|
||||
|
О Обвинения ложные См. также: Смирение № 1045. Обет (Обещание) 675. Юноша, давший обет не пить воды и вина, мужественно хранил его до смерти См. также: Твердость Авва Иоанн рассказал нам: "Пришлось мне быть в Фиваиде, в киновии аввы Аполлона. Там я видел молодого брата, у которого и отец по плоти был тоже инок. Этот юноша дал обет в течение всей жизни не пить ни воды, ни вина, смешанного с водой, ни какого-либо другого напитка. Он питался цикорием, бобами, вообще такими овощами, которые, служа пищей, могли бы в то же время утолять жажду. Послушание его состояло в том, чтобы сажать хлебы в печь. Так прошло три года, и юноша заболел. От этого недуга он отошел ко Господу. Во время болезни с ним сделался сильный жар, к тому же он страшно страдал от жажды. Все его уговаривали, чтобы он принял хотя бы немного вина с водой, но брат наотрез отказался. Тогда авва киновии послал за врачом, — не сможет ли тот помочь страдальцу. Врач явился. Увидав брата в тяжком состоянии, врач долго убеждал его выпить немного вина с водой, но все было тщетно. Тогда врач обратился к авве со словами: "Принесите мне большое корыто." Влив в него четыре ведра теплой воды, он заставил опустить в него больного до бедер и держать его в воде в течение часа, И святой старец уверял нас (он сам был там в то время), что, когда подняли юношу, в корыте осталось не больше одного ведра… Вот как жили великие подвижники, истощая себя ради Бога, чтобы наследовать вечное блаженство." (В данном примере похвальна твердость хранения обета, но сам по себе обет подражаем быть не может. Луг духовный. С. 219). Обетование небесное 676. Явление Преподобному Сергию небесных птиц, прообразовавших множество его учеников Однажды в глубокий вечер, во время молитвы, великий чудотворец Сергий услышал голос, звавший его по имени. Сотворив молитву, он открыл окно и увидел необыкновенный свет с неба. "Сергий! — говорил голос, — Господь услышал молитву твою о чадах твоих." Чудотворец увидел множество прекрасных птиц. Небесный голос продолжал: "Так умножится число учеников твоих, и после тебя не оскудеют последующие стопам твоим." Сергий в удивлении и радости позвал к себе своего ученика Симона, и тот застал еще чудное явление. Эти прекрасные птицы, порхавшие в Сергиевой обители и вокруг нее, изображали собой достойных учеников великого наставника. Одни из них до гроба оставались в обители своего отца, другие стали основателями монастырей вокруг престольного града, послуживших образцом благочестия для живущих в шуме мирской жизни; наконец, третьи удалились в непроходимые дебри севера и оттуда светили миру дивными подвигами и распространяли веру Христову. (М.В.Толстой. Патерик Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. С. 14). Обида См. также: Бесстрастие № 25; Бесчестие № 32; Вера № 115; Делание внешнее № 211; Месть № 426; Незлобие № 632; Примирение № 903; Терпение №№ 1137, 1144. 677. Своих обидчиков моиах считал виновниками своего исправления См. также: Мудрость; Терпение. Рассказывали об одном монашествующем. Если кто его обижал или хотел разозлить, только с большей готовностью прибегал к нему монах, говоря, что такие для тщательных людей бывают виновниками их исправлений, а ублажающие — возмущают душу, ибо написано: "любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас" (Лук. 6, 27). (Древний патерик. 1874. С. 362. № 15). 678. Молясь по послушанию за обидчика в течение семи дней, монах избавился от гнева См. также: Гнев; Молитва за обидчика; Послушание Брат, обиженный кем-то, пришел к старцу в келию и говорит ему: "Отче, я скорблю." Старец спрашивает: "Отчего?" Он отвечает: "Некий брат обидел меня, и меня мучит демон, доколе я не воздам ему." Старец говорит ему: "Послушай меня, чадо, и Бог избавит тебя от этой страсти. Для примирения с братом пойди в свою келию и молчи, усиленно молясь Богу об обижавшем тебя брате." Брат сделал как сказал ему старец. И через семь дней Бог отъял от него гнев ради того принуждения, которое он делал, и ради послушания старцу. (Древний патерик. 1874. С. 310. № 21). Обидчик См. также: Смирение епископа № 1055. 