. Значение молока святой Григорий впоследствии объяснял так, что это дар слова обыкновенного для сердец простых, требующих нравственного учения. А превращению молока в вино он придал смысл гораздо более высокий, а именно: этим означалось, что нужда со временем потребует от него слова догматического и небесного. Вскоре после этого богомудрый Григорий был избран игуменом в Есфигменский монастырь, где братство тогда состояло из 200 монахов. С той поры, кроме слова устного, святой Григорий начал составлять свои богословские произведения и проявлять дар чудотворения. (Афонский патерик. Ч. 1. С. 345).

    1174. Подвизаясь на Афонской горе под руководством опытного старца более трех лет, святой Дамиан был призван Божественным гласом к учительству

    См. также: Призвание Божественное

    Преподобномученик Дамиан, оставив мир и тех, кто в мире, удалился на святую Афонскую гору и здесь, в священной обители Филофея, приняв на себя ангельский образ, стал подвизаться достойно своего звания. Но желая еще больших подвигов, он через некоторое время оставил монастырь и удалился на безмолвие к одному знаменитому безмолвному подвижнику по имени Дометни, владевшему даром чудес. Водительством и душеполезными наставлениями этого безмолвника он пользовался три года, восходя от силы в силу и преуспевая во всех добродетелях так, что за неослабную ревность и усердие, тщательность и точность в исполнении всех заповедей Божиих сподобился слышать Божественный глас, призывающий его к служению ближним. "Дамиан, — таково было Божественное вещание, — не своей только пользы должно тебе искать, но и пользы других." Поэтому он тотчас же оставил Святую Гору, удалился в пределы Олимпийские и стал там с дерзновением и велегласно проповедовать слово Божее," побуждая христиан к покаянию и удалению от неправд и пороков и призывая всех к хранению заповедей Божиих и творению добрых и богоугодных дел. (Афонский патерик. Ч. 1. С. 256).

    1175. Старец в видении узрел, что Ангелы отдали авве Ефрему свиток; на следующее утро авва учил, и как бы источник исходил из его уст

    Один из святых видел в видении, что сонм Ангелов сходит с Неба по повелению Божию. В руках же у них был свиток. Спрашивали они друг друга: "Кому должно вручить его?" И одни говорили об одном, другие — о другом. "Поистине святы они и праведны, но этого отдать им нельзя." Многие же произнесли и иные имена святых. Наконец, сказали: "Никому нельзя отдать этого, кроме Ефрема." Старец, которому было видение, понял, что Ефрему отдали этот свиток, и, встав утром, услышал, как учил Ефрем: словно бы источник истекал из его уст. И уразумел старец, видевший видение, что от Духа Святого есть то, что исходило из уст Ефрема. (Древний патерик. 1874. С. 395. № 8).

    Учительство благодатное

    1176. Когда святого мученика Аполлония вели на казнь, дар слова снизошел на него и он обратил ко Христу воинов, которые вели его

    См. также: Мученичество

    Когда мученика Аполлония вели на казнь, благодатный дар слова снизошел на него и он начал наставлять вере самих исполнителей приказа — воинов. И они уверовали в Божие милосердие всем сердцем, всем своим существом. По прибытии в Александрию они объявили себя на суде христианами вместе с теми, кого доставили в узах. Увидев их стойкость и непоколебимость в вере, префект велел всех вместе потопить в море. Нечестивый, он не ведал, что творил. Для святых мучеников это было не смертью, но крещением. (Руфин. Жизнь пустынных отцов. С. 89).

    Учительство жизнью

    1177. Авва Феодор Фермейский никогда ничего не приказывал ученику Исааку, считая, что он, если хочет, должен делать то, что делал его учитель

    Авва Исаак рассказывал: "Жил я с аввой Феодором Фермейским, и тот никогда не заставлял меня ничего делать, но сам приготовлял трапезу и говорил мне: "Брат! Если хочешь, иди ешь." Я говорил ему: "Авва! Я пришел к тебе, чтобы получить пользу, почему же ты не заставляешь ничего делать?" Но старец всегда молчал. Я пошел и сказал об этом другим старцам. Они пришли к авве и сказали: "Авва! Брат пришел к твоей святости, чтобы получить для себя пользу, почему же ты ничего не заставляешь его делать?" Старец отвечал им: "Разве я начальник общежития, чтобы ему приказывать? Конечно, я ничего не говорю ему, но если хочет, пусть делает то, что на его глазах делаю я." С того времени я опережал старца и делал то, что он хотел делать. Сам же он, если за что принимался, то делал молча и таким образом научил меня делать так же." (Достопамятные сказания. С. 93. № 2).

    1178. Совет аввы Пимена учить ученика не только словом, но и делом

    Авва Серии пошел некогда со своим учеником Исааком к авве Пимену и говорит ему: "Не знаю, что мне делать с этим Исааком, хотя он и с удовольствием слушает мои слова?" Авва Пимен отвечает ему: "Если хочешь доставить ему пользу, то делом покажи добродетель. Ибо он, и внимая твоему слову, остается праздным. А если ты (свои слова) покажешь на деле, то это останется в нем." (Древний патерик. 1874. С. 214. № 71).








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке