|
||||
|
Приложения 1. Волны и частицы: квантовая механика в двух словах
Очень приблизительное объяснение квантовой физики для неспециалистов состоит в том, что материя рассматривается как нечто неизвестное, которое можно считать состоящим из маленьких кусочков, называемых «частицами». Каждая из них ведёт себя и как частица, и как волна. Волны совершают колебания. Когда они сильны, то вы, скорее всего, обнаруживаете связанную с волной частицу. Длина волны — удивительное явление: по ней можно определить скорость/импульс или «толчок», которые может передать частица. Принцип неопределенности говорит, что если вы определяете точное местонахождение частицы в пространстве, то теряете возможность определить другую информацию, как то, длину ее волны. С другой стороны, если вам известна длины волны, то исчезает возможность определить точное местонахождение частицы. Измерение одного из аспектов делает другой неопределимым; в повседневной жизни это можно было бы сравнить с сосредоточением внимания на одном предмете, когда интерес к другим предметам на какое-то время теряется. Квантовые объекты (частицы) существуют в виде суперпозиции, или линейного наложения, именуемого квантово-волновой функцией. Оно представляет собой сумму множества возможных состояний. Частица пребывает во множестве состояний — или «миров», согласно «теории множественности миров» квантовой механики. Когда вы измеряете частицу или другой квантовый объект, состояния (или волновая функция) коллапсируют и тогда регистрируется только одно состояние. Измерение «схлопывает» волновую функцию множества состояний в одно, так сказать, измеренное состояние.[161] Физики называют это одно измеренное состояние «реальным», а об остальных стараются думать как о возможностях, некоторые из которых более вероятны, чем другие. Согласие в отношении реальности для физиков достигается только путем измерения. Куда деваются другие состояния после измерения? Здесь квантовая физика граничит с философией и психологией. Ответ на этот важный вопрос определяет ваша точка зрения (коль скоро она имеет измеримые результаты!). Мы можем лишь сказать, что подоплека реальности непонятна, или, как говорит Фейнман, «глупа». Мы не знаем, где, в точности, находится материя. Мы также не знаем, где находятся все состояния частицы. Они нелокальны. Они находятся везде. Какова моя точка зрения на квантовую теорию? Я люблю ее. Она напоминает мне теорию сновидений. Важнее всего то, что «работает» для данного человека, то, насколько согласуется его индивидуальный опыт с предлагаемой вами реальностью. Однако другие составляющие сноподобных процессов, которые вы не можете видеть, для многих психотерапевтов тоже реальны. Сегодня, вы можете не видеть этих составляющих, но они легко могут появиться завтра, или этой ночью в сновидении. 2. Энергия нулевых колебаний Маятник часов со временем останавливается. Но в квантовой физике, подобное колебательное движение не может полностью затухнуть, а будет продолжаться в форме беспорядочного «покачивания» около точки покоя с небольшой энергией — так называемой «энергией нулевых колебаний». Хотя такое покачивание невозможно увидеть невооруженным глазом, это явление имеет большое значение в физике. В качестве примера можно привести наличие в микроволновом приемнике определенного количества «шума», от которого невозможно избавиться, независимо от совершенства технологии. Всем физическим объектам — маятникам и полям, радиоволнам и свету — присуще это покачивание, свойство непрерывной флуктуации. Вы никогда не сможете от нее избавиться, даже в условиях самого наилучшего вакуума. Вакуум более не может считаться таковым, поскольку на самом деле, он «трясется» невидимой активностью даже при абсолютном нуле — температуре, при которой, как считают, прекращается всякое движение молекул! Точно не известно, насколько велика «энергия нулевых колебаний» вакуума. Некоторые космологи (то есть люди, изучающие вселенную) считают, что в начале, когда условия повсюду были подобны условиям внутри черной дыры, энергия вакуума была очень велика. Предположительно, она спровоцировала Большой взрыв. В принципе, сегодня, энергия вакуума должна быть меньше; однако многие думают, что ее вокруг достаточно, чтобы ее извлекать. Некоторые психологи могли бы назвать эту энергию вакуума «сновидящей» во время сна. Энергия нулевых колебаний делает неизбежным шум в электронных приборах, а также обнаруживается в эффекте Казимира, то есть, в силах и давлении вакуума. См. приложение 3. 3. Эффект Казимира: Сила ничто В 1948 году голландский физик Хендрик Казимир (Hendrik Casimir) высказал предположение о существование материальной силы, основывающейся на флуктуации минимальной энергии Гейзенберга в вакууме. Вспомним из Приложения 2 об энергии нулевых колебаний, что вакуум или «пустое пространство», на самом деле состоит из переменных флуктуаций энергии и электромагнитных полей. Абсолютного вакуума не существует В принципе, волны в «вакууме» могут иметь любые частоты. Физики даже могут вычислить среднюю ненулевую энергию флуктуации волны вакуума, равную половине энергии фотона. Казимир предположил, что если поместить в вакуум очень близко друг к другу две крошечные пластинки, то между ними будет достаточно места для движения коротких волн, но недостаточно для более длинных. Волны, удерживаемые снаружи, будут «давить» на обе пластинки, или зеркала, создавая силу, которую сегодня называют «силой Казимира» или «силой ничто». Этот эффект давления флуктуирующих полей был экспериментально обнаружен в 1993 году.[162] Этот эффект может быть проиллюстрирован действием волнения моря на рядом стоящие корабли. Их будет «прибивать» друг к другу волнами, длина которых больше чем расстояние между кораблями. (Рисунок 3.1. Сила ничто Казимира. Волны возникают в результате нулевых колебаний вакуума. Большая по длине волна не умещается в зазор между пластинками или зеркалами, и поскольку она не может «проникнуть» в этот узкий зазор, она создает давление между зеркальными пластинками. Надпись на рисунке: СИЛА ИЛИ ДАВЛЕНИЕ НИЧТО) На рисунке 3.1 вы можете видеть, что небольшая волна (с малой длиной) умещается между пластинками (или кораблями). Если два корабля находятся на гребнях этой небольшой волны, то более длинные волны, которые не могут уместиться между кораблями, будут толкать их снаружи, и прижимать друг к другу. То же самое справедливо и для квантового вакуума. Если вместо кораблей вы имеете два зеркала, то квантовые волны «вакуума», не помещающиеся между пластинками, будут толкать их друг к другу. Недавние достижения в развитии теории Казимира, опубликованные Бернардом Хейшем с сотрудниками в журнале Physical Review, показывают, что эта «сила ничто» может быть связана с инерцией всех материальных тел.[163] Если вы что-либо толкаете — даже если это мяч на полу — инерция мяча сопротивляется толчку. Инерция массы, ее гравитационная природа, общие законы физики, относящиеся к этому вопросу, до сих пор оставались загадкой. Согласно Хейшу, Казимирова сила «ничто» может лежать в основе нашего восприятия силы. Другими словами, инерция возникает из-за того, что невидимый фон вселенной противится быстрым изменениям. В теории Хейша, масса и движение неразрывно связаны друг с другом. С психологической точки зрения, теория Казимира выглядит как специальный случай размышления о чём-либо, и маргинализации других вещей. Маргинализация одной энергии (или частоты) в пользу другой дает нам ощущение гравитации, давления или силы. Если мы способны двигаться с разными силами и векторами, то чувствуем себя несомыми, и не ощущаем силу, как таковую. Маргинализация создает давление и силу. Маргинализация и давление взаимосвязаны. Поскольку маргинализировать естественно, естественно иметь силы, и ощущение «я» и «не-я». Результат — то, что мы называем общепринятой реальностью — основывается на разделении здесь и там, настоящего и прошлого, и т. д. Сила Казимира — это метафора едва уловимых толчков и порывов, притяжений и отталкиваний, которые мы осознаем. Возможно эта сила представляет собой один из аспектов принципа осознания — дуалистической, релятивистской тенденции осознания. Сама наша природа, природа вселенной, выбирает одни «вибрации» или чувства, и не впускает другие. 4. Фейнман и квантовая электродинамика Американский физик Ричард Фейнман (1918–1988) в 1965 году получил Нобелевскую премию за разработку теории квантовой электродинамики, науки о взаимодействии света с атомами и их электронами. Он способствовал будущему развитию нанотехнологии (изучения машин размером в одну миллиардную долю сантиметра) и теории кварков (фундаментальных частиц, из которых состоят «элементарные» частицы, например, протоны и электроны), а также теории сверхтекучести (состояния материи, в котором вещество течет без сопротивления). Фейнман был выпускником Массачусетского Технологического Института, и защитил докторскую диссертацию в Принстонском Университете, у Джона Уиллера, который воспитал многих знаменитых ученых, например, Хью Эверетта. Тема диссертации Фейнмана «Принцип наименьшего действия в квантовой механике», отражала специфику его подхода — использовать базовые принципы для решения фундаментальных проблем. Работа Фейнмана в области квантовой электродинамики, принесшая ему Нобелевскую премию, была посвящена изучению того, как электроны, позитроны (частицы с той же массой, как электроны, но с противоположным зарядом) и фотонов (кванты световой энергии) взаимодействуют друг с другом. Вместе с работами других ученых в той же области, квантовая электродинамика до сих пор остается самой точной физической теорией, составляя основу общепринятого понимания квантовой теории. Для иллюстрации взаимодействия элементарных частиц друг с другом, Фейнман придумал то, что теперь называется «диаграммами Фейнмана». Эти диаграммы дают нам интуитивное представление о движении частиц («пространственно-временной подход»). Он предложил думать о путях частицы, как об идущих из одной точки в пространстве и времени в другую через области, которые слишком малы, чтобы их можно было точно измерить. Его метод дает правила для вычисления тенденций и вероятностей, связанных с каждым из возможных путей частицы. Складывая все эти тенденции, мы получаем наиболее вероятный физический процесс, который можно измерить в повседневной реальности. 5. Гравитация В повседневной жизни, мы знаем о гравитации потому, что ощущаем, как наш вес давит на наши ступни, когда мы стоим, или на ягодицы, когда мы сидим на стуле или на земле. Мы наблюдаем приливы и отливы, вызываемые силами тяготения Земли и Луны. Гравитация влияет на погоду, заставляя плотный холодный воздух опускаться вниз, и позволяя более легкому, более теплому воздуху оставаться наверху. Без гравитации, все мы и окружающие нас предметы улетели бы в космическое пространство. Гравитация составляет часть того ощущения, которое мы испытываем, будучи живыми телами на Земле. Гравитация связана со всем, что мы называем своим «домом». Без гравитации Земля разлетелась бы на куски, и мы бы жили в открытом космосе. Гравитация — это сила тяготения между всеми объектами, которая притягивает их друг к другу. Это универсальная сила, воздействующая на самые большие и самые малые объекты, на все формы материи и энергии. Гравитация — очень слабая сила, но для огромных объектов (например, планет) сила гравитации может быть весьма большой. Таким образом, гравитация управляет движением астрономических тел. Взгляните на небо; гравитация удерживает луну околоземной орбите, она удерживает Землю и другие планеты нашей солнечной системы на их орбитах вокруг Солнца. На самом деле, гравитация управляет видимым движением всех звезд, замедляя расширение вселенной, так как звезды и галактики притягивают друг друга. Гравитация создает черные дыры. Когда звезда исчерпывает топливо, необходимое для горения, в дело вступает гравитация, и сжимает звезду в крохотное ничто, именуемое черной дырой. Гравитация — самая слабая из четырех фундаментальных сил: она слабее электромагнетизма, а также слабых и сильных ядерных сил, связывающих частицы в атоме. Гравитация настолько слаба, что почти не влияет на строение атомов. В отличие от других сил, гравитация не так быстро убывает с расстоянием. В то время, как электромагнитные силы или силы, действующие между частицами, участвуют как в притяжении так и в отталкивании, гравитация только притягивает, и ее действие сохраняется на больших расстояниях. Ньютон выдвинул хорошую теорию гравитации, а Эйнштейн уточнил ее своим принципом общей относительности как характеристики пространства. Однако, никто, включая Эйнштейна, не знает, что представляет собой гравитация, и как она связана с другими силами. Моя гипотеза основана на том, что я вижу, и в чем я уверен: гравитация — это пример глубокой демократии; важны все ее уровни. Она и реальна, и подобна сновидению, она помогает нам отождествляться с нашим существованием на Земле, и, в то же время, она никогда не оставляет нас, даже когда мы находимся далеко от этой планеты. 6. Душа Земли по Уильяму Гилберту Уильям Гилберт (1544–1603) открыл свойства магнитного железняка (англ. lode stone). Слово “lode” родственно староанглийскому существительному “load”, которое первоначально означало «курс» или «путь». Гилберту приписывают открытие магнетизма. (Некоторые также возлагают на него ответственность за процесс колонизации, так как именно он подарил европейским морякам компас, а значит и возможность исследовать и завоевывать). В своей работе De Magnete (о магните), Гилберт называл магнетизм «душой» земли.[164] Он говорил, что магнит может научить снова нас любить землю. Гилберт утверждал, что магнетит обладает огромной силой. «Железо тянет к магниту, как невесту в объятия ее нареченного». По его словам, в основе нашего чувства направления лежит любовь к земле. Сегодня биологам известно, что большинство животных имеют магнитный сенсор, позволяющий им находить дорогу к дому. Раньше люди думали, что животные ориентируются по солнцу. Хотя солнце, несомненно, представляет собой один из факторов, создающих чувство направления, животные также могут находить путь домой ночью благодаря своему магнитному сенсору. Например, если вы накроете голову птицы чем-то, что нарушит магнитное поле, птица потеряет ориентацию. Удалите помеху — и птица отправится домой. 7. Процессуальная работа: теория и применение Процессуальная работа или процессуально-ориентированная психология основана на осознании изменений и обладает широкой сферой применения, некоторые аспекты которой показаны на помещённом ниже рисунке. Под рисунком перечислены некоторые характеристики осознания, используемые в этой книге. Некоторые процессуальные идеи и мета-навыки Чувственное осознание— это неуловимый, субъективный, невыразимый, ноэтический, пассивный, преходящий, и нелокальный процесс. Осознание: атрибуты и качества Двойственно в единичном — единство с внутренне присущей двойственностью. Само-рефлексивно — тенденция двух или более взаимных наблюдателей вести себя сходным образом Глубоко демократично — ценит как реальные, так и подобные сновидению и невыразимые события Проводник для повседневного ума; многомерный учитель пути Нелокально — мимолетные “заигрывания", подобные частицам, волны, и подобные сновидению пред-сигналы. Квантовый компас — связанный с землей или космосом опыт поворачивания Неопределенность — повседневный ум всегда сомневается в реальности, подобной сновидению. Реализует принцип суперпозиции — суммирует заигрывания, параллельные миры и направления, создавая большое U. «Жучок» — обратный свет или противоположный вектор, переживаемый как проблема. Подвержено переменам настроения — силовое поле, в котором происходят создание, уничтожение и отделение. Зигзаг — процессуальная мудрость, движущаяся по всем направлениям и балансирующая на грани мифа. Наименьшее действие — в качестве большого U, целенаправленная тенденция сновидения к минимизации действия. Если вы забудете все это — не беда. «С днём рождения» следует петь много раз. 8. Суперпозиция и векторы в И-Цзин Вероятно, самые древние из известных нам сегодня процедур гадания, описаны в И-Цзин, или «Книге перемен». Здесь Дао любого данного момента представляется как сумма различных состояний или возможностей, имеющих воображаемый или сновидный характер. Эти состояния, отчасти, выводят путем наблюдения разных результатов подбрасывания монеты. В некотором смысле, на монету влияет преходящее поле, или Дао. Когда результаты бросков складывают в столбик, они образуют триграммы и/или гексаграммы, в которых цифровые символы или числа (вроде 0 и 1) накладываются друг на друга. На рис. 8.1А показаны триграммы, или «па-куа», которые считаются состоящими из «сильных» или сплошных линий ян, и более слабых или штриховых линий инь. (Возможно, даосы, по-своему, впервые открыли квантовое вычисление — но это другая история). Вы можете думать об этих диаграммах, как о восьми «состояниях возможности», основных направлениях, путях, или «дао». Отметьте, что эти различные Дао образованы суперпозицией основных состояний. Каждое состояние состоит из сплошной или штриховой — линии. (Рисунок 8.1.А. Дао как сумма «состояний возможности в И-Цзин) Что управляет переменами? Принципом изменения управляет так называемое Великое Предельное, или Таи зы, которое изображают как крутящиеся линии инь и ян, движущиеся по кругу (см. рис. 8.2А и 8.3А). Некоторые даосы считают это изображение первым проявлением Дао. (Рисунок 8.2А. Пустой круг представляет Дао, которое впервые проявляется как Таи Цзы, или Великое Предельное — связь между мирами.) (Рисунок 8.3А. Великое Предельное, или Таи Цзы с триграммами) Направленное мышление На Рисунке 8.3А, «Великое Предельное», источник изменения и круговорота во вселенной, проявляется как триграммы, а также как направления, которые в более явном виде показаны на рис. 8.4. Каждая триграмма (или состояние) связана с определенным направлением на земле. Даосы, подобно большинству коренных народов, считали, что направления имеют определенные значения. Дао проявляется не только как абстрактные чувства и понятия, но и как чувства направлений. (Рисунок 8.4А. Направления, связанные с Таи Цзы) Дао данной ситуации — это не просто одна из триграмм или состояний, а две триграммы, помещенные одна над другой. Я выбрал (наугад) две триграммы, и поместил их друг над другом. На рис. 8.5А вы видите получившуюся гексаграмму (№ 27 в И-Цзин), которая называется «Углы Рта» или «дающая питание». (Рисунок 8.5А. Суперпозиция двух триграмм — гексаграмма 27, «дающая питание») Сложение векторов «Дао» данного момента — это сумма триграмм, так что конечное Дао, «направление», или путь, которым мы должны следовать в данный момент, в принципе, представляет собой сумму направлений. На рис. 8.6А показано сложение двух векторов направлений, связанных с триграммами рис. 8.5А, дающее общий вектор направления — жирную линию. Таким образом, Дао — наиболее вероятный исход, курс, или путь данной ситуации — подобен квантово-волновой функции, представляющей собой сумму различных векторов. В квантовой физике, конечная жирная линия соответствовала бы наиболее вероятному исходу ситуации с двумя возможными состояниями. (Рисунок 8.6А. Гексаграмма И-Цзин, направления триграмм, и сложение векторов) Следовательно, Дао — это еще одно название для большого U данной ситуации. Поэтому данная книга — «Гео-психология» — в некотором смысле, обновляет гадательный подход древнего даосизма. Книга И-Цзин тысячелетия назад предполагала, что общий гештальт гексаграммы, ее форму суперпозиции, можно использовать для понимания отдельных линий. Точно так же, я полагаю, что большое U можно использовать для понимания значения отдельных субвекторов. В известном смысле, гексаграмма представляет собой своего рода «пилот-волну» или вектор большого U, которое заключает в себе все ее параллельные миры. 9. О сложении векторов Первоначальное значение термина «вектор» происходит от латинского слова vectus, или «носитель».[165]* В психологии векторы соответствуют ощущению человека, что телесно-ориентированный и связанный с землей опыт ведет его в определенном реальном или воображаемом направлении. Векторное сложение, или сложение стрелок, как я его описываю в тексте, происходит от того, что в математике называется векторной алгеброй. В математике и физике, сложение векторов подчиняется принципу симметрии; в векторной алгебре, независимо от того порядка, в котором происходит сложение, результат всегда остается одним и тем же. В физике частиц, в квантовой электродинамике, векторы, представляющие возможные направления частиц (или «истории», как их называл Фейнман), «группируются» или складываются в каком угодно порядке. Тот факт, что в векторной алгебре результат не зависит от порядка сложения, соответствует тому, что я называю глубокой демократией: каждое направление обладает одинаковой ценностью по сравнению с остальными. Фейнман говорил об этом просто: «Электрон должен «разнюхивать» все возможные пути. В этой книге — «Гео-психология: осознание пути в учениях Дона Хуана, Ричарда Фейнмана и Лао Цзы» — я разработал ходячую медитацию, основанную на нашем чувстве земли. Возможно, что вычисление, столь привычное многим ученым и знакомое многим коренным народам, поначалу будет новым для тех, кто впервые знакомятся с этой книгой. Математические вычисления представляют собой метафоры личных субъективных переживаний, которые были у всех нас, и которые предсказывают даосизм, искусство песочных картин, и многие древние и современные традиции коренных народностей. Следование земле, когда вы поворачиваетесь, а потом складываете направления, стрелы, или векторы, поначалу представляет собой телесно-ориентированный не-когнитивный опыт, основанный на нашем ощущении и переживании земли. Естественно, что при этом возникают многие вопросы. Например, иногда векторы могут складываться, давая в сумме ноль — особенно, если направления меняются на противоположные. Этот ноль означает не статическое равновесие, а колеблющееся «почти ничто», даже хотя внешняя ситуация может не выглядеть движущейся. Цель ходячей медитации состоит в том, чтобы просто стоять на этом месте, и позволить природе информировать вас о проистекающем из этого опыте. (Рисунок 9.1А. Иногда сумма двух векторов бывает равна нолю. Надписи на рисунке: Этот вектор и тот вектор в сумме дают ноль) Занимаясь ходячей медитацией, помните, что когда вы складываете векторы, полезно стараться переживать их как горизонтальные направления на земле. Для начала, так их может быть легче складывать; освоившись с этой процедурой, вы сможете использовать какие угодно направления. Кроме того, помните, что ощущая, как земля тянет вас в каком-то направлении, вы можете чувствовать тягу туда, что другие называют «реальным» направлением — севером, югом, востоком, или западом. Или же вас может тянуть к чему-то в пространстве, где вы находитесь, либо к находящемуся поблизости месту, которое вы себе представляете. Или вы можете просто чувствовать, что нечто тянет вас в том или ином направлении, без какого-либо интеллектуального знания о том, что это. Идите туда и выясните! Доверяйте своему телу и возникающему опыту. Можно ли доверять собственному восприятию векторов? И да, и нет. Позвольте мне здесь сказать: Нет! Не доверяйте. Обычно, ваш рациональный ум в начале почти не верит, что ваше тело знает, что оно делает — если только у вас не телесно-ориентированный характер, в силу которого вы всегда любили природу и общались с ней. Вашему рациональному уму, я бы сказал: Не доверяй ничему, пока это не будет для тебя понятным. Экспериментируйте; позволяйте своему телу показывать вам нечто, касающееся мира, о чем вы, возможно, раньше не знали. После этого, решайте сами. Именно так нужно изучать и помнить вашу Гео-психологию, и ваше осознание пути. 10 (от переводчика). Значение некоторых терминов, встречающихся в тексте Хотя я уже пояснял большинство терминов, о которых пойдет речь ниже, в предисловии к переводу книги «Сила Безмолвия», мне кажется целесообразным снова поговорить о них здесь, тем более, что многие читатели, возможно, знакомятся с идеями А. Минделла впервые. Кроме того, в «Гео-психологии», он использует некоторые из терминов в более широком смысле, придавая им дополнительные значения. Я буду приводить английские термины, сопровождая их дословным переводом, и переводом, принятым в трансперсональной литературе, а также разъяснениями по поводу особенностей их использования в текстах А. Минделла. Термины перечисляются в логическом, а не алфавитном порядке. Пояснения некоторых терминов уже давались в подстрочных примечаниях. 1. Sentience — чувствительность, реже — разумность (как правило, не по отношению к человеку). Минделл называет этим термином первичную чувствительность, как способность регистрировать внешние воздействия, присущую всем живым существам, а, согласно восточным и туземным традициям (с которыми согласны многие физики) — и неорганической материи. Применительно к человеку, sentience у Минделла означает «не-когнитивную» телесную чувствительность, независимую от ума. 2. Awareness — букв. осведомленность; в русскоязычной психологической литературе обычно переводится как «осознание». Минделл обозначает этим термином непосредственную («не-когнитивную») осведомленность, основанную на первичной чувствительности, что позволяет ему наряду с осведомленностью (или осознанием) человека, говорить об осведомленности неорганической материи, например, квантовых объектов. Идея осведомленности (и само-осведомленности) неживой материи подробно обсуждается в подстраничном примечании к главе 2. 3. Sentient awareness — чувственная осведомленность, то есть, непосредственная (без участия ума) осведомленность человека о переживаемых ощущениях или чувствах. Применительно к неживой материи, этот термин у Минделла означает способность к само-отражению (self-reflection) или само-отнесению (self-reference), следующую из математического формализма современной физики. Всем известным примером чувственной осведомленности может служить присущая всем живым существам способность ориентации в пространстве, которую Минделл кладет в основу своего метода ходячей медитации. 4. Self-awareness — букв. само-осведомленность, то есть, непосредственная (с позиции 1-го лица) осведомленность субъекта осведомленности о себе. В русскоязычной психологической литературе, self-awareness обычно переводят как само-осознание, что ведет к путанице с понятием само-сознания (англ. self-consciousness), означающим сознательную (т. е. выраженную в понятиях) осведомленность о себе, как объекте (с позиции 3-го лица). Типичным примером само-осознания может служить восприятие человеком себя как целостного живого и чувствующего существа. 5. Consciousness — сознание, предположительно, от слова conscience (совесть), дословно, совместное или разделенное знание. Древние греки называли сознанием (синейдесис, букв. «совместное вспоминание») ту часть субъективного опыта, которая может быть предметом общения. Согласно представлениям современной психологии, сознание представляет собой способность символизации опыта, и имеет интерсубъективную и диалогическую природу (то есть возникает в сообществе в результате общения). Сознание осуществляется в символической среде, примером которой может служить естественный язык. 6. Conscious awareness — букв. сознательная осведомленность — непосредственная осведомленность, представленная сознанию в результате само-рефлексии, и выраженная символами (например, словами естественного языка). Например, просыпаясь утром, вы сперва осознаете себя в качестве целостного живого и чувствующего существа (self-awareness), а потом «вспоминаете» (синейдесис), что у вас есть тело, голова, руки, ноги, что вы находитесь в своей постели, в своей комнате, и т. д. 7. Lucidity — букв. прозрачность, ясность. В русскоязычной трансперсональной литературе обычно переводится термином «осознанность». У Минделла, осознанность означает осведомленность не только о содержании осознания или сознания, но и о расположении духа (например, об эмоциональном тоне осознания) или о состоянии сознания (обыденном или измененном). См. также подстраничное примечание к главе 13 8. Lucid dream — букв. прозрачное или ясное сновидение — состояние, в котором человек осведомлен (непосредственно или сознательно) не только о содержании сновидения, но и о том, что он спит и видит сон (то есть, об измененном состоянии своего сознания). Иными словами, человек осознает, что видит «страну грез», а не повседневную «общепринятую» реальность. В русскоязычной трансперсональной литературе термин lucid dream обычно не вполне адекватно переводят как «осознанное (или осознаваемое) сновидение»: человек в любом случае осведомлен о фигурах своего сновидения (то есть, осознает его содержание). В этом смысле, было бы правильнее говорить о «сознательном сновидении», но такой перевод вносит лишнюю путаницу. Лично мне нравится перевод «прозрачное сновидение», подразумевающий, что через «страну грез» проглядывает обыденная реальность: например, в таком сновидении вы можете по желанию переноситься в другие времена и места — но ведь эти времена и места относятся к «общепринятой» обыденной реальности. 9. Consensus reality — реальность консенсуса или общепринятая реальность Этот термин подробно объясняется в подстраничном примечании к главе 6. Суть этого примечания можно кратко резюмировать следующим образом: Общепринятая (или «объективная» реальность — это не реальность вещей, в реальность понятий — или, как говорил Кожибский, реальность ярлыков, которые мы навешиваем на сущности). 10. Dreamland — «страна грез». Этот термин Минделла подробно объясняется в подстраничном примечании к главе 4. 11. Dreamlike — буквально, подобный сновидению, сноподобный. Термин означает, что то, о чем идет речь, не принадлежит к общепринятой реальности и является призрачным, воображаемым, или мнимым, подобно фигурам сновидения. 12. Ghosts, ghost roles — «призраки» или «призрачные роли»; у Минделла — возможные роли, не относящиеся к данной организации, в которых человек может себя воображать, но не рассматривает их всерьез. 13. Большое U и малое u. Эти термины подробно обсуждаются в подстраничном примечании к главе 4. Здесь я могу добавить, что Минделл, возможно, не случайно использует букву U, принятую в топологии для обозначения векторного пространства. Ведь большое U, о котором он говорит, что оно «охватывает или заключает в себе все параллельные миры» — это, в действительности, не вектор, а пространство всех возможных векторов (или параллельных миров). Также правомерно и понимание U как первой буквы слова unity, означающего «единство»: «большое Я» или Самость (в том смысле, который придавал этому термину К. Юнг — это не просто сумма, а именно целостное единство всех действительных и возможных характеристик человека (его «потенциалов»), на реализацию которых направлен процесс само-актуализации. Примечания:1 В оригинале «earth-based psychology”, буквально «психология, основанная на чувстве земли» (пер.) 16 В основе моего рисунка лежит песочная картина, приведенная в книге Дэвида Маклэгана «Мифы о сотворении мира» 161 Его называют «собственным состоянием» квантово-волновой функции (пер). 162 Первые экспериментальные подтверждения относятся к 1958 году (пер.) 163 “Inertia as a Zero-Point Field Lorenz Force (Инерция как Лоренцева сила поля нулевых колебаний.)Physical Review A, Vol. 49, No. 2, pp. 678–694 (1994). 164 Gilbert, W., De Magnete,(переведено на английский П. Флери Моттли) Нью Йорк: Довер (1958), переиздание книги 1893 г. 165 Именно в таком значении термин «вектор» используется в биологии (пер.) |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|