|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Приложения к 1 тому 1. Краткая библиография Принятые сокращенияANET — Pritchard J.B.Ancient Near Eastern Texts. 1956. БТ — Богословские труды ЖМП — Журнал Московской Патриархии НЭС — Новый Энциклопедический словарь Брокгауза Ефрона ОПЕК — Очерки по истории еврейской культуры. Библейский период. Под ред. М. Соловейчика. СПб., 1913 ПО — Православное Обозрение. М., 1860-1891 ПС — Православный Собеседник. Казань, 1855-1917 ПТО — Прибавления к Творениям св. Отцов ТБ — Толковая Библия ТКДА — Труды Киевской Духовной Академии ИДВ — Б. А. Тураев. История Древнего Востока. т. 1-2. Л., 1935 ХДВ. 63 — Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963 ХДВ. 1981 — Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1981 ХЧ — Христианское чтение ЧОЛДП — Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М., 1863-1915 РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ 1. Переводы библейских текстовБиблия, или книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Изд. Московской Патриархии. М., 1970 (синодальный перевод) Священные тексты Ветхого Завета, переведенные с еврейского текста. Вена, 1877, т. 1-2 Библия (учебное издание синодального перевода с комментариями). Брюссель, 1973-1977 Издания переводов отдельных ветхозаветных книг будут указаны ниже в библиографии к соответствующим разделам 2. Боговдохновенность и канонАндреев И. Д. Канон библейский. — НЭС, т. 20 Вигуру Ф. Руководство к чтению и изучению Библии. М., 1916, т. 1, с. 44-76 Дагаев Н. К. История ветхозаветного канона. СПб.,1898 Иннокентий Херсонский (Борисов). О религии откровенной. — Соч. СПб., 1877, т. XI, с. 137-172 Князев А., прот. О боговдохновенности святого Писания. — Православная Мысль. 1951, # 8 Лепорский П. И. Богодухновенность. — В кн.: Православная богословская энциклопедия, т. II, с. 730-747 Хейдт У. Боговдохновенность. — Каноничность. — Тексты. — Герменевтика. Колледжвиль, 1970 (машинопись) 3. Толкования Библии и библейская наукаАндреев И. Д. Библия. — НЭС, т. 6 Его же. Библейская история. — НЭС, т. 6 Его же. Критика библейская. — НЭС, т. 23 Вигуру Ф. Указ. соч., с. 248-326 Дроздов Н. М. В защиту свободных научных исследований в области библиологии. Киев, 1902 Властов Г. Священная летопись первых времен мира и человечества. СПб., 1878-1898, т. 1-5 (труд сильно устаревший) Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии. Париж, 1956 (машинопись) Грело П. Введение в Ветхий Завет. Париж, 1970 (машинопись) Ельчанинов А. В. (в сотрудничестве с П. Флоренским и С. Булгаковым). История религии. М., 1909 Елеонский Ф. Г. Отечественные труды по изучению Библии в XIX в. — ХЧ, 1901, # 1,5 Иванов М. С. Язык Библии. — ЖМП, 1975, # 8 Его же. Библейская стилистическая симметрия. — ЖМП, 1981, # 7 Карташев А. В. Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947 Корсунский И. Новозаветное толкование Ветхого Завета. М., 1885 Михаил (Лузин), еп. Библейская наука. Тула, 1898, кн. 1 Никольский Н. М. Очерк разработки истории древнего Израиля в XIX в. — В кн.: Р. Киттель. История еврейского народа. М., 1917 Олесницкий А. Руководственные о св. Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений св. Отцов и Учителей Церкви. Синодальная типография. СПб., 1894 Происхождение Библии (Сборник). М., 1964 Робер А., Фейе А. Введение в Библию. Ветхий Завет. Париж, 1957 (машинопись) Сове Б. И. Тезисы по св. Писанию Ветхого Завета. — Путь, 1936, # 32 Соловейчик М. Основные проблемы библейской науки. СПб., 1913 (кн. написана в духе рационализма, но содержит ценный материал) Толковая Библия. Под ред. А. П. Лопухина и его преемников. СПб., 1904-1913, т. 1-12 4. Богословие Ветхого ЗаветаАверинцев С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность». — В кн.: Типология и взаимосвязь литератур древнего мира. М., 1971 Его же. Поэтика ранеевизантийской литературы. М., 1977 Богословский М. Идея Царства Божия в Ветхом и Новом Завете. — Православный собеседник. 1887, ч. III Бошан П. Священное Писание сегодня. — Логос, 1981, # 6 Буйе Л. О Библии и Евангелии. Брюссель, 1965 Введенский Д. И. Учение Ветхого Завета о грехе. Серг. Посад, 1901 Гальбиати Э., Пьяцца А. Трудные страницы Библии. Париж, 1956 (машинопись) Глаголев А. А., свящ. Ветхий Завет и его непреходящее значение в христианской Церкви. Киев, 1909 Его же. Ветхозаветное библейское учение об Ангелах. Киев, 1900 Иванов М. С. Особенность библейской терминологии. — ЖМП, 1975, # 10 Поснов М. Э. Идея Завета Бога с израильским народом в Ветхом Завете. Богуслав, 1902 Словарь библейского богословия. Под ред. К. Леон-Дюфура. Брюссель, 1974 Соловьев Вл. История и будущность теократии. — Соч., т. 4 (б.г.) Его же. Чтения о богочеловечестве. — Соч., т.3 Страхов П. Воскресение. Идея Воскресения в дохристианском религиозно-философском сознании. М., 1916, гл. 4 Трубецкой С. Учение о Логосе в его историческом развитии. М., 1906 Хрисанф (Ретивцев), еп. Религии древнего мира в их отношении к христианству. СПб., 1878, т. 3 Хейдт У. Главные темы Ветхого Завета. Колледжвиль, 1968 (машинопись) Юнгеров П. А. Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни. Казань, 1883 5. Ветхозаветная история (общие обзоры)Валетон И. Израильтяне. — В кн.: Иллюстрированная история религий. Под ред. П. Шантепи де ла Соссей. СПб., 1913 История Израильского народа. Синодальная типография, 1902 Киттель Р. История еврейского народа. М., 1917, т. 1 Корниль К. Народная религия Израиля и пророки. — В кн.: Христианство в освещении протестантских теологов. СПб., 1914 Марголин М. М. Вавилон, Иерусалим, Александрия. Пг., 1923 Никольский Н. М. Древний Израиль. М., 1922 Поснов М. Э. Иудейство. Киев, 1906 Флавий Иосиф. Иудейские древности. СПб., 1900, т. 1-2 6. Библия и древний Восток. Библейская археологияБиблия и Вавилон. Апологетический очерк. СПб., 1909 Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975 Всемирная история. М., 1964, т. 1 Делич Ф. Колыбель христианства. СПб., 1908 Дойель. Завещанное временем. Пер. с англ., М., 1980 Дьяконов И. М. Языки древней Передней Азии. М., 1967 Керам И. Боги, гробницы, ученые. М., 1960 Косидовский З. Библейские сказания. М., 1975 (книга тенденциозная, но содержит полезный материал по библейской археологии) Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М., 1970 Троицкий И. Г. Библейская археология. СПб., 1913 Тураев Б. А. История древнего Востока. Л., 1937, т. 1-2 Его же. Библейская археология. — НЭС, т. 2 7. Памятники древнего ВостокаКрамер С. Н. История начинается в Шумере. М., 1965 Литература Древнего Востока. М., 1971 Памятники мирового искусства. Искусство Древнего Востока. М., 1968 Поэзия и проза древнего Востока. М., 1973 Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1980, т. 1-2 Я открою тебе сокровенное слово. Литература Вавилонии и Ассирии. М., 1981 8. История библейского текста и переводовАнатолий (Кузнецов), еп. Св. Писание на литовском языке в связи с историей библейского текста. — ЖМП, 1974, # 7 Астафьев Н. А. Опыт истории Библии в России. СПб., 1889 Вигуру Ф. Указ. соч., с. 137-205 Воронцов Е. Домасоретская и масоретская Библия как манускрипт. Серг. Посад, 1909 Евсеев И. Е. Очерки по истории славянского перевода Библии. Пг., 1916 Логачев К. Труд профессора И. Е. Евсеева по истории славянской Библии. — ЖМП, 1972, # 8 Его же. Библейская комиссия и изучение истории Библии у славян. — ЖМП, 1974, # 7 Его же. Основные проблемы греческой и славянской библейской текстологии. — ЖМП, 1974, # 1 Его же. Издания русских переводов Библии. — ЖМП, 1975, ## 7,11 Его же. Критические издания текстов Свящ. Писания. — ЖМП, 1971, ## 6,11; 1972, # 2 Его же. Критические издания текстов Свящ. Писания. — БТ, М., 1975, вып. 14 Рижский М. И. История переводов Библии в России. Новосибирск, 1898 Сказания о начале славянской письменности. М., 1981 Чистович И. А. История перевода Библии в России. СПб., 1899 9. Словари и энциклопедииГастингс Дж. Библейский словарь. Нью-Йорк, 1963 (машинопись) Мифы народов мира. Энциклопедия. Под ред. С. А. Токарева. М., 1980-1982, т. 1-2 Михайловский Б., прот. Библейский богословский словарь. СПб., 1899 Никифор (Бажанов), архим. Иллюстрированная полная библейская экциклопедия. СПб., 1892, вып. 1-4 Нюстрем Э. Библейский словарь. Торонто, 1980 Солярский Н. Опыт библейского словаря собственных имен. СПб., 1892, т. 1-5 РАЗДЕЛ II. Пятикнижие 1. Переводы текстов ПятикнижияПятикнижие. Пер. Вадима (о. И. Кельсиева). Лондон. Библейское общество, 1860 Пятикнижие. Пер. Л. И. Мандельштам. Берлин, 1862 Пятикнижие. Пер. И. С. Герштейна и Л. О. Гордона. Вильна, 1875 Пятикнижие Моисеево с дословным русским переводом и комментариями О. К. Штейнберга. Вильна, 1914 Перевод законодательных частей Пятикнижия Л. А. Сева и М. А. Соловейчика в кн.: ОПЕК, с. 64-67, 140-145, 196-204 2. Основные святоотеческие толкованияБл. Августин. О Граде Божием. — Творения. Киев, 1906-1909, ч. 3-6 Его же. О книге Бытия. — Творения. Киев, 1912, ч. 7 Свт. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Творения. СПб., 1811, т. 1 Его же. О сотворении человека. — ЖМП, 1972, ## 1,3 Свт. Григорий Нисский. О Шестодневе. — Творения. М., 1861, т. 1 Его же. Об устроении человека. — Творения, т. 1 Его же. Жизнь Моисея. — Творения, т. 4 Прп. Ефрем Сирин. Толкования на пять книг Моисея. — Творения. М., 1861, т. 3, 4 Свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Бытие. — Творения. СПб., 1898, т. 4 Бл. Феодорит. Толкование на пять книг Моисея. — Творения. М., 1886 3. Общие труды по ПятикнижиюАксенов П., свящ. Моисеево уголовное право. СПб., 1904 Андреев И. Д. Моисей. — НЭС, т. 26 Бендер И. Г. К вопросу о делении источников книги Бытия. — Записки коллегии востоковедов. Л., 1928, т. III Глаголев А. А., прот. Книга Левит (библиологический очерк). Киев, 1915 Голубев Н. М. Институт убежища у древних евреев. СПб., 1894 Добросмыслов Д. А. Мнения Отцов и Учителей Церкви о ветхозаветном обрядовом законе Моисея. Казань, 1893 Елеонский Ф. Г. Теократическое и экономическое состояние ветхозаветного левитства и священства по законам Пятикнижия. — ХЧ, 1875, т. II, с.186 Его же. Судебное устройство по законам Пятикнижия. — ХЧ, 1875, т. II, с.409 Лавердвер Ю. А. Введение в Пятикнижие. Колледжвиль. 1971 (машинопись) Лавров А. Ф. Обетования и пророчества о Христе в Пятикнижии Моисеевом. — ПТО, 1856. XV Лебедев А. С. О нравственном достоинстве законов Моисеевых. М., 1868 Лопухин А. П. Законодательство Моисея. СПб., 1882 Рыбинский В. П. Древне-еврейская суббота. Киев, 1892 Светлов Э. Магизм и единобожие. Брюссель, 1971 Филарет (Дроздов), митр. О Пятикнижии Моисеевом. — ЧОЛДП, 1872, # 5 Хейдт У. Книга Бытия, гл. 1-22 II. Колледжвиль, 1967 (машинопись) Царевский А. С. Пятикнижие Моисея. — ТКДА, 1889, ## 2, 5, 6, 8, 10, 12 Юнгеров П. А. Положительные доказательства подлинности Пятикнижия. — ПС, 1904, т. 1, с. 309-317, 499-509 4. Пятикнижие и Древний ВостокАвдиев В. Древне-египетская реформация. М., 1924 Его же. История древнего Востока. М., 1970 Брэстед Д. Г. История Египта. М., 1915, т. 1 Волков Н. М. Законы вавилонского царя Хаммурапи. М., 1914 Вулли Л. Ур Халдеев. М., 1961 Коростовцев М. А. Религия древнего Египта. М., 1976 Культура древнего Египта (Сборник). М., 1976 Лопухин А. П. Вавилонский «царь правды» Аммураби и его новооткрытое законодательство в сопоставлении с законодательством Моисеевым. СПб., 1904 Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М., 1956 Редер Д. Г. Мифы и легенды древнего Двуречья. М., 1965 Тураев Б. А. Египетская литература. Пг., 1920 Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья. М., 1958 Франк-Каменецкий И. Г. Памятники египетской религии в Фиванский период. М., 1917, вып. I–II Его же. Религии Амона и Ветхий Завет. — Сб. трудов Иркутского ун-та, 1921, с. 113-130 5. Пролог Кн. Бытия: творение и начало историиАвданский. Идея творения в писаниях Ветхого Завета. — Странник, 1915, # 3, с. 345-357 Архангельский А. Библейская космогония. — ПС, 1879, # 7 Беляев А. О. Значение повествования боговидца и пророка Моисея о сотворении человека. М., 1882 Его же. Идея единобожия в Ветхом Завете. — ПО, 1879, # 12 Богородский Я. А. Начало мира и человека по первым страницам Библии. Казань, 1909 Буткевич Т., прот. Зло, его сущность и происхождение. Харьков, 1897 Васман Э. Христианство и теория эволюции. Пг., 1917 Введенский Д. И. Библейское повествование о потопе. Серг. Пос., 1910 Велтистов В. Грех, его происхождение, сущность и следствия. М., 1885 Винников И. Н. Социальная сущность сказания о первом братоубийстве. — Палестинский сборник. М., 1974, # 25 (88) Вышеславцев Б. Миф о грехопадении. — Путь, 1932, # 34 Горбовский А. Загадки древнейшей истории. М., 1971 Деннерт Е. Умер ли Бог? Одесса, 1914 Ильин В. Шесть дней творения. Париж, 1930 Кондратов А. Великий потоп. Л., 1982 Покровский А. И. Библейское учение о первобытной религии. Серг. Посад, 1901 Скабалланович М. Н. Что такое был рай? — ТКДА, 1907, # 1 Фрэзер Л. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1931 Якимов И. С. Где находился земной рай? — ХЧ, 1882, т. II 6. Святая земляГейки К. Святая земля и Библия. СПб., 1894 Березкин Д. Л. Библейский атлас. СПб., 1911 Елеонский Н., прот. Очерки библейской географии. СПб., 1896-1897, вып. 1-2 Лебедев А. Палестина. СПб., 1916 Соден Г., фон. Палестина и ее история. М., 1909 Соколов А. Ф. Библейская география. СПб., 1884 Хвольсон Д. А. О влиянии географического положения Палестины на судьбы древнееврейского народа. — ХЧ, 1875, т. 1, с.157 7. Эпоха патриарховАлександров Н., свящ. История еврейских патриархов. Казань, 1901 Введенский Д. И. Патриарх Иосиф и Египет. Серг. Посад, 1914 Его же. Авраам и Сарра. — В кн.: В память 100-летия МДА. Серг. Посад, 1915 Зыков В. И., свящ. Библейский патриарх Авраам. Пг., 1917 Князев А., свящ. Иуда и Фамарь. — Православная мысль, 1948, вып. VI Лебедев А., свящ. Ветхозаветное вероучение времен патриархов. СПб., 1886 Миролюбов А. Быт еврейских патриархов. Казань, 1898 Протопопов В. И. Еврейские патриархи. — ПС, 1908, т. II Соколов В. П. Обрезание у евреев. Казань, 1892 Сысуев П., свящ. Быт патриархов еврейского народа. — ПС, 1900-1901 Фэйли Р. Дж. Книга Бытия, гл. 12-50. Колледжвиль, 1966 (машинопись) Щеголев Н. И. Призвание Авраама и церковно-историческое значение этого события. Киев, 1874 8. Моисей. Исход и странствие в пустынеАндреев И. Д. Моисей. — НЭС, т. 26 Антонин (Грановский). Фараон, Моисей и исход. — ТКДА, 1875, # 11, с. 245-271 Броун Р. Книга Второзакония. Колледжвиль, 1965 (машинопись) Брук М. М. Книга Исхода. Колледжвиль, 1968 (машинопись) Велтистов В. И. Песнь Моисея. — ПТО, 1881, XXVII Гедеон (Покровский), иером. Археология и символика ветхозаветных жертв. Казань, 1888 Глаголев А. А., прот. Левиты и Леввино колено. Киев, 1912 Глубоковский Н. Н. Путешествие евреев из Египта в землю Ханаанскую. — ЧОЛДП, 1879, ## 1-4 Добронравов П. П. Пророчица Мариам, сестра Моисея. — ЧОЛДП, 1893, # 2 Елеонский Ф. Г. История израильского народа в Египте. СПб., 1884 Кинг Ф. Книга Чисел. Колледжвиль, 1966 (машинопись) Князев А., свящ. Господь, Муж брани (к уяснению религиозного значения книги Исход). — Православная мысль, 1949, вып. VII Кобрин М. Н. День очищения в Ветхом Завете. Холм, 1902 Никольский Н. М. Керубы по данным Библии и восточной археологии. — Труды Белорусского ун-та. Минск, 1922, ## 2-3, с. 92-116 Оссиев А. Древнееврейский обряд праздника Пасхи. Киев, 1909 Протопопов И. Н. Переход евреев через Чермное море. Казань, 1895 Савваитский М. Исход израильтян из Египта. СПб., 1890 Серафим (Мещеряков), еп. Прорицатель Валаам. СПб.,1899 Феофан (Быстров), архим. Тетраграмма, или ветхозаветное божественное имя. СПб., 1905 Филарет (Дроздов), митр. Десять казней, которыми поражается Египет. — ЧОЛДП, 1871, # 1 Фурнель Г. Книга Левит. Колледжвиль, 1967 (машинопись) Шпигельберг В. Пребывание Израиля в Египте в свете египетских источников. СПб., 1908 К этой же теме относятся и труды, указанные в библиографии к Разделу I (в частности, работы Л. Буйе, А. В. Карташева, Р. Киттеля, И. Г. Троицкого, Вл. Соловьева и др.). РАЗДЕЛ III. Исторические книги Ветхого Завета 1. Исторические книги: святоотеческие толкованияПрп. Ефрем Сирин. Толкование на кн. Иисуса Навина, Судей, Царств. М., 1861 Бл. Феодорит Киррский. Вопросы на Книги Иисуса Навина, Судей и Царств. М., 1857 Бл. Августин. О Граде Божием. — Творения. Киев, 1906-1910, ч. 3-6 2. Исторические книги: общие трудыАфанасьев Д. П. Книги исторические. Киев, 1875 Владимирский П., прот. Опыт краткого толкования на Кн. Иисуса Навина, Судей, Руфь и на 12 начальных глав 1 Кн. Царств. СПб., 1884 Князев А., прот. Ветхий Завет. Исторические книги. Париж, 1952 (машинопись) Лебедев П. Чтение об исторических книгах Ветхого Завета. М., 1860 Херасков М. И., прот. Обозрение исторических книг Ветхого Завета. Владимир, 1908 3. Иисус Навин и судьиБогородский Я. А. Об идолопоклонстве евреев в период судей. — ПС, 1871, т. II Лебедев В. К. Славянский перевод Книги Иисуса Навина. СПб., 1890 Пальмов М. С. Идолопоклонство у древних евреев. СПб., 1897 Протопопов В. И. Период судей. — ПС, 1902, т. 1 Троицкий И. Г. Религиозное и государственное состояние евреев в время судей. СПб., 1886 Хант И. Книги Иисуса Навина и Судей. Колледжвиль, 1965 (машинопись) См. также общие курсы ветхозаветной истории, указанные в библиографии к Разделу I 4. Саул, Давид, СоломонБогородский А. Я. Еврейские цари. Казань, 1906 Красин П. Государственный культ Израильского (десятиколенного) царства. Киев, 1904 Мэйли Ю. Первая Книга Самуила. Колледжвиль, 1970 (машинопись) Его же. Вторая Книга Самуила. Колледжвиль, 1970 (машинопись) Муретов М. Д. Ветхозаветный храм. М., 1890 Никольский Н. М. Царь Давид и псалмы. М., 1908 Олесницкий А. А. Ветхозаветный храм в Иерусалиме. СПб.,1889 Соломин В. Г. Жестокость Соломона и ее мотивы. СПб., 1911 Фаррар Ф. Жизнь царя Соломона. СПб., 1909 Шифман И. Ш. Царская власть и государственность. — Палестинский сборник, Л., 1981, # 27 (90) Эллис П. Книги Царств. Колледжвиль, 1966 (машинопись) К этому же разделу см. общие курсы ветхозаветной истории, указанные в библиографии к разделу I. Библиографию к Учительным книгам и Псалтири см. во II томе. 2. Именной указатель библеистов-ветхозаветников АНДРЕЕВ Иван Дмитриевич (1867-1927) — проф. Московской Духовной Академии и С. — Петербургского университета, редактор Богословского вестника, автор статей по Ветхому Завету в Новом энциклопедическом словаре Брокгауза-Ефрона. Использовал в своих работах метод историко-критической экзегезы АНТОНИН (Грановский)(1860-1927) — епископ (в 20-х годах — обновленческий). Главная работа посвящена реконструкции первоначального текста Книги Варуха АСТАФЬЕВ Николай Алексеевич (1825-1906) — один из основателей Общества по распространению Св. Писания. Преподавал в С. — Петербургском университете; специалист по истории переводов Библии АСТРЮК Жан (1684-1766) — католический французский ученый, лейбмедик Людовика XIV. Один из первых обосновал теорию источников Пятикнижия БАЖАНОВ Василий Борисович (1800-1883) — протопресвитер; руководил публикацией синодального перевода Библии. Проф. богословия в СПб-университете БОГОРОДСКИЙ Яков Алексеевич (1841-1910) — проф. библейской истории в Казанской Духовной Академии. Главный труд посвящен Книге Бытия (1909) БОНХОФФЕР Дитрих (1906-1945) — протестантский немецкий пастор и богослов. Казнен нацистами. Главная работа по Ветхому Завету — «Творение и искушение» (4-е изд. 1963) БРАЙТ Джон (род. 1908) — протестантский англо-американский библеист и гебраист. Главный труд — «История Израиля» (1-е изд. 1960) БУЙЕ Луи (род. 1914) — католический французский богослов и историк. Главный библейский труд — «О Библии и Евангелии» (русск. пер. 1965) ВВЕДЕНСКИЙ Дмитрий Иванович (1873-1930) — проф. Московской Духовной Академии. Главный труд — «Патриарх Иосиф и Египет» (1914) ВЕЛЛАС Василий (род. 1908) — ведущий греческий православный библеист; поборник историко-критического метода экзегезы ВЕЛЛЬГАУЗЕН Юлиус (1844-1919) — немецкий историк-библеист, основоположник современной библейской критики. Главный труд — «Введение в историю Израиля» (русск. пер. 1909) ВЕТТЕ Вильгельм де (1780-1849) — протестантский немецкий библеист. Главный труд посвящен Второзаконию ВИГУРУ Фулькран (1837-1915) — католический французский экзегет, проф. Парижского Католического института. Главные труды — «Библейский словарь» (1895-1912) и «Руководство к чтению Библии» (русск. пер. 1916) ВИССАРИОН (Нечаев) (1822-1905) — епископ; главный труд по Ветхому Завету — толкование на паремии ВЛАСТОВ Георгий Константинович (1827-1899) — филолог, историк. Главный библейский труд — «Священная летопись» ВОСКРЕСЕНСКИЙ Григорий Александрович (1849-1918) — проф. Московской Духовной Академии; специалист по истории библейских переводов ГАЛЬБИАТИ Энрико — современный католический итальянский библеист; проф. богословского факультета в Милане. Главный труд — «Трудные страницы Библии» (совместно с А. Пьяцца) ГЛАГОЛЕВ Александр Александрович (1872-1929) — священник, проф. Киевской Духовной Академии по кафедре Ветхого Завета. Главный труд — «Ветхозаветное библейское учение об ангелах» (1900) ГОЛЬМАН Юлиус Генрих (1832-1910) — либерально-протестантский немецкий экзегет и гебраист. Главные труды посвящены соотношению двух Заветов ГОЛЬЦМАН Оскар (1860-1920) — протестантский немецкий гебраист и экзегет. Главный труд («Падение иудейского государства» русск. пер. 1899) посвящен истории эпохи Второго Храма ГРЕССМАН Гуго (1877-1927) — протестантский немецкий гебраист и экзегет ГРОЛЛЕНБЕРГ Лука (род. 1916) — католический голландский иеромонах; специалист по библейской археологии. Главный труд — «Библейский атлас» (1-е изд. 1959) ГУНКЕЛЬ Герман (1862-1932) — протестантский немецкий библеист; создатель метода «истории форм», который прослеживает связь библейских текстов с исторической средой, окружавшей св. авторов. Главный труд — «Творение и Хаос» (1-е изд. 1895) ДАНИЕЛУ Жан (1905-1974) — католический французский богослов, патролог и библеист ДЕ ВО Ролан (1903-1971) — католический французский библеист, кумрановед, специалист по библейской археологии. Главный труд — «Древний Израиль» (1-е изд. 1957) ДЕЛИЧ Франц (1813-1890) — протестантский немецкий экзегет и востоковед; автор многотомного толкования на Ветхий Завет ДИЛЬМАН Христиан Август (1823-1894) — протестантский немецкий экзегет; представитель умеренно-критической школы ДРОЗДОВ Николай Михайлович (1849-1920) — проф. Киевской Духовной Академии. Главный труд посвящен Книге Товита (1911) ДУМ Бернхард (1847-1920) — протестантский немецкий экзегет и переводчик Писания. Главный труд — «Богословие пророков» ЕВСЕЕВ Иван Евсеевич (1868-1921) — проф. С. — Петербургской Духовной Академии, специалист по изучению славянских переводов Библии ЕЛЕОНСКИЙ Николай Александрович (1843-1910) — протоиерей, проф. Московского университета; экзегет, специалист по библейской истории ЕЛЕОНСКИЙ Федор Герасимович (1836-1906) — проф. С. — Петербургской Духовной Академии; экзегет и специалист по ветхозаветной истории ЖДАНОВ Александр Александрович (1860-1909) — доц. Московской Духовной Академии. Главный труд — «Из чтений по Священному Писанию Ветхого Завета» (1914) ЖЕЛЕН Альбер (1920-1960) — католический французский священник, экзегет, богослов; участвовал в издании Иерусалимской Библии ИОАНН (Смирнов) (1844-1919) — епископ, ректор Рязанской Духовной Семинарии. Главные труды посвящены толкованию на пророков ИОСИФ (Петровых) (1872-1938) — митрополит. Главный библейский труд посвящен соотношению Ветхого Завета и книг Иосифа Флавия (1903) ИРИНЕЙ (Клементьевский) (1753-1818) — архиепископ, гебраист (Московская Духовная Академия). Главный труд — «Толкование на Псалтирь» (1903) КАРТАШЕВ Антон Владимирович (1875-1960) — проф. Православного Богословского Института (Париж). Главный библейский труд — «Ветхозаветная библейская критика» (1947) КИТТЕЛЬ Рудольф (1853-1929) — протестантский немецкий библеист; редактор критического издания Ветхого Завета (Библиа Гебраика). Главный труд — «История израильского народа» (русск. пер. 1917) КНЯЗЕВ Алексий (род. 1921) — протопресвитер, ректор Православного Богословского Института в Париже; читает курс по Ветхому Завету (лекции опубликованы лишь частично) КОРСУНСКИЙ Иван Николаевич (1849-1899) — проф. Московской Духовной Академии. Главные труды посвящены истории библейской экзегезы ЛАГРАНЖ Мари Жозеф (1855-1938) — католический французский иеромонах; один из основоположников современной католической библейской науки ЛОПУХИН Александр Павлович (1852-1904) — духовный писатель; редактор «Толковой Библии», «Православной Богословской энциклопедии», «Христианского чтения». Главный труд — «Библейская история в свете новейших исследований и открытий» (1889-1895) МАКАРИЙ (Глухарев) (1792-1847) — архимандрит, миссионер, переводчик Ветхого Завета МАККЕНЗИ Джон Лука (1904-1978) — католический американский иеромонах, богослов, библеист. Главный труд по Ветхому Завету — «Обоюдоострый меч» (1956) МИХАИЛ (Лузин) (1830-1887) — епископ, ректор Московской Духовной Академии. Главный труд — «Библейская наука» (1898-1906) МОВИНКЕЛЬ Зигмунд (1884-1965) — протестантский норвежский библеист. Главные труды посвящены Книгам Пророков и Псалтири МУРЕТОВ Митрофан Дмитриевич (1851-1917) — проф. Московской Духовной Академии. Главный библейский труд — «Ветхозаветный храм» (1890) МЭЙЛИ Юджин (1910-1980) — католический американский библеист; один из основателей популярного журнала «Библия сегодня» НЕКРАСОВ Александр Александрович (1839-1895) — проф. Казанской Духовной Академии, филолог и экзегет НИКОЛЬСКИЙ Николай Михайлович (1877-1959) — востоковед, академик. Главный труд по Ветхому Завету (написанный с нерелигиозных позиций) — «Древний Израиль» (2-е изд. 1922). НОТ Мартин (1902-1968) — протестантский немецкий библеист. Главный труд — «История Израиля» (1-е изд. 1958) ОЛБРАЙТ Уильям Фоксуэл (1891-1971) — ведущий американский востоковед, специалист по библейской археологии. Главные труды — «Археология Палестины» (1949), «От каменного века к христианству» (1940) ОЛЕСНИЦКИЙ Аким Алексеевич (1842-1907) — проф. Киевской Духовной Академии, гебраист, экзегет. Главный труд — «Ветхозаветный храм» (1889) ПАВСКИЙ Герасим Петрович (1787-1863) — протоиерей, гебраист, переводчик книг Ветхого Завета ПАЛЛАДИЙ (Пьянков) (1816-1882) — епископ, экзегет. Главные труды посвящены толкованию на книги пророков ПЕТРИ Флиндерс (1853-1942) — один из основоположников современной библейской археологии. Разработал метод датировки памятников ПОБЕДИНСКИЙ-ПЛАТОНОВ Иван Иванович (1821-1871) — священник, проф. Московской Духовной Академии, где читал библейскую историю ПОКРОВСКИЙ Александр Иванович (………) — проф. Московского университета. Главный труд по Ветхому Завету посвящен начальным главам Книги Бытия ПОРФИРИЙ (Успенский) (1804-1885) — епископ, востоковед, переводчик Библии, археолог. Открыл Синайский кодекс ПОСНОВ Михаил Эммануилович (1873-1930) — проф. Киевской Духовной Академии. Библеист и историк Церкви. Главные труды — «Идея Завета» (1902) и «Иудейство» (1907) РАД Герхард фон (1901-1971) — один из ведущих протестантских немецких библеистов. Главный труд — «Богословие Ветхого Завета» (1960) РАЙТ Джон Эрнест (род. 1914) — протестантский американский библеист и археолог. Главный труд — «Библейская археология» (1-е изд. 1957) РАУЛИ Гарольд (1890-1969) — протестантский английский библеист; редактор нового издания Библейского словаря Гастингса РЕНАН Эрнест (1823-1892) — французский историк и писатель рационалистического направления. Главный труд по Ветхому Завету — «История израильского народа» (русск. пер. 1913) РИЧЧИОТТИ Джузеппе (1890-1964) — католический итальянский иеромонах, библеист и историк. Главный труд — «История Израиля» (1-е изд. 1938) РИШАР Симон (1638-1712) — католический французский экзегет; один из основоположников библейской критики СКАБАЛЛАНОВИЧ Михаил Николаевич (1871-1927) — проф. Киевской Духовной Академии. Главный библейский труд посвящен Кн. пр. Иезекииля СМИРНОВ Александр Васильевич (………) — протоиерей, проф. богословия Казанской Духовной Академии. Главные труды посвящены ветхозаветным апокрифам (1888-1911) СОВЕ Борис Иванович (1899-1962) — православный литургист и библеист. Преподавал в Парижском Православном Институте СПИНОЗА Бенедикт (1632-1677) — голландско-еврейский философ; один из основоположников библейской критики ТРОИЦКИЙ Иван Гаврилович (1850-1920) — проф. С. — Петербургской Духовной Академии; гебраист и историк Ветхого Завета. Главный труд — «Библейская археология» (1913) ТРУБЕЦКОЙ Сергей Николаевич (1862-1905) — проф. и ректор Московского университета; философ, историк. Темы библейского богословия рассмотрены им в книге «Учение о Логосе» (1906) ТУРАЕВ Борис Александрович (1868-1920) — православный литургист, историк-востоковед, проф. Петроградского Богословского института. Ветхозаветной истории посвящены главы в его труде «История Древнего Востока» (1-е изд. 1913) ФИЛАРЕТ (Дроздов) (1783-1867) — митрополит, проповедник, богослов, экзегет ХВОЛЬСОН Даниил Абрамович (1819-1911) — проф. С. — Петербургской Духовной Академии, гебраист, востоковед ЧАРЛЗ Роберт (1855-1931) — протестантский английский библеист; исследователь и переводчик ветхозаветных апокрифов ЧИСТОВИЧ Илларион Алексеевич (1828-1893) — проф. С. — Петербургской Духовной Академии. Главный труд — «История перевода Библии на русский язык» (1889) ШЮРЕР Эмиль (1844-1910) — протестанский немецкий историк. Главный труд — «История еврейского народа в эпоху Христа» (посмертное дополненное издание на английском языке 1973-1979) ЭВАЛЬД Генрих (1803-1875) — протестантский немецкий библеист. Первым выделил в Пятикнижии Священническую традицию. ЮНГЕРОВ Павел Александрович (1856-1922) — проф. Казанской Духоной Академии. Главный труд: «Общее и частное введение в Ветхий Завет» (1902, 1907) ЯКИМОВ Иван Степанович (1847-1885) — проф. С. — Петербургской Духовной Академии, экзегет и историк 3. Словарь терминов АПОКАЛИПТИКА (от греч. «апокалипсис», откровение) — общий термин, обозначающий особый жанр библейских и апокрифических книг, в которых содержание учения раскрывается языком символов, аллегорий и видений (Дан., Иоиль, Откр., частично Ис., Иез., из апокрифов Енох, Апок. Варуха и дp.) БЕДНЫЙ или НИЩИЙ (евр. «аивэ», множ. «анавим», или «эбион», множ. «эбионим») — слово, означающее не только неимущего человека, но праведника, который, не возлагая надежд на земные блага, во всем уповает на Бога БИБЛЕЙСКАЯ КРИТИКА — см. ИСАГОГИКА БОГОПОЗНАНИЕ (евр. «даат Элог`им») — термин означает главным образом не теоретическое познание Бога, но любовь к Нему и жизнь по Его заповедям БОГОВДОХНОВЕННОСТЬ, или БОГОДУХНОВЕННОСТЬ — термин, прилагаемый к каноническим книгам Св. Писания, означает, что авторы этих книг писали, будучи вдохновлены Духом Божиим ВЕРА (евр. «эмун`а») — слово, означающее в Библии не просто уверенность в Бытии Божием, но полное доверие к Создателю ВУЛЬГАТА (лат.) — латинский перевод Библии, осуществленный блаженный Иеронимом (IV в.) ДЕНЬ ГОСПОДЕНЬ (День Ягве) — в простонародном представлении день, когда Бог поразит врагов Израиля. По учению пророков — день последнего Богоявления, когда Ягве установит на земле Свое Царство ДОМ (евр. «байт») — этим словом часто называется Иерусалимский храм как место пребывания Славы Божией (см. СЛАВА) ДУХ (евр. «руах») — слово «руах» переводится как дух, дыхание и ветер (смотря по контексту). Эта многозначность термина указывает на библейскую веру в единство сил Божиих, действующих в мире ЗАВЕТ (евр. «брит» — договор, союз). Этим термином обозначается главный принцип библейской религии, построенной на богочеловеческой основе: Союз Творца и твари является идеалом истинной веры (см. Обетование) ИСАГОГИКА (от греч. «исагогикос», вводный) — раздел библейской науки, трактующий об авторах, литературных особенностях, целях, времени и исторических обстоятельствах составления библейских книг. И. иначе именуется «Введением в Св. Писание» или библейской критикой КУМРАН — местность на побережье Мертвого моря, где были найдены рукописи иудейской секты ессеев (135 г. до Р.Х. — 68 г. по Р.Х.). Перевод части текстов имеется на русском языке МЕССИЯ (евр. «маш`иах», греч. «христос») — помазанник, человек, над которым совершен обряд помазания священным елеем. Обряд означает пребывание на помазаннике Духа Божия. Помазанниками называли священников, пророков и гл. образом царей. Помазанником в сотериологическом смысле слова называется Избавитель мира, Который был обещан в ВЗ и явился миру в НЗ в лице Иисуса Христа МИР (евр. «шал`ом») — в узком смысле слова — прекращение войн; в широком смысле — эра благоденствия, когда над людьми пребудет благословение Божие МУДРОСТЬ, или ПРЕМУДРОСТЬ (евр. «хокм`а») — умение жить согласно разуму и Закону Господню, умение управлять домом и царством. Впоследствии М. означала разумный строй мироздания и олицетворялась божественной Ипостасью — М. Ягве. М. называется также особый род библейской литературы (Притч., Кн. Иова, Еккл.) ОБЕТОВАНИЕ — обещание Божие. То, что Господь обещает верным, заключившим с Ним Завет (см.). Бог как Царь Правды не отменяет Своих обетований, но по греховности людей может отодвигать в будущее их осуществление ОСТАТОК (евр. «ше`ар») — избранная часть народа Божия, которая останется верной Завету (ср. БЕДНЫЕ) ОТРАСЛЬ (евр. «Цем`а», «Нец`ер») — синоним Мессии (см.). После того как древо рода Давидова будет срублено, из его корня выходит молодой Побег ПАРЕМИЯ (греч. притча) — богослужебное чтение из книг ВЗ ПРЕИСПОДНЯЯ (евр. «ше`ол») — место, где, по представлениям древних (греч. Аид, шумерск. Кур), пребывают тени умерших. Из Преисподней нет возврата, и обитатели ее ведует полубессознательное существование. До III–II вв. до Р.Х. евреи разделяли это воззрение, но в III–II вв. ветхозаветный человек получил откровение о грядущем воскресении мертвых ПРОРОЧЕСТВО — в узком смысле предсказание будущего. В ВЗ чаще всего это слово означает возвещение Слова по повелению Божию ПЛОТЬ (евр. «бас`ар») — синоним немощного рода человеческого. У ап. Павла — психофизическая природа человека СВЯТОСТЬ (евр. «кад`ош») — слово, означающее священное. «Святым» называлось все, относящееся к культу. Святость Божия — несоизмеримость Творца и твари. Святость народа Божия — посвященность его Богу, проявляемая в исполнении Закона и Заповедей СЕПТУАГИНТА (LXX) — греч. перевод ВЗ, именуемый переводом Семидесяти. Осуществлен в III–II вв. до Р.Х. СЛАВА (евр. «кав`од») — видимые знаки Теофании (см.) СОТЕРИОЛОГИЯ (от греч. сотер — Спаситель) — учение о спасении ТЕОКРАТИЯ (греч. боговластие) — термин, введенный Иосифом Флавием. Означает общественный строй, основанный на Законе Божием. Искажение теократии есть иерократия — политическая власть духовенства ТЕОФАНИЯ (греч. Богоявление) — зримые образы присутствия Бога среди людей (неопалимая купина, огненный столп, колесница в видении Иезекииля). Высшей Т. стало Воплощение Слова ТОРА (евр. наставление) — в широком смысле любое божественное повеление. В спец. смысле — Пятикнижие Моисеево ЭКЗЕГЕЗА (греч.) — толкование текста (Св. Писания) ЭСХАТОЛОГИЯ (греч.) — учение о «конце», т. е. о посмертной судьбе человека и о конце истории. Эсхатологическими книгами Библии являются Дан., часть Ис., Иоиль, часть Зах., части Евангелий и Откровение 4. Схема Св. Истории, согласно гипотезе 4-х традиций Я. I-я Священ. История (ЯГВИСТИЧЕСКАЯ); источники: устное Предание, эпос и древние законодательные тексты. Записана в Иудее ок. Х в. до Р.Х. Вошла в книги: Бытие, Исход, Числа, Второзаконие. Охватывает время от сотворения мира до вступления Израиля в Ханаан. Основные тексты, принадлежащие Ягвисту: Быт 2,4б[22]; 3; 4,5-29; 6,1-8; 7,1-5, 7-10, 12, 16б, 17б, 22-23; 8,2б-3а, 6-12, 13б, 20-22; 9,18-27; 10,8-19, 21, 24-32; 11,1-9, 28-30; 12,1-4, 6-20; 13,1-5, 7-11, 12б, 18; 15 (Я + Э); 16,1б-2, 4-16; 18 (кроме стиха 29); 21,1-2а, 6б-7, 25, 26, 28-30, 32-34; 25,11, 14-18; 20-24; 25,1-6, 18, 21-26, 27-34; 26; 27,1-45; 28,10, 13-16, 19, 31-35; 30,3б-5, 7, 9-16, 24-31, стихи с 32 по 43 (Я + Э); 31,1, 3, 21, 31, 38-40, 46, 48-50; 32,2-13, 14а, 22, 24-32; 33,1-17; 34 (Я + Э); 37,1-2 (Я + Э), 3-4, 11-13, 14б, 18б, 21, 23а, 25-27, 28б, 32б-33, 35; 38; 39; 42,27-28, 38; 43,1-14, 16-23, 24-34; 44; 45 (Я + Э); 46,1-5, 28-34 (Я + Э); 47,12 (Я + Э); 48,8-22 (Я + Э); 49 (Я + С); 50,1-11, 14. Исх 1,6, 8-12; 2,15-23; 3,7-8, 16-20; 4,1-16, 19-20, 22-31; 5 (Я + Э); 6,1; 7,23, 25; 8,1-4, 8-15, 20-32; 9,7, 13-21, 23-34; 10,1-7, 13б-19, 28-29; 11,4-8; 12,21-23, 29-30; 12,21-22; 14,5-7, 10-14, 19-20, 24-26, 27б, 30-31; 15,22-25, 27; 16,4; 17,1б-2; 19-20; 24,1-2, 9-11; 32,9-14; 33,7-11; 34,1-5, 10-28. Числ 10,29-36; 11,1-34; 13,17б-20, 22-24, 26-31, 32б-33; 14 (Я + Э + С); 20,1 24,23 (Я + Э + С). Втор 10,6-7, 31, 14-15, 23; 34,1б-4, 10-12. Э. II-я Священ. История (ЭЛОГИСТИЧЕСКАЯ); источники: устное Предание, эпос и древние законодательные тексты. Записана в северном Израиле ок. IX-VIII вв. до Р.Х. Охватывает время от Авраама до вступления Израиля в Ханаан. Вошла в книги: Бытие, Исход, Числа, Второзаконие. Основные тексты, принадлежащие Элогисту: Быт 15 (Э + Я); 20; 21,6-32, 34; 22,1-14, 19; 28,11, 12, 17, 18, 20-22; 29,1, 15, 23, 25-28, 30; 30,1-3а, 6, 8, 17, 23; 31,2, 4-18а, 19-45, 51-55; 32,1-2, 13б-21, 23; 33,18б-20; 35,1-8, 16-20; 37,2б, 5-11, 14а, 15-18а, 19-20, 22, 23б-24, 28а, 28б-30, 31б-32а, 34, 36; 40,1-3а, 4-5а, 6, 15а, 16-23; 41; 42,1, 3-4а, 8-26, 29-37; 43,14-23б; 45; 46,1-5а; 47,12; 48,1-2, 8-22; 50,15-26. Исх 1,15-22; 2,1-15; 3,1, 4б, 6, 9-15, 21-22; 4,17-18, 20б-21; 7,20б-21а, 24; 9,22-23а, 35; 10,8-13а, 20-27; 11,1-3; 12,31-36, 37б-39; 13,17-19; 15,1-21; 17,3-6, 8-16; 18; 19,2б-19; 20,1-21; 21; 22; 23; 24,3-8, 12а, 18б; 31,18б; 32,1-8, 15-35; 33. Числ 10,29-36; 11; 12; 13,17-33 (Э + С); 16,1-34 (Э + С); 20,1-9, 12-29; 21; 22; 23; 24; 25,1-5; 32,1-17, 20-27, 34-42. Втор 10,6-7; 27,5-7а; 31,14-15,23; 33; 34,5-6. С. III-я Священ. История (СВЯЩЕННИЧЕСКАЯ); источники: устное Предание, эпос, древние законодательные тексты и богослужебные уставы. Записана в Вавилоне между VI и V вв. до Р.Х. Охватывает время от сотворения мира до вступления Израиля в Ханаан. Вошла в книги: Бытие, Исход, Левит (целиком), Числа, Второзаконие. К этому источнику обычно относят следующие места Пятикнижия: Быт 1; 2,1-4а; 5,1-28; 6,9-22; 7,6, 11, 13-16а, 18-21; 8,1-2а, 3б-5, 13а, 14-19; 9,1-17, 28-29; 10,1-7, 22-23, 31-32; 11,10-27, 31-32; 12,4б-5; 13,6, 11б-12а; 16,1а, 3, 15-16; 17; 19,29; 21,1б, 2б-5; 23; 25,7-11а, 12-17, 19-20, 26б; 26,34-35; 27,46; 28,1-9; 29,24, 29; 31,18б; 33,18а; 34,1-2а, 4, 6, 8-10, 13-18, 20-24, 27-29; 35,9-13, 15, 22б-29; 36 (С + Я); 36,1-2а; 46,5б-27; 47,7-11, 27б-28; 48,3-7; 49,1а, 28б-33; 50,12-13. Исх 1,1-5, 7, 13-14; 2,23б-25; 6,2-30; 7,1-13, 19-20а, 21б-22; 8,1-3, 11б-15; 9,8-12; 11,9-10; 12,1-20, 28, 37а, 40-51; 13,1-2, 20; 14,1-4, 8-9, 15-18, 21а, 21б-23, 26-27а, 28-29; 16,1-3, 6-14, 16-18, 22-28, 31-36; 17,1а; 19,1-2а; 24,15б-28а; 25-30; 31,1-18а; 34,29-35; 35,40. Левит целиком. Числ 1-9; 10,1-28; 13,1-17а, 21, 25-26а, 32а; 14,1-2, 5-7, 10, 26-30, 34-38; 15; 16,1а, 2б-11, 16-24, 27а, 32б, 35-50; 17-19; 20,1а, 3б-4, 6-13, 22-29; 21,4а, 10-11; 22,1; 25,6-18; 26; 27-31; 32,18-19, 28-33; 33-36. Втор 4,41-43; 32,48-52; 34,1а, 7-9. В. IV-я Священ. История (ВТОРОЗАКОННИЧЕСКАЯ); источники: устное Предание, Книга войн Ягве, Книга Яшар[23], эпос, законодательные тексты, летописи. Первоначально эта история начиналась Второзаконием, за ним следовали книги: Иошуа (Иисуса Навина), Судьи, Самуил (1-2 Царств) и Цари (3-4 Царств). Завершена в VI в. до Р.Х. в Вавилоне. Охватывает время от смерти Моисея (XIII в. до Р.Х.) до смерти Навуходоносора II (562 г. до Р.Х.)[24]. 5. Хронология
Примечания:2 Смещение времен и хронологические неточности. 22 Буквы «а» и «б» означают первую или вторую половину стиха 23 Книга Праведного, или Книга Доблестного. 24 В современной Библии эти книги, обнимающие ЯЭС и В в совокупности составляют Тору (Пятикнижие) и сборник Первых Пророков, т. е. Исторические книги ВЗ. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|