|
||||
|
Семейная трапеза как приготовление к Евхаристии Трапеза призвана объединять всех в семье. За общей трапезой стираются всякие шероховатости, которые возникли в поведении и в поступках. За столом — все вместе, сидят лицом к лицу, и всё общее — и еда, и молитва. А главное — здесь присутствует Христос. Потому что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них»[14]. Это относится не только к Евхаристии — Евхаристия начинается уже за нашей обычной трапезой. Она может завершиться в храме и стать вершиной этой трапезы. Поэтому семейная трапеза — тоже священнодействие. Я детям иногда говорю: — Когда смотрите на пищу, подумайте, что она станет вашим телом! И.Г. Как дети реагируют на эти слова? Они вам что–то отвечали? О.В. Они задумываются, и это важно. От этого можно пойти и дальше. — Что ты вкушаешь в храме? Ты видел, просфора приготовлена из муки. Но этот хлеб тоже станет Телом — и Христа, и твоим. Сначала — Христа, а потом — твоим, если ты согласишься принять это Тело. Иногда я слышу: — Как я буду Тело Христа вкушать? Это — людоедство! Тогда отвечаю: — А когда ты был маленьким, мама сначала кормила тебя только грудью, а не молоком коровы или козочки. Получается, что ты вкушал свою маму! Это — большая тайна, об этом надо думать. Однажды в соседней с нами деревне умирала старая женщина. Последние годы жизни она болела и не ходила в храм. Во время беседы я услышал, что она перестала причащаться семь лет назад. Однажды она смутилась стихом перед причастием: «Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь…»[15] Вдруг ей приходит в голову безумная мысль: «как это жестоко — есть Тело и пить Кровь Христа!» И ее так это заполонило, помрачило, что она перестала причащаться. Потом прозрела и позвала меня исповедовать и причастить ее. Когда я детям говорю, что еда станет твоей плотью, они как–то замолкают. Вижу, что это их задевает, они так не думали никогда. Для них это удивительно, кажется чудом. Рождается какой–то очень глубокий смысл всего, что происходит на трапезе — и на домашней, и на священной Трапезе. Дети, если все и не поймут, то хотя бы задумаются. Не обязательно, чтобы они сразу все поняли. Это процесс. А как это потом прорастет? — Тайна. Все, вошедшее в ум и сердце ребенка, будет расти постепенно. Здесь можно коснуться молитвы «Отче наш». Мы просим: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». В этой молитве надо выделить сейчас только этот момент. Когда мы просим этот хлеб? — Перед тем, как вынесут Чашу. Какого Хлеба мы просим? — Мы просим Самого Христа. И Он приходит. Если младенец хочет есть, мама быстро идет к кроватке и начинает его кормить грудью. И из алтаря выносится Чаша Жизни, и Христос дает вкусить Себя. Примечания:1 Один из самых известных протестантских богословов (1886–1968). 14 Мф 18.20 15 Ин 6:54. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|