|
||||
|
Глава 10 Эпилог: достижения парфян Дошедшие до нас официальные документы парфян удивительно немногочисленны. Более того, история Парфии была забыта и уничтожена в последовавший за ней сасанидский период. Отчасти это объясняется враждебностью Сасанидов. Кроме этого, в арабском труде Масуди «Китаб-аль-тамбих» мы читаем, что сасанидские религиозные и политические деятели искусственно сократили парфянскую хронологию с пятисот десяти лет до вдвое меньшей продолжительности. Они сделали это в связи с зороастрийским утверждением, согласно которому империя персов должна была закончиться через тысячу лет после Зороастра, который, как считалось, жил приблизительно за триста лет до Александра Македонского. Так они пытались отсрочить роковую дату. Другие средневековые авторы Востока также знали об этом обмане, но зороастрийские предания отводили парфянам всего двести восемьдесят четыре года. Конечно, удивляет отсутствие документальных свидетельств, относящихся к истории Парфии. Но не следует забывать о кочевье парфянского царского двора из столицы в столицу, о множестве династических войн, о разграблении Ктесифона и об упоминании китайцами о том, что материалом для письма служил пергамент: все эти обстоятельства не способствовали сохранности документов. И даже хорошо организованное управление, как в Риме, допускало хаос в ведении записей; пришлось проводить обширную кодификацию законов и эдиктов, которую предприняли Теодозий и Юстиниан в V и VI вв. Из-за своего небрежного отношения к летописным документам парфянское правительство само виновато в том, что позднее о нем ничего не было известно. Какие изменения происходили в «Большом Иране» в течение половины тысячелетия парфянского правления? Когда кочевники-парны захватили селевкидские территории, они нашли земли, в которых доминировала греческая цивилизация, хотя сохранялись многочисленные восточные традиции. Эту культуру и управление, которые во многом превосходили их собственные, они сначала просто приняли, и во время правления I и II Митридатов сумели создать прочную монархию и обширную империю. Однако впоследствии прочность монархии уменьшилась – к политической выгоде знати. К I в. н. э. большинство прежних традиций трансформировались в новую, постэллинистическую фазу иранской культуры, которую парфяне передали своим сасанидским преемникам. В течение парфянского правления можно наблюдать прогресс во многих сферах деятельности. Иранское общество, как указывает Фрай, перешло из древней эры в Средневековье. Некая разновидность «феодализма» уже присутствовала в ахеменидском Иране. Однако теперь он проявляется совершенно ясно: ослабляется центральное правительство, возникает система знатных землевладельцев и эксплуатируемых крепостных, множатся титулы и почетные знаки. Война, охота, поло, пиры и исполнение эпосов характерны для жизни аристократии. Организация армии отражает эти условия. Экономическая система, сложившаяся при парфянах, страдала от недостатков, присущих большинству систем древности, однако некоторый прогресс все же имел место. Развитие торговли, как внутренней, так и внешней, сопровождало наступление более мирного времени в I в. н. э. Города росли и существовали за счет прибыли от караванов, а торговые пути к этому моменту соединяли Средиземноморье с Китаем как по суше, так и по морю. Благосостояние, приносимое экономическим развитием, в свою очередь, способствовало процветанию искусств. Парфянские архитекторы предложили ряд важных новых идей при строительстве айванов, сводов и опор свода, а также декоративной отделке зданий. Парфянское изобразительное искусство внесло немалый вклад в более поздние стили. Вероятно, римское искусство почерпнуло прием фронтальности и некоторые мотивы запада Парфии, а оттуда они перешли в искусство Византии. Сасанидские художники переняли такие парфянские темы, как облечение властью, сидящая фигура со скрещенными ногами и поединок между двумя конными воинами, а также сюжеты, почерпнутые их греческого искусства. В этих областях эллинизм отнюдь не был отвергнут: он был включен в восточный образ мышления. В сфере религии зороастризм продолжал распространяться и развиваться в сторону тех форм, которые он принял при Сасанидах. Но все это было достижением подданных парфян. Насколько сами парны были ответственны за все происходившее? Парфянские правители Ирана – по большей части туманные фигуры. Похоже, что их больше интересовали традиционные способы времяпрепровождения, а не трезвое управление. Их занятия оставили о себе мало свидетельств. Во многих сферах жизни они проявляли достойную восхищения терпимость, которая, несомненно, объяснялась равнодушием, но она хранила их подданных от гонений и притеснений. Кое в чем направляющая рука парфянских правителей давала о себе знать, ведя подданных на битвы и в захватнические походы, превращая Ктесифон из деревушки в столицу, отправляя послов к китайскому императору. Царь Вологез заложил основу коллекции фрагментов «Авесты». Превращение царства из преимущественно греческого в иранское во многом было связано с влиянием монарха и знати. Однако подлинные достижения парфянских монархов затерялись из-за отсутствия записей и извращения истории Сасанидами. В Иране память о парфянах быстро стерлась, так что Фирдоуси мог сказать: «Я слышал только их имена и не видел их в хрониках царей». Таким образом, в последующие века в Иране в памяти остались только несколько имен и бурное падение. Персонажи парфянской истории если позже и упоминались, то только для того, чтобы «указать мораль и украсить рассказ» (фото 76). |
|
||
Главная | Контакты | Прислать материал | Добавить в избранное | Сообщить об ошибке |
||||
|