679. Усердная молитва глинского схимонаха Марка за своего обидчика была услышана: к нему явился Ангел в образе обидчика и подарил теплый хлеб; когда обидчик узнал об этом, то умилился, прося прощения, и они примирились Схимонах Марк рассказал следующее: "Несколько лет тому назад я был сильно обижен одним братом. Видя в нем действо врага спасения, я стал со слезами молиться Богу, чтобы мне без гнева перенести обиду и не впасть в злопамятование, а обидчика, во имя любви, — простить. Долгое время на проскомидии вынимал за него частицу из просфоры. Ночью 8 ноября, в день Ангела светского моего имени и Ангела обидчика, я особенно молился за оскорбителя и на ранней литургии также. Какое-то отрадное чувство разлилось по всему моему телу. По возвращении от обедни в келию приходит мой оскорбитель и, подавая теплый пшеничный хлеб, говорит: "Видел, отче, как ты о мне молился и поминал на проскомидии. Прости меня." Поклонился, оставил хлеб и вышел. Я обрадовался, благодарил Бога. Не слыша удаляющихся шагов брата, отворил двери келии, осмотрел все кругом, но его нигде не было видно. Это меня удивило. Сердце преисполнилось необъяснимой радости. Попробовал хлеб: он был необыкновенно приятен на вкус. После чая пошел я к имениннику благодарить за посещение, за хлеб. Но он уверял, что не приходил ко мне и хлеба не приносил. Значит, посетил меня не земной человек, а, должно быть, Ангел-Хранитель моего обидчика. Когда я все рассказал, благодать Божия коснулась сердца брата, он пришел в умиление и просил прощения. Так дивным промышлением Божиим у нас восстановились добрые братские отношения." (Глинский патерик. С. 128). Обличение См. также: Легковерие № 371. Обман См. также: Клятвопреступление №№ 314, 317. Обращение грешника См. также: Последование Богу № 829; Слово Божие № 1021. Обряды См. также: Простота № 928. Объедение См. также: Старец неискусный № 1102. Огонь Божественный См. также: Подвиг № 733; Пресвитер № 902; Причастие № 911. Ожесточение См. также: Гнев № 185. Операция См. также: Терпение № 1135; Христос № 1186. Оскорбление См. также: Бесстрастие №№ 22, 25; Блудная брань № 59; Делание внешнее № 211; Терпение №№ 1137, 1144. Осуждение См. также: Беседа душеспасительная № 15; Гордость №№ 188—189; Любовь к ближним № 395; Неосуждение № 642; Подозрение № 761; Старец № 1097. 680. Наставление аввы Пимена о том, что тот, кто думает о себе, что он совершенен, начинает осуждать ближнего См. также: Самопознание Один брат спросил авву Пимена, как может человек достигнуть того, чтобы не говорить худо о ближнем? Старец сказал ему: "Если человек, смотря на себя, находит в себе недостатки, то в брате своем видит совершенства. А когда сам себе он кажется совершенным, тогда, сравнивая с собой брата, находит его худым." (Достопамятные сказания. С. 218. № 148). 681. Ангел преградил авве Исааку вход в келию за то, что он осудил брата, впадшего в грех См. также: Ангел. Авва Исаак Фивейский пришел в киновию, увидел брата, впадшего в грех, и осудил его. Когда возвратился он в пустыню, пришел Ангел Господень, встал пред дверьми его келии и говорит: "Не пущу тебя." Авва умолял его, спрашивая: "Какая тому причина?" Ангел сказал ему в ответ: "Бог послал меня к тебе, говоря, спроси его, куда он велит Мне бросить падшего брата?" Авва Исаак тотчас повергся на землю, говоря: "Согрешил пред Тобою, прости меня!" Ангел сказал ему: "Встань, Бог простил тебя, но впредь берегись осуждать кого-либо, прежде нежели Бог осудит его." (Древний патерик. 1914. С. 24. № 2). 682. За осуждение ближнего благодать оставила старца; и только через две недели, проведенные в подвиге покаяния, вернулась См. также: Благодать Были два брата в киновии, и каждый из них удостоился видеть благодать Божию на брате своем. Однажды случилось, что один из них в пяток вышел из киновии и, увидев кого-то, кто ел утром, сказал: "В пяток ты ешь в такой час?" На следующий день было собрание, и, как обычно, брат, взглянув на него, увидел, что благодать отступила от него, и опечалился. Когда пришел в келию, спросил: "Что ты сделал, брат? Я не вижу на тебе, как видел прежде, благодати Божией." — "Я, — отвечал он, — ни на деле, ни в помышлении не знаю в себе ничего худого." — "Не говорил ли ты какого слова?" — спросил его брат. Тот, вспомнив, отвечал: "Да! Вчера увидел я одного, евшего утром, и сказал ему: "Ты в пяток ешь в такой час?" Вот мой грех! Но потрудись со мной две недели и помоли Бога, чтобы Он простил меня." Они так и поступили. По прошествии двух недель брат увидел благодать Божию, опять сшедшую на своего брата. Они утешились и благодарили Бога. (Древний патерик. 