|
||||
|
Глава 4. Освобождение от тюрьмы ума Типичная реакция ума на неизвестноеУм беспокоится тогда, когда он сталкивается с чем-то непонятным и неизвестным для себя, с тем, что он не может назвать, определить, классифицировать. У вас бывали такие ситуации, когда вы сталкивались с чем-то, непонятным и неизвестным для себя? Что происходило? Когда ум сталкивается с чем-то, неизвестным для него, он испытывает определенные состояния. Если вы будете наблюдать за собой, то увидите, что чаще всего это страх. И чем более непонятна вещь, тем больше страх. Одна из самых непонятных вещей для ума — это смерть. Люди не хотят видеть ее. По сути, вся жизнь большинства людей — это убегание от нее, потому что это единственная реальность, которую никто не может оспорить. Даже ум не может это оспорить, потому что это факт, потому что он знает, что это есть. Он знает, что люди умирают, он знает, что он человек, и что он тоже умрет. В нём это порождает безумный страх. И он начинает создавать всякие теории, концепции, представления о бессмертии. Например, кармическая теория и так далее. Я сейчас не хочу говорить о том, правильна эта теория или нет. Это другой вопрос. Я хочу сказать о том, что это создано, и создано для того, чтобы успокоить ум. Основное свойство ума — страх неизвестности. Посмотрите, что делает человек, когда сталкивается с чем-то неизвестным. Если вы будете наблюдать за своим умом, то вы увидите, как он реагирует на это. Как реагирует ваш ум, когда он сталкивается с чем-то неизвестным? Если ум видит что-то неизвестное, он пытается это как-то охарактеризовать и поставить на какую-то определенную полочку или отнести это к каким-то уже известным понятиям. Тогда он успокаивается и дальше говорит: «Я это знаю». Отмечали вы такое в себе? Именно личный опыт — самое важное. Если мы не изучим свойства своего ума, то мы не поймем ничего, потому что тюремщик и тюрьма есть ум. Если мы не увидим, как он работает, то мы никогда не выйдем из тюрьмы. Понаблюдайте за собой, и вы увидите как вам приятно держаться за образ «Себя знающего, имеющего опыт и так далее». Ум не может ничего нового иметь, но он может назвать что-то определенным понятием и сказать, что он это имеет. Ведь ум не может иметь новых переживаний, он не может иметь того, что вне ума. Но всё, что в пределах ума: слова, понятия, образы и представления — он может иметь. Поэтому, когда он сталкивается с чем-то, что ему непонятно, он называет это и говорит: «Я это уже имею». Появились какие-то люди и стали говорить, что есть просветление, но это высказать словами невозможно. Тогда ум каких-то других людей стал говорить, что у него было то же самое, и повторяет: «Это сказать словами невозможно». Смотрите, что с ним происходит. Он уже считает, что он это имеет. Если он считает, что он это имеет, то двигаться дальше не нужно. Только ум, который искренно сказал: «Я ничего не знаю», — может действительно начать исследование. Самое смешное, что вы можете сейчас это сказать, и это станет у вас доброй традицией. Но это ерунда. Ум — это великий иллюзионист. Он всегда может, не имея чего-то, создать образ этого, а для него это единственно возможный способ обладания. Ум будет всё время сопротивляться неизвестному. Вы можете наблюдать это в себе? Когда человек сталкивается с чем-то, необычным для себя, его реакция на это обычная: «Я посмотрю, что выйдет». Сколько раз вы уже так реагировали? Обратите внимание, я говорю необычно, а как на это реагируете вы? Сможете ли вы понять что-то новое, если будете реагировать на это по-старому? Что вы сейчас думаете, чувствуете, ощущаете? Не является ли ваша реакция на то, что вы прочли, вашей обычной, привычной реакцией? Опишите ее. Увидьте ее со стороны. Разрешите чему-то новому войти в вас. Выход за границы обычногоИменно привычная реакция ума не позволяет нам войти в неизвестное. Можно подойти к границе ума, дальше уже никто вам ничего не расскажет. Наблюдая за работой своего ума, вы можете увидеть его механистичность, границы и барьеры, которые он построил из своих убеждений, мнений, верований. Увидеть эти барьеры — значит увидеть то, что есть на самом деле. Говорить о неизвестном бессмысленно, это не может быть выражено словами. А зачем я вообще всё это говорю, если о главном ничего сказать нельзя? У вас возникал такой вопрос? А как вы на него ответили? Возможно, вы думаете так: «Хорошо. Допустим, этот человек что-то понимает. Но он говорит о том, что в словах выразить нельзя. Тогда мне остается только верить в это. Но мне хотелось бы это получить. Как это сделать?» Допустим, есть что-то за пределами ума, но как к этому прийти? Если человек продолжает свой поиск, то он, скорее всего, будет волноваться вопросом: а как этого достичь? Потом может возникнуть и такой вопрос: а как этого достичь быстрее? Так же он может волноваться по поводу того, что, может быть, он что-то неправильно делает, или что есть путь короче, или, может быть, это не мой путь, а вдруг мой путь какой-то другой? Не возникают ли у вас такие вопросы? Такие вопросы возникают у многих. Они могут быть нечетко сформулированы, иногда даже не осознаны, но, так или иначе, они есть. Вы можете не сформулировать ответ на эти вопросы, но по тому, что вы продолжаете, начинаете или прекращаете делать, можно увидеть многое из того, что внутри вас происходит. Допустим, вы продолжаете что-то делать, например, читать эту книгу. При этом вы надеетесь на что-то или уже не надеетесь? А если не надеетесь, то зачем читаете? А если надеетесь, то на что? Существенные это вопросы или нет? Как вы считаете? Что мешает встрече с неизвестным?Если открыть газету, не знаю, как сейчас, одно время это было очень часто, объявление типа: «Открытие «третьего глаза» со 100-процентной гарантией». Представляете, что такое открыть целостное видение человеку, который к этому не готов? Почему так много людей, которые попадаются на такого рода предложения? Им интересно. Что лежит за этим? За этим лежит некое представление о том, что можно узнать что-то неизвестное, при этом не оставляя ничего известного, привычного. Так считают очень многие люди. Им кажется, что неизвестное можно открыть как некий занавес в театре. Вот я сижу в зале, например, рядом сидит жена, тут же любовница, братья, сестры, мне очень хорошо, в кармане у меня тысяча долларов, и жизнь улыбается мне. И теперь мне хочется чего-нибудь новенького. Сделайте мне красиво, сделайте мне интересно. Пожалуйста. Сейчас же открывается занавес, и там тебе миры всякие загадочные, первое небо, второе небо, седьмое небо и так далее… Вот так примерно, как мне кажется, представляют некоторые люди открытие чего-то неизвестного. У него уже всё есть, теперь ему еще чего-то новенького хочется. Честно вам скажу, я когда-то думал точно так же. Потом всё стало совершенно по-другому. За всё нужно платить, а за большие вещи платить очень дорогой ценой. Какие-то люди говорят: «Мне опостылела эта жизнь, я не хочу больше так жить, я хочу видеть другие миры, духовные миры и так далее…» А когда возникает вопрос, что для этого нужно что-то сделать, от чего-то отказаться, хотя бы утром встать в пять часов, он говорит: «Нет, это сложно, я встаю в девять часов». И этот человек с пеной у рта будет доказывать, что ему хоть в петлю, что он хочет других миров, он так больше жить не может. Это смешно, но это сплошь и рядом. Как же отпустить свои привязанности, не дающие вам встретиться с неизвестным? Какого-то готового рецепта нет. Более того, у каждого человека это по-своему, очень уникально и очень индивидуально. Нельзя сказать, что сначала мы отпустим это, а потом это и так далее. Я могу сказать одно: это очень болезненный, очень тяжелый процесс. В какой-то период времени может казаться, что главное — это найти настоящее знание, книжку, учителя. Ты прочтешь, узнаешь, и произойдет озарение. Это не так. Это не приходит в связи с прочтением какой-то новой информации, в связи с посещением какого-нибудь святого места, или еще что-нибудь в этом роде. Хотя и может с этим совпасть. Вообще, это связано только с одним — с твоей готовностью увидеть то, что тебе мешает, — привязанности ума. Ум очень изощрен, очень хитер, поэтому очень не просто всё это увидеть. Много раз идет возвращение к каким-то вещам, которые казались уже пройденными. Почему всё опять возвращается? Разве я это уже не прошел? Значит, еще нет. И тогда вы можете опять перестать видеть свои привязанности, перестать хотеть их видеть. Надо иметь очень большое устремление, чтобы не остановиться и не заснуть опять. Это очень сложный процесс. Это невозможно делать между делом. Это работа, которая всегда с тобой. Всё подчинено ей. Всё направлено на нее. Это нельзя делать между чем-то. Многие люди ходят на какие-то психологические, духовные, эзотерические, религиозные курсы, занятия, тренинги, службы, считая, что можно духовно развиваться, эволюционировать между делами на работе, между какими-то интрижками. Это маловероятно. Это требует всего тебя, всего без остатка. Если вы что-то оставляете себе про запас, то ничего не получится. Обычно человек всегда что-нибудь хочет себе оставить. Например, представление о себе как об умном, добром, духовном человеке или еще что-нибудь в этом роде. Я сейчас говорю о представлениях, убеждениях, верованиях, а не о материальных вещах. Что-то такое материальное, имеющее физически видимое выражение оставить в принципе легче, трудно оставлять идеи, очень трудно оставлять убеждения, представления, которые стали чем-то, само собой разумеющимся для человека. Есть представления, в которые многие люди верят. Например, человек говорит: «Я верю в Бога». Что значит — человек верит в Бога? Почему вообще возникает необходимость веры? Потому что это не само собой разумеющееся. «Я в этом сомневаюсь, и чтобы преодолеть свои сомнения, я верю. Я верую всё больше и больше. Я хочу веровать». Почему? Да потому что я на самом деле сомневаюсь. Иначе зачем я буду так усиленно стараться поверить? Есть теисты и атеисты. Они друг друга поддерживают в представлении о Боге. Одни говорят: «Он есть», другие говорят, что его нет. Но ведь те и другие о нём говорят и тем самым поддерживают эту идею, это представление. На самом деле, они находятся на одной горизонтальной плоскости, в которой имеются две полярности. Это две стороны, грани одной и той же идеи. Но Бог — это не идея. Это единая реальность, которую никто не сможет понять, но всякий может переживать. Смерть и привязанностиХочет ли ваш ум знать, что такое смерть? Можете ли вы понять, что такое жизнь, если не знаете, что такое смерть. Приходит ли смерть в конце жизни, или жизнь и смерть идут рука об руку. А если жизнь и смерть идут рука об руку, то, значит, мы умираем каждую минуту, каждый день. А почему ваш ум так боится смерти? Он не может ее определить. Даже если он ее определит, то вы будете всё равно продолжать испытывать безотчетный страх перед ней. Именно поэтому возникают вопросы и различные теории по поводу того, есть ли жизнь после смерти, о том, может ли человек перевоплощаться. А вас волнуют такие вопросы? А если волнуют, то почему? А вы готовы умереть сейчас? Считаете ли вы, что жизнь не будет продолжаться без вас? А вас не будет вообще или вас не будет где-то? Вы можете принять свою смерть прямо сейчас? А когда-то — сможете? Хотите подумать об этом? А если вы будете задумываться над этим вопросом, то к чему вы придете? Возможно ли узнать что-то новое в связи с этим вопросом, если вы будете пытаться только логически думать об этом? А является ли этот вопрос важным для вас? Когда у вас возникает этот вопрос, что вы делаете? Что происходит? А если я вам скажу, что вы умрете через десять минут? У вас останется спокойствие? А что умрет в вас, когда вы умрете? А с чем сейчас вам сложнее всего расстаться? С какими привязанностями вашего ума и личности? Можно ли ослабить эти привязки постепенно или их можно отпустить прямо сейчас, мгновенно? Представьте, что вы тащите что-то. Например, большой и тяжелый шкаф, который накрепко привязан к вам. Как вы можете постепенно его отпустить? Этот шкаф привязан к вам. Как только вы куда-нибудь двигаетесь, то вместе с вами движется и этот шкаф. Расскажите, как можно этот шкаф постепенно отпускать? По-моему, это можно сделать только сразу, отрезав канат, который связывает его с вами. Возможно, вы на это скажете: «Можно не ощущать этот канат и этот шкаф. Можно видеть в этом совсем другое. Тогда это вообще не будет тяжестью. Я могу его просто не замечать». Именно так большинство людей и относятся к своим привязанностям. Они связаны множеством канатов и тащат за собой огромные тяжести. И при этом говорят: «Это не тяжесть, это не привязано ко мне, это совсем не ко мне привязано». Чтобы отпустить что-то, надо прежде всего увидеть это. Но увидеть — это значит узнать, что ты тащил и продолжаешь тащить огромный груз, который на самом деле к тебе не относится, тобой не является. А этого человек не хочет делать. Человек создает себе множество различных теоретических представлений, в частности и о том, что он не боится смерти. Он определил, назвал, дальше сказал, что он этого не боится. Как долго можно пребывать в этом состоянии? Ведь когда-то человек обязательно узнает о том, что же его на самом деле держало, к чему на самом деле он был прикован и привязан, даже не замечая этого. Это произойдет в момент смерти вашего физического тела. А когда вы увидите то, что вас держало, сможете ли вы избавиться от этого? Ведь до этого вы не хотели это сделать. Если человек не познал смерть, когда жил, то он познает смерть, когда умрет. Но тогда он познает смерть, так сказать, насильно, не по собственному желанию. Всё, что его держало, находится в его же уме. Если человеку нравится его религия, то он ходит в церковь, если ему нравится его машина, то он ездит на ней. Когда человек умирает, теряя тело, его сознание переходит в другое состояние. Если исчезает всё внешнее, то что же остается? Допустим, остается то, что было в его уме. И когда он лишается тела, то лишается и возможности удовлетворять те потребности, которые у него были в уме. Значит, он имеет потребности, но не имеет возможности их удовлетворить. Так к чему же привязан ум? Он хочет всё время повторять то, что в нём есть, он к этому привязан. Вы можете назвать это чем угодно: машина, отдых, диссертация, символ Бога, что угодно, но ведь всё это, в конечном счете, является лишь некими мыслями и образами. Ум — это мысли, это образы, и он привязан к самому себе. К собственной продукции. Образ, к которому мы привязаны, требует реализации вовне. Тогда вы привязываетесь через этот образ к чему-то, что есть вовне, и что имеет некую форму. Так что же мы отпускаем, когда мы отпускаем? Предмет или образ предмета? Когда мы расстаемся с человеком, мы отпускаем человека или образ этого человека? Когда мы живем с человеком, мы видим человека или образ этого человека? Когда мы испытываем жалость к себе, чувство унижения, ревность и тому подобное. Что это такое? Что подвергается воздействию: мы сами или образ того, что мы считаем самим собой? Так за что же мы держимся, что так боимся потерять? А если мы лишимся образа самого себя, что произойдет? Если у человека умирает образ самого себя, то что же остается? А и Б сидели на трубе, А упало, Б пропало, что осталось на трубе? Когда человек представляет, что он умирает, о чём он так жалеет? Так можно ли понять жизнь, не понимая смерти? Может ли человек видеть, когда у него масса проблем, масса образов, которые «крутятся», «вертятся» и требуют немедленного решения. А живет ли он вообще? Живет ли человек? Где этот человек? Что там живет? Пристанище для каких-то образов? Его ли это образы? Нет. А почему он их кормит? Почему так боится их отпустить? А вы готовы отпустить прямо сейчас хотя бы одну из своих главных привязанностей? Привязанность к иллюзиям умаКак можно увидеть реальность, если вас больше привлекает иллюзия. Иллюзии бывают разные. Одни собирают такие иллюзии, другие еще какие-нибудь. Я вам говорю: «Расстаньтесь со всеми своими иллюзиями». Вы скажете: «Я эту иллюзию отпустил, а эту я не отпущу». Так ведь вы оставили корень — веру в иллюзию. Неважно, как вы ее называете, но достаточно даже одной иллюзии для того, чтобы не видеть реальность. Достаточно одного комара, чтобы лишить вас спокойствия. Не надо сто комаров. Вы девяносто девять перебили, но оставили одного, и он вам не даст покоя. Всё равно эффект тот же самый. Вам кажется, что вы избавились от ста иллюзий, но оставили одну — самую любимую для вашего ума. Но она вам не даст узнать реальности. Достаточно одной. Вы понимаете, что одной достаточно? Но у человека их очень много. Человек говорит: «Я всё оставил, но вот в своего Бога я буду верить. Этого уж ты у меня не отберешь. В машину не верю, в дачу не верю, в карьеру не верю, а Бога не тронь». А что это такое, как не иллюзия? Это же слово, это продукт ума. Что такое Бог. Человек назвал слово — Бог. Что это такое? Откуда он узнал о нём? Как он узнал? Его научили словам, потом сказали слово — «Бог», а потом стали рассказывать, что это такое. В его уме сформировали образ Бога. Это всего лишь образ. Это только продукт ума. Но теперь он за него держится. Что значит «он за него держится»? Это значит, что он держится за некое представление ума. А возможно ли, держась за какое-то верование, убеждение, представление ума, перейти в состояние не-ума, войти в область неизвестного? А к каким иллюзиям привязан ваш обусловленный ум? Свобода и обусловленностьЧеловек боится свободы. На самом деле он не хочет свободы. Он говорит о свободе, но больше всего он не хочет ее иметь. Допустим, ребенок питался молочной кашкой или грудью матери, но он же не будет делать это вечно. Его начинают переводить на обычную пищу. При этом у него может какое-то время живот болеть. Но этот период надо прожить, пройти, когда человек переходит из привычного режима в непривычный. Привычный режим для человека — это быть на привязи и кричать при этом о свободе. При этом, как только какая-то леска ослабевает, он сам будет натягивать ее. Поэтому о чём можно говорить, о каком целостном видении? Человек, привязанный канатами, держит в руках игрушечный детский шарик и кричит: «Сейчас я взлечу, сейчас я буду смотреть на город сверху». У него там канаты в метр толщиной и шарик, который сейчас сдохнет, потому что газ кончается, а он говорит: «Я хочу взлететь. Я хочу летать». Что ты можешь увидеть, если стоишь по колено в грязной луже? В таком положении ты можешь увидеть только то, что находится в радиусе 10 метров. Но ты можешь увидеть и много больше, если действительно взлетишь. Но чтобы взлететь, тебе нужно убрать все канаты. Однако ты можешь тешить себя иллюзией, что на самом деле канаты не надо убирать, или на самом деле ты уже их убрал и уже летишь. Ум может подкинуть вам любые объяснения, лишь бы ничего не менять. И вот это самый сложный момент. Здесь ничего сделать невозможно. Если человек не хочет перемен, говоря при этом, что хочет, но на самом деле не готов отпускать ничего, тогда ничего и не произойдет. Люди могут собраться вместе, называя друг друга духовными. Их всех это устраивает. И они играют в игру — духовность. Почему некоторые, придя в нашу школу, быстро уходят? Да потому, что они увидели, что им не дадут здесь тешить то, что они любят тешить. Они будут вечно скитаться. Они уже ходили в какие-то школы и будут, наверное, еще долго ходить со своим самоваром, пытаться его раздувать у всех на виду. Эти люди будут вечно ходить со своими двумя-тремя идеями, пытаясь найти подтверждение их правильности. И так делают многие. Они не хотят ничего отпускать. Возможно, кого-то это вполне устраивает. Почему самому человеку достаточно сложно всё это увидеть, даже если он хочет этого. Каждый человек совершенно уникален, уникален в тех привязанностях, которые у него есть. Именно в этом он уникален, заметьте. Ни в чём другом. В том истинном, что есть в каждом из нас, мы едины. А в этой раздробленности мы очень индивидуальны, очень оригинальны. Жизнь создает наиболее благоприятные условия каждому из нас для того, чтобы мы это могли увидеть. Понимаете, делать здесь на самом деле ничего не надо. Человек говорит: «Мне надо подумать, я должен что-то почитать» и так далее. «Может быть, тогда я буду лучше разбираться в том, что и как мне нужно отпускать». Это ерунда. Это оттяжка по времени. На самом деле это не нужно. Нужно только одно — надо разрешить себе реально увидеть то состояние, в котором ты находишься. Если ты захочешь его увидеть, то оно будет очень сильно обостряться. Это и есть великие подарки, которые дает жизнь каждому из нас для того, чтобы мы могли увидеть то, что мешает нам на самом деле Видеть целостно. И это не что-то приятное, как многие думают: «Вот мне откроются небеса, и я увижу вот это, я услышу вот это, мне будут даны какие-то знания, я узнаю будущее». Если человек действительно хочет иметь целостное видение, то вначале открываться ему будет совершенно другое. Ему будут открываться его собственные чуланы, его собственные цепи. Жизнь, совершая Великое Чудо Любви, будет показывать человеку то, что ему мешает. Как можно говорить с человеком о каком-то широком видении, когда он стоит по колено в грязи, смотрит вниз и весь обвязан веревками. Что он может понять? Можно ему говорить об этом бесконечно, но что он может понять? Ничего. Он может понять только тогда, когда он будет освобождаться от этого и подниматься. Для того чтобы видеть и видеть больше, нужно освобождаться. Именно по мере этого освобождения будет происходить расширение видения. Условия жизни, в которых находится сейчас каждый из нас, дают нам эти возможности. Но хотим мы их использовать или не хотим — это другой вопрос. Если мы не хотим видеть, это будет затушевываться. Привычное будет повторяться всё время, но мы не захотим это видеть. Это будет как неприятный звук: всё время есть вокруг нас, но мы уже перестаем его слышать. Мы привыкаем, а потом даже считаем, что без этого и быть не может. Истинное понимание может приходить только по мере того, как человек избавляется от того, что ему мешает видеть. Если бы сильно связанный, несвободный человек сразу освободился от всего, что его держит, то, как я представляю, это сопровождалось бы очень сильным страданием. Но Жизнь, она очень любящая, она очень мудрая, она не даст человеку больше того, что он может сейчас выдержать. Но если она что-то дает, ты увидел это, то ты можешь это пройти. Хотя иногда, кажется, что ты не сможешь этого вынести. Это выше твоих сил. Но, если тебе это дано, то ты сможешь это выдержать. Это и есть реальный путь к тому, чтобы видеть целостно. Я не призываю верить ничему тому, что я говорю, но проверить это стоит. Но для этого надо иметь энергию. На мой взгляд, единственное, на что стоит тратить энергию, это на то, чтобы прозреть. Но на что человек тратит свою энергию? Это очень важно. На что? Есть такая сказка «Цветик-семицветик», может быть, вы читали, когда у девочки оказывается волшебный цветик-семицветик, и она может загадать семь желаний. Сначала она хочет, чтобы у нее было много-много мороженого, потом — много-много игрушек. Ее заваливает игрушками. Она не знает, что с ними делать. Следующее желание — избавиться от всего этого. Вот так примерно человек живет. Хорошая аналогия. Но ведь количество энергии в человеке ограничено, и когда он тратит ее на известное и привычное, то ее не остается на неизвестное. Так что же важно? Что вы на самом деле хотите? На что вы готовы тратить свою энергию и жизнь? Есть много людей, которые ходят по духовным курсам, школам и так далее, только затем, чтобы укрепиться в том, что они считают правильным. Они приходят с уже готовыми ответами, убеждениями, верованиями, мнениями. И они хотят подкрепить их. Ничего нового они не хотят. Они вызывают других людей на разговор, причем на очень активный, эмоциональный разговор, и дальше начинают утверждать то, что они хотят утвердить, то, с чем они уже пришли. Если им это удается, то они остаются, если нет, то уходят в другое место, где продолжают делать опять то же самое. Куда идет их энергия? Почему им так важно укрепить свои убеждения? Какой-то человек может прийти и сказать, что единственно правильный путь — это христианство. Кто-то другой скажет: «Йога», или еще что-то. И он начинает всех убеждать в этом. Ничего другого они слушать не хотят, они только это повторяют и больше ничего не хотят слушать. Почему они так утверждают это? Что это им дает? Откуда пришли эти убеждения, носителями которых являются те или иные люди? А какие убеждения пытаетесь укрепить в себе вы, и откуда вы их взяли? Увидеть и отпуститьВзрослый человек научился разделять. Он говорит: «Вот это я, а это — он. Что от него можно ждать?» Мы всегда создаем образ другого человека и, тем самым, отделяем себя от того, с кем общаемся. Какое же здесь единство, какое чистое восприятие? Тут только одни мучения. Мучения — от разделенности, а разделенность — от ума. Пока мы не поймем природу ума, не расколдуем его, мы вечно будем жить в этой двойственности, а это значит вечно страдать. Мы можем страдать меньше или больше, в зависимости от того, насколько одряхлело наше сердце, насколько оно закрылось. Если мы его закрыли совсем, то умерли заживо. Есть такая восточная история: «Один очень богатый купец, имеющий много дорогих камней, ковров, слуг и так далее, однажды увидел изумруд, превосходивший по красоте всё, что он когда-либо видел в своей жизни. И он отдал за него всё, что у него было…» Очень мудрая история, но ее нельзя понимать буквально. Осознанность — это тот изумруд, за который можно отдать всё. Но готовы ли мы отдавать? У каждого из нас огромное количество иллюзорных богатств — это наши привязанности. Мы привязаны к очень разным вещам. Это те канаты, которые нас держат в плену ума. При этом мы хотим найти что-то неизвестное. Можете себе представить человека, обвязанного по рукам и ногам веревками, который говорит: «Сейчас я пойду и найду что-нибудь новое». Вы поверите этому человеку? Миллионы веревок связывают его. Он пошевельнуться-то не может, не то чтобы идти. И при этом он очень уверенно заявляет, что он куда-то пойдет. Куда он может пойти? Да никуда. Наш ум является тем самым человеком, связанным со всех сторон своими же привязанностями. А какие привязанности у вашего ума? Именно это вам нужно увидеть сейчас. Пока вы это не поймете и не увидите, никаких реальных изменений не может произойти. За что держится ваш ум? Он держится за свои убеждения. Посмотрите, стоит только подвергнуть сомнению какое-то более или менее серьезное убеждение человека, как он начинает волноваться, злиться, раздражаться. Вы уже наблюдали это в себе? Когда вы начнете говорить о своих убеждениях и верованиях более открыто, вы увидите, как сильно вы к ним привязаны. Ум очень не хочет расставаться со своими убеждениями и верованиями, потому что он считает их самим собой, он отождествляется с ними. Вы хотите иметь видение, целостное видение? Целостное видение невозможно иметь с помощью ума. Целостное видение — это видение, которое возникает при выходе за пределы ума. Для того чтобы выйти за пределы ума, надо отпустить то, к чему он привязан. Но чтобы что-то отпустить, надо увидеть это. Если я не знаю, например, что у меня в руке находится коробок спичек, то я не могу его отпустить. Представьте себе ситуацию: я держу коробок спичек, но не знаю об этом. Допустим, я думаю, что держу коробку с духами. Ко мне подходит какой-то человек и говорит: «Отпусти коробок спичек». Вы совершенно искренне говорите: «Я не могу отпустить коробок спичек. У меня нет в руке коробка спичек». Вы очень искренни, потому что вы не знаете, вы заблуждаетесь. Вы думаете, что это у вас коробка с духами. А это коробок спичек. Он требует, чтобы вы отпустили коробок спичек. А вы не можете этого сделать, потому что вы не знаете, что держите его в своей руке. Потом, может быть, когда вы разожмете пальцы, вы увидите коробок спичек и поймете, что вы могли это сделать. Но для того чтобы это сделать, вы должны знать, что у вас в руке. Зачем я привожу эту аналогию? Потому что, на самом деле, как мне кажется, так оно и происходит в человеке. Он не может отпустить что-то, прежде всего по той причине, что он этого у себя не видит. Мудрость жизни, любовь истинной жизни заключается в том, что, если человек сильно захочет, он сможет это у себя увидеть. Он может увидеть тот фрагмент, который мешает ему. Он увидит его, и тогда сможет его отпустить. Но на самом деле это происходит одновременно: видение и отпускание. Я могу видеть что-то в другом, мой символ сравнивается с его символом, но мне сложно видеть свои собственные символы непосредственно. Когда я говорю и спорю с кем-то или убеждаю кого-то, то я нахожусь в рамках этого символа, который определяет мое видение. Это фрагмент. Какой-то фрагмент, через который я смотрю на всё. О каком целостном видении здесь может идти речь. Чтобы это понять, не просто говорить об этом, не просто соглашаться или не соглашаться с чем-то, а прочувствовать это, для этого нужно отпустить привязанности ума. Это подобно подъему на лифте. Я могу подняться на второй этаж, только покинув первый. Я поднимаюсь на второй этаж, открываются двери, и опять я могу либо остаться на нём, либо двигаться дальше. И если я останусь на втором этаже, то не смогу подняться на следующий этаж. Мы говорим сейчас о сфере обусловленного ума. Выйти за его пределы — это что-то невообразимое для человека. Но это не есть что-то конечное. За этой есть следующая сфера. А за той есть следующая, и так бесконечно. Почему говорят: «Единый — непознаваем»? Он не может быть познан. Он всегда больше чем то, что кто-либо может представить себе о нём. Это бесконечно. И видение бесконечно. Оно может быть всё более и более целостным. Это и есть настоящее реальное развитие. Оно бесконечно. Но узнать его можно, только освобождаясь. Только освобождаясь от того, что мешает видеть целостно, тотально. А от чего вы готовы освободиться прямо сейчас? «Перестань кормить отмирающий эгрегор»Сознание человека фрагментарно. Оно состоит из ряда фрагментов, полученных им в результате образования, обучения, окультуривания. Откуда взяты эти фрагменты? Эти фрагменты взяты из сознания человечества. Сознание человечества включает весь опыт, который выработало человечество. Именно из этого опыта сознание конкретного человека получает какие-то фрагменты. Но, коли сознание человека фрагментарно, то и сознание человечества фрагментарно. Давайте посмотрим реально на то, что происходит сейчас в мире. Можем ли мы сказать, что сознание человечества становится менее фрагментарным? Можем ли мы сказать, что оно становится целостным? Именно в этом столетии произошли самые страшные и разрушительные войны. Можем ли мы сказать, что страдания людей уменьшаются? Если мы реально будем смотреть, то вряд ли мы сможем это сказать. Так куда же идет человечество? Что происходит с сознанием человечества и человека в частности? За что хватается человек, за что хватается его ум? В некоторых книгах пишут об эгрегорах. Именно их и кормит человек, не знающий ничего, кроме своего обусловленного ума и ложной личности. Куда же идет энергия человека? Она идет на то, чтобы поддерживать такие эгрегоры. А что такое эгрегор? Эгрегор — это большой образ, образ со множеством деталей. Например, христианство выработало очень большой и мощный эгрегор с очень большим количеством всяких деталей. Эгрегоры существуют в разных сферах: политике, культуре, экономике, религии и так далее. Каждый человек в силу того, что закладывается в его ум, подключается к тому или иному эгрегору. Между ними возникает энергетическая связь. Но сами эти эгрегоры являются фрагментами общечеловеческого ума и поэтому тоже находятся в пределах замкнутой сферы представлений. Мы видим, что человек и человечество своей мыслью не выходят за пределы своего же фрагментарного ума. Они бьются в нём, как в тюрьме. Можем ли мы сказать, что ум человека и человечества разумен, то есть полностью осознаёт самого себя? Что такое коллективное сознание? Мы уже говорили, что ум конкретного человека состоит из каких-то фрагментов, которые в него были вложены. Это может быть какой-то фрагмент христианского эгрегора, либо какой-то фрагмент, связанный с политикой или экономической системой. Всякая личность состоит из набора таких фрагментов. В ней нет ничего того, что неизвестно, есть лишь разное сочетание фрагментов известного. А откуда взяты эти фрагменты? Они находятся в коллективном уме человечества. Там есть фрагмент, который называется коммунизм, там есть фрагмент, который называется капитализм, там много всяких фрагментов. Всё это было выдумано людьми, их умами и мыслями, всё это представляет собой большие или меньшие образы с большим или меньшим количеством деталей. Всё это имеет какой-то свой фрагмент в уме человечества. Как в памяти человека записывается всё, что было с ним, так и в памяти человечества записывается всё, что было со всеми людьми, с каждым человеком. Если скажем, какая-то идея, какой-то фрагмент усиленно разрабатывался разными людьми и много людей верило в него, то он становится более представительным, более мощным фрагментом. Есть какие-то религиозные системы, которые сохраняются веками. Они обрастают деталями, модифицируются как-то, и представляют из себя то, что называется сейчас эгрегором. Так вот, человек, в уме которого есть фрагменты тех или иных эгрегоров, имеет с ними энергетическую связь. Убеждения, которые имеет человек, взяты им из определенного эгрегора и им же поддерживаются. То есть он становится неким ходячим представителем одного или нескольких эгрегоров. Между личностью человека и эгрегором происходит энергетический обмен. Тот ему что-то дает, и этот ему что-то дает. Это определенная сделка. Сам человек может это понимать или не понимать. Любая личность — это носитель каких-то определенных убеждений. Она берет эти убеждения из определенных образов эгрегора, содержащихся в памяти человечества. Например, те, кого называют фанатиками, полностью порабощены каким-то одним эгрегором, они ему служат безраздельно. Как всё это связано с возможностью видеть? Видеть реальность возможно только тогда, когда ты от чего-то отказываешься, что-то отпускаешь, какое-то свое убеждение. Мы видим, как убеждение делает видение человека очень узким. Ведь что такое настаивать? Это выделить некий фрагмент и акцентироваться на нём. Как только я выделил один фрагмент, всё мое видение стало видением этого фрагмента, я не вижу ничего больше, я вижу этот фрагмент и начинаю на нём настаивать. Представителем каких эгрегоров и носителем каких убеждений являются ваш обусловленный ум и ваша ложная личность? Осознайте это прямо сейчас. Ваши изменения. Кто в них заинтересован?Что такое процесс обучения ребенка? Его начинают окультуривать. Во-первых, его обучают языку. Что такое язык? Язык — это необходимый атрибут культуры. Это система понятий и представлений о мире, о культуре, о том обществе, в котором он родился. С помощью языка всё это описывается. В сам язык вложены определенные представления. Как построен язык? Например, если я говорю «красота», то как я могу понять, что такое красота? Мне нужно сравнить. Весь язык построен на сравнении, на двойственностях: умный — глупый, добро — зло и так далее. Это особенность ума: ум мыслит в категории двойственности. Отсюда и язык двойственен. Ребенка начинают обучать и вводить в этот мир, который на самом деле является тюрьмой и всё, что поддерживает эту тюрьму, начинает окружать ребенка и воздействовать на него. Первым является язык, дальше идут семья, школа, общественные организации, работа — всё это начинает воздействовать на человека, всё это называется обществом. Опыт, который получает ребенок, — это опыт общества. Кто же создает эту тюрьму, и кто ее поддерживает? Сам человек создает эту тюрьму, потому что его представление о мире, о других людях — это сам он и есть, это и есть его тюрьма. Кто ему дал эти представления? Общество. Кто заинтересован в поддержании этих представлений? Окружающие. Задавая себе такие вопросы, будем разбираться и, возможно, найдем первопричину. Как вы считаете, будет заинтересована в изменении ваших программ ваша семья? Будут заинтересованы в изменении ваших программ ваши сослуживцы? Будет ли заинтересовано в ваших изменениях общество в целом? Скорее всего, нет. Почему? Потому что какое-то звено выпадает из механической цепи. Но возникает вопрос: «А кого вы хотите удовлетворять?» Если вы родились для того, чтобы выполнить только то, что требует данный человек, данная организация, если вы родились для того, чтобы выполнять то, что вам говорится, то тогда, конечно, нет никакого смысла менять себя, потому что вы, не желая ничего другого, потеряете даже то, что имеете. Но если же вы хотите понять что-то совершенно другое и выйти за пределы этого механизма, в котором вы являетесь каким-то шурупом, тогда мало кто будет заинтересован в этом, но будет заинтересован хотя бы один человек — это вы. То есть в этом не заинтересовано всё ваше механическое окружение, за исключением, может быть, тех людей, которые тоже хотят проснуться и вернуться к самому себе, к утерянному Дому Реальности. Например, ваша жена убеждена, что вы должны зарабатывать определенную сумму денег, потому что она хочет это, это и это. Вдруг у вас меняются убеждения, и вы говорите: «Я никому ничего не должен, я, может быть, это сделаю, если захочу, а может быть, я это и не сделаю». Она сначала послушает, улыбнется, но потом, когда поймет, что это серьезно, перестанет улыбаться. Потом она, может быть, будет предпринимать какие-то другие, более серьезные вещи. Если вы скажете начальнику, например: «Вы знаете, вот вы всё время кричите на меня и считаете, что я вам должен что-то делать, а я вообще не считаю, что я должен это делать», — у него будет шок, потом он, может быть, вас уволит. Он скажет: «Да зачем мне такой нужен, я найду того, который будет это делать», и он найдет такого. Поэтому, действительно, очень важный вопрос: «Кто же хочет этих изменений?» Духовный рост: кто и как его определяет?Кто у вас там хочет куда-то двигаться, и кто у вас определяет, как двигаться? Кто это определяет? Кто там внутри вас говорит: «Меня не устраивает такой я, какой есть»? Это всё тот же самый ум. Мы говорим: «Осознавать, наблюдать». А что, разве вы не наблюдаете за собой и так? Например, когда вы подошли к какому-то человеку и сказали вдруг что-то совершенно не то, что вы хотели, и какая-то ваша часть вдруг говорит: «Ну и козел же ты. Что же ты так себя вел плохо, что ж ты такой немощный, что ж ты ничего не умеешь?» Ведь там внутри множество частей. И это всё ум, это всё фрагменты ума. И вот один фрагмент наблюдает за другим. Один фрагмент не хочет меняться, а другой кричит ему: «Ты что, а ну давай, вставай, пошли, изменяться надо». А ведь всё это внутри вашего ума происходит. Так кто там за кем наблюдает? Кто решения принимает, кому и как изменяться? И можно ли изменяться? А если будем изменяться, то кто определяет характер этих изменений? А кто потом контролирует, как это изменение произошло? Вот один кто-то крикнул: «Давай изменяться!» — «А что надо делать?» — «А надо ходить на занятия в школу холистической психологии». — «Отлично. Пошли в школу». Потом, значит, спрашивается: «Ну и что? Вот ты ходишь в школу, изменяется что-нибудь у тебя, что-нибудь происходит вообще?» И тут ответ: «Нет, ничего не происходит» или «Очень здорово всё происходит, всё очень здорово меняется». Что это там происходит? Это какая-то часть вашего ума наблюдает за другой частью вашего же ума. Та, которая наблюдает, становится главной и может критиковать другие части, но потом она уходит, а на смену ей появляется другая и тоже начинает свое наблюдение и критику. Возможно вы спросите: «А что ее главной делает, именно эту часть?» На этот вопрос нет философского ответа, теоретического, на этот вопрос есть практический ответ, который вы можете получить только сами из самого себя. Мой ум имеет такие фрагменты, ваш ум имеет другие фрагменты. Выясните сами, какие фрагменты вашего ума у вас преобладают, а какие подавлены? Сколько их? Какие они? Ваш ум говорит: «Давай изменяться», а потом он же говорит: «Давай не будем изменяться». Он же рабочий, он же и контролер, он же вор, он же и полицейский, который ловит вора. Представляете, что там творится? И это всё ум. Теперь возникает вопрос: «Происходят ли у вас реальные изменения, или всё это просто игра фрагментов вашего ума?» У меня есть такой вопрос. А у вас есть ответ? Самонаблюдение и знание себяОсознание — это великая сила. Она отсеивает то, что нужно человеку, от того, что не нужно. И не надо очень много говорить и философствовать по поводу того, нужно вам что-то или не нужно. А ведь это основной предмет наших размышлений о своей собственной судьбе и жизни, когда мы сидим и думаем: «Правильно я сделал или неправильно, а нужно это делать или не нужно, а так это или не так». Так вот, осознание дает силу, с помощью которой отделяется то, что вам действительно нужно, от того, что не нужно. Но этому надо учиться. Это труд, который нужно совершать, для того чтобы направлять свое внимание внутрь, а внутри — на свои мысли, чувства, ощущения. Сначала вы будете видеть то, что вам более привычно. Вы, например, привыкли наблюдать за своим телом. Тогда у вас будет много наблюдений за телесными ощущениями. Или вы привыкли отслеживать свои чувства. И тогда много наблюдений за своими чувствами. Или вы привыкли отслеживать свои мысли, и тогда больше наблюдений своих мыслей. А может быть, вы не видите ничего внутри себя, что скорее всего. Поэтому сейчас начните наблюдать за своими проявлениями в разных ситуациях. Именно из этого опыта может возникнуть знание самого себя. Говорить что-то — это совершенно не значит осознавать, что ты говоришь. Чувствовать что-то — совершенно не значит осознавать, что ты это чувствуешь. Делать что-то — совершенно не значит осознавать, что ты это делаешь. Думать о чём-то — совершенно не значит осознавать то, о чём ты думаешь. В вашей голове за несколько минут проходит очень много мыслей. Осознаёте ли вы их? Но они же прошли. В каждом из нас сменяется очень много чувств и ощущений. Вы их осознаёте? Но ведь они же были. Так где же полнота осознания? Насколько вы осознаёте? Прожив целый день, вы можете сказать: «Да я запомнил одно ощущение: у меня в боку закололо, когда меня кто-то толкнул в метро». А их же были миллионы, миллиарды — этих ощущений. За один день вы осознали только две мысли: когда кто-то вас назвал дураком, а потом похвалил. Я утрирую, но на самом деле из огромного потока бесконечного изменения в себе выделяется только несколько фрагментов. Попробуйте начать это наблюдение. Вы увидите, что вы наблюдаете, как вы наблюдаете, как долго вы можете находиться в состоянии самонаблюдения. За чем вы чаще всего наблюдаете, а за чем вы не наблюдаете. Если вам удастся увидеть одновременно свои чувства и мысли, например, в какой-то ситуации, то, возможно, вы заметите, что определенные мысли порождают в вас определенные чувства или данные мысли порождают в вас данные ощущения. Или определенные ощущения порождают в вас определенные мысли и чувства. Например, когда вы находитесь в такой позе, у вас возникает определенная мысль и чувство. Вот почему привычные позы сопровождаются привычными мыслями и привычными чувствами. Для каждого из нас есть определенный набор поз. Например, когда вы сидите в такой позе, у вас именно такие мысли. И вы можете их увидеть, если начнете осознавать. А если вы смените позу, то появится что-то другое; возможно вообще никаких мыслей не будет, потому что под эту позу у вас нет еще мыслей, не выработано. Именно в этой позе вы, может быть, сможете понять что-то новое. Когда вы сидите в привычной для себя позе, у вас идут определенные, привычные для вас мысли и чувства. Например, когда то, что здесь написано, согласуется с вашими мыслями и чувствами, привычными для этой позы, у вас будет возникать согласие. То, что не соответствует, будет вызывать несогласие. Что-нибудь меняется? Ничего не меняется. Это как приемник, который настроен только на одну определенную волну. Вдруг вы сели в совершенно необычную для вас позу, и для нее нет еще набора выработанных, привычных вам мыслей и чувств. И тогда то, что здесь написано, может войти в вас. Осознайте положение своего тела. Какие привычные мысли и чувства характерны для него? Как это влияет на ваше восприятие книги, которую вы сейчас читаете? Я не хочу, чтобы вы брали за аксиому то, что я говорю. «Он сказал, — значит, это всё время надо делать». Попробуйте это. Просто попробуйте. Всё, что я говорю, — это приглашение к исследованию. Вы это пробуете, дальше вы от этого оттолкнетесь и выйдете на что-то еще. Всякий способ, техника или метод, который применяется много раз, становится просто привычкой. Для многих людей молитва становится привычкой. Там уже нет ничего. Это механистическое повторение. Человек привыкает к этому, и это не ведет его никуда. Всё, что повторяется, приводит к механистичности. То, что не повторяется, не приводит к механистичности. Осознание — это спонтанность. Действия механистичного человека легко предвидеть. Он запрограммирован. Я знаю, что от него ожидать. У него есть несколько способов действия, мышления и чувствования. Я легко могу предсказать всё, что он будет делать. А вот осознанного человека предугадать нельзя. Он спонтанный. Ты никогда не знаешь, что он сделает. Потому, что у него нет шаблона. Он действует всегда необычным образом. Вот это и есть развитие, вот это и есть просветление. Это и есть осознанность, а не механистичность. Поэтому даже работа с осознанностью может стать механистичной. К сожалению, у большинства людей именно так и происходит. А у вас? Иллюзия медитацииЧто такое осознание? Вы, конечно, можете попытаться дать определение этому. Сейчас очень много всякой литературы. Там часто употребляется слово «осознание», «медитация» и тому подобное, при этом множество рекомендаций, как это надо делать. Человек, прочитав, начинает выполнять эти рекомендации, считая, что при этом он медитирует, осознаёт и тому подобное. Ему кажется, что он приближается туда, куда он хочет. А ведь это полный блеф, потому что это просто повторение чего-то. Чем занимаются люди, когда они, так сказать, медитируют? Они получают просто некий кайф от воспроизводства тех образов, которые им доставляют удовольствие. Например, человек считает себя религиозным и связывает какие-то свои приятные мысли, чувства с образом Христа или Бога. Он «медитирует», вызывая этот образ и получая свой кайф, свой должный набор удовольствий, связанных с этим. Точно так же можно «медитировать», например, на стакан водки, можно «медитировать» на кусок колбасы, если вы голодны, можно «медитировать» на всё, что угодно. Только обычные люди не называют это медитацией, но происходит то же самое. Вот он идет по улице, ему тошно, и вдруг у него всплывает образ бутылочки пива, воблы и двух джентльменов, с которыми он может поболтать при этом. Вот вам и «медитация». Он не называет это медитацией, но механизм ее точно такой же, как и у многих других людей, сидящих около какого-нибудь учителя и, так сказать, медитирующих. Они просто воспроизводят другие образы. Всё то же самое. Но при этом они считают себя «духовными». Только не говорите им об этом, потому как, в лучшем случае, с вами не будут больше разговаривать, в худшем — у вас появится враг. Так что же такое осознание? Осознание чего? Это я осознаю ложность чего-то в себе, что я считал очень правильным, важным и нужным. По сути — это отказ от удовольствия. Вот почему так трудно отказаться от этого, вот почему так трудно отказаться от ложной личности. А вы готовы к этому сейчас? Осознание страхаИногда слышишь от людей: «У меня часто возникает такое состояние, когда есть какое-то чувство тревоги, и это мне сильно мешает. Это что-то такое, что внутри меня сидит и ищет выхода. В этом состоянии я могу, даже хочу что-нибудь сломать, на кого-нибудь накричать, что-нибудь разбить. Если этого не сделаю, мне очень плохо». Не бывало ли у вас такого состояния? А если вы разрешите себе быть в этом состоянии? В состоянии: «Я хочу разбить, накричать…» Ведь фактически вы хотите избавиться от этого, выплеснуть. А если вы позволите себе быть в этом, разрешить себе войти в самую глубину этого состояния? Это состояние хранит какой-то важный для вас секрет. Вы можете узнать его. За любыми своими состояниями можно наблюдать. Когда есть осознание, тогда нет страха. Почему человек всё время прилагает какие-то усилия, ему нужно что-то всё время делать, объяснять, планировать — потому что ему страшно. Потому что он боится того, что может произойти что-то не так. Это бесконечный постоянный страх, который просто опредмечивается очень по-разному. Человек боится, что его выгонят с работы или у него не будет денег или от него кто-то уйдет. Всё время необъяснимый страх. Человек пытается опредметить его на каких-то конкретных людях, делах, ситуациях, чтобы смочь с ним как-то бороться. А если попробовать просто осознавать его, ничего не делая, не предпринимая никаких решений, просто наблюдать за тем, что с вами происходит. Не гоните свои мысли и чувства, а просто наблюдайте за ними. Пусть происходит то, что происходит. У вас идут какие-то мысли, осознавайте их, не выключайте ум, вы его всё равно не выключите. Но вы можете осознавать то, что в нём происходит. Наблюдать за этим без всяких оценок. Например, вы увидели человека, который просит милостыню. И у вас появилась мысль: «Вот, все они здесь попрошайки». Потом другая мысль: «Как я нехорошо говорю. Надо было дать ему денег». Что происходит? Это один фрагмент вашего ума, наблюдая за другим, критикует его. Это не осознание. Осознание — это наблюдение без выбора. Просто наблюдение за тем, что происходит в вашем внутреннем мире. Пусть эти фрагменты друг с другом выясняют отношения, а вы просто за этим наблюдаете. Вы вне всего этого, вы просто наблюдаете за тем, что происходит в вашем уме. Как только вы начинаете что-либо оценивать, ваше внимание становится фрагментарным. Оно начинает выражать взгляд определенного фрагмента вашего ума. Осознание — это наблюдение без какого-либо включения в то, за чем вы наблюдаете. Возможно, в вашем уме будут возникать некие пугающие мысли, и, если вы не сможете беспристрастно наблюдать их, вы опять погрузитесь в трясину фрагментов собственного ума. У человека есть много мыслей, которых он боится. Это повторение того, что с ним когда-то было. Ум это записал и теперь выдает в определенных ситуациях. Пример. Вам страшно, что вас уволят с работы. Допустим, когда-то это произошло. Но и теперь, когда вы приходите на работу, этот страх возникает, когда вы видите своего начальника. Он вас сейчас не увольняет, но образ прошлого настолько сильный, что, когда вы видите начальника, вам становится страшно. И в вашем уме он вас уже увольняет. Но ведь это только ваш образ. Если человек осознает это, то он увидит это не как реальность, а просто как образ прошлого. Это очень существенный момент. Ум всё время выдает образы, мысли, которые мы можем принимать за реальность. Как только вы начинаете думать, что это на самом деле так, тогда вы попадаете в ловушку ума, и он вас затягивает в свою сферу. Чего вы боитесь больше всего? Осознайте свой страх прямо сейчас. Готовы ли вы к восприятию нового?Когда человек говорит: «Я хочу чего-то нового», — как вы считаете, у него есть какое-то представление о том, что есть это новое? Почему иногда он радуется тому, что происходило на занятиях, встречах, в которых он участвовал в поисках нового, а иногда он расстраивается и подавлен. Как вы думаете, что лежит в основе этих колебаний чувств? Есть ли что-то такое, что вы обычно ждете и предполагаете получить, говоря, что хотите чего-то нового. Есть у вас какое-то представление о том, что это такое, о том, чего вы, собственно, хотите, когда говорите, что хотите нового? Не замечали ли вы, что человек, говоря о желании чего-то нового, на самом деле чаще всего стремится повторить некоторые приятные для него состояния, которые он уже когда-то в прошлом испытывал? А что такое приятное состояние? Это такое состояние, которое он называет приятным, то есть то состояние, которое он определил для себя как приятное. Если ему удалось повторить это состояние, то он говорит: «Всё хорошо, все было очень прекрасно, я получил много нового». Но действительно ли он получил что-то новое? У меня очень большой вопрос в отношении этого. То, что он повторно пережил какое-то состояние, которое он определяет для себя как приятное и стремится к нему, это так. Но получил ли он что-то действительно новое? Вот это для меня очень большой вопрос. Я такое очень часто наблюдал на проводимых мной встречах, семинарах, консультациях. Когда человеку хорошо, то есть он еще раз пережил состояние, которое ему нравится, он говорит, что было очень здорово, что он получил очень много нового, очень много полезного, у него идут изменения. То есть он перечисляет целый набор критериев, с помощью которых сам себя убеждает, что все хорошо, что сюда стоит ходить, что именно здесь есть всё, что он хотел. Если же человек испытывает какие-то чувства и ощущения, которые он определяет для себя как неприятные, то он говорит то же самое, только с противоположным знаком, с минусом. Ничего нового я не получил, ничего полезного я не приобрел и так далее. Вы не обращали внимания на такую закономерность реагирования у других людей или у себя? А как вы поймете, что узнали что-то новое? Каким должно быть состояние человека, в котором возможно вхождение чего-то нового? Обратите внимание, что я говорю: «В него это входит». Я не говорю, что он взял, я говорю, что в него это входит. Можете почувствовать разницу между тем и другим? Человек приходит, например, в библиотеку, потому что не знаком с каким-то разделом, допустим, химии, и хочет его узнать. Он берет соответствующую книгу, прочитывает ее, и теперь он знает этот раздел. Узнал ли этот человек что-то новое? С одной стороны, это так. Он взял это знание и запомнил его. Можно сказать, что теперь он им обладает. Но является ли это знание его знанием, или он просто взял и выучил то, что было предложено кем-то другим? Может ли он считать это знание своим? Это первый вопрос. Второй вопрос. Является ли это знание новым? Ведь тот, кто писал эту книгу, скорее всего сам использовал и опирался на знания, полученные от других. Возможно, его взгляды были обусловлены верованиями и убеждениями, разделяемыми сообществом ученых, работающих в данной области. Вы можете сказать, что для человека, незнакомого с этими взглядами, они являются новыми. С одной стороны, это так. Он этого не знал, теперь он это знает. Он взял это знание, выучил и может повторить. Обратите внимание, что этот человек уже знал, что он хочет, чего ему недостает. Он знал, что это и где это можно взять. Но является ли взятое им из книги знание действительно новым? Кто востребовал это знание? Его востребовал ум этого человека для того, чтобы заполнить какую-то брешь, которая образовалась в нём в связи с желанием что-то получить, чего-то достичь. Возможно, он выполнял какое-то задание, которое ему дали в учебном заведении, или писал диссертацию или еще что-нибудь. Но всё это связано с желанием его ума достичь какой-то цели. А если эти цели возникли из неудовлетворенности ума, значит они находятся в его сфере. А может ли быть что-либо новое в сфере ума, или это всегда повторение одного и того же? Об этом уже не раз говорилось в этой книге. Почему? Потому что эта книга написана не с целью увеличения количества знаний, относящихся к сфере ума уважаемого читателя. Если бы именно это было главным в этой книге, то ценность ее была бы, на мой взгляд, невелика. Ваш ум в очередной раз порадовался бы тому, что получил нужную ему пищу, но ничего действительно нового не могло бы произойти. Ведь что такое знание, как оно понимается в обычных учебных заведениях? Это какая-либо информация, которая передается обучающимся для того, чтобы они ее запомнили и могли повторить. Ведь это фактически настройка ума на строго определенный ракурс видения того, что является предметом обучения. Такое обучение делает ум жестким и уверенным в своей правоте, что, в конечном счете, приводит к его деградации. Эта книга для тех, кто хочет научиться исследовать в себе то, что выходит за рамки обусловленностей ума, созданных традиционным воспитанием и обучением. Мы стараемся прикоснуться к чему-то действительно новому и неизвестному, увидеть привычное необычным взглядом. Это новое видение невозможно взять, как мы это привыкли делать, но оно может войти в нас, если мы будем открыты для него. Если мы будем способны освободить свой ум от привычных для него взглядов, суждений, убеждений и верований. Целостное видение позволяет нам видеть ограничения, созданные нашим умом, а это и есть прозрение, истина. Но может ли войти эта истина в нас, как входит робкий человек в большую комнату, где много важных людей, которые с недоумением и недовольством смотрят на незваного гостя? Будет ли истина довольствоваться маленьким пространством в углу комнаты, которое оказалось свободным просто потому, что никто его еще не занял? Так ли входит истина? Робко, — туда, где есть свободное местечко? Или, если она входит, то входит полностью, очищая всё, что она встречает на своем пути, и убирая всё, что мешает ей войти? Может ли истина войти потихонечку, чуть-чуть? Как вы считаете? Может ли неизвестное войти туда, где всё занято старым, привычным? Или новое — это тотальная революция, полное изменение всего, что было? Состояние безверия — граница известногоКогда и почему происходят революции? Возьмем социальные процессы. Если, например, в народе сильна вера в какой-либо символ: в церковь, в монархию, в доллар… Велика ли вероятность возникновения революции? Или она происходит тогда, когда возникает и усиливается безверие? Когда возникает разочарование в том, во что верили. Например, в монархической стране в силу различных обстоятельств поколеблена и разрушается вера в монарха и монархию вообще. Но так как эта вера была главной связующей силой в этой стране, наступают безверие и хаос. И тогда появляются люди, имеющие какую-то другую веру. Например, в свое время, когда монархия в России начала разрушаться, появились те, кто называл себя марксистами, коммунистами, большевиками. Они верили в коммунизм. Хотя они называли себя атеистами, материалистами, то, что они предлагали, явилось просто другой формой ортодоксальной религии. Они верили в свои символы — символы коммунизма. Во имя и ради них они были готовы на любые жертвы, и эти жертвы приносили. Огромное количество людей было убито во имя «светлого будущего». Мы все это прекрасно знаем. Так на смену одной вере пришла другая. Потому что состояние безверия, отсутствия надежды на что-то лучшее — это состояние, которое в обществе приводит к революции, беспорядкам, хаосу. Долго ли государство может выдержать такое состояние, и вообще является ли оно государством, если находится в таком состоянии длительное время? Государство — это определенная структура, которая стремится укрепить, усилить и удержать свою власть и влияние. Чтобы государство существовало, должна быть экономика, должна быть идеология, то есть должна быть вера в какие-то идеалы и символы. Если большая часть населения государства не имеет веры в символы, предлагаемые власть предержащими, общество начинает трещать по швам. Это мы можем видеть во внешнем мире. А что мы видим внутри себя? Ведь внешний мир является отражением внутреннего мира людей. То, что происходит во внешнем мире, происходит и во внутреннем мире человека. Что происходит с человеком, когда он теряет веру? Вера и надежда. Это то, без чего ум, личность жить не может. Подавляющее большинство людей во что-то верит. При этом совершенно необязательно быть так называемым религиозным человеком. Каждый верит во что-то свое: во власть, деньги, престиж, того или иного бога и тому подобное. Если такой человек перестает верить во что-то одно, он найдет что-то другое. Разуверившись в данном политическом движении, будет искать другое, разочаровавшись в каких-то духовных идеях, заменит их другими. Либо найдет способы каким-то образом забыться. Ведь то, о чём мы сейчас говорим, и есть не что иное, как выработанные обществом способы забыться, то есть уйти от себя. Верить в какие-либо символы — это надежный способ забыть самого себя. Вера — это то, что необходимо личности, чтобы сохранить и усилить самоё себя, чтобы не допустить вхождения неизвестного. Верить можно только во что-то, нельзя верить просто так. Поэтому в качестве символа веры выступает какой-то образ, созданный умом человека. Причем большинство верующих во что-либо людей даже не сами создают такой образ, а получают его в готовом виде в различных политических, религиозных и других организациях. Почему для многих людей так необходимы подобные организации и предлагаемые ими символы веры? Потому что они обещают какую-либо награду в будущем для тех, кто верит, например, в «светлое будущее» коммунистического общества или рай на небесах для тех, кто верит в Бога. Верующий человек никогда не остается с самим собой наедине, в нём всегда присутствует образ его веры, не давая ему видеть ничего, что не соответствует этому образу. В результате этого человек жертвует самим собой ради сомнительного успокоения, которое приносит ему вера в некий символ. Надежда и вера — это перенос прошлого в будущее. Таким способом ум всё время воспроизводит себя, то есть повторяет одно и то же. Личность думает примерно так: «Сейчас мне плохо и было плохо, но я очень надеюсь, что в будущем мне станет хорошо». И это позволяет верующему человеку доживать свои дни, пребывая в иллюзии каких-то будущих преобразований и улучшений. Но реальное изменение возможно только в настоящем, в данный момент, а не когда-то потом. Если мы непредвзято посмотрим на большинство людей, то увидим, что они живут, повторяя всё время одно и то же, при этом веря, что с ними произойдет что-то, в связи с чем их жизнь станет лучше. Обратите внимание, что именно на этом строятся все пропагандистские кампании: рекламные, политические, религиозные и другие. Огромное количество людей живет какой-либо верой и надеждой. А зачем нужны вера и надежда, если вы находитесь в реальности, здесь и сейчас? Вера и надежда — это то, что обращает нас к будущему в связи с тем, что нас не удовлетворяет наше настоящее. Но то, что мы считаем настоящим, есть всего лишь наше прошлое. Если бы вы действительно находились в реальном, в настоящем, никакой необходимости в вере не возникало бы. Зачем надеяться и верить во что-то, если ты уже находишься в том, что есть? Значит, тебя это не устраивает, и тогда возникает необходимость веры и надежды. Сейчас мы описываем характеристику ума. Мы уже исследовали его с разных сторон, а сейчас смотрим еще и с такого ракурса. Это очень интересный аспект функционирования ума и личности, потому что именно вера и надежда являются тем, что не дает человеку возможности получить что-то действительно новое, увидеть неизвестное. Именно вера и надежда не дают человеку возможности выйти за пределы замкнутой, обусловленной сферы ума. Вера и надежда подобны гравитации, удерживающей человека в сфере фрагментов его ума. Разочаровавшись в одном фрагменте своего ума, он ищет и находит другой. А в уме огромное количество самых разных частей, фрагментов, и, чтобы перебрать их все, надо очень много времени и усилий. Это огромное многообразие одного и того же. Вера и надежда — это обращение взгляда человека из одного фрагмента, который, как ему кажется, он исчерпал, в другой фрагмент. Это подобно скаканию с кочки на кочку на болоте. Человек, пытаясь выбраться из болота, скачет с кочки на кочку, не видя, что они располагаются по кругу. Ему кажется, что еще один прыжок, и он выберется, но на самом деле он движется по одному и тому же кругу, возвращаясь к тем же самым кочкам, но не узнавая их. А почему он собственно прыгает, почему бы ему не остановиться и не разобраться в том, что же с ним происходит? А потому, что он верит и надеется. Посмотрите на человека, который, например, говорит, что он встретил настоящую духовную систему или прошел потрясающий тренинг, и что теперь у него потрясающие изменения, он развивается, он движется к чему-то очень важному и значительному. Если вы наблюдательны, то увидите, что он просто верит в это. Он возбуждает себя и других этой верой. Чем больше он надеется и верит, тем больше он возбужден, хотя это не обязательно проявляется внешне. Но через какое-то время это возбуждение спадает, на смену этой вере приходит разочарование, и тогда человек вынужден прилагать усилия, чтобы эту веру сохранить. У него усиливаются внутренние мучения. Он сомневается. Но страх потерять опору, которую дает вера, заставляет его прилагать еще больше усилий, чтобы убедить себя в правильности его веры. Самое интересное, что он начинает убеждать (и нередко очень успешно) других людей, при этом на самом деле пытаясь убедить самого себя. Встретиться с реальностью, с неизвестным может только тот, кто не станет удерживать уходящую веру и срочно искать другую, а детально и внимательно исследует состояние отсутствия веры. Это состояние, в котором ум перестает цепляться за какие-либо образы, символы, системы и так далее. Это состояние и есть дверь в неизвестное, неизведанное, дверь к самому себе. Разрешите вы себе подойти к этой двери или опять сбежите от нее в поисках очередной иллюзорной надежды? Иисус на кресте сказал: «Господи! Почему ты покинул меня?» Как я могу предположить, это и есть указатель на такое состояние. Это состояние невозможно обойти никому, кто до конца готов идти к самому себе. Потому что либо ты в очередной, тысячу первый раз, меняешь одну иллюзию на другую и опять обретаешь то, что называется верой и надеждой, либо отбрасываешь всё это и попадаешь в состояние реальности, в котором нет НИЧЕГО, и есть ВСЁ. Именно этого состояния, этой реальности личность и ум боятся больше всего, потому что это состояние безличности, состояние вне ума. Это та полоса, та нейтральная зона, которая находится за самой крайней границей обусловленного ума. Это область неизвестного. Это область, где словами ничего не может быть выражено и определено. Это не то, что может и хочет вложить обусловленный ум в слово «неизвестное». Ведь это слово используют очень по-разному. Скажем, мне неизвестен какой-то район. Я туда съездил, всё посмотрел и теперь считаю, что он стал для меня известным. Это слово в обычном языке используется совершенно в другом смысле. Например, в рекламном ролике голос за кадром говорит: «Катя открыла для себя прокладки «Олвэйз». А радостная Катя рассказывает, как она узнала о прекрасных прокладках, о которых раньше ничего не знала. А ведь неизвестное — это то, что за границей ума, это выход за пределы власти и законов обусловленного ума. 2 = 1Во всем можно найти две противоположности. Когда кто-то западает на одну сторону и говорит: «это ужасно», — я говорю: «да ну что ты? Давай посмотрим с другой стороны…» После чего он говорит: «О! Да это же прекрасно». — «А теперь вспомни, что ты говорил об этом недавно»… И вдруг он видит теперь это «прекрасное» и это «ужасное» одновременно. Увидеть обе стороны чего-либо — это значит увидеть целостно. Наш поверхностный, обусловленный ум фрагментарен и ограничен, он способен видеть в каждый конкретный момент только одну из сторон, одну из граней того, с чем встречается. Если вы наблюдали за своим умом, то, наверное, замечали, что в какой-либо момент времени у вас присутствует только одна мысль. Потом она сменяется другой и так далее. В каждый конкретный момент времени ум ограничен, то есть находится в рамках какой-либо одной мысли. И эта мысль определяет его восприятие происходящего. А так как любая мысль ограничена, замкнута в самой себе, восприятие ума является фрагментарным, частичным. Но если ум находится в состоянии не-мысли, его восприятие становится целостным. Это и есть ясное видение, понимание. Оно не требует посредничества ума, то есть присутствия каких-либо мыслей. Такое восприятие вне мышления и является истинным пониманием. Попытки выразить это видение, понимание в словах искажают его, делают его частичным, неполным. Главное — это преодолеть двойственность восприятия ума и увидеть то, что происходит с вами, целостно. Смотрите на себя с разных сторон. Когда вы видите себя с нескольких противоположных точек зрения одновременно, вы попадаете в положение равновесия. Только в этом состоянии возможно отпустить то, что вы называли своей проблемой, порождающей боль и страдание. Как это ни парадоксально, но страдание так же трудно отпустить, как и удовольствие, потому что ум одинаково привязан к тому и к другому. Именно чередование страдания и удовольствия поддерживает и укрепляет вашу проблему, которая их, в свою очередь, и порождает. Представьте себе, что у вас на руку накручен один конец каната. Другой конец каната так же сильно закручен на руке другого человека. И вы оба с большим усилием тянете этот канат в разные стороны. Можете ли вы в таком положении отпустить канат, который от натягивания только еще сильнее затягивается на вашей руке? Вы сможете это сделать только тогда, когда оба прекратите прилагать противоположные усилия. Тогда натяжение на обоих концах каната исчезнет, и он сам упадет с ваших рук. Только так это можно сделать. Но для этого надо одновременно прекратить прилагать какие-либо усилия. Неусилие — вот то состояние, в котором ум может видеть целостно. Мышление, думание всегда является усилием. Поэтому «обмозговывание», обдумывание какой-либо проблемы приводит к еще большему ее усилению. Когда Будда прошел всех возможных учителей, все возможные техники, а потом, полностью обессилев от всех этих ничего ему не давших усилий, привалился к дереву, — с ним случилось Просветление. Именно в состоянии бессилия с ним это произошло. Он уже не надеялся ни на что. Ни на что не надеялся, потому что перебрал всё, что можно: всех учителей, все техники, всё, что может быть. Не на что больше надеяться, и вот он в бессилии привалился к дереву, и это пришло к нему само. Он подошел к границе полного безверия и отсутствия какой-либо надежды. И он эту зону прошел. Как распутать психологический узел?Осознать что-либо в себе может только сам человек. Сделать это за него невозможно. Как правило, исследование проводится до того момента, когда человек упирается в свое убеждение, которое он не хочет отпустить. Если вы его не хотите видеть, то исследование превращается в топтание на месте. Исследование — это то, с помощью чего мы подходим к забору-ограничению, которое человек сам себе соорудил. Дальше исследование может продолжаться только в том случае, если вы готовы увидеть его. Вы сталкиваетесь со своим убеждением, с определенным верованием, и это очень важно. В процессе чтения этой книги вы приблизитесь к своим главным убеждениям. Если вы захотите, то сможете увидеть их. Само видение есть действие. Если вы действительно реально их увидите, — всё ложное, связанное с ним, исчезнет навсегда. То, что я имею в виду, когда говорю «видение» — это целостное видение. Это видение обеих сторон данного явления. Видение обеих сторон ваших отношений позволит вам охватить их в целостности. Только в этом случае клубок ваших проблем развяжется. Что такое клубок, узел? Я беру, например, веревку и завязываю ее в узел, потом еще в один и так далее. Почему эти узлы держатся, за счет чего? За счет трения. Если же я трение уберу, то узел сам по себе развязывается. А что есть проблема, как не узел? Узел, в котором собрано множество всяких завязок, множество всяких канатов, являющихся противоречивыми убеждениями, мнениями и верованиями. Прилагая усилия распутать такой психологический узел, человек часто еще больше затягивает его так, что не найдешь уже, с какой стороны подходить к нему. Но профессионал, к которому этот человек обратится за помощью, скажет: «Я знаю, как его распутать». И начнет тянуть за одну или несколько «веревок» в зависимости от того, какой концепцией или теорией он оперирует. И вот они начинают вытягивать этот конец и тем самым еще больше запутывают узел. Они тянут-потянут, а от этого узел еще больше затягивается. Так вот, этот «психологический узел» можно развязать, только увидев всю проблему в целостности, то есть все ее стороны одновременно. Тогда трение исчезает, и узел распадается сам без каких-либо усилий. Любые усилия только укрепляют его, делая его еще более жестким и запутанным. Всякое усилие порождает еще большую затяжку, по крайней мере, в каком-то аспекте этого узла. А если усилия очень большие и хаотические, то затяжка усиливается во всех звеньях узла. Наверное, все видели поплавок для рыбной ловли. Он обозначен двумя красками: одна его часть подводная, другая надводная. Рыбак забрасывает удочку. Поплавок болтается на поверхности воды: одна часть находится на воздухе, другая в воде, а внизу леска, грузило и крючок. За крючок дергает рыба. Чем больше вес рыбы, тем сильнее она дергает и тем больше этот поплавок погружается в воду. Иногда вся надводная часть поплавка погружается в воду. Я предлагаю в качестве аналогии положения, в котором находится человек, взять такой поплавок. Если данный человек не знает ничего, кроме личностных желаний, можно сказать, что его личностные зависимости всегда активизированы и держат его постоянно под водой, так что на поверхности он даже не появляется. Множество крючков-желаний постоянно стремятся поймать и удержать свою добычу. Эти желания утягивают поплавок всё глубже и глубже. Поэтому не только подводная, но и надводная часть этого поплавка постоянно скрыта глубоко под водой. Для каких-то людей состояние, когда они находятся над водой, может быть очень редким, считанные секунды. Всё остальное время они находятся под водой. А если взять и отрезать леску снизу поплавка вместе с грузилом и крючком? Что произойдет? Поплавок вынырнет весь на поверхность воды, то есть когда ничто не тянет поплавок снизу, он всплывает на поверхность полностью. Теперь его большая часть находится уже в другой среде — воздушной. Вот такая аналогия. Всё зависит от самого человека. Если он действительно хочет свободы, то, возможно, он ее откроет, если нет, то и говорить не о чём. Здесь никаких гарантий нет и быть не может. Проводя исследование себя, каждый может приблизиться к «внутреннему забору», к которому готов сейчас приблизиться. Что будет дальше — зависит от того, захочет он на него смотреть или нет. Готов ли он увидеть то, что скрывается за ним, или нет. Это нерадостные встречи, потому что это то, от чего человек всё время бегал. А теперь ему предлагают это увидеть и вернуться. Но только так можно вернуться к себе. Обратный путь будет таким же, как путь побега. Как человек бежал от себя, так он будет и возвращаться к себе. Через те же самые перекрестки и дороги. Многие хотят, чтобы их повели к себе по какой-то прекрасной дороге, с триумфальными арками, фанфарами, встречами почитателей, цветами, поздравлениями и лавровыми венками. Возможно, вам это уже кто-нибудь предлагал. Но это обман. Возвращаться придется по той же дороге, по которой сбегал. Проходя эту дорогу, встретишься с тем, от чего ты бежал. Но только так ты можешь приближаться к самому себе. Как быстро у тебя это будет, зависит от твоей готовности. Дорога назад, к самому себе начинается с разворота на 180 градусов. Потому что никакой другой разворот не позволяет вернуться. Можно на 360 градусов прокрутиться и опять бежать туда же. Дорога домой — тяжелая дорога, но и очень радостная одновременно. И какой тут может быть путь для всех, ведь каждый сбегал от себя по-своему. Возвращаться придется не гурьбой, не коллективом. Общим для всех, идущих к Дому, является то, что они развернулись на 180 градусов и идут, не оглядываясь назад, каждый своей дорогой, но к Единому. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|