Глава 5. К осознанию себя

Кто купит билет в реальность?

Есть ли что-то, кроме того, что мы знаем?

Есть внешняя реальность, которую мы знаем. Если мы обратимся к своей внутренней реальности, то увидим, что внутри нас происходит то же самое, что и вовне. Что для нас это одно и то же. Те проблемы, которые мы наблюдаем вовне себя и не только вокруг себя, но и в других местах, с другими людьми — это то же самое что есть в вас и в каждом человеке. Есть ли выход из этого замкнутого круга одних и тех же проблем, существующих внутри и снаружи? Где же этот выход? Если все ваши попытки решить эти проблемы, конфликты ничем не кончаются, ничего не меняется. Ваши годы проходят, но ничего не меняется. Вы смотрите во внешний мир и видите, что там то же самое, что во внутреннем; во внутреннем, то же самое, что во внешнем. Что делать? Есть ли что-либо, кроме этого? Если ничего, кроме этого нет, то тогда сколько бы лет ни проходило, десять, двадцать, пятьдесят, будет только повторение одного и того же.

Или есть что-то другое? То, что обычно называют жизнью — это единственное, что есть, или есть какая-то другая Жизнь, какое-то другое восприятие Жизни? Если есть какая-то другая жизнь, то может ли человек узнать ее? Здесь в теле, а не где-то там, после физической смерти. Здесь, сейчас можно ли узнать ее? Что это за жизнь? Кто-то говорит, что есть материальный план, кто-то говорит — есть духовный план. Они начинают спорить, кто более духовен, кто более материален и так далее. Всё время мы сталкиваемся с какими-то разделениями, какими-то двойственностями. Та жизнь, эта жизнь, этот мир, другой мир.

Можно ли, находясь здесь, в этой физической реальности, при этом одновременно быть еще в чём-то другом? Или это невозможно?

Некоторые философы пришли к выводу, что на самом деле всё бессмысленно. Нет никакого смысла во всей этой жизни. А может быть, выход надо искать не привычным способом? Выход нельзя найти умом. Другим органом нужно искать.

Где этот орган? Существует ли он вообще? Если вы скажете какому-то человеку, что есть еще какой-то орган и что надо что-то искать, как он на вас посмотрит?

Тот, кого это мучает, я думаю, задумается над этим и попробует всё-таки найти выход.

Готовы ли вы к тому, чтобы увидеть что-то новое, неизвестное? Можно очень долго изучать разные вещи, разные фрагменты, разные аспекты. Но если за всем этим ничего больше нет, то это всего лишь интересное интеллектуальное занятие. Но из него выхода никакого нет. Есть возможность только менять обертки, есть возможность менять какие-то формы, есть возможность менять какие-то предметы рассмотрения, и всё. Больше ничего. Вы просто вспахали одно поле, а потом перешли на другое. Вы можете сказать: «Да. Этих полей очень много. На наш век хватит. Там еще очень много. Буду пахать, пока всё не перепашу. По крайней мере, надо чем-то заниматься, коль уж я родился. Будем пахать эти поля. Будем обрабатывать эти темы. Будем рассматривать разные ракурсы».

Это не философский вопрос. Это чисто практический вопрос. Ведь это самое главное, это самая суть. Потому что, если нет ничего другого, то зачем всё это? Но если есть, то как туда попасть?

Со своего истинного Пути к самому себе сходят те, кто не смог или не захотел почувствовать вкус Той Жизни, прикоснуться к ней.

Может ли ваш ум помочь вам преуспеть в этом предприятии? Нет. Ум может подготовить вас только к тому, чтобы сбежать подальше от той Жизни. Это не та жизнь, в которой он может жить и хочет жить. Он никогда не купит билет в ту жизнь. Если это произойдет, то это произойдет не благодаря ему, а вопреки.

Тогда возникает вопрос: если это происходит не благодаря уму, а вопреки уму, то благодаря чему же это происходит? Это не праздный вопрос. По крайней мере, для меня это очень не праздный вопрос. Благодаря чему же это может произойти?

Я не могу сказать, я не знаю, с кем, когда и как это может произойти. На мой взгляд, это совершенно невозможно заранее спланировать. Но я вижу только одно, что какие-то люди идут к этому, какие-то люди сходят с дистанции.

Почему какие-то люди идут? Что в них такое, что ведет их? Мне кажется, что это никак не ум. Ум сводит человека с этого пути. Ум сводит человека с этой дистанции, а ведет по ней что-то совсем другое.

Возможно, что начинается это с понимания того, что ты ничего не знаешь, ни о себе, ни о других, ни о мире вообще.

Когда ты вдруг понимаешь, что ничего не знаешь, когда это действительно происходит, то это шок. Это идет через боль. Ум хочет всё определить. Он хочет всё предвидеть и объяснить. Но это надо увидеть в себе, в мелочах своей жизни.

Он цепляется за очень разные вещи, причем в каждом из нас он цепляется за что-то свое. Нет двух похожих людей, у которых совершенно одинаковые зацепления ума. Поэтому нет одних и тех же путей. Человек может отказаться от одного, второго, третьего, но оставить себе что-то четвертое. И вот в этом он будет находить отраду для личности, для ума. Он скажет: «Ладно, это мне неизвестно и это мне неизвестно, но я точно знаю, что приду в семь часов в квартиру, которая называется моим домом, и ничто мне не помешает выпить чашку чая».

Что-то человек оставляет себе. То, в чём он хочет быть точно уверен. Например, он говорит себе: «Эти люди меня не уважают. Но у меня есть один человек, который, я знаю точно, меня уважает».

Ум никогда не купит билет в ту Жизнь. Потому что та Жизнь совершенно другая. Это Жизнь, в которой ты не можешь ничего определить.

Прикоснуться к той Жизни — это значит хотя бы на мгновения не знать ничего, совершенно ничего.

Но, так как наши головы переполнены знаниями всяких родов и всяких сфер, то не знать ничего для человека, переполненного этим, — это что-то невообразимое. Это не просто страшно и непривычно, это что-то невообразимое в том смысле, что вообразить это просто невозможно. Вы отказались от чего-то одного, но, оказывается, у вас есть еще очень много другого. Человек говорит: «Сколько же еще, я устал. В конце концов мне та Жизнь и не нужна. Что же это такое: я сколько лет уже отказываюсь от всего, а, оказывается, у меня что-то еще есть». Есть люди, имеющие такую страсть, что идут до конца. И есть люди, не имеющие такой страсти. Только великая страсть может привести к тому, чтобы прийти туда.

