|
||||
|
XXXIV Дебод В древности этот храм назывался Та-хет, «обиталище» или «жилище». Трудно сказать, кому он посвящен, так как в нем равно поклонялись филской Исиде и фиванскому и напатскому Амону, и в одном святилище находятся две божницы, что говорит о двойном культе, как в Ком-Омбо (илл. XLVIII, 2). Храм ориентирован с востока на запад, святая святых находится на западе. Пройти к нему можно со стороны каменной набережной, затем по мощеной дороге в несколько ярдов длиной. Когда Нил стоит высоко, вода поднимается над остатками набережной и дороги и почти достигает первых ворот. Дорога, сейчас почти полностью разрушенная, доходила до входа в храм; ось храма расположена не совсем на одной прямой с набережной, так как здание повторяет очертание скалистого холма, на котором оно возведено. Каменная ограда (D) сильно пострадала за последние сто лет. В 1821 году она была в достаточно хорошем состоянии, чтобы ее можно было измерить. Разница в длине между северной и южной сторонами составляла восемь футов, между восточной и западной сторонами десять футов, в плане же она близка к прямоугольнику. Храм находился не точно в центре участка, но стоял ближе к северу. Вход на храмовую территорию был только один, через первые врата. Трое каменных ворот (1, 2, 3) стоят между рекой и храмом (илл. XLVIII, 3). Все они построены в виде пилонов с наклонными стенами, вертикальными дверями, карнизом с выкружкой и полукруглым фризом. На северной и южной сторонах видно, что все ворота проделаны в толстой стене, которая предположительно проходила по всей ширине участка (илл. XLVII, 1). Такое устройство ворот предполагает внешний и внутренний дворы египетского храма, но чрезвычайная толщина стен и то, что они сложены из кирпича, говорит против этого предположения. Трое ворот находятся на одном уровне, но сам храм слегка приподнят, и к нему подходили по наклонному пандусу или ступеням. Колонны и ажурные простенки, формировавшие фасад, рухнули, по оставшимся фрагментам видно, что при строительстве капители не были закончены, их вытесали вчерне, а вырезать лиственные детали так и не успели. Так называемая «молельня» (А), вероятно, составляла весь первоначальный храм (илл. XLVIII, 1). Ее построил нубийский царь Азрехамон, который правил во II веке до н. э. и был современником Птолемея V (Епифана). Это простая прямоугольная комната без ниш, стены покрыты скульптурой, обращающей внимание своей красотой и соразмерностью, хотя она и относится к тому типу, которого требовал египтизированный вкус нубийского царя. Сцены исключительно культового характера; царь в одном из удивительных головных уборов, продиктованных модой того времени, поклоняется нескольким божествам, оказывая при этом особые почести Исиде и Амону. Остальная часть храма, расположившаяся вокруг молельни, построена при поздних Птолемеях и в римские времена, ее стены не связаны со стенами молельни и довольно сильно отличаются по своему убранству. Неорнаментированный вестибюль (В) с сохранившейся крышей находится между молельней и святая святых; если бы не большое окно в стене над потолком молельни, внутри царила бы полная темнота. Святая святых (С) открывается из вестибюля. Это темная комната, в которой когда-то стояли два алтаря из розового гранита; больший, посвященный Птолемею X, стоял в центре святилища, а меньший, посвященный Птолемею XIII, с северной стороны. Оба алтаря в достаточно хорошем состоянии, в начале прошлого века еще были на месте, так что еще можно было расшифровать надписи. С тех пор местные деревенские жители успели их совершенно разрушить, большой алтарь исчез бесследно, осколки меньшего находились на полу святилища, позже их собрали, а затем установили в центре комнаты. На северной стороне святилища находится пустая камера, в которую можно попасть через вестибюль. В ней нет отделки, ее крыша невредима, и окно под самым потолком пропускает немного света. С восточной стороны здесь есть отверстие, достаточно большое, чтобы в него мог пролезть человек, оно ведет в небольшую камеру в толще стены, очевидно сокровищницу храма. Из камеры, находящейся с южной стороны вестибюля, есть выход на лестницу, которая поднимается на крышу с отверстием в верхнюю камеру, находящуюся над комнатой на южной стороне святилища. В комнатах храма нет отделки, и они не представляют интереса. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|