|
||||
|
Глава 5 Преодоление препятствий Цель этой главы – устранить любые возможные препятствия с помощью решений наиболее часто встречающихся проблем, с которыми сталкиваются при обучении картированию идей. Этими препятствиями выступают: • правило одного слова на ветвь; • вертикальное написание слов; • присоединение ответвлений; • маркеры и бумага; • соотношение главной ветви и ответвления; • степень детализации; • излишнее стремление к совершенству; • нехватка пространства и бумаги; • рисунки; • картирование идей в режиме реального времени; • процесс генерирования идей. Читать книгу, чтобы обучиться новому умению, – это второй из лучших способов после посещения семинара, где имеют место моментальная обратная связь и наставление. Однако иногда книга оставляет вопросы без ответов, что может замедлить или ограничить процесс обучения. Стать вашим виртуальным учителем, стоящим за вашим плечом, разделить с вами богатый опыт решения типичных затруднений и помочь вам избежать подводных камней – вот одна из главнейших задач данной книги. Эта глава проведет семинар по картированию идей прямо перед вами. В ней описываются трудности, с которыми чаще всего сталкиваются люди при обучении картированию идей, а также многочисленные способы преодоления этих трудностей. Во время первых попыток картирования идей вы, вероятно, уже столкнулись с некоторыми затруднениями. Наша задача на данный момент – помочь вам свести к минимуму ваши трудности при обучении и сформировать устойчивые привычки, которые приведут вас к максимально возможному успеху в деловой и личной жизни. Давайте начнем с самого распространенного затруднения. Препятствие 1: правило одного слова на ветвь[5] Препятствие 1: «Мне сложно сужать мысли до одного слова на ветвь. Что, если мне нужно использовать больше одного слова?» Я слышала этот вопрос тысячи раз. Чтобы разобраться в этом, давайте выясним, почему эта проблема настолько распространенная, в чем преимущество использования одного слова на каждой ветви и в каких случаях можно нарушить данное правило. Большинство людей привыкло писать фразами, предложениями, пунктами списка или основными положениями. Вы не только долго это применяли, но и весьма в этом преуспели, это стало вашей привычкой. Обучение концентрации мыслей в одно-единственное слово будет вызывать затруднения в течение какого-то времени. Будьте настойчивы! Вернемся к главе 2 и обратимся к вашему мышлению по типу цветка в отношении понятия РАБОТА. Представьте на минуту, что тема изменена с одного слова на фразу РАБОТА НАД ДОКЛАДОМ. Вообразите ассоциации, которые возникают у вас на эту тему во время мышления по типу цветка. Заметьте, насколько уменьшается количество идей, если в качестве темы вместо слова используется фраза. Тогда как одно слово РАБОТА предоставляет значительно больше возможностей и обеспечивает большую маневренность. Если целью записей является создание чего-либо, поиск творческих идей методом мозгового штурма, планирование или решение проблем, то соблюдение правила одного слова на ветвь позволит вашим раскрыться более свободно. Урок 7: одно ключевое слово генерирует больше мыслей, чем фраза Все еще испытываете затруднения? Я знаю. Ломать старые привычки – сложная задача. Вот еще несколько предложений. Подумайте, как бы вы сжали следующие фразы в ключевые слова и рисунки: 1) закончить смету проекта; • обновить план проекта и представить его команде; • упаковать коробки с семью учебными пособиями; • отправить коробки Уильяму в Японию. Попробуйте заменить фразу рисунком или использовать комбинацию слов и изображений. Задайте себе вопрос: если убрать некоторые из этих слов, пойму ли я смысл? Помните, что эти карты идей должны быть понятны только вам. На рис. 5.1 вы видите, как я могла бы картировать первые две идеи. Рис. 5.1. Картирование идей 1 и 2 Заметьте, все несущественные слова я исключила. Я не потеряла смысл необходимости закончить смету. Я знаю, что я должна ее закончить. Не было также необходимости включать в ветвь команду. Кому же еще я могу представить план? Давайте взглянем на еще один пример. Рисунок показывает, как бы я картировала последние две идеи. Рис. 5.2. Картирование идей 3 и 4 Рис. 5.3. Альтернативные решения В данном случае коробка одновременно представляет идеи того, что я должна и упаковать, и отправить. Так исключается большинство несущественных слов. Есть много способов свести слова к минимуму, и ваши ассоциации могут быть другими. Мои примеры дают вам лишь некое представление об этом. В некоторых случаях использование более одного слова может быть обусловлено целью передать дословную формулировку, название статьи, имя автора, цитаты или информацию в таблице. Это чаще происходит, когда делаются заметки по письменному материалу или по чужому докладу, в отличие от заметок, которые делаются по памяти. В таком случае есть смысл вводить больше одного слова на ветвь, но все же существует способ выполнить это так, чтобы результат оставался действителен для обоих полушарий вашего мозга! В случае, когда вы хотите включить в свою карту схему или информацию в таблице, создайте главную ветвь и поместите название таблицы или схемы на эту ветвь. (На рис. 5.3 вы видите, что я назвала ветвь ТАБЛ. АБВ.) Затем добавьте полную таблицу в качестве ее ответвления, вставив копию таблицы или воспроизведя ее от руки. Если вы хотите разъяснить какую-либо информацию в этой таблице, отметьте цветом части таблицы, соответствующие ветви или ветвям, которые содержат дополнительные детали. В случае с названиями книг и авторами нарисуйте изображение книги на ветви (или в качестве центрального изображения) и впишите туда название или имя автора. Это может быть несколько слов, но, тем не менее, это будет выглядеть как изображение. Для определений или цитат создайте ответвление в виде пузырьков с текстом внутри (как в комиксах). Добавьте изображения и цвет. Визуально это более привлекательно и запоминаемо, чем написанное предложение. Я привела несколько примеров того, как можно разрешить проблему одного слова на ветвь. Вы сами найдете дополнительные творческие решения, которые будут соответствовать вашим собственным потребностям. На рис. 5.3 мои примеры подкреплены визуально. Препятствие 2: вертикальное написание слов Препятствие 2: «Я ловлю себя на том, что вращаю бумагу и пишу вертикально на некоторых ветвях». Самый простой способ избавиться от этого – отказаться от позиций ветвей «6 часов» и «12 часов», которые направлены прямо вверх и вниз. Поскольку мы читаем слева направо, эти позиции создают визуальные трудности (рис. 5.4). Глядя прямо на страницу, вы должны видеть все слова над соответствующими линиями и читать их с легкостью слева направо (рис. 5.5). Рис. 5.4. Неправильно Рис. 5.5. Правильно Препятствие 3: присоединение ответвлений На всех своих семинарах я вижу, как участники присоединяют ответвления к различным местам главных ветвей, вместо того чтобы располагать их лучеобразно, присоединяя к окончанию ветви (рис. 5.6). Это приводит к двум проблемам. Прежде всего, вы можете столкнуться с ситуацией, когда больше не в состоянии найти место для дополнительных идей. Во-вторых, это визуальная катастрофа. Обратите внимание, как на рис. 5.6 теряется четкая иерархия и ассоциации спутываются. Сравните это с рис. 5.7, на котором каждая линия присоединяется к окончанию предыдущей ветви. Рис. 5.6. Неправильно Рис. 5.7. Правильно Часто я вижу карты идей, на которых ни одна из главных ветвей не касается центрального изображения. Я не совсем понимаю, почему так происходит, ведь при этом нерационально используется пространство и создается визуальная расчлененность. В подобных случаях я поступаю следующим образом. Я указываю участнику на то, что ветви на его карте не выходят из центрального изображения. Участник исправляет это, а позже работает над другой картой. В следующий раз, когда я заглядываю ему через плечо, то вижу круг или квадрат вокруг центрального изображения. Есть прогресс, но все же пространство используется неэкономно. Данный прием приведет к тому, что все центральные изображения будут похожи друг на друга – как изображения внутри квадрата или круга. Вы хотите, чтобы центральные изображения были неповторимыми? Я указываю на проблему квадрата. Наконец, участник понимает, в чем заключалась его ошибка! Присоединяйте главные ветви непосредственно к центральному изображению! Вот мое последнее наблюдение по поводу ветвей. Порой человек рисует ветвь, но не пишет над ней слово. Вместо этого он оставляет ветвь пустой и начинает вписывать слово в ее конце. Это крайне нерациональное использование пространства, старайтесь избегать подобного. Что ж, достаточно о ветвях. Препятствие 4: маркеры и бумага Препятствие 4: «Эти маркеры рисуют слишком толстые (или слишком тонкие) линии. Маркеры проступают через бумагу (или размазываются). Не могу себе представить, как я возьму свои маркеры на встречу с клиентом!» Для достижения успеха совершенно необходимо иметь правильные инструменты для работы (с которыми вам удобно обращаться). Различные ситуации потребуют разнообразных инструментов. Я стала горячей поклонницей маркеров, поэтому позвольте мне дать несколько советов. У каждого свои предпочтения, но я советую использовать как минимум десять цветов, а также два набора: с очень тонкими и умеренно тонкими стержнями. Есть также несколько производителей, которые выпускают маркеры с различными стержнями с каждой стороны. Наборы в футляре легче носить. Не покупайте дешевые наборы на раскладках: эти маркеры если и пишут, то очень недолго. Если вы не хотите повсюду носить свои маркеры, могу посоветовать четырехцветную ручку. Только, находясь среди людей, меняйте цвета тихо, чтобы щелканьем не отвлекать других! Вероятно, последний раз вы получали удовольствие от новых фломастеров еще в детстве, так что у вас есть возможность насладиться этим чувством вновь! Теперь обсудим бумагу. Найдите записную книжку или сделайте ее сами из бумаги достаточно плотной, чтобы не допустить проступания чернил. Я часто использую чистую копировальную бумагу. Для более официальных карт идей у меня есть альбом формата А4, а выходя за пределы офиса, я беру с собой небольшой ежедневник, в котором находятся мой карманный компьютер, четырехцветная ручка и чистая бумага, сложенная пополам (таким образом, разложенный лист составляет двойной размер ежедневника). Препятствие 5: соотношение главной ветви и ответвления Препятствие 5: «Мне сложно определить, какое слово должно быть главной ветвью, а какое ответвлением, добавляющим детали». Вот пример. Тема – планирование деловой поездки. В этой ситуации два слова – «одежда» и «упаковка» – вносятся в карту. Оба слова будут частью ветви, закрашенной одним цветом, но вопрос в том, какое слово должно быть главной ветвью, а какое – ответвлением. Мысленно представьте слово ОДЕЖДА в качестве главной ветви, а упаковку присоедините как ответвление. Подумайте, сколько идей вы можете сгенерировать, отталкиваясь от слова ОДЕЖДА, которое связано с упаковкой. Теперь начните все сначала и мысленно представьте обратное расположение этих двух слов. Сколько идей вы можете сгенерировать из слова УПАКОВКА, связанного с одеждой? Дает ли слово УПАКОВКА в качестве главной ветви больше ответвлений? Главной ветвью будет то слово, которое вызывает у вас больше связанных с ним идей. Препятствие 6: степень детализации Препятствие 6: «Как много деталей следует помещать на карту идеи?» Количество информации, которую вы вносите в свою карту идеи, зависит прежде всего от цели. Определив конкретную цель картирования идеи, вы должны быть уверены в том, что уровень детализации соответствует этой цели, а также в том, что карта не перенасыщена информацией, не имеющей отношения к задаче. Два человека могут картировать одну и ту же идею, но структуры ветвей и количество деталей на этих картах будут различными. Погруженность в материал и степень доверия собственной памяти также повлияют на степень детализации. Препятствие 7: излишнее стремление к совершенству Препятствие 7: «Я допустил ошибку и теперь хочу начать сначала». Немедленно отбросьте эту мысль! Прежде чем что-либо предпринять, задайте себе следующие вопросы. 1. Так ли необходимо начинать все сначала? Мысленно вернитесь к цели картирования. Выполнила свою задачу карта, даже если она выглядит немного неаккуратной? Вы перфекционист[6]? Будет ли переделывание карты полезным использованием вашего времени? 2. Вы уже составили большую часть карты идеи? Если нет, продолжайте, пока карта не будет закончена. В случае необходимости все изменения могут быть учтены в последующем рисунке. Если же вы рассматриваете карту как черновик, значит, хорошо подготовлены к следующему этапу. Как только карта идеи начинает принимать форму, легко увидеть, куда стоит переместить ветви, где можно добавить рисунки и каким образом некоторые идеи следует систематизировать иначе. В этом и заключается одна из ценнейших возможностей, предоставляемых картированием идей. Иногда проявляются некие выводы или ответы, которые раньше не были очевидны. Сделать такие наблюдения практически невозможно, глядя на страницы линейного текста. Какое огромное преимущество! Обычно я воспринимаю свою первую попытку как черновик: оформляю идеи, нумерую ветви, если это последовательность, а затем решаю (основываясь на своей цели), стоит ли переделывать этот черновик. Убежденным перфекционистам – а вы знаете, кто вы! – я скажу: карта идеи не должна быть произведением искусства (хотя и может им быть). Этот инструмент – упорядоченная сконцентрированная информация, которую нужно использовать для достижения конкретной цели. После достижения цели в данной карте идеи нет надобности, если только нет причины ее сохранить. Когда вы начинаете использовать карту идеи для той цели, для которой она была создана, то можете писать на ней, вычеркивать что-либо или выбросить ее! Тем не менее есть убедительные причины для того, чтобы воспроизвести и сохранить красивые, законченные варианты карт идей. Вот некоторые из этих причин. • Они будут предоставлены другим. • Они содержат что-то, что вы хотите выучить и сохранить в долговременной памяти. • Это опорный документ, например стратегический план, схема технологического процесса или проект. • Вы делаете выступление по карте идеи. • Это план встречи. • Для запечатления истории вашего прогресса в картировании идей. • Потому что вы так хотите! Картирование идей должно экономить время и повышать продуктивность. Поэтому, задумываясь о переделке карты, принимайте мудрые решения, исходя из этой цели. Препятствие 8: нехватка пространства и бумаги Препятствие 8: «Мне не хватает пространства вокруг центрального изображения. Что делать?» Есть два простых решения этой проблемы. Первое – взять лист бумаги большего размера. Этот вариант можно предусмотреть для картирования будущих идей, но он не эффективен в неотложной ситуации. Так что берите второй лист бумаги. Используйте то же центральное изображение, что и на первом листе, только сделайте пометку СТРАНИЦА 2 где-нибудь внутри центрального изображения. Ну вот, можно двигаться дальше! Второй способ (если вы заранее знаете, что ваша карта будет содержать большое количество данных) – это не только начать с большего листа, но и создать центральное изображение чуть большего размера. Теперь у вас больше пространства для присоединения главных ветвей. Данный прием весьма эффективен, особенно когда проблема заключается в добавлении большего количества ветвей, но как быть в ситуации, когда нужно добавить к ветвям больше информации? Это те ситуации, когда не хватает пространства страницы. Первый вариант – нарисовать стрелки в сторону от последней ветви или ответвлений, которыми заканчивается страница, и написать над ними ПРОДОЛЖЕНИЕ. Переверните страницу и продолжайте составлять карту прямо на обороте. Еще один вариант: приложите дополнительный лист бумаги к тому, на котором работаете, продолжайте составлять карту на нем, а затем скрепите их вместе, когда карта будет закончена. Это может выглядеть безобразно, но в трудную минуту помогает! Препятствие 9: рисунки Препятствие 9: «Я не могу вспомнить, что означает этот рисунок». (Мы уже обсудили в главе 4 синдром «Я не могу рисовать», который связан с данной проблемой и является не менее сложным препятствием.) Чтобы помнить значение рисунков, я рекомендую начинать с комбинации изображения и слова. Регулярно просматривая карты идей, вы также облегчите дальнейшее припоминание. (Для получения более полной информации на эту тему обратитесь к главам «Припоминание во время обучения» и «Припоминание после обучения» из книги Тони Бьюзена «Use Your Perfect Memory».) Существует соблазн располагать на карте рисунки где попало. Если это происходит, ассоциации и значение таких «блуждающих» изображений впоследствии сложно вспомнить, поэтому располагайте рисунки на линии и присоединяйте к ветвям. Часто участники семинаров рисуют квадрат или круг вокруг центрального изображения. Не стоит этого делать. Помещение центрального изображения в квадрат создает визуальный барьер между центральным изображением и его главными ветвями. И наконец, последнее замечание по поводу рисунков. Если вы готовы выбросить белый флаг и сказать: «Я не могу рисовать», вспомните способ, который применяла одна из моих первых клиенток, исполняющая обязанности директора финансовой компании. Она стала коллекционировать наклейки, чтобы использовать их для визуализации идей на своих картах и таким образом избежать рисования. И это работает! Препятствие 10: картирование идей в режиме реального времени Препятствие 10: «Я попытался картировать идеи во время трехчасового доклада. Я не мог определить, к чему ведет выступающий, и моя карта стала беспорядочной. Через 20 минут я сдался и снова принялся делать линейные записи». Данное умение я называю картированием идей в режиме реального времени. Это умение продвинутого уровня, и может понадобиться немало времени и тренировок, чтобы довести его до высокой степени мастерства. Человек из упомянутого примера столкнулся с неорганизованным докладчиком, у которого не было схемы или плана выступления, по которым бы он работал; скорость потока информации была высокой; а опыт картирования идей ограничивался составлением карты идеи по материалу прочитанной статьи. Он был новобранцем, пытающимся победить титана. В главе 13 вы найдете полное описание этого вида картирования идей. Препятствие 11: процесс генерирования идей Препятствие 11 я сформулировала для себя благодаря частым наблюдениям за участниками семинаров. Я видела, как в процессе генерирования идей для картирования люди использовали один из следующих неэффективных подходов. 1. Они старались определить все главные ветви, прежде чем позволяли себе двигаться дальше по пути детализации. 2. Они составляли полностью завершенную ветвь (включая все ответвления, изображения и детали), прежде чем позволяли себе добавить другую ветвь. 3. Они картировали идеи, заключающие в себе хронологию (доклады, планы работ и др.). Они прекращали обдумывать каждую завершенную мысль, вместо того чтобы позволить идеям цвести и течь одновременно (фиксируя их, как только они появляются, и располагая их на карте там, где они лучше всего ассоциируются). В каждом из этих случаев мысли наносятся на карту неестественно. Эту проблему можно решить, еще раз обратившись к главе 2, в которой говорится: «Следуйте за своими мыслями». При использовании одного из упомянутых выше подходов, естественный ассоциативный процесс ограничивается. Как только мысль приходит в голову, она должна фиксироваться на бумаге. Просто задайте себе вопрос: где лучше разместить эту мысль? Позже вы можете поменять местами части карты, а сейчас лишь фиксируйте мысли по мере их появления. Хорошим приемом может оказаться создание множества ветвей, так как сейчас наша цель – скорость. Позже вы сможете систематизировать информацию на карте, если понадобится. Преодоление этих препятствий – тоже часть учебного процесса. Будьте терпеливы и настойчивы. Привычка делать линейные записи, которая вырабатывалась на протяжении всей вашей жизни, может мешать вашему обучению новому умению, но со временем картирование идей станет такой же устойчивой привычкой. Часто практикуйте картирование идей, чтобы улучшить ваши умения и сделать их инструментом, который вы использовали бы совершенно естественно. Я надеюсь, что этот метод будет радовать вас и принесет огромную пользу. На рис. 5.8 представлено краткое изложение этой главы. Рис. 5.8. Краткое изложение главы 5 |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|