|
||||
|
«Дао дэ цзин» Перевод Алексея Маслова КНИГА ПЕРВАЯ 11 Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное Дао. 2 Имя, которое может быть поименовано, не есть постоянное имя. 1 3 Небытие зовется началом Неба и Земли. 4 Бытие зовется Матерью мириад созданий. 2 5 Поэтому, желая узреть его утонченно неуловимую сущность, 6 обрети постоянство небытия.3 7 Желая наблюдать его проявления, пребывай в постоянстве бытия. 4 8 Оба они произрастают вместе и различаются лишь именем. 9 Будучи тождественными, они зовутся сокровенным. 1 °Cокровенное и еще раз сокровенное — врата ко множеству потаенного. 5 21 Лишь только в Поднебесной узнали, что красивое — красиво, 2 тотчас появилось и уродство. 3 Как только все узнали, что добро — это добро, 4 тотчас появилось и зло. 5 Ибо наличие и отсутствие порождают друг друга. 6 Сложное и простое создают друг друга. 7 Длинное и короткое поверяют друг друга. 8 Высокое и низкое тянутся друг к другу. 9 Голоса и звуки приходят в гармонию друг с другом. 10 «До» и «после» следуют друг за другом. 6 11 Поэтому мудрец действует недеянием 7 и учит молчанием. 12 Мириады созданий возникают из этого, 13 а он не правит ими. 14 Он порождает их и не обладает ими; 15 действует, не имея воздаяния; 8 16 достигая совершенства, не считает это успехом; 9 17 в силу того, что он никогда не стремится к успеху, 18 тот никогда не покидает его. 10 31 Не превозноси мудрых — и люди не будут соперничать. 2 Не цени редкие вещи — и не будут красть. 3 Не гляди на то, что возбуждает желания, 4 и сердца людей не придут в смятение. 11 5 Поэтому, управляя людьми, 6 мудрец опустошает их сердца и наполняет желудки; 12 7 ослабляет их волю, но усиливает их кости; 13 8 постоянно стремится к тому, 9 чтобы они были незатронуты знаниями и свободны от желаний, 14 10 а те, кто освящен мудростью, не помышляли о действии. 15 11 Действуй недеянием — 12 и не будет того, что не управлялось бы тобой. 41 Дао пустотно, но использованием не исчерпать его. 2 Глубочайшее! Оно подобно предку мириад существ. 3 Притупи лезвие, развяжи узлы, 4 пригаси блеск, уподобь его пылинке. 5 Отсутствующее! Лишь кажущееся присутствующим здесь. 6 Мне не постичь, чьим сыном оно является. 7 Но кажется предком [Небесного] Владыки. 16 51 Небо и Земля не гуманны 2 и относятся к мириадам существ, как к соломенным собачкам. 17 3 Мудрый человек не гуманен 4 и относится к людям, как к соломенным собачкам. 18 5 Не подобно ли пространство между Небом и Землей [кузнечным] мехам? 6 Будучи пустотным, оно неисчерпаемо. 19 7 Чем больше оно движется, тем больше ему прибавляется. 8 Произносящий бесчисленное множество речей 9 не сравнится со сберегающим это в себе. 20 61 Дух в долине никогда не умирает. 2 И зовется это сокровенной самкой. 3 Врата сокровенной самки 4 зовутся корнем Неба и Земли. 5 Едва различимое, лишь кажущееся присутствующим здесь, 6 оно неисчерпаемо в использовании. 21 71 Небо извечно, Земля — долговременна. 2 Небо и Земля могут быть извечны и долговременны, 3 ибо они не порождают сами себя. 22 4 Вот почему они извечны и долговременны. 5 Поэтому мудрец, становясь позади всех, 6 оказывается впереди всех, 7 пренебрегает собой и потому сберегает себя. 8 Разве этим он не преследует личных целей? 9 Поэтому он и может достичь их. 23 81 Человек высшей Благости подобен воде, 2 ибо вода приносит пользу мириадам существ, не соперничая с ними, 3 и находится в том месте, которое все ненавидят. 24 4 Поэтому она близка Дао. 25 5 В жилище он ценит землю, 6 в сердце ценит глубину, 7 в союзе ценит гуманность, 8 в словах ценит искренность, 9 в правлении ценит порядок, 10 в поступках ценит способности, 11 в делах ценит время. 12 В силу того, что он не соперничает, он и не допускает ошибок. 26 91 Лучше вовремя остановиться, чем наполнить [сосуд] до краев. 27 2 Если заточить лезвие до предела, то долго его не сохранить. 28 3 Покои могут быть полны золота и каменьев, 4 но не найдется того, кто устерег бы их. 29 5 Похваляться богатством и знатностью — значит накликать на себя беду. 30 6 Добившись успеха — отступай. 7 В этом — Путь Неба. 31 101 Можно ли, соединив душу и плоть, 2 объять Единое и не утратить это? 32 3 Можно ли, регулируя ци и становясь податливым, 4 обрести состояние новорожденного? 33 5 Можно ли, отполировав сокровенное зеркало, 6 не оставить на нем пятен? 34 7 Можно ли, любя народ и правя государством, 8 пребывать в недеянии? 35 9 Можно ли, открывая и закрывая Небесные Врата, 10 сохранять состояние самки? 36 11 Можно ли, постигнув четыре начала, 12 пребывать вне знания? 37 13 Давать жизнь и вскармливать? 14 Давать жизнь 38 и не обладать этим? 39 15 Действуя, не требовать воздаяния? 16 Взращивая, не править этим? 17 Это зовется сокровенной Благостью. 40 111 Тридцать спиц соединяются в одной ступице. 2 Использование же повозки 3 обуславливается пустотой между ними. 41 4 Для того, чтобы изготовить сосуд, размешивают глину. 5 Использование же сосуда обуславливается пустотой в нем. 6 Для того, чтобы соорудить жилище, прорубают двери и окна. 7 Использование же жилища обуславливается пустотой в нем. 8 Поэтому ту выгоду, которую получаем благодаря «наличию», 9 мы можем использовать лишь благодаря «отсутствию». 42 121 Пять цветов слепят глаза человека. 2 Пять тонов музыки притупляют его слух. 3 Пять вкусовых ощущений ранят его рот. 4 Скачка на лошадях и охота делают необузданым его сердце. 43 5 Редкие вещи влекут человека к совершению зла. 44 6 Поэтому мудрец заботится о желудке, а не о глазах; 7 отказывается от одного, дабы достичь другого. 45 131 Слава и позор подобны страху. 2 Ценить свое тело — 3 то же самое, что ценить величайшие несчастья. 4 Что значит: «Слава и позор подобны страху?» 46 5 Даже при малейшей славе, достигая ее — страшатся, 6 утрачивая — страшатся тоже. 7 Это и значит: «Слава и позор подобны страху». 8 Что значит: «Ценить свое тело — то же самое, 9 что ценить величайшие несчастья»? 47 10 Причина, по которой я сталкиваюсь с величайшими несчастьями, 11 заключена в том, что я имею тело. 48 12 Если бы я не имел тела, 49 откуда же взяться несчастьям? 13 Поэтому, тому, кто ценит Поднебесную больше, чем себя, 14 может быть доверена Поднебесная. 50 15 Тот, кто любит Поднебесную больше, чем себя, 16 встретит поддержку Поднебесной. 51 141 Глядим на него и не видим. Зовем это заурядным. 2 Слушаем его и не слышим. Зовем это редким. 3 Пытаемся коснуться его и не достигаем. 4 Зовем это мельчайшим. 5 Эти три ипостаси невозможно разделить, 6 ибо смешаны они и являют собой Единое. 52 7 Его верхняя часть не источает света. 8 Его нижняя часть не окутана мраком. 9 Едва различимое, его нельзя даже поименовать. 10 Оно возвращается к тому, что не имеет сущности. 11 Это зовется формой, не имеющей форм; 12 образом, не имеющим сущности. 53 13 Это зовется расплывчато-туманным. 54 14 Встретившись с ним, не увидим его начала. 15 Следуя за ним, не увидим его тыльной стороны. 16 Придерживайся пути древности, 17 дабы контролировать дела сегодняшние. 55 18 Способность познать изначальную древность 19 и зовется принципом Дао. 151 С древности искушенный муж 2 видел мельчайше утонченное, 3 проникал в сокровенное и был непостижим в своей глубине. 4 Из за того, что он непостижим, можно лишь описать его. 5 Он робок, будто переходит реку зимой. 56 6 Он осмотрителен, словно опасается своих соседей. 7 Он серьезен, как гость. 8 Он неоформленно распылен, будто тающий лед. 9 Он груб, подобно необработанному дереву; 10 пустотен, подобно долине; 11 неясен, словно мутная вода. 58 12 Кто способен посредством покоя 13 мутное постепенно сделать прозрачным? 14 Кто способен посредством долгого движения 15 постепенно породить к жизни безмятежное? 59 16 Сберегающий Дао и не стремящийся к избытку. 60 17 Лишь потому, что он не стремится к избытку, 18 он способен сокрыться, не воплощаясь вновь. 61 161 Достигая предельной пустоты, 2 Я сохраняю полный покой. 62 3 Мириады вещей возникают вместе, 63 4 я же взираю на их возвращение. 64 5 Из множества вещей каждая восходит к своему корню. 65 6 Возвращение к корню назову умиротворением. 7 Это то, что зовется возвращением к судьбе. 8 Возвращение к судьбе назову постоянством. 66 9 Познавшего постоянство назову просветленным. 10 Не познавший постоянства творит зло и коварен. 11 Тот, кто познал постоянство, — всеобъемлющ. 12 Всеобъемлющий беспристрастен, 13 беспристрастный становится государем, 14 государь единится с Небом, Небо единится с Дао. 15 Дао единится с вечностью. 16 Достигший этого 17 до конца дней своих не встретит опасностей. 171 Лучший из правителей — 2 тот, о существовании которого низы не знают. 67 3 Следом за ним идут те правители, 4 которых любят и почитают. 68 5 За ними следуют правители, которых низы боятся, 69 6 вслед за коими идут правители, которых презирают. 70 7 Тот, в ком недостаточно искренности, 8 сталкивается с неискренностью. 71 9 Сомневающиеся, они ценят свои слова. 10 Когда их цель достигнута, а дело завершено, 11 простой народ говорит: 12 «Это случилось с нами само собой». 72 181 Когда Великое Дао утрачивается, 2 возникают «гуманность» и «долг». 73 3 Когда появляется великое мудрствование, 4 то возникает и великая фальшь. 74 5 Когда нет гармонии среди шести категорий родственников, 6 то возникает «сыновняя почтительность». 7 Когда государство и уделы охвачены смутой, 8 то появляются «преданные чиновники». 75 191 Устрани учения — и не будет более забот. 2 Устрани мудрецов и отвергни мудрость — 3 и выгода народу возрастет стократно. 4 Устрани человеколюбие, отвергни справедливость — 5 и народ вернется к сыновней почтительности и добрым делам. 6 Устрани хитроумие, отвергни выгоду — 7 и не будет более воров и бандитов. 8 Эти три [начала] обманчиво приукрашены 9 и не обладают достаточностью. 10 Поэтому надо сделать так, чтобы люди принадлежали к тем, 11 кто прозревает неприукрашенное и объемлет простоту, 12 мало думает о себе и уменьшает свои желания. 76 201 Велика ли разница между одобрением и хулой? 2 Велико ли расстояние между добром и злом? 3 Того, чего боятся люди, нельзя не бояться. 77 4 Пустынное! Оно не имеет границ. 78 5 Все люди радостны, 6 будто захвачены праздником императорского угощения 7 или прогулкой по весенним террасам. 79 8 Лишь я один безразличен и не подаю знаков, 9 будто младенец, который еще не научился улыбаться; 80 10 утомленный, словно странник, 11 не имеющий дома, куда бы мог возвратиться. 81 12 Люди все имеют с избытком, 13 лишь я один подобен отказавшемуся ото всего. 82 14 У меня сердце невежды — столь замутнено! 84 15 Простые люди пресветло светлы, 16 лишь я один погружен во тьму. 17 Простые люди пречисто-чисты, 86 18 лишь я один невежественно безыскусен, 19 безграничен, словно море, 87 20 неудержим, будто яростный ветер. 88 21 Все люди знают об использовании, 89 22 но я один глуп и ограничен. 90 23 Лишь я один отличаюсь от других и ценю матерь Благости. 91 211 Облик великой Благости проистекает из Дао. 92 2 В вещах Дао неразличимо-туманно. 93 3 Неразличимо туманное! Но в нем заключены образы. 4 Туманно неразличимое! Но оно объемлет вещи. 94 5 Отдаленное и темное! Но оно содержит семя. 95 6 Семя это истинное, ибо оно освящено искренностью. 96 7 С древности и до наших дней имя его не высказано. 97 8 Оно известно как отец мириад созданий. 98 9 Откуда я знаю, что форма отца созданий такова? 10 Из него же самого. 99 221 Склоняясь, сохраняем целостность. 100 2 Сгибаемся, затем распрямляемся. 101 3 Опустошаемся, затем наполняемся. 102 4 Стареем, чтобы потом обновиться. 5 Уменьшаем, дабы затем достичь завершения. 103 6 Увеличиваем — и становимся жертвой заблуждения. 104 7 Таким образом, мудрецы объемлели Единое, 8 делая его принципом Поднебесной; 105 9 не показывали себя и потому были разумны; 10 не считали себя правыми, потому их правота была очевидна; 11 не превозносили себя, потому достигали успеха; 12 не хвастали, потому могли прожить долго. 13 И лишь потому, что они ни с кем не соперничали, 14 никто в Поднебесной не мог соперничать с ними. 15 Фраза древних: «Склоняясь, сохраняем целостность», — 16 разве это пустые слова? 17 Достигший целостности, вернется к этому. 231 Редко пользоваться словами — 2 значит следовать естественности. 106 3 Поэтому резкий ветер не может длиться все утро, 4 а проливной дождь не может хлестать весь день. 5 Кто делает все это? Небо и Земля. 6 Если даже Небо и Земля не могут сделать что то вечным, 7 так что же требовать от человека?! 107 8 Поэтому он действует через Дао. 9 Действующий через Дао тождественен с Дао. 108 10 Обретший Благость тождественен с Благостью. 109 11 Утрачивающий тождественен с утратой. 110 12 Тождественный с Дао — радостно принимается Дао. 13 Тождественный с Благостью — радостно принимается Благостью. 14 Тождественный с утратой — радостно принимается утратой. 111 15 Тот, в ком недостаточно искренности, встретится с неискренностью. 112 241 Стоящему на цыпочках долго не простоять. 113 2 Идущему большими шагами далеко не уйти. 3 Демонстрирующий себя — не просветлен. 4 Считающий себя правым — не очевиден. 5 Кичащийся собой не имеет заслуг. 6 Заносчивому не стать властителем. 7 Рассуждая с позиций Дао, про это говорят: 8 «Излишество в пище и непристойность в поступках 114 9 в сочетании с вещами несут вред». 10 Поэтому, обладающий Дао, свободен от пребывания в этом. 251 Существует нечто, из Хаоса возникшее, 2 рожденное прежде Неба и Земли. 115 3 Беззвучно пустотное, одиноко неизменчивое. 116 4 Двигаясь по кругу, не устает 5 и способно быть матерью Неба и Земли. 117 6 Я не знаю его имени, 118 7 а иероглифом обозначу это «Дао». 119 8 Через силу назову его еще и «Великим». 120 9 Великое назову скоротечным. 121 10 Быстротечное назову отдаленным. 11 Отдаленное назову обращающимся вспять. 122 12 Поэтому Дао — велико, 13 Небо — велико, 14 Земля — велика. 15 Человек также велик. 123 16 Во Вселенной пребывают эти четыре великих,124 17 и человек — одно из них. 125 18 Человек следует Земле. 19 Земля следует Небу. 20 Небо следует Дао. 21 Дао же таково само по себе. 126 261 Тяжелое — это корень легкого. 2 Покой — это правитель движения. 127 3 Поэтому мудрец, странствуя повседневно, 4 не отходит от груженой повозки. 128 5 Хотя он владеет роскошными дворцами, 6 в своем умиротворении он отстранен от них. 129 7 Может ли властитель десяти тысяч колесниц 8 пренебрегать Поднебесной ради себя? 9 То, что легко, — не имеет корней. 10 То, что пребывает в движении, — утрачивает правителя. 130 271 Умеющий путешествовать не оставляет колеи. 131 2 Умеющий говорить не делает оговорок. 132 3 Умеющий считать не пользуется счетными палочками. 133 4 Умеющий закрывать двери не пользуется засовами, 5 а то, что он закрыл, невозможно открыть. 6 Умеющий связывать не использует веревок, 7 а то, что он завязал, невозможно распутать. 134 8 Поэтому мудрецу часто удается спасать людей, 9 не оставляя ни одного из них. 135 10 Это зовется сокрытой мудростью. 11 Поэтому добрый человек — учитель злых людей. 136 12 Злой человек — материал для добрых людей. 13 Если не ценить учителей, 14 если не любить материала для них, 15 то даже умудренные впадут в величайшие заблуждения. 138 16 Это зовется глубочайшей утонченностью. 281 Познав мужское, сохраняй и женское, 2 становясь лощиной Поднебесной. 3 Будь лощиной Поднебесной, — 4 тогда постоянная Благость не покинет тебя, 5 и вернешься в состояние новорожденного. 139 6 Познав белое, сохраняй и черное, 7 становясь образчиком Поднебесной. 140 8 Будь образчиком Поднебесной, — 9 тогда в постоянной Благости не будет недостатка, 141 10 и вернешься к Беспредельному. 142 11 Познав славу, сохраняй безвестность, 12 становясь долиной Поднебесной. 13 Будь долиной Поднебесной, — 14 тогда постоянная Благость будет в избытке, 15 и вернешься к изначальной простоте. 143 16 Когда изначальная простота рассеивается, 17 то возникают инструменты. 18 Мудрец использует их 19 и становится правителем чиновников. 144 20 Поэтому даже великие уложения не несут вреда. 145 291 Тому, кто хочет править Поднебесной 2 и при этом предается деяниям, 3 я думаю, не достичь успеха. 4 Поднебесная — это священный сосуд, 146 5 с которым ничего нельзя сделать. 6 Действующий — потерпит неудачу. 147 7 Желающий обрести это — утратит. 8 Поэтому одни существа идут впереди, другие следуют за ними. 9 Одни выдыхают через нос, другие дуют ртом. 10 Одни разрушают, другие уничтожаются. 11 Вот почему мудрец сторонится избыточности, 12 избегает чрезмерности и отбрасывает бахвальство. 148 301 Тот, кто помогает правителю людей посредством Дао, 2 не понуждает Поднебесную силой оружия. 149 3 Этому делу предначертано доброе воздаяние. 150 4 Там, где стояли лагерем войска, 5 растут лишь терновники да колючки. 6 После большого сражения 7 неизбежно грядет неурожайный год. 151 8 Умелый [полководец] достигает цели 9 и на этом останавливается. 152 10 Он не смеет прибегать к принуждению. 11 Он достигает цели и не восхваляет себя; 12 достигает цели и не кичится этим; 13 достигает цели и не проявляет высокомерия; 153 14 достигает цели лишь тогда, когда у него нет другого выбора; 15 достигает цели, но не принуждает. 16 Когда вещи, исполняясь силы, стареют, 17 то это зовется противоречащим Дао. 18 То, что противоречит Дао, сгинет до срока. 154 311 Оружие — инструмент зла. 2 Даже вещи — и те ненавидят его. 3 Поэтому ему нет места у того, кто овладел Дао. 4 Благородный муж, будучи дома, предпочитает левую сторону, 5 а отправляясь в поход — правую. 