• Золотой сундук – стр. 10
  • Рустам, сын Зола
  • Везир и три мудрых совета Бахлюля
  • Старик и Азраил
  • Белго и Маравшей
  • Ум и Счастье
  • Мудрость отца
  • Шах Аббас и пахарь
  • Падишах и его бедные сватья
  • Идиомы и примечания к сказке...

    Золотой сундук – стр. 10

    Садиться на золу у холодного камина...

    Народный обычай, связанный, видимо, с желанием человека убедиться в том, что он не стал жертвой демонов или нечистой силы. Если на золе появляется что-то вроде отпечатка петушиных лап, то это означает, что человек стал жертвой нечистых духов.


    Пришел сын бедняка к отцу друга и говорит...

    Народный обычай, когда считалось, что детям говорить с родителями о браке «совестно», поэтому сын уведомлял отца о своем намерении жениться через близкого товарища.


    К еде не прикоснусь...

    Народный обычай: не прикасаться к угощению, пока хозяин не выполнит просьбу гостя. Видимо связан с кознями Шагаду. Известно, что тот кто отведает еды или питья Шагаду, попадает под его власть, поэтому сначала гость хочет, чтобы хозяин выполнил его важную просьбу.


    Надень на голову подаренную мной шапку-аракчи и знай, когда

    Всевышний пишет на Небесах свою Книгу Жизни...

    Обращение к библейскому образу Илии-пророка. Согласно Талмуду, Илия, вознесенный живым на небо, принимает постоянное участие в земных делах, появляясь там, где срочно необходимо Божественное вмешательство. Он странствует по миру то в обличив благочестивого старца, то вовсе невидимкой, но всегда как ангел-хранитель праведников и мудрецов, выступая как добрый волшебник, выручающий героя из беды


    Меошиерах призывал всех не уподобляться этой искусительнице, а брать пример с поднебесных птиц...

    Обращение, подчеркивающее особое расположение Яхве к орлам: «Все птицы носят своих птенцов в лапах из страха перед птицей, летящей над ними, но орел опасается только человека, как бы тот не метнул в него стрелу, а сверху опасность ему не грозит, ибо никакая птица выше его не летает...» По тексту сказки усиливает образ Илии-пророка, стремящегося открыть глаза на истину юноше и девушке, которые отдалились от своего Божественного предначертания.


    Седобородый старик бросил под ноги сына богача и его жены свой медный посох, который и, вправду, вмиг превратился в живую змею...

    Продолжение основной темы, когда добро при участии Илии-пророка обязательно побеждает зло. Здесь используется библейский сюжет, когда народ роптал на Моисея, и Яхве в наказание послал на Израиль ядовитых змей, так что многие умерли, а оставшиеся в живых раскаялись, и тогда Моисей, по повелению Яхве, сделал медное изображение змея, и всякий ужаленный, взглянув на это изображение, исцелялся.

    Рустам, сын Зола

    Да быть мне твоей жертвой...

    Пословица, отражающая, вероятно, верования иудеев в то, что можно подарить часть своей жизни другому человеку. Известно, что Адам, провидя смерть царя Давида в младенчестве, подарил ему семьдесят лет из своей жизни.


    Под семь пластов земли...

    Народное поверье, согласно которому ад находится в глубине земли под семью пластами, а рай – над седьмым небом. Небо представлялось воздушной массой, состоящей из семи «табага» – этажей. Каждый этаж отделяется от другого плотной перегородкой «перде» и предназначен для звезд, планет и ангелов. Над седьмым этажом стоит постоянный трон Всевышнего.


    Связать горе свое в один узел...

    Распространенное выражение, означающее набраться терпения, довериться судьбе.


    Выпить чашу шербета...

    Древний обычай, сопровождающий приношение клятвы верности и непоколебимости между джигитами.

    Везир и три мудрых совета Бахлюля

    Да быть срезанной моей бороде!

    Выражение считается святой клятвой, ибо верующие обязаны были носить бороду; безбородые считались неверными Богу.


    Землей не пахнет, а мертвецом лежит...

    Народная поговорка: парафраз фразеологического оборота «ни жив – ни мертв».


    Во галам, во салам!

    Присказка: образный парафраз «Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка».

    Старик и Азраил

    Да прожить тебе сто двадцать лет!

    Древнееврейское поверье, означающее предельный срок человеческой жизни.


    Путь длинный, как кишка шагаду...

    Народное поверье, о том, что кишки шагаду не имеют ни конца и ни края; отражает томительность, тщетность какого-либо действа.

    Белго и Маравшей

    Огнем клянусь!

    Клятва, связанная, видимо, с зороастрийским периодом. Зороастризм – религия единого Бога добра и света Ахура Мазда. Его антипод – владыка мрака Ангро Майнью, управляет своим воинством – дэвами. Согласно зороастризму, пространство и время бесконечно. Ахура Мазда в бесконечном времени выделил период в двенадцать тысяч лет, который разделил на отрезки по три тысячи лет. Сначала происходит творение идеального мира, затем создание материального мира. Все это время не прерывается борьба добра и зла, сил света и сил тьмы. Наступают последние три тысячи лет – в это время появляется Зороастр, силы зла терпят поражение, мир очищается огнем.


    Гости подносят два стакана, один с медом, другой с маслом...

    Народный обычай на свадьбе: при входе в дом жениха новобрачной подносят два стакана, один с медом, другой с маслом; невеста кладет свою правую руку в масло, а левую в мед и должна немного помазать наддверной косяк обеими руками – это делается в знак будущей благополучной и роскошной жизни.


    Шить мешок из каменной шкуры...

    Идиома, возникшая, вероятно, от древнееврейского «лежать в мешке», что означало попасть в безвыходное положение.


    Справить овиль...

    Народный обычай: неделя после похорон, в течение которой родственники не оставляют дома покойного ибо, по поверью, в продолжение недели душа не может свыкнуться с мыслью, что она лишилась своего жилища, и все это время посещает дом, в котором жила при жизни. Во все продолжение недели родители усопшего сидят дома: мужчины там, где лежал покойник, а женщины – на женской половине, и никуда не выходят; поэтому и все знакомые их не покидают, а утешают и сочувствуют. На седьмой день родители или родственники покойного устраивают поминки, называемые «хайрат», и отпускают своих гостей, поблагодарив их за выраженное участие. Траур носится родственниками покойного в течение года. Иногда обряд похорон превращается чуть ли не в свадьбу, и все проводят траурные дни в веселье с танцами и пированьем. Это в том случае, когда умирает какой-либо почтенный старик или старуха, жившие около ста лет и имеющие несколько поколений потомков.

    Ум и Счастье


    Услышала дочь падишаха умную речь жениха и улыбнулась от радости...

    Древнееврейская традиция, когда на свадьбе жених должен был продемонстрировать гостям свою образованность.


    Играют зурначи, бьют в барабаны...

    Традиционная народная музыка, сопровождающая значительные события, исполнялась в сочетании гармонии и тепа, либо зурны и барабана.

    Мудрость отца

    На старших сыновей надейся, а младшего не отпускай от себя...

    Народное поверье, когда младший сын, на долю которого выпадает больше добрых дел, обычно считается умнее и смелее старших братьев и более любимым в семье, поэтому вся надежда родителей на обеспеченную и спокойную старость возлагается именно на младшего сына.

    Шах Аббас и пахарь

    Злые слова, выпущенные изо рта, страшнее пули и кинжала...

    Парафраз язвительных слов Талмуда: «Десять мер болтовни спустились в мир: девять взяли женщины и одну – весь остальной мир».

    Падишах и его бедные сватья

    Сидеть у тахты больного...

    Народный обычай, когда было принято во время болезни посещать дом недомогающего. Около больного ни днем, ни ночью не бывает менее двух-трех сиделок, потому как односельчане, как правило старики и старухи, заботливо ухаживают за больным, исполняя его малейшее желание, и даже остаются ночевать.








    Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке