Святость ребенка

И.Г. Можно ли говорить о детской святости?

О.В. Святость — это непричастность ко злу. Причастен ли ко злу маленький ребенок? В чине отпевания младенцев нет никаких разрешительных молитв. В таком возрасте, когда ребенок сознательно не творит греха, он находится в особом положении. Если он даже делает что–то нехорошее, то чаще по неразумию, а вовсе не по злому побуждению. Однако святые отцы говорили, что ревность есть и у грудного младенца. Но насколько это действительно ревность — трудно сказать.

И.Г. Значит ли, что к взрослым людям, не имеющим сознания, надо относиться, как к святым?

О.В. Святой — не только тот, которого канонизируют. Мы все святые — по призванию, не по исполнению. А они — по исполнению, потому что не творят зла.

Жан Ванье говорит, что умственно больные люди в его общине понимают только язык любви. А кто может понять язык любви? Человек, который пребывает во зле, языка любви не может терпеть. Любовь его раздражает, он начинает кощунствовать, даже дети такие бывают. Я уже рассказывал о мальчике, над которым его одноклассники издевались в школе. Его душевный мир и любовь раздражали их.

У нас в приходе есть девочка с тяжелым синдромом Дауна, которую редко приводят в храм. Сначала, когда она входит, то очень боится, кричит бабушке, указывая на меня:

— Я его боюсь!

а потом, после некоторого времени:

- Я его не боюсь!

Может быть, все начинают молиться, и она это хорошо чувствует. Всё отступает, и она улыбается. Милый такой ребенок, ласковый. Видно, что ей хорошо в храме. Она подходит к Чаше, причащается. Иногда я встречаю ее на кладбище, когда совершаю поминовение усопших. Там происходит то же самое — сначала пугается, потом улыбается.

И.Г. А как Вы понимаете слова Евангелия: «Будьте, как дети[48]»?

О.В. Будьте незлобными.


Примечания:



4

Джованни Гуаита. Жизнь человека: встреча неба и земли. Беседы с Католикосом Всех Армян Гарегином I. Москва, ФАМ, 1999. .



48

Мф 18.3








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке