|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Приложения ко 2 тому 1. Краткая библиография Принятые сокращенияБВ — Богословский Вестник БВЛ — Библиотека Всемирной литературы ВДИ — Вестник Древней истории ЖМП — Журнал Московской Патриархии ИДВ — Б. А. Тураев. История древнего Востока. Л., 1936 ПМ — Православная мысль ПО — Православное обозрение ПС — Православный собеседник ТБ — Толковая Библия ТКДА — Труды Киевской Духовной Академии ХЧ — Христианское чтение ЧОЛДП — Чтения в Обществе любителей духовного просвещения 1. Книги Пророков. Святоотеческие толкованияСвт. Василий Великий. Толкование на пророка Исайю. — Творения свт. Василия Великого. Серг. Пос., 1900, т. 2 Свт. Григорий Двоеслов. Беседы на пророка Иезекииля. Казань, 1863 Прп. Ефрем Сирин. Толкования на пророков Исайю и Иеремию. — Творения прп. Ефрема Сирина. М., 1861, т. 7 Его же. Толкования на пророков Иезекииля, Даниила, Осию, Иоиля, Амоса, Авдия, Михея, Захарию, Малахию. — Творения, т. 8 Бл. Иероним. Осьмнадцать книг толкований на пророка Исайю. — Творения бл. Иеронима. Киев, 1906, 1911, т. 7-9 Его же. Четырнадцать книг толкований на пророка Иезекииля. — Творения, Киев, 1912, т. 10-11 Его же. Шесть книг толкований на пророка Иеремию. — Творения, Киев, 1906, т. 6 Его же. Три книги толкований на пророка Осию. — Творения, Киев, 1912, т. 12 Его же. Три книги толкований на пророка Амоса; Одна книга толкований на пророка Иону; Одна книга толкований на пророка Наума. — Творения, Киев, 1896, т. 13 Его же. Две книги толкований на пророка Михея; Одна книга толкований на пророка Софонию; Одна книга толкований на пророка Аггея. — Творения, Киев, 1898, т. 14 Его же. Две книги толкований на пророка Захарию; Третья книга толкований на пророка Захарию; Одна книга толкований на пророка Малахию. — Творения, Киев, 1900, т. 15 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на пророка Исайю. — Творения свт. И. Златоуста. СПб., 1900, т. 6 Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на пророка Исайю. — Творения свт. Кирилла Александрийского, Серг. Пос., 1890, т. 8 Его же. Толкование на Малых пророков. — Творения, т. 10 Бл. Феодорит Киррский. Толкование на двенадцать пророков. — Творения бл. Феодорита. М., 1857, т. 5 2. Пророки. Общие трудыВержболович М. О. Пророческое служение в Израильском (десятиколенном) царстве. Киев, 1891 Дьяченко Г., прот. Пророчества Ветхого Завета мессианские. — ПО, 1884, # 7 Вавтер Б. Введение в пророческие книги. Колледжвиль, 1965 (машинопись) Кейт К. Доказательства истины христианской веры, основанные на буквальном исполнении пророчеств. СПб., 1909 Корниль К. Пророки. М., 1915 Его же. Народная религия Израиля и пророки. — В кн.: Христианство в освещении протестантских теологов. СПб., 1914 Лабковский С. Д. Поэзия пророков. Берлин, 1923 Мауренбрехер М. Пророки. Пг., 1919 Михаил (Лузин), еп. Пророческие книги Ветхого Завета. Тула, 1901 Нарциссов Д. А. Руководство к изучению пророческих книг Ветхого Завета. Полтава, 1904 Никольский Н. М. Мотивы крестьянского мессианизма в пророчестве VIII века. — В кн.: Ученые записки ин-та Истории Российской Ассоциации научных ин-тов общественных наук. М., 1928, т. 6 Орда Х., свящ. Руководство к последовательному чтению пророческих книг Ветхого Завета. Киев, 1881 Покровский А. Ветхозаветный профетизм как основополагающая типическая черта библейской истории Израиля. Серг. Пос., 1908 Его же. Библейский профетизм и языческая мантика. Серг. Пос., 1910 Рыбинский В. П. Ветхозаветный профетизм. — ТКДА, 1907, # 12 Светлов Э. Вестники Царства Божия. Брюссель, 1972 Соболев М., свящ. Пророческие книги Ветхого Завета. М., 1899 Тураев Б. А. Пророческое движение. — ИДВ, т. 2 Филарет (Дроздов), митроп. Пророческие книги Ветхого Завета. М., 1874 Хергозерский А. Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. СПб., 1899 Юнгеров П. Частное введение в ветхозаветные книги. Пророческие и неканонические книги. Казань, 1907 3. Пророки Амос, Осия, МихейАнтоний (Храповицкий), архим. (впосл. митроп.). Толкование на книгу пророка Михея. СПб., 1890 Бродович И. А. Книга пророка Осии. Киев, 1901 Капралов Е., свящ. Религиозно-нравственное учение пророков Амоса и Осии. Киев, 1911 Палладий (Пьянков), еп. Толкование на книгу св. пророка Осии. Вятка, 1872 Его же. Толкование на книгу св. пророка Амоса. Вятка, 1873 Его же. Толкование на книгу св. пророка Михея. Вятка, 1874 Рыбинский В. П. Книга пророка Михея. Киев, 1911 Смирнов (еп. Иоанн). Амос (оттиск из Рязанских епархиальных ведомостей). Рязань, 1873 Его же. Пророк Михей. Рязань, 1877 Его же. Осия. Рязань, 1873 Фланаган Н. М. Книги Амоса, Осии, Михея. Колледжвиль, 1966 (машинопись) Юнгеров П. Книга пророка Амоса. Казань, 1897 Его же. Книга пророка Амоса. Казань, 1897 Яворский Н. Символические действия пророка Осии. Серг. Пос., 1903 4. Книга пророка ИсайиАфанасьев Д. П. Толкование на книгу пророка Исайи. Ставрополь, 1893 Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на паремии из книги пророка Исайи. М., 1890 Властов Г. Пророк Исайя. СПб., 1898, т. 1-2 Волнин П. Мессия по изображению пророка Исайи. Киев, 1908 Григорьев К. Г. Пророчество Исайи о Мессии и Его Царстве. Казань, 1901 Макнамара М. Книга пророка Исайи, главы 1-39. Колледжвиль, 1966 (машинопись) Михаил (Лузин), еп. Пророк Исайя и книга его пророчеств. Тула, 1901 Муретов М. Д. Раб Божий Иса (52,13-53,12) — БВ, 1917, # 1-2 Мышцин В. П. Раб Иеговы. — БВ, 1905, # 7-8 Никольский Е. Предсказание пророка Исайи о Деве и Еммануиле. М., 1886 Петр (Екатериновский), еп. Объяснение книги св. Пророка Исайи. М., 1887 Петровский А. В. Прежнее (ришонот) и новое (хадашотэ) по второй части книги пр. Исайи. — ХЧ, 1917, # 7-12 Стулмюлер К. Книга пророка Исайи, гл. 40-66. Колледжвиль, 1965 (машинопись) Троицкий Н. Книга пророка Исайи. Тула, 1889-1897 Троицкий И. Г. Толкование на книгу пророка Исайи. СПб., 1895 Юнгеров П. Жизнь пророка Исайи и современное ему состояние царств языческого и иудейского. — ПС, 1885, # 7 Якимов И. Толкование на книгу св. пророка Исайи, главы 1-48. СПб., 1883-1893 5. Пророки Софония, Наум, Аввакум, АвдийВарфоломей (Ремов), иером. Книга пророка Аввакума. Серг. Пос., 1913 Монтегю Д. Т. Софония, Наум, Аввакум, Плач, Авдий. Колледжвиль, 1967 (машинопись) Палладий (Пьянков), еп. Толкование на книгу пророка Наума. Вятка, 1875 Его же. Толкование на книгу пророка Авдия. Вятка, 1873 Его же. Толкование на книгу пророка Аввакума. Вятка, 1875 Его же. Толкование на книгу пророка Софонии. Вятка, 1876 Рыбинский В.П. Книга пророка Авдия. Киев, 1909 Симашкевич М. (еп. Митрофан). Пророчество Наума о Ниневии. СПб., 1875 Смирнов И. (еп. Иоанн). Пророк Софония. Рязань, 1877 Его же. Пророк Наум. Рязань, 1877 Его же. Пророк Авдий. Рязань, 1873 Его же. Пророк Аввакум. Рязань, 1877 Тюрнин И. Книга пророка Софонии. Серг. Пос., 1897 Юнгеров П. Книга пророка Аввакума. Казань, 1887 6. Пророк ИеремияАфанасьев Д.П. Толкование на книгу св. пророка Иеремии. Ставрополь, 1894 Бажанов В. Речи пророка Иеремии. СПб., 1861 Бухарев А.М. Св. пророк Иеремия. М., 1864 Михаил (Лузин), еп. Пророк Иеремия. Тула, 1902 Стулмюлер К. Книги пророка Иеремии и Варуха. Колледжвиль, 1971 (машинопись) Троицкий Н.И. Книга пророка Иеремии. Тула, 1899 Франк-Каменецкий И. Г. Пророк Иеремия и борьба партий в Иудее. — В кн.: Религия и общество. Л., 1926 Юнгеров П. Книга пророка Иеремии. Казань, 1910 Якимов И. Толкование на книгу пророка Иеремии. СПб., 1879-1880 7. Пророк Иезекииль. Книга Плач. Эпоха ПленаБлаговещенский М. Книга Плач. Киев, 1899 Благонравов Е. Плен вавилонский и его значение в истории иудеев. М., 1902 Болотов В. Валтасар и Дарий Мидянин. СПб., 1896 Рождественский А. Видение св. пророка Иезекииля на реке Ховар. СПб., 1904 Скабалланович М. Н. Пророк Иезекииль. Первая глава его книги. Мариуполь, 1904 Тарро Дж. Книга пророка Иезекииля. Колледжвиль, 1967 (машинопись) Юнгеров П. Внебиблейские свидетельства о событиях, описанных в книге пророка Даниила. — ПС, 1888, # 1 8. Возвращение из Плена. Пророки Аггей, Захария, Малахия, ИоильВиноградов Н., свящ. Книга пророка Аггея. Серг. Пос., 1914 Грецов А. Книга пророка Малахии. М., 1889 Денцер Дж. Книги пророков Аггея, Захарии, Малахии, Иоиля. Колледжвиль, 1966 (машинопись) Добронравов Н. Книга пророка Иоиля. М., 1885 Ириней (Клементьевский), еп. Толкование на книги пророков Захарии и Малахии. М., 1909 Образцов П., свящ. Опыт толкования книги св. пророка Захарии. СПб., 1873 Палладий (Пьянков), еп. Толкование на книгу св. пророка Захарии. Вятка, 1876 Его же. Толкование на книгу св. пророка Малахии. Вятка, 1976 Попов В. Д. Возвращение иудеев из плена вавилонского и первые годы их жизни в Палестине до прибытия Ездры и Неемии в Иерусалим. Киев, 1905 Попович Г. Книга пророка Аггея. Киев, 1913 Рождественский Д., свящ. Книга пророка Захарии. Серг. Пос., 1910 Смирнов И. (еп. Иоанн). Пророки Аггей, Захария, Малахия. Рязань, 1872 Тихомиров И. Пророк Малахия. Серг. Пос., 1903 9. Древний Восток в эпоху пророковБелявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971 Бернхардт К. Х. Древний Ливан. М., 1982 Клима И. Общество и культура древнего Двуречья. Прага, 1967 Масперо Г. Ассирия. М., 1913 Рагозина З. История Ассирии. СПб., 1902 Его же. История Мидии, второго Вавилонского царства и возникновения персидской державы. СПб., 1903 Садаев Д. Ч. История древней Ассирии. М., 1979 Фрай Р. Наследие Ирана. М., 1972 10. Учительные книги: святоотеческие толкованияСвт. Василий Великий. Беседа 12. О начале книги Притчей. — Творения свт. Василия Великого. СПб., 1911, т. 2 Свт. Григорий Нисский. Толкование на книгу Екклесиаста. — Творения свт. Григория Нисского. М., 1961, т. 2 Свт. Григорий Неокесарийский. Парафраз из Екклесиаста. — ХЧ, 1913 Свт. Дионисий Великий. Толкование на начало книги Екклесиаста. — В кн.: Творения свт. Дионисия Великого. Казань, 1900 Бл. Иероним. Толкование на книгу Екклесиаста. — Творения бл. Иеронима. Киев, 1905, т. 6 Свт. Иоанн Златоуст. О праведном и ближенном Иове. — Творения, т. 6, кн. 2 11. Учительные книги: общие трудыАфанасьев Д. П. Книги Учительные Священного Писания Ветхого Завета. Ставрополь, 1905 Гавриловский В. Учительные книги Ветхого Завета. Вольск, 1911 Князев А., прот. Ветхий Завет. Учительные книги. Париж, 1952 (машинопись) Марфи Р. Введение в Учительные книги Ветхого Завета. Колледжвиль, 1965 (машинопись) Михаил (Лузин), еп. Учительные книги Ветхого Завета. Тула, 1900 12. ПсалтирьАндреев В. А. О Псалтири. М., 1915 Богословский Н. Псалтирь как художественное произведение. — Странник, 1904, # 11 Вишняков Н. П., прот. О происхождении Псалтири. СПб., 1875 Дмитрий (Вознесенский), еп. Псалтирь протолкованная. Харбин, 1941 Ириней (Клементьевский), еп. Толкование на Псалтирь. М., 1903 Каменский Н., свящ. Изображение Мессии в Псалтири. Казань, 1878 Карташев А. В. Толкование на 67 псалом. — ПМ, 1947, вып. 5 Маккензи Н. А. Псалтирь. Колледжвиль, 1965 (машинопись) Никольский Н. М. Царь Давид и Псалмы. М., 1908 Никольский В. О надписании Псалмов. М., 1882 Палладий (Пьянков), еп. Толкование на псалмы. Вятка, 1874 Полотебнов А. Г., прот. Мессианское значение типологических псалмов. М., 1878 Юнгеров П. Вероучение Псалтири. Казань, 1897 13. Книга ПритчейАверинцев С. С. К уяснению надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской. — В кн.: Древнерусское искусство. М., 1972 Арсений (Стадницкий), архиеп. Филофея Константинопольского три речи к еп. Игнатию с объяснением изречения Притчей «Премудрость создала себе дом». Новгород, 1898 Булгаков С., прот. Ветхозаветное учение о Премудрости Божией. — В кн.: С. Булгаков. Купина неопалимая. Париж, 1927 Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на паремии из книги Притчей. СПб., 1894 Глаголев А., прот. Книга Притчей Соломоновых. — ТБ, т. 4 Князев А., прот. Образ и понятие о Божественной Премудрости Хохмы-Софии в Ветхом Завете. — ПМ, 1955, в. 10 Юнгеров П. Книга Притчей Соломоновых. Казань, 1908 14. Песнь ПеснейПеснь Песней Соломона. Пер. А. Эфроса. СПб., 1909 Песнь Песней. Пер. И. Дьяконова. — БВЛ, т. 1 — — — Алексеев А. Толкование раввинов на книгу Песнь Песней. — Духовная Беседа, 1878, # 2 Олесницкий А. А. Песнь Песней и ее новейшие критики. Киев, 1882 Якимов И. Происхождение книги Песнь Песней. — ХЧ, 1887, # 5,6 15. Книга ИоваКнига Иова. Пер. С. С. Аверинцева. — БВЛ. М., 1973, т. 1 — — — Булгаков А. Ф. Иов, Прометей, Фауст. — Исторический вестник, 1884, # 9 Клочков И. С. Духовные культуры Вавилонии. М., 1983 Петровский А., свящ. Книга Иова. — ТБ, т. 4 Его же. Книга Иова и вавилонская песнь страждущего праведника. Пг., 1916 Рижский М. Иов Септуагинты. — Бахрушинские чтения. Новосибирск, 1974, вып. 3 Троицкий Н. И. Книга Иова. Тула, 1880-1885 Филарет (Филаретов), еп. Происхождение книги Иова. — ТКДА, 1872, # 3,5,8,9 Юнгеров П. Происхождение книги Иова. — ПС, 1906, # 3 16. Книга ЕкклесиастЭкклезиаст. Пер. И. Дьяконова. — БВЛ. М., 1973, т. 1 — — — Андреев И. Екклезиаст. — Новый Энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона, т. 17 Мышцин В. Екклесиаст. — ТБ, т. 5 Олесницкий А. А. Книга Екклесиаста. Киев, 1873 Якимов И. С. О происхождении книги Екклесиаст. — ХЧ, 1887, # 3-4 17. Премудрость Иисуса, сына СираховаБулгаков С. Д. Нравственное учение, раскрываемое в книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова. Курск, 1906 Рождественский А. П., прот. Вновь открытый текст книги Иисуса сына Сирахова и его значение для библейской науки. СПб., 1903 Его же. Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова. СПб., 1911 18. Книги Руфь, пр. Ионы, Товита, Есфирь и ИудифьКнига Руфь. Пер. А. Эфроса. М., 1925 Книга Руфь. Пер. С. Брагинского. — БВЛ. М., 1973, т. 1 Книга Ионы. Пер. С. Апта. — БВЛ. М., 1973, т. 1 — — — Глаголев А., свящ. Книга Руфь. — ТБ, т. 2 Его же. Книга Товита. — ТБ, т. 3 Дроздов Н. О происхождении книги Товита. Киев, 1901 Иосиф (Петровых), митроп. Книга Есфирь. — ТБ, т. 3 Его же. Книга Иудифь. — ТБ, т. 3 Саливен К. Книга пророка Даниила и Ионы. Колледжвиль, 1975 (машинопись) Слойен Дж. Книги Руфь и Товита. Колледжвиль, 1968 (машинопись) Тычинин П. Книга пророка Ионы. — ТБ, т. 7 Юнгеров П. Книга Есфирь и внебиблейские памятники. Казань, 1891 19. Книга Варуха и Послание ИеремииАнтонин (Грановский). Книга пророка Варуха. СПб., 1902 Розанов Н. Послание пророка Иеремии. — ТБ, т. 6 Его же. Книга пророка Варуха. — ТБ, т. 6 Сестренцевич А. Книга пророка Варуха. — ЧОЛДП, 1889, # 2 20. Маккавейская эпоха. Ветхозаветные апокрифыБогоявленский В. Вторая книга Маккавейская. Казань, 1907 Гессен Ю. И. Иуда Маккавей. СПб., 1901 Гольман Г. Религия иудеев в эпоху Иисуса. М., 1908 Гольцман О. Падение иудейского государства Иосиф (Петровых), еп. (впосл. митрополит). 1-3 Маккавейские книги. — ТБ, т. 7а Иост И. История иудейства и его сект. Киев, 1890 Лавровский Н. Обозрение ветхозаветных апокрифов. Харьков, 1864 Поснов М. Э. Иудейство. Киев, 1907 Скарданицкий. Фарисеи и саддукеи. Киев, 1906 Смирнов А., прот. Мессианские ожидания и верования иудеев около времен Иисуса Христа. Казань, 1899 Его же. Книга Еноха. Казань, 1888 Его же. Книга Юбилеев. Казань, 1895 Его же. Псалмы Соломона. Казань, 1896 Его же. Заветы двенадцати патриархов. Казань, 1911 Флавий Иосиф. Иудейская война. СПб., 1900 Его же. Иудейские древности. СПб., 1900 Шонеберг. 1-2 Маккавейские книги. Колледжвиль, 1966 (машинопись) 21. Ессейство. Рукописи Мертвого моряТексты Кумрана. М., 1971, вып. 1 Устав для всего общества Израилева. — Палестинский сборник, 1959, # 4 (67) Дополнение к Уставу Кумранской общины. — Палестинский сборник, 1960, # 5 (68) — — — Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря. М., 1960 Его же. Находки у Мертвого моря. М., 1960 Елизарова М. М. Община терапевтов. М., 1972 Михаил (Чуб), еп. К десятилетию открытий на берегах Мертвого моря. — ЖМП, 1957, # 12 Его же. Иоанн Креститель и община Кумрана. — ЖМП, 1958, # 8 Старкова К. Б. Литературные памятники кумранской общины. — Палестинский сборник, 1973, # 24 (87) Чемена К. А. Происхождение и сущность ессейства. Черкасы, 1894 22. ЭллинизмАверинцев С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность». — В кн.: Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971 Жебелев С. А. Эллинизм. Пг., 1922 Ранович А. Б. Эллинизм и его историческая роль. М. — Л., 1950 Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949 23. Книга Премудрости СоломоновойПоспехов Д. В. Книга Премудрости Соломоновой. Киев, 1873 Тычинин П. Книга Премудрости Соломона. — ТБ, т. 5 Якимов И. О происхождении книги Премудрости Соломоновой. — ХЧ, 1887, # 1 2. Перечень некоторых гомилетических тем по Ветхому Завету 1. О ТВОРЕНИИ МИРА (Быт 1; в память вмц. Варвары). Святая познала единого истинного Бога, созерцая ночное небо. Апостол указывает, что Бог явлен нам в Своих творениях (Рим 1,20). Сложность, гармония и красота природы свидетельствует о Творце (Пс 18,2). 2. ПАДЕНИЕ АДАМА (Быт 3; в неделю сыропустную). Грех заключался в отказе полностью доверять Богу. Ева внимает клевете Змея. Люди соблазняются обещанием быть как боги: на первое место они ставят не Божию, а свою волю. В этом первые люди прообразуют каждого из нас, ибо все мы стоим перед этим искушением. Последствия греха в нашей жизни. Возврат к Богу через веру в Иисуса Христа. 3. ЗАВИСТЬ И БРАТОУБИЙСТВО (Быт 4,1-16; во вторую неделю Великого поста). Каин возненавидел Авеля из зависти. Каждый человек наш брат. Если мы одержимы завистью, значит, в нас нет любви к брату. Так, мать не может завидовать своему ребенку, поскольку любит его. Великие беды, которые приносит зависть в отношения между людьми. Духовное богатство сердца, которое умеет сорадоваться успеху ближнего. 4. ПРАОТЦЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (Быт 19; Кол 3,4-11; в неделю 29 по Пятидесятнице). Родословие народов в Библии учит о кровном родстве и братстве всех людей (Деян 17,26). Это естественное родство приобретает высшее духовное значение в новом сверхнароде, Церкви Христовой, где «нет ни эллина, ни иудея». 5. ВЕРА АВРААМА (Быт 12,1-4; 15,6; Гал 3,6-9; в неделю св. праотец). Авраам проявил послушание Богу, ибо целиком доверился Ему. Он пошел в неведомую страну, ни о чем не спрашивая. Он продолжал верить Богу, хотя был бездетен, бездомен, не имел земных надежд. Все истинно верующие — «дети Авраама». Только полное доверие к Господу может быть основой их жизни. 6. ЛЕСТВИЦА ИАКОВЛЯ (Быт 28,10-17; Богородичная паремия). Бесконечность и величие Божие. Человек, казалось бы, ничтожен перед Ним (Пс 8). Но Слово Божие открывает нам, что Творец имеет промыслительное попечение о мире и человеке. Он устанавливает связь между Небом и землей, между вечным и временным. Ее символизирует лествица Иаковля. Она есть прообраз Божией Матери, соучастницы Боговоплощения. Само явление Господа на земле укрепило эту связь с Небом (Ин 1,51). Мы обретаем ее в крещении, таинствах, молитве. 7. ПРОМЫСЕЛ БОЖИЙ (Быт 37 сл.; история Иосифа; в неделю св. праотец). Против Иосифа было все: коварство завистливых братьев, клевета египтянки, несправедливость господина, но Бог человеческое зло обратил в добро. Иосиф оставался предан нравственным заветам своей веры и восторжествовал над всеми невзгодами. Самое несчастье его промыслительно послужило для сохранения народа Божия. 8. ВЕРА И ПОСЛУШАНИЕ МОИСЕЯ (Исх 3 сл.; в неделю перед Рождеством Христовым). Моисей мог избрать и жизнь при дворе, но предпочел защищать угнетенных (Евр 11,23-28). Он не считал себя способным стать вождем народа, но повиновался Богу, возложившему на него великую миссию. Это относится и к жизни каждого из нас (выбор пути и послушание Богу). 9. ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ (Исх 20,1-17; в неделю 12 по Пятидесятнице). Отвечая на вопрос богатого юноши, Господь привел заповеди Моисеевы. Они являются основой нравственной жизни христианина, получают в Новом Завете более глубокий духовный смысл. Если ветхозаветную Церковь Бог извел из дома рабства, то новозаветную Он искупил от греха. Если в древности соблазном были языческие идолы, то нас соблазняют идолы гордыни, тщеславия, себялюбия, алчности и прочие. В Нагорной проповеди (Мф 5) Господь Иисус по-новому осветил заповеди Моисеевы, призывая не только воздерживаться от деяний, но и хранить в чистоте душевные движения (свт. Ириней Лионский). 10. ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ (Исх 32; неделя 3 по Пятидесятнице). Господь говорит о невозможности служить Богу и маммоне. Золотой телец — символ суетных земных вожделений. Израильтяне предпочли зримого «бога», который дает им благополучие, Богу незримому, который ведет их по неведомому пути. Не бываем ли и мы склонны отдавать свою душу только земному, не ищем ли только своего, уклоняясь от требований веры? 11. СКИНИЯ (Исх 33; Рождественские дни). Скиния была зримым образом того, что неисповедимый и неприступный Бог пребывает среди Своего народа в Своей Церкви. Отметить, что слова Ин 1,14 дословно переводятся: «поставило среди нас скинию». Отныне каждый храм является скинией, где явлен Господь. Сама св. Церковь есть стан народа Божия, где в центре пребывает Христос (в таинствах и Слове Божием). 12. СОБЛАЗНЫ ИДОЛОПОКЛОНСТВА. Когда мы читаем о древних культах язычников, которые соблазняли членов ветхозаветной Церкви, нам кажется, что это относится только к древним временам. Но на самом деле языческий соблазн не потерял своей силы. Ханаанские боги плодородия обещали людям благополучие, богатые урожаи, победы на войне и т. п. Они олицетворяли богатство, чувственность, власть. Взамен они требовали только строгого соблюдения обрядов. Не искушают ли и нашу душу те же соблазны, хотя и под другими оболочками? 13. ДАВИД И ГОЛИАФ (1 Цар 17). Библейское сказание показывает, что побеждает не земная сила, а вера. Бог споспешествует слабым, но утвержденным в вере. Так было и в жизни многих святых. 14. ГРЕХ ДАВИДА И ЕГО ПОКАЯНИЕ (2 Цар 11-12; Пс 50; в неделю по Рождестве Христовом). Власть царей в древности. Их своеволие. Грех Давида. Обличение Нафана. Давид понимает, что положение царя не ставит его над заповедями высшего Царя — Господа. Его покаяние. Вера Давида. Давид как праотец Христа по плоти. Показывая грехи, бывшие в жизни праведников, Библия учит нас, что они не были сверхъестественными существами. Впадая в грех, они через покаяние возвратились к Богу. В этом надежда и указание для всех нас. 15. ВИДЕНИЕ ПРОРОКУ ИЛИЕ НА СИНАЕ (3 Цар 19; в день памяти пророка). Борясь с язычниками, пророк применил силу. Но это ему не помогло. Он ищет нового откровения от Господа. Бог является не в бури и пламени, а веянии тихого ветра. Так было указано пророку, что Господь милосерд, что борьба верных за истину должна вестись в духе кротости. Сам Христос говорит о Себе: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11,29). 16. ОБЛИЧЕНИЕ ПРОРОКАМИ ЛОЖНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ (Ис 1,11-17; Ам 5,21-24; Мих 6,6-8). Пышность и торжественность ветхозаветного богослужения. Но Бог отвергал его, если люди не исполняли Его волю (Пс 49). Это относится и к христианам. Украшение храмов, пение, посты угодну Богу только в том случае, когда человек стремится жить по Евангелию. 3. Словарь терминов АПОКАЛИПТИКА (от греч. «апокалипсис», откровение) — общий термин, обозначающий особый жанр библейских и апокрифических книг, в которых содержание учения раскрывается языком символов, аллегорий и видений (Дан, Иоиль, Откр, частично Ис, Иез, из апокрифов Енох, Апок. Варуха и др.). БЕДНЫЙ или НИЩИЙ (евр. «аивэ», множ. — «анавим», или «эбион», множ. — «эбионим») — слово, означающее не только неимущего человека, но праведника, который, не возлагая надежд на земные блага, уповает на Бога. БОГОПОЗНАНИЕ (евр. «даат Элог`им») — термин означает главным образом не теоретическое познание Бога, но любовь к Нему и жизнь по Его заповедям. БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ, или БОГОДУХНОВЕННОСТЬ — термин, прилагаемый к каноническим книгам Св. Писания, означает, что авторы этих книг писали, будучи вдохновлены Духом Божиим. ВЕРА (евр. «эмун`а») — слово, означающее в Библии не просто уверенность в бытии Божием, но полное доверие к Создателю. ВУЛЬГАТА (лат.) — латинский перевод Библии, осуществленный блаженным Иеронимом (IV в.). ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ (День Ягве) — в простонародном представлении день, когда Бог поразит врагов Израиля. По учению пророков — день последнего Богоявления, когда Ягве установит на земле Свое Царство. ДОМ (евр. «байт») — этим словом часто называется Иерусалимский храм как место пребывания Славы Божией (см. «Слава»). ДУХ (евр. «руах») — слово «руах» переводится как дух, дыхание и ветер (смотря по контексту). Эта многозначность термина указывает на библейскую веру в единство сил Божиих, действующих в мире. ЗАВЕТ (евр. «брит» — договор, союз). Этим термином обозначается главный принцип библейской религии, построенной на богочеловеческой основе: Союз Творца и твари является идеалом истинной веры (см. Обетование). КУМРАН — местность на побережье Мертвого моря, где были найдены рукописи иудейской секты ессеев (135 до Р.Х. — 68 г. по Р.Х.). Перевод части текстов имеется на русском языке. МЕССИЯ (евр. «маш`иах», греч. «христос») — помазанник, человек, над которым совершен обряд помазания священным елеем. Обряд означает пребывание на помазаннике Духа Божия. Помазанниками называли священников, пророков и гл. образом царей. Помазанником в сотериологическом смысле слова называется Избавитель мира, Который был обещан в ВЗ и явился миру в НЗ в лице Иисуса Христа. МИР (евр. «шал`ом») — в узком смысле слова — прекращение войн; в широком смысле — эра благоденствия, когда над людьми пребудет благословение Божие. МУДРОСТЬ, или ПРЕМУДРОСТЬ (евр. «хокм`а») — умение жить согласно разуму и Закону Господню, умение управлять домом и царством. Впоследствии М. означала разумный строй мироздания и олицетворялась божественной Ипостасью — М. Ягве. М. называется также особый род библейской литературы (Притч, Кн. Иова, Еккл). ОБЕТОВАНИЕ — обещание Божие. То, что Господь обещает верным, заключившим с Ним Завет (см.). Бог как Царь Правды не отменяет Своих обетований, но по греховности людей может отодвигать в будущее их осуществление. ОСТАТОК (евр. «ше`ар») — избранная часть народа Божия, которая остается верной Завету (ср. Бедные). ОТРАСЛЬ (евр. «Цем`а», «Нец`ер») — синоним Мессии (см.). После того, как древо рода Давидова будет срублено, из его корня выходит молодой Побег. ПАРЕМИЯ (греч. притча) — богослужебное чтение из книг ВЗ. ПРЕИСПОДНЯЯ (евр. «ше`ол») — место, где, по представлениям древних (греч. Аид, шумерск. Кур), пребывают тени умерших. Из Преисподней нет возврата, и обитатели ее ведут полубессознательное существование. До III–II вв. до Р.Х. евреи разделяли это воззрение, но в III–II вв. ветхозаветный человек получил откровение о грядущем воскресении мертвых. ПРОРОЧЕСТВО — в узком смысле предсказание будущего. В ВЗ чаще всего это слово означает возвещение Слова по повелению Божию. ПЛОТЬ (евр. «бас`ар») — синоним немощного рода человеческого. У ап. Павла — психофизическая природа человека. СВЯТОСТЬ (евр. «кад`ош») — слово, означающее священное. «Святым» называлось все, относящееся к культу. Святость Божия — несоизмеримость Творца и твари. Святость народа Божия — посвященность его Богу, проявляемая в исполнении Закона и Заповедей. СЕПТУАГИНТА (LXX) — греч. перевод ВЗ, именуемый переводом Семидесяти. Осуществлен в III–II вв. до Р.Х. СЛАВА (евр. «кав`од») — видимые знаки Теофании (см.). СОТЕРИОЛОГИЯ (от греч. сотер — Спаситель) — учение о спасении. ТЕОКРАТИЯ (греч. боговластие) — термин, введенный Иосифом Флавием. Означает общественный строй, основанный на Законе Божием. Искажение теократии есть иерократия — политическая власть духовенства. ТЕОФАНИЯ (греч. Богоявление) — зримые образы присутствия Бога среди людей (неопалимая купина, огненный столп, колесница в видении Иезекииля). Высшей Т. стало Воплощение Слова. ТОРА (евр. наставление) — в широком смысле любое божественное повеление. В спец. смысле — Пятикнижие Моисеево. ЭКЗЕГЕЗА (греч.) — толкование текста (Св. Писания). ЭСХАТОЛОГИЯ (греч.) — учение о «конце», т. е. о посмертной судьбе человека и о конце истории. Эсхатологическими книгами Библии являются Дан, часть Ис, Иоиль, часть Зах, части Евангелий и Откровение. 4. Важнейшие мессианские пророчества Ветхого Завета 1. Обетование Аврааму, что в его потомке благословятся все племена и народы земли (Быт 12,3; 18,18) 2. Предсказание Моисея о приходе великого Пророка (Втор 18,15,18) 3. Обетование Давиду о вечном Царстве его Потомка (2 Цар 7,12-14) 4. Страдание Мессии (Пс 21,8-9,17-19) 5. Власть Мессии, Сына Божия, Царя и Первосвященника (Пс 109,1,3-4) 6. Мессия — отвергнутый краеугольный камень (Пс 117,22-27) 7. Мессия дарует новый Закон и Слово Господне (Ис 2,2-4) 8. Рождение Еммануила, что значит «с нами Бог» (Ис 7) 9. Пророчество о чудесном Младенце-Мессии (Ис 9,6-7) 10. Пророчество об Отрасли и Новом Едеме (Ис 11,1-9) 11. Пророчество о Предтече (Ис 40,3-5) 12. Мессия — кроткий Владыка, Царь народов (Ис 43,1-7; 49,6-7) 13. Пророчество о страждущем Служителе Господнем (Ис 53) 14. Пророчество о Новом Завете (Иер 31,31-32) 15. Пророчество о вечном Завете (Иез 37,26) 16. Мессия — Камень, сокрушающий царства (Дан 2,44-45) 17. Мессия — Сын Человеческий (Дан 7,13-14) 18. Мессия — кроткий Царь (Зах 9,9) 19. Страждущий Мессия (Зах 11,10) 20. Пророчество о Предтече (Мал 3,1; 4,5-6) 5. Хронология
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|