Что обычно хочет человек? Например, если он учится, то он хочет, чтобы ему дали диплом. В этом случае он считает, что не зря провел время. Теперь с этим дипломом он будет хорошо зарабатывать или иметь больший вес в глазах других. Смотрите, как хорошо. Вся жизнь человека, вся его устремленность направлена на то, чтобы получить больше для своей личности чего-то, что ее увеличит и укрепит. Мы приобретаем знания, вещи, отношения, уважение. Мы вкладываем силы только в то, что потом дает видимую для личности отдачу.

Здесь же совершенно другое. Огромная страсть, направленная на то, чтобы отпустить всё это. Полная противоположность тому, что делает ум. Отпустить всё, что было накоплено! И речь идет даже не о вещах, а об избавлении от привязанности к убеждениям. Если ты серьезно относишься к этому и понимаешь необходимость такой работы, ты не станешь держаться за то старое, что у тебя было. Ты не станешь удерживать то знание, которое у тебя было, привязанность к теории, к представлению и так далее. Тебе приходится отказываться, но твой ум будет возмущаться. Он скажет: «Всё, хватит, поиграли. Больше мне это не нравится». Ум играет в эти игры до тех пор, пока он что-то получает для себя, но если он перестает получать, то уже не захочет этого.

Откуда же идет эта страсть? Страсть человека, который отпускает всё, что у него есть.

Она происходит из того, что больше и сильнее, чем ум.

Благодаря этой страсти можно прикоснуться к чему-то реальному, к той самой Жизни. Это великая возможность, данная всякому человеку. Если ты никогда не прикасался к ней и не знаешь ее вкуса, то для тебя всё это будет просто разговорами. Интеллектуальными разговорами, которые ты будешь вести до тех пор, пока твой интеллект этим интересуется. Если ты узнал, почувствовал вкус той жизни, настоящей жизни, то ты не можешь уйти от нее. И тогда рождается эта страсть. Эта страсть может преодолеть всё. Эта страсть, как человек, который тонет и тянет руку, чтобы схватиться за ветку дерева и спастись. Его течением уносит, а он всё равно стремится спасти себя. Вот Страсть. Страсть Жить. Мы это видим в жизни. Когда человек начинает тонуть, когда он может умереть, в нём рождается великая сила, великая страсть, если он, конечно, не сдается. Он будет тянуть руку, для того, чтобы вытащить себя. Вот о какой страсти я говорю.

У большинства людей она проявляется только в моменты, когда они могут потерять тело. Я же говорю о другой страсти, которая проявляется тогда, когда тело, на самом деле, находится в нормальном состоянии. Большинство людей скажет: «Зачем тянуть руку? О какой страсти ты здесь говоришь? Со мной всё в порядке. У меня квартира, деньги, дача и всё такое».

Откуда же эта страсть? Куда он стремится? Он борется за Жизнь, он хочет Жить. Кому-то это может показаться очень странным, когда живой человек имеет страсть Жить. Для него же это всё равно, что спасение для тонущего, свобода для заключенного. Кто глотнул того воздуха, тот будет всегда стремиться к нему. Он не сможет жить без того воздуха.

Что же это за Жизнь такая? Почему столь сильная страсть может быть у того, кто глотнул того воздуха? Что там? Можно ли это объяснить кому-то, кто не вдыхал этого, не прикасался к этому? Как объяснить это? Объяснить это с помощью ума уму невозможно.

Это можно объяснить, только дав человеку возможность самому глотнуть того воздуха, если он, конечно, этого захочет. Когда он это попробует, ему уже ничего объяснять не надо.

Разница только в этом. Кто-то глотнул и прикоснулся, кто-то нет. Тот, кто не прикоснулся, будет просто об этом разговаривать.

Но можно ли войти туда через ум? Будет ли ум покупать туда билет? Нужна ли ему та Жизнь?

Ведь в этой жизни он самый главный. В разработке технологий научно-технического прогресса, технического знания только ум может сделать что-то. Сделать он может очень многое. Это аппарат, который может делать великолепные технические вещи: летательные корабли, машины, роботов. И это его сфера, это его вотчина.

Но там что-то совершенно другое. Там это всё не нужно. Что там? Мы говорим «там». Трудно обычным языком выражать такие вещи. Мы говорим Там, но ведь эта Жизнь Здесь.

Просто мы, как слепцы, — не видим, не замечаем ее. Она у каждого внутри, только он не видит ее.

Исследуя свой внутренний мир, вы можете увидеть, что вы создали его по образу и подобию материального мира и поэтому ум там господин и хозяин. Но ведь на самом деле он слуга. Он может быть очень хорошим слугой, но не должен быть хозяином. Обрести истинного хозяина — это значит вспомнить себя, вернуться к себе. Именно это и есть то самое главное, ради чего мы здесь живем.

Жизнь, о дыхании которой я говорил, она так мудра, она так любяща, что ни с чем не может быть сравнима в этом. Она дает шанс, возможность человеку узнать самого себя. И в этом величайшая возможность, в этом величайшее видение — увидеть эту возможность и использовать ее. Всё, что нужно человеку, она дает. Но только человек не видит этого, потому что пытается смотреть привычным для него физическим зрением, личностным взглядом на Жизнь.

Где та Жизнь? Она везде. Этой Жизнью пропитано всё. Всё, что есть, и есть она. Она есть суть всех вещей. Та Жизнь пронизывает всё, всё, что мы видим, всё, что мы слышим, всё, что мы чувствуем, и всё, чего мы пока не видим, не слышим, не чувствуем. Всё пронизано этим. Она и есть Всё.

Но как же ее увидеть, как туда попасть? Какие условия для этого лучше всего подходят? Мы и есть те самые условия. Жизнь каждого человека — это и есть условия, в которых он имеет возможность стать осознающим. Животные не имеют этой возможности, растения не имеют этой возможности, минералы не имеют этой возможности, а человек имеет. У животного нет личности, у него есть рефлексы, у него есть свои удовольствия и боли, у него есть законы, по которым он живет, законы природы. Но у него нет возможностей, которые есть у человека.

Вы никогда не обращали внимания на глаза домашних животных? Они уже не в диком животном мире, но еще и не в человеческом. Есть псы, у которых очень печальные глаза. У диких животных не бывает таких глаз. У них бывают злые глаза, еще какие-то, но печали, грусти не бывает. А глаза лошадей никогда не видели? Они бывают очень печальные. Чем эти животные отличаются от других, таких же, как они, но только диких?

Они прикоснулись к чему-то, что им непонятно. Они прикоснулись к человеку. Может быть, они начинают что-то чувствовать, что им совершенно незнакомо, неизвестно, — то, что относится к человеческому миру. Может быть, у них возникает в связи с этим какой-то импульс, но у них нет возможности его реализовать. У них очень трагичное состояние. У них есть чувствование чего-то, что выше их понимания, но нет возможности это реализовать.

У человека есть такая возможность, он может это реализовать, и эта возможность может быть реализована не в каких-то специальных пробирочных, лабораторных условиях, в условиях Гималаев, в условиях кельи или еще чего-то такого, а в тех условиях, в которых данный человек живет. Мы уже находимся в необходимых нам для этого условиях. Если мы действительно хотим вдохнуть того воздуха, то именно отсюда надо брать старт, с того самого места, где ты сейчас находишься.

Я не знаю, почему некоторые люди так стремятся к Жизни и почему какие-то другие люди совершенно к ней не стремятся.

Та Жизнь — это Жизнь, в которой ты всё время сталкиваешься с неизвестным. Поэтому ум сопротивляется, он не хочет этого, не хочет признать наличие чего-то, что он не может узнать, что он не может планировать, где он не может быть главным. Это самый сложный момент. Это самый основной момент. Жить не зная, не думая.

Я не говорю о том, что я совсем не использую ум. Например, когда я перехожу дорогу, я совершаю определенную умственную операцию по оценке обстановки. Я пользуюсь компьютером и обдумываю, как лучше расположить текст и так далее. Я занимаюсь многими техническими вопросами, которые я обдумываю. Я не отрицаю функции ума в этом. Они важны, они необходимы. Я говорю о «Жизни, не думая» в другом смысле. Мне бы очень хотелось, чтобы это было понято, чтобы я смог это как-то передать.

Если долго заниматься техническими вопросами, то ум опять возобладает, он очень активен. Почему некоторых людей называют трудоголиками, почему им нужна эта активность? Потому что ум всё время активен. Он всё время работает на полных оборотах. Когда эти полные обороты не проявляются в каком-то действии, то человеку становится плохо. Поэтому человеку всё время нужно что-то делать: читать газету, перекладывать вещи с места на место, копать что-то, говорить с кем-то, ему нужно заняться какой-то деятельностью. Он сам себя загружает всё время. Когда ум постоянно и непрерывно действует, решая все эти проблемы, которые он же и создал, вы, в конце концов, можете забыть, что есть что-то другое, что вы когда-то что-то вдыхали, что когда-то появлялось что-то другое.

Путь — это как движение по канату. Если вправо тебя повело, то ты упадешь, влево повело, ты тоже упадешь; надо идти прямо по канату. Ты ум и используешь, и в то же время ты его отключаешь. Это движение на границе, это жизнь на границе, движение по канату.

Упал в «материальность» — кроме ума, уже ничего нет. Ты решаешь свои технические проблемы очень успешно, но ты уже упал.

Упал в «духовность», — тогда вообще непонятно, живешь ты здесь, или не живешь. Видите, какое интересное существо — человек.

А как идти по канату? У вас не возникал такой вопрос? А ведь это вопрос не теоретический и не философский, он очень практический. Если человек шагает по левой стороне, то у него одни вопросы. Если человек шагает по правой стороне, то у него другие вопросы. А если человек идет посередине, то у него уже совсем иные вопросы.

В школе я занимался авиамодельным спортом, мы делали планеры. Это такой самолетик с крыльями, но без мотора. Вот как проводятся соревнования планеристов. Человек, который сделал планер, дает его другому, а сам держит длинную леску за один конец, а другой крепит к планеру. Дальше они оба начинают бежать. В какой-то момент планер начинает подниматься. Планер поднимается, и надо бежать и тянуть его. Если ты слабо тянешь, то леска проваливается и болтается, и планер начинает опускаться. Надо сделать так, чтобы этот планер поднялся как можно выше, попал в воздушный поток и начал движение вверх, набирая высоту. В этот момент ты чувствуешь, как планер вырывается из твоих рук, и тогда надо резко дернуть на себя леску. Конец лески, который крепился к планеру, отрывается от него и падает, и планер летит сам. Он планирует. Планирует уже свободно.

Смотрите, какая интересная аналогия. Вы доводите его до пика, он рвется в небо, и вы больше не удерживаете его, вы добровольно отпускаете. Смотрите, какая большая разница по сравнению с движением на автомобиле, на велосипеде, бегом, пешком и так далее, — всем, что связано с прикосновением с землей и тем, что называется летать.

Вроде воздух один и тот же везде, а посмотрите, как по-разному летают птицы. Как летает орел? Он летит и машет крыльями, а потом вдруг замирает, крылья расправляются, и он начинает парить кругами. Он не прикладывает никаких сил, никаких усилий, он просто парит. Он находится в каком-то потоке, воздушном потоке и может очень долго парить.

Есть птица альбатрос. Она преодолевает очень большие расстояния. Это сильная птица. Но даже такая сильная птица не может долго лететь, прикладывая усилия. Она находит какие-то воздушные потоки и в этих потоках парит. Есть разница между движением с усилием и движением без усилия? Когда человек идет или бежит, в особенности в гору, то он преодолевает силу трения, и за счет нее он получает отталкивающую силу. Он давит на землю, земля давит на него. И чем сильнее он на нее давит, тем сильнее она его отбрасывает.

Это аналогия жизни ума — всё время с усилием. Я давлю, и на меня давят. Чем я сильнее давлю, тем на меня сильнее давят, тем больше я могу пробежать. А вотптица парит — никакого усилия, полная тишина.

Всё это аналогии, наблюдая за которыми, мы можем что-то понять. Через парящего орла мы можем прикоснуться к той Жизни. Ведь он следует ее законам, когда парит. Когда он прикладывает усилия для того, чтобы схватить какую-то добычу, поднять ее, тащить, это уже другое. Орел имеет очень большую силу. Он может схватить очень большую добычу, значительно крупнее его. Он может поднять ее. Но этот же орел может не иметь ничего в когтях, он может отпустить всё и парить. Может ли это человек? Можете ли это вы?

Орел может схватить барана и поднять его в воздух, но заставить его летать он не может. Правда он может сделать так, что тот полетит сам, для этого надо просто разжать когти. Для барана это будет последнее впечатление в его жизни. Если же у барана вырастут крылья, то он уже будет не бараном. Если обычный баран будет пытаться летать, то для него единственный способ — это забраться куда-нибудь повыше и прыгнуть. Может, от него потом ничего и не останется, но он полетает. Как маленьких птиц учат летать? Некоторые птицы просто выталкивают своих птенцов из гнезда, и те вынуждены лететь, так они узнают, чтоу них есть крылья и что это значит. Есть ли у вас крылья? Крылья не появляются просто так. С какой стати у человека появятся крылья, если он никогда не хотел летать?

Почувствовать вкус той жизни — это значит почувствовать вкус неизвестности. Ты не знаешь, ты не пытаешься ничего объяснять. Ты просто живешь.

Целостное видение и предназначение человека

Что такое целостность? Возьмем наиболее близкую нам целостность — наше тело. Тело представляет из себя целостность. Оно состоит из множества клеток. Эти клетки образуют определенные органы. Эти органы в человеческом теле выполняют определенные функции. Почему мы можем ходить? Потому, что у нас есть ноги. Почему мы можем дышать? Потому, что у нас есть система дыхания. Почему наши клетки снабжаются кровью? Потому, что у нас есть система кровообращения. Почему мы можем думать — у нас есть мозг. Любой орган, любую систему, состоящую из этих органов, мы можем рассмотреть с точки зрения определенных функций, которые необходимы для существования нашего тела. Если бы хотя бы одна из функций, которыми наделен наш организм, была бы выключена, то весь организм был бы уже совершенно другим.

Человеческое тело — это что-то потрясающее. Это действительно потрясающее, так как оно целостно и гармонично. Оно становится негармоничным из-за постоянного вмешательства фрагментарного ума. Но, если мы приведем ум в соответствие со всем остальным: с телом, с чувствами, — тогда опять восстановится эта прекрасная гармония организма. Сам организм очень гармоничен, очень прекрасен. Этот организм имеет органы, которые выполняют определенные функции. И эти органы состоят из клеток.

Каждый человек и человечество в целом являются также частями некоторых других больших целостностей. Всякая часть входит в какую-то целостность. В какую целостность входит человечество? Сама целостность является частью какой-то другой, большей целостности. И это бесконечно. В какую целостность входит человек? Человек может входить в разные целостности. Например, в нацию, в страну, в человечество. Человек — это представитель человечества, какая-то его часть. А человечество является частью Земли. Если рассмотреть Землю как целостность, то это существо, в котором человечество выполняет определенную функцию.

Каждый человек имеет определенную задачу. Как орган в человеческом теле имеет определенную задачу, так и человек, входящий в человечество. Он может ее понимать, может ее не понимать, но не может ее не выполнять. Часть не может работать против целого. Если часть перестает выполнять свою роль в этой целостности, то она становится ненужной этой целостности.

Она может быть просто бесполезной или вредной. Например, раковая клетка может разрушить весь организм. Тогда либо организм выбрасывает эту раковую клетку, либо раковая клетка порабощает этот организм.

Каким образом каждая часть, которая входит в определенную целостность, выполняет какую-то свою задачу? Если мы рассматриваем человека как часть человечества, а человечество как некий орган такого существа, как Земля, то у каждого человека есть своя задача. Можно предположить, что человечество является мозговыми клетками Земли. У человека есть мозг, и там есть клетки, и их большое количество, и между ними происходит взаимодействие. Представьте себе — это интересная аналогия. Она может сделать некие вещи видимыми, более понятными. Сказано: «Человек, познай себя!». Человек, познавший себя, познал законы Мироздания, так как в нём есть всё.

Мы разбирали, как действует ум, как он создает страдания, в которых мы живем. Познать себя — это значит выйти за пределы ума, но для этого необходимо его очищение. Очищение памяти от той эмоциональной нагрузки, которую несет записанная в клетках мозга информация. Так ведь то же самое относится и к Земле. Земля — это развивающееся существо, она тоже проходит свой процесс роста и изменения. Каждый из нас, как клетка мозга Земли, выполняет в связи с этим свою работу. Мы рассматриваем Землю как существо, но существо совершенно другого масштаба по отношению к человеку. Человек — это то, что входит в это существо как часть. Это существо общается и взаимодействует с существами ее же масштаба, и то, как это происходит, мы не можем знать. Но мы можем увидеть по аналогии определенные вещи, которые там могут происходить, наблюдая их в самом себе.

Человек является частью какой-то большей целостности. И у него, как у части такой целостности, есть определенная задача, которую он выполняет. Эта задача есть у каждого человека. Насколько хорошо мы понимаем свои задачи?

Если спросить обычного человека: «Что важно для тебя?», он скажет, например, что для него важно зарабатывать деньги, чтобы содержать себя и семью. Может быть, он создал какое-либо предприятие, и для него важна работа по поддержанию этого предприятия. Может быть, он входит в какую-то общественную или политическую организацию и выполняет там какие-то функции. Он рассматривает себя как личность, которая имеет какие-то определенные обязательства перед теми или иными большими целостностями, в которые он входит. Это обязанности определенного личностного плана. Вся жизнь личности состоит из такого рода обязанностей, которые она имеет перед теми или иными организациями, людьми и так далее. Она их выполняет или не выполняет. Но сейчас я бы хотел коснуться вопроса большего предназначения человека.

Есть ли у человека большее предназначение? Ведь человек — это не только личность, а значительно больше. Личность — это лишь образы и представления, запрограммированные в уме. Если же человек выходит за пределы ума, то, может быть, он сможет осознать что-то другое, какое-то такое свое предназначение, которое выходит за рамки обычного представления о том, что должен или чего не должен делать человек в своей жизни. Но для этого надо самому почувствовать вкус того другого, той жизни. И тогда, возможно, он уже более осознанно будет двигаться к какой-то другой цели. К цели, не ограниченной представлениями о семье, экономических или политических организациях и так далее. Может быть, тогда он начнет понимать свое предназначение, как Человека с большой буквы, — не личности, а Человека. Может быть, то целостное видение, которое он приобретает, и позволит ему осознать задачу, с которой он пришел сюда.

Человека можно сравнить с музыкальным инструментом, например, со скрипкой. Сама по себе скрипка, когда она лежит в футляре, и ее никто не трогает, это просто набор каких-то струн и дерева определенной формы. Но если ее берет в руки музыкант, причем хороший музыкант, и начинает играть какую-то прекрасную вещь, например, Бетховена, то эта скрипка оживает, она начинает звучать. Та скрипка, которая была просто набором каких-то частей, теперь вдруг начинает звучать и становится потрясающей музыкой. Можно ли отделить эту музыку от скрипки, или это становится чем-то единым: скрипка и музыка, которую она издает? Но, когда кончается эта музыка, и музыкант кладет скрипку в футляр, она опять становится просто набором каких-то деревяшек и струн, хотя только что это было что-то потрясающее. Именно в тот момент это стало чем-то единым. Может ли произойти то же самое и с человеком?

Личность человека является набором каких-то привычек, черт характера, и в связи с этим она выполняет какие-то свои обязанности, имеет ответственность и так далее. Что за мелодию она исполняет? С каким инструментом ее можно сравнить? Какую мелодию может исполнить этот инструмент? Мелодию вины? Долга? Обиды? Возмущения? Ненависти, гнева, ревности? Вот какую мелодию исполняет личность. Вот как вибрируют ее внутренние струны. Но может ли человек исполнять другую мелодию, не имеющую никакого отношения ни к ревности, ни к страху? Может ли этот инструмент стать таким, чтобы иметь возможность сыграть прекрасную симфонию Вечности, настоящей Любви, Мудрости? Мне представляется, что это является самым важным и самым главным. Это и есть выражение той страсти, которую имеют некоторые люди, пытающиеся выйти за пределы ума. Это и есть страсть к тому, чтобы стать созвучным Великой Мелодии Вечности. Когда человек становится таким инструментом, и его струны могут вибрировать в резонансе с этой Великой Мелодией, тогда он становится одновременно и тем, кто исполняет, и инструментом, и самой этой мелодией. А если таких людей несколько, то через одного выражается одно, через другого другое, через третьего еще что-то.

Чем отличается исполнение какой-то прекрасной вещи одним музыкантом от исполнения ее оркестром? Один скрипач выходит и играет. Это может быть великолепно. Но если эта мелодия исполняется оркестром, где расписана партитура каждого музыканта, где всё учтено для каждого инструмента, где есть не только скрипка, но и много других инструментов, дающих свои оттенки, вносящих что-то свое, тогда это становится чем-то совершенно другим. Хотя вроде бы та же мелодия, но это нечто потрясающее, это великолепное созвучие.

Тот, кто Видит, кто понял свою задачу, чувствует ее, исполняет эту мелодию. Но представляете, как потрясающе, если этот человек не один, если их по крайней мере несколько, то это уже получается некий оркестр из нескольких человек, исполняющий Ту Великую Мелодию. А если их не пять, не шесть, не десять, а если их уже тысяча, две тысячи, если таких людей становится всё больше и больше, тогда эта мелодия всё глубже проникает сюда из тех сфер, и звучание ее становится слышным даже для тех, кто туг на ухо.

Именно так неизвестное проникает в эту сферу, где всё уже известно, где всё крутится по одним и тем же кругам. Может ли глухой услышать что-то? А если все глухие? Возникает ли вопрос о чём-то неизвестном, о чём-то другом? Но, если среди них появляется кто-то, кто хочет слышать, и если таких людей становится больше, и то, что они слышат, начинают исполнять, то это уже распространяется, оно уже есть в этом мире. И какие-то люди, которые, может быть, не слышали ничего, в какой-то момент начинают слышать что-то незнакомое, какую-то незнакомую мелодию, и они останавливаются и слушают ее. Это одна из возможных аналогий предназначения Человека. А вот другая.

Человек научился использовать электричество в своих целях, но это не означает, что человек понимает, что же такое электричество, что такое ток? Что такое электрический ток? Ведь понять суть электрического тока — это понять очень многое. Возможно, человек и естьпроводник между тем и этим миром.

Вот лампочка. Что это такое? Есть некая проволочка того или иного свойства и качества, и, когда между ее концами есть разность потенциалов, тогда по ней идет ток, и она начинает излучать свет. Есть разность потенциалов и что-то, что называется проводником. В этом проводнике происходят какие-то изменения, он начинает или светиться, или нагреваться, или еще что-то. Не является ли человек тем самым проводником, который находится одним своим концом здесь, в так называемом материальном мире, а другой своей стороной в мире нематериальном? А если человек западает на одну из этих сторон, то что будет происходить?

Например, если мы возьмем аккумулятор и какой-то проводник — проволоку. Один конец проволоки приложим к минусу, но плюс не будет замкнут. Пойдет ли ток через эту проволоку? Нет, не пойдет. Если мы приложим ее к плюсу, а к минусу не приложим, то тоже ничего не произойдет. Только в том случае, если мы приложим ее одновременно к плюсу и к минусу, по ней пойдет ток. Так вот, если человек западает на «материальность», то через него не идет ток, если же он западает на то, что называют «духовность», то через него тоже не идет ток. Если же он находится и там, и там одновременно, через него идет это напряжение, идет этот ток. Может быть, в этом и есть основное предназначение человека. Проводить этот ток. Конечно, это аналогия, но в ней есть свой смысл.

Проводники бывают очень разные. Чем характеризуется проводник? Сопротивлением. Если очень велико сопротивление проводника, то, когда через него идет ток, он начинает сильно нагреваться. Если у него плохое соединение, или проволока надорвалась, начинается искрение. Это всё аналогии, но они помогают лучше понять то, что происходит с человеком.

Есть люди, с которыми что-то начинает происходить, исходят какие-то вибрации, но они не понимают, не знают, куда направить эту энергию, с кем взаимодействовать, как это передавать, и тогда может случиться короткое замыкание. Я видел такие случаи, когда от человека идет ток, от него даже что-то воспламеняется, он является как бы неким силовым узлом, но этот узел не наладил необходимой связи, не знает куда направить энергию. Всё со всем связано, и это не просто фраза. И если идет этот ток, то очень важно его направлять правильно.

В чём задача человека? Может ли он ее понять? Мы видим, что задачи перед человеком очень разные. На личностном уровне они определены, а если нет, то вам помогут их определить. Вам скажут, что нужно делать, например, жена, муж, начальник, политики, родственники и так далее. Вас без задач не оставят. Но те ли это задачи, которые вы действительно хотите выполнять, те ли это задачи, с которыми вы действительно сюда пришли? Но чтобы узнать задачи другого масштаба, не личностного, их нужно увидеть, для этого нужно обладать Видением. Для этого нужно проделать всю ту работу, о которой здесь говорится. Нужно убрать всё то, что мешает нам действительно видеть, и тогда, возможно, возникнет видение, которое покажет вам многие вещи, в том числе, и это.

Разум — осознание человечества

Что я имею в виду, когда говорю — Разум? Есть Разум, который является целостным. По тому, что мы видим, сознание человека и человечества не является целостным, оно фрагментарно. Иначе не было бы этих страшных войн, конфликтов, постоянных противоречий, борьбы каждого с каждым вовне и внутри себя. Так вот, если нет этого разума, тогда на самом деле всё бессмысленно, потому что всё кончается одним и тем же: разделением, болью, страданием. Но есть ли этот Разум? И если есть, то может ли быть воспринято его влияние людьми? Может ли он изменить сознание человечества?

Если мы предположим, что есть такой Разум, то как он может войти в человека? Какие условия нужны для того, чтобы он мог войти и оказать влияние на конкретного человека и человечество в целом?

Может ли он войти в сознание человечества, не затрагивая каждого конкретного человека в отдельности? Мне кажется, что это невозможно, потому что сознание человечества является совокупностью сознаний всех людей. Возможно, разум пока может входить только в определенные умы, готовые, ждущие и страстно желающие этого. И если Разум будет входить в эти умы, и этих умов будет становиться всё больше и больше, то, возможно, и сознание человечества начнет меняться в связи с этим. Но не от большего к меньшему, а от меньшего к большему.

Люди ждут. Они говорят: «Да, сознание человечества должно измениться. Да, что-то должно произойти. Да, кто-то придет и спасет нас. Мне не надо ничего делать. Кто-то придет и спасет меня». Возможно ли получить Разум за счет других? Или единственный способ для нас, если мы это понимаем, создать необходимые для этого условия в самих себе? Может ли Разум войти в ум человека, который фрагментарен, части которого постоянно конфликтуют сами с собой? Может ли войти в ум такого человека что-то разумное, целостное? Может ли оно пребывать там?

Может ли оно войти как-то частично? Может ли оно войти в какой-то маленький фрагмент, часть ума? Но ведь тогда оно не будет уже истиной, оно будет фрагментом. Значит, оно не может войти так. Оно может войти только в человека, который стал чистым сосудом. Поэтому вопрос Разума, Истины, Целостности — это вопрос воспринимающего инструмента, то есть самого человека, отсутствия в нём фрагментарности. Только в этом случае может что-то произойти, только когда он станет чистым сосудом, способным слушать и слышать.

Слушать и слышать — это единственное, что мы можем. Мы можем страстно желать услышать голос и зов Разума. Именно услышать, а не определять или классифицировать его. Можно только страстно желать, и услышать его, будучи внутренне совершенно пустым. Только тогда что-то может проявиться, тольков пустоту очищенного ума может войти Разум. Мы можем подготовить себя к этому, но для этого требуется страстное желание. Страстное желание может появиться только тогда, когда ты реально видишь, что происходит в мире и в тебе, как части этого мира. Если ты занимаешься философскими определениями, то они так далеки от него.

Увидеть реальность — вот что главное. И страстно захотеть услышать то, что ты не можешь знать, но можешь пережить. Философ хочет осмыслить свое существование, но эти «смыслы» на несколько лет, на несколько десятилетий. Смысл — это радость ума, это бесконечное повторение одного и того же. Всё это только для ума, для того, чтобы он мог обосновать необходимость собственного присутствия.

Кто хочет смотреть на свой ум со стороны? Люди отождествились с ним и перестали понимать, что ими движет. Но если человек, наблюдая за своим умом и видя его механизм, посмотрит на те же вопросы, о которых мы говорили, то он, может быть, придет к таким же выводам. И тогда он страстно захочет выйти из-под безграничного влияния своего ума. И тогда, может быть, он страстно захочет создать возможность в самом себе для того, чтобы влияние Разума могло войти в него.

От ясного видения к правильному действию

Целостное видение и есть действие. Посмотрите на человека, имеющего фрагментарное видение. Он совершает очень много всяких действий. Они совершаются как бы по кругу, много повторений. Да, мы делаем, мы каждый день что-то делаем. Мы тратим много энергии. Мы много лет что-то делаем. Куда же мы при этом движемся? Что же фактически происходит? Мы движемся чаще всего по кругу, по каким-то циклам. У каждого свой цикл, в пределах которого он движется. Может быть несколько циклов, но это движение всегда по кругу, при этом нельзя сказать, что человек ничего не делает. Есть люди очень активные, они очень много суетятся. Но вся эта суета, все эти поступки, все эти чувства, все эти мысли в результате приводят к движению по кругу, то есть он действует, очень много действует, но все его действия в результате приводят к тому, что он движется всё время по замкнутому кругу.

Ясное видение реальности происходящего выражается в правильных действиях и поступках. Это важно понять и почувствовать каждому, кто еще не утратил желания что-либо делать.

Я попробую показать некий аналог, который, возможно, поможет вам понять это, хотя до конца это можно понять только через свой личный опыт. Допустим, человек хочет попасть в какой-то город, предположим, в Крюково. Он считает, и кто-то ему это подтверждает, что тот находится на севере. Тогда он предпринимает достаточно большие усилия, чтобы туда добраться. Это ему сложно, допустим, у него нет денег. Он идет пешком, потом едет автостопом, то есть он потратил много усилий на то, чтобы добраться до этого места. Потом выясняется, что на самом деле это не то Крюково, которое, как он считал, ему нужно. Это другой город, хотя с тем же названием. А тот город, который ему действительно нужен, находится на юге, и с тем местом, где он был в начале своего пути, совсем рядом. Так вот: этот человек имел неверное видение, и совершил много действий, которые, на самом деле, не привели ни к чему. Если бы он имел правильное видение, то ему не нужно было бы совершать эти ненужные действия. Из этого примера мы можем видеть, что правильное видение исключает очень много ненужных действий и усилий. Как мы говорили, если посмотреть беспристрастно на жизнь человека, то можно увидеть, что он совершает очень много действий, и все они приводят к тому же самому, с чего он и начинал.

Видеть что-то правильно — это значит попасть в ту суть жизни, которая является целостной, в которой всё со всем связано.

Вот река. Она течет. Допустим, вы знаете, что течение реки вынесет вас туда, куда вам нужно. У вас есть это видение, и вы знаете, что это действительно так. Если сейчас вы просто войдете в эту воду и расслабитесь, то течение вынесет вас туда, куда вам нужно. У вас при этом есть видение, и вы не действуете активно, вы не пытаетесь грести, прикладывать большие усилия, куда-то плыть и так далее. Вы просто расслабляетесь, и река сама приносит вас туда, куда вам нужно. Другой человек, не имеющий этого видения и считающий, что для того, чтобы ему попасть туда, куда, как ему кажется, нужно, надо преодолеть это течение, преодолеть эту реку. Он будет прикладывать очень много усилий, и ему кажется, что в результате этого он попадет, куда хотел. Но на самом деле он попадет не туда, куда ему было нужно. А вот того, кто имеет правильное видение, само течение принесет туда, куда ему нужно. Но ведь это надо увидеть, и когда человек это видит, тогда ему не нужно суетиться.

Обычно человек ставит какие-то цели, чтобы удовлетворить желания своей личности. Чтобы достичь этих целей, он начинает прилагать массу усилий, считает, что ему придется конкурировать с другими личностями. Причем чем больше он этого хочет, тем больше усилий прикладывает. И что же происходит, когда он в конечном счете этого достигает? При этом многие так и не достигают этого в процессе всей своей жизни. Они ставят такие цели, которые достичь просто невозможно. Они продолжают наращивать усилия даже тогда, когда уже получили что-то. Например, человек решил стать богатым. Он получает 500 долларов в месяц. Дальше он хочет получать 5000 долларов. Представление о богатстве изменяется в соответствии с увеличением его доходов. Он хочет всё больше и больше, и так до бесконечности. Это касается не только денег, но и всего остального, что может желать личность. Это бесконечная гонка, бесконечные усилия. Они связаны с тем, что у человека такое видение, и ему кажется, что это надо делать, для этого нужно прилагать постоянные усилия.

Мы видим, что большинство людей не хотят менять своего видения, а просто действуют с большей или меньшей активностью в жестких рамках имеющихся в обществе взглядов. Понять, что видение есть действие, возможно только для того, кто готов изменить привычный для него взгляд на жизнь. Правильное видение показывает человеку то, что ему действительно нужно. Он видит это, и при этом он попадает в сферу, где законы жизни не такие, как мы обычно себе представляем, они совершенно другие. Человеку не нужно прилагать никаких усилий, чтобы получить то, что ему действительно нужно. На самом деле человеку нужно прилагать очень большие усилия, чтобы получать то, что ему не нужно. Чем больше усилий прилагается, тем он на самом деле больше стремится к тому, что ему в действительности не нужно.

Это очень парадоксальный и непривычный взгляд. Немногие люди согласятся с этим. Это взгляд из целостного мира. Если человек имеет целостный взгляд, то он видит, насколько мудра жизнь. Она не требует никаких усилий, чтобы что-то происходило. Такой человек и есть сама жизнь. Он и есть то, что происходит, и тот, с кем это происходит. Требуются ли какие-нибудь усилия от скрипки, на которой играет музыкант? От самой скрипки? Требуются? Струны должны прикладывать какие-нибудь усилия, чтобы получилась мелодия? Нет, не должны. Скрипка играет. Она издает эти звуки, и с ее стороны не требуется никаких усилий. Она есть такая, какая она есть. И эта великая мелодия исполняется ей такой, какая она есть. А кто является великим музыкантом, который исполняет эту великую мелодию? Это и есть Жизнь. Жизнь — это и музыка, и инструмент, на котором исполняется эта мелодия.

Возможно, кто-нибудь скажет: «Но ведь человек не свободен от общества, от его законов. Сможет ли он сыграть эту мелодию жизни?»

Он может играть только ту мелодию, которую он сам из себя представляет. Если он представляет из себя инструмент, на котором могут играться только мелодии ревности, страха, достижения, агрессии, то есть того, чем он живет в данный момент, те эмоции, которые он испытывает, то это и есть единственно возможная для него музыкальная тема.

Такой человек не способен плыть по течению реки Реальности. Всё дело в этом. Ведь та река, о которой мы говорим, не имеет привычных берегов, недостаточно доехать до Москвы-реки, раздеться и плюхнуться в эту воду. Здесь так не получится. Чтобы выйти на берег этой реки, надо стать другим. Чтобы увидеть эту реку, надо стать другим. Только человек, страстно желающий стать целостным, может увидеть эту реку и войти в нее. Это те области, которые не видны обычным физическим зрением, и поэтому не могут быть доступны для всех. Эта река не видна для многих не потому, что они не могут ее увидеть, а потому, что не хотят. Есть люди, которые довели себя уже до такого состояния, что увидеть ее не могут. К сожалению, таких немало.

Есть состояние, из которого человек уже не может попасть туда. Я имею в виду не какую-нибудь эпизодическую ситуацию, а состояние его организма на данный момент. Некоторые люди настолько все разрушили внутри себя, что собрать уже ничего невозможно. Если скрипку взять и шарахнуть об стенку, то проще сделать новую, чем собирать эту. Так вот, некоторые люди находятся в состоянии полной разбитости, и собрать из них что-то целостное уже невозможно. Есть и другие люди, которые просто рассогласованные, их струны не натянуты, какие-то порваны или еще что-то, но всё-таки из них еще можно сделать что-то целостное.

Но не придет тот мастер, который сделает этот прекрасный инструмент. Только сам человек может быть этим мастером. Для этого нужна большая страсть. Страсть стать тем инструментом, на котором может быть исполнена мелодия настоящей жизни. Многие на это скажут, что кругом играются определенные мелодии, и зачем я буду настраивать себя на какие-то другие, неизвестные. Тогда я стану таким инструментом, который вообще здесь не нужен. Действительно, если ты настроен на что-то другое, ты уже не будешь исполнять старые мелодии, мелодии боли, грусти, ненависти, злобы. И твой инструмент уже не будет исполнять это. В нём уже не зазвучит это. Это, конечно, вызовет у людей вопрос: «А кто ты, почему ты здесь находишься, а не с нами. Почему ты здесь находишься, а не участвуешь?» Если человек перестает исполнять партитуру, которая здесь принята, то это нечто странное. Представьте себе музыканта, который приходит в оркестр, где все играют строевой марш, а он начинает играть вальс. А может, его вальс будет настолько прекрасен, что люди, играющие марш, вдруг захотят играть именно его мелодию?

Человек хочет иметь и привычное, и неизвестное, и то, и другое, а это невозможно. А если приходится выбирать, чем жертвовать, то он пожертвует, скорее всего, неизвестным.

Очень много глухих и слепых людей. Они с удовольствием выпьют с вами и поговорят о чём-нибудь, о чём они говорят всегда, но на неизвестное они не откликаются. Они могут делать вид, но на самом деле они не откликаются. Вы хорошо можете увидеть, нужно ли это человеку или не нужно. Если человек становится таким инструментом, который настраивает себя на неизвестные мелодии, он уже не стремится к старому, известному. Кажется, Сократ сказал: «Как много вещей есть в мире, которые мне не нужны». Да, их бесконечно много. Огромное разнообразие вещей в мире. За всю жизнь ты не узнаешь всего этого. Но когда ваш инструмент настраивается на что-нибудь, не связанное с этим горизонтальным разнообразием, с этим количеством, а настроен на иное качество, то всё это становится как бы одного сорта, и всё это разнообразие становится однообразным.

Трудно объяснить, как можно отказаться от того, чем вы всегда пользовались. Это практически невозможно, если вы не предполагаете и не знаете ничего другого. Нужно почувствовать вкус этого другого. Словами это невозможно сказать. Я могу десять раз сказать: «Попробуйте не думать. Попробуйте сказать, не думая». Но это так и будут слова. Это не происходит сразу. На самом деле это происходит мгновенно, но для того, чтобы к этому прийти, нужно иметь очень большое стремление к жизни в неизвестном. Это состояние незнания. Жить в состоянии незнания… И это же состояние — знание всего. Это состояние вне ума. Поэтому возникновение такого состояния является шоком для ума. А быть в таком состоянии в течение определенного времени очень непросто для человека, привыкшего жить умом. В этом состоянии вы совершенно ничего не знаете и не собираетесь ничего узнавать относительно того, что будет с вами.

А что делает ум? Он всё время планирует по минутам, по часам, по годам. Всё планирует, выгадывает что-то, рассчитывает, смотрит: приятно ему это или нет. Но я говорю о другом. О видении жизни, в которой полностью отсутствует какое-либо планирование. Об этом можно говорить, но понять это можно только через собственный опыт. Только самому можно прочувствовать, увидеть, услышать, в этом надо находиться. Как объяснить человеку, который никогда не входил в воду, как нужно плавать?

Я уже говорил о глобальных стереотипах, присущих человеческому сознанию. Мне кажется, одним из таких стереотипов является убеждение в необходимости усилий. Возможно, вы обращали внимание на то, что многие, а, может быть, практически все ваши дела проходили в атмосфере усилий. Почему? Если вы убеждены в том, что всё дается только очень большими усилиями, то возникает соответствующая атмосфера. Тогда возникает очень сильное напряжение, идет очень сильный ток. Много энергии расходуется вхолостую. Может быть, вы это уже почувствовали? Это большое количество выделенной энергии — результаты усилий, которые возникают как реакция, как противодействие человека, который, с одной стороны, говорит, что он хочет узнать, услышать, сделать что-то, с другой стороны, какие-то его части очень сильно сопротивляются этому.

В каких ситуациях и как часто такой подход к делу проявляется у вас?

Действуй, не обдумывая

Возможно ли действовать, не думая? Это же совершенно непривычно. Это совершенно непонятно большинству людей. Много книг написано о том, как правильно спланировать что-то, типа «Ты будешь выступать? Значит, обдумай, что ты будешь говорить. Ты хочешь устроиться на работу? Продумай, как лучше себя подать. Ты хочешь жениться? Обдумай всё хорошенько». А может быть, возможно действовать, не планируя, не просчитывая каждый шаг?

Ум никогда этого не примет. Он скажет: «Что это за действие, которое ты не обдумал?» Так вот: действие человека может исходить либо от Разума, либо от ума. А разум — это ясное, целостное видение, и такое видение уже есть действие. Человек, который видит, — действует.

Человек приходит к психологу и говорит: «У меня есть проблема». Они долго обсуждают ее и решают, как лучше делать что-то. И пациент говорит: «Ой, теперь я понял, я увидел ситуацию, и теперь я знаю, что надо делать». Идет и делает. Что предшествовало деланию? Осмысление, продумывание, обсуждение. Это привычный способ, так все делают.

Я спрашиваю: «Может ли быть другой способ? Может ли видение быть действием?» Как только ты увидел нечто в целостности, это стало действием. Само видение уже есть действие. И сила этого действия огромна.

У меня есть проблема. Я пришел с этой проблемой и пытаюсь ее решить, я пытаюсь ее обсудить, я пытаюсь ее усилить, найти нюансы этой проблемы. Проблема — это всё что угодно, это определение, понятие и так далее. Дальше я начинаю это обсуждать, я начинаю действовать, как мне кажется, решая эту проблему, а на самом деле создавая еще множество проблем, исходящих из этой.

Но вдруг что-то со мной случилось, какое-то озарение, и я вдруг увидел, что нет никакой проблемы, что это то, что я создал сам. Требует ли то, что не является проблемой, что я создал сам, какого-то решения? Нужно ли мне на это психологическое время?

Должен ли я тратить время, чтобы перейти из состояния проблемы в состояние не-проблемы? Нет. Что позволило мне узнать это? Правильное видение. Я увидел то, что есть на самом деле. Мне не надо уже ничего делать, проблема исчезла, исчезла мгновенно, без какого-либо интервала времени, внутренней работы или еще чего-либо такого. Видение решает всё мгновенно. Там нет времени. Там без времени. Там мгновение — «Здесь и Сейчас».

Измениться нельзя постепенно, измениться можно мгновенно. И это есть результат ясного видения. Всё остальное иллюзия изменения. Где есть время, там нет изменения. Есть повторение одного и того же под названием «изменение». Видение есть действие. Имея это видение, я могу действовать, не думая. Я не буду совершать ненужные шаги, ненужные повороты, ненужные движения, затрачивая впустую свою энергию, — я действую так, как нужно действовать. Но я не обдумываю эти действия, я не пытаюсь в них разобраться. Я живу в этом видении, я и есть это действие. И нет посредника, нет ума, нет мысли. Может ли быть такая жизнь? Может ли быть такое состояние у человека?

Способны ли вы сделать хоть что-то, не обдумывая, то как вы будете это делать? Вы уже знаете, что вам надо сделать именно таким образом. Так сделайте это сегодня.








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке