• Русские церкви в Австралии
  • Митрополит Филарет (Вознесенский) – третий Первоиерарх РПЦЗ
  • «Скорбные послания» против экуменизма
  • Третий Всезарубежный Собор
  • Анафема 1983 г.
  • Глава 5

    Послевоенное состояние епархий РПЦЗ

    В первые послевоенные годы произошли значительные изменения как в составе епископата РПЦЗ, так и среди верующих. После перехода в юрисдикцию Московской Патриархии большинства дальневосточных архиереев – митрополита Мелетия, архиепископа Нестора, архиепископа Димитрия и епископа Ювеналия вместе со значительной частью духовенства и паствы – в Китае в ведении Архиерейского Синода РПЦЗ остался только архиепископ Шанхайский Иоанн (Максимович) На Балканах в ведение РПЦ МП вынужденно, по причине установления в Болгарии социалистического строя, перешел архиепископ Серафим (Соболев). Таким образом, в Европе осталось только два архиерея Зарубежной Церкви: митрополит Анастасий и митрополит Серафим (Ляде), который из-за своего немецкого происхождения и официального положения в III Рейхе был обвинен в том, что скомпрометировал Синод в сотрудничестве с гитлеровским режимом.

    Митрополит Серафим скончался 14 сентября 1950 г в больнице от травм, нанесенных ему двумя неизвестными лицами.

    Оставаться в Югославии после прихода к власти Тито зарубежный Синод не мог Он переместился вначале на короткое время в Карловы Вары, а потом в Мюнхен Фактически состав прежнего Синода распался, но в Мюнхене он был воссоздан в 1946 г вследствие присоединения к РПЦЗ значительной группы архиереев, эмигрировавших из СССР и входивших ранее в состав Автономных Украинской и Белорусской Церквей.

    Принципиальные изменения произошли и в составе паствы РПЦЗ Активную часть ее составили теперь перемещенные лица: военнопленные, жители оккупированных территорий, угнанные на работы в Германию и теперь из опасения вполне вероятных репрессий не пожелавшие вернуться на родину Среди них было и много власовцев, сумевших избежать выдачи советским властям В связи с этим изменилось и географическое распределение приходов Зарубежной Церкви. Если в годы между двумя мировыми войнами центрами сосредоточения их были Балканы и Китай, то теперь на первое место выходит Германия, где в послевоенные годы 22 священника РПЦЗ служили для 200 тысяч перемещенных лиц Значительно усилилось влияние зарубежного Синода и на американском континенте – не только в Северной Америке, но и в странах Южной Америки, где поселилось значительное число «невозвращенцев».

    В обстановке начавшейся в 1946 г холодной войны непримиримое отношение зарубежного Синода к РПЦ МП, лояльной советскому правительству, получило поддержку со стороны правительств западных капиталистических держав, в том числе и США Это явилось одной из причин переезда Синода в 1950 г из Мюнхена в Нью-Йорк.

    В послевоенные годы наиболее влиятельными идеологами в окружении митрополита Анастасия становятся протопресвитер Михаил Польский и граф Ю П Граббе, крайне критично относившиеся к Московской Патриархии Рост влияния РПЦ МП в православном мире и развитие экуменического движения, в котором принимали участие в той или иной форме представители всех Православных Поместных Церквей, содействовали все большей изоляции РПЦЗ После Второй мировой войны только Иерусалимский и Сербский Патриархаты допускали совместное служение со священнослужителями Зарубежной Церкви.

    В первые послевоенные десятилетия к РПЦЗ принадлежало до полумиллиона паствы Впоследствии по причине ассимиляции русских эмигрантов в странах рассеяния паства Зарубежной Церкви сократилась до 300 тысяч человек.

    В мае 1964 г. ушел на покой глава Зарубежной Церкви митрополит Анастасий (Грибановский), архиерей дореволюционного посвящения, сохранив за собой почетное председательство в Синоде 22 мая 1965 г в возрасте 92 лет владыка Анастасий скончался Его преемником, следующим Первоиерархом РПЦЗ был избран младший по хиротонии среди зарубежных епископов митрополит Филарет (Вознесенский), сын возвратившегося в 1946 г. из Китая на родину архиепископа Хайларского Димитрия.

    В послевоенный период Зарубежную Церковь пополнили также те верующие Православных Поместных Церквей (Греческой, Сербской, Болгарской и др), которые были не согласны с проводимыми в их Церквах реформами: введением нового календарного стиля в богослужение, участием в экуменическом движении и т д Эти качественные изменения в составе верующих определили идеологию РПЦЗ на длительный период вплоть до 2000 г Характерной чертой этой позиции явилось категоричное неприятие никаких новшеств и реформ внешней обрядовой и внутренней мистической жизни Православной Церкви Эта позиция неминуемо привела РПЦЗ к постепенной изоляции от церквей «мирового Православия», в то же время в рассматриваемый период активизировались контакты РПЦЗ с старостильными юрисдикциями – Греческой, Румынской и Болгарской ИПЦ (Истинно Православными Церквами) Главным выразителем этих идей явился третий Первоиерарх РПЦЗ митрополит Филарет (Вознесенский).

    Русские церкви в Австралии

    Австралийская епархия РПЦЗ была основана в 1946 г, и 12 декабря того же года Архиерейский Синод назначил правящим архиереем новой епархии епископа Феодора (Рафальского), тогда находившегося в г Мюнхене и из-за трудностей с визами прибывшего к месту назначения лишь через два года.

    В то время в Австралии существовали только два прихода – в городах Брисбен и Сидней, основанные в 1925 и 1938 гг соответственно В Брисбене существовал единственный в стране храм, построенный в русском православном стиле в 1933 г трудами его настоятеля протоиерея Валентина Антоньева, при большой жертвенности прихожан В Сиднее в это время существовала лишь Свято-Владимирская домовая церковь.

    В этих условиях Брисбен был избран единственным местом для учреждения в нем архиерейской кафедры Однако вскоре стало очевидным, что ее надлежит переместить в город, занимающий центральное географическое положение Таким местом явился Сидней, где в то время проживало большинство русских людей Русская православная паства в Австралии до 1948 г состояла почти исключительно из эмигрантов, прибывших в эту страну после Октябрьской революции в России и поражения Белых армий в Сибири Это положение стало коренным образом изменяться начиная со второй половины 1948 г., когда в Австралию хлынул поток перемещенных лиц из Европы и Азии, в результате число православных возросло во много раз Появилась острая необходимость организации постоянных приходов в городах и временных общин в лагерях.

    В мае 1949 г был организован Свято-Николаевский приход в г Аделаиде (штат Южной Австралии), настоятелем которого был назначен протоиерей Исидор Дереза Несколько позже был открыт Свято-Покровский приход в г Мельбурне (штат Виктория), втором по численности населения городе этого континента В 1950 г посещаемость храма достигла 500–600 человек Следующим по времени возникновения приходом городского типа явился приход на острове Тасмания Настоятелем его с самого основания является протоиерей Феодор Боришкевич, окормляющий паству, проживающую в разных уголках острова.

    В конце 1949 г. епископ Феодор Архиерейским Синодом был возведен в сан архиепископа и указом № 130 от 3 февраля 1950 г ему был присвоен титул «Сиднейский и Австралийско-Новозеландский».

    В апреле 1950 г. в Брисбене возник второй приход во имя преп Серафима Саровского, настоятелем которого был назначен о Алексий Годяев Православных русских людей, прибывших в Западную Австралию, сначала духовно окормлял иеромонах Афанасий (Могилев), открывший в лагере Нортам временную церковь В июне 1950 г. в Западной Австралии в г Перте был основан Свято-Петропавловский приход с настоятелем о Сергием Путилиным Осенью 1950 г возникли приходы в Новой Зеландии в городах Веллингтон, Окланд, Крайстчерч и Донидин.

    Важным событием в истории становления Австралийской епархии РПЦЗ стал первый съезд духовенства, который состоялся 30 января 1950 г Доклады священников отразили проблемы устроения религиозной жизни в приходах, а верующие высказали свои пожелания На этом съезде было создано Временное епархиальное управление. Участники съезда пришли к выводу, что огромная территория Австралии, открытие отдаленных приходов требуют назначения сюда второго епископа Идя навстречу пожеланиям австралийской паствы, Архиерейский Синод в 1950 г. учредил здесь вторую кафедру викарного епископа, на которую был назначен епископ Афанасий, бывший Гамбургский, с титулом епископа Мельбурнского В течение четырех лет, с 1950 по 1954 г, Австралийская епархия выпускала журнал «Православный христианин», главным редактором которого являлся владыка Афанасий.

    В 1950 г епархиальное управление было переведено в Сидней В 1951 г были образованы новые православные общины: в столице страны Канберре, в городах Ферфильде, Воллонгонге и Джилонге.

    В 1951 г., 7 октября, архиереи Феодор и Афанасий в сослужении многочисленного духовенства, в присутствии представителей государственной власти, заложили новый храм во имя святых Апостолов Петра и Павла, будущий кафедральный собор в Стратфильде, одном из пригородов Сиднея Собор строился в течении двух лет и был освящен в конце 1953 г, при храме образовался большой приход.

    В марте 1953 г епископ Афанасий освятил место под строительство вместительного каменного храма во вновь образованном приходе, в предместье Сиднея Кабраматте Заботами протоиерея Иоанна Лупиша в Ньюкастле, в Уоллсенде, был организован в приобретенном доме Свято-Николаевский храм и приход.

    Неустанная энергичная деятельность ослабила здоровье владыки Феодора, здоровье его постепенно ухудшалось, и 5 мая 1955 г, после тяжелых страданий, он упокоился При его отпевании присутствовало множество верующих Надгробное слово сказал викарный епископ Савва, оно напечатано в журнале «Православная Русь» за 1955 г.

    В связи с назначением епископа Афанасия правящим архиереем Аргентинской епархии на должность викария Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ был назначен епископ Савва с титулом епископа Мельбурнского, который и прибыл к месту своего служения 4 сентября 1954 г. В Мельбурнском приходе не было своего храма, богослужения совершались временно в англиканском храме, небольшом, неухоженном и неуютном Нужно было поднять дух паствы, укрепить веру в сердцах людей и в спешном порядке отремонтировать большой англиканский храм, незадолго до того купленный приходом, чтобы иметь свой собственный молитвенный центр.

    Владыка Савва обратился к своей пастве с горячим призывом принять деятельное участие в устройстве приходской жизни и ремонте купленного здания, на что русская православная общественность отозвалась с большим воодушевлением В скором времени запущенный англиканский храм, в котором в течение двух лет не совершалось богослужений, был превращен в чистую, красивую церковь с православным иконостасом и иконами В свободное от работы на фабриках и заводах время, особенно в дни рождественских каникул, русские люди от сорока до пятидесяти человек в день приходили на работу в храм Некоторые пожертвовали для благого дела от 60 до 70 рабочих дней Добровольно образовавшийся фонд для сбора пожертвований блестяще разрешил стоявшую перед приходом финансовую проблему и в самый короткий срок собрал свыше 3000 фунтов Общее направление работе задавал епископ Савва, проявлявший кипучую энергию и вдохновлявший личным примером За два с небольшим месяца была проведена колоссальная работа В канун Рождества Христова 1955 г в обновленном храме, где еще стояли леса, было совершено первое богослужение архиерейским чином С этого времени начались постоянные, регулярные богослужения в кафедральном Свято-Покровском соборе г. Мельбурна.

    С первых же дней своего пребывания в Мельбурне владыка Савва вошел в тесный контакт с «Русской Христианской Молодежью» Не нарушая уклада этой организации, владыка Савва стал постепенно знакомить юношество с аналогичным движением русской молодежи в Америке (Свято-Владимирской организацией). Также архипастырь положил начало приходской библиотеке, пожертвовав для нее лично привезенные из США книги Чеховского издательства В плодотворном контакте с прихожанами, стремившимися к социально-благотворительной работе, под началом энергичной Е Г Трикоюс, владыка помог созданию благотворительного Общества имени о. Иоанна Кронштадтского На земле, подаренной супругами Андриевскими в Хилсвилле, в 40 милях от Мельбурна, при помощи ВСЦ, Общество построило дом для престарелых на 10 человек Многостороннюю деятельность развило церковное сестричество во главе с Е. Н. Яковлевой. Сестры украшали и благоустраивали храм и активно участвовали в социальной деятельности.

    Одновременно с устройством церковной жизни в Мельбурне владыка Савва особенное внимание обратил на приход в Джилонге. Согласно проекту инженера-архитектора С. Жеромского, здесь был сооружен постоянный храм.

    Много сил отдал владыка Савва упорядочению юридического и правового положения приходов и Епархиального Управления Он ясно представлял, какими нормами и законами нужно руководствоваться в административной церковной деятельности и какие взаимоотношения должны быть у Церкви с государственной властью Австралии Жизнь требовала сделать епархию правовой организацией, дать ей легальное существование по примеру других вероисповеданий, поставить под защиту Австралийского государства Для решения этой задачи нужно было выработать положение об Австралийско-Новозеландской епархии или ее устав, сделав епархию юридическим лицом.

    На заседании Епархиального Совета 14 сентября 1955 г епископ Савва сделал доклад о необходимости скорейшей регистрации епархии, после чего была учреждена комиссия по выработке устава. Окончательно отредактированный комиссией проект устава, после постатейного чтения, был утвержден на заседании Епархиального Совета 18–19 июня 1956 г и представлен на рассмотрение Архиерейскому Синоду РПЦЗ, который внес в него много дополнений и изменений В окончательном виде устав был доложен Епархиальному Собранию, состоявшемуся 28–31 декабря 1958 г.

    В декабре 1956 г в Австралию прибыл вновь назначенный викарный епископ Антоний с присвоением ему титула епископа Мельбурнского В состав его викарианства, кроме г Мельбурна, второго по числу жителей города Австралии, вошли все приходы и обнгиггы штатов Виктория и Южная Австралия.

    Значительным событием в жизни Австралийско-Новозеландской еапрхии РПЦЗ явилось приобретение в Кройдоне, одном из пригородов г Сиднея собственного епархиального дома и освящение при нем Архиерейской Крестовой церкви во имя Всех Святых в Земле Российской просиявших С 29 февраля 1960 г в храме начались регулярные богослужения, которые совершал до своей смерти о Филипп (Осипов) Храм этот вмещал до 60–70 человек, но со временем число богомольцев возросло, и церковное здание было расширено Одновременно с этой реконструкцией по проекту Е В Сергиевского было сооружено большое здание во дворе епархиального дома, в котором разместились библиотека и музей, свечной завод и склад церковной утвари.

    В 1956 г около г Кампбеллтауна, в 33 милях от Сиднея, на земле, подаренной протодиаконом Свято-Петропавловского кафедрального собора о Петром (Гришаевым), было положено начало мужскому монастырю В воскресенье 16 сентября была совершена первая божественная литургия в приспособленном под храм гараже, а также освящено место для сооружения главного монастырского здания Здесь должны были размещаться церковь и монашеские кельи Началось освоение монастырского участка, представлявшего в то время дикое поле, покрытое кустарником и одинокими низкорослыми эвкалиптами Малочисленная братия, во главе с иеромонахом Дмитрием (Обуховым), при активной помощи русских людей, приезжавших каждую субботу и в дни, свободные от работы на фабриках, ревностно принялась за расчистку и культивирование дикого поля и сооружение первых монастыфских зданий.

    Одновременно в г Кабраматта протоиерей Ростислав Ганн организовал женский монастырь, насельницами которого стали несколько монахинь, приехавших из Харбина во главе с матушкой Еленой (Устиновой). Этот монастырь назвали «Новое Шамордино» по аналогии с «Новым Дивеевым» в Америке. Эта женская обитель сыграла важную роль, когда при содействии Епархиального беженского комитета стали прибывать беженцы из Китая Православными верующими были спешно сооружены три барака на территории монастыря и другие необходимые строения В монастыре нашли приют более 500 беженцев, которые жили в нем до тех пор, пока не устроились на работу в разных штатах Австралии Некоторые прожили в обители по нескольку лет Когда беженцы стали разъезжаться, один барак был превращен в монастырскую гостиницу Кроме участия в ежедневных богослужениях и исполнения послушаний, монахини выпекают просфоры для большинства сиднейских храмов Монастырь празднует два престольных праздника в году: праздник Всех Святых и «осеннюю Казанскую» – 4 ноября Последний праздник совпадает с Днем Непримиримости, который до недавнего времени ежегодно отмечало Российское Зарубежье В этот день в монастыре совершался особенный молебен о спасении страждущего русского народа.

    Особого внимания заслуживает деятельность Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ по оказанию помощи православным русским беженцам из коммунистического Китая. Судьба русских людей, находившихся в 1945 г за пределами родины, во многом была предрешена исходом Второй мировой войны и образованием Организации Объединенных Наций. Судьба этих людей была так трагична, проблемы их так сложны, что их пришлось разрешать не только при помощи ООН, но и при помощи международных церковных и благотворительных организаций Австралийско-Новозеландская епархия РПЦЗ приняла в этом деле самое активное участие, поскольку Австралия, так же как и США, Бразилия, Чили и ряд других государств, согласилась допустить к себе на постоянное жительство людей, бежавших из коммунистических стран.

    На бедственное положение этих людей в Китае первым обратил внимание Всемирный Совет Церквей, начавший еще в 1953 г регистрацию их в Манчжурии Представитель ВСЦ в Гонконге д-р Штумф, имея целью оказать помощь беженцам из Китая, в 1954 г связался по этому вопросу с Австралийским правительством и русскими общественными кругами в Сиднее Однако правительство коммунистического Китая создавало массу препятствий для лиц, желавших покинуть страну. В связи с этим приблизительно в 1954–1955 гг была начата кампания в прессе, главным образом в США, с целью обратить внимание свободного мира на крайне тяжелое положение русских эмигрантов в Китае Русские общественные организации представили мотивированные доклады тогдашнему генеральному секретарю ООН Хаммершельду. 22 августа 1955 г. епископ Савва был принят премьер-министром Робертом Мензисом в столице Австралии Канберре. В тот же день владыка Савва нанес визит фактическому руководителю делами эмиграции Т. Хейсу, который сообщил, что австралийское правительство имеет намерение принять в свою страну русских людей, находящихся в Китае, и выразил желание узнать, как относится к этому начинанию Русская Православная Церковь Заграницей Владыка Савва дал свое согласие на участие в деле переселения русских людей и употребил все свои возможности, чтобы сделать это как можно лучше.

    Сразу после посещения владыкой Саввой Канберры Епархиальное управление приступило к сбору сведений о конкретных русских людях, желавших переехать из Китая в Австралию По результатам этой работы был представлен обстоятельный доклад министру эмиграции. 1 июня 1956 г. владыка Савва провел совещание церковных и общественных деятелей для формирования практической стратегии переселения Совещание единогласно постановило: сформировать под председательством владыки епархиальный Беженский комитет для оказания помощи русским людям в Китае по переселению их в Австралию и ходатайствовать перед австралийским правительством о предоставлении этому комитету права на льготных условиях выписывать как отдельных лиц, так и целые группы беженцев из Китая Соответствующее обращение было поручено составить участнику совещания Ю. А. Давиденко Для более активного привлечения русской церковной общественности к эмиграции русских из Китая были образованы отделения комитета: в г Мельбурне (штат Виктория), в г. Брисбене (штат Квинсланд), в Аделаиде (штат Южная Австралия), в Перте (штат Западная Австралия), в Новой Зеландии и на о Тасмания Одновременно владыка Савва обратился к церковным и общественным организациям Америки и Европы с призывом о помощи На этот призыв особенно активно откликнулись верующие в США во главе с митрополитом Анастасием.

    Вскоре начали прибывать группы беженцев, среди которых было много престарелых Только среди первой партии переселенцев оказалось 600–700 стариков, которым нужно было оказывать помощь.

    Таким образом, главным вопросом, который должна была решать Австралийско-Новозеландская епархия РПЦЗ в связи с помощью переселенцам из Китая, был вопрос обустройства престарелых соотечественников Необходимость заставила как правительство Австралии и иностранные благотворительные организации, так и епархию сосредоточить внимание на срочном сооружении домов для престарелых Так, например, в уже упоминавшемся монастыре в г. Кабраматте были оборудованы три беженских барака В этих помещениях находили приют сотни семейств, приехавших из Китая На их содержание епархиальный Беженский комитет израсходовал свыше 10 тысяч фунтов.

    В 1962 г. Министерство эмиграции по просьбе Всемирного Совета Церквей, представителя ООН и РПЦЗ, в виде исключения, согласилось принять значительную часть беженцев из Китая, среди которых было много детей, в государственные бараки в лагере Бонегилла, в штате Виктория, на полное государственное обеспечение, до момента, когда они найдут постоянную работу Благородный поступок австралийского правительства снял с епархии большую ответственность за судьбу этой значительной части беженцев, которые все въезжали в страну под гарантию РПЦЗ.

    В связи с приездом большого числа переселенцев остро встал вопрос о постройке постоянного жилья При содействии епархии в Мельбурне еще в 1955 г было образовано Благотворительное общество имени о Иоанна Кронштадтского, которое при помощи Всемирного Совета Церквей создало в Хиллсвилле, в штате Виктория, дом для престарелых Деятельную помощь престарелым переселенцам оказало Русское благотворительное общество, которое под именем Комитета помощи русским в Европе и Азии было основано еще в 1945 г. Эта организация в 1957 г. заключила соглашение со Всемирным Советом Церквей на постройку дома для престарелых в Кабраматте с условием содержать за свой счет пожизненно 20 человек. Дом был сооружен на средства ООН, при субсидии, полученной от Департамента социальной политики австралийского правительства Торжественная закладка дома состоялась 31 января 1958 г в присутствии Верховного комиссара ООН по делам беженцев д-ра Августа Линдта и представителей австралийских властей Владыка Савва в своей речи тепло благодарил высоких гостей за помощь русским людям, но одновременно указал, что возведение этого дома не может разрешить проблемы престарелых в целом и что в ближайшее время потребуется принятие срочных мер в этом отношении Дом был торжественно освящен 8 марта 1959 г и назван в честь преподобного Сергия Радонежского В 1961 г он был расширен, и в настоящее время в нем проживает около 50 человек.

    Этот пример далеко не единственный. Австралийско-Новозеландская епархия РПЦЗ проделала очень большую работу по приему и обустройству нескольких тысяч беженцев из Китая В 1960 г Австралию посетил начальник Дальневосточного отдела ООН по оказанию помощи беженцам г-н Вудворт. Обследовав положение беженцев в Австралии, посетив монастырские бараки и дома престарелых, представитель ООН остался очень доволен и, уезжая, сказал, что «мы не можем отказать вашей Церкви в помощи устроить убежище для престарелых в монастыре» В результате этого посещения ООН выделила весьма значительную сумму на благотворительную деятельность РПЦЗ На эти средства, в частности, был выстроен дом для престарелых в Стратфилде, недалеко от Свято-Петропавловского собора В настоящее время в нем содержится 47 человек Также на выделенные деньги был выстроен дом для престарелых при епархиальном Братстве Святого Креста Торжественное открытие его состоялось 4 августа 1963 г., в настоящее время в нем проживают 29 человек.

    О помощи епархии переселенцам владыка Савва делал подробные доклады Архиерейскому Собору РПЦЗ в 1959 и 1962 гг с указанием соответствующих статистических данных Также архиепископ Савва подробно информировал русскую общественность в Нью-Йорке и в Сан-Франциско в Русском Центре и Казачьем Союзе В общей сложности за три года с помощью РПЦЗ переселилось из Китая в Австралию свыше 4 тысяч человек Эта цифра отражает лишь тех мигрантов, которые были непосредственно приглашены с помощью епархиального Беженского комитета Много людей переселилось с помощью частных вызовов от верующих, особенно в Брисбене Так, например, прихожанин С. М. Кравченко выписал из Китая 51 человека, а А. Н. Егдич – 70 человек.

    Благодаря активной позиции Австралийско-Новозеландской епархии РПЦЗ и ее главы – архиепископа Саввы, процесс переселения русских людей приобрел международное значение. Уже упомянутый комиссар ООН по делам беженцев д-р А. Линдт, выступая на государственной конвенции в Канберре в январе 1958 г., высоко оценил роль Русской Церкви и призвал весь свободный мир продолжать оказывать помощь русским беженцам.

    В устройстве беженцев из Китая принимала активное участие вся Зарубежная Церковь Эмигрантские газеты «Россия», «Русская жизнь», «Новое русское слово» и «Наша страна» регулярно публиковали обращения архиепископа Саввы об оказании помощи Беженскому комитету Приходы во всех епархиях РПЦЗ проводили специальные тарелочные сборы после праздничных богослужений, собирая значительные пожертвования.

    На Архиерейском Соборе 1962 г по предложению Председателя Собора Блаженнейшего митрополита Анастасия архиепископ Савва за усердные труды по организации церковной жизни в Австралии, и особенно за его ревностные заботы о беженцах из Китая, награжден бриллиантовым крестом на клобук Благодаря за столь высокую награду, владыка Савва сказал: «Принимаю, благодарю, но считаю долгом своей совести сказать, что награда эта является и наградой для всех тружеников, которые трудятся на ниве Христовой в далекой Австралии Что касается заботы о беженцах из Китая, то награда должна быть отнесена ко всем тем русским людям, находящимся в нашем рассеянии, которые сотрудничали со мною и жертвенно оказывали помощь впавшим в беду братьям нашим. Возблагодарим Господа, Который, по слову псалмопевца, «хранит пришельца, сира и вдову приемлет»».

    Австралийско-Новозеландская епархия РПЦЗ до последнего времени остается одной из самых благоустроенных епархий и продолжает расширяться.

    Как и в других епархиях Зарубежной Церкви, состав австралийских прихожан пополнялся за счет нескольких волн эмиграции Из них самым значительным был приток русских беженцев из Китая, вынужденных покинуть эту страну после «культурной революции» в 1956 г При поддержке австралийского правительства и международных правозащитных организаций РПЦЗ удалось принять и обеспечить всем необходимым несколько тысяч соотечественников.

    Митрополит Филарет (Вознесенский) – третий Первоиерарх РПЦЗ

    Святитель Филарет (Георгий Николаевич Вознесенский) происходил из благочестивой православной семьи Он родился в городе Курске 22 марта 1903 г Отец его был священником и впоследствии, по принятии монашества, архиепископом РПЦЗ Димитрием Хайларским В 1909 г семья владыки Филарета переехала на Дальний Восток, и до 1920 г будущий святитель жил в Благовещенске, где окончил гимназию.

    После окончания гимназии будущий святитель переехал в Харбин, где окончил Политехнический институт и получил специальность инженера-электромеханика. После института он занялся преподавательской деятельностью и был известен как талантливый педагог, ученики любили и ценили его. Живя в семье священника, видя жизнь и труды отца, строгого и благоговейного пастыря Церкви, будущий владыка с ранних лет привык к храму и богослужениям.

    Будущий святитель принял пострижение в монашество в 1931 г До этого был известен как священник Георгиий Вознесенский (рукоположен во диакона 5/18 мая 1930 г., а в священника – 22 декабря / 4 января 1931 г.). В том же году он окончил пастырско-богословские курсы в Харбине В монашестве он получил имя Филарет – в честь святого праведного Филарета Милостивого. В 1937 г. о. Филарет был возведен в сан архимандрита.

    Первые годы монашества будущего святителя проходили в обычных искушениях, встречающихся на этой многотрудной стезе Поначалу о Филарету много помогал своими советами тогдашний Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Антоний (t 1936), с которым о Филарет переписывался в течение ряда лет И конечно, о Филарет старался черпать ответы на свои недоумения в писаниях святых отцов, которые с самого начала наставили его на путь духовной жизни и которые были незаменимым руководством при отсутствии живых наставников Любовь о Филарета к Слову Божьему была такова, что он заучил наизусть все четыре Евангелия и впоследствии во всю свою жизнь проповеди свои старался строить на истолковании тех или иных слов Господа, евангельских притч и историй.

    В Харбине о Филарет вел большую церковную и пастырско-проповедническую деятельность. Уже в первые годы своего служения в священном сане он привлек к себе множество людей, искавших духовного руководства Богослужения, которые он совершал с горячей верой, и его вдохновенные проповеди собирали полные храмы молящихся Люди во множестве стремились в тот храм, где служил о Филарет Его любили все харбинцы, его имя было известно также и далеко за пределами Харбинской епархии Он был добрым, доступным для всех, кто к нему обращался У дверей его скромной кельи стояли очереди жаждущих бесед с ним; идя к нему, люди знали, что получат правильный совет, утешение и помощь Владыка был щедр не только на духовную, но и на материальную милостыню, подражая своему покровителю – праведному Филарету.

    В 1931 г Манчжурия была оккупирована японскими войсками Через 14 лет на смену японцам пришли коммунисты – в 1945 г. советские войска разгромили японскую армию; вслед за советскими коммунистами к власти пришли китайские В первые же дни «красного переворота» советское правительство стало предлагать русским эмигрантам принять советское гражданство Агитация велась умело, очень тонко и убедительно, и обманутые русские люди, уставшие от тяжелых лет японской оккупации, во время которой все русское подавлялось, поверили в то, что в СССР теперь настала «полная свобода для религии», и стали возвращаться в советскую Россию.

    В это время о Филарет был настоятелем церкви Иверской иконы Богоматери в Харбине К нему пришел сотрудник харбинской газеты и спросил его мнение о «милости» советского правительства, предложившего эмигрантам взять советские паспорта, – предполагая услышать и от о Филарета слова благодарности и восхищения. «Но я ответил ему, – рассказывал владыка Филарет, – что от взятия паспорта категорически отказываюсь, так как не знаю ни о каких «идейных» переменах в Советском Союзе и, в частности, не знаю, как протекает там церковная жизнь, зато много знаю о разрушении храмов и преследовании духовенства и верующих мирян Вопрошавший поспешил прервать беседу и уйти»

    Вскоре о Филарет прочел в «Журнале Московской Патриархии» слова о том, что Ленин был величайшим гением и благодетелем человечества Отец Филарет не выдержал такой лжи и с амвона храма указал верующим на всю неправду такого возмутительного утверждения в церковном печатном издании Практически весь дальневосточный епископат Русской Зарубежной Церкви в то время признал Московскую Патриархию, и, таким образом, о Филарет невольно оказался в юрисдикции МП как священник Харбинской епархии Это было для него чрезвычайно тяжело Он никогда не допускал поминовения во время богослужений безбожных властей, в каком бы приходе ни служил, и никогда не совершал молебнов и панихид по указке или в угоду советской власти.

    Когда в СССР была объявлена известная кампания «освоения целины», бывшим эмигрантам было предложено выехать в Союз К скорби о Филарета, его собственный отец, архиепископ Димитрий (Хайларский), вместе с несколькими другими епископами – митрополитом Мелетием (Заборовским), архиепископом Нестором (Анисимовым) и многими священниками репатриировался в СССР Отец Филарет наотрез отказывался служить напутственные молебны отъезжавшим в СССР, поскольку в основе такого молебна лежит молитва о благословении благого намерения, а намерение ехать в Союз он не считал благим и не мог лгать Богу и людям Так он говорил и действовал во время всего своего пребывания в Китае.

    Такая твердая и непримиримая по отношению к советской власти позиция не осталась незамеченной Отца Филарета много раз вызывали на допросы, на одном из которых его даже избили. Не дождавшись лояльности, его попытались убить: подожгли дом, в котором он жил, предварительно заколотив двери и окна нижнего этажа Пожар был страшным, и о Филарет едва успел спастись: он выпрыгнул, при этом сильно обгорев, из окна второго этажа Вследствие пережитых допросов и ожогов у него на всю жизнь остался небольшой наклон головы набок и некоторое искривление нижней части лица; также пострадали голосовые связки Так святитель Филарет сподобился части исповедников и мучеников за веру Архимандрит Филарет покинул Китай только после того, как почти вся его паства выехала из Харбина.

    После обращения к Первосвятителю Русской Зарубежной Церкви Митрополиту Анастасию с просьбой считать его снова в юрисдикции РПЦЗ о Филарет был направлен в Гонконг и вскоре вылетел в Австралию и прибыл в Сидней Правящий архиепископ Австралийский принял его радушно, с любовью, и уже в первые недели пребывания о. Филарета в Австралии стал говорить о возможности его хиротонии в епископа В душе архимандрита Филарета сразу возникли колебания и сомнения По своему глубокому смирению он считал себя немощным и недостойным такого высокого служения Однако опыт монашеского послушания не позволял ему уклониться от пути, на который звала его церковная власть В 1963 г он был хиротонисан в епископа Брисбенского, викария Австралийской епархии.

    Конечно, смиренный служитель Церкви и не помышлял тогда, что уже на следующий год ему предстоит стать Первоиерархом всего Русского Зарубежья и что имя его будет известно по всем концам мира как имя исповедника и поборника Истинной Православной веры …

    В 1964 г много лет бывший Первоиерархом РПЦЗ митрополит Анастасий по состоянию здоровья и по возрасту подал Архиерейскому Собору прошение об уходе на покой Возник вопрос о том, кто будет новым Первосвятителем Одни из членов РПЦЗ желали видеть своим главой архиепископа Иоанна (Максимовича), но другая часть очень противилась этому Тогда, во избежание дальнейшего обострения обстановки и возможного конфликта или даже раскола, святитель Иоанн снял свою кандидатуру и предложил сделать Первосвятителем самого младшего архиерея – епископа Филарета Этот выбор поддержал и митрополит Анастасий: владыка Филарет был самым младшим по хиротонии, мало вращался в церковных кругах Зарубежья и не успел примкнуть к какой-либо «партии». Итак, 27 мая 1964 г., в день Преполовения Пятидесятницы, епископ Брисбенский Филарет был избран Архиерейским Собором РПЦЗ на Перво-святительский престол.

    В течение 21 года владыка Филарет управлял Русской Зарубежной Церковью При нем были причислены к лику святых многие угодники Божии: святой праведный Иоанн Кронштадтский (в 1964 г.), преподобный Герман Аляскинский (в 1971 г.), блаженная Ксения Петербургская (в 1978 г) и, наконец, в 1981 г – Собор Новомучеников и Исповедников Российских во главе с Царственными мучениками и Патриархом Тихоном Примечательно, что до митрополита Филарета в РПЦЗ не было ни одного прославления новых святых.

    Кроме того, Господь явным образом показал, что путь, по которому шел святитель Филарет, угоден Ему: в 1982 г было явлено великое чудо милости Божьей – чудотворная мироточивая икона Божьей Матери Иверская-Монреальская, в течение 15 лет непрестанно источавшая миро и скрывшаяся от нас в 1997 г.

    Исповедник православия, защитник Церкви Христовой от ереси ересей, Митрополит Филарет преставился к Господу 21 ноября 1985 г, в день Архистратига Божьего Михаила – борца с самой первой от сотворения мира ересью, в результате которой часть ангелов отпала от Бога и сделалась демонами.

    10 ноября 1998 г были обретены нетленные мощи святителя Филарета.

    Останки владыки Филарета было намечено перенести из усытальницы под алтарем кладбищенского Успенского храма при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле в новую усыпальницу за соборным монастырским храмом В связи с этим, для приготовления к перенесению, было решено произвести вскрытие гробницы 10 ноября архиепископ Сиракузский и Троицкий Лавр, вместе с духовенством обители, совершил панихиду в усыпальнице; гроб владыки Филарета был поставлен на середину и открыт Мощи владыки оказались совершенно не подвергшимися тлению, были светлого цвета; полностью сохранились кожа, борода и волосы. Облачение владыки, Евангелие, грамота с разрешительной молитвой, крест и воздух, покрывавший лицо усопшего, были в совершенной сохранности Даже белая ткань, которой было покрыто тело сверху, сохранила ослепительную белизну, что весьма удивило присутствовавшего при вскрытии гроба работника похоронной службы, который сказал, что эта ткань должна была стать совершенно черной уже после трех лет пребывания в гробу.

    Весть о нетлении мощей владыки Филарета быстро распрострашилась по миру. Однако, судя по дальнейшим событиям, не все обрадовались этому; довольно сдержанной была реакция и архиепископа Лавра.

    Гроб с мощами святителя Филарета был вновь закрыт Накануне перезахоронения мощей, 20 ноября, в начале четвертого часа дня гроб святителя был доставлен из Успенского храма в Свято-Троицкий собор монастыря на автомобиле Служение панихиды возглавил архиепископ Лавр, которому сослужило около двадцати клириков На следующий день, 21 ноября, архиепископ Лавр возглавил в соборе служение Божественной литургии Ему сослужили 18 священников и 11 диаконов В переполненном храме собралось около 400 человек Все присутствовавшие были весьма смущены и огорчены тем, что как во время панихиды, так и во время всенощной и Литургии гроб с мощами святителя Филарета стоял запечатанным Несмотря на многочисленные просьбы клириков и мирян, которые специально приехали в Джорданвилль, чтобы приложиться к мощам святителя, архиепископ Лавр отказался открыть гроб Он также строжайше запретил делать фотокопии с уже имевшихся снимков нетленных мощей владыки и даже кому-либо их показывать.

    Архиепископ Лавр призвал собравшихся молиться об упокоении души почившего Первоиерарха до тех пор, пока не будет указана воля Божья относительно почитания его в лике святых После литургии была совершена панихида, а затем гроб с мощами святителя Филарета крестным ходом обнесли вокруг Свято-Троицкого собора и внесли в усыпальницу на приготовленное место, где архиепископ Лавр предал земле честные мощи святителя. С тех пор никакого решения руководства РПЦЗ о судьбе честных мощей не последовало, и вопрос о канонизации святителя даже не поднимался …

    Значение владыки Филарета в деле возрождения Российской Истинно-Православной Церкви трудно переоценить Его стараниями был прославлен сонм Новомучеников и Исповедников Российских и другие русские святые; он единственный из всех православных иерархов открыто выступил с обличениями отступников-экуменистов, обратившись ко всем епископам мира и указав им на опасность новой всепожирающей ереси; при нем ересь экуменизма была соборно анафематствована; он повсюду стремился поддерживать ревнителей православия – и греческих «старостильников», и российских «катакомбников». Именно твердое и решительное слово владыки Филарета и его строго святоотеческая позиция в течение 20 лет препятствовали «переговорам в духе любви» с различными лжецерковными сообществами и распространению сослужений с членами псевдоправославных церквей, – которые стали быстро расцветать после кончины святителя.

    «Скорбные послания» против экуменизма

    Митрополит Филарет возглавил РПЦЗ незадолго до того, как произошло событие, ставшее эпохальным в истории экуменического движения: в 1965 г Константинопольский Патриарх Афинагор и Папа Римский Павел VI взаимно сняли анафемы, наложенные друг на друга православными и католиками в 1054 г Такое кощунственное деяние Вселенской Патриархии не могло оставить равнодушным святителя Филарета 15 декабря 1965 г он написал Патриарху Афинагору, протестуя против его действий:

    «Акт этот ставит знак равенства между заблуждением и истиной. В течение столетий вся Православная Церковь справедливо веровала, что Она ни в чем не отступила от учения Святых Вселенских Соборов, в то время как Римская Церковь приняла ряд несогласных с Православием новшеств в своем догматическом учении. Чем больше вносилось новшеств, тем больше углублялось разделение между Востоком и Западом. Догматические уклоны Рима XI века не содержали еще тех заблуждений, какие прибавились позднее Поэтому отказ от взаимных прещений 1054 года мог бы иметь значение в ту эпоху, а ныне он служит только свидетельством пренебрежения важнейшим и главным, а именно объявленными после того новыми, неизвестными древней Церкви учениями, из которых некоторые, будучи обличены святым Марком Ефесским, послужили причиной тому, что Флорентийская уния была отвергнута Святой Церковью.

    Заявляем решительно и категорически:

    Никакое соединение с нами Римской Церкви невозможно, пока она не откажется от своих новых догматов, и никакое молитвенное общение невозможно с нею восстановить без решения всех Церквей…

    ... Всякое соглашение с заблуждением чуждо всей истории Православной Церкви и Ее существу. Оно могло бы привести не к единомысленному исповеданию истины, а к призрачному внешнему объединению, подобно соглашению разномыслящих протестантских объединений в экуменическом движении Да не проникнет никакая измена Православию в нашу среду».

    С подобным же посланием митрополит Филарет обратился и к другому вождю экуменического движения – Американскому архиепископу Иакову. Однако иерархи-отступники не вняли увещаниям, и экуменическое движение продолжало набирать обороты.

    Хотя Константинопольский Патриархат уже задолго до «снятия анафем» был вполне еретической организацией еще со времен патриаршества Мелетия (Метаксакиса), но «снятие анафем» поставило всех остальных православных перед вполне однозначным выбором: остававшиеся в молитвенном общении с Константинополем оказывались в общении с теми, кто сам теперь находился под анафемами, наложенными на католиков Ведь, согласно церковному учению, анафема может быть снята только в том случае, когда она была наложена неправильно, – именно это и имел в виду Патриарх Афинагор, – то есть тогда, когда фактически ее и не было Это было для многих, даже не очень хорошо разбиравшихся в канонах и догматах, ясным доказательством того, что у Константинопольского Патриарха и у святых отцов – тех, которые отлучили от Церкви латинскую ересь, – вера разная Поэтому каждому теперь приходилось определяться, какая вера у него самого.

    «Снятие анафем» повлекло за собой небывалый приток прихожан, монашества и духовенства в греческие «старостильные» Церкви С этого времени «старостильное движение» пробило себе вполне широкую дорогу и в греческую диаспору, не исключая и русских эмигрантских юрисдикций Именно в 1965 г перешел под омофор РПЦЗ из Константинопольского Патриархата знаменитый Свято-Преображенский монастырь в Бостоне, основанный американскими греками.

    В этих условиях и появились три «Скорбных послания» митрополита Филарета Они были обращены к главам экуменических Поместных Церквей и содержали призыв отступить от ереси, в которую они ввергаются, и вернуться к исповеданию святоотеческого православия.

    В «Скорбном послании», написанном в 1969 г, владыка Филарет говорит, что решается обратиться ко всем архиереям, «из которых некоторые занимают древнейшие и прославленные кафедры», потому что, по слову святителя Григория Богослова, «молчанием предается истина», и нельзя молчать, когда видишь уклонение от чистоты православия, – ведь каждый епископ при хиротонии дает обещание хранить веру правила святых отцов и защищать православие от ересей Владыка цитирует различные экуменические заявления Всемирного Совета Церквей (ВСЦ) и ясно показывает, на основе святоотеческого учения и канонов, что ничего общего с православием позиция ВСЦ не имеет, следовательно, Православные Церкви не должны участвовать в деятельности этого совета. Также святитель подчеркивает, что голос РПЦ МП не является голосом Истинной Российской Церкви, которая на родине гонима и скрывается в катакомбах Владыка призывает всех православных иерархов стать на защиту чистоты православия.

    Второе «Скорбное послание» тадыка Филарет написал в Неделю Торжества Православия в 1972 г В нем он отмечает, что за прошедшие два года ни одна Православная Церковь не заявила о своем выходе из ВСЦ, хотя отдельные архиереи и заявляли о недопустимости участия православных в экуменическом движении Целью второго Послания владыка поставил «показать ту бездну ереси против самого понятии Церкви, в которую влекутся все участники экуменического движения» Он напоминает грозное пророчество апостола Павла, что тем, кто не примет «любви истины для своего спасения», Господь за это пошлет «действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все веровавшие истине, но возлюбившие неправду» (II Фес. 2, 10–12).

    Третье «Послание» святителя Филарета, написанное в 1975 г посвящено так называемому «Фиатирскому исповеданию» митрополита Афинагора, экзарха Константинопольского Патриархата в Европе, – документу, написанному в совершенно еретическом духе, но не вызвавшему никакой реакции у руководителей Православных Церквей.

    Видимо, митрополит Филарет надеялся поначалу, что хотя бы кто-то из епископов «мирового православия» прислушается к его словам Кроме того, попытки увещания соответствовали и апостольской заповеди: «Еретика человека после первого и второго вразумления отрицайся, ведая, что развратился таковой и согрешает, и есть самоосужден» (Тит. 3, 10–11). По церковным правилам требовалось прежде оглашения анафемы против отступников попытаться обратить их от заблуждения.

    Не только к епископам обращал владыка свое слово, но и пастве своей неустанно разъяснял опасность новой ереси.

    Как и следовало ожидать, по большому счету послания не достигли положительного результата – ни одна из Поместных Церквей не прекратила своего членства во Всемирном Совете Церквей, продолжались случаи участия высокопоставленных православных иерархов в различных экуменических мероприятиях Тем не менее опубликованные в официальных изданиях РПЦЗ и переписанные от руки и распространенные среди катакомбных верующих на территории СССР, они явились мощным стимулом для формирования церковной оппозиции До сегодняшнего дня содержание «Посланий» часто цитируется противниками модернистских направлений в деятельности Православных Церквей.

    Третий Всезарубежный Собор

    Значительным событием в жизни РПЦЗ стал Третий Собор епископов, духовенства и мирян, состоявшийся 8-12 сентября 1974 г в монастыре Святой Троицы в Джорданвилле, в котором приняли участие 15 архиереев и 70 делегатов от духовенства и верующих Как I Собор РПЦЗ определил отношение к большевицкому режиму, а II Собор определил отношение к Катакомбной Церкви, так и III Собор определил или попытался определить отношение к диссидентскому движению В эти годы в РПЦЗ возникло сильное движение в поддержку советских диссидентов Большинство соборян, во главе с архиепископом Антонием Женевским, выступило за то, чтобы РПЦЗ оказала безоговорочную поддержку диссидентам В соборном «Послании православному русскому народу на Родине» содержалось подтверждение сокращения численности верующих Катакомбной Церкви в России, что явилось следствием непрекращающихся гонений на эту часть православных в СССР со стороны органов госбезопасности.

    На Соборе 1974 г. выказывались предложения за объединение РПЦЗ с Парижской и Американской юрисдикциями (бывшими частями РПЦЗ) – в «духе любви», не подчеркивая разногласий Но эти голоса вынуждены были смолкнуть, когда митрополит Филарет подчеркнул, что любовь, которая не желает потревожить ближнего указанием на его заблуждения, – это не любовь, а ненависть.

    Впрочем, итоговое «Обращение к Американской Автокефальной Церкви» все равно было выдержано в либеральных тонах «Мы протягиваем вам братскую руку, – говорилось в нем, – для начала поисков путей к изменению греховного церковного разделения В чем бы мы на этом ни преуспели – в сотрудничестве ли, в общем ли деле помощи плененной Русской Церкви или в полном воссоединении, – все будет лучше, чем то состояние, в котором мы пребываем теперь» Собор призвал отколовшихся верующих начать поиски путей сближения, предлагал в качестве модели взаимоотношений положение, которое существовало с 1936 по 1946 г., когда Американская митрополия подчинялась Зарубежному Синоду.

    Святитель Филарет с самого начала был уверен, что это обращение не будет иметь желаемого эффекта, потому что неправильно составлено: отколовшимся от РПЦЗ надо было дать понять, что они находятся в расколе, и призвать вернуться в Церковь, тогда бы это многих заставило задуматься Но архиереи РПЦЗ предпочли «политкорректность», а митрополит вынужден был промолчать, чтобы не обострять ситуацию, – обстановка на Соборе и без того была неспокойной.

    Далеко не все решения Собора были выдержаны так, как хотелось бы митрополиту Филарету, – в тот период у большинства архиереев РПЦЗ уже преобладал дух соглашательства, а не понимание необходимости строгого следования церковным канонам.

    Одним из важных результатов работы Собора явилась предложенная митрополитом Филаретом резолюция об отношении к новому календарному стилю в богослужении, в которой говорилось: «Русская Православная Церковь Заграницей считает введение нового стиля ошибочным, вносящим неправильность в церковную жизнь и в конечном итоге приводящим к расколу Поэтому она его не принимала, не принимает и не примет и от сослужения с новостильниками уклоняется Что же касается благодатности или неблагодатности новостильников, то РПЦЗ не считает ни себя, ни какую-либо Поместную Церковь вправе выносить категорическое решение, то есть окончательное постановление по этому вопросу может вынести только правильно созванный полномочный Вселенский Собор с обязательным участием в нем свободной Русской Церкви» Таким образом, совместное богослужение с экуменистами-новостильниками было запрещено соборным постановлением, хотя окончательного решения по поводу экуменической ереси еще не было принято (см. подробнее: «Анафема 1983 года»).

    Одним из самых объемных и обстоятельных выступлений на Соборе прозвучал доклад архиепископа Никона (Рклицкого) «О духовной сущности Московской Патриархии в настоящее время» Собор принял по нему резолюцию, в которой, в частности, говорилось:

    «Третий Всезарубежный Собор преклоняется перед величием духа русского народа, который в глубине сердца хранит несокрушимой православную веру Христову. Несмотря на все ухищрения безбожной коммунистической власти, порабощенный ею русский народ в значительной своей части всеми доступными ему способами исповедует Христову веру, усердно посещает и молится в немногих открытых в Советском Союзе храмах, выдвигает мужественных исповедников, возносит молитвы Богу в потаенных от безбожной власти местах, невзирая на жестокие гонения, не поддается пропаганде безбожия, ведомой коммунистической властью в государственном масштабе, и проявляет веру и благочестие в подрастающем молодом поколении Собор видит надежду на грядущее низвержение коммунизма и усердно молит Бога о скорейшем освобождении русского народа от его оков.

    Вместе с тем Всезарубежный Церковный Собор выражает свою глубокую скорбь о том, что Московская Патриархия, призванная по существу своему быть выразительницей Христовой истины, со времени злополучной декларации митрополита Сергия от 1927 г. установила и продолжает свое сотрудничество с безбожной коммунистической властью, укрепляя этим ее власть над русским народом и содействуя распространению безбожного коммунизма во всем мире Всезарубежный Собор знает, что не все иерархи и рядовое духовенство усвоили коммунистическей мировоззрение, тяготятся своим пленом у безбожной власти и надеются, что в русском народе выдвинутся исповедники Христовой веры, призывающие к покаянию как весь русский народ, так и безбожников коммунистов…»

    Собор категорично высказался о невозможности общения с РПЦ МП и выразил готовность ради исповедания истины «остаться в полном одиночестве в современном мире»:

    «Русская Православная Церковь с благоговением хранит священную память мучеников и исповедников, пострадавших за веру Христову от безбожной власти в Советском Союзе, и не может иметь никакого общения с Московской Патриархией, поскольку она находится в сотрудничестве и порабощении у советской власти. Собор благодарит Первоиерарха РПЦЗ, митрополита Филарета за его достойный ответ на призыв Московского Патриарха Пимена к РПЦЗ о вступлении в каноническое общение и, следовательно, подчинение Московской Патриархии, а через нее безбожной власти, отвергая возможность какого-либо общения с нею, хотя бы РПЦЗ пришлось остаться в полном одиночестве в современном мире РПЦЗ не сойдет с пути исповедания Христовой истины и будет продолжать молить Бога об освобождении русского народа от коммунистического ига и о возвращении России на путь ее тысячелетнего христианского и исторического бытия».

    Основной пастырской задачей этого Собора стала борьба за духовное самосохранение, ибо угроза ассимиляции православных эмигрантов в зарубежных странах была значительной. Но Церковь отстаивала свою паству: верующим РПЦЗ удалось сохраниться русскими и православными Со времени Третьего Всезарубежного Собора Зарубежная Церковь прославила в лике святых новомучеников и исповедников российских, кровь которых явилась семенем духовного отрезвления и возрождения, переживаемого верующими в Отечестве Именно голос многомиллионной паствы в России привел в конечном счете к аналогичной канонизации новомучеников на юбилейном Архиерейском Соборе РПЦ МП в 2000 г.

    Анафема 1983 г.

    В области экуменической деятельности в начале 1980-х гг произошел переход от межхристианского экуменизма к межрелигиозному. В 1980 г. экуменическая пресс-служба (ENI) заявила, что ВСЦ разрабатывает план объединения всех христианских деноминаций в одну новую религию В 1981 г в Лиме (Перу) была составлена межконфессиональная евхаристическая служба (на конференции, во время которой протестантские и православные представители в ВСЦ согласились, что крещение, евхаристия и рукоположение у всех деноминаций действительны и приемлемы). Но самый громкий скандал вызвала Ванкуверская Генеральная ассамблея ВСЦ 1983 г На этом форуме присутствовали представители всех существующих религий, а началась она с языческого обряда, совершенного местными индейцами Некоторые православные архиереи участвовали в религиозных церемониях вместе с представителями не только монотеистических религий, но и всевозможных сект и даже сатанистов.

    В ответ на это откровенно кощунственное с точки зрения церковных канонов мероприятие ВСЦ в том же году Архиерейский Собор РПЦЗ, происходивший в Мансонвилле, провозгласил анафему экуменизму. Направленность этой анафемы была очевидна. Ведь ереси без ерисиархов, еретиков и их практической деятельности не существует. Поэтому все участники экуменического движения, признающие его церковным и полезным, пребывают в ереси и подлежат осуждению тех канонов, которые с древних времен Церковь применяла против еретиков, то есть к отлучению. Точно так же и находящиеся в молитвенном (евхаристическом) общении с еретиками, даже если сами они непосредственно не участвуют в еретических собраниях, становятся причастны той же ереси. Фактически они уже отпали от Церкви, и анафема лишь подтверждает то, что они находятся вне Церкви.

    Критики консервативного направления в русском православии много говорили и говорят о «недействительности» этой анафемы – вплоть до заявлений, что архиереи РПЦЗ вообще никакой анафемы не произносили, а просто некие «злоумышленники» внесли ее в текст Деяний Собора Между тем никто из архиереев РПЦЗ после Мансонвилльского Собора не отрекался от анафемы, о ее принятии было сообщено в Окружном послании Собора Анафематизм против экуменизма был внесен в Синодик Недели Торжества Православия и читался как по кончине святителя Филарета, так и на протяжении многих последующих лет.

    Дело всей жизни святителя Филарета нашло, таким образом, высшее выражение в историческом деянии, имеющем вселенское значение для всей полноты православия, – в официальном анафематствовании экуменической «ереси ересей» и отступников ХХ века. Очевидно, никакие увещания на «православных» экуменистов уже подействовать не могли, и необходимо было сильнейшее прижигание, чтобы остановить всеобщее заражение О преступающих учение Церкви разъяснял владыка Филарет смысл анафемы: «Церковь объясняет, что они себя отсекли от общения с Церковью, перестали слушаться ее материнского голоса И это – не только для сведения других, чтобы они знали это, но и для пользы самих отлучаемых Церковь уповает, что это грозное предупреждение подействует на них…»

    Таким образом, к началу 1980-х гг. между истинно православными и экуменическими церковными организациями прошла совершенно четкая разделительная линия. По одну сторону границы осталось «мировое православие», по другую – «старостильные» Синоды Греции, Румынии и РПЦЗ Для РПЦЗ такая позиция утвердилась вопреки мнению большинства епископата и духовенства, но она сохранялась и была официальным соборным мнением ее Синода до самого Собора 2000 г, когда епископат решил изменить позицию в вопросе неприятия экуменизма и влиться в «мировое православие».

    Русская Зарубежная Церковь при митрополите Филарете определила облик истинного Православия во всемирном масштабе: это была та общая вера, которая объединяла всех «старостильников» и РПЦЗ Тем самым в границах всего православного мира возник вопрос о принадлежности к тому или иному лагерю – экуменистов или истинно-православных.

    История провозглашения анафемы экуменическому движению Архиерейским Собором РПЦЗ в 1983 г. до сих пор вызывает много дискуссий как в среде верующих, так и в среде ученых Более того, вопрос об отношении к экуменизму до сих пор вызывает горячие споры между «либералами» и «консерваторами» в православной среде, ставит на грань раскола целые Поместные Церкви, составляет главный пафос между «официальным» и «истинным» православием (к последнему относятся консервативные церковные группы в разных странах, находящиеся вне общения с официальными Поместными Церквями) До сих пор страницы православных периодических изданий заполнены полемическими материалами о целесообразности дальнейшего участия православных в экуменическом движении.

    Наглядными примерами этой полемики служат тексты докладов епископа Григория (Граббе) (подробнее см. Приложения).

    Анафема экуменизму

    Против ереси икуменизма[1]

    «Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко она разделися на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утерждающим Церковь не сущу видимо бытии, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело: и тем, иже не различают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеют ко спасению; и тем, иже имут общение с сими еретиками, или способствуют им, или защищают их новую ересь икуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан бытии – АНАФЕМА».

    Против ереси сергианства

    «Безумно утверждающим обновленческую ересь сергианства, учащим, яко земное бытие церкви Божией может быть основанным на отрицании истины Христовой, и утверждающим, яко служение богоборческим властем и верность их безбожным повелением, попирающее священныя каноны, святоотеческое предание и божественныя догматы и разрушающе все христианство, спасает Церковь Христову; и почитающим антихриста и слуг его и предтеч его и всех присных его яко законную власть от Бога; и богохульствующим противу новых исповедников и мучеников – АНАФЕМА».

    Эти грозные слова называются анафематизмами . Они были включены после вынесения анафемы экуменизму в 1983 г в богослужение РПЦЗ, совершающееся ежегодно в первое воскресенье Великого Поста Вопреки распространенному заблуждению сам факт предания Православной Церковью анафеме какого-либо своего верующего или целого направления в богословии не является «церковным проклятием», а свидетельством отлучения или отторжения от Церкви В христианской Церкви отлучение основывается на словах Господа Иисуса Христа: «…аще же и Церковь преслушает, буди тебе якоже язычник и мытарь» (Мф. 18, 17). Следуя наставлению Господа, и апостолы – ученики Христа – отлучали недостойных людей от общества верных (см 1 Кор 5, 5) Эта мера чаще всего приносила самим отлученным пользу – они раскаивались в своих грехах и исправлялись, после чего Церковь снова принимала их в общение (см. 2 Кор. 2, 5). Упомянутого в этом тексте Нового Завета коринфянина апостол Павел отлучил не только за порочную жизнь, но и за ложное, нечестивое учение В другом послании, к Тимофею, апостол Павел, завещая ему иметь веру и добрую совесть, писал, что он отлучил некоторых от Церкви за богохульство (1 Тим. 19–20).

    Двоякого рода отлучения от Церкви (одно – принадлежащее к покаянию церковному, другое – совершенное отлучение) именовались по-разному Первое называлось врачебным отлучением, а второе – смертным Первое обозначалось временным, малым отлучением, малой казнью, малым наказанием, последнее – вечным, великим отлучением, анафемою или анафематствованием.

    Факт анафематствования Зарубежной Церковью ереси экуменизма явился логическим завершением длительного противостояния этой Церкви натиску нововведений, широко распространившихся в православном мире в ХХ столетии.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке