|
||||
|
Причины жадности Ф.В. и О.Ф.[39] Откуда в ребенке возникает патологическая жадность и стремление видеть только свои интересы? О.В. В Священном Писании есть понятие «падший человек», следовательно, есть и противоположное — «непадший человек». Непадший — это человек до грехопадения, такой, каким он вышел из рук Божиих. Падший человек — это тот, который отказался от Бога, пожелал жить по своей воле и находится во власти греха и смерти. Грехи человеческие самые разнообразные, и жадность — это грех, связанный с инстинктом обладания, захвата. В природе человека такой грех появляется тогда, когда он надеется на себя, на то, что он сам будет устраивать свою жизнь — все своей силой и своей властью. «Если я не сделаю, то кто мне поможет?» В природном мире выживает сильный, а в начале было не так. Жадность — бездонная пучина. Суть ее в духовном разрушении человека, она уводит его от людей и от Бога. Она отравляет и разрушает жизнь. У жадных людей нет преданных друзей, а знакомые и соседи держатся от них на расстоянии. В их жизни нет места духовному. А духовный человек старается устроить в жизни все в согласии с волей Божьей. Он знает, что все, что есть в этом мире — богатство материальное и нематериальное — принадлежит каждому, в том числе и ему. Бог даст то, что нужно, но при условии, что человек доверяет Ему, не надеясь на себя. Если же он надеется на себя, то все делает по–своему. Будет брать и накапливать, думая, что истинное сокровище жизни — то, которое при нем. Но это ошибка, ложь. Когда он поймет, что смысл и радость жизни в том, чтобы отдавать, тогда избавится от жадности, от желания обладать; будет довольствоваться тем, что есть, и не почувствует себя бедным. Он поймет, что истинное богатство — это Сам Бог, в Котором есть все, что нужно. Потому что Он любит и никогда не может отказать ни в чем. Поняв это, человек успокоится. И.Г. Как же бороться с детской жадностью? О.В. Надо учить делиться. Жадность — она ведь по отношению к кому–то. Ребенку, склонному к жадности, можно сказать, что другой тоже хочет того, что есть у тебя. Этому нужно обучать с раннего детства. М.Г. А если ребенок находит особую радость в том, что обладает тем, чего нет у другого? О.В. Родителям нужно много потрудиться, чтобы постепенно научить такого ребенка отдавать. Я думаю, ребенку можно сказать, что так ведут себя только завистливые люди. М.Г. Как в ребенке воспитать радость отдачи? О.В. Добрым жизненным примером, прежде всего — самих родителей. В жизнеописании святого Зосимы–Захария, похороненного на немецком кладбище в Москве, рассказывается, как мать учила его делиться. Испечет хлеб, порежет на куски и говорит: «Захария, иди, раздай мальчикам!». Он выходит играть на улицу и раздает ребятам хлеб, радуясь их радостью. Потом, когда он подрос, отец брал его иногда на ярмарку помогать продавать зерно. Сам идет в трактир, а сыну поручает торговать. Вернется — зерна нет, а вырученных денег мало. Сын его не умел продавать, а раздавал даром. Отец не корил его за это, а только смеялся. Он ценил в ребенке щедрость. «Вы отдали, и этим вы богаты», — сказал Максимилиан Волошин. Примечания:3 Оливье Клеман. Беседы с патриархом Афиногором. Брюссель, «Жизнь с Богом», 1993 39 Ряд вопросов отцу Виктору были предложены московскими учеными–психологами Федором Василюком и Ольгой Филиповской (Ф.В. и О.Ф.). |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|