|
||||
|
Духовное образование в раннем детстве М.Г. Некоторые родители стараются ввести своих детей в духовную и умственную жизнь христианства как можно раньше. Иногда, после разговора с шести — восьмилетним ребенком приходишь в состояние шока: он уже знает «всю» православную догматику. Но это им не пережито, как что–то жизненно важное, ему дали ответы не на его вопросы, которые он с легкостью выучил. Но с другой стороны, совсем не давать детям никакого духовного образования в раннем детстве было бы, скорее всего, неверно. О.В. Образование нужно, но не в виде скучных уроков с вопросами–ответами. Нужно вводить ребенка в жизнь в Духе органично, по совести, и с Богом. Надо говорить ему о Боге так, чтобы он принял Его как Отца, чтобы у него созрело живое знание, что Бог — это его Отец. И что с Ним можно и нужно общаться. Потом придет и книга. «Ты можешь увидеть Его в книге». Как говорил Ломоносов, первая книга, которую Господь нам дал, это — природа, а вторая — Священное Писание. Первая для ребенка книга — это мир вокруг, природа. А когда он немного подрастет, нужно знакомить его со второй книгой в его жизни, с Писанием. Но, опять же, в Библии нужно выбирать только то, что доступно ребенку. Потому что, если предложить изучать все последовательно, начиная от Авраама и кончая Иоанном Предтечей, он запутается. Это ему будет скучно, и не принесет совершенно никакой пользы. Что–то он запомнит, а как это связано с его жизнью? Главное — не подробности какие–то, не частности, а чтобы познано было, что Бог его Отец. И для меня Он — Отец. И для папы — Отец. – А почему Он — Отец? – Ведь мы не сами же себя создали! Некоторые говорят: – Нас создала природа! Ребенку можно объяснить: – Что такое природа? Это земля, воздух, огонь, вода. Разве есть совесть у земли, у огня? А у тебя есть! А как ее может создать природа, если она ее сама не имеет? Ты не только с природой связан, но и с Тем, откуда пришла к тебе совесть и любовь. Камень тебе любви не даст. И земля любви не даст. Ты — это то, что тебе дано Тем, Кого мы называем Отцом. И Он сотворил природу, она не сама создалась. Как она сама себя могла создать? Если она была, зачем ей создаваться? Это уже и будет введение в книгу Бытия. А потом, с возрастом, придет и сама книга, и ее разбор по стихам. М.Г. Если не предлагать ребенку читать Библию систематически, всю подряд, то должен быть какой–то принцип отбора отдельных мест. Возможно, это должен быть какой–то ответ на ситуацию, возникшую в жизни ребенка? О.В. Самое главное, что мы должны воспитать в сердце ребенка, это любовь. Значит, мы должны искать такие места, где она очень проявляется, где ее видно. Таких мест много. Если, например, ребенок спросит: – А кто написал эту книгу? – Это книга Бога. Господь сказал, а это люди все записали. Если бы Он не говорил, нечего было бы записывать. Он сказал, и были люди, которые это услышали. – А кто они такие? – Вот, Моисей, например. – А кто такой Моисей? Здесь можно ответить очень лаконично. Если чувствуешь, что будет понятно слово «пророк», можно сказать. Если последует вопрос: – А кто такой пророк? – Он умеет слушать, что говорит Господь. И ты тоже можешь быть пророком. Ты сейчас слышишь, что я говорю тебе? А если тебе Бог будет говорить, ты тоже можешь это услышать. Как услышать — это сложный вопрос, это не обязательно слова. Иногда я могу тебе что–то не говорить, а только показать, и ты поймешь, что я хочу сказать. Так и Бог. Он может тебе не сказать слово, а может что–нибудь показать. Ты хотел, допустим, сделать нехороший поступок, а вдруг споткнулся и упал. Бог тебя остановил. Это Он сказал тебе: «Не иди туда!», но только не словом, а через действие. Вот такие слова могут быть. Это будет доступно. М.Г. Мы часто говорим, совесть — это голос Бога. Но в различных философских системах есть столько различных определений, что такое совесть. Даже у христианских авторов. Что же тогда предложить ребенку, как ответить на его вопрос, что такое совесть? О.В. Обычно детям можно говорить о совести так: – То, что ты сделал, это было красиво? Это понравилось тому, кому ты это сделал? Ребенок, который только что ущипнул другого, сам видит, что сделал плохо. – А кто тебе подсказывает, что это плохо? Значит, в тебе есть что–то такое, что ты не видишь, но что может тебе подсказать, что это плохо. И подсказка эта очень верная. Иначе невозможно объяснить: как объяснишь, что такое любовь, что такое душа? |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|