Характеристика

"Церковь Объединения" Муна классифицирована как деструктивная религиозная организация (тоталитарная секта, деструктивный культ) в:

"Итоговом заявлении участников российской научно-практической конференции "Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека", прошедшей в Санкт-Петербурге 11-12 января 1996 г.[1080]; а также в официальных "Обращении к россиянам..." и "Обращении к средствам массовой информации..." участников этой конференции[1081]:
Аналитическом вестнике Государственной Думы Российской Федерации "О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций", 1996г.[1082];
Итоговом заявлении Международного христианского семинара "Тоталитарные секты в России", прошедшего с 16 по 20 мая 1994 г. в Москве[1083];
Вербальной ноте Посольства Федеративной Республики Германии[1084];
Постановлении Государственной Думы Российской Федерации "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" от 15 декабря 1996 г.;
Информационном материале Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации "К докладу о социально-медицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим", 1996 г.[1085].

В Определении Архиерейского Собора Русской Православноq Церкви "О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме'' (декабрь 1994 г.) "Церковь Объединения" Муна была определена как "лжехристианство и псевдорелигия".

Сан Мен Мун родился в 1920 году в крестьянской семье последователей пресвитерианской церкви на севере Кореи. Учась в школе. он посещал молитвенные собрания пятидесятников. В 1936 году на Пасху его посетило видение. По словам его последователей, Иисус Христос явился религиозному подростку и сообщил, что тот признан завершить миссию. которую Иисус предпринял около двух тысяч лет назад. Согласно одной из версий повествования об этом событии голос с неба изрек: "Ты завершишь спасение людей, являясь вторым пришествием Христа". Так появился еще один пророк. В данном ему при рождении имени он сменил первую часть. которая означала "дракон", на "Сан" (светящийся), что должно было намекать на его божественное происхождение. Как утверждают сторонники Муна, будущий пророк, получивший в Японии специальность электрика. благодаря своим выдающимся талантам мог бы получить диплом инженера. но делать этого не стал, т.к. твердо решил следовать по "божиему пути"[1086]. Почти десять лет, по легенде, посвященных изучению Священного Писания и духовным поискам, были наполнены и земными делами – Мун обучался в колледже и в японском университете "Васэда", служил инженером- электротехником, сидел в тюрьме, часто менял место жительства. А затем Мун начал активную проповедь своего учения.

В 1945 г. Сан Мен Мун окончил Университет "Васеда" в Японии[1087]. После окончания Второй Мировой войны, Мун, который жил в то время в Пхеньяне, угодил в тюрьму, якобы по политическим мотивам, а по уточнению его критиков за двоеженство. Осенью 1950 года он перебрался в Южную Корею и 1 мая 1954 г. основал "Церковь Объединения" – "Ассоциацию Святого Духа за Объединение Мирового Христианства"[1088], а несколько позднее (в 1957 году) издал под своим именем прибавление к Священному Писанию под названием "Божественные Принципы"[1089].

4 июля 1955 г. Сан Мен Мун вновь попал на скамью подсудимых. На этот раз по обвинению в полигамии и сексуальных извращениях: против него свидетельствовали полтора десятка женщин. На одной из совращенных им студенток одного из университетов г.Сеула, 18-летней Хан Хак Я, Мун для приглушения скандала вынужден был жениться. Эта, по выражению Муна "свадьба агнцев", состоялась в 1960 году. В качестве свадебного подарка "пророк" преподнес своей суженой титул "мать мироздания" и трактат "Божественные Принципы". Обвинения в результате были сняты, и он был освобожден, пробыв в предварительном заключении 3 месяца[1090],[1091].

В 1960 г. Мун женился на своей нынешней супруге Хак Джа Хан Мун, и у них родилось 13 детей[1092].

1 января 1972 года "Господь" еще раз, по словам Муна, посетил его, рекомендовав подготовить народ ко Второму Пришествию. В начале 1974 года Мун приехал в США и начал поездку по стране, разъясняя, что Бог рассчитывает на Америку. Несколько конгрессменов пригласили Муна выступить с речью на неофициальном приеме в палате представителей конгресса США. В печать проникли сведения, что на этом приеме Мун заявил: "Главам правительства нужно много привлекательных девушек. Мы прикомандируем по три девушки к каждому сенатору. Это означает, что нам нужно их 300. Пусть девушки установят с ними добрые отношения"[1093].

Начиная с 1976 года "Церковь Объединения" не раз попадала в скандальные истории. В июле 1984 года Сан Мен Мун был приговорен к нескольким месяцам тюремного заключения и штрафу в 25 000 $[1094],[1095]. Мун представил ложную декларацию о размере своих доходов, он "забыл" упомянуть в налоговой декларации, что владеет в штате Нью-Йорк поместьем стоимостью 625000 $[1096]. Мун обжаловал это решение в федеральном апелляционном суде, утверждая, что ему вынесен обвинительный приговор только из-за его национальной принадлежности и приверженности религии. В его защиту были его последователями организованы петиции от множества религиозных организаций США[1097]. В конечном счете адвокаты сумели доказать, что деньги Муна принадлежат его "Церкви Объединения", которая, как религиозная организация, по Американским законам освобождена от уплаты налогов. Мун отсидел в тюрьме 1 год и был выпущен досрочно за "образцовое поведение"[1098]. Тюремное заключение имело обратный эффект и только содействовало еще большему росту популярности Муна и увеличению числа его последователей.

Структура организации выглядит следующим образом. Движение Объединения – это множество религиозных, общественно-политических и культурных организаций и союзов, основанных Сан Мен Муном, и предназначающихся для распространения его идей. Ядром Движения Объединения является "Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства" (АСД-ОМХ), известная как "Церковь Объединения" (ЦО). Остальные подструктуры движения существуют исключительно благодаря ЦО – их проекты финансируются, организуются, а часто и исполняются членами АСД-ОМХ.

В мунитское движение Объединения входят, например, следующие организации:

Вузовская ассоциация по изучению принципа (ВАИП, по-английски – САRР);
Международный фонд образования (МФО) – издатель учебных пособий "Мой мир и я";
Международный религиозный фонд;
Ассоциация профессоров за мир во всем мире;
Межрелигиозная федерация за мир во всем мире;
Международная женская ассоциация;
Международный культурный фонд;
Всемирная ассоциация работников средств массовой информации;
Международная конференция за единство наук.

Помимо названных существуют еще десятки различных дочерних фондов, федераций и ассоциаций, в том числе спортивных (вонхва-до – муновская версия каратэ), скрывающих свою связь с материнской структурой. Полный их список составляет объемистую брошюру. Кроме того Движению Объединения принадлежат предприятия станкостроительной, судостроительной и рыбоперерабатывающей и иной наукоемкой промышленности, в том числе и производящие части военной техники и вооружения, два университета, несколько учреждений, связанных со средствами массовой информации, среди которых: "Вашингтон тайме Корпорэйшн", "Ньюс Уорлд Коммюникэйшнс", газеты "Вашингтон Тайме", "Нью-Йорк Сити Трибьюн", "Нотисиас дель Мундо", еженедельники "Инсайт" и "Мидл Ист Тайме", ежемесячный 500-страничный журнал "Мир и я", а также агентство печати "Фри Пресс Интернэшнл" и телестудия "Вашингтон Телевижн Центр"[1099], школа искусств "Маленькие ангелы" и многое другое.

В "Церкви Объединения" существует отлично проработанная система вербовки новых адептов. Они редко черпают кадры среди людей мятежно настроенных, предпочитая им юношей и девушек добропорядочных, скрытных, неуверенных в себе. Учебник по "рекрутированию" гласит: "Мы должны впечатлять людей нашим спокойствием, нашей уверенностью в себе и концентрацией... Нужно глубоко верить в то. что мы говорим, говорить с особой убедительностью... Нужно быть психологом и уметь читать лица". Вербовка новых членов "Церкви Объединения" не велась вполне открыто, но лишь до того времени, пока жертва не попадала в расставленные силки. Новичков -"детей"- подвергали последовательному "обучению" в течение 7, 21, 40, 120 дней. Детей ни на минуту не оставляли одних, заставляли работать, слушать лекции, молиться и петь гимны по 14-16 часов в сутки. Молодежи запрещают контакты с родителями, которые представляют, по словам проповедников, сатанинскую сторону, если они не признают "Церкви Муна"[1100].

Собственно членами закрытых обществ следует считать лишь часть сторонников "Церкви Объединения", прежде всего руководящий персонал многочисленных управлений и центров обучения, а также часть рядовых членов, которые проживают в казарменного типа общежитиях, принадлежащих "Церкви". Для последних существуют определенные правила, регламентирующие их жизнь. Вот они: "ежедневные молитвы на протяжении многих часов; малокалорийное питание; постоянный недостаток сна; коллективные песнопения; многоразовые чтения религиозных текстов;преследование каждого члена секты – никто ни на мгновение не может остаться не только один, но и вдвоем с кем-то; военная строгость во внешнем виде и в поведении".

В начале 80-х годов "Церковь Объединения" имела различные промышленные предприятия во многих странах. Ей принадлежат 150 корпораций, объединяющих предприятия в различных областях сферы производства и обслуживания. От адептов "Церкви Объединения", трудящихся на этих предприятиях, требуют удовлетворяться низкой заработной платой, мотивируя ссылками на то, что высокая прибыльность предприятий нужна для повышения престижа "Церкви Объединения" и морали верующих.

По данным парижской газеты "Нувель обсервер", отмечаются связи мунитов с представителями "Гербалайфа".

Культ имеет связи в Министерстве образования и Министерстве обороны, с государственными структурами на уровне республик: поддержка в Калмыкии Илюмжиновым, поддержка в Татарстане. 11 апреля 1990 года в Кремле прошла встреча Горбачева и Сан Мен Муна.

В 1992 году "Церковь Объединения" провела в России, в Прибалтике и в Крыму сотни семинаров по "Божественному Принципу" (учение Муна), на которых, по сведениям АСД-ОМХ, побывало свыше 60000 преподавателей вузов и школ, студентов, учащихся и их родителей. Особое внимание уделялось учителям – именно они наиболее ощутимо влияют на ситуацию в обществе недалекого будущего. Учитель воздействует на десятки и сотни своих учеников, которые спустя несколько лет, став взрослыми, перейдут в самую активную возрастную группу. Те идеи и впечатления, которые закладываются в сегодняшнего подростка, завтра превратятся в реальность повседневной жизни государства. Однако недостаточно дать учителю представление об основах новой идеологии. Для плодотворной работы с детьми педагогу требуется конкретная, разработанная программа, очень желательно иметь методическое пособие. Все это было принято во внимание[1101].

Лидеры "Церкви Объединения" заручились поддержкой Министерства образования России, и ноябре 1992 года в Крыму состоялись семинары для руководителей органов образования всех 88 образовательных округов России под общим названием "Духовное обновление и школьное образование в России", после которых началась работа над курсом "Мой мир и я". Спустя два месяца после Крымской конференции, в январе 19 9 3 года, Мун с удовлетворением заявил: "Высокопоставленные люди в бывшем Советском Союзе видят ценность моего учения и хотят ввести его вшкольную программу". По сведениям Международного фонда образования, сейчас преподавание курса "Мой мир и я" ведется в двух тысячах школ России, в том числе в 80 школах Санкт-Петербурга (№239, 284, 483, 602 и др.[1102]) и около 80 школах Екатеринбурга. Таким образом МФО распространяет учебное пособие, которое несет в себе идеологию мунизма, внушая ее подросткам, даже и не подозревающим (так же как и их родители), что им исподволь навязывают, в качестве основного, вполне определенное и совсем не бесспорное (или вредное и опасное) миропредставление Муна и его последователей. То есть муниты целенаправленно тайно и, следовательно, насильно проповедуют свое учение[1103].

Человека, попавшего в "Церковь Объединения", призывают ограничить контакты с родителями, семьей, прежними друзьями, если только они не сочувствуют мунизму. Хотя, наученные опытом многих крупных конфликтов на Западе, муниты стали гораздо осторожнее в этом вопросе, основная идея остается неизменной. В книге "Напутствие получающим Благословение", изданной АСД-ОМХ в 1995 г. на русском языке приведена цитата из речи Муна: "Прежде, чем думать о том, что вы являетесь детьми своих физических родителей, вы должны помнить о роде Истинных Родителей, вы должны помнить, что вы ветвь, отпиленная от старого дерева и привитая к подлинному, новому дереву. Так что воздерживайтесь от мыслей, которые связывают вас с прошлым". У Муна есть и более жесткие фразы о том, как адептам "Церкви Объединения" следует относиться к родителям: "Как насчет физических родителей? Кто они?.. Мы. в позиции небесных детей, должны поглощать других – земных детей и земных родителей, которые уподобляются сатанинским детям и сатанинским родителям: мы должны поглотить их как питательное вещество и ингредиенты удобрения"[1104].

Центральное место в религиозной практике мунизма занимает церемония "благословения". Она включает в себя "церемонию святого вина" и "священное бракосочетание", понимается как рождение в новую жизнь через очищение от первородного греха и одновременно как вступление в "благословенный" брак. "Благословение" проводится одновременно для многих пар, превращаясь в массовое зрелище. Бракосочетанию предшествует помолвка. Как правило, муниты доверяют выбор своего будущего супруга Муну. Но по мере того, как число участников церемоний росло, подбор пар стал осуществляться по фотографиям, а порой передоверяется старым членам ЦО или региональным лидерам. Бывает так, что жених и невеста лично знакомятся лишь накануне бракосочетания или даже после него – в этом случае супруга временно заменяет его фотография[1105].

Несмотря на то, что Благословение часто воспринимается только лишь как свадьба, гораздо более значима предшествующая "священному бракосочетанию" "церемония святого вина", или обряд изменения родословия участники которого, испив специально приготовленный напиток, оказываются кровно связанными с Муном и его семьей. Рассказывая о смысле церемоний благословения своим последователям Мун пояснял: "Эти святые бракосочетания символически являются процессами прививки, при которых вы отделяете себя от сатанинского мира и приживляете себя к семье Истинных Родителей", и "поэтому пары получают кровь Истинных Родителей"[1106].

Суть винной церемонии состоит следовательно, в очищении "замутненной крови" от сатанинского влияния и для этого используется "вино, которое содержит двадцать один род веществ и также кровь Отца и Матери". При этом человек, принимающий такое вино, по сути внутренне отказывается от поколений своих предков, отрицает свое родство с ним, предпочитая им Муна. Только пройдя обряд Благословения последователи Муна становятся в действительности членами "семьи", настоящими членами ЦО, а само "благословение" Сан Мен Муна почитается у мунистов бесценным даром, из милости подаваемым "Истинным Отцом" всегда недостойным его людям[1107].

Характерная черта "Церкви Объединения" – четкая иерархическая структура, с полной подчиненностью Муну. Руководители какой-либо деятельностью в "Церкви Объединения" называются "центральными личностями", и по отношению к ним от "младших" требуется безоговорочное послушание, "любовь и служение". Таким образом надежно обеспечивается единство суждений. Согласно муновскому учению, Бог (единственным полноправным посредником Которого на земле является, конечно, Мун), не может безусловно проявить Свою любовь к человеку (наивысшее проявление которой – установление кровных отношений с Муном): необходимо создание так называемого "индивидуального основания", что требует глубочайшей веры в Муна как в спасителя мира и выполнения, при соблюдении установленных правил, определенных действий в качестве частичного искупления за собственные грехи и за грехи всего рода человеческого вплоть до Адама и Евы: " Прежде, чем желать быть любимыми Богом, мы должны приготовить приношение жертвы Ему; тогда Бог поможет нам соответствовать с условием, которое мы делаем". Такое представление вынуждает мунитов на беспрерывное совершение искупительных действий. Необходимой предпосылкой для муновского благословения, в частности, является активная работа членов "Церкви Объединения" по сбору средств (англ. "fundraising") и свидетельствованию о "Божественном Принципе" (англ. "witnessing"). В идеале и тому, и другому надо посвятить по три с половиной года: "Это формула в "Церкви Объединения" – любой и каждый член должен пройти через семилетний курс"[1108].

Молодые члены "Церкви Объединения" собирают средства, продавая лазерные картинки, открытки, цветы, свечки, женьшень и т.п. по завышенным ценам или же предлагая сделать пожертвование. Мунисты в подавляющем большинстве случаев не представляются последователями Муна, но, используя малоизвестные названия организаций, входящих в Движение Объединения, просят деньги либо на "благотворительные цели", на проведение благотворительных семинаров "по нравственному воспитанию и духовному развитию студентов или школьников", или "на помощь в решении экологических проблем", но отнюдь не на нужды "Церкви Объединения". Расходуются собранные средства на семинары по "Божественному Принципу преподобного Муна", оплату проживания в мунитских центрах или на покупку квартир под новые центры[1109].

Многие члены "Церкви Объединения" собирают средства в передвижных командах – МFТ. Такая команда, в которую обычно входит около десяти человек, переезжает из одного города в другой, задерживаясь в них до тех пор, пока в кошельках местных жителей не иссякнут деньги "на благотворительные цели". Передвижные команды отличает крайне жесткая дисциплина – ранний подъем, долгий "рабочий день" при очень тяжелой физической и психической нагрузке, запрет на чтение книг и прослушивание музыкальных записей, запрет на телефонные разговоры с родными, строгое послушание "капитану", постоянное заучивание "Принципа". Следует добавить, что, как правило, члены МFТ живут в антисанитарных условиях. Все это нередко приводит к возникновению различных заболеваний, иногда вспыхивают эпидемии инфекционных болезней, у некоторых людей появляется нервозность, а порой перенагрузки мунитской жизни приводят к серьезным, может неизлечимым, нарушениям в организме[1110].

Для адаптации к нормальным условиям жизни вышедшему из "Церкви Объединения" требуется в среднем 16 месяцев[1111].

Привлекает молодых людей в "Церкви Объединения", возможно, следующее. Муниты ставят во главу угла вопросы семьи и брака; мунитские семьи намного прочнее, чем вообще в мире; они последовательно проводят идею воспитания в целомудрии – блуд считается у них самым страшным грехом; в противовес распространенным ныне программам "безопасной любви" они разработали программы, обращенные к нравственным ценностям.

С 1996 года "Церковь Объединения" выпускает в России журнал "Родник надежды"[1112].

Управлением Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Санкт-Петербургу завершена проверка финансово- хозяйственной деятельности "Вузовской Ассоциации по изучению Принципа" (САRР), являющейся дочерней организацией "Церкви Объединения". Проверка проводилась в связи с тем, что САRР не предоставляла финансовых отчетов о своей деятельности в налоговые органы. По сообщению налоговой полиции (26 июня), были выявлены нарушения правил бухгалтерского учета и налогового законодательства.

Начав финансовую деятельность в 1991 г., САRР встала на учет налоговой полиции лишь в конце 1994 года. Ассоциация ведет учет поступлений так называемым "американским способом" по схеме "доход-расход", не разграничивая средства, поступающие от тех или иных организаций. Большое место в пополнении ее бюджета занимает фандрейзинг (сбор средств) – попрошайничество и меткая торговля рядовых мунитов на улицах и учреждениях. САRР предъявлены штрафные санкции на полтора миллиарда рублей. В ходе проверки налоговые полицейские обнаружили не относящийся к их работе, но очень впечатляющий документ – список 300 петербургских учителей, в том числе и директоров школ, являющихся членами САRР. Они посещают мунитские семинары в курортных зонах России и за границей и распространяют учение Муна среди своих учеников[1113].

Здесь следует отметить, что в Постановлении Государственной Думы Российской Федерации "Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан России" от 1 5 декабря 1996 г. выражена озабоченность тем, что муновские программы преподаются в российских школах: "Это является вопиющим нарушением конституционного права светскости нашего государства".

Прокуратурой г.Санкт-Петербурга было возбуждено уголовное дело (№393934 от 11 марта 1996 г.) по статье 143-1 УК в отношении секты Муна;

фабула дела: руководители организации вовлекают молодежь, подвергают психической обработке, подавляют волю личности, подчиняя ее себе.

16 июля 1996 года в Дзержинском районном суде Санкт-Петербурга продолжилось рассмотрение иска о прекращении деятельности ВАИП (Вузовской Ассоциации по изучению Принципа) – дочерней организации "Церкви Объединения". Иск был подан в 1995 году Межрегиональным комитетом защиты от тоталитарных сект, куда входят родственники вовлеченных в псевдорелигиозные организации. В 1994-1995 гг. с жалобами в Комитет обращались родители юношей и девушек, привлеченных к деятельности ВАИП. После проверки городским управлением юстиции руководству было сделано предупреждение о недопустимости деятельности, выходящей за пределы уставных целей. Авторы иска делают попытки доказать наличие связи между ВАИП и церковью Муна[1114].

В опасности мунизма убеждается все больше людей в различных странах. Некоторое время назад собрание украинского казачества потребовало у своего гетмана, генерал-майора Владимира Мулявы уйти в отставку или доказать в суде свою непричастность к секте Муна. О связях генерала с "Церковью Объединения" в 1996 году писали несколько украинских газет. Поводом для публикаций послужило выступление генерала на одной из конференций мунитов, в котором он, в частности, пообещал "адаптировать учение преподобного Муна к условиям Украины". В ходе журналистского расследования были также выявлены коммерческие связи генерала с сектой[1115].

По сообщению ИТАР-ТАСС ("Новости с пяти континентов") от 15 июля 1996 года, Федеральное управление швейцарской полиции в июле 1996 года обратилось к швейцарцам, решившим провести отпуск в США, с предупреждением остерегаться во время поездки религиозной секты Муна.



Примечания:



1

Кураев А. Новый закон о свободе совести уже устарел // Миссионерское обозрение (Белгород).- 1996.- №8



10

О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник / Федеральное собрание – Парламент Российской Федерации: Аналитическое управление. Серия: "Оборона и безопасность – 8".- Выпуск 28.- М., 1996.



11

Альфа и Омега.- 1994.- №2.



108

Парнов Е. Зверь Апокалипсиса // Тайная власть.- 1995.- №11.С.16.



109

Парнов Е. Зверь Апокалипсиса // Тайная власть.- 1995.- №11.С.16.



110

Crowley, A. Book of the law.- York Beach. ME: Samuel Weiser, 1976.



111

Парнов Е. Зверь Апокалипсиса // Тайная власть.- 1995.- №11.С.16.



1080

Итоговое заявление участников российской научно-практической конференции "Тоталитарные секты (деструктивные культы) и права человека" (Санкт-Петербург, 11-12 января 1996 г.) // Миссионерское обозрение (Белгород).- 1996.- №3.- С.4-6.



1081

Миссионерское обозрение (Белгород).- 1996.- №2.- С.2.



1082

О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных организаций: Аналитический вестник / Федеральное собрание Парламент Российской Федерации: Аналитическое управление. Серия: "Оборона и безопасность – 8".- Выпуск 28.- М., 1996.



1083

Альфа и Омега.- 1994.- №2.



1084

Вербальная нота Посольства Федеративной Республики Германии от 22 ноября 1995 г. // Миссионерское обозрение.- 1996.- №3.- С.8.



1085

Информационный материал "К докладу о социальномедицинских последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье личности, семьи, общества и мерах обеспечения помощи пострадавшим" (1996 г.) / Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации // Служба религиозной информации "Метафразис". Спецвыпуск к Первому съезду епархиальных миссионеров, ноябрь 1996 г.-С.5-12.



1086

Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ.- Белгород, 1996.- 80 с.



1087

Религиозные организации Российской Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М,Прусака; В.В.Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический вестник №24. Специальный выпуск.- М.: Республика, 1996.271 с.



1088

Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ.- Белгород, 1996.- 80 с.



1089

Сан Мен Мун. Принцип объединения в основных чертах.- М.: Ассоциация Святого Духа за Объединение Мирового Христианства, 1995.400 с.



1090

Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ.- Белгород, 1996.- 80 с.



1091

Религиозные организации Российской Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М,Прусака; В.В.Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический вестник №24. Специальный выпуск.- М.: Республика, 1996.271 с.



1092

Религиозные организации Российской Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М,Прусака; В.В.Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический вестник №24. Специальный выпуск.- М.: Республика, 1996.271 с.



1093

Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ.- Белгород, 1996.- 80 с.



1094

Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ.- Белгород, 1996.- 80 с.



1095

Религиозные организации Российской Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М,Прусака; В.В.Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический вестник №24. Специальный выпуск.- М.: Республика, 1996.271 с.



1096

Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ.- Белгород, 1996.- 80 с.



1097

Религиозные организации Российской Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М,Прусака; В.В.Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический вестник №24. Специальный выпуск.- М.: Республика, 1996.271 с.



1098

Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ.- Белгород, 1996.- 80 с.



1099

Религиозные организации Российской Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М,Прусака; В.В.Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический вестник №24. Специальный выпуск.- М.: Республика, 1996.271 с.



1100

Классификация тоталитарных сект и деструктивных культов Российской Федерации (В помощь епархиальному миссионеру) / Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ.- Белгород, 1996.- 80 с.



1101

Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект.- М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.



1102

Середина Л. Блеснутые дети // Правда, 7 сентября !995 г.



1103

Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект.- М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.



1104

Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект.- М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.



1105

Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект.- М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.



1106

Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект.- М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.



1107

Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект.- М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.



1108

Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект.- М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.



1109

Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект.- М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.



1110

Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект.- М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1996.



1111

Martin Walter R. The Kingdom of Cults.- Minneapolis: Bethany House Publishers, 1985.



1112

Религиозные организации Российской Федерации: Справочник. Под общ. ред. М.М,Прусака; В.В.Борщева; Сост. Иваненко С.И. и др. Аналитический вестник №24. Специальный выпуск.- М.: Республика, 1996.271 с.



1113

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Стенограмма заседаний от 4 декабря 1996 г.- Бюллетень №60 (202).- М.: Издание Государственной Думы.



1114

Расследование деятельности мунитов // Радонеж, июль 1996 г.№15-16(33).



1115

За связь с сектой Муна украинские казаки потребовали отставки своего гетмана генерала Мулявы // Радонеж, январь 1997 г.- №2(46).








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке