|
||||
|
Глава 9 На языке жестов
Мысли людей можно читать по их жестам. Австралиец Алан Пиз, признанный знаток психологии человеческого общения, написал книгу «Язык движений». Он дал толкование языка жестов, мимики и телодвижений человека – «боди лэнгвидж». Овладев этим языком, вы будете смотреть на себя и на окружающих совершенно другими глазами. Вы сможете «читать между строк» и считывать всю скрытую информацию непосредственно с вашего собеседника. Как любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков пунктуации. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько значений. Полностью понять значение этого слова вы можете только тогда, когда вставите это слово в предложение наряду с другими словами. Жесты поступают в форме «предложений» и точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека. Наблюдательный человек может прочитать эти предложения и сравнить их со словесными предложениями говорящего. Зигмунд Фрейд однажды заметил, что, когда одна пациентка словесно убеждала его в том, что она счастлива в браке, она бессознательно снимала с пальца и надевала обручальное кольцо. Фрейд понял значение этого непроизвольного жеста и не удивился, когда стали обозначаться семейные проблемы пациентки. Изучив искусство языка телодвижений, вы можете отправиться на вечер, посидеть потихонечку в уголке весь вечер и получить огромное удовольствие от наблюдения за ритуалом языка телодвижений в обществе. Испокон веков открытая ладонь ассоциировалась с искренностью, честностью, преданностью и доверчивостью. Клятвы обычно даются с ладонью на сердце; когда человек начинает с вами откровенничать, он обычно раскрывает перед собеседником полностью или частично ладони. Если жена хочет что-то скрыть от своего мужа, она будет держать руки в карманах или скрещенными. Если же ребенок обманывает или что-то скрывает, он прячет ладони за спиной. Когда первобытные люди встречались, они протягивали друг другу руки раскрытыми ладонями вперед, для того чтобы показать свою безоружность. Современная форма этого древнего приветственного ритуала выражается в том, что люди протягивают друг другу руку и слегка встряхивают их. Существуют различные типы рукопожатий, определяющих тип человека. Так, если мужчина выступает инициатором рукопожатия и жестом руки с ладонью, направленной вниз, заставляет партнера подчиниться, потому что ему приходится отвечать рукой, повернутой ладонью вверх, то он, как правило, имеет характер агрессивный и властный. Отличительной чертой агрессивного, жесткого характера является крепкое рукопожатие вплоть до хруста. Для бесхарактерного человека, рука которого легко поддается нажиму, характерны беспристрастные и неэмоциональные рукопожатия. Если рукопожатие происходит только с помощью кончиков пальцев, это свидетельствует о неуверенности в себе. Если человек держит скрещенные пальцы рук на уровне лица или перед собой, когда он стоит, то этот жест свидетельствует о разочаровании и желании его скрыть свое отрицательное отношение. Негативными жестами являются скрещивание рук на груди, закидывание ноги на ногу, бегающий взгляд и многочисленные жесты, связанные с манипуляцией рук у лица. В гадании по руке большие пальцы рук обозначают силу характера и его личности. Выставление больших пальцев рук говорит о властности, превосходстве и даже агрессивности человека. Большие пальцы рук часто выглядывают из карманов человека, иногда даже из задних карманов брюк, чтобы скрыть доминантность его в данной ситуации. «Когда вы скрещиваете руки на своей груди, скрещиваете ли вы правую руку над левой или левую над правой? – пишет Алан Пиз. – Большинство людей не могут достоверно ответить на этот вопрос до тех пор, пока они это не проделают. В одном случае они будут чувствовать себя удобно, в другом случае нет. Отсюда можно заключить, что это, возможно, генетический жест, который не может быть изменен». Скрещенные на груди руки с вертикально выставленными большими пальцами рук свидетельствуют о негативном или оборонном отношении (скрещенные руки) плюс чувство превосходства, выраженное большими пальцами рук. Когда мы наблюдаем или слышим, как другие говорят неправду, или лжем сами, мы делаем попытку закрыть наш рот, глаза или уши руками. Если маленький ребенок обманывает, он будет рукой прикрывать рот в попытке остановить лживые слова, выходящие из его рта. Если он не желает выслушивать нотации родителей, он просто затыкает уши пальцами или закрывает уши руками. Если он видит то, на что ему не хотелось бы смотреть, он закрывает глаза руками. Когда человек взрослеет, его жесты с использованием рук у лица становятся менее заметными, но они все равно имеют место, когда человек лжет. Эти жесты могут также обозначать сомнение, неуверенность или обман. Жест «защита рта рукой», используемый в момент речи, часто свидетельствует о том, что человек говорит неправду. Однако если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, это означает, что он чувствует, как вы лжете. Как и прикосновение ко рту, прикосновение к носу может использоваться как говорящим для маскировки собственного обмана, так и слушающим, сомневающимся в искренности слов говорящего. Известное выражение «врать сквозь зубы» относится к комплексу жестов, складывающихся из стиснутых зубов и натянутой улыбки, потирания века пальцем и отведенного в сторону взгляда. Потирание и почесывание, потягивание мочки уха или сгибание уха в попытке прикрыть им слуховое отверстие говорит о том, что человек наслушался вдоволь и хочет, возможно, высказаться. Почесывание шеи – места под мочкой уха или же боковой части шеи – свидетельствует о сомнении и неуверенности человека, который говорит: «Я не уверен, что согласен с вами». Если жесты, связанные с прикрытием рта рукой, обозначают обман, то пальцы во рту говорят о внутренней потребности в одобрении и поддержке. Маленький ребенок сосет палец, а взрослый кроме пальца засовывает в рот такие предметы, как сигареты, ручки и т. п. О хорошем или плохом настроении курильщика свидетельствует направление дыма, который выпускается изо рта, – вверх или вниз. Положительно настроенный, уверенный в себе и самодовольный человек будет выпускать дым вверх почти постоянно. И наоборот, негативно настроенный человек, скрытный и подозрительный, будет почти всегда направлять струю вниз. Если при раздаче карт курящему игроку пришли хорошие карты, то на девяносто процентов он выпустит струю вверх, а если пришли плохие, он выпустит ее вниз. Перемещая одну или две руки у себя на груди, мы образуем барьер. Это, в сущности, попытка отгородиться от надвигающейся угрозы или нежелательных обстоятельств, реакция на сигнал угрозы или опасности. Стандартное скрещивание рук является универсальным жестом, почти повсюду означающим обостренное или негативное состояние человека в толпе незнакомых на собрании, в очереди, в лифте, везде, где люди чувствуют себя неуверенно и небезопасно. Замаскированные жесты, связанные со скрещиванием рук, являются очень утонченными, усовершенствованными жестами, к которым прибегают люди, постоянно находящиеся в центре внимания. К этой категории людей относятся политические деятели, телевизионные комментаторы и другие, кто не хочет, чтобы зрители заметили их неуверенность или нервозность. Для проделывания этого жеста рука движется поперек тела по направлению к другой руке, но вместо того, чтобы ухватиться за эту руку, она прикасается к сумочке, браслету, часам, запонкам или другому какому-нибудь предмету, находящемуся на противоположной руке или рядом с ней. И снова образуется барьер и утверждается состояние безопасности. Жесты, направленные на аудиторию, имеют по природе сильную окраску агрессивности и исполняются в минорном ключе (жест указующего перста является одним из наиболее раздражающих, используемых человеком в речи, указывает А. Пиз). Манера пользоваться этим жестом, лишенным мягкости, держащим зрителя на расстоянии, характерная для одного из претендентов на пост президента Франции на выборах 1981 года, значительно усложнила его путь к успеху. У женщин труднее заметить этот замаскированный защитный жест, потому что если она не уверена в себе, то она может держаться за такие предметы, как дамская сумочка или кошелек. Одним из распространенных вариантов этого жеста будет использование обеих рук, для того чтобы держать бокал вина. О жестикуляции Выражение – это жест, закрепленный долгим повторением. Идея и внешний ее образ тесно связаны между собой. Они до такой степени связаны, что становятся неразлучными, и до такой степени неразлучны, что, узнавая одно, узнаешь и другое. В этом заключается принцип, благодаря которому можно читать в глубинах человеческой мысли, изучая жесты. Всякое движение, всякое положение, всякое выражение тела или лица проявляют известные идеи, чью природу можно уловить логическим способом. Гармония жестов идет рука об руку с гармонией идей. Слабоумные очень неловки в движениях своих: неповоротливы, ходят некрасиво, невзрачно. Люди, обладающие чутьем душевных ритмических движений (музыканты, художники), имеют, естественно, и красивые, ритмичные движения мускулов. Они красиво танцуют и двигаются. Непостоянные в идеях своих непостоянны и в своих движениях. У таких людей движения некрасивы, резки, неловки. Не заметили ли вы, как невропат, услышавший громыхание проезжающего по улице автомобиля, резко вздрагивает и сразу начинает махать руками, покусывая усы, глубоко вздыхая и проклиная? И наоборот, вы сочтете общительным и добрым того человека, который, услышав тот же самый автомобиль, продолжает спокойно читать газету или рассказывать какой-нибудь анекдот своему соседу. Боязливые выдают нестройными жестами беспорядок своих идей: безрассудные страхи носятся вихрем в их умах. Так же беспорядочно движение их бровей, лба, губ, рук, ног. Захотят сказать что-нибудь путное – заикаются, проливают чай, который вы им подаете, ломают старый ваш стул или садятся на свою или на вашу шляпу. Наступают на ногу даме, с которой танцуют, только потому, что боятся быть недостойными. Неловкость и стыдливость – два слова, которые очень часто могут быть здесь психологическими синонимами. Мускульное бесстрастие, «сдержанная подвижность» тоже имеют свой язык, говорящий о самообладании. В неподвижности марсианского или солнечного типа чувствуется сияние высшего спокойствия. Напряженное внимание, раскаленная энергия вызывают по возможности самые незаметные и самые изысканные движения. Язык нашего тела очень трудно, практически невозможно подделать, если это удается, то лишь на какой-то очень короткий период. «Мы улыбаемся, киваем головой и подмигиваем в попытке скрыть ложь, – пишет Алан Пиз, – но, к несчастью для нас, наше тело своими знаками говорит истинную правду, и наблюдается несоответствие между сигналами, считываемыми с лица и с тела, и словами. Изучение выражения лица является искусством само по себе». Взять хотя бы рукопожатие. Решительное рукопожатие, как правило, говорит об искренности, энергии. Если женщина почувствует чье-нибудь пожатие как очень сильное, даже до боли, – это признак крестьянской грубости. Рукопожатие, если оно продолжается долго, говорит о любви. Рука, которая быстро отстраняется при рукопожатии, будто выскальзывает из ваших пальцев, здоровается лишь слегка прикасаясь к вашей руке, означает неуместную гордость и лицемерие, остерегайтесь такой руки! Можете, однако, иметь полное доверие к руке, которая раскрывается широко вам навстречу, особенно если пальцы отделены друг от друга. Эта рука честная, искренняя, добрая. Такая рука пишет широко и округло, рука же, которая подает лишь кончики своих пальцев, пишет мелко, буквы такого письма угловаты и тесно прижаты друг к другу. «Изучив искусство языка телодвижения, вы можете отправиться на вечер, просидеть потихонечку в уголочке весь вечер и получить огромное удовольствие от наблюдения за ритуалом языка телодвижений в обществе. Телевидение также предоставляет восхитительную возможность для изучения особенностей невербальной коммуникации. Выключите звук и попытайтесь догадаться о том, что происходит на экране только по изображению. Включая звук через каждые 5 минут, вы сможете проверить правильность вашего понимания невербалики, и вскоре вы сможете смотреть всю программу без звукового сопровождения и понимать все, что происходит на экране, как это делают глухие». К этим словам Алана Пиза нам нечего добавить, поскольку искусство изучения человека – действительно занятие увлекательное, и мы желаем всем нашим читателям и дальше совершенствоваться в нем. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|