|
||||
|
Несколько мыслей в заключение Независимо от того, верите ли вы в Бога или нет, считаю, что нужно жить так, будто бы Бог есть. Существует два вида веры в Бога. Первый: Господи, верую, поэтому ДАЙ. Здоровья, богатства, дочери муж|, сыну детей. Это – вера огромного количества людей. Но есть иной вид веры: Господи, верую, поэтому ВОЗЬМИ. Ты УЖЕ дал так много, что я боюсь только одного: не успеть воспользоваться Твоими подарками. Такова была вера И. С. Баха и Рембрандта, Ахматовой и Пушкина. О творческом мышленииЯ думаю, что творческая способность – это возможность многозначного восприятия жизненных сфер, явлений, мыслей, событий и возможность передавать эту многозначность в образах созидания. В истории мышления существует немало мифов, указывающих на эту способность и формы ее проявления. Для нетворческого мышления вода, выливающаяся из ванной, в которую мы садимся, – всего лишь основание для переживаний, для Архимеда – вопрос. И вместо того чтобы, ругаясь, бежать за тряпкой, он задается ненужными (с точки зрения одномерного мышления) вопросами: “Почему вода вылилась, сколько воды вылилось, почему и что толкнуло вверх его (Архимеда) тело, погруженное в жидкость?” “С какой силой толкнуло?” То же – с яблоком и Ньютоном. Почему яблоко полетело вниз, а не вверх? Творческая личность не довольствуется положением вещей и пробует добраться до сути явлений. При этом проявляется многогранность восприятия, вплоть до парадоксов. А ведь “гений – парадоксов друг”. Необходимость поставить вопрос. Вопрос важнее ответа. Мы не можем добраться до истины, ибо не можем правильно сформулировать вопрос. Есть такая притча: Один ребенок приходит из школы домой, а папа его спрашивает: “Ты сумел правильно ОТВЕТИТЬ на все вопросы?” Другой ребенок приходит и его спрашивают: “Ты сумел правильно ПОСТАВИТЬ все вопросы?” И эта притча – о двух типах познания, из которых первый – пассивный, а второй – активный. Ведь когда вопрос поставлен, вступает в действие сократова выкладка на песке. О двух кругах познанияСократ рисует на песке два круга. Один – большой, а другой – маленький. Большой круг – знания Сократа, а маленький – его учеников. Все, что за пределами круга – незнание. Линии обоих кругов отделяют знание от незнания. Таким образом, у Сократа линия незнания больше, чем у его учеников. Творческий человек, поставив вопрос, вызывает этим миллионы новых вопросов. Появляющаяся многозначность изменяет картину вещей и явлений. И в этом случае творчество – это возможность переставить вопрос в иную плоскость, в иное измерение, где может существовать подобие ответа. Когда Мандельштам пытался определить форму “Божественной комедии” Данте, то понял, что литературоведение ему не в помощь. Он стал искать недостающую сферу познания. И... нашел: Кристаллография!!! При помощи этой науки он определил кристаллическую суть формирования творения Данте. Музыка же в этом смысле – не наслаждение просто, а измерение, которое может дать невербальные ответы на вопросы. Следующая стадия мышления – возможный перевод в вербальность. Таким образом, еще одна особенность творческой личности – умение действовать и соотносить разные сферы. И чем личность более творческая, тем этих разных сфер больше и тем они полярнее. Давид Юм в “Трактате о человеческой природе” написал: “Человеческий ум обладает способностью соединять все идеи, между которыми не наступает противоречия”. Таким образом, знаменитый символ нелепицы: “в огороде – бузина, а в Киеве – дядька” – не бессмыслица, ибо предлагает много толкований. От бытовых до философских. Давайте попробуем творчески поработать над этой нелепицей. Сколько различных вариантов толкования мы можем найти? Вариант первый: отлынивание от работы Дядька вместо того чтобы заниматься огородом, фланирует по Киеву. Вариант второй: социальный Дядька, живущий в Киеве, где столько возможностей, даже и не подозревает, как сложно жить здесь, где в огороде только бузина. Вариант третий: биолого-социальный Эта фраза – аллегория многообразия форм жизни во Вселенной: от бузины в огороде до дядьки в Киеве. Дядька произрастает в Киеве, а бузина – в огороде. Или: дядька живет в Киеве, а бузина – в огороде. Вариант четвертый: лингвистический Огород – город. Слово “город” опущено, ибо его заменяет название города. Заменим слово “Киев” словом “город” Дядька – в городе, а бузина в огороде. Вариант пятый: саркастический Радоваться ли от того, что дядька в Киеве, когда весь огород в бузине?! Вариант шестой: эзотерический (имеющий скрытый, тайный смысл) Язык довел дядьку до Киева, а бузина останется в огороде. Каждому – свое. Вариант седьмой: ностальгический Дядька – в Киеве, и не может увидеть бузину в огороде, не может попить киселя из бузины, не может насладиться бузинными блинами. Миллионы людей используют “киевского дядьку” как символ бессмыслицы, а ведь можно написать целую книгу, используя эту блестящую мысль в градациях от лингвистики до философии, от народного юмора до зашифрованной высшей мудрости. И все по очень простой причине. Дело в том, что бессмыслицей это высказывание станет, если убрать из него противительный союз “а”. Ведь как известно их, этих противительных союзов, три – “а”, “но” и “да” и они взаимозаменяемы. Попробуем заменить: “В огороде бузина, но в Киеве дядька”. Чувствуете что произошло? Еще один вариант: “В огороде бузина, да в Киеве дядька” А если вы займетесь изучением качеств бузины, и посмотрите в словаре у Даля, то поймете, почему в этой гениальной сентенции участвует именно бузина. Ведь она и красива, как черемуха, и использовалась в кулинарных целях. (Продолжение следует) |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|