Глава 10.

Чувственность против сексуальности.

Иногда, пользуясь понятиями «чувственность» и «сексуальность», мы подменяем ими друг друга, словно они обозначают одно и то же. Многие полагают, что сенсуальность – это чувственный опыт, а чувственность часто путают с сексуальностью. В словаре обнаруживается два значения для слова «сенсуальность»[3], которые до некоторой степени противоположны. Одни связывают чувственность с животными инстинктами или влечениями. Другие уподобляют чувственность сластолюбию и связывают его со свободным поощрением плотского удовольствия. Само сластолюбие, однако, никак нельзя приравнять к нормальному следованию плотским утехам; оно скорее подразумевает избыточное влечение, нежели просто естественное стремление. Вот почему я выбрал понятия «сенсуальность» и «сексуальность» для обозначения двух различных подходов к сексуальному опыту.

Сластолюбец в первую очередь нацелен на те ощущения полового акта, которые возникают при стимуляции и чувственном возбуждении. Он стремится как можно дольше продлить состояние возбуждения. Сексуальный же человек нацелен на удовольствие, которое он получает от разрядки возбуждения. В половых отношениях сенсуалист сосредоточен на действиях, которые можно полагать предвкушением удовольствия. Смысл стремлений сексуально ориентированного индивида – это удовольствие, которое возникает как достижение вершины удовлетворения, то есть оргазм. Это не значит, что сексуальный человек полностью отвергает для себя достижение чувственных удовольствий. В этом смысле моя настоящая цель показать здесь различие между теми, кто ищет постоянного возбуждения, и теми, для которых цель – достижение завершенности ощущений и удовлетворенность.

Сексуальное переживание включает в себя две фазы. Первая выражается нарастанием возбуждения, регулируемого сенсорной стимуляцией. Вторая фаза нацелена не посредственно на получение разрядки возбуждения через движение.

Обыкновенно обе эти фазы настолько плавно переходят друг в друга, что между ними трудно провести четкую границу. Половой акт от начального эротического контакта, сквозь предвкушение, проникновение, движение и высвобождение представляет собой уникальное, неделимое переживание для каждого, но патологические, нарушения личности могут фиксировать внимание на той или иной фазе сексуального переживания с относительным исключением остальных. Для некоторых удовольствие от стимуляции гораздо привлекательнее, чем высвобождение, в то время как для других удачное завершение полового акта столь важно, что отодвигает на второй план наслаждение эротической стимуляцией. Для понимания подобного различия необходимо проанализировать сексуальный процесс в терминологических рамках феномена возбуждения на каждой из этих фаз.

Упомянутые две фазы полового акта соответствуют сами по себе двойственному восприятию сущности функции удовольствия. Одна из причин путаницы, возникшей вокруг проникновения в сущность природы оргазма, лежит в недостаточном понимании динамики и механизмов удовольствия. Удовольствие в жизни людей занимает гораздо большее место, чем ему уделяется в учебниках по физиологии. В мою бытность студентом-медиком редко кто пользовался этим понятием. Концепции удовольствия нет места в научных обзорах, где человеческий организм рассматривается как машина. И только в аналитических описаниях и у психологов делались попытки постичь природу удовольствия.

Фрейд предположил, что удовольствие возникает как результат снятия напряжения. Он соотносил степень[4] удовольствия с интенсивностью напряжения, которое разряжается, и интервалом времени, за который эта раз рядка осуществлена. Чем короче время, тем сильнее удовольствие[5]. Легко найти тому примеры. Удовлетворение, возникающее от утоления голода, несомненно. Голод можно считать состоянием напряжения, которое разряжается в процессе насыщения или насыщается в процессе разрядки.

Удовольствие, проистекающее от опорожнения кишечника, также избавляет нас от напряжения. Даже удовольствие, достигаемое, если решена трудная задача, соизмеримо с разрядкой напряжения, возникшей из-за преодоления конфронтации или сомнений. Тот же принцип приложим и к сексуальному удовлетворению. Сексуальное возбуждение осознается через посредство состояния напряжения («сквозь призму» состояния напряжения).

Предвкушение вкусной пищи, особенно если мы проголодались, вызывает у нас чувство наслаждения. Возбуждение при столкновении с опасной или спорной ситуацией порождает удовольствие. Удовольствие ощущается как при нарастании возбуждения, так и при его разрядке. Я буду использовать термин «предваряющее удовольствие» для описания подобной реакции. Он означает мобилизацию энергии и формирование ощущения поиска высвобождения. Именно разрядка этой энергии или напряжения посредством сексуального переживания с достижением удовлетворения вызывает интенсивное чувство удовольствия, именуемое оргазмом.

Однако следует упомянуть о такой разновидности удовольствия, которая не укладывается в рамки определения Фрейда и вынуждает нас до некоторой степени преобразовать его теории. Из утверждения Фрейда о том, что удовольствие возникает в результате разрядки напряженности, вытекает следствие, что жизнь стремится к Нирване, состоянию полного отсутствия напряжения и борьбы. Это заключение, которое, по-видимому, логически следует из установленной сущности принципа удовольствия, привело Фрейда к необходимости сформулировать свою концепцию инстинкта смерти. Тем не менее, многие факты ставят под сомнение эту теорию. Психологи и аналитики давно заметили, что мы сами часто ищем ситуаций, сталкивающих нас с напряженностью и стрессом. И действительно, при определенных условиях, мы можем извлечь определенное количество удовольствия из самого состояния напряжения.

Напряжение при преодолении препятствия приятно, если мы можем предвидеть удовлетворительное разрешение ситуации напряжения. Предвкушение удовольствия в состоянии напряжения пропорционально перспективам его преодоления. Уберите это будущее, и всякое состояние напряжения или возбуждения будет приносить расстройство и разочарование[6]. Фактически, фрустрацию можно определить как состояние возбуждения или напряжения, перспективы высвобождения из которого отсутствуют. Получив возможность высвобождения, мы можем переносить лишения, до тех пор, пока существует возможность их преодоления.

Действительно, источник удовольствия и состоит в том, что организм будет откладывать наступление чувства удовольствия или терпеливо сносить боль, чтобы получить еще большее удовольствие, либо же избежать более сильной боли в будущем. Поиск удовольствия является выражением жизненной силы организма. В противоположность точке зрения Фрейда, принцип удовольствия отрицает приемлемость концепции Нирваны. В поисках удовольствия человек часто сознательно создает ситуации напряжения, предвидя приятное завершение.

Удовольствие имеет двойственную сущность. Существует первичное удовольствие от возбуждения, предполагающее, что мы предвидим его результат, а затем развивается вторичное удовольствие как следствие снятия напряженности или разрядки возбуждения. Первичное удовольствие, удовольствие от предвкушения, связано с нарастанием возбуждения. Вторичное удовольствие осуществляется единственно в результате наступления удовлетворения и связано с разрядкой возбуждения. Такова природа живых организмов, создающих состояние напряжения, несущее в себе самом бессознательные перспективы будущей разрядки или ощущения полноты жизни.

Развивая данную точку зрения, приходим к выводу, что удовольствие по своей сути не статичное состояние, оно динамично. Организм не ищет разрядки напряжения как такового и не стремится к созданию этого напряжения самого по себе. Если возбуждение не разрядится, то организм не сможет снова возбудиться. Если и ведется поиск чего-либо, то, выражаясь телеологически, это поиск потока ощущений, увеличения и снижения возбуждения, движения от одного состояния к другому в пределах доступной энергии. Удовольствие неразрывно связано с движением, неважно, физическим или же психологическим. Движение – основа функций живого организма. Организм живет, потому что постоянно движется, и движется, потому что живет. Чувства могут быть определены в терминах движения и возбуждения. К примеру, фрустрация – это неспособность избежать состояния возбуждения или снизить его. С другой стороны, депрессия – это неспособность прийти в состояние возбуждения или увеличить его.

В организме движение возникает при увеличении или снижении возбуждения. Возрастание возбуждения движет организм к объекту возбуждения, в то же время снижение возбуждения движет его в обратную сторону. Такова природа жизни и сексуальной функции. Поэтому, чем больше подвижность, вызванная ощущениями большей живости, тем приятнее переживаемое организмом удовольствие. Движение, возбуждение и удовольствие повышают уровень самооценки, поскольку они представляют различные стороны жизнедеятельности.

Возбуждение и движение – это энергетические явления. Половое влечение – это также энергетическое явление, оно зависит от наличия избытка энергии в организме, от доступа к той ее части, которая превышает количество, необходимое для поддержания биологического выживания организма. Создание же избытка энергии – это естественная функция живых организмов. Любой фактор, истощающий энергию организма, снижает половое влечение. Среди факторов, действующих именно таким образом, можно назвать болезни, усталость, невротическое напряжение, бессонницу. Факторы, оказывающие противоположный эффект, связаны с поддержанием естественного здоровья и жизнеспособности организма. Я полагаю, что не существует искусственных стимуляторов, которые обеспечили бы энергией половое влечение. Алкоголь может повысить желание, но он ослабляет саму функцию.

Обычно избыток энергии распределяется по всему организму, или можно было бы сказать, что существует состояние латентного возбуждения, обычно переживаемого в виде хорошего самочувствия или оживленности. В такой рассеянной форме энергия доступна при любой ситуации. Когда во взрослом организме энергия достигает определенного уровня интенсивности, то она направляется по естественным путям разрядки к половому аппарату. Это и объясняет наличие спонтанной эрекции у мужчин, естественное влечение у женщин, ночные поллюции и т. п. В дневное время существует достаточно стимулов, чтобы концентрировать избыток энергии на гениталиях. Если это происходит, то есть, если энергия заряжает гениталии, то мы ощущаем сексуальное возбуждение или влечение. Половое возбуждение не является процессом оживления или осознания себя личностью; ощущения и жизнь первичны. Половое возбуждение – это процесс концентрации возбуждения посредством психической или физической стимуляции вместе или в отдельности на гениталиях.

Если подобная концентрация осуществлена, то любой дальнейший контакт с объектом сексуального желания будет увеличивать концентрацию и поднимать уровень полового возбуждения. Вот почему половое возбуждение воспринимается как удовольствие, несмотря на сопутствующее ему чувство напряжения, поскольку здесь присутствует будущая возможность разрядки. Многие сексуальные партнеры используют разнообразные сексуальные уловки, которые служат для повышения роста полового возбуждения. Они известны как предвкушение удовольствия.

Предвкушение служит двум целям сексуальных функций. Во-первых, посредством эротического контакта различных частей тела двух партнеров весь доступный избыток энергии, обычно рассеянный по всему организму, мобилизуется для последующей половой активности. Стимуляция рта, лица, шеи, груди, спины, ног и т. д. создает ощущение потоков, направляющихся к области гениталий. Во-вторых, повышается уровень возбуждения, так что возникает сильное желание ощутить сексуальное единение и разрядку. Возрастание возбуждения с помощью механизма предвкушения переживается нами как удовольствие, как позитивная жизненная сила организма, способная предвидеть освобождение от напряжения через сексуальную разрядку.

Вторая фаза сексуальной активности имеет другую цель: не повысить напряжение, а освободить от него. Удовольствие от разрядки иное, чем удовольствие от возбуждения. Это отличие можно описать как ощущение наполненности и удовлетворения, которое противоположно возбуждению и предвкушению.

Наслаждение от получения разрядки настолько же интенсивно, насколько сильно предшествующее ему возбуждение.

Однако мне не хотелось бы создавать впечатление, что сексуальный процесс можно легко разделить на четкие периоды. Процесс возбуждения длится на протяжении всего коитуса до момента, пока не возникают непроизвольные движения, знаменующие момент разрядки. Сама разрядка занимает мгновения по сравнению с относительно долгим периодом нарастания возбуждения. Следует оговориться, что цель разделения сексуальной активности на два периода, роста и разрядки возбуждения, используется нами только для облегчения описания и понимания проблем, с которыми мы сталкиваемся при нарушении сексуальных функций.

«Чувственность» – это одно из проявлений нарушенной сексуальной функции. Обычно чувственность составляет только часть сексуального процесса. Стимуляция всего комплекса ощущений играет важную роль в предварительной фазе сексуального возбуждения. Предвкушение доминирует над чувственными переживаниями, но сенсуальность может стать препятствием на пути сексуальности, если поиск возбуждения становится единственной целью. Сенсуалист отличается от сексуального человека тем, что он меньше озабочен последствиями разрядки, нежели средствами, создающими напряжение и возбуждение.

Сексуальные оргии – это крайний вариант, когда являются целью не сексуальные переживания в истинном смысле этого слова, а только упражнения в чувственности. Важная функция сексуальной разрядки отходит на второй план, а переживание наслаждения от получения разрядки становится пустым, плоским и бесполезным. Говоря точнее, при таких условиях оргазм или вообще отсутствует или очень слаб. Интимная близость, с ее стремлением к уединению, полностью игнорируется.

Одержимость проявляется в поисках любых средств возбуждения; но удовлетворение ускользает от сенсуалиста. Возбуждение сенсуалиста неизбежно блекнет. Требуются все новые устройства, дальнейшие маневры и дополнительные стимуляторы, чтобы пробудить угасающие ощущения и наполнить их былыми чувствами. Оргии оканчиваются только полным истощением или пьяным ступором, в то время как реальная цель сексуальных отношений отвергается, в угоду стремлению к противоестественному сексуальному возбуждению.

Сенсуалист надеется, что сможет вызвать достаточно сильное возбуждение, которое сможет спасти его от самого себя. Это поиски вечно ускользающего экстаза. Всякая неудача воспринимается как отсутствие достаточной стимуляции. Каждая новая попытка обречена на еще более сильный провал.

Сенсуальность, ограниченная только ощущениями, является лишь поверхностной функцией. В своей сущности она не включает в себя внутренние чувства организма, в которых и скрыт истинный ключ к сексуальности. Настоящая сексуальность включает в себя все, начиная от кишечника и сердца, вплоть до глубин нашего сознания. Но именно эти области у сенсуалиста отброшены за границы чувств.

Сексуальные оргии – довольно редкое явление в нашей культуре, во всяком случае они не характерны для жизни среднего человека. Но сенсуальность присутствует и как искушение, и как разрушительная сила в сексуальном поведении многих людей. Те, кто продлевают активность предвкушения ради возбуждения, рискуют остаться без удовлетворения, порождаемого наслаждением от получения разрядки. Обычно активность предвкушения завершается, как только половые органы готовы к контакту. Поскольку в этот момент влагалище хорошо увлажнено, а пенис полностью эрегирован и напряжен, всякая задержка начала сношения ведет скорее к снижению возбуждения, нежели к его увеличению. Как ни хотелось бы нам продлить удовольствие, которое столь заманчиво и привлекательно, мы рискуем ошибиться лодкой и закончить плавание в совсем иной стороне, чем намеревались.

Сенсуальность представляет собой элемент проб и ошибок, который используется для поиска новых сексуальных контактов и переживаний. Естественно, что новизна не всегда обнаруживается среди разнообразных откликов новых сексуальных партнеров, а вот сексуальные отклики одного и того же партнера могут в каждом случае отличаться. Новизна, которую переживают с новым партнером, преимущественно имеет сенсуальную основу и обычно не обеспечивает искомого интенсивного возбуждения. На этом основании разговоры или описания различных сексуальных поз или подходов также можно считать непродуктивными.

Какие же стороны личности склоняют его предпочесть сенсуальные отношения сексуальным? Основываясь на моем личном клиническом опыте, я хотел бы остановиться на двух из них. Один из них – отсутствие жизненной силы и чувствительности в организме; другой – страх испытать оргазм. Поиск возбуждения обычен для тех людей, которые лишены жизненной силы, эмоционально угнетены, физически безразличны. Лишенные внутреннего чувства возбуждения, они обречены вести скучную и пустую жизнь. Секс, как и любой другой сильный стимулятор, сообщает им временное чувство возбуждения или оживления. Они используют его, как алкоголик использует выпивку, принудительно и без понимания чувств других. Поскольку стимуляция дает только временный эффект, погоня за возбуждением становится все более длительной. Предвкушение доходит до своей крайности и становится извращением, как отмечал Фрейд. Если его недостает, сенсуалист ищет возбуждения, искусственно создавая напряженные внешние ситуации. Он начинает заниматься сексом в людных местах или в присутствии третьих лиц. Половой акт осуществляется перед зеркалом, чтобы с помощью зрительного усилить половое возбуждение. Более того, специальные методы стимуляции партнера используются, чтобы возбудиться при виде чужого возбуждения.

Совершенно ошибочно распространено мнение, что сенсуалисту скучно от того, что он пресыщен сексуальными удовольствиями. Как раз напротив. Чем большее половое удовольствие получает человек, тем более тщательно он выбирает. Никто из тех, с кем мне приходилось сталкиваться, никогда не сетовал на слишком сильное половое удовольствие. Сенсуалист же не способен полноценно насладиться половым переживанием.

Я не морализирую на темы секса и совсем не осуждаю тех, кто склонен читать морали на эту тему. Сенсуалисту необходима и такая разновидность практики, чтобы получить достаточное возбуждение для полноценного осуществления своих сексуальных функций. Сексуальность необходима ему, как и всем нам, он тоже хочет преодолеть изоляцию и одиночество своего личного существования. Однако он сам создает себе препятствия. Чрезмерная чувственность, словно алкоголь, ведет только к разочарованию и похмелью. Сенсуалист просыпается на следующий день, но нет ощущения просветленности, нет чувства полноты жизни, отсутствует впечатление обновленности или возрождения. Подобный образ действий бесполезен для преодоления таких присущих ему характерологических качеств, как состояние омертвелости и скуки.

Вторая причина сенсуальных отношений – страх оргастической разрядки с ее сильными непроизвольными и конвульсивными движениями. Райх назвал этот страх «оргастической тревожностью». Может показаться странным, что кто-то может испугаться удовольствия, но если вспомнить, что удовольствие, и особенно половое удовольствие, связывалось с чувством греха и вины, то эту кажущуюся странность легко объяснить. Клинические исследования снова и снова показывают, что тревожность по отношению к удовольствию – характерная черта невротизированных личностей. Хотя сексуальная вина значительно снизилась с викторианских времен, нельзя сказать, что она полностью исчезла. У многих людей под тонким слоем нашей повседневной сексуальной искушенности глубоко внутри можно обнаружить скрытую сексуальную вину. По причинам, которые мы будем обсуждать более полно в следующей главе, эта вина в большей степени связана с оргастической сексуальностью, чем с чувственностью. Мой опыт подсказывает, что сексуальные извращения имеют сниженный барьер по отношению к сенсуальности, без значительного уменьшения или освобождения от оргастической тревожности.

Иногда пациенты непосредственно ощущают оргастическую тревожность, что можно проиллюстрировать следующими примерами. Одна молодая женщина недавно призналась: «Я достигаю высшей точки возбуждения, и оно столь интенсивно, что я не двигаюсь и замираю. Даже когда оно только приближается, я восклицаю: „Нет, нет, нет!“.

Здесь восклицание «нет» выражает страх пациентки перед тем, что ее захлестнут оргастические эмоции. Средства, которые она использует перед лицом возрастающего полового возбуждения, чтобы пресечь нарастающее чувство и справиться с тревожностью, – это замереть, не двигаться, оставаться в покое.

Вот рассказ другой женщины (разведенной): «Я начала мастурбировать, согнув ноги. Сначала меня почти захлестнуло желание выпрямить их и напрячь. Однако я оставила их согнутыми, и вскоре почувствовала теплую волну возбуждения, хлынувшую через область гениталий. Я все еще ощущала некоторую напряженность с внутренней стороны ног. Мне трудно объяснить, на сколько это связано с нашей беседой, но я полагаю, что меня посетило ощущение страха, что слишком много энергии сможет подняться по моим ногам, и что если я выпрямлю ноги, то оргазм, хоть и более медленный, будет слишком мощным, и я не смогу справиться с ним».

Большинство пациентов бессознательно контролируют нарастание возбуждения так, чтобы оно не смогло переполнить их. Мне рассказали об одном случае, когда переполнение привело к ужасающим результатам. Пациентка описала сцену с мужем, который был скованным, заторможенным человеком: «С Джоном я позволила себе пару раз отпуститься. Чувство освобождения заполнило меня, но Джон странно прореагировал на это. Мы занимались любовью, но мне хотелось большего, и я начала любить его всего. Джон вдруг начал дрожать всем телом, а затем стал безмолвным и застыл, как парализованный. Я встревожилась и вызвала врача. К приходу врача Джону стало лучше, и доктор ушел».

Оргазм – это реакция всего существа, всего организма. Генитальная сексуальность нацелена на такой отклик. Сенсуальность ограничивается поверхностью тела и поверхностными аспектами личности. Я упоминал, что сенсуалист страшится глубокой личностной вовлеченности, полного совершенства в сексе и в любви. При оргазме любовь и секс едины из-за сильнейшего физического выражения этих чувств. Не является ли тогда оргастическая тревожность страхом перед любовью? На первый взгляд это логичное заключение. Анализ структуры характера сенсуалиста дает другое объяснение.

Любовь и сексуальность составляют смысл жизни для всякого живого организма. Они придают смысл его жизни и обеспечивают сильнейшее удовольствие, управляющее его поведением.

К сожалению, воспитание детей в цивилизованном обществе связано с авторитарным отношением, рычагом которого является страх, внушаемый ребенку, что и ведет к развитию отрицательных эмоций и ненависти. Если эти отрицательные эмоции подавляются в процессе необходимого приспособления к семейной жизни, то они формируют в личности пласт ненависти, который покрывает и запечатывает чувство любви и сексуальность. Поверхностный слой личности, который формируется содержимым сознания, – позитивный, приспособленный, вежливый. Эти слои в упрощенной форме могут быть изображены схематически на диаграмме. Она поможет нам лучше понять проблему сенсуальности (рис. 2).

Рис. 2

Если подавленная ненависть достаточно сильна, то человек не сможет проникнуть в центр своей сущности, где расположены любовь и секс. Он ограничен поверхностным и сенсуальным отношением к жизни. Всякая попытка пробиться сквозь внешние оболочки собственного существа грозит развитием мощных и подавленных отрицательных эмоций и связанных с ними элементов страха и тревожности. Психологически оргастическая тревожность возникает из тревожности, ассоциированной с подавленной ненавистью. Любая психотерапевтическая попытка, независимо от формы терапии, нацелена на высвобождение отрицательных эмоций в условиях контролируемой терапевтической ситуации. Физически оргастическая тревожность – это неспособность сжатого, напряженного и настороженного организма переносить сильное сексуальное возбуждение. Любая форма физиотерапии, которая смягчит и расслабит хронические мышечные напряжения, будет оказывать благотворное влияние, увеличивая сексуальное удовлетворение.

Если отрицательные эмоции проникают сквозь поверхностные слои личности, то развивается истинная сексуальная импотенция: у мужчин – неспособность к эрекции, а у женщин – фригидность. Относительно просто уловить разницу между неспособностью к эрекции и оргастической импотенцией, если речь идет о мужчине. Первое состояние указывает на отрицательное отношение к женщинам в поверхностном слое личности. При наличии второго состояния отрицательные эмоции подавлены так, что пока еще сексуальные функции сохранены, но сексуальное удовлетворение уже отсутствует. Анализ ситуации в случае женщины осложняется тем, что она способна вступать в половые отношения независимо от видимых проявлений своего желания. Ее податливость сексуальному партнеру может быть связана с сексуальными эмоциями, а может быть и нет. Однако существуют физиологические доказательства ее сексуального влечения. Увлажнение влагалища[7] сравнимо с эрекцией пениса, поскольку и то и другое происходит в результате повышения притока крови к гениталиям. Если у мужчины развивается эрекция, то он не импотент, поэтому, по моему мнению, и женщину, влагалище которой увлажняется, нельзя назвать фригидной.

Вероятно, среди вымысла, создаваемого нашей культурой, нет более эксплуатируемой темы, чем мысль о том, что женщина, которая не испытывает полового влечения, – фригидна. Главный выразитель подобной мысли – мужчина, который безуспешно пытается соблазнить женщину.

Неважно, фригидна данная женщина или нет, но ее отклик одному или нескольким мужчинам вовсе не является доказательством присутствия сексуальных эмоций.

Сходным образом, неверно и то, что женщина, имеющая сексуальные связи, обязательно не фригидна. Путаница возникает из-за того, что сексуальные чувства приравнивают к сексуальной активности. Я лечил нескольких женщин, которые были весьма неразборчивы в своих сексуальных отношениях именно потому, что не испытывали сексуальных ощущений. Их неразборчивость можно понять как поиск сексуальных чувств. Она заканчивалась, когда женщинам удавалось обрести способность переживать спонтанное сексуальное возбуждение. Распутство – наиболее часто встречающаяся форма сенсуальности.

Среди большинства современных сексологов существует правило: считать фригидной ту женщину, которая не способна достичь сексуального оргазма. Хотя можно сказать, что фригидная женщина не может испытать сексуального оргазма, а в отношении тех, которые не могут быть фригидными, нужно пояснить различие между фригидностью и оргастической импотенцией у женщин и, сходным образом, между эрективной и оргастической импотенцией у мужчин. Фригидность означает, что женщина не способна пробудиться или возбудиться, а вовсе не то, что она неспособна разрядить это возбуждение или пережить вагинальный оргазм. Хотя эти два качества обычно связаны, это не одно и то же. Некоторые женщины, которых я знал как отзывчивых и нежных, не обладали способностью достичь удовлетворительного оргазма, хотя их сексуальные ощущения были достаточно сильны, чтобы не считать их фригидными. Оргазм – это свойство достаточно цельной личности; к тому же он требует наличия определенной агрессивности, которая может отсутствовать у мягких, ласковых и уступчивых женщин.

Здесь нужно выражаться точнее, чтобы не запутать существо дела. Буквально, «фригидность» означает «холодность», и фригидная женщина сексуально холодна. Но она не может быть одновременно сексуально холодна и эмоционально горяча, сексуально холодные женщины холодны и эмоционально. Мне приходилось наблюдать нескольких таких эмоционально холодных женщин, сексуальные отношения воспринимались ими болезненно. Они были жесткими, скованными и агрессивными личностями, один их внешний вид наводил на мысль об отсутствии мягкости, нежных чувств. Другими словами, жесткость или скованность настолько присущи им, что ясно прослеживаются в их поведении и действиях. Эта физиологическая ригидность является соматическим эквивалентом психологической склонности к негативизму и ненависти, которая, расширяясь, захватывает все внешние аспекты личности. Но даже у таких людей внутреннее ядро их сущности живо и наполнено любовью и сексуальностью, но они не могут пробиться на поверхность. Поскольку сексуальные чувства достигают сознания только тогда, когда возбуждение заряжает эрогенные зоны, такой, по выражению Райха, сурово закованный в «панцирь» человек не способен сексуально пробудиться. В этом истинная картина отличия фригидных женщин от тех, которые просто не могут испытать вагинальный оргазм. Фригидная женщина может выполнять сексуальные действия, но, участвуя в них, она остается эмоционально безразличной, ее влагалище не увлажняется, и движения ее механичны.

На поверхностном уровне сенсуалист – отзывчивый, приятный человек, любитель удовольствий и общения. Мужчины не страдают эрективной импотенцией, а женщины – не фригидны. Проблема сенсуалиста вытекает из того, что он застыл на оральной стадии развития. Подобная остановка может быть обусловлена либо оральной депривацией[8], либо злоупотреблениями. Оральная депривация в детстве останавливает развитие, потому что создает ощущение чувства неполноты основной потребности организма в орально-эротическом вознаграждении. Дефицит удовлетворенности на этой фазе служит причиной оральных тенденций, которые присущи нашей культуре: от пристрастия к курению и алкоголю, к развлечениям, потребности в эротическом стимулировании и чревоугодии. Точно такие же тенденции развиваются, если потворствовать оральным потребностям ребенка, поскольку это тормозит его развитие и препятствует сексуальному созреванию. Подобная избалованность не является избытком любви. Потакающая ребенку мать предъявляет к нему требования, формируемые под влиянием ее тревожности. Это выражается в чрезмерной опеке и ограничениях. Подобную тактику можно назвать «удушением». Его цель – сохранять зависимость ребенка, притормаживая естественный процесс созревания.

Оральная личность, развившаяся в условиях депривации или в условиях подавления, – это незрелая личность. Она лишена агрессивной движущей силы, вынуждающей сделать что-нибудь для самого себя, и агрессивного желания, вынуждающего стремиться к получению удовлетворения. Отсутствие агрессивного компонента в личности вынуждает его следовать сенсуальному образу жизни.

Суть чувственности состоит в пассивном способе переживания удовольствия. Сенсуалиста часто изображают полулежащим в беседке, а чьи-то руки подают ему гроздь лакомых ягод. Единственное усилие, которое от него требуется, – это протянуть руку и взять их, но даже это он не всегда делает сам. Это изображение ребенка, и в сексуальных действиях сенсуалист поступает как ребенок. Оральные способы – фелляция и куннилинг – доминируют в его половой активности. Преобладание этих форм отражает сексуальную незрелость, которая выдается за сексуальную умудренность.

Сексуальность требует зрелого ума и тела. Сексуальная личность противоположна сенсуалисту, поскольку генитальность противоположна оральности, как личность, которая стоит на собственных ногах и агрессивно действует, чтобы достичь необходимого ему удовлетворения.

Его жизненные ориентиры – это достижения и завершенность, поскольку он не боится поставить собственную агрессию на службу собственным стремлениям.

Однако реакции сексуальной личности, которая концентрируются на генитальной разрядке, также могут искажаться патологической тревожностью. Если чувственность рассматривать как защиту от страха перед сексуальностью, то чрезмерная сосредоточенность на генитальности может скрывать страх перед чувственностью. Это единственное объяснение, почему мужчина избегает радостей предвкушения и сразу же переходит к немедленному генитальному контакту и высвобождению. Многие женщины жалуются, что их мужья, действующие подобным образом, лишены нежности и чувственности. На первый взгляд может показаться, что подобные отношения нормальны. Но женщины воспринимают такие отношения, как механические и обезличенные. Как только происходит эякуляция, сразу же теряется интерес и чувства к женщине. Такого отношения, пожалуй, трудно ожидать от здоровой личности.

Боязнь чувственности – это страх ощутить эмоциональное тепло и физическую близость. Сексуальное поведение таких мужчин вынужденно и эгоистично. Подобные сексуальные действия направлены на демонстрацию мужественности перед лицом скрытых страхов женщины. Поэтому он осуществляет необходимые действия, но. сделав дело, устраняется. Характерной чертой скованной, ригидной личности, которая демонстрирует вынужденность во всех аспектах жизни, является преувеличенность сексуальных отношений. Его успехи так же, как и сексуальные действия, направлены на удовлетворение собственного «Эго», но никогда не приносят ему эмоционального или физического удовлетворения. Его скованность препятствует получению удовольствия от сексуальной разрядки точно так же, как лишает смысла и сами сексуальные отношения. Ригидный человек работает, добивается успехов, играет и занимается любовью, потому что это «надлежит делать», но вовсе не потому, что он стремится к удовольствию, которое они могут дать. Другими словами – это вынужденные действия.

Ригидность – это защита против того, чтобы поведение не показалось инфантильным. Проще всего проиллюстрировать это примером, когда ригидный индивидуум произносит: «Я докажу вам, что я мужчина, а не ребенок». Все, что он хочет доказать, так это то, что он не «плакса». Нетрудно догадаться, какие ключевые факторы лежат в основе возникновения подобной личностной структуры. Отвергая свое желание заплакать, ригидный характер подавляет все чувства вообще. Устраняя чувственное удовольствие, ригидная, компульсивная личность разрушает возможность самодостижения полноты чувств.

Понятие оргастической потенции – эта наиболее значимая разработка в аналитическом понимании секса и личности со времен Фрейда, была первоначально сформулирована Вильгельмом Райхом в 1927 году. Согласно Райху, способный к оргазму человек не подвержен неврозам. Следствие этого заключения состоит в том, что полноценный и завершенный оргазм разряжает весь избыток энергии организма; поэтому не остается энергии на поддержание невротического конфликта или невротической угнетенности. Можно доказать, приведя клинические примеры, что каждый эмоционально здоровый человек оргастически полноценен; то есть постоянно получает полное удовлетворение от сексуального переживания. В этом отношении теория Райха сегодня даже более широко принимается, так как невозможно вообразить себе эмоционально здорового человека, лишенного данной способности. Этот вывод, однако, сталкивается с существенным противоречием. Верно ли то, что невротичный человек не способен к оргазму? Райх и его последователи непоколебимо отвечали на этот вопрос утвердительно. Ранние исследователи творчества Фрейда и многие другие отмечали, что некоторые из их невротичных пациентов отчетливо переживали оргастическое удовлетворение во время полового акта. Кто же прав?

Райх пришел к своему заключению на основании двух открытий, сделанных в процессе аналитической работы. Во-первых, он обнаружил, что пациент был способен сохранить и интегрировать плоды и опыт аналитической работы только в той степени, в которой в курсе лечения улучшились его сексуальные функции. Во-вторых, Райх обнаружил положительную корреляцию между невротическими отклонениями и отсутствием сексуальной удовлетворенности. Это означает, что при нормальной половой жизни неврозов быть не может. Путаница и споры, которые появились в связи с этой концепцией, возникают из-за различного понимания того, что такое «нормальная половая жизнь». Одна школа полагала и полагает, что каждое завершение полового акта является оргазмом. Однако Райх ограничил смысловое значение «оргазма», подчеркнув, что он обязательно приносит полное высвобождение и завершенность. Между этими подходами пролегает бездна различий.

До определенной степени, эти различия отчасти объясняются тем, что оргастическое переживание изменяется, будь то разные люди или же один и тот же человек, в зависимости от обстоятельств.

Это следует полагать самоочевидным, поскольку трудно сыскать двух людей, реагирующих одинаковым образом, и даже один и тот же человек всегда по-разному реагирует на какой-либо раздражитель. Поэтому интенсивность оргазма всегда изменяется. В одном случае он переживается как возвышенный экстаз; в другом – он воспринимается как устойчивое чувство удовлетворения, ощущаемое как раскрепощение. Любое оргастическое переживание имеет один общий элемент, который, по моему мнению, и является центральным для понимания данного явления. Этот элемент – физическое чувство удовлетворение. Сексуальное раскрепощение, подразумеваемое понятием «оргазм», должно быть неразрывно связано с чувством физического удовлетворения. «Вершина наслаждения» имеет несколько иной смысл. Преждевременную эякуляцию у мужчин до некоторой степени тоже можно считать наступлением вершины наслаждения, которая фактически наступает, но не приносит чувства удовлетворения. Часто получается совсем наоборот. Женщина может достичь клиторической вершины наслаждения, так называемого клиторического оргазма, и получить при этом некоторое чувство освобождения, но не испытать при этом достаточного удовлетворения.

Мы сталкиваемся здесь с субъективным переживанием, которое невозможно проанализировать объективно. Кто может утверждать – удовлетворен он или нет, если не сам переживший этот процесс? В данной области утверждения людей довольно ненадежны. Существует слишком большой самообман; а кроме того, большинство склонно скрывать свои неудачи и недостатки. Большинство начинающих лечение пациентов часто утверждают, что их сексуальный отклик и переживания вполне удовлетворительны и, только получив дополнительный опыт и основываясь на нем, они переоценивают свои утверждения. Слишком многие мужчины считают, что их сексуальные отношения удовлетворяют их, если они чувствуют, что женщина удовлетворена. Другие подменяют чувство физического наслаждения, удовлетворяя свое «Эго», принимая обольщение за само удовлетворяющее переживание, совершенно оторванное от их собственных физических реакций. Многие женщины довольствуются только тем, что лежат, прижавшись к мужчине, чувствуя себя защищенной, даже вовсе не испытывая высшего возбуждения.

Если не доверять тому, о чем рассказывают люди, то как выяснить, каковы их физические реакции? Существует большая группа сексологов, которые полагают, что непроизвольные или конвульсивные оргастические реакции, завершающие половой акт, определяют оргазм. Оргазм действительно вызывает конвульсии, но это особый вид конвульсивных реакций. Подергивание, рывки, спазматическое сокращение тела можно скорее назвать защитой против оргастических движений, нежели самим оргазмом. Такие движения не приносят физического ощущения удовлетворенности, хотя их не назовешь и неприятными. Вздохи, плач, стоны и всхлипы мало что; говорят, кроме того, что что-то происходит. Вместо удивленных возгласов, которые возникают в высшей точке наслаждения или при оргазме, переживание удовлетворенности может быть спокойным, расслабляющим, но, очень впечатляющим. Стоны и всхлипы знаменуют скорее страдание, а не удовольствие, и их, пожалуй, следовало бы истолковывать именно так.

Это оставляет нам только один базовый критерий сексуального оргазма – удовлетворение. Человек, который пережил оргазм, удовлетворен. Он не возбужден и не угнетен, не капризен и не угрюм. Мне не забыть пациента, который сам был сексопатологом и консультировался у меня по поводу своей жены. Все признаки указывали на то, что она переживает оргазм, ведь во время полового акта она стонала, вздыхала. На прямой вопрос мужа она ответила, что действительно пережила его. Однако он спросил меня, если это правда, то почему она такая злобная по утрам? Почему она так раздражительна с детьми? Так беспокойна? Почему она не чувствует удовлетворения, успокоения? Я уверен, что и другие также пытались разгадать столь непоследовательное поведения своих избранниц. Я полагаю, что у жены моего пациента оргазм отсутствовал. Это было либо притворство с ее стороны, столь присущее женщинам, либо просто неведение. Его жена консультировалась у меня некоторое время спустя, и я обнаружил, что оказался прав. Причем, что интересно, она пришла ко мне с жалобами на мужа.

Способность получать удовлетворение – это признак зрелой, интегрированной и деятельной личности. Если исключить полностью фригидных женщин, то каждая из оставшихся может найти собственные возможности для получения удовольствия от секса. Сенсуальный подход в большей степени ориентирован на удовольствие, чем на удовлетворение. Удовлетворение требует целенаправленных усилий и тотальной согласованности в достижении цели. Это характерно и для любого другого вида активности, но только в том случае, если энергия и чувства полностью сосредоточены на выбранной цели, независимо от того, играем мы в теннис, читаем книги или ремонтируем дом. Это верно и при получении отрицательного результата. Неважно, победа это или поражение, они должны захватить вас полностью, только тогда вы сможете получить удовольствие от ваших попыток, но только вы сами. Что-либо меньшее, чем полная самоотдача, не обеспечат вам физического чувства удовлетворения, возникающего только при полной мобилизации и затратах всей имеющейся энергии и чувств на достижение цели.

Эти принципы относятся и к сексуальной активности. При отсутствии полной согласованности в отношении к половому общению и к своему сексуальному партнеру удовлетворительного результата ожидать не приходится. Ясно, что любое отвлечение внимания во время полового акта, такое, как прослушивание музыки или размышления о бизнесе, приводит к таким отрицательным последствиям, что их даже нет необходимости здесь обсуждать. Однако сексуальные фантазии во время полового акта также говорят о неспособности достичь полного слияния со своим сексуальным партнером. Часто реальное содержание происходящего находится в глубине бессознательного. Некоторые измеряют степень слияния по конечному результату. Субъективно степень слияния можно осознать, оценивая степень, в которой организм насыщается и заряжается сексуальными ощущениями. Подробнее мы поговорим об этом в следующей главе. Только в том случае, когда сексуальное чувство и движение вовлекает все тело целиком, если человек всем существом переживает вершину наслаждения, он способен испытать оргастическое удовлетворение.

Оргастические переживания у одного и того же человека постоянно меняются. Даже полнота взаимослияния может различаться по интенсивности или глубине. Мы не может предаваться половому взаимодействию с одинаковой интенсивностью в любом случае. При достижении наибольших глубин сексуальный отклик затрагивает и активно вовлекает в себя сердце. Это не метафора. В редкие моменты человек способен ощущать, как реагирует его сердце. Это дополняет повышенное сердцебиение и углубление дыхания, которые всегда сопряжены с достижением вершины наслаждения. Отклик сердца на достижение вершины наслаждения – это глубочайшее и всепоглощающее чувство открытости и свободы. А поскольку отклик буквально возникает в самом сердце, то можно сказать, что сексуальность – это переживание, затрагивающее саму сущность человеческой личности. В этом глубочайший смысл любви.

В главах 2 и 3 я описал взаимоотношения секса и любви. Анализируя эти взаимосвязи, я подчеркнул, что сердце и гениталии связаны друг с другом через систему кровообращения. Секс рассматривается как выражение любви. И это справедливо, но только в той степени, в которой человек переживает удовольствие и удовлетворение в сексуальных отношениях. Если это правда, то полнейшее, глубочайшее и наиболее емкое выражение любви через сексуальные отношения – это оргазм.

Я использовал понятие «удовлетворение» для описания качественного уровня получения удовольствия в процессе оргастического переживания. Это понятие удовлетворительно, но недостаточно адекватно для выражения всей полноты чувств, возникающих при получении такого удовлетворения. Оргазм несет не только удовлетворение, но и радость. Радость, которая свободна, неограничена, спонтанна и желанна. Это те качества и свойства, которые присущи чистой детской реакции: она истекает прямо из глубин вашего существа (сердца). Испытывая оргазм, взрослый получает радость ребенка, спрятанного глубоко внутри его истинной личности. По этой причине оргазм – это величайшее достижение в области постижения мира, доступное взрослому. Если устремления сенсуалиста – это поиск возбуждения и удовлетворения, то сексуальная личность постигает истинность наслаждения через то, что мы описали как радость.








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке