Писатели о Лескове

Современники недооценивали Лескова, называли его анекдотистом, фокусником слова. Они видели только то, в чем он был оригинален по сравнению с другими. Ни у Толстого, ни у Достоевского нет серьезных высказыва­ний об этом писателе. Написал он колоссально много. Это не только графомания - это талант. Лесков - создатель эпического жанра. Он очень силен как писатель-эпик.Горький один из первых понял Лескова. Он сетовал на то, что Лесковым не занимаются, он называл его «вол­шебником слова». Горький искал себя всю жизнь в поле­мике с большой литературой: трилогия «Детство», «В лю­дях», «Мои университеты» полемична. Детство другое (у Горького была только бабушка-поэт), отрочества нет, университета тоже нет. Молодая личность черпает знания и воззрения вне университета. Горький такой же невежда, как и Лесков, хотя Лесков более образован. Для Горького в Лескове многое открылось. Если у Достоев­ского все держится на остроте сюжета, психологии, катак­лизмах, у Толстого - на чувстве внутреннего спокойствия (когда оно нарушается, в душе героев не мир, а война), то у Лескова все держится на слове. Когда Горький писал «Город желтого дьявола», он понял, что ему не хватало слова, что главное в литературном искусстве - искусство слова, а Лесков - «Колумб слова». И. Северянин называл Лескова «прозеванным гением». Беллетристика 60-80-х годов, окружавшая Лескова 60-е годы XIX века, время, когда Лесков начал свою литературную деятельность, не располагало к художе­ственному творчеству. Процветают вульгарный материа­лизм: Писарев («Разрушение эстетики»), Чернышевский («Эстетические отношения искусства к действительно­сти»), Молешотт; практицизм: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта» («Отцы и дети» Тур­генева). Нужна не литература, а нечто другое. Еще в 40-е годы появляются физиологические очер­ки. Они были слишком фотографичны, не удовлетворяли новое время («Лоточница», «Извозчик»). Это не литера­тура, а физиология. Течение это в литературе получило название «натуральная школа». Физиологические очер­ки писали В.И. Даль, М.Ю. Лермонтов, В.Ф. Одоевский, И.А. Гончаров и др. В 60-е гг. появляется другой тип очер­ка, где на первое место выходит социальная проблемати­ка. В этом жанре пишут А.И. Левитов, Н.В. Успенский, Н.Г. Помяловский, Ф.М. Решетников, М.А. Воронов. Все они - бывшие семинаристы. Они принесли другие сюже­ты, другой язык. Для Лескова они важны как языкотвор­цы и как личности. Эти писатели стоят в одном ряду с Лесковым по манере письма и реакции на русскую жизнь. Ведь судьбу трудно отделить от творчества, где-то эти миры пересекаются. Н. Успенский - типичный разночинец. Это фигура драматическая, как и все разночинцы. Он не закончил семинарию, убежал оттуда.60-е гг. - эпоха реформ. Обещано много прекрасных свобод: освобождение крестьян, сокращение воинской службы, новый университетский устав, развитие про­мышленности. Н. Успенский описал это «блестящее» бу­дущее. В очерках «Сельская аптека», «Деревенская газе­та», «Вечер», «Обоз», «Бобыль» крестьяне показаны как пьяницы, идиоты, бездельники. Реакцией на произведе­ния Успенского стала статья Н.Г. Чернышевского «Не начало ли перемены? », где он пишет о том, что до сих пор показывали угнетенного мужика, а здесь он не страдаю­щий, а забулдыга. Когда-то Герцен писал, что мужик в кабак идет по­тому, что там он барин. Успенский возражает: его туда тянет, потому что он свинья. Русский мужик не страсто­терпец, а «пьяная рожа». Успенский беспощаден в изоб­ражении русского крестьянства, оно у него не вызывает сострадания. Чернышевский видел в этом начало анали­за, ответ на вопрос, что же такое деревня. Лев Толстой приглашал Успенского в яснополян­скую школу - «на какую-то дурацкую графскую затею », по словам последнего. Н. Успенский работал в яснопо­лянской школе учителем, но рассорился с Толстым. По­том поехал в Спасское к Тургеневу - и с ним рассорился. «Нас господа теперь не обманут. Теперь мы люди свобод­ные». Его судьба трагична. К.И. Чуковский в книге «Жизнь и творчество Николая Успенского» пишет, что этому человеку свойственно было не только писать: он и драматург, и актер, и кукольник. Успенский писал на рынке театральные пьесы, тут же изображал их и про­пивал плату. Он бродяжничал, играл на гармонике, рас­сказывал в трактирах за деньги биографии знаменитых русских писателей. Зарезался на глазах купца - перере­зал себе горло перочинным ножом близ Смоленского рын­ка в Москве.

Другой талантливый очеркист времени - А.И. Леви­тов. Это соперник Достоевского по таланту. Для Левитова все, что есть в России, - это горе (повести «Горе сел, дорог и городов»). Везде в его произведениях контрасты: вели­кодушие - и скаредность, роскошь - нищета. В очерке «Прекрасное, но падшее создание» он рисует проститут­ку с натуры. Впервые этот персонаж появился у Левито­ва, а не у Достоевского. Он показал жизнь городского дна, трущоб («Московские комнаты с небилью» и др.), судьбу разночинца-бедняка («Говорящая обезьяна» - эпизод из романа «Сны и факты»). О деревенской нищете пишет и Ф.М. Решетников. В повести «Подлиповцы» изображена тяжелая жизнь бур­лаков, превращающая их в дикарей, жизнь, где все све­дено к потребностям желудка.

Все это - фон для Лескова. Он начинал как публицист, переводил с английского, который не знал. В статье «О по­ложении рабочего класса в Англии» писатель замечал, что оно мало чем отличается от положения рабочего класса в России. Лесков писал очерки на злободневные темы - та­кое впечатление, что они написаны прямо для нашего вре­мени: о роли государства в проведении реформ, о положе­нии в деревне, о сельском сходе и сельской общине, о том, что такое голод. Это еще не Лесков под своей фамилией. Он подписывал статьи псевдонимом Стебницкий.








Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке