|
||||
|
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. А ЧТО ДАЛЬШЕ? Рожать или не рожать? За время обучения и психотерапевтической практики я узнала столько нового о воспитании детей и влиянии на них родителей и семьи, что приняла решение больше никогда не рожать…:) Часто, думая о будущих детях, женщины хорошо представляют себе положительные моменты материнства и очень плохо — отрицательные. Здесь я хочу как можно более подробно осветить именно отрицательные моменты, чтобы вы могли взвесить все свои потребности, ценности и возможности и принять правильное решение в этом вопросе. Если эта глава не отобьет у вас желания растить детей — значит, вы действительно готовы к этому…:) Итак, моя мама жестоко обманула меня, когда говорила, что в детях главное — это выносить и родить. Это самое трудное. А дальше оно само пойдет. В моей жизни оказалось все наоборот. Я узнала о своей беременности только на 12–й неделе благодаря особенностям моего организма, шифровавшего мою дочь. А может, это провидение так вот позаботилось о том, чтобы она родилась? И родила я раньше срока на 5 недель. В результате моя беременность длилась для меня всего четыре с небольшим месяца. И роды прошли довольно легко. Мама здесь точно ошиблась. Но дальше началось все самое трудное. В наше время не приходится надеяться на ряд вещей, облегчающих материнство. Прекрасно, когда ваш ребенок ожидается всей вашей семьей и вся семья готовится заботиться о нем и о вас. Замечательно, если ваш ребенок рождается здоровым. Отлично, если после рождения ребенка кто?то может заменить вас на боевом посту, когда вы плохо себя чувствуете, болеете, устали или просто нуждаетесь в том, чтобы пообщаться с друзьями. Однако все может сложиться по — другому. Может оказаться, что ребенок нужен только вам. Ребенок может родиться ослабленным или будет плохо спать, есть, страдать диатезом или еще чем-нибудь похуже. Может оказаться, что вы вынуждены сидеть дома с ребенком одна на протяжении многих месяцев, как бы вы ни чувствовали себя. Не важно, что у вас кружится голова или вы все время раздражены от постоянного недосыпа. Это не освобождает вас от необходимости готовить ребенку специальное питание, стирать и гладить его белье, общаться с ним и развивать его, гулять с ним. А еще муж может требовать заботы о себе. Вам может просто не хватать времени, чтобы поесть. Вы, наверное, слышали о послеродовой депрессии? Это тяжелая вещь. И если она сопровождается трудными жизненными обстоятельствами и отсутствием поддержки близких, то может затянуться на несколько лет. Послеродовая депрессия является реакцией организма на перенесенный стресс — изменения тела, сам процесс родов, необходимость заботиться о ребенке, несмотря на свое тяжелое состояние. Мало того, в этот период времени женщина беспокоится о своей привлекательности для мужа. Рождение ребенка — это пик супружеских измен. Измены вызваны тем, что мужчина не получает того контакта с женой, что был раньше, постоянно видит ее измученной и требующей заботы и порой не может относиться к ней как к женщине из сострадания. Но поскольку он нуждается в сексе в этот период больше, чем жена, он находит утешение на стороне. Мало того, что женщина страдает и не получает должной поддержки — ее еще и предают. В этот период жизни женщина, как правило, лишена возможности жить так полно, как она жила до рождения ребенка: общаться с друзьями, расти профессионально, проводить время с удовольствием для себя. А это очень важная опора в трудных, кризисных ситуациях. Супруги психологически не готовятся к родам и новой жизни с ребенком, поэтому рождение младенца часто оказывается началом распада семьи. В чем же заключается подготовка к рождению ребенка и как она может повлиять на отношения партнеров? Во — первых, очень важно, как долго существуют отношения между партнерами до рождения ребенка. Если период отношений составляет менее двух лет, то рождение ребенка приводит к кризису отношений, поскольку этот период слишком мал для того, чтобы между партнерами успели сложиться стабильные отношения, чтобы они успели выработать правила своей совместной жизни, распределить и стабилизировать семейные роли и подготовиться к будущим стрессам, связанным с рождением ребенка. Если же брак до рождения первого ребенка существует пять и больше лет — это тоже опасно для сохранения семьи, поскольку за пять лет отношения партнеров складываются таким образом, что третий оказывается просто лишним. Семейные правила и роли застывают, и принять третьего для них является более дискомфортным, чем раньше. Супруги настолько привыкли жить друг для друга, что перестроить отношения становится все сложнее. Чем больше лет супружеству, тем опаснее для сохранения отношений рождение ребенка. Однако если первый вариант — короткий срок отношений — неизбежно приводит к сильному дисбалансу в семье и восстановить семью после рождения. ребенка становится очень трудным делом (но возможным, примером тому — мой собственный брак, который длится уже 12 лет, и мы считаем его счастливым), то второй вариант не так страшен. Во втором варианте, если партнеры оба хотят ребенка, то они способны посвятить достаточное количество времени, усилий и денег на то, чтобы подготовиться материально и психологически. То есть пересмотреть устройство семьи — от культурного до бытового, найти в ней место ребенку и договориться о том, как именно будут распределены роли родителей в семье, обсудить возможные трудности и договориться о том, как именно они будут их разрешать, где брать поддержку и ресурсы. Было бы логично, если бы каждая пара подходила к данному моменту именно с этих позиций. Такая подготовка — дело не одной беседы, а целой серии. Семейный психотерапевт в такой ситуации может помочь подготовиться к рождению ребенка. Итак, рождение ребенка — это первое испытание на пути строительства отношений между партнерами. Второе испытание — это воспитание ребенка до школы. Этот период связан со следующим набором трудностей. 1. Влияние родителей супругов на воспитательный процесс. Если бы у каждой семьи была возможность пользоваться услугами нянь, то бабушек и дедушек лучше было бы исключить из воспитательного процесса. Потому что бабушки и дедушки склонны отбирать у родителей их родительские роли. Что происходит, если бабушка говорит маме: «Это надо делать не так!»? Молодая мама начинает чувствовать себя маленькой плохой девочкой, а не взрослой самостоятельной женщиной со своими ценностями. Это приводит к тому, что она теряет уверенность в своей материнской роли. Сомневающаяся мама — это всегда источник ненадежности и небезопасности для ребенка. Ведь ребенку нужны такие родители, которые знают, что они делают, и делают это уверенно. Только тогда ребенок чувствует себя защищенным и может полноценно развиваться. Это то, что передается не через слова, а через чувства. Кроме того, таким образом бабушка лишает мать авторитета и для ребенка, и для супруга. И теперь каждый может обращаться с ней так — и муж, и ребенок. Узнали ситуацию? Это может происходить и с мужем. А если еще и жена подольет масла в огонь, сказав ему, что он что?то делает не так по отношению к ребенку, если и она проявляет недоверие к нему, то мужчина предпочитает просто устраниться вообще от воспитания ребенка. Начало распаду семьи положено. 2. несогласованность подходов к воспитанию. Если партнеры не договорились о том, с какими воспитательными способами, принципами, приемами они подходят к своему ребенку, если каждый воспитывает по — своему, тогда вообще нет никакого воспитания. Ребенок растет сам по себе, сам пытается сориентироваться, что хорошо и что плохо и как надо, а родители делают вид, что они воспитывают. Как правило, такое воспитание заключается в том, что один родитель добрый, а другой злой. Один все запрещает, а другой все разрешает. И каждый пытается своим способом заслужить авторитет ребенка: кто кнутом, а кто пряником. Именно в этот период ребенок лучше всего обучается искусству манипуляции. Сначала жертвами его манипуляций становятся наиболее любящие взрослые, а затем и все остальные. Потом это переносится на отношения со сверстниками и взрослыми. Когда супруги не понимают и не уважают друг друга, они учат ребенка не уважать и не понимать своих родителей и всех остальных людей в мире. 3. Ребенок становится весьма любознательным. Его интерес к устройству мира можно навсегда отбить запретами и ограничениями. Под устройством мира здесь я имею в виду не астрономию или математику, а устройство и закономерности взаимоотношений, быта и деятельности людей. Ведь именно знание этого предмета обеспечивает ребенку прочную опору в том, чтобы он мог самостоятельно познавать мир и разрешать трудности бытия. Здесь важно помнить, что именно родители дают ему основной пример. Вы можете сто раз сказать о том, что бить младших нехорошо, но если вы при этом лупите его ремнем, то он усвоит, что очень даже можно. Если вы декларируете какие?то ценности, то сами должны им неукоснительно следовать. Иначе получится обман, который ребенок очень тонко чувствует. В отличие от взрослого он еще не успел натренировать систему психологических защит, позволяющих не замечать очевидных истин. Он заметит все, что вы считаете неважным или незаметным. К началу обучения в школе он уже почти сформирован как личность. Результаты шести — семилетней работы будут заметны в первом классе — насколько ребенок ответственен и самостоятелен, как он справляется с заданиями и ладит со сверстниками. Ребенок не повзрослеет, если завязывать ему шнурки до семи лет, кормить с ложки и выполнять трудные задания за него. Он научится тому, что мир устроен так: всё делают все за меня. А мое дело — украшать этот мир своим присутствием. Одна моя клиентка убеждала меня несколько встреч подряд, что она как минимум с трех лет сама за все отвечает и что ее родители вообще не замешаны в том, что она в тридцать лет не имеет постоянных отношений, работы, денег и образования. Несчастный ребенок, который вынужден был в три года сам начать себя воспитывать так, как получится! Дети, которые рано начинают выполнять обязанности взрослых из?за инфантильности или жестокости взрослых, часто становятся жертвами насилия. Это связано с тем, что, не зная закономерностей и правил отношений во взрослом мире, вынужденные их изучать, как котята в воде, дети по наивности и своему детскому доверию попадают в ужасные ситуации, в которых они не могут себя защитить. А поскольку они не пользуются поддержкой взрослых, то, став жертвами насилия, обвиняют в этом себя. Эта же девушка (умница и красавица, между прочим!) пыталась мне доказать, что она сама виновата в том, что ее изнасиловал ухажер подруги. Я просто была в ярости, когда слушала это, и мне хотелось плакать от сострадания к ней. И больше всего я злилась на ее родителей. Они научили ее так жить. Не мудрено, что человек, с детства обвинивший себя во всех несчастьях своей жизни и всего мира, не может найти достойную работу, получить образования — потому что он просто не верит, что он этого достоин. И теперь ей придется потратить много усилий, чтобы поверить в то, что она не виновата ни в чем и что она заслуживает счастья…. Милая моя, если ты читаешь эту книгу — помни, что я с тобой и я уважаю каждый твой жест. Таким образом, вся судьба человека закладывается в его самые первые годы. Потом изменить этот сценарий можно только с помощью психотерапии. Благодаря такому воспитанию в школьные годы дети начинают подавать первые признаки неадекватности, и родители прибегают к психологам с криком: «Помогите мне исправить ребенка!» В этом случае работа психолога заключается в том, чтобы помочь измениться родителям, а не детям. Если меняются родители — меняются и отношения в семье. И в ответ на это дети меняются! Дети — это уникальные существа. Какого бы опыта они ни набрались в семье, стоит семье начать «выздоравливать», дети гибко перестраиваются под новые условия, и от плохого поведения, плохого здоровья или плохой учебы не остается почти ничего. Я нахожу в себе массу психологических проблем и поэтому не хочу передавать их по наследству новым детям. Именно поэтому я не хочу больше рожать. Я считаю своим главным долгом перед моей дочерью работать над самой собой, тем самым помогая ей впитывать здоровую атмосферу в семье, узнавать принципы здоровых отношений через свой опыт роста в нашей семье. И тогда она, если захочет, родит и воспитает более здоровых и счастливых детей, чем была я, или мой муж, или она сама. Следующий сложный этап родительства — это взросление ребенка и отделение его от семьи. Далеко не каждый родитель соглашается отпустить ребенка в самостоятельную жизнь без контроля и опеки, когда ему исполняется 17–19 лет. В первую очередь потому, что очень много вложил в него своей жизни, слишком многим пожертвовал и слишком много возложил на него своих надежд. Главная ошибка родителей заключается в том, что они думают, что рожают детей для себя. Но к 17–19–летнему возрасту детей наша родительская функция заканчивается. Дай Бог, если к этому возрасту ребенок смог взять от нас максимум знаний о мире, тогда строительство собственной жизни обойдется ему меньшими печалями, чем нам. Дай Бог, если мы за период его воспитания сумеем обустроить свою собственную жизнь, чтобы было чем заняться, когда он уйдет, чтобы не возложить на него ответственности за свои надежды. Тогда есть шанс, что он проживет свою жизнь и будет счастлив. Ведь только счастливый, удовлетворенный и свободный человек может дарить тепло и заботу окружающим, потому что у него этого добра навалом. У несчастного и обремененного ответственностью за чужое счастье просто нет на это никаких сил. Скорее всего он всю жизнь будет пытаться научиться жить своей собственной жизнью. И может быть, к ее концу, обретя мудрость, он сможет ею поделиться в книгах или письмах. Часто дети, воспитанные жестокими, неуважительными родителями, став взрослыми, продолжают находиться в зависимости у своих родителей. И часто эта зависимость не физическая и даже не экономическая, а моральная. Дети вынуждены общаться с людьми, отразившими их жизнь, и считаться с их интересами, ограничивающими их собственную жизнь, постольку, поскольку в их головах звучит: «Неуважение к родителям — это грех». Эта мысль часто заставляет людей терпеть условия жизни, которые им не подходят и вредны. И мало того, что они продолжают терпеть унижение, они еще и переносят родительский образ и стиль поведения в отношениях с ними на отношения с начальниками, сотрудниками и близкими людьми — друзьями, партнерами, детьми. Для того чтобы изменить жизнь и начать получать от нее радость, часто достаточно перестать выносить унизительное отношение родителей. А это возможно только в том случае, если услышать другую часть заповеди: только тот, кто воспитал своего ребенка в любви и уважении его достоинства, является родителем. Что посеешь, то и пожнешь. Не следует считать родителями тех людей, которые унижают своих детей. В противном случае они заслуживают соответствующего отношения к себе своих детей. И это отношение может выражаться в изоляции взрослых детей, обособленности. Наивно ожидать от них поддержки и заботы. Как перестать страдать И начать НОВУЮ ЖИЗНЬ Вся наша жизнь — это череда потерь и обретений. И самые большие потери мы несем в отношениях с другими людьми. Иногда это потери близких, иногда — потери которые мы несем ради близких. Обычно принято считать потерей смерть близкого человека. В таком случае не принято говорить: «Не переживай! Будут другие!» Потому что понятно, что близкий человек потерян безвозвратно. И такую ситуацию принято уважать. Однако когда мы теряем отношения или мечты, мы не встречаем часто такой же поддержки, как в случае утраты близкого. Мы часто можем услышать: «Держи голову выше, хвост пистолетом, это не такая уж большая потеря». Когда я слышу такие слова, моя реакция — обида, поскольку для меня неприемлемо, что моя потеря — это нечто несущественное, неважное. Я часто наблюдаю, как, потеряв мечту или отношения, люди пытаются вернуть их и этими попытками разрушают свою жизнь в настоящем. Мужчина, не переживший потерю отношений с любимой в юности, в 50 лет разводится с женой оттого, что ему показалось, что его мечта может осуществиться в лице молоденькой сотрудницы… Спортсмен, не переживший утрату карьеры, случившейся из?за перехода в зрелый, не — спортивный возраст, убивается на тренировках, не дающих результата, и теряет возможности реализовать себя в другой деятельности… Женщина, не сумевшая вовремя выйти замуж из?за завышенных требований к кандидатам, в 40 лет рожает ребенка от последнего из оставшихся кандидатов, который ее бросает, и она остается с ребенком — инвалидом на руках. Отчего это все происходит? Нереализованные мечты не отпускают сами. Они греют и питают надежды когда?нибудь сбыться. Предвижу ваш вопрос: «Разве мечтать вредно? Вы же сами писали, что полезно!» Отвечу. В нашей жизни всему свое время. Есть события, которые могут случиться только в какие?то определенные моменты жизни. И если они произошли, вы чувствуете, что не зря живете. Но обстоятельства жизни, когда люди находятся под властью родителей или родительских установок, могут сложиться таким образом, что события, которые должны произойти, не происходят. Вам не удалось пожить отдельно от родителей, вы сразу выскочили замуж и родили детей? Вам не удалось построить отношения с любимым, потому что мама была против? Вы не поступили в тот ВУЗ, в который хотели? Вы не переехали в другую страну, когда была возможность? Вы не сумели отстоять свои чувства, ценности, мечты? Часто все это является причиной страданий на всю жизнь. И хорошо, если представился шанс все?таки реализовать это. А если нет? А если в жизни уже так много всего произошло, что реализация давней мечты может разрушить нажитое, а кроме того, не факт, что сделает счастливыми? Ведомые несбывшимися желаниями люди часто сломя голову разметают все ценное, что удалось нажить в погоне за иллюзией счастья. В этой погоне часто упускается из виду, что и человек?то уже не тот, и ценности поменялись, и мир поменялся… Но упорству страждущего нет остановки, и псу под хвост летит настоящее… Я знаю многих людей, не сумевших проститься с несбывшейся мечтой. Эти люди живут, ненавидя каждый свой день из?за того, что мечта не сбылась. День за днем проходят в сожалениях и ломаниях рук, в поисках зацепки, шанса, надежды осуществить то, о чем мечталось… И в это же самое время они ТОЧНО ТАК ЖЕ ТЕРЯЮТ СВОЕ НАСТОЯЩЕЕ! Через некоторое время они начинают страдать по новым потерям — тем, что случились в тот самый момент, пока они старались вернуть утраченное ранее… Ужасная вещь: они все время живут вчерашним днем и вчерашними потерями, безнадежно упуская настоящее… Как же так? Ведь это нормально — горевать по утраченному? Да, нормально. Нормально горевать, а не пытаться воскресить. Все страдания таких людей происходят от попыток воскресить умершее прошлое. И в этих натужных и напрасных попытках они умерщвляют свое настоящее. Лучшая иллюстрация этого процесса — книга Стивена Кинга «Кладбище домашних животных». В попытке спасти одну горошину обезьяна теряет все. Для того чтобы не случилось такого в вашей жизни, утратив мечту, потеряв отношения — не воскрешайте их. Похороните то, что умерло, оплачьте потерю всей душой и дайте шанс родиться новому. И это новое — не воплощение утраченного, не замена, не компенсация, нет! Не нагружайте новую жизнь прахом воспоминаний, не одевайте новых людей и новые события в саван усопших ценностей — отпустите прошлое. Откройтесь настоящему. Проститесь с потерянным, отдав ему все слезы, которых оно просит, всю досаду, всю горечь — разразитесь ими и плачьте до тех пор, пока не почувствуете, что боль ушла. Переживанию утраты нужно время: нельзя отмахиваться от нее и делать вид, что она не важна, что ее можно заменить. Это неправда. Любой опыт нашей жизни неповторим и незаменим. И если вам хватит смелости встретиться с горечью потери и пережить ее всю до дна, она отпустит вас, сохранив вам возможность строить новую жизнь, а не теребить трупы ушедших возможностей. Когда человек живет в мире иллюзий и миражей, гоняется за тенями, каждый раз разбивая лоб о реальность и теряя свое настоящее, тогда гора неоплаканных потерь растет как снежный ком… И тогда в конце жизни человек изрекает: я так и не жил… Жизнь идет прямо сейчас. Простите себе потери и примите смерть того, что уже нельзя вернуть. Оставьте иллюзии ради возможности постичь счастье здесь и сейчас. Переживание потери проходит через несколько важных этапов. Первый этап — неверие в то, что это произошло. Отрицание, ощущение, что это происходит не в вашей жизни, поиск виноватых, поиск причин, поиск шансов и возможностей исправить случившееся, обмануть реальность и себя, найдя подтверждение, что все не так уж страшно. Это происходит потому, что принять случившееся больно и страшно. И именно из?за избегания правды люди застревают в этом периоде, чаще всего — навсегда. Лекарство от этого несчастья — принятие беспощадной правды: случилось. Это очень больно и очень тяжело, но это путь в будущее. Второй период — период отчаяния. Одни люди в этот период яростно и жестко бьются за свою жизнь, и они правы: в ярости есть сила и несогласие, позволяющие в будущем построить новую жизнь. Другие опускают руки, сочтя потерю знаком, что жизнь не удалась… И так и остаются на всю оставшуюся жизнь с опущенными руками, игнорируя возможности начать жить… Лекарство от этой болезни — вера в то, что жизнь не кончилась, и праведная ярость, сила которой позволяет преодолеть отчаяние. Третий период — период перестройки картины мира. Нужно найти место своей потере, не пряча ее за другими событиями, не маскируя другими людьми, а, возложив цветы на ее могилу, почтить все, что было обретено благодаря ей. Многие люди пытаются забыть о потере, спрятать ее, задвинуть, как дырку на обоях, картинами или людьми. И тогда кровавые пятна неотпущенных потерь проступают, окрашивая маскировку в красный цвет и умертвляя настоящее… Нельзя называть детей именами умерших младенцев — они не виноваты в смертях своих предшественников и не должны носить на себе всю жизнь печать смерти, не должны оправдывать ожиданий, возложенных не на них, нести бремя ваших несбывшихся мечтаний. Подставьте вместо слова «младенцы» имя вашей потери — и вы все поймете. На прием к психотерапевту люди приходят тогда, когда отношения находятся на грани распада. И приходят те, кому отношения дороже. Эти люди обвиняют себя в каких?то ошибках, ищут, в чем они виноваты перед партнерами за то, что те отвергли их. Нет никаких ошибок. Отношения распались именно потому, что начались. Все случилось в тот момент, когда вы выбрали своего партнера. Вы выбрали того человека, с кем вам суждено было научиться отношениям, и эта учеба подразумевает именно то, что реально и произошло и продолжает происходить в отношениях. В начале книги я упоминала о том, что люди встречаются не случайно. Мы все находим себе партнеров в связи с различными незавершенными ситуациями нашего детства. Ребенок не может защитить своего достоинства, однако протест в нем живет много лет до тех пор, пока он не встретит подходящего человека. Этот человек обязательно отличается от других в первую очередь тем, что он манит и пугает одновременно. Манит своими отличиями, пугает тем же. И на первый взгляд может показаться, что он(а) совсем — совсем — совсем непохож(а) на других. Но по мере развития ваших отношений вы можете заметить, что его слова или поступки бывают столь же унизительны или так же вызывать недоумение, как слова или поступки ваших родителей! Как правило, чем крепче ваша связь, привязанность, тем больше в этом человеке есть черт ваших родителей. Это значит, что ваш протест наконец?то нашел достойного партнера. Пора признаться себе в том, что вы хотите протестовать против того, против чего никогда не протестовали. Сделайте это, но адресуйте в первую очередь прошлому и тем, кому это изначально было адресовано, а уж затем — партнеру. Тогда ситуация вашего прошлого завершится, тогда прервется бесконечный круг повторений. Думать, что можно понять друг друга без усилий, — все равно что верить, будто хлеб должен сам приходить в дом. Причем бесплатно. Можно сменить дом в надежде, что в другой дом хлеб придет, залезет на стол и порежется на ломтики. Но в новом доме будет то же самое, потому что по — другому не бывает! Взаимопонимание может прийти только после огромного количества диалогов о ценностях друг друга. До тех пор, пока вы не научитесь сообщать партнеру о том, что вам подходит, а что нет, вы’ будете менять «дома» в ожидании, что счастье придет само. И форма такого сообщения имеет огромное значение. Обычные люди говорят о своих ценностях примерно так: «Ты что, не видишь, что меня это бесит?!» В ответ на такую искренность в лучшем случае вы можете получить недоумение, но скорее всего — протест. Говоря о другом, вы вторгаетесь на его территорию. Если вы хотите понимания, говорите о своих чувствах, своих переживаниях, а не описывайте другого. Причиной страданий является несогласие с тем моментом жизни, который происходит прямо сейчас. Нам кажется, что этот момент мог бы быть другим, и мы как будто выбираем между тем, что есть прямо сейчас, и тем, что как будто могло бы быть. Например, вы сидите на работе и думаете, что могли бы сейчас лежать на диване. И чувствуете от этого неудовлетворенность. И это происходит оттого, что вы верите, что действительно могли бы в этот момент времени лежать на диване. Это похоже на то, что вы укоряете себя или судьбу, или других в том, что вы здесь, а не там. На самом деле вы сделали выбор между двумя потребностями, выбрав сидеть на работе по ряду причин, которые для вас важны. Вы именно тот человек, который выбрал работу, потому что нахождение на работе важнее лежания на диване. Вы не тот человек, для которого диван важнее. И поэтому вы сделали выбор в пользу работы. Потому что для того человека, которым вы являетесь в настоящий момент, по — другому быть просто не могло. То есть выбора на самом деле никакого нет. Есть действия в связи потребностями, и в данный момент вашей жизни вы способны только так действовать. И это обусловлено тем, кто вы сейчас и какой вы сейчас человек. Но есть иллюзия выбора и ощущение, что по каким?то причинам вы сделали не тот выбор, который вас может удовлетворить. Кажется, что не было бы страданий, если бы мы соглашались с тем, что делаем, принимая это как единственно возможный выбор в этот момент. Тогда появляется возможность получить от этого момента максимум полноты, удовлетворенности, опыта. Тогда как если мы не соглашаемся с уже сделанным нами выбором, то мы и не здесь, в той точке, которую выбрали, и не там — в той точке, которая нам кажется возможной альтернативой. В ситуации выбора, когда выбор делается в пользу удовлетворения своей индивидуальной потребности и чувства вины за разлад отношений с другим, вы можете легко принять на себя ответственность за то, что вы просто делаете так, как вам лучше. Конечно, жаль, что другому это может доставлять неудобство, но для вас важнее ваша потребность. Здесь все просто и понятно. Однако если вы делаете выбор в пользу совместности, то можете ощущать чувство вины перед собой за то, что ущемляете свою индивидуальную потребность. И тогда вы страдаете от этого. И очень трудно принять, что быть вместе так же важно для вас, как и удовлетворять свою индивидуальную потребность. Это может казаться зависимостью от другого и поэтому пугать. Но разве не зависимы мы от других своих потребностей — есть, спать, дышать? Потребность в совместности является такой же важной. Почему же мы воспринимаем ее как ущемляющую нас? Выбирая совместность и отказываясь от других потребностей в конкретный момент времени, мы часто чувствуем себя неудовлетворенными. И это происходит потому, что кажется, что это могло бы быть по — другому, что это можно было бы как?то осуществить и не теряя других вариантов. Однако это невозможно. Выбирая одно, мы автоматически отказываемся от другого. На какой?то период времени, до тех пор, пока главная потребность не окажется удовлетворенной. До тех пор, пока этот выбор актуален. И если мы отдаемся полностью этому выбору, не строя иллюзий, что могло быть по — другому, тогда есть возможность быть счастливым прямо сейчас. То, как мы живем в данный момент, — это показатель того, что именно этот образ жизни в этот момент является для нас подходящим. Остается только согласиться с тем, что уже и так присутствует. И тогда внутренний конфликт исчерпан. И тогда есть возможность удовлетворить одну свою потребность, с тем чтобы она перестала быть актуальной, а затем перейти к другой. Если же мы не делаем для себя возможным удовлетворение уже фактически выбранной потребности, то не удовлетворяем и другую. И тогда можно находиться в точке страдания так дол го, насколько хватит ресурса страдать, не выбирая ни то, что фактически уже есть, ни то, что, как кажется, могло бы быть. Насколько долго происходят изменения? В зависимости от прочности установок, то есть нежелания от них отказываться. Чем старше — тем прочнее установки. Итак, чтобы перестать страдать и начать новую жизнь, надо: 1. Порвать отношения с теми, кто поддерживает вашу прежнюю жизнь. 2. Сменить ценности. 3. Отказаться от зависимой поддержки. 4. Зарабатывать на жизнь самостоятельно. 5. Поверить в ценность собственной жизни в отдельности от других. 6. Отказаться от компромиссов между своими ценностями и общественными требованиями. …Нет другого способа быть счастливой. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|