|
||||
|
Глава 2 Хатха-йога для «тленного ока» Подготовка физических глаз к безупречному видению предполагает переход к йогическим упражнениям – не случайно доктор Агарвал вводит их в повседневный цикл «заботы о глазах». Для хорошего зрения важны соотношение расстояния до объекта со степенью расслабления мышц, а также правильное положение тела. Оба требования совпадают с условиями выполнения асан, которые, по древнейшему определению, должны выполняться как «легкие и удобные позы», какую бы степень сложности они ни имели. Вообще, занятия йогой помогают привести в порядок всю систему органов, что несравненно эффективнее, чем пытаться восстановить зрение, игнорируя общее состояние организма. Поэтому по возможности постарайтесь приобщиться к йоге в целом. Однако существуют особые группы асан, воздействие которых на область глаз оказывается преимущественным, и если вы «дико заняты», выполняйте хотя бы эти упражнения. Помните, что для хорошего зрения важнее всего полное расслабление тела и разума и точно такое же состояние необходимо, чтобы выполнять любые асаны и пранаямы. Даже правильный настрой на практику несказанно полезен для глаз, а умение длительно в нем находиться позволит вам сделать благотворное состояние устойчивым. Итак, асаны направлены на проработку непосредственно физического тела, а пранаямы предназначены для налаживания работы пранического тела, которое служит энергетической основой для всех физиологических процессов, включая видение. Асана – статика и динамика глаз
Выполнение асан требует совершенства как в движении, так и в покое: для удержания позы с целью получения определенного эффекта нужно застыть в принятом положении на некоторое время, а для смены положений тела нужен навык подвижности и умение правильно менять позы. Оба требования – мастерство в статике и динамике – необходимы для восстановления хорошего зрения: ведь для обозрения отдельного предмета приходится замереть ненадолго, а для создания полной картины окружающего мира приходится то и дело поворачиваться в разные стороны. Кроме того, статика способствует центрации взгляда, а динамика улучшает кровоснабжение глаз. Очевидно, что при работе за компьютером и смотрении телевизора преобладает статика и глазные мышцы серьезно страдают от недостатка движения, глаза перенапрягаются и в конечном счете возникает синдром усталости, когда глаза сами по себе отказываются видеть. Тем не менее именно тренированность глаз в статических положениях позволяет продлевать периоды умственного труда, что чрезвычайно важно для интеллектуалов, желающих оставаться таковыми. На собственном опыте могу засвидетельствовать: если просидеть за компьютером восемь часов при обычных коротких перерывах, положенных по КЗОТу, то к концу рабочего дня при зрении «минус шесть» голова раскалывается от боли. Если же через каждые два часа выполнять серии асан, занимающие не более четверти часа (желательно разные), то картина будет совсем иная. Даже при «круглосуточной вахте», когда рабочее время составляет по двенадцать часов в день с перерывами лишь на сон, еду и йогу, никаких недомоганий вовсе не наблюдается! Организм работает как хорошо отлаженный механизм, а близорукость не прогрессирует годами. К сожалению, успешное проведение такой линии поведения гарантировано только тем, кто работает дома. Разумное сочетание статических асан и динамических переходов – наилучший выбор при создании личного комплекса упражнений для восстановления зрения. Если вам приходится подолгу читать и писать, а врачи настоятельно рекомендуют этого не делать, то хатха-йога, пожалуй, единственный способ совместить несовместимое. Практика йоги восполняет недостаток подвижности и в то же самое время тренирует глазные мышцы, чтобы они были способны выдерживать длительные периоды напряжения без изнеможения, ведущего к ослаблению. Ниже приведены разминочные упражнения и группа асан, воздействие которых особенно полезно для глаз, – перевернутые позы, а также широко распространенный комплекс Сурья-намаскар, в котором полезные воздействия хорошо сбалансированы, так что их эффекты суммируются. Гибкость шеи – молодость глаз Йоги считают, что гибкость позвоночника – молодость тела, соответственно, гибкость шейного отдела позвоночника – молодость глаз, ибо обновление составляющих их тканей напрямую зависит от кровообращения в голове. Даже движение самих глаз в данном отношении не столь существенно, ведь ради полного омовения глаз нужно «прокачать» всю голову. Упражнения для шеи относятся к простейшим, поэтому с них удобно начинать. При выполнении закройте и расслабьте глаза, чтобы они мягко «плавали» внутри головы, естественно смещаясь при наклонах и круговых вращениях. Никогда не делайте слишком резких движений, ибо они, наоборот, создают напряжение и приводят к временным блокировкам, а в результате и к микротравмам вроде лопнувших сосудиков и т. п. Все движения совершайте при полном сосредоточении внимания на вертикальной оси тела, относительно которого смещается центр головы. Не пытайтесь двигать самими глазами – позвольте им расслабиться и самим находить «удобное» положение внутри головы при каждом повороте, а тело должно сохранять неподвижность в положении стоя или сидя. При сильной усталости вы можете даже лечь на спину и мягко «катать» голову влево-вправо, полностью расслабив шею и как бы утопив глаза вовнутрь под их собственным весом. Разумеется, без подушки, иначе кровь не сможет свободно приливать к голове, а будет застаиваться в области шеи. Такое «катание» очень полезно перед самым сном. Упражнения же в положении сидя и стоя часто используют инструкторы по йоге в качестве разминки перед выполнением собственно асан. А совмещение движений с дыханием, налаживая связи между телом и сознанием, позволяет подготовить тело к пранаяме. 1. Закройте глаза, расслабьте шею и мягко вращайте головой 5–7 раз по часовой стрелке и столько же в обратном направлении. Перед началом каждого цикла делайте свободный вдох, затем задерживайте дыхание при движении, а по завершении полного круга медленно выдыхайте воздух. 2. Зафиксируйте вниманием продолжение вертикальной оси позвоночника, а затем совершайте относительно нее повороты головы влево и вправо, не смещая макушку с оси. Подбородок должен двигаться строго в горизинтальной плоскости, очерчивая плавную дугу. Здесь возможны две схемы дыхания: вдох при повороте, выдох при возврате в исходное положение либо вдох при повороте в одну сторону, а выдох при повороте в другую сторону. Выбор варианта зависит от естественного ритма дыхания: выполнять следует тот, который кажется более естественным. Повторите 5–7 раз. 3. Со вдохом медленно наклоните голову, пока подбородок не прижмется к груди, а на выдохе плавно отведите голову назад, запрокинув ее как можно дальше. Внимание! Как и при выполнении любых прогибов вперед-назад, следует сначала предельно растягивать шейный отдел позвоночника и только потом сгибать его, чтобы не было компрессии позвонков. Повторите 5–7 раз. 4. Наклоны к правому и левому плечу; требования к дыханию и вытягиванию шеи здесь тем же самые, что и в предыдущем упражнении. Не старайтесь дотянуться ухом до плеча, тем более не подтягивайте плечо к уху, ибо ваша цель состоит не в создании шейного зажима с той стороны, куда вы наклонили голову, а, наоборот, в снятии его с той стороны, где шея растягивается. Повторите 5–7 раз. 5. Дополнительное микродвижение – вытягивание головы за макушку вверх и мягкое «стягивание» шеи обратно. Имеет смысл выполнять его в качестве «энергетической помпы», прокачивающей вертикальный канал строго сверху вниз только при условии, что вы чувствуете движение энергии. Подготовка шеи – важное условие для выполнения многих более сложных асан, особенно скруток и перевернутых поз, при которых создается избыточное давление на шею. Не следует пренебрегать этими упражнениями даже при серьезных занятиях йогой. Предельное скручивание тела становится возможным благодаря повороту глаз, позволяющему создать энергетический поток и «дотягивать» тело по спирали за взглядом. Разумеется, в свою очередь скрутки чрезвычайно полезны для глаз, ибо в них задействована не только шея, а весь позвоночник, но здесь они отдельно не рассматриваются. Самостоятельное движение глаз Упражнения для глаз – единственный тип движений, который можно назвать асанами для самих глаз, тогда как во всех остальных положениях они выступают лишь частью тела и выполняют лишь часть асаны. Состояние глаз и направление взгляда очень важны на протяжении всей практики, поэтому тренировка глаз также входит практически в любую разминку перед выполнением асан. Не случайно книга Свами Шивананды «Асаны йоги» предваряется вступлением Свами Карунананды, посвященным улучшению зрения. Следующие простые упражнения, приводимые им, позволили многим людям снова начать читать газеты без очков. 1. Сосредоточьте взгляд на удаленном объекте: при нормальном зрении – на горизонте, а при плохом зрении – на самом отдаленном предмете, который вы способны увидеть ясно и отчетливо. Затем, не перемещая взгляда, вытяните вперед руку и поднимите вверх указательный палец, чтобы закрыть им выбранный для созерцания объект. В результате вы будете продолжать видеть объект, но между «двумя» пальцами, изображения которых возникли оттого, что палец находится не в фокусе и виден каждым глазом по отдельности. Теперь переведите взгляд на палец, а затем обратно на удаленный предмет. Повторите 5–7 раз. 2. Продолжение предыдущего упражнения: заслонив удаленный объект пальцем, сосредоточьте взгляд на кончике пальца и медленно приближайте его к точке в межбровье. Когда палец коснется лба, закройте глаза и удерживайте внимание в точке касания, пока не почувствуете легкое напряжение. Затем медленно выпрямляйте руку, удерживая взгляд на кончике пальца, пока он не закроет прежний объект. Переведите взгляд на объект и обратно 5–7 раз. 3. Повторите предыдущее упражнение, но приближайте кончик пальца, на котором сосредоточен взгляд, не к межбровью, а к кончику носа. Выполняя движение, старайтесь не моргать, ибо это упражнение является подготовкой к Тратаке (см. далее в разделе о дхаране – сосредоточении). 4. Не поворачивая головы, уведите взгляд как можно дальше влево, затем вверх, затем направьте его по диагонали вправо и вниз, откуда по правой стороне вверх и по симметричной диагонали влево и вниз, а затем снова по левой стороне вверх, замкнув контур. Взгляд описывает фигуру, похожую не столько на символ бесконечности, сколько на лежащие песочные часы. Данное упражнение тоже является подготовительным и пригодится впоследствии при выполнении пранаямы. 5. Совмещение круговых движений глазами с дыханием: вдох – движение взгдяда по максимальной окружности; выдох – повторное движение глаз в том же направлении. Затем повторите вдох и выдох, описывая круги в противоположном направлении. Выполняйте вращение глазами как можно медленнее, полностью наполняя и опустошая легкие при каждом обороте. 6. Вы можете прослеживать взглядом любые замысловатые траектории, обрисовывая контуры существующих или воображаемых объектов, имеющих более сложные формы, нежели простые круги или восьмерки. Неожиданные повороты под самыми разными углами позволят вам укрепить взгляд намного лучше, чем постоянное прослеживание одних и тех же привычных траекторий. Имейте в виду, что для укрепления глазных мышц наиболее полезны упражнения 2 и 3, при которых взгляд перемещается между удаленным и ближайшим объектами. Вы можете также добавить к этому циклу упражнения, приводимые Свами Сатьянандой Сарасвати в книге «Асана. Пранаяма. Мудра. Бандха» (переведена на русский язык), которые состоят в слежении за перемещением пальца вытянутой руки в различных направлениях: вправо-влево, вверх-вниз, по окружности. Рассмотрим подробнее три наиболее сложных упражнения из этого цикла, так как принцип в целом ясен без дополнительных пояснений. Желательно выполнять их на свежем воздухе при мягком вечернем или утреннем освещении. 1. Сядьте на коврик, вытянув вперед прямые ноги, и разведите прямые руки в стороны на уровне плеч под таким углом, чтобы поднятые вверх большие пальцы находились на самой периферии зрения. Не поворачивая головы, перемещайте взгляд в такой последовательности: большой палец правой руки, межбровье, большой палец левой руки, межбровье. Повторите несколько раз. 2. Следующее упражнение отличается от предыдущего только положением прямых рук на уровне плеч: одна рука направлена в сторону, а другая – вперед. Таким образом, взгляд перемещается под половинным углом. Повторите симметрично в другую сторону. Помните: голова и руки неподвижны, а перемещается только взгляд. 3. В прежнем положении вытяните прямые руки, положив кулаки на колени и оттопырив вверх большие пальцы. Посмотрите на большой палец правой руки и, не сводя с него взгляда, поднимите руку вверх до такой высоты, чтобы палец еще оставался в поле зрения без подъема головы. Затем опустите руку на прежнее место, переведите взгляд на большой палец левой руки и повторите движение вверх-вниз. Подобные упражнения хорошо известны окулистам с небольшими вариациями: так, доктор Агарвал в качестве точки сосредоточения взгляда вместо отведенного большого пальца предпочитает использовать зажатый в кулаке карандаш. Последовательность, предложенная им, такова: вперед-назад, по окружности, по контуру S, по контуру Z, слева направо. При этом он считает нужным поворачивать голову и даже тело вслед за взглядом, а также постоянно мягко моргать. После каждого отдельного движения требуется делать свингинг (см. далее), то есть качание из стороны в сторону, а после завершения обязательно пальминг. Для глаз он играет ту же роль, что и Шавасана для тела после практики асан: а именно, при закрывании глаз ладонями происходит собирание и сохранение энергии, выработанной глазами во время движения. Если вы проведете пальминг, то результат тренинга закрепится, а иначе эта энергия безвозвратно развеется в пространстве, ослабив ваши глаза. Комплекс «Поклонение солнцу» Если следовать обычному построению практики, то после разминки или в качестве таковой чаще всего следует классический комплекс «Сурья-намаскар», или «Поклонение солнцу». Такой порядок вполне логичен: эта короткая последовательность движений включает в действие все тело, но не представляет собой особой сложности. Для восстановления зрения данный комплекс имеет двойной смысл: физический и символический. Поскольку он построен по принципу чередования наклонов и прогибов, то здесь усугубляется воздействие на весь позвоночник, включая шейный отдел, а также производится мягкая подготовка к освоению перевернутых асан. При совмещении комплекса с мантрами, обращенными к солнцу – источнику света, дарующему возможность видеть этот мир, происходит энергетическая подзарядка непосредственно от небесного светила, особенно если выполнять его на восходе. Итак, всегда при выполнении комплекса внимание должно быть сосредоточено на «солнце» в межбровье, отражающем суть ритуального действия: поклоняться – значит уподобляться! У этого универсального комплекса существует множество вариаций в разных школах йоги, но для цели улучшения зрения подобные отличия не слишком существенны. Агарвал приводит один из самых распространенных вариантов, принятый в шивананда-йоге, и мы последуем его примеру. Однако, если вы встретите другие описания, не упускайте случая обогатить набор освоенных вами техник. 1. Встаньте прямо, соединив стопы вместе, сложите ладони перед грудью и расслабьтесь. Дыхание нормальное. 2. Со вдохом поднимите прямые руки над головой, разведя ладони на ширину плеч, и мягко прогнитесь назад, растягивая все тело и руки по одной плавной дуге. 3. С выдохом наклонитесь вперед, складываясь пополам в тазобедренных суставах (ноги прямые, спина прямая), и поставьте ладони по обе стороны от стоп. Если вам не хватает гибкости, то обхватите руками ноги там, докуда способны дотянуться, и мягко подтягивайте тело к ногам, стараясь положить живот на бедра, а не пытаясь коснуться лбом коленей. 4. Со вдохом отставьте правую ногу назад настолько далеко, насколько возможно. Опираясь на ладони, прогнитесь по дуге от стопы задней ноги до макушки головы. Взгляд направлен предельно вверх, помогая заводить голову назад. 5. С выдохом приставьте левую ногу к правой, поднимите вверх таз и опустите голову к полу между прямыми руками. Постарайтесь, чтобы поза напоминала треугольник с вершинами в прижатых к полу пятках, основаниях ладоней и копчике. Задержитесь в этом положении на несколько дыхательных циклов. (Обратите особое внимание на эту позу – она может служить заменой стойки на голове, поскольку верхняя половина тела оказывается в перевернутом положении.) 6. С очередным выдохом опустите на пол сначала колени, потом грудную клетку, а затем подбородок. Не смещайте при этом ни ладони, ни стопы – они прочно прижаты к полу. Таз остается приподнят над полом, а взгляд направлен вверх – к солнцу. Собственно, это и есть ключевая поза «Поклонения…», при выполнении которой можно, наоборот, опустить лоб на пол и закрыть глаза. Задержитесь в этом положении на несколько дыхательных циклов. 7. С очередным вдохом выпрямите руки, вытягивая все тело по дуге от пяток до макушки. Задержитесь в этом положении на несколько дыхательных циклов. После этой позы все движения повторяются в обратном порядке. Сурья-намаскар. Повтор 5 (выдох). Повтор 4 (вдох), но теперь вперед выводится правая нога. Повтор 3 (выдох). Повтор 2 (вдох). Повтор 1 (выдох). Обычно выполняют подряд 12 циклов «Сурья-намаскара», а в качестве отдельной практики число повторов доводится до 108 при повторении мантры «Ом Сурьяя намаха». Душевный настрой и состояние сознания имеют огромное значение, ибо это по сути богослужение – поклонение богу Сурье, нетленному Оку Брахмы, обозревающему всю Вселенную. В своем микрокосме вы создаете образ и подобие этого Ока: внимание сосредоточено в точке между бровями, а оттуда распространяется по всему телу, отслеживая малейшие внутренние ощущения. В идеале вы схватываете все тело одним «объемным» взором и удерживаете его в границах самосознания на протяжении всех движений. Осознанность намного важнее внешней безупречности формы, и если даже такая простая последовательность поначалу покажется вам сложной, при желании вы можете чередовать всего два движения, выбрав положения 2 и 3 (прогиб назад и наклон вперед) или 5–7 (в таком случае промежуточная поза «смазывается», и во втором положении не следует опускать колени на пол). На основе «Сурья-намаскара» возможны разработки вариаций личного комплекса, но для этого вы должны не просто освоить отдельные асаны, а разобраться в принципах их сочетания. Главное, чтобы любой из таких комплексов сохранял и развивал основную идею – раскрытие внутреннего видения. Перевернутые позы как панацея В йоге существует множество асан, которые условно относятся к нескольким группам по воздействию на тело: растяжки, скрутки, балансы и т. п. Но совершенно особый тип представляют собой так называемые перевернутые позы, в которых ноги оказываются выше головы. Освоение именно этих асан важно для восстановления хорошего зрения, поскольку кровь приливает к голове необыкновенно мощным потоком, обогащая глаза кислородом и питательными веществами. Однако будьте осторожны – не считайте перевернутые позы панацеей от всех глазных болезней. Так, при повышенном глазном давлении они строго противопоказаны, равно как и при любых физических повреждениях глаз. Даже при сильно ослабленном зрении нужно соблюдать умеренность в их выполнении, чтобы давление не оказалось чрезмерным. Кроме того, все они создают избыточное давление на шею, а добиться улучшения кровообращения можно и с помощью асан другого типа, например силовых или скруток. Тем не менее все классические рекомендации специалистов по йога-терапии признают перевернутые позы, особенно стойку на голове, важнейшими для восстановления зрения. Вот почему ниже будет рассмотрена только эта группа асан, хотя они должны быть встроены в некий комплекс, позволяюший равномерно проработать все тело, без акцентов на отдельные части и органы. Для начинающих предложу варианты замены даже основных асан. Стойка на голове, или Ширшасана, – королева асан, по признанию йогов, ибо перенаправляет все потоки в обратную сторону, позволяя сублимировать сексуальную энергию и накапливать преобразованную тонкую энергию (оджас) в центре головы. Таким образом глаза получают не только материальную, но и энергетическую подпитку. Интересно, что в разных стилях приняты различные способы постановки головы, отчего зависит также и воздействие позы на глаза. В шивананда-йоге точкой опоры выступает граница лба и волосяного покрова, при этом давление приходится в большей мере на лоб, а шея оказывается несколько изогнутой. В айенгар-йоге считают такую постановку неправильной, поскольку давление на лоб блокирует «третий глаз» и активизирует фронтальный мозг, что мешает расслаблению, а изгиб шеи создает блок, который препятствует крови и энергии опускаться в голову. Правильным считается устанавливать голову строго на макушке, но не на родничке, что может быть очень опасно. Доводы айенгаровцев представляются разумными и при терапевтических целях практики, сводящихся к улучшению зрения. Конечно, давление на глаза будет избыточным, если вес тела будет приходиться на лоб, и вы можете применять этот способ скорее для тренировки здоровых глаз, нежели для укрепления ослабленных. Единственный аргумент в пользу такого варианта – проще сохранять равновесие, однако и он не выдерживает критики: равновесие удерживается за счет усилия рук, на которые должен приходиться почти весь вес тела, а макушка в идеале лишь касается пола, что позволяет сохранить в целости и шею, и глаза, не лишив их в то же время благоприятного воздействия перевернутого положения тела. Ширшасана. Сядьте на колени на коврик, сплетите пальцы в замок и положите руки перед коленями так, чтобы они образовывали правильный треугольник: расстояние между локтями равно длине предплечья. Установите макушку головы между ладонями, выпрямите ноги и постепенно подходите стопами к голове настолько близко, насколько позволяет гибкость. Наконец перенесите вес тела на руки и плавно поднимите вверх прямые ноги, если у вас достаточно развит брюшной пресс. В противном случае согните ноги в коленях и сначала подтяните их к тазу, а затем, убедившись в устойчивости тела, медленно выпрямите обе ноги вверх. Не рекомендуется выпрямлять ноги по одной, ибо это нарушает симметричность позы, а значит, и равновесие. В стойке на голове ни в коем случае не пытайтесь поправлять положение точки опоры, рискуя свернуть себе шею: если вы почувствуете смещение от правильного положения, то выйдите из позы, установите макушку заново и снова выполните асану. В период удержания позы помните: руки все время отталкиваются от пола, снимая нагрузку с шеи. Если у вас недостаточно сильные плечи, то выполнять стойку на голове рано! Ширшасана. Что же делать, если стойка на голове оказывается запредельной даже при выполнении ее возле стены? Как мы уже отмечали в комплексе «Сурья-намаскар», подобный эффект дает положение 5, которое называется Адхо-мукха-шванасана, или «собака мордой вниз». Напомним, что тело представляет в этой асане треугольник, так что стопы и ладони стоят на полу на значительном расстоянии, а копчик оказывается вершиной, от которой отходят две прямые стороны. Точно так же, хотя еще слабее, действуют и наклоны вниз из положения стоя: Падахастасана (ноги вместе) и Прасарита-падоттанасана (ноги широко расставлены в стороны). Преимущество этих поз состоит в том, что нет никакого риска повредить шею, а недостаток – в слабости воздействия, наклон вниз осуществляется от пояса, поэтому и приток крови не столь сильный. При подобной замене вам придется удерживать позу гораздо дольше, чтобы получить желаемый эффект. Сюда же можно добавить Шашакасану (заячьи уши): встаньте на колени, поставьте голову перед коленями на пол и поднимите таз как можно выше вверх. Другой компромиссный вариант – подъем ног выше головы, которая остается на уровне тела. Такова, например, Шалабхасана, или «Саранча»: лежа на животе и вытянув руки вдоль тела для опоры, поднять прямые ноги вверх. И наконец, самый щадящий вариант: лечь на спину, подтянуть таз вплотную к стене и поднять прямые ноги на стену, при желании подложив под таз валик, чтобы приподнять нижнюю часть тела. Павана-муктасана. Вы можете ограничиться комплексом «Очищающий огонь освобождения», в котором эффект переворачивания очень слабый. Лягте на спину, вытянув ноги и положив прямые руки вплотную к телу. Согните одну ногу в колене, подтяните его к груди руками, плотно прижмите бедро к животу. Со вдохом приподнимите голову так, чтобы коснуться лбом колена, и задержите дыхание как можно дольше, оставаясь в этом положении, а затем с выдохом опустите на пол сначала голову, а потом и ногу. Повторите то же самое с другой ногой. И наконец повторите упражнение с подтягиванием обеих ног. Данная серия движений рекомендуется Свами Шиванандой при любых глазных болезнях, ибо она прекрасно очищает кишечник, а о зависимости глаз от состояния органов пищеварения, особенно печени, мы уже упоминали выше. Павана-муктасана. Другой тип перевернутых асан – с опорой на плечи, которые по своему терапевтическому воздействию немногим уступают стойке на голове, зато гораздо проще в выполнении и доступнее при дополнительных проблемах со здоровьем. К ним относятся хорошо известные многим из вас позы: Сарвангасана («Свеча») и Халасана («Плуг»), а также Випарита-карани-мудра (символ перевернутого действия). Во всех этих позах присутствует давление на шею, хотя и не столь сильное, ибо вес тела приходится в большей мере на плечи, а не на локти. Но самое важное – это естественное возникновение так называемого «шейного замка» – Джаландхара-мудры, который будет осваиваться отдельно в Пратьяхаре. Суть его в том, что подбородок плотно прижимается к груди, перекрывая утечки энергии со стороны горла, тогда как поступление энергии по каналам внутри шейного отдела позвоночника продолжается беспрепятственно. Именно этим все асаны с опорой на плечи отличаются от стойки на голове. Вот почему они гораздо лучше подходят для йога-терапии, тогда как Ширшасана относится скорее к тренировочной практике. Для улучшения зрения лучше использовать стойки на плечах, а для развития видения – стойку на голове. Эти асаны проще всего выполнять вместе в приведенной ниже последовательности. Халасана. Лягте на спину, поднимите прямые ноги вверх до прямого угла, а затем поднимите туловище и заведите ноги за голову, пока пальца не коснутся пола. Вы можете помогать себе руками, поддерживая спину или создавая усилие давлением прямых рук в пол. В окончательном положении есть два варианта: либо вы беретесь руками за стопы, замыкая контур асаны, либо сцепляете пальцы рук в замок, оставляя их на полу за спиной. В любом случае тело должно быть строго вертикальным, а весь вес – приходиться на плечи. Если пальцы ног не дотягиваются до пола от недостатка гибкости в поясничном отделе, не пытайтесь согнуть еще больше шею, а подложите что-нибудь под стопы либо упритесь ими в стену на нужном вам уровне высоты. Если же у вас прекрасная гибкость, вы можете усугубить эту асану, перейдя в Карна-пидасану: после касания пальцами ног пола согните ноги так, чтобы зажать голову между коленями, а голени плотно прижать к полу. Но даже в этом положении вес тела не должен переваливаться на шею, поэтому добросовестно оцените свою гибкость и, если ее недостаточно, откажитесь от экспериментов. Халасана. Сарвангасана. Находясь в Халасане, подставьте ладони под лопатки, уперевшись локтями в пол на расстоянии плеч. Плавно поднимите вверх прямые ноги – желательно вместе, но можно и по отдельности. Постарайтесь вытянуть все тело от плеч до пяток вверх, причем тянуться лучше именно пятками, а не носками, как иногда советуют, ибо так намного проще добиться прямой линии тела. Шея должна быть замкнута, но не зажата, а вес тела по-прежнему должен оставаться на плечах. Буквально название асаны означает «поза для всех членов тела», т. е. считается, что при выполнении этой асаны задействованы все части тела, а значит, каждая из них получает свою пользу. В этой асане есть немало вариантов для продвинутых практикующих со сменой положения рук: положить прямые руки на пол, сцепив польцы в замок, либо поднять прямые руки вверх, прижав к бокам и удерживая равновесие только с опорой на плечи. Кроме того, вы можете разводить ноги в стороны либо поочередно опускать одну прямую ногу на пол, добавляя к асане растяжку. Все динамические вариации способствуют усилению кровообращения. Сарвангасана. Випарита-карани-мудра. Находясь в Сарвангасане, сместите точку опоры спины на ладони от уровня лопаток до уровня поясницы. В итоге таз покоится на основаниях ладоней, пальцы рук обращены в стороны или назад (в разных стилях хатха-йоги), а предплечья перпендикулярны полу, прямые ноги служат продолжением этой прямой линии вверх. Таким образом, в районе живота образуется дополнительная «ступенька», замедляющая приток крови к голове, хотя в этой позе шея достаточно открыта для его беспрепятственного доступа к глазам. Считается, что эта поза способствует обращению хода времени и общему омоложению организма. Випарита-карани-мудра. Выход из последней позы может быть простым – путем плавного опускания спины на пол, а может послужить переходом к следующей асане посредством опускания стоп на пол и выпрямления ног. Тогда вы окажетесь в «мосте» с опорой поясницы на ладони. Но если вы чувствуете себя достаточно комфортно в Випарита-карани-мудре, то рекамендуется удерживать ее как можно дольше, а при желании усилить воздействие – добавить динамические вариации. Простейшее движение, которое можно совершать в этой асане, – отводить прямые ноги от себя до тех пор, пока они не образуют с телом прямую линию, а после возврата в вертикальное положение – притягивать прямые ноги к телу под тем же углом. Амплитуда такого маятника может быть и меньшей, если у вас слабые брюшные мышцы. Гораздо важнее для «прокачки» тела совмещать эти движения с дыханием: вдох – от себя, выдох – к себе. Насколько эта техника эффективна, вы почувствуете сами очень скоро, причем непосредственно глазами, к которым хлынут мощные потоки крови и энергии. После такого форсированного воздействия, разумеется, необходимо общее расслабление. Обратите внимание: при выходе из всех перевернутых поз следует задержаться в одной из лежачих поз на расслабление, которая наиболее органична, а не сразу принимать нормальное вертикальное положение. Расслабление: от глаз – и до глаз
Напомним, что между расслаблением тела и хорошим зрением, согласно Бейтсу, существует прямая связь, и, как утверждают йоги, зависимость эта обоюдная. Состояние всего тела зависит от степени напряженности глаз, которое незамедлительно сказывается на состоянии мозга, ведь глаза тесно связаны с ним, вслед за тем в голове возникает хаос из спутанных мыслей, отчего самопостижение становится невозможным. Глаза – зеркало ума, и если вы сбиты с толку, ваш взгляд теряет направленность, начинает бегать туда-сюда, вы часто моргаете или щуритесь, пряча глаза от окружающих. Практика йоги, включая выполнение асан, предназначена для самосозерцания и постижения Самости. Если глаза напряжены, то асаны выполняются не столько телом, сколько умом, т. е. вместо расслабления и наблюдения за собой вы начинаете прикладывать усилия, чтобы «вогнать» тело в совершенную позу, присутствующую в воображении. Ошибка здесь та же самая, что и при усилии видеть, как отмечал Бейтс: здоровый глаз не напрягается в усилии рассмотреть что-то, а пассивно воспринимает явленное. Практика асан позволяет связать видение с чувствованием тела, развивая внутреннее видение, когда взгляд обращен вовнутрь, хотя глаза остаются открытыми и восприимчивыми. Конечно, связь расслабления глаз с безупречным владением телом проще всего заметить при освоении асан, предназначенных специально для расслабления в положении лежа, когда глаза закрыты и взгляд полностью обращен внутрь тела. Шавасана. Лежа на спине, отведите ноги и руки от центральной оси примерно на 45°, открыв подмышки. Самое главное – проследить за выпрямлением позвоночника, для чего можно сделать дополнительные телодвижения. Нижний изгиб убирается, если вы сгибаете ноги в коленях, поставив стопы возле таза, приподнимаетесь на локтях и, упираясь ими в пол, вытягиваете поясничный отдел позвоночника и прижимаете его к полу, а затем поочередно выпрямляете ноги под указанным углом. Далее нужно опуститься на спину и, для того чтобы убрать верхний изгиб, взяться за затылок руками, потянув голову вверх, а затем постепенно прижать к полу шейный отдел позвоночника. И наконец нужно скрестить руки, обхватить ими плечи и распластать по полу грудной отдел позвоночника, после чего развести руки под тем же углом. Глаза закрыты, дыхание естественное. Внимание равномерно распределено по телу, одновременно создавая и воспринимая изнутри состояние полнейшего расслабления. Шавасана. Йога-нидра – «йогический сон». Обычно проводится в Шавасане и предназначается для глубинного расслабления в течение 10–20 минут, которое достигается путем «сканирования» всех частей тела в определенном порядке, чаще всего от стоп до макушки головы. Йога-нидра – это состояние бессонного сна, когда вы находитесь на границе между сном и бодрствованием. В данном состоянии тело и ум совершенно расслаблены, а сознание остается активным. Посредством практики Йога-нидры физическая усталость полностью снимается, она дает отдых не только телу, но и уму. Нужно проверить положение тела, чтобы в нем не происходило никаких движений, сознательных или бессознательных. Вы должны сохранять бдительность, приказав себе оставаться в состоянии бодрствования. Расслабление – самый важный фактор: тело спит, ум отдыхает, а сознание действует. Установка на расслабление присутствует при выполнении любой асаны, поэтому завершающая Шавасана лишь закрепляет данное состояние. К релаксационным асанам относится не только Шавасана – поза трупа (на спине), но и Макарасана – поза крокодила (на животе), а также Дарникасана – поза младенца (в положении сидя). Довольно удобно выбирать соответствующую релаксационную асану в зависимости от того, после какой основной вам необходимо расслабиться. Кроме того, в качестве асан для расслабления можно выделить позы в положении сидя – так называемые медитативные асаны. При правильном выполнении они позволяют полностью расслабить верхнюю часть тела, сохраняя собранность и устойчивость в нижней. Подобные положения годятся не только для медитации, но и для любой интеллектуальной работы, например чтения. Если вы считаете нужным смотреть видео, то совмещайте это сомнительное по своей важности занятие хотя бы с привыканием к позе лотоса (но не с ее освоением, которое требует полного внимания). А если вы работаете дома – на телефоне или за компьютером, никто не мешает вам оборудовать рабочее место так, чтобы вы могли менять в процессе различные сидячие асаны. Если же подобные проекты кажутся совсем утопичными (хотя я, например, читаю чаще всего в Бхадрасане), вы можете приучать тело к правильному положению во время практики, чтобы оно после удерживало его «по привычке». Особенно важны здесь прямая спина, расслабленные и опущенные плечи, вытягивание позвоночника вверх, чтобы голова была словно подвешена за макушку. Асаны со скрещенными ногами усложняются в таком порядке: Сукхасана, Сиддхасана, Ардха-падмасана, Падмасана. Чтобы определить для себя наиболее подходящую, попробуйте принимать их именно в такой последовательности. Не пытайтесь сразу сесть в позу лотоса, но используйте подготовительные упражнения. Основное условие нахождения в лотосе – раскрытие бедер, которое происходит постепенно при направленной работе. Если бедра удается развернуть, а стопу обратить подошвой вверх, то при сгибании ноги не оказывается давление на колено, ибо в таком случае сгиб происходит изначально в нужной плоскости и стопа укладывается на противоположное бедро. Но поскольку нужно не просто принять позу лотоса, а пребывать в ней, лучше делать это, когда нахождение в предыдущих позициях уже не представляет никакой сложности. Даже если вы в состоянии принять позу лотоса, лучше не форсировать ее выполнение, пока тело еще не разработано: вы рискуете получить микротравму в коленях, которая скажется впоследствии. Имеет смысл заново проверять свои возможности в каждой из асан в приведенном порядке, ибо по мере практики граница удобства будет сдвигаться все дальше по направлению к Падмасане. Очевидно, в Сукхасану (по-турецки) может сесть каждый, особенно если воспользоваться подушкой, чтобы таз оказался несколько выше стоп. При наличии серьезных проблем с позвоночником, не позволяющих сидеть на полу с прямой спиной, следует обратиться к специальной литературе и опытному инструктору. Техника освоения Падмасаны. Повторите все асаны, постепенно раскрывающие бедра, в указанной выше последовательности, проделав в каждой из них по 3–5 скруток в каждую сторону, что займет всего несколько минут, но предохранит от дальнейших осложнений. Скручивание может быть более или менее глубоким: после полного вытягивания спины вверх одна рука кладется на противоположное колено, а другая заводится за спину и упирается в пол либо охватывает из-за спины противоположное бедро. Голова всегда следует за поворотом плеч: сначала скручивается спинной отдел позвоночника, а затем шейный, и в таком же порядке происходит раскручивание. Когда вы доходите до предельной на данный момент асаны, которую нетрудно принять, но трудно долго удерживать, нужно вернуться к предыдущей асане для длительной работы. Например, если вы способны ненадолго сесть в позу лотоса и без напряжения сделать несколько скручиваний, то работать нужно все-таки в полулотосе. Сиддхасана. Ардха-падмасана. Падмасана. Как всегда, если вы не в состоянии что-то выполнить, значит, вы просто можете сделать что-то другое. Простейшая замена асан со скрещенными ногами – Бхадрасана: в положении сидя сомкните стопы и подтяните их вплотную к промежности, разведя колени как можно шире в стороны. В идеале колени должны опуститься на пол, но не в этом суть. Самое главное, что энергетические каналы ног замыкаются путем соединения стоп и энергия не рассеивается из нижней части тела, а перенаправляется вверх – к глазам. Конечно, при этом не происходит такого жесткого замыкания области промежности, как в Падмасане, но зато удерживать такое положение, особенно сидя спиной к стене, можно воистину часами. Другой вариант замены – Вирасана: сначала вы просто садитесь на колени, опустив таз на пятки (такова Ваджрасана), а затем пробуете сесть между пяток, отведя руками икроножные мышцы в стороны. Если это затруднительно, нужно подложить что-нибудь под ягодицы и с каждым разом постепенно уменьшать высоту опоры. В целом довести до совершенства данный вариант обычно проще, чем позы со скрещенными ногами, и в нем легче удерживать выпрямленную спину. Как бы там ни было, привычка к выравниванию тела по вертикали с опорой на горизонтальное основание сохранится у вас даже при сидении на стуле. И в таком случае все требования врачей к правильной позе при чтении и работе за компьютером будут выполняться сами собой, ибо они в точности совпадают с требованиями йогов к совершенной позе для медитации. Бхадрасана. Вирасана. Ваджрасана. Пранаяма – «дыхание глазами» Дыхание служит мостом между телом и разумом, причем, как известно, тело дышит всей поверхностью кожи, и для глаз приток свежего воздуха тоже чрезвычайно важен. Пранаяма – это искусство управления дыханием, которое позволяет сонастраивать сознательные и бессознательные процессы в теле. С помощью пранаямы можно оказывать на глаза очень мягкое, но проникновенное воздействие, не столько преображая их физиологически, сколько подстраивая функционально. Пранаяма позволяет сменить режим видения изнутри, хотя эта смена и продиктована внешними обстоятельствами. Если при выполнении асан преобладало именно созерцание, позволяющее обозревать тело снаружи и изнутри, то во время пранаямы важнее слушать вибрации разума, а видение должно быть сонастроено со слухом. Вот почему при занятиях пранаямой глаза чаще всего рекомендуется закрывать: глаза «дышат» в соответствии с общим ритмом, в котором пульсирует все тело. Различные дыхательные техники подходят для того, чтобы «пробудить» глаза поутру, поддерживать в активном состоянии в течение дня и расслабить вечером перед сном. Предлагаю вам примерную схему, как можно поддерживать видение в нужном режиме в разное время суток, когда глазам приходится «дышать» ускоренно или замедленно в зависимости от обилия впечатлений и условий восприятия. Капалабхати для раннего утра Поутру бывает трудно «продрать» глаза, и даже промывание холодной водой не всегда помогает. Капалабхати – это интенсивное энергетическое «промывание черепа» изнутри, захватывающее также глазницы. Дыхание в быстром ритме позволяет быстро включить зрение и осознание, чтобы приступить к повседневной деятельности. После такой «прокачки» вы не будете «досыпать» в транспорте, натыкаться на прохожих, опаздывая в итоге на работу и пробираясь к своему месту, искоса виновато поглядывая на сослуживцев. Вы также не забудете дома ни одной нужной вещи, ибо с самого раннего утра взгляд будет схватывать все вокруг с поразительной точностью. Однако не перестарайтесь: с непривычки после капалабхати может подскочить давление, так что глаза начнет «ломить» от поднимающегося снизу вверх потока энергии. Для страховки после каждого цикла пранаямы встаньте прямо, закройте глаза и прижмите подбородок к груди, не наклоняя голову вниз. Тогда «горловой замок» несколько смягчит «энергетический всплеск», и до глаз он докатится уже мягкой волной. Я сама каждое утро начинаю именно с Капалабхати и считаю эту технику «социально незаменимой», когда нужно моментально включиться в деловую активность, сразу все видеть и понимать. Техника выполнения. В положении стоя, прочно уперевшись руками в колени полусогнутых ног, вы резко выдыхаете животом через нос, а потом отпускаете мышцы и позволяете произойти естественному вдоху. Выдохи повторяются в быстром темпе в течение периода, пока вы чувствуете себя комфортно. Затем делается пауза, после которой начинается новый период, и так несколько раз. В некоторых школах эта техника называется Бхастрикой. После освоения Капалабхати вы можете перейти к выполнению настоящей Бхастрики, когда усиленно делается не только выдох, но и вдох, к тому же дыхание сопровождается быстрым движением рук. В положении сидя или стоя сожмите пальцы в кулаки, согните руки в локтях так, чтобы кулаки оказались на уровне плеч. Со вдохом резко выпрямите руки вверх, растопырив пальцы, а с выдохом подтяните руки к плечам, снова сжав кулаки. Также повторите несколько циклов произвольной длины, ориентируясь на внутренние ощущения. Ситкари для знойного полдня В Индии, как известно, очень жарко, поэтому не удивительно, что среди дыхательных техник многие направлены на охлаждение организма, и прежде всего головы. В умеренном климате это не столь актуально, однако «перегрев» можно понимать и как перевозбуждение нервной системы, связанное с напряжением или раздражением глаз. Охлаждение головы всегда приносит общее успокоение, а охлаждение глаз гораздо эффективнее, когда оно проводится изнутри, а не снаружи. С этой целью хорошо проводить очищение джала-нети холодной водой, которая протекает через носоглотку, остужая глазные нервы. Однако необходимость в такой процедуре чаще возникает в разгар рабочего дня, когда пить воду носом не слишком удобно, а вот «пить охлажденный воздух» намного проще. Конечно, для выполнения пранаямы тоже нужны определенные условия, но на это и существует обеденный перерыв, который вы можете посвятить самовосстановлению. Но ни в коем случае не пытайтесь заниматься пранаямой в прокуренном помещении, в котором даже просто находиться весьма неполезно для ваших глаз, равно как и пыльная улица не место для выполнения дыхательных упражнений. Если в офисе нет комнаты для отдыха, постарайтесь найти пустой холл или тихий дворик, где ваши глаза могут отдохнуть от мелькания лиц и яркого света ламп. Я приведу простейшие техники для охлаждения глаз изнутри, хотя в действительности их немало. Кроме того, обе они избавляют от голода и жажды, так что не бойтесь посвятить пранаяме часть обеденного перерыва. Техника выполнения. В положении сидя приоткройте рот, поднеся кончик языка к образовавшемуся отверстию, и втяните воздух со слабым звуком «С-С-С-С-С», отчего по языку внутрь головы заструится прохлада. Сомкните губы и задержите дыхание, пока охлаждение не достигнет глаз, а затем медленно выдохните через нос. Повторите нужное вам число раз, чтобы получить желаемый эффект. Поскольку вдох осуществляется через рот, разумеется, воздух в помещении должен быть достаточно чистым, иначе лучше воздержаться от выполнения этой пранаямы. Если на вас никто не смотрит, вы можете перейти к выполнению Ситали, которая отличается только тем, что язык свертывается трубочкой и слегка высовывается промеж округленных губ. Тогда при втягивании воздуха сквозь образованное отверстие охлаждение языка оказывается более интенсивным. Сурья-бхедана для ясного дня Если исключить пики солнечной и деловой активности, то в течение дня нам нужно ровное рабочее состояние. Для того чтобы его поддерживать, можно периодически выполнять пранаяму, которая активизирует в теле канал «солнечной» энергии, питающей также и глаза. Этот канал – Пингала – проходит с правой стороны от позвоночника, начинаясь в области копчика и завершаясь в области носа. Симметрично ему вдоль левой стороны проходит «лунный» канал – Ида, который имеет смысл включать в действие перед сном и обычным отдыхом, а также для успокоения при избыточном возбуждении. Энергия, проходящая по срединному каналу – Сушумне, уравновешена и создает идеальное состояние для медитации, но оно редко подходит для рабочей обстановки даже в интеллектуальной среде. Поскольку Пингала проходит по всему телу, энергия равномерно распределяется по всему организму, поддерживая системы в тонусе. Речь идет не о пиковом напряжении, а о постоянном умеренном рабочем состоянии, поэтому пранаяму можно проводить по пять минут по необходимости в течение дня прямо на рабочем месте. Разумеется, пребывание на высоком уровне активности потребует от вас сменить режим вечером, иначе вы рискуете «перегреться». Если ваши глаза начали утомляться от напряжения совсем рано, вы можете применить охлаждающие техники, приведенные выше, либо намеренно перевести энергию в «лунный» канал, а перед сном обязательно проделать нади-шодхану, чтобы вернуть тело в уравновешенное состояние и расслабить глаза. Техника выполнения. В положении сидя на стуле, лучше в одной из медитативных поз, проверьте, чтобы ваш позвоночник был выпрямлен, а голова держалась ровно. Зажмите левую ноздрю и сделайте медленный вдох через правую, мысленно проводя воздух по правой стороне позвоночника до самого копчика. Затем прижмите подбородок к груди, сделав «горловой замок», и задержите дыхание, сохраняя концентрацию в нижней части тела. Когда вы почувствуете тенденцию к обратному движению энергии, зажмите правую ноздрю и сделайте такой же медленный выдох, проводя внимание по левой стороне позвоночника снизу вверх. Итак, вы повторяете все время: вдох справа – выдох влево. Соответственно, если вам нужно активировать «лунный» канал, то вы делаете все наоборот: вдох слева – выдох вправо. Если вы окружены людьми и не в состоянии зажимать ноздри, достаточно использовать любую минутную паузу, чтобы проделать пранаяму с помощью одного лишь мысленного сосредоточения. Омкара для глубоких сумерек Техника пения «Ом» относится к мантра-йоге, хотя частично здесь присутствует управление дыханием, поэтому один из моих индийских учителей хатха-йоги органично включал ее в вечерний цикл пранаямы. Вы можете считать ее факультативной, в некотором роде больше пригодной для получения удовольстия, хотя воздействие ее очень благотворно для глаз. Дело в том, что здесь выдох совмещен со звучаним, которое представляет собой гармонизирующую вибрацию. Эта волна энергии с постепенным изменением частоты звука медленно проводится снизу вверх – от солнечного сплетения до центра головы. Таким образом, на завершающем этапе вся энергия в наиболее утонченном и очищенном состоянии концентрируется в области глаз, излучаясь оттуда в окружающее пространство и создавая вокруг головы мощный защитный экран. Пение лучше всего проводить в комнате с мягким освещением, в кругу семьи или среди друзей либо в полном одиночестве. Если ваши близкие захотят принять в этом участие, то эффект будет намного сильнее, создавая поле чистого света не только вокруг вас, но и во всем доме. К тому же вам будет проще расслабиться и закрыть глаза, когда не нужно наблюдать за тем, что делают остальные. При желании вы можете намеренно направлять энергию к глазам или в межбровье, накопливая ее в «третьем глазу». Эта энергия видения пригодится вам на следующий день, когда глазам снова придется много работать. Техника выполнения. Сидя в медитативной позе, проверьте, чтобы ваш позвоночник был выпрямлен, а голова держалась ровно. Закройте глаза и сосредоточьте внимание в центре груди, где находится сердечная чакра. Сделайте глубокий вдох и на одном долгом выдохе пропойте «А-У-М», смещая при этом внимание от сердца к глазам так, чтобы звук «А» раздавался в груди, звук «У» – в горле, а звук «М» (уже при сомкнутых губах, наподобие внутреннего эха) – в межбровье. Подождите, пока звучание внутри тела замрет, сделайте несколько обычных вдохов-выдохов, а затем повторите пение. Продолжительность такой мантра-пранаямы может быть различной, в зависимости от вашего состояния. Главное, чтобы вы почувствовали свои глаза восстановившимися после трудового дня и могли посвятить вечер любимым занятиям. Нади-шодхана для темной ночи Наконец, перед самым сном имеет смысл провести пранаяму, которая позволит вам выровнять состояние сознания и тела, чтобы сон был глубоким и спокойным. Для этой цели хорошо подходит Нади-шодхана (очищение каналов), которой также можно заканчивать практику асан перед расслаблением в Шавасане и проведением Йога-нидры (йогического сна). Конечно, вы можете воспользоваться и активизацией «лунного» канала, если вам трудно заснуть, но все же лучше привести себя в уравновешенное состояние с помощью Нади-шодханы. Примечательно, что именно в данную технику удобно встроить мягкое движение глазами с выписыванием «восьмерки», что позволит снять все напряжение глазных мышц – ваши глаза действительно будут полноценно отдыхать ночью. Оценить эффект пранаямы вы сможете очень быстро по изменению характера снов: скорее всего, вы просто перестанете их видеть, ибо сон станет гораздо глубже, нежели ранее. Движение глазами следует выполнять не как упражнение, а как массаж, т. е. без специального усилия, а мягко смещая глаза под веками, скругляя углы и не задерживаясь в крайних точках. Это движение должно приносить чувство облегчения и освобождения пространства внутри головы для беспрепятственного вращения глаз, а совмещение его с ритмом дыхания скоро позволит вам и вовсе производить перемещение взгляда не столько с помощью мышц, сколько путем перенаправления энергетического потока. Постепенно у вас возникнет ощущение, что глаза словно плавают на волнах вдоха и выдоха. Техника выполнения. Сидя в медитативной позе, проверьте, чтобы ваш позвоночник был выпрямлен, а голова держалась ровно. Суть Нади-шодханы сводится к тому, что вы вдыхаете через одну ноздрю, а выдыхаете через другую, а затем наоборот, попеременно зажимая ноздри пальцами. Причем дышать следует как можно медленнее, постепенно растягивая дыхательный цикл, и обязательно сохранять равную длительность вдоха и выдоха с каждой стороны. Схема полного цикла выглядит так: вдох слева – выдох вправо, вдох справа – выдох влево. Подключая к дыханию движение закрытых глаз, на вдохе слева вы направляете взгляд влево вверх, при выдохе вправо переводите взгляд по диагонали вправо вниз, а затем повторяете симметрично: на вдохе справа направляете взгляд вправо вверх, при выдохе влево переводите взгляд по диагонали влево вниз, замыкая контур взгляда вместе с завершением дыхательного цикла. Логика движения проста: взгляд всегда направлен в сторону открытой ноздри, при этом вдох требует взгляда вверх, а выдох – вниз. Дыхание помогает смотреть, а видение помогает дышать. Обратите внимание, что пранаяму следует проводить в положении сидя, и даже если вы сильно устали, то все же воздержитесь от дыхательных упражнений в положении лежа. Вы можете заранее приготовиться ко сну, оставить включенным лишь ночник возле изголовья и сесть на кровати, прислонившись спиной к стене (не холодной!). Когда пранаяма естественным образом начнет переходить в засыпание, вам останется лишь выключить ночник и сползти в постель. |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|