|
||||
|
III. ОТКУДА ПРОИЗОШЛИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ 17. Геометрия любви
На мой взгляд, аналогией того, о чем говорит дон Хуан, было бы иметь дело с Нагуалем взаимоотношений без вашего большого U. Это было бы все равно, что «нападать на льва с ‘поганым ружьём’».[134] Вам необходимо быть подготовленным. Используйте свое осознание пути. В принципе, это составляет часть новой парадигмы глубокой демократии. Демократия — это важная старая парадигма, в обычном понимании означающая свободное и равное право всех людей быть представленными [во власти — пер.].[135] Глубокая демократия расширяет понятие демократии, включая в него свободное и равное право на представительство для всех сновидений и опытов сущности.[136] Самой по себе демократии недостаточно для сокращения войн и конфликтов во взаимоотношениях всех видов — от близкой дружбы до отношений между странами. Без признания сновидения, составляющего фон взаимоотношений, господствуют сила, а не осознание, правила, а не сознание. Глубокая демократия требует чувственного осознания изменений, заигрываний, сновидений, наряду с повседневной реальностью. Работа с взаимоотношениями или мировыми проблемами составляет одну из величайших задач. Такая работа подобна встрече с вашим «союзником» — духом, который поначалу угрожает уничтожить ваше сознание. Однако, используя чувственное осознание, шаман может превращать эти проблемы в возможности. Чтобы иметь дело с проблемами взаимоотношений, вам нужно уважать вопросы общепринятой реальности, карту Страны Грёз, и уровень сущности, или опыт большого U общего направления взаимоотношения. Большое U наделяет нас необходимым старшинством, позволяющим оценивать по достоинству все роли, чувства, векторы, и человеческие качества, вовлеченные во взаимоотношения. Цель этой главы — находить это большое U, геометрию, и священное пространство, которое мы разделяем друг с другом. Проблемы взаимоотношений Проблемы отношений — это микрокосм мировых проблем. Судя по всему, все и везде страдают от сходных проблем взаимоотношений в парах, командах, и группах. В то или иное время, большинству из нас кажется, что их недостаточно ценят. Многим людям не дают покоя соперничество и зависть, месть и агрессия. И хотя люди осознают, что чувствуют себя жертвами другого человека или группы, немногие осознают, что сами притесняют других. В некотором смысле, для человеческого мира характерна роль жертвы; почти все не желают признавать себя тиранами. Существует огромное число проблем взаимоотношений; они занимают значительную часть нашей личной жизни, а также исторического прошлого и настоящего. Почему так или иначе оказывается легче понять, как ходить по луне, чем как ходить по земле и решить спорный вопрос со старым другом или родственником? Конечно, на этот вопрос есть столько же ответов, сколько существует людей. Но один ответ кажется очевидным. Работая над лунным проектом, мы воспринимаем себя находящимися «вне» луны или на космическом корабле. С другой стороны, работая над взаимоотношениями, мы воспринимаем себя находящимися внутри них, и нам недостает потенциальной возможности отстранения от своей перспективы. Какова альтернатива? Нам необходимо признавать свои чувства любви, ненависти, неприятия, оставленности, жажды мести, обиды, и гнева, а также находить третью точку зрения, которая обеспечивает нам достаточную беспристрастность, чтобы уважать чувства и истории других. Я настоятельно рекомендую каждому, заинтересованному в нахождении этой третьей точки зрения, упражнение осознания пути, приводимое в конце данной главы. Это та точка зрения, которая может изменять мир, всех людей одновременно. Методы работы с взаимоотношениями Есть много разных школ и методов работы с взаимоотношениями. На том или ином этапе могут быть важны все методы. Одни люди, чтобы работать с отношениями, присматриваются к своим сновидениям, другие молятся; многие обращаются к своим духовным или религиозным наставникам. Некоторые идут к психотерапевтам или шаманам. Кое-кто полагается на разговоры — основной материал людей, нуждающихся в помощи, во всех слоях общества. Во время нашего пребывания в Кении, мы ходили к «знахарям», которые рассказывали нам, что они обычно выслушивают партнеров, описывающих свои проблемы, а потом посылают их домой, а сами работают для них над этими проблемами. Их метод, вероятно — самый древний, хотя и наименее признаваемый сейчас метод работы с взаимоотношениями: нелокальное сосредоточение на пространстве между двумя людьми. Существует много индивидуально-ориентированных подходов, психодинамических и аналитических подходов, а также различных системных подходов. Одни сосредоточиваются на влиянии на взаимоотношения процессов, развивающихся в многих поколениях; другие сосредоточиваются на самооценке отдельного человека, третьи — на вопросах власти и иерархии. Феминизм открыл для нас целую область работы с отношениями, связанной с половыми различиями. А поликультурализм привнес в сферу этой работы влияния различных культур, рас, а также стрессирующих факторов. Все эти методы более или менее важны, в зависимости от того, какие люди, вопросы, процессы, и временные факторы вовлечены в ту или иную конфликтную ситуацию. Трехступенный подход глубокой демократии основывается на чувственном осознании, и, в принципе, содержит в себе другие методы. Чтобы разрешать спорные вопросы, необходимо: 1. Выслушивать людей. 2. Находить их сновидение в текущий момент. 3. Идти к сущности опыта. Основная идея состоит в том, что взаимоотношения происходят не просто между двумя или более людьми, но также включают в себя их общие параллельные миры. Как минимум, процессуально-ориентированная работа осознания включает в себя внимание к тому, в каком контексте реальности развиваются отношения между людьми, каковы их проблему, и как эти люди себя отождествляют. Говорят ли они о денежных вопросах, или о том, что они не слышат друг друга? Отождествляют ли они себя в качестве гетеросексуалов, бисексуалов, транссексуалов, геев, или лесбиянок? Каковы различия между ними с точки зрения расы, религии, здоровья, возраста, пола, и т. д.? Какие чувства вы можете видеть в сигналах, которые остаются невербализованными? Когда люди говорят о своих глубочайших чувствах, помните, что эти чувства нелокальны, и могут принадлежать кому угодно, включая и вас. Работайте с полем, окружающим людей, а не просто с людьми, как изолированными самодостаточными сущностями. Чтобы находить уровень сущности, просите людей переживать, угадывать, или чувствовать почти полностью безличный, невыразимый словами фон их наиболее сильного опыта. В своей книге «Сновидящее тело во взаимоотношениях», я сосредоточивался на том, как обмены сигналами между людьми можно видеть в сновидениях, и как первые сновидения или первые большие переживания во взаимоотношениях организуют общую долговременную структуру этих взаимоотношений. Кроме того, я сосредоточивался на том, что мы называем «высокими» и «низкими» сновидениями, положением, ролями, и побочными ролями во взаимоотношениях. Все эти (и другие) методы относятся к тому, что я назвал первым тренингом в предыдущей главе. Этот тренинг требует навыков и понимания в отношении того, как видимый уровень взаимоотношений связан с миром сновидений. Однако, без второго тренинга — без прямого доступа к большому U и отождествления с ним — вы в любой данный момент остаетесь наблюдателем или наблюдаемым, а не чувствующей третьей стороной. Без этого большого U, мы оказываемся на одной или на другой стороне конфликтной ситуации, и забываем о дружбе и смысле взаимоотношений. Карта: священное пространство между нами Чтобы ощущать нелокальность, на нужно с чувственным осознанием сосредоточиваться на тонкости направлений, связанных с землей. Чтобы находить тонкие общие переживания и старшинство — векторы или священное пространство между нами — мы должны использовать не только свое повседневное осознание, но и свои самые чувствительные способности. Если вы позволяете себе замечать фоновое пространство ситуации, то можете разрешить почти любую проблему. Это пространство наполняет план. Посмотрим на карту отношений, показанную на рис. 17.1. В пространстве «реальной» повседневной жизни, мы — двое (или больше) людей. В общем для нас пространстве Страны Грез имеются персонажи наших сновидений. На границе мира сущности, не поддающегося описанию, имеется квантовый компас, чувствующая земля, структурируемая земными направлениями (согласующимися с областью вокруг нас или проецируемыми на нее, или на север, юг, восток, запад). Мир сущности проявляет себя как большое U — как его различные направления, сновидения, и, наконец, как вы и я. (Рисунок 17.1. Карта взаимоотношений. Надписи на рисунке, слева, сверху вниз: Реальность консенсуса: Вы и Я. Страна Грез: Персонажи и направления сновидения. Сущность: большое U в векторной форме) Миры сущности и сновидения нелокальны, и их трудно описать словами. Возможно, они представляют собой математические, структурированные, священные пространства. Лучшее, на что я способен (будущее даст более отчетливую формулировку этих пространств) — это называть большое U корпускулярно/волновым или вибрационным/направляющим разумом мира сущности, общей основой, которую все мы разделяем. Подобно пилот-волне или квантовой волновой функции в физике, большое U представляет собой (обычно) скрытый паттерн или разум, проявляющийся в спонтанных звуках, песнях, направлениях, образах сновидений, и стоящий за повседневными действиями всякого, вовлеченного в рассматриваемые взаимоотношения. Как мы уже видели применительно к индивидуальной жизни, и теперь увидим для взаимоотношений, большое U обладает качеством нелокального, знающего разума. В принципе, оно охватывает и использует всех и все во взаимоотношении. Оно нуждается в многообразии слов и персонажей, которое создает чувство относительности и возможности осознания и сознания. Как я уже говорил ранее в этой книге, фоновое большое U имеет много названий. Разные люди в разные времена и в разных культурах называли его богом или любовью или «имеющим миллион имен». Помните вселенную Джона Уиллера из Главы 2? (см. рис. 17.2). Его вселенная имеет форму кита, пытающегося посмотреть на свой хвост; кита, рефлексирующего над самим собой. Во вселенной, где есть только два человека, большое U проявляется как разум, который использует одного из них, чтобы смотреть на другого, и наоборот. Эта функция отражения составляет сущность взаимоотношений, потенциал осознания. Взаимоотношения могут казаться целым миром, и если они сильно расстраиваются, многим кажется, что мир разваливается на куски. С другой стороны, с ощущением большого U, даже расставание может быть тепло согласованным опытом взаимоотношений. Все меняется. Помните первых даосов, которые представляли себе начало вселенной как возникновение инь и ян в виде человека и жучка (Глава 3)? Физики даже пустоту вакуума рассматривают как потенциального «жучка», готового создавать реальность. Поэтому даже самое блаженное состояние во взаимоотношениях не может длиться вечно; что-то всегда будет «доставать нас» в другом человеке. Хвост кита «зудит», или заигрывает с его глазами. Большое U испытывает непреодолимое желание познавать себя. Возможно, это одна из главных причин всего опыта, в одиночестве или с другими, ибо осознание желания познавать себя, возможно, помогает самопознанию вселенной. В любом случае, возможная история возникновения работы с взаимоотношениями начинается словами: «Вначале был ‘жучок’». Песочные картины Вспомните, что говорилось в главе 2 о том, что индейцы навахо описывают начало вселенной как историю и песочную картину (см. песочную картину на рис. 17.3). Здесь мы опять замечаем векторо-подобные фигуры (со стрелками!) и структуры, а также всеохватывающую U-образную фигуру, простирающуюся от одного конца картины до другого. Не только индейцы навахо, но также народы Африки, Тибета, и всего мира использовали песочные картины для целительства и понимания плана космоса. В нашем кенийском опыте исцеления, шаманы сперва в течение нескольких часов рисовали на земле свое ощущение сновидящей вселенной. Потом мы должны были сидеть на нарисованной ими сложной схеме. Мы должны были находиться «в» этом сновидении. После церемонии целительства, шаманы смывали всю картину. Название песочных картин на языке навахо означает «там, где боги приходят и уходят». Любая картина мира сущности и сновидения кратковременна; не цепляйтесь за нее. Важно только ощущение художника, что им движет земля. По всему миру, люди, которые создают песочные картины, говорят: «Уничтожайте и воссоздавайте песочную картину каждый день». Схемы меняются, хотя большое U — стоящая за ними универсальная сила — может быть неизменной. Параллельные миры меняются, чтобы соответствовать разным ситуациям, но основные паттерны, пилот-волны, остаются неизменными. Точно так же, графики того, кто мы есть, как отдельные люди, пары, и группы не остаются застывшими раз и навсегда. Векторные диаграммы нужно заново создавать каждый день. Сидите посреди песочной картины.[137] Создавайте карту, «сидите на ней», и структура земли может дать вам ощущение тождественности с большей картиной, большим U. (Рисунок 17.3. Песочная картина индейцев навахо; Г.С. Поли, создано/опубликовано [между 1890 и 1908 гг.]. С разрешения Отдела истории и генеалогии Запада Публичной библиотеки Денвера. Песочные картины, выставляемые для всеобщего обозрения, зачастую не бывают точными копиями оригиналов). Наблюдатель и наблюдаемое — это параллельные миры Каждые отношения — это сумма многих миров. В Главе 4, мы сосредоточивались на том, каким образом наблюдатель и наблюдаемое представляют собой параллельные миры. То, что привлекает ваше внимание, зависит от того, какая часть вас смотрит. Далее я буду предлагать метод наблюдателя/наблюдаемого, поскольку он относительно прост. То, что привлекает ваше внимание в другом человеке, зависит от этого человека, а также от вашего собственного состояния ума в данный момент. Наблюдатель и наблюдаемый — это те два из параллельных миров во взаимоотношении, которые может легко переживать почти каждый. (В следующей главе я предложу более сложный метод с большим числом параллельных миров). Например, тем, что привлекает ваше внимание в коллеге по работе могли бы быть его или ее (1) любящая натура или (2) холодность или (3) начальственное поведение. Но кто в вас смотрит? Подумав, вы могли бы обнаружить, что наблюдатель холодности — это тот, кто нуждается в любви. Наблюдателем начальственного поведения мог бы быть кто-то, кому кажется, что его эксплуатируют, и так далее. Холодность и любовь, или чинушество и эксплуатация — это возможные параллельные миры данных взаимоотношений. Отношения представляют собой не то или другое из этих переживаний, а сумму их всех. Большое U Как и все остальное во вселенной — планеты и деревья, отдельные люди и группы — каждые взаимоотношения представляют собой сумму своих параллельных миров. Вспомните: миры параллельны в том смысле, что они обычно изолированы друг от друга. Они могут существовать, так сказать, «в противоположных концах города». Таким образом, в любой отдельный момент, один человек воспринимается как любящий, другой как холодный, один как могущественный, другой как обиженный, и так далее. Когда вы находитесь в одном мире, другой человек кажется находящимся в своем собственном мире, отдельным от вашего. Но суть дела состоит в том, что эти миры являются общими и нелокальными. Вот почему роли внезапно меняются на противоположные, когда вы становитесь другим, в то время как другой принимает вашу прежнюю роль. Выполняя упражнения на параллельные миры (например, перемещая свою руку по направлению к объекту или к своему собственному телу, как в главе 13), вы, возможно, заметили открывающиеся всевозможные параллельные миры. Вы всего лишь двигали свою руку медленно и с осознанием. Я предполагаю — и вы, вероятно заметили — что там присутствует какая-то форма осознания, способная замечать вещи. Иными словами, что-то в вас осознает детали ваших отношений к объектам, взаимоотношениям, и даже вашему собственному «я». Некоторые скажут, что осознание принадлежит Создателю сновидений, тому, кто замечает все фрагменты. Малое u замечает вещи, и сосредоточивается на одной точке зрения, но большое U видит все стороны, и является ноэтическим — то есть, знающим. Образно говоря, большое U представляет собой сумму частей и уровней. На рис. 17.4 я попытался показать эту идею суперпозиции, нарисовав три параллельных мира одного изображения лица: левый глаз, правый глаз, и рот. Их суммой является лицо, или, в этой аналогии, большое U (область, закрашенная серым). (Рисунок 17.4. Взаимоотношения представляют собой сумму параллельных миров) «Кто» смотрит на это взаимоотношение? Карта взаимоотношения состоит из направлений, связанных с каждым из этих миров. Ваше нормальное, или малое u обычно отождествляется только с одним из миров, с одной частью карты взаимоотношения. Обычно мы смотрим на вещи как один параллельный мир, смотрящий на другой. Без осознания того, что мы делаем во взаимоотношениях, мы становимся всего лишь одним персонажем сновидения, смотрящим на другой. В этом прелесть и трудность взаимоотношений. Происходит постоянный процесс смены ролей. Сперва вы играете одну роль, а я другую, а затем, неделей позже, ситуация меняется на обратную.[138] Чтобы объяснить это упражнение, я хочу продемонстрировать его в начале (а не потом, как я делал в предыдущих главах). Я буду сосредоточиваться на своих взаимоотношениях с Эми, а вы можете сосредоточиваться на отношениях, которые вас интересуют. Вы можете выполнять это упражнение в одиночестве и думая о ком-либо, или медитативно, находясь с этим человеком в одной и той же комнате. Для начала, я буду медитировать на Эми, сидящей напротив меня. В данный момент, мы имеем дело с трудным внешним проектом. Я серьезен, и она выглядит очень рассудительной, очень прямолинейной. Теперь я буду расслаблять свой повседневный ум. Делая это, я смягчаю свой взгляд, и вижу ее полузакрытыми глазами. Я замечаю, что нечто в ней заигрывает со мной, или пытается привлечь мое внимание. Что это такое? Я вижу, что одна из ее сережек «сверкает» в моем направлении. Это напоминает мне кое о чем, касающемся нее, о том, что я воспринимаю как ее искрящуюся натуру. Теперь, больше ничего не говоря об этом, я хочу почувствовать связанное с землей направление этой сережки. Я воспринимаю или ощущаю связанное с землей направление этой сережки как указывающее на юг. Каким-то образом, сережка связана с солнцем, с Мексикой. (Рисунок 17.5. Сережка Эми) Теперь я спрашиваю себя, кто (во мне) выступает в качестве наблюдателя этого заигрывания? Изучая сережку Эми, я ощущаю часть себя самого, которой нравится эта сережка; это прямолинейная часть меня, которая нуждается в ее теплоте. Я смотрю на ее сережку; вернее, прямолинейная часть меня очарована сережкой. Ага! Так я — рассудительный и прямолинейный. В любом случае, прямолинейная часть меня ассоциируется с северо-востоком. Почему? Именно туда движется мое тело, когда я ощущаю свой опыт прямолинейности. Возможно, это северо-западная часть Соединенных Штатов, где я начинал свое обучение в колледже. Если бы я начинал в точке * и шел в направлении наблюдаемой сережки на юг, то мог бы идти по пути наблюдателя, то есть, прямолинейной части меня (Рис. 17.6) (Рисунок 17.6. Наблюдатель и наблюдаемое. Надписи на рисунке, сверху вниз: Сережка; Прямолинейность) Теперь я хочу найти большое U нашего взаимоотношения. Я вернусь к начальной точке *, и пройду по этой линии U до конечной точки **, как показано на рис. 17.7. Опыт этого большого U весьма характерен для моих отношений с Эми. Для меня, этот вектор U направлен в сторону Кении — мира общинной теплоты и холодной ясности шаманских прозрений. Шаманы занимались магией, но добивались успеха потому, что, кроме того, были очень сердечными и очень рассудительными! Мне пришлось пройти по линии U несколько раз, чтобы почувствовать и осознать эти ассоциации. Возможно, при выполнении этого упражнения, вам тоже понадобится пройти по линии U несколько раз, чтобы распознать ее значение. (Рисунок 17.7. Большое U. Надписи, сверху вниз: U; Сережка; Прямолинейность) Так или иначе, это большое U углубило мой контакт с Эми. Поскольку в момент заигрывания я думал, что она пребывает в прямолинейном, рассудительном расположении духа, мне казалось, что для того, чтобы иметь дело с ситуацией внешней реальности, в которую мы были вовлечены, нам нужно другое настроение. Шаманская природа нашего большого U помогла мне понять, почему я пребывал в этом прямолинейном, рассудительном расположении духа! Более того, я внезапно понял, как важно было такое настроение для работы с той ситуацией реального мира, которую мы оба пытались разрешить. Я рассмеялся, и рассказал ей о своих догадках. Не имея непосредственного знания о большом U, которое я пережил, Эми сказала: «Помнишь тех шаманов из Кении. В определенных ситуациях, их рассудительное поведение было как раз тем, что требовалось!» Теплота и рассудительность были нелокальными, и обе были необходимы в нашем проекте. В любом случае, цель состоит в перевоплощении, по крайней мере, временном, в настроение и значение большого U; этот опыт поможет вам во всем, что бы вы ни делали вместе с другим человеком. Когда вы находите большое U, ваше настроение и ваш мир меняются; вы можете оказываться в совершенно ином и лучшем месте для работы над проектами или проблемами взаимоотношений. Большое U — великий помощник, «лоцман» или проводник, сочувствующий различным частям. Упражнение на взаимоотношения и параллельные миры Как я только что показывал, для приблизительного нахождения большого U в работе с взаимоотношением (и для того, чтобы делать это быстро до того, во время того, или после того, как вы вступаете в контакт с кем-либо), мы будем использовать только два параллельных мира, даже хотя в принципе, их имеется бесконечное число. Но приближенное нахождение большого U может быть очень полезным и быстрым. Когда вы будете готовы, вообразите или действительно найдите кого-то, с кем вы будете работать. Представив себе этого человека или поговорив с ним, в течение нескольких минут сохраняйте молчание и используйте свое чувственное осознание, давая себе пространство для расслабления. Через несколько минут вы снова сможете говорить с этим человеком. (Возможно, обучаясь делать это с другим человеком, вы могли бы даже предложить ему или ей попробовать ту же практику). В любом случае, смотрите на человека в реальности (или в своем воображении) полузакрытыми глазами, и замечайте нечто, заигрывающее с вами. Смотрите пристально или мельком, и замечайте то, что очень быстро привлекает ваше внимание. Вы можете замечать несколько разных вещей; позвольте своему внутреннему уму выбрать, на чем сосредоточиваться, и назовите это наблюдаемым. Что вы видели? Что вы наблюдали? Что это для вас значит? Сделайте запись об этом заигрывании и/или его быструю зарисовку. Теперь почувствуйте это наблюдаемое заигрывание, соприкоснитесь с ним, и позвольте своему телу поворачиваться в разные стороны, чтобы найти направление, которое кажется «подходящим» для опыта этого наблюдаемого. (На рис. 17.6 наблюдаемым заигрыванием была моя линия сережки). Когда вы будете готовы к сложению векторов и нахождению схемы страны грез, отметьте чем-нибудь свою начальную точку *. Затем ощутите направление наблюдаемого, и сделайте пару шагов в этом направлении; возможно, вы даже поймете сто-то еще об этом направлении. (Если вы не способны ходить, то можете просто сидя перемещать свое туловище в этом направлении). Можете ли вы ощущать нелокальность этого направления — то есть, то, как вы каким-то образом разделяете его с человеком, «с» которым вы работаете? Замечание наблюдателю: Какая часть вас требовалась для того, чтобы видеть то заигрывание, то «наблюдаемое»? Можете ли вы ощущать или чувствовать свою часть-наблюдателя, которая требовалась, чтобы видеть то наблюдаемое? Когда вы будете ощущать и знать, кто этот наблюдатель, ощутите направление наблюдателя, сделайте пару шагов в этом направлении, и отметьте конечную точку **. (Рисунок 17.8. Сложение векторов взаимоотношения. Надписи на рисунке, слева по часовой стрелке: Найдите большое U путем сложения векторов наблюдаемого и наблюдателя; U; Наблюдатель; Наблюдаемое.) Как показано на рис. 17.8, вернитесь в начальную точку *, и пройдите из нее к конечной точке **. При движении, чувствуйте, что с вами происходит, когда в идете по линии большого U. Ходите по ней до тех пор, пока не возникнут фантазии и чувства, показывающие значение этого пути. Доверяйте своему телу и своему опыту. Приходит ли вам в голову чувство или повествование, связанное с этим путем? Позвольте своим переживаниям создать краткую историю. Каким образом эти чувство и история могли бы быть возможным проводником? Как вы могли бы использовать это чувство в отношениях с человеком, вместе с которым вы находитесь или о котором вы думаете? С точки зрения большого U, вы можете ощущать, каким образом все эти разные пути являются нелокальными, необходимыми, и принадлежащими вам обоим. Большое U, в принципе, представляет собой суть вашей карты, вашей «песочной картины». Это своего рода разум, которому необходимы эти две точки зрения наблюдателя и наблюдаемого, чтобы познавать себя. Так или иначе, это большое U представляет собой разум, который может работать с ситуацией. Если вы работаете с живым другом, который сейчас сидит рядом с вами, попросите его или ее создать собственную песочную картину взаимоотношения, и поделиться ей с вами. Сравните ваши разные опыты большого «U» ваших отношений. Пожалуйста помните, что эта работа — песочная картина. Ветры времени сдувают ее прочь. Эта картина предназначается для сегодняшнего дня; «сидите на ее земле»; это священное пространство между вами. Назавтра обновляйте это пространство. Большое U, вероятно, всегда будет самым легким путем, «наименьшим действием», наименьшим усилием, и наибольшим чувством дружбы или любви. Первый тренинг во взаимоотношениях — это обучение находить схему. Второй тренинг состоит в обучении быть в отношениях цельным человеком, перевоплощаться в большое U. Узелки на память На одном уровне, взаимоотношения подобны песочным картинам, они представляют собой геометрию. Наблюдатель и наблюдаемое — это нелокальные параллельные миры Большое U, или сущность взаимоотношений — это сумма миров. Иметь дело с взаимоотношениями без большого U — это все равно, что нападать на льва с «поганым ружьем». 18. Сочувствие как любовь в действии
История наблюдателя и наблюдаемого более удивительна, чем обычно осознает любой из нас. Без осознания большого U, я сам считаю себя движущей силой, стоящей за тем, на что я смотрю, и что я делаю. Но с чувственным осознанием, я замечаю, что до малого меня, или малого u, присутствовала нелокальность. В общепринятой реальности психологии, мы говорим о наших проекциях на других людей, но по правде, никто не знает, откуда происходят проекции. Сходным образом, опыты наблюдателя, наблюдаемого, заигрываний, векторов, и большого U возникают между нами в той же мере, как мы возникаем вследствие основополагающей схемы взаимоотношений. История скрытого в глубине большого U помогает нам идти дальше проблемных аспектов проекции, и, как я буду показывать в данной главе, это помогает нам сочувственно подходить даже к самым радикальным сценам отношений. Второй тренинг во взаимоотношениях Большую часть времени, наши взаимоотношения строятся на секретах — на том, что мы делаем и чувствуем, но о чем предпочитаем не говорить. Но один из самых больших секретов, на самом деле, не следует сохранять: большое U и ощущение сновидящего ума каждого человека. После первой важной встречи с кем-либо, договоренность продолжать отношения только на уровне земной повседневной жизни хранит большое U в тайне. Сохранение этой тайны со временем становится скучным и раздражающим. Разделяйте большое U с другими! Узнавайте общее направление большого U отношений, и рассказывайте о нем своему другу; вы будете чувствовать большую уверенность в себе и другом человеке. Выполняйте какую-либо разновидность первого тренинга; узнавайте о сигналах и ролях, векторах и заигрываниях. Работайте над какой-либо формой второго тренинга; перевоплощайтесь и становитесь разумом взаимоотношения, который нуждается в вас обоих, чтобы выражать себя. Одна из моих коллег, Уэйнилл Уайлдер (Waynelle Wilder), записала удивительную историю. Она получила черепно-мозговую травму в серьезной автомобильной аварии, и заново училась писать в течение нескольких месяцев после этого. Вот как она описывает свою связь с человеком, который случайно столкнулся на своей машине с ее машиной. Уэйнилл: Шш, шш, шш, шепчу я, гладя его по голове. В действительности, это не его голова; это шапка на его голове, хотя я уверена, что могу чувствовать его волосы под шапкой. Он плачет и приговаривает: «О, нет, ах нет, ах нет». И я откликаюсь ему мантрой «шш, шш, шш». Мы заключены в странные объятия; он сидит на корточках перед окном моей машины, и я глажу его голову-шапку. Я все еще зажата внутри машины. Я осознаю, что до сих пор никогда не испытывала такого непреодолимого сочувствия. Каждая слеза, которую он проливает, привлекает мой взгляд и кажется моей собственной. Я знаю, что он плачет и стонет от боли, но это я истекаю кровью. Почему-то это несоответствие не замечается. Наша связь кажется естественной. Я не чувствую физической боли, только страдание от боли. Я вижу и слышу мужчину, сидящего на корточках слева от меня, перед тем, что было для меня передним боковым окном. Его кожа сверкает, как черные бриллианты. Мне любопытно, почему он расстроен, но я знаю, что мне нужно его утешать: «шш, шш, шш». Его слезы — мои слезы, это какой-то странный экстаз: «Все будет в порядке, я знаю». Он возражает: «о нет, ах нет, о нет, не будет» (стр. 26) Измененное состояние, сочувствие, и поэзия Уэйнилл говорят мне о ее чувстве единства с ситуацией, удивительном охвате всего происходящего. Это опыт большого U — сочувствие, дар. Большое U подобно паттерну или «намерению», стоящему за ситуацией. Дон Хуан говорит об этом лучше всего: «Тебе был дан абстрактный дар: возможность летать на крыльях намерения». Отношения с медведями Большое U — это дар, но в то же время, его можно развивать. Позвольте мне описать еще одну драматическую ситуацию: развитие отношений с медведем. Сочувствие помогло мне иметь дело с незваным гостем — черным медведем. Этот медведь недавно беспокоил нас с Эми на побережье Орегона. Он часто посещал нас по ночам, переворачивая мусорные баки и отрывая части нашего дома. Я спешно одолжил у приятеля ружьё — но, к счастью, так и не использовал его, избрав вместо этого методы, описанные в данной книге. Поскольку мы живем примерно в 100 метрах от национального лесного заповедника, с более широкой точки зрения, всегда возможен обоснованный спор относительно того, принадлежит ли нам наша собственность. С человеческой точки зрения малого u, наш дом, несомненно, принадлежит нам. Но сточки зрения медведя, это не так. С позиции нелокальности, мы все живем вместе, и ничто не принадлежит никому — но большинству из нас редко бывает доступна такая точка зрения. Удивительность земли не может быть ничьей собственностью — это хорошо знали наши индейские предки. Так или иначе, самая радикальная встреча с этим медведем произошла около полуночи, когда мы с Эми разговаривали в кухне. Я говорил ей, что, по моему мнению, у нее очень много «силы». В этот момент, мы услышали рёв. Мы посмотрели на дверь, откуда исходил этот звук, и увидели через стекло то, что на первый взгляд казалось монстром, производившим невероятный грохот. В нескольких метрах от того места, где мы стояли внутри дома, черный медведь расшвыривал ящики на передней лестнице. Нас отделяла от него только стеклянная дверь. Оказавшись лицом к лицу с медведем, который отрывал разные части нашего дома, прежде чем погрузиться в спячку в декабре, мы быстро решили использовать параллельные миры — метод сложения, включающий в себя различные заигрывания, который я буду подробно объяснять в конце этой главы. Возможно, рассказ этой истории послужит нам полезным введением к следующему упражнению. (Рисунок 18.1. Черный медведь. С разрешения Канадского Музея Природы, www.nature.ca/notebooks/english/blkber.htm) Я вспомнил это упражнение потому, что в тот вечер, возможно, часом раньше, мы как раз работали над ним. Так или иначе, глядя на представшую мне сцену, я мог без всякого труда заметить, что пыталось привлечь мое внимание в данной ситуации. Зубы медведя! Глядя на медведя, разрывавшего какие-то коробки в нескольких метрах от меня, поначалу я мог видеть только его зубы. Я не знал, собирается ли он нападать; мои основные инстинкты приказывали мне быть осторожным и следить за этими зубами! Продолжая смотреть, я также побуждал себя замечать другие переживания, связанные с медведем. Я заметил, что мое внимание привлекает его черный мех. Этот мех казался мне странно уютным, даже хотя в то же самое время, я был испуган. В таких обстоятельствах, мне было трудно понять это заигрывание, однако я его запомнил. Когда мы стояли там, глядя друг на друга, в сфере моего внимания, наконец, всплыло третье заигрывание. Внезапно, черный медведь застыл как изваяние. Он стоял совершенно неподвижно, глядя нам прямо в глаза, в то время как мы стояли внутри дома, глядя на него через стеклянную дверь. С помощью Эми, я быстро прочувствовал и «прошел» различные заигрывания и параллельные миры, которые только что привлекли мое внимание. Те зубы были горячими! Они направлялись в Флориду. Делая едва заметные шажки — почти в своем воображении — я двинулся в направлении Майями. Затем я почувствовал уютный мех, который вел в направлении Латинской Америки. Неподвижность…ммм, я ненадолго задумался, и направился в направлении Киото в Японии, туда, где у меня был дзенский опыт (см. рис. 18.2) (Рисунок 18.2. Отношения с медведем. Надписи на рисунке, сверху по часовой стрелке: Зубы, горячие — Флорида; Мех, уютный — Латинская Америка; Неподвижность, Отрешенность — Киото, Япония; U — Бразилия, Манаос, Аяхуаска, БАРАБАНЫ!) Я проходил эти три вектора очень осторожно, используя едва заметные медитативные движения головы. Результирующий вектор большого U шел прямо в Манаос, в центре Бразильской Амазонии, где мы за несколько лет до этого принимали участие в церемонии Аяхуаска. Все еще стоя неподалеку от медведя, я в долю секунды уловил ассоциацию с этой церемонией: барабанный бой. Он был громким и мощным. Не задумываясь больше ни на секунду, я быстро прошел в нашу гостиную, схватил висевший там на стене барабан — наш «барабан Хайда» — и начал барабанить как можно громче. Вы можете видеть этот барабан на рис. 18.3.[139] Стрела рядом с барабаном указывает направление моего большого U. (Рисунок 18.3. Большое U и барабан Хайда, сделанный «J.G.» (инициалы на барабане) Так или иначе, я начал барабанить перед медведем (разумеется, стоя в нескольких футах от него, за дверью). Сперва медведь просто стоял там; возможно, он смотрел на нас в изумлении. Он слушал, затем внезапно повернулся, и убежал прочь. Какое облегчение! Мы плакали от радости. Но в глубине души, я чувствовал больше, чем облегчение. Я чувствовал глубокий контакт с землей. Я не могу полностью описать его словами. Я ощущал свирепость зубов, жару юга. Я чувствовал мех, теплоту Латинской Америки. И я знал неподвижность медведя как что-то связанное с силой природы, чувством земли, ощущением чего-то в небесах и водах. Наконец, все это сочеталось, давая мне общие чувства того, что я называю большим U, которое в этот момент означало туземную жизни, удивительные сообщества, обитающие вблизи Манаоса на Амазонке, и на Хайда Гваи. Танцы Гваи, подражавшие движениям животных, напоминали мне о единстве всех существ. Барабан или чувство большого U, стоявшее за ним, посылали сообщения, которые я не могу передать словами. Они говорили о моей любви к людям и природе, о моем уважении к жизни, страхе и свирепости, и, в каком то смысле, о моем чувстве единства с миром медведя. Чисто с точки зрения общепринятой реальности, звук, возможно отпугнул медведя. Но с более чувствующей точки зрения, с точки зрения ощущения большого U, медведь пробуждал, или напоминал мне своего рода пиковое переживание единства. Некоторое время спустя я, с помощью Эми припомнил, что медведи, как-никак, играли центральную роль в первом в жизни сновидении, которое я могу вспомнить.[140] В некотором смысле, я встретился со своей собственной жизнью. Эми чувствовала то же в отношении себя, но это другая история, которую я расскажу в другой раз. Так или иначе, барабан выражал своего рода сочувствие страху, свирепости, и неподвижности. Возможно, медведь пришел, чтобы напомнить нам о нашей связи со всеми туземными людьми и наших обязательствах перед ними и перед самими собой. Я хочу сказать, что большое U — это создатель и старейшина взаимоотношений, даже в ситуациях, которые кажутся невозможными. Сила большого U обычно действует, не причиняя вреда никому. Сумма частей служит направляющей силой. Пока мы отождествляемся только с одним персонажем, одним параллельным миром, или одной частью отношения, мы паникуем, становимся неуверенными, чувствуем привязанность или неприязнь, и маргинализируем другие части ситуации. Проводник взаимоотношений В принципе, у каждого момента, каждых отношений, и каждой ситуации отношений есть проводник. Помните главную идею Дэвида Бома о квантово-волновом паттерне, который описывает данный материальный объект? (см. Главы 7 и 8). Каждый материальный объект во вселенной — каждая частица, каждый человек, каждый стул, каждая планета, даже сама вселенная — имеет связанную с ним квантовую волну или направляющую пилот-волну. Во взаимоотношениях, проводник часто находится глубоко на заднем плане, если только вы, подобно Уэйнилл, не развиты достаточно для того, чтобы внезапно обретать к нему доступ в критических ситуациях. Большое U — это проводник, волна, вектор, и сновидение или миф взаимоотношений. Помните различные векторы фонарика в Главе 7? То, как некоторые из его волн возможности идут назад? Эти волны, идущие в обратную сторону, необходимы, поскольку наиболее вероятная характеристика образуется путем сложения всех возможностей. Большое U помогает вам, позволяет вам, и побуждает вас в жизни взаимоотношений в то или иное время двигаться зигзагом в каждом и всяком из этих направлений, чтобы приспосабливаться к переменам жизни. Упражнение: сочувствие во взаимоотношениях В описанном ниже упражнении, мы более тщательно, чем в предыдущих главах, исследуем подоплеку и различные параллельные миры взаимоотношений. Снова, пожалуйста выберите отношения — близкие отношения с кем-то в настоящем или прошлом, беспокойные и трудные отношения. Или выберите кого угодно, кто вам представляется в данный момент. Затем бы будем находить большое U, и то, как его использовать в этих отношениях. Для начала, вспомните первое сновидение, переживание, или впечатление в этих отношениях. Пожалуйста, запишите его; это понадобится вам в дальнейшем. Затем, отметьте любые проблемы отношений или совместные проекты с этим человеком, которые приходят вам в голову. Теперь найдите два или три параллельных мира отношений (я покажу вам, как это сделать). На этот раз, мы будем не просто работать с наблюдателем и наблюдаемым, а действовать слегка иначе. Представьте себе, что вы и другой человек — две маленькие фигурки, и поместите эти фигурки в одну из своих рук. Используйте другую руку как инструмент осознания, и медленно двигайте ее по направлению к этим отношениям в вашей руке. (В Главе 4 вы делали нечто похожее, когда медленно перемещали свою руку к щеке, используя чувственное осознание). Медленно приближайте руку к отношениям, заключенным в вашей другой руке, и улавливайте возникающие при этом мимолетные переживания. Называйте эти переживания параллельными мирами #1, #2, и #3 (или столько, сколько вы испытываете). Записывайте их, и давайте им названия (например, зубы, жара, и т. п.). Спросите себя: возможно, эти параллельные миры уже были явными или повторяющимися чертами этих отношений? Какое заигрывание потенциально связано с вашим чувством отношений или дружбы? Если речь идет об интимных отношениях с человеком, то какой мир связан с вашим ощущением чувственности или сексуальности? Исследуйте «обратный свет»: Какой из параллельных миров, скорее всего, представляет собой «обратный свет», то есть, является самым трудным или самым необычным? Раскрывайте этот «обратный свет», выражайте его, и нарисуйте его. Какова его система убеждений/ценностей? (Например, в моих отношениях с медведем, самым трудным миром явно были «зубы», свирепость). Как этот мир «обратного света» потенциально связан с самой трудной (или воображаемой в качестве самой трудной) из ваших проблем отношений с этим человеком, и с вашим чувством неуверенности в этих отношениях? Каким образом эта энергия «обратного света» является нелокальной: то есть, каким образом эта энергия присутствует в вас обоих, в остальном окружающем мире, возможно, в ваших телесных проблемах, и в затруднениях ваших отношений с другими людьми? Теперь найдите сочувствие большого U: Положите что-нибудь на пол, чтобы отметить свою исходную точку, и складывайте параллельные миры. Для этого, ощутите #1, найдите его направление, и двигайтесь туда. Пройдя несколько шагов, остановитесь, и проделайте то же самое для #2; а затем для #3, после чего положите что-нибудь на пол, чтобы отметить конечную точку. Теперь складывайте миры, чувствуя и проходя путь от начальной до конечной точки. Ощутите ритм, песню, и значение большого U, и назовите этот опыт. Сделайте запись об этом большом U отношений. Например, возьмем Сэма. Он боялся Джейка, который ему «завидовал». Джейк всегда высказывал отрицательные критические замечания, пугавшие Сэма. Сэм поместил образ своих отношений с Джейком в одну руку, и смотрел на две воображаемые фигурки. Затем он стал медленно приближать свою другую руку к руке с фигурками. Медленно перемещая свою руку, используя чувственное осознание, он потрясенно заметил возникший у него в воображении нож. Это был первый параллельный мир, в котором случался удар ножом.[141] Продолжая еще медленнее приближать свою руку к воображаемым фигуркам, Сэм сказал, что второй параллельный мир был угнетающим; он сказал, «Джейк» был действительно подавлен. А третьим параллельным миром был просто ветер. Сэм ощутил земные направления, связанные с каждым из этих параллельных миров: #1 — ножом, #2 — депрессией, и #3 — ветром, дувшим м востока на запад (см. рис. 18.4). Когда Сэм нашел большое U, оно ощущалось как «освобождение» или отрешенность/беспристрастность, «нечто идущее на север, в Арктику!». Сэм был потрясен и более, чем доволен! (Чуть ниже я опишу, что произошло). (Рис. 18.4. Отношения с «завистливым» другом. Надписи на рисунке: слева — U, СТАРЕЙШИНА, Беспристрастность. Справа, снизу против часовой стрелки: #1 — Нож и удар ножом, Восток; #2 — Депрессия, Север; #3 — Ветер, ссора, запад; U, Беспристрастность) Сперва вы должны завершить свою собственную внутреннюю работу. Вам следует пройти разные векторы, как показано на рис 18.4, а затем снова ощутить и представить себе направление большого U. Если возможно, нарисуйте опыт большого U в виде человекоподобного существа. Изобразите большое U, используя ощущение и энергию опыта. (Возможно, фигура в левой части рис. 18.4 подскажет вам, как использовать ваши собственные творческие способности). Наконец, перевоплотитесь и станьте этой фигурой; стойте и двигайтесь, как она могла бы стоять и двигаться. Доверяйте опыту своего тела и второму тренингу. Меняйте облик; производите возможные движения и звуки большого U, или говорите его словами; позвольте ему, так сказать «дышать» вами. Возможно, вы сумеете переживать то, как вы, в качестве большого U, создавали людей в этих взаимоотношениях. Возможно, вы создавали их, чтобы познавать части того, кто ВЫ/U есть? Каким вам, как большому U, видится самый трудный параллельный мир? Есть ли у вас чувство охвата его и других параллельных миров? Почему этот «обратный свет» в той или иной форме является необходимым? Вспомните свое первое впечатление или чувство или сновидение после встречи с человеком, над отношениями с которым вы работали. Каким образом ваш опыт большого U уже присутствовал в том, что происходило в то время? Когда вы начнете свой второй тренинг, ваш большое U будет знать, что делать дальше в этих взаимоотношениях. Оно будет удивительным образом справляться с соприкосновением и отдалением между вами и другим человеком, с сигналами, двойными сигналами, различиями в положении, и т. д. Вот, что произошло с Сэмом. Он завершил свою работу над отношениями с Джейком. С беспристрастной позиции опыта большого U, Сэм видел в острых критических замечаниях Джейка просто «высказывания мнения». В действительности, Сэм сказал, что с точки зрения большого U, «высказывания Джека были необходимы. Резкость принадлежит общей картине». Несколько дней спустя, Сэм действительно встретился с Джекйом, и рассказал ему о своем опыте. Он рассказал Джейку, почему его прямолинейная манера была действительно необходима, и что, будучи беспристрастным, Сэм тоже был бы более резким. Джейк был потрясен до слез. Никому больше не нравилась его прямолинейная манера поведения. Затем Сэм предостерег Джейка: «Но берегись! Если ты будешь высказываться слишком часто, я буду отвечать на твои колкости!». В результате, оба они смеялись до слез. Обоим явно нравилось быть «достойными друг друга» в своей спонтанности и свободе. Большое U поразительно справляется с ситуациями взаимоотношений. Уэйнелл утешала человека, который врезался в ее машину. Я барабанил для медведя. Сэм стал «крутым» с Джейком. Большое U сочувственно в самом широком смысле. В то время, как малое u может не знать или не любить определенных направлений, и оставаться расстроенным и неуверенным во взаимоотношениях, большое U нуждается во всех направлениях. Это большое U принадлежит каждому от рождения. Это невероятный дар; но чтобы находить его, нам нужно на несколько минут давать отдых своему повседневному малому u, и сосредоточиваться на намерении перейти ко второму тренингу. Как говорит дон Хуан в цитате, с которой начинается эта глава: «Тебе был дан абстрактный дар: возможность летать на крыльях намерения» Узелки на память Вы не знаете себя, пока не знаете сочувствие большого U во взаимоотношениях. 19. Кружение отношений шамана
Ощущение большого U позволяет вам течь во взаимоотношениях с наименьшим действием. В такие времена, суть не в вас и не в вашем партнере. Большое U обеспечивает связь не только с реальной ситуацией, но и с чувством независимости от того, что другие называют реальностью. Для того, чтобы действовать лучше всего, взаимоотношения нуждаются в тренинге. Выполняйте какую-либо разновидность первого и второго тренинга, чтобы помогать себе и другому человеку. В Главе 17, мы исследовали направляющее действие большого U в отношении наблюдателя и наблюдаемого. В предыдущей главе, мы использовали осознание пути большого U для развития осознания и сочувствия. В этой главе, я хочу исследовать алхимию взаимоотношений, и описать танец вращения типа того, что используют дервиши, который может помочь друзьям находить их большое U. Обзор Позвольте мне напомнить вам, дорогой читатель, что я акцентировал большое U потому, что его обычно маргинализируют большинство людей. Однако, с точки зрения глубокой демократии, большое U представляет собой лишь одно из многих качеств взаимоотношений. Не менее важно относящееся к общепринятой реальности осознание спорных вопросов, положения, истории, места, возраста, национальности, расы, сексуальной ориентации, религии, состояния здоровья, и т. п. Вспомните значение и многообразие персонажей сновидения, и нелокальную, разделяемую природу ролей в стране грёз. Наши мифы и истории принадлежат не только нам; они нелокально присутствуют во всей вселенной. Многие боятся смерти или утраты важных отношений отчасти из-за того, что реальность нелокального опыта является недостаточно осознаваемой. Сигналы, двойные сигналы, и телесные симптомы, возникающие на поверхности проблем взаимоотношений, уходят корнями в общую для всех нас страну грез. Если у одного человека не все благополучно, то, в некотором смысле, не все благополучно у всех.[143] Я назвал нелокальность страны грез «священным пространством», чтобы подчеркнуть необходимые сосредоточение и осознание, которые нужны для открытия геометрических структур. Чувственное осознание, связанное с землей, замечает мимолетные заигрывания и векторы, общую основу отношений. Затем, с помощью второго тренинга, вы можете перевоплощаться в большое U, каким бы преходящим оно ни было. В свою очередь, имея доступ к большому U, становится легче замечать сигналы, различия положения, двойные сигналы, и личные подробности. Упражнения, которые я предлагал в предыдущих главах, призваны стимулировать осознание, и не обязательно должны быть неизменной и самодостаточной программой. Они представляют собой своего рода тренировку тела в нахождении различных векторов и большого U. Каждая ситуация взаимоотношений — это возможность больше узнать о своих отношениях со вселенной. Путь вашего Учителя через настроения и поля Потратьте минуту, чтобы установить контакт с собой; закройте глаза, если это кажется вам удобным. Когда вы осознаете себя, ощутите свою глубочайшую самость, и найдите, где она «расположена» в вашем теле. Затем стойте и ощущайте свою глубочайшую самость внутри себя, и когда вы будете готовы, позвольте земле сказать вашему телу, с каким направлением связана эта глубочайшая самость. Позвольте земле повернуть вас в направлении, связанном с вашей глубочайшей самостью, и двигайтесь туда. Делая это, замечайте любые чувства или иррациональные мысли, связанные с этим направлением, а также ритма и движение этого пути. Чтобы чувствовать ритм, вы должны идти в этом направлении; только земля может учить вас чему-то о самой себе. Чувствуйте ритм этой глубочайшей части себя, своего большого U, и его значение. Сделайте запись об этом опыте. Считайте это направление и эти связанные с землей чувства своим учителем. Как и в Главе 9, «Время? Выбор шамана», мы будем исследовать то, как использовать вашего учителя для работы с настроениями и полями, на этот раз, во взаимоотношениях. Каждому известны настроения взаимоотношений; просто посетите свою семью, или придите домой к другу. Ощущайте настроения и поля вокруг магазинов или учебных классов. Бывают подавленные и маниакальные поля; горячие, тяжелые, тупые, напряженные, а также очень восторженные и ликующие поля. Из предыдущих глав нам известно, что настроения представляют собой поля, структурируемые фоновыми фигурами, а также процессами уничтожения, создания, и зигзагообразного отстранения. Теперь я хочу напомнить вам и подчеркнуть связанную с землей и подобную сновидению природу этих полей. В проблеме заключено решение Вследствие вневременных движений большого U, которые возможны во всяком поле, поля проблемы содержат свои собственные решения. Алхимия — более ранняя форма химии, в которой материю все еще представляли живой, изображала начало, или стадию “prima materia”(«первоматерии») всех материальных процессов, как содержащую в себе потенциальное преобразование. Решение, так сказать, было в процессе. В центре этих процессов был дух Меркурий, который способствовал превращению базовых материалов в «золото» и «панацею», которая должна была исцелять все. Нет никаких свидетельств того, что алхимия добилась успеха в этих конкретных задачах, но благодаря Юнгу и его ученикам, мы понимаем, что алхимия была символом не только того, что предстояло осуществить физике (например, превращения одного вещества в другое), но также преобразования человека, ведущего к большей целостности.[144] Иногда Меркурий (см. рис. 19.1) называли живой водой или волшебным обманщиком; иногда он предстает с в сновидениях в образе мудрой старухи или старика, Самости, волшебника, некого волшебного духа, или глупца. Юнг называл Меркурия богом бессознательного. В любом случае, обратите внимание на жезл Меркурия с двумя змеями — кадуцей, который я понимаю как символ самоотражающихся волн, делающих пилот-волну, или большое U сознательным. (Рисунок 19.1. Дух Меркурий. Из www.astroact.nl/management.html) Подобно ранним алхимикам, я тоже могу видеть в Меркурии образ духа в природе, создающего «панацею» — опыт большого U, которое течет и движется зигзагами через полевые процессы, переводящие наш повседневный ум в застывшие, неизменные, и неподвижные состояния. В своих исследованиях взаимоотношений — «переноса» — Юнг показывал, как алхимики представляли себе свое «преобразование», начиная как отдельные индивиды, «умирая» в смысле утраты своих первоначальных состояний и отождествлений, и, затем, эволюционируя в «гермафродита» (см. рис. 19.2).[145] В этой фигуре мы снова видим символ большого U — единства, содержащего в себе все фигуры и даже параллельные миры. (Рисунок 19.2. Гермафродит: символ большого U) Предвидеть монстров и поля Помните, что настроения и поля часто видятся как атмосферы или погодные системы. Обычно, мы осознаем их, когда они нас «достают». Без осознания, мы обычно отождествляем какого-либо человека в качестве проблемы, вместо того, чтобы ощущать нелокальную природу атмосферы. Однако, настроение, так сказать «висит в воздухе» (см. рис. 19.3) (Рисунок 19.3. Хмурая погода) Если вы неосторожны, то тоже будете заражены полем — что означает, что вы не можете в нем свободно двигаться; вы подобны известному электрону, колеблющемуся между созданием и уничтожением. Для облегчения преобразования в таких полях, при нахождении в них, требуется второй тренинг. Большинству из нас более привычно быть жертвой полей и проблем отношений; мы редко осознаем, что сами поддерживаем затруднения нашим настойчивым желанием оставаться в своем малом u, которое отрицает важность ролей, положения, «призраков», и других возможностей. Чтобы устанавливать контакт с большим U, используйте хождение по векторам, либо просто чувствуйте глубочайшую часть себя в своем теле, и находите ее направление, как вы уже делали в других упражнениях этой книги. Однако, возможно, самый мощный способ работы с полем — соотноситься с его мировым направлением, то есть, со вселенной. Кружение представляет собой мощный телесно-ориентированный метод достижения контакта с большим U, особенно, когда малое u бывает фиксированным в статичном, застывшем, и неизменном состоянии. Круговые танцы обновляют взаимоотношения По моему опыту, кружение, в большей степени, чем любой другой телесный метод, является самым быстрым средством для ослабления власти малого u. Кружение отделяет вас от личной истории. В Главе 17, «Второй тренинг по состояниям головокружения», я упоминал о том, как многие культуры создавали круговые танцы, чтобы отражать вселенную и ощущать контакт с кружащимися звездами и движениями вселенной. Танцы дервишей, о которых я говорю в этой главе, исполнялись (и исполняются) отчасти для того, чтобы освобождать танцора от оков этого мира. Эффект кружения состоит в устранении личной истории; высокие цилиндрические шапки, которые носят дервиши, символизируют надгробный камень обычной самости. (На рис. 19.4 показана сделанная Эми кукла, которая изображает кружащегося дервиша) (Рисунок 19.4. Дервиш Эми) Как знает каждый ребенок, кружение может быть экстатическим состоянием. Взрослые люди, которые часто кружатся, переживают себя как часть всего мира, и как напрямую общающихся с Богом. Мой лучший опыт использования кружения для помощи людям состоит в поощрении развития осознанности в возникающих измененных состояниях сознания. Вращение в отношениях очень отличается от неподвижного стояния. Неподвижное стояние и разговор относятся к тому, что мы обычно делаем; остаемся фиксированными в одном положении. Мы задаем вопросы из неизменных состояний. Чтобы находить вопросы, мы просим других входить в транс или, возможно, подбрасывать монеты. Затем мы замечаем ответ — одна сторона, или другая. Но процесс создания ответов может происходить через вращение: вращение — это процесс, который происходит, когда монета освобождается из вашей руки, и может следовать процессу наименьшего действия, переворачиваясь в воздухе. Вместо того, чтобы в то или иное время получать один ответ, кружение позволяет нам входить в контакт с большим U, от которого исходят ответы. Кружение помогает нам устанавливать контакт с чувственным осознание изменения, происходящего в отношениях с тяготением. Когда мы кружимся, то освобождаемся от конкретных ответов, и узнаем самих себя как процесс изменения; тогда мы понимаем относительную важность (или незначительность) всех возможностей. Мы знаем, что любой ответ, любое состояние только временны. Поскольку вращение, как правило, создает головокружение, оно отдает нас в руки тяготения, и открывает нас к миру сновидения, свободы от нашего нормального положения на земле.[146] Поскольку малое u больше не командует, опыт кружения подобен сновидению — форме «наименьшего действия». То есть, то, что вы делаете, становится очень близким к тому, кто вы есть, что дала вам вселенная. Позвольте мне объяснить: как я уже замечал, при вращении, опыт головокружения прерывает управление малого u. В этом смысле, кинетическая энергия тела приближается к потенциальной энергии, обусловленной тяготением, как если бы человек находился в свободном падении. Вследствие этого феномена «наименьшего действия» свободного падения (кинетическая энергия близка к потенциальной), мы чувствуем тяготение более ясно, чем обычно. Психология — ваша метафорическая «потенциальная энергия» — обусловлена полями, в которых вы живете — называйте их вашими отношениями с землей и миром. Моя потенциальная энергия, отчасти, происходит от вас и вашей психологии, и от времени, в которое мы живем. Она происходит от ситуации в мире, от моря, земли, и вселенной. Ваш потенциал связан со всем космосом, и через взаимодействие с его полем, вы узнаете свой собственный личный миф, свое место во вселенной. Наименьшее действие в психологии подразумевает, что все, что бы я не делал кинетически с моей жизнь, какое бы движение я не создавал, должно быть как можно ближе к моей потенциальной энергии — к полям, в которых я живу. Упражнение на взаимоотношения: совместное кружение Когда вы будете кружиться, опять, пожалуйста, будьте очень осторожны. Следуйте своему телу. Двигайтесь только с такой скоростью, которую вы находите удобной. Начинайте очень медленно, и замечайте все различные переживания. Вы можете поставить левую ногу в одно место, и как бы крутить правую ногу вокруг нее. Вращаясь, доходите только до момента перед самым началом головокружения. В этот момент легкой дезориентации, ваше тело будет рассказывать вам о своей способности иметь дело с ситуацией ваши отношений посредством своих движений и возникающих фантазий. Многие говорят о том, что их движет земля или вселенная. Это упражнение может открыть вам вашу связь со вселенной, то есть, ваше большое U. Это упражнение можно делать в одиночку, вдвоем, втроем, или группой (в Главе 21 я обсуждаю, как делать это упражнение в командах или больших сообществах). Круговые танцы с другими людьми всегда были способом создания сообщества. Метод, который я предлагаю, приспособлен для взаимоотношений. Как уже говорилось, вы может делать это упражнение в одиночку, но лучше всего, если вы делаете его с другом или партнером. Ладно, вы готовы? Сперва отметьте любые области, представляющие интерес, проекты, проблемы, или затруднения в отношениях с кем-то, кого вы хотите лучше узнать, с кем вы хотите познакомиться, или с кем вы хотите возобновить свою связь. Для первой части этой работы присутствие самого человека не требуется, но на определенном этапе, важно кружиться вместе, как я вскоре опишу. Если вы не одни: каждый из вас отходит в сторону, в свое собственное внутреннее пространство, чтобы находить параллельные миры взаимоотношений. Поднимите одну руку (на уровень груди), и перемещайте ее в направлении другого человека (реального или воображаемого), вовлеченного во взаимоотношения. Медленно перемещая свою руку в направлении этих взаимоотношений, замечайте два или три возникающих при этом параллельных мира. Сделайте записи о них, и найдите их направления. Почувствуйте каждый из них, и просто отметьте их направления. На этом этапе вам пока не нужно проходить направления. Теперь крутитесь и танцуйте, и находите свое большое U, поставив левую ногу в центр, и позволяя своей правой ноге поворачиваться вокруг этой оси, подобно стрелке компаса. Во время этого движения, старайтесь ощущать вселенную, поворачивающую вас таким образом и с такой скоростью, что вы чувствуете себя хорошо. Используйте осознанное внимание до тех пор, пока не ощутите приближение головокружения, и тогда замечайте любой возникающий измененный опыт, продолжая двигаться, пока не почувствуете, что нашли «верные» ритм, и опыт, и историю. Позвольте истории развертываться из этого опыта. Как и в Главе 17, нарисуйте энергию этой истории, и назовите ее. Теперь, прежде чем взаимодействовать со своим партнером, используйте движение и историю большого U, чтобы исследовать различные параллельные миры ваших взаимоотношений. Продолжая переживать опыт вращения, движения, и рассказывания истории, ощущайте и исследуйте различные направления взаимоотношений. Я не могу сказать вам, как в точности это следует делать. Если вы позволяете себе двигаться и оставаться в ощущении истории, когда вы обдумываете направления взаимоотношений, ваше тело будет вам все объяснять таким образом, какой вам подходит. Пожалуйста, сразу после этого запишите свои догадки. Совместный танец-вращение. Когда и вы, и ваш партнер (или партнеры) будете готовы, не просто разговаривайте и делитесь опытом; позволяйте вселенной перемещать вас как отдельных людей. Затем, очень кратко делитесь своими историями, по прежнему продолжая двигаться. Продолжайте свои движения, и в то же время следуйте опыту танца-вращения своего партнера (или партнеров). Следуйте собственному телу, и замечайте, как оно подходит к другому и отходит от него. Следуйте собственному большому U, в то время как оно учит вас тому, как оно взаимодействует с другим, соединяется с ним, или движется независимо от него. Этот процесс невозможно точно описать, поскольку он представляет собой соединение вашего ощущения тела и чувства другого человека. Вы танцуете со своим большим U — с самой жизнью — равно как с другим (ил другими). Ваше большое U и ваши взаимоотношения со «вселенной» подскажут вам, как найти ваш конечный совместный танец. Двигаясь, оставайтесь спокойным и осознающим. Ваше тело будет знать, когда, кажется, возникает конечный рисунок. На этом этапе, продолжая танцевать этот рисунок, позвольте, чтобы между вами возникла история. На этот раз, вы будете рассказывать историю с другим человеком Вы оба двигаетесь и говорите вместе. Например, один из вас мог бы сказать: «Давным-давно», а другой добавляет: «Был один лес». И так далее. Ваша совместная история может соединять истории или мифы ваших больших U. Эта история взаимоотношений может быть основой вашей дружбы. (Рисунок 19.5.Сделанные Эми куклы дервишей, кружащихся вместе) Если вам обоим интересно, вы могли бы сейчас или в какое-то другое время обсудить, как этот рисунок танца взаимоотношений и возникавшая в нем история хотят продолжаться? Какую «задачу» предлагает эта история для ваших совместных отношений? Что она подразумевает касательно даров и проблем взаимоотношений? Если ваши взаимоотношения продолжаются долгое время, спросите себя не проявлялось ли то, что происходило в танце, в ваших первых переживаниях и сновидениях в начале этих взаимоотношений. Взаимоотношения — это танец. Каждый танцует по разному; никакой одной формы никогда не будет достаточно для описания взаимоотношений. Одни танцы бывают необузданными, другие кроткими, одни — нежными, другие — вздорными. Некоторые из танцев отношений, которые мне доводилось видеть, были настолько медленными, что люди почти не двигались; другие были быстрыми и неистовыми. В одних танцах партнеры двигались независимо друг от друга, в то время как в других они полностью соединялись в одну форму, одно движение. (Рисунок 19.6. Летящая птица) Когда я танцевал с Эми, она сказала мне, что мифическим описанием, возникающим от ее вращения, была свободно летящая птица. Когда я кружился, моя история сосредоточивалась на движениях моря. Вместе, мы танцевали свои индивидуальные паттерны, пока они не слились, образовав в конце то, что по нашему ощущению было лодкой. Повернувшись лицом друг к другу, мы откидывались назад, поддерживая друг друга вытянутыми руками. Возникшая из этого история была о лодке, качающейся на морских волнах. Между нашими вытянутыми руками, «на борт» нашей лодки могли всходить другие люди. Конечные паттерны представляют собой суперпозицию (наложение) двух процессов движения: та лодка была суперпозицией крыльев Эми и моего переживания моря. Вместе, мы стали лодкой море. Однако, никакое описание таких процессов не может быть достаточным. Вы должны это попробовать, чтобы понять. Подобно все возникающим паттернам и прозрениям, эти танцы — своего рода песочные картины. Видьте их, распознавайте возникающие паттерны, и используйте их для разрешения проблем между отдельными людьми и в мире, если вы к этому склонны. Потом, позволяйте паттерну исчезать. Помните, многие создатели песочных картин со всех концов свете согласны в том, что песочная картина — это, как говорят индейцы навахо, место «где боги приходят и уходят». Находитесь в «песочной картине» танца, переживайте землю, и снова воссоздавайте этот опыт на следующий день. Суть в том, чтобы переживать процесс, а не просто статичное состояние. Выполняйте свой второй тренинг, и учитесь перевоплощаться, чтобы вступать в отношения с бесконечным. Когда у вас есть вопросы, позволяйте шаманам кружиться. Танец — это большое U, измененное состояние сознания, вектор, миф, учитель и советчик относительно будущего. Быть может, оно создавало нас, чтобы делать его работу? Именно так я понимаю стихотворение Руми, приведенное в начале этой главы: «… когда сама жизнь становится другом, Влюбленные исчезают!» Узелки на память Танцуйте вместе, чтобы находить миф ваших взаимоотношений. Второй тренинг во взаимоотношениях — это обучение кружиться. Танцы взаимоотношений — это песочные картины. Используйте возникающие паттерны, затем позволяйте им исчезать, и находите их снова. Примечания:1 В оригинале «earth-based psychology”, буквально «психология, основанная на чувстве земли» (пер.) 13 Это еще один излюбленный термин Минделла — осознанность или ясность (lucidity) означает осознание не только содержания, но и состояния сознания: например, в осознанном сновидении человек осознает не только содержание сновидения, но и тот факт, что он спит и видит сон. Осознанность непосредственной осведомленности означает, что вы отдаете себе отчет в том, что непосредственно осведомлены о чем-либо (пер.) 14 Сходную идею высказал физик Амит Госвами в своей книге «Самосознающая вселенная» 133 Кастанеда, гл. 13 134 Русский эвфемизм — «стрелять из поганого ружья» = пукать, что аналогично английскому глаголу fart (пер.) 135 Это устоявшееся юридическое определение, по существу, означающее, что все люди имеют равные права участвовать в управлении обществом, и что любые государственные решения должны в равной мере учитывать интересы всех людей без исключения (пер.). 136 Об этом говорится в моей книге «Глубокая демократия открытых форумов» (в русском переводе — «Сидя в огне»). 137 Диана Даррет в книге «Жизни американских индейцев» говорит: «До того, как начнется церемония, знахарь и его помощники часами работают над созданием песочной картины… Во время церемонии исцеления, пациент сидит или лежит на песочной картине. Считается, что он впитывает силу от изображенных на песочной картине священных объектов. Во время произнесения заклинаний, пациент переживает события из жизни древнего героя, которого исцеляли Святые Люди. Каждая песочная картина должна уничтожаться до заката, и на следующий день, если необходимо, создавалась другая картина». Из статьи «Искусство и традиционное целительство: искусство американских индейцев и зимняя целительская церемония Йи’би’си» Субхути Дхармананды, директора Института традиционной медицины в Портланде, Орегон. http://www.itmonline.org/arts/arthealing.htm 138 В работе с миром, известные параллельные миры проявляются как параллельные истории и повествования, роли и побочные роли (см. часть IV этой книги). Мы часто видим смену ролей. Роли являются нелокальными и разделяемыми; это означает, что они принадлежат всем, хотя один человек или одна группа в то или другое время обычно ассоциируются с одной или другой ролью. Например, вследствие нелокальности, «террорист» находится везде 139 Этот барабан нам подарили несколько лет назад для нашей работы люди из племени Хайда. Хайда — коренные жители Хайда Гвайи — канадских Островов Королевы Шарлоты. 140 В том сновидении, я полировал машину своего отца, когда появился медведь, и начал гонять меня вокруг этой машины! 141 В оригинале — stabbing. Минделл использует (непереводимую) игру слов, основанную на многозначности глагола stab = «наносить удар ножом», а также «порочить, очернять» (пер.) 142 Стр. 127 143 Более подробно о нелокальности проблем здоровья можно прочитать в моей книге «Квантовый ум и исцеление» (в русском переводе — «Сила Безмолвия»). 144 В работе «Практика психотерапии: основные проблемы психотерапии» (Собрание сочинений, том 16, стр. 283–305), Юнг говорит о «психологии переноса», объясняя явления переноса на основе иллюстраций в “Rosarium Philosophorum” («возвращение души») 145 Там же 146 Тяготение, или гравитация — это самое всепроникающее поле вселенной. В то же время, само тяготение — самая слабая из всех сил. Возьмем, например, электромагнитные силы. Если взять скрепку для бумаги, можно видеть, что ее легко поднимает даже слабый магнит. Ее вес, или, точнее, сила, тянущая ее вниз вследствие действия гравитационного поля, настолько слаба, что ее может поднимать даже слабый магнит. В то же время, гравитация управляет движением небесных тел. Она удерживает луну на орбите вокруг земли, и удерживает землю и другие планеты на орбитах вокруг солнца. В более крупном масштабе, она управляет движением звезд и замедляет расширение вселенной вовне вследствие направленного внутрь притяжения галактик к другим галактикам. (Более подробно об этом поле и его силе говорится в Приложении 5) |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|