6 Оружие — инструмент зла, 7 а не орудие благородного мужа. 8 И он не пользуется им, пока его к этому не принудят; 9 а главное — делает это в равнодушии к славе и выгоде, 10 побеждает, но не стремится к славе. 11 Стремящийся же к славе получает удовольствие, убивая людей. 12 Тот, кто получает удовольствие, убивая людей, 13 никогда не сможет повелевать Поднебесной. 14 В случае радостного события обращайся влево, 15 в случае печального события — вправо. 16 Место помощника полководца — слева, 17 место полководца — справа. 18 Это значит, что приходит время погребальных обрядов. 19 Когда гибнет великое множество людей, 20 кто то должен оплакивать их, скорбя. 21 Даже когда достигнута победа в сражении, 22 должно найтись место и погребальным обрядам. 321 Дао неизменно и безымянно. 2 Хотя простота и мала, 3 никто в Поднебесной не может править ею. 4 Если бы правитель и князья могли придерживаться ее, 5 мириады существ сами повиновались бы ей. 155 6 Когда Небо и Земля взаимосочетаются, 7 то выпадают сладкие росы 8 и народ безо всяких указов умиротворяется. 156 9 Когда начинается управление, — возникают и имена. 10 Коль скоро возникают имена, — 11 муж должен знать, что настало время остановиться. 12 Знающий, где надо остановиться, избежит гибели. 157 13 Дао в Поднебесной подобно рекам и морям, 14 куда впадают долинные ручьи. 158 331 Познавший людей — мудр. 2 Познавший себя — просветлен. 159 3 Побеждающий людей — силен. 4 Победивший себя — могущественен. 160 5 Познавший меру — богат. 161 6 Упорный — целеустремлен. 162 7 Тот, кто не утратит этого, обретет долговечность 163 8 и будет жить долго, не умирая. 164 341 Великое Дао всеохватно и распростерто и влево, и вправо. 165 2 Мириады созданий опираются на него, 3 а оно порождает их и не отрекается от них, 4 но достигая успеха, остается безвестным. 5 Оно одевает и вскармливает мириады созданий, не правя ими. 6 Неизменно остается свободным от желаний 7 и может быть названо Малым. 166 8 Мириады созданий возвращаются к нему, 9 и посему оно может быть названо Великим. 10 В силу того, что оно никогда не считает себя Великим, 167 11 ему удается достичь величия. 168 351 К тому, кто овладел Великим образом, приходит Поднебесная. 169 2 Приходит — и устраняются бедствия, 3 наступают умиротворение и покой. 170 4 Музыка и изысканная пища остановят уходящего путника. 5 Когда «Дао» исходит изо рта, 6 оно не имеет запаха, не видимо и не слышимо, 7 но в использовании неисчерпаемо. 171 361 Желая что то сжать, сначала растяни его. 2 Желая что то ослабить, сначала усиль его. 3 Желая что то уничтожить, позволь этому сначала расцвести. 4 Желая что то отнять, сначала дай это. 5 Это и зовется утонченно искусным просветлением. 172 6 Мягкое и слабое одолевают твердое и сильное. 7 Рыба не может покинуть глубину. 8 Равно и государству 9 нельзя показывать инструменты управления народу. 173 371 Дао извечно пребывает в недеянии, 174 2 но нет того, чего бы оно ни совершало. 175 3 Если правители и князья могли бы соблюдать его, 4 мириады существ обрели бы самопреображение. 5 Если же после того, как они обретут преображение, 6 родятся желания, 7 то я погашу их безымянной простотой. 176 8 Безымянная простота свободна от желаний. 177 9 И если, избавясь от желаний, я обрету спокойствие, 10 то Поднебесная сама придет в порядок. КНИГА ВТОРАЯ 381 Человек высшей Благости не проявляет свою Благость, 2 и потому он обладает Благостью. 3 Человек низкой Благости не отклоняется от Благости, 4 и потому он не обладает Благостью. 5 Человек высшей Благости пребывает в недеянии 6 и не имеет намерения действовать. 7 Человек низкой Благости погружен в деяния 8 и к тому же имеет намерение действовать. 9 Человек высокой гуманности действует, 10 и нет того, чего бы он ни сделал. 11 Человек высокой справедливости действует, 12 но все же остается то, что еще надо сделать. 13 Человек высоких ритуалов погружен в деяния, 14 но когда он не достигает желаемого, 15 то закатывает рукава и прибегает к силе. 16 Поэтому, когда утрачивается Дао, — приходит Благость. 17 Когда утрачивается Благость, — приходит человеколюбие. 18 Когда утрачивается человеколюбие, — приходит справедливость. 19 Когда утрачивается справедливость, — приходят ритуалы. 20 Ритуалы — это тончайшая ширма для «преданности» и «искренности» 21 и предвестник смуты. 22 Предзнание — это цветок Дао и начало невежества. 23 Поэтому великий муж пребывает в плотно возвышенном 24 и отвергает тонко ничтожное. 25 Он принимает плоды и отвергает цветы. 26 Поэтому он отказывается от первого ради второго. 178 391 Вот то, что с древности пребывало в Едином: 179 2 Небо пребывало в Едином и потому достигало чистоты. 3 Земля пребывала в Едином и потому достигала покоя. 4 Духи пребывали в Едином 5 и потому были одухотворенно подвижны. 6 Долина пребывала в Едином и потому достигала расцвета. 7 Мириады вещей пребывали в Едином 8 и потому обретали рождение. 9 Правитель и князья пребывали в Едином 10 и потому были честны с Поднебесной. 180 11 Лишь благодаря Единому они достигали этого. 12 Если Небо не чисто, оно разверзается. 181 13 Если Земля не спокойна, она опускается. 14 Если духи не одухотворенно подвижны, они истощаются. 15 Если долина не расцветает, она иссыхает. 16 Если мириады вещей не обретают рождения, 17 они обречены на уничтожение. 18 Если знать и правители не честны, они будут свергнуты. 19 Поэтому в основе ценного лежит дешевое. 20 Благородный муж рассматривает 21 подданных в качестве своего корня. 22 Высшие рассматривают низших в качестве своей основы. 23 Поэтому правитель и князья называют себя 24 «сирыми», «покинутыми», «неудачниками». 25 Так разве это не значит: 26 «Рассматривать подданных в качестве своего корня»? 27 Разве это не так? 28 Поэтому они и достигают величайшего признания вне признания, 29 не желая быть прекраснейшими, словно яшма, 30 и твердейшими, будто камень. 182 401 Обращение вспять — это движение Дао. 183 2 Ослабление — это использование Дао. 184 3 Мириады существ в Поднебесной рождаются из бытия. 4 Бытие же рождается из небытия. 185 411 Когда муж высоких способностей слышит о Дао, 2 он усердно следует ему.186 3 Когда муж средних способностей слышит о Дао, 4 он порой сохраняет его, порой утрачивает. 5 Когда муж низких способностей слышит о Дао, 6 он громко смеется над ним. 7 Если бы над ним не смеялись, 8 было бы недостаточно, 9 чтобы оно считалось истинным Дао. 10 Поэтому «Извечные суждения» гласят: 187 11 «Пресветлое Дао кажется темным. 188 12 Дао, ведущее вперед, кажется влекущим назад. 189 13 Обыденное Дао кажется исключительным. 190 14 Высшая Благость подобна долине. 191 15 Великая белизна кажется покрытой пятнами. 192 16 Всеохватная Благость кажется недостаточной. 193 17 Подлинная Благость кажется сокрытой. 194 18 Извечная истина кажется пустой. 195 19 Великий квадрат не имеет углов. 196 20 Великий сосуд долог в изготовлении. 197 21 Великий Звук не часто услышишь. 198 22 Великий Образ не имеет формы». 23 Дао потаенно и безымянно. 24 И лишь потому, что это — Дао, 25 оно может быть совершенным и в воздаянии, и в воплощении. 199 421 Дао порождает одно. 2 Одно порождает два. 3 Два порождает три. 4 Три порождает мириады существ. 5 Мириады существ несут в себе инь и объемлют ян, 6 а пустотное ци приводит их в гармонию. 7 Нет слов, которых бы человек страшился больше, 8 чем «сирый», «покинутый», «неудачник». 9 А ведь знать и правители именно так называют себя. 10 Поэтому вещи то принижаются, возвышаясь, 11 то возвышаются, принижаясь. 200 12 Тому, чему учат другие, учу и я: 201 13 «Сильные и жестокие не умирают своей смертью». 14 И считаю это своим первейшим наставлением. 202 431 Самое мягкое в Поднебесной 2 может одолеть самое твердое в Поднебесной. 203 3 То, что не имеет сущности, проникает туда, где нет даже щели. 4 Потому то я и постиг пользу недеяния. 204 5 Но учение вне слов и пользу недеяния 6 крайне редко встретишь в Поднебесной. 441 Что дороже — славное имя или жизнь? 205 2 Что ценнее — жизнь или богатство? 206 3 Что мучительнее — достигать или утрачивать? 207 4 Вот почему великие пристрастия неизбежно ведут к большим потерям, 5 а неуемное накопление оборачивается огромной утратой. 208 6 Знай меру — и не придется испытать стыд. 7 Умей остановиться — и не столкнешься с опасностями. 8 И сумеешь прожить долго. 451 Великое совершенство кажется ущербным, 209 2 но в использовании неистощимо. 3 Великая наполненность кажется пустой, 4 но в использовании бесконечна. 210 5 Великая прямизна кажется изогнутой. 211 6 Великое мастерство кажется грубым. 212 7 Великое красноречие кажется косноязычным. 213 8 Покой побеждает движение, а холод одолевает жару. 9 Лишь тот, кто умиротворен и спокоен, 10 способен править Поднебесной. 214 461 Когда Поднебесная следует Дао, 2 боевых лошадей отправляют унавоживать поля. 215 3 Когда Поднебесная не следует Дао, 4 боевых лошадей приводят к городским стенам. 216 5 Нет большей беды, чем не знать меры. 6 Нет большего зла, чем быть в плену у желаний. 7 Поэтому, познавший меру в мере, 8 неизменно хранит ее. 471 Не выходя со двора, можно познать весь мир. 2 Не выглядывая в окно, можно узреть Путь Неба. 217 3 Чем дальше идешь — тем меньше узнаешь. 218 4 Поэтому мудрецы познавали, никуда не отправляясь; 5 постигали, не видя; 219 6 свершали, не действуя. 220 481 Следуя учению, день ото дня обретают. 221 2 Следуя Дао, день ото дня теряют. 222 3 Теряя и вновь теряя, достигают недеяния. 4 В недеянии нет того, что не вершилось бы само собой. 223 5 Не свершая дел, неизменно овладевают Поднебесной. 224 6 Лишь предашься делам — 225 7 как станешь недостоин овладеть Поднебесной. 226 491 Мудрец не имеет постоянного сердца. 2 Его сердце — сердце людей. 227 3 Для добрых я добр. 4 Для недобрых я тоже добр. 228 5 И так достигаю добра. 229 6 Искренним я верю. 7 Неискренним я верю тоже. 8 И так достигаю искренности. 9 Мудрец, правя в Поднебесной, 10 делает свое сердце безыскусным 11 и приводит его в согласие с Поднебесной. 12 Люди внемлют ему слухом и взором. 230 13 Он же смотрит на них как на своих детей. 231 501 Появляясь — живем, уходя — умираем. 232 2 Трое из десяти последуют жизни. 3 Трое из десяти последуют смерти. 4 Тех, кто стремится к жизни 5 и потому часто сталкивается со смертью, — 6 также трое из десяти. 7 Почему это так? 8 Потому что они излишне стремятся к жизни. 9 Я слышал, что искушенный в сбережении своей жизни, 10 в своих странствиях не столкнется с носорогами и тиграми. 11 В сражении его не задеть ударом оружия. 12 Носорогам некуда воткнуть свой рог. 13 Тиграм некуда вонзить свои когти. 14 Воину некуда направить свое оружие. 15 Почему это так? 16 Потому что в нем нет места смерти. 233 511 Дао порождает, Благость вскармливает. 2 В вещах оформляется, 3 в обстоятельствах воплощается. 234 4 Поэтому мириады существ не только почитают Дао, 5 но и ценят Благость. 235 6 Почитают Дао и ценят Благость не за то, 7 что они предопределяют судьбу, 8 а потому, что извечно следуют естественности. 236 9 Вот поэтому Дао порождает, Благость вскармливает. 10 Взращивает и воспитывает, 11 классифицирует и укрепляет, 12 пестует и оберегает, 237 13 порождает, но не обладает этим, 14 свершает и не требует воздаяния, 15 взращивает [мириады вещей] и не властвует над ними. 238 16 Оттого и зовется это сокровенной Благостью. 239 521 Поднебесная имеет начало, 2 которое является Матерью Поднебесной. 3 Когда достигнута мать, — 4 познаешь и ее детей. 5 Когда познаны дети, — 6 вновь возвращаешься для сбережения матери. 7 И тогда до конца дней своих не встретишь опасности. 241 8 Закрой отверстия, запри двери — 242 9 и в твоем теле более не родятся болезни. 243 10 Открой отверстия, предайся делам — 11 и твое тело уже не спасти. 244 12 То, что видится малым, назову пресветлым. 13 Сохраняющее гибкость назову укрепленным. 245 14 Используй его сияние, 246 15 возвращайся к его свету — 247 16 и не причинишь себе вреда. 248 17 Это и зовется овладением постоянством. 531 Когда я обрету мельчайшее знание, 2 я буду следовать Великому Пути, 3 не боясь заблудиться. 249 4 Великое Дао просто, 5 но люди предпочитают узкие тропинки. 250 6 Когда двор роскошествует, 251 7 а поля поросли сорняками 8 и амбары пусты; 252 9 когда знать, опоясавшись драгоценными мечами, 10 излишествует в напитках и еде, 11 в избытке владея всяким добром, — 12 это зовется грабительством и бахвальством. 13 О, сколь отлично это от Дао! 253 541 То, что глубоко посадил, нельзя выдернуть. 254 2 То, что крепко обхватил, трудно отнять. 255 3 Поэтому нельзя положить конец 4 ритуальным подношениям сыновей и внуков своим предкам. 256 5 Пестуй это в своем теле — и Благость [в тебе] обретет истинность. 6 Пестуй это в семье — и Благость будет в достатке. 257 7 Пестуй это в своем государстве — и Благости будет в избытке. 8 Пестуй это в Поднебесной — и Благость станет повсеместной. 9 Поэтому смотри на других людей через самого себя. 1 °Cмотри на другие семьи через свою семью. 11 Смотри на другие деревни через свою деревню. 12 Смотри на другие государства через свое государство. 258 13 Смотри на Поднебесную через Поднебесную. 259 14 Откуда мне знать, что Поднебесная такова? 15 Из нее же самой. 260 551 Постигший глубину Благости 2 уподобляется новорожденному. 3 Ядовитые насекомые не жалят его. 4 Дикие звери не бросаются на него. 5 Хищные птицы не клюют его. 261 6 Его кости слабы, а мышцы податливы, 7 но хватка крепка. 262 8 Он не знает о союзе мужского и женского, 9 но пенис его уже воспрял, 263 10 ибо семя его достигло совершенства. 11 Он кричит весь день, но голос его не хрипнет, 264 12 ибо гармония его достигла совершенства. 13 Познание гармонии зовется достижением постоянства. 265 14 Познание постоянства зовется просветлением. 266 15 Избыток жизни зовется [недобрым] знамением. 267 16 Регулирование [круговорота] ци сердцем зовется укреплением. 268 17 Вещи, исполняясь силы, стареют, 18 и это считается противоречащим Дао. 19 То, что противоречит Дао, 20 рано приходит к своему концу. 561 Знающий не говорит. 269 2 Говорящий не знает. 270 3 Закрой отверстия, запри двери, 4 притупи лезвие, 271 распутай узлы, 272 5 пригаси свет, 273 уподобься пылинке. 274 6 Это зовется сокровенным единением. 7 Поэтому ты не можешь, 8 достигнув его, сродниться с ним. 9 И не можешь, 10 достигнув его, пренебречь им. 275 11 Не можешь, достигнув его, извлечь пользу. 12 И не можешь, достигнув его, причинить вред. 276 13 Не можешь, достигнув его, облагородить его. 14 И не можешь, достигнув его, унизить его. 277 15 Потому оно и почитается в Поднебесной. 278 571 Управляй государством строгостью. 2 Используй армию с умением. 3 Но покоряй Поднебесную, не действуя. 279 4 Откуда я знаю это? 5 Из него же самого. 6 Чем больше запретов в Поднебесной, 7 тем беднее становится народ. 8 Чем больше оружия у народа, 9 тем сильнее смута в государстве. 280 10 Чем больше люди искусны в ремесле своем, 11 тем больше творится неправедных дел. 281 12 Чем лучше знают законы, 13 тем больше становится воров и бандитов. 282 14 Поэтому мудрец говорит: 15 «Я пребываю в недеянии, 16 а народ сам преображается. 17 Я люблю покой, 18 а народ сам исправляется. 19 Я не предпринимаю действий, 20 а народ сам богатеет. 21 Я не имею желаний, 22 а народ сам опрощается». 283 581 Когда власть пассивно отстраненна, 2 то и народ чистосердечно-прост. 284 3 Когда правительство жестокосердно-строго, 4 то и народ хитер и убог. 285 5 Несчастье — вот что является опорой счастья. 6 Счастье — вот где кроется несчастье. 7 И кто знает, где положен предел этому? 8 И нет в этом правильности. 286 9 Правильность оборачивается ловкостью. 287 10 Добро оборачивается коварством. 288 11 Людские заблуждения, о сколь стары и неизменны они! 289 12 Вот почему мудрец хотя и прям, но не груб; 290 13 остер, но не колет; 291 14 прямолинеен, но не своеволен; 292 15 ярок, но не слепит. 293 591 В правлении людьми и служении Небу 2 ничто не сравнится с воздержанностью. 294 3 Тот, кто воздержан, 4 зовется изначально готовым [следовать Дао]. 295 5 Тот, кто готов изначально, 6 зовется собравшим Благость в избытке. 296 7 Для того, в ком Благость собрана в избытке, 8 нет ничего, способного противостоять ему. 9 Если ему ничто не может противостоять, 10 то нет ему предела. 297 11 Если нет ему предела, 12 то он может владеть государством. 298 13 Обладая Матерью государства, 14 можно стать долговечным. 299 15 Это зовется глубокими и крепкими корнями 16 нетленного и долговечного Дао. 601 Управление большим государством 2 подобно варке мелкой рыбешки. 300 3 Когда управляешь Поднебесной через Дао, 4 даже духи утрачивают свою духовную мощь. 301 5 Но даже если они и не теряют своей духовной мощи, 6 то мощь эта не вредят людям. 302 7 И если даже духи не вредят людям, 8 то и мудрецы не могут им повредить. 303 9 А поскольку они не вредят друг другу, 10 то и Благость их, сочетаясь, восходит [к Дао]. 304 611 Великое государство подобно низовью реки, 305 2 где сходятся [воды] Поднебесной, 306 3 и самке Поднебесной. 307 4 Самка всегда одолевает самца своим покоем. 5 Пребывая в покое, она занимает нижнюю позицию. 310 6 Поэтому великое государство, занимая нижнюю позицию, 7 завоевывает доверие малого государства. 8 Малое государство, занимая нижнюю позицию, 9 оказывает доверие великому государству. 311 10 Поэтому то, что занимает нижнюю позицию, 11 либо завоевывает доверие, либо оказывает его. 312 12 Все, к чему стремится большое государство, — 13 лишь принимать людей под свое крыло. 14 Все, к чему стремится малое государство, — 15 это вникать в людские дела. 16 Если оба хотят достичь желаемого, 17 большее должно занять нижнюю позицию. 313 621 Дао — величайшее хранилище мириад существ. 314 2 Это то, что является сокровищем добрых людей 315 3 и защитой для тех, в ком нет добра. 316 4 Прекрасные слова высоко ценятся при продаже. 5 Прекрасные поступки могут вызвать людское уважение. 317 6 Даже если в человеке нет добра, зачем же отвергать его? 318 7 Поэтому взошедший на трон правитель и три властвующих князя, 319 8 хотя и имеют драгоценные кольца 9 и сопровождаются четверкой лошадей, 10 не сравнятся с теми, кто, не сходя с места, снискал дары Дао. 320 11 Почему древние ценили Дао? 12 Разве не говорилось: «Устремись, дабы достичь его, 13 и даже если ты имел пороки — избегнешь зла». 14 За это оно и ценится в Поднебесной. 321 631 Действуй недеянием. 2 Совершай дела недеянием. 3 Осязай то, что не имеет запаха. 322 4 Умаляй великое и делай большое малым. 5 И на зло воздавай Благостью. 323 6 Намеревайся свершить трудное, пока оно легко. 7 Осуществляй большое, пока оно мало. 8 Все трудные дела в Поднебесной должны вершиться, пока они легки. 9 Все великие дела в Поднебесной должны вершиться, пока они малы. 10 Вот почему мудрецы, 11 никогда не начиная своих свершений с великого, 12 могли достичь Великого. 13 В том, кто легко дает обещания, мало искренности. 14 Тот, кто считает дела легкими, 15 неизбежно столкнется с великими трудностями. 16 Вот почему мудрецы, считая многие дела крайне трудными, 324 17 от начала не сталкивались с трудностями. 641 Легко сохранить то, что умиротворено. 2 Легко спланировать то, что еще не получило развития. 325 3 Легко разломать то, что еще хрупко. 4 Легко рассеять то, что еще мало. 326 5 Действуй тогда, когда еще ничего нет. 327 6 Правь там, где еще нет смуты. 328 8 Полнокровное древо вырастает из мельчайшего ничто. 9 Башня в девять уступов поднимается из просеянной земли. 10 Путешествие в тысячу ли начинается с одного шага. 11 Действующий — терпит неудачу. 12 Стяжающий — утрачивает. 329 13 Поэтому мудрец, пребывая в недеянии, не терпит неудач 14 и поскольку не стяжает — не утрачивает. 15 Зачастую люди терпят неудачу в делах, 15 находясь на пороге успеха. 330 16 Будь в конце столь же осторожен, как и в начале, — 17 и не будет неудачных дел. 18 Вот почему мудрецы желали не-желания 19 и не ценили труднодостижимых предметов, 331 20 учились вне учения 21 и возвращались к ошибкам людей, 332 22 дабы помочь мириадам существ пребывать в естественности 23 и воздерживаться от деяний. 651 Издревле совершенные в следовании Дао 2 не просвещали народ, но оставляли его невежественным. 3 Причина того, что народом трудно управлять, 333 4 заключена в избытке у него знаний. 334 5 Потому управление государством с помощью знания 6 будет разрушительно для государства. 335 7 Отказ от управления государством с помощью знания 8 будет благотворен для государства. 9 Два этих примера являются образчиками. 10 Неизменное понимание этих образчиков 11 зовется сокровенной Благостью. 12 О, сколь глубока, сколь отдалена сокровенная Благость! 336 13 Сколь противоположна она вещам! 337 14 Но лишь то, что идет за ней, и есть Великое Следование. 661 Моря и реки лишь потому могут быть властителями сотен долин, 2 что способны ставить себя ниже их. 3 Вот почему они могут быть властителями сотен долин. 4 Поэтому тот, кто желает возвыситься над людьми, 5 в речах своих должен ставить себя ниже их. 6 Тот, кто желает идти впереди людей, 7 должен встать позади них. 8 Вот почему мудрец стоит над людьми, 9 но не бывает им в тягость; 10 находится впереди, но не вредит народу. 11 Оттого вся Поднебесная без устали 12 и с радостью поддерживает его. 13 Он не вступает в борьбу, и потому нет в Поднебесной того, 14 кто мог бы соперничать с ним. 671 Все в мире говорят, что мое Дао велико и ни на что не похоже. 2 Лишь потому, что оно велико, оно и ни на что не похоже. 3 Если бы оно походило на что нибудь, 4 то давно бы стало едва приметным. 338 5 Я обладаю тремя сокровищами, [кои] храню и [коими] дорожу. 6 Первое — великодушие. 7 Второе — бережливость. 8 Третье — не смею быть первым в Поднебесной. 9 Благодаря великодушию могу быть храбрым. 339 10 Благодаря бережливости могу быть щедрым. 340 11 Благодаря тому, что не смею быть первым в Поднебесной, 12 могу стать господином сосудов. 341 13 Сегодня те, кто жертвует великодушием ради храбрости, 342 14 бережливостью ради щедрости, 15 местом позади ради того, чтобы быть впереди, 16 обречены на смерть. 17 Великодушием побеждаешь в наступлении 343 18 и становишься неприступным в обороне. 19 Даже Небо спасает тех, 20 кто бережет себя великодушием. 681 Умелый полководец не воинственен. 344 2 Умелый в сражении не гневлив. 345 3 Умеющий побеждать врага не вступает [с ним в поединок]. 346 4 Умеющий использовать людей ставит себя ниже их. 5 Это зовется Благостью без противостояния. 6 Это зовется способностью использовать людей. 347 7 Это зовется следованием Небу и Пределу древности. 691 У стратегов есть поговорка: 2 «Я не посмею быть хозяином, буду лишь гостем. 3 Я не дерзну шагнуть и на цунь вперед, но отступлю на чи назад». 4 Это зовется продвижением вне движения, 348 5 закатыванием рукавов, не имея рук, 6 противостоянием врагу, не имея противника, 349 7 победой без оружия. 8 Нет большего несчастья, 9 чем легко одержать верх над слабым противником. 1 °Cлабый противник будет стоить мне всех моих сокровищ. 350 11 Когда две враждующие стороны вступают в поединок, 12 побеждает преисполненный милосердия. 351 701 Мои слова легко понять 2 и столь же легко им следовать. 3 И все же никто в мире не способен их понять 4 и тем более следовать им. 352 5 Слова имеют предка, дела имеют господина. 353 6 Из за того, что люди сиры, им и не удается понять меня. 354 7 Как же мало тех, кто понимает меня! 8 Как же редки те, кто следует мне. 355 9 Поэтому мудрецы носили холщовые одежды, 10 но в душе берегли драгоценную яшму. 356 711 Знать и при этом думать, что не знаешь, — 2 это высшее достижение. 3 Не знать и при этом думать, что знаешь, — 4 это ведет к трудностям. 357 5 Мудрец не имеет трудностей 6 лишь потому, что устранил [главную] трудность. 7 Лишь потому, что он осознает трудности, он устраняет их. 8 Вот потому он и не имеет трудностей. 721 Если народ не трепещет перед властью, 2 то власть достигает величайшего могущества. 3 Не сгоняйте народ с его мест, 4 не презирайте устоев его жизни. 358 5 Тот, кто не презирает этого, 359 не презрен будет. 360 6 Вот почему мудрецы, познав себя, не проявляли себя; 361 7 любили себя, не превознося себя. 362 8 И потому, отказываясь от одного, они достигали другого. 731 Кто безрассуден в своем бесстрашии — погибает. 363 2 Кто не безрассуден в своем бесстрашии — остается жить. 364 3 Из этих двух начал одно ведет к пользе, другое — к беде. 365 4 Кто знает, почему Небо презирает одно из них? 5 Даже мудрецы считали некоторые дела крайне трудными. 366 6 Путь Неба не соперничает, но побеждает; 367 7 не говорит, но дает ответ; 368 8 не будучи призванным, приходит сам; 369 9 медлителен, но в намерениях всеобъемлющ. 370 10 Широка Небесная сеть, редки ее ячейки, но не пропускают ничего. 741 Когда народ не боится смерти, зачем же угрожать ему смертью? 2 Если бы народ постоянно боялся смерти, а я хватал провинившихся 3 и предавал их казни, кто посмел бы творить беззаконие? 371 4 Всегда существует Палач, который казнит. 5 Казнить от имени Палача — 6 подобно тому, как рубить дерево от имени Великого мастера. 7 Редко найдется тот, кто, рубя от имени Великого мастера, 8 не поранил бы себе руки. 372 751 Народ голоден, ибо налоги верхов на зерно слишком велики, — 2 оттого он и голоден. 3 Народом трудно управлять, ибо верхи творят деяния, — 4 оттого им и трудно управлять. 5 Народ презирает смерть, ибо верхи слишком ценят свою жизнь, — 6 оттого он и презирает смерть. 7 Те, кто не слишком заботится о своей жизни, 8 стоят выше тех, кто переоценивает ее. 373 761 При рождении человек податлив и слаб. Умирая — тверд и крепок. 2 Трава и деревья гибки и податливы при жизни, 3 а умирая, становятся сухи и ломки. 4 Поэтому твердое и сильное идут стезей смерти, 5 а податливое и слабое идут стезей жизни. 6 Оттого сильное войско обречено на погибель, 374 7 а крепкое дерево будет срублено. 375 8 Потому крепкое и сильное стоят ниже, 376 9 а податливое и слабое — выше. 377 771 Разве не напоминает Путь Неба натягивание лука? 2 Что было вверху — опускается, 3 а что было внизу — поднимается. 4 Что было в избытке — уменьшается, 5 а что было в недостатке — дополняется. 6 В этом и заключается Путь Неба: 7 уменьшать то, что в избытке, 8 и дополнять то, что в недостатке. 9 Путь человека, увы, не таков. 378 10 Он уменьшает то, что и так в недостатке, 11 и дополняет этим то, что и так в избытке. 12 Кто же может дополнить Поднебесную тем, 13 чем он владеет в избытке? 14 Лишь тот, кто обладает Дао. 15 Именно так поступали мудрецы и не требовали воздаяния, 16 достигали цели и не считали это заслугой. 17 Ибо они не хотели, 18 чтобы их ставили выше других. 379 781 В Поднебесной нет ничего податливее и слабее воды. 2 Но в противостоянии твердому и сильному ничто не сравнится с ней. 3 И в использовании ничто не может заменить ее. 380 4 Слабое одолеет сильное, податливое одолеет твердое. 5 Нет в Поднебесной того, кто не знал бы об этом. 6 Но нет и того, кто мог бы следовать этому. 7 Именно об этом и говорили мудрецы: 8 «Принимающий на себя скверну государства, 9 зовется правителем алтарей и амбаров. 10 Принимающий на себя беды страны, 11 зовется властителем Поднебесной». 12 Истинные слова похожи на свою противоположность. 791 Даже когда утихнут великие несчастья, 2 какая то беда непременно останется. 381 3 Так можно ли назвать это благом? 4 Поэтому мудрецы, беря в руку левую часть [договорной] бирки, 382 5 не требовали взыскания долгов с народа. 6 Благостный человек правит через договоренность. 383 7 Человек вне Благости правит через налоги. 384 8 Путь Неба беспристрастен, 9 он лишь извечно воздает добрым людям. 801 Когда государство мало, а его население невелико, 385 2 пусть даже у него будет огромное количество оружия, — 3 некому будет воспользоваться им. 386 4 Люди же, в страхе смерти, не уедут в дальние места. 387 5 Даже если у них будут корабли и повозки, они не снарядят их. 6 Даже если у них будут доспехи и оружие, 7 им не представится случая продемонстрировать их. 8 Чтобы народ вернулся 9 к использованию узелковых веревок [для письма], 10 пусть наслаждается пищей, 11 красуется одеждами, 12 будет доволен жилищем 13 и радуется жизни. 14 Когда соседние владения находятся на расстоянии взаимной видимости, 15 они слышат пение петухов и лай собак друг у друга, 16 а народ доживает до старости и умирает, не ездя туда сюда. 388 811 Искренние речи не изящны, 389 изящные речи не искренни. 390 2 Добрый не красноречив, красноречивый не добр. 3 Мудрый не образован, образованный не мудр. 391 4 Мудрец не накопительствует. 392 5 Но чем больше он делает для других, тем больше прибавляется ему. 393 6 Чем больше он дает другим, тем богаче становится сам. 394 7 Путь Неба — в принесении пользы без причинения вреда. 395 8 Путь мудреца — в деянии без противостояния. 396 |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|