|
||||
|
Споры о теории Дарвина Англичанин Чарльз Дарвин внес неоценимый вклад в науку, сумев создать теорию развития животного мира, основанную на определяющей роли естественного отбора как движущей силы эволюционного процесса. На основе проведенных им наблюдений он смог объяснить современникам причины изменяемости видов и показал, что неопределенная изменчивость организмов (мутации) передается по наследству и может стать началом новой породы или сорта, если то будет полезно человеку. Перенеся эти данные на дикие виды, ученый отмечал, что в природе могут сохраняться лишь те изменения, которые выгодны виду для успешной конкуренции с другими, и говорил о борьбе за существование и естественном отборе, которому приписывал важную, но не единственную роль движителя эволюции. Основой для создания теории эволюции ему послужили наблюдения во время кругосветного путешествия на корабле «Бигль». Разработку своей теории Дарвин начал в 1837 году, но лишь двадцатью годами позже на заседании Линнеевского общества в Лондоне он прочитал доклад, который содержал основные положения теории естественного отбора. Судно «Бигль» Сразу после Дарвина свой доклад на эту же тему прочитал А. Уоллес, и его взгляды полностью совпали с предыдущим оратором. Доклады были опубликованы вместе в журнале Линнеевского общества, но Уоллес признал, что Дарвин разработал теорию эволюции раньше и глубже. Потому свою работу, вышедшую в 1889 году, Уоллес назвал «Дарвинизм». Работа Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» была издана 24 ноября 1859 года и разошлась тиражом в 1250 экземпляров (что по тем временам для научного труда было неимоверно большим тиражом). Сам Дарвин комментировал это так: «Иногда высказывалось мнение, что успех книги доказывал то, что „вопрос уже носился в воздухе“ и что „умы были к нему подготовлены“. Но я не раз прощупывал мнения многих натуралистов и не встретил ни одного, который сомневался бы в постоянстве видов. Раза два или три пытался я объяснить очень способным людям, что я разумею под естественным отбором, но совершенно безуспешно». Чарльз Дарвин В 1868 году Дарвин опубликовал второй свой капитальный труд «Изменение домашних животных и культурных растений». В эту работу вошла масса фактических доказательств эволюции органических форм, почерпнутых из многовековой практики человека. Третий большой труд «Происхождение человека и половой отбор» был опубликован Дарвиным в 1871 году, а дополнением к нему явилась книга «Выражение эмоций у человека и животных». Но принятие трудов Дарвина не было безусловным. Известный английский ученый Д. Осповат утверждал, что эволюционизм Дарвина 1840-х годов всецело развивался в рамках старых идей естественной теологии, просто тот сумел старые понятия наполнить эволюционным содержанием. Я. М. Галл писал, что Дарвин привлек гипотезу «в виде Существа, отбирающего значительно тоньше, чем человек. Вездесущее и всевидящее Существо способно заглянуть внутрь организмов и произвести отбор значимых вариаций, которые очень редко возникают в природе». Предшественники Дарвина Первые эволюционные идеи выдвигались уже в античности, но лишь Дарвин сделал эволюционизм фундаментальной концепцией биологии. Единой и общепризнанной теории биологической эволюции не создано до сих пор, хотя сам факт эволюции ученые не подвергают сомнению. Первую концепцию развития Вселенной и жизни разработал еще Анаксимандр, ученик философа Фалеса Милетского. Он писал, что, когда молодая Земля осветилась Солнцем, ее поверхность сначала затвердела, а потом забродила. Возникли очаги гниения, покрытые тонкими оболочками, а в них зародились всевозможные породы животных. Впрочем, это была чисто философская теория, без всяких доказательств. Еще один античный мыслитель, Ксенофан, уже подкреплял свои взгляды наблюдениями. Также некоторые ученые относят к первым эволюционистам Гераклита, хотя у того и не было обширных работ на эту тему. Проблемой наследственности интересовался и врач из ранних пифагорейцев Алкмеон. Он писал, что мыслящим органом человека является головной мозг, и потому сперма должна зарождаться именно в нем, а попадать в половые органы по сосудам. При зачатии «воспроизводится пол того из родителей, от кого истекло больше семени». Его идею о комбинировании наследственных свойств развил сицилийский врач, поэт и натурфилософ Эмпедокл в трактате «О природе»: Но и другое тебе я поведаю: в мире сем тленном Там же Эмпедокл говорит и почти про естественный отбор: Выросло много голов, затылка лишенных и шеи, Но уже Платон в своем диалоге «Государство» дошел до идеи постепенного развития наследственных свойств. Он писал про улучшение породы людей путем отбора лучших представителей. Не дремала научная мысль и на Востоке. В XIII веке персидский ученый Насреддин Туси создал вполне эволюционную теорию. Готфрид-Вильгельм Лейбниц (1646–1726), известный физик и лингвист, интересовался и биологией. Именно он сформулировал «закон непрерывности»: природа не делает скачков, но между двумя состояниями всегда можно выделить промежуточное, то есть наблюдать переходы. Просветитель-трансформист Пьер-Луи Мопертюи (1698–1759) за 15 лет до русского эмбриолога К.-Ф. Вольфа высказал идею, что индивидуальное развитие есть эпигенетический процесс (развитие из заранее не сформированных частей): «Поскольку в случайном соединении произведений природы (комбинативная изменчивость, панмиксия) могут сохраниться лишь те особи, в которых имеются известные соответствия, то нет ничего удивительного, что это соответствие имеется во всех ныне существующих видах (приспособленность к условиям окружающей среды). Случай (мутации, выживание и элиминация), скажут, создал несметное множество видов… сохранились лишь те животные, у которых наблюдались порядок и соответствие (приспособление к среде), и эти виды, что мы видим ныне, – всего лишь ничтожная доля того, что было произведено слепым жребием (естественный отбор)». Стоит сказать, что его работы были оценены гораздо позже, уже в ХХ веке, современники же не обратили на них никакого внимания. Карл Линней (1707–1778), хотя и считается креационистом, в 13-м издании «Системы Природы» писал: «Бесконечное Существо создало в продвижении от простого к сложному, от малого к многому столько растений, сколько есть ныне отрядов. Затем в результате гибридизации возникли современные роды. Затем Природой были созданы виды». Некий отход от креационизма наметился в работах естествоиспытателя и философа Жана Батиста Ламарка (1744–1829). Как трансформист (сторонник изменения видов) и деист, он признавал Творца и считал, что Верховный Творец создал лишь материю и природу, а все остальные неживые и живые объекты возникли из материи под воздействием природы. Ламарк утверждал в своей работе «Философия зоологии» (1809), что «все живые тела происходят одни от других, при этом не путем последовательного развития из предшествующих зародышей». Ламарк считал, что ступени эволюции не лежат на прямой линии, а имеют множество ветвей и отклонений на уровне видов и родов. Это подготовило почву для будущих «родословных древ». Движущим фактором эволюции, по его мнению, может быть «упражнение» или «неупражнение» органов, зависящее от адекватного прямого влияния среды. Впрочем, в его теории было много слабых мест, что вызвало вполне обоснованную критику со стороны креациониста Жоржа Кювье и его школы. Кювье разделил животных на четыре «ветви», каждая из которых характеризуется общностью плана строения, а между ветвями нет и не может быть никаких переходных форм. Все животные, относящиеся к одному типу, характеризуются общностью плана строения. Это утверждение Кювье существенно и ныне, чего нельзя сказать про его остальные идеи. Хотя сегодня количество типов значительно превысило цифру 4, биологи, рассуждая о типе, исходят из фундаментальной идеи Кювье. Как справедливо пишет А. А. Борисяк, «построив систему на… всестороннем учете сходства и различий организмов, он тем самым открывал двери для эволюционного учения, против которого боролся». Теория самозарождения жизни Почти до середины ХVII века господствовала теория самозарождения жизни – витализм. Считалось, что особая «жизненная сила» способна зародить зародыши жизни в подходящем для этого субстрате. Но споры между сторонниками абиогенеза (самозарождения) и биогенеза (все живое от живого) продолжились и в ХIХ веке. Общественное мнение, хотя это и не совсем верно, воспринимало самозарождение как подтверждение материализма, а биогенез – как подтверждение Творения. Луи Пастер (1822–1895), получивший премию Французской академии в 1862 году за свой знаменитый опыт, писал: «Какое торжество, милостивые государи, какое торжество для материализма, если бы он мог утверждать, что материя действительно организуется и оживляется сама собою… Ах! Если бы мы еще могли придать ей такую жизнь, которая видоизменялась бы в своих проявлениях вместе с условиями наших опытов, то естественным образом мы должны были бы прийти к обоготворению этой самой материи. К чему тогда допускать первобытное Творение, перед тайной которого мы поневоле должны преклоняться?..» Эволюционизм времен Дарвина Английский лесовод Патрик Мэттью (1790–1874) в 1831 году опубликовал монографию «Строевой корабельных лес и древонасаждение». Он разбирал неравномерный рост одновозрастных деревьев и предположил, что отбор не только обеспечивает выживание наиболее приспособленных деревьев, но и может вести к изменениям видов в процессе исторического развития. Он считал также, что ускорение эволюционного процесса зависит от воли организма (ламаркизм). Его работа осталась незамеченной, но в 1868 году, после выхода «Происхождения видов», он снова ее опубликовал, и Дарвин даже отметил его заслуги в историческом обзоре 3-го издания своего труда. Чарлз Лайель (1797–1875) возвратил к жизни в своей работе «Основные начала геологии» (1830–1833) понятие актуализма, идущего еще от античных авторов. Под актуализмом Лайель понимал совокупность взглядов на изменение земной коры и всей природы под действием естественных причин, существующих и в настоящее время: климата, вулканизма, землетрясений, процессов эрозии, осадконакопления, жизнедеятельности организмов и т. п. Шотландец Роберт Чемберс (1802–1871) в своей книге «Следы естественной истории творения» (1844) говорил о длительности эволюционного процесса и об эволюционном развитии от просто организованных предков к более сложным формам. Книга была научно-популярной и за 10 лет выдержала 10 изданий тиражом не менее 15 тысяч экземпляров. В 1835 и 1837 годах Эдвард Блит (1810–1873), английский зоолог, исследователь фауны Австралии, опубликовал в британском «Журнале естественной истории» две статьи, в которых говорил о том, что в условиях жестокой конкуренции и нехватки ресурсов шансы на оставление потомства имеются лишь у сильнейших представителей вида. Так что не стоит переоценивать революционность труда Дарвина – почва для восприятия его учения об изменяемости видов и отборе была уже хорошо подготовлена как его предшественниками, так и современниками. Но вряд ли можно обвинить Дарвина в намеренном или не намеренном плагиате – известно, что он мало интересовался работами коллег и в первом издании «Происхождения видов» даже не упоминал о своих непосредственных предшественниках Уэллсе, Мэттью, Блите, ссылка на работы которых помогла бы ему отстаивать свою точку зрения. Интересна и история с английским зоологом и биогеографом Альфредом Уоллесом (1823–1913), который, как вы помните, прочитал свой доклад вместе с Дарвином. Узнав, что Дарвин готовит работу на эту тему, он отправил ему свою рукопись, в которой тоже излагал идеи теории естественного отбора. В своем письме от 1 мая 1857 года Уоллес сообщает: «Нынешним летом исполнится 20 лет (!) с тех пор, как я завел свою первую записную книжку по вопросу о том, чем и каким способом разнятся друг от друга виды и разновидности. Теперь я подготовляю мой труд к печати… но не предполагаю печатать его раньше, чем через два года… Право, невозможно (в рамках письма) изложить мои взгляды на причины и способы изменений в естественном состоянии; но я шаг за шагом пришел к ясной и отчетливой идее – верной или ложной, об этом должны судить другие; ибо – увы! – самая непоколебимая уверенность автора теории в своей правоте ни в какой мере не является залогом ее истинности!» Получив статью Уоллеса 18 июня 1858 года, Дарвин хотел отдать ее в печать, не упоминая о своей работе, но только настоятельные уговоры друзей заставили его написать «краткое извлечение» из своего труда и вместе с работой Уоллеса представить на суд Линнеевского общества. Часто возникает вопрос: в чем же причина такой популярности работы Дарвина, если эти мысли до него неоднократно высказывались? Сравните два названия книг: «Строевой корабельных лес и древонасаждение» и «Происхождение видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь». Какую книгу вы купите? Так что успешное позиционирование и умение придумывать броские заголовки никогда не было лишним даже в науке. Но на самом деле Дарвин, в отличие от своих предшественников, смог сформулировать идеи эволюционизма не только наиболее полно, но и максимально доказательно. Основные постулаты дарвинизма Сочинение Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» появилось на свет, как уже сказано выше, в 1871 году. По сути оно представляет собой расширенное истолкование единственной идеи о происхождении человека путем эволюционирования от обезьян. На предыдущих этапах истории науки был уже накоплен достаточный фактический материал. С этой проблемой уже работали современники Дарвина Томас Гексли и Эрнст Геккель. Примерно в то же время издал свои труды о сравнительной анатомии приматов и антропогенезе выдающийся французский анатом и антрополог Поль Брок (1824–1880). Часть доказательств своей теории Дарвин взял из геологии, воспользовавшись трудами Чарлза Лайеля. Первое издание книги Дарвина В то время антропологи уже располагали некоторыми находками костных остатков первобытных людей, которые свидетельствовали о существовании особой группы древних людей с примитивным типом строения. Были найдены уже и каменные орудия, чью подлинность доказал археолог Жак Буше де Перт. Эти находки сильно подрывали позиции креационистов, считавших, что «возраст» человека составляет не более 6–7 тыс. лет. Дарвин воспользовался также сравнительной анатомией и сравнительной физиологией, которые дают возможность понять черты сходства и различия организмов по их форме, строению, функциям и развитию. Наука о зародышевом развитии (эмбриология) показала ему сходство человека с животными. Сгруппировав уже известные факты, Дарвин смог утверждать, что ближайшими предками людей были ископаемые обезьяны третичного периода, жившие в тропической области Старого Света: «Обезьяны разделились потом на две большие ветви: обезьян Старого и Нового Света. От первых же произошел в отдаленный период времени человек, чудо и слава мира». Дарвин считал, что наши предки, обезьяны, жили стадами на деревьях, имели остроконечные уши, были покрыты шерстью, оба пола имели бороды. Затем появились человекообразные обезьяны, которые, в силу изменения природных условий, в частности благодаря поредению лесов на их родине, в поисках пищи были вынуждены перейти от жизни на деревьях к жизни на земле в лесостепной местности, а затем и на совсем открытой. Резкая перемена образа жизни отразилась на типе движения: получетвероногая-полудвуногая походка сменилась на двуногую. Дарвин утверждал, что человек мог развиться только из прямоходящего животного, у которого свободны руки и развит головной мозг. Продолжая усовершенствоваться, человек занял первенствующее положение среди всех существ. Благодаря выдающимся рассудочным способностям, считал Дарвин, наши предки смогли начать изготавливать орудия и пользоваться членораздельной речью; таким образом, они приобрели могущество над природой. Последующее развитие науки подтвердило правильность тезиса Дарвина о происхождении человека от ископаемой человекообразной обезьяны, добавив к его теории лишь несколько промежуточных ступеней. В числе все более и более древних предков человека оказываются: низшая обезьяна, полуобезьяна, низшее плацентарное млекопитающее, примитивное сумчатое млекопитающее, однопроходное млекопитающее, пресмыкающееся, земноводное, двоякодышащая рыба, ганоидная рыба, примитивное хордовое животное типа ланцетника, общий предок ланцетника и асцидий в виде беспозвоночного. В самом же начале животного мира стоят первые живые существа, которые являются, таким образом, исходным пунктом развития и для человека. Человеческая яйцеклетка некоторым образом напоминает об этой первоначальной ступени филогенетической эволюции. Дарвин уделял большое внимание эмбриологическим данным при разборе доказательств происхождения человека от животных, считая, что время онтогенетического развития человека как бы вкратце повторяет историю развития своих предков. Эту идею подхватил и развил известный популяризатор эволюционной доктрины Эрнст Геккель, подделав рисунки эмбрионов. Он пытался увеличить сходство между эмбрионами человека и эмбрионами различных видов живых существ, чтобы тем самым подчеркнуть родственную эволюционную связь человеческого племени с представителями разнообразных рыбьих, птичьих и собачьих племен. Вскоре таблицы Геккеля стали основой для пропаганды эволюционных идей в школьных и университетских учебниках биологии. Вы можете вспомнить из курса «Общей биологии» сравнительные рисунки эмбриона человека по соседству с эмбрионом рыбы и объяснения о наличии у человеческого зародыша так называемых жаберных щелей, из чего делался вывод о том, что в эмбриональном развитии человека можно найти следы его эволюционной истории. Сам Дарвин, кстати, объявил «открытие» Геккеля главным доказательством своего учения. Между тем противники эволюционной теории сразу же ополчились на Геккеля, утверждая, что человек, даже в зародыше, не может быть «рыбой». Они множество раз указывали на различия в течении эмбриогенеза человека и рыбы. Благодаря этому перед неискушенными читателями весьма скоро возник определенный стереотип: чем больше можно было бы найти «рыбьих признаков» в человеческом эмбрионе, тем больше шансов получало подтверждение правоты сторонников теории эволюции. Но современная наука полностью опровергла предположения Геккеля. Скотт Ф. Гилберт в своей книге «Биология развития», одном из самых фундаментальных трудов на эту тему, заявляет, что «биогенетический закон» является «синтезом германского романтизма и дарвинизма» и сфабрикован «гибельным союзом эмбриологии и эволюционной биологии». Он утверждает, что точка зрения Геккеля «была дискредитирована даже раньше, чем… предложена». Один из величайших современных биологов считает также, что в основе «биогенетического закона» «лежат ложные предпосылки», и эти предпосылки связаны не с додарвиновскими работами, но выявились лишь в результате достижений современной науки. Другой знаменитый ученый-эволюционист Джордж Симпсон еще в 1965 году писал о том, что «в наше время достоверно установлено, что онтогенез не повторяет филогенез». Приведем еще одну цитату. Известный российский гистолог Н. Г. Хлопин пишет, что «биогенетический закон, которым широко пользовался Геккель при построении своей филогенетической системы, не оправдал себя в области гистологии», а «трактовка Геккелем ранних этапов эмбрионального развития под углом зрения эволюции тканей несостоятельна». Мы не будем разбирать, в чем правота или ошибки Дарвина, скажу лишь, что это открытие, вернее, опровержение теории Геккеля не нанесло никакого удара по теории Дарвина и даже укрепило ее. Другое дело, что у нас по сию пору преподают по учебникам с геккелевскими схемами, но это уже вопрос не фундаментальной науки, а психологии. Наука же порою умеет признавать свои ошибки. Но не всегда – об этом мы поговорим в следующей главе, а пока вернемся к Дарвину и обезьянам. Один лишь человек стал двуногим, писал Дарвин, и этому он обязан в весьма значительной мере тем, что кисти и стопы обезьян, его предков, дифференцировались в разных направлениях еще при их жизни на деревьях. А прямохождение неизбежно повлекло за собой усиление и ускорение процесса дифференциации конечностей, что и привело к преобразованию полуопорной, полухватательной стопы обезьяны в чисто опорную стопу человека. Главными факторами превращения обезьяны в человека, по Дарвину, были естественный отбор, влияние упражнения или неупражнения, половой отбор; к ним присоединялись изменчивость, влияние внешней среды, размножение, наследственность, соотносительные изменения и другие, еще не открытые факторы. Дарвин как биолог осветил вопрос о происхождении человека преимущественно с точки зрения биологических закономерностей и весьма преувеличил их значение. Но он подчеркивал и огромное различие между человеком и даже человекообразной обезьяной. Хотя так и не смог дать четкого представления о процессе антропогенеза как резко отличном от биологической эволюции обезьян и всех других животных. Для объяснения эволюции человека Дарвин старался привлечь моменты социального характера и много внимания уделял, например, анализу вопроса о влиянии общественных привычек человека на развитие нравственного чувства, чувства долга и многих других отличительных качеств человека. Дарвин был обеспокоен отсутствием переходных форм, что могло при должном усилии оппонентов стать крахом его теории, но он относил эту нехватку к неполноте геологической летописи. Он не знал, что в 1865 году австро-чешский естествоиспытатель аббат Грегор Мендель (1822–1884) открыл законы наследственности, по которым наследственный признак не «растворяется» в ряду поколений, а переходит (в случае рецессивности) в гетерозиготное состояние и может быть размножен в популяционной среде. Переоткрытие законов Менделя произошло только в 1900 году почти одновременно в трех странах: Голландии (Гуго де Фриз, 1848–1935), Германии (Карл Эрих Корренс, 1864–1933) и Австрии (Эрих фон Чермак, 1871–1962). Таким образом, теория Дарвина получила еще одно подтверждение. Но у нее все равно оставалось множество противников. Скандальные судебные процессы Несмотря на то что большинство биологов не сомневаются в существовании биологической эволюции как феномена, часть верующих ряда религий находят некоторые положения эволюционной биологии противоречащими их религиозным убеждениям. В связи с этим теория Дарвина во многих местах встречала ожесточенное сопротивление. Порою дело доходило даже до уголовных санкций за преподавание эволюционного учения. Широко известен, например, «обезьяний процесс» в США в 1925 году. Тогда молодой преподаватель средней школы Джон Скоупс был обвинен в нарушении закона, запрещавшего преподавать теорию эволюции Дарвина, который к 1925 году действовал в пятнадцати штатах. Но все-таки с «обезьяньим процессом» все было не так просто. Его инициатором стал аптекарь Фред Робинсон из крошечного городка Дейтон, штат Теннесси. Экономика Америки в то время стагнировала, и у Робинсона и нескольких его товарищей возникла идея, что какое-нибудь шумное судебное дело позволит привлечь внимание общественности, туристов и инвесторов к небольшому городку. Джон Скоупс, 24-летний тренер школьной футбольной команды, время от времени замещающий учителя биологии, принял предложение предпринимателей Дейтона поучаствовать в процессе. Был подан иск по поводу правомерности закона, запрещавшего «преподавать любую теорию, которая отрицает историю божественного создания человека, которая описана в Библии, и учить вместо этого тому, что человек произошел от более низкого класса животных». Процесс действительно стал суперпопулярным шоу. Накануне суда, 10 июля 1925 года, улицы Дейтона украсили плакаты, члены антиэволюционной лиги продавали книги Т. Мартина «Ад и средняя школа», на главной улице выступали шимпанзе, которые якобы должны были свидетельствовать в ходе процесса. В зале суда собралась почти тысяча человек, а на всю Америку шла прямая трансляция по радио. Присяжные были белыми мужчинами, большинство – не слишком образованными фермерами, и лишь один из них заявил, что не посещает церковь. Обвинения представлял Уильям Дженнингс Брайан, крупный политик национального масштаба, участник четырех президентских кампаний, госсекретарь в кабинете Вудро Вильсона и убежденный противник дарвинизма. Защиту Скоупса вел Кларенс Дэрроу, которого до сих пор аттестуют как лучшего американского адвоката XX столетия. Суд отклонил требование защиты о вызове в качестве свидетелей ученых, и Дэрроу пригласил на свидетельскую кафедру самого Брайана. Он стал задавать обвинителю каверзные вопросы, которые должны были продемонстрировать несостоятельность Священного Писания. Но в итоге Скоупс все равно был признан виновным и приговорен к уплате минимального штрафа в 100 долларов. Дэрроу подал апелляцию в верховный суд штата, и тот из-за процессуальных нарушений отменил приговор. Брайан, отстаивая свою точку зрения, видимо, переволновался и через пять дней после окончания суда умер. А закон, запрещавший преподавать теорию Дарвина, продолжал действовать до 1967 года. Впрочем, обвинения в атеизме и отрицании религии, приводимые некоторыми противниками эволюционного учения, основаны на непонимании природы научного знания. Ни одна теория не может ни подтвердить, ни опровергнуть существование таких потусторонних миру субъектов, как Бог или ангелы. Но тем не менее в апреле 2004 года в Италии разразился настоящий национальный кризис, после того как министр образования Летиция Моратти объявила, что, по ее мнению, необходимо отменить изучение теории Дарвина в средней школе. Вскоре, под давлением общественного мнения, ей пришлось отказаться от своих намерений и создать комиссию во главе с лауреатом Нобелевской премии 1996 года Ритой Леви-Монтальчини для работы над новым проектом школьной программы. В сентябре того же года в Сербии министр просвещения Лиляна Чолич распорядилась исключить из программы теорию происхождения видов. Решение министра – она, кстати, профессор филологического факультета Белградского университета – вызвало волну протеста не только в научных, но и в политических кругах. Решение пришлось отменить. Зато через год, в 2005-м, пятеро учителей начальной школы города Мерсин на юге Турции были оштрафованы за преподавание дарвинизма и «попрание религиозных чувств учеников». Широко освещался средствами массовой информации и процесс в Санкт-Петербурге, когда отец ученицы подал иск с требованием отменить приоритетное преподавание закона Дарвина, который оскорбляет религиозные чувства его дочери. Ни дочь, ни отец не походили на религиозных фанатиков, и некоторые считали, что этот иск – всего лишь реклама для маленького бизнеса папы. Суд в удовлетворении иска отказал. Но отправляются к Фемиде не только противники Дарвина, но и его сторонники. В американском штате Пенсильвания 11 родителей учеников школы городка Дувр подали иск в суд, пытаясь отменить решение школьного совета, обязывающего учителя биологии зачитывать на уроке основные положения теории «разумного плана», альтернативной теории Дарвина. С таким же иском родители обращались в суд и в штате Джорджия. Впрочем, сегодня в США пока только в единственном штате, в Канзасе, дарвинизм преподается как лишь одна из версий происхождения жизни. Тем не менее только 17 % жителей США признают, что теория Дарвина верна, а около 30 % ее категорически отвергают. У нас положение немного лучше: теории Дарвина придерживаются лишь 24 % россиян и столько же ее не признают. Остальные пока не разобрались. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|