|
||||
|
Виды интуиции В психологии выделяют несколько видов интуиции, причем классификации существуют разные. Самой общей и распространенной является европейская классификация, основывающаяся на базисных человеческих характеристиках. Современная европейская психология выделяет следующие виды интуиции: 1) физическая, или телесная. Этот вид интуиции основан на физических ощущениях человека; 2) эмоциональная. Она основана на эмоциях; 3) интеллектуальная, о которой так много рассуждали философы и ученые; 4) мистическая. Этот вид интуиции, пожалуй, самый спорный, потому что нельзя четко описать его движущий механизм. Как это выглядит на практике? У каждого из нас доминирует какой-то один тип интуиции, и исходя из него мы трактуем события. Если задать вопрос о том, как сложится то или иное дело, то люди с различным типом интуиции будут предугадывать его финал, основываясь на разных впечатлениях. Человек с физической интуицией представит, каково будет его физическое состояние – усталость, подъем сил, апатия, стресс – и сделает выводы об успешности мероприятия. Интеллектуал направит свою способность все просчитывать на ситуацию и постарается «просканировать» ее. Он сконструирует свой образ, который подскажет ему решение. Эмоциональный тип будет основываться на том, что он почувствует в финале предприятия. Хочу сделать небольшое замечание: во многом преобладание того или иного вида интуиции у человека связан с национальным менталитетом, традициями, полученным воспитанием. Интуицию классифицируют также по половому, возрастному, национальному признаку. Давно замечено, что у женщин интуиция развита сильнее. Это никак не связано с физиологическими особенностями – просто женщины испокон веков теснее связаны со всем подсознательным, таинственным, воспринимающим, поэтому они и научились слушать подсказки своего подсознания. Психологи заметили, что проявление подсознательных предощущений подвержено возрастным колебаниям. У ребенка интуиция еще не замутнена, ее ничто не блокирует, но по мере взросления способность доверять инстинкту теряется. Это происходит потому, что вся наша цивилизация направлена на доказательность, то есть со школы нас учат, что истинно только то, что можно потрогать, увидеть, научно доказать. Со временем способность воспринимать, а главное доверять интуитивной информации теряется. Людям, которых мы называем интуитами, просто удалось счастливо избежать этого. Ребенок относится к своим фантазиям, желаниям, интуитивным ощущениям как к реальности. Для него не существует невозможного и «придуманного»: для него реален и Дед Мороз, и соседский дедушка. В своем воображении он их соединяет, поэтому для него нет вопроса: «Существует ли Дед Мороз?». Ребенок спрашивает: «Что мне Дед Мороз подарит?». Дети доверяют своей интуиции, они не расчленяют ее холодным анализом. Взрослые, конечно же, относятся к таким вещам свысока. Если малыш скажет родителям, что он видел на стене в своей комнате страшное чудовище, то его будут дразнить. Но ребенок не только фантазирует: так его интуиция показывает скрытую агрессию взрослого, проявляет страх наказания. Только предстает это совершенно в ином виде, чем тогда, когда дети вырастают. Взрослые люди предпочитают молчать о своих страхах или объяснять их рационально. Достигший зрелого возраста человек не представит свой страх в виде чудовища или злой Бабы-яги. Он просто будет искать лекарство от страха, обращаясь к психологам и врачам. Очень часто детское непосредственное восприятие реализуется в каких-то фобиях: кто-то боится высоты, кто-то – полетов на самолете, кто-то – змей и т. д. Мы называем такие страхи бессознательными и верно определяем причину: это интуиция пытается до нас достучаться. Интуиция – материя тонкая, и она очень подвержена внешним воздействиям. Особенно сильно на нее действуют наши физические недуги. Болезнь отягощает наше восприятие, закрывает доступ к информационным каналам Космоса, поскольку все силы направлены на борьбу с недугом. Проблемы с интуицией возникают у человека в 28–30 лет. Правда, оговорюсь, что часто дар предчувствия путают с житейским опытом, и чем старше становится человек, тем чаще интуиция заменяется жизненной мудростью. В этом возрасте человек уже точно знает, что всему должно быть рациональное объяснение, а интуиция не имеет ничего общего с разумом. Она ситуативна и фрагментарна, она говорит непонятным языком, а взрослые люди против всяких предрассудков. Интуиция, когда сообщает о будущем, рисует какие-то бессмысленные и нелепые, с точки зрения здравого смысла, картины. В итоге мы отворачиваемся от нее, а ведь подсознание очень часто посылает нам предупреждения. Одна моя знакомая постоянно заказывала в буфете рядом со своей работой чашечку кофе с молоком. Она делала это всегда, и у нее не было никаких причин, чтобы отказаться от своего ежедневного кофе. Но в один из будничных дней при одном только упоминании о кофе с молоком ей делалось нехорошо, и она не стала брать любимый напиток. Через некоторое время все, кто взял в тот день кофе с молоком, были госпитализированы с диагнозом «расстройство кишечника». Очевидно, молоко было несвежим, и моя знакомая оказалась в выигрыше. И таких примеров можно привести сотни. Проблема с интуицией возникает еще и потому, что к тридцати годам способности подсознания так тесно переплетаются с другими психическими процессами, что их трудно распознать. Взрослый человек воспринимает подсказки интуиции сквозь призму логики, приобретенных знаний, обстоятельств. Она так же, как и логика, может затемняться чувствами, эмоциями, ненужными знаниями. Самый опасный возраст для интуитов – 35–45 лет. На свойственный всем кризис середины жизни накладывается истощение биоэнергии, которая столь важна для интуиции. Уже давно признано, что самая нижняя точка человеческой энергетики – 41 (по китайским учениям – 42) год. В это время у человека исчерпаны все ресурсы, запасенные с детства, идет полная перестройка сознания, поэтому связь с Космосом нарушена. Потом все приходит в норму, однако после 45 лет начинает активно работать жизненный опыт, а интуиция проявляет себя лишь вспышками озарения. Благодаря науке мы знаем, что интуиция необходима человеку для процесса познания мира, а познание, как известно, может происходить различными путями. Так и способность предчувствия различается смотря по тому, какую сферу человеческой деятельности обслуживает. Эта классификация связана со способами выражения полученной информации. 1. Профессиональная интуиция. Этот вид подсознательного чувства развивается у человека, занимающегося определенной профессией, – врача, учителя, менеджера, военного, политика, спортсмена, психолога и т. д. Он связан с неуклонным накоплением мастерства, с приобретением и развитием особых навыков, необходимых для той или иной профессии. Профессиональная интуиция помогает найти верное и оптимальное решение поставленной задачи, сэкономить время и силы для разрешения трудностей, раскрыть неясные моменты в ситуации. Шестое чувство позволяет также выбрать необходимые средства и приемы выражения. 2. Научная интуиция. Подобный вид чаще всего проявляется тогда, когда перед человеком как субъектом познания стоит очень важная познавательная задача, требующая напряжения моральных, интеллектуальных и физических сил организма. В этот момент человек концентрируется на поставленной задаче, ищет всевозможные способы ее выражения и разрешения. Научная интуиция подразумевает поиск логического обоснования собранных фактов или явлений. В это время ученый, изобретатель постоянно сосредоточен на объекте исследования, то есть на той проблеме, которая его занимает. Как одна из составляющих научного процесса, научная интуиция оперирует специфическим языком. В принципе этот вид интуиции совпадает с творческой интуицией. 3. Творческая интуиция – высшая форма дара предчувствия. Некоторые исследователи включают в творческую интуицию научную и художественную. Дело в том, что творческая интуиция основана на прозрении. Она срабатывает тогда, когда, казалось бы, невозможно найти выход, когда достигнут предел напряжения интеллекта, воли, чувств человека. Творческая интуиция – это выражение выношенного и выстраданного результата. Этот вид подсознательного предощущения является необходимым и важным условием протекания творческого процесса. Хотя у разных ученых и философов можно найти разные точки зрения на эту проблему, очевидно одно – великие научные открытия и шедевры искусства появляются во многом благодаря интуиции. Американский ученый Грэхем Уоллес посвятил много исследований феномену творчества. В круг его интересов входили и творческая интуиция, и творческий процесс. Свою концепцию он построил, исходя из самонаблюдений и воспоминаний знаменитых ученых – немецкого физиолога, физика и математика Германа Гельмгольца и французского математика Анри Пуанкаре. В 1926 году Уоллес опубликовал теперь уже классическую схему творческого процесса, который включает в себя четыре этапа. В сущности, Уоллес не сделал никакого прорыва – он просто синтезировал то, что знали до него. Первый этап – подготовка. Это этап постановки проблемы, погружения в нее, сбора практического материала и т. д. Философы до Уоллеса говорили об этом же, утверждая, что любому делу предшествует стадия, когда ничего не получается, когда все попытки решить проблему тщетны, выход не виден и начинает казаться, что этой проблемой вообще не стоит заниматься. Второй этап – «высиживание яиц». Это есть самый мучительный и долгий период, в течение которого происходит вынашивание проблемы. Мозг человека трудится над задачей, он ищет ее решение, хотя сам человек и не работает над ней. В древности термином «высиживание яиц», или «инкубация», обозначали некое особое действо. Человек приходил в храм и оставался там на ночь, чтобы получить ответ на свой вопрос или обрести исцеление от недуга. Это действо описывает состояние ученого, творца, который ждет разрешения проблемы. Философы также называют это время периодом роста, когда Природа должна сделать свое дело. Третий этап – прозрение. Это и есть собственно инсайт, открытие, архимедова «Эврика!». Собственно, если продолжать сравнение, прозрение – это то, чего ждет человек в храме. В этот момент происходит резкий скачок, переход накопленного количества информации в качество. Решение приходит всегда в виде символического образа, знака, трудно поддающегося словесному описанию. Четвертый этап – фиксация. Заключительный период процесса, который связан с логикой. Сознание справляется с пережитым потрясением и начинает действовать логически. Символ-образ переводится в слова, дается научное объяснение открытию и т. д. Из этой схемы видно, что моменты инсайта – редкие гости в человеческой жизни. Прозрение может и не наступить. Почему одних людей осеняют гениальные идеи, а других – нет, науке неизвестно, и, видимо, не станет известно. Хотя современные ученые, опираясь на схему Уоллеса, выявили модель поведения, ведущую к прозрению. Она, в общем-то, ни для кого не секрет: надо долго, упорно и настойчиво работать над занимающей тебя проблемой, изучить все возможные источники, собрать обширный материал, страстно желать решения проблемы, не сдаваться при первых неудачах, и тогда… Давайте немного отвлечемся от теоретических рассуждений. Я хочу привести примеры из жизни величайших умов человечества, чтобы вы поняли справедливость утверждения Гете о том, что гений – это 1 % везения и 99 % непосильного труда. Интуиция может подарить вам великое открытие, но только тогда, когда вы приложили к этому все свои усилия. Я уже говорила о великом титане Возрождения Леонардо да Винчи. Он придавал интуиции, работе бессознательного огромное значение в жизни творца. За пятьсот лет до австрийского врача Зигмунда Фрейда он говорил о ключевой роли подсознания в художественных и научных прозрениях. Леонардо советовал всем художникам и изобретателям изучать мир природы и запоминать свои ассоциации, чтобы потом воплощать их в творениях. В своих «Записках» великий флорентинец наставлял: «Это не трудно… просто остановиться по пути и посмотреть на потеки на стене, или угли в огне, или облака, или грязь… там вы можете найти совершенно потрясающие идеи…». Спустя столетия этот метод спонтанно возникающих ассоциаций возьмет на вооружение швейцарский психолог и психиатр Герман Роршах. Но Леонардо не останавливался только на зрительных впечатлениях – он подключал и слуховые рецепторы. Все в том же произведении он утверждал, что «в звоне колоколов можно уловить любое имя и любое слово, какое вы только способны себе вообразить». Вполне возможно, что колокольный звон ускорял момент инсайта гения Возрождения. Изобретатель швейной машинки Элиас Хове был трудоголиком. Он очень долго трудился над разработкой первого швейного устройства, которое смогло бы облегчить труд модисток, но ему все время чего-то не хватало. Он уже отчаялся, когда ему приснился кошмарный сон: Хове попал на дикий остров, и за ним погналась толпа людоедов. Он не смог убежать от дикарей – они уже почти настигли его, занесли над ним остро отточенные копья. Хове во сне поразило то, что в наконечниках этих копий просверлены отверстия. Дикари не съели изобретателя – он проснулся от страха. Но наутро он понял подсказку своего подсознания: для работы швейной машины было необходимо, чтобы ушко иглы находилось внизу, а не вверху. Ночной сон и был моментом инсайта, который помог Элиасу Хове найти верное решение, а швеям – обрести новый инструмент. Еще одно свидетельство мощи интуиции – творчество великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Его гениальная музыка поражала современников, и даже не столько музыка, сколько ее создание. Моцарт, как казалось современникам, писал свои шедевры как бы между делом, не прилагая к этому никаких видимых усилий: то он сочинял симфонии во время игры в бильярд, то во время прогулки, а то легкомысленно и беззаботно насвистывал только что сочиненную увертюру к опере «Дон Жуан» перед ее премьерой. Сам музыкальный гений говорил, что он ничего не «сочиняет» – музыкальные произведения появляются в его голове уже готовыми. Вот он – типичный пример творческой интуиции, реализующейся в ин-сайте: она считывает информацию целиком, в виде нерасчлененного единства. Мы находим этому подтверждение в письмах гениального австрийского композитора. Он пишет, что свое творение он видит целиком, «как ослепительно прекрасную статую»; он слышит их в единстве: «Я не прослушиваю в моем воображении партии последовательно, я слышу их звучащими одновременно. Не могу передать, что это за удовольствие!». Еще более впечатляющим примером инсайта являются работы английского физика, изобретателя, одного из самых выдающихся ученых в истории человечества Майкла Фарадея. Это он создал теорию электромагнитных полей и силовых линий, которая вдохновила на труд Альберта Эйнштейна. «Что же в этом необычного?» – спросите вы. А необычно здесь то, что Майкл Фарадей… не знал математики и других точных наук. Его можно смело назвать «интуитом от физики», поскольку свои грандиозные открытия он делал с помощью интуиции. Так, теорию силовых линий, совершившую революцию в научном мире, он разработал при помощи резиновых лент. В его доказательстве не присутствовало ни одной математической формулы и ни одного посыла, как применять эту теорию. Фарадей просто знал, что в природе существуют силовые линии, а потом ему представилось, что они похожи на резиновые ленты – вот и все. Когда потом другой английский ученый, Джеймс Кларк Максвелл, дал математическое обоснование теориям Фарадея, первооткрыватель не понял в них ни слова и попросил Максвелла «перевести иероглифы на человеческий язык, который я сам бы смог понять». Это ли не доказательство всевластия интуиции? Живший приблизительно в одно время с Фа-радеем знаменитый немецкий химик Фридрих Август Кекуле, наоборот, был человек весьма ученым и теоретически подкованным. В историю науки он вошел как изобретатель формулы бензолового кольца. Этому открытию предшествовали годы упорного, напряженного и безрезультатного труда. Кекуле был близок к открытию химической формулы молекулы бензина, но она ускользала от него. Так продолжалось довольно долго, ученый был измучен бесполезной борьбой с природой. Но вот однажды этап «высиживания яйца» был завершен и случилось то, что наряду с яблоком Ньютона и сном Менделеева считается величайшим чудом науки новой эры. Утомленный размышлениями, Кекуле заснул, и ему приснился очень яркий и красочный сон. Он смотрел на языки пламени камина, и они складывались в цепочки атомов. Эти цепочки превращались в змей, которые извивались, нападали на химика, но не кусали его. Одна из этих змей схватила себя за хвост и начала бешено кружиться. Кекуле проснулся как от удара. Он начал лихорадочно записывать пришедшую в его голову идею, и формула молекулы бензина сама собой выходила из-под его пера. В 1865 году Кекуле доложил научному сообществу химиков, что бензоловое кольцо состоит из шести атомов углерода, которые соединялись друг с другом, как танцующая змея, увиденная им в момент озарения. Фактов, доказывающих большое значение инсайта для развития науки, существует великое множество. Один из них описан в книге В. И. Орлова, посвященной великим изобретениям: «Инженер-мостовик Бро-ун (изобретатель висячих мостов. – ред. ) корпел у себя на веранде над проектом моста через реку Твид. Бумага перед ним была чиста, работа не клеилась, мост не получался. Отчаявшись, Броун оставил чертежную доску и пошел освежиться в сад. Было начало осени. Цепкие, серебряные на солнце нити путались в кустах, плыли по ветру, и Броун снимал их с губ и ресниц. Стояло бабье лето, и много паутины появилось в саду. Броун прилег под кустом, но сейчас же вскочил, моргая глазами. Он увидел в небе подсказку. Он увидел в небе чертеж, ясно вычерченный серебряными линиями по голубому. Броун невольно прочел его так, как инженеры читают чертежи: маленький мост сиял в ветвях, удивительно легкий, простой и смелый. То был мост, а не просто паутина на ветвях. Ветер раскачивал ветви, но паутина не рвалась. И чем пристальней вглядывался Броун в эту паутину, тем все больше удлинялись и утолщались упругие нити, тяжелея у него на глазах <…>. Теперь Броун знал, с чего ему начинать и к чему стремиться. Он опять засел за чертежи и расчеты и вскоре сделал изобретение: он стал строить висячие мосты, без дорогих и сложных устоев, подпирающих мост снизу». [2] С Эйнштейном связан следующий показательный случай. Однажды журналист спросил физика, записывает ли тот свои блестящие идеи и если – да, то куда: в блокнот, в картотеку или тетрадь. На это Альберт Эйнштейн ответил: «Милый мой, стоящие идеи так редко приходят в голову, что их нетрудно и запомнить!». Озарение – это плод огромной внутренней работы бессознательного, которое сверяет все полученные данные с банком данных Вселенной. Если вы живете какой-то идеей, то в один прекрасный миг вы испытаете незабываемое ощущение прозрения, которое по силе переживания ни с чем не сравнимо. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|