1914. С. 25. № 6). 683. Отшельник Тимофей, осудив брата, дал совет настоятелю изгнать его; за это Бог попустил искушению брата перейти на самого отшельника См. также: Любовь к ближним Брат сказал авве Пимену: "Если я увижу брата, о котором слышал, что он находится в падении, то неохотно принимаю его в келию, а брата, имеющего доброе имя, принимаю с радостью." Старец отвечал ему: "Если ты желаешь добра доброму брату, то для падшего сделай вдвое, потому что он немощствует." В некотором общежитии жил отшельник, по имени Тимофей. Настоятель общежития, узнав, что один из братии подвергся искушению, спросил совета у Тимофея, что делать с падшим братом. Отшельник посоветовал выгнать его из обители. Когда выгнали брата, его брань (страстное возмущение, действовавшее в нем) перешла к Тимофею, и он пришел в опасное положение. Тимофей понял причину явления брани и начал с плачем взывать к Богу: "Согрешил я: прости мне!" И был к нему глас: "Тимофей! Знай, что Я попустил тебе искушение именно за то, что ты презрел брата во время его искушения." (Еп. Игнатий. Отечник. С. 337. № 70). 684. За осуждение согрешившего брата монах Павел в течение трех дней ощущал сильнейшую блудную брань и начал уже отчаиваться; только после исповеди святителю Афанасию он избавился от брани См. также: Блудная брань; Исповедь помыслов; Милосердие; Помощь Божия. Один брат, по некой монастырской нужде посланный преподобным Афанасием Афонским в мир, вознерадел о своем спасении и впал там в плотской грех. Возвратившись в Лавру, с отчаянием о своем спасении он исповедал преподобному свой грех. Святой, как опытный врач, утешая и убеждая не отчаиваться, но иметь надежду на Бога, оставил его при прежнем монастырском послушании. Узнав об этом, другой монах, по имени Павел, соблазнился и стал открыто осуждать, как павшего брата, так и преподобного: что, дескать, святой не изгнал из обители преступника за совершение такого беззаконного и постыдного дела. Преподобный, строго посмотрев на него, сказал: "Павел, что ты делаешь? Себе внимай, а не братние грехи рассматривай. Писано: "кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть" (1 Кор. 10, 12). С того времени, попущением Божиим, и сам Павел ощутил в себе сильную блудную брань и жестоко страдал уже трое суток так, что начал отчаиваться во спасении. Но, что всего хуже, стыдился открыть отцу своему об этой гнусной брани и просить его помощи. Преподобный знал все это духом и приличным образом сам внушил ему смелость исповедаться. Тогда-то уже Павел открыл ему свой грех и просил у него прощения, как у отца, сострадательного к согрешающим. Преподобный прежде вразумил его, чтобы он не осуждал падающих, но более бы сострадал им и молился за них, а потом уже, видя его смирение и сокрушение, помолился о нем Богу и освободил его от этой скверной брани. Павел ощутил какой-то холод, пролившийся на его голову и распространившийся по всему его телу, отчего похотное разжжение в нем тотчас же угасло. (Афонский патерик. Ч. 1. С. 114). 685. Ангел принес к старцу, осудившему брата, душу осужденного и предложил совершить суд над ней; старец ужаснулся и понял тяжесть греха осуждения Один старец, услышав, что некий брат впал в тяжкий грех, осудил его, сказав: "Великое зло сделал он!" Прошло несколько времени, и видит старец, что Ангел принес к нему душу осужденного им брата и говорит ему: "Тот, которого ты судил, умер. Куда велишь положить теперь душу его, в Царство или в муку?" Старец ужаснулся. "Ведь ты судия праведным и грешным, — продолжал Ангел, — так говори же, что прикажешь? Помилуешь ее или мукам предашь?" Понял тут старец, что, осудив брата, он сам впал в тяжкий грех, и со стенанием и плачем стал просить прощения. Долгое время Господь не отвечал ему, но, наконец, сжалился и послал Ангела возвестить ему прощение. "Бог простил тебя, — сказал Ангел, — но с этих пор не забывай, сколь тяжек грех осуждения." (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 84). 686. Преподобный Иоанн Савваитский, осудив ближнего, был отринут Господом и лишен мантии; только через семь лет покаяния он получил прощение от Господа Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: "Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: "Хорошо, по молитвам вашим." Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: "Нисколько он не переменился, отче!" Услышав это, я воскликнул: "Худо!" И только сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоявшим Ангелам и сказал им: "Изриньте его вон, это — антихрист, ибо осудил брата своего прежде Моего Суда." И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. "Горе мне, — сказал я тогда пришедшему брату, — зол сей день мне!" — "Почему так?" — спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию." (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 154). 687. За осуждение неопрятно одетых людей благодать отступила от подвижника; только через месяц покаяния старец достиг прежнего состояния Старец Ксенофонт, как великий подвижник, отправился на жительство в Валаамский монастырь. Там он сделался постоянным зрителем благодати Божией в различных ее проявлениях при совершении Божественной литургии. Однажды приехали в Валаамский монастырь и вошли в церковь во время службы финны-лютеране, весьма неопрятные. Ксенофонт соблазнился и уничижил их в помысле своем. Благодать немедленно скрылась. Старец понял причину этого и начал приносить покаяние перед Богом. Через месяц, не ранее, Ксенофонт снова сделался зрителем проявлений благодати Божией. (Еп. Игнатий. Отечник. С. 499). 688. Преподобный Виталий, проведя шестьдесят лет в монастыре, принял на себя необычный подвиг — спасение блудниц; претерпевая многие укоризны, он пребывал в этом подвиге до конца жизни, а по смерти был прославлен от Бога многими чудесами См. также: Бесстрастие; Самопожертвование; Совершенство; Терпение. Преподобный отец наш Виталий после шестидесятилетних подвигов в келии святого Спиридона пришел в Александрию и начал там жить, как сказано в его Житии, "человеком на соблазн." Желая избежать славы человеческой, он поступал так: днем нанимался на работу и получал за свои труды по сребренику в день. Из этих денег на самую ничтожную сумму он покупал себе бобов, а затем уходил вечером в дома падших женщин. Там, отдав им заработанные деньги, он умолял женщин бросить порочную жизнь, а потом все ночи проводил у них в пении псалмов и молитве. Уходя же, он всегда брал с падших слово никому не говорить о том, зачем он ходит к ним. Между тем жители города, не знавшие настоящей цели его посещений, повседневно укоряли его и говорили: "Ступай, окаянный, тебя ждут твои блудницы." Или: "Уж лучше бы ты женился, чем срамить чин монашеский!" Виталий не оправдывался и, утаив добродетель, продолжал свой подвиг до конца и многих из падших спас. Его дело открылось только после его смерти, когда от прикосновения к его телу исцелилась бесноватая и "мнози, как сказано, хромии и слепни исцелеша." (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 637). Осуждение духовника 689. Инок, осуждавший своего духовника, был вразумлен грозным сновидением См. также: Вразумление; Духовник; Подозрение; Сон О своих молодых годах вспоминает наместник Троицкой Лавры архимандрит Кронид: "В подвиге борения со страстями меня много укреплял мой духовник иеромонах отец Серафим. Он с любовью, как истинный отец, старался уврачевать мою душу. В обители Преподобного Сергия некоторые подозревали его в том, что он будто бы давал отцу архимандриту сведения о немощах братии. На самом же деле, как это впоследствии подтвердилось, ничего подобного никогда не было. Я по своей молодости и неопытности доверился этой клеветнической молве об отце Серафиме и сам иногда осуждал его и даже, страшно сказать, осмеивал. В середине ноября 1884 года отец Серафим пожелал поехать на поклонение в Старый Иерусалим и на Старую Афонскую гору, где и сподобился окончить свою жизнь. Накануне его отъезда я вижу грозный и страшный сон. Мне казалось во сне, будто я распростерт на тончайшей паутине, которая колеблется над широчайшей пропастью. Вдруг вижу: какое-то страшное чудовище силится подняться из пропасти, чтобы поглотить меня. Противоположная сторона пропасти была озарена неописуемым светом. В блистании его виднелся трон, и на нем восседал дивной красоты величественный Муж. По правую и левую стороны Его находились двое предстоящих, как можно видеть их на иконе "Деисус." И слышу я грозный голос дивного Мужа: "Бросьте его в пропасть за то, что он осуждал и осмеивал своего духовного отца." Ужасу и страху моему не было предела. Я воскликнул: "Всемилостивый Господи! Помилуй мя и прости мои тяжкие согрешения. Я покаюсь, покаюсь…" Крик мой во сне был так пронзителен, что разбудил моего соседа по келии — послушника Алексея Ивановича Баранова. Тот начал усиленно стучать мне в дверь со словами: "Константин Петрович! Константин Петрович (мое мирское имя). Что с вами, что с вами?" Я, пробудившись, сидя на кровати и не приходя еще в себя, с рыданиями продолжал кричать: "Господи, помилуй мя, Господи, помилуй мя!" И только через несколько минут, очнувшись, наконец, отворил дверь своей келии и смог рассказать о своем страшном сне Алексею Ивановичу (впоследствии игумену Авелю, ризничему Лавры), как своему другу. Немного утешенный им, я после этого сна уже не ложился, а, одевшись, пошел к ранней обедне в церковь Смоленской Божией Матери. Возвратившись от литургии, я в передней отца наместника Лавры увидел своего духовного отца — иеромонаха Серафима, который пришел взять благословение на поездку и проститься с архимандритом. Я тогда же искренно испросил себе у него прощения и с облегченным сердцем расстался с ним." (Троицкие листки с луга духовного. С. 46). Осуждение пресвитера 690. За то, что подвижник Марк не осудил пресвитера, он сподобился видеть, как Ангел Господень просветил пресвитера — сделал его огненным столпом, когда пресвитер приступил к Святой Трапезе См. также: Демонские козни; Исцеление бесноватого; Пресвитер. Рассказывали об авве Марке Египетском. Он прожил тридцать лет, ни разу не выходя из своей келии. К нему обыкновенно приходил пресвитер и приносил ему Святое Причащение. диавол, видя столь крепкое терпение Марка, злоумыслил искусить его осуждением. Он внушил одному бесноватому идти к старцу будто бы для молитвы. Одержимый духом, не говоря еще ни слова, он закричал старцу: "Пресвитер твой имеет гнусные грехи, не позволяй ему более входить к тебе." Боговдохновенный муж сказал ему: "Сын! Все выбрасывают нечистоту вон, а ты принес ее ко мне. В Писании сказано: "Не судите, да не судими будете" (Мф. 7, 1). Впрочем, если пресвитер и грешник, Господь спасет его, ибо сказано: "молитесь друг за друга, чтобы исцелиться" (Иак. 5, 16)." После этих слов старец, сотворив молитву, изгнал из человека беса и отпустил его здоровым. Когда, по обыкновению, пришел пресвитер, старец принял его с радостью. И благий Бог, видя незлобие старца, явил ему чудо. "Когда пресвитер приступил к Святой Трапезе, я увидел, — рассказывал сам старец, — что Ангел Господень сошел с Неба и положил руку свою на пресвитера, и пресвитер сделался как бы огненным столпом. Когда же я с изумлением смотрел на это видение, услышал глас, говоривший мне: "Человек! Что ты удивляешься сему? Если и земной царь не позволяет вельможам своим предстать пред себя нечистым, а требует от них великолепия, тем паче Божественная сила. Неужели она не очистит служителей Святых Тайн, предстоящих пред Небесной Славой?" Таким образом мужественный подвижник Христов Марк Египетский, сделавшись великим, удостоился этого дара за то, что не осудил пресвитера. (Достопамятные сказания. С. 174). Отечество См. также: Мужество № 566; Родина №№ 952—953. Откровенность См. также: Блудная брань № 51. Отречение от Бога См. также: Ад № 1; Милосердие Божие № 438. 691. Два воина были убиты татарами; один мужественно принял смерть, другой же в минуту смерти отрекся от Истинного Бога См. также: Воин; Малодушие; Мужество; Твердость Однажды татары взяли в плен двух воинов. Беззаконный князь повелел их убить. Один татарин, подойдя к первому, занес над ним меч. Он же, закрыв глаза, перекрестился и был усечен мечом. Мужественно приняв смерть, он стал мучеником Христовым. Когда татарин направил меч на второго воина, тот устрашился и, прельщенный диаволом, возопил: "Не губи меня, я приму вашу веру." Несмотря на эти слова, несчастный отреченец был в тот же миг усечен татарином. Итак, в одно мгновение один предал себя в руки Божий, другой в руки диавола. (Волоколамский патерик. Л. 40). Отречение от мира См. также: Решимость № 949. Отречение от монашества 692. Три сестры приняли монашество. Одна со временем вознерадела о подвигах и вышла замуж; две же другие пребыли в подвиге до конца жизни и сподобились Вечной блаженной Жизни См. также: Любовь к Богу; Монахиня; Монашество; Нерадение; Подвиг монахинь Были три сестры: Тарсила, Емилиана и Гордиана, Все они были благочестивые, богобоязненные девы, все пожелали посвятить себя служению Богу, и в один день все приняли иноческий образ, и все горели любовью к Господу, и в одной келии общее житие имели, и со смирением предали себя в послушание старшим инокиням монастыря, куда поступили. Что, казалось, могло быть лучше такой жизни? Но диавол нарушил покой мудрых дев, и вот одна из них объюродела. Мало-помалу Гордиана стала ослабевать в иноческих подвигах, затем стала иметь сношения с мирскими девицами, потом стала сладко есть и пить, наконец, и вовсе нарушила монашеский обет и вышла замуж. Тарсила же и Емилиана пребыли в своем подвиге до конца. Первой перед смертью явился в небесной славе ее умерший дядя, епископ Римской Церкви Феликс, и сказал: "Готовься, я скоро приму тебя в обитель света." После этого видения Тарсилу постигла болезнь, и она, сподобившись во время болезни лицезрения Господа, вскоре блаженно скончалась. Прошло немного времени после ее кончины, и она явилась своей сестре Емилиане и сказала: "Готовься, Рождество Христово я без тебя провела, а в Богоявление будем вместе." Емилиана на это сказала ей: "На кого же я оставлю сестру нашу Гордиану?" Тарсила отвечала: "Она уже причтена к миру." Видение кончилось, и слова Тарсилы сбылись, — Емилиана перед Крещением Господним перешла в Вечную Жизнь. Что же сталось с Гордианой? Увы! "Сии две, — говорит святой Григорий, папа Римский, — приясте Вечную Жизнь, сия же (то есть Гордиана) — нескончаемую муку." (Прот. В. Гурьев. Пролог. С. 453). Отречение от Христа См. также: Отречение от Бога, Гнев № 184; Милосердие Божие № 438; Молитва № 473; Чародейство № 1213. Отступничество См. также: Церковь № 1209. Отчаяние См. также: Милосердие № 436; Падение №№ 696, 698, 700; Самоубийство № 980; Сквернословие № 1007; Скорбь об умерших № 1012; Супруги № 1120. 693. Спасение Преподобным Сергием человека, хотевшего покончить жизнь самоубийством См. также: Помощь Божия; Самоубийство В 1907 году один московский житель, потеряв неожиданно имущество, расхищенное неизвестными ворами, впал в глубокую тоску и уныние. Целый год после этого он не находил себе утешения. Наконец, решился сходить в обитель Преподобного Сергия и попросить себе молитвенной помощи Угодника Божия. Когда он уже подходил к Сергиеву Посаду и видел золотые главы лаврских храмов, им вдруг овладел ужасный прилив отчаяния. Мысль о самоубийстве, как искра, воспламенилась в нем и зажгла его всего. Помысл твердил ему: сверни с дороги в лес и там на дереве поясом удавись. У тебя все погибло, и помощи тебе ждать неоткуда. Послушный он, сняв пояс, уже сделал было петлю и стал готовиться к самоубийству. Вдруг заметил, что ветви деревьев тихо раздвигаются, и видит он чудного старца. Лицо его дышало неземным состраданием. Грозя указательным пальцем, он сказал: "Не дерзай погубить себя и сделаться слугой диавола. Покайся, и Господь поможет тебе в дальнейшей твоей жизни." Видение на этом окончилось. Бедняк был так потрясен, что бросил пояс и поспешил с плачем в обитель Преподобного Сергия. Здесь он с воплем покаяния припал к раке Преподобного Сергия и долго рыдал так, что его заметил отец иеродиакон Анфим, который необыкновенно любил богомольцев и называл их гостями Преподобного. Он подошел к нему и спросил: "Что вы так рыдаете, так плачете?" Несчастный, успокоившись, рассказал отцу Анфиму все вышеизложенное. Молитвой у раки Преподобного этот человек был утешен и вышел из обители, как новорожденный младенец. Он смотрел на мир другими глазами, и душа его совершенно успокоилась. Впоследствии он сообщил отцу Анфиму, что его житейские дела вполне поправились и что он постоянно помнит благодеяние Преподобного Сергия. (Троицкие листки с луга духовного. С. 16). Отшельничество См. также: демонские козни № 228. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|